May 29, 2014
В Нюэнене Ван Гог прожил два года – большой срок для него. Эти два года – 1884 и 1885 – были вершиной голландского периода творчества Ван Гога. В Нюэнене он написал около 185 картин, в том числе знаменитых «Едоков картофеля», сделал около 240 рисунков, продумал и теоретически сформулировал многие из живописных принципов, которые применил на практике позже, уже в Арле.
Нюэненский Ван Гог – уже доподлинный Ван Гог, прекрасный самобытный художник, находящийся на подъеме сил.
Парижские и арльские работы гораздо более известны, их постоянно репродуцируют, голландские же остаются в тени, как «предыстория».
Но, видя их в подлиннике, трудно не согласиться с английским художником Огастесом Джоном, который о них писал: «Эти темные холсты были, я думаю, по существу так же хороши, как созданные под солнцем Прованса».
Кажется, никогда – ни прежде, ни позже – Ван Гог не был столь убежденным, воодушевленным, обуреваемым новыми идеями и сознающим свою миссию художником, как в нюэненский период.
Условия жизни и работы не стали легче, по-прежнему он бедствовал, и ему постоянно не хватало денег на модели. По-прежнему или больше прежнего он был одинок, окончательно простившись с надеждами на собственный семейный очаг.
Отношения его с родителями, сестрами и братьями (за исключением Тео) были сравнительно мирными, но безнадежно далекими.
Родные относились к нему с настороженным недоверием, не понимая, что он за человек.
«Пустить меня в семью им так же страшно, как впустить в дом большого взъерошенного пса. Он наследит в комнатах мокрыми лапами – и к тому же он такой взъерошенный. Он у всех будет вертеться под ногами. И он так громко лает».
Ван Гог поселился в Нюэнене отдельно от семьи, оборудовав под мастерскую какой-то сарай.
Теперь его уверенность в своих силах стала твердой, и это ему заменяло все. «Я говорю, что пытаюсь найти свое счастье в живописи, ни о чем больше не задумываясь».
«Говорю тебе, я сознательно избираю участь собаки: я останусь псом, я буду нищим, я буду художником, я хочу остаться человеком – человеком среди природы». И «человеком среди людей» добавлял он в другом письме брату Тео.
«Нет ничего более художественного, чем любить людей».
Ван Гог писал в Нюэнене крестьян, полевые работы, крестьянские хижины, крестьянское кладбище и мечтал о том, чтобы совсем уйти от «образованных людей» и жить по-крестьянски.
Художника, столь демократичного, как Ван Гог, душой, телом, вкусами, образом жизни, пожалуй, не было среди его современников. Его органически отталкивало все связанное с «высшим обществом», с гостиными, нарядными дамами, изысканными манерами, «лакированными ботинками» и так же органически притягивали все атрибуты жизни низших классов, «людей в деревянных башмаках».
Он верил, что среди них – его настоящее место, где он мог бы чувствовать себя самим собой и у себя дома. «Хорошо зимой утопать в глубоком снегу, осенью – в желтых листьях, летом – в спелой ржи, весной – в траве; хорошо всегда быть с косцами и крестьянскими девушками – летом под необъятным небом, зимой у закопченного очага; хорошо чувствовать, что так было и будет всегда».
Пройти мимо этого решающего пристрастия Ван Гога – значило бы совершенно не понять его творчества. Как ни сложна диалектика содержания и формы в искусстве, большое заблуждение думать, что в искусстве «как» важнее, чем «что».
Можно возразить: тысячи художников писали, например, «Благовещение» и «Тайную вечерю», а различает их то, как они писали; тысячи писали натюрморты с яблоками, но каждый писал яблоко по-своему. Это так; но не нужно смешивать предмет изображения с предметом любви,– то, что художник истинно любит, определяет собой его «как», его подход к любому предмету.
Личность художника жаждет раздвинуть свои границы через нечто «другое», находящееся вне его «я», но ему созвучное. И очень важно, каково это «другое».
Ван Гог как священное заклинание повторял: «Друзья, давайте любить то, что любим». «В мире существует много великого – море и рыбаки, поля и крестьяне, шахты и углекопы»,– вот это он неизменно любил, любил как человек и как художник.
Писал ли он свой любимый предмет непосредственно или косвенно, через пейзаж или натюрморт, или вообще писал нечто другое – образ неутомимого «человека в деревянных башмаках» так или иначе всюду присутствует, зримо или символически, сказываясь в манере видеть, чувствовать, изображать.
Ван Гогу крестьяне казались куда интереснее, например, ткачей, а их труд, прикасающийся к самым недрам, истокам жизни,– полным глубокого смысла.
Самой главной работой Ван Гога в Нюэнене была картина «Едоки картофеля» (с большим количеством подготовительных и сопутствующих этюдов) – ужин крестьян в хижине.
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому искусству, вызов «чистой публике», любящей приглаженное искусство, вызов тем, кого художник ощущал «по ту сторону баррикады».
Сам процесс работы над «Едоками картофеля» обернулся своеобразным актом социальной борьбы, хотя это странно звучит по отношению к такому мирному и сосредоточенному делу, как писание картины. Ван Гог задумал написать за зиму пятьдесят этюдов голов крестьян. Крестьяне относились к нему хорошо и позировали охотно,– разумеется, за плату.
Однако местные католические священники, так же не любившие Ван Гога, как и он их, сделали все возможное, чтобы ему помешать. Художнику они говорили, что он «не должен заводить близкие отношения с людьми не его круга», а своим прихожанам – чтобы они не смели ему позировать.
Один из пастырей даже пообещал прихожанам деньги, если они не дадут себя рисовать, «но они мужественно ответили, что предпочитают зарабатывать у меня, чем клянчить у него».
Так или иначе, задуманную серию портретов Ван Гог написал. Это был его первый опыт в портретной живописи, где сказались особенности художника как портретиста: стремление обобщать, типизировать индивидуальные облики.
По существу, он создал как бы единый многоликий портрет целого сословия и в каждом лице – мужском, женском, молодом, старом – искал типические черты человека, породнившегося с землей и в тяжелом труде добывающего свой хлеб.
Голова крестьянина
Он сделал также много эскизов – вариантов общей композиции,– и в мае 1885 года «Едоки картофеля» были закончены.
Изображение пятерых усталых людей, которые при тусклом свете керосиновой лампы едят свой скудный ужин «теми же руками, которыми они копали землю», исполнено своеобразного величия: хочется назвать эту сцену не ужином, а трапезой.
Крестьяне едят неторопливо, истово, в молчании, как будто совершая некий ритуал отдыха после долгого тяжелого дня. Лица некрасивы до уродливости, в них есть что-то животное, но вместе с тем значительное и священное, как священ труд, жизнь, природа.
Ван Гог всегда предпочитал писать некрасивых людей, даже утрируя неправильности лица – толстые губы, вдавленные лбы, впалые щеки.
Он не находил ничего интересного и характерного в гладких, миловидных физиономиях: лица корявые и грубые, как мать-земля, говорили ему больше.
В какой-то мере это демонстративное равнодушие к общепринятой красивости – национальная традиционная черта нидерландского искусства, от средневековых мастеров до Рембрандта.
Ван Гог еще в юности на вопрос, нравится ли ему роскошная нагая «Фрина» Жерома (картина, считавшаяся тогда «гвоздем» очередной салонной выставки), со всей искренностью отвечал, что ему «гораздо больше нравится уродливая женщина Израэльса, или Милле, или старуха Эд. Фрера… Две руки, по виду которых можно сказать, что они немало потрудились, красивее для меня, чем те, которые мы видим на этом полотне».
Руки «едоков картофеля», узловатые, жилистые и темные – поистине руки, много трудившиеся. Художник работал над этюдами рук не меньше, чем над этюдами голов.
Руки «едоков картофеля»
Землистые, темные тона «Едоков картофеля» вовсе не заслуживают пренебрежения, с каким о них иногда отзываются.
Несомненно почерневшая от времени, эта картина производит в оригинале сильнейшее впечатление и сейчас,– не последнюю роль тут играет ее сумрачный, глубокий, как звучание органа, материально осязаемый цвет.
Ван Гог решает здесь интересную и трудную колористическую проблему: дать очень дифференцированную тональную гамму, исходя только из темной шкалы палитры.
Освещенный чепчик женщины на картине выглядит белым, хотя он написан не белилами, а темно-серой краской, напоминающей цвет пыльной картофелины. Соответственно темнота других частей картины усилена. Таким образом, все полотно звучит как бы в басовом регистре. Это был сознательный замысел художника, а не результат непонимания возможностей цвета – Ван Гог прекрасно понимал их уже в то время.
Голова женщины
Сознательно он допускал и анатомические неправильности в рисунке фигур, за что его тогда постоянно упрекали.
Он же запальчиво возражал: «Я был бы в отчаянии, если бы мои фигуры были правильными… я нахожу великолепными фигуры Микеланджело, хотя ноги у них, несомненно, чересчур длинны, а бедра и зад чересчур широки… Милле и Лермит являются для меня подлинными художниками по той причине, что они пишут вещи не такими, как они выглядят, если сухо и аналитически копировать их, а так, как они, Милле, Лермит, Микеланджело, чувствуют их».
Ван Гог теперь достаточно владел техническими средствами своего искусства, чтобы писать вещи так, как он их чувствует, достаточно хорошо знал анатомию, чтобы нарушать ее с полным правом.
Он написал крестьян, как он их чувствовал. «Пусть картина пахнет дымом, салом, картофельным паром, – говорил он,– это хорошо, это оздоровляющий запах. Я хотел дать представление о совсем другом образе жизни, чем тот, который ведем мы, цивилизованные люди».
В это же самое время, когда никому не ведомый голландский живописец писал свою картину – вызов и обвинение «цивилизованным людям», в далекой России всемирно известный писатель писал трактат «Что такое искусство» – с тем же вызовом, тем же обвинением.
Лев Толстой говорил там, что между классами современного общества – зияющая пропасть; жизнь господская, с науками, искусствами, «влюбленьями», как бы вовсе не существует для крестьян, а господам жизнь крестьян, с ее трудами и со всеми ее интересами, представляется удручающе однообразной и темной.
Ван Гог не сомневался, что, даже и темная, она все-таки здоровее и достойнее господской. Он относил к трудовым классам и себя, художника, человека «тяжелой и грязной работы».
В изображение крестьян он не вносил умиленной идеализации, свойственной кающимся дворянам или ходокам в народ, – он отдавал себе отчет в загрубелости своих персонажей, день-деньской копающихся в земле» знал, что в крестьянине «много от зверя» (его собственные слова) Но это его не отпугивало. Было другое, что мешало ему остаться навсегда среди крестьян. «Я часто думаю, что крестьяне представляют собой особый мир, во многих отношениях стоящий гораздо выше цивилизованного. Во многих, но не во всех,– что они знают, например, об искусстве и о ряде других вещей?» Вот камень преткновения: об искусстве они не знают ничего.
https://webisback.ru limtek создание и продвижение сайтов.
Гмии им. пушкина. иорданс
Гмии им. пушкина. рубенс
Гмии им. пушкина. фламандцы
ГМИИ. Немецкое Возрождение
Гмии им. пушкина. нидерланды xv—xvi
Гмии им. пушкина. итальянцы xv—xvi
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
ГМИИ: пластика малых форм
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
Гмии им. пушкина. итальянцы xiii—xv
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Гмии им. пушкина. египет и византия
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Музей Шерлока Холмса
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Британский музей
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Национальная галерея
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Эрмитаж
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Старая Пинакотека
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Третьяковская галерея
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Оружие в Эрмитаже
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Музей Орсе
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Источник: http://ourarts.ru/?p=2775
Винсент ван Гог (1853 — 1890)
05.10.2008
Публикации
Имя этого голландского живописца связано с культурой Франции, где он жил с 1886 года до своей трагической смерти. 27 июля 1890 года Ван Гог смертельно ранил себя из револьвера в приступе мучившей его душевной болезни и был похоронен в небольшом городке Овере на реке Уазе (провинция Иль-де-Франс), где провел последний период своей недолгой жизни.
Ван Гогу по праву принадлежит исключительное место в искусстве XIX столетия. Художник мощного творческого темперамента, он был великим мастером, какие рождаются не в каждой стране и не в каждом столетии.
Искусство Ван Гога было созвучно времени, в которое он жил и, одновременно, опережало его, так как повышенное эмоциональное восприятие мира художником открывало совершенно новые пути постижения реальности для мастеров ХХ века.
Натюрморт с раскрытой Библией. 1885
Юность Ван Гога прошла в Голландии. Прежде чем обратиться к живописи в 1881 году, он увлекался рисованием, сменил много профессий, занимался проповеднической деятельностью среди горняков Боринажа.
Недолгая работа в Брюсселе, Эттене, Гааге, Дренте, Нюэнене, Антверпене (где он посещал классы Академии художеств), путешествие в Гаагу, Лондон, Париж в 1869—1875 годах обогатили его, позволили принять окончательное решение посвятить себя живописи.
Дальнейшая жизнь художника во Франции и его творчество подразделяются на парижский (март 1886 — февраль 1888), арльский (февраль 1888 — май 1889) и овернский (май 1889 — июль 1890) периоды, в каждый из которых Ван Гог создавал яркие, самобытные произведения.
С присущей ему эмоциональной силой живописного таланта он переносил на холсты тронувшие душу впечатления, охватившие его светлые и трагические чувства, смену которых он, будучи человеком легко ранимой души, ощущал с особой глубиной.
Едоки картофеля. 1885
Сюжеты картин голландского периода связаны с природой и бытом земледельцев Брабанта, трудом ткачей Нюэнена. Темная колористическая гамма полотна «Едоки картофеля» (1885, Амстердам, Музей Ван Гога) отражает стихию сурового и простого быта крестьян Голландии.
Столь же естественно в подборе изображенной крестьянской утвари полотно «Натюрморт с пятью бутылками и чашкой» (1884, Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер). В традиции классической голландской тональной пейзажной живописи исполнены немногочисленные марины и пейзажи этого времени с изображением стройных тополей и вётел по краям дорог, морского побережья.
О пасторской деятельности умершего отца напоминает «Натюрморт с раскрытой Библией» (1885, Амстердам, Музей Ван Гога).
Ветка цветущего миндаля. 1890
Во время парижского периода, после знакомства с произведениями импрессионистов, теорией дополнительных цветов пуантилистов, бравурной пастозной манерой А. Монтичелли, Ван Гог резко изменяет живописную манеру. Интерес к проблеме колорита, экспрессии мазка определяют поиск новой манеры.
Яркие радостные краски парижской весны переданы в видах бульвара Клиши, садов Монмартра, нежном и одновременно бурном цветении персиковых и сливовых деревьев. В натюрмортах Ван Гог стремится к насыщенным цветовым и фактурным контрастам, пластической и цветовой энергии мазка.
Он испытывает наслаждение, сопоставляя медную или синюю керамическую вазы, стеклянный кувшин с изысканной формой ярких шапок гераней, циний, фритилярий, восторгаясь щедрым богатством природы.
Папаша Танги. 1887
Поиск выразительности цвета, формы, линии, органичности их сочетаний приводит к увлечению японской гравюрой. Изображая поле пшеницы («Стая ворон над полем», 1890, Амстердам, Музей Ван Гога) или торговца японскими гравюрами папаши Танги (1887, Париж, Музей Родена), он создает уплощенное пространство, работая пятнами интенсивного цвета, энергичным абрисом подчеркивая формы.
Автопортрет за мольбертом. 1888
В парижский период Ван Гог написал много автопортретов (более двадцати). Очень разные по восприятию собственного внешнего облика, они тонко передают напряженную духовную жизнь художника.
Он предстает в них то уверенным в себе, в элегантной серой фетровой шляпе (1887, Амстердам, Музей Ван Гога), то в несколько меланхолическом настроении, которое не согласуется с кокетливо сидящей крестьянской соломенной шляпой (1887, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), то изображая себя с палитрой перед мольбертом в момент смятения, беспокойства (1888, Амстердам, Музей Ван Гога). Он хочет видеть себя то художником, то пастором, то элегантным парижанином. Выразительная мимика лица, уверенного или полного тревоги, тонкие вариации аксессуаров, цветовые контрасты немногих цветов (синего, желтого, коричневого) в написании фигуры и фонов рождают образ человека сложного эмоционального склада, ищущего и находящего в своей душе отклик на волнующие его явления.
Время, проведенное на юге Франции, в Арле, было самым плодотворным в творчестве Ван Гога. Лейтмотивом арльского периода стали его слова: «Жизнь надо искать в цвете».
Он пишет виды равнинного Прованса — долину Ла Кро, реку Рону со старым мостом, зеленые холмы Монтмажура, марины в селении Сент-Мари-сюр-мер около Арля, работает а la prima в светлой колористической гамме, разнообразным по форме и фактуре, не импрессионистическим, а выпуклым мазком, передавая пространство по-импрессионистически фрагментарно.
Большие цветовые плоскости в пейзажных видах, трактованных словно с высоты птичьего полета, четкий графизм мазка вызывают ассоциации с японской гравюрой («Мост Ланглуа», 1888, Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер).
Подсолнухи. 1889
У художника появляются излюбленные цветовые сочетания. Особой пластической силой наделяется желтый цвет, олицетворяющий энергию солнца. В серии натюрмортов «Подсолнухи» (1888—1889, в разных европейских музеях) он обретает символическое звучание.
Столь же эмоциональное воздействие заключено в сочетаниях оттенков красного цвета, возникающих в лучах осеннего солнечного света в полотне «Красные виноградники в Арле» (1888, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).
Тревожное предчувствие исходит от напряженной красно-желтой и сине-желтой гаммы полотен с видами ночного Арля («Ночное кафе,» 1888, Нью-Хейвен, Художественная галерея Йельского университета; Т»ерраса кафе ночью», 1888, Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер).
О произошедшей в Арле трагической ссоре и последовавшем за ней разрыве между Ван Гогом и Полем Гогеном повествуют полотна «Кресло Гогена» (1888, Амстердам, Музей Ван Гога) и «Стул и трубка» (1888—1889, Лондон, Национальная галерея). Одиноко стоящий стул навевает мысль о щемящем одиночестве художника.
Мусме. 1888
Портреты арльского периода — яркие, острохарактерные образы. В них остро схвачена мимика лиц, отражающая внутреннюю суть моделей: бурный южный темперамент старой дамы («Арлезианка.
Мадам Жену», 1888, Париж, Музей Орсэ), нежную грацию юности («Мусме», 1888, Вашингтон, Национальная галерея искусства), доброту и непосредственность («Почтальон Рулен», 1888, Бостон, Музей изящных искусств).
Цветовые контрасты в них менее напряженны, чем в портретах парижского периода, но более абстрактны, декоративны.
Автопортрет с перевязанным ухом. 1889
Последний период жизни Ван Гог провел неподалеку от Арля, в Сен-Реми и Овере в окрестностях Парижа. В Сен-Реми находилась клиника, куда был помещен художник из-за участившихся душевных кризисов. В период одного из них он поранил себе ухо.
Именно в этот трагический момент его жизни было написано полотно «Автопортрет с перевязанным ухом» (1889, Лондон, Картинная галерея Института Курто). В Сен-Реми были созданы выдающиеся полотна Ван Гога. Живопись стала его спасением в периоды участившихся приступов болезни.
Глубокая душевная тревога выражена в изображенных художником вихрящихся формах оврага Пейруле, стволов олив и кипарисов, искривленных объемах церкви в Овере и лечебницы в Сен-Реми. Одним из самых трагических поздних произведений Ван Гога явилось полотно «Прогулка заключенных» (1890, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им.
А.С. Пушкина), созданное по мотивам гравюры Г. Доре. Фигуры шагающих по замкнутому кругу в тюремном дворе арестантов полны чувства безысходности, которое ощущал и Ван Гог.
Дорога с кипарисом и звездой. 1890
Пейзаж в Овере после дождя (Пейзаж с повозкой и поездом). 1890
Мягкий свет и свежий воздух в окрестностях маленького городка Овер, расположенного в провинции Иль де Франс, изменили мироощущение художника. Пейзаж с изображением вспаханного поля («Пейзаж в Овере после дождя», 1890, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.
Пушкина) передает ощущение теплого солнечного дня, мягко струящегося света, прозрачного чистого воздуха. Природа полна в нем просветленного чувства покоя. Не несет в себе предчувствия близкой трагедии и портрет «Доктора Поля Гаше» (1890, Париж, Музей Орсэ).
Образ печального, тихого человека на фоне голубых холмов пейзажа излучает доброту и внутреннюю гармонию.
Доктор Поль Гаше. 1890
Жизненный путь Ван Гога завершился в Овере, и большая часть его жизни была связана с Францией. Но произведениями художника гордятся не только крупные европейские музеи, но и, конечно, музеи Голландии. На родине Ван Гога, в Гроот Зюндерте, ему установлен памятник работы О. Цадкина, в Амстердаме создан его музей.
Елена Федотова
Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=655
Описание картины Ван Гога Едоки картофеля
Ван Гог считал картину «Едоки картофеля» лучшим своим произведением. В ней он воплотил всю силу сострадания к простым труженикам.
Год написания и обстоятельства
Картина «Едоки картофеля» стала финальным аккордом пребывания художника в Нюэнене (Северный Брабант, Нидерланды). На тот момент он еще находился в поиске своей манеры. Два года Ван Гог каторжно трудился, не выпуская из рук карандаш и кисть.
Он писал все, что окружало его в том маленьком крестьянском городке: ткацкие станки, церковь, изгороди, тополя… Даже изобразил двух женщин, копающих картофель. Но это было как бы около простого деревенского быта, который он хотел ухватить и передать на холсте. Художник созрел в желании вместо фрагментарных этюдов создать целостное и емкое полотно, которое выразило бы сам дух крестьянской жизни в Брабантской провинции. И шедевр родился в ноябре 1885 года.
Натурщики
Люди, изображенные на картине «Едоки картофеля», — не вымышленные. Ван Гог подружился с местным семейством де Гроотов. Они были обычными крестьянами, которых тысячи. Семья их состояла из отца, матери, двух дочерей и сына.
Тяжелый труд на земле был их участью из поколения в поколение. Жили они в лачуге, которую и домом можно назвать с натяжкой.
Там была всего лишь одна комната, которая совмещала роль кухни, столовой, спальни и гостиной, а все ее нехитрое убранство состояло из стола, стульев, нескольких ящиков и кроватей.
Они любезно согласились позировать для художника, хотя каждый вечер приходили с работы измотанные и уставшие. Де Грооты в буквальном смысле — едоки картофеля. Винсент Ван Гог ждал, когда они вернутся с поля и сядут за стол ужинать, и брался за кисть, делая наброски.
Выстраданное полотно
«Едоки картофеля», Винсент Ван Гог: сатира ли это?
Много лет традиционной трактовкой картины было изображение примитивных, диких крестьян в момент поглощения еды. В их взглядах и движениях видели звериные повадки, а в лицах — искаженные черты. Потому эта работа Ван Гога считалась сатирической.
На самом же деле сам автор своих натурщиков не считал полулюдьми. Наоборот, у него были теплые взаимоотношения с их старшей дочерью Стин, они часто вместе гуляли. Винсент нередко наблюдал за ними и в поле, и дома. Он с уважением относился и к самому семейству, и к их вынужденному тяжелому труду, ведь они были заложниками обстоятельств. Это известно из писем Ван Гога к своему брату Тео.
Своей работой Ван Гог хотел передать «пар от картофеля» в натруженных крестьянских руках. Он хотел не поставить их на пьедестал, а всего лишь показать кадр из деревенских будней (хотя праздников в их укладе бытия, скорее всего, не было по умолчанию).
Название композиции — «Едоки картофеля» — озвучивает суровую правду жизни тогдашних крестьян. Садить, выкапывать и есть этот овощ было их извечным жизненным уделом. Но таким образом они зарабатывали на честный хлеб, а это достойно сочувствия и уважения.
Ван Гог, «Едоки картофеля»: описание
После изнурительного дня семейство пришло домой и село ужинать. Основное блюдо их трапезы неизменно — это, конечно же, запеченный картофель. Они не могут позволить себе мясо, сыр или молоко. Единственная роскошь — заваренный черный кофе. И такой вечер — один из тысячи подобных. Завтра едоки картофеля вновь встанут, пойдут на поле, как и всегда, чтобы извлекать из земли пыльные клубни.
Они, хоть и изможденные тяжелым трудом, уже свыклись с этой бесконечной вереницей жизни и покорно идут вместе в этой упряжке. При всем этом они не потеряли человеческое достоинство, не опустились до воровства или попрошайничества, а изо дня в день трудятся в поте чела. Блеклый свет лампы похож на огонек надежды на лучшее будущее, едва тлеющий в их сердцах.
Земельные тона, в которых выполнена вся картина, создают впечатление, что она написана цветом этого корнеплода. Это очень органично сочетается с названием и идеей полотна. Ван Гогу действительно удалось передать тот самый пар от дымящегося картофеля, который наполняет скромное жилище осенним теплом и слегка согревает душу.
Источник: https://autogear.ru/article/260/950/opisanie-kartinyi-van-goga-edoki-kartofelya/
Едоки картофеля — 1885 Ван Гог — картины
Февраль 01, 2012
Едоки картофеля
1885; 81,5х114,5 смМузей Ван Гога, Амстердам Кот, прыгающий на дерево, и собака — первые рисунки молодого Ван Гога. Они появились в 1862 году, когда он познавал тайны рисования, изучая учебники «Полный курс рисунка» Барга и «Азбуку рисования» Кассаля. Кроме того, Винсент учился сам, копируя картины известных мастеров. Он особенно ценил Жана-Франсуа Милле, картины которого изображали религиозные сцены и работу крестьян.
Работы Милле соответствовали наивному реализму молодого Ван Гога, воспитанного в протестантском духе. Всю жизнь Ван Гог будет возвращаться к заимствованной у Милле теме «Сеятеля», последняя версия которого, очень личная и сильно отличающаяся от первоначальной, появится в 1888 году в Арле.
Милле рисовал богатых, представительных крестьян на фоне спокойной и плодородной природы.
Ван Гог позднее будет подчеркивать, что в искусстве Милле все является одновременно «и искусством и символом», но не откажется от утверждения, согласно которому «следует представлять тривиальную действительность так, чтобы она выражала благородную мысль».
После поражения, которым закончилась попытка евангелизации шахтеров, после полного разочарований пребывания среди крестьян, Ван Гог с каждым разом все сильнее верит, что красота появляется из правды и — как и она — должна быть тяжелой и грустной. Он окажется очень далеко от слащавости известной картины Милле «Анжелюс».
Профиль крестьянки
1885; 40х33 смМузей Ван Гога, Амстердам
Эскизы, изображающие шахтеров из Боринажа, — свидетельство терпения и нужды. Постепенно в сфере интересов Ван Гога появится тема ткачей и крестьян.
Тогда он старался быть реалистическим художником сельской жизни и стремился показать несправедливость и суровые условия сельского быта.
Потом Винсент неутомимо рисует сцены из сельской жизни, добавляет к ним серию портретов, чтобы в конце концов отважиться на большое полотно…
Он пишет «Едоков картофеля». На картине изображены неподвижно смотрящие перед собой угнетенные и несчастные селяне. Кажется, даже свет на картине исчезает.
Ван Гог достигает этого эффекта применением жестких мазков и темной охры.
Он использует палитру, основывающуюся на темно-коричневом и серо-зеленом тонах и бронзе, агрессивно работает кистью, подчеркивая резким контуром искореженные руки и изборожденные морщинами лица.
Замысел этого произведения появился однажды вечером, когда Ван Гог наблюдал за семьей де Гроотов, собравшейся вокруг стола, освещенного большой лампой. Он хорошо знал этих крестьян — Гордена де Гроот, мать семьи, позировала ему для портрета крестьянки.
(1853-1890) Винсент Ван Гог
Поделиться ссылкой в социальных сетях
Источник: http://www.filoli.ru/artists/001-van-gogh/edoki-kartofelya.php
Едоки картофеля | The Potato Eaters
«Лучшее из того, что я сделал, это, в конечном счете, картина, которую я написал в Нюэнене, — крестьяне, едящие картофель»
Такую оценку своей композиции Едоки картофеля Винсент Ван Гог дает в письме своей сестре Виллемине летом 1887 года, то есть два года спустя после завершения работы над полотном.
По мнению самого Ван Гога, это единственное его произведение, утверждающее те ценности, которые должно утверждать искусство.
Всю силу своей души вложил Ван Гог в эту картину.
Дружеское расположение к людям, искреннее чувство любви и сострадания к крестьянам воплотились в его живописи. Кроме того в Едоках картофеля Винсент выразил свои теоретические взгляды на искусство.
Композиция
На картине изображена семья Нюэненских крестьян, сидящих вокруг грубо сколоченного деревянного стола. Перед молодой женщиной стоит блюдо с горячим, испускающим пар картофелем; вопросительное выражение ее лица говорит о том, что она делит пищу на порции. Пожилая женщина справа разливает в чашки черный кофе.
Три поколения крестьянской семьи, живущие под одной крышей, собрались вместе за скромной трапезой. Масляный светильник, распространяющий тусклый свет, показывает бедность этих людей и в то же время создает атмосферу тишины, непричастности к суетному миру.
Слабый дрожащий свет лампы в равной степени освещает лица персонажей: на каждом из них лежит печать трудной, полной забот жизни, но все они проникнуты единым чувством благодарности за прожитый день, за эту пищу, за то, что все они сегодня, как и вчера, собрались за общим столом.
Глаза этих людей выражают доверие друг к другу, благодарность за совместную жизнь и чувство взаимного согласия, каждый их грубый жест наполнен любовью. И словно бы не существует ничего за пределами этого спокойного, замкнутого пространства, — ничего, что могло бы вторгнуться и разрушить его.
Общее исполнение
Винсент чрезмерно гордился Едоками картофеля и считал ее своим первым шедевром. Картина трогательна, неуклюжа и наверно чем-то похожа на своего создателя. Крестьяне, изображенные на картине сами чем-то похожи на картофель.
Винсент намеренно искажает пропорции их лиц, дабы подчеркнуть их провинциальность.
Ван Гог старался сделать эту картину идеальной, однако ему пока еще не хватает мастерства, о чем свидетельствует расположение фигур на полотне: каждая из них кажется, существует сама по себе, не вступая во «взаимоотношения» с другими.
История создания
Ван Гог приступает к созданию Едоков картофеля спустя два дня после смерти своего отца — пастыря Теодора Ван Гога (в то время они были в ссоре и не разговаривали).
Это событие произвело сильное впечатление на Винсента, и наверно это настроение отразилось на картине. Едоки картофеля — тёмная и меланхоличная картина.
Ван Гог отправляет в своем письме литографию картины своему другу — художнику Антону ван Раппарду. Тот раскритиковывает работу Винсента.
«Надеюсь, Вы согласитесь со мной, что это произведение нельзя воспринимать серьезно. Вы должны благодарить провидение за то, что способны на большее… Почему Вы так бегло разглядывали свой объект и передали его так небрежно? Почему Вы не дали себе труда изучить движения? У Вас получились не фигуры, а позы».
Это письмо задело Ван Гога и он даже прервал переписку с ван Раппардом. Тем не менее, ван Раппард в чем-то был прав. Едоки картофеля — была картиной начинающего художника Ван Гога.
Источник: http://vangogh-art.ru/kartiny/portrety/edoki-kartofelya/
Аудиогид МУЗЕЙ ВАН ГОГА — Едоки Картофеля (RU) | MyWoWo Travel APP
«Едоки картофеля» — это одна из первых знаменитых картин Винсента Ван Гога, на которого сильно повлияли тяготы, пережитые им в молодости.
Художник, родившийся в 1853 году в местечке Грот-Зюндерт, был старшим из 6 детей пастора кальвинистской церкви. Ван Гог вырос в строгой и суровой атмосфере и, так как он не демонстрировал особых успехов в учебе, то в 15 лет начал работать на фирме Goupil, которая торговала произведениями искусства.
Через несколько лет работы, требовавшей частых поездок, Винсента уволили, так как пережитые им жизненные разочарования привели к тому, что он оказался неспособен эффективно выполнять свои обязанности. Его заменил на этой должности его брат Тео, которому удалось сделать скромную карьеру.
Это позволило ему помогать своему любимому брату Винсенту, в том числе материально, на протяжении всей жизни.
Тогда юный Ван Гог, побуждаемый охватившим его религиозным рвением, граничившим с одержимостью, попытался изучать теологию, чтобы стать пастором. Несмотря на то, что он не закончил курс, ему удалось стать проповедником в шахтерском крае в Бельгии. Абсолютная нищета местных рабочих глубоко его потрясла.
Он был отстранен церковными властями от должности проповедника за то, что принимал чрезмерное участие в судьбе рабочих, и в 1881 году снова взялся за изучение искусства в Брюсселе. А в 1883 году Ван Гог переехал в голландское селение Нюэнен, где начал изображать изможденные лица бедных крестьян, страдающих от недоедания.
Картина «Едоки картофеля», которой вы сейчас любуетесь, датируется 1885 годом и является одной из работ, написанных в этом селении.
Как вы видите, лица изображенных на ней людей далеко не красивы, но при этом полны спокойствия, а намерение художника состоит не в изображении прекрасного, а в том, чтобы передать ужас нищеты и достоинство людей ручного труда.
Сам Ван Гог написал своему брату Тео об этой картине следующее: «В ней я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю…»
Здесь Ван Гог доводит реализм до его крайнего проявления. Как вы можете заметить, на полотне преобладают коричневые тона, то есть оттенки цвета земли, а мазки почти такие же грубые, как изображенные персонажи.
Любопытный факт: картофель, столь распространенный и ценимый в наше время в Европе, прибыл в нее из Америки только в XVI веке, и в последующие века спас население разных стран от ужасного голода.
Источник: https://mywowo.net/ru/niderlandy/amsterdam/muzey-van-goga/edoki-kartofelya
Едоки картофеля
- Винсент Ван Гог — Едоки картофеля.
- Год создания: 1885
- De Aardappeleters
- Холст, масло.
- Оригинальный размер: 82 × 114 см
- Музей Винсента ван Гога, Амстердам
Картина всемирно известного нидерландского художника. «Едоки карто́феля» (нидерл.
De Aardappeleters) — картина нидерландского художника Винсента Ван Гога, которую он написал в апреле 1885 в нидерландском селении Нюэнен. Сейчас она размещена в Музее Ван Гога в Амстердаме.
Это первая картина, созданная художником в так называемый «нюэненский период», в который начала проявляться художественная манера художника.
Описание картины Винсента Ван Гога «Едоки картофеля»
Картина Винсента Ван Гога «Едоки картофеля» — это, пожалуй, единственное полотно гениального художника, созданное по канонам классического искусства. Сюжет картины довольно прост. Вокруг небольшого стола, скудно освещенного керосиновой лампой, ужинает семья. Пожилая женщина разливает по чашкам кофе, мужчина справа держит чашку в руке, еще трое едят из общего блюда.
Слабый огонек освещает только стол и лица едоков, стены и окна комнаты едва проступают в полумраке.
Видно, что помещение очень тесное, стены обступают персонажей со всех сторон, хозяйке достаточно протянуть руку, чтобы взять с плиты чайник. Из украшений на стене только ходики и икона.
Но небольшое пространство жилища не давит, а создает впечатление защищённости от внешнего мира, внутреннего покоя и согласия в этой семье.
Никто из сидящих не смотрит друг на друга. Их лица выглядят безучастными, кажется, что их мысли только о том, что закончился ещё один тяжелый день, после скудного ужина они лягут спать, чтобы завтра снова тяжело работать за гроши. Но это их жизнь, и они благодарны судьбе за то, что у них есть кров, пища и родные рядом.
Сам Ван Гог считал «Едоков картофеля» лучшим своим произведением. Полотно пронизано его состраданием к этим некрасивым людям, к их непростой участи. Их лица кажутся вылепленными из глины не слишком умелым скульптором. Носы и губы персонажей непропорционально большие, автор пытался подчеркнуть близость этих людей к природе, к земле, к тяжелому крестьянскому труду.
Цветовое решение картины продиктовано темой земли, картофеля, который растет в ней. Стены, одежда, лица – всё землистое, серое, пыльное. На полотне нет ни одного яркого пятна, только маленький огонек лампы как символ надежды и утешения в их одиночестве, которое исходит от каждого из них.
Винсент Ван Гог. «Едоки картофеля» (1885). Холст, масло. 82 х 114 см
Музей Винсента ван Гога, Амстердам «Едоки картофеля» стали первой попыткой Ван Гога создать крупное произведение. Он чрезвычайно гордился этой картиной и даже выполнил с нее литографии для продажи будущим коллекционерам. Бедность и изнурительный труд сплотили этих пятерых людей, которые на полотне делят друг с другом свой скудный обед. Картофель и кофе на столе создают колорит простоты и естественности, и единое жертвенное чувство, пронизывающее персонажей, достигает здесь почти религиозного, величественно-спокойного пафоса. В своём письме брату Тео художник писал об этой картине следующее: «Я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при тусклом свете лампы, этими же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю; таким образом полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду. Я хотел дать представление о совсем другом образе жизни, чем тот, который ведем мы, цивилизованные люди. Поэтому я отнюдь не жажду, чтобы вещь нравилась и чтобы каждый сразу же приходил от нее в восторг.»
Источник: https://8-poster.ru/pictures/Edoki_kartofelya/
Ван Гог “Едоки картофеля”. Самый мрачный шедевр мастера
Винсент Ван Гог. Едоки картофеля. 1885 г. Музей Ван Гога, Амстердам.
Ван Гог – необыкновенный мастер. Он прошёл свой творческий путь за каких-то 10 лет! И умудрился стать одним из самых известных художников мира. Наравне с Леонардо да Винчи и Пикассо.
Так вот, картина “Едоки картофеля” была создана ровно посередине этого пути. После 5 лет самообучения живописи. А начинал он с нуля. В 27 лет.
Конечно, все главные шедевры пока впереди. Яркие, сочные “Подсолнухи”, “Ирисы” и “Стулья”. Ещё Ван Гог не пришёл к тем насыщенным цветам, по которым он так узнаваем.
Он ещё предпочитает мрачные, тёмные цвета. Под стать своей угрюмости и замкнутости. И, конечно, под влиянием Рембрандта.
Однако, “Едоки картофеля” – это его первый шедевр. И одна из самых известных его картин.
Сложная композиция
Пять фигур сидят по кругу. Да ещё и взаимодействуют между собой. Написать такое – непросто даже для опытного художника.
Ван Гог намеренно усложняет себе задачу. Чтобы показать, какого уровня мастерства он уже добился. Он верит в успех. В то, что сможет создать шедевр.
Вообще Ван Гог был мечтателем. Порой его самоуверенность поражала (так же, как и неуверенность в себе в иные дни). Про своих “Едоков картофеля” он писал брату Тео с упоением. Он искренне верил, что брат (дилер в области живописи) сможет ее продать.
Конечно, этого так и не случилось. Критикам его работа показалась грубой, тёмной. А изображённые люди и вовсе несуразными. Слишком большие головы. Чрезмерно крупные глаза. Вердикт: анатомические ошибки неопытного мастера.
Но Ван Гог был рад такой критике. Значит работу заметили. А значит он на верном пути. И сможет перестроить европейскую живопись. Да-да. Не меньше. Ван Гог был мечтателем.
А главное, у него это и впрямь получилось. Правда уже после смерти.
Главные герои картины
Перед нами в свете лампы бедная крестьянская семья. Мать, отец, сын и две дочери. Они едят запечённый картофель. Они немногословны. Они устали. Весь день они трудились. И завтра их ждёт все тот же тяжкий труд. Из года в год. Всю жизнь.
Их лица с крупными, грубыми чертами лица. Почти карикатурны. Критики видели в этом недостаток мастерства Ван Гога.
Нельзя не согласится, что в то время Ван Гог ещё не был силён в изображении поз и жестов. Но лица героев он исказил намеренно.
Посмотрите на его литографию. Он создал ее до картины маслом. По ней видно, что лица крестьян сначала были более реалистичны.
Ван Гог. Едоки картофеля. Литография. 1885 г. Музей Ван Гога в Амстердаме. Wikipedia.org
Незадолго до этого Ван Гог написал натюрморт “Корзина с картофелем”. Очевидно, что художник намеренно стремился показать, насколько лица этих людей похожи на картофель.
Ведь есть такое полунаучное утверждение, что все наши занятия, пороки и достоинства отражаются со временем на наших лицах.
Так и эти крестьяне похожи на то, что каждодневно занимает их мысли.
Винсент Ван Гог. Корзина с картошкой. 1885 г. Музей Ван Гога в Амстердаме. Wikiart.org
То же касается и рук. На картине они слишком костлявы и грубы. На литографии руки изображены более натуралистично.
Обратите внимания, что у сидящего к нам лицом мужчины костяшек даже больше, чем должно быть.
Так Ван Гог стремился показать огрубевшие от каждодневного труда руки. Этими руками они пашут землю. Ими же и едят.
Винсент Ван Гог. Едоки картофеля. Фрагмент. 1885 г. Музей Ван Гога, Амстердам. Vangoghmuseum.nl
Проверьте свои знания, пройдя тест «Знаете ли Вы Ван Гога?»
Люди, похожие на картошку
Сначала может показаться, что Ван Гог хочет обнажить перед нами всю ничтожность жизни крестьян. Когда все их мысли и дела настолько вертятся вокруг картошки, что они сами начинают походить на картошку.
На самом же деле это картина про честный труд и достоинство. Эти люди долго и упорно работали, чтобы иметь эту простую и незамысловатую еду у себя на столе.
Никто их не кормит. Нет никаких пособий по бедности. Нет благотворительной помощи. Они полагаются только на свои руки и спины. И с достоинством принимают ту пищу, которую они добыли своим трудом.
Ван Гог с состраданием относится к ним. Потому что по-другому он не мог. Такой был человек. До того как стать художником, он одно время был пастырем в шахтерском городке. Раздавал все до последней нитки своим прихожанам. Через какое-то время его попросили оставить эту работу. Попросту уволили. Из-за чрезмерного усердия.
Почему лица персонажей так некрасивы?
Так если картина про человеческое достоинство, почему же герои столь некрасивы?
На рисунках Ван Гога все крестьяне примерно так и выглядят. Черты лица неправильные. Выступающие скулы. Крупные губы. Сильно выраженные надбровные дуги.
Рисунки Винсента Ван Гога. Голова женщины и голова молодого мужчины. 1885 г. Музей Ван Гога в Амстердаме
Для Ван Гога это была типичная внешность сельского жителя. Возможно, под влиянием книги о физиогномике Лафатура. Который по чертам лица мог виртуозно определить род занятий и характер человека.
Но это не попытка высмеять их. Это попытка показать их как людей, живущих пусть примитивной, но натуральной жизнью.
Да, в их глазах мы не увидим высокой мысли. Но зато они живут в гармонии со своей окружающей средой. Они живут текущим днём.
Да, вглубь вещей заглянуть они не пытаются. Но и не несут в свою жизнь вороха ненужных мыслей. Ненужных хлопот. Этим Ван Гог искренне восхищался.
***
Кстати, с семьёй, которая позировала Ван Гогу, приключился скандал. Одна из дочерей через какое-то оказалась беременна. Она обвинила в этом Ван Гога. Свою причастность художник отрицал.
Возможно, для девушки это была попытка выбраться из этого “картофельного” мира. Но не получилось. Местный пастырь настоятельно рекомендовал этой семье не позировать Ван Гогу. И картину художник дописывал уже без моделей.
- О других картинах художника читайте в статье “5 шедевров Ван Гога”.
- Проверьте свои знания, пройдя тест «Знаете ли Вы Ван Гога?»
- Оксана Копенкина
Источник: https://arts-dnevnik.ru/van-gog-edoki-kartofelya/