Картина «боярская дочь», суриков

Об этом произведении Н. М. Карамзина следует сказать, что оно не так известно читателям, как «Бедная Лиза». Постараемся передать суть этого небольшого произведения.

Картина

Краткое содержание: «Наталья, боярская дочь»

События произведения происходят во времена допетровской России. Героиня, именем которой названа повесть, — дочь богатого боярина Матвея. Ее мать умерла, девочку воспитывала няня. Жизнь Натальи подчинена правилам «Домостроя».

Как пишет Карамзин, Наталья, боярская дочь, каждое утро в сопровождении няни посещает церковь, потом раздает милостыню нуждающимся людям. Дома девушка занимается рукоделием: вышивает, плетет кружево, шьет.

Картина

  • Повесть «Наталья, боярская дочь» рассказывает нам, что одно из немногих развлечений девушки – прогулка с няней в саду, после чего она вновь занимается рукоделием.
  • По вечерам она может общаться с подружками, конечно, под присмотром няни.

Жизнь девушки небогата событиями, что, конечно, делает Наталью мечтательной. Она очень добрая, душевная, любит своих близких. Рассматривая краткое содержание «Наталья, боярская дочь», отметим, что молодая боярыня способна воспринимать красоту природы. Она восхищается Москвой.

Девушка обладает всеми женскими добродетелями: она послушна, любит трудиться. Словом, Наталья впитала в себя все правила «Домостроя».

Однако, как отмечает Карамзин, Наталья, боярская дочь, конечно, не могла не грезить о любви. Встреча с возлюбленным произошла в церкви. Девушка влюбилась в совершенно незнакомого молодого человека. На следующий день она снова отправляется в Божий храм, но не встречает там Его.

Наталья по-настоящему расстроена, она тоскует, не может есть и пить. Новая встреча с возлюбленным делает ее счастливой. Добрая няня помогает девушке встретиться с молодым человеком, так продолжает свою повесть Карамзин («Наталья, боярская дочь»).

Главные герои, молодая боярыня и Алексей, решают сбежать и обвенчаться тайно.

Картина

Карамзин показывает нам переживания девушки. Она испытывает первую любовь и слепо доверяет Алексею, но это светлое чувство омрачает ощущение вины перед отцом, ей стыдно перед ним. Однако Наталья, следуя правилам «Домостроя», во всем готова слушаться мужа, как истинная жена.

Девушка обретает истинное счастье с Алексеем, но молится, чтобы отец простил ее. Безмерное счастье Натальи внезапно омрачилось тем, что мужу пришлось идти на войну. Судьба заставляет девушку сделать невозможное для многих очень сильных женщин: она прячет волосы, надевает одежду воина и сражается с врагом, как настоящий мужчина.

Такой самоотверженный поступок не мог не заставить отца простить ее.

Образ боярина Матвея

Итак, краткое содержание «Наталья, боярская дочь» вполне смогло передать сюжет повести. Однако мы ни слова не сказали об отце девушки Матвее Андрееве.

Его образ отнюдь не является олицетворением значимого государственного деятеля, каким он должен быть, согласно сюжету. Карамзин наделяет его многими добродетелями, но образ при этом остается бледным. Этот человек способен проливать слезы в горе и в радости.

Однако такой блеклый образ был создан Карамзиным неслучайно, он помогает понять идейную направленность произведения.

Картина «идеальной» монархии

Возможно, подобное замечание излишне, если наша задача – передать краткое содержание. «Наталья, боярская дочь» — произведение, в котором создан образ «идеальной» монархии. В таком государстве единственная забота царя – это благополучие собственного окружения. Монарх снисходителен к подданным.

Простота обращения, описанная в произведении, совершенно отлична от распущенных нравов, царящих при Екатерине. Приближенный царя – верный советник, который никогда не пользовался преимуществами своего положения. В своем произведении Карамзин обличает порочные стороны правления Екатерины Великой.

Отношение народа к приближенным царя

В своем произведении Карамзин указывает, что боярин Матвей – царский слуга, который, подобно государю, наделен многими человеческими добродетелями. Он умен, богат, хлебосолен. Матвей является заступником для своих соседей, их покровителем. Однако автор ни слова не говорит о том, как боярин несет свою службу. Он лишь повествует о народной любви к этому государственному мужу.

В реальности народ ненавидел приближенных царя, что является абсолютным контрастом для созданной Карамзиным картины.

Картина

Историческая эпоха

Исторические события, описанные в произведении, скорее всего, имеют отношение ко второй половине семнадцатого века. Предположительно, это эпоха правления Алексея Михайловича. Государь в произведении изображается очень благочестивым, чувствительным. Он утешает своих приближенных, а прогневить его может только нарушение принципов справедливости.

Это произведение довольно открыто указывает на то, каким должен быть порядок в государстве, как должны выглядеть монарх и его окружение.

Исторический фон помогает понять, что такая история любви могла иметь счастливое завершение лишь в условиях государственной гармонии.

Картина

Истинный портрет царя Алексея Михайловича

Романтический сюжет повести не нашел места для того, чтобы рассказать об иных сторонах правления и чертах характера этого государя.

При нем были приняты доносы, а «мирный» царь в действительности был достаточно вспыльчив, позволял себе браниться, а также прибегал порой к рукоприкладству. В частности, известен факт, что на заседании Боярской думы государь побил и выгнал боярина Милославского, который приходился ему тестем.

Прототип боярина Матвея

Есть предположения, что образ отца Натальи «срисован» с реального исторического персонажа. Скорее всего, им стал боярин А. С. Матвеев, который во время дворцового переворота 1682 года был подвергнут насильственной смерти.

Мы закончили изложение краткого содержания произведения «Наталья, боярская дочь», основная мысль которого состоит в том, что при правильном и справедливом правлении могут быть счастливы все люди.

В заключение хочется добавить, что Карамзин обращался к истории русского государства еще для того, чтобы показать, насколько прошлое нашей земли отлично от современного поклонения перед всем иностранным.

Подобное осуждение «чужебесия» также призвано обратиться к патриотическим чувствам соотечественников.

Источник: https://www.syl.ru/article/206999/new_kratkoe-soderjanie-natalya-boyarskaya-doch-karamzin-n-m

Суриков Василий Иванович

?

kolybanov (kolybanov) wrote, 2012-07-18 02:34:00 kolybanov kolybanov 2012-07-18 02:34:00 Category: Автор — ЯННА_КОТ. Это цитата этого сообщенияСуриков Василий Иванович (1848-1916)

  Василий Суриков. Галерея живописи. Автопортрет. 1879

 Суриков Василий Иванович родился 12 января 1848 года в Красноярске, художник. Из казаков. Суриков весьма гордился своим происхождением и писал об этом: “Со всех сторон я природный казак… Мое казачество более, чем 200-летнее”.

«Анфиса» 1900-е

В 1856 — 1861 гг. учился в Красноярском уездном училище, где получил первые художественные познания от учителя рисования Гребнева, по его заданию он копировал гравюры с картин старых мастеров, постепенно постигая искусство их времени, “Гребнев меня учил рисовать, чуть не плакал надо мною”, — позже с благодарностью вспоминал Суриков.

«Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста» 1875

После смерти отца Суриков служил писцом, иногда рисовал. Его рисунки привлекли внимание красноярского губернатора П. Н. Замятина и богатого золотопромышленника П. И. Кузнецова, которые помогли ему с поступлением в петербургскую школу Общества поощрения художеств и взяли на себя расходы по содержанию молодого художника.

«Боярская дочь» 1884-1887

В этой школе у М. В. Дьяконова за три летних месяца Суриков освоил трехгодичный курс, а уже 28 августа 1869 года успешно сдал вступительные экзамены в петербургскую Академию художеств.

Его приняли вольнослушателем и зачислили в основной класс, где впоследствии его преподавателем станет П. П. Чистяков.

В следующем году он уже работает над своим первым произведением “Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге” (1870).

«Взятие снежного городка» 1891г.

Учился Суриков в Академии успешно. Блестящие достижения у молодого живописца были в композиции, недаром товарищи называли его “композитором”.

К периоду обучения в Академии относится его картина из древнерусской истории “Княжий суд” (1874).

В апреле 1875 года художник начинает работу над большим полотном: “Апостол Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом Агриппой, сестрой его Береникой и римским проконсулом Фестом”.

«Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге» 1870.

Академию Суриков заканчивает в звании художника I степени.

Когда через полгода он “в виде исключения” получил возможность поехать за границу на обучение у европейских мастеров, но взамен этого просил разрешить ему выполнить заказ по росписи московского храма Христа Спасителя.

В июне 1877 года художник переезжает в Москву, где делает в течение двух лет фрески, изображающие четыре Вселенских собора. Но впоследствии Суриков никогда уже не будет работать на заказ.

«Задумавшийся подросток» Этюд

1885

Художник становится членом Товарищества передвижных художественных выставок и Союза русских художников. Художник часто наведывался в Сибирь, бывал на Дону (1893), Волге (1901 — 1903), в Крыму (1913). В 1880 — 90-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Особое впечатление на него произвели живописцы итальянского и испанского Возрождения.

«Зима в Москве» 1884-1887

Этюд для картины «Боярыня Морозова»

В 1878 году Суриков женился на Е. А. Шарэ, внучке декабриста П. П. Свистунова. Счастливая семейная жизнь и относительное материальное благополучие позволяют художнику “начать свое” — обратиться к русской истории.

Впечатления от старинной московской архитектуры явились важным стимулом на пути к первому его историческому шедевру картине “Утро стрелецкой казни”. “Утро стрелецкой казни” — грандиозная картина, завершенная в 1881 году, производит фурор.

В тот же год художник вступил в члены Товарищества передвижных художественных выставок и с того времени постоянно на них выставлялся.  

«Зубовский бульвар зимою» 1885-1887

«Монах» 1900-е

Василий Суриков. Галерея живописи. Пир Валтасара. 1874

  Василий Суриков. Галерея живописи. Старик-огородник. 1882

  Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет молодой женщины. 1911

  Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет хакаски. 1909

Читайте также:  Музей хамона, мадрид, испания

  Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет княгини П.И.Щербатовой. 1910

  Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет Е.К.Дерягиной. 1879

  Василий Суриков. Галерея живописи. Сцена из римского карнавала. 1884

  Василий Суриков. Галерея живописи. Василий Суриков. Автопортрет. 1902

  Василий Суриков. Галерея живописи. Горожанка. Портрет Александры Ивановны Емельяновой, урожденной Шрейдер. 1902

  Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет Н.Ф.Матвеевой. 1909

  Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет полководца А.В.Суворова 1907

  Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет молодой женщины в кокошнике. 1892

  Василий Суриков. Галерея живописи. Колокольня Ивана Великого и купола Успенского собора. 1876

  Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет Т.К.Доможиловой. 1891

  Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет художника Сурикова

  Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет А.Н.Третьяковой. 1910-е

  Василий Суриков. Галерея живописи. Царевна. 1911

  Василий Суриков. Галерея живописи. Неаполитанская девушка с цветами в волосах. 1883-1884

   Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет О.В.Суриковой (в замужестве Кончаловской), дочери художника, в детстве. 1888

  Василий Суриков. Галерея живописи. Натурщица. 1882.

  Василий Суриков. Галерея живописи. Женский портрет. 1902.

  Василий Суриков. Галерея живописи. Букет. Бумага, акварель. 1884

  Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет Е.В.Суриковой. 1908

  Василий Суриков. Галерея живописи. Девушка с косами. Портрет А.А.Добринской. 1910

  Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет неизвестной на желтом фоне. 1911

  Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет девочки в красном платье. Не позднее 1896

  Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет А.П.Юргенсон. 1908

  Василий Суриков. Галерея живописи. Портре А.И.Емельяновой. 1903

  Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет доктора А.Д.Езерского. 1910

  Василий Суриков. Галерея живописи. С гитарой. Портрет княгини С.А.Кропоткиной. 1882

  Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет Л.Т.Маториной. Казачка. 1892

  Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет К.М.Верхотуровой. 1890

  Василий Суриков. Галерея живописи. Вид на Кремль. 1913

  Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет Е.Н.Сабашниковой. 1907

  Василий Суриков. Галерея живописи. Женский портрет. Натурщица в головном уборе с поднизью из монет.

  Василий Суриков. Галерея живописи. Головка девушки. Портрет З.С.Хамитовой. 1908

  Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет А.А.Добринской. 1911

  Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет Е.А.Суриковой. Не позднее 1888

  Василий Суриков. Галерея живописи. Степан Разин, 1906

  Василий Суриков. Галерея живописи. Голова женщины в черном платке. 1886

  Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет О.М.Величкиной, урожденной баронессы Клодт фон Юргенсбург. 1914

  Василий Суриков. Галерея живописи. Девушка в красной кофте. 1892

  Василий Суриков. Галерея живописи. Крыши зимой. 1880-е

  Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет юноши Леонида Чернышова. 1889-1890

  Василий Суриков. Галерея живописи. Третий Вселенский Эфесский Собор. Эскиз росписи в верхней части южной стены на хорах храма Христа. 1876

  Василий Суриков. Галерея живописи. Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде. 1872

  Василий Суриков. Галерея живописи. Первый Вселенский Никейский Собор. Эскиз росписи в верхней части стены на хорах храма Христа Спаси 1876

  Василий Суриков. Галерея живописи. Четвертый Вселенский Халкидонский Собор. 1876

  Василий Суриков. Галерея живописи. Неаполь. Второй Вселенский Константинопольский Собор. 1876

  Василий Суриков. Галерея живописи. Изгнание Христом торгующих из храма. 1873

  Василий Суриков. Галерея живописи. Нерукотворный образ.1872

  Василий Суриков. Галерея живописи. Минусинская степь. 1873

  Василий Суриков. Галерея живописи. Вид на Красноярск с сопки. 1890-е

   Василий Суриков. Галерея живописи. Крым. Ай-Петри, 1908

  Василий Суриков. Галерея живописи. Перс, 1902

  Василий Суриков. Галерея живописи. Портрет есаула в летней форме

  Василий Суриков. Галерея живописи. Сибирская красавица. Портрет Е.А.Рачковской.

1891

  Василий Суриков. Галерея живописи. Исцеление слепорожденного Иисусом Христом. 1888

  Василий Суриков. Галерея живописи. Переход Суворова через Альпы в 1799 году. 1899

  Василий Суриков. Галерея живописи. Покорение Сибири Ермаком. 1895

  Василий Суриков. Галерея живописи. Меншиков в Березове. 1883

  Василий Суриков. Галерея живописи. Утро стрелецкой казни. 1881

  Василий Суриков. Галерея живописи. Боярыня Морозова. 1887

«Автопортрет» 1913

«Суворовский солдат» 1898

«Суворовский солдат» 1898

http://kolybanov.livejournal.com/3091003.html (Опросы по ВТО в ЖЖ) http://kolybanov.livejournal.com/3287319.html (Опрос об отношении к фракции партии ЕДИНАЯ РОССИЯ в ГосДуме)

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/3396272.html

Описание картины Боярская дочь – Василий Суриков

Эскизная работа великого мастера по своей сути является законченным произведением. Зрителю представлен портрет молодой девушки из знатной семьи. Богатая шапка, вышитая золотом шуба, цветной платок – свидетельствуют о боярском статусе, богатстве и влиятельности семьи героини. Глаза боярышни наполнены страхом, болью и сочувствием.

Румянец на щеках выдает волнение героини.

Рассматривая работу автора, отдельно и вне всякой связи с широко известным полотном, можно отметить блестящую манеру письма. Умение передать фактуру тканей, меха. Сам наряд выглядит достоверно, автор без сомнения основательно изучил эпоху, ее особенности.

В самом образе героини угадывается строгое семейное воспитание, скромность и даже некоторая “забитость”. Облик девушки полностью лишен боярской спеси и гордости. В глазах ее можно прочитать безысходность, покорность судьбе.

Боярышня по своей природе тиха, неспособна на протест, робка.

Руки, сложенные крестом на груди, рассказывают о героине ничуть не меньше, чем глаза. Судя по всему, девушка хорошо знакома с домашними делами: вышивка, плетение кружева, прядение. Зритель невольно проникается сочувствием и нежностью к героине.

(No Ratings Yet) Loading…

Еще картины:

  1. Утро стрелецкой казни – Василий Суриков “Утро стрелецкой казни” – одно из наиболее известных творений русского художника Василия Сурикова. Картина посвящена реальному историческому событию, произошедшему в……
  2. Переход Суворова через Альпы – Василий Суриков Яркое полотно в духе демократического реализма. В основе сюжета – историческое событие – антифранцузская кампания русских войск в Швейцарских Альпах…….
  3. Портрет княгини С. А. Кропоткиной c гитарой – Василий Суриков Суриков был великолепным портретистом. Значение портрета, как жанра и как способа постичь человека художник отлично понимал. Именно поэтому его этюды……
  4. Княжий суд – Василий Суриков Это первая малоизвестная картина Сурикова, сюжет которой взят из русской истории. Конечно, первые шаги художника еще нетверды. Здесь изображена историко-бытовая……
  5. Покорение Сибири Ермаком – Василий Суриков На картине изображена многолюдная эпическая сцена экспансии России в Сибири. Ермак – казачий атаман, успешно начавший по приказу Ивана Грозного……
  6. Исцеление слепого Христом – Василий Суриков Встреча слепорожденного со Христом все больше увлекала Сурикова. Он вдруг понял, почему Спаситель исцелял людей в субботу. Совсем не для……
  7. Портрет доктора А. Е. Езерского – Василий Суриков Суриков был выдающимся портретистом. Написал он портретов великое множество, если не забывать, что многие этюды к его знаменитым картинам представляют……
  8. Первый Вселенский Никейский собор – Василий Суриков Четыре огромные композиции, созданные Суриковым для московского храма Христа Спасителя, стали, вообще говоря, результатом недоразумения. Оканчивая Академию художеств, молодой художник……
  9. Осенний букет (Дочь Вера) – Илья Репин Это портрет дочери художника В. И. Репиной. Живя в 1890-х годах в имении “Здравнево” в Белоруссии, Репин особенно увлекался пленэрной……
  10. С дипломом – Василий Максимов Что требовалось от девушки в XIX веке? Быть смиренной, иметь хорошие манеры и минимум знаний, полученных от нанятых для домашнего……
  11. Утопленница – Василий Перов В 1867 году Перов Василий Григорьевич написал картину “Утопленница”. В данном произведении он хотел показать равнодушие и безразличие людей к……
  12. Плач Ярославны – Василий Перов Одна из последних работ великого художника несет на себе печать угасающего таланта. Картина создавалась, когда мастер был болен. Однако, несмотря……
  13. Дочь ночи (Девушка с букетом лилий) – Джон Уайт Александер Символизм стал, по сути, одним из первых художественных направлений в модернистском искусстве второй половины XIX века. Впрочем, символисты куда больше……
  14. Дочь дровосека – Джон Эверетт Миллес Написанная на третьем году пребывания художника в рядах прерафаэлитов, “Дочь дровосека” стала вторым пейзажем Миллеса после картины “Ариэль завлекает Фердинанда”,……
  15. Иеффай и его дочь – Себастьяно Риччи Картина итальянского художника Себастьяно Риччи “Иеффай и его дочь”. Размер картины 182 x 130 см, холст, масло. Эта картина Себастьяно……
  16. Неравный брак – Василий Пукирев После появления произведения живописи “Неравный брак” на академвыставке о художнике Пукиреве заговорила вся Россия. Эта успешная работа привлекла внимание общественности……
  17. Хильда, дочь супругов Уэртеймер – Сарджент Джон Сингер Сарджент Джон Сингер относится к тем немногочисленным американским живописцам, которые прошли хорошую европейскую школу. Он учился во Флорентийской Академии художеств,……
  18. Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой – Василий Верещагин Эта картина была написана в 1878 году, отнести ее можно к Балканскому циклу написанных картин. В ней художник нам показывает……
  19. У крепостной стены. Пусть войдут – Василий Верещагин В некоторых источниках сообщается, что Верещагина пригласили в Туркестан, в тот момент, когда шли военные действия, для создания военной хроники……
  20. Женщина в окне (Казначейша) – Василий Тропинин Сюжет картины незатейливо прост. Художник фиксирует краткий момент человеческой жизни с подкупающей естественностью. Картина звучит как дифирамб женской красоте в……

Описание картины Боярская дочь – Василий Суриков.

Источник: https://art.goldsoch.info/boyarskaya-doch-vasilij-surikov/

Наталья, боярская дочь

Очень кратко: Боярская дочь тайно венчается с сыном опального боярина и отправляется с ним на войну. Совершив подвиг, молодожёны возвращаются в столицу, где получают прощение и заслуженные почести.

Рассказчик тоскует о временах, когда «русские были русскими», а московские красавицы носили сарафаны, а не щеголяли в галло-саксонских нарядах. Чтобы воскресить эти славные времена, рассказчик решил пересказать повесть, слышанную им от бабушки его деда.

Читайте также:  Картина "летящий демон", михаил врубель, 1899

Давным-давно в Москве белокаменной жил богатый боярин Матвей Андреев, правая рука и совесть царя, хлебосол и очень щедрый человек. Боярину уже минуло шестьдесят лет, жена его давно умерла, и единственной отрадой Матвея была дочь Наталья. Никто не мог сравниться с Натальей ни красотой, ни кротким нравом.

Не зная грамоты, она росла, как цветок, «имела прелестную душу, была нежна, как горлица, невинна, как агнец, мила, как май месяц». Сходив к обедне, девушка целый день рукодельничала, а по вечерам встречалась с подружками на девичниках. Мать Наталье заменяла старая нянька, верная служанка покойной боярыни.

Продолжение после рекламы:

Такую жизнь Наталья вела, пока не наступила «семнадцатая весна жизни её». Однажды девушка заметила, что все твари земные имеют пару, и в сердце её проснулась потребность любить.

Стала Наталья грустна и задумчива, ибо не могла понять смутные желания своего сердца. Как-то раз зимой, придя к обедне, девушка заметила в храме прекрасного молодого человека в голубом кафтане с золотыми пуговицами, и сразу поняла — это он.

Следующие три дня юноша в церкви не появлялся, а на четвёртый день Наталья увидела его вновь.

Несколько дней подряд он провожал девушку до калитки её терема, не смея заговорить, а потом явился к ней домой. Няня позволила влюблённым встретиться. Юноша, звали которого Алексей, признался Наталье в любви и уговорил её обвенчаться с ним тайно. Алексей боялся, что боярин не примет его в зятья, и обещал Наталье, что они бросятся в ноги Матвею после венчания.

Брифли существует благодаря рекламе:

Нянька была подкуплена, и в тот же вечер Алексей привёз Наталью в ветхую церквушку, где их обвенчал старый священник. Затем, захватив с собой старушку-няню, молодожёны поехали в чащу дремучего леса. Там стояла изба, в которой они и поселились. Няня, дрожа от страха, решила, что отдала свою голубку разбойнику.

Тогда Алексей признался, что он — сын опального боярина Любославского. Лет тридцать назад несколько знатных бояр «восстали против законной власти юного государя». Отец Алексея в бунте не участвовал, но был арестован по ложному навету.

«Верный друг отворил ему дверь темницы», боярин бежал, много лет прожил среди чужих племён и умер на руках у единственного сына. Всё это время боярин получал письма от друга. Похоронив отца, Алексей вернулся в Москву, чтобы восстановить честь семьи. Друг устроил ему убежище в дебрях леса и умер, не дождавшись юношу.

Поселившись в лесном доме, Алексей стал часто бывать в Москве, где увидел Наталью и влюбился. Он свёл знакомство с няней, рассказал ей о своей страсти, и та допустила его к девушке.

Тем временем боярин Матвей обнаружил пропажу. Он показал прощальное письмо, написанное Алексеем, царю, и государь велел разыскать дочь своего верного слуги. Поиски продолжались до лета, но успехом не увенчались. Всё это время Наталья жила в глуши с любимым мужем и няней.

Несмотря на безоблачное счастье, дочь не забывала об отце. Верный человек привозил им вести о боярине. Однажды он привёз другую весть — о войне с литовцами.

Алексей решил пойти воевать, чтобы подвигом восстановить честь своего рода.

Он решил отвезти Наталью к отцу, но та отказалась расставаться с мужем и отправилась с ним на войну, переодевшись в мужское платье и представившись младшим братом Алексея.

Через некоторое время гонец привёз царю весть о победе. Военачальники подробно описали государю битву и рассказали о храбрых братьях, которые первые бросились на врага и увлекли за собой остальных. Ласково встретив героя, царь узнал, что это — сын боярина Любославского.

Государь уже знал о несправедливом доносе от умершего недавно мятежника. Боярин Матвей же с радостью узнал в младшем брате героя Наталью. И царь, и старый боярин простили молодым супругам самоуправство. Они переехали в город и ещё раз обвенчались.

Алексей стал приближённым царя, а Боярин Матвей прожил до глубокой старости и умер в окружении любимых внуков.

Через века рассказчик нашёл могильную плиту с именами супругов Любославских, распложённую на месте ветхой церквушки, где влюблённые венчались в первый раз.

Источник: https://briefly.ru/karamzin/natalia_boiarskaia_doch/

Боярская дочь

«Боярская дочь («Вольная волюшка»)», Россия, А.Ханжонковъ, 1911, ч/б. Драма.

По пьесе Ипполита Шпажинского «Вольная волюшка». Боярин Шалыгин, вдовец, живет в своей родовитой вотчине и без памяти любит свою дочь Антонину. За добрый характер и заступничество перед боярином ее любили и девушки. Только старая нянька невзлюбила красавицу.

Узнав, что та влюблена в удалого атамана, старуха донесла обо всем боярину. Теплой летней ночью сидят молодые в саду и не подозревают, что нянька ведет боярина с челядью. Атаман просит у боярина благословения на брак с любимой, но тот и слышать не хочет и заставляет своих людей схватить атамана разбойников.

Но тот ловко убегает и, вернувшись в стан, рассказывает о случившемся. Сообщники подговаривают его разделаться с боярином. И вот в разгар веселья, когда красавице сватают старика-боярина, налетает на усадьбу лихой атаман и, разгромив все имение, похищает любимую и уводит связанного старика.

В лагере повторяется та же просьба о согласии на брак, но отец проклинает дочь и бежит из стана разбойников к стрельцам, и уговаривает помочь ему. Тихой ночью нападают они на стан разбойников.

Обезумевший старик бросается на обидчика-атамана с занесенным ножом, но тут появляется Антонина и, желая защитить любимого, становится жертвой обезумевшего отца. Фильм сохранился без надписей.

В ролях: Василий Степанов, Александра Гончарова, Петр Бирюков.

Режиссер: Петр Чардынин. Автор сценария: Петр Чардынин. Оператор: Луи Форестье. Художник-постановщик: В. Фестер.

КЖ, 1911, N8, 9 Из последнего выпуска на 10 апреля отметим -«Боярская дочь». Картина сильно разыграна и смотрится с большим интересом.%% %ВК, 1911, N9, 28 Крутой и своенравный был боярин Шалыгин, как многие из бояр тех времен. Вдовцом живший в своей родовитой вотчине, он больше всех любил свою красавицу-дочь Антонину.

Любили ее и девушки за ее добрый отзывчивый характер и ее заступничество перед боярином. Только старая нянька невзлюбила красавицу Антонину. Узнав, что та влюблена в удалого атамана, донесла обо всем боярину. Теплой летней ночью сидят молодые в саду и не подозревают, что предательница-нянька ведет боярина с челядью.

Атаман просит благословения на брак с любимой девушкой у боярина, но тот и слышать не хочет, а, зло посмеявшись над ним, заставляет своих людей схватить атамана разбойников. Но, взмахнув ножом перед ошеломленными молодцами, тот убегает, и, вернувшись в стан, рассказывает о своих переживаниях и чувствах.

Озлобленные сообщники подговаривают его «по-своему» разделаться с боярином. И вот в разгар веселья, когда красавице сватают старика-боярина, вихрем налетает на усадьбу лихой атаман и, разгромив дотла все, похищает красавицу и уводит связанного старика-боярина. В лагере повторяется та же просьба о согласии на брак, но отец в исступлении проклинает дочь.

Он, как безумный, бежит из становища разбойников и долго бродит вокруг своего разгромленного гнезда. Вот он на развалинах горько задумался о прошлом. Ему кажется, что атаман обнимает и целует его дочь.

Вихрем проносятся в голове мысли одна тяжелее другой, и он, как безумный, выхватив из голенища нож, бежит к стрельцам и, объяснив им поступок атамана шайки и его последствия, уговаривает помочь ему. Тихой ночью нападают они на стан разбойников. Обезумевший, полный жаждой мести старик бросается на обидчика-атамана с занесенным ножом.

Еще минута, -и тут мгновенно появляется красавица Антонина и становится между отцом и атаманом. Желая защитить любимого, она становится невинной жертвой обезумевшего отца. Глубокая рельефность драмы этой сильно захватывает зрителя и заставляет его отнестись к ней с должным вниманием.%%

Источник: https://www.km.ru/kino/encyclopedia/boyarskaya-doch

Наталья, боярская дочь Текст

Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное свое платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу, то есть говорили, как думали? По крайней мере, я люблю сии времена; люблю на быстрых крыльях воображения летать в их отдаленную мрачность, под сению давно истлевших вязов искать брадатых моих предков, беседовать с ними о приключениях древности, о характере славного народа русского и с нежностью целовать ручки у моих прабабушек, которые не могут насмотреться на своего почтительного правнука, не могут наговориться со мною, надивиться моему разуму, потому что я, рассуждая с ними о старых и новых модах, всегда отдаю преимущество их подкапкам и шубейкам перед нынешними bonnets a la…[1] и всеми галло-албионскими нарядами, блистающими на московских красавицах в конце осьмого-надесять века. Таким образом (конечно, понятным для всех читателей), старая Русь известна мне более, нежели многим из моих сограждан, и если угрюмая Парка еще несколько лет не перережет жизненной моей нити, то наконец не найду я и места в голове своей для всех анекдотов и повестей, рассказываемых мне жителями прошедших столетий. Чтобы облегчить немного груз моей памяти, намерен я сообщить любезным читателям одну быль или историю, слышанную мною в области теней, в царстве воображения, от бабушки моего дедушки, которая в свое время почиталась весьма красноречивою и почти всякий вечер сказывала сказки царице NN. Только страшусь обезобразить повесть ее; боюсь, чтобы старушка не примчалась на облаке с того света и не наказала меня клюкою своею за худое риторство… Ах нет! Прости безрассудность мою, великодушная тень, – ты неудобна, к такому делу! В самой земной жизни своей была ты смирна и незлобна, как юная овечка; рука твоя не умертвила здесь ни комара, ни мушки, и бабочка всегда покойно отдыхала на носу твоем: итак, возможно ли, чтобы теперь, когда ты плаваешь в море неописанного блаженства и дышишь чистейшим эфиром неба, – возможно ли, чтобы рука твоя поднялась на твоего покорного праправнука? Нет! Ты дозволишь ему беспрепятственно упражняться в похвальном ремесле марать бумагу, взводить небылицы на живых и мертвых, испытывать терпение своих читателей и, наконец, подобно вечно зевающему богу Морфею, низвергать их на мягкие диваны и погружать в глубокий сон… Ах! В самую сию минуту вижу необыкновенный свет в темном моем коридоре, вижу огненные круги, которые вертятся с блеском и с треском и, наконец, – о чудо! – являют мне твой образ, образ неописанной красоты, неописанного величества! Очи твои сияют, как солнцы; уста твои алеют, как заря утренняя, как вершины снежных гор при восходе дневного светила, – ты улыбаешься, как юное творение в первый день бытия своего улыбалось, и в восторге слышу я сладко-гремящие слова твои: «Продолжай, любезный мой праправнук!» Так, я буду продолжать, буду; и, вооружась пером, мужественно начертаю историю Натальи, боярской дочери. Но прежде должно мне отдохнуть; восторг, в который привело меня явление прапрабабушки, утомил душевные мои силы. На несколько минут кладу перо – и сии написанные строки да будут вступлением, или предисловием.

Читайте также:  Розы в творчестве ренуара

В престольном граде славного Русского царства, в Москве белокаменной, жил боярин Матвей Андреев, человек богатый, умный, верный слуга царский и, по обычаю русских, великий хлебосол.

Он владел многими поместьями и был не обидчиком, а покровителем и заступником своих бедных соседей, чему в наши просвещенные времена, может быть, не всякий поверит, но что в старину совсем не почиталось редкостию. Царь называл его правым глазом своим, и правый глаз никогда царя не обманывал.

Когда ему надлежало разбирать важную тяжбу, он призывал к себе в помощь боярина Матвея, и боярин Матвей, кладя чистую руку на чистое сердце, говорил: «Сей прав (не по такому-то указу, состоявшемуся в таком-то году, но) по моей совести; сей виноват по моей совести» – и совесть его была всегда согласна с правдою и с совестью царскою.

Дело решалось без замедления: правый подымал на небо слезящее око благодарности, указывая рукою на доброго государя и доброго боярина, а виноватый бежал в густые леса сокрыть стыд свой от человеков.

Еще не можем мы умолчать об одном похвальном обыкновении боярина Матвея, обыкновении, которое достойно подражания во всяком веке и во всяком царстве, а именно, в каждый дванадесятый праздник поставлялись длинные столы в его горницах, чистыми скатертьми накрытые, и боярин, сидя на лавке подле высоких ворот своих, звал к себе обедать всех мимоходящих бедных[2] людей, сколько их могло поместиться в жилище боярском; потом, собрав полное число, возвращался в дом и, указав место каждому гостю, садился сам между ними. Тут в одну минуту являлись на столах чаши и блюда, и ароматический пар горячего кушанья, как белое тонкое облако, вился над головами обедающих. Между тем хозяин ласково беседовал с гостями, узнавал их нужды, подавал им хорошие советы, предлагал свои услуги и наконец веселился с ними, как с друзьями. Так в древние патриархальные времена, когда век человеческий был не столь краток, почтенными сединами украшенный старец насыщался земными благами со многочисленным своим семейством – смотрел вокруг себя и, видя на всяком лице, во всяком взоре живое изображение любви и радости, восхищался в душе своей. После обеда все неимущие братья, наполнив вином свои чарки, восклицали в один голос: «Добрый, добрый боярин и отец наш! Мы пьем за твое здоровье! Сколько капель в наших чарках, столько лет живи благополучно!» Они пили, и благодарные слезы их капали на белую скатерть.

Таков был боярин Матвей, верный слуга царский, верный друг человечества.

Уже минуло ему шестьдесят лет, уже кровь медленнее обращалась в жилах его, уже тихое трепетание сердца возвещало наступление жизненного вечера и приближение ночи – но доброму ли бояться сего густого непроницаемого мрака, в котором теряются дни человеческие? Ему ли страшиться его тенистого пути, когда с ним доброе сердце его, когда с ним добрые дела его? Он идет вперед бестрепетно, наслаждается последними лучами заходящего светила, обращает покойный взор на прошедшее и с радостным – хотя темным, но не менее того радостным предчувствием заносит ногу в оную неизвестность. Любовь народная, милость царская были наградою добродетелей старого боярина; но венцом его счастия и радостей была любезная Наталья, единственная дочь его. Уже давно оплакал он мать ее, которая заснула вечным сном в его объятиях, но кипарисы супружеской любви покрылись цветами любви родительской – в юной Наталье увидел он новый образ умершей, и вместо горьких слез печали воссияли в глазах его сладкие слезы нежности. Много цветов в поле, в рощах и на лугах зеленых, но нет подобного розе; роза всех прекраснее; много было красавиц в Москве белокаменной, ибо царство Русское искони почиталось жилищем красоты и приятностей, но никакая красавица не могла сравняться с Натальею – Наталья была всех прелестнее. Пусть читатель вообразит себе белизну итальянского мрамора и кавказского снега: он все еще не вообразит белизны лица ее – и, представя себе цвет зефировой любовницы, все еще не будет иметь совершенного понятия об алости щек Натальиных. Я боюсь продолжать сравнение, чтобы не наскучить читателю повторением известного, ибо в наше роскошное время весьма истощился магазин пиитических уподоблений красоты и не один писатель с досады кусает перо свое, ища и не находя новых. Довольно знать и того, что самые богомольные старики, видя боярскую дочь у обедни, забывали класть земные поклоны, и самые пристрастные матери отдавали ей преимущество перед своими дочерями. Сократ говорил, что красота телесная бывает всегда изображением душевной. Нам должно поверить Сократу, ибо он был, во-первых, искусным ваятелем (следственно, знал принадлежности красоты телесной), а во-вторых, мудрецом или любителем мудрости (следственно, знал хорошо красоту душевную). По крайней мере наша прелестная Наталья имела прелестную душу, была нежна, как горлица, невинна, как агнец, мила, как май месяц: одним словом, имела все свойства благовоспитанной девушки, хотя русские не читали тогда ни Локка «О воспитании», ни Руссова «Эмиля» – во-первых, для того, что сих авторов еще и на свете не было, а во-вторых, и потому, что худо знали грамоте, – не читали и воспитывали детей своих, как натура воспитывает травки и цветочки, то есть поили и кормили их, оставляя все прочее на произвол судьбы, но сия судьба была к ним милостива и за доверенность, которую имели они к ее всемогуществу, награждала их почти всегда добрыми детьми, утешением и подпорою их старых дней.

Один великий психолог, которого имени я, право, не упомню, сказал, что описание дневных упражнений человека есть вернейшее изображение его сердца. По крайней мере я так думаю и с дозволения моих любезных читателей опишу, как Наталья, боярская дочь, проводила время свое от восхода до заката красного солнца.

Лишь только первые лучи сего великолепного светила показывались из-за утреннего облака, изливая на тихую землю жидкое, неосязаемое золото, красавица наша пробуждалась, открывала черные глаза свои и, перекрестившись белою атласною, до нежного локтя обнаженною рукою, вставала, надевала на себя тонкое шелковое платье, камчатную телогрею и с распущенными темно-русыми волосами подходила к круглому окну высокого своего терема, чтобы взглянуть на прекрасную картину оживляемой натуры, – взглянуть на златоглавую Москву, с которой лучезарный день снимал туманный покров ночи и которая, подобно какой-нибудь огромной птице, пробужденной гласом утра, в веянии ветерка стряхивала с себя блестящую росу, – взглянуть на московские окрестности, на мрачную, густую, необозримую Марьину рощу, которая, как сизый, кудрявый дым, терялась от глаз в неизмеримом отдалении и где жили тогда все дикие звери севера, где страшный рев их заглушал мелодии птиц поющих. С другой стороны являлись Натальину взору сверкающие изгибы Москвы-реки, цветущие поля и дымящиеся деревни, откуда с веселыми песнями выезжали трудолюбивые поселяне на работы свои, – поселяне, которые и по сие время ни в чем не переменились, так же одеваются, так живут и работают, как прежде жили и работали, и среди всех изменений и личин представляют нам еще истинную русскую физиогномию. Наталья смотрела, опершись на окно, и чувствовала в сердце своем тихую радость; не умела красноречиво хвалить натуры, но умела ею наслаждаться; молчала и думала: «Как хороша Москва белокаменная! Как хороши ее окружности!» Но того не думала Наталья, что сама она в утреннем своем наряде была всего прекраснее. Юная кровь, разгоряченная ночными сновидениями, красила нежные щеки ее алейшим румянцем, солнечные лучи играли на белом ее лице и, проницая сквозь черные, пушистые ресницы, сияли в глазах ее светлее, нежели на золоте. Волосы, как темно-кофейный бархат, лежали на плечах и на белой полуоткрытой груди, но скоро прелестная скромность, стыдясь самого солнца, самого ветерка, самых немых стен, закрывала ее полотном тонким. Потом будила она свою няню, верную служанку ее покойной матери. «Вставай, мама! – говорила Наталья. – Скоро заблаговестят к обедне». Мама вставала, одевалась, называла свою барышню раннею птичкою, умывала ее ключевою водой, чесала ее длинные волосы белым костяным гребнем, заплетала их в косу и украшала голову нашей прелестницы жемчужною повязкою. Таким образом снарядившись, дожидались они благовеста и, заперев замком светлицу (чтобы в отсутствие их не закрался в нее какой-нибудь недобрый человек), отправлялись к обедне. «Всякий день?» – спросит читатель. Конечно, – таков был в старину обычай – и разве зимою одна жестокая вьюга, а летом проливной дождь с грозою могли тогда удержать красную девицу от исполнения сей набожной должности. Становясь всегда в уголке трапезы, Наталья молилась Богу с усердием и между тем исподлобья посматривала направо и налево. В старину не было ни клобов, ни маскарадов, куда ныне ездят себя казать и других смотреть; итак, где же, как не в церкви, могла тогда любопытная девушка поглядеть на людей? После обедни Наталья раздавала всегда несколько копеек бедным людям и приходила к своему родителю, с нежною любовию поцеловать его руку. Старец плакал от радости, видя, что дочь его день ото дня становилась лучше и милее, и не знал, как благодарить Бога за такой неоцененный дар, за такое сокровище. Наталья садилась подле него или шить в пяльцах, или плести кружево, или сучить шелк, или низать ожерелье. Нежный родитель хотел смотреть на работу ее, но вместо того смотрел на нее самое и наслаждался безмолвным умилением. Читатель! Знаешь ли ты по собственному опыту родительские чувства? Если нет, то вспомни по крайней мере, как любовались глаза твои пестрою гвоздичкою или беленьким ясмином, тобою посаженным, с каким удовольствием рассматривал ты их краски и тени и сколь радовался мыслию: «Это – мой цветок; я посадил его и вырастил!», вспомни и знай, что отцу еще веселее смотреть на милую дочь и веселее думать: «Она – моя!» После русского сытного обеда боярин Матвей ложился отдыхать, а дочь свою с ее мамою отпускал гулять или в сад, или на большой зеленый луг, где ныне возвышаются Красные ворота с трубящею Славою. Наталья рвала цветы, любовалась летающими бабочками, питалась благоуханием трав, возвращалась домой весела и покойна и принималась снова за рукоделье. Наступал вечер – новое гулянье, новое удовольствие; иногда же юные подруги приходили делить с нею часы прохлады и разговаривать о всякой всячине. Сам добрый боярин Матвей бывал их собеседником, если государственные или нужные домашние дела не занимали его времени. Седая борода его не пугала молодых красавиц; он умел забавлять их приятным образом и рассказывал им приключения благочестивого князя Владимира и могучих богатырей российских. Зимою, когда нельзя было гулять ни в саду, ни в поле, Наталья каталась в санях по городу и ездила по вечеринкам, на которые собирались одни девушки, тешиться и веселиться и невинным образом сокращать время. Там мамы и няни выдумывали для своих барышень разные забавы, играли в жмурки, прятались, хоронили золото, пели песни, резвились, не нарушая благопристойности, и смеялись без насмешек, так что скромная и целомудренная дриада могла бы всегда присутствовать на сих вечеринках. Глубокая полночь разлучала девушек, и прелестная Наталья в объятиях мрака наслаждалась покойным сном, которым всегда юная невинность наслаждается.

Источник: https://www.litres.ru/nikolay-karamzin/natalya-boyarskaya-doch/chitat-onlayn/

Ссылка на основную публикацию