Это особенная картина в творчестве Леонардо.Принадлежит к позднему периоду его творчества.Полное название.«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом».Ещё этот сюжет называют «Анна -втроём».
Но меня прежде всего заинтересовал эскиз к этой картине.
Сначала несколько слов о сюжете «Анна -втроём»Это когда Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Тем самым создаётся эффект: Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии.
ВОТ ЭТА КАРТИНА.
Леонардо да Винчи.Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом,1508-1510?Лувр.
В «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев» Дж. Вазари рассказывает, что работа на сюжет «Анна-втроём» изначально была заказана как верхний запрестольный образ для церкви Сантиссима-Аннунциата во Флоренции.
Церковь Сантиссима-Аннунциата во Флоренции.
Заключив сделку с Леонардо, монахи-сервиты взяли его к себе в обитель, обеспечив содержанием и его, и всех его домашних, и вот он тянул долгое время, так ни к чему и не приступая.
В конце концов он сделал картон с изображением Богоматери, св. Анны и Христа, который не только привел в изумление всех художников, но когда он был окончен и стоял в его комнате, то в течение двух дней напролет мужчины и женщины, молодежь и старики приходили, как ходят на торжественные праздники, посмотреть на чудеса, сотворенные Леонардо и ошеломлявшие весь этот народ.
ВОТ ЭТОТ КАРТОН (Эскиз).
Предварительная версия картины.
Картон с изображением трёх фигур и Иоанна Крестителя (правда, без ягнёнка, присутствующего в описании Вазари) с 1962 года хранится в Лондонской Национальной галерее. До этого с 1791 года он висел в Бёрлингтон-хаусе. В Англию рисунок был привезён из Венеции, куда попал в конце XVII века из собрания миланских аристократов Арконати.
В 1988 г. психически нездоровый посетитель музея стрелял в лондонский картон из обреза.
- ТЕПЕРЬ РАССМОТРИМ ДЕТАЛИ КАРТОНА.
- Мария.
- Иисус.
Как повествует Вазари, художник не закончил эту работу, и сервитам пришлось возобновить прежний контракт сФилиппино Липпи. Смерть помешала Липпи завершить начатый труд, и в конце концов алтарный образ на другой сюжет для сервитов написал художник Перуджино.
Поскольку незавершённый картон остался во Флоренции, художник, вероятно, начал для французского короля новую картину на этот сюжет. В 1517 г. её видел в Кло-Люсе кардинал Луиджи Арагонский.
Из записей его секретаря можно сделать вывод, что картина оставалась у художника до самой смерти и так и не была им закончена.
Предполагается, что Леонардо вернулся к «Святой Анне с Мадонной и младенцем Христом» и стал дорабатывать её только в конце жизни, когда в нём возобладал интерес к математике и другим наукам.
Так, например, скалистый пейзаж на заднем плане свидетельствует об увлечении художника геологией.
Мария и Анна.
В 1683 г. Шарль Лебрен, отвечавший за живопись при дворе Людовика XIV, распорядился составить инвентарь королевской картинной галереи. Этот документ фиксирует наличие в ней «Святой Анны» Леонардо да Винчи.
В художественное собрание королей Франции картина попала из дворца кардинала Ришелье, который вывез её из Монферрата во время войны за мантуанское наследство. Как картина могла оказаться после смерти художника в Италии, не вполне ясно. Возможно, её увёз туда после смерти учителя Франческо Мельци, унаследовавший многое из его имущества.
В 2012 г. была окончена довольно радикальная реставрация картины, в ходе которой она приобрела непривычно яркие цвета. Два высокопоставленных куратора Лувра в знак протеста вышли из состава реставрационной комиссии.
Они полагают, что реставрация могла бы быть более бережной и деликатной, ибо, по их мнению, даже при жизни Леонардо краски так не резали глаз, как после «омоложения» картины в XXI веке.
А теперь присмотримся к картине.
Нашла очень интересную трактовку этого сюжета.С.Сандомирского.Он вполне подходит для понимания этого сюжета.
Анна сидит прямо, и с улыбкой смотрит вниз на сидящую у нее на коленях Марию — ее крупная, тяжелая дочь ее ни мало не обременяет. Она даже поддерживает ее левой рукой в ее неудобной позе. Мария испытывает двойное удовольствие — от близости матери и от балующегося сына.
Анна
Сыну хорошо тем, что получает удовольствие от возни с живым, мягким, безропотным и неопасным ягненком и от близости оберегающей и любящей его ласковой матери. Один замученный ягненок недоволен, и Мария пытается его избавить от мучителя. Имеет ли эта сцена отношение к евангельским? Имеет, но совершенно формальное, как повод художнику рассказать о своем.
Пожилая женщина чувствует под собой опору и радуется жизни, когда она является опорой для дочери (детей) и их связывает взаимная любовь.
Взрослая дочь, уже сама мать, счастлива иметь опорой в жизни мать и самой быть опорой и любовью для своих маленьких детей.
А маленький может делать, что вздумается, и опереться на оберегающую его от всех напастей любовь матери.
Мария (Эскиз) Ягненок — существо вполне земное, он даже не стоит, а лежит на земле, так он связан с земным. Мальчик уже стоит, он свободен, не связан в движении.
Голова его между головой ягненка и голубым пейзажем — своим будущим. Голова Марии почти полностью захвачена неутомимым течением реки и отчасти предгорьем: она, как и река, в жизни, движении, заботе.
Главным образом, направленных на сына.
Голова Анны захватывает немного предгорье, но в основном расположена на уровне высоких гор и, отчасти, неба. Это покой, осмысление, мудрость и близость неба, как небытия.
Третий раз ту же идею жизни, как последовательности и преемственности, повторяют деревья.
Справа стоит пушистое маленькое дерево, оно полностью на фоне земли; левее — среднее, оно поднимается в голубые дали предгорья, затем высокое дерево, упирающееся вершиной в небо.
Эскиз Может быть, эта сторона картины навеяна одиночеством Леонардо, обойденного с детства в любви. Отсутствие семьи, детей, которым он бы мог передать часть самого себя и дать ростки в будущее. Не было и учеников и последователей, близких ему по духу. Не было и глубоких привязанностей.
Но здесь и другая мысль. Любовь и внимание пытаются поднять неразумное человечество с земли, призывают его быть милосердным ко всему живому. А мудрость служит руководством и опорой любви.
СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С ИТЕРПРЕТАЦИЕЙ ЭТОЙ КАРТИНЫ?Что вам нравится больше,картина?Или эскиз к ней?
Источники.
http://gallery-allart.do.am/publ/khudozhniki/leonardo_da_vinchi/svjataja_anna_s_madonnoj_i_mladencem_khristom_i_barashkom/12-1-0-104
http://www.russian-globe.com/N89/Sandomirsky.DaVinchi.SvAnnaMariaChristos.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/%
http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Madonna_and_Child_with_Saint_Anne?uselang=ru
Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/2500686
Мост над бездной (2012-2014) 07. Леонардо да Винчи. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» (1510 г.)
07. Леонардо да Винчи. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» (1510 г.)
В Лувре, в зале, который расположен по соседству с великой «Джокондой», находится другая знаменитая картина Леонардо да Винчи, мимо которой туристы проходят, не обращая внимания. Между тем это одно из самых загадочных полотен мастера. Искусствовед Паола Волкова поможет зрителю проникнуть в тайну необычной мизансцены, избранной Леонардо, и загадочного фона, который очень похож на безлюдный «лунный» пейзаж в «Джоконде».
Серия: 01. Босх Иероним. «Корабль дураков» (1500 г.) 02. Боттичелли Сандро. «Весна» (1477 г.) 03. Ван Гог Винсент. «Ночное кафе в Арле» (1888 г.) 04. Веласкес Диего. «Менины» (1656 г.) 05. Джотто ди Бондоне. «Поцелуй Иуды» (1305 г.) 06. Дюрер Альбрехт. «Меланхолия» (1514 г.
) 07. Леонардо да Винчи. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» (1510 г.) 08. Малевич Казимир. «Черный квадрат» (1915 г.) 09. Микеланджело Б. «Гробница Медичи» (1524-1533 гг.) 10. Пикассо Пабло. «Герника» (1937 г.) 11. Рембрандт ван Рейн. «Возвращение блудного сына» (1668 г.
) 12. Рублев Андрей. «Троица» (XV в.) 13. Эль Греко. «Погребение графа Оргаса» 14. Феофан Грек. «Успение» 15. Пьер Огюст Ренуар — Николай Александрович Ярошенко 16. Рафаэль Санти. «Мадонна в кресле» 17. Клод Моне. «Впечатление. Восход солнца» 18. Сальвадор Дали.
«Тайная вечеря»
remove_red_eye 2915 | favorite_border |
Каждый выпуск программы посвящен тому или иному всемирно известному художнику, скульптору, произведению искусства…
В календаре официальных праздников ныне суверенного государства Молдова 24 августа — день освобождения края от…
Мировой экономический кризис привел к тому, что китайский капитал хлынул в западные экономики. В Пекине горячие…
Природа наделила нас великим разумом, но дала несовершенное тело. Травмы, болезни, старение… Так было вчера. Сегодня…
О мифическом пешеходном мосте между Индией и Шри-Ланкой, который стал «утерянной» реальностью благодаря снимкам…
Днём 28 мая 1987 года 18-летний Матиас Руст пополнил мир еще одной сенсацией, когда опозорил службу безопасности Советского…
Ученые вплотную приблизились к абсолютному пониманию всех процессов, происходящих в нашем теле. Уже сегодня …
За стройкой Крымского моста следил весь мир, не веря в успех России. Кажется, сама природа была против: штормовые…
Появление генной инженерии, как считают многие ученые, ознаменовало абсолютную победу человека над природой….
Летом 2001 года произошла трагедия: погиб 71 человек, причем большинство из них – российские дети, отправлявшиеся…
Небо таит в себе множество загадок. На протяжении десятилетий европейские спецслужбы изучают НЛО. Впервые NatGeo…
Фильм рассказывает о событиях августа 1941 года, когда фашисты рвались к Москве. Смоленск пал, над Ленинградом нависла…
Пожалуй, окончания строительства ни одного объекта в нашей стране так не ждали, как ждут «красную ленточку» на…
Он, что называется, «попал в типаж» – добрый, честный, благородный и волевой. Роль капитана в фильме «Иваново детство»…
В конце марта исполняется двадцать лет с начала бомбардировок Югославии. 24 марта 1999 года союзные силы НАТО начали…
— Машина времени уже существует!— Куда исчезают люди и где они потом появляются?
— Зачем на самом деле был построен знаменитый дом на Набережной?
23 августа 2019 г. – 80 лет со дня подписания договора о ненападении между СССР и Германией.
В фильме «Суд над победой»…
В Польше вступил в силу скандальный закон о запрете пропаганды коммунизма. Его принятие вызвало широкий общественный…
«Начало прекрасной эпохи» — программа, в которой будут показаны фильмы отечественного и мирового кинематографа…
Истребитель-рекордсмен МиГ-29 — это боевой самолет, о котором чаще всего говорят «самый». Самый неприхотливый. …
В СССР и России на протяжении долгого времени не было ни одного самолёта Великой Отечественной войны, находящегося…
Что скрывается за внешней красотой кораблей, которые сегодня сходят со стапелей российских верфей? Что на самом…
Адольф Гитлер и вся верхушка СС были закоренелыми мистиками. Вальпургиева ночь была для нацистов особой датой:…
Документальный фильм 1945 года: знаменитые кадры водружения Знамени Победы над побежденным Рейхстагом 1 мая 1945…
Документально-художественный сериал «Великие династии» посвящен истории самых знаменитых российских семей: …
Что происходит, когда мыльный пузырь, огурец или металл встречаются с холодом? Чтобы ответить на эти вопросы, …
— Почему в небесах полыхают странные огни? — Сколько летающих тарелок сбили военные? — И чего стоило офицерам рассказать людям правду?
Великое мастерство обмана в рекламе отрабатывалось на Западе веками. И вот теперь это оружие «оболванивания»…
Фильм рассказывает о попытках ВВС США во время военной кампании в Северном Вьетнаме уничтожить истребители МиГ-21, включая операцию «Боло» под руководством полковника Робина Олдса.
Фильм посвящен природным достопримечательностям Аляски, большая часть съемок проходила на территориях национальных…
Мост Рион-Антирион в Греции — это самый длинный вантовый мост в мире. Ему приходится бороться с тем, что уничтожило…
Чтобы развиваться, человечеству приходилось проводить эксперименты над себе подобными. В древности людей вскрывали…
Интереснейший сериал, рассказывающий о развитии мировой авиации на протяжении всего ХХ столетия. Каждая серия…
Правительственный борт России №2 вылетел из аэропорта Внуково в столицу США холодным мартовским утром 1999 года….
Гостей-участников программы «Ближний круг» объединяет не только профессия, но и то, что все они являются учениками…
— Огненный дождь и гуляющие в облаках люди. Что верующие начали видеть над головой? — Небесный скрежет и упавшие…
Сто лет назад некогда тихий Дон забурлил. Казацкие станицы охватили вихри революционных волнений. Родные люди…
Работа спецслужб всегда окутана завесой тайны. Правдивой информации крайне мало и она редко становится достоянием…
Флаг, который водрузили 1 мая 1945 года над Рейхстагом, стал официальным Знаменем Победы. Во все советские учебники…
Съемочная группа «Таинственной России» объехала всю страну. От Москвы до Владивостока – повсюду создатели проекта…
Сначала были орлы, потом звезды. Как «имперские птицы» слетелись на башни московского Кремля? Почему большевики…
Уникальный стеклянный мост «Skywalk», нависающий над пропастью в 21 м от края и позволяющий увидеть Гранд-Каньон с высоты 1200 м. Как удалось построить такое рукотворное чудо инженерной мысли?
Цикл рассказывает о создании выдающимися отечественными и мировыми кинематографистами приключенческих фильмов….
Научные книги и музейные экспозиции, исторические романы и кинофильмы убеждают нас, что об истории человечества…
Документальный цикл рассказывает о создании выдающимися европейскими кинематографистами фильмов, посвященных…
Летом 2017 года ВВС США разместили на сайте государственных закупок необычный тендер: приобретение живых тканей…
Беспрецедентная провокация США: стратегический «ядерный» бомбардировщик ВВС США Б-52 подлетел к границе Калининградской…
Донбасс вновь под огнем. Официальный Киев традиционно возлагает всю ответственность на, как принято здесь выражаться,…
Едва ли мы можем представить свое существование без любимых мелодий и песен, с которыми наша страна жила и побеждала….
Авторы документального цикла «Охотники за мифами / Myth Hunters» продолжают рассказ о попытках узнать, что скрывается…
Источник: https://dok-film.net/most_nad_bezdnoy_2012_2014_6cedafc2.html
Картина "Мадонна с младенцем": описание и фото :
В живописи Возрождения создавалось много картин по заказам церкви и частных лиц. Мадонна с младенцем на руках была излюбленной темой у художников. Ей поклонялись как иконе, а позже воспринимали как произведение искусства. Ниже представлена деталь произведения живописца Раннего Возрождения Фра Филиппо Липпи «Мадонна с младенцем и двумя ангелами».
Христианские традиции
Как в византийской иконографии, так и в живописи Возрождения центральным является образ Богоматери, которая держит на руках ребенка. Он всегда становится средоточием повествования о спасении.
Первоначально Мадонна с младенцем писалась по канонам, которые определил Второй Никейский Собор 787 года.
Уже начиная с XII столетия западная культура, а позже и живопись Возрождения не отказывались от того, что изображение Пресвятой Девы является иконой, но вводит на полотна атрибутику, которая придает им общечеловеческие символы.
На фото выше перед вами Мадонна с младенцем и святыми, ангелами, которая была написана в 1310 году Джотто. Эта картина совершила революцию для церкви Всех святых во Флоренции. Законы перспективы не соблюдены с безупречностью, Богородица изображена как простая грустная женщина, которая крепко прижимает к себе младенца. В этом образе, полном человечности, нет отстраненности или отчужденности. Джотто сделал первый шаг, без которого, возможно бы, задержалось Возрождение.
Ренессанс
В XV веке Мадонна с младенцем становится не только сакральным сюжетом. Ее образ заказывают художникам как светские люди, так и церковные власти. Эту тему разрабатывают по всей Италии, но особенно во Флоренции и Венеции. В Венеции эту тему любил Джованни Беллини. Великолепна его «Мадонна Брера», в которой свет льется сквозь фигуры Богородицы с Христом, пронизывая все полотно.
Рафалю Санти основную популярность принесли небольшие полотна, которые он создавал во Флоренции – Мадонны с пухлыми младенцами. Одну из его Мадонн вы видите выше. Мадонна с младенцем часто становилась сюжетом его картин. Однако Рафаэль создавал и большие алтарные образы. Примером является его работа, которая экспонируется в Метрополитен-музее.
«Мадонна с младенцем на троне со святыми»
Алтарь был заказан Рафаэлю для монастыря Сан-Антонио и завершен в 1504-1505 годах.
Мадонна с младенцем сидит на троне, Христос благословляет Иоанна Крестителя, который стоит у подножия трона. Трон также окружают святые Петр, Екатерина, Павел и еще одна святая, чье имя вызывает споры. Над Мадонной в изящном люнете в форме полумесяца живописец расположил Бога-Отца, который держит одной рукой весь земной шар, а другая поднята в благословляющем жесте. По обе стороны от него находятся ангелы, которые держат развевающиеся ленты.
Картины Леонардо
Это был удивительно разносторонний гений. Он проявил себя в самых разных областях не только искусства, но и знаний. Леонардо да Винчи очень быстро, всего за три года, сформировался как художник и скульптор.
Рано начав работать, творец проявляет себя вполне оригинальным живописцем со своим направлением поисков и интересов. В первую очередь надо назвать «Благовещение» из галереи Уффицы, всем нам хорошо известную картину «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» из собрания Эрмитажа.
Последняя первоначально называлась «Мадонна с младенцем».
Не стоит забывать о «Мадонне с гвоздикой» (1478-1480) из Мюнхенской пинакотеки. Картина «Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи, фотография репродукции которой демонстрирует великолепный колорит, предстает перед нами в нарядном одеянии из трех любимых цветов живописца: золотого, алого и синего.
Цвет наряда Марии сочетается с фантастической цепью синих гор на заднем плане. Голова молодой женщины гордо поднята, ее лицо совершенно невозмутимо. Лик слегка затемнен. Это нежное дымчатое покрывало на нем создает полное впечатление отрешенности. Любопытный момент: мать смотрит вниз, ребенок – вверх — между их глазами нет контакта.
В противоположность Марии младенец олицетворяет движение. Статика в сочетании с динамикой – так выглядит картина. Мадонна с младенцем Леонардо да Винчи, описание которой представлено выше, демонстрирует спокойствие молодой женщины, а также игривость ребенка: он неутомимо тянется к гвоздике – символу исцеления, покрытому тенью.
Миланский период
В Милане (в период зрелости) Да Винчи создал целый ряд произведений, одной из первых работ была «Мадонна в скалах», или «Мадонна в гроте». На картине присутствует Мадонна с младенцем. Подлинный холст находится в Лувре. Лондонский вариант дописывали по его наброскам ученики.
В картине, на которой изображена Мадонна с младенцем, Леонардо да Винчи через движение фигур, их пластику, повороты головы, выражение и обращенные взгляды стремится выявить внутренний драматургический смысл сцены. Художник во всем отступал от канонов и подходил к решению совершенно по-новому: Мадонна положила руку на тельце Иоанна Крестителя. Ангел же придерживает младенца Иисуса, который благословляет Иоанна и делает направляющий жест, в какую сторону надо послать благословение. Покой и нежность заполняют целиком эту сцену. Это создает контраст с пейзажем, который состоит из скальных пород и валунов. Все смягчено легкой дымкой, которой обволакивает Леонардо свою треугольную композицию. Существует несколько обаятельных в своей незавершенности эскизов сангиной к этому ангелу, который повернул свое лицо к зрителю на три четверти, но не смотрит на него.
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом»
Это незаконченная, но очень необычная и нетрадиционная картина. Мадонна с младенцем Леонардо да Винчи была заказана монахами для церкви во Флоренции в 1508-1510 годах. Оригинальность заключена в том, что Мария сидит на коленях (чреве) своей матери Анны. При этом мать несколько крупнее своей дочери. Это тонкое, но различимое изменение в размерах, возможно, должно было подсказать зрителю старшинство святой Анны по возрасту, так как лица обеих женщин молоды и прекрасны.
В культуре живописи нет больше такого использования сюжета, чтобы одна женщина сидела на коленях у другой. Сама Пресвятая дева склонилась и хочет поднять младенца, играющего с овечкой (агнцем), которая символизирует предстоящие ему в будущем страдания. Мать хочет вернуть его в свое лоно. Марии тревожно за своего ребенка, она полна нежности и ласки к нему.
Как считает Вазари, Мария проста, скромна и смиренна. Она наслаждается, созерцая красоту своего сына. За своим земным потомством, ставшим впоследствии небесным, любовно, с легкой улыбкой на губах наблюдает Анна. Здесь использован один из любимых композиционных приемов Леонардо.
Все фигуры вписаны в пирамиду. Иисус и Мария расположены на теплом золотистом фоне. За головой Анны виднеются голубоватые горные вершины и небо, которые по своей тональности вторят плащу, наброшенному на колени Мадонны. Серый цвет ягненка сопоставим с рукавом платья Анны.
Все покрывает легкий флер сфумато.
Картина была написана на досках из тополя, которые в течение 500 лет покоробились. Реставрация в XXI веке прошла не слишком удачно: приглушенные краски Леонардо изменись на более яркие.
Шедевр да Винчи из Петербурга
В Эрмитаже экспонируется произведение «Мадонна Литта», которое имело прежде название «Мадонна с младенцем» (1491 г.). На холсте мы видим совсем молодую женщину, изображенную на фоне темной стены и двух симметричных арочных окон. Она грудью кормит ребенка и с нежной, чуть заметной улыбкой смотрит на сына. Колорит благороден и построен на сочетании красного, синего и золотого. Младенец одной рукой держит грудь матери, а в другой щегла, который являлся символом души христианина.
На этом мы заканчиваем рассмотрение картины «Мадонна с младенцем» Леонардо Да Винчи. Описание ее сделано выше.
Заключение
Мы надеемся, что образы Мадонны с младенцем дали нашему читателю представление о картинах эпохи раннего и позднего Ренессанса. Мы выбирали в основном те произведения, которые отсутствуют в отечественных музеях, за исключением одной работы из Эрмитажа.
Источник: https://www.syl.ru/article/298071/kartina-madonna-s-mladentsem-opisanie-i-foto
Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом и барашком
![]() |
Леонардо да Винчи. » Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом и барашком».1508-1510? г. Тополь, масло. 168×112 смЛувр, Париж. |
Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом и барашком — неоконченная картина Леонардо да Винчи. Принадлежит к позднему периоду его творчества. Выставлена в 5-м зале галереи Денон Лувра под инвентарным номером 776[Путеводитель по Лувру. — Париж: Réunion des Musées Nationaux, 2007. — С. 268—269. — 480 с].
Леонардо да Винчи использовал мало распространённый в Италии сюжет, известный как «Анна-втроём», когда Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Тем самым создаётся эффект mise en abyme: Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии.
Anna selbdritt (букв. устар. нем. «Анна-втроём, Анна-сам-третья»; итал. Anna metterza, англ. Ann mettercia, фр. Anne trinitaire) — тип изображения святой Анны с её дочерью девой Марией и внуком Иисусом Христом. Эта иконография сформировалась в позднее средневековье с ростом популярности святой Анны, и особенно популярна была в Германии.
В средневековой латыни существовал термин меттерца, имеющий соответствие в немецком selbdritt. Он обозначал, что св. Анна входит как третья в единство, включающее Марию и Иисуса.
Композиция картины напоминает пирамиду [Подобную пирамидальную композицию также не раз использовали Рафаэль и Андреа дель Сарто, вероятно, почерпнув её у Леонардо.
], в которой сочетаются округлые объёмы, мягкие изгибы линий и выполненные сфумато улыбающиеся лица, придающие полотну атмосферу нежности и вместе с тем неразгаданной тайны.
Христос обнимает ягнёнка, символизирующего его будущие страдания, а Мария пытается сдержать его.
Вариант с агнцем впервые упомянут в датированной 1501 годом переписке главы ордена кармелитов, фра Пьетро да Новеллара, с Изабеллой д’Эсте. Новеллара видел в спокойствии Анны, противопоставляемом тревоге Марии за ребёнка, символ того, что церковь не желала бы предотвращения Страстей Христовых. Более ранняя версия со св. Иоанном вместо агнца подробно описана у Дж. Вазари:
В лице Мадонны было явлено все то простое и прекрасное, что своей простотой и своей красотой и может придать ту прелесть, которой должно обладать изображение Богоматери, ибо Леонардо хотел показать скромность и смирение Девы, преисполненной величайшего радостного удовлетворения от созерцания красоты своего сына, которого она с нежностью держит на коленях, а также и то, как она пречистым своим взором замечает совсем еще маленького св. Иоанна, резвящегося у ее ног с ягненком, не забыв при этом и легкую улыбку св. Анны, которая едва сдерживает свое ликование при виде своего земного потомства, ставшего небесным, — находки поистине достойные ума и гения Леонардо.
В «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев» Дж. Вазари рассказывает, что работа на сюжет «Анна-втроём» изначально была заказана как верхний запрестольный образ для церкви Сантиссима-Аннунциата во Флоренции. Заключив сделку с Леонардо, монахи-сервиты
взяли его к себе в обитель, обеспечив содержанием и его, и всех его домашних, и вот он тянул долгое время, так ни к чему и не приступая. В конце концов он сделал картон с изображением Богоматери, св.
Анны и Христа, который не только привел в изумление всех художников, но когда он был окончен и стоял в его комнате, то в течение двух дней напролет мужчины и женщины, молодежь и старики приходили, как ходят на торжественные праздники, посмотреть на чудеса, сотворенные Леонардо и ошеломлявшие весь этот народ.
Как повествует Вазари, художник не закончил эту работу, и сервитам пришлось возобновить прежний контракт с Филиппино Липпи. Смерть помешала Липпи завершить начатый труд, и в конце концов алтарный образ на другой сюжет для сервитов написал художник Перуджино.
Картон с изображением трёх фигур и Иоанна Крестителя (правда, без ягнёнка, присутствующего в описании Вазари) с 1962 года хранится в Лондонской Национальной галерее. До этого с 1791 года он висел в Бёрлингтон-хаусе. В Англию рисунок был привезён из Венеции, куда попал в конце XVII века из собрания миланских аристократов Арконати.
Ещё во время нахождения в Милане 300 лет назад этот рисунок считался предварительной версией той картины, что сейчас находится в Лувре[Об этом Джан Пьетро Беллори писал из Милана фра Реста.].
В связи с этим среди исследователей преобладает мнение, что первая версия «Святой Анны», столь поразившая Флоренцию, утрачена, а в Лондоне хранится позднейшее авторское повторение картона[Leonardo da Vinci | The Burlington House Cartoon | NG6337 | The National Gallery, London].
В конце XVII века антиквар Джан Пьетро Беллори решил навести справки о произведениях Леонардо да Винчи. В ответ на его запрос миланский ценитель искусства Себастьяно Реста сообщил, что луврская картина с изображением св. Анны была написана Леонардо в Милане в 1500 году по заказу Людовика XII[Laure Fagnart. Léonard de Vinci en France. ISBN 9788882655549. P. 64]. Возможно, король Франции, услышав о картоне Леонардо с изображением св. Анны и о его поразительным успехе, возжелал порадовать им свою новую жену, Анну Бретонскую. Это было бы тем более уместно, что Анна ожидала ребёнка, а св. Анна считалась покровительницей новобрачных и беременных[Laure Fagnart. Léonard de Vinci en France. ISBN 9788882655549. P. 64][The Virgin and Child with Saint Anne | Louvre Museum | Paris].
Поскольку незавершённый картон остался во Флоренции, художник, вероятно, начал для французского короля новую картину на этот сюжет. В 1517 г. её видел в Кло-Люсе кардинал Луиджи Арагонский. Из записей его секретаря можно сделать вывод, что картина оставалась у художника до самой смерти и так и не была им закончена. Предполагается, что Леонардо вернулся к «Святой Анне с Мадонной и младенцем Христом» и стал дорабатывать её только в конце жизни, когда в нём возобладал интерес к математике и другим наукам. Так, например, скалистый пейзаж на заднем плане свидетельствует об увлечении художника геологией[The Virgin and Child with Saint Anne | Louvre Museum | Paris].
В 1683 г. Шарль Лебрен, отвечавший за живопись при дворе Людовика XIV, распорядился составить инвентарь королевской картинной галереи. Этот документ фиксирует наличие в ней «Святой Анны» Леонардо да Винчи. В художественное собрание королей Франции картина попала из дворца кардинала Ришелье, который вывез её из Монферрата во время войны за мантуанское наследство. Как картина могла оказаться после смерти художника в Италии, не вполне ясно. Возможно, её увёз туда после смерти учителя Франческо Мельци, унаследовавший многое из его имущества[На сайте Лувра утверждается, что после смерти художника картину выкупил у Салаи король Франциск I, однако в таком случае непонятно, как она могла в скором времени попасть в Монферрат].
В 2012 г. была окончена довольно радикальная реставрация картины, в ходе которой она приобрела непривычно яркие цвета.
Два высокопоставленных куратора Лувра в знак протеста вышли из состава реставрационной комиссии[Ъ-Online — Леонардо да Винчи добавили ярких красок].
Они полагают, что реставрация могла бы быть более бережной и деликатной, ибо, по их мнению, даже при жизни Леонардо краски так не резали глаз, как после «омоложения» картины в XXI веке.
«Одно раннее воспоминание Леонардо да Винчи» — опубликованный Зигмундом Фрейдом в 1910 году очерк о Леонардо да Винчи. Содержит попытку психоанализа художника на основе рассмотрения его картины «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом». Согласно интерпретации Фрейда, в этой работе отражены детские воспоминания Леонардо о его матери, крестьянке Катерине, с которой он был разлучён в раннем возрасте (он был незаконнорожденным ребёнком и с трёх лет воспитывался в семье отца). По его словам, Дева Мария и её мать Анна в этой картине отображают «двух матерей» художника — мачеху и родную мать, причём Анна, являющаяся «проекцией» Катерины, улыбается той же загадочной улыбкой, что и Джоконда, Иоанн Креститель и другие леонардовские персонажи (Фрейд видит в этом характерном выражении лица впечатавшееся в память Леонардо воспоминание о материнской улыбке). В складках одежд святой Анны Фрейд видит очертания грифа, напоминающее ему об описанном в дневниках детском воспоминании Леонардо: когда он лежал в колыбели, на грудь ему сел гриф и несколько раз с силой ткнул в рот хвостом. Это воспоминание Фрейд связывает с подсознательными воспоминаниями о сосании материнской груди (для подтверждения этого предположения он ссылается на египетскую традицию, где иероглиф грифа означает «мать» и является символом богини-матери Мут), которые — при отсутствии у мальчика отца — стали основой для ранних гомосексуальных устремлений. Впоследствии выяснилось, что из-за ошибки переводчика в построениях Фрейда была допущена неточность: в своём дневниковом воспоминании Леонардо описывает не грифа, а коршуна.
Источник: https://gallery-allart.do.am/publ/khudozhniki/leonardo_da_vinchi/svjataja_anna_s_madonnoj_i_mladencem_khristom_i_barashkom/12-1-0-104
Титан эпохи Возрождения
16 Апр 2014 — автор art рубрики: Изобразительное искусство
562 года назад 15 апреля в Италии появился на свет самый «универсальный человек»: художник, ученый, изобретатель, писатель, философ – Леонардо да Винчи. Все перемешалось вокруг имени этого гения – исторические факты и легенды, научные открытия и художественный вымысел. Все это разжигает еще больший интерес к этой личности.
- 15 04 1452 — 02 05 1519
- Автопортрет. 1515
- Я ранее помещала в блоге самые известные работы мастера вместе с прекрасным стихотворением Мережковского о Леонардо.
- Сегодня в честь дня рождения хочу вспомнить картины, о которых так проникновенно рассказывала Паола Волкова.
- Эти три картины объединены одной мыслью, что человек принадлежит двум мирам Земле и Вселенной.
- Святая Анна с Марией и младенцем Христом. 1510
И может (гипотеза), что Анна – вселенский дух. Жизнь началась тогда, когда появилась вода. Ноги Анны в воде, ноги Марии, которая сидит на коленях Анны – на земле и все они: Анна, Мария, младенец и агнец – в сплошном воздушном пространстве. И дорога – как путь в бесконечность.
Две другие картины: «Мадонна в гроте», написанная в 1483-1486 годах (Лувр. Париж.
) и «Мадонна в скалах», написанная позднее в 1503 -1506 (Национальная галерея Лондона) — повествуют о встрече Иисуса и Иоанна Крестителя в младенчестве.
Сложив ладони в молитве, Креститель устремляется к Иисусу, который жестом руки благословляет его. Глядя в сторону зрителя, ангел Уриэль является молчаливым свидетелем этого таинства.
- Мадонна в гроте. 1483 — 1486
- Мадонна в скалах. 1505 — 1506
Картины, конечно отличаются. И нам, и будущим поколениям еще разгадывать и разгадывать их тайный смысл!
Источник: http://art-notes.ru/velichajshij-genij-iskusstva-vysokogo-vozrozhdeniya.html
Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом, c.1503
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом», «Богоматерь с Младенцем и святой Анной» — неоконченная картина Леонардо да Винчи. Принадлежит к позднему периоду его творчества. Выставлена в 5-м зале галереи Денон Лувра под инвентарным номером 776.
Леонардо да Винчи использовал мало распространённый в Италии сюжет, известный как «Анна-втроём», когда Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Тем самым создаётся эффект mise en abyme: Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии.
Леонардо сделал множество набросков к этому сюжету, но так и не довёл работу до конца. Над самой картиной, ныне хранящийся в Лувре, художник работал около десяти лет, однако многие детали на ней остались незаконченными. При создании центральной группы Леонардо использовал контраст цвета и освещения.
Композиционно она вписана в пирамиду, в которой сочетаются округлые объёмы, мягкие изгибы линий и выполненные сфумато улыбающиеся лица, придающие полотну атмосферу нежности и вместе с тем неразгаданной тайны. Христос обнимает ягнёнка, символизирующего его будущие страдания, а Мария пытается сдержать его.
Вместо религиозной торжественности работе свойственна интимность.
Вариант с агнцем впервые упомянут в датированной 1501 годом переписке главы ордена кармелитов, фра Пьетро да Новеллара, с Изабеллой д’Эсте. Новеллара видел в спокойствии Анны, противопоставляемом тревоге Марии за ребёнка, символ того, что церковь не желала бы предотвращения Страстей Христовых. Более ранняя версия со св. Иоанном вместо агнца подробно описана у Дж. Вазари:
В «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев» Дж. Вазари рассказывает, что работа на сюжет «Анна-втроём» изначально была заказана как верхний запрестольный образ для церкви Сантиссима-Аннунциата во Флоренции. Заключив сделку с Леонардо, монахи-сервиты
Как повествует Вазари, художник не закончил эту работу, и сервитам пришлось возобновить прежний контракт с Филиппино Липпи. Смерть помешала Липпи завершить начатый труд, и в конце концов алтарный образ на другой сюжет для сервитов написал художник Перуджино.
Картон с изображением трёх фигур и Иоанна Крестителя (правда, без ягнёнка, присутствующего в описании Вазари) с 1962 года хранится в Лондонской Национальной галерее. До этого с 1791 года он висел в здании Королевской академии художеств — Бёрлингтон-хаусе. В Англию рисунок был привезён из Венеции, куда попал в конце XVII века из собрания миланских аристократов Арконати. Ещё во время нахождения в Милане 300 лет назад этот рисунок считался предварительной версией той картины, что сейчас находится в Лувре. В связи с этим среди исследователей преобладает мнение, что первая версия «Святой Анны», столь поразившая Флоренцию, утрачена (её предполагаемый набросок находится в Венеции), а в Лондоне хранится позднейшее авторское повторение картона. Свою картину по этой композиции Леонардо (добавив справа св. Иосифа) написал его ученик, Бернардино Луини. В 1988 году психически нездоровый посетитель музея стрелял в лондонский картон из обреза. В конце XVII века антиквар Джан Пьетро Беллори решил навести справки о произведениях Леонардо да Винчи. В ответ на его запрос миланский ценитель искусства Себастьяно Реста сообщил, что луврская картина с изображением св. Анны была написана Леонардо в Милане в 1500 году по заказу Людовика XII. Возможно, король Франции, услышав о картоне Леонардо с изображением св. Анны и о его поразительным успехе, возжелал порадовать им свою новую жену, Анну Бретонскую. Это было бы тем более уместно, что Анна ожидала ребёнка, а св. Анна считалась покровительницей новобрачных и беременных.
Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →
Источник: https://www.wikiart.org/ru/leonardo-da-vinchi/svyataya-anna-s-madonnoy-i-mladentsem-khristom-1510
Описание картины Мазаччо «Святая Анна с мадонной и младенцем»
Описание картины Мазаччо «Святая Анна с мадонной и младенцем»
«Святая Анна с мадонной и младенцем», обычно называемая Сант’Анна Меттерца, – это живописная работа краской темпера, размерами 175х103 см. Ее автором считается великий Мазаччо, который написал ее в период между 1424 и 1425 годами. Она хранитсяся в Галерее Уффици во Флоренции. Работа представляет из себя шедевр творчества Мазаччо и одной из ключевых картин первых вех Флорентийского Возрождения.
Считается, что Мазаччо написал данную картину для базилики флорентийской церкви Сант-Амброджо (Святого Амвросия), затем в 1813 году она вошла в состав коллекции Академии Художеств, а затем уже и Галереи Уффици в 1919 году.
Форма работы необычна для того времени, при отсутствии боковых панелей, некоторые исследователи предположили, что это была центральная панель полиптиха, который был разделен в 1568 году.
Три ангела кладут драгоценную дамасскую драпировку позади мадонны, младенца и святой Анны, создавая глубину картины, фон гораздо более современный, чем полностью золотой, указанный в канонах Возрождения.
Внизу картины расположены еще два ангела, чьи фигуры также следуют иерархическим пропорциям – они намного меньше, чем фигуры святых.
Святые в свою очередь, находятся на троне, состоящем из двух частей, с пьедесталом.
Искусствоведы сходятся во мнении, что иконописные каноны предполагали усиливать фигуру святой Анны, матери Марии и бабушки Христа, которая должна была сохранить Мадонну и Младенца.
Об этом говорит защитный жест – рука расположена над головой Младенца.
Первоначальное использование света, написанное Мазаччо, неумолимо перемещает фокус на две фигуры на переднем плане, что противоречило традиционной иконографии.
(2 votes, average: 5.00
Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-mazachcho-svyataya-anna-s-madonnoj-i-mladencem/
Мадонна с младенцем и св.Анной
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Леонардо да Винчи. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Леонардо да Винчи на натуральном холсте.
Леонардо да Винчи – итальянский ученый, изобретатель, художник, писатель.
Родился в семье нотариуса. Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине. Леонардо первые годы своей жизни воспитывался матерью, простой крестьянкой, затем отец взял мальчика к себе. Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. Отец еще раз женился, и опять стал вдовцом.
Сына он хотел видеть продолжателем своего дела, но в Леонардо в юношеском возрасте ярко проявился талант художника, и отец все-таки отправляет его во Флоренцию в мастерскую Андреа Вероккьо.
Помимо занятий скульптурой, рисованием, моделированием, Леонардо осваивает гуманитарные науки, химию, черчение, металлургию.
В 20 лет Леонардо да Винчи получил квалификацию мастера, присвоенную ему Гильдией Святого Луки. Его учитель Андреа дель Верроккьо доверяет талантливому ученику принимать участие в его работах, позволяет принимать заказы на картины.
Следующий период жизни Леонардо характеризуется увлечением им образом Мадонны.
В 1481 году по заказу монастыря Сан Донато а Скопето Леонардо начинает работу над картиной «Поклонение волхвов». Внезапно прервав работу (Леонардо был склонен бросать работу недоделанной), художник уезжает из Флоренции. Причиной отъезда стало неблагосклонное отношение к нему семейства Медичи, которое было тогда у власти.
Леонардо отправляется в Милан ко двору Сфорца. Там он играет на лютне, становится известен как изобретатель оружия.
В Милане Леонардо приступает к созданию «Трактата о живописи». Эта работа длилась до самой смерти гения.
В 1483 году получает заказ на роспись алтаря от францисканского братства Непорочного зачатия. В течение трех лет выполняет его. Интересен тот факт, что по поводу оплаты ему пришлось обратиться в суд, судебное разбирательство длилось 25 лет.
Леонардо получает заказы от Сфорца: став придворным художником, пишет портреты.
Да Винчи изобретает прокатный стан, машину для производства напильников, станок для выделки сукна.Также в этот период Леонардо создает эскизы храмов, принимает участие в возведении Миланского собора. Им была разработана городская канализационная система, проведены мелиорационные работы.
С 1495 по 1498 год Леонардо работает над «Тайной вечерей».
После утраты Сфорцем власти в 1499 году Леонардо возвращается во Флоренцию.
В 1502 году Леонардо становится архитектором и главным инженером на службе у Чезаре Борджиа. В этот период да Винчи проектирует каналы для осушения болот, создает военные карты.
В 1503 году начинается работа над портретом Моны Лизы.
Следующее десятилетие Леонардо мало пишет, стараясь отдавать больше времени анатомии, математике и механике.
В 1513 году Леонардо переезжает в Рим под покровительством Джулиано Медичи. Здесь в течение трех лет он изучает изготовление зеркал, математику, исследует человеческий голос и создает новые рецептуры красок.
В 1517 году, после смерти Медичи, Леонардо становится придворным художником в Париже. Здесь он работает над мелиорацией, гидрографией и очень часто общается с королем Франциском I.
В возрасте 67 лет Леонардо да Винчи умер. Его тело было погребено в церкви Сен Флоран-тен, но могила в ходе многолетних войн была утрачена.
Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Леонардо да Винчи не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.
Источник: https://bigartshop.ru/painters/leonardo-da-vinchi/madonna-s-mladencem-i-svannoy