Содержание:
Норвежский художник Эдвард Мунк известен своим уникальным видением и отображением человеческих эмоций на холсте. Мунк экспериментировал со множеством разных тем, палитр и стилей рисования.
Его картина «Крик» изображает отчаянный вопль охваченного ужасом человека, усиливаемый кровавым закатным пейзажем – именно эта работа стала одной из самых узнаваемых не только в творчестве Мунка, но и вообще в мире.
Однако в творчестве этого художника есть еще множество не менее символичных и достойных внимания произведений.
«Больная девочка» (1886)
Эта картина стала одной из самых значащих для Мунка, однако на выставке в 1886 году художественные критики разнесли ее в пух и прах. Они обвиняли художника в том, что он насмехается над зрителями, представив на их суд совершенно незаконченную работу. Нужно было ждать половину столетия, чтобы картине наконец-то воздали должное.
На холсте изображена женщина пожилого возраста; она склонилась над постелью, в которой лежит девочка. Женщина держит ее за руку, опустив голову. Девочка смотрит на нее смиренным взглядом, словно предчувствуя свою неизбежную кончину.
Спиной она опирается на белую подушку, которая окружает ее ореолом света. Кожа девочки болезненная, бледная, что хорошо заметно на контрасте с ее ярко-рыжими волосами.
Но даже несмотря на это цветовое пятно, общее впечатление от картины Мунка мрачное.
Художник Эдвард Мунк писал «Больную девочку» с одиннадцатилетней Бетси Нильсен, но основой картины стало трагическое воспоминание из детства художника: смерть его пятнадцатилетней сестры Софи, страдавшей от туберкулеза. Это событие сильно потрясло юного Мунка, который был лишь на год младше сестры. Впоследствии он напишет еще несколько картин с этой девочкой.
«Меланхолия» (1892)
Эта работа является одной из ключевых картин цикла «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти».
Здесь Эдвард Мунк изобразил полосу побережья, которая рисует на картине черную диагональ и ведет нас к причалу на заднем плане. На нем стоят три фигуры: двое мужчин в черных одеждах, один из которых держит весла, и женский силуэт в белом платье. У причала их ждет лодка, готовая к тому, чтобы отчалить в любой момент.
На переднем плане изображен еще один мужчина, он повернут к причалу спиной. Его темная голова и опущенные плечи контрастируют с бледным каменистым пляжем, напоминая своими очертаниями лежащие вокруг валуны.
Он подпирает голову ладонью, его брови задумчиво сдвинуты.
Прототипом для этого персонажа послужил друг Мунка, писатель и критик Яппе Нильсен, у которого была несчастливая любовная связь с женой художника Кристиана Крога.
Пейзаж отражает спокойное, задумчивое настроение этой картины Мунка. Среди цветов, использованных при написании «Меланхолии», преобладают оттенки синего, смягченные вечерним светом пейзажа. Мы наблюдаем здесь символистскую тенденцию к упрощению и стилизации форм и цвета.
«Расставание» (1896)
Говорят, будто Эдвард Мунк написал эту работу, основываясь на собственном опыте неудачной любовной привязанности. Он как бы делит содержание картины надвое: на прошлое и настоящее, на внешний и внутренний мир, на природу и человеческое сознание.
На переднем плане мы видим мужчину с бледным лицом и мрачной мимикой, а в правой части картины – девушку в светлом платье.
Ее лицо не обладает никакими конкретными чертами – оно безлико, словно главный герой не хочет ее вспоминать, а наоборот, желает стереть из своей памяти как можно скорее.
Чтобы пережить болезненное расставание, мужчина в своем сознании пытается превратить возлюбленную в некую часть пейзажа, растворяя в нем прошлые воспоминания.
Правой рукой мужчина держится за грудь: красный цвет, которым выполнены контуры, символизирует кровоточащее, разбитое сердце. А прямо перед ним находится такое же кроваво-красное нечто, похожее на двуглавое существо или растение, олицетворяющее собой двух расстающихся возлюбленных – изображенная субстанция еще выглядит цельной, но неумолимо разрывается на части.
В данной работе Эдвард Мунк применяет три стиля живописи. В стиле модерн, или ар-нуво, изображен потерянный объект любви, для передачи образа главного героя и его страданий используется символизм, а сюрреализм – для изображения самой любовной пары, находящейся в процессе разрыва отношений и боли от расставания.
«Танец жизни» (1900)
На картине изображен летний вечер у моря в Осгордстранде, городке возле Осло. Все побережье заполнено танцующими парами, но особенно выделяются среди них три женщины.
Слева Эдвард Мунк изобразил девушку в белом платье с желтыми узорами, желтым поясом на тонкой талии и такими же золотистыми, пушистыми волосами, собранными в простую девичью прическу. Девушка тянется левой рукой к высокому цветущему растению.
В центре мы видим женщину с распущенными волосами, в длинном красном платье, ниспадающем на траву. Она не одна – танцует с мужчиной. Пара обнимает друг друга, а по выражениям их лиц можно утверждать, что они готовы к поцелую.
Справа на холсте изображена женщина в строгом черном платье. Ее волосы подобраны вверх, руки скрещены внизу, она несколько завистливым взглядом смотрит на танцующую пару в центре. Черты ее лица говорят нам, что она уже немолода.
В этой работе Эдвард Мунк изображает три этапа жизни женщины – не зря ее ключевые фигуры выполнены в таких символических цветах, как белый, красный и черный.
Девушка в белом олицетворяет собой юность, чистоту и непорочность. Она еще не знает любви, но открыта к неизведанному. Женщина в красном – это молодость и зрелость, любовь, страсть и красота.
Женщина же в черном символизирует собой увядание, напрасные надежды и одиночество.
Существует и версия о том, что эта картина, как центральная в цикле «Фриз жизни», изображает жизнь (девушка в белом, тянущаяся к цветку), любовь (женщина в красном, танцующая с любимым) и смерть (мрачная и одинокая женщина в черном).
«Девушки на мосту» (1901)
В сюжете этой работы воплощается любимая тема автора, сочетание жажды жизни и страха смерти.
Мы видим на картине простой провинциальный пейзаж: невысокие дома, окруженные зеленью деревьев, сухую землю местных дорог, спокойную речную гладь, чистое голубое небо.
На мосту, повернувшись спиной к зрителям, стоят три девушки в длинных ярких платьях. Они смотрят на воду под собой, склонив головы, и нам тоже передается их грусть по поводу окончания ясного выходного дня.
Присмотревшись к отражению пейзажа в воде, понимаем, что он изображен не совсем достоверно. Большое дерево сочного зеленого цвета потеряло абсолютно все свои краски, а закатного солнца в отражении и вовсе не стало.
Все это символизирует умирающий городок и его скучную жизнь.
Одна из девушек даже одета в вызывающего цвета платье — красное, другая стоит в таком же красном платке – так они словно бросают вызов спокойствию и умиротворению провинции.
Наброски к этой работе Эдвард Мунк выполнил в одну из своих ежегодных летних поездок в Осгордстранд – там ему согласились немного попозировать местные девочки-школьницы, которых он встретил на мосту.
Та самая знаменитая картина «Крик» Мунка очень схожа по своей композиции с «Девушками…»: точно так же смещен фокус и сделан акцент на уходящей вдаль по диагонали дороге.
Здесь Эдвард Мунк отходит от абстрактной и сумрачной атмосферы, присущей циклу «Фриз жизни», в пользу более резкого стиля, ярких красок и обыденных сюжетов.
Если же по какой-то причине вы с «Криком» Эдварда Мунка не знакомы, рекомендуем срочно исправлять ситуацию и смотреть познавательное видео с описанием этой картины и историей ее создания:
Источник: http://megapoisk.com/edvard-munk-5-kartin-hudozhnika-krome-krika
Эдвард Мунк – биография и картины художника в жанре Символизм, Экспрессионизм – Art Challenge
Автопортрет с зажженной сигаретой
Автопортрет с зажженной сигаретой
1895
1895
Девушка на берегу
Девушка на берегу
1896
1896
Тревога
Тревога
1894
1894
Танец Жизни
Танец Жизни
1925
1925
Голос / Летняя ночь
Голос / Летняя ночь
1896
1896
Голгофа
Голгофа
1900
1900
Деревья на берегу
Деревья на берегу
1904
1904
Фридрих Ницше
Фридрих Ницше
1906
1906
Летняя Ночь (Ингер На Берегу)
Летняя Ночь (Ингер На Берегу)
1889
1889
Рождество в публичном доме
Рождество в публичном доме
1904
1904
Созревание
Созревание
1894
1894
Крик
Крик
1893
1893
Руки.Холст, масло
Руки.Холст, масло
1893
1893
The Wave,
The Wave,
1921
1921
Девушка, разжигающая печь
Девушка, разжигающая печь
1883
1883
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Рабочий и дитя
Рабочий и дитя
1908
1908
Сестра Ингер
Сестра Ингер
1892
1892
За журнальным столиком
За журнальным столиком
1883
1883
← →
Людвиг Карстен
← →
Людвиг Карстен
1905
1905
Мертвая мать
Мертвая мать
1899 — 1900
1899 — 1900
← →
Вид С Лодкой В Сен-Клу
← →
Вид С Лодкой В Сен-Клу
1890
1890
Смерть в комнате больного. Литография.
Смерть в комнате больного. Литография.
1896
1896
Автопортрет ( В смятении)
Автопортрет ( В смятении)
1919
1919
«Лунный свет».
«Лунный свет».
1895
1895
Три стадии женщины (Сфинкс)
Три стадии женщины (Сфинкс)
1894
1894
Мужчина и женщина
Мужчина и женщина
1898
1898
Автопортрет после «испанки»,
Автопортрет после «испанки»,
1919
1919
Художник и его модель
Художник и его модель
1919 — 1921
1919 — 1921
«Четыре сына доктора Линда»
«Четыре сына доктора Линда»
1903
1903
Автопортрет в аду
Автопортрет в аду
1903
1903
Портрет
Портрет
1912 — 13
1912 — 13
Лунный свет на берегу
Лунный свет на берегу
1892
1892
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Женщина на веранде,
Женщина на веранде,
1924
1924
«У смертного ложа»
«У смертного ложа»
1893
1893
Таверна в Сен-Клу
Таверна в Сен-Клу
1890
1890
Портрет доктора Даниеля Якобсона
Портрет доктора Даниеля Якобсона
1909
1909
Girls on the Bridge
Girls on the Bridge
1899
1899
Красное и белое
Красное и белое
1899-1900
1899-1900
Три девушки на причале
Три девушки на причале
1903
1903
Мадонна
Мадонна
1894
1894
Звёздная ночь
Звёздная ночь
1922-1924
1922-1924
Меланхолия
Меланхолия
1892
1892
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Сестра Ингер
Сестра Ингер
1884
1884
Автопортрет под женской маской
Автопортрет под женской маской
1891-1892
1891-1892
Обнажённая
Обнажённая
1896
1896
На мосту
На мосту
20 век
20 век
пейзаж
пейзаж
Неизвестно
Неизвестно
Четыре девочки в Осгордстранде
Четыре девочки в Осгордстранде
1903
1903
Вечер на улице Карла Юхана
Вечер на улице Карла Юхана
1892
1892
Снег в переулке
Снег в переулке
1906
1906
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Автопортрет с кистями
Автопортрет с кистями
1904
1904
Отчаяние
Отчаяние
1892
1892
Девушки на мосту
Девушки на мосту
1901
1901
← →
Смерть В Комнате Больного
← →
Смерть В Комнате Больного
1893
1893
Мужчина и женщина
Мужчина и женщина
1912-1915
1912-1915
Поцелуй
Поцелуй
1897
1897
Красный плющ
Красный плющ
1900
1900
Автопортрет с бутылкой вина
Автопортрет с бутылкой вина
1906
1906
Тайна летней ночи
Тайна летней ночи
1892
1892
Весенняя пахота
Весенняя пахота
1916
1916
Расставание
Расставание
1896
1896
Улица Лафайет
Улица Лафайет
1891
1891
На следующий день
На следующий день
1886
1886
Источник: http://artchallenge.ru/gallery/ru/63.html
Семён Талейсник: Р�стоки «С„СЂРёР·Р° Р¶РёР·РЅРё» Рдварда РњСѓРЅРєР°
Как и у каждого гения, считают, что грань между нормой и патологией весьма зыбкая и неустойчивая.
Как врач, СЏ СЃ этим положением согласен… Создавая картины РЅР° тему болезни, смерти Рё самоубийства, РњСѓРЅРє повторил трагическую СЃСѓРґСЊР±Сѓ РјРЅРѕРіРёС… СЃРІРѕРёС… героев.
Семён Талейсник
Всемирную известность норвежскому С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєСѓ Рдварду РњСѓРЅРєСѓ, принесла, написанная РёРј РІ 1893 РіРѕРґСѓ картина «Крик» («Отчаяние»). Рто был период его Р¶РёР·РЅРё, полный сомнений Рё разочарований, СЃ наплывом неодолимых горестных воспоминаний Рё переживаний после случившихся РІ детстве смертей близких. Да ещё усугубленный несостоявшейся, кстати, Рё нежеланной РёРј свадьбы, Рё обескураживающим розыгрышем его друзей РІ СЃРіРѕРІРѕСЂРµ СЃ невестой, сообщивших ему, СЏРєРѕР±С‹, Рѕ её смерти. После СЂСЏРґР° СЃСЃРѕСЂ Рё потасовок СЃ виновниками, РѕРЅ попал РІ психиатрическую клинику РЅР° полгода.
Картина «Крик», впоследствии проданная Р·Р° наибольшую цену (аукцион Sotheby’s — 120 млн долларов, 2 мая 1912 РіРѕРґР°), потраченных покупателями РЅР° всех аукционах, Рё РїРѕ сей день, вызывает разноречивые суждения Рё отголоски. РќРѕ это история более РїРѕР·РґРЅСЏСЏ, чем тема СЂРёСЃСѓРЅРєРѕРІ РњСѓРЅРєР°, которая меня заинтересовала.
Р РёСЃ 1. «КРР�РљВ» 1893, Рвард РњСѓРЅРє. Национальная галерея, Осло
Рто полотно, РїРѕ словам С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєР°, РІС…РѕРґРёС‚ РІ цикл произведений РїРѕРґ общим названием «Фриз Р¶РёР·РЅРёВ», Рѕ котором РњСѓРЅРє РіРѕРІРѕСЂРёР», что это «поэма Рѕ Р¶РёР·РЅРё, любви Рё смерти»… Р’РѕС‚, что РѕРЅ сказал Рѕ непосредственном РїРѕРІРѕРґРµ Рє созданию картины:
«Я прогуливался с двумя друзьями вдоль улицы — солнце зашло, небо окрасилось в кроваво-красный цвет — и меня охватило чувство меланхолии.
Я остановился, обессиленный до смерти, и оперся на парапет; над городом и над черно-голубым фьордом, как кровь и языки огня, висят тучи: мои друзья продолжали свою дорогу, а я стоял пригвожденный к месту, дрожа от страха. Я услышал ужасающий, нескончаемый крик природы».
Как и у каждого гения, считают, что грань между нормой и патологией весьма зыбкая и неустойчивая.
Как врач, СЏ СЃ этим положением согласен… Создавая картины РЅР° тему болезни, смерти Рё самоубийства, РњСѓРЅРє повторил трагическую СЃСѓРґСЊР±Сѓ РјРЅРѕРіРёС… СЃРІРѕРёС… героев.
В его жизни были запои, тяжелейшие нервные срывы, увлечение наркотиками и частичная потеря памяти, в результате коих он периодически становился пациентом психиатрических отделений.
Однажды он познакомился с незаурядным психиатром доктором Линде, который отнёсся к пациенту с огромным вниманием. Он создал своему пациенту все условия для рисования и фотографирования в клинике.
Художник любил снимать себя и создал серию автопортретов. Дружба между врачом и пациентом, благотворно сказалась на здоровье Мунка и легла в основу лечебного направления — арт-терапии, исцеления искусством.
РќРѕ первой картиной Рдварда РњСѓРЅРєР° была картина «Больная девочка», нарисованная РёРј ещё РІ 1886 РіРѕРґСѓ.
Поводом для её создания были три пережитые им смерти самых близких ему людей, оставившие глубокий трагический след в душе художника.
Рто была смерть РѕС‚ туберкулёза матери, Р° позднее — его старшей сестры Софии РѕС‚ быстротечной чахотки Рё РІСЃРєРѕСЂРµ старшего брата Андреаса. Вторая сестра заболела шизофренией.
Смерть матери поразила душу ребёнка на пятом году его жизни, а вторая в 14 лет. Не удивительны душевные и творческие последствия перенесенных смертей. Да и сам художник не отличался богатырским здоровьем.
«Болезнь, безумие и смерть были ангелами у моей колыбели и с тех пор сопровождали меня всю жизнь» — написал впоследствии художник. Возвращаясь к теме смерти, он писал картины или эскизы к ним о больной девочке в 6 или 8 вариантах (по разным источникам).
Рдвард РњСѓРЅРє был вторым ребёнком военного врача Христиана РњСѓРЅРєР°, который был бессилен РІ оказании помощи Рё предотвращения смерти СЃРІРѕРёС… жены Рё детей.
� это бессилие, и отчаяние шагающего из угла в угол, бессмысленно молившегося, врача также зафиксировалось в памяти ребёнка, ставшего живописцем, и изменившим своё отношение к религии. Он пишет картины, отличающиеся большой жизненной правдой и человечностью, выражающие его трагическое ощущение жизни. Всё чётче и реальнее показывая состояние и отдельные признаки (симптомы) больного человека.
Р РёСЃ 2. «БОЛЬНАЯ ДЕВОЧКА» (Det syke barn), 1886, Рдвард РњСѓРЅРє (1863 — 1944), Национальная галерея Осло
РќР°, поистине, трагической РїРѕ сюжету картине, показана тяжело больная рыжеволосая (какой была Рё сестра РњСѓРЅРєР° Софи) девушка СЃ изможденным лицом, лежащая РІ постели СЃ высоко поднятым головным концом её, РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ, РёР·-Р·Р° затруднённого дыхания. Более светлое лицо, как Р±С‹ нарочито освещённое, нежели видимый сумрак комнаты. Выражение бледного лица СЃРїРѕРєРѕР№РЅРѕРµ, глаза прикрыты или закрыты, что чётко РЅРµ прорисовано, как Рё пальцы РЅР° безжизненно согнутых кистях СЂСѓРє. Подле постели РІРёРґРЅР° согбенная фигура матери, опустившей РІ отчаянии помочь голову, РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ РІ рыданиях, чтоб РЅРµ видела дочь…
В череде беспощадной критики и неприятия картины «Больная девочка» из-за отмеченной выше её незавершённости, по мнению многих художников и критиков, некоторые всё же подчёркивали «своеобразие» и «трогательность» работы. Но в то же время отмечали небрежность автора и нежелание совершенствовать технику рисунка.
«Он видит только то, что существенно», говорил его старший коллега и единственный его учитель живописи Кристиан Крог. Вот почему картины Мунка кажутся „незавершенными“. В этом чувствуется влияние экспрессионизма.
Мунк отвергал необходимость подчёркивания деталей.
В портретах он неохотно рисовал пальцы, уши, не чётко показывал женскую грудь, и никогда не показывал ногти, презрительно отзываясь о художниках, «выписывающих ноготки».
РќРѕ, как дальше настаивал РљСЂРѕРі: «Они завершены, именно завершены — это его (РњСѓРЅРєР°) оригинальные завершённые работы. Произведение искусства завершено тогда, РєРѕРіРґР° автор откровенно выразил РІСЃРµ, что Сѓ него РЅР° душе…В»
Р РёСЃ 3. «ВЕСНА» (1889 Рі.) Рдвард РњСѓРЅРє
Даже позднее, уже в 1889 году в картине «Весна» он снова возвращается к этой болезненной для него теме и рисует порыв весеннего ветра в окне комнаты, где как паруса надуваются занавески и пробиваются лучи солнечного света, как провозвестники возможного выздоровления. Но фигура и измученное болезнью лицо сидящей на кресле больной девушки, опирающейся на высокую его спинку, столь трагичны, что оптимизма в сюжете, говорящем скорее об угасании жизни, заметить невозможно. Всё плохо и безнадёжно выражает обречённый взгляд больной в никуда. Об этом свидетельствуют и беспомощная поза, и беспокойное выражение лица матери, сидящей подле, не знающей к чему приложить руки, чтобы помочь и облегчить страдания дочери.
Следующая картина предшественника, РІ какой-то мере, учителя, Рё, СѓР¶ точно, единомышленника, Рдварда РњСѓРЅРєР°, норвежского живописца Кристиана РљСЂРѕРіР°, РјРѕР¶РЅРѕ считать катализатором картин РњСѓРЅРєР° Рѕ боли, горести Рё безнадёжности.
При рассматривании нижеследующего, поистине реалистического полотно, Крога, признаки болезни сразу бросаются в глаза зрителю.
Рту картину СЏРІРЅРѕ больной девочки, нарисованную РІ необычном ракурсе СЃ близкого расстоянии, сидящей РІ кресле-каталке, СЏ нашёл совершенно случайно Рё неожиданно для себя, знакомясь СЃ обстоятельствами написания картины РњСѓРЅРєР° того Р¶Рµ названия. Р�Р±Рѕ было СѓР¶Рµ выше сказано, что эта картина Кристиана РљСЂРѕРіР°, была предтечей темы, ставшей личной Рё для РњСѓРЅРєР°.
Норвежский живописец, и писатель, будучи главой группы художников-реалистов, позже ставший директором Академии художеств в Осло и председателем Союза норвежских художников, Кристиан Крог, призывал собратьев по кисти сосредоточивать своё внимание и фиксировать взгляд на жизни отдельного человека. Крог был автором многих жанровых картин с тщательно выписанными портретами на них. Что можно увидеть на этом холсте.
Рис 4. «БОЛЬНАЯ ДЕВОЧКА», Кристиан Крог, (1852 — 1925)
Ни у кого из зрителей не возникает даже тени сомнения, что на холсте нарисована тяжело больная девочка.
Бросается в глаза резкая (мёртвенная) бледность лица, синюшность век, и особенно кистей рук с землистым оттенком покрывающей их кожи, с плотно и тревожно сомкнутыми ладошками.
Об этом свидетельствует также весь облик как бы обиженной судьбой, огорчённой, если не страдающей от недуга, девочки. Она едва сдерживает слёзы.
Покрытое тёплым одеялом тело почти до груди, подложенная под спину подушка свидетельствуют о возможной малоподвижности немощной больной.
Кристиан РљСЂРѕРі РЅРµ РјРѕРі РЅРµ заразить Рдварда РњСѓРЅРєР° больничной темой, тем более, что СЂСЏРґ смертей РІ семье последнего преследовали его память Рё сознание постоянно. «Без страха Рё болезней РјРѕСЏ Р¶РёР·РЅСЊ была Р±С‹ лодкой без руля» — писал впоследствии РњСѓРЅРє.
К сожалению, в �нтернете не представлены репродукции (либо я не смог их найти) картин Мунка «У смертного ложа/Агония», 1895; «Комната умирающего», 1895; «Девочка у постели умершей матери», которые косвенно могли быть оценены глазами врача в данном исследовании.
После прихода в Германии к власти нацистской партии вариант картины из Дрезденской галереи был изъят, как образец «дегенеративного искусства», и пущен с молотка. Сейчас он находится в «Галерее Тейт» в Лондоне. Однако, сам Мунк считал эту работу очень важной для себя и впоследствии называл её «своим прорывом».
Так выглядят или мне показались интересными для просмотра глазами врача представленные картины норвежских художников о больных людях.
Источник: http://club.berkovich-zametki.com/?p=10508
Отчаяние художника Эдварда Мунка приводит к картине «Больная девочка»
Если вы думаете, что самым несчастным художником на свете был Винсент Ван Гог, значит, вы не слыхали об Эдварде Мунке. По сравнению с Мунком, жизнь Ван Гога выглядит сплошным весельем. По крайней мере у Ван Гога было счастливое детство.
Что касается Мунка, странно, как он вообще выжил и, более того, нашел в себе силы трансформировать свои страдания в экспрессивное искусство. Самым известным выражением его горестной тоски стали картина и литография «Крик», вопль, вырвавшийся из глубин Вселенной.
В конце концов мальчик, не надеявшийся дожить до зрелого возраста, умер восьмидесятилетним стариком, обеспеченным и почитаемым.
Он так и не сумел прогнать своих демонов, но выдавил их, как краску, на холст, оставив нам в наследство искусство, пронзительно выражающее человеческую боль.
Эдвард Мунк был сыном Кристиана Мунка, армейского врача, который познакомился и сочетался браком с Лорой- Катериной Бьолстад, когда его полк в 1860-е годы квартировал в маленьком норвежском городке Лётене. Там родились первые двое детей: Софи в 1862 году и Эдвард в 1863 году. Через год семья переехала в Христианию (ныне Осло), где на свет появились еще трое детей — Ан- дреас, Лора и Ингер.
Лора-Катерина, вероятно, заболела туберкулезом еще до замужества, и Мунк на всю жизнь запомнил, как она кашляла кровью в платок. Она умерла в 1868 году на глазах у Софи и Эдварда. Утрата жены усугубила свойственный Кристиану кальвинистский фатализм, которым он щедро делился с детьми.
Мунк так боялся смерти и вечного проклятия, что просыпался ночью в ужасе, думая, что он уже умер, и спрашивал себя: «Я в аду?» Бронхиты и простуды каждую зиму только добавляли страхов; в тринадцать лет он начал кашлять кровью.
Он одолел болезнь, но его сестре повезло куда меньше — год спустя Софи умерла от туберкулеза.
От горестной атмосферы в семье, где постоянные утраты сочетались с суровой бедностью, Мунк спасался, как мог, хотя возможности у него были ограничены. Он находил радость в рисовании; рисовал углем, забравшись на печь.
Но Кристиан, считавший художников развратниками и безбожниками, отправил сына учиться на инженера. Проучившись год, Мунк сказал отцу, что хочет стать художником. Несмотря на яростное сопротивление Кристиана, Мунк поступил в Норвежский институт искусств.
Он быстро доказал свою состоятельность как художник, и, возможно, отец смягчился бы, работай Мунк в традиционной манере, получая стипендии, продавая картины и не нуждаясь в деньгах. Но Мунк связал себя с наиболее радикальным искусством.
Он также подружился с богемной компанией, в которой читали Ницше и оправдывали самоубийство. В 1885 году Мунк уже не мог избавиться от похмелья без утренней дозы алкоголя, и у него был роман с замужней женщиной.
Тогда же он начал работу над своим первым шедевром «Больная девочка», на котором он изобразил свою сестру Софи на смертном одре.
Когда он работал над картиной «больная девочка», слезы текли у него по лицу; под влиянием нахлынувших чувст он взял бутылку с растворителем и плеснул его на холст — на картине образовались потеки краски.
Мунк выставил картину в октябре 1886 года в надежде, что публика оценит ее эмоциональную глубину. Но его лишь высмеяли.
Больная девочка
Удрученному Мунку негде было искать утешения. Дома недовольный отец молился о спасении его души, а сестра Лора погрузилась в мир фантазий и иллюзий (первые признаки шизофрении).
Правда, однажды удача улыбнулась ему: Мунка наградили стипендией для поездки в Париж с целью совершенствования мастерства, но даже «город света» не утишил его боль. В ноябре 1889 года умер его отец, и Мунк впал в отчаяние. Он записал в своем дневнике: «Я живу с мертвецами».
Из книги «Тайная жизнь великих художников». Э. Линди.
Картины Эдварда Мунка
Comments:
Источник: http://www.pavelin.ru/lichnosti/103-munk.html
Эдвард Мунк. Больная девочка (1885–1886)
«Больная девочка» – ранняя картина Эдварда Мунка и одна из первых, представленных художником на Осенней художественной выставке 1886 года. На картине изображена рыжеволосая девушка болезненного вида, лежащая в кровати, а за руку ее, склонившись, держит женщина в черном платье. В комнате царит полутьма, а единственное светлое пятно – лицо умирающей девушки, которое будто освещено. Хотя позировала для картины одиннадцатилетняя Бетси Нильсен, в основу полотна легли воспоминания художника, связанные с любимой старшей сестрой Софи.
Когда будущему живописцу было 14 лет, его пятнадцатилетняя сестра умерла от туберкулеза, причем случилось это через девять лет после того, как от этой же болезни скончалась мать семейства Лаура Мунк.
Тяжелое детство, омраченное смертью двух близких людей и чрезмерной набожностью и строгостью отца-священника, давало о себе знать на протяжении всей жизни Мунка и повлияло на его мировосприятие и творчество.
Женщина, изображенная на картине рядом с девушкой, – тетя художника Карен Бьельстад, которая заботилась о детях своей сестры после ее смерти.
Несколько недель, в течение которых Софи Мунк умирала от чахотки, стали одним из самых страшных периодов в жизни Мунка – в частности, уже тогда он впервые задумался о смысле религии, что после привело к отторжению от нее.
По воспоминаниям художника, в злополучную ночь его отец, который при всех бедах обращался к Богу, «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки», и ничем не мог помочь дочери.
В дальнейшем Мунк еще не раз возвращался к той трагической ночи – в течение сорока лет он написал шесть картин, изображающих его умирающую сестру Софи.
Полотно молодого художника, хоть и было выставлено на выставке наряду с картинами более опытных живописцев, получило разгромные отзывы критиков.
Так, «Больную девочку» называли пародией на искусство и упрекали юного Мунка в том, что тот осмелился представить незаконченную, по мнению экспертов, картину.
«Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – написал один из журналистов, добавивший, что полотно понизило общий уровень выставки.
Критика не изменила мнение самого художника, для которого «Больная девочка» оставалась одной из главных картин до конца жизни. В настоящее время полотно можно увидеть в Национальной галерее Осло.
2018-03-29 11:40:36
Источник: http://a-delo.ru/articles/320-edvard-munk-bolnaja-devochka-18851886-.html
Самые известные картины Эдварда Мунка: описание и фото
Норвежец Эдвард Мунк — самый удивительный и таинственный художник конца 19, начала XX столетия. Его жизнь была сложной, спорной, порой даже трагической.
В начале своей творческой карьеры он был многим не по нраву, в 40-годах, когда к власти пришли фашисты, а Мунк был уже глубоким стариком, его картинам было устроено настоящее гонение. Но, в наши дни его творчество определённо имеет огромное значение для всего мира.
Таинственные картины Мунка — настоящие шедевры экспрессионизма, образцы гениального мастерства тонкого и мудрого художника.
Самые знаменитые картины Эдварда Мунка:
1
Больная девочка (1886)
Мунк считал эту картину знаковой и главной в своём творчестве. Она стала началом поиска новых средств выражения чувств и терзаний художника. Критики встретили эту картину непониманием и отрицанием. В штыки было воспринято буквально всё: колорит, композиция, средства изображения.
И только в середине XX века Мунк был признан величайшим мастером экспрессионизма, а это полотно — мировым шедевром.
Сюжет полотна взят из детства художника. Болезнь, а потом и смерть сестры наложила на маленького мальчика неизгладимое впечатление, граничащее с душевным расстройством.
На картине изображена больная девочка. Лежащая в постели, а над ней склонилась бабушка или няня. Девочка очень бледная, её волосы разметались по подушке. Хрупкое тело покидают силы. Тёмные тона и чёрный цвет подчёркивают неизбежность смертельного исхода больной.
2
Вечер на улице Карла Юхана (1892)
Картина входит в группу работ под названием «Фриз жизни» и в группу «Страх жизни». Это философское послание художника своим современникам.
Толпа, идущая навстречу зрителю, которым является и сам художник, безликая, безразличная и гнетущая. Одиночество сквозит по улицам города, несмотря на то, что вокруг полно людей.
Но, все они бредут сами по себе, натянув безликую маску абсолютного равнодушия.
Эта картина кричит об одиночестве художника, его не восприятии окружающего мира. Некая аутичность Мунка всегда была его пыткой и вечной душевной болью.
3
Крик (1893)
Картина «Крик» — самый знаменитый шедевр норвежского художника экспрессиониста Эдварда Мунка. Многие современники художника полагали, что работа была написана в состоянии его душевного потрясения.
Каждый видит в ней своё значение. Некоторые видят предсказание экологической катастрофы или безумной войны. Некоторые — психической болезни автора.
Но редакция most-beauty считает, что главное — это впечатление, которое производит картина на зрителя.
На фоне пылающего неба, которое опустилось на дрожащие воды пролива, изображён мост. Мост разделяет картину на две части по диагонали.
На переднем плане — нереальная фигура кричащего человека, лицо которого слилось в зеленовато-жёлтую маску ужаса. Изображение безумного кричащего существа, пересекаясь с цветом, формой мазков, передаёт зрителю мощнейшие эмоции.
Сочетание двух цветов синего и красного создаёт основу картины, техника написания включает в себя как масло, так и темперу.
Картину несколько раз похищали, но причиной похищения были не огромные деньги, которые она стоит, а её воздействие на человека. Эта картина — предчувствие катастрофы XX века.
Самые знаменитые картины Эдгара Дега.
4
Звёздная ночь (1893)
Этот ночной пейзаж представляет береговую линию в Осгордстранде, небольшом пляжном курорте к югу от Осло в Норвегии, где Эдвард Мунк проводил лето начиная с 1880-х годов.
Здесь Мунк пытался уловить эмоции, вызванные ночью, а не записывать его живописные качества. Синий цвет передаёт мистику и тоску пейзажа, который кажется полным предчувствий.
Абстрактная насыпь справа представляет собой скопление деревьев.
5
Смерть в больничной палате (1893)
Смерть в больничной палате 1893 года восходит к памяти о смерти сестры Софи. Она умерла от туберкулёза в 1877 году. Этот мотив — одно из многих проявлений болезни, смерти и печали в семье Мунка.
В скудно обставленной комнате художник нарисовал себя вместе со своей ближайшей семьёй — братом, сёстрами, отцом и тётей. Его 15-летняя сестра сидит в кресле, спинкой стула смотрит на нас.
Мунк: Её последней просьбой было встать с кровати и сесть на стул. «Я очень хочу жить,» — сказала она. Но в этом кресле Софи умерла …
6
Вампир (1893)
Картина «Вампир» является отождествлением ужаса и страха перед женщиной. Её образ, хищный и ужасный, накрывает свою жертву. Но первое впечатление от картины быстро развеивается. Перед зрителем возникает пара, страстная, предающаяся объятиям. И угнетающая окраска картины изменяет своё первоначальное значение.
Борьба мужского и женского начала всегда привлекало художника. Страхи и тайные комплексы выплёскивались на полотно, обретая нереальные, кошмарные черты, как в страшном сне.
7
Тревога (1894)
Тревожные картины Мунка — его визитная карточка. Темы смерти, тревоги, ужаса, беспокойства всегда присутствовали в его работах.
В судьбе художника было немало моментов, которые повлияли и на его характер, и на здоровье, и на мировоззрение, и на восприятие окружающего мира.
В раннем детстве (в 5 лет) он лишился матери, через год умерла его сестра. Эти события повлияли на ребёнка так сильно, что целый год он молчал.
Картина «Тревога» создана после знаменитой картины «Крик». И если «Крик» — это сплошной ужас и отчаяние, то «Тревога» — душевное беспокойство, когда человек не находит места от предчувствий чего-то плохого.
Композиция картины повторяет композицию «Крика». Тот же мост, тот же огненно-синий пейзаж. Но в этом случае, группа людей в чёрных одеяниях всем своим видом источают тревогу.
Их лица неестественны, размыты, лишь только глаза отражают внутреннее состояние людей.
Основа «Тревоги» — это потрясающий цвет. Можно ли цветом передавать душевное состояние? Мунк это доказал. Огненное пылающее небо и вибрирующее тёмное пространство за мостом создают неповторимое впечатление.
8
Расставание (1896)
Личная жизнь Эдварда Мунка была суматошной, мучительной, сопряжённой с душевными травмами, ссорами, и даже попыткой самоубийства любимой женщины. Все эти события тесно переплелись с творчеством художника и отразились в его работах. Картина «Расставание» является отпечатком пережитого разрыва самим Мунком.
Мужчина на картине страдает физически, его боль сосредоточена в области сердца. Кровавое пятно у его ног — символ боли и эмоциональной опустошённости.
Женщина, напротив, целеустремлённа и решительна. Она лишена индивидуальности, так как является общим образом всех женщин.
Мунк считал, что мужчина сильнее переживает разрыв, а женщина более жизнестойка.
Не пропустите, на нашем сайте most-beauty.ru вы можете также полюбоваться самыми известными картинами Шагала.
9
Танец жизни (1899)
Обычный танец влюблённой пары — это ли не жизнь? Слева юность, в образе милой девушки в белом, справа старость, в виде пожилой дамы в тёмном платье, а в центре танцует зрелая пара.
Юность с надеждой смотрит в будущее, а старость — с грустью вспоминает прошлое. Пара в центре медленно танцует и всецело поглощена собой. Она — самое яркое пятно на картине.
Красное платье дамы — явный символ жизни, страсти и любви, без которых жизнь не имеет смысла.
10
Ребёнок и смерть (1898)
В старости художник писал о травмирующих годах своего детства: «Мой дом был домом болезней и смерти». Картина «Ребёнок и смерть» — одно из самых ярких свидетельств Мунка о тематическом комплексе смерти, смерти и горя.
На нём изображена маленькая девочка, которая смотрит из картинки и держит уши закрытыми. На заднем плане мы видим её покойную маму. Для Мунка характерно то, что он имеет дело не с человеком, который умирает, а с психологическим состоянием тех, кто остаётся. Основная тема этой картины — боль девушки.
Но вместо того, чтобы выражать это в слезах, ребёнок кажется испуганным.
11
Брошь. Ева Мудоччи (1903)
После 1902 года литографии Мунка были в основном нарисованы на бумаге.
Были, однако, некоторые исключения, такие как этот портрет Евы Мудоччи 1903 года, выполненный на камне с использованием различных литографических техник.
Ева Мудоччи была известной британской скрипачкой, которая вместе с пианисткой Беллой Эдвардс гастролировала по всей Европе, включая Норвегию.
Эдвард Мунк встретил её в Париже в 1903 году. Они стали близкими друзьями. Первоначально отношения носили любовный характер, но со временем они стали больше похожи на отношения между братом и сестрой. С 1902 по 1908 год она была одним из ближайших доверенных лиц Мунка.
12
Звёздная ночь (1922)
Мунк обожал наблюдать за таинственным звёздным небом, и посвятил этому великолепному зрелищу несколько работ. Картина «Звёздная ночь» передаёт красоту зимнего звёздного неба, которое художник наблюдал со своего крыльца.
Окружающий пейзаж не интересует художника, он поглощён красотой сияющих звёзд, на фоне которых Луна смотрится бледным пятном. Оттенки голубого и глубокого синего подчёркивают холод зимней ночи. Город ещё не спит.
Он светится огнями окон, которые подчёркивают зелёные отблески звёздного неба.
Послесловие
Эдвард Мунк завещал свои полотна родному Осло, и после смерти художника, Нидерланды стали обладателем огромной коллекции его потрясающих работ. На основе более 1 тыс. картин был создан музей, который сейчас пользуется мировой известностью.
К сожалению, формат сайта most-beauty.ru не предполагает очень длинных текстов. А у нас есть большое ощущение того, что многие работы знаменитого художника мы ещё не показали. Поэтому мы решили восполнить этот пробел и в самом конце статьи опубликовать ещё несколько знаменитых картин Эдварда Мунка:
Сестра Ингер (1884)
Летняя ночь (Ингер на берегу)(1889)
Ночь в Сен-Клу (1890)
Глаза в глаза (1894)
Ревность (1895)
Девушка и три мужские головы (1898)
Четыре женщины на мосту (1901)
Четыре женщины на мосту (1901)
Автопортрет. Между часами и кроватью (1943)
На этом пока всё. Напишите в х какие картины Эдварда Мунка вам наиболее симпатичны?
Источник: https://most-beauty.ru/drugoe/kartiny-edvarda-munka.html
Читать онлайн Эдвард Мунк страница 35. Большая и бесплатная библиотека
Ранние работы Мунка полны большой любви к людям, к их простым человеческим переживаниям. Такова была «Больная девочка» (1886), выставленная в осеннем Салоне Христиании.
Картина была написана вскоре после недолгого пребывания Мунка в Париже в 1885 году, когда он в Лувре успел посмотреть Рембрандта и испанцев, но не успел еще познакомиться с современной французской живописью. «Больная девочка», открывшая целую сюиту изображения комнат больных и умирающих, была навеяна смертью его сестры Софи.
Это была одна из любимых картин Мунка, которую он, по свидетельству Стенерсена, повторил восемь раз (1886, 1896, 1906. 1916. 1926, 1936 годы и две не датированы). В ранних картинах Мунка, несмотря на специфические сюжеты, не было ни давящей мрачности, ни болезненности; в них царила лишь светлая печаль.
Печаль сквозит в тонком полупрозрачном профиле девочки, откинувшейся на подушку, в поникшей у ее кресла женщине. Тем же настроением поэтической грусти проникнуты «Утро» (1884; Осло, частное собрание) с сидящей на постели полураздетой девушкой и «Весна» (1889; Осло, Национальная галерея).
В середине 1880-х годов у Мунка появляются первые символические работы. Картина Мунка (1884–1885 годы), названная «Мадонной» (Осло, Национальная галерея), была задумана как символ вечной женственности, недаром сам Мунк назвал ее «Зачатием».
Полуобнаженная молодая женщина окутана струящимися распущенными волосами. Одна рука ее закинута за голову, другая за спину, в экстазе закрыты глаза. Нейтральный фон повторяет контур фигуры, написанной длинными мазками.
Видимо, в основе этого образа-символа была конкретная женщина, так как в литографии 1903 года мы встречаемся с нею вновь. На сей раз она называется «Девушкой с распущенными волосами». Те же черты лица, печаль и отрешенность в полузакрытых глазах.
Густые волны длинных волос сливаются с фоном. Литография носит более портретный характер, а в портрете Мунк всегда строго правдив.
Ни в композициях ранних картин, очень простых, с одной-двумя крупными фигурами и скупыми деталями, ни в приглушенной зеленовато-голубой гамме нет ни напряжения, ни надрыва. Все просто, сдержанно, полно сосредоточенной тишины.
После первой персональной выставки в Союзе прогрессивных студентов (1889), давшей Мунку стипендию на многие годы, начинается период, когда Мунк становится «иностранцем» и до 1892 года преимущественно живет во Франции, только наездами бывая на родине.
Он начинает увлекаться импрессионизмом и пишет ряд картин в духе Эдуарда Мане и Камиля Писсарро.
Такова «Улица Карла Юхана» — длинный холодный скандинавский бульвар, туманная дождливая осень, размытые очертания фигур, прячущихся под зонтами от косых дождевых потоков.
Та же улица, но залитая солнцем, с марширующим военным оркестром, двигающимся плотной массой навстречу зрителю, напоминает картины Эдуарда Мане («Музыка на улице», 1889).
В 1890 году вместе со своим другом, датским поэтом Гольдштейном, Мунк отправляется в Сен-Клу, где заканчивает полотно «Ночь» (1890; Осло, Национальная галерея). В густом и в то же время как бы светящемся изнутри сумраке комнаты едва намечены контуры сидящего у окна мужчины в цилиндре. Этот ноктюрн близок импрессионизму.
Некоторые работы этого периода, такие, как «Весна на Карл-Иоганн-штрассе» (1891; Берген, частное собрание), написанная мелкими мазочками, или «Улица Лафайетт» (1891; Осло, Национальная галерея), сходны с Сёра.
В первой картине композиция открытая, в «Улице Лафайетт» композиция замкнутая, ограниченная вертикалями балкона и намеченных цветом массивов зданий. Пестрота улицы передается вибрацией ярких и праздничных мазков. Но, в отличие от Сёра, Мунка не интересует анализ света и цвета.
В правой, наиболее приближенной к зрителю части композиции — балконе со стоящим на нем мужчиной, формы четки, объемны, вы ощущаете тяжесть резной чугунной балюстрады и фигуры облокотившегося на перила человека. Еще более крепко построенной становится форма в пейзаже этого же времени «Ночь в Ницце» (1891; Осло, Национальная галерея).
Здесь лишь одна волнообразная линия — горы, замыкающие композицию. Ритм картины строится на чередовании вертикалей и горизонталей стен и крыш домов. Волнообразная линия, характерная для искусства рубежа веков, вскоре станет излюбленной и у Мунка. Она появляется уже в том же 1891 году в пейзаже «Лунный свет.
Ницца» (Осло, Национальная галерея). Эта линия соединяет воедино ближний и дальний планы, прибрежную растительность и горы, простирающиеся за гладью залива, освещенного лунным сиянием, растворяющим контуры стоящих на берегу домов.
Первый парижский период Мунка, пожалуй, наиболее импрессионистический в его творчестве. Но он был лишь переходом к новому стилю, который складывается по возвращении на родину и в последующие берлинские годы. От парижского периода у него останутся крупные силуэты, расплывающиеся в тенях, любовь к отбрасываемым на стену теням-двойникам. И на какое-то время мелкий мазок.
В творчестве Мунка портрет занимает очень большое место. В любой из периодов, чем бы он ни занимался, этот жанр остается одним из ведущих. Мунк оставил огромную портретную галерею своих современников.
Портреты его всегда разные, эта несхожесть диктуется как самой моделью, ее характером, так и общей стилистической направленностью, свойственной тем поискам, которые занимают в это время Мунка.
Позднее мы вернемся к автопортретам Мунка, во многом раскрывающим его живописную и графическую кухню и помогающим разобраться по этапам в тех проблемах, которые волновали Мунка в разные периоды творчества.
1888 год. «Вечер. Сестра Лаура» — портрет девушки на фоне мирного летнего пейзажа. В нем нет еще ничего специфического для Мунка, его мог бы написать Кристиан Крог или любой из современников Мунка.
1889 год. Портрет Ханса Йегера (Осло, Национальная галерея). В портрете автора «Богемы Христиании» уже начинают проступать особенности манеры Мунка. Центр полотна занимает массивная фигура сидящего в углу дивана Йегера. Перед ним стол с недопитым бокалом.
Фон нейтральный, детали чрезвычайно скупы (вспомним насыщенную деталями жанровую живопись датчан и немцев этого времени) — срезаны часть дивана и стола, все внимание сосредоточено на портретируемом. Картина выдержана в голубой гамме. На Йегере голубое пальто и серо-голубая шляпа, обивка дивана тоже голубая. Лежащая на подлокотнике рука намечена очень общо.
Глаза прячутся за стеклами очков, губы чуть тронуты скептической усмешкой. Таков идейный вождь «Богемы Христиании».
Интересно, что написанная несколько ранее, в 1885–1886 годах, и повторенная в 1894 году картина «На следующий день» (Осло, Национальная галерея), являющаяся иллюстрацией к роману «Богема Христиании», была сделана в той же манере, что и портрет автора романа.
Так же как и в портрете, рама срезает часть стола с бутылками и бокалами и кровать, на которой раскинувшись спит полуодетая женщина. И здесь нейтральный фон, скупость в отборе нужных деталей, лепка большими объемами.
Так внутренние поиски характерного приводят Мунка к одинаковым композиционным решениям.
Портрет сестры Ингер, наиболее близкого Мунку человека, был создан в 1892 году (Осло, Национальная галерея). Он написан почти в размер натуры (172х122,5).
В этой стоящей прямо фигуре со сложенными руками, в глухом закрытом темном мерцающем платье на нейтральном и тоже мерцающем фоне есть уже та изолированность, отрешенность человека от мира, которая постепенно приведет Мунка к одиночеству в том мире зла, которое невозможно побороть.
Один из ведущих современных западных исследователей искусства, Отто Бенеш, считает этот портрет не только переломным в творчестве Мунка, но и характерным для складывающегося в те годы в Европе стиля «модерн».
«Это произведение типично для европейского искусства конца века и близко к декоративистам нового искусства стиля „модерн“ по четкой распределенности планов и линий и общей утонченности.
Это полотно объединяло натурализм и импрессионизм, здесь начинается стиль, породивший многие последующие произведения Мунка» (журнал «L’oeil», 1963, № 98).
Источник: https://dom-knig.com/read_155862-35