«монах у моря», каспар давид фридрих — описание картины

«Монах у моря» и «Аббатство в дубовом лесу»

«Монах у моря», Каспар Давид Фридрих — описание картины

Каспар Давид Фридрих Монах у моря. 1808-1810

Одни из лучших картин Каспара Давида Фридриха (1774-1840, одного из крупнейших представителей романтического направления в живописи Германии), посвященных теме смерти и воскресения.

«Аббатство в дубовом лесу» считают парной работой к картине «Монах у моря». Впервые обе картины были показаны вместе в Берлинской Академии художеств во время выставки 1810 года. Входили же они в живописный цикл «Четыре времени года», рассказывающий о жизни монаха-скитальца.

«Монах у моря», Каспар Давид Фридрих — описание картины

Каспар Давид Фридрих Аббатство в дубовом лесу. 1809-1810

Полотна дополняют друг друга и в каждом есть свой глубокий смысл. Если изображенный у моря монах еще принадлежит земной жизни, то на второй картине он уже перебрался в загробный мир.

«Аббатство в дубовом лесу» переносит нас в мистический мир: кладбище с разрытой могилой, мрачная процессия монахов, несущих гроб (которых можно легко спутать с кладбищенскими крестами), деревья без листьев, которые растут на месте сада, развалины некогда красивого монастыря.

Казалось бы, лейтмотив — смерть, однако сверху картина освещена ярким мистическим светом восхода солнца, который намекает на грядущее воскресение для жизни вечной.

Картина эта своей задумчивостью, темнотой, притягательностью как бы засасывает и поглощает созерцателя, и ты будто сам стоишь перед этими руинами.

Сам пейзаж выглядит совершенно невероятным. Известно, что, работая над ним, Фридрих основывался на собственном опыте пристального наблюдения природы, писал фактически по воспоминаниям (да, аббатство Элдена реально и находится в Германии, построено в 1172 году, но в 1198 разрушено в ходе войны).

Возможно, именно воспоминания о загадочно-молчаливой природе, мистической атмосфере запустения аббатства тесно переплелись с меланхолическим сознанием художника и явились миру в виде завораживающего полотна, очаровывающего наших современников и по сей день, 200 лет спустя. Именно этот образ вдохновляет музыкантов использовать творение Фридриха в качестве обложки альбомов. В основном этот образ берут на вооружения группы грустные, меланхоличные, играющие готик/дум или их производные, смешанные с дэт-металом.

«Монах у моря», Каспар Давид Фридрих — описание картины

Masochism (брутал-дэт-метал), одноименный ЕР 2006 года

«Монах у моря», Каспар Давид Фридрих — описание картины

Khthon, ‘Songs on the Grave Side’, 2009

Источник: https://musei-smerti.ru/melanholiya-kaspara-davida-fridriha/

Картина Монах у моря

«Монах у моря», Каспар Давид Фридрих — описание картины

  • Кто автор: Каспар Давид Фридрих
  • Как называется картина: Монах у моря
  • Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):
  • В каком году написана(когда): в 1808-1810
  • Оригинальное название картины на английском: Mönch am Meer
  • Холст, масло.
  • 110 на 171,5 см.
  • Старая национальная галерея

Описание картины «Монах у моря»

Монах у моря (нем. Der Mönch am Meer) — картина, написанная германским художником Каспаром Давидом Фридрихом в период с 1808 по 1810 годы в Дрездене.

Содержание

1 История
2 Достойные внимания факты
3 Примечания
4 Литература

История

Картина появилась на волне фуррора Каспара Давида Фридриха, связанного с написанием им одной из первых картин: «Tetschener Altar (Kreuz im Gebirge)».

К написанию к картины Фридрих приступил в 1809 году, будучи в Дрездене. В письме, датированном февралем 1809 года он обрисовал исходный вариант собственной картины.

Этапы её написания могли также заверить гости, посещавшие художника. Так, в июне 1809, супруга 1-го из его друзей Герхардта фон Кюгельгена, обрисовывала в заметках «спокойное небо на картине Монах у моря» (нем. ….

den ruhigen Himmel auf dem Bild Mönch am Meer).

Последние исследования проявили, что сначало на картине были также запечатлены два малых парусных судна на горизонте, но которые потом были удалены. Исследования также проявили, что Фридрих вносил маленькие конфигурации в детали картины прямо до её возникновения на выставке, сохраняя все же базу нетронутой.

«Аббатство в дубовом лесу», картина, выставленная в одно время с «Монахом у моря»

Работа была в первый раз показана вкупе с другой картиной Каспара Фридриха «Аббатство в дубовом лесу» (нем. Abtei им Eichwald) в Берлинской Академии художеств во время выставки 1810 года.

По требованию художника она была повешена над «Аббатством в дубовом лесу».

Одновременное возникновение картин «Монах у моря» и «Аббатство в дубовом лесу», на самом деле, закрепило фуррор Фридриха у публики.

