Абсент, несомненно, можно назвать профессиональным напитком интеллектуалов, художников и поэтов. В XIX веке считалось, что абсент — гений для бездарностей, но смерть для истинного гения.
В 80-е годы XIX века одно слово «абсент» наводило панику на многих добропорядочных европейцев, ведь этот напиток в их сознании прочно ассоциировался с безумием. Во Франции абсент называли «безумием в бутылке», а фраза «Абсент сводит с ума» стала самым популярным слоганом антиалкогольных кампаний.
Когда и где появился абсент? Почему этот напиток был запрещен во Франции и Швейцарии? «Зеленая фея» или «Зеленая ведьма»?
Считается, что абсент появился в конце XVIII века, а изобрел его доктор Пьер Ординер, проживавший в швейцарской деревне Куве. По преданию, здесь он нашел дикую полынь и создал свой особый напиток, который быстро завоевал популярность в округе.
Доктор Ординер умер в 1821 году — к этому времени за абсентом уже прочно закрепилось название «Зеленая фея» и слава тонизирующего напитка.
Другие источники считают, что сестры Энрио, проживавшие в той же швейцарской деревне, уже делали абсент до приезда доктора Ординера и что именно они продали рецепт этого напитка некому майору Дюбье.
Как бы то ни было, когда майор Дюбье попробовал абсент, он обнаружил, что этот напиток лечит несварение желудка, улучшает аппетит, помогает при жаре и ознобе. Дюбье так впечатлился, что купил рецепт и тоже стал производить абсент. В 1797 году дочь майора вышла замуж за Анри-Луи Перно, тогда и началась династия Перно, давшая название одноименной марке абсента.
Фабрика «Перно» была настоящим образцом эффективности и гигиены. К 1896 году она производила уже 125 000 литров абсента в день! Всё шло как по маслу, пока 11 августа 1901 года в фабрику не ударила молния.
На территории было так много алкоголя, что на тушение пожара потребовалось несколько дней. Возможно, пожар был бы страшнее, если бы один из рабочих не догадался выпустить огромные резервуары абсента в протекавшую неподалеку реку.
После этого ее воды приобрели желто-зеленый цвет, а исходивший из нее запах алкогольных паров напоминал дыхание пьяницы и слышался на целые мили.
Питье абсента было одной из характерных черт парижской жизни во время правления Наполеона III (1852-1870) — это был респектабельный буржуазный обычай.
Время между пятью и семью часами вечера называлось «зеленым часом», а запах абсента носился в воздухе над парижскими бульварами.
Считалось, что абсент улучшает аппетит перед ужином, а строгий промежуток времени, отводившийся для его питья, до некоторой степени защищал людей от злоупотреблений.
Учитывая крепость абсента (самая уважаемая марка «Перно» содержала 60% алкоголя), принято было выпивать не более одной порции.
Можно было выпить абсент перед ужином или даже перед обедом, но, если кто-то отваживался пить его всю ночь, это вызывало презрительную реакцию официантов. Риск злоупотреблений абсентом увеличивался по мере того, как люди стали приобретать вкус к напитку.
Более респектабельные любители абсента, которым стыдно было много пить на людях, вскоре научились переходить из одного кафе в другое.
Алкоголики достаточно быстро оценили абсент, и вскоре напиток начал привлекать более широкий круг потребителей: представителей богемы, женщин и рабочий класс. В романе Эмиля Золя «Западня» мы находим упоминание о плотнике, который «разделся донага на улице Сен-Мартен и умер, танцуя польку. Он пил абсент».
Обычаи менялись, теперь и женщины могли пить абсент в кафе, причем многие из абсентисток не разбавляли напиток водой, что объясняли нежеланием употреблять слишком много жидкости, потому что носят корсет. Появляется всё больше плакатов, на которых эмансипированные женщины пьют абсент и даже курят.
Картины того же периода чаще рассказывают совсем другую историю — историю об изможденных женщинах, невидящим взглядом смотрящих в пустоту поверх стакана. Иллюстрация: «Абсентистка», Фелисьен Ропс.
Очень сильное влечение почти сразу возникло между абсентом, как самым мощным интеллектуальным напитком, и парижской богемой. Особое место абсент занимает в истории французской живописи. Иллюстрация: Эдуард Мане, «Бар в «Фоли-Бержер»».
О художнике Анри де Тулуз-Лотреке иногда говорят, что его картины целиком писаны абсентом.
О горьком пьянстве Тулуз-Лотрека известно многое: его любимым коктейлем была смесь, называвшаяся «Землетрясение», — смертельное сочетание бренди и абсента.
«Нужно пить помалу, но часто», — говорил художник и для поддержания такого режима всегда брал с собой трость, в которой хранились полулитровый запас абсента и небольшая рюмка. Иллюстрация: Анри де Тулуз-Лотрек, «В кафе «Ла Ми»».
«Уверяю вас, мадам, я могу пить без риска. Я и так почти на полу», — однажды сказал Анри де Тулуз-Лотрек, намекая на свой слишком маленький рост (немногим больше 150 см).
К сожалению, беспробудное пьянство и жизнь впроголодь причинили художнику много вреда, он стал пьянеть от очень маленькой дозы, как это обычно бывает на последней стадии алкоголизма.
В дополнение ко всему у Тулуз-Лотрека началась паранойя.
Тулуз-Лотрек видел страшных чудовищ, ему даже казалось, что размещавшийся во дворе «Мулен Руж» слон стал ходить за ним по пятам.
А 1 марта 1899 года один из друзей художника получил письмо с печальными парижскими новостями: «Тебе будет грустно узнать, что Тулуз-Лотрека вчера посадили в сумасшедший дом».
На фото: слон, располагавшийся во дворе знаменитого парижского кабаре «Мулен Руж» вплоть до 1906 года.
О том, что произошло с Тулуз-Лотреком, рассказывали по-разному.
Кто-то утверждал, что на улице у художника случилась мания преследования, кто-то — что его изловили санитары и поместили в психиатрическую лечебницу по просьбе матери.
Как бы то ни было, после выписки из больницы Тулуз-Лотрек снова начал пить, поначалу сдержанно, вновь прибегая к «абсентовой трости», а потом всё больше и больше. Иллюстрация: Анри де Тулуз-Лотрек, «В «Мулен Руж»».
А в 1887 году Анри де Тулуз-Лотрек нарисовал портрет Винсента Ван Гога, на столе перед которым стоит стакан абсента. Говорят, что именно Тулуз-Лотрек пристрастил Ван Гога к этому напитку.
В том же 1887 году Винсент Ван Гог создал натюрморт, на котором изображены стакан абсента и графин с водой. Психиатрический опыт, который пришлось пережить художнику, неоднократно заставлял исследователей творчества Ван Гога выходить в чисто клиническую сферу. Некоторые комментаторы прямо связывали все болезни художника с тем, что он злоупотреблял абсентом.
В 1859 году Эдуард Мане написал свое первое крупное полотно, которое назвал «Любитель абсента». С этой работы весьма неловко началась его карьера художника. Натурщиком выступил его знакомый старьевщик и алкоголик, которого нередко можно было встретить в районе Лувра.
Художник разглядел в этом человеке какое-то странное достоинство, даже аристократизм. Закончив работу над картиной, Мане показал ее своему учителю, который отреагировал резко негативно: «Любитель абсента! Зачем рисовать такие мерзости? Мой бедный друг, это вы — любитель абсента. Это вы утратили нравственность».
В дальнейшем картина продолжила производить неприятное впечатление почти на всех, кто ее видел.
Известную картину Эдгара Дега «Абсент», сначала называвшуюся «В кафе» (1876), публика приняла еще хуже, чем полотно Мане. «Человек, которому дороги достоинство и красота, никогда не назовет «Абсент» произведением искусства», — писал критик. Кто-то даже предположил, что на этой картине изображен поэт Поль Верлен, который был известен тем, что вел ужасную жизнь, насквозь пропитанную абсентом.
Поль Верлен пристрастился к выпивке очень рано, а последовавшие друг за другом смерти отца, любимой тети и кузины только усилили его пьянство: «Я набросился на абсент», — писал он.
Через некоторое время Верлен женился и как будто бы образумился, но семейное счастье очень скоро разрушила катастрофа: Верлен встретил юного поэта Артюра Рембо и до одержимости пленился им, а когда Рембо порвал с Верленом, тот выстрелил в него три раза, ранив бывшего любовника в запястье. На фото: Верлен слева, Рембо — справа.
С той поры Поль Верлен оставил всякую надежду на приличную жизнь. Его даже посадили в тюрьму на месяц за то, что он угрожал ножом своей матери, хотя мать и требовала его оправдать.
После этого случая Верлен окончательно погрузился в жизнь кафе, превратившись в главную знаменитость Латинского квартала, но его поэтическая репутация была настолько сильна, что даже полицейским было приказано не беспокоить Верлена, что бы тот ни делал.
В «Исповеди», написанной в 1895 году, Верлен раскаивается в своей зависимости от абсента: «Абсент! Как страшно думать о тех днях и о более недавнем времени… Один глоток отвратительной ведьмы (какой дурак назвал ее феей или зеленой музой!), один глоток пленял меня, но затем мое пьянство привело к более тяжелым последствиям». На фото: Поль Верден в интерьере парижского кафе.
В августе 1905 года швейцарские газеты написали о страшной трагедии: тридцатилетний крестьянин Жан Ланфре, выпив два стакана абсента, выстрелил в голову своей беременной жене, а затем убил дочерей (четырехлетнюю Роз и двухлетнюю Бланш). Ланфре тоже попытался застрелиться, но остался жив.
Пошатываясь, он вышел во двор, где и заснул, сжимая в руках мертвое тело младшей дочери. Общественная реакция на эту трагедию была необычайно бурной, причем возмущение вызывало вовсе не то, что Ланфре был непроходимым пьяницей, который каждый день выпивал до пяти литров вина. Люди были уверены — в случившемся виноват абсент.
Иллюстрация: «Абсент — это смерть».
Через несколько недель после трагедии жители окрестных городов и деревень подали петицию, в которой 82 450 человек требовали запретить абсент в Швейцарии, что и было сделано уже в 1906 году.
Во Франции абсент запретили в 1915 году, когда задумались над национальными проблемами алкоголизма и неготовностью армии к Первой мировой войне.
Кстати, последним значительным появлением абсента в искусстве, перед самым его запретом, стала кубистская скульптура Пабло Пикассо «Стакан абсента» (1914).
После запрета абсент еще некоторое время сохранялся в Испании, Восточной Европе и на Кубе.
С самой большой ностальгией о достоинствах этого напитка писал Эрнест Хемингуэй, который на тот момент жил во Флориде и продолжал пить абсент уже после французского запрета, получая его с Кубы.
В романе Хемингуэя «По ком звонит колокол» одно из немногих утешений его главного героя — это абсент, возвращавший воспоминания о прекрасной и беззаботной парижской жизни, которой этот американский партизан оказался лишен.
«Одна такая кружка заменяла все вечерние газеты, все вечера в парижских кафе, все каштаны, которые, наверное, уже цветут… словом, всё то, что возвращалось к нему, когда он потягивал это мутноватое, горькое, леденящее язык, согревающее мозг и желудок, изменяющее взгляды на жизнь колдовское зелье». И еще: «Лучше абсента нет ничего», — пишет Эрнест Хемингуэй в романе «По ком звонит колокол». Иллюстрация: Жан Беро, «В кафе».
Абсент возродился относительно недавно — в 1990 году, когда его производство возобновилось в Чехии и напиток снова запустили на международные рынки под маркой Hill’s.
Французам и швейцарцам не слишком понравилось то, что где-то возродился хоть какой-то абсент: «Это отвратительная иностранная дрянь. Если бы Бодлеру и Рембо предложили это чешское пойло, они бы перевернулись в своих гробах».
Одним из самых ярых противников чешского абсента во Франции стала Мари-Клод Делаэ, главный французский эксперт по абсенту, которая в 1994 году открыла музей этого напитка в Овер-сюр-Уаз — местечке, где похоронен Винсент Ван Гог. В 2000 году при содействии Мари-Клод Делаэ была запущена новая марка абсента французского типа — La Fée («Фея»).
Вдохновляясь историями знаменитых абсентистов, современные художники и по сей день создают работы, посвященные абсенту. Иллюстрация: Елена Хотулева, «Абсент».
Возродившаяся «Зеленая фея» вновь вызывает жажду и будоражит воображение, как будто бы пробудив культурную память о таинственном, мучительном и таком важном напитке декадентского fin-de-siècle (конца XIX — начала XX века).
Источник: https://BigPicture.ru/?p=704244
Картина Абсент Эдгара Дега
«абсент» (фр. LAbsinthe) — картина Эдгара Дега.
Описание картины Эдгара Дега «Абсент»
Годы спустя Дебутен появился на картине, которая стала намного более известной, чем любая из его собственных работ.
Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в Амбассадёр, 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион Певица с перчаткой, 1878, Музей Фогт, Кембридж). Он возводил это в принцип.
Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий.
Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 18761877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). За сидящей парой видно зеркало.
Это приводит к тому, что весь мир предстает в желтых тонах. И хотя, многие талантливые мастера, современники художника написали десятки картин об этом «биче» современности, у Дега получилось, как впрочем и всегда, нечто уникальное.
Сидящий справа мужчина никак не связан по сюжету с дамой справа от него. Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом (После ванны, 1885, частное собрание). Балет, как его понимал Дега, отлично подходил к его философии времени.
Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом (После ванны 1885), Эти восхитительные работы были показаны на восьмой, последней выставке импрессионистов в 1886 г. В своих поздних работах, напоминающих праздничный калейдоскоп огней, Э. Дега был одержим желанием передать ритм и движение сцены.
Было бы, однако, ошибочно предполагать, что новаторство и самобытность Дега заключались только в обращении его к окружающей среде.
10 малоизвестных фактов о «хулиганской» картине «Абсент» Эдгара Дега
Можно увидеть в нем окно. Показать жизнь «красиво» художник не стремился. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа.
Художник дает зрителю возможность заглянуть украдкой в зал для репетиций. ох, как хочется быть любимым-нужным-важным -известным-мудрым-богатым. и ЧЕСТНЫМ.
Звезда кабаре «Фоли-Бержер» Эллен Андре отличалась элегантностью в одежде, однако, позируя Дега, она точно передала образ простой женщины.
Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Их объединяет одно – потеря надежды. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. порой и заносит на идеалистических «поворотах». Основой процветания города была торговля хлопком. «Всякое искусство, — сказал однажды Дега, — есть умение жертвовать».
5 великих полотен, посвященных абсенту
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство (Оркестр Оперы, 1868-1869, Музей Орсэ, Париж Две танцовщицы на сцене, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон Абсент, 1876, Музей Орсэ, Париж). В ту пору зрение Дега катастрофически слабело, ему уже пришлось расстаться с масляной живописью и он хорошо знал, что еще немного и свет окончательно померкнет для него. Сидящий справа мужчина никак не связан по сюжету с дамой справа от него. С другой стороны, как ни увлекались французские романтики (Жерико, Гро и Делакруа) животной красотой лошадиной «стихии», все же для них лошадь была лишь пьедесталом для человеческого героизма, символом бури и натиска. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Улавливая один какой-нибудь «момент» в движении, Дега претворяет его в четкую арабеску, в ясный силуэт.
Перед ней на столе стоит бокал с абсентом, явно не первый. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. Звезда кабаре «Фоли-Бержер» Эллен Андре отличалась элегантностью в одежде, однако, позируя Дега, она точно передала образ простой женщины.
Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Хотя ощущается похмелье у мужчины. В кратце, что можете сказать.
Вот только. Ее детали протестированы и одобрены медицинскими экспертами. Как завсегдатай кафе, он часто служил связным для художников.
Рецепт доктора Ординера вероятно включал следующие травы: полынь (Artemisia absinthium), анис (Pimpinella anisum) иссоп (Hyssopus officinalis), фенхель, мелиссу (сорт мяты) и некоторое количество кориандра, вероники, ромашки, петрушки и даже шпината. Наш художник отнюдь не «анималист».
Описание Картины Эдгара Дега «абсент»
Дега много занимался скульптурой в фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Не лучше произведение приняли и на выставке в Лондоне (в 1893 году). Оба одеты неряшливо, в особенности мужчина. Перед ним кофейный напиток от похмелья – мазагран в стеклянном стакане.
В середине 1880-х гг. – Вы слыхали. Но чаще всего при имени Дега возникают «сухие мышцы балерин».
Описание картины «Абсент (В кафе)»
Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения.
Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856-1857 рисунок головы баронессы Беллели, 1859), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857). Он предоставлял зрителю вглядеться в те реалии, которые его окружали. Хотя ощущается похмелье у мужчины. Их лица называли шокирующе деградирующими и неотёсанными.
Родился в старинной банкирской семье. Главная страница. Вдоль края газеты Дега поставил свою подпись. Здесь она отсутствует. Так что можно предположить, что действие происходит ранним утром.
Можно было бы предположить, что, как «импрессионист», Дега прибегает к эскизной передаче движения — известно, что в эскизе, незаконченном, расплывчатом, словно тающем в воздухе, гораздо больше жизненности и места для воображения самого зрителя, нежели в четком рисунке. Они специально предлагаются для тех, кто приходит в кафе.
Они имеет вид людей, отрешенных от действительности. Перед ней стоит, видимо, не первый бокал с мутновато-зеленоватым абсентом. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». P. S. Его портрет был также написан Мане в 1875 году.
Один бокал, второй, третий С каждой новой порцией становится легче. Через окно виден уходящий человек. Позади сидящей пары установлено зеркало, обрезанное в характерной для Дега «фотографической» манере.
Это изумрудно-зеленый напиток, очень горький (из-за присутствия абсентина) и вот таким образом традиционно наливаемый через специальную ложечку с сахаром в стакан с водой. Марселен Дебутен как и Дега учился живописи у французского художника Тома Кутюр.
Как завсегдатай кафе, он часто служил связным для художников. Но в картинах молодого испанского художника еще пока не было чувства драмы.
Все таки на ней изображена очень жизненная ситуация знакомая многим. Работ Пабло Пикассо на торгах Sotheby8217s много — целых семь.
Эдгар Дега, автор картины «Абсент» изобразил своих друзей – актрису Эллен Андре (которая в жизни была вполне ухоженной женщиной, служила моделью и Ренуару и Жерве, танцевала в Фоли-Бержер) и художника Марселена Дебутена.
Где то есть даже из серии ЖЗЛ книженция о жизни и творчестве этих художников. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Однако и на этот раз работу Дега назвали вульгарной и восприняли как посягательство на общественные моральные устои, так и не вникнув в суть идеи. Он утверждал что картина должна была называться «La Buveuse dAbsinthe et Marcellin Desboutin» (Любительница абсента и Марселей Дебутен).
Хлопковая биржа в Новом Орлеане 1873г 73х92см Musee des Beaux-Arts, Pau, FranceПо возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Художественное образование получил в парижском коллеже Станислава.
Источник: http://aquareller.com/wdr/201803/kartina-absent-edgara-dega/
Шесть фактов о скандальной картине Дега «Абсент»
На первой же выставке от картины «Абсент» критики не оставили живого места. Мол, художник должен писать на более возвышенные темы, а не показывать унылое пьянство. Полотно выполнено так, словно проходящие мимо люди случайно подглядели за двумя пьющими. Словно мгновение чьей-то неприглядной и спивающейся жизни выставили на обозрение. Не оценили такой ход викторианские консерваторы.
Абсент, Дега, 1876
Спустя шестнадцать лет картину выставили на аукцион, и снова шквал критики. «Абсент» называли «мерзостью», «уродством» и «тошнотой». В этот год, в 1893 картину продали за очень низкую цену.
Сейчас «Абсент» одна из самых известных картин Эдгара Дега. Изначально картина имела другое название и даже не одно. На первой своей выставке полотно называлось «Эскиз французского кафе». Потом Дега сменил название на «Люди в кафе». В народе картину называли «Пьющие абсент», «Стакан абсента» и «Любительница абсента». В итоге в 1893 году Дега дал короткое окончательное название – «Абсент».
Для парочки безнадежных позировали друзья Дега, Эллен Андре и Марселен Дебутен. Эллен была актрисой и натурщицей, девушкой элегантной и утонченной натуры, совсем непохожей на своего персонажа. Она позировала для многих импрессионистов своего времени. Работа с художниками принесла Эллен не малую известность.
Эллен Андре на картине Мане «Парижанка» 1875 год
Художник Марселен Дебутен промотал огромное наследство в Италии и без гроша вернулся в Париж. Жил в небольшой каморке, писал портреты посетителей кафе, регулярно пил и опускался на самое дно.
Марселен Дебутен «Автопортрет»
Перед девушкой стоит бокал абсента, на соседнем столе графин с водой. Абсент, напиток крепкий и его обычно разбавляли. По позе и выражению лица можно сказать, что это уже не первый ее бокал.
Несвежее лицо мужчины явно говорит, что он пил весь день, всю ночь или несколько лет. Перед ним на столе мазарган – коктейль на основе кофе, снимающий похмелье.
Поговаривают, что картина подпортила репутацию Эллен и Марселену.
«Абсент» фрагмент Винсент Ван Гог «Натюрморт с абсентом» 1887 год.
Картину Дега писал в кафе «Новые Афины» — пристанище импрессионистов. Здесь можно было встретить Ренуара, Ван Гога, Мане, Эмиля Золя.
Дебутен был завсегдатаем «Новых Афин», раскладывал на столе курительные трубки и отдыхал каждый вечер с половины девятого до одиннадцати. В 1940-х кафе переименовали в «Сфинкс». Во времена военной оккупации заведение славилось стриптизом.
В 80-х и 90-х из стриптиз-клуба сделали рок-кафе под названием «Новая луна». Снесли кафе в 2004 году.
Кафе «Новые Афины»
Бытует мнение, что Эмиль Золя, увидев «Абсент» вдохновился на написание романа «Западня», седьмой книги из цикла «Ругон Маккары». Судя по содержанию романа все может быть.
Картина «Абсент» хранится в Париже в Музее Орсе.
Подписывайтесь на канал и узнавайте больше об искусстве.Не забывайте комментировать и делиться статьей. Спасибо.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c50a5104d5f1400ad919a43/5cd68579fd8dc600af770f69
Описание картины Эдгара Дега «Абсент»
Описание картины Эдгара Дега «Абсент»
Год создания картины – 1893 .
Сначала она называлась достаточно просто «Люди в кафе». Мы видим изрядно выпившую женщину и определенно трезвого мужчину, которые устроились за столиком. Это друг Дега и популярная актриса. Она была всегда элегантна. Но перед нами предстает абсолютно простая женщина.
Прямо перед ней бокал, в который налит абсент. Заметно, что их было выпито уже немало. Женщина слегка вытянула вперед ноги, безвольно опустила плечи. Она безразлична ко всему. Глаза мужчины полностью налиты кровью.
Прямо перед ним бокал, в который налито чудодейственное средство, помогающее от похмельного состояния – мазагран. Все происходит утром. Рядом мы видим графин, в который налита вода. Абсент разбавляли именно ею. Зритель видит газеты.
Они специально предлагаются для тех, кто приходит в кафе. За сидящей парой видно зеркало. Дега специально его обрезал. Все дело в том, что для него была характерна определенная фотографическая манера. Можно увидеть в нем окно.
Через него в помещение проникает свет зарождающегося утра.
Если мужчина смотрит в сторону, то взгляд женщины направлен строго перед собой. Ей совершенно все безразлично. Дега нарочито сместил фигуры, придав картине некую мимолетность.
Художник хотел ярко продемонстрировать, что человек в современном ему Париже становится все более изолированным. Композиция совершенно непредсказуемая и даже слегка хулиганская.
