Картина «запорожцы пишут письмо турецкому султану», репин

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Репин

Как появилась картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»?

Илья Ефимович Репин (1844-1930 гг.) родился в с. Чугуев (Харьковская обл.). С самого юного возраста мальчик стремился как можно лучше узнать свою страну, её историю и обычаи.

А помогала ему в этом мать – активная и деятельная женщина. Она даже организовала небольшой кружок, где занималась с детьми односельчан.

Неудивительно, что юноша проникся искренней любовью к украинской культуре, воспевая её в своих полотнах.

И одной из наиболее прославленных работ живописца, где переплелись легенды и современность, стала картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Мастер трудился над масштабным шедевром (203*358 см) с 1880 по 1891 г., находясь в г.

Днепре, Санкт-Петербурге и на Кубани, а ещё гостя в имении Качановка Черниговской губернии. Прежде чем взяться за кисти и краски, он создал множество эскизов углём, продумывая композицию.

В Харьковском художественном музее также сохранились наброски с лицами натурщиков – Репин тщательно подбирал людей с колоритной внешностью, чтобы передать атмосферу вольницы, свободы и равенства, царивших в Сечи.

Сочетание незаурядного мастерства живописца и экспрессивности самой сцены и сделало полотно столь выразительным и красноречивым. Такому впечатлению способствует и проработанный антураж – все детали картины, вплоть до одежды казаков, их оружия и боевых стягов, в точности повторяют настоящие. Более того, сама ситуация, запечатлённая Ильёй Ефимовичем, также имеет реальные корни.

Эскиз картины древесным углем (1878). Третьяковская галерея и частная коллекция
Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Репин Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Репин
Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Репин Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Репин

Историческая подоплека – переписка султана и казаков

И. Е. Репин активно участвовал в общественной жизни украинцев – вёл беседы со многими выдающимися личностями, интересовался достижениями науки и техники, а также новейшими открытиями в разных областях.

Так художник и узнал о некоем документе, который обнаружил археолог и фольклорист Я. П. Новицкий. Этот учёный более 30 лет исследовал руины всех Запорожских Сечей, собрав коллекцию артефактов – казацких икон, трубок, знамён и других предметов. Среди них имелась и датированная XVIII ст.

копия черновика письма, автором которого был кошевой атаман Иван Сирко.

Илья Репин Запорожцы. 1880—1891гг. Холст, масло. 203 × 358 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Репин

В XIV-XVII ст. казаки занимали важное место на международной политической арене, участвуя как в боях, так и в переговорах. С ними считались даже столь могущественные государства, как Речь Посполитая и Османская империя. Это доказывает распоряжение, отправленное Мехмедом IV в 1676 г. Вот чего требовал турецкий правитель:

«Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Ибрагима I, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться.»

А вот каким был ответ, зачитанный в качестве забавного курьёза на приёме у Дмитрия Ивановича Яворницкого, где среди гостей был и будущий автор картины:

«Ти, султан, чорт турецький, i проклятого чорта син і брат, самого Люцеферя секретарь. Якiй ты в чорта лицар, коли голою с****ю ежака не вбъешь?! Чорт ти, ви****а твоя морда.

Hе будешь ты, с***н син, синiв христіянських пiд собой мати, твойого вiйска мы не боїмося, землею i водою будем биться з тобою, враже ти розпроклятий сину! Распроно**б твою мать! Вавилоньский ты жихась, Макэдоньский колесник, Iерусалимський бравирник, Александрiйський козолуп, Великого і Малого Египта свинарь, Армянська злодиюка, Татарський сагайдак, Каменецкий кат, у всего свiту i пiдсвiту блазень, самого гаспида онук, а нашего х** крюк. Свиняча ти морда, кобыляча с***а, рiзницька собака, нехрещений лоб, ну и **** **** ***. От так тобi Запоріжцi видказали, плюгавче. Не будешь ти i свиней христiанських пасти. Теперь кончаємо, бо числа не знаємо i календаря не маемо, мiсяц у небi, год у книзі, а день такий у нас, який i у вас, за це поцилуй в с***у нас!..

Пiдписали: Кошевой атаман Иван Сирко Зо всiм кошем Запорожськiм».

Впрочем, вряд ли подобное письмо намеревались отправлять – скорее всего, наши предки просто «отвели душу», сочиняя нахальный ответ, а султану отвезли другой документ.

Однако это не помешало ему получить всемирную известность! Остроумные строки перевели на большинство европейских языков, им посвятил стихи французский поэт Гийом Аполлинер и оперу – русский композитор Дмитрий Шостакович.

Репродукция из янтаря картины Репина
Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Репин

Прототипы и характеры – кто послужил натурщиком для полотна?

Картина Репина знаменита не только из-за своей красочности и многоплановости – не менее интересны и её персонажи. Мастер изобразил как своих современников, так и простых людей – он искал необычные типажи везде, порой зарисовывая лица прямо в пути. Итак, кто показан на панно?

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Репин Внешность хохочущего мужчины в шапке и с длинными усами заимствована у Яна Францевича Циоглинского – преподавателя рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств. Несмотря на то, что этот участник петербургского творческого объединения был поляком, он органично вписался в общество запорожцев.
Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Репин Молодой красавец в тёмном кунтуше и чёрной шапке с белым околышем – сын баронессы Варвары Икскуль-Гильденбандт и внучатый племянник композитора М. И. Глинки. Тогда он был камер-пажем при царском дворе – вероятно, Репин встретил его во время одного из императорских приёмов.
Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Репин Стоящий рядом с юношей казак с перевязанной головой – Николай Дмитриевич Кузнецов. Грек по национальности, он руководил классом батальной живописи в Академии художеств, учредил Одесское литературно-артистическое общество и Товарищество южнорусских художников. А ещё мужчина прославился своей необыкновенной силой и любовью к розыгрышам. По замыслу Ильи Ефимовича, вместе с предыдущим персонажем он олицетворяет образы Андрия и Остапа – сыновей Тараса Бульбы.
А главного героя повести Н. В. Гоголя можно увидеть в правой части картины – это высокий мужчина в алом кафтане и подбитой светлым мехом шапке. Его прототипом является профессор Петербургской консерватории Александр Иванович Рубец – сын польских шляхтичей. Он чудесно играл на бандуре, а также собрал более 6 тыс. народных песен, былин и дум.
Из-за Тараса выглядывает унылый худой казак с длинными усами. Это солист Мариинского театра Фёдор Игнатьевич Стравинский (отец великого композитора). Любопытно, что в юности он долго колебался между карьерой музыканта и художника.
Хмурый запорожец в жёлтой накидке и высокой чёрной шапке – коллекционер и меценат Василий Тарновский (младший). Ему принадлежало имение Качановка, где летом 1880 г. жил И. Е. Репин, зарисовывая лучшие раритеты собрания – саблю Богдана Хмельницкого, гетманские универсалы, клейноды, личные вещи И. Мазепы, П. Полуботка и К. Разумовского.
Кроме того, там живописец набросал эскиз ещё одного героя – одноглазого мужчины с выбитым зубом, наряженного в рваную одежду. Таким прототипом казака Голоты послужил кучер В. Тарновского – Никишка. Художник успел запечатлеть нетрезвого слугу, пока они переправлялись на пароме через Днепр.
Описание картины было бы неполным без упоминания центрального персонажа – Ивана Дмитриевича Сирка. Мастер написал его с генерал-адъютанта, а впоследствии – киевского, подольского и волынского генерал-губернатора Михаила Ивановича Драгомирова. Он прославился как ведущий военный педагог своего времени и автор блестящего «Учебника тактики». А ещё мужчина часто становился героем баек – в частности, он отправил императору Александру III телеграмму «Третий день пьём за здоровье Вашего Величества», а солдат именовал не иначе как «святой скотиной».
Рядом с ним виден молодой бурсак, подстриженный «под макитру». Это график, фольклорист и этнограф Порфирий Денисович Мартынович. В 1873-1881 гг. он обучался в Петербургской Императорской Академии художеств, не окончив курс из-за тяжёлой болезни. Но на одном из практических занятий с улыбающегося юноши сняли гипсовую маску – именно ею и руководствовался Репин, рисуя своего казака.
Лысый запорожец на переднем плане, сидящий спиной к зрителю – предводитель дворянства Екатеринославской губернии и обер-гофмейстер двора Его Императорского Величества, Георгий Петрович Алексеев. Узнав, кто автор картины, он согласился позировать, но когда помещику объяснили, в каком виде требуется предстать на полотне, он с возмущением отверг предложение художника. Тогда Илья Ефимович прибег к хитрости – он зарисовал мужчину, пока тот рассматривал принадлежащую Д. И. Яворницкому коллекцию монет. Доверчивый нумизмат раскусил подвох лишь тогда, когда произведение представили публике, и очень обиделся на заговорщиков.
Кстати, Дмитрий Иванович Яворницкий тоже есть на картине – он показан в обличье писаря. Подобный выбор не случаен, ведь именно знаменитый историк был главным консультантом и вдохновителем живописца. Но при создании эскиза не обошлось без трудностей – когда мужчина приехал в мастерскую художника, он был чрезвычайно угрюмым. Репин смог вызвать у него улыбку, только вручив журнал с карикатурами.
Полуголый казак с картами в руках – учитель народной школы Константин Дмитриевич Белоновский. Рисуя его в таком виде, мастер подчёркивал честность игрока – ведь без рубашки нельзя спрятать туз в пазуху или рукав.
Татарин в тюбетейке написан со студента соответствующей национальности. А его широкую улыбку художник позаимствовал у… черепа запорожца, извлечённого из археологического раскопа близ Сечи.
А вот кем был старичок с трубкой в беззубых дёснах, исследователям так и не удалось установить. Известно лишь, что Репин встретил его на пристани г. Запорожье.

Как сложилась судьба произведения «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»?

История создания картины была достаточно необычной, но на этом её приключения не завершились.

Сначала шедевр критиковали (в том числе и за «историческую недостоверность»), что не помешало ему заслужить успех на выставках в России, Венгрии, Германии, Швеции и США. А в 1892 г.

полотно приобрёл сам Александр III за баснословную сумму в 35 тысяч рублей! В царской коллекции оно находилось до 1917 г., а после свержения правителя произведение поместили в Русский музей.

Вторая версия картины 1889 года, хранящаяся в Харьковском художественном музее

Существует и второй вариант картины, уступающий оригиналу в размерах – И. Е Репин работал над ним в 1889 г., но так и не окончил. Сейчас полотно хранится в художественном музее г. Харьков.

И, разумеется, Вы всегда можете купить самоцветную репродукцию шедевра, воспользовавшись услугами интернет-магазина «Янтарь Полесья»!

Источник: https://ukrburshtyn.com/blog/vse-o-velikom-polotne-i-e-repina.html

Картина Репина: «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Это произведение заслуженно причисляют к величайшим шедеврам искусства. Современники называли его «атласом смеха», ведь мастер сделал внешность и эмоции каждого персонажа неповторимыми. Именно поэтому работа вызывает столь живой отклик, завораживая и привлекая зрителей.

Однако, чтобы в полной мере постичь её смысл, стоит более детально ознакомиться с антуражем эпохи.

А поможет Вам в этом наша статья, где приведена не только история создания картины, но и забавные курьёзы, которые происходили в процессе рисования, а ещё рассказы об изображенных героях.

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», РепинВыдумка и реальность – на чём основана картина Репина?

Илья Ефимович Репин (1844-1930) всегда интересовался украинской культурой и обычаями, дружил с выдающимися деятелями искусства и науки, которые охотно делились с живописцем подробностями новых открытий. И однажды на приёме, устроенном археологом, этнографом и писателем Дмитрием Ивановичем Яворницким (1855-1940) художник узнал о переписке между султаном Османской империи и запорожскими казаками.

Читайте также:  Карлов мост в праге, оскар кокошка, 1936

В период правления Мехмета IV Охотника (1648-1687) его государство являло собой серьёзную угрозу Европе. Янычары нападали на небольшие городки и села, захватывая пленников и разоряя дома.

И единственной силой, способной противостоять врагам, были запорожцы – они не только отбивали атаки, но и переходили во вполне успешное наступление.

В конце концов разъярённый лихими рейдами владыка отправил своим противникам указ-фирман – согласно ему, казаки должны были «сдаться… добровольно и безо всякого сопротивления, и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться».

Разумеется, отчаянные храбрецы не могли оставить подобное заявление без ответа. И в 1870-х гг. исследователи обнаружили копию черновика письма, якобы отправленного грозному султану.

Правителя империи именовали «самого Люцифера секретарём», «Александрийским козолупом», «свиной мордой» и «всего света и подсвета дураком», обещая биться с ним «землёй и водою». Были в тексте и более нецензурные выражения.

И, хотя большинство учёных считает данный документ фальшивкой, созданной в XVII ст., это не помешало ему обрести всемирную известность.

Остроумное сочинение казаков и стало источником вдохновения для Репина. Он решил запечатлеть казаков, которые сочиняют смешной и оскорбительный ответ высокомерному владыке.

Но художник не ограничился панорамой веселья – он называл свою работу манифестом свободы, братства, равенства и рыцарского духа, памятником отважным мужчинам, которые защитили Украину и Европу от иноверцев и вынудили считаться с собой даже такого могущественного турецкого султана.

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Репин Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Репин
Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Репин Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Репин
Эскизы картины древесным углем (1878). Третьяковская галерея и частная коллекция

Выбранная мастером тема была довольно провокационной, ведь тогда существовал запрет на любые произведения, посвящённые национальной истории и культуре. В частности, из-за неподчинения подобным постановлениям пострадал Д. И. Яворницкий – в 1884 г.

его исключили из университета как «политически неблагонадёжного» и запретили преподавать в каких-либо учебных заведениях.

Впрочем, благодаря этому картина Репина обрела особенный колорит и глубину – она была не только живописным шедевром, но и вызовом всем, кто утверждал о малозначительности и несамостоятельности нашего государства.

Антураж эпохи – как художник воссоздал атмосферу Запорожской Сечи?

Илья Ефимович трудился над огромным полотном (203*358 см) 11 лет. Первые эскизы, собранные в альбом «Малороссийские типы», он сделал в 1880 г., а последние штрихи нанёс лишь в 1891 г.

Мастер кропотливо продумывал композицию произведения и расположение всех персонажей – его целью было создать многоплановое и красочное панно, где каждый герой был бы самодостаточным и вместе с тем органично вписывался в общий рисунок.

Подобная тщательность удивляла окружающих – как-то Репина спросили, когда он планирует окончить работу. «Я пишу уже несколько лет – и, возможно, посвящу этому делу ещё столько же, а может, завершу через месяц. Одно лишь пугает меня – то, что я умру и оставлю изображение недоделанным», – ответил автор картины.

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Репин
Илья Репин Запорожцы. 1880—1891гг. Холст, масло. 203 × 358 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

С таким же вниманием проработаны и декорации – от одежды запорожцев и их оружия до мельчайших деталей и нюансов.

Чтобы добиться полной достоверности, художник долго путешествовал по стране, изучая археологические памятки и раритеты казацкой эпохи.

А маршрут для него проложил Николай Иванович Костомаров (1817-1885) – украинский мыслитель, публицист, поэт, историк и общественный деятель, один из руководителей Кирилло-Мефодиевского братства.

Кроме того, Репин гостил в имении Качановка – это процветающее поместье принадлежало меценату и собирателю древностей Василию Васильевичу Тарновскому (1837-1899).

Он обладал великолепными гетманскими артефактами – например, снаряжением и знамёнами Богдана Хмельницкого, Ивана Мазепы, Якова Острянина, Северина Наливайка и других атаманов.

Живописец в точности отобразил эти вещи на полотне – к примеру, жёлто-голубые древки стягов, которые видны на заднем плане, повторяют настоящие хоругви. Запечатлён и владелец древних предметов – это хмурый запорожец в высокой чёрной шапке и жёлтом кунтуше.

К услугам мастера была и коллекция Д. И. Яворницкого – отлично сохранившиеся вещи, извлечённые при раскопках казацких могил.

Оттуда срисованы оружие и одежда запорожцев (жупаны и «сап’янцi» – сапоги из высококачественной козловой кожи), различные люльки: короткие носогрейки и огромные обчиски с чубуками длиной до 2 метров, а также графин с горилкой. Подобные бутылки, в которые помещалось 1,2 л жидкости, называли квартами.

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Репин
Репродукция из янтаря картины Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» от мастеров ТМ «Янтарь Полесья»

Интересно, что археологи нашли две такие ёмкости. Одну они распили (по воспоминаниям участников, опьянев с первого глотка), а вторую передали в Екатеринославский историко-краеведческий музей.

Попробовать старинный напиток хотели почти все посетители, в том числе и царь Николай II. Но директор трепетно оберегал раритет, расставшись с ним лишь в 1918 г., когда в город вступила Революционная Повстанческая армия Нестора Махно.

Уникальный экспонат обменяли на охранную грамоту для учреждения и работников.

А ещё в экспедиции мастер делал наброски лиц и фигур, даже несмотря на то, что многие люди отказывались позировать. «Никак не соглашались – ни за деньги, ни даром», – писал Илья Ефимович в своих дневниках. Однако ему всё же удалось найти сговорчивых натурщиков – «типичных чумаков в степях Малороссии».

Ими оказались косари из Чигирина, которые ожидали найма на местной ярмарке. Зарисовал живописец и студента-татарина (а вот его улыбка скопирована с черепа настоящего казака, найденного в степном кургане), и встреченного на пристани колоритного старичка, и нетрезвого Никишку – кучера В. Тарновского.

Персонажи произведения – кем были весёлые запорожцы?

Впрочем, художник искал моделей не только среди обычных украинцев. Прототипами большинства казаков стали знаменитые исследователи и политики. Ниже перечислены самые знаменитые герои полотна.

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», РепинВ центре картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» расположился Иван Сирко (1605-1680) – храбрый кошевой атаман, одержавший победу в 65 сражениях. Натурщиком для легендарного казака послужил не менее одиозный персонаж – Михаил Иванович Драгомиров (1830-1905). Этот герой австро-прусско-итальянской войны с 1898 г. занимал должность киевского, подольского и волынского генерал-губернатора, а ещё издал «Учебник тактики» – настольную книгу многих командиров. Но прославился мужчина благодаря своему весёлому нраву – так, однажды он забыл поздравить императора с именинами, вспомнив о памятной дате лишь на третий день. Стремясь исправить оплошность, дворянин отправил самодержцу телеграмму «Третий день пьём за здоровье Вашего величества». Правитель поддержал шутку, написав в ответ «Пора кончать».

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», РепинСамой заметной фигурой на переднем плане произведения является лысый казак, сидящий спиной к зрителю. Несмотря на нестандартный ракурс, у него тоже был свой прототип – екатеринославский помещик и царский обер-гофмейстер Георгий Петрович Алексеев (1834-1914). Он категорически отказался позировать в подобном виде, заявив, что не желает становиться посмешищем для будущих поколений. Однако Репин всё же перехитрил помещика – узнав о том, что тот увлекается нумизматикой, художник пригласил мужчину к Д. И. Яворницкому, якобы полюбоваться его коллекцией монет, а сам быстро набросал необходимый эскиз.

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», РепинПривлекает внимание зрителей и согнувшийся над свитком писарь, увековечивающий высказывания других казаков. Символично, что в этой роли предстал Дмитрий Иванович Яворницкий. Вот как учёный описывал своё позирование: «Он [И. Е. Репин] затащил меня в мастерскую. Я продрог в петербургском тумане и оттого был угрюмым, но тут увидел лежащий поблизости журнал, открытый на странице с карикатурами, и ухмыльнулся. «Стой, стой! – вскрикнул Репин. – Вот это-то мне и нужно!». Не прошло и часа, как на полотне сидел писарь».

Составляя описание картины, нельзя не вспомнить о стриженом «под горшок» бурсаке –данный герой примечателен тем, что мастер рисовал его не с натуры, а с гипсовой маски.

Её сняли с лица Порфирия Денисовича Мартыновича (1856-1933) – украинского живописца, графика и фольклориста.

Учась в Петербургской Императорской Академии художеств, он вместе с друзьями развлекался изготовлением подобных слепков, на одном из которых навеки осталась лукавая улыбка юноши.

А иногда Илья Ефимович заимствовал у моделей только некоторые черты. В частности, писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк (1852-1912) утверждал, что с него написаны «глаза одного казака, веки другого и нос – третьего». Схожим образом запечатлён и Александр Жиркевич (1857-1927) – поэт, прозаик и военный юрист.

Вторая версия картины 1889 года, хранящаяся в Харьковском художественном музее

Эскизы и наброски – что случилось со вторым вариантом полотна?

Трудно найти человека, которому неизвестно, кто автор картины о хохочущих запорожцах. Однако немногие знают, что в 1889 г. И. Е. Репин создал ещё одно подобное произведение – чуть менее масштабное, но более яркое и эмоционально. По мнению экспертов, первое изображение является «академически уравновешенным», а вот его копия выполнена в более бытовом, раскованном стиле.

  • Первый вариант полотна, снискавший громкий успех на выставках в России и за рубежом, купил за 35 тыс. рублей Александр III. Оно принадлежало императорскому дому до 1917 г., а затем шедевр перевезли в Государственный Русский музей.
  • Вторую картину приобрёл Павел Михайлович Третьяков – русский предприниматель и меценат, собиравший лучшие произведения искусства. Кроме того, он выкупил у Д. И. Яворницкого один из эскизов художника. В Украину эти работы вернулись лишь в 1933 г., в рамках паритетного обмена. Сейчас полотно хранится в Харьковском художественном музее.

Наш интернет-магазин «Янтарь Полесья» с радостью изготовит для Вас самоцветную копию великой картины!

Источник: https://yantar.in.ua/blog/luchshee-polotno-i-e-repina.html

Картина «Запорожцы» И. Репина в деталях

?

Category: Над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И.Е. Репин работал 13 лет. И не случайно плотно стало шедевром мировой живописи. Если обратиться к детальному разбору картины «Запорожцы», можно узнать, сколько смысла заложил художник в одно полотно. Прежде всего, стоит отметить, что Репин был по-настоящему народным художником, и этой его близостью к народу пропитаны все его картины.

Существует три варианта картины «Запорожцы». Первый вариант, а точнее масляный эскиз картины, живописец закончил в 1887 году и подарил своему другу историку Дмитрию Яворницкому. Затем его купил Павел Третьяков. Сейчас этот экземпляр хранится в Третьяковской галерее в Москве.

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», РепинВторой – основной вариант картины – был завершён в 1891 году, его купил у художника император Александр III. Впоследствии картина была передана в Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге.Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», РепинТретий вариант картины «Запорожцы» живописец начал в 1889 году, еще работая над основным полотном. Репин попытался сделать новую версию более «исторически достоверной». Согласно некоторым источникам, работа над ней так и не была закончена. Сегодня этот вариант картины, уступающий двум предыдущим по размерам, хранится в Харьковском художественном музее.Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», РепинСамый интересный, конечно, второй вариант картины, который до последнего времени находился Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, а сейчас уже 4 месяца гостит в одном из малых городов Челябинской области – в г. Сатка, где я картину и обнаружила.

Читайте также:  Распятие, или гиперкубическое тело, сальвадор дали, 1954

1. Домра

Разглядывая картину «Запорожцы», можно заметить музыкальный инструмент — домру. Должно быть, в свободное время запорожские казаки наигрывали на ней какую-то проникновенную мелодию или пели о храбрости казачьей и прославляли Сечь.

А знаете ли вы, что на самом деле домра считается русским народным инструментом? Правда, в отличие от балалайки, не всякий русский её назовет. Парадокс, но с историей.

Инструменты танбуровидной формы пришли на Русь с Востока.

Они были особенно популярны в народе, потому как стали главным инструментов бродячих артистов-скоморохов, которые полюбились и стару, и младу за острое словцо и вольный юмор на самые злободневные темы.

Вольность эта допекла власть и появился указ царя Алексея Михайловича 1648 года, знаменитая фраза из которого гласит: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и всякие гудебные сосуды, велеть изымать и, изломав те бесовские игры, велеть жечь».

Вряд ли еще какой-либо музыкальный инструмент в истории человечества подвергался столь чудовищному истреблению. Домры жгли, ломали, уничтожали. О ней забыли на Руси на два с лишним столетия. «Воскресла» домра только в конце XIX века благодаря талантливому музыканту В.В.Андрееву.

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Репин2. КартыБытует версия, что Московскую Русь впервые познакомили с картами запорожские казаки. На основном варианте картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» действительно изображена полурассыпанная карточная колода. Но картина не является доказательством, ведь Репин закончил писать ее в 1891 году, когда уже больше чем три столетия карты пользовались необычайной популярностью в Российской империи.

Что же касается запорожцев и карт, то Дмитрий Яворницкий в «Истории запорожских казаков» описал вот какой интересный факт: пятеро-шестеро запорожцев, игравших ночью в карты, однажды спасли Сечь от ночного нападения татар и турок. В общем, как говориться, нападающие пришли не званы — ушли не ласканы.

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Репин3. ЧернилаПрисмотритесь к картине Репина «Запорожцы»: многие её детали уже не раз давали повод для научных исследований. Вот, например, возьмем чернильницу, больше похожую на колбу из химической лаборатории. Что же за чернила в ней?Для казаков, требовались чернила, подходящие к их суровым условиям жизни, то есть, долгохранящиеся и еще – недорогие. Потому готовили их из подручных средств, а именно – растений: бузины, хвоща, спорыша, крушины.

Сохранился даже рецепт таких чернил, причем довольно простой: по одной из версий, чаще всего запорожцы брали спелые ягоды бузины, измельчали их, заливали водой, кипятили на краешке тлевшего костра. Раствор сливали в чистую посуду, к гуще снова доливали воды и продолжали ее вываривать.

И так — от трех до пяти раз. Слитую жидкость отстаивали ночь, утром снова переливали в чистую посуду и на слабом огне, тщательно перемешивая, испаряли.

Густую краску сливали в керамическую бутыль (сулею), добавляли немного железного купороса — чтобы чернила дольше сохранялись и имели стойкий цвет.

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», РепинP.S. Искусство – в деталях.

Источник: https://kartina-ru.livejournal.com/14503.html

Оригинальные предметы с картины Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и где их искать

Наверное, все когда-то и не один раз видели картину Ильи Ефимовича Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Но видеть – это одно, а вот рассматривать в деталях – это совсем другое! На самом деле эта картина стоит того, чтобы уделить ей больше, чем просто беглый взгляд, и не только из-за ее художественной ценности.

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Репин

Задумывались ли вы когда-то, как у художника получается та или иная картина? Особенно, если это не абстракция или абсолютный художественный вымысел, а изображение событий исторических (или почти исторических)? Конечно, чтобы правдиво изобразить все детали, воссоздать истинный дух эпохи, даже талантливому художнику надо видеть перед собой реальные вещи тех времен, подержать их в руках, изучить. К чему я веду? А к тому, что совсем недавно я узнала, что некоторые вещи из тех, что изображены на известной картине Репина о запорожцах, можно найти не где-нибудь, а в Чернигове, в нашем родном Историческом музее! Конечно, не воспользоваться возможностью увидеть их воочию я не могла!

Сейчас самые интересные из этих вещей демонстрируются в рамках юбилейной выставки, посвященной 180-летию со дня рождения Василия Васильевича Тарновского – основателя Черниговского государственного исторического музея. Об этой выставке и об особых предметах из коллекции мне в деталях рассказала экскурсовод, старший научный сотрудник Половникова Светлана Александровна.

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Репин

  • На нашей выставке можно увидеть вещи из коллекции, подаренной музею В. Тарновским, принадлежащих к разным периодам, есть даже и древнерусские, – объясняет Светлана Александровна. Один из разделов посвящен казацкому периоду, и именно здесь представлены вещи, которыми воспользовался в своей работе над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Илья Репин.

Как рассказала экскурсовод, замысел написать такую картину появился у Репина еще в 1878 году.

Сначала он сделал небольшой эскиз, но быстро понял, что если соответствующих персонажей набрать не сложно, то антураж, нужные вещи найти будет не так просто.

И тогда ему подсказали (скорее всего, известный историк Костомаров), что у Василия Васильевича Тарновского в Качановке есть целая коллекция разнообразных предметов казачества. Поэтому в 1880 году Репин выезжает в Украину.

  • Художник быстро понял, что у Тарновского он сможет найти все, что нужно. И работал он, – отмечает Светлана Александровна Половникова, – очень тщательно, интересовался многими предметами из коллекции, делал зарисовки. Мы нашли некоторые из тех вещей и имеем возможность их показать. Все это дает нам основания утверждать, что именно этими вещами пользовался Репин, работая в Качановке.

На выставке представлены небольшие зарисовки Репина, а рядом можно увидеть и самые вещи, изображенные на них: пузырек-чернильницу и запоясную чернильницу, казацкий пояс, пуговицы. Сам по себе пояс – вещь очень интересная и ценная, потому что он принадлежал главарю крестьянско-казацкого восстания Якову Острянину.

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Репин

Постепенно переходим и к самому интересному: картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и вещам из нее.

Репродукция известной работы занимает едва ли не полстены в зале, но, как отмечает Светлана Александровна, реальные размеры оригинала еще более впечатляющие.

Экскурсовод рассказывает, что Василий Тарновский, как типаж, также заинтересовал Репина, и он изобразит его на картине в виде казака в черной барашковой шапке.

  • Что касается вещей, то лучше всего сразу видно кожаную пороховницу – вот она на картине, а вот в витрине. – показывает Светлана Александровна, – Смотрите, как она хорошо отделана, необычная. (И действительно, эта вещь сразу бросается в глаза, – Авт.)

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Репин

  • Также отметим и оружие из коллекции Тарновского. Вот мы нашли саблю, которая на картине принадлежит условному Тарасу Бульбе. (Сравниваю ее на изображении и в витрине – действительно, выглядит очень узнаваемо, не перепутаешь! – Авт.) У того же героя можно увидеть богато украшенный, красивый слуцкий пояс. А вот он перед нами, в витрине. Всего в коллекции Тарновского было немало поясов, изготовленных на Слуцкой мануфактуре в Беларуси – ими подвязывались зажиточные казаки. А вот эта маленькая рюмочка (рядом с пороховницей в витрине), которая на картине стоит на столе на переднем плане, принадлежала генеральному хорунжему Николаю Ханенко. Она датируется где-то 1730–40-ми годами.

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Репин

Экскурсовод отмечает, что в коллекции Тарновского было также немало одежды тех времен, но трудно сказать, что именно было использовано при создании картины, потому что одежда сохранилась хуже, чем оружие и аксессуары.

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Репин

На самом деле возможность сопоставить реальные вещи с теми, которые изображены на картине, тем более на такой известной, очень впечатляет! А еще, разглядывая детали, замечая, насколько точно переданы все мелочи, узоры и украшения каждого предмета, начинаешь по-другому воспринимать всю картину, понимаешь, какую огромную работу проделал художник!

Сейчас оригинал картины Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» хранится в государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. А вещи из этой картины каждый желающий может увидеть в Черниговском государственном историческом музее имени В. Тарновского.

Источник: https://ua.igotoworld.com/ru/article/1244_predmety-s-kartiny-repina-zaporozhcy-pishut-pismo-sultanu.htm

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» картина Репина

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — известная картина Ильи Ефимовича Репина (1844-1930). Картина также известна под названиями «Запорожцы» и «Письмо запорожцев турецкому султану». Картина была написана в период с 1880 по 1891 годы, холст, масло, 203 × 358 см. В настоящее время представлена в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Сюжет картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» основан на одном из преданий. Судя по этой легенде, прежде чем нападать на Запорожскую Сечь, османский султан Махмед IV отправил запорожцам послание, в котором потребовал покориться ему и признать его владыкой мира и наместником бога на земле.

В ответ на это послание, запорожские казаки написали своё послание, в котором не стеснялись выражений и всячески оскорбляли турецкого султана.

Именно момент написания ответного письма османскому султану, в котором казаки придумывают оскорбления и жестоко насмехаются над ним, и решил изобразить великий русский художник Иван Репин.

Историки предполагают, что данное письмо было написано в 1676 году кошевым атаманом Иваном Серко. Оригинал письма не сохранился, однако в 1870-х годах копию данного письма нашёл этнограф Яков Павлович Новицкий. Копия была сделана в XVIII веке.

Новицкий передал копию историку Дмитрию Ивановичу Яворницкому, который, в свою очередь, прочитал текст послания своим гостям, среди которых находился художник Иван Ефимович Репин.

Художник так заинтересовался содержанием письма и так вдохновился данной историей, что в 1880 году приступил к созданию полотна, которое впоследствии стало настоящим шедевром русской живописи.

Существует несколько версий письма. Далее представлен наиболее достоверный из них (выписки из истории Дмитрия Яворницкого). Ненормативные слова удалены.

  • Письмо Махмеда IV казакам:
  • «Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Ибрагима I, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться.
  • Султан турецкий Мехмед IV.»
  • Ответ казаков:
  • «Ответ Запорожцев Магомету IV
  • Запорожские казаки турецкому султану!

Ты, султан, чёрт турецкий, и проклятого чёрта брат и товарищ, самого Люцифера секретарь. Какой ты к чёрту рыцарь, когда голой ж…й ежа не убьёшь. Чёрт в…т, а твое войско пожирает. Не будешь ты, сукин ты сын, сынов христианских под собой иметь, твоего войска мы не боимся, землёй и водой будем биться с тобой, р…б твою мать.

Вавилонский ты повар, Македонский колесник, Иерусалимский пивовар, Александрийский козолуп, Большого и Малого Египта свинопас, Армянский ворюга, Татарский сагайдак, Каменецкий палач, всего света и подсвета дурак, самого аспида внук и нашего х…я крюк. Свиная ты морда, кобылиная срака, мясницкая собака, некрещённый лоб, мать твою ….

Читайте также:  «спящая венера», джорджоне — описание картины

Вот так тебе запорожцы ответили, плюгавому. Не будешь ты даже свиней у христиан пасти. Этим кончаем, поскольку числа не знаем и календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, за это поцелуй в ж…у нас!

Подписали: Кошевой атаман Иван Сирко со всем лагерем Запорожским».

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И. Е. Репин

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Репин

Занимаетесь рукоделием, и хотели бы использовать для своего увлечения лучшие материалы? Нитки мулине для вышивания вы сможете приобрести на сайте http://www.pugovkishop.ru/catalog/vyshivanie/nitki-dlya-vyshivaniya/. Кроме того, пяльцы, паспарту, схемы, наборы и многое другое.

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Репин

По теме: великие русские художники, искусство, история картины, картины, описание картин, русские художники, шедевры

???? Блинцов | 2016-06-30, 10:57 | ???? 818

Источник: https://art-assorty.ru/11495-zaporozhcy-repin.html

Илья Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану, описание картины

Картину «Запорожцы» Репин писал дольше, чем какую-либо иную. Идея возникла на светском приеме, куда были одновременно приглашены Илья Репин и историк Дмитрий Яворницкий. У Яворницкого оказалась при себе копия письма, написанного в 1676 году атаманом Иваном Серко (Сирко) вместе с казаками султану Махмуду IV.

Возмущенный тем, что казаки истребили его 15-тысячное войско, турецкий владыка предложил Сечи перейти в его подчинение, а в случае отказа грозил полным уничтожением.

По выражениям лиц казаков понятно, какой ответ они сочинили. «Ты – шайтан турецький, проклятого чорта брат и товарыщ и самого люциперя секретарь!» – читал Яворницкий под громкий хохот.

А Репин мысленно представлял себе картину, которую напишет по мотивам этого эпистолярного происшествия.

В 1880-е годы Репин специально отправился в Украину, чтобы собирать материал для картины.

Помогал ему и Яворницкий, предоставив свободный доступ к своим материалам и старинным атрибутам казаков – одежде, трубкам, обуви, оружию.

Репин написал множество эскизов, прежде чем приступить к работе над главной картиной (1, 2, 3). К слову, в поездке Репина сопровождал его юный ученик Валентин Серов — он тоже делал кое-какие наброски.

В 1888 году Репин еще раз проехал по местам казачьей славы, добрался до станции Пашковской, а главное – уловил казачий дух неуемной свободы.

«Чертовский народ! Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства», – восхищался он украинскими казаками.

Безусловно, одним из источников, вдохновивших художника, была повесть Гоголя «Тарас Бульба». Собственно, ее герои здесь присутствуют.

Тарас Бульба – могучий хохочущий казак в белой папахе, написан с профессора Петербургской консерватории. Его сын Андрий – интеллигентный юноша слева, с тонкой улыбкой и мягкими чертами лица, прототипом его стал родственник композитора Михаила Глинки. Рядом с ним – суровый казак с повязкой на голове, он в роли старшего брата, Остапа Бульбы.

А что же сам Иван Серко? Атаман с лихо закрученными усами смотрит лукавым пронзительным взглядом, явно наслаждаясь метко сказанной фразой. Его прототип – командующий Киевским военным округом генерал Михаил Драгомиров. Не забыл Репин и главного консультанта и вдохновителя – Дмитрий Яворницкий запечатлен в образе писаря.

Чтобы добиться от него нужной усмешки, Репин развлекал свою модель карикатурными журналами.

Обнаженная мощная фигура казака на переднем плане – это не только иллюстрация мощи и силы запорожской вольницы. Возле него карты – а в Сечи любителям азартных игр предписывалось играть без рубахи, чтобы не иметь возможность спрятать карту в рукав или за пазуху. Круговая композиция создает ощущение торнадо, набирающего силу урагана, который уже если раскрутится, мало не покажется никому.

Отдельно стоит отметить, что Репину удалось в этой картине представить целую энциклопедию смеха. Кажется, перед нами вообще все оттенки веселья, для которых существуют обозначения: тут и заливистый смех, и тонкая улыбка, и саркастическая ухмылка, и смех-оскал, от которого мороз по коже пробирает, и заразительный хохот, и хихиканье, и гогот, и зубоскальство.

При этом не забываем, что в рамках бытовых, жанровых изображений Репину тесно, его лучшие работы становятся грандиозным обобщением, приобретая черты монументальности, отчасти даже былинности, мифологичности. И здесь перед нами не просто группа казаков и исторический забавный момент – мы видим и ощущаем сам дух Запорожской Сечи, квинтэссенцию непокорного, свободолюбивого казачества.

Репин постоянно сомневался в своем таланте, нередко называл себя «заурядной личностью», а в общении мог показаться чрезмерно любезным. Но это обманчивая видимость мягкотелости. Если он был в чем-то уверен, то не существовало авторитетов, которые бы его переубедили.

Когда «Запорожцы» были практически закончены, он внезапно «прикрыл» одну из самых колоритных фигур повернутым спиной казаком в длинной кирее (сравните с поздним вариантом картины). «Серым больничным халатом» называли это одеяние недовольные критики и упрекали художника в том, что он собственными руками загубил шедевр.

Однако Репин был непоколебим: «Я знаю, что я в продолжение многих лет, и прилежных, довел наконец свою картину до полной гармонии в самой себе, что редко бывает, — и совершенно спокоен. Как бы она кому ни казалась — мне все равно».

Алена Эсаулова

Источник: https://artchive.ru/ilyarepin/works/295005~Zaporozhtsy_Zaporozhtsy_pishut_pis%27mo_turetskomu_sultanu

Описание картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И.Репина

Художник: Илья Ефимович Репин Название картины: «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Картина написана: 1880—1891 г. Холст, масло.

Размер: 203 × 358 см

Запорожская Сечь, казацкая вольница, которая веками не покорялась никому: ни царю, ни туркам и татарам, ни черту, ни Богу, без сомнений, не могла не привлечь к себе такого творческого человека, как И. Репина.

О выдающемся российском портретисте, авторе бесчисленного количества гениальных картин, сказано и написано многое.

Но о Сечи можно говорить бесконечно – она таит в себе величайшее число легенд, начиная со сказаний о характерниках и казацкой изворотливости, и заканчивая письмом запорожцев султану Турции.

Некоторые источники сообщают, что турецкий султан собирался пойти войной на Запорожье, но как истинный правоверный, решил неприятеля о своих намерениях предупредить, отправив им ультиматум с требованием покориться посланнику Аллаха на земле. Казаки его перечитали несколько раз и написали ответ, которому нет равных в истории.

Как только не величали они владыку Оттоманской империи: и вавилонским поваром, и иерусалимским пивоваром, и александрийским козолупом, и дураком всемирного масштаба, и внуком аспида… Дальнейшие эпитеты скрывала цензура, но, если вы обладаете желанием выяснить все до конца, то непременно узнаете, весь запас ненормативной лексики наших предков.

Легенда гласит, что написан ответ запорожцев был в 17 веке, но историк Д. Яворницкий утверждает, что есть несколько списков этого текста, датируемых 1600, 1620, 1667, 1713 и еще многими не то что годами, а целыми веками. Слухи и домыслы так же утверждают, что атаманом Сечи в то время был Иван Сирко.

Исторические факты, напротив, сообщают, что замысел картины пришел к Репину в 1878 году, когда был сделан первый эскиз, но окончательно композиция картины начала приобретать очертания в 1880 году и писалась долгих 9 лет.

Отдельно следует сказать о натурщиках: атаман Сирко, колоритный персонаж картины и истории, написан с киевского генерал-губернатора М. Драгомирова, старый казак в белой папахе – с «акулы пера» того времени Гиляровского, а вот образ писаря воплотил Д. Яворницкий.

А теперь о тех персонажах, которые напрямую перекликаются с гоголевским «Тарасом Бульбой»: красивый молодой человек на заднем плане племянник М.

Глинки, его считают прототипом Андрия, а вот одессит Николай Кузнецов, с которого написан раненный в голову казак, считается Остапом.

Напротив сыновей – сам Тарас, то есть, профессор консерватории Петербурга А. Рубец, кстати, шляхетского происхождения.

Если говорить о сюжете картины, то он и представляет собой ответ на ультиматум турков. Процесс данного «мозгового штурма» — поиск «ласкательных» обращений к султану и запечатлел Репин.

Несмотря на внешнюю уравновешенность композиции, произведение динамично, оно просто дышит энергетикой Запорожской вольницы. Передний план полотна – это казаки, собравшиеся за столом.

Примечательно, что часть фигур кажется срезанной – так вы можете мысленно передвинуть пропорции и перспективу картины.

Совмещение горизонтального и вертикального ритмов, движения в форме круга, сочные оттенки костров и палаточного городка на заднем плане – все это передает возбуждение казаков от своей идеи.

На переднем плане Репин презентует группу запорожцев, достигая при этом максимальной пластичности каждого образа, выразительности его эмоционального состояния.

Группа кажется шумной толпой, которой присущ украинский национальный колорит: чубы-«оселедцы», усы, рубахи и шаровары, а писарь готов написать следующую порцию площадной брани, которая выплеснется на турецкого султана.

Интересно, что художник не раз менял расположение фигур, пока не достиг того знакомого с детства построения образов в виде нескольких кругов.

В центральной части картины изображен писарь, вероятно, единственный среди людей в Запорожской Сечи, кто знал грамоту. Его одежда семинариста, очки на носу свидетельствуют о том, что он любит писать саркастические речи, а написание письма доставляет ему несказанное удовольствие. Как ученый человек, писарь сдержан в проявлении эмоций и лишь усмехается в усы.

В «ближнем» к зрителю кругу видна фигура казака с люлькой, нависшим над писарем. Можно сказать, что это один из генераторов идей письма. Он сосредоточенно думает о том, как бы «обласкать» Мухаммеда.

Следующий по часовой стрелке – запорожец, который подавился смехом, потом – человек, который чуть ли не падает со стула от хохота, а полуголому казаку доставляет удовольствие «смаковать» нецензурный текст.

Следующий персонаж – молодой человек, который принимает участие в процессе написания, внося в письмо юношеский креатив.

Однако не все персонажи репинского холста так веселы: запорожец рядом с юношей изображен мрачным, а Остап стоит с перемотанной головой и скептично смотрит на действо. Примечательно, что в картине мастер использует прием антитезы: он противопоставляет человека в красном жупане со взрывным хохотом старшему сыну Тараса Бульбы, во взгляде которого соединились скептицизм и тревога.

Но главное в картине не переживания. Основной ее мотив – побратимство, единый дух вольницы степей, ведь казаки смотрят друг на друга, весело перемигиваясь и выплескивают свое безудержное веселье на всякого, кто хоть раз увидит картину. Каждый персонаж справедливо считается олицетворением удали и независимого героического духа.

Многие искусствоведы замечают, что Репин в своем полотне передал физиологию смеха, а точнее – безудержного хохота.

Увидев эту картину, вы понимаете, что перед глазами весь синонимический ряд слова «смех»: тут скалят зубы, хохочут, ухмыляются, покатываются от смеха, веселятся, заливаются, хихикают, усмехаются, пырскают… Смех не дает назвать картину «героическим эпосом», он, напротив, утверждает жизнь. А еще здесь нет границ между историей и нашим временем, ведь каждый человек невольно оказывается в самой гуще событий.

Немалый интерес исследователей, да и рядового человека, представляет и тот факт, что И. Репин изобразил здесь не отдельно взятую личность, а общество свободолюбивых запорожцев, сила которого – в единстве.

Источник: https://5sec.info/kartiny/kartina-repina-zaporozhcy-pishut-pismo-tureckomu-sultanu/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector