В 1863 году Эдуард Мане пишет картину «Завтрак на траве» (изначально «Купание») для Парижского салона, однако жюри не допускает ее к выставке.
Количество картин, которые не прошли отбор Парижского салона, было велико, и по инициативе императора Наполеон III, большого любителя живописи, была организована параллельная «дополнительная выставка экспонентов, признанных слишком слабыми для участия в конкурсе награжденных». Выставка сразу же получила название «Салон отверженных».
Эдуард Мане «Завтрак на траве», 1863 год
Картина Мане и на Салоне отверженных была воспринята крайне отрицательно. Император посчитал картину неприличной и в конечном итоге картину сняли с выставки. Проблема была в отсутствии аллегории, реальности изображенных персонажей, даже некоторой узнаваемости изображенной на картине женщины. Для академичной живописи того времени такой подход был новым и шокирующим.
Меж тем, идея «Завтрака на траве» не нова, за основу композиции Мане взял фрагмент с гравюры Маркантонио Раймонди «Суд Париса», которую тот, в свою очередь, делал по рисунку Рафаэля. Посмотрите на правую часть картины.
Гравюра Маркантонио Раймонди «Суд Париса» по рисунку Рафаэля. 1510-1520 г.
В качестве источников вдохновения называлось и полотно Тициана «Сельский концерт» (1509), которое долгое время приписывали умершему в 1510 году от чумы Джорджоне. Здесь присутствуют две обнаженные женщины – Каллиопа и Полимния, музы эпической и лирической Поэзии, а также два элегантно одетых молодых мужчины, один из которых играет на лютне.
Тициан «Сельский концерт» (1509)
Картина Эдуарда Мане становится знаковой для новых художников того времени, импрессионистов, которые выступают за живопись, где уже нет доминанты уважения классических канонов и речь идет о личных ощущениях художника, за живопись, свободную в выборе сюжетов, способов их изображения и обработки цветом.
В 1865 году Клод Моне начал работу над подготовительными набросками к задуманному им огромному — 6х4,6 м — полотну, который он назвал «Завтрак на траве», в знак уважения к Мане. На этой картине не было обнаженных тел, только элегантные дамы под зонтиками и мужчины в рединготах. Полотно было задумано прежде всего для того, чтобы изучить освещение в лесу — в тени деревьев и на поляне.
Смелое начинание 25-летнего Клода Моне заинтересовало всех, и другой французский художник Курбе навестил Моне, дабы щедро помочь ему советами и приободрить юного коллегу, к которому всегда благоволил. Курбе повел себя неожиданно: он посоветовал юноше умерить свой пыл. В результате картина так и не была завершена, Моне прекратил работу и более к этой картине не возвращался.
Клод Моне, «Завтрак на траве». Подготовительный этюд, хранящийся в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, 1865-1866 г.
В период денежных затруднений Моне оставляет неоконченную картину под залог хозяину гостиницы «Золотой лев», в которой жил художник.
Много лет спустя Моне разыскал холст в сарае гостиницы «Золотой лев», где тот хранился в свернутом виде, изъеденный сыростью.
Видя, что холст не подлежит восстановлению, Моне отрезал куски, не тронутые влагой, а остальное выбросил. Сейчас сохранившиеся куски холста выставлены в Лувре.
Сохранившиеся фрагменты работы «Завтрак на траве» Клода Моне, Лувр.
Позже в 1869 г. свой вариант «Завтрака на траве» пишет Поль Сезанн. Мотив картины Мане превращен Сезанном в весьма произвольную и драматическую композицию. Фигура на переднем плане, обращенная спиной к зрителю, вероятнее всего – сам художник.
Поль Сезанн. Завтрак на траве. 1869 г.
А в 1876-1877 годах Сезанн делает еще одну картину, которую так же называют «Завтрак на траве».
Поль Сезанн «Завтрак на траве», 1876-1877 г.
Впрочем, нет уверенности, что название картине было дано самим Сезанном. Также эта картина напоминает полотно «Вакханалия» Николы Пуссена, чьи работы в Лувре вдохновляли Сезанна, так что возможно, что это уже совсем другая история.
Никола Пуссен «Вакханалия», 1627-1628
Источник: http://art-moiseeva.ru/lunch/
Какова история создания картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве»
Французский художник Эдуард Мане (1832–1883) сыграл значительную роль на сцене искусства Европы XIX века. Он разработал свой уникальный стиль и сблизил разрыв между основными художественными стилями своего времени: реализмом и импрессионизмом. Иллюстрацией к этому подходу может послужить одна из его самых известных работ «Завтрак на траве» («Le déjeuner sur l'herbe»).
Прежде чем рассматривать эту картину, постараемся немного узнать о художнике.
1. Эдуард Мане, «Автопортрет с палитрой» (около 1878-1879 гг.). 2. Фотопортрет Эдуарда Мане, 1870 г. Феликс Надар
Эдуард (Эдуар) Мане (Édouard Manet) родился в Париже. Отец не приветствовал интерес сына к живописи. Однако дядя, брат матери Эдмон-Эдуард Фурнье, поддержал увлечение племянника: оплачивал лекции по живописи и водил в музеи.
Эдуард сделал попытку поступить в мореходную школу. В 17 летнем возрасте отправился на паруснике в длительное учебное плавание, на протяжении которого много рисовал.
После возвращения сына домой летом 1849 года отец уверился в его художественном даровании и, наконец, поддержал в желании учиться живописи. Но уже тогда Эдуард Мане проявил характер и самостоятельность художественного мышления.