По окончании выставки обе картин были приобретены прусским владыкой Фридрихом Вильгельмом III для собственной коллекции . На сегодня обе картины висят плечо о плечо в Старенькой государственной галерее городка Берлина.

Достойные внимания факты

Контрастирующие с тёмным океаном барашки волн время от времени неверно принимаются за чаек.

Источник: http://peresvetovgallery.ru/kartiny/kartina-monakh-u-morya.html

Каспар Давид Фридрих. Художник-философ

Каспар Давид Фридрих. Автопортрет. 1800 г. Национальная галерея Дании, Копенгаген.

В небольшом портовом городке на севере Германии, 5 сентября 1774 года родился Каспар Давид Фридрих. Чьи пейзажи в стиле романтизма являются одними из самых узнаваемых в мире.

Его отец изготавливал свечи и варил мыло, но на продолжении родительской династии сыном он не настаивал. Семья Каспара Давида была протестантской, жили они аскетично.

Кроме Каспара в семье было еще 9 детей. В возрасте семи лет Каспар лишился матери – она умерла от чахотки. А через шесть лет погибает его старший брат.

В смерти брата будущий художник винит себя, потому что тот спас Каспара, провалившегося под лед. Но сам выбраться не смог…

Становление художника

Череда смертей и протестантское воспитание наложили неизгладимый отпечаток на характер Каспара. Став художником, он напишет немало кладбищ и могил. Не удивительно, что ещё при жизни он заслужит репутацию мрачного и меланхоличного художника.

Каспар Давид Фридрих. Аббатство в дубовом лесу. 1809-1810 гг. Старая национальная галерея в Берлине. Wikiart.org

В 20 лет Фридрих самостоятельно поступил в Датскую королевскую Академию художеств в Копенгагене.

Не обошлось без трудностей: в этом учебном заведении большое внимание уделялось анатомическому рисованию. Каспару изображение человека давалось с трудом, он с юности отдавал предпочтение пейзажной живописи.

Недаром все персонажи его картин изображены довольно специфично. Со спины или в мелком масштабе.

Каспар Фридрих. На паруснике. 1818-1820 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Wikipedia.org

До 30 лет Фридрих был “карандашным” художником. Он как бы пробует себя и оттачивает свое мастерство в технике штифта и сепии. Именно в этой технике создан его первый автопортрет (в начале статьи).

Лишь после путешествия по Балтийскому побережью он осторожно экспериментирует с маслом.

Признание

После окончания Академии и путешествий по северу Европы, Фридрих обосновался в Дрездене. В те годы там был сосредоточен центр немецкого романтизма.

Знаменательным для автора стал 1805 год. В ежегодном творческом конкурсе, учредителем которого выступал знаменитый немецкий поэт Вольфганг Гете, Фридрих стал победителем. Две его работы, выполненные сепией, получили высшую оценку жюри.

Узнав о победе, Фридрих на радостях презентовал обе работы учредителю, Гете. Так завязалась многолетняя дружба поэта и художника.

Окрыленный успехом, Фридрих в 1807 году всерьез берется за масляную живопись. Ему на тот момент уже было почти 40 лет.

Именно в это время он создают один из первых своих шедевров “Крест в горах”.

Каспар Давид Фридрих. Крест на горе. 1807-1808 гг. Галерея старых мастеров в Дрездене. The-athenaeum.com

Картина “Крест в горах” была неоднозначно воспринята его коллегами. Они язвительно говорили, что Фридрих “пытается протащить свое искусство на алтарь”. Несмотря на критику, работы Фридриха пользовались популярностью.

Самый его известный шедевр “Монах у моря” приобрел король Пруссии Фридрих Вильгельм третий. А сам Фридрих по праву стал членом Берлинской Академии.

Каспар Давид Фридрих. Монах у моря. 1808-1810 гг. Старая национальная галерея в Берлине. Theartnewspaper.ru

Композия у картины крайне необычная. Почти все пространство занимает небо. Узкая полоска моря. Такая же узкая полоска земли. И очень маленькая фигурка монаха.

Со смыслом здесь все понятно. Человек – лишь песчинка по сравнению с необъятным миром.

Индивидуальный стиль

Каспар Фридрих долго искал свой стиль. И по одному элементу он очень узнаваем.

На его картинах часто присутствуют наблюдатели. Они обращены спиной к зрителю, и как будто вместе с ним рассматривают открывшийся их взору пейзаж.

Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана. 1818 г. Гамбургский кунстхалле, Германия. Arthistory.ru

Пейзажи Фридриха наполнены мистическим смыслом, упоительной красотой. Воздушность и туманность придает им еще большую загадочность. А присутствие наблюдателя помогает художнику соединить конечное с бесконечным.

Почему же Фридрих считается одним из самых выдающихся представителем романтизма?

Главные сюжеты в духе романтизма – противопоставление всесильной природы и слабого, но героически стойкого человека. В русской живописи главным представителем романтизма считается Айвазовский и его культовая работа “Девятый вал”.

У Фридриха тоже немало работ, на которой стихия безжалостна к человеку. Например, в картине “Северный Ледовитый океан”.

Каспар Давид Фридрих. Северный Ледовитый океан (Крушение надежды). 1824 г. Старая галерея в Берлине. altertuemliches.at

Правда в отличие от оптимистичного Айвазовского, у Фридриха все более печально. Людям не спастись. Лёд поглотил корабль. Недаром второе название картины – “Крушение надежд”.

Личная жизнь

В 1818 году, на 43 году своей жизни, Фридрих женился. Его женитьба стала настоящим удивлением для друзей художника, так как он обычно не проявлял внимания женскому полу и вообще считался мизантропом.

Читайте также:  Музей марципанов в венгрии

Открытием женитьба стала и для самого художника. “Я счастлив, – писал он в письме своему другу Ф.Керстингу, – мой дом теперь милый и уютный, и я не могу не нарадоваться этому”.

Каролина была на 20 лет моложе Фридриха, и часто выступала в качестве его модели и музы. В семье Фридриха родилось трое детей.

Каспар Давид Фридрих. Женщина у окна (Каролина Фридрих в дрезденской мастерской). 1822 г. Старая галерея в Берлине. Artchive.ru

Последний этап жизни

Пик популярности художника пришелся на 20-ые годы XIX столетия. Он все так же рисовал свои мрачноватые пейзажи с религиозным уклоном и преподавал в Академии художеств Дрездена.

В 1825 году Фридрих пережил первый инсульт. Оправившись от удара в физическом плане, он не смог оправиться душевно: близкие все чаще стали замечать странности в поведении художника.

Тем не менее именно в этот период он создаёт ещё один свой шедевр “Этапы жизни”.

Каспар Давид Фридрих. Этапы жизни. 1835 г. Музей изобразительных искусств в Лейпциге. Wikipedia.org

5 людей разных возрастов. 5 кораблей в разной удалённости от берега. Рассвет. Конечность жизни. Бесконечная сменяемость поколений.

Фридрих любил философствовать в своих картинах. Заставляя и зрителей задумываться о вечных вопросах. Об одиночестве. О быстротечности жизни. О человеческой душе.

В июне 1835 года Фридрих пережил второй инсульт, после которого он забросил масляную живопись. И вернулся к сепии и карандашу, с которых когда-то начинал.

Каспар Давид Фридрих. Лодка на берегу при восходе луны. 1839 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Умер мастер 7 мая 1840 года.

Каспар Фридрих в России

Более десятка замечательных работ Фридриха хранятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Многие из них типичны для художника. Поэтому вы сполна сможете насладиться прекрасными пейзажами. Рассветами и сумерками. Развалинами древних строений.

А ещё помечтать и подумать о жизни вместе с героями его картин.

Каспар Давид Фридрих. Мечтатель (ворота монастыря Ойнби). 1836 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Wikipedia.org

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Источник: https://arts-dnevnik.ru/kaspar-david-fridrih/

Каспар Давид Фридрих — картины и рисунки (всего 126) — WikiArt.org

Каспар Давид Фридрих (нем. Caspar David Friedrich; 5 сентября 1774, Грайфсвальд — 7 мая 1840, Дрезден) — немецкий художник, один из крупнейших представителей романтического направления в живописи Германии (наряду с Филиппом Отто Рунге).

Среди его последователей — классик норвежской живописи Юхан Кристиан Даль. Каспар Давид Фридрих родился в семье мыловара. В молодости лишился большинства родственников — в 1781 г. умерла мать художника, затем скончались его две сестры и брат.

В 1790 г. получил первые уроки рисования. С 1794 по 1798 г. Фридрих учился изобразительному искусству в Датской королевской академии изящных искусств в Копенгагене.

После возвращения из Дании путешествовал по различным городам Германии, пока не обосновался в Дрездене. Сблизился с кружком романтиков, включавшим Л. Тика, Новалиса, Г. фон Клейста, а также Ф. О. Рунге; в 1810 познакомился с И. В. Гёте, а в 1821 — с В. А.

 Жуковским; был дружен и с натурфилософом и художником К. Г. Карусом. Находился в близких отношения с норвежским художником Юханом Далем, оказал большое влияние на его творчество.

В поисках мотивов с 1801 неоднократно приезжал на остров Рюген в Балтийском море; любил путешествовать по Саксонской Швейцарии и Гарцу; часто бывал в родном Грайфсвальде.

До 1807 работал исключительно в технике рисунка (преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи. В 1810 г. к живописцу пришёл публичный успех.

Уже в ранних картинах («Могила великана в снегу» (1807); «Теченский алтарь», или «Крест в горах», 1808; обе работы — Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден; «Монах у моря», 1808—1810, Национальная галерея; «Аббатство в дубовом лесу», 1809—1810, Шарлоттенбург; «Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге)», 1810—1811, Национальная галерея; все три картины — Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешённо созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчёркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). История — и древнеязыческая, и средневековая — проступает в виде меланхолических мотивов (гробницы сказочных исполинов, руины храмов и монастырей), подчёркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. Каспар Давид Фридрих представлял собой художника-пейзажиста романтического направления.По его словам, его пейзажи

Для Фридриха природа была носителем глубоких религиозных переживаний и часто приобретала символическое значение. Он использовал пейзаж как средство отобразить свои глубокие эмоциональные переживания, которые напоминали манеру письма его предшественника и земляка Альтдорфера, жившего тремя веками ранее.

Один из характерных для Фридриха приёмов — приём перенесения зрителя в пространство картины. Фигура часто изображается обращённой к ландшафту, заворожённо погружённой в созерцание, так что зритель получает здесь своеобразную «точку вхождения» в бесконечный мир. В своём программном произведении «Этапы жизни» (Die Lebensstufen) Каспар Давид Фридрих изобразил человеческие фигуры четырёх возрастов на пустынном арктическом берегу и такое же количество судов, подходящих к берегу, но находящихся на разном расстоянии. Тем самым мастер сумел убедительно представить на полотне неумолимый ход времени. А сама сцена на фоне заката вызывает острое чувство меланхолической ностальгии. Другая из наиболее популярных его картин, известная как «Крушение надежды», создаёт острое ощущение отчаяния и безнадёжности. Среди других известных картин мастера — «Могила Гуттена» (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), «На паруснике» (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Странник над облаками» (1818, Кунстхалле, Гамбург), «Двое созерцающих луну» (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), «Восход луны над морем», «Женщина у окна» (обе работы — 1822, Национальная галерея, Берлин), «Замерзшее море» (1823, Кунстхалле, Гамбург). Ряд произведений содержит поэтические аллегории борьбы против наполеоновского нашествия (таков «Французский стрелок в еловом лесу», 1812, частное собрание, Германия; — с заблудившейся в зимнем лесу одинокой фигуркой). С годами мастер все чаще повторял полюбившиеся мотивы, натурные же созерцания порой сменялись у него образами-видениями с ангелами и храмами, парящими в небе. Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермейера («Отдых в день нового урожая», 1823, не сохранилась).

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Источник: https://www.wikiart.org/ru/kaspar-david-fridrikh

Каспар Давид Фридрих

Елена РАЧЕЕВА

1774-1840

Известный русский дипломат А.И. Тургенев в августе 1825 года записал в своем дневнике: «Сегодня были у Фридриха… слушали его, а картины смотрели с необыкновенным удовольствием. У него какая-то bonhomie (фр., дружелюбие, добродушие. — Ред.), которая нравится, а в картинах его воображение романтическое. Он выражает в них обыкновенно одну мысль или чувство, но неопределенное. Можно мечтать над его произведениями, но ясно понимать их нельзя, ибо и в его душе они не ясны. Это мечтания, сон, видения во сне и в ночи. В предметах природы часто избирает он самое простое положение. Льдину, волнуемую в море, несколько деревьев, в долине растущих, окно его комнаты (из коего, впрочем, виды на Эльбу прелестные), задумавшийся над развалинами или над памятником рыцарь, монах, вдаль или в землю устремивший взор свой, — но все трогает душу, погружает в мечтательность, все говорит, хотя не ясно, но сильно воображению».

О жизни этого художника, самого выдающегося в немецком искусстве первой половины XIX века, ставшего весьма популярным тогда в России, известно немного. К тому же она не была насыщена бурными событиями, несмотря на то что он принадлежал романтическому направлению европейского искусства.

Одинокая вершина

Каспар Давид Фридрих родился в 1774 г. в Грейфсвальде (шведская Померания) в семье ремесленника. Свое обучение он начал в копенгагенской Академии художеств, где провел четыре года (1794–1798). Затем юный Фридрих переехал в Дрезден, где прожил почти всю жизнь, покидая его лишь для поездок на родину и путешествий по горным районам Германии.

В этом городе уроженец Грейфсвальда познакомился со знаменитым в те времена Людвигом Тиком (1772–1853), одним из основателей немецкой романтической школы в литературе. Черпавший многое для своих романов и поэм из немецких преданий и легенд, поэт оказал заметное влияние на молодого художника.

Здесь же Фридрих подружился с живописцами Карлом Густавом Карусом, Филиппом Отто Рунге, Георгом Фридрихом Керстингом и Иоганном Христианом Далем, увлеченными поисками «своего романтизма». Тогда же, в ранний период, Фридрих начал писать большие сепии с видами острова Рюген, благодаря которым вскоре обрел известность.

Таинственный язык природы, присущий художнику, притягивал публику к его работам.

Акварели и сепии Фридриха обратили на себя внимание уже в 1805 г. на выставке в Веймаре и при содействии великого И.В. Гёте были отмечены премией, а затем приобретены герцогом Карлом Августом.

Читайте также:  Портрет мадам шарпантье с детьми, пьер огюст ренуар, 1878

Удивительно, но этого художника почти не затронули никакие влияния в отличие от его соратников и друзей по цеху; подобно одинокой вершине, он не примкнул ни к каким группам и художественным направлениям своего времени.

Глубокое чувство природы и скрупулезное наблюдение действительности позволили ему обрести свою, индивидуальную и яркую манеру. В итоге он стал философом-романтиком в живописи.

Это значило, что мастер развивался в русле умонастроений, которые понимали христианскую культуру в целом как трагический раскол идеала и действительности, неспособность гармонически примириться с посюсторонним миром.

Символы сверхреального бытия

Картины зрелого Фридриха, а писать маслом он начал после 1809 г., пленяют каким-то загадочным молчанием природы. Обычно они насыщены символами сверхреального бытия, в которые он превращает натурные, вполне конкретные мотивы: морской горизонт, горную вершину, корабль, распятие или крест.

Художник был очень религиозен. Но религиозность у Фридриха в отличие от его современников и тоже немецких романтиков — «назарейцев», искавших ее в традиционных библейских сюжетах и подражавших старым мастерам, выступала в пейзажах, которые он насыщал мистическим содержанием.

Таковы его «Крест в горах» (1808), «Монах у моря» (1809), «Утро в Исполиновых горах» (1811) — самые яркие работы этого периода. Исполнены они под впечатлением путешествий на берега Балтики и в Гарц.

Свое вдохновение Фридрих всегда черпал из конкретной природы, но силой его мысли и дара она обретала глубокое, иносказательное содержание.

Пейзажи Фридриха — это не буквальное изображение и не идеализация реальности. Мотивы природы в картинах он превращал в своеобразные иероглифы — их следовало читать, разгадывать, знать.

В картине «Утро в Исполиновых горах» художник разделяет мир на «горний» и «дольний». Горы обретают здесь значение мира горнего, божественного, долина — мира дольнего, человеческого.

В творчестве Фридриха горы символизировали Бога, скалы — веру, а сосны — «стоящих в вере». В основе этого языка знаков — не только немецкая философия, пронизывающая многие произведения романтиков, но и его собственные наблюдения природы.

Интересно, что художник почти не был связан с традиционной символикой искусства. Его пейзаж, представленный в туманных далях, как правило, освещен сверху, а первый план погружен в сумрак, символизирующий земной мир. В этом ключе написана знаменитая картина «Крест в горах».

При этом интенсивность красок, достаточно звучных, гасится туманами, закатной или рассветной дымкой.

Успех

Известность творчества Каспара Фридриха достигла своего апогея в 1810 г. — тогда несколько его произведений было куплено прусским двором.

Художник был отмечен, когда отправил на выставку в берлинскую Академию художеств новые картины — «Монах у моря» (1808–1809) и «Аббатство в дубовом лесу» (1809–1810). Они входили в живописный цикл «Четыре времени года» и рассказывали о жизни монаха-скитальца.

В эпоху романтизма монаха считали идеалом человека. Обе картины имели успех у публики и привлекли внимание самого короля Пруссии Фридриха Вильгельма III, который и приобрел их.

Композиция первой строится из разноцветных горизонтальных полос: белый прибрежный песок с одинокой фигуркой монаха, темно-синее море и свинцово-серое, светлеющее вдали небо. Основной акцент картины — линия горизонта.

Ее скрывают тучи, однако соседство тяжелых волн и подвижного неба выявляет его границу, и она уводит взгляд в глубину. Фридрих добивается определенного художественного эффекта, противопоставляя маленькую человеческую фигурку бесконечной, необъятной дали.

Тем самым он создает образ завораживающего безграничного пространства моря и неба.

Тема трагической затерянности человека в огромном мире — главная в картине «Аббатство в дубовом лесу». В сумерках под сенью деревьев и разрушенной церкви силуэты монахов на снегу почти неотличимы от кладбищенских крестов. В верхней части композиции еще виден серебристый свет заката, на фоне которого четко вырисовываются ветви дубов и окно готической руины.

Эти годы стали самыми благополучными в драматической судьбе художника. Тогда он, казалось, обрел душевный покой и очаг — женился и совершил свадебное путешествие на родину, о котором напоминает великолепный цикл пейзажей Балтийского моря.

Его избирают членом берлинской (1810), а затем дрезденской академий художеств (1816). В 1814 г. он даже участвует в антинаполеоновской «Патриотической выставке».

Она была устроена в занятом русскими войсками Дрездене саксонским генерал-губернатором князем Н.Г. Репниным.

В 1820 г. мастерскую немецкого романтика посетил великий князь Николай Павлович и купил для своей супруги великой княгини Александры Федоровны полотна «На паруснике» и «Гавань ночью», ныне принадлежащие Эрмитажу.

Нелюдимый созерцатель

Получив в 1824 г. звание профессора пейзажного класса дрезденской Академии художеств, Каспар Фридрих тем не менее так и не был допущен к преподаванию. Его творчество по мере общего угасания интереса к романтизму начало выходить из моды. Однако художник не пожелал угождать вкусам публики.

Это значило бы, по его словам, «погрешить против своей природы и предать свое время». С середины 1820-х гг. он жил замкнуто и одиноко. По воспоминаниям современников, Фридрих стал нелюдимым человеком, раскрывавшимся только в кругу близких друзей.

В конце концов в Германии этот необычный пейзажист задолго до своей смерти был забыт.

С 1825 г. главное место в творчестве Фридриха занимают меланхолические созерцательные пейзажи, полные тоски и томления. В них появляется глубокий философский смысл. В этот период жизни его манера становится более мягкой, а колорит — интенсивным.

«Пашня близ Дрездена» (ок. 1824) — это обыденный мотив, обретающий под кистью художника романтическое звучание. Склон холма заслоняет эффектную панораму города. Художник сосредоточивает внимание на фрагменте вспаханной земли и нескольких яблонях. Мягкие, светлые краски цвета развороченной плугом почвы, зелень травы, золото вечернего неба передают атмосферу весенней свежести.

Парус судьбы

«У него всегда было мало почитателей, потому что он показывает то, чего большинство людей старается избегать, — одиночество» — так писал об этом пейзажисте его современник, знаменитый драматург Генрих фон Клейст. Однако у стоящего в немецком искусстве особняком художника, несмотря на малое количество почитателей при жизни, были те, кто его высоко ценил, кто остался ему верен навсегда.

В 1821 г. с Фридрихом познакомился известный русский поэт-романтик Василий Андреевич Жуковский, по достоинству оценивший своеобразие личности и творчества немецкого живописца.

Исполнявший тогда обязанности наставника наследника русского престола, будущего Александра I I, Жуковский сделал немало, чтобы искусство этого сумрачного гения стало известно в России.

До последних его дней, на протяжении многих лет поэт использовал каждую возможность, чтобы помочь художнику: постоянно рекомендовал его работы императрице и наследнику, часто покупал их сам. Так немало картин и рисунков Фридриха попало в петербургские дворцы русской знати, а впоследствии – в собрание Эрмитажа и ГМИИ им. А.С. Пушкина.

В 1835 г. Фридрих тяжело заболел: его настиг апоплексический удар. После этого он уже не писал картины маслом, а занимался только рисунком. В последние годы жизни художник бедствовал и подвергался все большим нападкам критики. Умер он в 1840 г. в Дрездене, одинокий и забытый почти всеми, кроме близких друзей.

Пейзажи Фридриха, с их глубокой духовностью и богатством чувств, были оценены публикой уже в XIX веке. Однако за исключением Карла Густава Каруса, Иоганна Христиана Даля и Карла Блехена, художник не оказал особого влияния на современных немецких живописцев.

Слишком необычны и нетрадиционны были сюжеты и содержание его картин. Но Фридрих создал не только оригинальные работы, он о ставил афоризмы и заметки об искусстве.

В них звучит идея необходимости сочетания верности натуре («душе природы») и внутренней духовной интуиции, которую он считал «божественным глаголом» в сердце.

Вновь интерес к искусству Каспара Фридриха возродился в XX веке – оно привлекло внимание сюрреалистов, увидевших в мистицизме немецкого романтика нечто близкое себе.

Картины и рисунки художника представлены в большинстве немецких музеев. Кроме того, его работы можно увидеть в Вене, Санкт-Петербурге, Москве, Осло, Праге и Париже.

Источник: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200601804

Каспар Давид Фридрих. Художник-философ

Недавно подписалась н интересный сайт «Дневник живописи» (ссылка  дана в самом конце)

Буду иногда сюда копировать темы. Для начала  — эту.

Каспар Давид Фридрих. Художник-философ

Каспар Давид Фридрих. Автопортрет. 1800 г. Национальная галерея Дании, Копенгаген.

В небольшом портовом городке на севере Германии, 5 сентября 1774 года родился Каспар Давид Фридрих. Чьи пейзажи в стиле романтизма являются одними из самых узнаваемых в мире.

Его отец изготавливал свечи и варил мыло, но на продолжении родительской династии сыном он не настаивал. Семья Каспара Давида была протестантской, жили они аскетично.

Кроме Каспара в семье было еще 9 детей. В возрасте семи лет Каспар лишился матери — она умерла от чахотки. А через шесть лет погибает его старший брат.

