Михаил васильевич нестеров, картины и биография

Михаил Васильевич Нестеров, картины и биография

Михаил Васильевич Нестеров родился 19 мая 1862 года в Уфе. Художественные способности проявились у мальчика еще в раннем детстве.

Родители не пошли против желаний сына и отправили его на учебу в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учебу здесь Нестеров начинает в 1877 году. Главным педагогом для начинающего художника стал В.Г. Перов.

В это время появляются картины «Знаток», «Домашний арест», «Жертва приятелей», «В снежки».

Связь с учителем у Нестерова была очень крепкой. Не случайно именно после того, как Перов перестает руководить классом, Нестеров решает переводиться в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Однако рутина академического образования не приходится по вкусу художнику. Он большую часть времени проводит в Эрмитаже, пополняя свои знания. Там же Нестеров знакомится с Крамским.

В 1883 году художник возвращается в московское училище. В это время он начинает активно искать свою нишу в русском искусстве. Жанровые картины сменяются многочисленными портретными работами. Появляются портрет С. Коровина, С. Иванова, М. Мартыновой, М.

Заньковецкой. Нестеров начинает заниматься станковым рисунком и иллюстрацией. Особое место в творчестве художника занимают картины, посвященные историческим событиям. Однако все эти ранние работы отличаются неспособностью верно и правдиво изобразить события.

И только с конца восьмидесятых годов Нестеров начинает проявлять себя как зрелый и самобытный мастер искусства живописи. Он становится членом Товарищества Передвижных Художественных Выставок. Именно на таких выставках были показаны его работы «Видение отроку Варфоломею» и «Пустынник». Первая работа посвящена известному религиозному сюжету. Она была сразу же приобретена П.М. Третьяковым.

Звание академика Нестерову принесла картина «Великий постриг», написанная в 1897 году. Художник ратовал за возрождение религиозной живописи, полагая, что единственный верный путь для русского народа – путь религиозный.

Он создает картины «На Руси (Душа народа)», «Святая Русь», работает над фресками для соборов Москвы, Санкт-Петербурга, Киева. Неизменной темой творчества художника оставалась и тема природы. Пейзажные работы мастера отличаются особой задушевностью и поэтичностью.

Но и эта тема постоянно перекликалась с религиозной.

В девяностые годы Нестеров вновь обращается к портретному жанру. Он работает над портретами В.И. Мухиной, И.Д. Шадра, П.Д. и А.Д. Кориных, И.П. Павлова.

Нестеров умер 18 октября 1942 года в Москве.

Лучшие картины Нестерова М.В.

Михаил Васильевич Нестеров, картины и биография Михаил Васильевич Нестеров, картины и биография Михаил Васильевич Нестеров, картины и биография Михаил Васильевич Нестеров, картины и биография
Михаил Васильевич Нестеров, картины и биография Михаил Васильевич Нестеров, картины и биография Михаил Васильевич Нестеров, картины и биография Михаил Васильевич Нестеров, картины и биография
Михаил Васильевич Нестеров, картины и биография

Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/nesterov-m-v/

Михаил Нестеров (1862-1942): биография, творчество. Художник Михаил Васильевич Нестеров :

Русская живопись славится многими талантливыми именами. Герой же нашего сегодняшнего рассказа — Михаил Нестеров.

Михаил Васильевич Нестеров, картины и биография

Детские годы художника

Место его рождения – город Уфа. Дата рождения – 31 мая 1862 года. Его семья, которую отличал религиозно-патриархальный уклад, была купеческой. Мать Нестерова, Марию Михайловну, уроженку Ельца, отличала богатая натура и властный характер.

Василий Иванович Нестеров, его отец, был человеком прямым с независимым характером. Горожане его почитали. Несмотря на то что он торговал мануфактурными и галантерейными товарами, занятие это особо отца не увлекало. Василия Ивановича интересовали история и литература, чтение книг и еще художественный талант сына.

За что Михаил Васильевич Нестеровбыл очень благодарен своему отцу.

Учеба в Москве

До двенадцатилетнего возраста мальчик жил в своем родном городе, получал гимназическое образование. В 1874 году Михаил Нестеров переезжает в Москву для поступления в техническое училище. Таково было распоряжение отца.

Но обстоятельства сложились иначе, и живописец оказался в реальном училище К. П. Воскресенского. В 1877 году именно Воскресенский советует ему поступить в другое учебное заведение, а именно Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь его руководителем становится В. Г. Перов.

Этот человек очень сильно повлиял на раннее творчество Нестерова.

Начиная с 1879 года Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942) участвует в ученических выставках, которые организуются в учебном заведении. Ранний период его творчества длился с 1879 по 1884 год. В это время преобладающей тематикой картин живописца был быт. «Домашний арест», «В снежки» — все это работы данного периода.

Нестеров Михаил Васильевич: картины

Вхождение молодого художника из Уфы в художественный мир России было смелым и стремительным. Его произведение «Видение отроку Варфоломею» вызвало сенсацию на 18-й Передвижной выставке (г. Москва).

Признание, слава – все то, о чем он мечтал, стало реальностью. Отец в шутку говорил, что поверит успеху сына тогда, когда Павел Михайлович Третьяков, знаменитый московский коллекционер, купит его картины.

Такой день наступил: Третьяков приобрел две работы художника.

Михаил Васильевич Нестеров, картины и биография

Религиозная живопись – так можно охарактеризовать то направление, к которому принадлежат произведения Нестерова.

До конца своей жизни он был уверен в том, что работа «Видение отроку Варфоломею» является самым лучшим его произведением. В преклонном возрасте Михаил Нестеров любил говорить, что жить будет не он сам, а его картина.

И если через десятки лет после его смерти она сможет что-то донести зрителям, значит, живы оба: и художник, и его работа.

«Видение отроку Варфоломею»

Произведение «Видение отроку Варфоломею» стало первым из цикла полотен, посвящённых Сергию Радонежскому. Его образ волновал Нестерова всю жизнь.

За более чем пятидесятилетнюю творческую карьеру художником созданы пятнадцать значительных работ, которые были посвящены любимому герою.

Последняя картина «Прощание преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (эскизы, 1898-1899) так и не была закончена, остались лишь эскизы.

На те деньги, которые Нестеров получил за работу «Пустынник», он отправился в первую поездку по европейским странам. Он побывал в Австрии, Франции, Германии, Италии. Юный художник был впечатлен их природой и искусством. Во время этой поездки Нестеров Михаил Васильевич, биография которогобогата многими событиями, создал произведение «Остров Капри».

Михаил Васильевич Нестеров, картины и биография

Кстати, «Пустынник» — это была первая значительная картина, свидетельствующая о самобытности таланта художника. «Настроение» — такое слово в неизменном виде встречалось практически во всех полученных отзывах. На полотне Нестеров изобразил старца-монаха, ушедшего от мирских дел и суеты и нашедшего счастье и покой в уединении.

С 1884 года Михаил Васильевич Нестеров приступил к созданию картин на историческую тематику. Это были работы «Прием послов» (написана в 1884 году), «Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» (написана в 1885 году). В этот же период живописец работает над выполнением иллюстраций для периодических изданий.

1885 год. Нестеровым было получено звание свободного художника. Произошло это благодаря картине «Призвание М. Ф. Романова на царство». В том же году, летом, Нестеров обвенчался. Его избранницей стала М. И. Мартыновская.

Родители были против выбора сына. В 1886 году Михаил Васильевич получил звание классного художника и Большую серебряную медаль. «До государя челобитчики» — так называлась картина, за которую его удостоили перечисленных наград.

Серьезный период в творчестве художника

Художник становится отцом. Дочь, появившуюся на свет в 1886 году, назвали Ольгой. Но, к сожалению, умерла его супруга. Многие последующие работы Нестерова знакомят нас с образом любимой жены. В таких произведениях, как «Царевна», «Христова невеста», он запечатлел черты лица умершей супруги.

Михаил Васильевич Нестеров, картины и биография

Данная работа послужила началом появления целой череды картин с женскими образами, которые отличала чуткая, одинокая душа, полная внутренней, скрытой, прелести и страдания. Нестерову удалось создать новый поэтический образ. Здесь же им в первый раз была изображена неброская красота среднерусской природы. «Нестеровский» — такое название позднее дали данному уникальному типу пейзажа.

«За приворотным зельем» — это следующая работа, в которой раскрыты душевная красота и глубокое безысходное горе русской женщины. В ее основу художник положил тему неразделенной любви. Мы видим на полотне молодую девушку, пришедшую к колдуну-мельнику с надеждой, что ему удастся присушить человека, которого она любит и который разлюбил или вовсе не любил ее.

Михаил Васильевич Нестеров, картины и биография

Роспись храмов и церквей

1890 год. С «Отроком» познакомился профессор Прахов (он заведовал росписью Владимирского собора, Киев). Его поразил художественный талант автора. Прахов сделал Нестерову предложение поработать в соборе.

Художник, поколебавшись, согласился. Он отдал двадцать два года жизни церковной росписи. Чтобы изучить приемы монументальной живописи, Михаил Нестеров путешествовал по Риму, Палермо, Константинополю и Равенне.

Работая в Киеве, Нестеров близко общался с семейством Праховых и В. Васнецовым. В то время участвовать настоящему художнику в таких работах считалось зазорным. Тем не менее именно благодаря росписи церквей и храмов Нестеров стал широко известен.

Второй брак

1902 год. Нестеров решил познакомить публику с еще не законченной работой «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Аз успокою вы». Среди пришедших на показ зрителей была Екатерина Петровна Васильева. Прошло несколько месяцев, и они с Михаилом Нестеровым поженились.

На момент Октябрьской революции художнику исполнилось пятьдесят пять лет. Это историческое событие оказалось для Нестерова своего рода чертой. После того как началась Гражданская война, семье Нестеровых пришлось перебраться на Кавказ.

Переехавший в 1918 году в Армавир художник Нестеров Михаил Васильевич заболел. Из-за болезни он долгое время не мог работать. Лишь в 1920 году вновь вернулся в столицу. После революции Михаилом Нестеровым было написано много портретов. Основную часть из них составляли женские портреты.

Нестеров создавал и собственные графические и живописные автопортреты.

Михаил Васильевич Нестеров, картины и биография

Последние годы жизни живописца

В 1938 году Нестерова арестовали, и в течение двух недель он находился в Бутырской тюрьме. Его зятя, видного юриста В. Н. Шретера, обвинили в шпионаже и после расстреляли. Дочь Ольгу Михайловну отправили в ссылку. А в 1941 году художнику присвоили Сталинскую премию за портрет И. П. Павлова. Его последняя работа — «Осень в деревне» — была написана в 1942 году.

Михаил Васильевич Нестеров, картины и биография

18 октября 1942 года художник скончался в Боткинской больнице. Ему на тот момент шел 81-й год. И в самые последние дни своей жизни в руках Нестеров держал палитру и кисть. Он продолжал рисовать. Михаил Нестеров похоронен на Новодевичьем кладбище.

Источник: https://www.syl.ru/article/292871/mihail-nesterov—biografiya-tvorchestvo-hudojnik-mihail-vasilevich-nesterov

Биография художника Нестеров Михаил Васильевич

Живописец, график, художник-монументалист.

Происходил из купеческой семьи. Первоначальное художественное образование получил в уфимской гимназии (1872–1874) у В. П. Травкина, затем занимался в реальном училище К. П. Воскресенского в Москве (1874–1876) у А. П. Драбова. В 1876 поступил в МУЖВиЗ, учился у Е. С. Сорокина, В. Г. Перова, И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского.

В 1881 переехал в Петербург, где занимался в ИАХ у В. П. Верещагина, В. И. Якоби, П. П. Чистякова. Пользовался советами И. Н. Крамского. В 1883 из-за недовольства системой обучения в Академии возвратился в Москву, возобновил занятия в МУЖВиЗ.

В 1885 за эскиз композиции «Призвание Михаила Федоровича на царство» удостоен звания неклассного (свободного) художника, в 1886 за картину «До государя челобитчики» награжден большой серебряной медалью, получил звание классного художника, годом позже — премию Общества поощрения художеств.

В 1886–1887 посещал поленовские рисовальные вечера. С 1887 принимал участие в выставках Московского общества любителей художеств, с 1889 — ТПХВ.

Читайте также:  Жан батист камиль коро: картины и боиграфия

В середине 1880-х много занимался книжной и журнальной графикой, выполнил иллюстрации к романам П. И. Мельникова-Печерского «В лесах», Л. Н. Толстого «Анна Каренина», Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Сотрудничал в журналах «Радуга», «Нива», «Всемирная иллюстрация», «Север».

В конце 1880-х сблизился с членами Абрамцевского художественного кружка. В 1888 работал в Абрамцево над картинами «Пустынник» и «За приворотным зельем», в 1889–1890 написал «Видение отроку Варфоломею», в 1891 — «Отрочество Сергия».

Они принесли Нестерову известность, «Путник» и «Видение отроку Варфоломею» были куплены П. М. Третьяковым. В дальнейшем среди собирателей произведений Нестерова были такие известные коллекционеры русского искусства, как И. С. Остроухов и И. П.

 Харитоненко.

В 1890–1910 жил в Киеве, где занимался росписями Владимирского собора (1891–1895). В 1893 для изучения византийских мозаик совершил поездку по Турции, Греции, Италии. В 1894–1895 выполнил эскизы мозаик для храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Петербурге. В 1895 посетил Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострому.

В 1898 за картину «Великий постриг» удостоен звания академика. В том же году выставлял свои произведения в Мюнхенском Сецессионе. В 1899, 1901 участвовал в выставках «Мира искусства».

В 1900 за картины «Под благовест» и «Чудо» награжден серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже, в 1905 за картину «Святая Русь» — золотой медалью на Международной художественной выставке в Мюнхене. В 1903 стал одним из основателей Союза русских художников.

В 1904 завершил работу над росписями храма Александра Невского в Абастумане.

В 1900 познакомился с Максимом Горьким, в 1906 и 1907 гостил у Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, в 1907 сблизился с В. В. Розановым, в 1910-х посещал собрания Религиозно-философского общества В. С. Соловьева.

В 1909 стал одним из инициаторов открытия в Уфе Аксаковского народного дома с художественной галереей. В 1907 в Петербурге прошла первая персональная выставка художника.

В 1909–1914 работал над иконостасом и росписями церкви Покрова Богоматери Марфо-Мариинской обители в Москве.

В 1910 был избран членом Совета ИАХ, в 1915 — почетным попечителем музея в Уфе, основу которого составила коллекция произведений русских художников, подаренная Нестеровым городу.

После Октябрьской революции 1917 вместе с братьями В. М. и А. М. Васнецовыми занимался устройством в Абрамцево музея. Не стал участвовать в реализации плана монументальной пропаганды, уехал из Москвы в Армавир, где прожил до 1920. Его московская мастерская была разорена.

В 1922 произведения Нестерова экспонировались на Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димена в Берлине, в 1924–1925 — на выставке русского искусства в Нью-Йорке. В 1920-х — 1930-х исполнил целую серию парадных портретов деятелей русской (советской) культуры: В. М.

 Васнецова (1925), И. Н. Алябьева (1925), П. Д. и А. Д. Кориных (1930), И. Д. Шадра (1934), И. П. Павлова (1935), Е. С. Кругликовой (1938), В. И. Мухиной (1940), А. В. Щусева (1941) и другие.

Одновременно создавал пейзажи и композиции на религиозные сюжеты, в духе более ранних произведений.

В 1935 в ГМИИ в Москве прошла персональная выставка Нестерова. Ретроспективные выставки произведений художника были устроены в Москве (1943, 1947, 1952, 1962, 1990), Уфе (1962, 1983, 1992), Ленинграде (1962), Киеве (1963).

Нестеров — один из наиболее значительных мастеров русского искусства последней трети XIX — первой половины ХХ века. В раннем творчестве писал жанровые картины в духе передвижничества. С 1890-х развивал в своих произведениях религиозно-философские темы, создавая композиции на сюжеты христианской истории.

Выработал собственный стиль, отличительными особенностями которого являются повествовательность, декоративность, плоскостность, простота и выразительность мотива, созерцательность, сдержанная приглушенная колористическая гамма, в которой преобладают зеленовато-коричневые тона.

Был одним из лучших портретистов своего времени, умевшим мастерски раскрыть психологию изображенного лица.

Произведения Нестерова находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Киевском музее русского искусства, Музее-заповеднике «Абрамцево», Самарском областном художественном музее, Астраханской государственной картинной галерее и других.

Михаил Васильевич Нестеров, картины и биография Михаил Васильевич Нестеров, картины и биография Михаил Васильевич Нестеров, картины и биография Михаил Васильевич Нестеров, картины и биография Михаил Васильевич Нестеров, картины и биография Михаил Васильевич Нестеров, картины и биография Михаил Васильевич Нестеров, картины и биография

Источник: https://artinvestment.ru/auctions/914/biography.html

Художник Михаил Нестеров об учебном процессе

Главное действующее лицо нашего сайта — педагог, и нам интересно все, что касается учителей, учеников, школы… Представляем взгляд большого художника на некоторые стороны учебного процесса конца 19 начала 20 века.

Михаил Васильевич Нестеров (1862 — 1942) — выдающийся русский художник. Нестеров в своих воспоминаниях  пишет:  «Я никогда, никого не учил».

 Тем не менее он прекрасно понимал чему и как нужно учить…

В конце покажем то, что сблизило  Нестерова и отца Натальи Алексеевны художника Алексея Васильева, а также предлагаем ознакомиться с краткой биографией М.Н. Михаил Васильевич Нестеров, картины и биографияМ. Нестеров Автопортрет (1928)

Я никогда и никого не учил

«Я никогда и никого не учил. Моя художественная деятельность была направлена к практике нашего дела — писанию картин и пр. У меня не было ни педагогического, ни методического опыта, и я могу лишь поделиться своими школьными воспоминаниями и наблюдениями за пятьдесят лет моей художественной деятельности.

Вспоминая о Московском Училище живописи в Петербургской Академии художеств начала 80-х годов, я прихожу к мысли, что методы обучения времен Карла Брюллова, Александра Иванова, потом Репина, Сурикова, Серова не были так плохи, как позднее, при новом академическом уставе, принято было о них судить.

Методы эти были более целесообразны в деле обучения нашей грамоте, достигали лучших результатов, так как учителями нашими были всегда люди грамотные, хотя и не одинаково одаренные. Но надо сказать, что в преподавании, особенно рисунка, «формы», художественная одаренность учителя не всегда помогает делу.

Дарование учителя — особое педагогическое дарование. Им в огромной степени владел П. П. Чистяков. Он имел свой метод — совершенно особый, «чистяковский». Его благодарными учениками были такие художники, как Семирадский, Репин, Виктор Васнецов, Суриков, Поленов, Серов, Врубель, Савинский и многие другие.

Были хорошими преподавателями Куинджи, Серов.

Я учился в Училище у Прянишникова, Евграфа Сорокина (одного из самых блестящих рисовальщиков своего времени, но учителя равнодушного) и у Перова. В Академии, вернее, вне ее, я внимательно слушал советы умного Крамского.

Одновременно мы все учились у природы, у великих мастеров античного мира, Ренессанса, также на произведениях более позднего времени. Я лично склонен до сих пор более учиться, чем учить других,- и не мне предлагать методы обучения. Для этого, полагаю, имеются у нас люди более подготовленные, призванные, опытные.

Вот к ним-то и придется обратиться за содействием, они, вероятно, знают «секрет», как надо учить.

Я же могу лишь пожелать, чтобы учителя были более опытны в наблюдении природы и всего живущего в ней, чем учащиеся, чтобы они учили смотреть на природу трезво, чтобы не заводили в дебри мудреных теорий, рискованных и дорогостоящих нашей молодежи «опытов».

Начало и конец учения — это познание природы, настойчивое, терпеливое изучение того, что изображают. Это равно необходимо как для больших дарований, так и Для малых. Пример тому — две выставки наших больших мастеров — Серова и Репина.

Стоит внимательно просмотреть их работы учебной поры: оба они (и не они одни), не мудрствуя лукаво, терпеливо рассматривали, внимательно наблюдали предметы своего изучения и лишь потом, когда дисциплинировали свой глаз, свою волю к познанию, когда выходили на самостоятельный творческий путь,- лишь тогда со всей яркостью обнаруживали индивидуальные свои свойства.

Тогда (овладев грамотой) художники и становились Серовыми, Репинами, Левитанами и пр. Словом, учиться надо начинать с азов… Тогда и явится в исполнении не мнимый, а подлинный реализм…»

Книга, которая объединяет имена…

Следующая книга объединяет три имени: Нестерова, как главного героя монографии, искусствоведа Алексея Ивановича Михайлова — автора фундаментального труда о творчестве  Михаила Васильевича и художника Алексея Александровича Васильева — ученика и друга Михайлова по аспирантуре в Третьяковской галерее, которому автор преподнес свою книгу. Михаил Васильевич Нестеров, картины и биография Михаил Васильевич Нестеров, картины и биография Михаил Васильевич Нестеров, картины и биографияАлексею Александровичу Васильеву в знак искреннего уважения и дружеских чувств. Алексей Михайлов 1959 год

Биография Нестерова

Михаил Нестеров родился в Уфе в 1862 года в религиозной купеческой семье. Его мать происходила из старинного рода. Отец занимался торговлей. В 1877 Нестеров поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в мастерскую В.Г. Перова.

В 1881 году переехал в Петербург, где поступил в Академию художеств на курс П. П. Чистякова, но на следующий год вернулся обратно в Москву. Учился у Саврасова. В 1985 за картину «Призвание М. Ф. Романова на царство» получил звание свободного художника.

В 1886 году за картину «До государя челобитчики» был удостоен звания классного художника и Большой серебряной медали. В 1889 году двадцатисемилетний Нестеров предлагает свою картину «Пустынник» на передвижную выставку.

Еще до открытия на полотно обращает внимание Павел Третьяков и приобретает его для своей галереи. На полученные от Третьякова деньги Нестеров отправился в Европу. Он посетил Вену, Венецию, Флоренцию, Рим, Париж, Дрезден… В 1890 году написал «Видение отроку Варфоломею».

Работа была представлена на очередной передвижной выставке и снова вызвала ажиотаж. Как и «Пустынника», ее приобрел для своей коллекции Павел Третьяков. До конца жизни Нестеров считал «Варфоломея» лучшей своей картиной.

Михаил Васильевич Нестеров, картины и биографияМ.  Нестеров  Видение отроку Варфоломею (1889,1890)

Источник: https://www.na-vasilieva.ru/xudozhnike-mixail-nesterov-ob-uchebnom-processe/

Михаил Нестеров


«Хорош божий мир! Хороша моя родина! И как мне было не полюбить ее так, и жалко, что не удалось ей отдать больше внимания, сил, изобразить все красоты ее, тем самым помочь полюбить и другим мою родину…
Люблю я русский пейзаж, на его фоне как-то лучше, яснее чувствуешь и смысл русской жизни и русскую душу»


О творчестве Михаила Васильевича Нестерова.

«Поиск тончайших движений души народной — вот что, прежде всего, привлекает в Нестерове. Над ним не властны ни всевозможные моды, ни разнообразные течения, он весь в вечности. И еще один немаловажный момент. Необъяснимая молодость воплощена Нестеровым. Я смотрю на его полотна и за полутонами найденных красок вижу крепкие крылья, сокровенную силу вечно молодой России. Нестеров покоряет меня своими точными, какими-то просто одухотворенными портретами. Его синий фон, сливаясь с голубоватым колоритом, на многих портретах… дышат теплотой и вечной радостью жизни…» (Ахмат Лутфуллин).
«Художникам, как Нестеров, невольно прощаешь несовершенства рисунка и кисти, потому что любишь поэзию их творчества. Это тоже — поэзия чего-то большого и смутного, выходящего за грани личности. Не поэзия индивидуального вдохновения, но поэзия, говорящая о далях и озаренностях народа. Такие художники обыкновенно лучше чувствуют, чем выражают. Надо вглядеться пристально в их картины, надо забыть о многом внешнем, мешающем, случайном, отдаться наваждению — и тогда, тогда вдруг по-иному засветятся краски, и оживут тени, и улыбнется кто-то, таинственный, «на другом берегу». От творчества Нестерова веет этой улыбкой… В ней — далекое и вместе с тем близкое, народное, загадочное, реальное: и христианская, отшельническая умиленность «Божьим садом», и другая, не христианская, а уходящая в глубь древнего язычества религиозность постижения мира и тайны… Разве не так чувствует природу древняя, далекая и близкая душа народа. Христианское, церковное, историческое сплелось в ней с первобытным, пантеистическим в одно искание, в одно радостное и страдальческое чаяние…» (Сергей Маковский).

Михаил Васильевич Нестеров, картины и биография

Михаил Васильевич Нестеров, картины и биография

Михаил Васильевич Нестеров, картины и биография


Алфавитный и хронологический указатели произведений.

Биография

Михаил Нестеров родился в Уфе 19 (31) мая 1862 в купеческой семье. Получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-1881 и 1884-1886), где его наставниками были В.Г.Перов, А.К.Саврасов, И.М.

Прянишников, а также в Академии художеств (1881-1884), где учился у П.П.Чистякова. Жил преимущественно в Москве, а в 1890-1910 — в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева лавра и их окрестности).

Был членом Товарищества передвижников.

Если ранние его исторические картины еще по-передвижнически сюжетно-бытописательны,
то к концу XIX столетия художник переходит к религиозной тематике: его привлекает аскетическая строгость монашества, красота православных обрядов, жизнь в согласии с природой. Картины этого цикла (Пустынник, 1888; Видение отроку Варфоломею, 1889-90; Под Благовест, 1895, и др.) окрашены созерцательным любованием.

С этих лет художник активно работает и в сфере религиозного монументально-декоративного творчества: росписи Владимирского собора в Киеве (1890-1895), где Нестеров выступил прямым продолжателем Васнецова; мозаики и иконы церкви Спаса на крови в Петербурге (1894-1897), росписи храма Александра Невского в Абастумани (1902-1904), Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве (1908-1911). Здесь закрепляется традиция «церковного модерна», наполняющего канонические церковные сюжеты глубоким лиризмом. И даже портреты его часто связаны с тем же православноцерковным кругом (Философы, «Архиепископ», оба 1917).

В больших, «соборных» картинах Нестеров стремится выразить чаемые рубежи великого духовного обновления (Великий постриг, 1897; Святая Русь, 1901-1906).

Самое большое полотно мастера, На Руси («Душа народа», 1916), включает в толпу «очарованных странников» фигуры Достоевского, Льва Толстого и Владимира Соловьева.

Неизменно весьма важную, порой самоценную роль играет лирический пейзаж (написанное по соловецким впечатлениям Молчание, 1903).

С москвичами из Союза русских художников Нестерова роднят лиризм, интерес к пейзажу (активная пейзажная среда присутствует почти во всех его работах), поэтичность мироощущения.

Портреты художника по-своему монументально-лиричны; наиболее выразительны созданные им образы родных и духовно-близких людей (Амазонка, 1906; «Философы», 1917).

Портрет дочери («Амазонка») — одна из самых поэтических его работ, воплощающая характерную для начала XX века грусть по нравственному идеалу и полноте бытия.

В традиционном облике русской девушки из среды интеллигенции — прямой наследницы курсисток 1870-х годов — присутствует ретроспективный оттенок, однако мечта о человеческой цельности выражена здесь реалистически конкретно. Эта портретная конкретность сделается опорой творчества Нестерова в поздний его период.

После революции Нестеров уединяется в творчестве. После долговременного молчания, связанного со сменой эпох, вкусов и критериев, в 1930-х гг. он целиком сосредоточится на образе человека.

Религиозные сюжеты (где мастер варьирует прежние мотивы) по-прежнему присутствуют в творчестве, но а эти годы художнику лучше всего удается выразить себя в портретах. Он пишет людей искусства и науки как своего рода подвижников творческой аскезы.

В самом выборе моделей виден интерес художника к творческой личности, запечатленной в порыве созидательного вдохновения. Предпочитаемая им динамическая композиция позволяет показать героев в действии: скульптор В. И. Мухина поглощена лепкой (1940), хирург С. С. Юдин делает операцию (1933) или читает лекцию студентам (1935), художники братья П. Д. и А. Д.

Корины работают в своей мастерской (1930). Персонажи Нестерова — активные натуры, утверждающие в своей деятельности себя и свое время. Активны и решения портретов: художник акцентирует главное в обстановке, заботится о выразительности поз и жестов: энергия сцепленных рук академика И. П.

Павлова (1935) сразу вводит зрителя в интеллектуальную атмосферу модели, а руки хирурга С. С. Юдина в портрете 1935 г. характеризуют его едва ли не глубже, чем неординарное лицо.

В последние десятилетия жизни Нестеров увлеченно работал над воспоминаниями, которые вышли отдельной книгой (под названием «Давние дни») в год его кончины.

«Природа души моей была отзывчива на все явления человеческой жизни, но лишь искусство было и есть моим единственным призванием. Вне его я себя не мыслю. Творчество много раз спасало меня от ошибок…

Я избегал изображать сильные страсти, предпочитая им скромный пейзаж, человека, живущего внутренней духовной жизнью в объятиях нашей матушки-природы. И в портретах моих, написанных в последние годы, меня влекли к себе те люди, благородная жизнь которых была отражением мыслей, чувств, деяний их…

» — эти слова Михаила Нестерова как нельзя лучше отражают суть его долгого творческого пути, длившегося более шестидесяти лет.

Умер Нестеров в Москве 18 октября 1942.

Источник: http://www.tanais.info/art/nesterovbg.html

Нестеров, Михаил Васильевич — Краткая биография художников — Изобразительное искусство

Биография Михаила Нестерова

Михаил Нестеров родился в Уфе 19 (31) мая 1862 года в религиозной купеческой семье. Его мать, Мария Михайловна, происходила из старинного рода Ростовцевых, а отец, Василий Иванович, занимался торговлей мануфактурными и галантерейными товарами. В городе он пользовался большим уважением, слыл человеком резким, независимым, но предельно честным.

В семье любили и ценили искусство. Поэтому, когда родители заметили художественный талант маленького Михаила, то приняли в сыне самое живое участие. Несмотря на то, что в провинциальном городе художников традиционно держали за людей с неудавшейся судьбой, это не помешало отцу отправить Михаила Нестерова учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Во второй половине XIX века среди преподавателей школы были знаменитые передвижники Павел Сорокин, Илларион Прянишников и Василий Перов, ставший любимым учителем живописца.

Но, пребывающий в поисках своего художественного языка и оттого постоянно недовольный собой, Михаил Нестеров перебирается в Санкт-Петербург, где поступает в Академию Художеств.

Академия Художеств надежд юноши не оправдала, и уже через год он вернулся в Москву, чтобы продолжить обучение у Василия Перова. Но своего учителя Нестеров застал уже при смерти. Так его преподавателем стал Алексей Саврасов.

Уже в школьные годы Михаил Нестеров начал выставлять работы на ученических выставках. Среди его полотен раннего периода (1879—1884) можно отметить картины на бытовую тематику: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе». Все они написаны в традициях русского передвижничества.

Лето 1883 года молодой художник провел в Уфе, где познакомился со своей будущей женой Марией Ивановной Мартыновской. Отец и мать Нестерова были против их брака. Живописец уехал в Петербург зарабатывать звание свободного художника и тяжело там заболел, а Мария Ивановна в весеннюю распутицу на лошадях из Уфы бросилась его выхаживать. Там они и обвенчались без благословения родителей.

Через год у молодой семьи родилась дочь Ольга. Этот день, по словам художника, и был самым счастливым днем его жизни. Но через сутки после родов молодая мать умерла. Образ Марии Мартыновской оставался с Нестеровым долгие годы. Ее черты можно узнать во множестве его работ разных лет – от иллюстраций к Пушкину до росписей храмов.

Заканчивая Московскую школу ваяния и зодчества у Владимира Маковского, Михаил Нестеров обратился к теме прошлого России. Среди работ того времени «Приём послов», «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве», «Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным».

В 1885 году за картину «Призвание М. Ф. Романова на царство» Нестеров получил звание свободного художника. К концу 1880-х годов он развивает тему допетровской эпохи, работая над картинами «Встреча царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской», «Поход московского государя пешком на богомолье в XVII в.

», «Свадебный поезд на Москве в XVII в.».

В 1889 году двадцатисемилетний Нестеров предлагает свою картину «Пустынник» на XVII передвижную выставку. Еще до открытия на полотно обращает внимание Павел

Третьяков и приобретает его для своей галереи. Это одна из первых работ, заявившая особый почерк художника. Дальше тема ухода от мирской суеты, мира русских святых и, в первую очередь, Сергея Радонежского, станет одной из ключевых в его творчестве.

На полученные от Третьякова деньги Нестеров отправился в Европу. Он посетил Вену, Венецию, Падую, Флоренцию, Рим, Париж, Дрезден.

Вернувшись на родину, художник поселился в деревне Комякино неподалеку от Троице-Сергиевой Лавры. Там он начал работу над первым полотном в цикле картин, посвященных житию Сергия Радонежского: «Видение отроку Варфоломею».

Работа была представлена на XVIII передвижной выставке 1890 года и снова вызвала ажиотаж.

Как и «Пустынника», ее приобрел для своей коллекции Павел Третьяков. До конца жизни Нестеров считал «Варфоломея» лучшей своей картиной и повторял: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям – значит, он живой, значит, жив и я».

В 1880 году Михаила Нестерова пригласили принять участие в росписи Владимирского собора в Киеве вместе с Виктором Васнецовым. Художник принял приглашение и отправился в Европу изучать византийскую живопись.

Позже по настоянию цесаревича Георгия он познакомился и с древними фресками грузинских храмов. Интересно, что в интерьерах церквей Михаила Нестерова прослеживается стилистика вошедшего в моду модерна.

И именно эта живопись принесла ему настоящую известность, хотя сам художник относился к своей работе весьма и весьма сурово.

«Все более и более приходил я к убеждению, что стены храмов мне не подвластны», – писал позже Михаил Нестеров. «Свойственное мне, быть может, пантеистическое религиозное ощущение на стенах храмов, более того, в образах иконостасов для меня неосуществимо. Решение отказаться от церковной живописи медленно созревало…»

В 1901 году Михаил Нестеров отправился на Соловецкие острова, где познакомился с жизнью русского Севера и северных монастырей. Отчасти эта поездка была связана с работой над большой программной картиной «Святая Русь».

Под впечатлением путешествия были также написаны картины «Молчание», «Лисичка», «Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая», «Мечтатели», «Соловки». Но на этом перечень произведений с соловецкими мотивами не заканчивается – они ещё долго звучали на его картинах.

В 1902 году художник представил на обозрение публике «вчерне» законченное произведение. Именно в эти дни он познакомился со своей второй женой Екатериной Петровной Васильевой.

Интересно, что персонажи религиозных картин Михаила Нестерова иногда обладают портретным сходством с близкими художника и его известными современниками. Так в картине «На Руси» вместе с народом идут писатели Достоевский, Толстой, Владимир Соловьев. Нестеров особенно почитал Достоевского. За фигурой писателя он поместил его героя, «русского инока» Алешу Карамазова.

После революций 1917 года Михаил Нестеров не сразу оставил тему «Святой Руси». Только в начале 1920-х годов он вплотную обратился к портретной живописи. В 1923 году художник написал одно из лучших своих полотен «Девушка у пруда», где изобразил младшую дочь Наталью.

Позже он так писал об этой работе: «Вышел, говорят, не хуже, чем в молодые годы, свежо, нарядно. Она сидит у пруда в серый день в голубом платье типа «директория», в белой косынке на плечах и белой шляпе соответственного фасона.

В целом получилось нечто вроде Шарлотты Корде!»

Среди его портретов того времени – портрет академика Павлова, за который живописец получил Сталинскую премию. Интересно, что сам Михаил Нестеров заказы на портреты никогда не принимал. Последней работой художника стал пейзаж «Осень в деревне».

Михаил Нестеров оставил после себя интереснейшие воспоминания. Книга вышла в начале 1942 г. под названием «Давние дни» и имела большой успех. Скончался художник на 81-м году жизни в Москве 18 октября 1942 года и был погребен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Источник: https://xn—-7sbcgnakcfedyj2aihfx3aballv1t.xn--p1ai/art/2-kratkaya-biografiya-hudojnikov/2523-mikhail-nesterov

Художник Михаил Васильевич Нестеров

?

kolybanov (kolybanov) wrote, 2017-10-06 08:05:00 kolybanov kolybanov 2017-10-06 08:05:00 Category: Автор — алла_разумикина. Это цитата этого сообщенияХудожник Михаил Васильевич Нестеров

О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА

Михаил Васильевич Нестеров — знаменитый русский художник, прошедший сложный жизненный путь длиною в 80 лет, на которые пришлись три войны и две революции. Он неоднократно менял свое творческое амплуа: от пейзажей до росписей храмов, от икон и философских полотен до портретов. Но в его творчестве было то, что объединяло все эти ипостаси: особое отношение художника к Смерти и Чуду. Но не только творчество, а и вся его личная жизнь была полна чудес и трагедий, где Смерть и Чудо всегда шли рядом. Русский художник Михаил Нестеров. Автопортрет.

Чудо воскрешения.

Михаил Нестеров родился в 1862 году, и был по счету десятым ребенком в купеческой семье Василия и Марии Нестеровых. С необыкновенного чуда началась жизнь будущего художника. В младенчестве мальчик был очень слабеньким и хилым, а однажды тяжело заболев, чуть не умер. Вернее сказать: воскрес из мертвых.

Купец обращался к лучшим докторам города, но ребенок угасал с каждым днем. И казалось страшный день уже пришел. Отец ушел в церковь заказывать панихиду по маленькому Мишеньке. А мать, схоронившая восьмерых своих детей, не доживших и до 2-х лет, совсем обезумела от горя. Положив на грудь младенцу образок Тихона Задонского, упала на колени и начала неистово рыдать и молиться.

…И случилось чудо: мальчик шевельнул посиневшей рученкой. Выжил!  

Видение отроку Варфоломею. (1889—1890). Михаил Нестеров.

А когда смурной отец вернулся из церкви, малыш уже ровно дышал. На следующий день он пошел на поправку и с тех пор почти не болел. А в семействе Нестеровых это предание о чудесном возвращении из мира мертвых передавалось из поколения в поколение. Эта история во многом повлияла на мировоззрение художника Михаила Нестерова. Он всегда помнил: где-то совсем рядом бродит Смерть и Чудо.  

Пробуждение таланта

Пейзаж с избой и мостиком. Михаил Нестеров.

Михаил, учась в гимназии, был шалопаем и непоседой, и не особо стремился к знаниям. Отчаявшиеся родители отвезли 12 летнего мальчика в Москву, дабы определить в техническое училище. Но завалив все экзамены, кроме закона Божьего, рисования и чистописания, Михаил был вынужден пойти в реальное училище, где и проявился его талант к рисованию.

«Рисование с каждым днём захватывало меня всё больше и больше,- вспоминал о тех годах Михаил Васильевич — Я явно стал пренебрегать другими предметами, и всё это как-то сходило с рук. Я начал становиться местною известностью своим художеством и отчаянными шалостями…»    Сергий Радонежский. Михаил Нестеров.

В итоге свое художественное образование Михаил получил в училище живописи, ваяния и зодчества,клятвенно пообещав родителям прилежно учиться. Отец с тяжелым сердцем дал свое согласие, ибо считал художников неудачниками.

И Михаилу пришлось доказать и себе и отцу, что это не так, но намного позже.А пока он был «вечным» студентом.

Он обучался живописи уже семь лет: четыре года в Москве, два — в Петербурге, еще пару лет в Москве — и ни одной медали, ни одного первого места на конкурсах!

 

Женитьба без родительского благословения

Портрет Марии Мартыновской. Михаил Нестеров.

» Да куда тебе жениться? Уж который год училище окончить не можешь! Художник!… Не будет тебе родительского благословения. Ступай.» — заявил презрительно отец Михаилу, который приехал за его благословением на женитьбу. Его избранницей была Мария Мартыновская девушка из небогатой семьи, и не очень то была по нраву купцу. Вернувшись в Москву Нестеров с большим усердием принялся за учебу и достиг желаемого результата.

  Мария Мартыновская-Нестерова в подвенечном наряде. Михаил Нестеров.

Летом 1885 года влюбленные, так и не добившись родительского благословения, обвенчались.«Невеста моя, несмотря на скромность своего наряда, была прекрасна. В ней было столько счастья, так она была красива, что у меня и сейчас нет слов для сравнения», – вспоминал Нестеров позже.

На свадьбе произошло событие, которое закралось в сердце художнику дурным предчувствием большой беды. Доктора, приглашенного на их свадьбу, срочно вызвали к роженице. А вернувшись к праздничному столу тот сообщил, что было слишком поздно и женщина умерла.

Потом Нестеров не раз в своих дневниках и письмах вспоминал этот эпизод, предзнаменовавший несчастье. И смерть…

  Мария Нестерова. Михаил Нестеров.

Не пройдет и года, как любимая жена Машенька, едва родив дочь, умрет. Чудо рождения дочери и Смерть жены — снова окажутся рядом. Огромное горе свалилось на плечи молодого художника.

И лишь маленькая дочка Оленька помогла Нестерову вынести все тяготы жизни в те годы, а образ, дорогой сердцу Марии, оставался с ним всю жизнь. Он еще много лет выплескивал на свои полотна образ любимой жены.

  Михаил Нестеров с дочерью Ольгой Портрет дочери Ольги . Михаил Нестеров.

Леля Прахова

С 28 лет Нестеров начал расписывать храмы. И первый опыт он получил во Владимирском соборе в Киеве под руководством Виктора Васнецова. Там он подружился с семейством Праховых. Старшая дочь друга — Леля вдохновила художника, и он написал с нее этюд к иконе Великомученицы Варвары.   

Леля Прахова. Этюд к иконе Великомученицы Варвары. Михаил Нестеров.

Но тут вышел знаменитый исторический анекдот: графиня София Игнатьева, посещая собор, возмутилась: «Не могу же я молиться на Лельку Прахову?!» И Михаилу Васильевичу, уехавшему на то время из Киева, пришлось вернуться, и переписать образ великомученицы Варвары.

  Варвара Великомученица. Владимирский собор. Киев. Михаил Нестеров.

Нестеров влюбился в молоденькую Лелю. Прошло три года раздумий и сомнений, пока художник все таки посватался к ней. Состоялась помолвка, которая вскоре была разорвана. Причиной было всплывшее одно обстоятельство: у Нестерова родилась дочь от гражданской жены — Юлии Урусман, с которой художник встретился за год до сватовства к Леле.

  Михаил Васильевич Нестеров

Как развивались их отношения, почему влюбленные не поженились, почему во время беременности Юлии художник решился жениться на другой? — все это покрыто загадкой. Так или иначе, Нестеров остался с Урусман, родившей после дочери Веры ему еще двух сыновей — Михаила (1900) и Федора в (1902), который умер вскоре после рождения.

Юлия Урусман — гражданская жена с детьми

Впоследствии Нестеров поддерживает близкие отношения с дочерью от Урусман — Верой, неоднократно пишет ее портреты. 

  Дочь Вера . Михаил Нестеров.

Екатерина Васильева — вторая жена художника

В 1902 году, когда Нестерову было под сорок он встретил Екатерину. Живя в Киеве, он расписывал собор и заканчивал работу над полотном «Святая Русь».   

Святая Русь . Михаил Нестеров.

Хотя работа еще не совсем была окончена художник уже приглашал в мастерскую знакомых, желающих увидеть эту работу. И вот как-то к нему зашла 22-летняя девушка, преподаватель женского института Екатерина Петровна Васильева, где училась его дочь Ольга.

Портрет дочери Ольги . Михаил Нестеров.

Разговорившись с художником Катенька любезно согласилась показать Михаилу Васильевичу город. И после нескольких встреч Нестеров уже писал в Уфу о том, что встретил женщину, которую хочет взять в жены. О скоропалительном решении ему ни разу не пришлось жалеть. Они прожили достаточно счастливую жизнь Екатерина родила художнику троих детей.

  Наташа Нестерова на садовой скамейке.(1914). Михаил Нестеров.

Смерть и Родина

После революции 17 года художник перестал писать символические картины, проникнутые богоискательством, и перешел на портреты. Жизнь в Советской стране явила ему немало «смертельных чудес»: это и арест по доносу старшей дочери Ольги, которая вернется с лагерей на костылях. А ее муж будет расстрелян как враг народа, расстреляют и мужа второй его дочери, Натальи.   

Портрет академика физиолога И.П.Павлова . (1935). Михаил Нестеров.

Михаил Васильевич, сам отсидевший в тюрьме несколько недель, хлопотал за родных, писал письма Сталину. Но, увы.

Власть на его прошения откликнулась иным «чудом»: живописцу за портрет физиолога Павлова была присуждена Сталинская премия первой степени, а через год, в честь 80-летнего юбилея Нестеров был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР и награжден орденом Трудового Красного Знамени.

  Михаил Васильевич Нестеров в 80-летнем возрасте.

Михаил Нестеров оставил после себя не только огромное творческое наследие, но и продолжил свой род в детях. А было у него их семеро: дочь Ольга от первого брака с Марией Мартыновской; дочь Вера и сыновья Михаил и Федор от гражданской жены Юлии Урусман; две дочери и сын — Наталия, Анастасия и Алексей — от второго брака с Екатериной Васильевой.

  Портрет сына Алексея. (1942). Михаил Нестеров.

В последние десятилетия жизни Михаил Васильевич,имея еще и талант писателя, увлеченно работал над воспоминаниями, которые были изданы отдельной книгой. И самое последнее над чем работал художник, был цикл портретов самого меньшего сына Алексея, который был неизлечимо болен туберкулезом. Отец, часами стоя перед постелью угасающего мальчика, наносил на холст дорогие сердцу черты. 

18 октября 1942 года Михаила Нестерова не стало. А 8 ноября, не прожив и месяца, вслед за отцом умер и сын.

А судьба несостоявшейся невесты Нестерова —Лели Праховой сложилась весьма печально. Так и не выйдя замуж, она до конца своих дней оставалась одна, и умерла в Киеве в 1948 году. 

 

Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/290817/35794/

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/17954977.html

Ссылка на основную публикацию