Мистическое рождество, сандро боттичелли, 1501

Natività mistica
) — одна из последних картин флорентийского художника Сандро Боттичелли , созданная в период, отмеченный в его творчестве сломом оптимизма кватроченто , ростом религиозности и остро трагическим восприятием мира.

Полотно было практически не известно, пока его на вилле Альдобрандини не увидел и не приобрёл англичанин Отли.

Боттичелли был «переоткрыт» художественными критиками с началом движения прерафаэлитов , именно тогда Джон Рёскин дал холсту его нынешнее название.

В 1878 году за 1500 фунтов картину приобрела Лондонская Национальная галерея . В верхней части полотна сохранилась греческая надпись, которая гласит:

Она была написана в конце 1500 года во время беспорядков в Италии, мною, Александром, в половине того периода, в начале которого исполнилась глава IX святого Иоанна и второе откровение Апокалипсиса , когда Сатана царствовал на земле три с половиной года. По миновании этого срока дьявол снова будет закован, и мы увидим низвергнутым, как на этой картине. Оригинальный текст (греч.)
Εγώ, ο Αλέξανδρος, ζωγράφισα το έργο αυτό, στο τέλος του έτους 1500, σε καιρούς ταραγμένους για την Ιταλία, στο μισό του χρόνου, κατά την εκπλήρωση της προφητείας του 11ου κεφαλαίου [της Αποκάλυψης] του Ιωάννη, στην εποχή της δεύτερης πληγής της Αποκάλυψης, όταν ο διάβολος αφήνεται ελεύθερος για τρεισήμισι χρόνια. Μετά θα αλυσοδεθεί σύμφωνα με το 12ο κεφάλαιο και θα τον δούμε να συντρίβεται, όπως σε αυτό τον πίνακα.

Дать какое-либо толкование этому тексту с апокалиптическими аллюзиями чрезвычайно сложно.

Очевидно, что произведение принадлежит Боттичелли, так как оно подписано (Алессандро, Сандро
— производное от Александр) и датировано 1501 годом (флорентийский год заканчивался 24 марта, а художник упоминает о конце 1500 года).

Кроме того, автор упоминает о политических беспорядках в Италии, то есть картина написана во время политических и военных волнений, сотрясавших родную для художника Тоскану после смерти Лоренцо Великолепного .

«Апокалипсис» Иоанна упоминается, скорее всего, в связи с концом долгих испытаний (начало которых исследователи творчества Боттичелли относят к моменту сожжения фра Джироламо Савонаролы или с жестокими военными кампаниями Чезаре Борджиа), когда зло будет повержено.

В композиции «Мистического рождества» художник опирался как на священные представления, так и на проповеди Савонароллы. Об этом свидетельствует иллюстрация одного из сборников проповедей фра Джироламо (1496, Флоренция, Национальная библиотека). Иконография картины, как и интонация надписи, отмечены влиянием мистицизма и строгости учения проповедника.

О речах Савонароллы, в частности о его рождественской проповеди, произнесённой под флорентийский 1494 год, где он призывал жителей Флоренции превратить город в новый Назарет , напоминают пришедшие поклониться младенцу фигуры в современных художнику одеждах, умиротворённые спасительным объятием с ангелами; между тем демоны внизу картины спешат спрятаться в разверзшиеся в земле щели.

На крыше хижины — три ангела, одетые в белое, красное и зелёное. Эти цвета олицетворяют Благодать, Истину и Справедливость, часто фигурировавшие в речах Савонароллы.

В сцене доминирует тема мира и покоя, подчёркнутая символикой оливковых венков и ветвей, сопровождающих персонажей.

Ветви оливы держат в руках и кружащие над хижиной ангелы — сюжет, заимствованный из практиковавшегося со времён Брунеллески убранства церквей для священных представлений.

Сандро «Мистическое Рождество», 1501

«Мистическое Рождество» — одна из последних картин флорентийского художника Сандро Боттичелли, созданная в период, отмеченный в его творчестве сломом оптимизма кватроченто, ростом религиозности и остро трагическим восприятием мира.

Полотно было практически не известно, пока его на вилле Альдобрандини не увидел и не приобрёл англичанин Отли.

Боттичелли был «переоткрыт» художественными критиками с началом движения прерафаэлитов, именно тогда Джон Рёскин дал холсту его нынешнее название.

В 1878 году за 1500 фунтов картину приобрела Лондонская Национальная галерея. В верхней части полотна сохранилась греческая надпись, которая гласит:

«Она была написана в конце 1500 года во время беспорядков в Италии, мною, Александром, в половине того периода, в начале которого исполнилась глава IX святого Иоанна и второе откровение Апокалипсиса, когда Сатана царствовал на земле три с половиной года. По миновании этого срока дьявол снова будет закован, и мы увидим низвергнутым, как на этой картине.»

Дать какое-либо толкование этому тексту с апокалиптическими аллюзиями чрезвычайно сложно.

Очевидно, что произведение принадлежит Боттичелли, так как оно подписано (Алессандро, Сандро — производное от Александр) и датировано 1501 годом (флорентийский год заканчивался 24 марта, а художник упоминает о конце 1500 года). Кроме того, автор упоминает о политических беспорядках в Италии, то есть картина написана во время политических и военных волнений, сотрясавших родную для художника Тоскану после смерти Лоренцо Великолепного.

«Апокалипсис» Иоанна упоминается, скорее всего, в связи с концом долгих испытаний (начало которых исследователи творчества Боттичелли относят к моменту сожжения фра Джироламо Савонаролы или с жестокими военными компаниями Чезаре Борджиа), когда зло будет повержено.

В композиции «Мистического рождества» художник опирался как на священные представления, так и на проповеди Савонароллы. Об этом свидетельствует иллюстрация одного из сборников проповедей фра Джироламо (1496, Флоренция, Национальная библиотека). Иконография картины, как и интонация надписи, отмечены влиянием мистицизма и строгости учения проповедника.

О речах Савонароллы, в частности о его рождественской проповеди, произнесённой под флорентийский 1494 год, где он призывал жителей Флоренции превратить город в новый Назарет, напоминают пришедшие поклониться младенцу фигуры в современных художнику одеждах, умиротворённые спасительным объятием с ангелами; между тем демоны внизу картины спешат спрятаться в разверзшиеся в земле щели.

На крыше хижины — три ангела, одетые в белое, красное и зелёное. Эти цвета олицетворяют Благодать, Истину и Справедливость, часто фигурировавшие в речах Савонароллы.

В сцене доминирует тема мира и покоя, подчёркнутая символикой оливковых венков и ветвей, сопровождающих персонажей.

Ветви оливы держат в руках и кружащие над хижиной ангелы — сюжет, заимствованный из практиковавшегося со времён Брунеллески убранства церквей для священных представлений.

Сандро Боттичелли

Читайте также:  «мученичество святой агаты», себастьяно дель пьомбо — описание картины

Мистическое Рождество
. 1501
Natività mistica
Холст. 108,5 × 75 см

Национальная галерея , Лондон

( инв. NG1034 )

Медиафайлы на Викискладе

«Мистическое Рождество»
( итал. Natività mistica
) — одна из последних картин флорентийского художника Сандро Боттичелли , созданная в период, отмеченный в его творчестве сломом оптимизма кватроченто , ростом религиозности и остро трагическим восприятием мира.

Полотно было практически не известно, пока его на вилле Альдобрандини не увидел и не приобрёл англичанин Отли.

Боттичелли был «переоткрыт» художественными критиками с началом движения прерафаэлитов , именно тогда Джон Рёскин дал холсту его нынешнее название.

В 1878 году за 1500 фунтов картину приобрела Лондонская Национальная галерея . В верхней части полотна сохранилась греческая надпись, которая гласит:

Она была написана в конце 1500 года во время беспорядков в Италии, мною, Александром, в половине того периода, в начале которого исполнилась глава IX святого Иоанна и второе откровение Апокалипсиса , когда Сатана царствовал на земле три с половиной года. По миновании этого срока дьявол снова будет закован, и мы увидим низвергнутым, как на этой картине.

Оригинальный текст (греч.)

Εγώ, ο Αλέξανδρος, ζωγράφισα το έργο αυτό, στο τέλος του έτους 1500, σε καιρούς ταραγμένους για την Ιταλία, στο μισό του χρόνου, κατά την εκπλήρωση της προφητείας του 11ου κεφαλαίου [της Αποκάλυψης] του Ιωάννη, στην εποχή της δεύτερης πληγής της Αποκάλυψης, όταν ο διάβολος αφήνεται ελεύθερος για τρεισήμισι χρόνια. Μετά θα αλυσοδεθεί σύμφωνα με το 12ο κεφάλαιο και θα τον δούμε να συντρίβεται, όπως σε αυτό τον πίνακα.

Дать какое-либо толкование этому тексту с апокалиптическими аллюзиями чрезвычайно сложно.

Очевидно, что произведение принадлежит Боттичелли, так как оно подписано (Алессандро, Сандро
— производное от Александр) и датировано 1501 годом (флорентийский год заканчивался 24 марта, а художник упоминает о конце 1500 года).

Кроме того, автор упоминает о политических беспорядках в Италии, то есть картина написана во время политических и военных волнений, сотрясавших родную для художника Тоскану после смерти Лоренцо Великолепного .

«Апокалипсис» Иоанна упоминается, скорее всего, в связи с концом долгих испытаний (начало которых исследователи творчества Боттичелли относят к моменту сожжения фра Джироламо Савонаролы или с жестокими военными кампаниями Чезаре Борджиа), когда зло будет повержено.

В композиции «Мистического рождества» художник опирался как на священные представления, так и на проповеди Савонаролы. Об этом свидетельствует иллюстрация одного из сборников проповедей фра Джироламо (1496, Флоренция, Национальная библиотека). Иконография картины, как и интонация надписи, отмечены влиянием мистицизма и строгости учения проповедника.

О речах Савонаролы, в частности о его рождественской проповеди, произнесённой под флорентийский 1494 год, где он призывал жителей Флоренции превратить город в новый Назарет , напоминают пришедшие поклониться младенцу фигуры в современных художнику одеждах, умиротворённые спасительным объятием с ангелами; между тем демоны внизу картины спешат спрятаться в разверзшиеся в земле щели.

На крыше хижины — три ангела, одетые в белое, красное и зелёное. Эти цвета олицетворяют Благодать, Истину и Справедливость, часто фигурировавшие в речах Савонаролы.

В сцене доминирует тема мира и покоя, подчёркнутая символикой оливковых венков и ветвей, сопровождающих персонажей.

Ветви оливы держат в руках и кружащие над хижиной ангелы — сюжет, заимствованный из практиковавшегося со времён Брунеллески убранства церквей для священных представлений.

Сандро Боттичелли | Мистика Рождества / Natività mistica 1501

Тон»Мистика Рождества
«показывает ангелов и мужчины празднуют рождение Иисуса Христа. Дева Мария становится на колени в обожании перед ее малолетнего сына, смотрел на вола и осла у яслей.

Муж Марии, Иосиф, спит рядом. Пастухи и волхвы посетили новорожденного царя. Ангелы в небесах танцуют и поют акафисты.

На земле они провозглашают миру, радостно обнимая добродетельных мужчин, в то время как семь бесов бежать победил в преисподнюю.

Мистическое Рождество, Сандро Боттичелли, 1501Мистическое Рождество, Сандро Боттичелли, 1501Мистическое Рождество, Сандро Боттичелли, 1501

>Боттичелли картины уже давно называют»Мистика Рождества
«, поскольку его таинственным символизмом. Она сочетает рождения Христа, как рассказывается в Новом Завете с видением его второго пришествия, как и обещали в книге Откровения.

Второе пришествие — возвращение Христа на землю
— будет предвещать конец света и примирения правоверных христиан с Богом.

Картина была написана в полтора тысячелетия после рождения Христа, когда религиозные и политические потрясения побудили пророческих предупреждений о конце света.

«Мистика Рождества
«был, наверное, нарисовал как частное преданного работа для флорентийского покровителя.| © Национальная Галерея, Трафальгарская Площадь, Лондон

Мистическое Рождество, Сандро Боттичелли, 1501Мистическое Рождество, Сандро Боттичелли, 1501Мистическое Рождество, Сандро Боттичелли, 1501

ЛВ Natività mistica останавливается
è ООН dipinto в олио СУ тела (108,5×75 см
) ди

В этой картине Боттичелли изображает видение, где образ мира предстает без границ, где нет организации пространства перспективой, где небесное смешивается с земным. В убогой хижине родился Христос. Перед Ним в благоговении и изумлении склонились Мария, Иосиф и паломники, пришедшие на место чуда.

Ангелы с ветками оливы в руках ведут хоровод в небе, славословят мистическое рождение Младенца и, спустившись на землю, поклоняются Ему.

Эту священную сцену художник трактует как религиозную мистерию, излагая ее «простонародным» языком. В своем чудесном «Рождестве» Сандро Боттичелли выразил стремление к обновлению и всеобщему счастью.
Он сознательно примитивизирует формы и линии, дополняет интенсивные и пестрые краски обилием золота.

Сандро прибегает к символике масштабных соотношений, увеличивая фигуру Марии в сравнении с остальными персонажами, и к символике деталей, таких как ветви мира, надписи на лентах, венки.

В верхней части картины сделана надпись по-гречески:

«Эта картина была написана мной, Александро, в конце смут после того времени, когда осуществилось предсказание Иоанна в 11 главе и второй скорби Апокалипсиса, когда сатана был отпущен на землю на три с половиной года. Затем он будет вновь заточен в цепи и мы увидим его поверженным, как представлено в этой картине».

Читайте также:  Дом-музей акселя мунте, италия

Вспоминая пророчества Савонаролы, Боттичелли усматривает в строках Апокалипсиса связь с потрясениями выпавшими на долю родной Флоренции.

Источник: https://bernow.ru/basal-temperature/bottichelli-rozhdestvo-opisanie-bottichelli-i-temnyi-podtekst-misticheskogo.html

Сандро Боттичелли, Мистическое Рождество, 1501

  • Мистическое Рождество, Сандро Боттичелли, 1501
  • Сандро Боттичелли, Мистическое Рождество, 1501, Национальная галерея, Лондон
  • Мистическое Рождество, Сандро Боттичелли, 1501
  • Сандро Боттичелли (настоящее имя Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи (1445 -1510) — великий итальянский живописец, представитель флорентийской школы живописи.
  • Мистическое Рождество — одна из последних картин флорентийского художника Сандро Боттичелли, созданная в период, отмеченный в его творчестве сломом оптимизма кватроченто, ростом религиозности и остро трагическим восприятием мира.

В верхней части полотна сохранилась греческая надпись, которая гласит: «Она была написана в конце 1500 года во время беспорядков в Италии, мною, Александром, в половине того периода, в начале которого исполнилась глава IX святого Иоанна и второе откровение Апокалипсиса, когда Сатана царствовал на земле три с половиной года. По миновании этого срока дьявол снова будет закован, и мы увидим низвергнутым, как на этой картине».

В композиции «Мистического рождества» художник опирался как на священные представления, так и на проповеди Савонароллы.

О речах Савонароллы напоминают пришедшие поклониться младенцу фигуры в современных художнику одеждах, умиротворённые спасительным объятием с ангелами; между тем демоны внизу картины спешат спрятаться в разверзшиеся в земле щели.

На крыше хижины — три ангела, одетые в белое, красное и зелёное. Эти цвета олицетворяют Благодать, Истину и Справедливость, часто фигурировавшие в речах Савонароллы.

В сцене доминирует тема мира и покоя, подчёркнутая символикой оливковых венков и ветвей, сопровождающих персонажей. Ветви оливы держат в руках и кружащие над хижиной ангелы — сюжет, заимствованный из практиковавшегося со времён Брунеллески убранства церквей для священных представлений. (wiki).

Поскольку мне уже второй раз за эти дни попадается термин «кватроченто», то я полезла его расшифровывать, конечно же. Вот, что пишет вики (другого более вменяемого определения я пока не нашла):

Кватроченто (итал. quattrocento, «четыреста», сокращенно от mille quattrocento — «тысяча четыреста») — общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом Раннего Возрождения. Это время творчества Пьерро делла Франческа, Боттичелли, Донателло, Брунеллески, Мазаччо, Беллини, Пинтуриккьо, Фра Анжелико, Пьетро Перуджино, Доменико Гирландайо и мн. др.

В изобразительном искусстве этот период знаменуется окончательным переходом от гармоничной условности и образного строя средневековья, в значительной степени подчинённых идеалам духовности и каноническим нормам раннехристианской культуры к системе взглядов, представлений и правил, послуживших основой для формирования концепции фигуративного искусства, т. н. реализма, и, в свою очередь, ставших питательной средой для такого направления, как академизм.

Кватроченто характеризуется расцветом архитектуры, живописи и скульптуры. В этот период в Италии работала целая плеяда выдающихся мастеров, и среди них — архитектор Брунеллески, скульптор Донателло. В XV в. начали работать Рафаэль, Микеланджело, творил Леонардо да Винчи.

  1. А вот две другие работы Боттичелли на религиозную тематику, которые просто завораживают меня своей красотой и пластикой.
  2. Мистическое Рождество, Сандро Боттичелли, 1501Мистическое Рождество, Сандро Боттичелли, 1501
  3. А какие у вас любимые картины Боттичелли?
  4. Поздравляю всех, кто празднует сегодня Рождество с праздником!

Источник: https://www.BabyBlog.ru/user/winged-friend/94579

Ренессанс

(Новый Завет) Мистическое Рождество, Сандро Боттичелли, 1501

Беккафули. Рождество

Немногословное описание Рождества и Поклонения пастухов обросло в течение веков многочисленными подробностями. Наиболее популярный вариант этой истории рассказан в Золотой Легенде; когда Марии пришло время рожать, Иосифу явился ангел и сообщил, что семья должна перебраться в Вифлеем.

Иосиф погрузил вещи на осла, взял с собой быка, чтобы заплатить пошлину, и отправился из Назарета в Вифлеем. В Вифлееме не оказалось ни одного свободного дома, и Марии с Иосифом пришлось заночевать около города, в заброшенном хлеву, где Мария и родила.

По другой версии, особенно популярной в византийской иконографии, рождение произошло в пещере.

Рождество сопровождалось всевозможными знамениями: появлением трех солнц, разрушением храма Мира, явлением божественного Младенца в небесах, которого показала Тибуртинская сивилла императору Августу, появлением фонтана масла посреди реки Тибр.

Эти символические подробности Рождества превратились в отдельные сюжеты. Золотая Легенда рассказывает, что роды у Марии принимали две повитухи. Впервые они появляются в византийской традиции, где их зовут Саломея и Майя.

Саломея-повитуха ничего общего не имеет с дочерью Иродиады, ставшей причиной гибели Иоанна Крестителя. Майя, вторая повитуха, сразу уверовала в чудесное рождение Иисуса, а Саломея сказала, что она поверит в девственность Марии, если сама это освидетельствует.

У повитухи тут же отсохла рука, и только когда она дотронулась до новорожденного Иисуса, ей было даровано чудесное излечение, после чего Саломея и уверовала в Непорочное Зачатие.

В православной иконописи около Марии часто возникают две женские фигуры, хлопочущие вокруг Младенца. Без знания легенды об «Иссохшей руке повитухи» их появление в пустынной местности возле пещеры, где произошло Рождество, непонятно.

Мистическое Рождество, Сандро Боттичелли, 1501

Кампен. Рождество

В западноевропейской иконографии повитухи носят имена Зеломии и Саломии. Они гораздо реже встречаются в западных изображениях Рождества.

«Рождество» нидерландского художника Робера Кампена — один из редких примеров включения в сцену фигур верующей и неверующей повитух.

Женщины одеты в фантастические платья, и театральная причудливость нарядов напоминает мистерии — первые представления в христианской Европе.

Рождество произошло в полночь, и на картине Кампена странное впечатление производит сияющее солнце. Кроме многочисленных рассказов о Рождестве, вроде того, что был включен в Золотую Легенду, об этом событии повествовали многие святые, которым были видения.

Одним из самых популярных был рассказ святой Бригитты, описавшей, как она лицезрела Деву в снежно-белом платье, прекрасную и чистую; как в мгновение ока появился прелестный Младенец, от которого исходило сияние; как Дева, не чувствуя ни малейшей усталости, стала ухаживать за Младенцем и никто не мог бы догадаться, что Она только что перенесла роды. На тексте Откровения святой Бригитты и основывается Робер Кампен. В тексте Откровения св. Бригитта славит Марию: «Тебя, Мария, зовут утренней зарею, ибо ты — родительница истинного солнца, Христа». Сияние солнца в «Рождестве» Кампена — это не реальность, а символ Иисуса, воссиявшей новой Веры.

Читайте также:  «аполлон, преследующий дафну», тьеполо — описание картины

Мистическое Рождество, Сандро Боттичелли, 1501

Боттичелли. Мифическое Рождество

Идее рождения Новой Эры — Новой Веры — Новой Церкви посвящено «Мистическое Рождество» Сандро Боттичелли. У тех, кто знает Боттичелли как автора «Рождения Венеры» и «Примаверы», эта картина, проникнутая экстатическим религиозным чувством, вызовет удивление.

Что обозначают эти неуклюжие пастухи, обнимающие ангелов, дьяволы в расщелинах скал, коленопреклоненные фигуры в венках из оливковых ветвей, хоровод двенадцати херувимов в золотых небесах с оливковыми ветвями, к которым привязаны короны?

В центре картины — Дева Мария. Ее фигура превосходит размерами все остальные так, как на египетских ассирийских рельефах фараоны и цари возвышаются над остальными смертными. Боттичелли нарушает перспективу специально для того, чтобы сосредоточить наше внимание на Деве Марии — она даже главнее Младенца Христа.

Надпись на греческом языке вверху картины дает ключ к разгадке «Мистического Рождества»: «Эту картину я, Алессандро, написал в конце года 1500, во время бедствий Италии… во время исполнения одиннадцатой главы Откровения Иоанна, во время второго горя Апокалипсиса».

«Мистическое Рождество» написано вскоре после сожжения Савонаролы. В 11-й главе Откровения говорится о двух пророках, свидетелях Божиих: «И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их.

И трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят».

Смерть пророков означала начало «второго горя» — великого землетрясения. Боттичелли воспринимает гибель Савонаролы как знамение Апокалипсиса, но в это время «второго горя» он создает видение будущего блаженства.

Рождество связывается с 12-й главой Апокалипсиса, в которой изображена битва «жены, облеченной в солнца», и дракона, битва Девы Марии, символизирующей Церковь, и дьявола. Оливковые ветви — знак мира, наступившего после победы, когда дьявола победили кровью Агнца.

Двенадцать корон — это венец из двенадцати звезд на главе Жены из Апокалипсиса, и они же — символ двенадцати апостолов.

Боттичелли провозглашает рождение Новой Церкви, очищенной кровью Савонаролы, и радость обитате-лей небес на его картине вторит словам Апокалипсиса: «Итак, веселитесь, небеса и обитающие на них».

Правда, серафическая радость не предвещает ничего хорошего Флоренции, так как: «Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени!» «Мистическое Рождество» создано как раз в то время, когда свирепствовал дьявол.

Боттичелли в своей картине использует греческий текст. Он также близок к византийской иконографии — Рождество происходит в пещере, а не в сооружении, представляющем собой комбинацию руин античного храма и хлева, как у многих других итальянских художников.

Развалины символизируют крушение язы-чества, но в то же время античная культура вторгается в изображение Рождества На гравюре Джорджо Гизи пастухи похожи на полуобнаженных гладиаторов и сцена напоминает изображение на римских саркофагах.

Так, несмотря на то что все события были предписаны священными текстами, в каждом Рождестве проявляется собственное «я» художника.

Мистическое Рождество, Сандро Боттичелли, 1501

Джорджо Гизи. Поклонение пастухов

(Аркадий Ипполитов)

Источник: https://renesans.ru/anthology/04.shtml

Сандро Боттичелли (1445-1510)

Главная — Художники — Сандро Боттичелли Мистическое Рождество, Сандро Боттичелли, 1501

деталь 1 деталь 2 деталь 3 деталь 4

Мистическое Рождество

1500г, темпера на холсте, 108.5 x 75cм, Национальная галерея, Лондон, Англия

Эта картина считается самой важной из последних работ Боттичелли.

На первый взгляд кажется что это простой эпизод «Поклонение пастухов».

Две тайны окружают эту живопись. Во-первых — единственная работа, подписанная и датированная автором. С другой стороны — это самое странное Рождество, которое можно вообразить.

Середина картины занята пещерой с входом в виде арки. У входа, под крышей из соломы, Мария с Младенцем и Иосиф. Есть колыбель и рядом осёл и вол, но нет пастухов и волхвов, которые обычно присутствуют. Ангелы — всюду, на крыше, в небе, на земле и какие-то неизвестные люди.

Исследователи установили, что картина была начата через несколько дней после известной обличительной проповеди Савонаролы в 1499г и является её иллюстрацией. Савонарола призвал флорентийцев раскаяться в грехах и позволить ангелам спасти их.

Круг из двенадцати ангелов соответствует двенадцати часам дня и в двенадцати месяцам года, ангелы, представляющие веру, надежду и милосердие в белых, красных и зеленых одеждах — это было названо Савонаролой. Ангелы, те же, в зеленом, красном и белом, которые прибыли, чтобы спасти людей, и изгнанный демон (слева, внизу) — снова от Савонаролы.

Мария пристально смотрит на ребёнка. Её фигура не только главная на картине, но голова её находится точно в центре. Выше — голубое небо, где в золотой сфере танцуют ангелы с коронами и оливковыми ветками (символ мира) в руках. Они славят Марию и ребёнка. Ниже ангелы, радуясь, обнимаются со смертными. У людей в руках тоже оливковые ветки.

Ключ к пониманию этой картины может быть найден в греческой надписи у верхнего её края:

«Эту картину я, Алессандро, написал в конце 1500, в момент неприятностей в Италии, после завершения одиннадцатой из Иоанна, во втором горе, когда дьявол был выпущен на три с половиной года. Впоследствии он должен быть прикован, согласно двенадцатой и мы видим это на картине»

(вольный перевод с английского)

Картина выражает идею о наступлении мирного времени, которое следует за горем, описанным в «Откровении Иоанна » гл.11(Библия, Новый Завет). Боттичели видел себя в период второго горя (гл.

11), когда Храм оставлен Язычнику на 42 месяца (3.5лет) и символизирует Марию, как Церковь, которая тоже занимает центральное место.

С рождением Избавителя, наступит мир, как выражают оливковые ветки, а дьявол (внизу слева) — повержен.

Библейские темы

Источник: https://nearyou.ru/bottichelli/2mystic.html

Ссылка на основную публикацию