Молебен на пашне о даровании дождя, мясоедов — описание картины

Молебен на пашне о даровании дождя, Мясоедов - описание картины

Мясоедов Григорий – выдающийся русский живописец, основатель Товарищества передвижных художественных выставок, автор бытовых и исторических картин, а также нескольких замечательных пейзажей. Григорий Григорьевич Мясоедов появился на свет в семье мелкопоместного дворянина 7 апреля 1834 года в с.Паньково (Тульская губерния). Григорий Григорьевич рано начал проявлять художественные способности, его отец относился к этому с одобрением. Он начал свою учебу в Орловской гимназии, но, не окончив курса, в 1853 году с успехом поступил в Академию Художеств в Петербурге. Студенческие годы Мясоедова не были сытыми: он жил в маленькой комнате и зарабатывал на жизнь, работая в кондитерской. К тому же обучение в Академии было достаточно суровым.

В 1861 г. он был награжден малой золотой медалью за картину «Поздравление молодых в доме помещика», а в 1862 г. — большой золотой медалью и поездкой заграницу за картину «Бегство Григория Отрепьева из корчмы». С 1863 г. художник путешествовал по Европе, учился в частной римской Академии, работал в Риме, Париже, Брюсселе, Испании, Италии.

В 1867 г. во Флоренции он познакомился с Герценом А.И. и Ге Н.Н. За этот период он создал несколько известных картин, таких как «Франческа да-Римини и Паоло да-Полента», «Похоронный праздник у цыган в Испании», «Две судьбы». Во время пребывания в Европе его впервые посетила мысль о создании Товарищества передвижных художественных выставок.

Молебен на пашне о даровании дождя, Мясоедов - описание картины

Бегство Григори Отрепьева из корчмы на литовской границе

Молебен на пашне о даровании дождя, Мясоедов - описание картины

Поздравление молодых в доме помещика

Молебен на пашне о даровании дождя, Мясоедов - описание картины

У чужого счастья (Две судьбы)

Мясоедов Г.Г. возвратился в Россию в 1869 г., а через год он получил звание академика за написание картины «Заклинание». Тогда в русской живописи наметились новые тенденции – отражение литературных тем.

Художник развернул активную общественную деятельность: он написал Устав Товарищества передвижных художественных выставок, добился объединения кружка московских художников с Артелью художников Петербурга, и 16 декабря 1870 г.

состоялось первое заседание Товарищества, где Мясоедов Григорий Григорьевич вошел в правление на сорок лет.

29 ноября 1871 г. состоялась первая выставка Товарищества в Петербурге, переместившись затем в Москву, Киев и Харьков. Мясоедов представил на эту выставку полотно «Дедушка русского флота».

Через год в марте была организована вторая выставка, где художник выставил свою одну из лучших картин — «Земство обедает». Эта картина показывает, какое бывает земство: земство-господа и земство-крестьяне.

И не зря он сосредоточил свое внимание на крестьянах: они все разные, но видно их внутреннюю сосредоточенность, красоту человека-труженика.

В 1873 г. Мясоедов пишет другую фундаментальную картину «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года», где он опять с неповторимым мастерством изобразил крестьян, которые слушают текст манифеста, но пока еще не могут понять, как к этому событию относиться, они не делают поспешных выводов, проявляя мудрость в этом деле.

Григорий Григорьевич изучал древние обычаи и поверья народа и их роль в жизни крестьянства. Многие из этих обычаев легли в основу картин: например, на полотне «Опахивание» (1876 г.) изображены крестьяне, впрягающие в плуг девушек, таким образом защищая себя от нечистой силы.

Молебен на пашне о даровании дождя, Мясоедов - описание картины

Дедушка русского флота

Молебен на пашне о даровании дождя, Мясоедов - описание картины

Земство обедает

Молебен на пашне о даровании дождя, Мясоедов - описание картины

Чтение манифеста 19 февраля 1961 года

Молебен на пашне о даровании дождя, Мясоедов - описание картины

Молебен на пашне о даровании дождя

Молебен на пашне о даровании дождя, Мясоедов - описание картины

Опахивание

Молебен на пашне о даровании дождя, Мясоедов - описание картины

Самосжигатели

Сожжение протопопа Аввакума

Мясоедов Г.Г. занимался музыкой, играл на скрипке (в Товариществе был организован квартет, там художник играл на альте). В классической музыке Григорий Григорьевич часто находил отдых от своих душевных терзаний, утверждая, что только минор (а не мажор) отражает правду жизни.

Он самозабвенно любил музыку, видя в ней непосредственное отражение подсознания человека, которое не может врать, а говорит только правду.

Это было в характере Мясоедова: он был интересным, находчивым, остроумным, сочетая эти черты характера с озлобленностью, едкостью, ироничностью, некоторые его высказывания были просто оскорбительны. Он не любил высшее общество и царских придворных.

Несмотря на это Григория Григорьевича радушно принимало дамское общество, а он не оставался в долгу перед ними, но все же он считал женщин корыстными во всех отношениях. Григорий Григорьевич не чурался самокритики, называя себя таким же эгоистом и лжецом, как и все общество в целом.

В работах Мясоедова Г.Г. всюду чувствуется его гражданская позиция, понимание обманутого крестьянства, стремление к демократизму, которое стало овладевать умами всех представителей передовых слоев общества (примером тому могут служить его картины «Чтение манифеста 19 февраля 1961 года», «Земство обедает», «Самосжигатели»).

Но Григорий Григорьевич был не только глубоко думающим, но и тонко чувствующим человеком: например, его картина «Дорога во ржи» полна искренней душевной поэзии, она с легкостью остается в памяти у зрителя, оставляя след в душевном теле. На картине изображена рожь, край уходящей тучи на вечернем небе, одинокая фигура нищего идет по тропинке.

В этой картине совершенно отсутствует заранее установленная модная тенденция.

Мясоедов Г.Г. в начале своего творческого пути был новатором с оригинальными, передовыми идеями.

Но его дальнейший путь был тяжелым, когда модернистские течения в искусстве несмело стали проникать в Товарищество, он показал себя консерватором, не признающим ничего кроме реализма, но все же его терзали сомнения, разочарования и одиночество.

О новых талантливых пейзажистах (например, Левитане) Мясоедов имел уничижительное суждение: «писать всякую пакость в природе: тающий снег… да тут без калош не пройти, а они любуются слякотью». Он шел против сложившейся действительности, а она растаптывала все его доводы, увлекая публику модерновыми веяниями.

В самом Товариществе начались серьезные разногласия, грозившие расколом. Первыми из его рядов вышли семь выдающихся художников (Серов, Архипов, Васнецов, Досекин, Светославский, Первухин и Левитан). Но после рокового заседания Совета Товарищества в Академии наук в правлении остался один Мясоедов, он готов был в одиночку защищать традиции передвижничества.

С 1876 г. Григорий Григорьевич теряет творческую хватку, он осуществил свое желание уехать: он поселился в имении Павленки под Полтавой, где занимался садоводством и почти оставил мысли о Товариществе, а оно продолжало жить своей жизнью, вбирая в себя новых талантливых художников.

В это время он создает полотна, где стремится показать слаженность крестьянского труда («Дорога во ржи», «Косцы» и др.). Этим картинам он придавал особое значение, наполняя их ярким, жарким солнцем и сильными, красивыми фигурами работающих крестьян.

Также он нередко выезжал в Крым, где создал много пейзажей.

Дорога во ржи

Жница

Крым. Осенний вид

Лесной ручей. Весной 1890 г.

Осеннее утро

Первый оттиск. Портрет И.И.Шишкина

Портрет старухи

Портрет шахматиста А.Д.Петрова

Пристань в Ялте

Хотите владеть иностранными языками? Нет ничего проще! На BKC — International House все желающие могут посещать курсы английского языка для начинающих. Дающие стопроцентный результат, уроки помогут вам освоить английский в самые короткие сроки.

Родник

Страдная пора (Косцы)

Через степь. Переселенцы

По велению судьбы в Полтаве состоялась передвижная выставка, ее организаторы обратились к Мясоедову за помощью в поиске выставочного помещения. Выставка состоялась, что дало Григорию Григорьевичу возможность, как старому боевому коню, встрепенуться, и душа художника ожила.

Он возвращается в Петербург и вынашивает мысль о большой работе: какую бы тему он мог раскрыть? Народничество было непопулярно, а деятельность революционеров не освещалась в литературе и проходила мимо многих художников. Он хотел отразить целую эпоху в лице великих людей.

Он пишет картину «Пушкин на вечере у Мицкевича», которая, к сожалению, не произвела должного впечатления на публику.

Уже пожилой Мясоедов остро почувствовал свое одиночество: семьи не стало, сын редко общался с ним, не приемля его образа жизни, в обществе он появлялся только в тесном кругу своих старых товарищей-передвижников. Только одна музыка умиротворяла его терзаемую душу.

Мясоедов Г.Г. вернулся в свое полтавское имение, в свой старый дом с прекрасным садом, где он умер в 1911 г.

Источник: https://art-assorty.ru/1219-myasoedov-hudozhnik.html

Григорий Мясоедов: жизнь и творчество художника

Григорий Григорьевич Мясоедов (1834-1911), русский художник, мастер живописи, представитель искусства «передвижников».

  • Биография Григория Мясоедова 
  • Творчество Григория Григорьевича Мясоедова 
  • Интересные факты из жизни художника
  • Картины Г.Мясоедова 
  • Библиография

Григорий Григорьевич Мясоедов родился в селе Паньково Тульской губернии и принадлежал к старинному дворянскому роду. В детстве мальчик много читал, часто рисовал. Отец всячески поощрял его интерес к художеству.

Свое обучение будущий художник начал в Орловской гимназии, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков.

В 1853 году он поступил в Академию Художеств. Непростая ситуация сложилась между художником и его отцом. Отец полностью лишил сына материальной помощи, и лишь написанный в 1857 году с натуры портрет отца примирил их.

В 1861 году за полотно «Поздравление молодых в доме помещика», Мясоедов получил малую золотую медаль.

В 1862 году Мясоедов окончил Академию Художеств по классу исторической живописи, получив большую золотую медаль за композицию «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» и был поощрен пенсионерской поездкой.

В 1863 году он посетил Италию, Германию, Бельгию, Швейцарию, работал в Париже, Испании. В Риме он занимался в частной Академии.

В 1867 году он живет во Флоренции, где знакомится с семьей опального А.И.Герцена, с литературоведом А.Н.Веселовским, и с семьей художника Николая Ге. Здесь же он создал картину на сюжет «Божественной комедии» «Франческа да Римини и Паоло да Паоленто».

В 1869 году он вернулся в Россию. В Москве пишет картину «Заклинание», за которую получил звание академика.

В конце 1860-х годов, находясь за границей, Мясоедову пришла идея организации Товарищества передвижников. 16 декабря 1870 года состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов. Он стал автором первого устава ТПХВ и оставался бессменным членом правления в течение сорока лет.

29 ноября 1871 года в Петербурге открылась I передвижная художественная выставка, показанная затем в Москве, Киеве и Харькове.

Мясоедов представил на эту выставку картину «Дедушка русского флота», а в марте 1872 года открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова – «Земство обедает». Эта картина принесла успех художнику. В картине раскрыта главная задача передвижнического реализма – «стремление к реальному и повседневному», отмеченному В.В.Стасовым.

Действие картины разворачивается в тихом провинциальном городишке. У подъезда земской управы расположилась группа крестьян. Один крестьянин дремлет, а другие спокойно едят скудный обед. Рядом, в самом доме, только что отобедали господа.

Читайте также:  Музей парижского монетного двора, франция

Через открытое окно видно как лакей старательно вымывает посуду, множество бутылок и графинов. В картине изображена бедность в контрасте с богатством. Главными героями картины становятся крестьяне.

Художник запечатлел разнообразие их характеров, их особую красоту и душу.

В довольно короткий срок художником была написана картина «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года». В картине раскрывается иной аспект той же темы — судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях.

В 1876 году художник переселился на хутор близь Харькова. Он увлекся садоводством и огородничеством. С этого момента можно отметить начало спада в его творчестве. Меняется его отношение к крестьянской жизни. Мясоедова привлекали темы, раскрывающие народные поверья и традиции.

В картине «Опахивание» изображен древний языческий обряд, защищающий скотину от болезни и смерти: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек. В картине «Молебен на пашне о даровании дождя» передано эмоциональное напряжение крестьян, просящих помощи Всевышнего в засушливое лето.

В 1882-1884 художник работает над историческим полотном «Самосожигатели». В нем художник изобразил момент самосожжения иступленных фанатиков-староверов в горящей избе.

В 1880-е годы Мясоедов работает над пейзажами. Он создал картину «Дорога во ржи». На картине изображена фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля.

В 1880-е пейзажи Мясоедова получили признание публики. Он выбирал простые мотивы, неброские виды южного Крыма. Среди этюдов встречались и марины.

В конце 1880-х Мясоедов живет в Полтаве в большой усадьбе с садом, парком и прудом. Осенью и зимой художник уезжал в Крым. Одной из последних его работ стала картина «Зреющие нивы».

В 1890-1900 годах в его произведениях чувствуется влияния салонной живописи. Художник много работал в графической технике. Он создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве. Он также организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству.

Как и многие передвижники Мясоедов в 1890-е года пережил кризис.

Он осознавал, что его время безвозвратно ушло. Незадолго до смерти он собирался исполнить три больших картины под единым названием «Святая Русь».

Умер Григорий Григорьевич в 1911 году, в своем имении Павленки близ Полтавы.

 Творчество Григория Григорьевича Мясоедова

Еще в годы обучения Мясоедов написал жанровую картину «Поздравление молодых в доме помещика» (1861) и полотно на историческую тему «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» (1862), которое В. В. Стасов назвал одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин.

В дальнейшем историческая тематика будет разрабатываться в живописи Мясоедова постоянно, параллельно с картинами бытового жанра.

Эти две линии творчества художника очень тесно сближались, порой переходя друг в друга.  

Молебен на пашне о даровании дождя, Мясоедов - описание картины

Поздравление молодых в доме помещика

Молебен на пашне о даровании дождя, Мясоедов - описание картины

Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе

Творческая работа все время сочеталась у живописца с активной общественной деятельностью.

Именно ему принадлежит инициатива создания организации художников нового типа — Товарищества передвижных художественных выставок. Идея о такой организации зародилась у Мясоедова еще в 1867 г.

, когда он находился за границей и имел возможность наблюдать деятельность европейских художников по организации передвижных выставок, проводившихся в основном с коммерческой целью. 16 декабря 1870 г.

состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов (вместе с И. Н. Крамским, Н. Н. Ге, В. Г. Перовым, М. К. Клодтом). А 29 ноября 1871 г.

в Петербурге открылась I передвижная художественная выставка, показанная затем в Москве, Киеве и Харькове. Мясоедов представил на эту выставку картину «Дедушка русского флота. (Ботик Петра I)» (1871), в которой решение исторической темы дано в бытовом плане.

          В марте 1872 г. открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова — «Земство обедает» (1872). Тихий провинциальный городок. Солнечный полдень. У подъезда земской управы группа крестьян.

Один из них, примостившись на каменных плитах и подложив под голову котомку, дремлет. Другие неторопливо едят: хлеб с солью да лук — вот их обед.

А рядом, в доме, только что отобедали господа: через открытое окно виден лакей, старательно перемывающий посуду, тут же — множество бутылок и графинов. Налицо критический сюжет — сопоставление земцев-господ и земцев-крестьян, контраст богатства и бедности.

Но не это стало для художника главным в картине. Он сосредоточил все внимание на самих крестьянах. В них художник разглядел и запечатлел разноооразие характеров, особое благообразие, внутреннюю собранность, своеобразную красоту. 

Молебен на пашне о даровании дождя, Мясоедов - описание картины

         В другом фундаментальном полотне Мясоедова — «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года» (1873) — раскрывается иной аспект той же темы — судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях.

«Признаюсь, — писал один из критиков, — мне не удавалось видеть (после «Бурлаков» г. Репина) ни на одной картине столь типичных, безыскусственно-правдивых, точно живых, истинно мужицких лиц».

Крестьяне с сосредоточенным вниманием слушают читаемый мальчиком текст манифеста об освобождении от крепостной зависимости. Их отношение к документу еще не определилось: на лицах нет ни радости, ни явного разочарования. Но есть внутреннее напряжение, недоверие, настороженность. Крестьяне по-своему мудры и мужественны. 

Молебен на пашне о даровании дождя, Мясоедов - описание картины

         Изучение жизни русского крестьянства приводит Мясоедова к сюжетам, повествующим о древних поверьях и обычаях, их роли в жизни народа.

Так, в картине «Опахивание» (1876) показано старинное ритуальное дсиство: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек. В 1878-80 гг. Мясоедов работает над двумя вариантами «Засухи», где представлен молебен в поле.

Параллельно идут поиски в области исторической тематики: художник пишет картину «Самосжигатели» (1882-84), сюжет которой стоит в очень тесной связи с предыдущими жанровыми картинами.

          К началу 1880-х гг. в творчестве Мясоедова намечается новый этап. В пейзаже «Дорога во ржи» (1881) поражает простота и выразительность мотива: удаляющаяся к горизонту фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля. Художник как бы открывает возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины, что в полной мере проявилось в «Косцах» (1887).

Молебен на пашне о даровании дождя, Мясоедов - описание картины

Дорога во ржи

Молебен на пашне о даровании дождя, Мясоедов - описание картины

Страдная пора (Косцы)

 Автор воспевает здесь радостную сторону бытия, передает красоту крестьянского труда, его мерный, слаженный, почти музыкальный ритм.

Уже сами размеры холста (159х275 см) свидетельствуют о значимости для художника темы картины. Вместе с тем решение ее не лишено определенных противоречий. Полностью отказавшись от критического начала, художник отказался тем самым от основного принципа художественной системы 1870-х гг.

Не освоив нового образного языка и не будучи подготовленным к восприятию художественных идей нового поколения живописцев, Мясоедов оказался в числе тех представителей ТПХВ, которые на рубеже 1880-х и 1890-х гг. не пожелали допустить в свои ряды молодых художников.

Последние годы жизни художника не внесли ничего существенного в его творчество.

Интересные факты из жизни художника 

Внешность Мясоедова говорила сама за себя.

Высокий, с умным лицом, длинным и искривленным набок носом, с сухой, саркастической улыбкой тонких губ, прищуренными глазами. В речи его звучали оригинальные, передовые мысли, парадоксы, часто ирония и едкий сарказм.

Григорий Мясоедов был человеком сложным, в общении невыносимым. Его резкий характер иногда оказывался даже для близких нестерпимым.

Не ужившись с первой женой — пианисткой, в Харькове он сошелся с молодой художницей Ксенией Ивановой, которая в 1881 году родила сына.

Но свободолюбивый Григорий Григорьевич был уверен, что девица поймала его «словно перепела в сети». У него были какие-то основания считать, что Ванечка не его.

Оформил бумагу об усыновлении собственного ребенка, а жене запретил проявлять материнские чувства к мальчику. Ксения была для Вани обычной кухаркой…

Наконец Мясоедов безжалостно оторвал ребенка от матери, отдав отпрыска на воспитание другу-пейзажисту Киселеву в Москву. Это случилось, когда Мясоедов позировал Репину для картины.

— Илья взял царя Грозного с меня, потому что ни у кого не было такого зверского выражения лица, — говорил потом художник.

Впрочем, после одного случая Григорий убедился, что Ваня — его кровь. Как-то раз во время очередного застолья у Киселевых гости зашумели: «А где Ванечка? Где ваш воспитанник?» Киселевы долго упирались: да он, мол, такой бука, молчун, всего боится. Но привели Мясоедова-младшего.

Ваня понял, что талантливая публика ждет от него не пошлой сказки, стишка, песенки, спетой дрожащим от волнения голоском, — им нужна более эстетическая акция.

Ваня подошел к художнику Маковскому и смачно высморкался в полу его шикарного сюртука. После этой «живой картины» у Мясоедова-старшего никаких сомнений не осталось — «мой сын».

В тот же день он забрал 7-летнего Ванечку домой — в пригород Полтавы.

Но ничего фактически в отношениях отца и сына не поменялось. В момент агрессии художник мог так ударить сына, что даже подумывал, что убил отпрыска. А увлечение Вани гирями, цирковым искусством считал постыдным.

— Несчастье мое, дубина! — часто шпынял он подрастающего мальчика.

В 1899 году умерла от туберкулеза Ксения, которая была единственным добрым человеком в жизни парня. А после того как Григорий насмелился сообщить Ване, что тот не приемыш, а родной сын, Мясоедов-младший фактически отрекся от отца. Поселился во флигеле, месяцами не разговаривал с папой, а его гостей провожал только до крыльца.

— Нет, это не мой сын, а какое-то отродье. Я человек слабый, болезненный, откуда взялся этот верзила? Художника из него никогда не выйдет, а что выйдет — неизвестно. Иван-дурак… — так оценивал студенческое творчество Вани Григорий.

Но когда в 1911 году Мясоедов-старший умирал, сын явился. Под музыку Баха и Шопена рисовал отца на смертном ложе. Иван со старанием выводил линии спазматически открытого рта, обводил контуры страдальчески заостренного отцовского лица в агонии. Что двигало рукою сына: искусство или ненависть, наверное, даже сам автор не знал.

На двух посмертных выставках (в Полтаве и Москве) Иван безжалостно распродал все богатое наследие отца, не пощадив его работ и коллекции, составленной из дарственных работ Репина, Шишкина, Дубовского.

А в 1919 году, когда Иван Мясоедов навсегда покинул родину, перед эмиграцией он с каким-то садизмом уничтожил в усадьбе все, что касалось Григория: эскизы, переписку мастера.

После войны в одном из зданий на усадьбе Мясоедовых полтавчане решили сделать музей, но нашли там лишь один автопортрет Григория…

Читайте также:  Портрет марии ивановны лопухиной, боровиковский, 1797 — описание

Библиография

  • Мясоедов Григорий Григорьевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Масалина Н. В. Мясоедов. — М.: Искусство, 1964. — 96 с. — 10 000 экз. (обл.).

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: bibliotekar.ru, artonline.ru, kp.ua

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Григорий Мясоедов: картины художника

Григорий Мясоедов — все картины Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Григорий Мясоедов: жизнь и творчество художника

5 (100%) 2 голос(ов)

Источник: https://allpainters.ru/mjasoedov-grigorij.html

Мясоедов Григорий Григорьевич – картины о России и загранице

  • В 1834 году, 19 апреля, в селе Паньково родился будущий великий русский художник Мясоедов Григорий Григорьевич, картины которого мы с вами обсудим сегодня.
  • Молебен на пашне о даровании дождя, Мясоедов - описание картины
  • ***

В Паньково (тихом местечке Тульской губернии) испокон веков жил весь дворянский род Мясоедовых. Григорий Григорьевич был с детства увлечен природой, он много читал, рисовал картины, а все его увлечения активно поощрялись семьей.

Для получения художественного образования Григория Мясоедова отправили учиться в Орловскую гимназию. Там он встретился с очень известным учителем рисования Волковым. Под руководством талантливого художника Волкова мальчик стал упор оттачивать художественное мастерство.

После окончания гимназии Григорий Григорьевич продолжил своё обучение в Академии Художеств. Из-за острых конфликтов с семьей, юный художник сильно страдал, тем более что отец практически не высылал ему никаких денег.

Ситуация улучшилась только к 1857 году, когда Григорий Мясоедов нарисовал портрет своего отца, после чего сердце родителя смягчилось по отношению к родному сыну.

***

Уже в 1861 году, в возрасте 27 лет, за одну из своих картин молодой Мясоедов получил малую золотую медаль от художественной комиссии. Регалию выдали ему за полотно «Поздравление молодых в доме помещика», которое было представлено широкому кругу зрителей.

Молебен на пашне о даровании дождя, Мясоедов - описание картины

А уже на следующий год Мясоедов получает большую золотую медаль за выпускную работу «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе», где полностью отражены исторические события того периода. По окончании Мясоедов даже был удостоен пенсионерской поездкой. Уже в то время Григорий Григорьевич отличался широтой художественного восприятия и мировоззрения.

В 29 лет художник отправился в Италию, затем посетил Германию, Бельгию, Швейцарию, Испанию. Он проработал несколько месяцев в столице Франции, поучился в Академии Художеств в Италии. Картины Григория Григорьевича Мясоедова в этот период отражали и уклад местной жизни и все самые красивые и исторические места европейских государств.

1867 год был годом знакомства художника с плеядой выдающихся людей того времени, с Герценом, Веселовским, Ге. Их встреча произошла во Флоренции, где они провели несколько лет своей жизни. В этот период Григорий написал картину «Франческа да Римини и Паоло да Паоленто» как одну из иллюстраций к поэме «Божественная комедия». Это полотно восхищает своей точностью и выразительностью образов.

В 1868 году художник снова приезжает в Москву. Несколько месяцев плодотворной работы над картиной Григория Григорьевича Мясоедова «Заклинание» приносит ошеломляющий успех, а как итог – звание академика.

В период, когда художник жил заграницей, его не покидала идея создания товарищества передвижников. И его идея была реализована уже в 1870 году, Мясоедов был включен в состав управляющих организацией.

Более того он разработал устав Товарищества передвижников, а также не прекращал своего членства в организации на протяжении 40 лет. Уже на следующий год была открыта первая выставка.

Картинные выставки прошли по городам (само собой и в Москве и в Киеве).

Специально для передвижных выставок Григорий Григорьевич написал картину «Дедушка русского флота».

Самым триумфальным полотном, которое когда-либо выставлялось на передвижных мероприятиях было «Земство обедает». Именно в этой картине Мясоедов отобразил реальную жизнь без приукрас.

А ведь в передвижных выставках главной целью всегда являлась способность выразительно показать быт людей разных сословий.

Молебен на пашне о даровании дождя, Мясоедов - описание картины 

Сочетание высшего и низшего слоев общества, тесно живущих рядом с друг другом, полностью раскрыто в картине. Провинциальный городок, где возле управы под дверями здания расположилась группка крестьян с кусочками еды в руках, а через открытые окна дома видно, как лакей домывает огромное количество посуды, оставшейся от шикарной обедни господ.

Мясоедов всегда давал каждому нарисованному персонажу свой характер, старался наделить его теми или иными чертами.

Судьба крестьянства — тема, которую раскрывает художник и в других своих полотнах. Например, его картина «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года». Отлично изображено полное недоумение крестьян по поводу их судьбы и несбывшихся ожиданий.

Молебен на пашне о даровании дождя, Мясоедов - описание картины 

После политических подтекстов в картинах Григория Григорьевича Мясоедова начинается иной период, связанный с мифологическо-языческим наследием славян и их традициями. Такому переходу послужил его переезд в местность при Харькове. Там художник с головой окунулся в сельскую жизнь, выращивал овощи, занимался цветами.

Картина «Опахивание» была написана как раз в тот период. Сюжет отображает обряд древних славян, помогающий защитить скот от недугов и пада. В картине крестьяне отгоняют злых духов, впрягая в плуг девушек без одежд. Или, например, полотно «Молебен на пашне о даровании дождя» раскрывает верования крестьян в силу молитвы богам о прекращении засухи в деревне.
Картина «Косцы» —

Молебен на пашне о даровании дождя, Мясоедов - описание картины

В своей любви к языческому наследию славян художник зашел очень далеко. Много лет он работал над картиной, которая стала шоком для зрителей. Сюжетом стало самосожжение группы староверов в избе.

 
У Мясоедова Григория Григорьевича картины описывали и сельские пейзажи, например «Дорога во ржи». Это романтическая и таинственная сюжетная линия, показывающая одного человека в поле, в бескрайней ржи.

Пейзажи Григория Григорьевича заслуживают особого уважения и изучения. Для него было прекрасным материалом и простая река, море, тихие степи и поля, рощи, леса, дороги, заводи. Художник изображал Южные районы страны, морские порты. Мясоедов много времени проводил в Крыму.

Это происходило в зимний период, а в летнее время он жил в Полтаве. Именно в этом городе Григорий Григорьевич открыл школу рисования, написал книгу о садоводстве, освоил технику графики и графического написания картин, работал в театре с декорациями и оформлением сцен.

 
Мясоедов очень переживал, что в конце 19-ого века круто изменились времена, художники и поэты находились в кризисном состоянии, культура менялась, а с ней и вся Россия. В последние годы жизни художник работал над картинами, посвященными родной Руси.

Источник: http://vsenichego.ru/?p=4756

Русский странник Мясоедов

Они чем-то близки, поразительно аукаются, эти два образа: странник с картины передвижника Григория Григорьевича Мясоедова «Дорога во ржи» (1881), уходящий сквозь хлеба в небесную даль, и космическая станция МКС, парящая в безвоздушном пространстве над голубеньким Земным шариком. Величественное зрелище устремления к неизвестным пределам, для русского человека в первую очередь духовным. Вечный русский поиск. Похоже, русский человек и задуман как странник. Без Неба и движения к нему — внутреннего или внешнего — русский человек немыслим.

Г. Г. Мясоедов. Дорога во ржи. 1881 г.   

Международная космическая станция (МКС). Снимок американских астронавтов с «Шаттла». 25 марта 2009 г.   

Даром что 200 лет прошло с гоголевского восклицания про Русь-тройку, и русский человек уже пересел на механическую лошадку, да и первым на планете вышел в космос.

Ан вот загвоздка: цивилизация ломится во все двери, а живую лошадку он тоже не позабыл, и к отдохновению в среде природы его стало тянуть еще больше, и — в эпоху тотального Интернета и мобильной связи — стали в дома возвращаться иконы; да что говорить — русского человека теперь и на Международной космической станции сопровождает святой Валаамский образ Богородицы! Написанная в византийском каноне «Никопея» («Победотворная»), рукописная копия Валаамской иконы, доставленная на станцию нашими космонавтами, совершила сотни «Крестных ходов» вокруг планеты, а в дни празднования 50-летия первого полета человека в космос Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил наших космонавтов, отправлявшихся на орбиту, взять с собой икону Богородицы Казанской.

Молебен на пашне о даровании дождя, Мясоедов - описание картины

Пресвятая Богородица Валаамская. Икона XIX в.     

Вы замечали, что русские церкви визуально-конструктивно похожи на стартующие космические корабли? Видим мы это и на снимках кладбищенской часовни, водруженной над гробами Ивана и Фотиньи, родителей преподобного Пафнутия Боровского, где в долине виднеется Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровский монастырь.

У часовни над могилой Ивана и Фотиньи, родителей преподобного ПафнутиВ долине виден Пафнутьево-Боровский монастырь. Боровск. 2009 г.   

В Свято-Пафнутьево-Боровском монастыре

И Благовещенская церковь калужского городка Боровска ведет беседу с Константином Циолковским, присутствующим рядом и в виде настенной росписи, и в виде памятника ученому, основоположнику русской и всемирной космонавтики.

Благовещенская церковь в Боровске     

Потому еще о Боровске и вспомнилось, что и памятник космисту К. Циолковскому в Боровске, и лик Пафнутия на иконе преподобного — устремляют взоры в Небеса. 

Молебен на пашне о даровании дождя, Мясоедов - описание картины

Преподобный Пафнутий Боровский (1394-1477). Икона XVIII в.     

Более всего, конечно, на нацеленную ввысь ракету похожа шатровая «царевна меж русских церквей…» — Церковь Вознесения в Коломенском, построенная в 1532 году в честь рождения государя Иоанна IV (Грозного) на высоком берегу Москвы-реки и в 1990-х включенная в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Глядя на нее, так и хочется воскликнуть: «Ключ — на старт!»

Молебен на пашне о даровании дождя, Мясоедов - описание картины

Церковь Вознесения в Коломенском     

Да, это тот самый мясоедовский крестьянин уходит через рожь в космос: мы помним, что Юрий Гагарин родился в деревне Клушино Гжатского района Западной области РСФСР (ныне Гагаринский район Смоленской области) в крестьянской семье: его отец, Алексей Иванович Гагарин, был плотником, а мать, Анна Тимофеевна Матвеева, — работала на молочно-товарной ферме. Да и первая женщина-космонавт Земли Валентина Терешкова родилась в деревне — Большое Масленниково Тутаевского района Ярославской области.

* * *

Молебен на пашне о даровании дождя, Мясоедов - описание картины Г. Мясоедов. Автопортрет

Как же складывалась судьба этого русского провидца, художника Григория Мясоедова, 180 лет назад — 7 / 20 апреля 1834 года — родившегося в селе Паньково Тульской губернии (ныне Новодеревеньковского района Орловской области), принадлежавшего к старинному дворянскому роду?

Биографы утверждают, что в детстве мальчик много читал, часто рисовал, в семье всячески поощрялся интерес ребенка к художеству. Обучение он начал в Орловской гимназии, где рисование преподавал профессиональный художник И.А. Волков.

В 1853 году молодой человек поступил в Санкт-Петербургскую академию художеств, где проучился десять лет; в 1861 году за полотно «Поздравление молодых в доме помещика» получил малую золотую медаль, в 1862-м — большую, за композицию «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе», которую В.В. Стасов назвал одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин. Мясоедов был поощрен пенсионерской поездкой, пять лет находился за границей — в Берлине, Брюсселе, Париже, городах Италии и Испании. В Риме — занимался в частной Академии.

Читайте также:  Музей искусства квинс, нью-йорк, сша

В 1867 году жил во Флоренции, где общался с Герценом, литературоведом Веселовским, художником Ге и их семьями. Там написал картину на сюжет «Божественной комедии» — «Франческа да Римини и Паоло да Паоленто».

Это станет двумя основополагающими линиями в творчестве художника — историческая тематика и картины бытового жанра.

Именно Мясоедову принадлежала инициатива создания организации художников нового типа — Товарищества передвижных художественных выставок. Идея у него зародилась еще в 1867 году, в Европе.

Первое общее собрание членов ТПХВ, объединившее питерцев и москвичей, состоялось 16 декабря 1870 года, на нем было избрано правление — во впечатляющем составе: Г.Г. Мясоедов, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, В.Г. Перов, М.К. Клодт.

Мясоедов стал автором первого устава ТПХВ и оставался бессменным членом правления в течение 40 лет.

Первая передвижная художественная выставка открылась 29 ноября 1871 года в Петербурге. Затем она была показана в Москве, Киеве и Харькове. Мясоедов представил на ней картину «Дедушка русского флота (Ботик Петра I)».

«Земство обедает» (1872)     

В марте следующего года открылась Вторая передвижная выставка, на которой экспонировалось полотно Мясоедова «Земство обедает» (1872). В.В. Стасов отмечал, что в картине раскрыта главная задача передвижнического реализма — «стремление к реальному и повседневному». Вот как ее описывают искусствоведы: «Тихий провинциальный городок.

Солнечный полдень. У подъезда земской управы группа крестьян. Один из них, примостившись на каменных плитах и подложив под голову котомку, дремлет. Другие неторопливо едят: хлеб с солью да лук — вот их обед.

А рядом, в доме, только что отобедали господа: через открытое окно виден лакей, старательно перемывающий посуду, тут же — множество бутылок и графинов. Налицо критический сюжет — сопоставление земцев-господ и земцев-крестьян, контраст богатства и бедности. Но не это стало для художника главным в картине.

Он сосредоточил все внимание на самих крестьянах. В них художник разглядел и запечатлел разнообразие характеров, особое благообразие, внутреннюю собранность, своеобразную красоту».

«Чтение манифеста 19 февраля 1861 года» (1873)     

В другом фундаментальном полотне Мясоедова, «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года» (1873) мы тоже видим крестьян. «Признаюсь, — писал один из критиков, — мне не удавалось видеть (после «Бурлаков» г-на Репина) ни на одной картине столь типичных, безыскусственно-правдивых, точно живых, истинно мужицких лиц».

Крестьяне с сосредоточенным вниманием слушают читаемый мальчиком текст манифеста об освобождении от крепостной зависимости. Их отношение к документу еще не определилось: на лицах нет ни радости, ни явного разочарования. Но есть внутреннее напряжение, недоверие, настороженность.

Крестьяне по-своему мудры и мужественны.

В 1876 году художник переселился на хутор под Харьковом, увлекся садоводством и огородничеством. Тогда появилась его картина «Молебен на пашне о даровании дождя», на которой крестьяне просят помощи Всевышнего в засушливое лето. Теперь полотно выставлено в Национальном музее Варшавы. В 1887 году Мясоедов написал большую картину «Косцы».

В 1880-е признание публики получили пейзажи Г. Мясоедова — в том числе виды южного Крыма.

В конце 1880-х Мясоедов поселился на Полтавщине — в большой усадьбе с садом, парком и прудом. Осенью и зимой — уезжал в Крым. Одной из последних его работ стала картина «Зреющие нивы».

Полотно «Страдная пора» (1887) было приобретено государем Александром III.

В полтавскую усадьбу к Мясоедову приезжали погостить передвижник Ярошенко, врач Склифосовский, садовод Симиренко, писатели Бунин и Короленко.

Оставил Г. Мясоедов также работы, связанные с литературой: «Чтение «Крейцеровой сонаты» Л.Н. Толстого» (Новые истины; 1893), «Мицкевич в салоне Зинаиды Волконской» (1908).

Уверяют, что Мясоедов любил музыку, разбирался в ней и сам играл на скрипке или, участвуя в квартете товарищей-передвижников, — на альте. В музыке находил отдых и забвение от своих дум, от наступавшего разлада с жизнью. Бывал очень резок и саркастичен, не щадил никого. Вот характерное для этой личности самопризнание: «Все люди или глупы, или эгоисты до подлости.

Даже те, кого называют святыми какой угодно категории, действуют из эгоизма, конечно. А то, что называют альтруизмом, — просто замаскированный способ ростовщичества: дать и получить с процентами. И я, хотя не глупый человек, а от подлостей не могу избавиться.

В музыке забываюсь, она, исходя из подсознательного, помимо нашей воли, как рефлекс пережитого, есть чистое, неподкупное отражение чувства».

Однако Мясоедов занимался и религиозной живописью, в частности для храма Спаса на Сенной площади.

В 1890-1900 годы художник много работал в графической технике. Создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве, организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству.

Известно, что Мясоедов резко выступал против декадентства, будучи приверженцем консервативного письма. Незадолго до кончины собирался написать три больших полотна под единым названием «Святая Русь».

Как говорят, Мясоедов не понимал и не признавал не только импрессионизм, но и чуждым было для него настроение Левитана или Чехова. На почве воззрений на суть и задачи Товарищества передвижников у него возник конфликт с Поленовым и Репиным.

«Я застал Григория Григорьевича в Товариществе во вторую половину его жизненного пути, когда человек как бы останавливается, оглядывается и, усталый, медленно идет дальше, — писал очевидец. — Он брел, разбитый сомнениями, разочарованный, брел одиноко, потеряв веру в людей. Внешность Мясоедова живо стоит в моей памяти.

Высокий старик с умным лицом, длинным и немного искривленным набок носом, с сухой, саркастической улыбкой тонких губ, прищуренными глазами. В речи его звучали оригинальные, передовые мысли, парадоксы, часто ирония или едкий сарказм. С Мясоедова Репин написал своего Грозного. Биографии Мясоедова я не знаю, но, видимо, ученические годы он провел в нужде.

Я слыхал от него такие воспоминания: «Жил я, как и большинство студентов Академии художеств, на Васильевском острове в бедной комнате. Источником существования моего была работа на кондитерскую, где пеклись пряники, — я с товарищем раскрашивал их. Баранам и свиньям золотили головы, генералам — эполеты. Платили за это по три копейки с дюжины.

Обедали на Неве, на барке, где давали за шесть копеек щи с кашей без масла…»

Молебен на пашне о даровании дождя     

В книге «Воспоминания о передвижниках» Я.Д. Минченков рассказывает о последнем периоде мастера: «Семьи у него не было, с женой он, видимо, давно разошелся, а сын не удовлетворял его ни характером, ни склонностями. Спутником его жизни стало одиночество.

Появлялся он в обществе редко, лишь в тесном кругу старых передвижников на их музыкальных собраниях. Иногда вечером на Васильевском острове можно было встретить высокую фигуру Мясоедова, бредущего по тротуару несколько неестественной походкой.

Это означало, что он шел играть в квартете и нес альт, который висел у него под шубой на животе, привязанный ленточкой через шею. «Музыка одна не лжет, как лгут люди», — вспоминались слова его. Наконец Мясоедов снова уехал к себе в Полтаву и поселился в старом своем доме в саду…

В первый же год на общем собрании нам, передвижникам, пришлось вставанием почтить память покинувшего нас старого товарища Григория Григорьевича Мясоедова, завещавшего похоронить себя по гражданскому обряду…»

Показателен этот путь — гордого и несчастного человека, захлопнувшегося в своем эго и похороненного, к прискорбию, без отпевания. Умер Григорий Григорьевич в 1911 году, в своем имении Павленки близ Полтавы.

Был похоронен в саду усадьбы, но со второй попытки (сначала полтавское руководство разрешило хоронить только на кладбище, что и было сделано).

С 1926 года в усадьбе размещалась Полтавская гравиметрическая обсерватория.

* * *

Как о ветке с мясоедовского древа следует вспомнить и об Иване Григорьевиче Мясоедове (1881-1953), сыне знаменитого передвижника и тоже художнике, посещавшем частную художественную школу, организованную в Полтаве его отцом. Фигура весьма яркая — как внешне, так и поведенчески. И.

Мясоедов закончил также Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем батальную мастерскую Императорской Академии художеств. Был также успешным тяжелоатлетом: на Всероссийском чемпионате по тяжелой атлетике 1909 года под псевдонимом Де Красац завоевал второй приз в средней весовой категории.

В том же году в Италии присутствовал как зритель на представлении тяжеловесов в римском цирке и, выйдя на арену из публики, превзошел в искусстве артистов-участников. Доставшийся ему денежный приз — весь кассовый сбор — отдал в пользу бедных итальянцев, пострадавших от землетрясения в Мессине. Устраивал выставки (работ отца и др.

), был ректором одного из киевских художественных учебных заведений. В 1919 году служил художественным корреспондентом в армии А.И. Деникина в Крыму. Обосновался в Берлине, три года провел в знаменитой Моабитской тюрьме за фальшивомонетничество (подделывал английские и американские купюры). Расписал фресками тюремную молельню.

В Берлине пользовался большим успехом как портретист. Там же написал цикл картин «на темы народной жизни Украины и России»: «Прощание с Павленками», «Татарское кладбище в Крыму», «Русский Пасхальный стол».

Снова был судим, перемещался по Европе, жил по фальшивым паспортам, очень много рисовал, оставил немалое творческое наследие (около 4 тыс. произведений!), которое теперь находится в разных музеях Европы, в том числе и в Полтаве (ранние работы). Стал автором первых профессиональных государственных почтовых марок Лихтенштейна.

Скончался в Буэнос-Айресе от рака печени. Несмотря на втянутость в водоворот смутного времени, в том числе и в духовных аспектах, Иван Мясоедов успел под руководством Ф.А. Рубо в 1910 году поучаствовать в создании знаменитой панорамы «Бородинская битва».

* * *

Божий Промысл о нас, о том или ином человеке, увы, не всегда нам бывает понятен. Однако с 1881 года у нас есть повод остановиться в Третьяковской галерее у мясоедовского полотна «Дорога во ржи», размером 65 x 145 см, — вглядеться и задуматься о Русском Пути и Русском Космосе.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/print70050.htm

Источник: http://alexandr-nevskiy.ruskline.ru/monitoring_smi/2014/04/22/russkij_strannik_myasoedov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector