Красные рыбки, анри матисс — описание картины

Published by Настя Титова on чт, 28/11/2013 — 14:43

          Полотна Матисса — воплощение медитации и визуального отдыха. Одна из его любимых тем — это аквариум и золотые рыбки. На языке Матисса они являются источниками абсолютной внутренней тишины, созерцательной отрешенности.

Мотивы аквариума с золотыми рыбками навеяны путешествиями Матисса по Марокко в 1912-1913гг.

Самая значительная картина марокканского периода «Арабская кофейня».

Обыденный и одновременно экзотический сюжет. Двое медитируют перед стеклянным аквариумом с золотыми рыбками. В основу легли наблюдения художника, завороженного способностью арабов часами смотреть на цветок или красных рыбок. Рыбки, и люди имеют единый, охристо-оранжевый оттенок. Матисс хотел, чтобы через картину зритель пережил тот же медитативный, созерцательный отдых.

Красные рыбки, Анри Матисс - описание картины

«Арабская кофейня,1913»

Интересно, что первоначально картина выглядела по-другому. У всех персонажей были прорисованы лица. Потом Матисс закрасил их. И когда критик, который наблюдал за процессом работы, спросил, зачем он это сделал, Матисс ответил: «Совершенствовать – значит упрощать».

Великий русский коллекционер искусства Сергей Иванович Щукин, который открыл Матисса России и активно покупал его произведения «не понял» новый шедевр. Тогда художник предложил полотно другому выдающемуся собирателю, фабриканту И.А. Морозову.

Но Щукин не мог допустить, чтобы картина оказалась в коллекции конкурента, к тому же он любил удивлять публику и всегда руководствовался принципом: «Если, увидев картину, испытал психологический шок, — покупай ее».

Так, в апреле 1913 года, «Арабская кофейня» завоевала почетное место в домашней галерее Щукина.

Картины Матисса поражают простотой и легкостью. Возникает ощущение, что рисовал их осознанный ребенок. Учитель Матисса, Гюстав Моро, укорял своего ученика: «Вы же не будете доводить живопись до такого? Упростить её до такой степени! Тогда живопись перестанет существовать…»

Красные рыбки, Анри Матисс - описание картины

Анри Матисс в своих апартаментах в Нице, 1934

Действительно, Матисс сознательно «упрощал» свою живопись: «Сегодняшнее пространство перенасыщено пищей для глаз – и у нас часто нет времени, чтобы ее вкусить», — говорил он.

Художник отказался от смешения цветов, мелких деталей и полутонов – чтобы не заглушать свежее звучание краски.

Он превращал каждую фигуру – женщину или рыбу – почти в знак, стараясь выразить саму сущность действия или состояния.

Еще одна знаменитая картина Матисса, написанная в Марокко, в которой фигурирует емкость с рыбками — «Зора на террасе». Юная Зора стоит на коленях, слева перед ней бокал с золотыми рыбками. В атмосфере картины царит ощущение неги и покоя. Реальное и фантастическое сливаются воедино. Вероятно, поэтому отставленные в сторону туфли — «бабуши» так похожи на плавающих в аквариуме рыбок.

Красные рыбки, Анри Матисс - описание картины

«Зора на террасе, 1912»

Целую серию картин с аквариумами создал Матисс в период весна-лето 1912 года. Французский поэт Гийом Аполлинер заметил, что в это время в живописных салонах было много «карповых». Возможно, это была дань моде — одержимость восточной культурой после многочисленных китайских выставок.

Красные рыбки, Анри Матисс - описание картины

«Золотые рыбки и скульптура», 1911

Красные рыбки, Анри Матисс - описание картины

«Красные рыбки в интерьере», 1912

Красные рыбки, Анри Матисс - описание картины

«Красные рыбки», 1911

Красные рыбки — одна из самых популярных картин Матисса. На ней он изображает фрагмент оранжереи, посредине которой круглый столик с рыбками в аквариуме. Основа композиции и цветовой фокус картины — кружащиеся в аквариуме ярко-красные рыбки.

Матисс специально оставил вокруг них белый холст, чтобы усилить выразительность красного. Контрастом к красным рыбкам служат зеленые листья растений.

Розовые и черные оттенки усиливают звучность зеленого, а розовый нимб вокруг аквариума дает всему колористическому решению особую прозрачность.

Серия картин с аквариумами продолжается в 1914 и 1915 годах двумя произведениями.

Красные рыбки, Анри Матисс - описание картины

«Интерьер, аквариум с красными рыбками», 1914

В этой композиции Матисса прежде всего интересует эффект света из окна в прозрачной воде аквариума. Так мастер объединяет два своих любимых мотива – аквариум с красными рыбками и окно.

Красные рыбки, Анри Матисс - описание картины

«Красные рыбкии палитра», 1914-1915

В октябре 1914 года Матисс делился в письме о своей новой работе: «Пишу картину, это те же золотые рыбки, но я переделываю их, добавив персонаж с палитрой в руке».

Работа очень близка предыдущей, но, в то же время, сильно от нее отличается.

Тот же цилиндрический аквариум, переплет балконной решетки, но плоскости, образовавшие пространство интерьера, наложились друг на друга, как в аппликации.

Красные рыбки, Анри Матисс - описание картины

«Чаша с золотыми рыбками», 1921-22

Красные рыбки, Анри Матисс - описание картины

Письмо Анри Матисса к жене Амели, написанное в Café Monnot, Ница 29 ноября 1921

В 1940-х годах у Матисса ухудшилось здоровье. Прикованный к инвалидному креслу, художник продолжил творить и обратился к технике декупаж.

Матисс, работающий над аппликациями в своей студии в Ницце, 1952год

Матисс раскрашивал гуашью бумагу, вырезал изображения водорослей, цветов, рыб и составлял полотна большого формата. Эти работы автора самые недолговечные и поэтому считаются самыми ценными.

Полинезия, море, 1946

Одной из последних выдающихся работ Матисса стали «Китайские рыбки», созданные автором в 1951 году. Матисс говорил, что одна из тех рыб – это дюгонь: «Вот дюгонь и сверху морское животное в виде водоросли. А вокруг цветы бегонии».

  • «Китайские рыбки», 1951

Анри Матисс достигал эмоций за счет простых средств, кардинально изменив видение мира. До него художники стремились передать объем, а Матисс перевел весь мир в плоский рисунок.

В авторской статье «Нужно смотреть на мир глазами ребенка» Матисс написал:
«Я полагаю, что для художника нет ничего труднее, чем писать розу; но создать свою розу он может, лишь забыв обо всех розах, написанных до него… Первый шаг к творчеству состоит в том, чтобы увидеть истинный облик каждого предмета… Творить – значит выражать то, что есть в тебе».

«Женщина перед аквариумом», 1921-1923.

«Женщина перед аквариумом». Фотоверсия Пауля Хорста для журнала Vogue, 1952 г.

Источник: http://glassbox-history.com/content/anri-matiss-akvariumopisets-1911

В чём особенности картины анри матисса «красные рыбки»

x

Check Also

Красные рыбки, Анри Матисс - описание картины

Начинающие аквариумисты, не имея необходимого опыта, часто совершают ошибку – перекармливают рыбок. Подобное рвение влечет ряд неприятных последствий. Не всегда непосредственно перекармливание провоцирует проблемы у рыб, но оно всегда ухудшает …

Красные рыбки, Анри Матисс - описание картины

Здравствуйте уважаемые коллеги! Очень часть можно услышать из уст начинающих аквариумистов такие банальные вещи, когда аквариумные растения называют водорослями. Даже учитывая некоторый опыт в аквариумистике, далеко не каждый любитель подводного …

Красные рыбки, Анри Матисс - описание картины

Здравствуйте, дорогие читатели! Я снова рад вас приветствовать на страницах своего блога. Сегодня я хотел бы затронуть тему запуска аквариума. Несмотря на то, что подобная статья у меня уже есть …

Красные рыбки, Анри Матисс - описание картины

Аквариум в его традиционной форме кажется простой конструкцией, до тех пор, пока не рассчитаешь, какая сила будет давить на стекла. Тем не менее, изготовить аквариум своими руками под силу каждому. …

Читайте также:  Почему музей называется музеем?

Красные рыбки, Анри Матисс - описание картины

После того как вы приобрели новый аквариум, установили его и купили Всё необходимое оборудование, перед вами встает вопрос первого запуска. Торопиться в этом деле не стоит, и выполнять следует всё …

Красные рыбки, Анри Матисс - описание картины

содержание, уход, совместимость Часто детей называют почемучками, потому что им все интересно, все любопытно и на все нужно получить ответ. Такая же ситуация складывается и с новичками аквариумистики. В новом …

Красные рыбки, Анри Матисс - описание картины

содержание, уход, совместимость Один из самых частых вопросов, которым задаются все любители аквариумов, — почему зеленеет вода в аквариуме даже при регулярной ее замене? Несмотря на то, что ощутимого вреда …

Красные рыбки, Анри Матисс - описание картины

содержание, уход, совместимость Аквариумные улитки — это живые биологические станции для очистки аквариума. Ползая по дну и его стенкам, они удаляют естественный зелёный налет, который образуется на стёклах, поедают остаточные …

Красные рыбки, Анри Матисс - описание картины

Плохо, когда начинают гибнуть рыбки. Ведь к ним человек привязывается не меньше, чем к другим домашним питомцам. Многие не понимают, почему умирают рыбки в аквариуме, так как всё оборудование работает …

Красные рыбки, Анри Матисс - описание картины

содержание, уход, совместимость Мутная вода в аквариуме является одной из наиболее распространенных проблем, с которой сталкиваются даже опытные аквариумисты. Причиной нарушения биологического равновесия может быть бактериальная вспышка, неправильное кормление рыбок, …

содержание, уход, совместимость Мутный аквариум: от чего и почему мутнеет вода, что делать Препараты, избавляющие от механической мути в аквариуме Чистка аквариума приводит к поднятию осевших на грунт частиц корма …

содержание, уход, совместимость Почему мутнеет вода в аквариуме :: запуск аквариума мутная вода :: Аквариумные рыбки Почему же быстро помутнела аквариумная вода, если резервуар снабжен фильтром? Основная проблема – это …

содержание, уход, совместимость Как избавиться от запаха в аквариуме :: должен ли аквариум пахнуть :: Квартира и дача :: Другое Некоторые начинающие аквариумисты сталкиваются с такой ситуацией: недавно поменянная вода …

содержание, уход, совместимость Неприятный запах из аквариума – проблема многих владельцев рыб. В основном, от этого страдают начинающие аквариумисты. В итоге рыбки заболевают и погибают, аквариум портится, и в квартире …

Во время нереста аквариумных рыб, успешный результат считается лишь в том случае, если из икры вы смогли получить до 95% здоровых мальков. Если же из всей икры вы смогли вырастить …

В естественных водоемах возможно добыть множество некрупных ракообразных, которые успешно используют при кормлении аквариумных рыб. К таким ракообразным относятся веслоногие и ветвистоусые рачки. Эти рачки активно развиваются с наступлением теплых …

А знаете ли вы, как кормить аквариумных рыб? Опытным аквариумистам подобные вопросы не задаются, так как они успешно справляются с этим заданием. А вот с новичками дело обстоит несколько иначе, …

содержание, уход, совместимость Почему аквариумные растения растут плохо? Наиболее подходящий ответ – это плохие условия, созданные в аквариуме. Тогда что нужно делать для того, чтобы растения росли лучше? Для решения …

содержание, уход, совместимость Химические компоненты могут образовать на поверхности воды маслянистый слой. Иногда он переливается радужными цветами. Если вы применяли лекарства с химией, высадили на дно резервуара необработанные декорации, вся …

Любой аквариумист рано или поздно сталкивается с проблемой, когда мутнеет вода в аквариуме, однако как избавиться от этой неприятности знает не каждый. Тем более, что причин появления этого явления немало …

содержание, уход, совместимость Почему мутнеет вода в аквариуме :: запуск аквариума мутная вода :: Аквариумные рыбки Правильно оборудованный и должным образом обслуживаемый аквариум, в котором поддерживается биологическое равновесие, может не …

содержание, уход, совместимость Быстро мутнеет вода в аквариуме: какие могут причины? Мутная вода в аквариуме является одной из наиболее распространенных проблем, с которой сталкиваются даже опытные аквариумисты. Причиной нарушения биологического …

содержание, уход, совместимость Как в воде появляются зеленые водоросли – дополнительные причины Почему в аквариуме зеленеет вода :: в аквариуме зеленеет вода что делать :: Аквариумные рыбки «Цветение» воды характерно …

содержание, уход, совместимость Случалось ли у вас, что вода в аквариуме зацвела или позеленела, причем очень быстро. Что же делать в таком случае? Во-первых, нужно узнать причину, во-вторых, научиться бороться …

Источник: http://2018-g.ru/akvarium/v-chjom-osobennosti-kartiny-anri-matissa-krasnye

Сочинение по картине Красные рыбки — Анри Матисс

Красные рыбки, Анри Матисс - описание картины

Картина «Красные рыбки» находится на стыке двух стилистических течений — импрессионизма и фовизма. Причем, если прировнять полотно к первому, то это скорее гогеновский импрессионизм, а если отнести «Рыбок» ко второму течению, то скорее эта работа лишь предтеча основного художественного движения, ярчайшим представителем которого являлся Анри Матисс.

Кульминационным композиционным центром, ровно как и световым, являются рыбки, организованные в круговом движении. Четыре милые рыбки, отражение которых мы видим сверху прозрачной водной глади, резко контрастируют с зеленью, в избытке окружающей аквариум — автор разместил его на небольшом круглом столике, который перекликается с круговоротом рыбок.

Использование ярких чистых цветов, отказ от полутонов и светотени создает иллюзию чистого взора — так непосредственно и радостно на мир может глядеть только ребенок. Картина отказывается что-либо повествовать, а лишь вызывать светлые эмоции, и с этой задачей она вполне справляется.

Почти реалистичная яркая картина, отличается нестандартным отношением к перспективе — сам аквариум с восхитительными рыбками зритель видит сбоку, в то время как стол показан сверху, и это почти идеальный круг. Однако Матисс уравновешивает эту нелогичность тем, что и тонкую ножку стола представляет нам сбоку, достигнув таким образом гармоничности и стройности общей композиции.

Символисты углядели бы в этой работе один устойчивый лейтмотив — это круг. Круглый стол, круглое основание аквариума, круглые листья большинства зелени вокруг, круглые глаза рыбок и даже их круглы открытые рты, и все это обрамлено круглой парковой оградкой с плавными сильно вытянутыми овальными узорами. Да к тому же и рыбки плавают по кругу!

Что подразумевал под этим автор сложно сказать, однако, вся работа получилась какой-то чистой, светлой, невероятно приятной и гармоничной. Это та восхитительная простота и прозрачность, от которой невозможно отвести взора.

Сегодня подивиться этой несравненной работой можно в Москве в Пушкинском музее, благодаря первому и единственному частному владельцу — меценату С. И. Щукину с которым Матисса связывала теплая дружба. В 1912 году Щукин выкупил «Рыбок» у автора и привез в Россию.

Сочинение по картине Красные рыбки — Анри Матисс« Портрет старика в красном — Рембрандт Харменс Ван РейнПутники — Павел Никонов »

Источник: https://kartiny.rus-lit.com/matiss-anri/krasnye-rybki-anri-matiss/

В чём особенности картины анри матисса «красные рыбки»

Произведение Анри Матисса «Красные рыбки» впечатляет своим необычным представлением композиции.

Читайте также:  Музей-усадьба коломенское, россия

Эта работа не имеет точной стилистической принадлежности и заключает в себе признаки сразу несколько направлений — импрессионизм и фовизм.

Автор достигал передачи эмоций за счёт простоты средств, тем самым меняя видение мира. В то время как другие художники передавали объем, Матисс переводил мир в плоский рисунок.

Красные рыбки, Анри Матисс - описание картиныКартина Анри Матисса «Красные рыбки» принадлежит двум направлениям: импрессионизм и фовизм

Творчество Матисса

Французский художник Анри Матисс был приверженцем движения фовистов, просуществовавшего на протяжении двадцати лет. Фовизм — родственное направление с импрессионизмом, он уводит изображение от значимости формы и придает усиленный акцент эмоциональности композиции и цвету. В основе фовизма заложены следующие ключевые моменты:

  • простота и отхождение от рамок;
  • лёгкое наложение красок;
  • необычные переходы света и теней;
  • кричаще-яркие цвета, добавленные для выражения эмоций.

Картина Матисса «Красные рыбки» — не самое отдалённое от реальности, а вполне понятное и нормальное произведение автора. В других своих работах художник вполне мог изобразить женщин с зелёными носами для большей выразительности, объясняя это тем, что он рисует не реальных женщин, а картину.

В понимании Матисса передача эмоций с помощью изображения проецируется через цвета, а не формы. Только так произведение может быть по-настоящему интересно зрителю, что и явилось ярким подтверждением в полотне «Красные рыбки». Любимыми темами Матисса были рыбки и аквариум. На языке живописца это означало отрешенность и созерцание абсолютной внутренней тишины.



Аквариумные темы

В своих полотнах живописец сознательно упрощал композиции, считая, что пространство вокруг перенасыщено пищей для глаз, поэтому человеку часто не хватает времени, чтобы его вкусить. Отказываясь от смешанных цветов, мельчайших детализаций, переходов тональностей, ему удавалось превращать фигуры женщин и рыб практически в знаки.

В период весны и лета 1912 года в салонах живописцев царило множество «карповых», что являлось данью моде. Аквариумные темы Матисса с золотыми рыбками были взяты из путешествий по Марокко в 1912—1913 гг.

У живописца в этом направлении написана целая серия картин:

  1. «Арабская кофейня». Наиболее значительная работа марокканского периода. Сюжет картины представлен двумя людьми, медитирующими перед аквариумом с золотыми рыбками.
  2. «Зора на террасе». Не менее знаменитое произведение, написанное в Марокко.
  3. «Золотые рыбки в скульптуре», 1911 г.
  4. «Красные рыбки в интерьере», 1912 г.
  5. «Интерьер, аквариум с красными рыбками», 1914 г.
  6. «Красные рыбки и палитра», 1914−1915 гг.

Аквариумная тематика продолжалась в 1914—1915 гг., тогда было написано два произведения из этой серии. В 40-х годах здоровье художника значительно ухудшилось, в то время он обратился к технике декупаж. Автор вырезал фигуры рыб, цветов, водорослей из раскрашенной гуашью бумаги и составлял композиции полотен большого формата.

Из-за своей недолговечности такие произведения считались одними из самых ценных в творчестве художника. К подобным относится и последняя работа Матисса «Китайские рыбки» 1951 года.

Описание картины

Полотно «Красные рыбки» выполнено в ярких насыщенных цветах, а представленная композиция лишена пропорций и симметрии. Однако цветовая палитра довольно мягкая в сравнении с буйством красок фовизма, даже слегка приглушённая, передающая настроение.

Центральная фигура — стол, нарисованный в форме круга, что обычно указывает на вид сверху. Но пририсованная с краю ножка столика даёт понять, что перед смотрящим боковое изображение.

К тому же аквариум отображён таким образом, что рыбок можно рассмотреть в отражении поверхности воды и сбоку, как нельзя было бы увидеть, если смотреть сверху.

Такой нелогичный подход отнюдь не искажает изображение, а, наоборот, композиция смотрится гармонично и стройно. Символичный элемент картины — это круг.

В этой форме изображён стол, аквариум, листки растений, ножка столика, ограждение парка, даже рыбки в аквариуме двигаются в круговом направлении, что можно интерпретировать как символ бесконечности. Яркие краски, колоритность и контрастность картины тем не менее не лишают её реалистичности.

В ней присутствует особая правдивость, какая только может быть выражена глазами ребёнка — непосредственность и восхищение рыбками.

Долгие годы картина не перестает восхищать зрителей своей спокойной, нереальной атмосферой. Здесь не представлен драматический сюжет, но «Красные рыбы» Матисса приковывают взор. Позднее автор продемонстрировал узнаваемый мотив в других произведениях.

Сегодня картина принадлежит музею изобразительного искусства им. А. С Пушкина, который находится в Москве. Попало произведение туда в 1912 году с помощью С. И. Щукина — друга Матисса, приобретшего её непосредственно у автора.

Источник: https://rybki.guru/oformlenie/kartiny-anri-matissa-krasnye-rybki.html

Анри Матисс

Анри Матисс (Heni Matisse) (1869–1954), выдающийся французский художник. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро.

Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года.

Он выставляет ряд работ.Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.

В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать, интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством.

К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика.

В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.

В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран.»Автопортрет» 1918 года, Музей Матисса, Ле Кате-Камбре, Франция

В 1908 С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах.

Третье панно — «Купание, или медитация» — осталось лишь в набросках. Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов.

В связи с установкой панно Матисс посетил Москву, дал несколько интервью для газет и высказал восхищение древнерусской живописью. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва), используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.

Читайте также:  «пьета», сандро боттичелли — описание картины

В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.

«Посуда и фрукты» 1901 Эрмитаж «Женщина в шляпе» (Портрет жены) 1904 — Представлена в Салоне 1905 года. «Натюрморт с вазой, бутылкой и фруктами» 1903-1906 Эрмитаж «Площадь в Сен-Тропе» 1904 Музей искусств, Копенгаген «Окно» 1916 Институт искусства, Детройт «Поднятое колено» 1922, Частное собрание

После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Под влиянием живописи О.

Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок»); интересуется мастерами рококо. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Тема панно — танец.

Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.

В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).

Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя. Стиль его живописи заметно упрощается; рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Ж.

Помпиду). В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Над керамической крышей, изображающей небо с облаками, парит ажурный крест; над входом в капеллу — керамическое панно с изображением св. Доминика и Девы Марии.

Другие панно, исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере; художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы); рядом с алтарем изображение самого Доминика. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, — синтез многих предшествующих его исканий.

Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду, Париж).

Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).

Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.

Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм.Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене.

Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. Его полотна, изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы.

Ранние натюрморты Матисса

«Натюрморт» 189 «Читающая женщина» 1894 «Служанка» 1896 «Голубой горшок и лимон» 1897. Холст, масло. Эрмитаж «Обеденный стол» 1897 «Автопортрет» «Натюрморт с апельсинами 1899 «Мастерская на чердаке» 1903. Холст, масло. Фитцвильямский музей, Кэмбридж, Великобритания «Счастье существования (Радость жизни)» 1905-06 Фонд Барнса, Линкольнский университет, Мерион, Пенсильвания «Матрос» 1906 Необычные портреты Матисса «Автопортрет» 1900 Цента им. Жоржа Помпиду

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43087645368/prev

Анри Матисс. Красные рыбки

?

likbez_a_m

May 24 2018, 09:22

АНРИ МАТИСС (1869–1954) Красные рыбки, 1912147х98, xолст, масло Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Одна из самых очаровательных работ Анри Матисса — картина «Красные рыбки». Полотно в стилистическом плане не даёт уверенной определённости, скорее, «Рыбки» Матисса — это стык импрессионизма* и фовизма**.

Одна из лучших картин Матисса была написана после путешествия художника в Марокко весной 1912 года. Все формы этой небольшой композиции даны в резком перспективном сокращении: цветущие кусты, контур плетеного кресла, круглый стол акцентируют прозрачный цилиндр аквариума, в котором плавают красные рыбки.

Мы видим застывшие в воде контуры рыб сбоку и одновременно их же размытые контуры сверху, сквозь толщу воды. Красные рыбки, заключенные в стеклянный аквариум, были для Матисса некоей формулой жизни, пронизывающей все окружающее пространство.

Морозова О.В. Шедевры европейских художников. 2014

**Импрессионисты стремились передать в своих произведениях непосредственное впечатление от окружающей среды — impression, впечатление прежде всего от современного города с его подвижной, импульсивной, разнообразной жизнью.

Это впечатление они стремились воплотить на полотне, создав живописными средствами иллюзию света и воздуха, богатой световоздушной среды.

Для этого они разложили цвет на весь спектр, стараясь писать чистым цветом, не смешивая его на палитре и используя оптическое восприятие глаза, сливающего на определенном расстоянии отдельные мазки в общий живописный образ.

Они хотели быть максимально приближенными к тому, как тот или иной предмет видит человек в натуре на пленэре… Вот почему один из критиков некогда и сказал, что «импрессионизм в искусстве то же, что натурализм в литературе».

**Фовизм — локальное направление в живописи, возникшее во Франции в начале 20 века. Изначально группа французских художников, среди которых самой заметной фигурой был Андре Матисс, объединилась на основе своего видения живописи, отдавая предпочтения цветовой гамме и минимализации фигур и объектов.

ИмпрессионизмМатиссФовизм

Источник: https://likbez-a-m.livejournal.com/17455.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector