Образ пушкина в скульптуре

Образ Пушкина в скульптуре

Причем не со всем советском искусстве — памятники и живопись оставим в стороне. Речь пойдет об искусстве декоративно-прикладном — а соответствующую выставку представил и соответствующий музей (ВМДПНИ, если кто еще не догадался).

Пушкинская тема стала активно появляться в ДПИ во второй половине 30-х. Неудивительно — разворачивалась подготовка к столетней годовщине гибели поэта, своеобразное превращение траурной даты в празднование. Туркменский ковер с портретом — именно из этого времени.

Или вот резьба по кости — работа тобольского мастера.

Образ Пушкина в скульптуре

Блюдо с портретом Пушкина сделано в Ташкенте. Такое блюдо называется «ляган» (вообще-то это блюдо для плова) и украшено вполне традиционным восточным орнаментом.

Образ Пушкина в скульптуре

А вот известная работа Натальи Данько на ЛФЗ — «Пушкин за работой». Здесь она в бесцветной глазури, хотя нередко ее можно видеть и в разных вариантах росписи (на недавней выставке в Музее А. С.Пушкина было представлено целых два).

Образ Пушкина в скульптуре

А вот похожий сюжет, которого лично мне раньше видеть не доводилось. Автор — Исидор Фрих-Хар, а выполнена работа на Конаковском заводе.

Образ Пушкина в скульптуре

Еще один любимый сюжет — Пушкин-лицеист. Автор этой модели — Софья Велихова, ЛФЗ.

Образ Пушкина в скульптуре

Там же, на ЛФЗ, в 1937 году изготовили сервиз «Сказка о золотом петушке». (Автор росписи — Тамара Беспалова-Михалева.)

Образ Пушкина в скульптуреОбраз Пушкина в скульптуреОбраз Пушкина в скульптуреОбраз Пушкина в скульптуре

А вот из того же конца 30-х два Пушкина более серьезных. Один сделан на Кузяевском заводе, другой — в Вербилках.

Образ Пушкина в скульптуреОбраз Пушкина в скульптуре

Гжель же отличилась в 30-х массовым производством богатырей. Производитель — артель с очаровательным названием «Вперед, керамика».

Образ Пушкина в скульптуреОбраз Пушкина в скульптуре

Ну, и конечно, все центры лаковой росписи — Палех, Холуй, Мстёра, Федоскино — не оставались в стороне. Конечно, прежде всего избирая сюжетом пушкинские сказки. Что для них, впрочем — дело совершенно вневременное: подобное делалось и до, и после юбилейных дат.

Образ Пушкина в скульптуреОбраз Пушкина в скульптуреОбраз Пушкина в скульптуре

Интересно, что и по прошествии траурной годовщины, уже в послевоенное время, пушкинская тема в декоративно-прикладном искусстве не исчезла — будь то по инерции или по другим причинам.

Сам образ поэта, впрочем, претерпел некоторые изменения. Вот, к примеру, уже не памятник в миниатюре, а более лирическая семейная сцена — сделана в 50-х годах на Дулёвском заводе Астой Бржезицкой.

Образ Пушкина в скульптуре

На резной шкатулке из кости просматриваются три девицы из «Сказки о царе Салтане».

Образ Пушкина в скульптуре

А ЛФЗ в конце 40-х обращается к сюжету «Руслана и Людмилы». Авторы — известный тандем: Борис Воробьев (скульптура) и Иван Ризнич (роспись).

Образ Пушкина в скульптуреОбраз Пушкина в скульптуре

Позже, в начале 80-х, шахматы на ту же тему сделает на ЛФЗ Эльвира Еропкина.

Образ Пушкина в скульптуреОбраз Пушкина в скульптуреОбраз Пушкина в скульптуре

«Сказка о рыбаке и рыбке» разных авторов и разных заводов.

Образ Пушкина в скульптуреОбраз Пушкина в скульптуреОбраз Пушкина в скульптуре

И столь же многообразны персонажи «Золотого петушка».

Образ Пушкина в скульптуреОбраз Пушкина в скульптуреОбраз Пушкина в скульптуреОбраз Пушкина в скульптуре

Строго говоря, на этом следовало бы остановиться, поскольку еще несколько представленных в экспозиции работ относятся уже к постсоветскому периоду. 1999 год — 300-летие со дня рождения — вдохновил мастеров дымковской игрушки. И вот пожалуйста — «Пушкин с котом».

Образ Пушкина в скульптуре

«Маленького Пушкина» ничтоже сумняшеся поместили на печку.

Образ Пушкина в скульптуре

А тут — целая семейная сцена. Экспликация гласит: «барыня с цветком» — это Наталья Николаевна, «барыня с веером» — ее сестра. Ну, а в центре, в компании с Пушкиным — царевна-лебедь.

Образ Пушкина в скульптуре

Не забыты также белка, русалка на ветвях и ученый кот.

Образ Пушкина в скульптуреОбраз Пушкина в скульптуре

Ну, а завершу изготовленной где-то в Ярославской области скульптурной композицией «Пушкин и царь». Не без некоторой анахронистичности, но зато впечатляет.

Образ Пушкина в скульптуреОбраз Пушкина в скульптуре

В общем, действительно «наше все» — во всех смыслах и во всех видах.

Источник: https://diletant.media/blogs/60920/359/

Портреты Пушкина. Живопись, графика, скульптура XIX — XX веков

Новая выставка из собрания музея открыта в Государственном музее А. С. Пушкина с 10.00

Государственный музей А. С. Пушкина, 10 февраля 2012 Москва, ул. Пречистенка, 12/2

Новая выставка в Государственном музее А. С. Пушкина «Портреты Пушкина. Живопись, графика, скульптура XIX — XX веков. Из собрания Государственного музея А. С. Пушкина» открывается сегодня, 10 февраля, в День памяти А. С. Пушкина (175 лет со дня гибели поэта). Выставка открыта в свободном доступе, без вернисажа, с 10.00.

Трудно назвать имя большого художника России XIX — XXI веков, который в своем творчестве не обращался бы к образу Пушкина. Свой вклад в иконографию поэта внесли О. А. Кипренский и В. А. Тропинин, И. К. Айвазовский и Н. Н. Ге, И. Е. Репин и В. А. Серов, М.

 М. Антокольский и П. П. Трубецкой, В. А. Фаворский и А. И. Кравченко, К. С. Петров-Водкин и А. А. Пластов, М. К. Аникушин, Е. Ф. Белашова, К. Ф. Юон, В. Н. Горяев, В. И. Шухаев, Н. П. Ульянов, В. Е. Попков, П. П. Оссовский, И. П. Обросов и многие другие.

В собрании Государственного музея А. С. Пушкина насчитывается около четырех тысяч произведений живописи, графики и скульптуры. Ядро коллекции составляют прижизненные портреты Пушкина. Одним из наиболее ценных экспонатов является копия портрета Пушкина с оригинала О. А.

 Кипренского, выполненная неизвестным русским мастером в середине XIX века по заказу близкого друга Пушкина князя П. А. Вяземского. Этот уникальный мемориальный предмет получил название «Остафьевская копия», так как происходит из Остафьево — подмосковной усадьбы Вяземского.

Среди прижизненных портретов поэта, представленных на выставке, — гравюра Е. Гейтмана, украшающая первое издание «Кавказского пленника», и гравюра Н. И. Уткина с оригинала О. А. Кипренского, размещенная на фронтисписе издаваемого А. А. Дельвигом альманаха «Северные цветы на 1828 год».

Среди изображений Пушкина последних лет его жизни большой интерес представляет гравюра Томаса Райта. Существует предположение, что портрет был заказан английскому художнику самим Пушкиным для готовившегося собрания сочинений.

Гравюра была выполнена вскоре после смерти поэта, в марте 1837 года. «Обратите внимание, — писал о ней Репин, — что в наружности Пушкина отметил англичанин. Голова общественного человека, лоб мыслителя. Виден государственный ум».

В многочисленных воспоминаниях о Пушкине, появившихся в печати после его смерти, современники стремились не только запечатлеть внешний облик поэта, но и показать его духовную красоту. Не менее интересен и взгляд поэта на самого себя. Еще на лицейской скамье им было написано шуточное стихотворение «Мой портрет» (1815) на французском языке.

Кроме того, на протяжении всей жизни на полях рукописей Пушкин набрасывал свои автопортреты. Рисованные для себя и не предназначенные для широкой публики, они получили известность и были оценены лишь столетие спустя. Некоторые из них также представлены на выставке. Включены в состав выставки и прижизненные стихотворные обращения к Пушкину его друзей — В. К.

 Кюхельбекера, А. А. Дельвига, Н. М. Языкова.

Большую часть иконографии Пушкина, хранящейся в музее, составляют работы художников второй половины XIX — начала XXI века.

Эти ретроспективные изображения были созданы на основе изучения прижизненных натурных портретов Пушкина, его автопортретов, творчества и биографии.

Все они — плод воображения и несут на себе печать своего времени, так как каждая эпоха находила в гении Пушкина то новое и животрепещущее, что было ей созвучно.

«Первой удачной и любопытной попыткой создать воображаемый портрет Пушкина» по праву считается офорт Л. Е. Дмитриева-Кавказского, созданный им в 1880 году под влиянием речи Ф. М. Достоевского на открытии памятника Пушкину в Москве. Также на выставке можно видеть работы В. В. Матэ, В. Н.

 Масютина, М. В. Добужинского, В. А. Фаворского, К. С. Петрова-Водкина, В. И. Шухаева, Н. В. Кузьмина, Т. А. Мавриной, А. З. Иткина и других художников. Наибольшее количество портретов Пушкина было связано с юбилеями 1937, 1949, 1987 и 1999 годов. Многие из них представлены на выставке.

Отдельный раздел выставки представляют изображения Пушкина в печатных изданиях. Еще при жизни поэта растущая популярность Пушкина сказалась на интересе читателей к его личности, что положила начало целому ряду изображений поэта в книгах и журналах. Фронтисписом для первого посмертного издания сочинений Пушкина (1838) и издания П. В.

 Анненкова (1855) послужила знаменитая гравюра Н. И. Уткина. В 1899 году П. П. Кончаловский (отец художника П. П. Кончаловского) предпринял первое иллюстрированное издание сочинений Пушкина в трех томах, к которому привлек лучших художников своего времени: В. И. Сурикова, И. Е. Репина, И. И. Левитана, М. А. Врубеля, братьев А. М. Васнецова и В. М. Васнецова, К. А.

 Коровина и С. А. Коровина и многих других. Для фронтисписа издания портрет Пушкина был исполнен В. А. Серовым. Впоследствии практика использовать в качестве фронтисписа портрет Пушкина получила широкое распространение.

В произведениях Пушкина, издававшихся огромными тиражами, портреты поэта создавались как знаменитыми, так и малоизвестными авторами, работы которых представлены на выставке.

С конца ХIХ века Пушкин становится героем различных художественных произведений — рассказов, повестей и романов, пьес (таких, например, как пьеса К. Г. Паустовского «Наш современник (Пушкин)» и М. А. Булгакова «Последние дни (А. С. Пушкин)».

Портретный ряд выставки блестяще дополняют избранные комментарии известных людей к тем или иным изображениям поэта и строки из поэтических посланий, обращенных к А. С. Пушкину.

Источник: пресс-релиз Государственного музея А. С. Пушкина

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
Образ Пушкина в скульптуре Образ Пушкина в скульптуре Образ Пушкина в скульптуре Образ Пушкина в скульптуре Образ Пушкина в скульптуре Образ Пушкина в скульптуре Образ Пушкина в скульптуре

Источник: https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120210_pushkin_v_portretakh.html

Образ Пушкина в изобразительном искусстве: портреты и скульптуры

Имя Александра Сергеевича Пушкина стало знаковым для русской культуры. Искреннее восхищение его личностью и творчеством живо и умножается во времени. Благодаря талантливым творениям известных скульпторов и художников, молодое поколение с уважением созерцает изображения прославленного поэта.

Образ Пушкина в изобразительном искусстве: портреты

Многие отмечают неординарность образа поэта. Образ Пушкина в изобразительном искусстве – неисчерпаемая тема для изучения: один и тот же поэт предстаёт перед нами в разных ракурсах, увиденных мастерами в разные периоды жизни этого гения. И благодаря их работам мы имеем уникальную возможность всякий раз знакомиться с новым Пушкиным.

На дворе XXI век, а в пушкинских местах не прекращаются аншлаги: люди с интересом посещают пушкинские вечера и выставки. Состоявшееся в Пушкинских Горах очередное выставочное мероприятие – яркое тому доказательство. Московский государственный музей имени А. С.

Пушкина в сотрудничестве с Государственным музеем-заповедником «Михайловское» способствовал увековечиванию образа поэта в изобразительном искусстве и включил эту ценную экспозицию, состоящую из 130 скульптурных и графических композиций, в глобальный проект, раскрывающий образ Пушкина в изобразительном искусстве. Проект называется «Портреты Пушкина».

Проект «Портреты Пушкина»

Сама по себе выставка уникальна: её посетители не могли не ощутить своё присутствие сразу в двух столетиях: здесь встретились изображения Пушкина, выполненные мастерами — современниками поэта, и работы, созданные после его ухода из жизни. Есть и копии с известных портретов Пушкина неизвестных мастеров (например, «Остафьевская копия»), подтверждающие их истинную популярность во все времена.

Кипренский, Ге, Тропинин, Айвазовский, Серов, Репин, Фомин, Петров-Водкин, Юон, Лактионов, Оссовский, Антокольский… Список имён прославленных художников-портретистов, обращавшихся к образу гения поэтического слога, можно продолжать.

Их работы ценны тем, что нет даже отдалённо похожего видения этой выдающейся личности, в чём прослеживается стремление мастеров «прожить» этот образ по-своему, словно сказать: «Это МОЙ Пушкин». Подчёркнутые особенности образа Пушкина в изобразительном искусстве – портретах и скульптурах – приоткрывают созерцателям и черты прожитых эпох.

И эта связь времён замечательна по сути своей. Мысль о том, что Пушкин является крепким звеном, связывающим поколения из разных столетий, позволяет гордиться нашими культурными корнями.

Не перестают вызывать восхищение пушкинские силуэты, когда-либо рождавшиеся в руках талантливых скульпторов: Аникушина, Баха, Теребенева, Балашовой и других.

Четко схваченные черты лица (и их малейшее возможное изменение), характерные для поэта позы и жесты, даже складки в одежде – всё создаёт ощущение, что Настоящий Пушкин сейчас протянет руку именно вам и заговорит по душам сквозь столетия…

Попытка изображения Пушкина в XXI веке

Рекламным агентам-креативщикам города Алма-Аты одной такой беседы с классиком кажется мало, они пошли далее (вернее, зашли слишком далеко) в идее приобщения казахов к пушкинской теме.

Все их земляки, а теперь и все завсегдатаи сети интернет, «помнят чудное мгновенье», когда огромный плакат шокирующего содержания для рекламы увеселительного клуба предстал на перекрёстке улиц Пушкина и Курмангазы: русский поэт и казахский композитор слились в крепком поцелуе… Реакция со стороны интеллигенции на содеянное оказалась разноречивой: скептики возмущены и осуждают авторов за попытку посягнуть на святое, оптимисты видят хоть и неудачный, но значимый шаг к объединению культур двух народов, и даже разных видов искусств.

Что это: отсутствие должного уровня интеллигентности, дерзкий вызов классическим традициям или просто гениально-нестандартное мироощущение.

Содержание созданного постера, конечно, низкой пробы, но он вновь демонстрирует неравнодушие к пушкинской теме (заметим, даже не на русской почве)! Остаётся верить, что разнонациональное (иногда поверхностное) знание обо всём пушкинском всё же научится гармонично уживаться с глубоким уважением и к личности, и к поэтическому наследию русского классика.

Образ Пушкина в скульптуре

«Пушкин жил! Пушкин жив! Пушкин будет жить!»

Вообще проявление описанных выше культурных «взрывов» становится закономерным и периодическим: попытка «сбросить с корабля современности» Пушкина и его соратников по перу в начале XX века уже предпринималась футуристами.

Почему бы не покреативничать и в начале двадцать первого? Каждый, чувствующий в себе «зародыш» творца, имеет право на звучное слово! Вот только время за всех само решит, какое из «вымученных шедевров» является истинным произведением искусства, а какое оказалось случайным в творческой истории.

И это справедливо: все футуристические и рекламно-креативные нападки на уникальное пушкинское наследие обречены на поражение. Так и хочется выкрикнуть в их адрес возражение в их же духе: «Пушкин жил! Пушкин жив! Пушкин будет жить!»

Читайте также:  «женщина с веером (луния чеховская)», амедео модильяни — описание картины

Образ Пушкина в скульптуре

Образ Пушкина в изобразительном искусстве: детские рисунки

Неспроста в детях видится светлая надежда на счастливое будущее, которое они смело и искренне рисуют на белых листах бумаги. Результаты ежегодно проводившихся городских, краевых, всероссийских и международных детских художественных конкурсов на пушкинскую тематику вселяют надежду на сохранение культурных традиций в последующих поколениях.

Детские портретные рисунки по мотивам художественных произведений А. С. Пушкина – настоящие откровения. Изображая на бумаге полюбившийся фрагмент стихотворения, сказки или портрет поэта, ребёнок словно признаётся: «Вот он какой, МОЙ Пушкин, так вижу его я, и я рад, что ОН у меня есть!»

Рисунки детей удивляют богатой цветовой палитрой и замыслом, а порой – даже выбором книги, которая иногда, случается, совсем не по возрасту юного художника.

Заслуживает особого уважения, к примеру, работа пятиклассника, выполненная по мотивам «Пиковой дамы» или «Бориса Годунова», в которой уже угадывается и серьёзное отношение к действительности, и глубокое уважение к поэзии, и вдумчивое прочтение «взрослого» произведения.

Образ Пушкина в скульптуре

Сотни детей, ежедневно читающих одинаковые книги Пушкина, создают сотни неповторяющихся рисунков по пережитым ими фрагментам. Пушкинский источник творческих идей неисчерпаем: их будет вдоволь и детям детей, и внукам детей.

По выставкам детских рисунков можно бродить часами и читать без слов понятные пушкинские эпизоды: вот глупый поп в нелепой попытке обмануть хитрого работника Балду, вот Салтаново царство с его увлекательной историей, а вот три девицы под окном со своими мечтаниями…

Образ Пушкина в скульптуре

Детские конкурсы творческих работ

Дети разных национальностей из сотен городов и сёл присылают на конкурсы тысячи творческих работ, выполненных карандашом и акварелью, фломастерами и гуашью.

Они с интересом воплощают свои идеи в реальность и самостоятельно, и с помощью родителей или учителей, бабушек или дедушек, сестёр или братьев.

Полюбившиеся пушкинские мотивы продолжают сближать людей разных возрастов в творческом порыве.

Образ, запечатлённый в памятниках

Сегодня трудно себе представить какой-либо цивилизованный город, в котором не увековечен образ Пушкина в изобразительном искусстве: портреты, скульптуры — все говорит о том, что великий поэт не забыт. В честь гения названы улицы, парки, музеи, библиотеки и даже торговые центры!

Образ Пушкина в скульптуре

По всей России рассредоточены скульптурные изображения Пушкина, исчисляющиеся сотнями, причем каждый скульптор по-своему воссоздал образ Пушкина. В изобразительном искусстве скульптуры знаменитого поэта многочисленны и популярны.

Стоит побывать в Царском Селе, где посетителя встретят сразу три скульптуры Пушкина, символизирующие разные этапы жизни и творчества поэта. Именно здесь промчались лучшие годы юности и творческого взросления будущего светоча русской поэзии.

Бронзе и граниту выпала высокая честь увековечить живые черты Пушкина.

Скульптуры зарубежных мастеров

Не всегда такие изображения русского поэта принадлежат русским скульпторам. Так, известная статуя Пушкина, некогда приобретённая императором Николаем Вторым, имеет французское происхождение: её выполнил мастер Л. Бернштам.

Впоследствии статуя украшала вестибюль царскосельского лицея и связана с появлением названия города – Пушкин.

После Великой Отечественной войны этот памятник подлежал глубокой реставрации: в нём устранили около 142 выбоин от фашистских выстрелов по бронзовой мишени.

Образ Пушкина в скульптуре

С чем ассоциируется великий писатель у русского народа?

Образ Александра Сергеевича Пушкина в изобразительном искусстве в мирное время у русского культурного человека вызывает лишь светлые эмоции.

Да и как не почувствовать себя причастным к русской интеллигенции, сидя в сквере в обществе романтичного, безгранично любящего жизнь Александра Сергеевича! Он, словно не желая оставлять надолго, встречает нас возле школ и музеев, в городских парках, на центральных площадях, рядом с музеями и библиотеками.

Образ Пушкина в скульптуре

Скульпторы любят изображать Пушкина в задумчивой, но непринуждённой позе, с пером и тетрадью в руках, сидящим на скамье с мечтательным дружеским взглядом. Наблюдая творческий порыв, запечатлённый в бронзе или камне, веришь, что вот сейчас, прямо здесь, из-под пера гения на свет появится ещё один не дописанный при его жизни шедевр.

Разве можно после этого не восхититься безграничными возможностями истинного, классического, изобразительного искусства!

Источник: http://rus-poetry.ru/obraz-pushkina-v-izobrazitelnom-isku/

Образ Пушкина в скульптуре » Умурзак Шанов — официальный сайт скульптора

02 Февраль 2015

Образ Пушкина в скульптуре

Может ли человек, занимающийся искусством, не столкнуться с образом, именем и творческим наследием  А.С.

Пушкина? И возможно ли после подобной встречи не испытать вдохновения и даже священного трепета от прикосновения к столь удивительной личности? Вряд ли  мы сможем услышать отрицательный ответ.

И, конечно же, этой тематикой не могли не заинтересоваться и скульпторы. Высечь в камне образ творца и истинного гения слова!

Со скульптурами А.С.Пушкину мы можем столкнуться в самых различных местах. Это могут быть площади, библиотеки, скверы, музеи, университеты, даже станции метро. И каждый раз перед нами предстает новый Пушкин, каждый раз мы сталкиваемся с живым, и по сей день, образом.

Что в имени тебе моем?

Многоликость и многоплановость личности  творца не является случайностью. Многие скульпторы обращаются к портретам различных художников (В.А.Тропин, С.Г. Чириков, Ж. Вивьен де Шатобрен, П.Ф. Соколов, П.И.Челищев, А.Н.

Мокурицкий, изобразивший художника на смертном одре) и даже к собственным автопортретам, которые Пушкин набрасывал на полях своих рукописей в течение всей жизни. Однако при жизни Александра Сергеевича ни одного скульптурного портрета не было создано. Вероятно, первой является статуэтка А.И.

Теребенева, сделанная после трагической, но не менее яркой смерти Пушкина.

Образцы скульптурного творчества, как и говорилось ранее, возможно обнаружить в самых различных  местах  не только России, но и мира. Особое место в огромном списке занимает «город на Неве» — Петербург (также его из-за обилия улиц, площадей и зданий порой называют  «Пушкинский Петербург»).

«Город на Неве» был вдохновителем поэта с ранних лицейских лет  и на протяжении всего творческого пути. В 1957 году на площади Искусств (ранее Михайловская площадь) 21 июня был открыт памятник скульптора М.К. Аникушина великому поэту.

Здесь Пушкин естественен, в нем отсутствует пафос и театральность, здесь он лишен будничных забот, его глаза горят пламенем творчества, а голова,  слегка откинутая назад, демонстрирует вдохновенное лицо.

Однако не везде художник слов предстает в столь живом образе, например, в 1937 году была показана статуя высотой в три метра скульптора Меркурова.  По мнению многих критиков и искусствоведов, Пушкин Меркурова – холоден и лишен всего живого, словно демоническая сущность.

Здесь поэт торжественно выступает вперед, облаченный в тяжелую шинель, он замкнут и отстранен. Несомненно, прослеживаются и намерения –  Меркуров стремился создать монументальный и масштабный, в своей основе, образ.

Долгое время чрезмерная патетика и нагнетание драматических эмоций сопутствовали пушкинской тематике.

Наиболее известный, и в тот же момент новый образ, памятник установлен на площади, позже названной именем поэта, в Москве. Автор скульптуры А. Опекушин.  Здесь возможно усмотреть особого Пушкина, именно в этот момент Александр Сергеевич прогуливается по бульвару, он погружен в себя, задумчив, в этот самый момент рождаются новые строки, это момент вдохновения, творения будущего.

Стоит отметить, что  в противовес монументальности и холодности скульптуры Меркурова Опекушин стал автором памятника в Петербурге на Пушкинской улице, где показывает Пушкина-бунтаря, эмоционального и гордого, однако все столь же живого.

Образ Пушкина в скульптуре

Другие, менее известные памятники

Не менее известны и другие скульптуры. Так в Царском Селе в 1899 году была установлена скульптура Р.Р. Баха, где образ даже несколько «интимный». Одобрение проекта памятника и его установки были получены лично от Императора Николая II.

  Вместе с тем, например, у И.Шадра Пушкин — романтик, провозвестник гуманистических идей. А также интересны работы А.И. Грогорьева, О.К.Комова, Н.И.Нисс-Гольдмана, Е.Ф. Белашовой (памятник установлен в Пушкниских горах в 1959) и других художников (М.Манизера, Г.

Гликмана и т. д).

В Эфиопии, считающейся родиной предков поэта по материнской линии, известным российским скульптором А. Белашовым не так давно был установлен памятник, где Пушкин в одной руке держит перо, а в другой  — тетрадь.

Даже в нескольких примерах личность великого поэта предстает в необычайно сложных и порой схожих, но все-таки разнящихся прочтениях, замыслах, в новом понимании.

Источник: http://www.sculptor-shanov.com/obraz-pushkina-v-skuljjpture.html

8 самых известных памятников А. С. Пушкину

6 июня 1799 года на свет появился Александр Пушкин, и именно этот день в России выбран для празднования Пушкинского дня, также именуемого Днем русского языка.

Впрочем, посвящены великому поэту не только праздники, но и многочисленные памятники по всему миру. О восьми самых известных из них мы вам и расскажем.

Памятник на Пушкинской площади

Первый памятник А. С. Пушкину был установлен 6 июня 1880 года на Пушкинской площади, причем готовиться к этому начали за пять лет. Был проведен огромный конкурс и отсмотрены десятки проектов, в результате чего комиссия остановилась на скульптуре Александра Опекушина.

В день открытия памятника на площади собрались толпы людей, а организацией занимались Московский Университет, Общество любителей русской словесности и городская дума.

Пушкин и Гончарова на Арбате

Бронзовые скульптуры Александра Пушкина и его жены и музы Натальи Гончаровой встречают своих поклонников на Старом Арбате, у входа в свой особняк. Скульптура, выполненная Александром и Игорем Бургановыми, установлена здесь в 1999 году.

Особенностью ее является то, что цветы многие стремятся положить не на постамент, а вложить в руки Натальи.

Пушкин и Онегин в Йошкар-Оле

Еще один герой, занимавший немалое место в жизни Александра Сергеевича, но существовавший лишь на страницах его романа, разделил со своим создателем памятник в Йошкар-Оле.

Скульптура, созданная Андреем Ковальчуком в сентябре 2011 года, изображает задумчивого поэта, сидящего на скамье, и стоящего рядом Онегина.

Пушкин в Царском Селе

Монументу, установленному в 1899 году в Царском Селе выпала нелегкая судьба. Это творение Роберта Баха четыре года пролежало в земле, чтобы избежать разрушения фашистами, оккупировавшими населенный пункт во время Второй Мировой.

Впрочем, на его внешнем виде это почти не сказалось, и в конце войны после небольшой реставрации памятник был возвращен на место.

Пушкин в Париже

Первый памятник Пушкину в Париже был установлен в 1912 году, однако через двадцать лет его вывезли в Царское Село.

Долгое время город, о котором Александр Сергеевич мог только мечтать, оставался без памятника, но в 1999 году в Сквере Поэтов был установлен бронзовый бюст поэта работы Юрия Орехова.

Пушкин и Арина Родионовна в Пскове

Множество воспоминаний поэта связано с простой русской женщиной, его няней. Арина Родионовна, рассказывавшая маленькому Саше добрые сказки, а затем поддерживавшая его во время ссылок, также увековечена в скульптуре рядом со своим воспитанником.

Композиция, стоящая в одном из скверов Пскова, изображает старушку, внимательно взирающую на человека, заменившего ей детей и ставшего главным смыслом ее жизни.

Пушкин в Шанхае и Дели

Кстати, Александр Сергеевич — не только наше все. Памятники великому поэту есть и в Китае, и в Индии, и еще нескольких десятках стран.

Памятник в Шанхае был поставлен в 1937 году при непосредственном участии Федора Шаляпина, бывавшего здесь на гастролях, и Александра Вертинского, некоторое время проживавшего в Китае.

А в 1988 году памятник поэту установили и в Дели, где поклонников его творчества оказалось больше ожидаемого.

Конечно, отправляться в далекую страну только ради того, чтобы взглянуть на памятник своему соотечественнику, не имеет смысла, а вот прогуляться в парк и, сидя в тени монумента, перечесть несколько творений Пушкина точно стоит.

Источник: http://www.restbee.ru/guides/razvliechieniia-i-prazdniki/8-samykh-izviestnykh-pamiatnikov-a-s-pushkinu.html

Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 6, 9 класс) по теме: Памятники А.С. Пушкину | Социальная сеть работников образования

Одна из красивейших легенд Москвы — это история знакомства, сватовства и женитьбы русского поэта Александра Пушкина и Натальи Гончаровой.Московский Арбат, арбатские переулки — именно здесь проходил их медовый месяц, здесь они прогуливались — молодые, влюбленные, счастливые.

Авторами памятника являются Александр Бурганов и Игорь Бурганов. Архитекторы Е. Розанова и А. Кузьмина.Скульптурная композиция изображает влюбленных Пушкина и Гончарову. Бронзовые скульптуры встречают москвичей и гостей столицы у порога своего дома на Арбате.

Читайте также:  «глаза в глаза», эдвард мунк — описание картины

В связи с 175-летием венчания поэта, авторами были выставлены в натуральную величину в объеме макет колоннады арки благоустройства.

Великий русский поэт, увековечен в бронзе не стандартно. Обычные памятники это либо человек стоит или сидит, а тут Александр Сергеевич фривольно лежит на диванчике, закинув руки за голову, отдыхает. Во дворике мастерской скульптора Александра Рукавишникова находится памятник.

Необычная история знакомого московского памятника.

Этот памятник великому поэту Александру Сергеевичу Пушкину работы мастера Опекушина знают не только все москвичи, но и практически все гости нашего города. К нему привыкли и люди и голуби. У Пушкина любимое и популярное место встреч.

Это место считается сердцем Тверской улицы и бульварного кольца Москвы. Сейчас в Москве много разных памятников поэтам и писателям и кажется, что этот памятник ничем не выделяется в череде себе подобных.

Но он поистине уникален по многим своим показателям, истории своего создания и открытия, о чём мы хотим поведать вам в этом очерке. 

Поэт и вовсе некогда не был народным. Мысли о возведении памятника возникли у друзей и поклонников едва ли не сразу после гибели Пушкина. Но были и противники, особенно среди дворянства, которые не очень разделяли эту любовь к поэту и его творчеству.

Для изготовления памятника Пушкину даже на народные деньги требовалось обязательно получить разрешение царя. И вот наконец ходатайство на открытие памятника было направлено Александру Второму в 1955 году. Причём делалось всё как обычно «по-русски», через протекцию.

Истинными ходатаями были прогрессивные люди того времени, а прошение было направлено с оказией от имени Министерства иностранных дел, конкретно через бывшего сокурсника Пушкина по лицею князя Горчакова.

Через 5 лет на царский стол поступает ещё одно ходатайство теперь уже от лицеистов пушкинского и последующих выпусков. Это ходатайство приняли и разрешили открыть сбор денег на создание памятника. При этом казна не пожелала выделить на это ни копейки.

Так что памятник, который мы сейчас видим перед собой, полностью создан на пожертвование обычных людей. Кто мог, присылал большие суммы, а некоторые присылали небольшие пожертвования в виде «скромной лепты в несколько копеек». В списках жертвователей есть простые крестьяне, мелкие купцы и приказчики.

Как Петербург «обиделся» на Москву. Памятник первоначально хотели установить в лицейском саду под Петербургом. И сбором денег занималась первоначально администрация лицея. Но денег было собрано мало, всего лишь 13000 рублей. И вот в 1870 году решили поставить сбор средств на высший уровень,

Памятник Пушкину в Санкт-Петербурге на Пушкинской улице

Помимо установления памятника в Царском селе были мысли установить его в самом Петербурге.

Один из членов комитета, друг поэта, адмирал Фёдор Матюшкин, который, как и Пушкин, всё свое детство провёл в Москве, предложил комитету мысль об установлении памятника не у лицея, где он слишком уединён и не в Петербурге, где он потеряется среди многообразия монументов, а именно в Москве на родине поэта.

Комитет эту мысль одобрил, а «высочайшее соизволение» было очень довольно этим фактом (подальше от столицы), и повелело установить памятник в Москве, где он получит «вполне национальное значение». Тем более, что в Петербурге тогда стояли памятники исключительно царским особам, а в Москве уже стоял памятник народным героям Минину и Пожарскому.

Крепостной крестьянин Опекушин. Первая модель ещё для царскосельского парка была изготовлена в 1860 году. С этого момента пошла череда моделей, прозванных очевидцами «Пушкиным на скале». Эти модели изображали Пушкина восседающим на высокой горе в окружении многочисленных персонажей его произведений.

В 1972 году объявляется 8-ми месячный конкурс, в результате которого устраивается открытая выставка с 15-ю разными проектами без указаний имён авторов!!! Чтобы никакой субъективной оценки не проскочило! В первом конкурсе ни одна модель окончательно не выиграла, а конкурсанты получили лишь поощрительные награды. В том числе и скульптор Александр Михайлович Опекушин.

Второй конкурс в 1974 году представил 19 моделей и закончился присуждением всего лишь трёх поощрительных премий соискателям, среди которых также значился Опекушин.

И вот последний конкурс в 1975 году, где соревновались только два соискателя Опекушин и Забелло, и победил Опекушин – сын крепостного крестьянина, выкупленный у помещика своим учителем по скульптурной мастерской датчанином Иенсеном. Надо сказать, что обиженному Петербургу Опекушин тоже сделает Пушкина через 4 года после установки московского, немного иного, но говорят в настоящий рост поэта.

Этот миниатюрный памятник и сейчас можно увидеть недалеко от Московского вокзала в Санкт-Петербурге почти в середине Пушкинской улицы. А московский памятник Опекушина необычен ещё и тем, что скульптор использовал специальные пропорции и «искажения» для того чтобы Пушкин был «как живой» при взгляде на памятник с любого ракурса, особенно снизу.

Как москвичи памятник открывали. Открытие памятника было запланировано на 19 октября 1879 года в день очередной лицейской годовщины. Но

Памятник Пушкину в начале Тверского бульвара 1931год

Работы задержались и назначили новую дату 26 мая 1880 года. И в этот день открытие не состоялось, потому что умерла императрица-мать. Перенесли на 6 июня, что по нашему календарю теперь соответствует 18 июня.

Опасаясь большого наплыва разного люда на открытие, в том числе либерально и революционно настроенного, правительство учредило секретное наблюдение «не только в местах устройства празднеств, но и в других местах стечения публики». И вот этот день настал.

На торжественную церемонию открытия памятника допускались только члены комитета по памятнику, приехавшие из Петербурга, представители общественных и литературно-научных организаций по спискам и лица по пригласительным билетам. Любопытные граждане облепили все окна и крыши соседних домов.

Поговаривают, что лучшие места «вида из окон» реализовывались предприимчивыми домовладельцами и нанимателями по 25-50 рублей за вид!

Как переезжал Пушкин. Нам кажется, что памятник Пушкину всегда стоял на своем месте. Однако открыли его не здесь, а в начале Тверского бульвара.

А на том месте, где сейчас стоит памятник, во время его открытия был старинный Страстной монастырь удивительного нежно-сиреневого цвета. В 1937 году монастырь снесли.

А памятник решили переместить на новое место 14 августа 1950 года, когда происходила полная перепланировка Пушкинской площади.

Наши дни.  Сейчас уже стало привычным выражение «всенародный поэт» и при этом словосочетании в голове возникает именно Пушкин. А во времена сооружения памятника эту мысль о значении поэзии Пушкина пытались донести до общественности лучшие люди эпохи – Тургенев и Достоевский.

Фёдор Михайлович после своего выступления и знаменитой речи поздно ночью взял извозчика и поехал из Большой московской гостиницы к памятнику, чтобы поклонится поэту и преподнести цветы. Сейчас у памятника всегда живые цветы, в любую погоду. Особенно под вечер встречаются здесь ожидающие своих девушек юноши и мужчины с цветами в руках.

Иногда они не дожидаются своих подруг и тогда… все эти цветы достаются…Пушкину, который как говорит поговорка «всё за всех якобы делает».

Памятник А.С. Пушкину на Пушкинской улице – один из самых первых памятников Пушкину в стране. Он был открыт 7 августа 1884 года по инициативе городского общественного управления. После гибели Пушкина почти пятьдесят лет в России не было ему ни одного памятника.

Первый появился в Москве в 1880 году. Через два года городская дума Петербурга тоже приняла решение об установке памятника. Как раз в это время решено было одну из улиц назвать Пушкинской. Памятник решили установить в сквере садовника А.

Визе, разбитого по проекту архитектора А. Некора.

Создателями памятника стали скульптор Опекушин Александр Михайлович и архитектор Николай Леонтьевич Бенуа. Постамент по проекту А. С. Лыткина из черного мрамора. На каждой из сторон надпись. Указаны годы жизни, выбиты строки из «Медного всадника». Сама фигура поэта со скрещенными на груди руками устремлена в будущее.

Есть интересная легенда, что перед войной памятник хотели перенести на другое место. Приехали рабочие и техника. Но ребятишки, игравшие в саду, окружили рабочих и стали кричать: «Это наш Пушкин». Растерянные рабочие позвонили чиновнику. Тот долго молчал, а потом приказал оставить памятник на месте. Так и остается А.С.Пушкин на прежнем месте уже более 125 лет.

 В 1899 году в России широко праздновался 100-летний юбилей со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В связи с этим событием в Царском Селе в Лицейском садике 26 мая 1899 года был торжественно заложен памятник поэту.

Празднество началось заупокойной литургией и панихидой в царскосельском Екатерининском соборе, в присутствии учеников и преподавателей всех царскосельских учебных заведений. После литургии все учебные заведения отправились в Лицейский садик, где происходил молебен и закладка памятника.

Затем было устроено чтение и концерт в Императорском китайском театре для учащихся и их родственников, а кроме того народное чтение с световыми картинами. 

Одним из организаторов подписки на сбор средств для сооружения памятника Пушкину был директор Царскосельской Николаевской мужской  гимназии, поэт Иннокентий Анненский.

  На следующий день после открытия памятника,  на празднике в Китайском театре Царского Села он  выступил с речью: «Пушкин и Царское Село» /4/, в которой подчеркнул совершенно особое значение Царского Села в развитии таланта великого поэта. Закончил он ее следующими словами:

» Есть старое лицейское предание, что еще при Энгельгардте был возле Лицея поставлен дерновый памятник кубической формы с белой мраморной доской: на доске золотыми буквами вырезана была надпись Genio loci — т. е. гению-хранителю.

Имя Пушкина как-то само собой приурочилось потом к этому местному памятнику, и царскосельские лицеисты окружали свой палладиум благоговением. Прошло без малого 30 лет, Лицей перевели в Петербург, и куда девался памятник, я не знаю.

Но истинный гений-хранитель наших садов не мог их покинуть, и вчера мы положили первый камень для его царскосельского памятника.

Под резцом художника образ поэта уже воплотился, и скоро, молодой и задумчивый от наплыва еще неясных творческих мыслей, Пушкин снова будет глядеть на свои любимые сады, а мы, любуясь им, с нежной гордостью повторять:

Он между нами жил.»

Торжественное открытие памятника Пушкину состоялось 15 октября 1900 года. 

Вот как описывалось это событие в декабрьском номере журнала «Исторический вестник» за 1900 год: «Вокруг постамента разбит был газон из живых цветов.

К памятнику устроен крытый вход, украшенный флагами и щитами, от входа по обе стороны из тяжелой материи и бархата сделаны шесть лож, дальше — крытые площадки, а за ними высокие помосты.

За памятником находился хор из гимназистов и воспитанников городских училищ, а дальше расположился оркестр».

Среди гостей были члены царской фамилии, высокопоставленные чиновники и военные, потомки поэта — его сын генерал А. А. Пушкин и внук Г. А. Пушкин, поручик лейб-гвардии 2-го стрелкового батальона, Л. Н. Павлищев и другие. Прибыла также депутация от Лицея.

После молебна «завеса, скрывавшая памятник, упала при звуках гимна»… Под звуки оркестра к подножию памятника были возложены венки, историк Д. Ф. Кобеко, в прошлом выпускник Лицея, произнес небольшую речь.

«Затем,— рассказывается в журнале «Исторический вестник»,— пошли многочисленные депутации от Лицея, царскосельских мужской и женской гимназий, училищ и приютов.

Воспитанники проходили парами мимо памятника, возлагая каждая венок, и таким образом весь постамент был засыпан живыми цветами. Около трех часов церемония кончилась» /1/.

На гранитном постаменте памятника высечена лаконичная надпись: «Александру Сергеевичу Пушкину», и с трех сторон — строки из произведений великого поэта. Цитаты подбирал И.Анненский. В. А. Рождественский вспоминал /7/, что сын И.

Анненского, его биограф, поэт Валентин Кривич рассказывал ему о том, как волновался его отец накануне открытия памятника. «Ночью он проснулся в холодном поту.

Ему показалось, что одна из цитат приведена неточно и каменщики выбили на постаменте не «весной при кликах лебединых», а «весной при криках лебединых».

Он соскочил с постели и в пятом часу утра побежал к баховской скульптуре, уже установленной на место, но еще скрытой от взоров публики серым полотнищем. По счастью, тревога оказалась напрасной. Днем на официальном торжестве он рассказал о своих ночных волнениях какому-то казенному «пушкинисту» профессорского звания. 

— Стоило ли волноваться, Иннокентий Федорович! — с улыбкой проронил профессор. — «При кликах» или «при криках» — какая разница?

Разница большая-с!,— возразил Иннокентий Федорович.— Ровно сто лет: XVIII и XIX век! «

Читайте также:  Украденное зеркало, макс эрнст - описание картины

Источник: https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2015/05/05/pamyatniki-a-s-pushkinu

Образ А.С. Пушкина в изобразительном искусстве

« Никакая книга, ни описание, ничто другое не может рассказать так цельно о человеческом облике, как ее изображение », — так писал великий портретист XIX века Иван Николаевич Крамской.

В основе моей проектной работы лежит именно этот смысл, заключенный в вышеприведенных словах.

То есть как бы точно мы не описывали предметы, события или людей, нам не удастся это сделать так красочно, так точно, выразительно, как художнику или скульптору.

Многие литературоведы в своих работах освещали произведения величайшего русского поэта и писателя – А. С. Пушкина. Но немногие давали оценку художественным произведениям искусств, на которых запечатлен Александр Сергеевич Пушкин.

И именно поэтому меня заинтересовала эта тема, и считаю, что мы должны знать, как искусствоведы воспринимали и продолжают воспринимать великого поэта и сегодня. В своей работе мне хотелось бы осветить памятники и картины, посвященные Пушкину.

Некоторые из них ( памятники ) очень известны, такие как в Москве и Санкт-Петербурге, а мало кто знает, что существует памятник в Летнем Саду Петергофа и в разных городах нашей страны.

Целью в своей работе я поставил на начальном этапе узнать как можно больше информации о памятниках великому поэту: где, когда, кем они созданы. Как скульптор изобразил поэта, подчеркнул в своем варианте памятника простоту, человечность гения, его доступность и открытость, создал образ поэта во взаимосвязи с его поэзией, пластически выразив свое понимание.

Основными задачами моей работы являются: сравнить памятники разных скульпторов, найти сходства и различия, узнать историю их создания. На втором этапе планируем продолжить работу с живописными полотнами с изображением А. С. Пушкина.

Тема « Образ А. С. Пушкина в изобразительном искусстве » по своим размерам необъятна, но о некоторых наиболее ярких произведениях в этой области искусства я попытаюсь рассказать в своей работе.

Пушкин! Слово, которое давно перерастало быть для нас только фамилией писателя, пусть великого, а стало обозначением чего-то такого без чего саму жизнь помыслить нельзя. Есть писатели, поэты, которые к нам приходят и уходят. Пушкин же живет с нами.

Чудо Пушкина. Уже современники поэта, люди, знавшие его близко, первыми произнесли слова о Пушкине, как о безусловном грандиозном человеческом явлении.

Гоголь сказал так: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он может явиться через двести лет.

В нем русская природа, русская душа, русский человек, русский характер отразились в такой же чистоте, очищенной красоте, в какой отражается ландшафт, — на выпуклой поверхности оптического стекла»

На одной из шумных площадей Москвы, где почти никогда не прекращают движение потоки людей и машин, на высоком постаменте стоит бронзовая фигура поэта. На пьедестале всегда лежат цветы. Они лежат там даже зимой, когда снег драпирует памятник своим белым покровом. Этот памятник, так полюбившийся москвичам и гостям столицы, знают многие.

Но немногие знают, что о нем в свое время писали и спорили, восхищались им И. С. Тургенев и Г. И. Успенский, А. Ф. Писемский и А. А. Фет, А. Ф. Кони и В. В. Стасов, И. Н.  Крамской и П. М. Третьяков, В. В. Маяковский, С. А. Есенин, Э. Г. Багрицкий и многие другие.

Пушкин родился в Москве, провел в ней детские годы, а будучи уже прославленным поэтом, неоднократно навещал родной город.

Уже пошло второе столетие, как сюда идет и стар и млад, а у подножия – почти всегда цветы. Идею увековечить память поэта первым выдвинул В. Г. Белинский. Памятник был открыт в 1880 году в конце Тверского бульвара.

Сбор средств проводился по всей России. Автор скульптуры – А. М.  Опекушин, сын крепостного крестьянина; проект пьедестала выполнил архитектор И. С. Богомолов.

Открытие памятника превратилось в большое торжество, в котором участвовали виднейшие русские писатели.

Знаменитый русский писатель И. С. Тургенев при открытии памятника сказал пророческие слова: «Сияй же, как он, благородный медный лик, воздвигнутый в самом сердце древней столицы, и гласи грядущим поколениям о нашем праве называться великим народом, потому что среди этого народа родился, в ряду многих великих, и такой человек!».

«Уходим мы или приходим, а он – всегда стоит. Под снегом, под летящими листьями, в заре, в синеве, в мутном молоке зимы – всегда стоит» – так определила Марина Цветаева бессмертие поэта, воплощенного в его памятнике.

Пушкин в изображении Опекушина уже не возвышенный поэт-олимпиец, а конкретный человек, значительно более близкий нам и живой. Это образ большого внутреннего содержания, пленяющий своей одухотворенностью.

С каким мастерством переданы в лице работа мысли, погруженность в себя, даже сам момент творчества!. Простота и величие, ясность и скорбность, открытость и погруженность в себя гармонично сочетаются в этом образе поэта.

Придав фигуре мотив движения – Пушкин идет, а лицу некоторую подвижность – Пушкин задумался, Опекушин приподнял памятник над обыденностью, суетой жизни. Его Пушкин шествует через века, смотрит сквозь время.

«Я воздвиг памятник» – строка Горация, взятая Пушкиным эпиграфом к своему стихотворению, в полной мере применима к бронзовому изваянию Опекушина. Памятник А. С. Пушкину А. М. Опекушина воздвигнут в 1880 году в самом сердце столицы. Он сразу стал одним из ее символов.

Он был воздвигнут за счет всенародного сбора средств. Подписка на памятник Пушкину началась в январе 1861 года. Крестьяне давали последние копейки, чиновники, генералы — от 1 рубля до 100, члены царской семьи — 100-150 рублей.

Самое большое пожертвование(1000р) сделал сын знаменитого историка Владимир Николаевич Карамзин.

Всего было собрано 83992 рубля 61 копейки, а за 20 лет в виде процентов 22000 рублей, таким образом, в распоряжении создателей памятника было 106575 рублей 10 копеек

История создания

Установление памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Москве 6 июня 1880 года подобно «второму рождению» поэта. Оно стало одним из самых видных общественных событий в России конца прошлого столетия, праздником русской культуры, русской интеллигенции, важной вехой в судьбе пушкинского наследия, этапом рождения пушкинской традиции изучения и почитания гения.

История создания памятника занимает длительный период. Идея создания памятника Александру Сергеевичу Пушкину возникла сразу же после его смерти в 1837 году. Но в эти годы нельзя было и думать о создании памятника поэту, ведь до сего момента их ставили только государственным деятелям. Тем более Пушкина не очень любили в правительстве.

Один из ближайших друзей и учителей Пушкина Василий Андреевич Жуковский намекнул Николаю I о том, что следует почтить память поэта. Возникла мысль о создании «народного памятника» в Михайловском. Пушкин при жизни любил быть в Михайловском. В 1855 году инициатором создания памятника А. С.

Пушкину были восемьдесят два чиновника Министерства иностранных дел, в списках которого некогда числился поэт. Они обратились к князю Горчакову с прошением об открытии повсеместной в России подписки по сбору средств на сооружение памятника в Санкт-Петербурге. Однако сиятельный начальник побоялся столь щекотливого дела.

В 1860 году уже новое ходатайство возбуждают лицеисты пушкинского и последующих выпусков. Правительство, учитывая общественное мнение, дало разрешение на сооружение памятника, не выделив ни копейки. Объявили сбор и собрали около тринадцати тысяч рублей. Сбор денег на этом закончился. В 1870 году инициатором новой подписки стал Яков Карлович Грот, воспитанник лицея.

К 1880 году скопилось сто шесть тысяч пятьсот семьдесят пять рублей десять копеек. Скульптор памятника — А. М. Опекушин, архитектор постамента — В. А. Петров. Материал, из которого создана скульптура-гранит, благодаря ему она воспринимается, как нечто вечное. На плечи автора легла огромная ответственность: то, что он создает, сохранится на веки.

Эта ответственность не только перед искусством, но и перед обществом, которое многие поколения будет воспринимать творение скульптора. А. М. Опекушин считал памятник Пушкину своим лучшим произведением. Скульптор подчеркнул в своем варианте памятника простоту, человечность гения, его доступность и открытость. Его поэт — мыслитель, гражданин.

Непритязательность, задушевность образа передаются композицией и пластикой фигуры. Вот уже 125 лет в любое время года у подножия памятника живые цветы — знак признания, уважения и любви к А. С Пушкину. Работая над моделями памятника, Опекушин выполнил множество изображений фигуры Пушкина в самых разнообразных позах. Эти изображения заполнили десять больших альбомов.

Одновременно скульптор создал в глине и пластилине тридцать эскизов. Но в окончательном варианте Опекушин упорно придерживался первоначального замысла – показать поэта, углубленного в свои мысли, как бы обдумывающего новое произведение. После трёх лет творческих исканий и напряжённой борьбы на трёх конкурсах, так измучивших Опекушина, последовала более спокойная, но не менее ответственная и тяжелая работа по изготовлению в натуре гипсовой модели.

А. М. Опекушин 1880г.

Статую отливали в бронзе на бронзолитейном заводе в Петербурге. На эту работу, а также на изготовление гранитного постамента и монтаж ушло ещё пять лет. Высота памятника вместе с фигурой составила около одиннадцати метров.

Искусствоведы подчеркивают, что скульптор и архитектор нашли особенно удачный масштаб: с разных точек обозрения памятник смотрится соразмерно живой человеческой фигуре. Прекрасен пьедестал – изящные ступени, чуть идущий вверх цоколь, восемнадцать низких гранитных тумб вокруг основания. На боковых сторонах постамента выбиты рельефные строки из известного стихотворения поэта «Памятник».

В этих словах мечта Пушкина на будущее народное призвание звучит уже не как предположение, а как пророчество. Поэт знал, какой ценой купил он право на бессмертие.

Опекушин представил Пушкина одетым в длинный сюртук, поверх которого наброшен широкий плащ. Обращаясь к традициям русской и мировой классики, скульптор сумел добиться большой пластической выразительности статуи.

«Движение и поза стоящей фигуры отличаются непринужденностью и живостью, не исключающими, однако, благородной поэтической возвышенности образа» Выразительно вылеплена голова статуи. Легкий наклон головы, благодаря которому великолепно завершился, получив собранность, общий силуэт памятника.

Опекушинская статуя была бы заурядным произведением, если бы воплощала только обычные черты Пушкина. Скульптор сумел показать в ней нечто большее – человека и великого поэта, поэта творящего.

Памятник А. С. Пушкину М. К. Аникушина (1917–1997)

В связи с приближающимся 100-летием гибели А. С. Пушкина Совет Народных Комиссаров СССР в декабре 1936 г. принял Постановление о сооружении памятника поэту в Ленинграде. В 1937 г. объявляется открытый Всесоюзный конкурс на лучший проект памятника.

Одновременно выбирается место установки — стрелка Васильевского острова, площадь против здания Биржи. Состоялась закладка памятника, Биржевую площадь переименовали в Пушкинскую. В конкурсе приняли участие многие известные мастера Москвы и Ленинграда.

Положительных результатов конкурс не дал, место установки также было крайне неудачным.

После Великой Отечественной войны в 1947 г. Комитетом по делам искусств при Совете Министров СССР объявлен новый конкурс и утверждено новое место для памятника — площадь Искусств. В результате четырех туров закрытого конкурса лучшими были определены проекты скульпторов Н. В. Томского и молодого выпускника Академии художеств М.

К. Аникушина. В дни празднования 150-летия со дня рождения А. С. Пушкина 6 июня 1949 г. на пл. Искусств состоялась закладка памятника поэту. Скульптура отлита в бронзе на заводе “Монументскульптура”. Работы по сооружению постамента выполнены Трестом № 1 Главленинградстроя. Высота скульптуры — 4,1 м, высота постамента — 4,5 м.

  Монумент был воздвигнут в 1957 году на площади Искусств, где находится здание Русского музея, построенного Росси, и памятник мог войти в сложившийся ансамбль лишь при условии строгого учета классических традиций.

Отказавшись от решения формы крупными объемами, несвойственными ваянию пушкинской поры, мастер, однако, для своего творения нашел современное звучание в широких и свободных ритмах.

Их рождает вольный жест отведенной вправо руки поэта, словно приветствующего этим движением восходящее солнце нового дня, а также линия динамично отброшенной свежим утренним ветром полы сюртука. Перед зрителем – Пушкин, певец-гражданин, возвещающий народу, что тьма неминуемо скроется и воссияет заря свободы.

Источник: http://www.hintfox.com/article/obraz-as-pyshkina-v-izobrazitelnom-iskysstve.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector