Картина «ковер-самолет», в. васнецов, 1880

Картина

«Ковер-самолет» 1880 г. Холст, масло.  165 х 297 см. Нижегородский художественный музей

 Описание картины Васнецова В.М. «Ковер-самолет»

Имя В. Васнецова многие знают, как автора сюжетов на сказочную тематику. Именно он открыл в живописи тематику былинных и сказочных сюжетов, насыщенную фантасмагоричными образами.

Не стало исключением и полотно «Ковер-самолет», которое было создано к открытию Донецкой железной дороги: роскошный вытканный ковер, на котором летит Иван-царевич словно манит в сказку о Жар-птице. Вечерние сизо-зеленые сумерки окутали землю, смешавшись с туманом, а река внизу напоминает дорогу в страну фэнтези. Так проявился один из основных приемов художника – пейзаж-настроение.

Царский сын держит в руках клетку с волшебной птицей, а все его выражение лица и поза выражает гордость от пройденного испытания. Охраняют одного из русских богатырей совы, но их почти не видно в тумане.

Лишь он сам да клетка с птицей являются яркими пятнами. Такой контраст подчеркивает не только образ Ивана-царевича, но и образ самого ковра, который гармонирует с остальным пейзажем, несмотря на его яркие узоры.

Картина поражает своей убедительностью – каждый верит, что ковер и птица не сказочные персонажи, а вполне реальные, такие же, как и Иван. Поражает зрителя не только это, но и бескрайние просторы родной земли, на которых, как оказывается, происходят чудеса.

Лучшие картины Васнецова В.М.

Картина Картина Картина Картина
Картина Картина Картина Картина
Картина

Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/vasnecov-v-m/vasnecov-v-m-kover-samolet/

Описание картины Васнецова Ковер-самолет. История написания картины

Стоит только взглянуть на созданные Виктором Михайловичем Васнецовым картины, как сразу ощущаешь огромную силу уникального дара того, кто писал эти сказочные полотна. Описание картины Васнецова «Ковер-самолет» поможет понять, насколько удивительным талантом обладал этот художник, который создал не одно сказочное произведение.

Детские годы и юность художника

Картина

В 1867-м Виктор, не оправдав ожиданий своего отца, который хотел, чтобы сын стал священником, ушел из семинарии. Он даже не окончил обучение. Васнецов решает поступить в художественную Академию. Учеба здесь продолжалась до 1876 года.

Конечно, описание картины Васнецова «Ковер-самолет» — это в первую очередь рассказ о том, каким талантом обладал этот замечательный художник. Но так ли сразу к нему пришла известность? К сожалению, нет. Виктор Михайлович зарабатывал на жизнь частными уроками, сотрудничал с журналами и делал иллюстрации в различных изданиях.

Творчество Виктора Михайловича или основные события

Картина

К своим тридцати годам Виктор Михайлович был художником определившимся и достаточно известным. Его жанровые полотна, посвященные жизни городских низов, были замечены и признаны широким кругом поклонников. Более того, некоторые из них приобрел Павел Михайлович Третьяков, очень серьезный ценитель искусства. Но что-то томило художника. Душа хотела чего-то иного.

Три полотна, заказанные Саввой Ивановичем

Картина

Одно из них — картина «Ковер-самолет» — должно было представлять символ победы над пространством. Произведение получилось великолепным. Словно сам Виктор Михайлович взял в руки жар-птицу и ступил на чудо-ковер. Оторвался от земли, от привычных образов ее жизни и начал прозревать то, что никак невозможно прочувствовать там, внизу. Сказочный мир, где богатыри сражаются с чудовищами, где лягушка может превратиться в красавицу царевну, где люди и звери говорят на одном языке.

Новый жанр живописи — сказочный

Картина

Широкая кисть, крупный масштаб, обобщенность. Все, что требует от художника театр, было той подсказкой, которая оказалась ему крайне важна. И сама сказочная тема, и, конечно, ремарки Островского, блистательного писателя. Пройдут десятилетия, много раз будет ставиться «Снегурочка». Декорации напишут такие мастера, как Коровин и Головин. Но васнецовские останутся все же непревзойденными.

Сказка осталась с Васнецовым до последних дней

Картина

В усадьбе Мамонтовых появится его «Избушка на курьих ножках». А когда Павел Михайлович Третьяков собрался построить новое здание для своего разросшегося собрания, он обратился к Виктору Михайловичу, и по его рисункам был возведен этот дом искусств с фасадом и отделкой в старорусском стиле. А затем и себе Васнецов построил деревянный, с крутой теремной кровлей, дом-сказку, в котором провел последние тридцать лет жизни. Здесь все было в русском стиле: печь с изразцами, дубовый стол, крепкие табуреты и картины на стенах.

Давняя мечта человечества

Безумно любил сказочные сюжеты Виктор Михайлович. Любой человек, однажды увидевший написанные им «Три Богатыря» или «Аленушку», уже никогда и ни с кем его не перепутал бы. Такова же и картина «Ковер-самолет» Васнецова, и полотно «Иван-царевич на сером волке». Каким смелым предстает Иван на полотнах художника. Преодолевающий все опасности, не боящийся ни высоты, ни скорости ковра.

Картина

Описание картины «Ковер-самолет». Васнецов и его сказочные персонажи

Но какая судьба ждала картину? Когда все члены правления железной дороги увидели полотно, они, возможно, и были поражены ее талантливым написанием, но тем не менее и шокированы.

Как такое полотно может висеть в серьезном заведении, где будут решать какие-то важные вопросы, где заседают чиновники? Мамонтов в чем-то сам был виноват, потому что конкретно никаких пожеланий при заказе не высказал и предоставил художнику максимальную свободу, которую и использовал Васнецов.

«Ковер-самолет» подвергся критике всех учредителей строительства, и в итоге было принято единогласное решение — отказаться от шедевра вообще. Но Мамонтов выкупил картину и пополнил этим шедевром свою личную коллекцию. Чуть позже Виктор Михайлович решил показать это полотно на очередной выставке. Но и здесь реакция была неоднозначной.

Кто-то восторгался картиной, другие осуждали. Но именно с этого момента о художнике заговорили еще больше, чем раньше. Многие поняли, что этой своей работой автор выразил огромную любовь к творчеству своего народа и надежду на его прекрасное и светлое будущее, в которое верил сам Васнецов.

«Ковер-самолет» был для него тем символом, который приведет к чему-то удивительному и сказочному.

На что обращает внимание зритель, глядя на известный шедевр?

В произведениях Виктора Михайловича, связанных со сказочными сюжетами, присутствует уникальное сочетание простого и гениального. С чего можно начать описание картины Васнецова «Ковер-самолет»? В первую очередь с фантастических фигур, на которые изначально обращаешь внимание. Жар-птица, и царевич, и, конечно, чудо-ковер. Заметно противопоставление мира сказочного реальному.

Если внимательно посмотреть на полотно, то сразу заметно, как распределил тональность красок Васнецов. Верхняя часть картины более яркая, насыщенная. Хотя единственный источник света, который ее освещает – это жар-птица. Каждый персонаж выполнен настолько реалистично, что гладя на это полотно, невольно кажется, что где-то действительно существует такой ковер.

Картина

Сказка и реальность

Что касается нижней части картины, то обычная несказочная атмосфера, над которой летит чудо-ковер, кажется более тусклой и даже безжизненной. Ленивая речка, редкие деревья и туман, накрывающий землю, и лунный свет, неохотно освещающий пространство вокруг себя.

Но очень сложно передать весь тот глубокий смысл, который вложил в свое произведение автор, в простом описание картины «Ковер-самолет».

Васнецов, используя сказочных персонажей, не только выразил мечты любого человека — подняться над мрачной обыденностью, найти свою сказку, стать счастливым.

Виктор Михайлович всего в одной картине смог передать, насколько безграничны российские просторы, наполнив их романтичностью и нежностью.

Картина, написанная в 1880 году, сегодня стала настолько популярной, что ее репродукции можно встретить не только во многих частных домах и квартирах, но и в таких заведениях, как школы, детские сады или поликлиники. И не только взрослый, но и каждый ребенок, не задумываясь, скажет, кто ее автор и как она называется.

Источник: https://autogear.ru/article/163/969/opisanie-kartinyi-vasnetsova-kover-samolet-istoriya-napisaniya-kartinyi/

Ренессанс

Главная => Художники России => Васнецов В.М. => Список картин Васнецова
Картина

Картина написана в 1880. Холст, масло. 165х297.

Нижегородский государственный художественный музей.

Произведение является одной из первых работ Васнецова, в которой он обратился к сказочной тематике, принесшей ему всенародную любовь и всемирную славу. Картина «Ковер-самолет» была задумана Васнецовым вместе с известным меценатом С. И. Мамонтовым.

Савва Иванович Мамонтов обратился к художнику за написанием картины для украшения кабинета правления, который занимался строительством железной дороги. По мнению Васнецова, картина должна была выражать победу и движение, а также величие русских традиций.

Несмотря на то, что картина получилась превосходной и сегодня считается настоящим шедевром русской живописи, правление железной дороги отказалось принимать работу из-за излишней сказочности мотива.

Сюжет картины рассказывает историю Ивана Царевича, который в одной из русских сказок отправляется за Жар-птицей, что повадилась воровать яблоки в царском саду. Здесь Иван Царевич возвращается с победой. Рядом с ним находится большая клетка, в которой сидит пойманная Жар-птица.

Летающий ковёр Ивану Царевичу подарила Баба-Яга. Иван-Царевич с Жар-птицей на разноцветном ковре представляют собой центральный сюжет, который ярко отличается от унылого пейзажа вокруг.

Раннее утро и первые сполохи нового дня символизируют окончание тяжёлых скитаний Ивана и вызывают у зрителя яркие, светлые и положительные эмоции.

История создания «Ковра-самолета» началась с того, что известный промышленник и меценат того времени Савва Иванович Мамонтов заказал Васнецову картину на данную тематику, которая была необходима для украшения кабинета правления строящейся Донецкой железной дороги.

Вместе они решили, что картина должна выражать некое свободное и лёгкое движение и при этом должна обращаться к историческим корням, выражать древние традиции и культуру.

Поле написания, правление железной дороги не согласилось украсить кабинет картиной настолько сказочной тематики, и её тут же прибрёл сам Савва Мамонтов.

Предания, легенды или мифологические сказания о ковре-самолёте пришли в русскую культуру с Ближнего Востока, однако так сильно полюбились на Руси, что быстро вошли во многие народные сказки. На картине мы видим летящий ковёр, на котором уверенно стоит герой сказки — Иван Царевич.

В руках у него большая клетка, в которой находится Жар-Птица. По своему настроению картина очень спокойная и размеренная. В предрассветных сумерках можно увидеть бескрайние русские просторы.

Немного унылые краски пейзажа, которые, вместе с совами, являются символом опасных мест, где Ивану пришлось бы туго, не будь у него летающего ковра, подаренного Бабой-Ягой, ещё больше подчёркивают яркость и цветастость центрального сюжета картины.

Розовые оттенки, которыми украсило небо восходящее Солнце, символически указывают на победу героя сказки, который преодолел все трудности, смог спастись от погони и выполнил поручение — поймал Жар-птицу, которая повадилась воровать яблоки в царском саду.

  • Картина Художник является одним из самых знаменитых в мире. Картины Васнецова отличаются замысловатыми фольклорными сюжетами, а также необычной техникой исполнения.
  • Картина Ни одной женской судьбе не посвятили древнерусские летописцы столько сочувственных страниц, как полоцкой княжне — красавице Рогнеде. (ок. 960 — 1000).

Источник: https://renesans.ru/russian_artist/vasnecov/pictures/kover-samolet.shtml

«Ковер-самолет» картина Васнецова

«Ковер-самолет» — знаменитая картина Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926), написанная в 1880 году, холст, масло. 165х297. В настоящее время картина находится в Нижегородском государственном художественном музее.

Известно, что это вторая картина Васнецова, в которой он обратился к сказкам и мифам. Первой картиной была «Витязь на распутье».

Впоследствии художник создал немало картин, которые изображают различные сцены из сказок, мифов и легенд, и все они по-своему прекрасны и наполнены особым поэтическим языком художника.

История создания «Ковра-самолета» началась с того, что известный промышленник и меценат того времени Савва Иванович Мамонтов заказал Васнецову картину на данную тематику, которая была необходима для украшения кабинета правления строящейся Донецкой железной дороги.

Вместе они решили, что картина должна выражать некое свободное и лёгкое движение и при этом должна обращаться к историческим корням, выражать древние традиции и культуру.

Поле написания, правление железной дороги не согласилось украсить кабинет картиной настолько сказочной тематики, и её тут же прибрёл сам Савва Мамонтов.

Предания, легенды или мифологические сказания о ковре-самолёте пришли в русскую культуру с Ближнего Востока, однако так сильно полюбились на Руси, что быстро вошли во многие народные сказки. На картине мы видим летящий ковёр, на котором уверенно стоит герой сказки — Иван Царевич.

В руках у него большая клетка, в которой находится Жар-Птица.  По своему настроению картина очень спокойная и размеренная. В предрассветных сумерках можно увидеть бескрайние русские просторы.

Немного унылые краски пейзажа, которые, вместе с совами, являются символом опасных мест, где Ивану пришлось бы туго, не будь у него летающего ковра, подаренного Бабой-Ягой, ещё больше подчёркивают яркость и цветастость центрального сюжета картины.

Розовые оттенки, которыми украсило небо восходящее Солнце, символически указывают на победу героя сказки, который преодолел все трудности, смог спастись от погони и выполнил поручение — поймал Жар-птицу, которая повадилась воровать яблоки в царском саду.

Картина

Виктор Михайлович Васнецов — Ковер-самолет

Хотите приобрести украшения, которые сделают ваш образ ещё более красивым и привлекательным? Бусы янтарные картины и иконы из янтаря в интернет-магазине «RadugaBusikov» — это именно то, что вам необходимо. Помимо этого, здесь же вы найдёте изделия из жемчуга, яшмы, нефрита, агата и многое другое.

Картина

???? Блинцов | 2015-06-9, 10:15 | ???? 690

Источник: https://art-assorty.ru/8548-kover-samolet-kartina.html

Сочинение по картине Ковер-самолет Васнецова 5, 6 класс

Картина

Виктор Михайлович Васнецов – великий русский художник. Всем хорошо известны такие его полотна, как «Алёнушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером Волке» и, конечно же, «Ковёр-самолёт».

Когда смотришь на картину «Ковёр-самолёт», то обязательно возникают в голове самые радужные мечты о полётах.

Читайте также:  «женщина с веером (луния чеховская)», амедео модильяни — описание картины

В современном мире существует множество средств, которые дают возможность человеку подняться в воздух и лететь. Но, Ковёр-самолёт всё ещё остаётся несбыточным желанием детей и взрослых.

Ковер на картине напоминает огромную птицу с распростёртыми крыльями, которая унесет мечтателя в далёкие сказочные страны.

На преднем плане картины изображен Иван-царевич с огромной клеткой с Жар-птицей на ковре. Иван-царевич крепко стоит на ковре-самолёте. Уверенный взгляд его устремлён вперёд. Он выполнил сложное задание. Рядом с ним находится волшебная птица.

 Иван-царевич, Жар-птица и Ковёр-самолёт выделяются ярким красочным пятном на фоне безжизненного и тусклого пейзажа. Яркие краски символизируют торжество сбывшейся мечты человека. Вокруг ковра находится реальный мир. Он обычный, лишенный привлекательности, в нем нет ничего яркого. В таком мире живут только те люди, у которых нет мечты.

И, как сразу всё наполняется цветом при достижении цели. Иван-царевич является ярким тому примером. Он нашёл на краю света волшебную Жар-птицу. Герой преодолел множество преград. Иван-царевич сосредоточен: ему необходимо долететь домой. В голове у него множество мыслей о том, как его встретят и, что ему предстоит ещё выполнить.

Но, его красочная нарядная одежда показывает нам, как выглядит человек, которому по плечу все трудности.

Жар-птица находится в красивой золотой клетке. Она, возможно, хочет на волю. Но, птица добыта в честной борьбе. Сияющая Жар-птица в клетке похожа на большой фонарь, который освещает дорогу домой. Даже тёмной ночью она показывает путь Ивану-царевичу.  Добившись поставленной цели, герой стремится в родные края.

Ковёр-самолёт сопровождают три птицы. Они изображены такими же цветами, как и окружающий их мир. Эти большие совы летят перед ковром и, возможно, указывают ему путь. Но, может быть, они являются стражами ковра.

Основным фоном картины является небо. Оно изображено серым цветом, но в некоторых местах проступает белый цвет. За тучами, покрывающими небо, виден золотой месяц. На таком фоне герой-путешественник выделяется очень сильно.

Под ковром протекает река и растёт редкий лес. Но, этот пейзаж не яркий. Он совсем не отвлекает внимания от главного героя, а наоборот подчёркивает стремление царевича быстрее достичь родных земель.

Описание картины Ковер-самолет

В 1880 году Васнецову Виктору Михайловичу — русскому художнику-живописцу, многие полотна которого были написаны по мотивам русских народных сказок, поступил заказ.

Председатель правления Донецкой железной дороги, (её только начинали строить) попросил у него картину, призванную олицетворять всю мощь железной дороги. Васнецов начал работу над заказом и вышла картина «Ковер-самолет», принесшая ему народное признание.

Но картина была подвергнута резкой критике, и охарактеризована как «несоответствующая концепции отрасли»

На полотне виден фантастический ковер-самолет, а на нём величественно и твёрдо стоит Иван-Царевич, возвращающийся с очередного задания царя.  Царевич совершенно спокоен и уверен в себе. Одет он тепло — в шапку и тулуп.

Рядом с ним, огромная клетка, в которой сидит пойманная жар-птица, сияющая ярче месяца.

Ковер на полотне устремляется через огромные земли, реки и леса. Ковер-самолет летит с необычайной скоростью, разрезая ветер. Ковер представляется зрителю как гигантская птица, распростершая свои крылья над бескрайними просторами, над однообразной и обыденной степью.

На полотне заметно как наступает темное время суток, день клонится к своему завершению, на небе виднеется изящный, тусклый, застланный облаками серп луны. На поля ложится густой туман. Жар-птица пойманная Иваном-Царевичем ярко освещает его фигуру. Неподалеку от чудного ковра, в вечернем тумане, летят совы — посланницы Бабы-Яги, призванные указывать путь.

По мнению самого художника, полотно призвано отражать движение и победу, величие русских обычаев. Однако, виду чрезмерной сказочности картины правление железной дороги отказалось принять её.

Васнецов отлично передал восходящую к древности мечту о полете. Видно что картина выполнена мастером и профессионалом своего дела. Сегодня картина находится в коллекции Нижегородского художественного музея.

5 класс, 6 класс

Описание настроения картины Ковер-самолет

Картина

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Левитана Золотая осень описание для 3, 4, 5, 8 класса
    Пейзаж Золотая осень написана русским художником Исааком Левитаном в 1895 году. Золотистая гамма цветов привлекает внимание зрителя. Выбранные тёплые оттенки подчёркивают приход золотой осени
  • Сочинение по картине Мона Лиза (Джоконда) Леонардо Да Винчи
    Одним из самых известных живописных произведений в мире является Мона Лиза. Эта картина, казалось бы, проста, но почему-то приковывает к себе взгляды множества людей.
  • Сочинение по картине Ромадина Первое цветение 7 класс
    Изображение картины как мы видим, включает весеннее время года, на картине преобладают блеклые и неясные краски, земля только недавно освободилась от зимнего покрывала
  • Сочинение по картине Дейнеки Зима. Девочка у окна
    Картина «Зима. Девочка у окна» относится к творчеству талантливого, советского, художника Александра Александровича Дейнеки. Она была написано им в 1931 году. Как и само творчество художника
  • Сочинение по картине Перова Последний кабак у заставы
    Картина Василия Перова «Последний кабак у заставы», была написана в 1868 году, ее создание пришлось на предреволюционный период, именно в то время начинались первые сдвиги

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/vasnecov/kover-samolet

Картина Васнецова Ковер Самолет. 1880 г

Идея создания данного полотна была предложена художнику меценатом Саввой Мамонтовым, на то время являвшийся председателем правления железной дороги, только начинающей строиться.

Он заказывает для кабинета правления три картины, в числе которых и «Ковер-самолет». 1880 г.

По задумке Саввы, сказочное средство передвижения должно было стать символом прогресса, доступности быстрого и проходимого транспорта. Но, этому не было суждено сбыться.

Картина Васнецова «Ковер-самолет» — это одна из первых работ автора, в которых обыгрывается сказочная тематика. Она была исполнена автором в 1880 году, и была написана специально для известного мецената

Отчасти, Савва сам виноват. Попросив художника нарисовать этот летающий ковер, он не указал никаких деталей, дав творцу полную свободу действий и простор для воплощения фантазий.

Когда Васнецов принес готовую работу, практически все члены правления железной дороги поддали ее жесткой критике.

В итоге, было решено отказаться от украшения кабинета картинами, а полотно выкупил сам Мамонтов, чтобы поместить его в личную коллекцию.

Чуть позже Васнецов решается отдать картину на суд общественности и выставляет на восьмой выставке передвижников. Реакция публики оказалась неоднозначной: одни восторгались работой, а другие – осуждали ее.

Тем не менее, о художнике заговорили, как никогда раньше. тем более это первая картина художника, написанная на сказочную тематику. Она отображает веру в светлое будущее нашего народа. При взгляде на полотно чувствуется любовь художника к народному творчеству.

Более того он точно понимает мудрое содержание былин.

Сам чудо ковер внешне напоминает огромную птицу с выгнутой головой и широко раскрытыми крыльями. Видно, что Иван-царевич мчится через безграничные равнины с реками и полями. Он возвращается из долгого путешествия в тридесятое царство. Там ему удалось взять в плен волшебную жар-птицу.

Если окунуться в мир сказок, можно вспомнить, что Иван также на таком же чудо самолете сотканном из материи добирался до подземелья. По сути, это воплощение прекрасных человеческих мечтаний о счастье.

Иван-царевич, который стоит в центре чудо-авиа-ковра, олицетворяет собой стремление ко всему лучшему, желание творить и побеждать.

Васнецову пришлась по вкусу именно это сказка, ведь именно в ней в немного наивной форме отображается идея преодоления бескрайних воздушных просторов.

Рассматривая картину, можно легко узнать социальные мотивы, присущие большинству работ того времени. Но в отличие от остальных, картина Васнецова «Ковер-самолет» передает эти мотивы необычайно ярко и понятно. Ее можно назвать одновременно и простой, и гениальной. Пожалуй, именно такое сочетание и стало причиной разногласия критиков.

Картина Что же видит зритель, глядя на картину? При первом взгляде, в глаза бросаются три вещи: сам ковер, Жар-птица, и Иван-богатырь, которому принадлежит все это волшебство. При взгляде на картину заметно, что ковер плавно и неторопливо плывет по воздуху. Он парит над просторами родины, величаво возносится над лесами и густым туманом. Широкие края-крылья разгоняют испуганных сов.

Благодаря этому произведению можно оценить, насколько широка и необъятна страна. Сам этот летающий ковер, обладающий волшебной силой движения, разбросал свои концы по диагонали. Его силуэт очень похож на птицу. Ковер, парящий в воздухе, движимый неведомой силой, впечатляюще красиво сочетается с эпическим пейзажем.

Жар-птица – единственный полноценный источник света на картине. Даже луна, видная на заднем плане, не может с ней сравниться.

Ковер пестрит диковинными узорами, некоторые из которых до боли напоминают магические руны – возможно, именно благодаря им ковер может летать. Сам Иван является олицетворением мужества.

Он не боится упасть, и уверенно смотрит вдаль – в свое будущее. Богатырь готов встретиться с новыми испытаниями, уготованными судьбой, не смотря на трудности жизненного бытия.

Васнецову удалось мастерски проиллюстрировать отрывок из народной сказки. Он изображает волшебство используя живописные приемы, стараясь приблизится к сказочному образу наших героев. В целом картина выглядит убедительно, этому способствует отсутствие излишней фанатичности при изображении персонажей и деталей.

Художник смог заставить зрителя поверить в весомость и материальностьэтого сказочного сюжета. Его быстрое и уверенное перемещение по воздуху можно заметить хотя бы по спокойной зеркальной глади реки, которая неторопливо течет далеко внизу. Также этот образ дополняется вечерним небом, по которому медленно плывут облака.

На картине есть контраст: это легкий молодой месяц, который виднеется в левой части полотна. В центральной части находится яркое пятно, которое сразу привлекает к себе внимание. Это клетка, в которой сидит чудесная жар-птица. Такой образ демонстрирует счастье от обладания светом.

Что же символизирует картина Васнецова «Ковер-самолет»? Желание. Желание, присущее каждому человеку. Стремление взлететь над обыденной серостью, вопреки всем тяготам и невзгодам покинуть этот серый мир и найти свою сказку.

Сейчас картину в оригинале можно увидеть в Нижегородском художественном музее, ее размер – 165*297 сантиметров.

Источник: https://www.art-portrets.ru/artists/kover-samolet.html

Сочинение по картине Виктора Васнецова «Ковер-самолет»

Картина

История создания картины «Ковер-самолет» весьма интересна и курьезна. Известный и влиятельный меценат Савва Мамонтов обратился с просьбой к начинающему, но уже заявившему о себе как о художнике Виктору Васнецову, нарисовать картины на тему полёта и волшебного перемещения. Так появился ряд полотен под названием «Ковер-самолет». Савва Иванович планировал разместить эти произведения искусства в кабинете председателя Донецкой каменноугольной железной дороги. Но у председателя было свое мнение по поводу картин: он счел, что полотна со сказочными сюжетами не вписываются в рабочую атмосферу кабинетов. Вот так и вышло, что картины пополнили личную коллекцию Саввы Ивановича Мамонтова.

На полотне мы видим гордого Ивана-Царевича, который победоносно возвращается с очередного задания самодура-царя. Ему велено раздобыть Жар-птицу, что герой с честью и сделал. Как и подобает русским героям, Иван-Царевич одет в национальный праздничный костюм. Он гордо и уверенно стоит на ковре-самолете, держа золотую клетку с Жар-птицей в левой руке.

Ощущение полета художник показывает зрителю развевающимся ковром, который подобен огромным крыльям волшебной птицы. Как в противовес Виктор Васнецов добавляет в нижней левый угол картины живых птиц.

Глядя на картину, мы ощущаем полет конечно же ещё благодаря пейзажу, который мы видим в перспективе под ковром. Всё окутано туманом и вечерней дымкой: извилистая река, деревья и опушки.

В речной глади отражаются последние лучи заката, а на небе, между птицами и ковром, через облака скромно выглядывает месяц.

Васнецову несомненно удалось передать давнюю, сказочную мечту человечества о полете. Несмотря на то, что это полотно молодого тогда ещё художника, в ней уже видна кисть мастера и профессионала.

  • Год написания картины: 1880.
  • Размеры картины: 165 х 297 см.
  • Материал: холст.
  • Техника написания: масло.
  • Жанр: мифологическая живопись.
  • Стиль: романтизм.
  • Галерея: Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород, Россия.

Источник: https://opisanie-kartin.ru/vasnetsov-viktor/kover-samolet/

Сочинение по картине Васнецова «Ковёр-самолёт»

Излюбленным жанром художника Виктора Васнецова была иллюстрирование русских народных сказок. До него этого еще никто не делал, поэтому он является основателем этого направления.

Его великолепная картина «Ковер-самолет» была написана в девятнадцатом веке, в 1880 году. Основная тема полотна — это сюжет русской народной сказки.

Поэтому так легко просматриваются в картине талантливого художника фольклорные мотивы.

Известно, что эта картина была написана под заказ. Ее заказал богатый промышленник Савва Мамонтов, который восхищался живописными полотнами Виктора Васнецова и всячески покровительствовал ему.

История картины такова: ее хотели повесить в правлении Донецкой железной дороги, которая в то время лишь только строилась. Но картин не понравилась, и от покупки отказались, так как все в ней было связано с народом, ее внутренним и внешним обликом.

Вот тогда-то ее и купил лично для себя промышленник.

Картина

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Сюжет художественного полотна Виктора Васнецова взят им из русской народной сказки «Иван-царевич и Жар-птица», которая известна всем.

Сюжет очень прост: Иван прибывает на ковре в Тридевятое царство, чтобы добыть Жар-птицу и затем на том же ковре-самолете вернуться домой.

Вот на васнецовском полотне как раз и изображен ковер-самолет в полете и на нем во весь рост стоит царевич. Ковер просто мчится по небу, и эта скорость видна по тому, как развивается одежда царевича, его волосы.

Читайте также:  Музей парижского монетного двора, франция

Облик Ивана-царевича интересен. Он одет в кафтан с длинными полами, а от холодного ветра на еще лице появился даже румянец. Но раскрасневшиеся щеки молодого человека лишь только радуют глаза.

Иван стоит на ковре так, словно капитан на небесном корабле, смотрящий вдаль.

А что же тогда напоминает ковер, который так легко летит по воздуху? Он чем-то похож на птицу, которая имеет огромные крылья, а некоторые могут сравнить его с большим военным самолетом.

Виктор Васнецов показал в своей картине, что хотя ковер и выглядит совсем непримечательно и кажется самым обыкновенным, но он выполнен вручную. Все детали рисунка прекрасно и четко пририсованы художником.

Например, на необычном и волшебном ковре можно различить и геометрические фигурки, человеческие образы и какие-то сказочные существа. Среди них есть и дракон. Но видно по тому, как развивается на ветру ковер, что он очень мягкий.

А его подвижность и изворотливость даже удивляет.

Конечно же, удивляет то, как на таком ковер, который быстро мчится по воздуху, может удержаться человек. Но царевич стоит гордо, высоко подняв голову. Он смотри вдаль, желая быстрее увидеть родные места.

Его одежда восхищает и поражает своим богатством и роскошью. Зеленый кафтан красиво развивается на ветру, а на голове Ивана шапка. И сорочка, да и кушак красного цвета выполнены из дорого материала.

Когда ветер раздувает ветры кафтана, то можно увидеть еще и халат, который расшит прекрасными узорами.

Весь кафтан украшен позолотой, а на шапке много драгоценных камней. Такие одежды носили на Руси лишь только знатные и богатые люди. Но невозможно не заметить меч-кладенец. Он весь переливается от позолоты, которым украшен.

Но самое интересное, что на шее у героя картины висит толстая цепь, к которой была прикреплена клетка из золота. В этой темнице долгое время томилась прекрасная Жар-птица.

На поясе у царевича вышитый мешочек, в котором ключ от клетки.

Виктор Васнецов детально изобразил клетку-тюрьму. Она вся ажурная и чудесная, а вверху каждая решетка оканчивается необычными фигурками драконов, в зубах которых находятся колокольчики. Когда клетка покачивается, то раздается приятный и мелодичный звон.

На тоненькой и изящной жердочке сидит прекрасная Жар-птица, и от нее вокруг разливается необычный яркий свет. Художник для ее изображения использует белый цвет, которые символизируют ее чистоту.

Эта необычная птица ждет, когда откроется хотя бы на минутку клетка, чтобы взлететь в небо и получить долгожданную свободу.

Все происходящее на картине переносит смотрящего в конец дня, на самом его закате, когда за тучками уже начинает слабо пробиваться серп луны. Видно не только небо, но и то, что раскинулось далеко внизу: это и чудный лес, и великолепные поля, и нежная речка.

Вода в ней гладкая и спокойная, словно освещенная необычным светом луны. А вот в лесу все сказочно, даже деревья необычные: они имеют неровные стволы и листья на них совсем отсутствуют. По небу летают и птицы, только их полет совершается намного ниже, нежели летит волшебный ковер.

Птицы некоторое время сопровождают ковер, совершенно не понимая, что это такое.

И опять известный и талантливый художник использует контраст, когда подбирает краски для изображения ковра и тех, кто на нем находится. И совсем уже другие оттенки и цвета Васнецов использует для изображения мира реального, который оказывается внизу.

Так, в сказке все цвета яркие, сочные и насыщенные, а для изображения мира реального он использовал уже темные и сумрачные полутона и оттенки. И каждый образ на этой картине имеет свое какое-то символическое значение.

Например, Жар-птица — это символ счастья, удачи и радости, только вот, к сожалению, не каждому человеку удается ее поймать.

Иван-царевич на картине Виктора Васнецова — это символ победы над любыми проблемами. Он так уверенно стоит на ногах, словно пытается донести до каждого человека, что нужно верить в себя и в свои силы, и тогда обязательно появиться возможность поймать свою Жар-птицу. Он доказывает всему миру, что ничего сложного в том, чтобы быть счастливым, нет.

Эта картина была высоко оценена критиками после того, как участвовала в выставке передвижников. Ее сюжет и удивительные образы восхищали тех, кто решил посетить эту выставку.

После этого она стала широко известна, интересна многим и популярна. В настоящее время эта чудесная картина Виктора Васнецова «Ковер-самолет» хранится в художественном музее в Нижнем Новгороде.

Она является настоящим достоянием русского искусства.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/02/sochinenie-po-kartine-vasnecova-kovjor-samoljot.html

Описание картины «Ковер-самолет» В.Васнецова

Художник: Виктор Михайлович Васнецов Название картины: «Ковер-самолет» Картина написана: 1880 г. Холст, масло.

Размер: 165 × 297 см

Сын священника, участник многочисленных выставок художников-передвижников, В. Васнецов был не только первооткрывателем былинно-сказочных сюжетов в живописи, а и архитектором, совершившим эволюцию от изображений народного быта до фантастичных мотивов.

Васнецов ранее обращался к исторической тематике, так же имеющей в своей основе легенды народа – такой была «Побоище Игоря Святославовича с половцами». После этого произведения художнику поступил весьма интересный заказ.

Меценат Савва Мамонтов в то время был председателем правления Донецкой железной дороги, которую только-только начали строить. Зная желание Васнецова творить, меценат заказал у него картины, которые должны были олицетворять железную дорогу, как нечто открывающее перед жителями Донецкого края новые возможности для передвижения.

В остальном – полная свобода творчества. Васнецов выполнил заказ, но когда презентовал свою картину, большинство из присутствующих подвергли полотно критике, мол, оно не соответствует концепции отрасли. Это и неудивительно – «Ковер-самолет» пробудил в серьезных и импозантных мужчинах детские чувства и воспоминания о сказках.

Мамонтов картину выкупил, и долгое время она была в личной коллекции мецената.

До появления картины «Ковер-самолет» летательные аппараты в живописи конструировал лишь Да Винчи, и то в эпоху позднего Средневековья. К сюжетам на тему фэнтези не обращался никто. Ковер-самолет, изображенный на картине, стал материальным, то есть каждый мог увидеть мечту своего детства.

На фоне родной природы художника изображен ковер, больше напоминающий сказочную птицу. Действие на полотне происходит вечером, когда землю окутывает туман, а река с отражающимися в ней кустарниками и деревьями напоминает дорогу в мир фантазий. Это основной художественный прием Васнецова – пейзаж-настроение, он вызывает у каждого, кто хоть раз увидел картину, небывалые чувства.

Кто же летит на этом аэроизделии? Сам Иван-царевич, который после долгих испытаний добыл-таки Жар-птицу. Он гордо стоит посередине подарка Бабы Яги, держа в руках клетку.

Его лицо спокойно и выражает уверенность в том, что он справиться с остальными испытаниями. Летит на ковре русский богатырь не один – его сопровождает эскорт в виде трех сов, помощниц Костяной Ноги.

То ли путь они указывают, то ли Жар-птицу охраняют, зритель этого не узнает.

Богатырь и птица – самые яркие на картине. Его одежды в традиционных русских зелено-красных тонах, шапка и кушак расшиты золотом. Птица насыщенного золотого цвета, а вот остальной пейзаж поражает унылостью и кажется неживым – река течет лениво, даже несколько сонно, ее берега покрыты мутной зеленью, а деревья редкие.

Это противопоставление художником реального мира, что лишен разнообразия, непривлекателен и многоцветия энергичного сказочного мира. Ковер-самолет художник написал на фоне неба, бело-розового, по которому плывут редкие темные облака.

Такой контраст призван подчеркнуть как яркость самого ковра, так и красочный образ богатыря.

Единственным и полноценным источником света на картине является жар-птица. Ее сияние столь огромно, что затмевает свет луны. Ореол вокруг заморской диковинки подчеркивает причудливые узоры на ковре, что напоминают древние кельтские руны. Возможно, поэтому изделие ткачей может летать.

Образ Ивана-царевича на полотне Васнецова – собирательный образ героев русских сказок. Богатырь летит с огромной скоростью над равнинами, городами, полями и реками.

У многих, кто в молодости слушал старый добрый русский рок, при одном лишь взгляде на это средство передвижения должна возникнуть ассоциация с ковром-вертолетом «Агаты Кристи».

Однако, зритель данной картины находится не в мире готической сказки, а в мире яркой фантасмагории. Сколько существует вариаций на тему аэроковра?

Иван-царевич на таком ковре отправлялся в подземелье, спасал Марью Моревну и совершал множество других чудо-подвигов.

Это отечественный народный психологический портрет лидера, который не только побеждает чудовищ и совершает подвиги, а и обладает состраданием к другим людям, может им помочь.

Присмотритесь к тому, как уверенно глядит богатырь вперед – он четко видит свое будущее и умеет ставить перед собой цели. Это человек, который может достойно встретить испытания, уготованные судьбой и выйти победителем.

Ковер-самолет на картине Васнецова – вполне самостоятельный образ. Он летит над лесными просторами, сквозь туманы и бури. Его края напоминают крылья сказочной птицы Рух, перед могуществом которой расступаются даже огромные совы.

Васнецовский парящий в воздухе ковер органично вплетается в пейзаж холста, он прост, как и все сказочные чудеса, а его образ настолько убедителен, что многие, кто увидел ковер на картине, начинают искать такой же на ближайшем блошином рынке, надеясь на чудо.

Художник сумел убедить зрителя в том, что ковер-самолет такой же материальный предмет, как и речка под ним, лес, совы или даже Иван-царевич. Это создается так же и общим фоном картины: вечерним небом с облаками, что лениво плывут по нему. Тонкий и изящный серп луны только подчеркивает силу этого сказочного предмета.

Невозможно не сказать о том, что истоки сказаний о волшебном ковре начинаются со сказок «Тысячи и одной ночи», сюжеты которых вполне успешно переняла западная цивилизация.

Современные литературные произведения, видеоигры, фильмы довольно часто делают чудо-ковер атрибутом главного героя.

Кинолента «Багдадский вор», снятая в далеком 1940 году, презентует персонажа на летающем ковре. До этого русский писатель-фантаст Александр Беляев издал рассказ «Летающий ковер».

Старик Хоттабыч из советской повести-сказки, советского фильма и отечественного ремейка так же немыслим без летающего ковра.

Известные фантасты братья Стругацкие так же писали про «ковер-самолет гравизащитный», а мультфильмы «Футурама» и «Алладин» показывали героев-владельцев авиаковра. Не обошла вниманием парящий в воздухе ковер родительница Гарри Поттера и Ко Джоан Роулинг.

Источник: https://5sec.info/kartiny/kartina-vasnecova-kover-samolet/

Виктор Васнецов. Ковер-самолет. Описание картины. Шедевры русской живописи

Виктор Михайлович Васнецов первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам, убежденный, что «в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим».

«Ковер-самолет» — самая первая сказочная картина Васнецова, написаннная им следом за известной картиной «После побоища Игоря Святославича с половцами».

Васнецов выбрал невиданный для изобразительного искусства мотив. Он выразил давнюю мечту народа о свободном полете, придав картине поэтическое звучание. В чудесном небе своего детства изобразил Васнецов парящий как сказочная птица ковер-самолет.

Герой-победитель в нарядном одеянии гордо стоит на ковре, держа за золотое кольцо клетку с добытой Жар-птицей, от которой идет неземное сияние. Все исполнено в ярких тонах и говорит о блестящих декоративных способностях молодого художника. Васнецов предстал здесь и как мастер тонкого пейзажа-настроения. Земля отходит ко сну.

В реке отражаются прибрежные кусты, и эти отражения, и туман, и легкий свет месяца навевают лирические чувства.

Эту картину заказал Васнецову Савва Иванович Мамонтов, крупный промышленник и меценат, который способствовал единению талантливых людей в творческий художественный союз, получившего название Абрамцевского кружка.

Будучи председателем правления строящейся Донецкой железной дороги, он заказал художнику три полотна, которые должны были украсить помещение кабинета правления картинами, служащими как бы сказочными иллюстрациями к пробуждению новой железной дороги богатого Донецкого края.

Одной из тем картин стал «Ковер-самолет» — сказочно быстрое средство передвижения.

«Путем расспросов и разговоров разузнав, о чем я мечтаю, — рассказывал впоследствии художник, — Савва Иванович предложил мне, якобы для стен правления будущей дороги, просто написать то, что мне хотелось».

Правление не согласилось иметь у себя картины, посчитав их неуместными для служебного помещения, и тогда Мамонтов два полотна купил сам — «Ковер-самолет» и «Три царевны подземного царства», а его брат приобрел «Битву скифов со славянами».

«Ковер-самолет» был показан на VIII выставке передвижников, вызвав бурю журнально-газетных и зрительских споров.

Никто из ведущих передвижников не выслушивал столь полярных, зачастую исходящих из одного и того же круга, мнений в отношении своих работ. Нельзя сказать, чтобы Виктор Михайлович был равнодушен и к популярности, и к критике.

Но всеми ощущаемая внутренняя сила в нем как бы поднимала его и над хвалой, и над хулой. Его называли «истинным богатырем русской живописи».

Позднее Васнецов вновь обращается к этому сюжету при работе над своей «Поэмой семи сказок». Здесь изображен Иван со своей суженой Еленой-Прекрасной (в вариантах сказок – Еленой-Премудрой, Василисой-Прекрасной и др.) Картина исполнена романтизма и нежности. Соединяются любящие сердца, и герои, после множества испытаний, наконец обретают друг друга.

Читайте также:  Крамской: картины, биография. произведения ивана николаевича крамского.

В «Поэмой семи сказок» входят семь картин: Спящая царевна, Баба Яга,
Царевна-лягушка,
Кащей Бессмертный,
Царевна-Несмеяна,
Сивка Бурка,
Ковер-самолет.
Эти картины создавались художником исключительно для души, и в настоящее время являются украшением Мемориального Дома-музея В.М.Васнецова в Москве.

Ковры-самолёты известны в литературе почти с библейских времён. Хотя идея преобладала в литературе Ближнего Востока, популярность сказок «Тысячи и одной ночи» перенесла её в западную цивилизацию. В разных вариантах ковер-самолет встречается и в русских сказках.


Елена Премудрая

Русская народная сказка

В некотором царстве, в некотором государстве была у царя золотая рота; в этой роте служил солдат по имени Иван — собой молоде?ц. Полюбил его государь и зачал чинами жаловать: в короткое время сделал его полковником. Вот старшее начальство ему позавидовало: «За что так мы служили до своих чинов лет по тридцати, а он все чины сразу схватил? Надо его извести, а то и нас перегонит».

Вздумали как-то генералы и думные бояре по? морю прогуляться, нарядили корабль, пригласили с собой и Ивана-полковника; выехали в открытое море и гуляли до позднего вечера. Иван утомился, лег на койку и заснул крепким сном; бояре и генералы только того и дожидались; взяли его, положили в шлюпку и пустили на? море, а сами назад воротились.

Немного погодя набежали тучи, зашумела буря, поднялись волны и понесли шлюпку неведомо куда, занесли ее далеко-далеко и выкинули на остров. Тут Иван пробудился, смотрит, — место пустынное, корабля и следов нет, а море страшно волнуется.

«Видно, — думает, — корабль бурей разбило, и все мои товарищи потонули; слава богу, что сам-то уцелел!» Пошел он осматривать остров; ходил-ходил — не видать нигде ни зверя прыскучего, ни птицы перелетной, ни жилья человеческого.

Долго ли, коротко ли — набрел Иван на подземный ход. Тем ходом спустился в глубокую пропасть и попал в подземное царство, где жил и царствовал шестиглавый змей.

Увидал белокаменные палаты, вошел туда — в первой палате пусто, в другой нет никого, а в третьей спит богатырским сном шестиглавый змей; возле него стол стоит, на столе огромная книга лежит.

Иван развернул ту книгу, читал, читал и дочитался до той страницы, где было сказано, что царь не может царя родить, а родится-де царь от царицы; взял — выскоблил эти слова ножичком и наместо их написал, что царица не может царя родить, а завсегда царь от царя родится.

Через час времени повернулся змей на другой бок, закряхтел и проснулся. «Послушай, батюшка, — говорит Иван змею, — пора тебе вставать». Змей услыхал человеческий голос, окинул глазами гостя и спрашивает: «Ты откуда явился? Сколько лет живу я на свете, а доселева не видал в моем царстве ни единого человека».

— «Как откуда? Да ведь я твой сын! Вот сейчас повернулся ты на другой бок да как крякнешь — я и выскочил…» — «А ну, — говорит змей, — дай-ка я посмотрю в книгу: может ли царь царя родить».

Развернул свою книгу, прочитал, что в ней сказано, и уверился: «Правда твоя, сынок!» Взял Ивана за руку, повел по всем кладовым, показал ему богатства несчетные, и стали они жить-поживать вместе.

Прошло сколько-то времени, говорит шестиглавый змей: «Ну, сынок, вот тебе ключи от всех палат; всюду ходи — куда тебе захочется, только не смей заглядывать в одну палату, что заперта двумя замками, золотым да серебряным. А я полечу теперь кругом света, людей посмотрю, себя повеселю».

Отдал ключи и улетел из подземного царства по белому свету гулять. Остался Иван один-одинехонек; живет месяц, другой и третий… вот уж и год на исходе; скучно ему сделалось, вздумал палаты осматривать, ходил-ходил и очутился как раз у запретной комнаты.

Не стерпел добрый мо?лодец, вынул ключи, отомкнул оба замка, золотой и серебряный, и отворил дверь дубовую.

В этой комнате сидят две де?вицы — на цепях прикованы: одна царевна Елена Премудрая, а другая ее прислужница. У царевны — золотые крылышки, у служанки — серебряные. Говорит Елена Премудрая: «Здравствуй, добрый мо?лодец! Сослужи-ка нам службу невеликую, дай нам по стаканчику ключевой воды испить».

Иван, глядя на ее красу несказанную, позабыл совсем про змея; жалко ему стало бедных затворниц, налил он два стакана ключевой воды и подал красным де?вицам. Они выпили, встрепенулися — железные кольца распаялись, тяжелые цепи свалилися, захлопали красные де?вицы крыльями и улетели в открытое окно.

Тут только Иван опомнился, запер пустую комнату, вышел на крыльцо и сел на ступеньке, повесил свою буйную голову ниже могучих плеч и крепко-крепко запечалился: как ему будет ответ держать?

Вдруг засвистали ветры, поднялась сильная буря — прилетел шестиглавый змей: «Здравствуй, сынок!» Иван ни слова не отвечает.

«Что ж ты молчишь? Али худо какое сделалось?» — «Худо, батюшка! Не соблюл я твоего запрету, заглянул в ту комнату, где сидели две де?вицы, на цепях прикованы; дал им ключевой воды испить; они выпили, встрепенулись, захлопали крыльями и улетели в открытое окно».

Змей страшно рассердился, начал его ругать-поносить всячески; потом взял железный прут, накалил докрасна и отвесил ему три удара по спине. «Ну, — говорит, — счастье твое, что ты мой сын! А не то съел бы тебя живого». Как только зажила спина у Ивана, стал он проситься у змея: «Батюшка, позволь мне пойти по свету — поискать Елену Премудрую».

— «Ну, куда тебе! Я ее добывал ровно тридцать три года и еле-еле ухитрился поймать». — «Отпусти, батюшка! Дай попытать счастья». — «А по мне, пожалуй! Вот тебе ковер-самолет: куда захочешь — туда и вынесет. Только жаль мне тебя, потому что Елена Премудрая больно хитра; если и поймаешь ее, она все-таки обойдет и обманет тебя».

Иван сел на ковер-самолет, вылетел из подземного царства и не успел моргнуть, как очутился в прекрасном саду. Подошел он к пруду, сел под ракитовым кусточком и стал смотреть-любоваться, как в светлой воде золотые и серебряные рыбки гуляют.

Не прошло и пяти минут, как прилетела туда Елена Премудрая вместе с своею служанкою; тотчас сняли они свои крылышки, положили около кустика, разделись донага и бросились в воду купаться. Иван утащил потихоньку крылышки, вышел из-под ракитового кустика и крикнул громким голосом: «А! Теперь вы в моих руках».

Красные де?вицы выскочили из пруда, набросили на себя платья, приступили к доброму мо?лодцу и давай его молить-упрашивать, чтобы отдал им крылышки. «Нет, — отвечает Иван, — ни за что не отдам; полюбилась ты мне, Елена Премудрая, пуще солнца ясного; теперь повезу тебя к отцу, к матери, женюсь на тебе, и будешь ты моя жена, а я твой муж».

Говорит ему царевнина служанка: «Слушай, добрый мо?лодец! На Елене Премудрой ты жениться хочешь; а меня-то зачем держишь? Лучше отдай мои крылышки: в некое время я сама тебе пригожусь». Иван подумал-подумал и отдал ей серебряные крылышки; она быстро их подвязала, встрепенулась и улетела далёко-далёко.

После того сделал Иван ящичек, положил в него золотые крылышки и крепко на замок запер; сел на ковер-самолет, посадил с собой и Елену Премудрую и полетел в свое государство. Прилетает к отцу, к матери, приводит к ним свою нареченную невесту и просит любить ее и жаловать.

Тут пошло веселье, какого никто не видал! На другой день отдает Иван своей матери ключик от ящика. «Побереги, — просит, — до поры до времени, никому ключа не давай; а я пойду — к царю явлюсь да позову его на свадьбу».

Только что ушел, прибегает Елена Премудрая: «Матушка! Дай мне ключик от ящика; надо платье достать, к венцу наряжаться». Мать, ничего не ведая, отдала ей ключ без всякой опаски.

Елена Премудрая бросилась к ящику, отворила крышку, взяла свои крылышки, подвязала, хлопнула ими раз-другой — только ее и видели! Воротился жених домой: «Матушка! Где же моя невеста? Пора к венцу собираться». — «Ах, сынок, ведь она улетела!»

Глубоко? вздохнул добрый мо?лодец, распрощался с отцом с матерью, сел на ковер-самолет и полетел в подземное царство к шестиглавому змею. Увидал его змей и говорит: «Ну что, удалая голова! Ведь я недаром сказывал, что не добыть тебе Елены Премудрой, а и добудешь — так она проведет тебя». — «Правда твоя, батюшка! Да уж что ни будет, а еще попытаюсь; поеду ее сватать».

— «Эх ты, неугомонный! Ведь у ней такой завет положо?н: всякий, кто за нее посватается, должен до трех раз прятаться, и коли она найдет его, тотчас велит рубить голову. Много к ней богатырей приезжало, да все до единого сложили свои буйные головы; и тебе то же готовится.

Слушай же: вот тебе кремень и огниво; как заставит тебя Елена Премудрая прятаться, ты ударь в кремень огнивом, выруби огонек и прижги ковыль-траву; в ту ж минуту явится сизокрылый орел и подымет тебя за третьи облака. Не удастся это дело, выруби опять огонек и пусти в синее море — приплывет к берегу щука-рыба огромная и возьмет тебя — унесет в пучину морскую.

Коли и здесь найдет тебя Елена Премудрая, то уж больше от нее негде прятаться!» Взял Иван кремень и огниво, поблагодарил шестиглавого змея и полетел на ковре-самолете.

Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли, залетел он за тридевять земель, в тридесятое государство, где жила Елена Премудрая. Дворец ее словно жар горел — был он вылит из чистого серебра и золота; у ворот на железных спицах торчало одиннадцать голов богатырских.

Призадумался Иван, добрый мо?лодец: «Одиннадцать голов на спицы подняты; моя, верно, будет двенадцатая!» Опустился на широкий двор, вступил на крылечко высокое и идет прямо в светлицу. Встречает его Елена Премудрая. «Ты, — говорит, — зачем пожаловал?» — «Хочу тебя замуж взять».

— «Ну что ж! Попробуй; коли сумеешь от меня спрятаться — пойду за тебя замуж; а не сумеешь — головой поплатишься». Иван вышел в чистое поле, достал кремень и огниво, вырубил огонек и прижег ковыль-траву.

Вдруг откуда не? взялся — прилетел сизокрылый орел и молвил человечьим голосом: «Скорей, добрый мо?лодец, садись на меня и держись крепче, не то свалишься».

Иван сел на орла, обхватил его крепко руками; орел взмахнул крыльями, поднялся? высоко вверх и забрался за третьи облака.

Кажись, хорошо запрятался — никому не найти; да у Елены Премудрой есть такое зеркало: стоит только заглянуть в него, так вся вселенная и откроется; разом узнаешь, где и что в белом свете творится. Вот подошла она к этому зеркалу, заглянула в него и тотчас узнала всю подноготную.

«Полно, хитрец! — крикнула Елена громким голосом. — Вижу — залетел ты за третьи облака, занес тебя сизокрылый орел, а теперь время на землю спускаться».

Иван спустился на землю, слез с орла и пошел на взморье, ударил по кремню огнивом, вырубил огонек и пустил его на синее море. Вдруг откуда ни взялась — приплыла к берегу щука-рыба огромная.

«Ну, добрый мо?лодец, — говорит щука, — полезай ко мне в рот, я тебя на дне моря спрячу». Разинула пасть, проглотила мо?лодца, опустилась вместе с ним в пучину морскую и кругом песками засыпалась.

«Ну, — думает Иван, — авось ладно будет!» Не тут-то было; Елена Премудрая только глянула в зеркало и все сразу узнала: «Полно, хитрец! Вижу — забрался ты в щуку-рыбу огромную и сидишь теперь в пучине морской, под песками сыпучими.

Время на сушу выходить!» Щука-рыба выплыла к берегу, выбросила из себя доброго мо?лодца и опять ушла в море. Воротился Иван к Елене Премудрой на широкий двор, сел на крылечко и крепко призадумался-пригорюнился.

На ту пору бежит по лесенке служанка Елены Премудрой: «О чем пригорюнился, добрый мо?лодец?» — «Как мне веселому быть? Коли в третий раз не спрячуся, то надобно с белым светом прощаться. Вот и сижу да смерти дожидаюся».

— «Не тужи, не вещуй худого на свою буйную голову; было время: обещалась я тебе пригодиться — не пустое слово молвила; пойдем, я тебя спрячу». Взяла его за руку, повела во дворец и посадила за зеркало.

Немного погодя прибегает Елена Премудрая; уж она глядела-глядела в зеркало — нет, не видать жениха; вот и срок прошел, рассердилась она и ударила с досады по зеркалу; стекло вдребезги распалося — и явился перед нею Иван, добрый мо?лодец. Тут, нечего делать, пришлось покориться.

У Елены Премудрой не мед варить, не вино курить; в тот же день честным пирком да за свадебку; обвенчались они и стали себе жить-поживать, добра наживать.

Источник: http://www.tanais.info/art/vasnetsov4more.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector