С тех пор как бывшая учебная коллекция второй танковой школы города Мунстера превратилась в «Немецкий танковый музей» прошло почти 40 лет. Теперь здесь мало что напоминает учебную казарму.
Считается, что музей в Мунстере входит в пятёрку лучших бронетанковых музеев мира. Полный список звучит примерно так: Бовингтон в Англии, Форт Нокс в Америке, Саумур во Франции, Кубинка в Подмосковье и Мунстер в немецкой глуши.
Солидная компания, что же, давайте проверим, достоин ли Мунстер своего места на танковом музейном пьедестале.
Но сперва поделюсь немного грустной историей, связанной с этим местом. Случилась история в те давние времена, когда интернет был ещё ребёнком и не все музеи мира успели обзавестись своими веб-страницами. Гостил у меня тогда друг детства, человек весьма продвинутый в бронетанковых вопросах.
Не знаю, висит ли у него над кроватью портрет Роммеля, но то что он может часами рассказывать о каждой «тигрово-пантерной» гайке, это факт. Как отказать такому человеку в посещении святых мест? В общем, приехали мы, походили по городу — нету музея! Не то что музея, даже улицы нужной на карте нет.
Во думаем, засекретили объект по лучшим советским стандартам. Идём в туристическое бюро на вокзале, так мол и так, куда танки подевали? А над нами смеются, не мы первые такие ищем мунстерский музей в Мюнстере. Езжайте ребята 300 километров на северо-восток и будет вам счастье.
Мюнстер-Мунстер, казалось бы какая разница, а друг явно затаил обиду на всю жизнь!
На этот раз никакой ошибки не было, интернет-страница появилась и вот я уже стою возле нужного музея и смотрю на живописную железнодорожную платформу с танком.
Под платформой честно написали, что сделана она в Киеве в 1937-м году, там же чуть позже не совсем добровольно сменила владельца, переделана под нужды третьего рейха и затем добросовестно таскала немецкие танки до 60-х годов. В 2002-м году танк вместе с вагоном облили розовой краской.
Воинствующие пацифисты хотели таким образом наказать выставку: «Восхваляющую войну», на деле получилось наоборот. Антимилитаристская акция мелькала по всем каналам и музей получил свою порцию бесплатной рекламы.
С тех пор число посетителей музея не опускается ниже шестизначного числа в год, что по немецким меркам совсем неплохо. Теоретически, розовые следы на танке присутствуют до сих пор, но искать я их не стал, поверим на слово.
Начинается экспозиция с «Вотана», единственного немецкого танка первой мировой войны. Сделано их было всего 20 штук и поэтому неудивительно, что ни один танк модели A7V до наших дней не дожил.
Дожили всего 2 реконструкции, одна в Мунстере, другая у англичан в Бовингтоне. Только почему-то у англичан A7V на ходу, а у немцев 20 фирм, связанных с министерством обороны, долго и скрупулёзно построили лишь один Вотан-макет. Тоже любопытно конечно, но не то.
Инсталляция, посвящённая первой мировой, замечательная, тут и окопы, и фигуры солдат в противогазах, и Вотан с танкистами, всё что доктор прописал. Я уже было обрадовался, мысленно представил себе, что же будет дальше. А ничего не будет, это первая и последняя историческая инсталляция в музее!
Музей предоставляет бесплатный аудиогид на английском и немецком. На первый взгляд аудиогид выглядит здорово. Получая в руки такой мультимедийный комбайн, ожидаешь погрузиться в море интересной информации.
Тема как никак располагает, тут и уйма малоизвестных исторических фактов, красочные видео-материалы, неожиданные технические решения, да можно много чего придумать.
Так вот, ничего этого в аудиогиде нет, если честно, вообще ничего нет! Каждому разделу уделили всего одну фотографию и несколько минут наполненных такой политкорректной лабудой, что местами слушать было реально сложно.
Сплошь общеизвестные факты и детсадовские прописные истины, неудивительно, что данный аудиогид используют всего лишь 3% посетителей. По данным музея, якобы 85% пользователей остались им довольны, интересно чем именно? С 2012-года в Мунстере сделали ещё более облегчённую, женскую версию аудиогида: «»Женщины, война, армия».
Не решился её включить, мне хватило и обычной версии. Любопытный факт, немецкий аудиогид говорит голосом актёра, озвучивающим небезызвестного капитана Пикара из вселенной звёздного пути, ну хоть что-то хорошее могу сказать.
А ведь до того как ввести аудиогид экскурсии по музею устраивали настоящие танкисты бундесвера, эх, были же времена. Всё потому что несколько лет назад в музее подул ветер перемен. Назначили нового молоденького директора, который сразу же сделал громкое заявление: «Мы не хотим больше быть простым гаражом, наполненным ржавым железом. Хотим показать общую картину… Связать прошлое с будущим… Поднять дискуссию…» бла-бла-бла. Вот вам Херр директор моё посетительское мнение, сделали Вы Херрню.
Panzerkraftwagen первой модели. Ученический танк раскопали где-то в Баварии и поставили на вращающуюся платформу. Брось монетку и танк на 2 минуты закружится в ритме вальса. Нда, пусть после этого кто-нибудь посмеет сказать, что в музее нет движущихся экспонатов.
Вывесили свой иконостас отцов танковой философии. Видимо из-за излишней политкорректности на нём изображены сплошные неизвестные англосаксонские рожи, слегка разбавленные Тухачевским и Гудерианом.
По-поводу Гудериана «прогрессивная» общественность устроила музею натуральный скандал. Как же так, он воевал не за тех и не покаялся в грехах.
Немедленно снимите генерала с доски танкового почёта и удалите со всех исторических стендов! Хорошо что устроители музея не пошли на поводу и оставили «Быстроходного Хайнца» на заслуженном месте.
Карта танковой дружбы Советского Союза и Германии 20-ых годов выполнена в стиле альтернативной географии. Киев у азовского моря в 250 километрах от Ростова… не в этой вселенной.
Аудиогид не умолкал и изрыгал из себя одни перлы за другими, мол, танковые успехи Германии во время второй мировой войны сильно преувеличены. Всё произошло из-за счастливого стечения обстоятельств, «мы не хотели», да и вообще, никаких танков не было, их все придумала вражеская пропаганда! Ага, конечно, во Францию ребята заехали на вело-колясках, чтобы поучаствовать в Тур де Франсе.
А мото-прогулка по СССР прошла исключительно на трофейных чешских 38-Т. Правда, конкретно этот экспонат приехал из Швеции, где его изготавливали по лицензии.
Оказывается легендарная немецкая лёгкая самоходка «Хетцер» (борзая) есть ничто иное как всё тот же переделанный чехословацкий 38-Т. Любопытно, что «борзые» использовались в Швейцарии до 70-ых годов прошлого века, это одна из них.
Боевая лошадка вермахта, 4-я модель, версия для африканского корпуса. За годы войны было изготовлено 8500 четвёрок, это самый распространённый немецкий танк.
Для сравнения, второй леопард, который состоит на службе в бундесвере в разных модификациях уже 40 лет, сделали всего 2100 штук. Данный экземпляр четвёрки был захвачен англичанами в Африке и в 1960-м году подарен немцам обратно.
За танком виднеется единственный интерактивный экспонат музея, так называемый «Плакеточный купол».
Конструкция показывает таблички с символикой немецких танковых дивизий, попутно давая здорово отредактированную, т.е. социально-культурную, информацию об этих воинских формированиях. На мой взгляд получилось совершенно неинтересно.
Да, с интерактивностью в Мунстере не ахти, зато всё в порядке с техникой! Музей может похвастаться не только 150-ю гусеничными изделиями, но и неопределённым количеством средств танкового разрушения.
Не ждите чего-нибудь этакого, в основном обычные немецкие разнокалиберные «Флаки» и «Паки». Чтобы посмотреть на 3-х метровые снаряды к немецкой «Царь-пушке» вам придётся поехать в Дрезден.
- Есть также парочка мотоциклов, но создалось впечатление, что их засунули просто чтобы заполнить пустующие междутанковые пространства.
«Бруммбэр» (ворчун) 30 тонная самоходка, с запоминающейся короткой гаубицей, применялась в основном для разрушения бункеров. Любопытно, что сами немцы имя «ворчун» не использовали, это литературное творчество союзников. По-немецки самоходка называется Sturmpanzer-43.
Самоходная гаубица «Хуммель» (шмель) редкая вещь, сохранилось всего 5 экземпляров и как ни странно в Кубинке шмеля нет. Чуть сзади виднеется самоходка на базе тигра «Штурм тигр», таких было сделано всего 18 штук, сейчас один стоит в Мунстере, второй… в Кубинке.
«Циммерит», паста против ручных противотанковых мин. Циммерит был нанесён на все немецкие танки 43-44 годов.
published on mirputeshestvij.ru according to the materials
travel.ru
Запись Танковый музей в Мунстере взята с сайта Мир Путешествий.
Опубликовал: Инга Прознич
Источник: https://mirputeshestvij.mediasole.ru/tankovyy_muzey_v_munstere
Немецкий танковый музей в Мунстере
В 1989-м году из Афганистана были выведены советские войска. И летом то ли того же года, то ли предыдущего, в Гвардейск в воинскую часть вернулись оттуда несколько танков. Их не загнали в гаражи, а вывели на полигон, куда я регулярно ходил за шампиньонами, и оставили в чистом поле с экипажами на ремонт рядом с «белым домом».
Я носил от бабушки танкистам молоко и яблоки, особенно ценили они белый налив, мы с пацанами пропадали возле танков целыми днями. Нам разрешали лазить по машинам и забираться внутрь, мы рассматривали через систему наводки лес на горизонте и ворочали пушкой или башней.
В одну из таких прокруток мы через небольшую щель в днище башни нашли лежащий на броне целый боевой патрон. Иногда танки делали небольшой круг по полигону, но я не помню, чтобы кому-то из нас разрешали прокатиться, мы наблюдали за этими поездками со стороны. Но однажды мы поехали на танке на речку купаться.
На «коровьем пляже» на Дейме народу тогда еще было больше, чем лепешек. У всех челюсти отвисли, когда мы появились. Это было очень, очень круто!
В Мунстер сестра моей жены Анна переехала в этом году к мужу, который там уже восьмой год служит медбратом в танковой школе бундесвера. Мы хотели сходить к нему на службу, а Басти предложил сходить в местный танковый музей. «Как, в этой дыре здесь есть танковый музей?» — загорелся я. И, как оказалось, не маленький. В нем представлена история развития немецкой бронетанковой техники с первого танка и до наших дней. Как человеку, выросшему в победившем фашистскую Германию СССР, мне представлялось трудным удивляться или восторгаться «вражеской» техникой, но на деле вышло все намного проще. Хотя пришлось ощутить небольшое смятение, стоя перед немецким «Тигром», уж очень зловеще выглядит эта бронеглыба, да и гранаты не было под рукой.Вечная память всем, кто встал на пути этих чудовищ.
Тигр рядом с Т-34.
Вся информация в музее на немецком языке, так что узнавать кое-что пришлось апосля, копаясь в интернете. После фотографии танка, мотоцикла или другого транспорта идет фотография таблички с ТТХ и информацией опять же на немецком. Я покажу все, что я увидел, хотя это и больше ста фотографий. Только техника, никаких кошек и детей, текста по минимуму. Правда, есть одна овца в камуфляже.На улице перед музеем.Герб Мунстера слева.Три уличных экспоната. Самоходная артиллерийская установка, истребитель танков.Основной боевой танк ФРГ 60-х «Леопард».Боевая разведывательная машина «Рысь».А вот и овца. Регион известен своими овцеводческими хозяйствами.Свастика в Германии запрещена, ее можно встретить только в музеях. Не переношу, когда в шлемах такой формы на мотоциклах гоняют.Стальной шлем Адриан М15 периода Первой Мировой войны с российским гербом эпохи Романовых.Одна экспозиция было посвящена военным играм. Морской бой, надо понимать.Танк, собранный из конструктора.ТИК-ТАК — для свежего дыхания, а ТАК-ТИК — тактическая игра.Военная игра «Синие против Красных», выпускавшаяся в 1933-1942 годах.Доспехи средневековых наездника (1630 г.) и рыцаря (1550 г.).Четыре огромных зала под крышей заставлено танками и бронированными машинами.Первый серийный танк Германской Империи A7V, выпущено 20 экземпляров в 1917-1918 годах.Внутрь танка можно заглянуть. Сюда помещалось до 23-х человек.Фирмы, принимавшие участие в постройке первого танка.Прототип легкого танка LK II с пушкой, который не был пущен в производство из-за окончания Первой Мировой войны.Бронемашина для городских полицейских акций начала 20—х годов прошлого века.Запаска.Тяжелый армейский мотоцикл Zundapp KS 750 с повышенной проходимостью и маневренностью, использовался для разведки, перевозки личного состава и различных грузов и эвакуации раненых.Хейнц Гудериан, родоначальник танкостроения в Германии и танкового рода войск в мире, и его униформа.Эмблема германских танковых войск (череп со скрещёнными костями, т. н. «Мёртвая голова»).Чешский легкий танк времен Второй Мировой Войны.Немецкий средний танк времен Второй Мировой войны, был признан в СССР в 1940-м году лучшим иностранным танком в своём классе.BOSCH.Один на один с Тигром. Немецкий тяжелый танк. Затраты на производство одного танка «Тигр I» — более 800.000 рейхсмарок (по данным немецкой страницы в википедии — 300.000 рейхсмарок), в два раза дороже любого танка тех времён. Этот экземпляр собран из различных частей подбитых машин. Всего сохранилось 6 подобных танков.След от попадания снаряда.Звездочку на броне намного приятней видеть, чем крест. Легендарный советский средний танк Т-34. Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан многими специалистами и военными экспертами одним из лучших танков Второй мировой войны. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, тактическими, баллистическими, эксплуатационными, ходовыми и технологическими характеристиками.»Пантера». Они с «Тигром» намного крупнее нашего Т-34, но наши все равно победили.У Пантеры 4 хвоста.Еще один немецкий средний танк, самый масcовый танк Панцерваффе.На случай рукопашной.Самый массовый мотоцикл в немецкой армии.Операция «Цитадель» — наступательная часть немецкой стороны в Курской битве, одного из ключевых сражений во Второй Мировой войне. И самоходная мина «Голиаф» — начиненная взрывчаткой и управляемая на расстоянии, танкетка предназначалась для уничтожения танков, плотных пехотных формирований и разрушения зданий.Знаки различия немецких танковых дивизий во Второй Мировой войне.
Плавающий полноприводный автомобиль повышенной проходимости военного назначения. Фольксваген.
- Naked bike tank.
Винт.Легкая противотанковая самоходная артиллерийская установка (САУ). Один из немногих экспонатов с информацией на английском.Тяжелая САУ на основе Пантеры, истребитель танков.Еще одна тяжелая противотанковая САУ на основе среднего танка.Немного информации на английском языке.Большая коллекция танковых перископов.Шерман — американский средний танк времен Второй Мировой войны.Номерки висят, а информации по ним нигде рядом нет. Вероятно, эволюция танковых касок/шлемов.Идут танковые учения, командир по рации:- Первый! Пошел! — Первый танк сорвался с места…- Второй! Пошел! — Второй танк сорвался с места…- Третий! Пошел! — Третий стоит…- Третий! ПОШЕЛ! — Третий стоит…- ТРЕТИЙ! ПОШЕЛ! Вдруг из третьего танка вылезает танкист с обалдевшим видом иговорит:- О! А шапка-то! Шапка-то говорящая! (нижний ряд справа)Еще несколько машин-участвников Второй Мировой войны. «Медведь -ворчун», штурмовое орудие, средняя САУ.Немецкая самоходная гаубица «Шмель».BOSCH.»Штурмовой тигр». Эта САУ предназначалась для разрушения укреплений противника и боёв в городских условиях, но было сделано всего 18 таких машин.»Королевский тигр», мощнейший серийный танк Второй Мировой войны. Благодаря очень мощной 88-мм пушке был способен эффективно поражать огнём любые танки антигитлеровской коалиции. Это последний экземпляр в экспозиции о Второй Мировой войне.Типичный мотоцикл Бундесвера начала 60-х годов — BMW R-27.
Т-54 — советский средний танк, экспортировался и стоит на вооружении во многих вооружённых силах государств мира, использовался в большинстве послевоенных локальных конфликтов. Танк стал известен своей высочайшей надёжностью и простотой, высоко оценивавшимися многими экспертами.
- Ferret — британский лёгкий разведывательный бронеавтомобиль 1950-х годов.
Первые мотоциклы Бундесвера после Второй Мировой войны.Впереди было еще два зала с машинами второй половины прошлого века, но наши с Басти жены с детьми уже выпили весь чай в в буфете и начали нетерпеливо нам названивать.Кое-что я еще успел на бегу сфотографировать.Легкая бронированная разведывательная машина французского производства, принятая на вооружение бундесвера в конце 50-х.
Леопард 1 — основной боевой танк ФРГ 1960-х годов. Танк до сих пор находится на вооружении армий Германии и ряда других стран и постоянно модернизируется.
- После подготовки этого поста чувствую себя танковым экспертом.
САУ «Куница» из технической школы бундесфера, экземпляр для тренировки технического персонала.После двух часов уже все танки друг на друга похожи.Еще один со звездочкой — Т-62.Белый танк «Кабан», предназначенный для разминирования минный полей.Музей создан в 1983 году на базе коллекции танковой школы бундесвера в Мунстере. Входной билет стоит 7 евро, детям до 6 лет бесплатно. Это был последний день, когда Лене можно было посетить этот музей бесплатно — 24 ноября.
Источник: https://prachkovskiy.livejournal.com/208015.html
Мунстер. Немецкий танковый музей. Часть 1/3: Техника до 1945 года
Часть 1 — Техника до 1945 года.
Часть 2 — Техника после 1945 года.
Часть 3 — Оружие и остальное.
Немецкий танковый музей (нем. Deutsches Panzermuseum) — музей бронетанковой техники, расположенный на территории Мунстерского учебного полигона бундесвера. Экспозиция музея создана для сохранения истории развития немецкой бронетехники с 1917 года по настоящее время.
Музей создан в 1983 году на базе коллекции танковой школы бундесвера в Мунстере. Экспозиция музея открыта для всех желающих. По состоянию на 2012 год музей находится под совместным управлением танковой школы и муниципалитета Мунстера.
Танковый музей занимает площадь в 9000 квадратных метров, из которых 7500 приходится на выставочные залы. wiki
A7V (также Sturmpanzerwagen A7V, в буквальном переводе с нем. Штурмовая бронированная машина A7V) — немецкий тяжёлый танк времён Первой мировой войны. Первый серийный танк Германской империи. Выпущен в 1917—1918 годах малой серией в 20 машин. Ограниченно применялся в боевых действиях заключительного периода Первой мировой войны. wiki
- В музее находится копия танка номер 563 «Вотан», который был сдан на слом в 1919 году.
- Daimler DZVR 21
Насколько известно, это единственный образец боевой бронемашины времен Веймарской республики, сохранившийся до наших дней. Положения мирного договора Версаля от 28 июня 1919 года не позволяли имперскому правительству вооружать Рейхсвер боевыми бронемашинами.
Но, в связи с внутренними беспорядками в стране и с угрозой восточным границам Германии в начальный период Веймарской республики, державы-победительницы разрешили принять на вооружение до 150 уличных броневиков, которые могли применяться, однако, исключительно для полицейских акций по поддержанию порядка внутри страны (дополнительный договор по этому вопросу был заключен в Булони 20 июля 1920 года). Вооружать броневики разрешалось лишь двумя пулеметами. отсюда
Первыми на вооружение полиции поступили 50 машин, построенные сразу после окончания войны. Для 100 остальных правительство объявило конкурс на проектирование и производство.
При использовании бронемашин должны были соблюдаться 2 условия, выставленные союзниками: уличные броневики должны были использоваться только для городских полицейских акций, и только внутри страны. Между 1921 и 1925 было выпущено 85 Schupo-Sonderwagen тремя различными фирмами: 31 — «Даймлер», 24 — «Бенц», 30 — «Эрхардт».
Характерными чертами этих бронемашин были большая высота, которая должна была затруднять попытки противника взобраться на броневик, и тяжелая передняя часть, что позволяло с ходу разрушать баррикады. отсюда
LK-II — лёгкий танк Германской империи в период Первой мировой войны. Конструктор — Фольмер. Считается хорошим танком, но конец Первой Мировой войны поставил крест на его производстве. Однако Lk-II выпускался серийно с 1920 по 1921 (тайно и под видом трактора, так как Германии по Версальскому мирному договору запрещалось иметь танки) и выставлялся на экспорт в Венгрию и Швецию. wiki
Panzerkampfwagen I (Pz.Kpfw.I, Pz.I; транслитерируется как Панцеркампфваген I) — германский лёгкий танк 1930-х годов. В западной литературе распространено также название Panzer I (Панцер I), в советской литературе традиционно обозначался как Т-1.
По германской ведомственной системе обозначений военной техники носил индекс Sd.Kfz.101. Первый германский серийный танк после окончания Первой мировой войны, Pz.Kpfw.I был разработан в 1930—1934 годах фирмами «Крупп» и «Даймлер-Бенц».
Серийно производился с 1934 по 1937 год, всего было выпущено 1574 танка этого типа. wiki
- Mannschaftskraftwagen (Kfz. 70)
- Panzerkampfwagen 38(t) (LT vz.38)
LT vz.38 — изначально чехословацкий лёгкий танк конца 1930-х годов, созданный фирмой ЧКД. Более известен под использовавшимся в нацистской Германии обозначением Panzerkampfwagen 38(t) или Pz.Kpfw.38(t), под которым выпускался после оккупации Чехословакии и принимал активное участие в начальной стадии Второй мировой войны, считаясь на тот момент одним из лучших лёгких танков Вермахта. wiki
Тяжелый тягач. (schwere Wehrmachtschlepper (sWS)), компании Büssing-NAG.
- PzKpfw IV Ausf G
«Panzerkampfwagen IV» («PzKpfw IV», также «Pz. IV»; в СССР был известен также как «T‑IV») — средний танк бронетанковых войск вермахта периода Второй мировой войны. Существует версия, что Pz IV изначально классифицировался немецкой стороной, как тяжёлый танк, однако документально она не подтверждена.
- Самый массовый танк вермахта: выпущено 8 686 машин; серийно выпускался с 1937 по 1945 год в нескольких модификациях. wiki
3,7 cm Pak 35/36 (нем. 3,7 cm Panzerabwehrkanone 35/36 — «3,7-см противотанковая пушка образца 1935/1936 года») — немецкая противотанковая пушка. wiki
- BMW R 35
- На нижней фотографии мой прадед на трофейном BMW R35.
Источник: https://waltergutjahr.wordpress.com/2017/05/05/german-tank-museum-part-1/
Автомобильные путешествия — Танковый музей ,Германия, Мунстер
Однажды на необъятных просторах форма auto.ru я нашёл чей-то отчёт об этом музее. В поездке 2010г появилась ещё одна точка для обязательного посещения. Музей находится в г.Мунстер, не путать с Мюнстер(Münster ) в северной части Германии.
Сам городок ничем не примечателен. Обычный тихий, спокойный немецкий город. Музей создан на территории военной части. Проезд к нему совершенно свободный. На улицах имеются указатели на этот музей.
Правда, навигатор повёл немного по другому маршруту, но это не добавило никаких проблем. Возле музея есть бесплатная небольшая парковка. Но и посетителей не много.
Если повезёт, то можно оказаться в гордом одиночестве.
В музее разрешена фотосъёмка. Денег за неё не просили, билет выгоднее покупать на семью. Более подробную информацию можно узнать на сайте музея.
Экспонаты представлены в нескольких залах и на улице. Основная часть техники стоит в помещении и расставлена в хронологическом порядке. Так, что сюда можно приезжать в любую погоду и время года. Главное уточнить, работает ли музей?
Очень понравилось отсутствие ограждений вокруг техники. Можно обойти кругом, пощупать, заглянуть под машину, а иногда и вовнутрь.
В первом зале представлена история «Panzerwaffe» начиная с первой мировой и до конца второй мировой войны. Для меня этот зал оказался самым интересным. Кроме самих танков, так же представлены средства борьбы с ними.
- Вот такой оригинальный гибрид фауспатрона и пушки я увидел впервые.
- Лучший танк второй мировой войны- наш Т-34-76.
И немцы это так же признают. В июне 41-го появление тридцатьчетвёрок на поле боя вводило немцев в ступор. Они никак не ожидали увидеть у нас такой прекрасный танк. На начало войны немецкие танки не имели достаточно мощных орудий, чтобы достойно противостоять этой машине.
А вот 88мм. зенитное орудие нередко использовалось в качестве противотанкового. Ему броня тридцатьчетвёрки оказалась «по зубам».
Panzerkampfwagen III , участвовавший в африканской компании. Имеет соответствующее обозначение на борту.
На этом танке хорошо видны особенности немецкого подхода к конструкции танка. Двигатель находился сзади, а привод был передний. Трансмиссия находилась так же спереди. Лобовая броня почти вертикальна, вследствие чего её приходилось делать слишком толстой и тяжёлой. Правда, экипаж имел дополнительное свободное место внутри танка из за более просторной компоновки.
Точность изготовления узлов немецких танков по тем временам была потрясающая. Моим преподавателем в институте по деталям машин был пожилой профессор (бывший военспец). К нему попадали трофейные танки. Так в немецких танках редукторы на заводе собирали без регулировочных прокладок. Агрегат не нуждался в дополнительных регулировках.
Вопрос только, хорошо ли это в полевых и боевых условиях? Ведь менее продвинутую технику с помощью молотка, бородка и какой-то матери можно собрать одну из трёх сломаных недалеко от поля боя.
Panzerkampfwagen IV стал основным танком для немцев во время второй мировой.
Здесь он в «африканской» раскраске и с 75мм орудием. Вооружение танка пришлось усилить для борьбы, прежде всего с Т-34, которые имели 76мм, а позже и 85мм орудия. Видимо с «восточного фронта» уцелевших экземпляров добыть не удалось.
«Пантера» участвовала в боях с 1943года. По немецкой классификации это средний танк. Конструкция корпуса и башни напоминает советские танки, а вот привод как обычно передний. Да и с опорными катками немцы перемудрили.
С одной стороны шахматно расположенные катки давали плавность хода и равномерное распределение нагрузки на грунт. Вследствие чего, увеличивалась точность попадания при стрельбе сходу.
Ведь стабилизаторов танковые пушки не имели, и вся прицельная стрельба возможна только с места или с короткой остановки. А во время остановки танк превращается в крупную мишень. Недостаток такой схемы — слабая ремонтопригодность в полевых условиях.
Чтоб поменять внутренний каток, надо демонтировать половину опорных катков с этой стороны. К тому же в мороз замёрзшая между катками грязь блокировала движение танка.
- Судя по следам на полу и каплям масла, танки в этом музее вполне на ходу и периодически участвуют в каких то мероприятиях.
Немецкий тяжёлый танк «Королевский тигр» появился уже к концу войны. Основная его задача-уничтожение танков противника из укрытий. Мощнейшая броня и длинноствольная пушка сделали его похожим на крепость.
Стоя рядом с этим монстром, ощущаешь себя клопом. Хоть о танках я знаю не понаслышке. Два года я прыгал по «Т-80» в Советской Армии. Но «королевский тигр» мне показался монстром. Гусеницы на уровне подбородка. Очень опасный по тем временам противник.
Jagdpanzer 38 лёгкая самоходка, применялась для борьбы с танками.
Sturmgeschütz III предназначена для артиллерийской поддержки атакующей пехоты. Высота самоходки не превышает рост пехотинца.
Немного выбивается из общего плана «Штурмтигр». Создан на базе тяжёлого танка «Тигр» для разрушения оборонительных укреплений противника. Вооружение-380мм реактивный корабельный бомбомёт.
Автомобиль амфибия. Подобная конструкция передней подвески применялась на «Запорожце».
- В отдельном зале представлена форма танкистов от рядового до генерала и их личное оружие.
- Есть даже мундир для особенно торжественных мероприятий .
В следующем зале послевоенная история танковых войск Германии. Т.е. противостояние советских танков их западным противникам, так как Германия разделилась на две противостоящие армии.
Страны «Варшавского договора» имели на вооружении не самые последние модели советских танков. Все новинки стояли на вооружении Группы Советских Войск в Германии (ГСВГ).
В этой «группе» я и прослужил в Пархиме после учебки под Дрезденом.
Открывает осмотр самый красивый танк Великой Отечественной войны — Т-34-85. Эта машина долгое время стояла на вооружении стран «Варшавского договора» и ГДР в том числе.
- «Трабант» на вооружении ГДР.
- А вот и легендарный «Унимог».
- Ещё несколько автомобилей «Бундесвера».
У западногерманских и советских танков мне бросилось в глаза одно отличие. Их техника подразумевала движение по дорогам, а наша по бездорожью. Даже советские танки, стоявшие на вооружении ГДР, имели зеркало заднего вида.
На советских танках никогда не было резиновых накладок снаружи гусениц. Каждый раз после учений немцы выставляли нашему полку счёт за испорченные дороги.
- Самоходная установка с двумя стволами.
- Импортный аналог БТРа.
- А это боевая машина пехоты.
- И выход из десантного отсека.
- Израильский танк Меркава cчитается одним из самых безопасных для экипажа.
- Вдоль борта зашита из скреплёных канистр.
- Вход из танка сзади через десантный люк.
Не очень понял, что это. Наверное какая то сапёрная машина.
Для посещения музея достаточно двух часов. На улице тоже есть экспонаты. Но это уже более современная техника. Самое интересное внутри. Очень жаль, что путеводители не упоминают подобные музеи. Так вот и проезжаем мимо кучу интересных мест.
Все фото из этого музея здесь.
Источник: http://iirg.narod.ru/index/0-15
Танковый зверинец
Период лидерства Германии в танковой сфере был недолгим, но очень запоминающимся: ведь успехи вермахта во Второй мировой войне во многом определялись именно действиями панцерваффе. О временах сокрушающих танковых блицкригов, а также о том, что было до них и после, рассказывают бронированные экспонаты музея в Мюнстере.
В расположенном в семидесяти километрах от Гамбурга городке с семнадцатитысячным населением жизнь крутится в основном вокруг танковой школы и местного гарнизона (четвертого по численности в Германии).
Милитаристский уклон Мюнстера не слишком бросается в глаза, поскольку большинство объектов относятся к категории режимных. Главной же туристической достопримечательностью является Немецкий танковый музей (в буквальном переводе — Музей немецкой брони). Он занимает 7,5 тысячи квадратных метров и ежегодно посещается примерно 70 тысячами туристов.
Появление музея именно в Мюнстере было вполне логично, поскольку существовавшая здесь танковая школа обслуживала нужды не только бундесвера, но и вермахта. Понятно, что за полвека здесь накопилось изрядное количество техники, и в 1983 году армейское командование вместе с муниципалитетом превратили это внушительное собрание в учреждение культуры.
Зал, открывающий экспозицию, посвящен бронетанковой технике Первой мировой войны, которая персонально для Германии начинается со штурмовой бронированной машины Sturmpanzerwagen A7V.
Известно, что первые в мире британские танки дебютировали в сентябре 1915 года на Сомме. Готовя ответ, немцы подключили к проекту такие компании, как «Даймлер», «Бенц», NAG, «Опель», «Брасс унд Херштейнт».
Свой индекс — A7V — «патриарх» германской бронетехники получил в честь седьмого отдела военного министерства. До конца войны было выпущено чуть больше двух десятков таких машин против почти 4 тысяч французских и почти 3 тысяч британских танков.
Вперед махина тащилась со скоростью 10-12 км/ч, а ее главным и, пожалуй, единственным достоинством была вместимость — 18 человек экипажа.
До наших дней уцелел только один экземпляр по имени «Мефисто», застрявший 24 апреля 1918 года на местности, захваченный австралийскими войсками и находящийся в настоящее время в музее в Брисбене.
Так что в Мюнстере представлена пускай и добротно изготовленная, но все-таки реплика.
Проиграв Первую мировую войну, Германия лишилась права иметь танковые войска. Остались только бронеавтомобили «Даймлер DZVR», использовавшиеся полицией для борьбы с беспорядками, один из немногих сохранившихся подлинных экземпляров также представлен в музее.
Переход экспозиции от Первой ко Второй мировой войне обозначает легкий танк Pz.Kpfw.l, пошедший в серию сразу, как только Германия явочным порядком отменила ограничения Версаля.
Выпускался он всего три года — с 1934 по 1937 год, но именно на нем готовились кадры для будущих блицкригов. Pz.Kpfw.
l сражался в Испании и в России, но в 1942 году по причине своих скромных боевых качеств был убран с фронта и продолжал использоваться только в качестве учебной машины.
После оккупации в марте 1939 года Чехословакии Германия получила производственные мощности и большое количество уже запущенных в серию танков, производимых под немецким индексом PzKpfw 38(t).
Создателем машины был русский эмигрант Алексей Сурин, продолжавший, кстати, работать и в социалистической Чехословакии.
Его творение было самым распространенным легким танком панцерваффе вплоть до начала операции «Барбаросса».
Но настоящей рабочей лошадкой Второй мировой войны стал средний танк PzKpfw IV, известный в СССР также как T-IV. Всего в 1937-1945 годах было выпущено 8686 экземпляров. Вплоть до войны Судного дня (1973 г.) эта машина участвовала и во всех арабо-израильских конфликтах, причем будучи представлена по обе стороны фронта. Ну а представить Мюнстерский музей без нее просто невозможно.
T-IV часто путают с «тигром» (в советских документах T-VI), который относится уже к категории тяжелых танков, он был выпущен в количестве 1354 экземпляров. Продукт фирмы «Хеншель» первый раз участвовал в бою 29 августа 1942 года у станции Мга под Ленинградом, но по-настоящему прогремел после того, как немцы в феврале 1943 года смогли отбить Харьков.
Последним же серийным танком Третьего рейха стал «Королевский тигр» PzKpfw VI Ausf. В), крушивший бронетехнику антигитлеровской коалиции благодаря 88-мм пушке, однако уступавший своим противникам по мощности мотора. Интересно, что представленная в музее машина после войны была вывезена в США, а затем возвращена обратно.
Аналогичные 88-мм орудия использовались и на другой модели, относящейся к классу истребителей танков. Речь идет о громадной самоходке «Ягдпантера», сконструированной на базе танка «пантера», но имеющей компоновку, близкую к советской самоходке СУ-85. В этом, кстати, легко убедиться, поскольку соответствующий экземпляр советской машины тоже находится в зале.
Помимо нее, технику антигитлеровской коалиции представляют легендарный советский танк Т-34, британский «кромвель» и американский «шерман». Понятно, что союзнической техники могло быть и больше, но ведь войну немцы проиграли, а значит, все ранее захваченные ими трофеи победители забрали обратно.
О том, что многие музейные образцы участвовали в боях, свидетельствуют вмятины и царапины на их поверхности. Осматривая технику, можно увидеть, что от магнитных мин некоторые танки покрывали циммеритом.
Из самых примечательных по своей внешности машин стоит выделить самоходку Sturmpanzer IV с мощной, но короткой гаубицей длиной 380 мм и калибром 150 мм. Немцы называли ее Brummbar («ворчун»).
Советская сторона, привыкшая к зверям («тиграм» и «пантерам»), окрестила ее «медведем».
На сегодня, помимо Мюнстера, в музеях экспонируются три такие самоходки: в подмосковной Кубинке, на Абердинском полигоне в Мэриленде и в танковом музее Сомюр во Франции.
Третий зал музея, как водится, посвящен холодной войне, в эпоху которой немцы жили в двух государствах — капиталистической Федеративной республике Германия (ФРГ) и социалистической Германской демократической республике (ГДР). На территории ГДР размещалась крупнейшая Западная группировка советских войск, и, естественно, в Мюнстере в достаточном количестве представлена техника, находившаяся на вооружении стран Варшавского договора.
Представлена и техника НАТО, так что зритель наглядно может увидеть, как именно собирались противостоять друг другу два враждебных блока. Конечно, здесь имеется и советский Т-72, но особое внимание следует обратить на танк «леопард», бывший до 1980 года основным танком бундесвера, а также армий Италии, Нидерландов, Бельгии, Норвегии, Дании и Австралии.
Создавали его на традиционно обслуживавшей панцерваффе фирме «Порше», и, как видно, «леопард» рассматривался как своего рода преемник «пантеры» и «тигра». Если не в плане конструкций и технологий, то, скажем так, идеологически. Пройдя через несколько модернизаций, этот «леопард» превратился в «леопарда-2», который и занял в бундесвере место предшественника.
Кроме самих танков и самоходок, в собрании представлены образцы вооружения, форма танкистов, а также награды и знаки отличия. Хотя солирует, конечно же, техника.
Владислав ФИРСО
Ещё интересные материалы с сайта «Загадки истории»
Источник: https://zagadki-istorii.ru/muzei-19.html
Топ танковых музеев мира (2/2)
(Источник фото)
Финны, как и положено жителям не очень богатой северной страны, экономны и не любят выбрасывать на свалку хорошие вещи просто потому, что те вышли из моды. В отношении трофейных танков это финское качество проявилось по полной программе. Получившаяся свалка утильсырья финский танковый музей Panssarimuseo хоть и уступает по размерам и числу экспонатов музеям-монстрам типа Бовингтона или Сомюра, вполне может похвастаться рядом уникальных экземпляров. Так, советский Т-50, кроме Паролы, есть только в Кубинке, причём у финнов он экранирован, то есть увешан дополнительными бронелистами. Также в Пароле имеется экранированный Т-28, набор из нескольких Т-26 и, наконец, своеобразная жемчужина коллекции ― штурмовое орудие БТ-42. Попытку скрестить корпус русского БТ и британскую 114-миллиметровую гаубицу трудно назвать удачной ― мало-мальски зажечь эта машина смогла только в аниме «Girls und Panzer».
Для россиян одно из главных достоинств Паролы в ее относительной близости. Меньше 500 км, если пилить на машине из Питера, и чуть больше сотни ― если доплыть до Хельсинки на пароме.
Сайт музея в Пароле.
Ну а настоящим ценителям стоит озаботиться билетами на самолёт: начнём мы с сокровищ Британской империи.
2. Бовингтон, Англия
( Alan Wilson)
Один из крупнейших в мире танковых музеев, демонстрирующий сотни машин, среди которых есть и уникальные. В первую очередь, разумеется, тут можно полюбоваться на британские уники: сэры и пэры по части сумрачности разума могли кого угодно перещеголять. Бовингтон хвалится такими монстриками, как пятибашенный A1E1 «Independent» (около него можно презрительно процедить, что наш Т-35 круче и вообще серийный), TOG II или самая боевая в мире черепаха A39 Tortoise.
Сайт музея в Бовингтоне.
Вкурившим сумрачного британского танкостроения рекомендуется для протрезвления срочно окунуться разок-другой в Ла-Манш. А затем и преодолеть его ― под водой, над водой или по воде, выбор нынче большой. Особо символично будет примерно в районе шестого июня доплыть на пароме до Шербура или до Кана. Высадка в Нормандии, да. Здесь тоже неплохо.
3. Музеи Нормандии, Франция
( Ronald Hogenboom)
Здесь на выбор бронетехнику можно изучать в Мемориальном музее битвы за Нормандию в Байё или в расположенном чуть подальше музее «Оверлорд». Ничего сверхуникального. В основном те машины, которые дрались в этих местах в 1944-м. Некоторые интересные экземпляры стоят возле военных мемориалов, например инженерный танк Churchill AVRE с мега-бомбомётом или один из немногих уцелевших «Тигров».
Сайты нормандских музеев:
Вволю накатавшись по бокажам и похрустев французскими булками под вино или сидр, продолжим наше танковое паломничество.
Расположенный к югу от Парижа городок Сомюр встречает путешественников плакатами, посвящёнными двум своим музеям: танковому и… грибному.
Впрочем, после более близкого знакомства с французской бронетехникой, особенно экспериментальной, понимаешь, что это соседство имеет глубокий внутренний смысл.
4. Musée des Blindés, Франция
( Che Haut)
Разумеется, в Сомюре собрана отличная коллекция французской бронетехники с уникальными опытными машинами. Очень неплохой набор немцев, благо англо-американцам тащить весь немецкий металлолом к себе было лень. Ну и немного союзников с советской техникой. Кстати, рекомендуем музей в Сомюре поклонникам Вахи 40К ― при взгляде на опытный французский тяжелый танк ARL-44 родословная «Леман Расса» сомнений уже не вызывает.
Сайт музея Musée des Blindés.
Дальше у любителей гусениц и брони есть два маршрута. Почитателям мест боевой славы и снарядных отметин стоит отправиться на север, в Арденны. Маршрут «Пайперовскими тропами» не занесён в путеводители, но вполне себе прослеживается оставшейся с тех времен техникой.
5. Музеи Бенилюкса
( Henk Bekker)
В этих местах есть что посмотреть. Так, неплохая коллекция бронетехники собрана в городке Бастонь (Бельгия) ― том самом, где так круто накрылось немецкое наступление в декабре 1944 года. Внимание: танчики находятся не там, где на карте отмечен Bastogne War Museum, а в месте под названьем Bastogne Barracks.
Ещё один музей с хорошим выбором бронетанковых экспонатов находится поблизости, на другом, чуть менее знаменитом поле боя ― это Overloon War Museum (Нидерланды). И наконец, поблизости от Амстердама не так давно замутили новый Nationaal Militair Museum ― с танками, самолётами и даже макетом «Фау-2» в натуральную величину.
Сайты музеев:
Ну а тем, кому интересны всякие танковые редкости, пусть даже настоящих боевых портянок и не нюхавшие, следует контрабандными горными тропами пробираться в страну самых боевых гномов Европы. В процессе не забудьте купить втридорога наклейку для лобового стекла за пользование этими самыми тропами: горные гномы ― они парни строгие, не забалуешь.
6. Тун и Фюль, Швейцария
(Источник фото)
Главная швейцарская Кубинка находится в городке Тун. Собственно, это не музей, а вполне себе действующая военная часть. «Музей» тут ― задний двор конструкторского бюро.
Сейчас делать собственные танки свиссам надоело, и в Туне собирают из болтиков и гаечек немецкие «Леопард-2». Часть экспозиции находится в ангаре, но большинство машин красуются на плацу посреди части, где за их состоянием бдительно следят нерадивые курсанты.
Поскольку чистить зубной щёткой, например, мостоукладчик довольно долго и скучно, дисциплина у швейцарских танкистов ну просто ого‑го.
У швейцарской противотанковой самоходки Nahkampfkanone 2 стоит сфотографироваться хотя бы потому, что ее название будет вам долгие годы верой и правдой случить самым надежным алкотестером. Не смогли с первого раза выговорить без запинки ― этому столику сегодня больше не наливать.
Второй гномий музей, Schweizerisches Militärmuseum Full, немного отличается ассортиментом, в частности, ему досталась коллекция швейцарского завода MOWAG.
Сайты музеев:
- В Туне (так как это действующая военная часть, иностранцам рекомендуется заранее обращаться за разрешением)
- В Фюле
Затем разошедшиеся было пути любителей танковой техники вновь сходятся, ибо дальше все дороги ведут… в Мунстер.
7. Deutsches Panzermuseum, Германия
(Источник фото)
Квадратиш, практиш, гут ― это сюда. Немецкие машины начинаются с Sturmpanzerwagen A7V, и далее всё как положено: PzKpfw I, PzKpfw II и прочие панцеркампфвагены довоенных, военных и послевоенных времён в богатом ассортименте. Мунстер ― это обязательная часть программы!
- Сайт музея Deutsches Panzermuseum.
- Здесь можно было бы и остановиться, но мы обязаны упомянуть еще два европейских танковых музея, хоть и находящиеся достаточно далеко друг от друга, но связанные между собой историей экспонатов.
- Первый из них ― чешский танковый музей в Лешанах.
8. Vojenské technické muzeum, Lešany, Чехия
(Источник фото)
Как известно, доблестные швейки сами не то чтобы зажигали во Вторую мировую, но вот в деле танкостроения отметились.
Не в последнюю очередь благодаря конструктору с типично чешскими ФИО: Алексей Михайлович Сурин.
Послевоенная часть экспозиции не так оригинальна, хотя отдадим чехам должное: кроме достаточно попсовых советских и американских танков, они сумели наменять у евреев даже первую «Меркаву».
Сайт музея VTM.
Надо сказать, что и до войны чехословаки торговались насчёт танков ничуть не менее лихо, сумев загнать суринские конструкции таким скупым и привередливым покупателям, как шведы. Где они и сохранились до наших дней.
9. Arsenalen, Швеция
( Hans Jakobsson)
Если вы следите за творчеством группы «Сабатон», то знайте: их новый клип Primo Victoria снят именно с танком из «Арсеналена».
Шведы, как и упомянутые выше швейцарцы, искренне считали, что нейтралитет ― это хорошо, а нейтралитет с танками и пушками ― ещё лучше.
В итоге Швеция еще до Второй мировой войны начала создавать своё уникальное танкостроение, не забывая прикупать по случаю всякие бюджетные и надёжные чешские машинки.
Вершиной деятельности шведских танковых конструкторов стал самый безбашенный в мире танк STRV-103 и самая скорострельная гусеничная самоходка Bandkanon.
К сожалению, после окончания «холодной войны» шведские политики решили, что с исчезновением наиболее вероятного противника своя танковая промышленность ― слишком дорогое удовольствие, и велели военным не выпендриваться и быть как все, то есть купить у фрицев «Леопарды» и ездить на них.
Сайт музея Arsenalen.
БОНУС
Ну и напоследок вспомним о стране с парочкой отличных музеев, до которой тоже всего четыре часа лёту из Москвы, пусть и не Европа. Зато тепло.
10. Латрун и Батей а-Осеф, Израиль
( Peter Nikolsky)
Традиционно туристы-милитаристы знают только один расово верный еврейский танковый музей ― Латрун. Он таки да, неимоверно крут ― ну где ещё в мире за жалкие несколько шекелей можно вволю попрыгать на броне всех четырех «Меркав»?
Но если до Земли Обетованной вас попутным ветром донесло, а ехать в Латрун задушила местная жаба, это не повод расстраиваться. В самом Тель-Авиве совершенно случайно тоже имеется танковый музей. Конечно, не такой шикарный, как Латрун, но приличному любителю танков сходить туда совершенно не стыдно.
Даже наоборот ― стыдно пропустить такое замечательное место, где имеется и прототип «Меркавы», и макет израильской самоходки «Шолеф» в натуральную величину (ногами не пинать, пробьёте фанеру), и образчики того, что можно сделать, имея трофейное шасси Т-34, пару трофейных же пушек и немного смекалки.
Сайты музеев:
Пропустили первую часть? Читайте про лучшие танковые музеи бывшего СССР.
Источник: https://warhead.su/2017/10/10/top-tankovyh-muzeev-mira-22