Многие живописцы посвящали свои картины этой теме, но у Дега получилось нечто особенное.
Это настоящая картина-тайна, которая не столь характерна для Дега. Складывается впечатление, что абсент попросту исказил всю реальность. Он изменил ее до неузнаваемости. Неслучайно автор решил переименовать картину, назвав ее именно «Абсент».
(2 votes, average: 5.00
Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-edgara-dega-absent/
Абсент
Янина БЕЛОШАПКИНА
ЭДГАР ДЕГА В КАФЕ (АБСЕНТ) 1875–1876. Музей Орсе, Париж
Картина «Абсент», безусловно, является одной из самых знаменитых работ Дега, хотя и вызвавшей в свое время бурю негодования среди критиков. «Отвратительно», «тошнотворно», «омерзительно», «вульгарно» — вот лишь малая доля эпитетов, которых удостоилась изображенная на холсте усталая пара, разместившаяся в пустом зале парижского кафе.
Художника упрекали главным образом, как бы это смехотворно ни звучало, в неумении выбрать «возвышенный сюжет» для своего произведения. На аукционе в Лондоне, где «Абсент» был выставлен в 1882 г., его освистали и пустили с молотка за рекордно низкую цену.
Сейчас уже трудно себе представить, что эта вполне невинная бытовая сценка, написанная к тому же с редким изяществом и мастерством, могла быть настолько негативно принята публикой.
Коллекционер гравюр. 1866. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Итак, перед нами уголок кафе «Новые Афины». Освещенные тусклым светом лампы, мужчина и женщина сидят за соседними столиками в пустом зале.
Их фигуры сознательно смещены от центра композиции, что позволяет художнику достичь ощущения мимолетности момента, как будто бы мы, проходя мимо, бросили беглый взгляд в окно, успев заметить край стола с прикрепленной к нему газетой, стаканчик со спичками, графин с водой. Зеркало позади сидящей пары отражает занавешенное окно, сквозь которое струится неверный утренний свет.
Вся картина пронизана настроением безнадежности, безысходности.
Женщина с поникшими плечами и погасшим взглядом, ее спутник с одутловатым и испитым лицом — может быть, они как-то связаны между собой? Впрочем, сейчас им безразлично, кто находится рядом, в их лицах не отражается ничего, кроме апатии и усталости.
Даже колорит картины настраивает на определенный лад — почти монохромный, как будто даже пыльный, он оживляется только неяркими вспышками розоватой кофты героини и бледно-зеленым мерцанием абсента в стоящем перед ней стакане.
Портрет живописца в своей студии. 1878. Музей Калоста Гульбенкиана, Лиссабон
Персонажи картины, равно как и место, где они находятся, были хорошо знакомы современникам Дега. Мужчина — художник и писатель Марселен Дебутен, проживший яркую и бурную жизнь.
Получив огромное наследство, переехал в Италию и поселился на роскошной вилле, затем вернулся в Париж, где в скором времени достиг дна богемной жизни и перебивался изготовлением пейзажей, которые продавал по пять франков за штуку.
Дебутен дружил со многими импрессионистами и частенько позировал для их полотен.
Постоянный посетитель кафе «Гербуа», излюбленного места парижской богемы, он был в курсе всех артистических сплетен и частенько выполнял обязанности «связного» между художниками. Война 1870 г.
на время прервала эти встречи, но вскоре они возобновились — теперь уже в кафе «Новые Афины», выбранном именно Дебутеном. Между прочим, как раз здесь было принято решение устроить независимую выставку в пику жюри официального салона.
Так что ничего удивительного, что действие картины Дега происходит в стенах «Новых Афин». Что касается женщины, то это актриса Эллен Андре, позировавшая и Мане, и Ренуару.
Пожалуй, «Абсент» — одна из лучших картин Дега, прекрасно передающих атмосферу отчужденности человека, его одиночества в большом городе. Мало кому удавалось сделать это с такой достоверностью, но в то же время с таким лиризмом и сочувствием к своим героям.
Источник: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200901006
История одной из самых скандальных картин Лувра
Многочисленные «танцовщицы» Эдгара Дега приводили публику в восторг, «Абсент» едва ли не стоил ему репутации.
Жаль, мы уже не можем зайти и скоротать вечерок в маленьком уютном кафе на площади Пигаль, 9. В конце 19-го века в находившемся там кафе «Новые Афины» собиралась вся богема Парижа. Мане и Ренуар, Матисс и Ван Гог, Писсарро и Сера – многие из них были здесь завсегдатаями. Захаживал сюда и Дега. Именно это кафе он и изобразил на своей скандальной картине «Абсент».
Пьяная усталая пара. Отстраненный мужчина с налитыми кровью глазами и стаканом снимающего похмелье напитка мазагран. Женщина с остановившимся взглядом и опущенными плечами. Легкоузнаваемый для тех времен бледно-зеленый напиток на столе. Явно уже не первый.
Странная смещенная композиция, создающая впечатление случайно подсмотренной сцены. Дега попытался выставить свое полотно в Брайтоне, на выставке 1876 года. Однако картина вызвала шквал возмущений. «Уродливая, вульгарная, пьянство и разврат!» — критики воспылали ненавистью к «Абсенту», да и к самому Дега.
Выставка в Лондоне в 1893-м привела к тому же результату.
Эдгар Дега, автопортрет (1866 г.)
Эдгар Дега, «Абсент» (1876 г.)
К критике Дега отнесся спокойно, утверждая, что только недалекие художники ждут похвалы от людей, которые сами ничего не умеют. Хуже было то, что многие из друзей, с которыми он не раз сиживал в «Новых Афинах» от него отвернулись.
Да и героям картины «Абсент» не принес доброй славы. Мужчина на картине – приятель Дега, художник Марселен Дебутен. Его стали считать горьким пьяницей.
Угрюмая женщина рядом с ним – муза импрессионистов, актриса, звезда кабаре Фоли-Бержер Эллен Андре. После «Абсента» за ней закрепилась репутация женщины легкого поведения, которая не прочь выпить.
«Я была недурна в то время… у меня был шик… Дега меня просто уничтожил!»
Марселен Дебутен
Фоли-Бержер Эллен Андре
Абсент в те времена был больной темой в обществе. Абсентный алкоголизм сражал и достопочтенных буржуа, и рабочих шахт и заводов. Что уж говорить о богеме.
Напиток с экстрактом горькой полыни вызывал галлюцинации, в сопровождении которых было легче творить. «Безумием в бутылке» называл абсент Верлен, «Зеленой феей» — Ван Гог. Поклонниками абсента были Тулуз-Лотрек и Пикассо.
Кстати, даже Тарзан в романах Эдгара Берроуза неизменно появлялся с зеленоватым напитком в руке.
Содержавшийся в абсенте туйон вызывал агрессивное поведение. Общество бурлило. В конце концов, абсент был запрещен. Франция, США, Нидерланды, Бельгия, Швейцария – почти везде он стал абсолютным табу.
Что касается картины, ее, несмотря на критику, приобрел поклонник Дега Генри Хилл. Затем она несколько раз меняла собственников, пока не очутилась в руках графа Исаака де Камондо, который и завещал ее Лувру. Там она находилась с 1911 по 1986 год, а затем переехала в музей д’Орсе.
Сейчас абсент стал вновь вполне легален, правда, содержание в нем галлюциногенного туйона минимально. «Абсент» стал более знаменит, чем все картины изображенного на ней месье Дебутена, да и мадемуазель Андре вошла в историю в роли модели на известной картине, а никак не звезды театральной сцены. Кафе в 2004-м снесено.
У многих художников: Ван Гога, Пикассо, Олива есть своя картина с «абсентом». Но, пожалуй, ни одной из них не досталась такая скандальная, и такая громкая слава, как полотну Дега.
- Виктор Олива, «Пьющий абсент» (1901 г.)
Пабло Пикассо, «Любительница абсента» (1901 г.)
источник
Источник: https://wholeworldmen.ru/blog/43399059594/Istoriya-odnoy-iz-samyih-skandalnyih-kartin-Luvrautm_referrer=mirtesen.ru?nr=1