Ликторы приносят бруту тела сыновей, жак луи давид — описание

Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описание

Жак-Луи Давид (1748-1825) – знаменитый французский художник, оказавший большое влияние на развитие классицизма.

Жак-Луи Давид родился в парижской состоятельной семье. Когда ему было около девяти лет, его отца убили на дуэли. Его мать обеспечила ему прекрасное образование в одной из лучших школ, но Давид учился плохо: он всегда был больше поглощен рисованием.

Его дядя (известный архитектор) и мать хотели видеть его архитектором, но Жак-Луи хотел быть художником. Давид настоял на своем и обратился за помощью к Франсуа Буше, известному художнику, приверженцу стиля рококо.

Давид поступает на обучение в Королевскую академию живописи и скульптуры (современный Лувр).

В последующем Давид пять раз претендовал на грант, для того чтобы поехать в Рим. Но каждый раз комиссия Академии отказывала ему в стипендии. Однажды он даже устроил голодовку в знак протеста. И, наконец, в 1774 году Давид получил этот грант и в 1775 он отправился в Италию.

За то время, что он проживал в Италии, Давид изучал руины Древнего Рима и античные произведения искусства. Жак-Луи сделал 12 альбомов эскизов, этот материал он будет использовать на протяжении всей своей творческой жизни.

В Риме он познакомился с великолепными художниками раннего классицизма (стоит отметить особое влияние Рафаэля). В 1779 г.

Давид посетил руины древней Помпеи, что его крайне впечатлило: после этого он задался целью произвести революцию в мире искусства, привнеся неумирающие принципы классицизма.

Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описание

Смерть Сенеки

Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описание

Антиох и Стратоника

Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описание

Велизарий, просящий милостыню

После пяти лет работы в Риме Jacques-Louis David вернулся в Париж, где стал членом Королевской Академии. Он представил две картины, и обе в 1781 году были включены в экспозиции, что являлось большой честью для любого художника. Его современники восхищались его новаторскими идеями, но члены Королевской академии считали его выскочкой.

Позже знаменитый французский художник женился на Маргарите-Шарлотте Пиколь. Этот брак принес ему небольшое состояние. Не смотря на востребованность своих работ в Париже, Давид стремится в Рим, считая, что только там он может полностью раскрыться как художник.

В 1784 г. в Риме Давид написал свое знаменитое полотно «Клятва Горациев». Клятва между тремя сыновьями и отцом – это акт сплочения народа с целью усиления государства. Республиканские народные идеи становятся смысловым центром полотна.

Картина разделена на две части, где изображение женщин сильно контрастирует с изображением мужчин: мягкие женские фигуры меньше по размеру в сравнении с мужскими, олицетворяющими силу и абсолютную дисциплину.

Это четкое гендерное разделение было характерно для социальной доктрины того времени.

Устройте фееричное мероприятие вместе с ДИАЛ – студия событий. Любые праздники, от юбилеев до свадьбы по высшему классу.

Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описание

Клятва горациев

В 1787 году Жак-Луи Давид претендовал на должность директора Французской Академии в Риме, но не получил ее.

В том же году Давид представляет картину «Смерть Сократа», который был приговорен к смерти, но был спокоен, рассуждая о бессмертии души. Знаменитые художники того времени оценили работу по достоинству, сравнивая точность ее образов с изображениями на древних барельефах. Картина была очень созвучна с назревающими политическими течениями.

В то время как в 1789 г. началась Французская революция, Национальная Ассамблея рвалась к власти, а Бастилия пала, Жак-Луи Давид создает картину «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей».

Королевская цензура тщательно отбирала полотна для выставок, дабы избежать народного мятежа. «Портрет Лавуазье» Давида, который был не только химиком и физиком, а также активным членом Якобинского движения, была запрещена властями к показу. «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» — также была запрещена.

Все образы этого полотна – своего рода республиканский символ, и, очевидно, имели огромное значение для Франции. На картине изображен Луций Юний Брут, римский правитель, находящийся в глубокой тоске по своим сыновьям. Они стремились захватить власть, чтобы восстановить монархию.

Отец сам приговорил их к смерти, дабы защитить Республику, даже ценой жизни своих родных сыновей. Брут сидит в одиночестве, отдельно от своей жены и дочерей, зная: его поступок – лучшее, что он мог сделать для своей страны, — но все же напряженные ноги и пальцы на ногах выдают его внутреннее смятение.

Когда сообщили, что правительство не допускает к показу эту картину, люди были возмущены, и члены королевской семьи уступили. Картина была показана на выставке.

Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описание

Смерть Сократа

Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описание

Портрет господина Лавуазье и его жены

Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описание

Ликторы приносят Бруту тела его сыновей

Жак-Луи Давид был преданным сторонником революции, другом Робеспьера и членом Якобинского клуба.

Jacques-Louis David, в отличие от тех, кто уехал из страны от огня революции, остался, чтобы помочь разрушить старое правительство, он отдал свой голос за казнь короля Франции Людовика XVI (это было причиной развода с его женой, придерживающейся других взглядов).

Некоторые полагают, что Давид именно в этот период создал свои лучшие работы в классическом стиле.

Его личность играла здесь не последнюю роль: кипучий темперамент, эмоциональность, неуемный энтузиазм, стремление к независимости – все это было обращено против существовавшего режима, а также против Королевской академии живописи и скульптуры, члены которой не одобряли его работ и республиканских позиций (она была упразднена по инициативе художника).

Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описание

Портрет графа Станислава Потоцкого

Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описание

  • Андромаха у тела Гектора
  • Портрет доктора Альфонсо Леруа
  • Любовь Париса и Елены

В 1789 г. Жак-Луи Давид пишет картину «Клятва на поле для игры в мяч» (сохранился лишь эскиз этой картины) — символ национального единства против старого режима — это было попыткой запечатлеть исторический момент в истории будущей республики.

Но герои 1789 г. стали врагами в 1792 г. – произошел раскол между консерваторами и радикальными якобинцами. Художник отрекается от клятвы, данной на теннисном корте. С этих пор Давид оставляет радикальные методы выражения своих взглядов, и стремится к метафоричности.

Клятва на поле для игры в мяч

В 1793 г. Jacques-Louis David пишет картину «Смерть Марата». Марат – член Национальной Ассамблеи, журналист, друг Давида, был убит приверженкой оппозиционной партии Шарлоттой Корде ножом. Художник достаточно быстро выполнил эту картину, но образ убитого республиканца получился простым и мощным.

Смерть Марата

После казни французского короля разразилась война, революция был достаточно кровопролитной. Жак-Луи Давид был арестован и помещен в тюрьму.

Именно там он задумал свою картину «Собинянки, останавливающие битву между римлянами и собинянами» (или «Вмешательство собинянок») – это идея преобладания любви над социальными вооруженными конфликтами.

Давид задумал создать новый стиль для этой картины — «греческий стиль», в отличие от «римского стиля» из его более ранних исторических картин.

Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами (Вмешательство сабинянок)

На закате революционного движения, его бывшей жене удалось добиться освобождения Давида из тюрьмы. Он вновь женился на ней в 1796 году. С этого времени он достаточно много времени проводил у себя в мастерской, занимался с учениками и по большей части ушел из политики.

  1. Портрет маркизы де Сорси де Толлюсон
  2. Портрет Пьера Серизиа
  3. Портрет мадам Аделаиды Пасторе
  4. Портрет тюремщика
  5. Портрет голландского посланника в Париже Якобуса Блаува
  6. Портрет Жан Бон Сент-Андре
  7. Портрет мадам Эмили Серизиа и ее сына
  8. Портрет мадам де Вернинак
  9. Портрет Жоржа Руже
  10. Портрет мадам Рекамье

Отдельной главой творчества Давида было его отношение к Наполеону Бонапарту — художник был его поклонником с их первой встречи. После провозглашения Империи в 1804 г. Жак-Луи Давид стал официальным придворным живописцем.

  • Наполеон на перевале Сен-Бернар
  • Император Наполеон в своем кабинете в Тюильри
  • Зинаида и Шарлотта Бонапарт
  • Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года

После возвращения Бурбонов к власти, Жак-Луи Давид отказался от работы при дворе, предпочтя изгнание в Брюссель. Там он спокойно прожил остаток своей жизни с женой. В то время он рисовал мифологические сюжеты, портреты граждан Брюсселя и наполеоновских сподвижников. Художник умер в 1825 г., перенеся инсульт.

  1. После его смерти, некоторые работы были выставлены на аукцион в Париже, продаваясь за очень незначительные суммы.
  2. Портрет папы Пия VII
  3. Сафо и Фаон
  4. Портрет Маргариты-Шарлотты Давид
  5. Леонид I при Фермопилах
  6. Портрет графини Вилаин XIII и ее дочери
  7. Портрет Етьена Морриса Герра
  8. Купидон и Психея
  9. Портрет Эммануеля Жозефа Сийеса
  10. Путешествие Телемаха
  11. Марс, обезоруженный Венерой
  12. Гнев Ахилла

Нужно отметить, что Жак-Луи Давид имел глубокую рану на лице, полученную при фехтовании. Это рана прорисована во многих автопортретах художника, она задевает некоторые ветви лицевого нерва.

Эта травма привела к тому, что художник имел трудности в проговаривании некоторых звуков, движении лицевых мышц, к тому же она привела к образованию нароста на щеке.

Это было препятствием в его активной социальной жизни, так как отличительной чертой социальной культуры Франции18 века была ораторское умение.

Не смотря на всю критику, что обрушилась на творчество Жак-Луи Давида после его смерти, его вклад в развитие изобразительного искусства 18 века бесценен.

Художник жил в эпоху перемен и был их непосредственным участником. Jacques-Louis David стал крупнейшим представителем французского классицизма, главной целью которого было выразить идеалы свободы через образы античности.

28.08.2013 в 06:22

Источник: http://bianki.mypage.ru/illjustracii/jak-lui_david_jacques-louis_david_znamenitiy_francuzskiy_hu.html

Давид

Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описание Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описание Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описание Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описание Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описание Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описание Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описание Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описание Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описание Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описание

Клятва в зале для игры в мяч 29 июня 1789 года

Давид Жак Луи (1746— 1825) «Смерть Марата» . 1793 Холст, масло. 165 x 128, 3 Музей современного искусства, Брюссель. Неоклассицизм

Марат Жан Поль (1743— 93) — деятель Великой французской революции, учёный, публицист, практикующий врач. С началом революции Марат оставил научные занятия, посвятив себя служению восставшему народу. Издавал газету «Друг народа» . В 1792 г. был избран в Конвент. В апреле 1793 г.

Марат был арестован и предан суду Революционного трибунала; однако был оправдан и с триумфом возвращен в Конвент. Вместе с Робеспьером руководил подготовкой народного восстания 31 мая — 2 июня 1793 г. , свергнувшего власть Жиронды.

Тяжёлая болезнь помешала Марату активно участвовать в деятельности Конвента после установления якобинской диктатуры.

Шарлота Корде

Шарлотта Корде. Картина художника Бодри (1868)

Исполненный пером с натуры рисунок хранится в музее Версаля. На листе бумаги, которому придана форма восьмиугольника (четыре угл отсечены прямыми линиями, и в каждом из них написано по одному слову: «Марату — другу —народа— Давид» ),

Читайте также:  «четыре апостола», альбрехт дюрер — описание картины

Надпись на деревянной тумбе: À MARAT DAVID l’an deux — «Марату Давид, второй год» (имеется в виду 1793 год — второй год после установления во Франции республики). Подобные эпитафии часто встречаются на античных надгробиях.

Деловые бумаги, лежащие под левой рукой Марата, — документальная подробность, одновременно символизирующая незавершенность деятельности революционера.

Письмо в левой руке убитого: « 13 июля 1793 года. Мария Анна Шарлотта Корде. Гражданину Марату. Я очень несчастна и уже потому вправе рассчитывать на Ваше великодушие» . Марат широко занимался благотворительностью, но Корде пришла к нему не с прошением, а с сообщением о некоем мифическом заговоре. Однако подлый донос явно не вписывается в общий героическомонументальный строй картины.

Записка, лежащая на тумбе: «Отдайте этот ассигнат той матери шестерых детей, чей муж умер за родину» . На ней — сам ассигнат достоинством 5 ливров (по покупательной способности это примерно 15 евро). Вполне возможно, что это были последние средства Марата.

Заплатки на простыне и щербины на деревянной тумбе должны подчеркнуть аскетический образ жизни Марата.

Рана на груди революцион ера напоминает рану Христа, которому Лонгин Сотник нанес копьем «удар милости» в левую сторону груди.

Сумрачное пространство на заднем фоне — образ вечности, в которой должен остаться образ Марата.

Нож, брошенный Шарлоттой Корде. Нож, в отличие от кинжала, считался символом подлого убийства.

Перо в руке убитого революционера- публициста — орудие его борьбы. И если нож ассоциировался с бесчестным преступлением, то перо в христианской иконографии было символом веры, надежды и любви — качествами, которыми в глазах современников Марат, бесспорно, обладал

Полотенце на голове Марата — явная аллюзия на терновый венец Христа. С другой стороны, здесь прочитывается и намек на тюрбан восточного мудреца.

13 июля 1793 г. , спустя полтора месяца после якобинского переворота, Марат был заколот в своей квартире дворянкой по имени Шарлота Корде. Картина «Смерть Марата» была закончена художником меньше чем за три месяца и повешена в зале заседаний Конвента.

Давид, посетивший Марата накануне его смерти, , а затем назначенный распорядителем похорон, хорошо знал обстоятельства убийства. В момент гибели Марат сидел в ванне — из-за кожной болезни он был вынужден так работать и принимать посетителей. Не являются вымыслом художника и залатанные простыни, и простой деревянный ящик, заменявший стол.

Однако сам Марат, тело которого было обезображено болезнью, под кистью Давида превратился в благородного атлета, подобного античному герою. Простота обстановки придает зрелищу особую трагическую торжественность.

Ванна напоминает саркофаг; ящик, на котором начертано посвящение «Марату — Давид» , — выразительный рубеж, разделяющий погибшего и зрителей; пустое сумеречное пространство фона — образ вечности, где пребывает павший герой.

Первый план картины залит идущим сверху светом; тело Марата и предметы вокруг, написанные плотными мазками неярких, но предельно насыщенных красок, почти осязаемы. Нейтральный фон исполнен в более легкой и зыбкой манере, в его темной глубине тускло светятся искорки мазков.

Все детали несут определенный смысл: нож на полу — орудие мученичества Марата; зажатое в руке окровавленное письмо Корде — ее притворная просьба о помощи; лежащая рядом с чернильницей ассигнация — видимо, последние деньги, которые Марат собирался отдать просительнице. Это «документальное» воспроизведение его милосердия, которым коварно воспользовалась убийца, не соответствует историческим фактам: на самом деле Корде проникла к нему под предлогом доноса. Картина «Смерть Марата» — политический миф, созданный Давидом, но миф красивый и возвышенный, в котором реальность сплетается с вымыслом.

Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами

Некогда похищенные у безоружных сабинян девушки, ставшие женами римлян, на поле боя пытаются остановить и примирить своих враждующих мужей и братьев. 'Слепая ярость, внезапно укрощенная сердечным порывом', — так выразил идею картины один из друзей Давида.

Напомним, на дворе 1799 год, выставка открывается через месяц после того, как вернувшийся из военного похода в Египет генерал Бонапарт разогнал законодательную власть и стал первым консулом. Франция, и без того залитая кровью, стоит на пороге войны со всей Европой. . .

и в это время Давид показывает полотно, отрицающее воинскую романтику, прославление героизма, противопоставляя им любовь матери к ребенку, сестры к брату, жены к мужу.

Следующим логически закономерным поступком Давида, который пришелся уже на первый месяц первого года нового XIX века, стал его отказ от назначения специальным декретом Бонапарта на почетный пост 'художника правительства'.

Давид Жак Луи (1746— 1825) «Наполеон при переходе через Сен-Бернар» . 1800 Холст, масло. 260 x 221 Национальный музей Версаля и Трианонов

В 1799 г. в результате очередного государственного переворота к власти пришёл Наполеон Бонапарт. Давид, как и многие бывшие революционеры, радостно приветствовал это событие. В картине «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» художник изобразил своего нового героя возвращающимся из победоносного похода в Италию.

Неподвижная, как монумент, фигура полководца на вздыбленном коне возвышается на фоне безжизненных линий горных хребтов: кажется, что весь мир замер, послушный властному жесту победителя.

Камни под ногами коня — своеобразный пьедестал: на них выбиты имена трёх великих завоевателей, прошедших этой дорогой, — Ганнибала, Карла Великого и самого Наполеона.

Давид Жак Луи (1746— 1825) «Велизарий, просящий подаяние» . 1781 Холст, масло. 288 x 312 Музей изящных искусств, Лилль

Велизарий (ок. 505— 65) — знаменитый полководец византийского императора Юстиниана. Вершиной его военной карьеры было освобождение большой территории Италии от готов. Впоследствии был обвинен в заговоре против императора, лишен всех наград и заточен в тюрьму. Позднее его невиновность была доказана.

Существует легенда о том, что в наказание за измену он был лишен зрения, и в старости, больной и беспомощный, был вынужден скитаться по улицам Константинополя, выпрашивая подаяние. На картине изображен с мальчиком-поводырем, протягивающим прохожим нищенскую суму.

Проходящий мимо солдат с удивлением узнает в жалком нищем знаменитого полководца Велизария.

Давид Жак Луи «Коронование Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 г. » . 1805 — 1807 Холст, масло. 621 x 979 Лувр, Париж

Картина была создана Давидом по заказу самого Наполеона I. На ней изображён эпизод коронации императора, произошедший 2 декабря 1804 года в соборе Парижской Богоматери. Давид выбрал момент, когда Наполеон коронует Жозефину, а папа Пий VII даёт ему своё благословение.

1. Наполеон I 2. Жозефина Богарне, первая жена Наполеона 3. Летиция Рамолино — мать Наполеона, не присутствовавшая на коронации 4. Луи Бонапарт, брат Наполеона, впоследствии — король Голландии Людовик I 5. Жозеф Бонапарт, старший брат Наполеона, впоследствии — сначала король Неаполя, затем король Испании Иосиф I 6.

Наполеон-Шарль, старший сын Людовика Бонапарта и Гортензии Богарне, племянник Наполеона и его наследник 7. Сёстры Наполеона 8. Шарль-Франсуа Лебрен, третий консул Франции 9. Жан-Жак де Камбасерес, второй консул Франции, автор Гражданского кодекса Наполеона 10. маршал Александр Бертье, начальник штаба Наполеона и его военный министр 11.

Шарль де Талейран-Перигор, министр иностранных дел и великий камергер 12. маршал Иоахим Мюрат, муж сестры Наполеона Каролины 13. папа Пий VII 14. художник Жак-Луи Давид 15. Мехмет-Халет Эфенди, посол Османской империиво Франции 16. египтянин Рафаэль де Монахис, личный переводчик Наполеона во время Египетского похода 17.

Элизабет-Элен-Пьер де Монморанси- Лаваль, придворная дама Жозефины

по отношению к папе и религиозной стороне сцены: роскошные драпировки, помпа, предполагаемая композицией, не создают атмосферы благоговения, но являются полной профанацией возвышенности. Это главная непочтительность картины.

Давид — революционер: он превращает Нотр-Дам более в театр профанов, нежели дом Бога. — по отношению к Наполеону, который видит законченную картину, Давид зашел еще дальше: Император заставил художника изменить сцену, в которой папа держит обе руки на коленях, совершенно пассивно относясь к происходящему.

Он восклицает: «Я не заставлял его приехать из такой дали, чтобы ничего не делать!»

Папа Римский появился в соборе Парижской Богоматери к гимну «Tu es Petrus» .

В момент коронации, как только Пий VII произнес: «Получают императорскую корону…» , Наполеон неожиданно повернулся, жестом дал понять Папе, что сам знает, что делать дальше: сам надел «корону Карла Великого» , потом заменил ее на золотой лавровый венок. Затем короновал, ставшую перед ним на колени Жозефину. Ограниченному в действиях Пию VII, ничего не оставалось, как объявить всем на латыни: «Император навсегда!

Мари-Этьен Нито – известный парижский ювелир, основавший ювелирный дом Chaumet в 1780 году. Он изготовил для знаменитой клиентки Жозефины коронационную тиару — усыпанную 1040 бриллиантами, диадему «Лавровый венок» и пять роскошных гарнитуров (диадема, ожерелье, браслет, пояс, серьги, гребень, булавка) ко 2 декабря 1804 года.

Давид Жак Луи (1746— 1825) «Портрет Наполеона» . 1812 Холст, масло. 203, 9 x 125, 1 Национальная галерея искусства, Вашингтон

Считается, что данное изображение Наполеона самое правдивое и точное. Французский полководец предстает зрителю в своем личном кабинете. Его интерьер соответствует натуре хозяина.

Наполеон уделил особое внимание тому, что должно быть изображено на его портрете. На его груди расположены награды. Данная работа Давида была не единственной, где он изображал императора Франции. Но она явилась завершающей.

Здесь наполеон уже не молодой, слегка располневший мужчина, уставший от былых сражений.

Также мы можем видеть свернутые бумаги, с которыми император работал перед тем, как к нему пришел Давид.

Догорает свеча, повествуя нам о том, что ночь была длинной, и Наполеон трудился при ее свете. Безусловно, по изображению полководца в его кабинете можно убедиться в гениальности художника.

Вокруг все уставлено роскошной, дорогой мебелью с выразительными элементами отделки, присутствуют перо и чернильница, а также том Плутарха. Диван, кресло и ампирный стол очень массивные, соответствующие личности, для которой они были созданы.

Старинные часы, которые знают, сколько Наполеон проводит жизненного времени, работая в стенах этого кабинета. Император изображен, как гостеприимный хозяин, который с удовольствием принял художника. Он выглядит торжественно, за счет белой одежды.

Источник: https://present5.com/david/

Художник Жак-Луи Давид

Жак-Луи Давид
родился 30 августа 1748 года в Париже в семье торговца галантереей. В конце
1757 года его отец погиб на дуэли. Его воспитывали родственники – семьи Бюрон и
Демезон. Жак-Луи рано проявил страсть к рисованию, что даже мешало школьным
занятиям.

Читайте также:  «христос в доме марии и марфы», фридрих овербек — описание картины
Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описание
Жак-Луи Давид, автопортрет

Мальчика определили
в ученики к профессору Ж-М Вьену. Согласно обычаю Вьен велел Давиду записаться
в Академию, и в сентябре 1766 года в ее списках появилась следующая запись:
«Жак-Луи Давид, художник, уроженец Парижа, семнадцати лет, находится под
покровительством г-на Вьена, проживает у своего дяди, архитектора, на улице
Сен-Круа де ла Бретонри, напротив улицы дю Пюи».

Долгое время
Давид безуспешно пытался завоевать Римскую премию, дающую возможность завершить
художественное образование двухлетним обучением в Риме. Только в 1774 году с
картиной «Врач Эразистрат обнаруживает причину болезни Антиоха» он добивается
цели. В следующем году Давид уезжает в Италию.  Живя в Италии, Давид долгое время не проявлял особенного интереса к античности.

Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описание
«Врач Эразистрат обнаруживает причину болезни Антиоха»

В 1780 году,
после возвращения в Париж, Давид пишет картину «Велизарий, просящий подаяния».
Показанная в Салоне 1781 года среди других картин, она приносит художнику
звание «причисленного» к Академии.

Успех Давида
был блистательным, и он писал своей матери: «Если Вы приедете в Париж
посмотреть в Салоне мои картины, Вы заранее догадаетесь, где они висят, по
устремляющейся туда толпе. Важные господа, «голубые ленты» желают
увидеть автора – наконец-то я вознагражден за былые невзгоды».

Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описание
«Велизарий, просящий подаяния», Жак-Луи Давид

В 1782 году
Давид женится на Шарлотте-Маргарите, дочери состоятельного подрядчика Пекуля.
Через год он становится «академиком». Художник получает королевский заказ на
картину «Клятва Горациев». Для ее написания он в 1783 году почти на год оставил
Париж и работал в Риме, куда последовали за ним жена и ученики.

В августе
1784 года картина окончена. Успех ее в Риме огромен. Отряд карабинеров вынужден
был постоянно дежурить у мастерской художника, чтобы наводить порядок в потоке
желающих.

Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описание
«Клятва Горациев», Жак-Луи Давид

После успеха
«Клятвы Горациев» встал вопрос о второй картине для короля. В 1787 году заказ
получен, и Давид решил остановиться на сцене после казни сыновей Брута. Но картину
«Ликторы приносят Бруту тела его казненных сыновей» (1789) власти запретили
показывать публике. С большим трудом художник добился разрешения выставить ее в
Салоне 1789 года.

17 сентября
1792 года Давид был избран депутатом Конвента. Через месяц он становится членом
Комиссии искусств и Комиссии Народного образования и принимает активнейшее
участие в осуществлении революционных преобразований в области культуры.

Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описание
«Ликторы приносят Бруту тела его сыновей»

Во время суда
над Людовиком XVI Давид голосует за смертный
приговор тирану, несмотря на неприязнь многих своих прежних друзей и
противодействие жены. В итоге Шарлотта-Маргарита разводится с Давидом и
переезжает к отцу.

13 июля 1793
года убит Марат. Конвент не только возлагает на Давида организацию
погребального шествия, но и поручает ему увековечить своей кистью «Друга
народа». На этот раз не приходится подогревать чувства широких масс: весь
народ, глубоко взволнованный, оплакивает великого трибуна.

Спустя два
часа после смерти Марата Давид, склонившись над трупом, рисует лицо, обернутое
белым полотном, из-под которого выбиваются пряди волос. Позднее он пишет портрет Марата. Самая манера письма Давида изменилась. Художник отказался от мелких мазков, наложенных один на другой. Мазки его более решительны и жирны.

Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описание
«Смерть Марата», Жак-Луи Давид

Портрет этот
тоже предназначен в дар Конвенту: он создан главным образом, чтобы растрогать и
взволновать широкие массы, он правдив и искренен, в нем нет никаких ухищрений,
никакой символики.

Во время
контрреволюционного переворота 9 термидора Давида арестовывают и заключают в
Люксембургскую тюрьму.

В это время он создает свой единственный пейзаж – вид
Люксембургского сада из окна камеры, где реалистическое изображение подчинено
строгой геометрической схеме.

Лишь после долгих усилий, ходатайств и оправданий
судебное преследование прекращается. После чего Давид более политикой не
занимается.

Художник
вновь обращается к образам античности и пишет «Сабинянок» (1799). Еще до завершения картины Давид совершил поступок, вызвавший резкую критику. Получив в Лувре от Директории большой зал бывшей Академии архитектуры, он 21 декабря 1799 года выставил в нем свою картину, введя для публики входную плату в размере 1 франк 80 сантимов.

Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описание
«Сабиянки», Жак-Луи Давид

Это новшество
– плата за вход – шокировало многих, хотя художник позаботился о том, чтобы
обосновать его в брошюре, изданной для выставки. Прежде всего, он перечислил
прецеденты: Зевксис в античности, художники, работавшие в Англии, начиная от
ван Дейка и кончая современными. Далее он подчеркнул действительно реальные
трудности работы исторического живописца.

Затем очень
умело он представил платные выставки как средство приблизить к искусству
«народ» и избежать того, чтобы полотно или статуя стала «добычей
богача», часто иностранца. И, действительно, выставка, длившаяся пять лет,
имела у публики большой успех и принесла Давиду крупную сумму, впоследствии
почти удвоенную продажей картины Людовику XVIII».

После
переворота 9–10 ноября 1799 года, осуществленного Наполеоном Бонапартом, Давид
был назначен живописцем правительства. Вскоре он создает картину «Бонапарт при
переходе через Сен-Бернар» (1800).

Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описание
«Бонапарт при переходе через  Альпы»

После
объявления Наполеоном себя наследником революции Давид становится его приверженцем
и в 1804 году получает титул «Первого художника императора». В честь Бонапарта
он пишет большое историческое полотно – «Коронация Наполеона I» (1805–1807). Картина имела огромный успех в Салоне 1808 года, и
Наполеон произвел художника в офицеры ордена Почетного легиона.

Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описание
«Коронация Наполеона I»,  Жак-Луи Давид

После
изгнания  Бонапарта и реставрации власти
Бурбонов Давид был вынужден в 1816 году уехать в Брюссель. Там, оставаясь
удивительно современным и достоверным портретистом своей эпохи, он пишет
преимущественно портреты бывших членов Конвента и актеров, которые, как и он,
должны были покинуть Францию.

Днем Давид
трудился в мастерской, а вечерами любил слушать музыку, посещал театр. В один
из таких вечеров возвращающегося со спектакля художника сбила повозка. В
тяжелом состоянии его доставили домой, где 29 декабря 1825 года он и умер.

Источник:

«100 великих художников», Самин Д.К.

Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, ссылку на источник sundukistorii.blogspot.com. 

Источник: http://sundukistorii.blogspot.com/2016/10/blog-post.html?m=1

СОШ 8 Подольск, творчество Давида

Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описание

Автопортреты Давида

Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описаниеАвтопортрет, 1794, Лувр, Париж Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описаниеАвтопортрет, 1789 Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описаниеАвтопортрет, 1781,Уффици, Флоренция

Давид Жак Луи (Jacques Louis David) (1748-1825), французский живописец, представитель классицизма. Учился в Королевской академии живописи, изучал античное искусство в Риме.

Давид стал основоположником и признанным лидером так называемого революционного классицизма.

Для произведений Давида стремление выразить героические свободолюбивые идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории («Смерть Сократа», «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей»). Возвышенность замысла, чеканная барельефность композиции, особенно ярко воплотились в картине «Клятва Горациев», воспринятой обществом как призыв к революционной борьбе. Воодушевленный событиями Великой французской революции, Давид был активным её деятелем, членом Конвента, организовывал революционные празднества в Париже, создал Национальный музей в Лувре. С конца 1790-х годов Давид вновь обращается к драматическим событиям классической древности, воссоздавая античность как мир идеальной красоты и вечной гармонии, разрешающей все противоречия жизни («Сабинянки, останавливающие сражение между сабинянами и римлянами»).

С 1804 года Давид, «первый художник» Наполеона, писал парадные композиции и портреты («Наполеон при переходе через Сен-Бернар», «Коронование Жозефины»).

После реставрации власти Бурбонов, Давид был вынужден уехать в Брюссель. Давид был учителем Гро, Жерара, Энгра и многих других французских художников.

Картины Давида на мифологические и античные сюжеты:

Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описаниеАполлон Рё Артемида убивают детей РќРёРѕР±С‹ Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описаниеЮпитер Рё Антиопа Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описаниеКупидоннаказан
Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описаниеПарис Рё Елена

Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описаниеТелемах Рё Евхарсис, 1822
Гнев Ахилла во время жертвоприношения �фигении Амур и Психея, 1817
Гектор, 1778 Патрокл, 1780
Погребение Патрокла, 1778 Андромаха у тела Гектора
Марс, обезоруживаемый Венерой и грациями, 1824 Марс, обезоруживаемый Венерой и грациями, 1824 Сафо и Фаон, 1810
Смерть Сократа, 1787, Музей Метрополитен, Нью-Йорк Смерть Сенеки, 1773, Музей Пти Пале, Париж
Бой Марса и Минервы, 1771, Лувр, Париж Апеллес пишет Кампасу, 1813,Музей изящных искусств, Лилль

Александр Македонский, восхищаясь выдающейся красотой своей возлюбленной куртизанки Кампаспы, попросил своего друга и придворного художника Апеллеса написать ее обнаженной. Художник, работая над портретом, влюбился в нее, после чего Александр, вникнув в ситуацию, «преподнес Апеллесу Кампаспу в дар, доказывая себе, что хотя он и огромный царь в отваге, но ещё больше велик в самообладании». Так описывает эту историю Плиний Старший.
Апеллес создал известную в древности картину, изображающую Венеру («Афродита Анадиомена»), рожденную из моря, и Плиний полагает, что как раз Кампаспа послужила моделью для этой Венеры (другие античные авторы называют, кроме того, Фрину). В 1960-м году раскопали неплохо сохранившуюся фреску в Помпеях, где изображен схожий сюжет с Венерой. Некоторые исследователи считают, что эта фреска может быть римской копией картины Апеллеса.

Купидон и Кампаспа

      Ей РЅР° лобзанья РљСѓРїРёРґРѕРЅ       Проигрывал Р·Р° РєРѕРЅРѕРј РєРѕРЅ:       РћРЅ проиграл колчан Рё лук,       Венеры голубей Рё цуг       РЎРІРѕРёС… веселых воробьев,       РќРѕ дальше был играть готов;       Поставил СѓСЃС‚ СЃРІРѕРёС… коралл       Р� цвет ланит — Рё проиграл.       Засим поставил свет чела —       Его Кампаспа отняла.       Глаза поставил, наконец —       Р� РљСѓРїРёРґРѕРЅ теперь слепец.       Любовь! Так поступив СЃ тобой,       Что сделает РѕРЅР° СЃРѕ РјРЅРѕР№?
Джон Лили (английский драматург,

один из предшественников Шекспира)

Влюбленность Апеллеса к своей модели стал о источником вдохновения для художников и популярным сюжетом в живописи XVI-XIX веков, а само имя Кампаспа стало нарицательным.

Плач Каллиопы по Гомеру, 1812
Клятва Горациев, 1784
Леонид при Фермопилах, 1814

Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789 Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789
Врач Эразистрат обнаруживает причину болезни Антиоха, 1774 Врач Эразистрат обнаруживает причину болезни Антиоха, 1774

�стория любви царевича Антиоха к своей мачехе Стратонике стала известна благодаря труду Плутарха «Сравнительные жизнеописания. Деметрий».

Читайте также:  Описание картины «богатыри. (три богатыря)» васнецова, история картины

В XVIII и XIX веках фабула семейной драмы накалом страстей и нравственной чистотой ее участников привлекла музыкантов, писателей и художников, и подвигла их на создание большого числа произведений искусства. Только живописных полотен известно более тридцати. Тема «Антиох и Стратоника» стала излюбленной для нидерландских, французских и итальянских художников.
Антиох, сын основателя династии Селевка, правившего после смерти Александра Великого, влюбился в свою мачеху Стратонику. Считая, что его страсть безнадежна, он начал искать способа, покончить с собой, представившись больным — он стал морить себя голодом.

Придворный врач Эрасистрат быстро догадался о природе его недуга: сидя в спальне Антиоха и наблюдая за его реакцией на приходивших к нему дам, он вскоре понял, которая из них была причиной душевного расстройства Антиоха. Эрасистрат сообщил об этом Селевку, который в слезах объявил о своем отречении от престола и о передаче Антиоху не только своего царства, которое тот унаследовал бы в любом случае, но и своей жены. �ногда в углу, но не у всех художников, изображен ее муж Селевк. Смысл всех живописных полотен в том, что на них изображен момент, когда мудрый лекарь догадывается об истинной причине болезни своего пациента.

Сабинянки, останавливающие сражение, 1799, Лувр, Париж

Картины Давида на библейские сюжеты:

Святой Рох молит Мадонну об исцелении зачумленных Велизарий получает милостыню Христос на кресте

Портреты и другие картины Давида:

Бонапарт на Сен-Бернарде, 1801 Наполеон в рабочем кабинете, 1812 Наполеон в императорском одеянии, 1805

Коронация Наполеона I

Шарлотта и Зинаида Бонапарт, 1821 Госпожа Бюрон, 1769 Мари Франсуа Бюрон, 1769
Маргарита-Шарлотта Давид, 1813 Графиня Вилейн с дочерью, 1816 Сюзанна ле Пеллетиер, 1804
Графиня Дерю, 1810 Госпожа Вернинак, сестра Делакруа, 1799 Госпожа Сарси-Телюссон, 1790
Госпожа Трюден, 1792, Лувр, Париж Госпожа Серизиа, 1795, Лувр, Париж Господин Серизиа, 1795, Лувр, Париж
Граф Станислав Потоцкий, 1781 Гаспар Майер, 1795 Супруги Лавуазье, 1788
Портрет юноши Альфонс Леруа, 1783 Мадам Пекоул, теща художника, 1784
Портрет девушки в тюрбане Весталка с цветами Смерть Марата, 1793
Туалет венецианки,1780 Мадам Рекамье, 1800 Мадам Рекамье, 1800

Источник: http://sschool8.narod.ru/Masters/A_David.htm

Ликторы приносят Бруту тела его сыновей

Живопись эпохи классицизма Картина французского художника Жака Луи Давида «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей». Размер картины 323 x 422 см, холст, масло. Ликторы (lictores) – y римлян официальные служители высших магистратов cum imperio, перед которыми они несли fasces (пучок розог и топор).

Число ликторов магистрата сообразовалось с его значением: консулы имели двенадцать ликторов, диктаторы – двадцать четыре, преторы в городе – два ликтора, а провинциальные наместники – шесть. Ликторы предшествовали магистрату один за другим, расчищали ему путь в толпе и наблюдали за тем, чтобы ему оказывали надлежащие почести.

Исполнение определенных магистратом наказаний также лежало на ликторах.

Брут, Люций Юний (Brutus) – сын Марка Юния и дочери Тарквиния Древнего. Предание гласит, что при преследованиях Тарквиния Гордого, который старался истребить всех членов семейства Брута вследствие притязаний их на трон, Брут, спасся лишь тем, что притворился полупомешанным, отчего и получил прозвище brutus.

Во время моровой язвы, посетившей Рим, он сопровождал сыновей Тарквиния к Дельфийскому оракулу, которому принес в дар золотой жезл, скрытый внутри деревянного. При этом жрица на вопрос сыновей царя, кто будет господствовать в Риме по смерти их отца, дала ответ: «Тот, кто первый поцелует мать». Сыновья Тарквиния положили решить дело жеребьем.

Брут, однако, тут же бросился ниц и прикоснулся своими губами к матери земле.

Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описание

Когда Лукреция, жена Коллатина, вонзила себе в грудь кинжал, не желая пережить бесчестие, которому подверглась от сына Тарквиния Гордого. Брут, бывший свидетелем смерти Лукреции, дал обет мстить роду Тарквиниев и принудил присутствующих произнесть такую же клятву.

Поспешив в Рим, Брут созвал народ и настоял на низложении царя, находившегося в лагере вне города, и на изгнании царского семейства.

Вместо царя высшею властью были облечены два консула, избиравшиеся на один год; Брут и Коллатин были первыми консулами (509 год до нашей эры).

Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описание

Тарквиний Гордый, получив известие о своем низвержении, поспешил в Рим, но нашел ворота запертыми и встретил отпор со стороны войска. Тогда он послал в Рим послов, которые должны были потребовать его частное имущество.

На это требование римляне согласились; посланные организовали, однако, заговор, в который были замешаны и оба сына Брута. Но один раб, по имени Виндиций, раскрыл заговор.

Брут присудил к смерти собственных сыновей наравне с другими заговорщиками, приказал ликторам исполнить приговор и сам присутствовал при исполнении его.

Перейти к следующей работе мастера ►

Источник: http://smallbay.ru/artclassicism/david_13.html

Давид Жак Луи (David Jacques Louis)

Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описаниеИмя: Давид Жак Луи (David Jacques Louis)
Годы жизни: 1748 — 1825 годы
Направление: Неоклассицизм
Биография: Родился 30 августа 1748 г. в Париже в семье богатого буржуа. Мальчик рано
обнаружил склонность к рисованию. В 1766 г. его приняли в Королевскую академию живописи и скульптуры, где учителем Давида стал художник Ж. М. Вьен, создававший картины на античные сюжеты. Закончив Академию, молодой живописец, как тогда было принято, отправился на стажировку в Италию. Там он провёл четыре года (1775—1779 гг.). По возвращении на родину Давид стал членом академии и регулярно участвовал в её выставках.

Уже в ранних работах мастера утверждалось торжество гражданского мужества и разума над бездумной жестокостью («Бой Минервы и Марса», 1771 г.). Теперь античные сюжеты прочно вошли в творчество художника.

Романтический гражданский дух был характерен для классицизма предреволюционной эпохи во Франции. Первой работой Давида в этом стиле является полотно «Велизарий, просящий подаяние» (1781 г.).

Эта подчёркнуто строгая картина, воспевающая стойкость истинного гражданина в невзгодах, сразу привлекла внимание зрителей.

Ещё большей популярностью пользовалось другое полотно Давида — «Клятва Горациев» (1784 г.) на сюжет из римской истории. Трое братьев из знатного рода Горациев одолели в битве с городом Альба-Лонга трёх своих противников. И хотя двое из братьев погибли, поединок закончился в пользу римлян, что принесло им быструю и бескровную победу.

Давид работал по государственному заказу: академия поощряла произведения, возбуждающие патриотические чувства. В 1787 г. живописец создал картину «Смерть Сократа», в 1789 г. — «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей». Последнее полотно было выставлено в революционном Париже уже после штурма Бастилии и сразу стало очень популярно.

На нём изображались такие знакомые парижанам картины — женщины оплакивают погибших.

С этого момента Давид стал признанным художником Французской революции. Картина «Клятва в зале для игры в мяч» (1791 г.) не была закончена мастером, так как большинство её героев — депутатов парламента — уже через год либо оказались в эмиграции, либо пали жертвами якобинского террора. В 1793 г.

Давид пишет композиции «Убитый Лепелетье» и «Смерть Марата», совмещая в них черты портрета и исторического полотна. Сам художник являлся депутатом Конвента, участвовал в создании новых революционных праздников. Именно ему была поручена организация Национального музея в Лувре.

После прихода к власти Наполеона I Давид стал главным придворным живописцем. Он оказался необыкновенно плодовит, сделал множество портретов императора («Наполеон при переходе через Сен-Бернар», 1800 г., и др.), его жены Жозефины, придворных («Мадам Рекамье», 1800 г.; портреты четы Серизиа, 1795 г.

) и генералов, а также запечатлел торжественные события («Коронация», 1805—1807 гг).

После поражения Наполеона Давид был вынужден уехать в Брюссель (1816 г.), где и умер 29 декабря 1825 г.

citaty.su

Источник: https://mirovoeiskusstvo.ru/?page_id=923

Ликторы приносят Бруту тела казненных сыновей

Параллельно с «Парисом и Еленой» Давид начал работать над картиной «Ликторы приносят Бруту тела казненных сыновей», выставленной лишь в Салоне, открывшемся после взятия Бастилии, осенью 1789 г. Здесь Давид опять возвращается к древнеримской истории.

Эта тема полного торжества республиканского патриотизма и общественных идеалов над личными чувствами не могла в тот период не вдохновить Давида. В «Бруте», как и в «Клятва Горациев», двойной драматизм ситуации.

В то время как трупы сыновей вносят в дом, Брут сидит около статуи Правосудия, мрачный, но полный сурового самообладания, а в противоположной части картины, отделенной колонной, мать и сестры казненных бурно проявляют свое горе. Много непривычного в построении произведения оказалось здесь для зрителя.

Не было традиционного пирамидального расположения группы и выделения главной фигуры в центре: Брут помещен сбоку, б тени (что тоже было нарушением старых правил). Изображенная в картине мебель была написана по специально изготовленным образцам известного мастера Жакоба, которому Давид дал точные указания.

Именно эта, далеко не лучшая, картина Давида оказала особенно сильное воздействие на изменения в моде и в прикладном искусстве в сторону антикизации. Но восприятие произведения в дни начавшейся революции определялось в первую очередь ее идейным содержанием.

Ликторы приносят Бруту тела сыновей, Жак Луи Давид - описание

Ликторы приносят казненных сыновей Брутту

Самым важным было тогда то, что каждый видел в Бруте пример, которому надо следовать. Отсутствие цельности в композиции, известная театральность поз и жестов, тщательная, несколько суховатая выписанность предметов, отвлекающих от главного действия, — все это не принималось в ту пору во внимание.

Общественный отклик на появление картины был беспримерен. Авторитет Давида-художника и Давида-патриота возрос необычайно. Отнюдь не преувеличенными казались слова депутата Национального Собрания Любуа-Крансе в его речи 28 июня 1790 г.

в Якобинском клубе, когда он предлагал поручить Давиду запечатлеть сцену клятвы в зале для игры в мяч: «… Пусть самая энергичная кисть… передаст нашим потомкам то, что сделала для них Франция после десяти веков угнетения.

Мы скажем им: для того, чтобы оживить нашу мысль на полотне, мы избрали автора «Брута» и «Горациев», этого французского патриота, чей гений приблизил Революцию».

Поэтому совершенно закономерно, что Давид, так остро чувствовавший современность, из живописца, воплощавшего в своем искусстве революционные идеи, становится активным и убежденным участником революции. В первый период революции деятельность Давида ограничивается главным образом преобразованиями в области искусства и прежде всего его борьбой против королевской Академии.

Продолжение следует…

← Портрет и античность в работах Давида.Движение художников за реформу Академии →

Источник: http://artsabbia.by/liktory-prinosyat-brutu-tela-kaznennyx-synovej/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector