Картина «волы», серов, 1885

Русские художники и живописцы

Валентин Александрович Серов родился 7 января 1865 года в Петербурге, в семье известного композитора и музыкального деятеля Александра Николаевича Серова.

Мать художника, Валентина Семеновна Серова, была пианисткой и автором нескольких опер. Отец умер, когда мальчику было шесть лет. О развитии дарования сына позаботилась мать.

А интерес к рисованию проявился у Тоши, как его звала Валентина Семеновна, очень рано. Еще ребенком он любил изображать животных, особенно лошадей.

Картина После потери отца Тоша живет с 1872 по 1874 год в Мюнхене. Здесь мальчик учился рисованию у немецкого художника Кеппинга. В 1874 году мать и сын переехали в Париж. Здесь Серов познакомился с И.Е. Репиным, ставшим его учителем. Илья Ефимович сразу оценил недюжинные способности своего ученика. Уже тогда его восхищали отличительные черты характера Серова настойчивость и упорство, вдумчивость, терпение, редкая взыскательность и строгость к себе.

Валентина Семеновна рассказывает «Итак, жизнь сложилась хорошо к общему нашему удовольствию, мы уже стали вместе посещать салон Боголюбова, служивший центром всему русскому художественному мирку в Париже. Среди просторной комнаты стоял во всю ее длину огромный стол, на котором натянута была ватманская бумага.

Все присутствующие художники занимали места у стола и усердно рисовали. Помнится, что большею частью рисунки были вольные импровизации на любые темы, избранные самими художниками. Репин также занял место за столом и посадил возле себя своего малолетнего ученика. Вот так молодчина! — невольно вырвалось у кого-то.

Заговорили, зашумели, послышались восклицания, выражавшие полное изумление. И я взглянула тройка, русская тройка прямо «неслась» во весь карьер! У меня захватило дыхание, дрогнула душа от всего услышанного мною в этот вечер.

Думала конец теперь пришел тихому, беспритязательному нашему житью-бытью — зернышко обнажили, вытащили из сырой земли; что-то будет дальше»

Мальчик продолжал занятия у Репина и в Москве в 1878- 1880 годах. Взяв Серова с собою в Абрамцево, Репин ввел его там в круг крупнейших художников, посещавших усадьбу известного промышленника и мецената Саввы Мамонтова. Сюда приезжали отдыхать и работать Репин, Левитан, Врубель.

Осенью 1880 года Серов поступил в Академию художеств, где его учителем стал знаменитый профессор и прекрасный педагог П.Л. Чистяков. Чистяков увидел в Серове большой талант.

И рисунок, и колорит, и светотень, и характерность, и чувство цельности и композиция — все это, по мнению Чистякова, было в работах молодого художника в превосходной степени.

Почувствовав в себе достаточно сил, чтобы начать самостоятельное творчество, Валентин в 1885 году покинул академию. В этом же году он создал первую небольшую картину «Волы».

В 1887 году в Абрамцеве двадцатидвухлетний художник создал одно из замечательнейших произведений русской школы живописи — «Девочку с персиками». На полотне изображена Вера Мамонтова, дочь Саввы Мамонтова. По воспоминаниям Серова, он писал портрет Веры «с упоением» и сделал его всего за месяц.

 Помимо Абрамцева, Серов очень любил Домотканово — имение в Тверской губернии своего товарища по Академии художеств В.Ф. Дервиза. Здесь художник создал немало интересных произведений. В 1886 году он пишет тонкую по настроению картину «Осенний вечер. Домотканово».

Через два года в этом же имении Серов создал один из лучших своих пейзажей «Заросший пруд. Домотканово» (1888). Ясность духа, благоговение перед природой, стремление постичь ее во всей полноте нашли свое ясное выражение в величественной композиции, в спокойном и плавном ритме, в монолитной цельности колористического решения.

Поражает ювелирная разработка каждого сантиметра холста и удивительная свежесть живописи.

Картина Картина Картина
Девочка с персиками. ПортретВеры Мамонтовой, 1887, ГТГ Заброшенный пруд. Домотканово,1888, Третьяковская галерея Терраса в Введенском, 1880-е,Музей русского искусства, Ереван

Следом за этой картиной в 1888 году Серов пишет другой свой шедевр — «Девушка, освещенная солнцем». Художник изобразил свою двоюродную сестру Марию Яковлевну Симонович в саду под деревом, сквозь листву которого пробивается солнечный свет, играя бликами на лице и руках, на белой блузке и на земле.

«Девушка, освещенная солнцем» строится на контрасте затененного первого плана и ярко освещенного солнцем второго. В ее композиции основное — не только пластика форм, но и свет. Даже тень у Серова светоносна.

Отсветы солнца, пробиваясь сквозь зеленую крону дерева, зажигают белую блузку девушки зеленым, золотистым, розовым. Перламутрово светится нежное лицо. Каштановые волосы неожиданно обнаруживают лиловатый оттенок, сближаясь по цвету с корой дерева. Но кора корявая, грубая, а пряди волос легкие, пушистые.

Художник блестяще показывает разницу фактур двух объектов изображения, одинаковых по цвету да еще расположенных рядом.

Картина Картина Картина
Октябрь. Домотканово,1895, ГТГ Мария Львова (урожденнаяСимонович), 1895, музей Орсэ Великий князь Павел АлександровичРоманов, 1897, ГТГ

В девяностые годы все больше растет и крепнет мастерство Серова-портретиста. Художник особое внимание обращает на психологическую характеристику человека. Он всегда долго и тщательно работал над своими полотнами, стремясь, чтобы в картине, написанной в сто сеансов, сохранялась вся свежесть одного.

Первыми моделями Серова становились близкие и знакомые ему люди артисты, художники, писатели. В 1890 году он пишет портрет А. Мазини, через год — портрет своего друга, художника К. Коровина, затем И. Левитана (1893), Н. Лескова, Н. Римского-Корсакова, И. Репина. Позднее он создает портреты И. Остроухова (1902), М. Горького (1905), А. Чехова (1903), Ф.

Шаляпина (1905), Г. Федотовой (1905), М. Ермоловой (1905).

Художник работает преимущественно над образом русской деревни. Особенно полюбилась ему средняя полоса России, которую он отобразил в картинах «Октябрь», «Баба в телеге», «Зимой», «Баба с лошадью», «Полосканье белья», «Стригуны на водопое».

Картина Картина Картина
Деревня, 1898,Третьяковская галерея Боткина Софья Михайловна,1899, Русский музей Дети (Саша и Юра Серовы),1899, Русский музей

Возросшая популярность и радует художника, и огорчает. В начале своей деятельности Серов писал портреты тех, кто ему нравился. Приобретя известность, художник поступает в «общее пользование», принимает заказы от «всяких людей».

Для него начинается кабала заказной портретной работы, от которой он не смог отделаться до самой смерти. Художник пишет портреты представителей крупной буржуазии, высшей знати, в том числе С. Мамонтова (1890), А. Бахрушина (1889), К. Победоносцева (1902), М.

Морозова (1902), С. Витте (1904), князя В. Голицына (1906), Э. Нобеля (1909), И. Морозова (1910), В. Гиршман (1911), членов царской фамилии.

Один из первых парадных портретов, «Портрет великого князя Павла Александровича» (1897), принес художнику золотую медаль «grand prix» на Парижской всемирной выставке 1900 года.

Серов не щадил ни себя, ни свою модель. Художник писал честно, поэтому пошли разговоры, что «писаться у Серова опасно», видя в портретах злую «карикатуру», «шарж». Серов это решительно отрицал «Никогда не шаржировал, — говорил он, — ложь! Что делать, если шарж сидит в самой модели, — чем я-то виноват Я только высмотрел, подметил».

Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту, 1900, ГРМ Николай II, 1900,Третьяковская галерея Мика Морозов, 1901,Третьяковская галерея

В 1902 году Серов писал портрет Михаила Абрамовича Морозова. Н.

Симонович-Ефимова свидетельствует «Блестящий и парадный большой портрет, в котором ясно, что тончайшее сукно на этом выхоленном дяде и под сукном чистейшее подкрахмаленное тончайшее полотно, а поза — огородное чучело, кабан, выскочивший с разгону. И первое, что приходит в голову, когда увидишь портрет, — господи, заказчик-то как же Согласился Позировал Заплатил»

Серов также создал галерею светских полотен — С. Боткиной (1900-1902), Ф. Сумарокова-Эльстон (1903), Г. Гиршман (1907), Н. Позднякова (1908), Е. Морозовой (1908), М. и Е. Олив (1909), А. Ливен (1909), Иды Рубинштейн (1910), портрет М.К. Олив (двоюродной племянницы С.И. Мамонтова)…

К числу подлинных шедевров мастера следует отнести портреты детей «Саша Серов» (1897), «Мика Морозов» (1902), графические листы — «Дети Боткины» (1900), «Юра Морозов» (1901), «Девочки Касьяновы» (1907).

Читайте также:  Пир в доме левия, паоло веронезе, 1573
Княгиня Юсупова Зинаида Николаевна, 1900-1902, Русский музей Купание коня, 1905,Русский музей Модель, 1905,Третьяковская галерея

У Серова была большая семья. Вместе с женой Ольгой Федоровной, урожденной Трубниковой, они воспитывали шестерых детей — двух девочек и четырех мальчиков. Содержать их и большую квартиру, где художник мог бы творить, было трудно.

Написав несколько портретов императора Николая II, Серов получил выгодный заказ на портрет императрицы Марии Федоровны. После первого же сеанса императрица подошла к мольберту и заметила

— Тут слишком широко, здесь надо пониже, а здесь поднять…

Художник опешил, а затем взял палитру и подал ее с поклоном Марии Федоровне

— Вот, Ваше Величество. Вы сами и пишите, если так хорошо умеете рисовать. А я — слуга покорный!

Императрица вспыхнула и ушла. А Серов наотрез отказался писать дальше. Более того, с тех пор вообще не сделал ни одного портрета членов царской фамилии.

Гиршман Генриетта Леопольдовна,1907, Третьяковская галерея Петр I, 1907,Третьяковская галерея Анна Павлова. Балет Сильфида,1909, Русский музей

Серова до глубины души потряс расстрел 9 января 1905 года безоружной толпы, идущей к царю «искать правды».

Возмущенный и подавленный случившимся, Серов вместе с Поленовым выразили протест в письме, адресованном собранию Академии художеств. А вскоре покинул академию.

Свое отношение к событию 9 января он отразил и в рисунках, носящих политическую окраску. Наиболее острой оказалась пастель «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава».

В последние годы жизни Серов был увлечен поисками большого стиля. Эти поиски привели его к созданию прекрасных картин на мифологические и исторические темы.

В 1907 году Серов осуществил свою давнишнюю мечту — он поехал в Грецию, где его пленило «удивительное ощущение от света, легкого-легкого ветра, близости мраморов, за которыми виден залив и зигзаги холмов». В результате живого прикосновения к античности появились такие произведения, как «Одиссей и Навсикая», «Похищение Европы».

В этой картине Серов обращается к стихам Гомера об Одиссее, выброшенном бурей на берег, где его нашла дочь царя Навсикая. Как в античном фризе, движение развивается вдоль плоскости, язык художника скуп и выразителен, изумительно богатство серых тонов.

Свои исторические картины художник создал в основном в последние годы «Юный Петр на псовой охоте» (1902), «Выезд Екатерины на охоту» (1911), «Кубок большого орла» (1910), «Петр Великий на работах» (1910-1911), «Петр I в Монплезире»(1911). Среди них выделяется «Петр I» (1907).

Ида Рубинштейн,1910, Русский музей Похищение Европы,1910, Третьяковская галерея Княгиня Орлова Ольга Константиновна, 1911, Русский музей

Должна быть отмечена педагогическая деятельность Серова. С 1897 по 1909 год он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников — П. Кузнецов, М. Сарьян, К. Петров-Водкин и другие. Для молодежи Серов оставался признанным мастером, она ориентировалась на его стилистические поиски, равно как и на его огромное трудолюбие.

Многие замыслы Серова остались незавершенными. Он скончался 5 декабря 1911 года в самом расцвете творческих сил.

 

Источник: https://tunnel.ru/post-serov-valentin-aleksandrovich

Серов Валентин Александрович (Serov Valentin)

Картина Имя: Серов Валентин Александрович (Serov Valentin)
Годы жизни: 1865-1911 годы
Направление: Импрессионизм
Биография: Русский художник Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. Его отец, Александр Николаевич Серов, был известным композитором и музыкальным критиком, а мать, Валентина Семеновна — пианисткой. В 1871 году отец мальчика скоропостижно скончался. Вскоре после этого B.C. Серова уехала в Мюнхен продолжать музыкальное образование, а шестилетний Валентин был отправлен в Смоленскую губернию на хутор Никольский к подруге матери. Именно здесь у мальчика впервые появился интерес к рисованию. Через года мать забирает мальчика в Мюнхен, где Валентин получил первые уроки живописи под руководством немецкого художника Кеппинга. Когда рисунки мальчика увидел скульптор М.М. Антокольский, он посоветовал матери Серова дать сыну художественное образование. В качестве учителя Антокольский порекомендовал известного русского художника И.Е. Репина, который в то время находился в Париже в качестве пенсионера Академии художеств. Таким образом, осенью 1874 года Серовы переезжают в Париж. Репин высоко оценил художественные способности мальчика и с большим удовольствием стал заниматься с ним. Прожив в Париже немногим менее года, Серовы летом 1875 года возвращаются в Москву.

В 1879 году в Репин снова дает уроки живописи четырнадцатилетнему Серову. Юноша поселяется в семье художника в Москве и начинает усердно работать под его руководством.

Валентин копировал карандашом портреты Репина, выполненные масляными красками, чтобы научиться передавать светотеневые эффекты, писал натюрморты. Когда Серов сопровождал своего учителя в поездках для сбора материала для картин, он часто писал ту же натуру, что и Репин.

Из работ, сделанных Серовым в 1879 году, следует отметить портреты С.И. Мамонтова, И.Е. Репина, Т.А. Мамонтовой.

В 1880 году Серов поступает в Петербургскую Академию художеств в класс П.П. Чистякова. В Академии юный художник сближается с М.А. Врубелем, несмотря на то, что тот был старше Серова почти на десять лет.

Художников объединяло вдумчивое отношение к творчеству; они работали в одной мастерской, часто «спорили об искусстве», что способствовало формированию их художественных взглядов.

В 1885 году Валентин бросает Академию: настолько велико было его стремление работать самостоятельно.

Летом 1885 года Валентин Александрович совершает поездку в Германию и Голландию, где изучает европейскую живопись. В 1887 году Серов побывал в Италии.

Из ранних произведений художника можно отметить картины «Волы» (1885), «Осенний вечер. Домотканово» (1886), «Заросший пруд. Домотканово» (1888). Эти работы можно отнести к раннему русскому импрессионизму. Однако основной жанр, которому Серов в дальнейшем посвятил свое творчество, — это портрет. Одним из первых портретов художника был портрет О.Ф. Трубниковой — «У окна» (1887).

Первым произведением Серова, которое поставило его в ряд крупнейших мастеров русской живописи, стала картина «Девочка с персиками». Это полотно вместе с картиной «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на восьмой выставке Товарищества передвижников в 1888 году.

В этих картинах произошло смешение жанров: портрет соединился с пейзажем, с интерьером.

Особенно высоко эти произведения оценили импрессионисты, которые больше ценили не драматургию сюжета, а сам поток жизни, проявление определенного жизненного факта в определенное мгновение, в конкретном пространстве.

В начале 1889 года Валентин Александрович Серов женится на О.Ф. Трубниковой. Съездив вместе в Париж на Всемирную художественную выставку, они поселяются в Москве. В 1890-е годы Серов много путешествует по городам России, работая над заказными портретами.

Художник побывал в Петербурге, в Костроме и Харькове, посетил Владимирскую и Симбирскую губернии, Крым, путешествовал вместе с К.А. Коровиным по Северной Двине и побывал в Архангельске и Мурманске.

В перерывах между работами над заказами Серов отдыхал в Тверской губернии в имении своего друга В.Д. Дервиза Домотканово. Также в этот период художник написал несколько портретов деятелей искусства: портрет итальянских певцов Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1893), художников К.А.

Коровина (1891), И.Е. Репина (1892), И.И. Левитана (1893), писателя Н.С. Лескова (1894), композитора Н.А. Римского-Корсакова (1898).

Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича (1897). Эта картина была выставлена на Парижской всемирной выставке в 1900 году и получила Гран-при. Это произведение вместе с портретами М.Ф. Морозовой и С.М.

Боткиной (1899) принесло Серову славу одного из лучших портретистов Европы конца XIX века. В это же время он создал ряд портретов, наполненных глубоким психологическим содержанием: А.Н. Турчанинова (1907), М.Н. Акимовой (1908).

Эти произведения принадлежат к лучшему, что было создано крупнейшими портретистами русской школы.

С 1890 года Серов участвует в выставках Товарищества передвижников. Однако в результате раскола Товарищества художник вместе с Архиповым, А. Васнецовым, Досекин, Светославским, Первухиным и Левитаном в 1899 году выходит из его состава. В 1898 году создается новое художественное объединение — «Мир искусства». Валентин Александрович входит в его состав с момента основания.

За время своей творческой деятельности Серов написал немало детских портретов. Наиболее известные из них это картина «Дети»(1899), на которой изображены сыновья художника, портрет дочерей С. Боткина(1900), портрет Мики Морозова (1901).

Читайте также:  Видео экскурсия по музею изобразительных искусств имени а.с. пушкина » музеи мира и картины известных художников

Помимо творческой деятельности художник вел общественную деятельность. В 1898 году, после смерти П.М. Третьякова, Серов был избран членом совета Третьяковской галереи и оставался им до конца жизни.

Более десяти лет — с 1898 по 1909 год — художник преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества.

Важное место в творчестве Серова тема природы и простой деревенской жизни. Художник изображал крестьян занятыми своими повседневными делами.

Крестьяне Серова — это бабы и мужики самого различного возраста, иногда дети, обремененные тяжелой заботой, выраженной во всем их облике. Наиболее известные картины этого направления — «Октябрь.

Домотканово» (1895), «Баба в телеге» (1896), «Зимой» (1898), «Стог сена» (1901), «Полоскание белья» (1901), «Финляндский дворик» (1902), «Стригуны на водопое. Домотканово» (1904).

В 1905 году Серов стал свидетелем расстрела рабочих в Петербурге. Это кровавое преступление властей против собственного народа сильно потрясло художника. После этих событий Валентин Александрович вместе с В.Д.

Поленовым пишет в совет Академии художеств заявление о выходе из состава действительных членов Академии.
Серов активно участвует в общественно-политической жизни.

Он находился в толпе около таганской тюрьмы в день освобождения политических заключенных, был в университете, когда там строились баррикады, присутствовал на крестьянском съезде, шел за гробом убитого черносотенцами Николая Баумана.

В своих исторических произведениях Серов использовал опыт, приобретенный в работе над картинами на крестьянскую тему.

Работы «Выезд на охоту Петра II и Елизаветы Петровны» (1900), «Выезд Екатерины II на охоту» (1902), «Юный Петр I на псовой охоте» (1902), «Охота с борзыми» (1906) предназначались для издания Кутепова «Царские охоты».

В 1907 году Серов исполнил темперой картину «Петр I». В этой маленькой темпере в образе Петра I воплощена целая историческая эпоха.

В последние годы своей жизни Валентин Александрович увлекается греческой мифологией. В 1907 году художник совершает поездку в Грецию.

Там Серов изучает древнегреческое искусство, делает зарисовки в музеях, обдумывает сюжеты своих будущих произведений на темы античного эпоса и мифологии.

В результате в 1910 году художник создает декоративное панно «Похищение Европы», пишет картину «Одиссей и Навзикая».

В 1910 году Серов пишет знаменитый портрет танцовщицы Иды Рубинштейн. Эта картина была выставлена на Международной выставке 1911 года в Риме и приобретена Русским музеем. В период с 1895 по 1911 годы художник иллюстрирует басни Крылова.

Ушел из жизни Валентин Александрович Серов 22 ноября 1911 года. В этот день ранним утром художник спешил на портретный сеанс к Щербатовым, упал и умер от приступа стенокардии… Умер в самом расцвете творческих сил, в возрасте сорока шести лет.

art19.info

Источник: https://mirovoeiskusstvo.ru/?page_id=692

Валентин Серов и его портреты… животных

Однажды родители Валентина Серова были приглашены на обед к Рихарду Вагнеру в его дом в Люцерне. И хотя Вагнер настоятельно просил не опаздывать, Серовы не смогли прийти вовремя: по дороге четырехлетний Валентин повстречал ослика. Уговоры, угрозы, посулы — все было тщетно: Валентин наотрез отказывался идти дальше, предпочитая компанию осла обществу гениального композитора.

Мать Серова вспоминала в мемуарах, как несколько дней спустя Вагнер выругался в присутствии юноши. «Сколько на белом свете ослов!»— воскликнул он. Но заметив маленького Серова, вспомнил недавний инцидент и улыбнулся: «Тебе они,впрочем, милы,верно,мой мальчик?».

Став знаменитым живописцем, Валентин Серов не разлюбил животных. Вот несколько работ, характеризующих его не только как великого портретиста, но и как выдающегося анималиста. И животные, которым Серов уделил внимания не меньше, чем царям,князьям и гениям, которых ему приходилось обычно писать.

Волы. Валентин Александрович Серов, 1885

Волы

Если ослик стал на пути Серова к Рихарду Вагнеру, то волы на некоторое время разлучили его с невестой. В 1885 году его будущая супруга — Ольга Трубникова — по причине слабого здоровья перебралась из промозглого Петербурга в теплую Одессу.

Серов обещал навестить ее там (тем более, что в те годы в Одессе жил его приятель — Михаил Врубель), однако что-нибудь постоянно ему мешало. Мать уговорила молодого художника сопровождать ее в поездке в Мюнхен.

Пользуясь возможностью, Серов также заехал в Италию, побывал в Голландии, а на обратном пути остановился в Абрамцеве — повидаться с семьей Мамонтовых. Обещание свое он выполнил только через полгода.

Но вместо того, чтобы наслаждаться обществом невесты, практически сразу уехал из Одессы в загородное имение знакомого художника Николая Кузнецова.

Кузнецов был богат, жил на широкую ногу, любил принимать гостей. Однако Валентина Серова привлекли не богатые фамильные погреба, а пара кузнецовских волов. Животные очаровали Серова и тот, позабыв обо всем, бросился за мольбертом. Он писал волов около месяца — хозяин лишь пожимал плечами и разводил у загона костры, чтобы чудной гость не околел (был конец октября).

Когда художник Серов показал картину невесте, та, как и Николай Кузнецов, пожала плечами: «И ради этого ты мерз столько дней?».

Стадо. Домотканово. Валентин Александрович Серов, 1890-е

К слову, это не единственный случай, когда Валентин Серов сбегал от жены к телкам. Подтверждением тому — эскиз «Стадо», написанный в 90-е.

Ольга Федоровна Томара (Тамара). Валентин Александрович Серов, 1892

Такса

В 1892 году у Валентина Серова родился сын — Александр, и, чтобы прокормить прибавившееся семейство, он активно брался за заказные портреты. Одним из таких заказов стал портрет Ольги Тамара. К сожалению, модель не сумела заинтересовать Серова.

Но профессиональная этика и теплые отношения с сестрой заказчицы — Марией Якунчиковой из клана Мамонтовых — не позволили художнику выполнить работу спустя рукава. Все свои баснословные наблюдательность и мастерство он обрушил на собачку Ольги Федоровны.

Как отмечал биограф и знаток творчества Серова Игорь Грабарь, в результате получился, скорее, портрет таксы на фоне Ольги Тамара.

Портрет графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона с собакой. Валентин Александрович Серов, 1903

Бульдог

Когда художник Серов начал работать над этой картиной, ее герою — последнему из князей Юсуповых — было 16. Под ногами у него все время вертелся любимый пес — бульдог по прозвищу Гюгис. Едва юноша начал позировать, бульдог чинно уселся рядом. Серов счел это удачей.

Любовь к собакам сблизила художника и его модель. Наследник грандиозной финансовой империи, человек, который позднее войдет в историю как один из организаторов убийства Распутина, увлеченно рассказывал Серову, на какие трюки горазд его питомец. В общей сложности работа над портретом длилась около двух лет.

Нужно полагать, за это время граф Сумароков-Эльстон и Валентин Серов успели поговорить не только о собаках.

Годы спустя граф напишет в своих мемуарах: «Серов,человек гуманный и убежденный защитник всех неимущих,своими долгими и дружескими беседами словно „оформил“ все мои сокровенные мысли и чувства. Его передовые взгляды оказали влияние на развитие моего ума.

И по мере того,как его художественная кисть заканчивала мой внешний облик на полотне, — внутри меня созревал тот человек,каким я остался всю жизнь,и дружба Серова оставила во мне неизгладимое впечатление».

Князь Феликс Юсупов. Валентин Александрович Серов, 1903

Жеребец

Отец Феликса Сумарокова-Эльстона — князь Юсупов-старший — пожелал позировать верхом. Серову это понравилось, в письме жене он сообщал: «Князь скромен — хочет, чтобы портрет был скорее лошади,чем его самого, — вполне понимаю».

Кроме прочего, это было удобно: князь то и дело отлучался из своего имения в Архангельском,в то время как жеребец (а это был «отличный араб бывшего султана») оставался в полном распоряжении художника и никогда не капризничал.

О чем Серов беседовал с конем и как повлиял на развитие его ума, история умалчивает. Но и жеребец, и князь удались на славу. Оценивая всю «юсуповскую серию», художник писал супруге: «Заказчики довольны.

Пожалуй,удачнее всех князь на лошади,может быть,потому, что не так старался — это бывает».

Портрет К.А. Обнинской с зайчиком. Валентин Александрович Серов, 1904

Зайчик

Когда Серов работал над портретом Клеопатры Обнинской, та ждала второго ребенка. Она позировала, будучи на последних сроках беременности, одетая в свободное платье.

По одной версии, художник Серов выбрал для своей картины композицию с ручным зайцем, чтобы скрыть изменения в фигуре модели.

Согласно другой, зверек,которого Обнинская нежно прижимает к груди, подчеркивает в ней материнские черты.

Игорь Грабарь считал эту работу одним из лучших лирических портретов Серова,именно с его подачи ее стали называть «Портретом с зайчиком».

Подобные удачи случались в творческой биографии Серова-портретиста, когда модель была ему особенно симпатична.

В данном случае свою роль сыграло уважение, которое художник испытывал по отношению к ее мужу, Виктору Петровичу Обнинскому — депутату Госдумы, весьма прогрессивному политику.

Когда Обнинский был заключен под стражу в результате своей оппозиционной деятельности, Серов писал: «Думаю,ему теперь легко — вот тем,кто гуляет на полной свободе,потруднее — совестно».

Квартет. Иллюстрация к басне Крылова. Валентин Александрович Серов, 1911

Медведь и другие

В 1895 году Савва Мамонтов задумал басни Крылова с иллюстрациями Валентина Серова. Вернее сказать, в первую очередь Мамонтов хотел издать иллюстрации: альбом должен был называться «Двенадцать рисунков В. А. Серова на басни И. А. Крылова». Серов взялся за дело с энтузиазмом.

И, хотя книга так и не была издана, над иллюстрациями к крыловским басням художник работал до конца своих дней — для него, латентного анималиста, эта затея стала творческой отдушиной. С годами его рисунки становились все лаконичнее и острее. Серов искал интонацию, которая позволила бы передать юмор Крылова минимумом средств.

Показательный пример таких творческих исканий — иллюстрации, которые он делал для басни «Квартет»: не вняв крыловской морали, художник все же пересадил музыкантов в другом порядке.

Похищение Европы. Валентин Александрович Серов, 1910

Бык

Замысел этой картины созрел у Серова во время поездки в Грецию и на Крит еще в 1907-м. Вместе с приятелем — Львом Бакстом — он плыл примерно тем же маршрутом, что и укравший Европу Зевс, и все здесь настраивало на эпический лад.

Серов видел в Греции повозку, запряженную парой белоснежных быков, и, конечно,сделал наброски. Однако натура показалась ему мелковатой. Быка, который соответствовал бы его замыслу, Валентин Александрович искал повсюду.

Он даже посещал в Испании корриду, которая вызывала у него — человека, искренне любившего животных, — физическую дурноту. В конце концов, подходящую модель он нашел в итальянском городке Орвиетто — кто-то шепнул ему, что тамошние быки славятся особой мощью.

Так Зевс на его полотне принял облик не белого (как того требовала устоявшаяся традиция), а рыжего быка.

Натурщицу, позировавшую для Европы, Серов нашел в Париже. Он похитил ее у художника Николая Досекина — что не дозволено быку, позволено Серову.

Андрей Зимоглядов, artchive.ruАртхив: читайте в Телеграме, смотрите в Инстаграме и подписывайтесь на наш канал

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/595ca3dee86a9e3f7efbc39b/5a4cb75e48c85e75eb96b0ee

Валентин Александрович Серов

Знаменитый русский художник Валентин Александрович Серов появился на свет 19 января 1865 г. в семье творческих людей. Его отец был знаменитым композитором и музыкальным деятелем, а мать – пианисткой и создателем нескольких опер. После смерти отца, воспитанием сына занималась мать, всячески поощряя его тягу к рисованию с самого детства.

Детство мальчик провел в Мюнхене, где познавал азы рисования с немецким художником Кеппингом. Позже семья переехала в Париж, где Валентин Александрович и познакомился с И. Е. Репиным, который потом стал его учителем. После возвращения в Москву в 1880 году, именно Репин ввел Серова в круг знаменитейших художников.

Девочка с персиками

Учился Серов в Академии искусств под руководством знаменитого профессора и педагога П. П. Чистякова. Свою первую картину с названием «Волы» он создал в 1885 году. В возрасте двадцати двух лет художник создал свое знаменитое произведение «Деовчка с персиками», которое его сразу же прославило.

Портрет Мики Морозова

В девяностые годы художник увлекся написанием портретов, даже сотворил несколько полотен с изображением членов царской семьи. Сам же Серов с супругой воспитывал шестерых детей.

Его живопись поражает удивительной свежестью и ювелирной разработкой каждого миллиметра на холсте, а произведения искусства приобрели мировую известность, прославляя картины русских художников.

Портрет княгини Юсуповой

Более десяти лет Серов занимался преподавательской деятельностью в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, выступая мастером и ориентиром для молодежи. Но, к сожалению, в связи со скоропостижной кончиной 5 декабря 1911г., так и не смог реализовать все свои идеи и замыслы.

Портрет писателя Леонида Андреева Картина «Волы»

Источник: https://www.colors.life/post/1031080/

Описание картины Волы – Валентин Серов

Этюд из деревенской жизни “Волы” по сюжету незамысловат. Несомненно, художника привлекла цветовая симметрия, яркие детали. Скотный двор в конце трудного рабочего дня.

У телеги с сеном встретились два вола.

Играя черным и белым цветом, мастер воплощает идею о единстве противоположностей. Динамичность сюжету придают две яркие детали: покрывало на телеге и курица в ногах белого вола.

Песочный цвет земли и хлева создает общий нейтральный фон, белое пасмурное небо призвано придать этюду объемность. Этюд написан смелыми, грубоватыми мазками, которые свидетельствуют о недюжинном таланте молодого еще художника.

(No Ratings Yet) Loading…

Еще картины:

  1. Баба в телеге – Валентин Серов Одна из самых неоднозначных и недооцененных картин великого мастера. Только на первый взгляд картина кажется простой, даже скучной. Стоит приглядеться……
  2. Зимой – Валентин Серов Картина Валентина Серова “Зимой”, написанная в 1898 году, считается одной из лучших работ этого замечательного русского художника. Написана она была……
  3. Портрет княгини З. Н. Юсуповой – Валентин Серов Валентин Александрович Серов пишет в 1902 году прекрасный, исполненный изящества, портрет княгини З. Н. Юсуповой. По своему воплощению работа имеет……
  4. Летом – Валентин Серов Валентин Александрович Серов, выдающийся портретист и прекрасный живописец, создает в 1895 году светлое лирическое полотно “Летом”. Работа получилась легкой, воздушной…….
  5. А. С. Пушкин на садовой скамейке – Валентин Серов С интересом и вниманием изучает Серов поэзию и жизнь Пушкина и создает впечатляющий образ вдохновенного русского поэта. Таков “Пушкин в……
  6. Баба с лошадью – Валентин Серов Серов раскрывает наглую самоуверенность и грубость промышленников и банкиров, пустоту и бездушие наряженных в меха и бриллианты дам высшего света,……
  7. Портрет Мики Морозова – Валентин Серов По своей сути В. А. Серов создавал всегда портреты правдивые, “живые”, передающие открытую эмоцию, которую не так просто заметить и……
  8. Портрет Прасковьи Мамонтовой – Валентин Серов Семейство Мамонтовых сыграло в судьбе Серова очень значительную роль. Художник на протяжении всей жизни сохранял с ним тесные дружеские отношения……
  9. Похищение Европы – Валентин Серов Мысль написать картину, сюжет которой основан на древнегреческом мифе, приходит к Валентину Серову во время его поездки по Греции, где……
  10. Саша Серов – Валентин Серов Валентин Александрович Серов часто экспериментирует, используя различные изобразительные средства для создания своих портретных полотен. В качестве примера можно рассмотреть портрет……
  11. Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте – Валентин Серов В 1900 году Валентин Александрович Серов создает необычное по технике исполнения полотно “Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте”…….
  12. Портрет М. К. Олив – Валентин Серов В 90 годы мастерство Валентина Александровича Серова в плане портретов достигло своего расцвета. Он пишет одну из лучших своих работ……
  13. Купание лошади – Валентин Серов По одной из версий, эта картина была написана на берегу Финского залива, вблизи дачи художника. На ней – реальные персонажи,……
  14. Осенний вечер в Домотканово – Валентин Серов Серов не раз обращается к деревенской теме, но, в отличие от своих предшественников – передвижников 1860-х годов, он не стремится……
  15. Портрет И. И. Левитана – Валентин Серов В. А. Серов написал много портретов известных личностей того времени. Для каждого он выбирал обстановку и определенную позу. У художника……
  16. Стадо. Домотканово – Валентин Серов “Где просто, там и ангелов со сто”, – любимая поговорка Серова. Ее он повторял неоднократно, когда речь заходила о том,……
  17. Волк и пастухи – Валентин Серов В 1895 году А. И. Мамонтов задумал издать басни Крылова с серовскими иллюстрациями. Художник с энтузиазмом взялся за дело, ведь……
  18. Портрет С. М. Драгомировой – Валентин Серов C Софьей Драгомировой Серов познакомился в мастерской Репина, о чем она писала И. Грабарю: “Помню, что приехав однажды в октябре……
  19. Грузенберги – Валентин Серов Портрет адвоката Оскара Осиповича Грузенберга с женой. 6 декабря 2012 года в Майами на аукционе FAAM “Портрет Оскара и Розы……
  20. Портрет Е. А. Красильщиковой – Валентин Серов Портрет Елизаветы Алексеевны Красильщиковой не относится к числу работ, к которым было приковано пристальное внимание исследователей. Последний раз он экспонировался……

Описание картины Волы – Валентин Серов.

Источник: https://art.goldsoch.info/voly-valentin-serov/

Ссылка на основную публикацию