Крестьянки с хворостом — жан-франсуа милле

Главная ~ Картины великих ходожников XV — XX века ~ Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) ~ Милле, Жан-Франсуа — Крестьянки с хворостом
Крестьянки с хворостом - Жан-Франсуа МиллеПолный размер: 1144 х 1476 px. Открыть оригинал  |  Скачать на диск  

Другие картины «Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург)»:

Крестьянки с хворостом - Жан-Франсуа Милле

Милле, Жан-Франсуа — Пейзаж с двумя крестьянками

Крестьянки с хворостом - Жан-Франсуа Милле

Милле, Жан-Франсуа, прозванный Франциск — Пейзаж с Христом и учениками

Крестьянки с хворостом - Жан-Франсуа Милле

Миль, Ян — Шарлатан

Крестьянки с хворостом - Жан-Франсуа Милле

Миль, Ян — Охотники на привале

Крестьянки с хворостом - Жан-Франсуа Милле

Миль, Ян — Сцена из жизни лаццарони

Крестьянки с хворостом - Жан-Франсуа Милле

Миль, Ян — Привал охотников

Крестьянки с хворостом - Жан-Франсуа Милле

Миль, Ян — Жанровая сцена

Крестьянки с хворостом - Жан-Франсуа Милле

Миль, Ян — Гавань

Крестьянки с хворостом - Жан-Франсуа Милле

Миль, Ян — Дорога в Римской кампани

Миль, Ян Салуччи Алессандро — Архитектурный пейзаж

Минарц, Тони — Выход из Мулен-Руж

Миньон, Абрагам — Цветы в вазе

Количество просмотров: 69 Количество комментариев: 0

© Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Источник: https://www.beesona.ru/museums/hermitage/19801/

Фонд 1812 года on Twitter

Фонд 1812 года‏ @fond1812

22 февр. 2015 г.

165 лет назад родился Фёдор Александрович Васильев (1850-1873), великий русский художник.pic.twitter.com/XliFw7dwWm

Крестьянки с хворостом - Жан-Франсуа Милле

Крестьянки с хворостом - Жан-Франсуа Милле

Крестьянки с хворостом - Жан-Франсуа Милле

E. Skomorovskaya‏ @Skomorovskaya

22 февр. 2015 г.

В ответ @fond1812

@fond1812 Когда-то у нас в доме висело полотно Васильева-Старушка,собирающая хворост.Я зачарованно подолгу вглядывалась в картину.5-6 лет бы

Фонд 1812 года‏ @fond1812

22 февр. 2015 г.

В ответ @Skomorovskaya

@Skomorovskaya Ой! А я и не знаю про такую картину Федора Васильева… 🙁

E. Skomorovskaya‏ @Skomorovskaya

22 февр. 2015 г.

В ответ @fond1812

@fond1812 Я не о названии,о сюжете.-мне тогда была страшно интересна жизнь внутри картин.В доме было их было довольно много

Фонд 1812 года‏ @fond1812

22 февр. 2015 г.

В ответ @Skomorovskaya

@Skomorovskaya Понятно. Но я и картину такую (с таким сюжетом) у Васильева не представляю. это, кстати, совсем не означает, что таковой нет.

E. Skomorovskaya‏ @Skomorovskaya

22 февр. 2015 г.

В ответ @fond1812

@fond1812 Кстати,в Вашей подборке картина справа сразу мне остро напомнила то полотно.Этот серый,снежный,печальный мир

Фонд 1812 года‏ @fond1812

22 февр. 2015 г.

В ответ @Skomorovskaya

@Skomorovskaya М.б., это Жан-Франсуа Милле? «Крестьянки с хворостом» (Эрмитаж).

E. Skomorovskaya‏ @Skomorovskaya

23 февр. 2015 г.

В ответ @fond1812

@fond1812 Уважаемый Фонд!Я вспомнила подпись художника:Фёдоров.Какой Милле! Эта старушка,она спиной к зрителю,усталая,-это наша Россия.

Фонд 1812 года‏ @fond1812

23 февр. 2015 г.

В ответ @Skomorovskaya

@Skomorovskaya Понятно. Фёдоровых много. Такую картину я не знаю. Хотя «хворост» — южно-европейский сюжет. У нас и дров хватало.

Источник: https://twitter.com/fond1812/status/569606836694884352

Крестьянки с хворостом — Жан-Франсуа Милле

Крестьянки с хворостом - Жан-Франсуа Милле

Почти все творчество французского художника Милле посвящено крестьянам, их труду. На его полотнах они обычно поглощены повседневной работой: пасут стада, прядут шерсть, сбивают масло, собирают в поле колосья, мотыжат землю. Очень часто внимание Милле привлекает фигура бедняка, согнувшегося под тяжестью вязанки хвороста.

Картины на этот сюжет есть в Эрмитаже, Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и других собраниях.

Иногда Милле переводит этот печальный мотив в аллегорический план, и тогда усталая фигура с вязанкой становится персонажем из сказки Лафонтена «Дровосек»-перед крестьянином появляется Смерть, которую он позвал в отчаянии. Очевидно, в этом сюжете художник находит глубокий смысл.

Здесь скрещиваются несколько особенно близких ему тем — тяжелая борьба за существование, безрадостность вечного труда, человек среди неприветливой природы.

«Мне никогда не открывается светлая сторона жизни,- писал однажды Милле своему другу Сансье,- я не знаю, где она, я никогда ее не видел». Эти слова невольно вспоминаются перед эрмитажной картиной «Крестьянки с хворостом».

Ее глухие тона, словно расплывающиеся в серой сумеречной глубине, определяют минорный строй колорита. Две женские фигуры с огромными вязанками хвороста медленно бредут по лесной тропинке.

Монотонные повторы стволов как бы аккомпанируют из полумрака их замедленному движению.

Окружение едва намечено: неровные вертикали деревьев позади, куча камней справа и еще одна-две немногословные детали, но из этих беглых штрихов вырастает образ суровой природы. И цвет, и движение, и пластика — все выдержано в одном ключе, сосредоточенно-скорбном.

Но этими печальными нотами не исчерпывается замысел картины. Какими бы угнетенными ни выглядели женские фигуры, сильная и плотная живопись Милле придает им монументальность.

Крупные формы, обобщенный лапидарный рисунок, демонстративная неловкость медленного, но ритмичного и твердого движения изгоняют из произведения малейший оттенок сентиментальности — картина становится бескомпромиссной и мужественной прозой.

Это ощущение силы в изображении крестьян неизменно свойственно Милле и придает его работам серьезность и значительность.

Через два столетия после братьев Лененов французское крестьянство вновь находит глубокого и искреннего художника в лице Жана-Франсуа Милле.

Эти два столетия многое меняют — герои Милле утрачивают ту спокойную и уверенную ясность, которой отличаются персонажи Лененов, их жизнь окрашивается в более драматические и сумрачные тона.

Но неизменной остается твердость и молчаливая сила духа, которую эти художники разных эпох видят во французском крестьянине и которую они вкладывают в свои произведения.

Картина «Крестьянки с хворостом» поступила в Эрмитаж в 1922 году из Музея Академии художеств.

Источник: https://paintingplanet.ru/krestyanki-s-xvorostom-zhan-fransua-mille/

Милле Жан Франсуа ( 1814 — 1875 )

И классицизм, и романтизм были далеки от современной жизни, поскольку они идеализировали прошлое и в основном изображали сюжеты из давних времен.

В середине 19-го века ведущее место в изобразительнои искусстве Франции заняло направление реализм, которое более всего интересовалось современностью, повседневной жизнью обыкновенных людей.

Реалисты стремились передавать реально существующих людей, природу — без искажения и приукрашивания. При этом они отражали, конечно, и пороки современной жизни, стремясь помочь их устранению и исправлению.

Такое критическое направление в искусстве принято называть критический реализм, расцвет которого относится ко 2-й половине 19-го века.

Реализм во французской живописи заявил о себе прежде всего в пейзаже художников так называемой» барбизонской группы», получившей название от деревушки Барбизон близ Парижа, где художники подолгу жили и писали.

Одно время жил в Барбизоне Жан Франсуа Милле, очень известный французский художник — реалист. Он родился в крестьянской среде и навсегда сохранил связь с землей. Крестьянский мир — основной жанр Милле. Но пришел к нему художник не сразу.

Читайте также:  Описание картины "отпетый", перов, 1874

Из родной Нормандии в 1837 и в 1844 годах приезжал в Париж, где приобрел славу портретами и небольшими картинами на библейские и античные сюжеты.

Однако Милле сложился как мастер крестьянской темы в 40-х годах, когда приехал в Барбизон и сблизился с художниками этой школы.

С этого времени начинается зрелый период творчества Милле. Его героем отныне и до конца его творческих дней становится крестьянин. Подобный выбор героя и темы мало отвечал вкусам буржуазной публики, поэтому всю жизнь Милле терпел материальную нужду, но теме не изменил.

В маленьких по размеру картинах Милле создал обобщенный монументальный образ труженика земли («Сеятель» 1850). Он показал сельский труд как естественное состояние человека, как форму его бытия. В труде проявляется связь человека с природой, которая облагораживает его. Человеческий труд умножает жизнь на земле.

Этой идеей пронизаны картины «Собирательницв колосьев»,1857, «Анжелюс»,1859.

Для живописи Милле характерен предельный лаконизм, отбор главного, позволяющий передать общечеловеческий смысл в самых простых, обыденных картинах повседневной жизни. Милле достигает впечатления торжественной простоты спокойного мирного труда при помощи объемности изображения и ровной цветовой гаммы.

Большинство произведений Милле пронизано чувством высокой человечности, покоя, умиротворения.

Правдивое и честное искусство Милле, прославляющее человека труда, проложило пути для дальнейшего развития этой темы в искусстве второй половины 19-го века.

Источник: http://cvetamira.ru/mille-zhan-fransua-1814-1875

Читать онлайн "Государственный Эрмитаж" автора Пуликова Л. — RuLit — Страница 24

Жан-Франсуа Милле (1814–1875) Крестьянки с хворостом. Около 1852. Холст, масло. 37,5×29,5

Почти все творчество французского художника Жана-Франсуа Милле, как и братьев Ленен, посвящено крестьянам и их труду.

Однако в персонажах живописца нет того спокойствия и уверенности, которыми обладали герои Лененов, их жизнь окрашена в более драматические и сумрачные тона.

Обычно Милле пишет крестьян, занятых повседневной работой: они собирают в поле колосья и мотыжат землю, пасут стада или прядут шерсть. Автор неоднократно использовал сюжет с бедняком, согнувшимся под тяжестью вязанки с хворостом.

На картине «Крестьянки с хворостом» изображены две женские фигуры, медленно бредущие с огромными вязанками по лесной тропинке. Сумрачные тона определяют безрадостный настрой полотна.

Окружающий пейзаж едва различим: темные вертикали деревьев, наваленные камни справа, ощущение холодного вечера — из этих деталей вырисовывается образ суровой природы.

Крупные монументальные формы, обобщенный лаконичный рисунок, медленное и твердое движение — в работе нет и намека на сентиментальность, все выдержано в одном скорбном ключе.

Однажды Милле признался другу, что ему никогда не открывается светлая сторона жизни и он никогда не видел ее и не знает, что это. Именно эти слова художника невольно вспоминаются при взгляде на представленную картину.

Жан-Батист Коро (1796–1875) Пейзаж с озером. Конец 1860-х-начало 1870-х. Холст, масло. 53×65,5

Выдающийся художник-романтик Жан-Батист Коро был близок к барбизонской школе, хотя начал работать еще задолго до своих поездок в деревню Барбизон. Помимо пейзажей он писал картины на мифологические темы, декоративные панно, был прекрасным портретистом. Коро создал собственную живописную манеру, основанную на тонких соотношениях серебристо-серых и жемчужно-перламутровых тонов.

В картине «Пейзаж с озером» сквозь просвет в чаще леса открывается вид на озеро и далекую деревню. Ветви деревьев, сплетаясь, напоминают театральные кулисы.

От краев холста по направлению к центру композиции изображены черные силуэты деревьев, которые постепенно становятся все более прозрачными и наконец растворяются в световом потоке.

В этом пейзаже художник избегает всего, что может увести в сторону от созерцания красоты природы, он с удовольствием передает градации насыщенного зеленого цвета.

Пейзажам Коро свойственен искренний и тонкий лиризм. Каждое полотно мастер стремится наделить спокойствием и душевной чистотой. Его искусству чуждо состояние тревоги или грусти, произведения живописца композиционно уравновешенны и гармоничны.

Клод Моне (1840–1926) Дама в саду Сент-Андресс 1867. Холст, масло. 82×101

Клод Моне — французский живописец второй половины XIX века, один из основателей направления импрессионизма в искусстве. В своих произведениях он стремился уловить неповторимость и изменчивость природы в определенный временной промежуток. Творчество Моне разнообразно, но любимой его темой являлись пейзажи, которые целиком создавались на пленэре.

«Дама в саду Сент-Андресс» относится к ранним работам Моне, в которых он любил изображать людей на фоне летнего пейзажа. Художник стремился сделать человеческую фигуру частью природы, то есть одного целого, окружить ее светом и воздухом.

Живописец прекрасно передал ощущение яркого солнечного дня, под его кистью горят лепестки распустившихся цветов, сияет белый наряд женщины, переливается и колышется зеленая трава. В импрессионистической палитре мастера — исключительно чистые и звонкие цвета.

Композиция картины не случайна, она предельно продумана для того, чтобы еще более усилить ощущение естественности запечатленного на холсте пейзажного мотива.

Эдгар Дега (1834–1917) Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия) 1875. Холст, масло. 78,4×117,5

Источник: https://www.rulit.me/books/gosudarstvennyj-ermitazh-read-433673-24.html

Жан Франсуа Милле

  • Министерство образования и 
    науки РФ
  • институт искусств
  • Реферат
  •  по дисциплине «История искусств»
  • на тему:
  • «Жан Франсуа Милле»
  • Выполнил:

Семянников И.А.

Проверил:

Гвоздю Л.А.

  1. г. Саратов, 2013
  2. Содержание:
  3. Введение
    1. Творческая биография
    2. На пути к славе
    3. Слава
    4. Жан Милле в литературе
    5. Описание картин
    1. Мужчина, просеивающий зерно
    1. Сборщицы колосьев
    2. Крестьянки с хворостом
    3. Анжелюс
    4. Смерть и дровосек
    5. Весна

Заключение 
Список литературы 
 

Введение

История искусства открывает перед 
нами порталы в мир нескончаемой красоты и душевной гармонии.

На классике художественного искусства нас учат видеть красоту, чувствовать ее силу, учат переносить искусство в повседневную жизнь. Человек, познавший и понявший искусство силен и высок духовно.

Он как стихия, черпающая силы природы, окружающей нас, из картин, музыкальных произведений классиков, скульптур.

Каждому из нас, для того чтобы понять творчество того или иного мастера 
или творчество в целом, надо изучить 
жизнь отдельного художника. Прожить 
его жизнь вместе с ним. И только тогда мы сможем приблизиться к искусству, понять, почему он писал так, а не иначе, что творилось в его голове во время создания произведения.

Мой реферат повествует об одном 
из основателей барбизонской школы 
Жане Франсуа Милле. Его творческий путь к славе был тернист, и признание не пало к нему в руки без борьбы. Работа над собой  и стремление выжить поднимали его на ноги многие годы. Своей внутренней силе он обязан и благодаря ей в сегодняшнее время у меня есть возможность поделиться найденным материалом с товарищами по курсу.

Читайте также:  «неудача», константин коровин — описание картины

Жан Франсуа Милле́ (фр. Jean-François Millet, 4 октября 1814 — 20 января 1875) — французский художник, один из основателей барбизонской школы.

Творческая биография

Жан Милле родился в семье зажиточного крестьянина из маленькой деревушки Грюши на берегу пролива Ла-Манш близ Шербура. Его художественные способности были восприняты семьёй как дар свыше. Родители дали ему денег и позволили учиться живописи. В 1837 г. он приехал в Париж и два года занимался в мастерской живописца Поля Делароша (1797—1856).

С 1840 г. молодой художник начал выставлять свои работы в Салоне.

В эти  годы Милле писал тонкие по настроению портреты, мифологические композиции, галантные сцены в духе Франсуа Буше, к концу десятилетия сблизился с художниками барбизонской школы и обратился к изображению повседневной крестьянской жизни, наделяя образы  сельских тружеников, изображенных обычно на фоне пейзажа, достоинством и внутренним величием (“Сборщицы колосьев”, 1857, “Анжелюс”, 1859, “Человек с мотыгой”, 1863, — все в Лувре, Париж). Высокие нравственные критерии, симпатия и соучастие, простота и поэзия правды определяют существо творчества Милле. Произведениям Милле свойственны торжественная лаконичность монументальной композиции, богатый валёрами землистый колорит. Как график Милле работал главным образом в  

В 1849 г. художник поселился в Барбизоне и прожил там до конца своих дней. Тема крестьянской жизни и природы стала главной для Милле. «Я крестьянин и ничего больше, как крестьянин», — говорил он о себе.

На пути к славе

В 1837 году Милле поступил в престижную парижскую Школу изящных искусств. Он учился у Поля Делароша — известного художника, писавшего несколько 
театральные полотна на исторические темы. Поссорившись в 1839 году с Деларошем, Жан Франсуа вернулся в Шербур, где пытался добывать себе средства на жизнь портретами.

Он получил заказ на посмертный портрет бывшего мэра Шербура, но работу отвергли по причине ее малого сходства с умершим. Чтобы сводить концы с концами, художник какое-то время зарабатывал тем, что писал вывески. В ноябре 1841 года Милле женился на дочери шербурского портного Полипе Виржинии Оно, и молодая пара переехала в Париж.

Он бился в тисках нищеты, которая стала одной из причин смерти его жены. Она умерла от туберкулеза в апреле 1844 года, в возрасте 23 лет. После ее смерти Милле вновь уехал в Шербур. Там он познакомился с 18-летней Катрин Леком.

Их гражданский брак был зарегистрирован в 1853 году, но обвенчались они лишь в 1875 году, когда художник был уже при смерти и от этого брака у Милле родилось девять детей.  
В 1845 году, проведя недолгое время в Гавре, Милле (вместе с Катрин) поселился в Париже.

В это время Милле забросил портрет, перейдя к небольшим идиллическим, мифологическим и пасторальным сценкам, пользовавшимся большим спросом. В 1847 году он представил в Салопе картину «Дитя Эдип, снимаемый с дерева», получившую несколько благоприятных отзывов. Положение Милле в мире искусства резко изменилось в 1848 году.

Отчасти это было связано с политическими событиями, а отчасти с тем, что художник нашел, наконец, тему, которая помогла ему раскрыть свой талант. В ходе революции король Луи-Филипп был свергнут, и власть перешла в руки республиканского правительства. Все это отразилось и на эстетических предпочтениях французов.

Вместо исторических, литературных или мифологических сюжетов популярность обрели изображения простых людей. В Салоне 1848 года Милле показал картину «Веяльщик», как нельзя лучше отвечавшую новым требованиям. Полотно удостоилось хвалебных отзывов, и его приобрел министр внутренних дел Александр Ледрю-Роллен.

Обласканный демократической властью, художник полностью отдался изображению сцен скудной крестьянской жизни. 

Как Милле относился к революции, в точности неизвестно. Во всяком случае, политические перемены сулили художнику безоблачное будущее. Он получил правительственный заказ на картину «Агарь и Измаил», но не закончив ее, сменил тему заказа. Так появились знаменитые «Сборщицы колосьев».

Полученные за картину деньги позволили Милле перебраться в деревню Барбизон близ Парижа. Этот переезд был вызван тем, что обстановка в столице вновь обострилась. Ко всем неприятностям добавилась еще и эпидемия холеры.

Барбизон же издавна считался художественным местом, здесь жила целая колония художников, создавших знаменитую «барбизонскую школу». «Мы собираемся пробыть тут какое-то время», — писал Милле вскоре после прибытия в Барбизон.

В результате он прожил в Барбизоне всю оставшуюся жизнь (не считая периода франко-прусской войны (1870-71), когда Милле укрывался с семьей в Шербуре).

Жизнь вне Парижа имела свои недостатки. Самый неприятный заключался в том, что здесь было сложнее зарабатывать на жизнь. Милле нашел выход из нелегкого положения. Он заключил соглашение со своим другом коллекционером Альфредом Сенсье.

Суть соглашения сводилась к следующему: Сенсье платил художнику регулярное жалование и помогал в приобретении необходимых материалов, в обмен за это получая в свое распоряжение картины Милле. Милле также помогали его друзья-барбизонцы — в первую очередь, Теодор Руссо, успехи которого резко обозначились в 1850-х годах.

Однажды Руссо даже анонимно купил в Салоне картины Милле, выдав себя за богатого американца.

И все-таки поначалу нужда время 
от времени давала о себе знать. Немало крови попортили Милле и критики, чье отношение к его живописи было далеко неоднозначным. У них стало правилом трактовать картины художника, исходя из собственных социально-политических пристрастий.

Консерваторы видели в крестьянах потенциальную угрозу политической стабильности и находили образы Милле грубыми и даже провокационными. Левые критики, напротив, полагали, что его картины возвышают образ трудящегося человека.

Подобный анализ скользил по поверхности, не раскрывая истинного значения художественного мира Милле.

Слава

1860-е годы оказались для художника 
гораздо более успешными. Его 
работы пользовались большим 
спросом у коллекционеров. Немалая 
заслуга в этом принадлежит 
бельгийцам Э. Бланку и А. 
Стивенсу.

В 1860 году Милле заключил 
контракт с ними, по которому 
обязывался поставлять ежегодно им для продажи 25 картин. Со временем он нашел условия контракта слишком обременительными и в 1866 году прекратил его действие.

В Салопе 1864 года публика очень 
тепло приняла прелестную сцепку из сельской жизни, названную «Пастушка, охраняющая стадо». Годы нищеты остались позади. Художник познал славу. В 1867 году когда в рамках Всемирной парижской 
выставки проводилась выставка его работ, он стал кавалером ордена Почетного Легиона.

Милле всегда был неравнодушен к 
пейзажу и в последние годы жизни, вдохновленный примером своего друга Теодора Руссо, работал 
по преимуществу в этом жанре. В 1868-74 годах он написал серию картин на тему времен года для коллекционера Фредерика Хартмапа.

Эти полотна можно назвать одной из вершин в творчестве художника. Последняя работа Милле, «Зима», так и не была закончена. В ней уже ощущается дыхание смерти. В конце 1873 года Милле серьезно заболел.

В мае 1874 года он получил престижный заказ на серию картин из жизни святой Женевьевы (небесной покровительницы Парижа) для Пантеона, однако успел сделать лишь несколько предварительных набросков.

20 января 1875 года художник в возрасте 60 лет скончался в Барбизоне и был похоронен близ деревни Шалли, рядом со своим другом Теодором Руссо.

Франсуа Милле в литературе

Марк Твен в рассказе «Жив он или умер?» описал историю о том, как группа художников, устав от нищеты, решила разрекламировать, а затем инсценировать смерть одного из них, чтобы поднять цены на его картины.

Художники руководствовались высказыванием о том, что денег, потраченных на похороны и эпитафии мастеров, умерших от голодной смерти, с лихвой хватило бы им на безбедную жизнь. Выбор пал на Франсуа Милле. Написав несколько картин и несколько мешков набросков, он «после тяжелой и продолжительной болезни умер».

Примечательно, что в рассказе Франсуа Милле сам нес «свой» гроб. Цена на картины сразу подскочила и художники смогли добиться своей цели — получить за свои произведения реальную цену при жизни.

Алекс Тарн в рассказе «Анжелюс» показывает, как одна картина может изменить мир человека, его отношение к себе, к жизни, к другим людям.

«И весь мир освещается этим светом, и все вокруг вдруг обретает какой-то пронзительный смысл, дальний, как этот колокольный звон, очень важный, но невыразимый словами.

И они видят, что жизнь – это не только нескончаемое картофельное поле, не только осенняя грязь на деревянных башмаках, не только мозоли на руках и на сердце… это ещё и свет, и чудная свежесть вечера, и смысл, и радость, и любовь, и счастье…»

Описание картин

«Мужчина, просеивающий зерно»

На этом полотне Милле 
впервые обозначил сельскую тему, ставшую ведущей в его творчестве. В Салоне 1848 года картина была встречена 
с восторгом, хотя некоторые критики 
отмечали шероховатость письма. Полотно 
купил министр французского правительства 
Александр Ледрю-Роллен.

На следующий год он бежал из страны — вместе с ним исчезла и картина. Полагали даже, что она сгорела во время пожара в Бостоне в 1872 году. Позже Милле написал еще два варианта «Веяльщика», эти копии и были известны.

В 1972 году — ровно через сто лет после предполагаемой гибели оригинал «Веяльщика» нашли в Соединенных Штатах, на чердаке одного из домов. Картина (лишь сильно загрязненная сверху) оказалась в хорошем состоянии и даже в оригинальной раме, на которой сохранился регистрационный номер Салона.

Ее показали на двух юбилейных выставках, посвященных столетию со дня смерти Милле. В 1978 году «Веяльщик» был куплен на нью-йоркском аукционе лондонской Национальной галереей.

Красный головной убор, белая 
рубашка и синие штаны крестьянина 
соответствуют цветам французского республиканского флага. Лицо веяльщика находится в тени,делая анонимной и как бы обобщенной фигуру этого, занятого тяжелым трудом,человека. 
По контрасту с лицом веяльщика, его правая рука сильно освещена. Это рука человека, привыкшего к постоянному физическому труду. 

Подбрасываемое зерно образует золотое облако и резко выделяется на темном фоне. Процесс просеивания приобретает на картине символический смысл: зерно новой жизни отделяется от плевел.

«Сборщицы колосьев» рис. 1

На полотне изображены три крестьянки, собирающие оставшиеся после жатвы колоски (это право предоставлялось беднякам). Тяжесть труда крестьян, их нищета и смирение отразились в картине (1857 г.).

Фигуры женщин на фоне поля согнуты в низком поклоне — только так им удастся собрать, оставшиеся после жатвы, колосья. Вся картина наполнена солнцем и воздухом.

Работа вызвала разные оценки публики и критики, что заставило мастера временно обратиться к более поэтичным сторонам крестьянского быта.

В 1857 году, когда картина была показана в Салоне, крестьяне рассматривались как потенциально опасная, революционная сила. К 1914 году шедевр Милле стали воспринимать уже иначе — как символ французского патриотизма. Его даже воспроизвели на плакате, призывающем вступать в ряды национальной армии.

Сегодня многие критики, признавая непреходящую ценность картины, находят ее слишком сентиментальной. Склоненные фигуры крестьянок напоминают классическую фреску. Очертания фигур перекликаются со скирдами хлеба на заднем плане, чем подчеркивается ничтожность того, что досталось на долю этих бедных женщин.

Ван Гог написал однажды: «Я полагаю, что именно Милле, а не Мане, является подлинно современным художником, открывшим для многих из нас новые горизонты». 
 
Ван Гог не раз копировал работы Милле. К таким опытам относится и картина «Полуденный отдых» (1889-90).

Вслед за Милле многие художники открыли для себя крестьянскую тему, и простые крестьяне стали излюбленным образом французской живописи второй половины XIX века. Образы Милле вдохновили немало художников, шедших вслед за ним.

Подобно Писсарро, Ван Гогу и Гогену, Милле искал в крестьянском быту идеал патриархального мира, еще не зараженного тлетворным дыханием цивилизации. 
 

Все они помышляли о бегстве из города в гармонию сельской жизни.

В 1850-х годах подобные пристрастия не слишком приветствовались — во-первых, крестьянская масса рассматривалась как источник революционной опасности, а во-вторых, многим не нравилось то, что образы невежественных крестьян возвышались до уровня национальных героев и библейских персонажей. При этом сельская тема была достаточно распространена в тогдашней живописи, но крестьяне в существовавшей традиции изображались или пасторально, или, напротив, иронично. Ситуация изменилась с приходом импрессионистов и постимпрессионистов. В частности, Писсарро постоянно интересовался реалиями повседневного крестьянского труда, а у Ван Гога крестьянин неизменно воплощал утраченную современным обществом простоту и духовную возвышенность.

Источник: http://yaneuch.ru/cat_04/zhan-fransua-mille/280807.2302048.page1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector