Музей-усадьба репина – «пенаты», россия, санкт-петербург

Усадьба знаменитого русского художника Ильи Ефимовича Репина «Пенаты» относится к памятникам архитектуры и считается всемирным наследием ЮНЕСКО. Это один из самых первых мемориальных музеев, входящих в состав Российской Академии художеств.

Кроме усадьбы Репина, сегодня филиалами академии являются музей-квартира И. И. Бродского, дом-музей П. П. Чистякова, мастерская Т. Г. Шевченко и музей-квартира А. И. Куинджи.

Музейный комплекс в поселке Репино имеет три доминанты: усадьба, могила художника и парк.

Музей-усадьба Репина – «Пенаты», Россия, Санкт-Петербург

Илья Ефимович Репин приобрел этот участок в 1899 году. Здешняя природа с красивыми видами на залив способствовала творческому вдохновению. Художник в этот период уже прославился своими работами «Бурлаки на Волге», «Крестный ход», «Иван Грозный» и др.

Он не только активно писал картины, но и преподавал в Академии Художеств и потому искал уединенное место для работы. Усадьба стала идеальным вариантом. Название «Пенаты» она получила в честь римских богов, охраняющих домашний очаг.

 Их изображения (по рисунку Репина) встречались на воротах дома и на деревьях в саду.

Художник прожил в «Пенатах» 30 лет, здесь же находится его могила. Идея основать музей принадлежит спутнице художника и общественному деятелю — Наталье Борисовне Нордман-Северовой.

Согласно ее завещанию имущество было передано Императорской Академии художеств для создания мемориального музея. Этот проект был осуществлен в 1940 году. Период Великой Отечественной войны стал самым трагическим в истории комплекса.

В результате пожара, усадьба полностью выгорела. Понадобилось много лет чтобы восстановить дом.

Второе рождение музея состоялось в 1962-м. Несмотря на то, что усадьба считается новоделом, в ней можно увидеть личные вещи, картины, эскизы Ильи Репина (экспонаты были эвакуированы в военные годы).

Также здесь выставлены произведения его сына Юрия и других известных художников. Восстановление дома производилось по сохранившимся документам, мастера постарались полностью воспроизвести утраченные помещения и интерьеры.

Сегодня при посещении мемориального музея посетители могут посмотреть кинохронику из жизни известного живописца.

Музей-усадьба Репина – «Пенаты», Россия, Санкт-Петербург

Могила И. Е. Репина в парке (вид после 1994 года), © Пётр Иванов

Экспозиционные залы «Пенатов»

В доме Репина восстановлены 10 комнат, согласно завещанию Нордман-Северовой, некоторые помещения (ванная, кухня и пр.

) не входили в музейный комплекс, сейчас здесь находятся гардероб и кабинеты для сотрудников. Чтобы воссоздать интерьеры экспонаты (мебель, личные вещи, картины и пр.) собирали у родственников и знакомых Репина.

Этот долгий кропотливый труд позволил вернуть помещениям «Пенатов» их изначальный облик.

Сегодня посетители музея-усадьбы могут осмотреть жилые и рабочие комнаты живописца.

Для гостей доступны следующие залы: Прихожая, Гостиная, Кабинет, Столовая, Костюмерная, Зимняя и Летняя мастерские, Зимняя и Летняя (открытая) веранды.

В этих комнатах выставлены предметы, характеризующие не только самого хозяина, но и быт того времени. Но конечно, сердцем экспозиции являются художественные произведения.

Музей-усадьба Репина – «Пенаты», Россия, Санкт-Петербург

Открытая веранда, © Пётр Иванов

Основу музейной коллекции составляют работы самого Ильи Ефимовича (это картины, наброски, рисунки, графика, скульптура). Кроме того, здесь представлены произведения Юрия Репина и других художников рубежа XIX—XX вв.

В «Пенатах» были созданы крупные исторические полотна Репина, картины на евангельские мотивы и темы современной жизни.

Гости музея смогут увидеть знаменитые работы мастера — «Отрок Христос во храме», «Утро воскресения», а также многочисленные портреты — «Портрет дочерей Нади и Веры», «Пушкин на набережной Невы», «Автопортрет», портреты Н. И. Пирогова, Н. Б. Нордман, А. Д. Петрова и др.

Кроме постоянных экспозиций, в музее-усадьбе И. Е. Репина регулярно проходят выставки художественных произведений, посвященных жизни и творчеству живописца.

Музей-усадьба Репина – «Пенаты», Россия, Санкт-Петербург

Интерьеры «Пенатов» (столовая), © Пётр Иванов

Часы работы и цены музея-усадьбы Репина в 2019 году

Музейный комплекс открыт со среды по воскресенье, понедельник и вторник — выходные дни.

Режим работы зависит от сезона:

  • летом — с 10:30 до 17:00;
  • зимой (с 15 сентября по 15 мая) — с 10:30 до 16:00.

Стоимость билетов:

  • входной — 350 рублей;
  • льготный — 200 рублей.

Право на покупку льготного билета имеют учащиеся (до 16 лет), студенты, курсанты, многодетные семьи, пенсионеры, ветераны военных конфликтов, лица, пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС и испытаний на Семипалатинском полигоне. При покупке билета необходимо подтвердить льготный статус соответствующим документом.

Музей-усадьба Репина – «Пенаты», Россия, Санкт-Петербург

Как добраться

Музей-усадьба художника И. Е. Репина «Пенаты» находится в Курортном районе на побережье Финского залива. Точный адрес: Приморское шоссе, дом 411. Расстояние до него от Санкт-Петербурга составляет 45 километров. Доехать до усадьбы можно из Северной столицы на автобусе, электричке или на машине.

Пожалуй, самый быстрый способ — это сесть на электричку до станции «Репино», которая отправляется от Финляндского вокзала.

Расписание электричек по станции «Репино» от Яндекс. Расписания:

Автобус № 211 идет до Зеленогорска от станции метро «Черная речка». Вам необходимо выйти раньше, на остановке «Пенаты».

Время пути на автомобиле составит около 1 часа, в зависимости от пункта отправления и загруженности дорог.

Можно заказать такси, поездка в одну сторону обойдется от 1000 рублей. Сравнить цены и вызвать такси можно через приложения Яндекс. Такси, Везет, Максим, Таксовичкоф, Uber, Gett и др.

До поселка Репино действует трансфер от KiwiTaxi.

Показать трансферы из Репино

Откуда Куда Стоимость
Репино Санкт-Петербург Санкт-Петербург от 1747 p. показать
Репино Санкт-Петербург Василеостровский Район Санкт-Петербург от 1968 p. показать
Репино Санкт-Петербург Московский вокзал от 2337 p. показать
Репино Санкт-Петербург Центральный Район Санкт-Петербург от 2460 p. показать
Репино Санкт-Петербург Аэропорт Пулково от 2829 p. показать
Репино Санкт-Петербург Невский Район Санкт-Петербург от 4712 p. показать
Откуда Куда Стоимость
Санкт-Петербург Репино Санкт-Петербург от 1747 p. показать
Василеостровский Район Санкт-Петербург Репино Санкт-Петербург от 1968 p. показать
Московский вокзал Репино Санкт-Петербург от 2337 p. показать
Центральный Район Санкт-Петербург Репино Санкт-Петербург от 2460 p. показать
Аэропорт Пулково Репино Санкт-Петербург от 2829 p. показать
Невский Район Санкт-Петербург Репино Санкт-Петербург от 4712 p. показать
  • Усадьба Ильи Репина «Пенаты»: видео

Нашли неточность? Сообщите нам. Смотреть отзывы наМузей-усадьба Репина – «Пенаты», Россия, Санкт-Петербург Музей-усадьба Репина – «Пенаты», Россия, Санкт-Петербург

141 турист был здесь

Эрмитаж (Государственный Эрмитаж) — один из крупнейших и наиболее значимых художественных и культурно-исторических…

Музей-усадьба Репина – «Пенаты», Россия, Санкт-Петербург

85 туристов было здесь

Санкт-Петербургский Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН -знаменитая Кунсткамера, или «кабинет…

Музей-усадьба Репина – «Пенаты», Россия, Санкт-Петербург

62 туристa были здесь

Русский музей представляет собой огромный архитектурно-художественный комплекс, расположенный в центре Санкт-Петербурга….

Музей-усадьба Репина – «Пенаты», Россия, Санкт-Петербург

29 туристов было здесь

Зоологический музей — один из самых крупных в мире музеев по зоологии, как обособленное учреждение, создан в 1932 году,…

22 туристa были здесь

Жители и гости культурной столицы России имеют прекрасную возможность посетить музей восковых фигур Петербурга. Несмотря…

Музей-квартира А. С. Пушкина

19 туристов было здесь

Петербургский музей-квартира А. С. Пушкина на набережной реки Мойки, 12 является знаковым местом не только для…

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/museum/17389

Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты»

Музей-усадьба И.Е. Репина «ПЕНАТЫ»

  • Адрес: г. Санкт-Петербург, пос. Репино, Приморское шоссе, д. 411
  • Режим работы: ежедневно, кроме понедельника и вторника,  с 10.30 до 17.00 – летом,с 10.30 до 16.00 – зимой (с 15 сентября по 15 мая)
  • Телефон/факс: +7 (812) 432-0828 (для справок), +7 (812) 432-0834 (научный отдел)
  • E-mail: penates@nimrah.ru

Как добраться?

  • На автомобиле: из Санкт-Петербурга по Приморскому шоссе по указателям
  • Общественным транспортом: э/п от Финлянского вокзала до ст. «Репино», от ст.м. «Черная речка»: авт. №211, м/т№400

Сохранились: дом И.Е. Репина, башенка Шехерезады, беседка храм Озириса и Изиды, артезианский колодец, могила И.Е. Репина, пруды, парк

Красота северного побережья Финского залива необыкновенно притягательна, не зря же его облюбовали представители творческой интеллигенции (писатели, музыканты, художники, актеры), построившие здесь свои уютные дачи, или снимавшие в наем дома в сезон отпусков… но музеефицирована лишь одна усадьба, один единственный дом – Ильи Ефимовича Репина.

История усадьбы И.Е. Репина «Пенаты»

Художник приобрел небольшой участок с деревянной постройкой в поселке Куоккала 27 мая 1899 г.

Он бывал здесь наездами, и только завершив монументальное полотно «Заседание Государственного Совета», перебрался из городской квартиры «на природу», оставаясь в «Пенатах» до конца своих дней (скончался 29 сентября 1930 г.).

В римской мифологии боги Пенаты являлись хранителями семейного очага,в XIX веке латинское «Di Penates» прочно ассоциируется с понятием «родной дом». Место это, станет не только бесконечно родным и любимым домом Репина, но и последним пристанищем — под пологом тенистого парка великий художник покоится с миром. 

1 июня 2017 года музей отметил свое 55-летие. Вторая жена художника — Наталия Борисовна Нордман (1863—1914), после смерти Ильи Ефимовича хлопотала о передаче имения Академии художеств, понимая, что именно так можно сохранить память о выдающемся человеке и творце.

  Усадьба Братково

Она писала в завещании: «…дом ни в коем случае не должен быть обитаем.

Картины и все те вещи, которые по усмотрению моих душеприказчиков могут служить выражением вкуса и привычек Ильи Ефимовича, а так же и моих должны быть оставлены на своих местах с целью придать домику вид музея и сохранить в нем отпечаток личности художника». Сам художник в 1916 году внес «лепту» в размере около 30000 рублей на счет Академии на содержание будущего музея.

Архивные фотографии усадьбы Пенаты

Фото из книги Е. Травиной «Комарово и Репино. Келломяки и Куоккала. Дачная жизнь сто лет назад», СПб, 2014

Музей-усадьба Репина – «Пенаты», Россия, Санкт-Петербург Музей-усадьба Репина – «Пенаты», Россия, Санкт-Петербург Музей-усадьба Репина – «Пенаты», Россия, Санкт-Петербург Музей-усадьба Репина – «Пенаты», Россия, Санкт-Петербург Музей-усадьба Репина – «Пенаты», Россия, Санкт-Петербург Музей-усадьба Репина – «Пенаты», Россия, Санкт-Петербург Музей-усадьба Репина – «Пенаты», Россия, Санкт-Петербург Музей-усадьба Репина – «Пенаты», Россия, Санкт-Петербург

  1. Пенаты. И.Е. Репин в кабинете за работой
  2. Федор Шаляпин позирует Репину, 1914
  3. В зимней мастерской Пенат
  4. Репин в зимней мастерской Пенат
  5. И.Е. Репин и Н.Б. Нордмаг-Северова среди гостей у беседки «Башенка Шехерезады» в парке Пенат, 1912 г.
  6. В парке Пенат 27 мая 1905 года: И.Е. Репин, В.В. Стасов, Л.Н. Андреев, М. Горький, И.Р. Тарханов, Л.Н. Яковлева, А.м. Андреева, М.Ф. Андреева, Е.П. Тарханова-Антокольская, А.Н. Шабанова, Н.Б. Нордман-Северова
  7. Столовая в Пенатах, 1940
  8. Беседка-храм Озириса и Изиды в парке усадьбы Пенаты

Однако разразилась Великая Октябрьская революция, внесшая в миропорядок свои коррективы: Великое Финляндское княжество в декабре 1917 г. вышло из состава России,и Куоккала вмиг оказалась за рубежом, а русский художник стал гражданином Финляндии. С 1908 г.

на территории «Пенатов», недалеко от отца, в собственном доме с семьей проживал его сын — Юрий Репин, тоже живописец.

В 1922 году из Петрограда в «Пенаты» переехала и дочь Вера, помогавшая не только по хозяйству: в любом деле — от организации выставок до продажи картин она был ценным советником и деятельным помощником. 

После смерти отца Вера Ильинична сохраняла нетронутой его мастерскую, показывала студию всем желающим. Но, не смотря на труды, в 1930-х гг. имение постепенно приходит в упадок… 30 ноября 1039 г. началась Советско-финляндская война. Правительство Финляндии предложило местному населению пограничной зоны эвакуацию вглубь страны.

Вера и Юрий покинули усадьбу отца. События развивались стремительно — передовые войска вошли в опустевшую Куоккалу в первый же день перехода через границу. Сама усадьба не пострадала, но в домах И.Е. Репина и Юрия оказались брошенными личные вещи, картины, наброски, важные документы…

Читайте также:  Туалет венеры, франсуа буше, 1751

Пограничники незамедлительно взяли усадьбу и находившиеся в ней художественные ценности под охрану. В «Пенаты» срочно командировали сотрудников Научно-исследовательского музея — Иосифа Бродского и Шаю Меламуда, которые ознакомились с коллекцией картин, состоянием дома и парка.

Они составили подробную опись имущества,а картины и архив (фотографии, письма и документы) опечатали в отдельной комнате репинского дома. 

  Усадьба Троицкое

Музей Пенаты

Усадьбе требовался ремонт, но в Академии художеств постановили, что в Пенатах, в кротчайшие сроки может быть организован музей, который был открыт 18 июня 1940 г. Невероятно, но только за два месяца функционирования культурного учреждения его гостями стали 40000 человек. Июнь 1941 – вновь война — Великая Отечественная.

Последовала эвакуация экспонатов и предметов меблировки в Ленинград. Роковой июнь 1944 г.– «Пенаты», оказавшиеся в центре боевых действий сгорели до тла. С конца 1940-х годов началась большая подготовительная работа по воссозданию усадьбы. В 1949-м деревня Куоккала была переименована в Репино, и получила статус поселка.

Вскоре после расчистки фундамента дома и уборки прилегающей территории здесь уже проводятся экскурсии. 

Музей-усадьба Репина – «Пенаты», Россия, Санкт-Петербург Музей-усадьба Репина – «Пенаты», Россия, Санкт-Петербург Обмеров дома не существовало, поэтому его восстанавливали по сохранившемуся фундаменту и многочисленным архивным фотографиям. Проектом занималась архитектурная мастерская Ленпроекта. Параллельно велись строительные работы в имении и архивные поиски в хранилищах, сбор материала для воссоздания интерьеров. Для наполнения музея экспонатами весьма пригодилась опись вещей, составленная в 1939—1940-х гг. Например, смогли подобрать такой же рояль фирмы Беккер, как стоял у Репина. Приобреталась недостающая мебель и другие предметы обстановки, аналогичные бывшим в «Пенатах». То, что не удалось купить, создавали реставраторы, художники и архитекторы. Знаменитый обеденный стол с вращающейся серединой мог быть восстановлен полностью, благодаря тому, что в архиве Русского музея был найден чертеж подобного стола, с описанием его конструктивных особенностей, и т.д.  

Мемориальный дом-музей Ильи Репина открыл свои двери для посетителей в апреле 1962 года, и вот уже десятилетия не иссякает поток поклонников таланта великого передвижника.

Если не записаться на экскурсию заранее, то можно прождать на деревянной скамейке перед особняком, в надежде попасть в дом художника и час и более, а то и вовсе придется приехать в следующий раз… ведь так много желающих прикоснуться к вещам и предметам быта, которые были истинным «выражением вкуса и привычек Ильи Ефимовича Репина».

  Усадьба Старая Вичуга

Схема проезда

Музей-усадьба И.Е. Репина Пенаты

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Источник: http://nataturka.ru/muzey-usadba/muzey-usadba-i-e-repina-penaty.html

Музей-усадьба И. Е. Репина "Пенаты" | Гид по Петербургу 2019

Усадьба Пенаты расположена неподалёку от Санкт-Петербурга и известна благодаря своему хозяину – знаменитому художнику Илье Ефимовичу Репину. В этом небольшом домике на берегу Финского залива он прожил самые счастливые годы своей жизни.



История

Датой рождения усадьбы Пенаты считается 27 мая 1899 года, когда была официально оформлена купчая на участок в посёлке Куоккала и находящийся на нём домик. Тихий уголок у Финского залива в конце XIX века стал популярным местом отдыха русской интеллигенции.

Музей-усадьба Репина – «Пенаты», Россия, Санкт-Петербург

Сам Репин поселился в Пенатах в 1903 году. Он приехал в усадьбу на лето и начал активно заниматься садом и домом, чтобы поскорее устроить себе место для рисования.

В конце лета, когда пора было возвращаться в Петербург, он неожиданно решил остаться здесь на зиму. Некоторое время художник ещё ездил в столицу, преподавал в Академии художеств. Он был профессором и вёл класс композиции.

Окончательно Илья Ефимович обосновался в усадьбе осенью 1908 года, покинув профессорский пост.

С годами Пенаты завоевали славу одного из самых ярких центров культурной жизни Петербурга

Здесь бывали:

  • Фёдор Шаляпин
  • Корней Чуковский
  • Василий Матэ

После смерти Ильи Репина в Пенатах остались жить его дети. Тогда в усадьбе было два дома:

  • Сын Юрий жил со своей семьёй в доме у дороги
  • Дочь Репина – Вера поселилась  в главном доме

Когда в Пенаты приезжали посетители, чтобы почтить память художника, она за небольшую плату открывала для осмотра мастерскую отца

Архитектура

В строительстве усадьбы не было задействовано ни одного профессионального архитектора.

Репин советовался со специалистами, нанимал рабочих, но план дома и проработку деталей интерьера взял на себя.

Чтобы осушить болота на территории участка, была создана система искусственных озёр и прудов, которые наполнялись артезианской водой.

Музей-усадьба Репина – «Пенаты», Россия, Санкт-Петербург

Стараниями художника запущенный участок превратился в пейзажный парк. Среди деревьев и кустарников были проложены дорожки, каждая из которых получила оригинальное название. От дома шла Аллея Пушкина. Она пересекала зелёную лужайку, именовавшуюся Площадью Гомера, и упиралась в ажурную беседку – Башенку Шехерезады

В 1905 году Репин решил перестроить старый домик. Для полноценной работы художнику требовалась просторная мастерская, с этой целью был возведён второй этаж. Для мастерской нужно было как можно больше света. Обычных окон оказалось недостаточно, поскольку дом окружал густой парк.

Илья Ефимович решил установить над мастерской стеклянный потолок и обратился за помощью к профессору Николаевской инженерной академии Вадиму Платоновичу Стаценко.

Стеклянная крыша в виде пирамиды получилась настолько удачной, что Репин решил на этом не останавливаться.

Вскоре были построены дополнительные крыши-пирамиды, которые по форме напоминали уличные фонари.

Музей-усадьба Репина – «Пенаты», Россия, Санкт-Петербург

В годы войны

В 1939 году на Карельском перешейке начались военные действия, и дети Репина покинули усадьбу, перебравшись в Хельсинки. Когда посёлок стал относиться к территории СССР, усадьба отошла в ведомство Российской академии наук.

В 1940 году здесь открыли Дом-музей Репина.

Однако просуществовал он недолго: через год из Пенатов срочно эвакуировали картины, рисунки, мебель и личные вещи художника – Ленинград готовился к блокаде.

Вещи из музея спрятали в подвалах Академии художеств на Васильевском острове

Когда русские войска вернулись в посёлок Куоккала, обнаружилось, что усадьба сгорела. В 1944 году, в 100-летнюю годовщину со дня рождения Репина, правительство приняло решение восстановить Пенаты ,как выдающийся памятник русской культуры, а посёлок Куоккала переименовать в Репино.

Несколько лет строители и работники музея искали материалы для восстановления здания. Использовались многочисленные фотографии, рисунки, картины и кинодокументы.

Пенаты восстанавливали более 10 лет:

  • отстраивали дом
  • собирали личные вещи и картины
  • искали похожую мебель

В 1962 году музей открылся во второй раз.

Мастерская художника

Музей-усадьба Репина – «Пенаты», Россия, Санкт-Петербург

Помещение, где работал Репин, называлось Зимней мастерской. Тяжёлые портьеры делили помещение на три части, и когда в Пенаты приезжали ученики художника, работая в отдельной части мастерской, они могли спокойно рисовать, не мешая учителю. Сам Илья Ефимович мог одновременно работать над несколькими картинами. В мастерской обычно стояло несколько мольбертов с укреплёнными на них холстами.

Над Кабинетом находился балкон со стеклянной крышей. Подняться на него можно было по лесенке. Эта пристройка являлась продолжением Зимней мастерской, но уже на открытом воздухе. С балкона виден парк и берег залива.

Музей-усадьба Репина – «Пенаты», Россия, Санкт-Петербург

Из Зимней мастерской можно было подняться в Летнюю мастерскую с широким окном, которое выходило на север.

Это помещение появилось в доме одним из последних, Репин построил его на месте открытой террасы, где он когда-то рисовал.

Эту мастерскую гости Пенатов прозвали секретной, потому что вход в неё был запрещён. Просмотр картин всегда проходил в Зимней мастерской художника.

В настоящее время это помещение восстановлено, хотя детали его прежнего убранства не реконструировались. В стенах мастерской висят эскизы, наброски и рисунки.

На полках лежат:

  • костюмы натурщиков
  • копия запорожского знамени
  • сабли
  • ружьё
  • сумки, которые использовались художником в картине Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Сохранилась оригинальная палитра художника, которую он подвешивал к поясу. Репин сконструировал её сам, когда у него начали атрофироваться мышцы правой руки. Художник не мог держать ею тяжёлые кисти, и ему пришлось научиться рисовать левой



Билеты

Цены на 2019 год

Вход на территорию усадьбы бесплатный

Стоимость посещения дома-музея:

  • Полная стоимость – 350 рублей
  • Льготные билеты для школьников, студентов и пенсионеров – 200 рублей
  • Экскурсионное обслуживание для организованных групп школьников – 3500 рублей

Бесплатно музей И. Е. Репина могут посещать:

  • члены Союза художников
  • работники государственных музеев
  • члены творческих союзов РФ
  • студенты и преподаватели Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина
  • Официальный сайт
  • artsacademymuseum.org
  • Телефон
  • 8-812-432-08-28

Музей-усадьба Репина – «Пенаты», Россия, Санкт-Петербург

Экскурсии

Для посетителей дома-музея И. Е. Репина организована аудиоэкскурсия по 4 комнатам, рассчитанная на 30 минут. На дополнительные вопросы могут ответить сотрудники музея, которые сопровождают гостей. Групповые экскурсии проходят только для школьников. По парку усадьбы можно прогуляться самостоятельно.

К сожалению помещения дома-музея не рассчитаны на большое количество посетителей как например в Екатерининском дворце, поэтому осмотреть экспозицию запускают не более 25 человек

Режим работы

  • Летом с 10.30 до 18.30.
  • Зимой – с 10.30 до 16.00

Выходные дни: понедельник, вторник.

Где находится

  1. Адрес
  2. посеок Репино, Приморское шоссе, д. 411
  3. Как добраться
  4. Из Санкт-Петербурга: автобус № 211, маршрутное такси № 305, 400, 425, 600, а также электричка с Финляндского вокзала до станции Репино.
  5. От станции Репино: 30 минут пешком по Приморскому шоссе.

Интересные факты

  • Название Пенаты, в честь римских богов, охраняющих домашний очаг, для усадьбы придумала возлюбленная Репина — Наталья Нордман
  • Первой картиной, написанной в стенах усадьбы, стало полотно Торжественное заседание Государственного совета, которое сегодня находится в Третьяковской галерее
  • Чтобы гости не мешали работать художнику, посетителей принимали только в среду. В этот день ровно в три часа дня над усадьбой поднимали голубой флаг с белой надписью Пенаты, который был сигналом к тому, что дом готов к приёму гостей
  • После революции из-за сместившихся границ государств оказалось, что Репин стал жить за пределами России. Покидать усадьбу в финском посёлке Куоккала он отказался
  • При жизни художника в прихожей висел рукописный плакат: «Не ждите прислугу. Её нет, раздевайтесь сами, вешайте одежду сами и бейте крепче в Там-Там!». Тамтамом назывался большой медный гонг, который Наталья Нордман специально выписала из Парижа, чтобы гости могли предупреждать хозяев о своём приходе.
Читайте также:  «оборона петрограда», дейнека — описание картины

Музей-усадьба Репина – «Пенаты», Россия, Санкт-Петербург

Отзывы

Гости усадьбы И. Е. Репина в целом положительно оценивают экспозицию дома-музея и работу его сотрудников. Посетителям нравится:

  • ухоженный парк
  • возможность бесплатно прогуляться по его территории

Из минусов отмечается:

  • завышенная стоимость билетов
  • большое количество посетителей в выходные дни



Музей-усадьба Репина – «Пенаты», Россия, Санкт-Петербург

.

Источник: https://peterburg.guide/muzei/usadba-repina-penaty/

Музей-усадьба И. Репина «Пенаты»

Небольшая, уютная усадьба великого русского живописца Ильи Ефимовича Репина расположена недалеко от Санкт-Петербурга, в курортном местечке Куоккала (сейчас – Репино) на берегу Финского залива.
Именно здесь он поселился в 1899 году, будучи уже в зените славы.

Назначенный вскоре ректором Академии художеств, автор «Бурлаков на Волге», «Ивана Грозного» и «Ареста пропагандиста» нуждался в тихом, уединенном жилище, поблизости от города. В «Пенатах» Репин нашел то, что искал – идеальную творческую обстановку.

Это место настолько очаровало художника, что он публично пожелал быть похороненным именно здесь, прожив в усадьбе целых 30 лет до самого конца своей жизненного пути.
Мемориальный дом-музей Репина открылся в усадьбе уже в 1940 году, под патронажем Российской академии художеств.

Перед посетителями музея предстанет реальная картина повседневной жизни и творчества выдающегося художника. Здесь полностью воссоздан исторический облик комнат и помещений, отражающий вкусы и домашние привычки их хозяина.

Помимо экспозиции музея, посещение усадьбы И. Е. Репина «Пенаты» интересно и осмотром близлежащего парка, а также – живописных окрестностей, лесной зоны и берега Финского залива. Этими местами вдохновлялся, как сам художник, так и его знаменитые гости, регулярно наведывавшиеся сюда на знаменитые «репинские среды».

Музей-усадьба Репина – «Пенаты», Россия, Санкт-Петербург Музей-усадьба Репина – «Пенаты», Россия, Санкт-Петербург

История музея-усадьбы Репина

Общий комплекс усадьбы, состоящий из жилого дома, могилы художника и парка, официально признан федеральным историко-культурным памятником, а также – наследием ЮНЕСКО.
«Пенаты» – название музея-усадьбы Репина из 6 букв, которое так часто любят загадывать составители кроссвордов, появилось неслучайно.

Так древние римляне называли богов, охраняющих спокойствие домашнего очага. Кстати, их изображения имеются на деревянных воротах, сделанных по авторскому рисунку самого художника.
За несколько лет после покупки усадьбы Репиным, заросший, неухоженный участок буквально возродился. Здесь были обустроены пруды с каналами, соединяющиеся посредством ручья с Финским заливом.

Были построены те самые ворота с выбитой на них датой «1903», беседка с функциями эстрады, смотровая площадка.
В самом доме вскоре появился второй этаж с большими окнами и причудливой, островерхой крышей, веранды и мастерская художника. Вокруг же был разбит чудесный парк с вишневым садом, клумбами, дорожками и альпийскими горками.

В гостях у Репина постоянно бывали известнейшие люди той эпохи. Здесь звучал бас Шаляпина, авторские исполнения музыкальных произведений Асафьева и Глазунова, стихи Маяковского и Есенина… Проще назвать тех выдающихся деятелей культуры, кому не довелось побывать в «Пенатах».

После революции и до конца Советско-финской войны в 1940 году усадьба находилась на территории Финляндии, так что – умер Илья Ефимович, будучи гражданином другого государства, частично отрезанным от Родины.

Как только Куокалла (с1948 года – Репино) оказалась в составе СССР по итогам Зимней войны, здесь сразу же открылся музей Репина. После Великой Отечественной войны, сгоревшая дотла усадьба, была полностью восстановлена. В 1946 году на могиле живописца установили гранитный постамент с бюстом Репина из бронзы, работы Н. Андреева.

Что посмотреть в музее Репина в Репино?

Возрожденные «Пенаты» представляют собой парк с восстановленными постройками, площадками для игры в крокет, давней забавы дачников дореволюционного времени.
В самом доме-музее Репина можно ознакомиться с воссозданным до мелочей, бытом художника. Здесь хранятся личные вещи, рисунки и картины Ильи Ефимовича – всего более 600 графических и живописных работ.

В музее регулярно проводятся разнообразные культурные мероприятия.

Музей-усадьба Репина – «Пенаты», Россия, Санкт-Петербург Музей-усадьба Репина – «Пенаты», Россия, Санкт-Петербург

Как посетить «Пенаты»?

Добраться до Репино из Санкт-Петербурга можно по Приморскому шоссе. Расстояние до поселка – чуть более 40 км. Общественный транспорт сюда ходит от нескольких городских станций метро.
В Репино можно попасть и электропоездом от Финляндского вокзала. Выход – на одноименной станции.

Далее – неспешная получасовая прогулка по живописным питерским пригородам.
Музей работает пять дней в неделю, кроме понедельника и вторника. Стоимость посещения – 200 рублей для граждан России, 300 рублей – для иностранцев. Имеются и льготные билеты по 100 рублей.

В стоимость посещения входят: экскурсия, аудиогид, просмотр документальной ленты о жизни художника, ознакомление с действующими выставками в мастерской И. Репина.

Предусмотрено экскурсионное обслуживание групп учащихся. Полная информация о работе и услугах представлена на официальном сайте усадьбы-музея Репина «Пенаты». Там же можно ознакомиться с режимом работы музея в праздничные дни, информацией о выставках и других мероприятиях.

Источник: https://cityguide-spb.ru/chem-zanyatsya/chto-posmotret/muzei/muzey-usadba-i-repina-penaty/

«Пенаты» — музей-усадьба И.Е. Репина

Музей-усадьба Репина – «Пенаты», Россия, Санкт-Петербург

В живописном месте на берегу Финского залива, всего в 45 км от Санкт-Петербурга, расположена усадьба с ласковым названием «Пенаты», которая более сотни лет привлекает людей, неравнодушных к русскому изобразительному искусству. В начале прошлого века сюда стремились друзья и поклонники таланта знаменитого живописца Ильи Ефимовича Репина, чтобы с ним повидаться или заказать портрет. Ныне сюда приезжают, чтобы почувствовать атмосферу дома, где жил и творил художник в последние 30 лет своей жизни, ощутить магию места, в котором Репин пожелал остаться навсегда.

История и общая информация

В конце XIX века северо-западное побережье Финского залива, где удивительным образом сочетались красота природы, тишина и уединенность с близостью к столице, стало излюбленным местом творческой интеллигенции Петербурга. Многие писатели, художники, музыканты облюбовали здесь дачи или дома.

В 1899 году один из самых известных русских художников, профессор и ректор Петербургской академии художеств Илья Ефимович Репин приобрел участок в поселке Куоккала (ныне Репино) на имя второй жены, писательницы Натальи Борисовны Нордман. Усилия супругов через несколько лет превратили два гектара заболоченной и поросшей диким кустарником земли в прекрасный парк с аллеями, прудами, мостиками и беседками.

На момент покупки усадьбы Репину было 56 лет.

Полотна, создавшие ему имя, уже были написаны: «Бурлаки на Волге», «Арест пропагандиста», «Иван Грозный», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и многие другие, ставшие хрестоматийными.

Находившемуся на пике популярности и карьеры художнику, после драматического развода с первой женой в 1887 году, недоставало лишь тепла домашнего очага, так называемых — «родных пенатов»…

Наталья Нордман, дама образованная, знавшая несколько иностранных языков, обладавшая оригинальными взглядами, называла усадьбу «Пенатами» по имени древних богов – покровителей дома, хранителей семейного благополучия.

Название прижилось и закрепилось надписью с изображением фигурок этих римских божеств на расписных воротах усадьбы по рисунку Репина.

Тогда же на входе появилась дата, которая отметила начало постоянного проживания хозяев в усадьбе — «1903 год».

Одноэтажный маленький домик, не приспособленный для работы художника, полностью преобразился. Был надстроен второй этаж, появились застекленный балкон и веранда, украшенная флюгером и резьбой. На территории усадьбы также был выстроен добротный двухэтажный дом-мастерская для сына Репина — Юрия, талантливого художника, который поселился здесь с женой и детьми в 1907 году.

Усадьба полностью оправдала свое название, стала и родным домом художника до конца дней, и символом родины для него и многих русских. В конце 1917 года Финляндия провозгласила независимость от России, усадьба оказалась по «ту сторону границы», которую закрыли в апреле 1918 года, а сам Репин, никуда не выезжая, превратился в эмигранта в собственном доме.

Ни многочисленные приглашения советских властей, ни даже посетившая летом 1926 года делегация деятелей искусств, возглавляемая его учеником Исааком Бродским, не смогли склонить Репина переехать в СССР.

Отчасти этому способствовало крайне негативное отношение к большевикам со стороны старшей дочери художника Веры Ильиничны, которая приехала к отцу из Петрограда и вела хозяйство в «Пенатах» после смерти Нордман. Наталья Борисовна умерла от туберкулеза в 1914 году в Швейцарской больнице.

Согласно ее завещанию усадьба оставалась Репину, а после его смерти переходила в собственность Академии художеств на условии создания в ней музея памяти художника. После оглашения завещания Репин перевел на счет Академии 40 тысяч рублей на содержание будущего музея.

В конце жизни И. Е. Репин выразил желание навсегда остаться в «Пенатах» и даже указал место для захоронения, что и было исполнено. В последние месяцы перед смертью отца все его дети жили в усадьбе. Скончался И. Е.

 Репин 29 сентября 1930 года и был похоронен в парке рядом с домом, который так любил. Дочь Надежда пережила его всего на год. Вера и Юрий проживали в усадьбе до 1939 года, а затем по указанию финских властей из прифронтовой зоны спешно перебрались в Хельсинки.

Младшая дочь Татьяна эмигрировала с семьей во Францию.

По итогам Зимней войны (1939-1940) между СССР и Финляндией «Пенаты» оказались в составе СССР и в 1940 году стали музеем.

В начале Великой Отечественной войны экспонаты музея успели эвакуировать в Ленинград.

Сама усадьба, в ходе военной операции 1944 года сгоревшая дотла, была тщательно реконструирована по фотографиям и воспоминаниям современников, ее торжественное открытие состоялось в 1962 году.

Читайте также:  Порт в онфлере, альбер марке, 1911

Желание владельцев усадьбы осуществилось. Возрожденная музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» является филиалом Научно-исследовательского музея Русской Академии художеств.

Экспозиция и достопримечательности

Посетители музея увидят парк, наружную отделку дома и внутреннюю обстановку помещений такими, какими они были в 1905-1912 годах, когда в стенах кипела жизнь, хозяева принимали гостей, вводили новшества, устанавливали традиции, пили чай и читали лекции, спорили и пели под рояль…

Небольшая, очень светлая благодаря огромному узорчатому окну, прихожая приводила в некоторое замешательство тех, кто, впервые попадая сюда, прямо с крыльца натыкался на плакаты, оповещавшие, что швейцара нет и ждать его не стоит, раздеваться и открывать дверь нужно самому, а при желании оповестить хозяев о своем приходе — весело бить в Там-Там. Так называли медный гонг, выписанный хозяйкой из Парижа, который находится тут же на бамбуковой подставке.

Девизом репинского дома было слово «самопомощь», прислуживание считалось недопустимым, а тот, кто провинился, должен был в качестве «наказания» выступить перед гостями с короткой остроумной речью.

Еще одной знаменитой традицией стали «Репинские среды» — по средам сюда съезжались гости, в этот день над усадьбой реял голубой флаг. Хозяева заранее готовились: Илья Ефимович оставлял на мольбертах готовые картины, если хотел показать их, а Наталья Борисовна составляла меню и плакаты.

Гости собирались в гостиной, которая в обычные дни являлась кабинетом хозяйки. В этой комнате, которую еще называли «комнатой Венеры» из-за слепка со скульптуры Венеры Милосской, стоял рояль фирмы Беккер, который был выбран для Репиных композитором А. К. Глазуновым.

Здесь в зимние вечера устраивали концерты с участием Федора Шаляпина, Александра Глазунова, Бориса Асафьева. Одними из первых посетили усадьбу известный критик В. В. Стасов и Максим Горький, именно здесь и произошло их знакомство. Здесь бывали Куприн, Бунин, Анненков, Маяковский, Хлебников… Впрочем, весь культурный бомонд обеих столиц бывал на репинских средах.

Особенно дружеские отношения установились у хозяев с К. И. Чуковским, жившим по соседству.

На стенах гостиной висят картины друзей и учеников Репина, среди них: пейзаж с парусной лодкой Федора Васильева, этюд с рыжей собакой Валентина Серова, портрет Чуковского, выполненный Исааком Бродским.

Всего в доме насчитывается более сотни полотен кисти Репина и его учеников. В «Пенатах» были написаны «Черноморская вольница», «Гопак», «Какой простор».

Одно из лучших произведений Репина на религиозную тему, проникнутое трагизмом, — «Голгофа», датируется 1922-1925 годами, т. е. также относится к этому периоду.

Картины, украшавшие дом, постоянно менялись, их дарили и заменяли новыми. Так в 1919 году Репин подарил 30 картин художественному музею Атенеум (Хельсинки).

23 картины принадлежали русским художникам – Шишкину, Поленову и другим, а 7 картин были его собственными произведениями, в том числе замечательный двойной автопортрет с Нордман, написанный в «Пенатах» в 1903 году.

Несмотря на то, что Финляндия больше ста лет входила в состав Российской империи, в ее главном музее русская живопись представлена не была. Оценив такой дар по достоинству, Репина наградили высшей наградой страны – орденом Белой Розы и в 1920 году удостоили звания почетного члена Общества художников Финляндии.

Из гостиной гости переходили в столовую и усаживались за предварительно накрытый знаменитый круглый стол, конструкция которого позволяла достать без посторонней помощи любое блюдо за счет вращающейся средней части. В столе также были выдвижные ящики для сбора грязной посуды.

Таким образом, необходимость в прислуге исчезала, и реализовывались принципы самообслуживания. Но на этом новшества не заканчивались, а только начинались.

Хозяева исповедовали вегетарианство и предлагали гостям всевозможные кушанья из продуктов растительного происхождения и виноградное вино, а не водку, как было принято.

Стол был восстановлен по чертежам и стоит на прежнем месте, кроме того, посетители могут ознакомиться с экзотическим по тем временам вегетарианским меню, получая возможность самостоятельно оценить его рецепты. Для гостей Репина, конечно, притягательность этих обедов заключалась не в оригинальности ритуала и необычности угощения, а в увлекательных беседах и веселье, которыми они сопровождались.

К одной из комнат пристроен необычный кабинет: он застеклен с трех сторон и выходит в сад, который воспринимается как его естественное продолжение.

Здесь находится библиотека и письменный стол – за ним были написаны воспоминания «Далекое близкое». По лесенке можно подняться на балкон, с которого был виден парк и берег залива.

Летом Репин здесь спал на топчане, а зимой – в спальном мешке, только 20-градусный мороз вынуждал его спускаться в кабинет.

Самая интересная часть экспозиции находится на втором этаже. Поднявшись по узкой крутой лестнице, мы попадаем в зимнюю мастерскую. Она просто залита светом через стеклянный потолок и большие окна.

В центре установлен мольберт с последним автопортретом (1920 год), здесь же в синей вазе – кисти художника, а на низкой табуретке лежит его подвесная палитра.

В последние годы Репин вынужден был работать левой рукой, а палитру подвешивать на шею, чтобы не нагружать правую больную руку.

Отсюда можно подняться в летнюю мастерскую, где Репин работал уединенно и держал картины, которые не хотел показывать до завершения. Экскурсантам здесь демонстрируют 4-х минутные документальные кинокадры из жизни художника. На стенах развешены рисунки Репина и его учеников, чудом уцелевшие от распродажи родственниками.

Сами же хозяева больше всего любили восьмиугольную веранду, двери в которую ведут из гостиной. Это самая первая пристройка, служившая вначале мастерской. Здесь пили чай, устраивали лекции, концерты, чтения. Ее также называли верандой бюстов, так как здесь находились скульптурные работы Репина, три из которых: бюст хирурга Пирогова, Льва Толстого и Нордман, — можно видеть и сейчас.

Парк усадьбы отличается небольшими размерами и безупречностью планировки. Каждый уголок был продуман до мелочей, носил название и служил определенной цели. Парк является полноценной достопримечательностью усадьбы, тесно связан с индивидуальностью Репина, создан по его замыслу и при его непосредственном участии.

На «площади Гомера» устраивались концерты и народные гуляния, сюда по летним воскресным дням собирались жители поселка, чтобы послушать лекции, потанцевать. Сценой служила беседка, названная «Храмом Озириса и Изиды».

Площадь украшали причудливые корни деревьев, покрытые смолой, они были особенно эффектны зимой на фоне снега. Здесь также нашлось место огромным гранитным валунам.

В глубине сада возвышается смотровая площадка «Беседка Шахерезады», к ней ведут каменные ступени, на которых гости усадьбы любили фотографироваться. Здесь растет дуб, посаженный Репиным в 1913 году.

Обе беседки и ворота усадьбы были реконструированы в послевоенные годы, также как и артезианский колодец «Посейдон».

Скважина глубиной 72 м дала выход мощной струе воды, которая наполняла чашу, а затем по ступеням поступала в большой пруд. Летом на нем катались на лодке, а зимой строилась ледяная карусель.

Эту воду Репин считал целебной и в качестве профилактики от различных болезней пил по своей системе.

Завершая прогулку по парку, посетители музея могут поклониться праху художника, посетив его могилу у Чугуевой горки. Деревянный православный крест был установлен в 1994 году, когда отмечалось 150-летие со дня рождения Репина.

Где находится и как добраться

Источник: https://spbguidebook.ru/penaty-muzej-usadba-repina/

Музей-усадьба Ильи Репина «Пенаты»

Последние 30 лет своей жизни знаменитый русский художник с семьей прожил именно здесь, в родных «Пенатах». В гостях у него любили бывать Максим Горький и Федор Шаляпин, Дмитрий Менделеев и Иван Куприн, Владимир Маяковский и Сергей Есенин, Корней Чуковский и многие другие известные люди.

Выстроен особняк был по архитектурному проекту самого Репина и представляет собой интересное двухэтажное здание с большими окнами, уютной верандой и стеклянными световыми проемами на потолке, которые позволяли художнику писать свои картины, используя при этом максимально естественное освещение. Похоронен он был здесь же, согласно своему желанию. Впоследствии усадьбу, уже после смерти Репина, передали в ведомство Академии художеств по личному завещанию художника.

В музее создаётся впечатление, словно Илья Ефимович никогда и не покидал свой дом, а сейчас просто вышел на прогулку, но скоро вернется. Настолько точно и реалистично воссоздан интерьер и передана атмосфера его усадебного дома.

Проходя по комнатам, посетители видят мастерскую, где художник создавал свои шедевры, веранду, на которой отдыхал Репин после своего плодотворного трудового дня, столовую и рабочий кабинет. На втором этаже расположились комнаты с большими окнами, из-за чего они становятся еще светлее и уютнее.

По интерьеру дома, элементам декора, предметам быта можно судить о вкусах и предпочтениях знаменитого живописца.

Мемориальный музей открыл свои двери для посетителей в начале лета в далеком 1940-м году. К несчастью, во время Великой Отечественной войны усадьба сгорела.

Однако личные вещи и другие предметы быта сохранились благодаря тому, что их в 1941 году вывезли в Академию художеств. Сейчас музей-усадьба вновь открыт и ждет посетителей.

Здесь организовываются культурно-массовые мероприятия, ведутся исследовательские работы, проводятся интересные экскурсии, знакомящие посетителей с жизнью и деятельностью одного из величайших русских художников.

Продолжить свое знакомство с исторической усадьбой желающие могут, прогулявшись по живописным окрестностям — лесной зоне и побережью Финского залива.

Музей работает со среды по воскресенье:

  • c 1 мая по 30 сентября — с 10:30 до 18:00 (касса закрывается в 17:00);
  • с 1 октября по 30 апреля — c 10:30 до 17:00 (касса закрывается в 16:00).

Посещение экспозиции осуществляется по сеансам. График сеансов устанавливается администрацией музея-усадьбы, исходя из количества посетителей.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵

Источник: https://KudaGo.com/spb/place/usadba-repina/

Ссылка на основную публикацию