Вместо Школы изящных искусств с её строгой академической программой он поступил в мастерскую модного тогда художника Тома Кутюра.
Но вскоре разочаровался в его подходе, как раз из-за неукоснительного соблюдения Кутюром стандартов Académie.
Эдуард Мане стал художником, известным своим модернистским подходом к живописи.
В отличие от многих из его предшественников, Мане отвергал традиционные вкусы Академии изящных искусств (Acquémie des Beaux-Arts), организации, ответственной за проведение ежегодных художественных салонов Франции. Вместо аллегорических, исторических и мифологических сцен он предпочитал изображать сцены из повседневности.
Живописец считал себя реалистом на протяжении большей части своей карьеры. Однако, после встречи с художниками-импрессионистами в 1868 году он выработал свой стиль, в котором легко смешивал разнородные подходы.
За 5 лет до встречи с импрессионистами его широкомасштабная картина маслом «Завтрак на траве» (1863 г.) уже отражала это его отличительное отношение к живописи и стала предтечей импрессионизма.
«Завтрак на траве» вне канонов
Ситуация, изображенная автором на картине, казалось бы обычная, — мужчины и женщины устроили пикник на свежем воздухе. Но кое-что выглядит совершенно не обычно.
Одна из женщин сидит в тесном кругу с двумя мужчинами, их ноги практически переплетены, при этом, она абсолютно голая и беззастенчиво смотрит в упор на зрителей. Никого в изображенной компании это не смущает.
Но зрителей не просто смущает, а возмущает.
Художник не писал на популярные тогда классические темы, но вдохновлялся ими.
Композиция «Завтрака на траве» напрямую отсылает к таким произведениям итальянского искусства XVI века как картина «Концерт на открытом воздухе» («Пасторальный концерт», «Сельский концерт») Джорджоне и/или Тициана и гравюра Маркантонио Раймонди «Суд Париса» по утраченному оригиналу Рафаэля Санти. Мане воодушевили позы двух богов реки и водяной нимфы в нижнем правом углу гравюры, а также компания обнаженных женщин и одетых мужчин на картине.
1. Эдуард Мане «Завтрак на траве». 2. «Пасторальный концерт», «Сельский концерт») Джорджоне и/или Тициан. 3. Гравюра Маркантонио Раймонди «Суд Париса» по утраченному оригиналу Рафаэля Санти. 3а. Фрагмент гравюры «Суд Париса».
Новшеством был и большой размер холста для картины со светской тематикой: 208 × 264,5 см. Обычно полотно такого размера использовалось для академических картин с аллегорическими изображениями или на мифологические и исторические темы.
Примечательно, что Мане написал на переднем плане людей, которых он знал. Один из мужчин — скульптор Фердинанд Леенхофф, а второй — один из братьев Мане: либо Эжен, либо Густав. Женщина на переднем плане изображения — Викторина Луиза Мёран, которая позировала для написанной в том же году не менее скандальной «Олимпии» и для других картин Эдуарда Мане.
Эдуард Мане. Портрет Викторины Мёран, 1862
Эдуард Мане хотел представить свой «Завтрак на траве» на престижном Парижском Салоне в 1863 году. Но его работа была отвергнута и не допущена для экспонирования. Тогда он показал её в Салоне отверженных — выставке, организованной Наполеоном III как реакции на слишком строгие критерии отбора работ для официального показа.
Зрители и критики не приняли полотно Мане. Скандал разгорелся не только из-за того, что картина потрясла нравственность общественности. Художника обвиняли в незнании и неумении соблюдать законы перспективы.
Действительно, Мане позволил себе нарушить принципы отображения пространственной глубины и соблюдение пропорций: женщина на заднем плане слишком велика, а лодка непропорционально мала, река выглядит как мелкая лужа, да ещё и зимняя птица снегирь сидит на ветке прямо над летней купальщицей. Издевательство, да и только.
Тем не менее, картина «Завтрак на траве» стала предшественницей импрессионизма, отправной точкой для развития искусства по новому пути, свободному от драконовских академических рамок.
Эдуард Мане. «Завтрак на траве» в музее д’Орсе
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-955231-kakova-istoriya-sozdaniya-kartiny-eduarda-mane-zavtrak-na-trave
«Завтрак на траве»: о чем скандальная картина Эдуарда Мане
Обнаженная женщина в окружении одетых мужчин, откровенное искажение перспективы, снегирь в летнем пейзаже – в чем смысл этих нелепых деталей и приемов, эпатирующих зрителя?
Эдуард Мане написал «Завтрак на траве» в 1863 году. Картина выставлена в Музее Орсе в Париже.
Мане написал картину для выставки на Парижском салоне. Строгое жюри отвергло ее, но работа получила скандальную известность. Уже при первом взгляде создается впечатление, что цель автора – шокировать зрителя, разрушив все представления о современной ему живописи.
Обнаженная натура часто встречалась в произведениях современников Мане, но так изображались лишь боги и прочие «небожители». Мане делает героями не просто обычных людей, а узнаваемых современников: Викторину Мёран – натурщицу, часто позировавшую художнику, своего брата Густава и будущего шурина – Фердинанда Леенхоффа.
Чтобы разгадать замысел художника, рассмотрим детали.
1. Береговая линия
Андрей Россохин: Береговая линия четко разделяет картину на два плана. Первый план откровенно декоративен. Три фигуры, темный лес – все это выглядит как рисунок на занавесе, который закрывает сцену. Точнее, то, что происходит на втором плане.
Там мы видим девушку, которая купается в реке, дорогу, уводящую вдаль, и простор. Этот дальний план более живой, красочный. Он похож на фантазию или сон, потому что там нарушены все привычные пропорции.
Очевидно, что размеры лодки и сама река должны быть намного больше фигуры.
2. Фигуры центрального плана
Мария Ревякина: Мы видим обнаженную женщину и двух интеллигентно одетых мужчин, которые ведут беседу. Фигуры расположены слишком близко друг к другу. Автор усиливает это ощущение, используя прием «сжатой» перспективы, при котором объекты кажутся значительно ближе друг к другу. Но при этом между мужчинами и женщиной есть какая-то незримая граница, они не взаимодействуют.
Рисуя женскую фигуру, Мане так подобрал тона, что она выглядит плоской, в то время как мужские фигуры объемны. По цвету они тоже различаются. Думаю, что посредством этих контрастов, игры с перспективой и искажением восприятия художник хотел затронуть тему неравенства полов, норм мужского и женского поведения, принятых в современном ему обществе.
Андрей Россохин: Черные официальные костюмы на фоне дикой природы смотрятся так же неестественно, как и обнаженная женская фигура на фоне одетых мужчин. Мужчины тотально закрыты и интеллектуальны, хотя каждый вроде бы демонстрирует сексуальность.
Один из них держит руку за спиной женщины, подчеркивая, что это его собственность. Второй скрытым образом на нее претендует, о чем говорит достаточно агрессивный жест его руки, трость и раскрытые ноги.
Но все это поверхностная, фальшивая сексуальность, декорация живой жизни.
Если вы прикроете рукой нагое тело женщины, то увидите перед собой типичный семейный портрет конца XIX века. Он отражает внешне благопристойные, но бесстрастные отношения, в которых нет чувств, игры, тепла.
3. Обнаженная женщина
Мария Ревякина: Фигура обнаженной женщины выглядит слишком светлой, яркой, и автор усиливает это «свечение», окружая ее темными тонами, заставляя как бы «выступать» из картины. Она вызывающе смотрит прямо на зрителя.
Мужчины же при этом не смотрят ни на нее, ни на зрителя, и в этом читается некое отсутствие сексуальности. Любопытно, что есть свидетельства современников о том, что Викторина Мёран – натурщица художника, была нетрадиционной сексуальной ориентации.
Возможно, художник пытался затронуть и тему запретной, порицаемой обществом сексуальности.
Андрей Россохин: Ее тело обнажено, но никакой эротики здесь нет. В неестественно-белом оттенке кожи есть что-то холодное, фальшивое, подчеркнуто отличающееся от теплого оттенка кожи девушки на дальнем плане.
Тело женщины почти такого цвета, как воротники рубашек у мужчин. Она напоминает фарфоровую статуэтку, атрибут мужчины. В ней живо одно лишь лицо, потому что взгляд женщины на самом деле обращен не на нас.
Она видит ту юную девушку, которой она была когда-то, погружена в те детские фантазии.
4. Девушка на заднем плане
Мария Ревякина: Художник нарушает законы перспективы и сознательно искажает наше восприятие пространства: фигура женщины, изображенной на заднем плане, кажется слишком крупной, она значительно больше лодки и реки; ее рука почти касается руки мужчины, изображенного в центре картины.
Андрей Россохин: Девушка подобна Алисе, которая оказалась вдруг в Стране чудес. Ее фигура полна жизни. Левой рукой девушка касается платья, которым прикрывает свою вагину. Этот жест означает, с одной стороны, запрет на эротические фантазии, а с другой, наоборот, их разжигание.
5. Натюрморт
Андрей Россохин: В разбросанных фруктах, бутылке и одежде, изображенных в нижней части холста, есть нечто хаотичное, все это вроде бы указывает на бурный секс. Но фигуры людей подчеркнуто отстранены от этой части картины. Герои даже не прикасались к хлебу и фруктам. Как будто все удовольствия жизни, которые олицетворяют еда и секс, ими отброшены, отвергнуты.
6. Снегирь
Андрей Россохин: Снегирь – зимняя птица, в летнем пейзаже он смотрится как минимум странно. Он расположен вверху картины, как бы на границе двух миров.
Его присутствие подчеркивает фантазийность мира «за занавесом» и в то же время говорит об эмоциональном холоде, который царит в мире декоративном. Настоящая сексуальность здесь умерла, замерзла.
Этот холод подчеркнут черно-белыми одеждами мужчин и белым телом женщины.
Бунт художника
Мария Ревякина: Главной идеей произведения является насмешка, бунт художника, противостояние официальному искусству своего времени.
Алогичностью картины (странный сюжет, нарушение законов перспективы, сочетание различных техник письма и т.д.
) художник показывает бессмысленность современного искусства и говорит о том, что есть темы куда важнее общепринятых классических – такие, как сексуальность или неравенство между мужчинами и женщинами.
Андрей Россохин: В картине, которая, на первый взгляд, призвана эпатировать зрителей, речь на самом деле идет о судьбе женщины XIX века. Она вынуждена играть определенную социальную роль и жить фальшивой церемониальной жизнью.
И только в фантазиях она представляет себя той чувственной девушкой и печалится об упущенных возможностях, наслаждении, счастье. И, вероятно, жалеет, что не отправилась на поиски чего-то другого – по той светлой дороге, ведущей вдаль.
Источник: http://feb26.ru/stili-zhizni/zavtrak-na-trave-o-chem-skandalnaia-kartina-edyarda-mane.html
Что скрывает за собой картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве»
Своей скандальной картиной Эдуард МАНЕ (1863 г.) вдохновил последователей на создание ремейков (см. в конце статьи)
Французский импрессионист отомстил брошенной любовнице
Трапеза на пленэре — один из самых популярных сюжетов в мировой живописи. Он такой майский! Особенно любимы художниками завтраки на траве — тренд, заданный французскими импрессионистами Эдуардом МАНЕ и Клодом МОНЕ. Признание пришло к мастерам не сразу. Особенно трудно пришлось первому, Эдуарду. Но он и сам хорош: что ни картина — то скандал и провокация.
— Какая-то голая уличная девка бесстыдно расположилась между двумя франтами в галстуках и городских костюмах. У них вид школьников на каникулах, подражающих кутежам взрослых, и я тщетно пытаюсь понять, в чем же смысл этой непристойной загадки, — писал один из критиков, когда полотно под невинным названием «Завтрак на траве» было в 1863 году впервые выставлено на всеобщее обозрение.
НАЖМИТЕ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ
Лесбиняка на фоне парочки асексуалов
Эдуард Мане спешил закончить свой труд к открытию Парижского салона. Картина вышла весьма внушительная: 2,5 на 2 метра. Но жюри ее завернуло.
Вместе с 3000 полотен других авторов, не прошедших цензуру, творение Мане показали на выставке, которую прозвали «Салоном отверженных». Даже в таком контексте многие сочли творение Мане насмешкой над общественной моралью.
Художник словно дразнил публику странностями и нестыковками.
— Алогичностью картины художник говорил о том, что есть темы куда важнее общепринятых — такие, как сексуальность или неравенство между мужчинами и женщинами. Фигура обнаженной дамы выглядит слишком яркой. Женщина вызывающе смотрит прямо на зрителя.
Мужчины же при этом не смотрят ни на нее, ни на зрителя, и в этом читается отсутствие сексуальности. Есть свидетельства, что Викторина Мёран была нетрадиционной ориентации.
Возможно, художник пытался затронуть и тему запретной, порицаемой обществом сексуальности, — отмечает искусствовед Мария Ревякина.
Интерпретация темы от Клода МОНЕ (1866 г.). В роли всех женщин на полотне — невеста живописца Камилла ДОНСЬЕ
Разрезал на куски
Картина Мане не раз вдохновляла художников и XIX века, и более позднего времени на создание собственных живописных интерпретаций.
В 1865 году приятель Эдуарда, 25-летний Клод Моне, сделал наброски к задуманной им огромной — 6 на 4,6 метра — картине.
На ней не было обнаженки — только элегантные дамы под зонтиками и мужчины в рединготах. Клоду было интересно изучить освещение в лесу — рисовал он недалеко от Парижа.
Уезжая в столицу, художник оставил свой «Завтрак на траве» под залог хозяину гостиницы, в которой жил. А тот забросил холст в подвал, где он чуть не сгнил. Выкупив картину через шесть лет, Моне разрезал ее на куски, выкинув фрагменты, покрытые плесенью.
В 1869-м и в 1876 — 1877 годах свои «завтраки на траве» пишет Поль Сезанн.
Позже к воплощению расхожего сюжета подключается Пабло Пикассо — у него с десяток фантазий на ту же тему.
Тема завтраков на природе не осталась без внимания и других, менее именитых, авторов. Правда, большинство вышедших из-под их кисти «шедевров» весьма отдаленно напоминают первоисточник.
ЛАЙФХАК. Чтобы запомнить, в каком случае фамилии Мане и Моне пишутся через «а», а в каком через «о», запомните имя художника. Какая буква есть там, такая будет и в фамилии: Эдуард Мане, Клод Моне.
Где посмотреть
- «Завтрак на траве» Эдуарда Мане хранится в Музее д’Орсе в Париже, а этюд к ней — в Галерее Курто в Лондоне.
- Сохранившиеся фрагменты творения Клода Моне можно также увидеть в Музее д’Орсе. А уменьшенный вариант картины — в ГММИ им. Пушкина в Москве.
Самые известные ремейки «Завтрака на траве»
Источник: https://www.eg.ru/culture/526298/
Знаменитые “завтраки” в живописи. импрессионизм
Наверное, самым знаменитым завтраком в истории живописи является скандальный “Завтрак на траве” французского импрессиониста Эдуарда Мане, написанный в 1863 году.
Первоначально эта картина предназначалась для Парижского салона – ежегодной художественной выставки, но была отвергнута жюри за аморальность и непристойность.
“Завтрак на траве” вместе с другими недопущеными к экспозиции картинами был все-таки выставлен в так называемом Салоне отверженных.
Сюжет картины — двое мужчин с полностью обнаженной женщиной – вызвал настоящий скандал, к тому же персонажи были легко узнаваемы. На полотне художник изобразил собственного брата Густава (тот, что справа) и брата жены Фердинанда Леенхофа.
В образе женщины художник соединил черты постоянной натурщицы Викторины Мёран и собственной жены Сюзанны (тело). Викторина была любимой натурщицей Мане и запечатлена во многих его работах, в частности в знаменитой “Олимпии”.
Она сама писала неплохие картины, многие из которых позднее были утеряны. Страдала алкоголизмом и в преклонные годы просила подаяние на улице, играя на гитаре. Известна своими любовными отношениями с женщинами.
В 1863 году “Завтрак на траве” стал символом Салона отверженных и в дальнейшем источником вдохновения для многих поколений художников.
В 1868 году Эдуард Мане пишет “Завтрак в мастерской”, который стал поворотной точкой в его творчестве. Жанр этой картины трудно определить – она сочетает портрет, натюрморт и бытовую сцену. Также недоумение критики и публики вызвали несочетаемые предметы, представленные на картине: шлем, кот, меч, лимон…
На переднем плане изображен Леон Леенхофф, сын жены художника Сюзанны, рожденный еще до брака. Долгие годы предполагалось, что Леон – сын Эдуарда Мане, но новые исследования указывают на Огюста Мане, отца самого художника.
Мане удалось мастерски объединить разнородные предметы и создать гармоничную композицию независимых друг от друга элементов. Женщина с кофе и рама на стене напоминают Вермеера, вариации серого отсылают к Веласкесу, а нож на столе является эхом натюрмортов Шардена”.(Марк Дюпети, “Великие художники. Их жизнь, вдохновение и творчество ”
Клод Моне “Завтрак на траве”(1866)
В 1865 году Клод Моне, которого позднее назовут основателем импрессионизма, написал большую картину на пленэре в Шайи и назвал ее “Завтрак на траве” – реверанс в честь знаменитой работы Эдуарда Мане. Уезжая в Париж, художник оставил готовое полотно в качестве залога хозяину гостиницы “Золотой лев”, в которой жил. Картина хранилась в сыром подвале и значительно пострадала. Моне разрезал ее на части и выбросил фрагменты, покрытые плесенью. Сейчас сохранившиеся части картины можно увидеть в музей д’Орсе в Париже.
Спустя год художник вновь возвращается к этой теме и создает уменьшенный вариант композиции. Эта картина написана более мягко, в ней отсутствуют резкие контрасты, присущие сохранившимся фрагментам “Завтрака на траве”.
На картине изображена компания из 12 человек, но для их написания художник использовал только две модели. Для женских фигур позировала возлюбленная художника и его будущая жена Камилла Донсье, а для мужских — друг Клода Моне художник Фредерик Базиль, который погибнет четыре года спустя в бою во время франко-прусской войны в возрасте 29 лет.
Источник: http://www.art-eda.info/znamenitye-zavtraki-v-zhivopisi-impressionizm.html
Картина » Завтрак на траве»
Работу над картиной » Завтрак на траве» Клод Моне начал в 1965 году в Живерни, когда увидел презентацию одноименного полотна Эдуарда Мане на выставке в Салоне. Эти работы мало что объединяет — общим у них является только пейзажный фон, а также название, хотя изначально полотно Клода называлось по — другому.
По прошествии времени трудно установить, почему полотно Клода Моне получило это же название ( вероятно, по аналогии с картиной Э. Мане), но раньше оно называлось » Завтрак под деревьями», что больше соответствовало композиции произведения
Клод Моне и писал свою картину как бы в подражание своему другу и почти однофамильцу ( художников иногда путали их современники — парижане, как путают и теперь), которого он, подобно другим будущим импрессионистам, считал своим учителем.
Подготовка к созданию полотна
Моне воздержался от изображения обнаженных человеческих тел, потому что именно этот фактор вызывал возмущение публики в те времена. Напротив, Клод Моне изобразил дам в роскошных летних платьях и мужчин, одетых в сюртуки. При этом фигуры людей не выделяются на фоне пейзажа, а являются его равнозначной частью.
Художник поставил перед собой задачу сделать человеческие фигуры частью пейзажа, окутать их воздухом и светом, добиться их слияния с природой, так, чтобы картина стала частицей окружающей жизни.
В процессе написания полотна Клод Моне долго готовился. Так, он тщательно выбирал пейзаж, и нашел — таки подходящую поляну в лесу Фонтенбло. Далее Моне начинает работу по написанию этюдов. Сначала он делает многочисленные наброски лесного пейзажа, а после этого берется за изображение человеческих фигур в разных положениях.
Позже, когда было готово огромное количества набросков, Клод Моне в полном одиночестве работает в своей мастерской, где гармонично вписывает человеческие фигуры в замечательный пейзажный фон лесной поляны в Фонтенбло.
Особенности композиции картины
Действующие лица композиции — люди, близкие автору, его друзья — художники, среди которых выделяется высокая фигура Фредерика Базиля, а также первая жена Моне — Камилла.
В построении полотна отдана дань классицизму: кулисам справа соответствуют три фигуры, а в центре представлен натюрморт — неотъемлемые атрибуты пикника.
Пространственная перспектива отмечена фигурами, уходящими в глубь леса.
Полотно » Завтрак на траве» Клода Моне заслуживает внимания не только благодаря особенностям композиции, но главным образом потому, что картина выполнена в уникальной художественной технике.
Смешивая краски особым образом и мастерски нанося их на полотно, художник добился эффекта чрезвычайной легкости и воздушности изображения.
Уникальной также является манера живописца изображать солнечные лучи, проникающие сквозь густую листву деревьев. Яркие блики солнца желтого и белого цвета трепещут на стволах деревьев.
белой скатерти и на лицах людей. Это и определяет художественный почерк будущего импрессиониста.
Дальнейшая судьба картины К. Моне » Завтрак на траве»
Изначально Клод Моне планировал написать полотно огромного формата, но работа над ним оказалась непосильной задачей для художника, тем более, что он хотел успеть презентовать ее на выставке в Салоне 1866 года.
Поэтому Моне оставил незаконченное полотно в качестве оплаты за аренду жилья. Хозяин квартиры не понимает истинной ценности картины и хранит ее в сыром подвальном помещении. В результате этого изображение на большей части полотна портится.
Через шесть лет, в 1872 году, Клод Моне выкупает свое произведение, и наконец — то завершает работу над ним. Художник восстановил утерянные фрагменты, а также дополнил полотно некоторыми новыми, интересными деталями.
Полотно представляет собой законченный эскиз большой картины, которую Моне разрезал в порыве неудовлетворенности собой, что случалось с ним постоянно. Три части полотна сохранились и экспонируются теперь в разных музеях мира.
Безусловно, подлинники полотен являются бесценными, и принадлежать к сокровищам мировой культуры. Однако в дизайне интерьера своей квартиры или загородного дома можно использовать качественные репродукции полотен великих мастеров.
Это придаст оформлению интерьера атмосферу роскоши и утонченного благородства, а также поможет в полной мере выявить вкусовые предпочтения хозяев дома. К тому же, картины используют в дизайне помещений во многих стилях. При этом важно правильно подобрать репродукцию картины в соответствии с другими декоративными деталями оформления комнаты.
Источник: http://design-fly.ru/iskusstvo/kartina-zavtrak-na-trave.html
“Завтрак на траве” Клода Моне. Как зарождался импрессионизм
Клод Моне. Завтрак на траве. 1866 г. 130×181 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва
“Завтрак на траве” в Пушкинском музее – одна из самых знаменитых картин Клода Моне. Хотя она не типична для него. Ведь создана она была, когда художник ещё искал свой стиль. Когда понятия “импрессионизм” не существовало. Когда до его знаменитых серий картин со стогами сена и лондонским парламентом ещё было далеко.
Не многие знают, что картина в Пушкинском – всего лишь этюд к более масштабному полотну “Завтрак на траве”. Да, да. Существует два “Завтрака на траве” Клода Моне.
Вторая картина хранится в музее д’Орсе в Париже. Правда картина сохранилась не полностью. Только по этюду из Пушкинского музея мы можем судить о её первоначальном виде.
Так что же произошло с картиной? Начнём с истории её создания.
Вдохновение. “Завтрак на траве” Эдуарда Мане
Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863 г. Музей д’Орсе, Париж
Клода Моне на создание “Завтрака на траве” вдохновила одноименная работа Эдуарда Мане. Несколькими годами ранее тот выставил на Парижском салоне (официальной художественной выставке) свою работу.
Нам она может показаться обычной. Обнаженная женщина с двумя одетыми мужчинами. Снятая одежда небрежно лежит рядом. Фигура и лицо женщины ярко освещены. Она уверенно смотрит на нас.
Однако картина произвела невообразимый скандал. В то время обнаженными изображали только нереальных, мифических женщин. Здесь же Мане изобразил пикник обычных буржуа. Обнаженная женщина – не мифическая богиня.
Это самая настоящая куртизанка. Рядом с ней молодые щеголи наслаждаются природой, философскими беседами и наготой доступной женщины. Именно так некоторые мужчины и отдыхали.
Тем временем их жены в неведении сидели дома и вышивали.
Публика не хотела такой правды о своём досуге. Картину освистывали. Мужчины не разрешали своим жёнам на неё смотреть. Беременных и слабонервных и вовсе остерегали к ней приближаться.
Чам. “Мадам, вам не рекомендуется сюда входить!” Карикатура в журнале Le Charivari, 16. 1877 г. Музей Штедель, г. Франкфурт-на-Майне, Германия
Такая же реакция была у современников Мане и на его знаменитую “Олимпию”. Об этом читайте в статье “Олимпия Мане. Самая скандальная картина 19 века”.
Клод Моне готовится к Парижскому салону
Клод Моне был восхищён скандальной картиной Эдуарда Мане. Тем, как его коллега передал свет на картине. В этом плане Мане был революционером. Он отказался от мягкой светотени. От этого его героиня выглядит плоской. Она чётко выделяется на тёмном фоне.
Мане сознательно к этому стремился. Ведь при ярком свете тело становится однородного цвета. Это лишает его объема. Однако делает более реалистичным. На самом деле, героиня Мане выглядит более живой, чем Венера Кабанеля или Большая Одалиска Энгра.
Сверху: Александр Кабанель. Рождение Венеры. 1864 г. Музей д’Орсе, Париж. Посередине: Эдуард Мане. Олимпия. 1963 г. Там же. Внизу: Жан-Огюст-Доминик Энгр. Большая Одалиска. 1814 г. Лувр, Париж
Моне был в восторге от таких экспериментов Мане. К тому же он сам придавал большое значение влиянию света на изображаемые объекты.
Он задумал по-своему эпатировать публику и привлечь к себе внимание на Парижском салоне. Ведь он был амбициозен и хотел славы. Так в его голове родилась идея создать свой “Завтрак на траве”.
Картина была задумана по истине огромной. 4 на 6 метров. Обнаженных фигур на нем не было. Зато было много солнечного света, бликов, теней.
Клод Моне. Завтрак на траве. 1866-1867 гг. Музей д’Орсе, Париж.
Работа шла тяжело. Слишком большое полотно. Слишком много этюдов. Большое количество сессий, когда друзья художника позировали ему. Постоянные перемещения из студии на природу и обратно.
Клод Моне. Завтрак на траве (этюд). 1865 г. Национальная галерея Вашингтона, США
Моне не рассчитал своих сил. До выставки оставалось всего 3 дня. Он был уверен, что ещё нужно слишком много сделать. В расстроенных чувствах он бросил почти законченную работу. Он решил её не показывать публике. Но на выставку попасть очень хотелось.
И вот за оставшиеся 3 дня Моне пишет картину “Камилла”. Известная ещё, как “Дама в зеленом платье”. Она выполнена в классической манере. Без экспериментов. Реалистичное изображение. Переливы атласного платья в искусственном освещении.
Клод Моне. Камилла (Дама в зеленом платье). 1866 г. Художественный музей в Бремене, Германия
Публике “Камилла” понравилась. Правда критики недоумевали, почему часть платья не уместилась в “кадр”. На самом деле Моне сделал это намеренно. Чтобы смягчить ощущение постановочного позирования.
Ещё одна попытка попасть на Парижский салон
“Дама в зеленом платье” не принесла той славы, на которую расчитывал Моне. К тому же он хотел писать по-другому. Хотел, как и Эдуард Мане, нарушать классические каноны живописи.
На следующий год он задумал ещё одну крупную картину “Женщины в саду”. Картина также была большой (2 на 2,5 м), но все же уже не такой огромной, как “Завтрак на траве”.
Зато Моне почти полностью написал её на открытом воздухе. Как и подобает истинному импрессионисту. Слишком ему хотелось передать, как ветер циркулирует между фигур. Как воздух вибрирует от жары. Как свет становится главным действующим лицом.
Клод Моне. Женщины в саду. 1867 г. 205×255 см. Музей Д’Орсе, Париж
Картину в Парижском салоне не приняли. Её сочли небрежной и незаконченной. Как сказал один из членов жюри Салона “Слишком много сейчас молодых людей движутся в непозволительном направлении! Пора их остановить и спасти искусство!”
Удивительно, что государство приобрело работу художника в 1920 году, ещё при жизни художника, за 200 тыс. франков. Будем считать, что его критики таким образом взяли свои слова обратно.
История спасения “Завтрака на траве”
Публика картину “Завтрак на траве” так и не увидела. Она осталась у Моне, как напоминание о неудавшемся эксперименте.
Через 12 лет художник по-прежнему сталкивался с финансовыми трудностями. 1878 год был особенно трудным. Пришлось выехать с семьёй из очередного отеля. Денег на уплату не было. Моне оставил владельцу отеля в залог свой “Завтрак на траве”. Тот картину не оценил и забросил на чердак.
Через 6 лет финансовое положение Моне выправилось. В 1884 году он вернулся за картиной. Однако она уже была в плачевном состоянии. Часть картины покрылась плесенью. Моне отрезал испорченные куски. И порезал картину на три части. Одна из них была утеряна. Две оставшиеся части сейчас и висят в музее д’Орсе.
Об этой интересной истории я также писала в статье “Зачем разбираться в живописи или 3 истории о несостоявшихся богачах”.
PS
После “Завтрака на траве” и “Женщин в саду” Моне отошёл от замысла писать большие полотна. Это было слишком неудобно для работы на открытом воздухе.
Да и людей он стал писать все меньше и меньше. Разве что членов своей семьи. Люди если и появлялись на его картинах, то утопающими в зелени или еле различимыми в снежном пейзаже. Они уже не главные герои его картин.
Картины Клода Моне. Слева: “Сирень на солнце”. 1872 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Справа. Мороз в Живерни. 1885 г. Частная коллекция.
Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».
Оксана Копенкина
Источник: https://arts-dnevnik.ru/zavtrak-na-trave-klod-mone/
«Завтрак на траве» картина — Эдуард Мане
Когда картина Эдуарда Мане «Le defieuner sur I’herbe» была впервые выставлена в Париже в 1863 г., она вызвала настоящий скандал, однако, впоследствии её стали рассматривать как новую главу в истории западного искусства и первую ласточку современной живописи.
Человеку, привыкшему к художественной эстетике XX в., трудно оценить радикализм технических инноваций картины Мане «Завтрак на траве», хотя для современников художника он был очевиден. Тем не менее у живописца и в мыслях не было бросать вызов французской академической традиции.
«Завтрак на траве» – одна из вариаций на традиционную тему, когда обнажённая женская натура изображена в компании одетых мужчин на фоне идиллического пейзажа.
Этот сюжет восходит к известной картине периода венецианского Возрождения «Сельский концерт» (1510), которую очень долго приписывали Джорджоне (1475-1510), а в наше время – его ученику Тицнану (1487-1576).
На картине изображены богато одетый музыкант и пастух с томной обнажённой красавицей, которая сидит спиной к зрителю, держа в руке рожок. Слева находится ещё одна полуобнажённая фигура. Пасторальная сцена, идеал красоты и гармонии, залита золотистым светом.
Параллели с работой Мане очевидны – на обеих картинах две одетые мужские и две обнажённые женские фигуры на фоне идиллического пейзажа. Однако в разработке традиционной темы французский художник пошёл дальше. Он позаимствовал центральную часть композиции в гравюре Маркантонио Раймонди «Судный день Парижа», которая, в свою очередь, напоминает сюжет одной давно утраченной картины Рафаэля.
Новые каноны
Что шокировало публику, так это интерпретация традиционного сюжета (красоты неземной, далекой и во времени, и в пространстве) который был использован художником, чтобы показать современную реальную жизнь. Вместо речных богов Рафаэля, музыканта и пастуха Тициана появились молодые и хорошо одетые французские буржуа.
Вместо идеализированной красавицы Тициана на траве сидела известная натурщица Виктория Мюран. Рыжеволосая, кареглазая, белокожая, она взирала на зрителя с чувством собственного достоинства. (Мане вновь воспользовался этим приемом в не менее скандальный картине «Олимпия», для которой также позировала Мюран).
Изображая на полотнах простых мужчин и женщин, Мане утверждал свой принцип «Идти в ногу со временем и писать то, что видишь». И он был не одинок в своих взглядах: переосмысление ценностей в живописи началось в 40-е годы XIX в.
в реалистической школе Гюстава Курбе и всячески поощрялось другом Мане – поэтом и критиком Шарлем Бодлером (1821-1867).
Бодлер считал, что живописцы должны отбросить выхолощенные и давно устаревшие каноны и повернуться лицом к действительности – тема, которую он затронул в статье «Художник и современность», опубликованной в 1865 г. – как раз в тот год, когда была завершена работа над картиной «Завтрак па траве».
Особенности стиля
Мане утверждал модернизм в живописи не только новыми интерпретациями традиционных сюжетов, он менял саму стилистику картины.
По сравнению с композиционной законченностью произведений академического искусства его картины отличались некоторой небрежностью перспективы, смелыми тональными контрастами и тяжеловесными формами. Критики дружно клеймили его манеру письма как грубую и непрофессиональную.
Результат был прямо противоположным: ограничивая творческий поиск формальными требованиями, они подталкивали художников к смелому экспериментированию.
Палитра картины Мене «Завтрак на траве» отличается насыщенными коричневыми, зелёными, охристыми и чёрными тонами, характерными для старых мастеров, в частности Веласкеса и Гойи.
Мане наполнил картину светом, который, как казалось, излучало тело Мюран, на фоне более тёмных красок.
Цель художника в данном случае – не создать, а разрушить иллюзию глубины; так, склонившаяся над ручьём женская фигура среднего плана кажется убегающей вдаль благодаря объёму и чёткости форм.
Акцент на плоскостной трактовке фигур переднего плана говорит о том, что Мане начинает менять стиль.
Это произошло не без влияния декоративной манеры японского искусства, которое стало модным в Европе в середине XIX в., а также фотографии, заставившей художников пользоваться иной системой выразительных средств и стилистических приёмов в своих произведенных.
Хотя Мане наверняка знал, что «Завтрак на траве» произведёт фурор, он, тем не менее, жаждал официального признания, чтобы «законным образом» реформировать французскую живопись. Именно по этой причине он представил своё полотно на ежегодную выставку.
Консервативно настроенная комиссия отвергла картину и в результате она попала на выставку «салон отверженных», где её ждали насмешки и неприятие.
Только одна группа молодых художников оценила и подхватила художественный манифест, заключённый в одном из знаковых произведений мирового искусства. Это были импрессионисты.
Источник: https://gallerix.ru/album/Eduard-Monet/pic/glrx-419729614
Завтрак на траве (1863)
Теперь Мишель Фуко подходит к описанию одной из самых известных картин Эдуарда Мане — «Завтрак на траве».
О данном произведении можно говорить очень много и долго, но Фуко предпочитает акцентировать внимание на рассматриваемой проблеме освещения, которая здесь, безусловно, очень своеобразно решена.
Здесь мы видим источник света, находящийся вверху, освещающий спину женщины, которая находится на заднем плане, и свободную поляну вокруг нее. Этот свет образует треугольник, освещающий женщину и уводящий в тень ее лицо. Такое освещение полностью соответствует традиционным приемам. Но Мане не останавливается на этом.
Он дает еще один источник света, и на этот раз отступает от традиций, забывает о них. Этот источник расположен перпендикулярно картине, где-то со стороны зрителя. Он освещает передний план, и бьет сидящей девушке прямо в лицо.
Помимо обнаружения философом этих источников как таковых, можно сказать об их эмоциональной составляющей, а не только о их функции передачи света и тени.
В частности, второй нетрадиционно расположенный луч света еще более обнажает и без того неодетую даму, придает некую скандальность, акцентирует внимание на бесцеремонной непринужденности и развернутости момента. Однако важно то, что художник не допускает излишней вульгарности. Хотя в 1863 году Маркиз де Шеневьер с нами не согласился бы.
Помимо фигуры женщины на переднем плане мы видим точки завершения фронтального внешнего света — фигуры двух мужчин, в то время как завершением внутреннего света являются два ярко освещенных куста на втором плане.
Таким образом, наблюдая данную работу, мы получаем два блока, два источника света, которые слегка дисгармонизируют картину.
Картина «Завтрак на траве вызвала негодование официальной критики. Они были возмущены совмещением на одном полотне обнаженных и одетых фигур, упрощенным рисунком и манерой письма. При том, что в построении картины Мане придерживался достаточно традиционных принципов, он меняет суть изображения, отображая ее «по-другому».
Он совместил старое и новое, создал современный сюжет из жизни богемы, представленный в контексте классического искусства. В сюжете этой картины Мане представил, подражая в некоторой мере мастерам Возрождения, обнаженную модель, сидящую рядом с современно одетыми мужчинами.
Именно нагота модели, отсутствие какого-либо объяснения ее наготы (например, мифологический сюжет) и идеализированной прорисовки, вызвали всеобщее негодование.
Критика разносила Мане в пух и прах: «Какая-то голая уличная девка бесстыдно расположилась между двумя франтами в галстуках и городских костюмах. У них вид школьников на каникулах, подражающих кутежам взрослых, и я тщетно пытаюсь понять, в чем же смысл этой непристойной загадки».
Несмотря на неодобрение критики, такой сюжет давал новую трактовку обнаженного тела, помещенного в пейзаж, ослепительных красок и ощущения воздуха. В своем самом большом полотне Мане осуществил мечту художника — написать фигуры в натуральную величину в пейзаже.
Источник: https://studbooks.net/1140956/kulturologiya/zavtrak_trave_1863