Привет! Все пучком? А что у тебя с сестрой-то, не поняла? А-а, вот как? А бойфренд сразу и слинял? Ну, обычное дело.
Ты, говоришь, не обычное? Ты — сразу женился? Ну, по-разному бывает. Надо было саму возможность исключать – на будущее ей урок.
Новый фильм ужасов «Святая Агата» на подходе
Ты, главное, не давай ей во все тяжкие пускаться. Мало ли. Тут вот на днях новый фильм выходит, «Святая Агата» называется. Как раз по этой тематике.
Кадр из фильма «Святая Агата» (2018)
Нет, не морализаторский, а фильм ужасов. Да – «Святая Агата» называется. Выходит 14 февраля 2019. Съемки фильма были закончены в начале 2018, весной 2018 «Святая Агата» была представлена на фестивале фильмов ужасов в Новом Орлеане.
О сюжете фильма «святая агата» (2018)
Нет, никакого годзиллу святая Агата не рожает. Нет, и не черта с рогами. Там не в этом суть.
В фильме «Святая Агата» девчонка молодая просто запуталась. У нее и так нелады с законом, так еще и залетела. А как парню своему сказала, так он сразу и исчез.
Ну да, часто так бывает. Не в том суть. Просто решает она скрыться на время в уединенном монастыре. И в первое время все, вроде, тип-топ. Хотя там не одна она беременная скрывается.
Кадр из фильма «Святая Агата» (2018)
Чего скрывается-то? Ну, 50-е годы ХХ века в «Святой Агате» показаны. Америка. Ханжеская страна в то время, на самом деле.
Ну а потом начинается по самой полной – ужасы. Ведь монастырь в «Святой Агате» и не монастырь вовсе, а донорский пункт – на органы, ну и детьми еще торгуют.
Кадр из фильма «Святая Агата» (2018)
А попутно – над бедными женщинами издеваются, не хуже гестаповцев. Кровь, кишки и всякое такое. Плюс есть еще мистическая составляющая. Ты как раз такое любишь.
Кадр из фильма «Святая Агата» (2018)
Правда, главная героиня фильма «Святая Агата» — блондинка (актриса Sabrina Kern), а не брюнетка. Зато она там прямо как революционерка – не желает покоряться и смиренно ждать, пока ее подчистую изничтожат. Ну, как остальные женщины.
Кадр из фильма «Святая Агата» (2018)
А все пытается то бунт устроить, то сбежать.
Кто такая Святая Агата
Нет, героиню зовут Мэри. И монастырь не имени Святой Агаты. Просто изверги прикрываются словом божьим и поясняют свои действия тем, что делают из Мэри святую Агату.
Актриса Sabrina Kern в роли Мэри в фильме «Святая Агата»
М-м, нет. Это реально такая святая была. Мученица из III века. Ее всяко-разно пытали, потом сожгли на костре. А ей в то время всего 16 лет было. Да, Агате. Святой.
Себастьяно дель Пьомбо. Мученичество святой Агаты
Как из третьего века? Ну вот, например, мы сейчас живем в XXI веке, а святая Агата – в III жила. М-м, да – ужасно давно. Раннехристианская святая считается.
На эту тему даже была нарисована картина «Мученичество Святой Агаты» очень известным художником Джованни Баттистой Тьеполо, наподобие Пикассо.Так вот, я эту картину видела у одного шейха, когда работала под прикрытием пару лет назад. Он мне клялся, что в музее висит фальшивка, а оригинал у него. Наверное, дорогая.
Кто снял «Святую Агату» и где фильм был представлен
Фильм «Святая Агата», кстати, снял Дарен Линн Бузман. Тот самый, который фильмы «Пила» снимал. Ты же любишь фильмы «Пила»?
Дарен Линн Бузман на съемках фильма «Пила II» (2005)
Нет, Джеймс Ван первый фильм снимал, а остальные – Бузман.
О, смотрю, глазки загорелись. И про сестру сразу забыл. Смешной ты. Главное, про святую Агату помнишь? Ну молодец. Говорю же – развеешься.
Я-то? Да я не то что смотрела фильм «Святая Агата», а – скажем так – проглядывала, когда он шел на The Overlook Film Festival. Я же не любитель такого рода фильмов.
Съемочная группа «Святой Агаты» на The Overlook Film Festival 2018
Мы там еще немного потусили с одним парнем – Джастином. Симпатичный такой, веселый. Нет, он актер. Как раз в «Святой Агате» эпизодическую роль играл.
Ну и что? И что? Связи налаживаю, Укрепляю сеть контак…
Так! Ты мне муж, что ли? Или, может, Вадик?
А-а, за Вадика же и болеешь? Так я тебе скажу – Вадик в курсе. Да!
Нет, специально такой свитер надела – чтобы ничего не расстегивалось и не развязывалось. Без разрезов… Что?
Мои соблазнительные формы так еще больше соблазняют?? Ты угадываешь то, что там внутри за широким свитером?
М-м, с фантазией у тебя, надо сказать, порядок. Ага. Ладно. М-м…
Немного о режиссере Бузмане и любимых фильмах
Так вот Джастин, ну, который в «Святой Агате» снимался, мне рассказал, что у Бузмана была не слишком скрываемая интрижка с актрисой Джессикой Лаундс. Он ее даже в свой фильм «Абатуар» (2016) на главную роль взял.
Почему интрижку? Ты издеваешься? Нет, актрису Джессику Лаундс, а не интрижку. Тебе бы она, кстати, тоже понравилась. В твоем вкусе.
Актриса Джессика Лаундс
Бузман-то? Нет, не фанатка. Тот формат, в котором он снимает – не моё. Однако должна сказать, что два его фильма мне сильно нравятся. Это «Пустошь» (2012) и «День матери» (2010).
Да, так бывает – в целом режиссер не нравится, но какие-то фильмы у него – классные.
Фильм «Пустошь» — вообще один из лучших фильмов ужасов на мой взгляд. Он у меня на одном уровне с «Чужим» стоит.
Кадр из фильма «Пустошь» (2012)
Причем там нет ни спецэффектов, ни компьютерной графики. Весь саспенс создан мастерством режиссера и блистательной игрой актера Стивена Мойера. Атмосфера – просто сто процентов!
Актер Стивен Мойер в фильме «Пустошь» (2012)
Причем, сколько бы я ни пересматривала, а впечатление не меняется. Классный фильм.
Нет, в «Пустоши» мистическая основа. А классический триллер – это «День матери». Там потрясающе играет актриса Ребекка Де Морней. Причем часто – просто выражением глаз. Надо сказать, что как раз с этого фильма я стала ее поклонницей.
Актриса Ребекка Де Морней в фильме «День матери» (2010)
Нас Сильвия даже познакомила, и мы как-то целое утро провели за разговорами и кофе. Нет. Обычные женские посиделки. Да тебе неинтересно – женская болтовня.
В общем, в обоих фильмах – куча крупных планов с отличной игрой актеров. Однако «День матери» знаменателен еще и тем, что срывает с людей маски – показывает, какие они на самом деле за завесой лжи.
Резюме по фильму «Святая Агата» и немного фактов
К сожалению, в фильме «Святая Агата» (2018) таких замечательных актерских работ нет. У Дарена Линна Бузмана вышел обычный средний фильм в обычном его кровавом ключе.
У него, кстати, в начале съемок «Святой Агаты» бумажник стянули – мне их координатор из Art Department проболтался. Как у кого? У режиссера. В самом начале съемок «Святой Агаты». Правда, вору не повезло – денег там не было. Только пара записок от жены – Бузман очень романтичен на этот счет.
Режиссер Бузман в душе романтик
А-а, ты тоже романтичен? М-м, а чего это ты мне тут столько котят накидал? Смешные? Милые? Вот прямо, как я в своем безразмерном свитере?
Ой, господи. Ну и поперло же тебя. Нет, ты тоже милый. Тоже – симпатичный. И легкая небритость тебе здорово идет. М-м, специально?
Ну, ты и так – мужественный. Спортзал тебе явно на пользу. От девчонок, думаю, отбоя нет. Как раз повод на фильм «Святая Агата» сводить, пока жена в отъезде.
М-м, вот и Вадик. Мы вечером на закрытую вечеринку едем. Ой, ну все…
Пока! До завтра!
Что было на съемочной площадке фильма — факты от Агента Муви
Источник: https://auditkino.ru/premieres/32-o-filme-svjataja-agata-premera-fevral-2019.html
История кошки в древние темные времена — 1
Темные времена были годами больших потрясений и нестабильности. Территориальные и религиозные спорыбыли основными конфликтами эпохи, которые усугублялись бушующими эпидемиями чумы.
Годы 500-1000нашей эры проходили под постепенном переходом от язычества к христианству различных варварскихплемен Европы и Британских островов, а в Азии начиналась мусульманская вера.
Всё это привело к
постоянной демонизации женских богинь и их компаньонов кошек. Кот находился под постоянной атакой.
- Торжество христианства, фреска, Томмазо Лорети, 1582
Язычники считали, что все живые существа – это духи. А христиане предполагали, что все эти духи былизлыми.
Противостояние идеологий привело вообще к противостоянию всего и всех – многобожие противмонотеизма, мужчин против женщин, природа против человека, свобода против контроля.
В тот момент,когда в Европе умирают тысячи человек каждый день, Юстиниан посылает своих эмиссаров уничтожатьхрамы Исиды на острове Филе, опустошает собственную империю, предполагая, что чума зародилась в Египте.Кошки были важной частью каждого храма Исиды.
С постепенным упадком язычества богини потеряли свою силу и значение. Патриархальная христианскаяцерковь хотела полностью подавить женские культы. Богиня Луны, например, стала богиней дьявола.Кошек, неразрывно связанных с женскими богинями – Артемида, Диана, Исида, Фрейя демонизировались.
- А женщины должны были подчиняться патриарху церкви.
- Nils Blommér (1816-1853)Фрейя, кошки и ангелы.
Однако не всё было так уж плохо для кошек. Были их почитатели даже среди тех, кто был близок к церкви.Христианство не получило широкого распространения в сельской местности и началось движение по созданию
- и развитию монастырей.
Geretrude Nivelles (626-659) была игуменья , которая основала Аббатство Nivelles , расположенноев нынешней Бельгии. Гертруда стала известна своим покровительством кошек.
Ее почитали однако и в качестве защитницы от крыс и мышей, поэтому вполне понятно почему онауважала и кошек.Святая Агата (ум. 5 февраля 251) — христианская мученица III века, одна из наиболее известныхи почитаемых раннехристианских святых. Погибла в Катании на Сицилии в период гонений нахристиан императора Деция.
Изображение св. Агаты часто встречается в искусстве ренессанса и барокко.
- Мученичество святой Агаты. Себастьяно дель Пьомбо
Святая Агата оберегает семью, дом от болезней, пожара, молний. Также оберегает весной зерно алетом посевы, от града, от вредных касекомых и грызунов. Отсюда её отношение к кошкам.Святая Агата, известная также как Санто Гато (Святая Кошка). 5 февраля считается днем этой
мученицы и, говорят, что в этот день она появляется в обличии кошки.
У Святого Иеронима, который умер в 420 г. н.э., была кошка, которую иногда изображали накартинах со святым вместо легендарного льва.
- Антонелло де Месина, Святой Иероним за исследованиями в своем кабинете, 1475,Национальная галерея Лондона.
Папа Григорий I (Святой Григорий Великий, 540-604 г.г. н.э.) не имел никакого имущества,но у него была кошка, его верный друг.
(Продолжение будет)
Источник: https://ngasanova.livejournal.com/1911718.html
Груди Святой Агаты
Святая Агата — христианская мученица III века.
«Мученичество св. Агаты». Неизвестный художник
Агата родилась в богатой сицилийской семье. После принятия крещения она решила из любви к Христу сохранить девственность. И в юности приглянулась одному видному деятелю и он воспылал нечестивой страстью. Агата отвергла ухажера.
За отказ обидчик отправил Агату в публичный дом, (не тот о которым все подумали, а в дом, где Агату морально мучали, издевались). А после бросили в тюрьму, где ещё больше издевались над девушкой и отрезали Агате грудь.
А после этого сожгли на костре.
«Мученичество святой Агаты». Себастьяно дель Пьомбо
Ужасные издевательства видимо доставили удовольствие обиженному деятелю. Эта история тронула многих художников и все пытались зарисовать на своих картинах разные этапы мученичества святой Агаты.
Lorenzo Lippi . «Saint Agatha»
Многострадальную грудь изображали оторванную, резанную ножницами, секаторами, отрывали щипцами и т.п.
Francesco Guarino (ок. 1637) «Saint Agatha»
На картине девушка обнажена до пояса, привязана за руки к столбам и удобно устроившийся рядом палач отрезает ей ножом одну грудь, оттягивая ее второй рукой.
Так же есть версия, что после отрезания бюста, Агату вновь кинули в тюрьму. И там к ней явился святой Петр, он сотворил чудо, пришив грудь обратно.
На картине мученица уже исцелена и о пытке напоминают только рубцы на грудях.
Вот ещё несколько картин на тему: «Груди святой Агаты».
На этой картине используют для удаления грудей ножницы-клещи.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/naked/grudi-sviatoi-agaty-5b152d51bcf1bcfca3f84496
Святая Агата и жертва женщины на алтарь искусства
Святая Агата и жертва женщины на алтарь искусства
Все рассмотренные выше отсылки к эстетике и идеологии символизма: однополая любовь, комплементарность, жизнетворчество и дионисийский миф — показаны в «Тридцати трех уродах» с женской точки зрения.
Повесть Зиновьевой-Аннибал доводит до абсурда многие центральные убеждения символистской эстетики. Такая карнавализация происходит «под маской»: она запрятана за формальными кулисами символистской эстетики и типичной для символизма мотивной системы.
В повести также отсутствует открытое обсуждение значения центральных концепций символизма для женщин на тематическом уровне. В данной главе я покажу, что такая замаскированная дискуссия происходит на «подсознательном уровне» произведения.
Изучение с этой точки зрения повести, по моему утверждению, обнаружит итоговые размышления автора над проблемой «женщина в модернизме».
В основе моей интерпретации и понимания «подсознательного» уровня художественного текста лежит литературоведческое применение психоаналитической теории о проявлении подсознательного на символическом уровне[389]. Подсознательное выявляет себя с помощью перехода (transfer).
В этом процессе психически значимая «вещь» «переходит», перемещается через смысловые поля и проявляется в какой-то, самой по себе незначительной детали. В таком процессе некое, важное для говорящего / пишущего значение появляется в «замаскированном» виде, как бы из другого места.
С помощью перехода то, что подавлено, вытеснено из сознания в подсознание, находит дорогу в символический мир. Настоящая сущность перехода раскрывается по пути следования цепи ассоциаций.
В «Тридцати трех уродах» переход значения совершается в том месте текста, где содержится упоминание о картине, изображающей святую Агату. Интерпретация отрывка добавляет новые аспекты к той дискуссии, которую повесть ведет с символистской эстетикой. Дело в том, что картина святой Агаты, как я покажу ниже, является mise en abyme.
Как утверждает Л. Делленбах, mise en abyme является миниатюрным воспроизведением целого произведения, ее метафиктивным самоотражением. Другими словами, mise en abyme представляет целое произведение в отдельном образе или абзаце текста. Часто этот элемент приобретает форму произведения искусства.
Mise en abyme способен указывать на генезис произведения и сообщать информацию, связанную с вопросом о его авторстве. В художественном произведении mise en abyme функционирует именно как трансфер (переход) значения в психологическом процессе.
Mise en abyme указывает путь, ведущий к более глубокому уровню, в пространство запрещенного или чужого (см.: D?llenbach 1989, 41–54, см. также: Weir 2002, хх-xxiv)[390].
Упоминание о картине со святой Агатой, mise en abyme повести «Тридцать три урода», содержится в отрывке текста, где рассказчица, будучи одна в квартире Веры, записывает свои чувства в дневник:
Плачу еще. Пишу и плачу.
Весь день лежала грудью в подушку.
Веры не было весь день. Ее где-то празднуют. Куда-то повезли.
Вдруг стало страшно.
Какая моя странная судьба! Я верю в судьбу.
Вспоминала картину-копию с какой-то итальянской картины, кажется св. Агата. Ей вырывают железом соски, и двое мучителей с таким любопытством одичалым заглядывают в глаза. А глаза Агаты блаженные, блаженные, блаженные.
Я часто молилась ей у бабушки, но с собой не взяла. Думала: у Веры все другое.
Теперь скучаю. Она бы утешила.
Мне страшно. От этого я села вот записывать. Так меня учила делать Вера, когда ее нет дома.
(1907, 26–27)
В цитированном отрывке рассказчица записывает в дневник свои чувства и мысли. Ей было скучно, потому что не было Веры. Она вспоминает время, когда жила у бабушки, которая воспитала ее.
В момент саморефлексии в ее мыслях появляется воспоминание о картине-копии святой Агаты. Картина-копия активизирует житие святой Агаты целиком. Житие св.
Агаты, как я покажу ниже, изоморфно кульминационным событиям повести.
В целом данный металитературный отрывок текста содержит размышления героини над своей судьбой. Что важно, в момент размышлений она осознает себя как пишущий субъект. В этом заключается явная отсылка к проблеме авторства.
Важность отрывка заключается в том, что в нем тема письма (писания) ассоциируется с фемининностью, символом которой является центральный во всей повести образ груди. В данном отрывке образ груди получает особенное значение вследствие того, что мученичество святой Агаты реализовывалось в вырывании сосков (см. ниже).
Через образ Агаты письмо (писательство) и грудь ассоциируются со страданием. Далее, страдание — мученичество и жертва Агаты — отсылает к центральным эстетическим категориям символизма, к «религии страдающего бога», к Дионису.
Итак, приведенный отрывок текста содержит все характерные для всей повести проблемные моменты: авторефлексивность (металитературность), категорию «фемининного», искусство и страдание (жертву). В отличие от «сознательного» слоя ассоциативная цепь данного авторефлексивного отрывка текста связывает друг с другом фемининность и жертву, и символом этой соотнесенности является святая Агата.
Святая Агата почитаема прежде всего в католической церкви, и поэтому в русской литературе ее образ встречается нечасто[391]. Согласно житию, включенному в корпус русской агиографии, Агата (в греческой и русской традиции ее имя — Агафия) была богатой и благородной молодой христианкой — уроженкой Сицилии, жившей в III веке. Она претерпела гонения от Декия.
Правитель области Квинтиан был поражен ее красотой и старался отвлечь ее от христианства. Сначала он предлагал Агате роскошную жизнь. Затем он поместил ее в дом Афродисии, которая с пятью дочерьми вела веселую и полную удовольствий жизнь. Есть версии жития, по которым дом Афродисии был публичным домом.
Агата имела крепкую веру, и, наконец, Афродисия сказала Квинтиану:
Скорее можно камень раздробить и железо превратить в олово, чем убедить и отвратить от Христа сию девицу.
Увлечение Квинтиана Агатой кончается тем, что он приказывает подвергнуть ее мучениям. Одна пытка — среди многих — состояла в том, что железными клещами терзали грудь мученицы и отрезали у нее сосцы. Тогда Агата говорила мучителям:
— Безбожный и бесчеловечный мучитель! Не стыдишься ты у женщины отрезать сосцы, которыми ты сам питался у своей матери… —
После этого ее пытали, например заставили ходить по горячим угольям.
Претерпев многие пытки, Агата умерла. В ее память скоро построили церковь, и, как сказано в житиях, Агата совершила много разных чудес. А Квинтиан был сброшен в реку взбесившимися лошадями и утонул. (Житие Агаты, см. [392]. Знакомство Зиновьевой-Аннибал с картиной могло произойти в Италии, где она проживала в 1890-е годы и в начале 1900-х годов.
Картина представляет Агату нагой с ниспадающим плащом. Из атрибутов пытки на изображении Агаты присутствуют щипцы, нож, огонь.
Если в Средние века портрет Агаты воспринимался как визуальное изображение мученичества и подвига, то для зрителя fin de si?cle картина дель Пьомбо ассоциируется с декадентской порнографией, смешивающей вуайеристский взгляд на женщину с метафоризацией женского тела.
Образ святой Агаты появляется в тексте Зиновьевой-Аннибал неожиданно и единожды. В образе Агаты заключается некий диссонанс по отношению к общему повествованию. Во-первых, в других местах произведения грудь связана с наслаждением и красотой:
…легла в подушку грудью. Я люблю ощущать под собою свои груди: они такие удобные, маленькие и упорные.
(Зиновьева-Аннибал 1907-а, 10).
Садистская ситуация «какой-то итальянской картины», в которой груди вырывают щипцами, находится в явном противоречии с таким самонаслаждением. Во-вторых, воспоминание рассказчицы о том, как она молилась перед картиной Агаты, соотносится с моментами «моления» перед любовницей.
Образ Агаты связан с ходом ее мыслей: от религии красоты к воспоминанию о молении не перед Верой, а перед Богородицей. Эти примеры, выявляющие противоположность по отношению к самой наррации, свидетельствуют о репрессированном подсознательном уровне текста.
Образ Агаты становится знаком отрицательного и подавляемого опыта женщины в культуре модернизма.
Нагляднее всего судьбы рассказчицы и Агаты перекликаются в ситуации, когда рассказчица позирует тридцати трем художникам. Вследствие того что Вера решила пожертвовать ею, она стоит голой перед художниками подобно тому, как святая Агата на картине дель Пьомбо. Голое женское тело является объектом для мужских взглядов в обоих случаях.
По выражению рассказчицы, мучители смотрят на страдающую Агату с «одичалым любопытством». В повести на натурщицу обращены «тридцать три внимательных, видящих пар глаз» (Зиновьева-Аннибал 1907-а, 61). В повести тридцать три художника явно отождествляются с мучителями, только на месте кисти — раскаленные щипцы.
«Она» описывает свои чувства следующим образом:
Кто-то вел. Вера толкала. Кто-то снял хламиду, потом шаль, отстегнул броши на плечах… Им — я? Сердце рванулось назад. Больше тех минут не помню.
Головой прямо в омут… Хитон упал, запутался в ногах, когда я метнулась. Брызнули слезы…
(Зиновьева-Аннибал 1907-а, 63–64)
В обеих ситуациях акцент сделан на пассивности, красоте и телесности женщин. Ожидаемый рассказчиком дневника момент оказывается своей противоположностью.
Опять актуализируется ассоциация христианства с модернистской религией Красоты. Мотивом обеих жертв явились религиозные убеждения.
В случае Агаты это однозначно: Агата жертвует собственным телом ради своей веры, христианства. «Она» же жертвует своей красотой на алтарь искусства:
…воистину искусству послужила моя бедная красота.
(Зиновьева-Аннибал 1907-а, 56)
Эти слова воспроизводят религиозную лексику. Высокий стиль религиозного текста «дневника» является принадлежностью своего рода новой религии — религии Красоты.
Повесть «Тридцать три урода» показывает, что субстанцией жертв была женская телесная красота.
Рассказчица в своей кротости и пассивности осознает саму себя и свое тело (красоту) не как часть собственного Я, а как объект чужих взглядов:
Я сама не своя.
(Зиновьева-Аннибал 1907-а, 66)
Я же была их, их, их — там, на полотне.
(Зиновьева-Аннибал 1907-а, 71)
Женская жертва и женская телесность вызывают в обоих произведениях — в повести и в житии — явные ассоциации с проституцией. В повести «Тридцать три урода» рассказчица сравнивает себя с проституткой (Зиновьева-Аннибал 1907-а, 71).
В житии Агаты проституция, как было отмечено выше, присутствует потому, что, по некоторым версиям, Агата была помещена в публичный дом (дом Афродисии). Намеки на проституцию, помимо профессии актрисы и лесбиянства героинь, связывают их с низким и декадентским женским образом fin de si?cle (ср.
приведенную выше цитату из Фельски: Felski 1995, 20). Тем не менее повесть также имеет явные отсылки к сферам «высокого» — к символистской эстетике и философии.
Сопоставляя картину (и, соответственно, житие) Агаты с повестью «Тридцать три урода», необходимо обратить внимание на параллель между Агатой и Дионисом. В общем плане и в житии Агаты, и в мифе о Дионисе речь идет о страдании, смерти ради новой жизни — воскрешения. В житии Агата сравнивает себя с пшеницей:
Как не собирают пшеницу в житницы, не очистив ее от плевел, так невозможно для души моей войти в рай, если сначала тело не будет истерзано муками.
([393], появляется отсылка не только к хлебу и вину, но и к христианской мистерии причастия.
Более того, архаические мотивы страдания и нового существования — хлеб и вино — активизируют не только религиозные смыслы, но также эстетические: как дионисийский миф в культуре модернизма функционирует в эстетической трактовке, так и образ Агаты у Зиновьевой-Аннибал можно интерпретировать как метафору творчества.
Эстетическую интерпретацию образа Агаты в повести можно обосновать тем, что страдание Агаты изоморфно ситуации позирования героини «Тридцати трех уродов» художникам. Примечательно также, что темы жертвы и искусства многозначно взаимосвязаны в повести.
Можно спросить, какими тогда являются те выводы, которые можно сделать из параллели между образами Агаты и Диониса? Какая эстетическая модель рисуется в повести Зиновьевой-Аннибал с помощью аналогии между жертвой Агаты и творческим процессом? Ниже я покажу, что ответ на эти вопросы можно найти, следуя двум ассоциативным цепям: во-первых, ассоциации груди с виноградом и, во-вторых, винограда с пшеницей.
Объектом пытки Агаты была в первую очередь ее грудь. Дионис — божество вина, винограда. Сопоставление груди с гроздью, двух фонетически и визуально близких образов, было одним из декадентских поэтических клише, которое встречается также в «Тридцати трех уродах». Вера (рассказчица цитирует Верин дневник) описывает грудь любовницы следующим образом:
Как грозди золотого винограда и на них упавшие два лепестка бледно-алой розы — ее молодые ровные груди, высоко поднятые любовью, как к солнцу вперед притянулись.
(Зиновьева-Аннибал 1907-а, 59)
Гроздь и грудь являются близкими не только на мотивном, но и на идеологическом уровне «Тридцати трех уродов». Мотив груди указывает на (ироническое) любование женской телесной красотой. В то же время, как было сказано, любование женским телом противопоставляется садистской ситуации пытки Агаты.
Страдание Агаты, разрезание грудей, сравнивается в житии со страданием пшеницы (очищение от плевел), что ассоциативно приводит к раздроблению грозди виноделия (ср. обсуждение дионисийства в повести выше). Такая ассоциативная цепь ставит Агату еще раз в один ряд с Дионисом. Тем самым цепь ассоциаций не только ведет к теме жертвы, но и приводит к феминизации дионисийского мифа.
Раздробленную гроздь, которая в повести появляется в форме разбитой груди, можно толковать как жертвование «женственным», или фемининным. Другими словами, с помощью ассоциативной цепи повесть показывает, что та жертва, которая необходима искусству, является фемининной. Жертву Веры и уродливость картин, искажающих свой оригинал, можно сопоставить с уродливым измученным телом Агаты.
Повесть «Тридцать три урода» оказывается, таким образом, многоплановым и амбивалентным произведением, которое формально разделяет «андроцентричнные» символистские стереотипы и культурные нормы и в то же время сопротивляется им с помощью пародии и особенно с помощью подсознательной критики.
Сопоставленные друг с другом, «сознательный» и «подсознательный» слои повести «Тридцать три урода» говорят о положении женщины и женского автора в русском символизме.
Однако, как показывает рассмотрение образа святой Агаты, «подсознательный» уровень повести содержит намного более резкую критику символистской доктрины, чем пародийный, «верхний», слой повествования.
В конце можно заметить, что идентифицируемая с Агатой безымянная героиня — автор дневника — не перестает быть творческой, пишущей женщиной.
После смерти Веры в ее душе развиваются мысли, которые она переписывает в дневник.
Можно заключить, что, осознав позицию женщины в мире символистского искусства, она также освободилась от репрессивной силы этого дискурса. В конце ее дневника появляются женские (Верины) слова:
…то начинало что-то со мною делаться. Это как бы ее (Верины. — К.Э.) мысли, которых она уже не думает больше, в меня переходили, и такими круглыми, полными, и совсем без спора.
(Зиновьева-Аннибал 1907-а, 77)
Таким образом, повесть можно прочитать как саморефлексию женского автора в условиях раннего модернизма в целом и русского символизма в частности на тему «женщина и искусство». Несмотря на то что текст содержит в себе мысль о фемининности жертвы, приносимой на алтарь искусства, он также открывает более позитивные возможности для интерпретации.
Для автора повесть «Тридцать три урода» явилась средством выключения (выхода) из символистского эстетического дискурса и особенно из его гендерного порядка.
Это проявилось в том, что, подобно безымянному автору дневника, Зиновьева-Аннибал после «Тридцати трех уродов» также нашла новые слова, в ее творческой эволюции произошел новый виток, запечатленный в сборнике рассказов «Трагический зверинец».
Следующая глава
Источник: https://lit.wikireading.ru/45103
Сицилийская мученица Святая Агата: девственница, давшая обет Небесному Жениху, на полотнах европейских художников
Как известно из истории христианской религии, во время ее становления и развития было широко распространено массовое истребление христиан, сопровождаемое жестокими казнями. Особой жестокостью поражает история расправы над юной сицилийкой Агатой, не покорившейся плотским желаниям одного из наместников императора…
Карой за непокорность было отсечение обеих ее грудей. Эта легенда стала излюбленной темой западноевропейских художников в эпоху Средневековья и Возрождения, по традиции изображавших Агату с ее отсеченными грудями на блюде и атрибутами своего мученичества – клещами, и большими ножницами.
Святая Агата.
Христианская история знает немало случаев, когда люди верующие в Спасителя и несущие его идеи в мир, шли на самопожертвование, становясь великомучениками. Среди таких была святая Агафия (Агата), рожденная в городе Катания на Сицилии в начале III века в богатой аристократической семье знатного рода. Она была хороша собой и считалась завидной невестой.
Однако все попытки отца выдать ее замуж были ею отвергнуты. В 15-летнем возрасте Агата принимает решение сохранить девственность из любви к Христу. Согласно обычаю, епископ Катания принял обет девушки и покрыл ее плечи красным покрывалом, что свидетельствовало об посвящении девы в невесты Небесному Жениху. После чего она должна была хранить девственность.
Ее красивый облик и изумительная фигура по-прежнему не давала покоя мужчинам. И однажды Агата привлекла внимание римского наместника Квициана. Как и прочие кандидаты в женихи, получив отказ, наместник возненавидел непокорную красавицу, но еще больше возжелал ее.
Арест Агаты. Феличе Рипосо Фичерелли.
Как раз в то время император Деций Траян пытался осуществить, вслед за Нероном, героическую попытку искоренения христианства. И, будучи наместником императора в Сицилии, Квициан возглавил волну таких гонений на сицилианских христиан. Одной из первых его жертв и стала Агата. Он попытался завоевать ее любой ценой: или же хитростью, или же грубой силой — не имело значения.
Святая Агата. Франческо Гуарини.
Обвинив юную христианку в оскорблении государственной религии, проконсул отдал распоряжение на ее арест. Девушка была доставлена в преторию, где и начались ее хождения по мукам.
Вначале Квинциан попытался «перевоспитать» свою пленницу путем развращения, отправив ее в дом известной куртизанки Афродизии, которая в течение целого месяца пыталась пробудить в Агате чувственность и плотское желание, всячески искушая ее отказаться от верности своему Небесному Жениху.
Святая Агата. Джованни Бальоне.
Через месяц Афродизия, отступившись от нее, заявила: «Ее воля тверже лавы Этны». Взбешенный Квинциан приказал пытать Агафию, обжигая огнем, но и эти мучительные страдания не заставили ее отречься от Христа.
Мученичество Агаты.
Легенда о святой гласит, что во время жестоких пыток ей отрезали одну грудь ножницами, а вторую вырвали клещами. Кровоточащие раны прижгли факелом и бросили в темницу истекать кровью.
Святой Петр в темнице у Агафьи. (1613). Джованни Ланфранко.
По преданию также известно, что в темнице к мученице явился дух Святого Петра, который был казнен за 200 лет до того, он Именем Христа исцелил раны Агаты.
И когда спустя несколько дней за девушкой снова пришли в темницу ее палачи, то увидели, что ее смертельные раны зарубцевались. От изумления еще больше разозлился наместник и приказал жечь Агату на жаровне.
Однако, когда ее тело обгорало с одной стороны, с другой — его оберегало покрывало девственницы, которым покрыл девушку епископ при посвящении в Божьи невесты.
Зверское истязание прервало начавшееся землетрясение на острове. Мучители, испугавшись, бросили Агату снова в темницу, где она вскоре и умерла. А во время землетрясения погибло много язычников, и тогда испуганный наместник, видя в этом руку провидения, прекратил гонения на христиан.
(1510г.). Бергононе.
Через год после мученической смерти в городке Катании на Сицилии произошло первое чудо. 5 февраля 252 года началось ужасное извержение вулкана, которое могло разрушить город и погубить местных жителей.
Тогда верующие христиане, молясь и неся реликвию — покрывало девственности Агаты, не сгоревшее в огне, — направилась навстречу потоку лавы. Свершилось чудо — раскаленный поток остановился — город и его жители были спасены.
С тех пор святая Агата считается не только заступницей города Катании и покровительницей страдающих от землетрясений, но и защитницей от огня и пожаров.
Агату местные христиане похоронили за городом, а спустя шестьдесят лет перенесли ее останки в заново отстроенный кафедральный собор в ее родном городе, где тело святой покоится до сих пор.
Мученичество Святойф Агаты. (около 1755 г.). Джамбаттиста Тьеполо.
Художники Средневековья и Возрождения многократно затрагивали эту душераздирающую тему с отдельными сценами мученичества сицилийской девственницы. И надо отметить, что количество художественных работ на эту тему измеряется не десятками, а сотнями.
Мученичество Агаты. Массимо Стэнционе. Мученичество Святой Агаты. Мученичество Агаты. (1650). Giovanni Andrea Coppola Святая Агата. Stefano Bolognini. Джорджо Вазари.
Подобные изображения присутствуют на росписях целого ряда церквей XIII-XV веков, и демонстрируют весьма богатую фантазию художников, которые в подробностях, «со знанием дела» показали ужасы издевательств над непокорной девственницей.
Иконография. Иконография Святой Агафьи. (1505г.). Франсиско де Осона.
Часто также встречается изображения святой, демонстрирующей свои отсеченные груди, выложенными на блюдо. Такой ее изображали Франсиско Сурбаран, Бернардино Луини, Лоренцо Липпи,Николо де Симоне, Джованни Кариани, Гвидо Каньяччи, и ряд мастеров, чьи имена остались неизвестными.
Святая Агата. (1638-1644 гг.). Лоренцо Липпи.
На живописных полотнах, как правило, западноевропейские художники изображали одетую Агату, сосредоточивая внимание зрителя на ее отсеченных грудях, а иногда и на орудии пыток.
Святая Агата. (1630-1633гг.). Сурбаран. (1635-1640гг.). Гвидо Каньяччи. Святая Агата. Неизвестный художник (Австрия), 18 век. (1540г.). Себастьяно дель Пьомбо. Святая Агата. Джорджо Скьявоне. Николо де Симоне. Святые покровители.
Юную мученицу, сохранившую верность Небесному Жениху, несмотря на невыносимые страдания, глубоко почитают в христианском мире и поныне. Она является одной из семи святых женщин, поминаемых в Римском каноном.
5 февраля, в день ее памяти, по традиции освящается соль вода и хлеб которые, позволяют побеждать дьявольские силы и пожары. Святая Агата считается защитницей Катании, Мальты и Сицилии.
Она охраняет жителей от природных бедствий и катастроф.
Агата ( Агафия) — коровница. Русская иконография.
На Руси святая великомученица издавна почитается как покровительница домашнего скота.
Чтобы предохранить коров от падежа, крестьяне в этот день убирали хлев старыми лаптями, пропитанными дегтем, — говорили, что коровья смерть от них бежит без оглядки.
С этой же целью вешали корове на рога куски хлеба и «обпахивали» деревню сохой, в которую впрягали вдову, так как по поверью считалось, что такую борозду даже нечистая сила не может перешагнуть.
А еще в наше время Агата считается покровительницей женщин, страдающих раком груди.
Итальянское пирожное. Груди Святой Агаты.
В Италии до наших дней сохранилась многовековая традиция в день памяти святой выпекать пирожные в форме женских грудей — Мinuzze di sant agata. Это небольшие круглые сладости с белой глазурью и цукатами вишни на вершине. Иногда пирожное «Груди Святой Агаты» предлагают под другим названием, чтобы не пугать нервных туристов.
AWESOME! NICE LOVED LOL FUNNY FAIL! OMG! EW!
Источник: https://homsk.com/trombon/sitsiliyskaya-muchenitsa-svyataya-agata-devstvennitsa-davshaya-obet-nebesnomu-zhenikhu-na-polotnakh-evropeyskikh-khudozhnikov