В смерти брата будущий художник винит себя, потому что тот спас Каспара, провалившегося под лед. Но сам выбраться не смог…

Становление художника

Череда смертей и протестантское воспитание наложили неизгладимый отпечаток на характер Каспара. Став художником, он напишет немало кладбищ и могил. Не удивительно, что ещё при жизни он заслужит репутацию мрачного и меланхоличного художника.

Читайте также:  Пастушок и пастушка, давид тенирс младший

Каспар Давид Фридрих. Аббатство в дубовом лесу. 1809-1810 гг.

Старая национальная галерея в Берлине.

В 20 лет Фридрих самостоятельно поступил в Датскую королевскую Академию художеств в Копенгагене.

Не обошлось без трудностей: в этом учебном заведении большое внимание уделялось анатомическому рисованию. Каспару изображение человека давалось с трудом, он с юности отдавал предпочтение пейзажной живописи.

Недаром все персонажи его картин изображены довольно специфично.

Со спины или в мелком масштабе.

Каспар Фридрих. На паруснике. 1818-1820 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

До 30 лет Фридрих был «карандашным» художником. Он как бы пробует себя и оттачивает свое мастерство в технике штифта и сепии. Именно в этой технике создан его первый автопортрет (в начале статьи).

Лишь после путешествия по Балтийскому побережью он осторожно экспериментирует с маслом.

Признание

После окончания Академии и путешествий по северу Европы, Фридрих обосновался в Дрездене. В те годы там был сосредоточен центр немецкого романтизма.

Знаменательным для автора стал 1805 год. В ежегодном творческом конкурсе, учредителем которого выступал знаменитый немецкий поэт Вольфганг Гете, Фридрих стал победителем. Две его работы, выполненные сепией, получили высшую оценку жюри.

Узнав о победе, Фридрих на радостях презентовал обе работы учредителю, Гете. Так завязалась многолетняя дружба поэта и художника.

Окрыленный успехом, Фридрих в 1807 году всерьез берется за масляную живопись. Ему на тот момент уже было почти 40 лет.

Именно в это время он создают один из первых своих шедевров «Крест в горах».

Каспар Давид Фридрих. Крест на горе. 1807-1808 гг. Галерея старых мастеров в Дрездене.

Картина «Крест в горах» была неоднозначно воспринята его коллегами. Они язвительно говорили, что Фридрих «пытается протащить свое искусство на алтарь». Несмотря на критику, работы Фридриха пользовались популярностью.

Самый его известный шедевр «Монах у моря» приобрел король Пруссии Фридрих Вильгельм третий. А сам Фридрих по праву стал членом Берлинской Академии.

Каспар Давид Фридрих. Монах у моря. 1808-1810 гг. Старая национальная галерея в Берлине.

Композия у картины крайне необычная. Почти все пространство занимает небо. Узкая полоска моря. Такая же узкая полоска земли. И очень маленькая фигурка монаха.

Со смыслом здесь все понятно. Человек — лишь песчинка по сравнению с необъятным миром.

Индивидуальный стиль

Каспар Фридрих долго искал свой стиль. И по одному элементу он очень узнаваем.

На его картинах часто присутствуют наблюдатели. Они обращены спиной к зрителю, и как будто вместе с ним рассматривают открывшийся их взору пейзаж.

Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана. 1818 г. Гамбургский кунстхалле, Германия.

Пейзажи Фридриха наполнены мистическим смыслом, упоительной красотой. Воздушность и туманность придает им еще большую загадочность. А присутствие наблюдателя помогает художнику соединить конечное с бесконечным.

  • Почему же Фридрих считается одним из самых выдающихся представителем романтизма?
  • Главные сюжеты в духе романтизма — противопоставление всесильной природы и слабого, но героически стойкого человека.
  • В русской живописи главным представителем романтизма считается Айвазовский и его культовая работа «Девятый вал».

У Фридриха тоже немало работ, на которой стихия безжалостна к человеку. Например, в картине «Северный Ледовитый океан».

Каспар Давид Фридрих. Северный Ледовитый океан (Крушение надежды). 1824 г. Старая галерея в Берлине

Правда в отличие от оптимистичного Айвазовского, у Фридриха все более печально. Людям не спастись. Лёд поглотил корабль. Недаром второе название картины — «Крушение надежд».

Личная жизнь

В 1818 году, на 43 году своей жизни, Фридрих женился. Его женитьба стала настоящим удивлением для друзей художника, так как он обычно не проявлял внимания женскому полу и вообще считался мизантропом.

Открытием женитьба стала и для самого художника. «Я счастлив, — писал он в письме своему другу Ф.Керстингу, — мой дом теперь милый и уютный, и я не могу не нарадоваться этому».

Каролина была на 20 лет моложе Фридриха, и часто выступала в качестве его модели и музы. В семье Фридриха родилось трое детей.

Каспар Давид Фридрих. Женщина у окна (Каролина Фридрих в дрезденской мастерской). 1822 г. Старая галерея в Берлине.

Последний этап жизни

Пик популярности художника пришелся на 20-ые годы XIX столетия. Он все так же рисовал свои мрачноватые пейзажи с религиозным уклоном и преподавал в Академии художеств Дрездена.

В 1825 году Фридрих пережил первый инсульт. Оправившись от удара в физическом плане, он не смог оправиться душевно: близкие все чаще стали замечать странности в поведении художника.

Тем не менее именно в этот период он создаёт ещё один свой шедевр «Этапы жизни».

Каспар Давид Фридрих. Этапы жизни. 1835 г. Музей изобразительных искусств в Лейпциге.

5 людей разных возрастов. 5 кораблей в разной удалённости от берега. Рассвет. Конечность жизни. Бесконечная сменяемость поколений.

Фридрих любил философствовать в своих картинах. Заставляя и зрителей задумываться о вечных вопросах. Об одиночестве. О быстротечности жизни. О человеческой душе.

В июне 1835 года Фридрих пережил второй инсульт, после которого он забросил масляную живопись. И вернулся к сепии и карандашу, с которых когда-то начинал.

Каспар Давид Фридрих. Лодка на берегу при восходе луны. 1839 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

  1. Умер мастер 7 мая 1840 года.
  2. Каспар Фридрих в России
  3. Более десятка замечательных работ Фридриха хранятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Многие из них типичны для художника. Поэтому вы сполна сможете насладиться прекрасными пейзажами. Рассветами и сумерками. Развалинами древних строений.

А ещё помечтать и подумать о жизни вместе с героями его картин.

Каспар Давид Фридрих. Мечтатель (ворота монастыря Ойнби). 1836 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Wikipedia.org

Людмила Цыренова

источник http://arts-dnevnik.ru/kaspar-david-fridrih/

Источник: https://subscribe.ru/group/eruditsiya-i-tvorchestvo/14030603/

Каспар Давид Фридрих, любимый художник Адольфа Гитлера

Friedrich, Caspar David (1774–1840), художник, один из лидеров романтизма в немецком изобразительном искусстве, мастер пейзажа.

Родился в Грайфсвальде (Померания) 5 сентября 1774 в семье мыловара. В 1794–1798 учился в копенгагенской Академии художеств. Жил преимущественно в Дрездене. Сблизился с кружком романтиков, включавшим Л.Тика, Новалиса, Г.фон Клейста, а также Ф.О.

Рунге; в 1810 познакомился с И.В.Гёте, а в 1821 – с В.А.Жуковским; был дружен и с натурфилософом и художником К.Г.Карусом. В поисках мотивов с 1801 неоднократно приезжал на о.

Рюген в Северном море; любил путешествовать по Саксонской Швейцарии и Гарцу; часто бывал в родном Грайфсвальде.

До 1807 работал исключительно в технике рисунка (преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи.

Уже в ранних картинах (Гуннская гробница в снегу, 1807; Теченский алтарь, или Крест в горах, 1808; обе работы – Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден; Монах у моря, 1808–1810, Национальная галерея; Аббатство в дубовом лесу, 1809–1810, Шарлоттенбург; Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге), 1810–1811, Национальная галерея; все три картины – Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). История – и древнеязыческая, и средневековая – проступает в виде меланхолических мотивов (гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой.

Среди других известных картин мастера – Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), На паруснике (1818, Эрмитаж, Ленинград), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Двое созерцающих луну (1819–1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Восход луны над морем, Женщина у окна» (обе работы – 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург). Ряд произведений содержит поэтические аллегории борьбы против наполеоновского нашествия (таков Французский стрелок в еловом лесу, 1812, частное собрание, Германия; – с заблудившейся в зимнем лесу одинокой фигуркой). С годами мастер все чаще повторял полюбившиеся мотивы, натурные же созерцания порой сменялись у него образами-видениями с ангелами и храмами, парящими в небе. Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермейера (Отдых в день нового урожая, 1823, не сохранилась).

С 1824 был профессором дрезденской Академии художеств. Оставил афоризмы и наблюдения об искусстве, подчеркивающие необходимость сочетания верности натуре («душе природы») с внутренней духовной интуицией, которую считал «божественным глаголом» в сердце.

Умер Фридрих в Дрездене 7 мая 1840. На определенный период забытое, искусство Фридриха вновь привлекло внимание в 20 в., начиная с эпохи сюрреализма.

Его картины дышат Нордической красотой северных морей, далёких снегов и лунных ночей… В чём я и приглашая Вас, убедиться самим ))Меловые скалы над островом РюгенAbtei im EichlandУтроГибель «Надежды» во льдахРуины монастыряHunengrab im SchneeВоспоминание об исполиновых горахЛебеди в КамышахЗаснеженное кладбищеДвое, смотрящие на лунуДвое, смотрящие на луну(эскиз картины)Закат СолнцаВосход луны над моремСтранник над туманным морем (автопортрет)

Источник: https://tragedyscald.livejournal.com/84056.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector