«избиение младенцев», питер брейгель старший — описание картины

Сюжет картины основан на библейской легенде.

Более двух тысяч лет назад у персидских жрецов-волхвов было пророчество, что скоро будет пришествие Мессии, который придет на Землю, чтобы преобразовать весь человеческий мир и его пришествие будет ознаменовано появлением на небе яркой звезды (кометы).

Когда на небе на востоке появилась новая яркая звезда, они поняли, что пришел Мессия, родился «царь Иудейский». Волхвы собрали дары для Мессии, сели на верблюдов и отправились в путь, следуя за путеводной звездой, чтобы поклониться новому царю и преподнести ему священные дары.

Следуя за звездой, добрались волхвы до Иерусалима и, думая, что Мессия родился здесь, обратились к правителю Ироду с вопросом, где они могут видеть родившегося царя Иудейского, чтобы поклониться ему и преподнести дары, полагая, что Ирод — его родственник.

«Избиение младенцев», Питер Брейгель Старший — описание картины

Так Ирод узнал о рождении Иисуса Христа и понял, что над его властью и троном нависла угроза, но вида не показал. Он сказал, что здесь новый царь не рождался и, попросив сообщить ему, когда они найдут новорожденного царя, чтобы тоже ему поклониться, вежливо выпроводил волхвов из дворца.

  • Посмотрев на небо, волхвы вновь увидели путеводную звезду, ярко горевшую даже днем и отправились за ней дальше.
  • Следуя за звездой, добрались волхвы до Вифлеема и вошли в дом, над которым остановилась звезда.

«Избиение младенцев», Питер Брейгель Старший — описание картины

  1. В доме волхвы увидели Марию с младенцем, поклонились ему и преподнесли дары — золото, ладан и смирну (мирру).
  2. На обратном пути, во время ночевки в пещере, волхвам во сне было откровение, что к царю Ироду со сведениями о Христе возвращаться не стоит и утром они отправились на свою родину другой дорогой.
  3. В Святом Семействе праведному Иосифу тоже было видение. Во сне к нему явился ангел и повелел:

«Избиение младенцев», Питер Брейгель Старший — описание картины «Избиение младенцев», Питер Брейгель Старший — описание картины

Так Иосиф и сделал. Отправился со своим семейством в Египет, неподвластный Ироду.

Не дождавшись возвращения волхвов, царь Ирод пришел в дикую ярость и издал приказ —

«Избиение младенцев», Питер Брейгель Старший — описание картины

Ирод надеялся, что среди этих детей окажется и будет убит Младенец Христос.

Воины выполнили приказ. Было убито около 14 тыс. маленьких детей.

С какой жестокостью это происходило видно на картине.

Эти невинно убиенные младенцы стали первыми мучениками, погибшими за Христа.

Получив известие о смерти ненавистного царя, семейство не стало возвращаться в Израилевы земли, т.к. там стал царствовать Архемай — сын Ирода, а поселилось в Назарете, где Иисус провел свои детские и юношеские годы.

Картина Питера Пауля Рубенса «Избиение младенцев» посвящена не только событию гибели невинных младенцев, но и рождению, приходу на Землю Иисуса Христа — Мессии, совершившего революционный переворот в человеческом сознании, поэтому и пользуется такой популярностью.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2223154-kakomu-sobytiju-posvjaschena-kartina—izbienie-mladencev.html

Очень рождественское искусство: Избиение младенцев

?

Разбавим праздничную ленту, полную ёлочек, зайчиков, снежинок и прочей милоты поистине Высоким Искусством — Брейгелем всяким, Рубенсом, Кранахом, Арчимбольдо. Вот подробности одной из хрестоматийных рождественских историй, где кровища и отрубленные конечности в изобилии, это ж рубрика «омерзительное искусствоведение».

«Избиение младенцев», Питер Брейгель Старший — описание картины

Рассказываю все строго по канону (в изначальном понимании этого слова, а не фандомном; а впрочем…).Итак, историю эту мы знаем из одного из четырех Евангелий — от Матфея. Как-то, в одном далеком-далеком государстве три мудрых адепта светлой стороны Силы, иначе говоря — волхвы, взглянули в небо и увидели, что галактика вращается.

Также они увидели некое удивительное астрономическое явление, то ли комету, то ли сверхновую, аналогичную сверхновой Тихо Браге, то ли соединение Юпитера и Сатурна в знаке Рыб. Толкователи не уверены точно, что волхвы тогда углядели, так что будем именовать сие событие для простоты «вифлеемской звездой», как нас учит великая Википедия.

Рогир ван дер Вейден, «Бладелинский триптих», правая створка. 1450-е

«Избиение младенцев», Питер Брейгель Старший — описание картиныВолхвы эти получили отличное астрологическое образование в своей академии, поэтому сразу же поняли, что возвещает сей знак. Они надели крепкие сапоги, набили рюкзаки подарками и отправились в путешествие в далекую землю. Вместо компаса или навигатора у них была та самая звезда, которая указывала им дорогу — судя по некоторым картинам, вися над землею подобно шаровой молнии.

Сассетта. «Путешествие волхвов», 1430-е

«Избиение младенцев», Питер Брейгель Старший — описание картиныВолхвы прибыли в Святую Землю, которая тогда не была еще «святою» и, поскольку астрологические знаки предвещали рождение нового Мессии-Царя, пошли в царский дворец, руководствуясь понятной логикой. Во дворце о никаком мессии не слышали, царь Ирод очень расстроился своей неосведомленностью. Накормил волхвов, напоил, в баньку сводил, выведал, что на самом деле их путь лежит в городок Вифлеем, где, собственно, и должен быть тот Младенец. Волхвы обещали на обратном пути отчитаться ему об успехе своей миссии, удалось ли найти, повидать. Они действительно нашли в хлеву Марию с Младенцем, подарили ему подарки. Но поскольку посланный Богом ангел им сказал тихим голосом: «не ходите больше к Ироду, не надо», к себе домой они пошли обходной дорогой, не заглядывая в столицу, где Ирод их ждал с новостями в высокой башне, считая дни.

Джеймс Тиссо. «Волхвы в доме Ирода», 1880-е

«Избиение младенцев», Питер Брейгель Старший — описание картиныОн ждал-ждал, ждал-ждал, ронял слёзки.Потом понял, что волхвы его кинули, и очень опечалился. Тут назревал еще политический кризис: как предусмотрительный правитель, Ирод не мог позволить, чтобы всякие там конкуренты рождались без присмотра. Он даже родных сыновей своих того, прирезал, чтобы избежать ненужной конкуренции, а тут какие-то посторонние мальчики в Вифлееме.Но других вводных, кроме географических данных и примерно возраста, у Ирода не было. И поэтому он решил действовать по методу зондеркоммандо, путем массовой зачистки.

Немецкая миниатюра, ок. 1340. Если название «Избиение младенцев», то дальше его не подписываю в иллюстрациях.

«Избиение младенцев», Питер Брейгель Старший — описание картиныИ приказал убить всех мальчиков возрастом до двух лет в означенной географической локации.

Николя Пуссен, 17 век

Источник: https://shakko-kitsune.livejournal.com/1192295.html

Питер Брейгель. Избиение младенцев. | Волшебная сила искусства

            Избиение младенцев — эпизод новозаветной истории, описанный только в Евангелии от Матфея. Вифлеемское избиение младенцев — событие, находящееся в связи с рождением Иисуса Христа.

        Это событие — проявление кровавого деспотизма царя Великого Ирода. Согласно православному преданию в кровавой бойне было убито 14 тысяч младенцев, в других конфессиях это число достигает сорока шести тысяч.

«Избиение младенцев», Питер Брейгель Старший — описание картины

          В картине Брейгеля «Избиении младенцев» изображено нападение на фламандскую деревню испанских солдат. Деревня оцеплена, бежать некуда. Солдаты вламываются в дома, вырывают детей из рук матерей. Брейгель не только знал о расправах, чинимых испанскими войсками в селениях, объявленных еретическими, но и, возможно, бывал свидетелем происходившего.

«Избиение младенцев», Питер Брейгель Старший — описание картины

       Поэтому неслучайно в этой картине солдаты Ирода одеты в испанскую форму, а Вифлеем ассоциируется с нидерландской деревней. Недаром в первых описях, где упоминается это произведение, оно прямо называется «Нападение на деревню».

            В своей книге о жизни знаменитых нидерландских художников Карель ван Мандер на рубеже XVI–XVII веков так написал об этой картине: «На ней показано, как крестьянская семья молит о пощаде кровожадного солдата, готового убить вырванного у них ребёнка, или как мать лишается чувств от отчаяния, и другие такие же очень живо воспроизведённые сцены».

            Факт создания, быть может, первых исторических и одновременно бытовых картин на современный сюжет и появление не только жизненно-конкретных и бытовых, но и общественных, социальных моментов объясняется историческими событиями тех лет: время создания названных работ — время начала нидерландской революции, начала активной борьбы нидерландцев против испанского феодализма и католицизма. Начиная с 1566 года, творчество Брейгеля развивается в самой прямой связи с этими событиями.

ТЕПЕРЬ РАССМОТРИМ КАРТИНУ В ДЕТАЛЯХ.

             На картине «Избиение младенцев» ничто не напоминает о евангельской истории. Действие происходит в хорошо знакомой Брейгелю фламандской деревне, на которую напали солдаты герцога Альбы. Народ на полотне представлен беззащитной, безликой массой, не способной оказать сопротивление вооруженным пиками чужеземным солдатам.     

На заднем плане по мосту идет ещё один всадник, видимо, со своим оруженосцем.         Повсеместно  на всех планах мы видим самое страшное, что может случиться — вооруженные люди вламываются в дома жителей и отбирают младенцев.

Кто-то совещается, кто-то подглядывает в дверную щель

       У кого-то воин уже забрал дитя

                  А вот рыцарь стоит и спокойно мочится на стену дома — для него убийство невинных детей не представляет собой ничего особенного, ежедневная рутина…
Горе в глазах родителей, но никто не вмешивается…

Здесь мать буквально в предобморочном состоянии,

она  пытается убежать, но за ней уже мчится всадник с собакой и воин с мечом

«Избиение младенцев», Питер Брейгель Старший — описание картиныМать горюет над убитым ребенком…

«Избиение младенцев», Питер Брейгель Старший — описание картины    Вот эта сцена очень спорная, но мне почему-то кажется, что по позе более взрослого ребенка (девочки?), умоляющему взгляду отца и его указательному жесту, он предлагает обменять младенца-мальчика на неё (она же отпирается), но воин не поддаётся уговорам — им ведь нужны только мальчики, а мать не понимает, почему?

  • Здесь, как мне кажется, селянин просит местную знать, вернувшуюся с охоты,  заступиться за простолюдинов
  • На этой сцене друзья удерживают отца, убитого горем, от схватки с воиномРодителей запугивают собакойПо указке рыцарей люди выламывают двери и лезут в окна.
  • Здесь, мужчина подсказывает женщине с младенцем, что именно сейчас можно бежать, так как воина на улице нет — он как раз только что вошел в дом.

Жестокая сцена закалывания ребенка прям в руках материЦентральная схема, показывающая место, куда приносят детей и где рыцари копьями их закалывают    За всем за этим наблюдает мужчина с длинной бородой, облачённый в полностью чёрные одежды — Ирод. Он окружён рыцарями-копьеносцами. Тут тоже важна одна особенность — обратите внимание на флаг. Это герб крестоносцев, крест ордена Гроба Господня..Этот человек очень похож на Альбу, короля Филиппа II, которого Брейгель  сравнивает с Иродом. 

Читайте также:  Национальная картинная галерея болоньи

        У Брейгеля есть два варианта картины: один – со страшными сценами убийства младенцев испанцами, вторая – с грабежом в деревни, где младенцы заменены на домашних птиц. Но как ни старался художник замаскировать, в угоду заказчику, кровавые сцены убийств,  из-под домашних птиц видны ручки убитых.

 Источники.

http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-pitera-brejgelya-izbienie-mladencev/

http://cheger.livejournal.com/512017.html

http://smallbay.ru/article/bruegel13.html

http://www.ikleiner.ru/lib/brueghel/brueghel-0024.shtml

Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/5054556

Фреска Джотто «Избиение младенцев» и картина П. Брейгеля «Избиение младенцев в Вифлееме» (описание)

«Избиение младенцев», Питер Брейгель Старший — описание картины
Джотто. Избиение младенцев. 1306—1308 гг. Церковь Капелла дель Арена, Падуя

Ужасную трагедию видим мы на фреске Джотто «Избиение младенцев», находящейся в церкви Капел­ла дель Арена в Падуе. Как страшны лица воинов, пыта­ющихся силой отнять у мате­рей их детей. А количество маленьких трупов продолжа­ет расти. Убитые горем мате­ри пытаются спасти своих де­тей. Мы будто слышим их крик, раздирающий душу и сердце.

Но солдаты безжа­лостны, им чужды человече­ские чувства. Группа жен­щин, стоящих у здания, с мольбой взывает к Ироду. Но тщетно. Спокойно и равно­душно взирает он с балкона дворца на это кровавое злодейство. Решительным жестом один из воинов направля­ет шпагу в младенца на руках одной из матерей.

За его спиной фигура палача в капюшоне, сквозь который мож­но разглядеть ужасающе свирепую личину убийцы.

Ещё более мрачно представлен этот сюжет в картине нидерландского художника Питера Брейгеля «Избие­ние младенцев в Вифлееме». Никогда ещё в мировой живописи события евангельской истории не получали такой прямой и смелой оценки. Художник прибегнул к библейскому сюжету об избиении младенцев не случай­но.

Его многострадальный народ уже много лет нахо­дился под властью и гнётом Испании. Сколько мучений и унижений он претерпел! Библейская легенда о жесто­ком царе Ироде помогла автору добиться высоких худо­жественных обобщений, выразить своё сочувствие по­гибшим, обездоленным и гонимым. Материал с сайта http://worldofschool.ru

«Избиение младенцев», Питер Брейгель Старший — описание картины
П. Брейгель. Избиение младенцев в Вифлееме. Ок. 1566 г. Музеи истории искусств, Вена

Зимний день. Северная нидерландская деревня, в которую ворвались грозные всадники, учинившие же­стокую расправу над мирным населением. На всадни­ках — красные мундиры. (Именно такую одежду носи­ли кавалеристы на испанской службе.) Всюду царит страх.

Люди беззащитны и беспомощны, они мечутся по площади, пытаясь спасти своих детей. Но, окружён­ные всадниками, оказываются в ловушке. Вырваться из неё никак нельзя, запереться и спрятаться в домах — невозможно. Закрытые двери выбивают тараном.

Лишь одной женщине удалось выбраться из ужасного роково­го кольца. Но не надолго. Всадник уже пришпорил ко­ня и устремился за ней в погоню. Прорванный круг бу­дет замкнут. А вот крестьянин, которого заставили вы­бивать дверь в соседнем доме, где укрылись односельчане с детьми.

Покорно выполняет он этот страшный приказ. В глубине, подобно заграждению, застыли закованные в латы всадники с грозно торчащими копьями.

Эта жуткая картина разворачивается на фоне туск­ло-зелёного неба, на котором нет ни единого облачка. Странный, неподвижный воздух, на заднем плане пу­стынная улица, утоптанный лошадиными копытами снег… — поразительные детали, придающие изобра­жению особую достоверность и убедительность.

Да, перед нами вселенская трагедия, пронизанная гневом и отчаянием художника. Картина написана так страстно и смело, что и через четыре века мы в ужасе содрогаемся от увиденного.

На этой странице материал по темам: Вопросы по этому материалу:

Источник: http://WorldOfSchool.ru/iskusstvo/bibliya/novyj-zavet/iisus/izbienie/freska-dzhotto-izbienie-mladencev-i-kartina-p.-brejgelya-izbienie-mladencev-v-vifleeme-opisanie

Избиение младенцев

Пост e_vassa, в миру Е. Вассы, модельера и совладелицы бренда VASSA&Co о «геноциде русского бизнеса», привёл меня к воспоминаниям о картине «Избиение младенцев» Питера Пауэля Рубенса.«Избиение младенцев», Питер Брейгель Старший — описание картиныПетер Пауль Рубенс. Избиение невинных (Избиение младенцев), 1609-11.Холст, масло. Частное собрание, временно в Национальной галерее, Лондон, Англия.Рубенс провел годы 1600-1608 годы в Италии и Испании, где он погрузился в мир классического искусства и искусства Ренессанса. После возвращения в Антверпен, вдохновлённый работами старых Мастеров,он пишет серию картин на религиозные и мифологические темы. В лондонской Национальной галерее выставляется одна из самых дорогих картин в мире — «Избиение невинных», которое описывает известное библейское событие – истребление младенцев царем Иродом. Сообщается, что картина попала в коллекции музея временно по доброй воле ее владельца медиамагната Дэвида Томсона, купившего ее в 2002 году за 49,5 миллионов фунтов на аукционе.

Руководство музея также рассчитывает на то, что эта работа Рубенса будет доступна широкой публике еще в течение трех лет. Спасибо http://www.nearyou.ru/

Здесь поподробнее о купле-продаже этой картины.

Избиение младенцев в Вифлееме

Избиение младенцев в Вифлееме (новозаветные сюжеты в живописи).

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьмаразгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его,от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

Тогда сбылосьрешенное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Роме слышен, плач ирыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибоих нет.

(Мф. 2:16-18)

Умерщвленные Иродом невинные младенцы очень рано сталипочитаться как первые мученики за христианскую веру; они были «крещеныкровью» или, как иначе говорили, «запечатлены». В ОткровенииИоанна Богослова читаем: «И я слышал число запечатленных: запечатленныхбыло сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых». Число,конечно, легендарное. Православная церковь чтит четырнадцать тысяч невинноубиенных в Вифлееме младенцев, и столько же их как пришедших «от великойскорби» будет спасено.Эта евангельская история редко встречается в раннемхристианском искусстве. Но мозаика церкви Санта Мария Маджоре в Риме (V в.) ужеизображает Ирода в нимбе (знак царского величия), сидящего на троне и жестомправой руки отдающего приказ стоящим возле него воинам умертвить младенцев.Один из воинов, обращая лицо к Ироду, уже готов приступить к исполнениюприказания. Толпа женщин с распущенными волосами (знак печали) с детьми наруках ожидает своей участи. Сцена очень спокойная, в духе христианскогоискусства V века. Художник не желает изображать кровавую сцену самого избиения,а даст лишь намек на него.Совершенно по-другому трактуют этот эпизод художникиВозрождения. Все их внимание и усилия направлены на то, чтобы передать возможноярче и драматичнее — порой с леденящими душу подробностями (Маттео диДжованни,особенно картина 1482 года) — само избиение младенцев и отчаяние их матерей.Сцена, как правило, происходит в саду дворца Ирода. Воины, вооруженные мечами,вырывают младенцев из рук сопротивляющихся и горько плачущих матерей. Земляустлана телами убитых младенцев (Маттео ди Джованни). Часто присутствует самИрод — он наблюдает либо с балкона (Джотто), либо со своего трона,установленного на возвышении (Маттео ди Джованни).Убегающая женщина, укрывающая младенца в складкахсвоего платья, -Елисавета, мать Иоанна Крестителя (Джотто, Рени). Изображаяэтот эпизод, художники опирались на рассказ Протоевангелия: «А Елисавета,услышав, что ищут Иоанна, сына ее, взяла его и пошла на гору. И искала места,где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: ГораБога, впусти мать с сыном. И гора раскрылась и впустила их. И свет светил им, иАнгел Господень был вместе с ними, охраняя их».Среди общей сумятицы художники Возрождения нередкоизображают никуда не бегущую, а скорбно сидящую женщину, проливающую слезы надубитым младенцем (Маттео ди Джованни, картина 1488 г.; Никола Пуссен). Этообраз Рахили, упомянутой Матфеем в цитате из Иеремии. Пророчество, поясняет отсебя евангелист, сбылось. Рама — небольшой городок в пределах колена Вениамина.Здесь полководец Навуходоносора Навузардан собрал пленных иудеев, чтобы отвестиих в Вавилон. Очевидец этого события пророк Иеремия изображает его как плачРахили — праматери отводимых в плен, будто на смерть: «Рахиль плачет одетях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет». Матфей жевидит в этом печальном ветхозаветном событии прообраз события другого,новозаветного — избиения младенцев Иродом.Два толкования причины плача Рахили, раскрывающиеглубину трагизма, дает Ефрем Сирии в «Толковании наЧетвероевангелие». Приведем лишь первое. Примечательна уже постановка им вопроса:»Почему же Рахиль плакала о детях своих, так как их не было, то есть небыло там, чтобы умереть за Христа7″ И вот ответ: «Плакала Рахильпотому, что Искупитель не от детей ее родился, хотя Лия есть образ древнегонарода, а Рахиль — образ церкви». Но «неплодная, — говорит пророк, -родила, и у оставленной оказалось более детей, чем у имеющей мужа». Идалее Ефрем Сирии рассуждает: «Плачь, Рахиль, но не тем первым рыданием,каким ты плакала, когда враги (то есть вавилоняне. — A.M.) готовились напасть натвоих детей; плачь о тех детях, которые брошены на улицах, будучи убиты неиноплеменниками, а сынами отца их Иакова». Ефрем Сирин имеет в виду,естественно, что исполнителями зверского распоряжения Ирода, который сам былидумеянином — неважно, что идумеяне после 130 г. до н. э. приняли иудейство, -были, конечно, иудеи. Итак, трагизм этого избиения младенцев усугубляется тем,что совершено оно было их соплеменниками!Ангелы на картинах с этим сюжетом художниковВозрождения часто держат охапки пальмовых ветвей (Гвидо Рени). Онипредназначены невинно убиенным детям как символ мученической смерти. Пальмовыеветки в руках детей на картинах с другими сюжетами идентифицируют детей какумерщвленных в Вифлееме.Значительное влияние на последующие поколения художниковоказала композиция Рафаэля на этот сюжет, особенно после того как она быларастиражирована в гравюре Маркантонио Раймонди. Это влияние чувствуется вкартинах с этим сюжетом Рубенса, Пуссена, Тинторетто. Последний исполнил этотсюжет для религиозного братства Сан Рокко, которое под патронатом этого святоговзяло на себя заботу о жертвах чумы. Выбор сюжета для здания братства былпродиктован убежденностью, что невинно убиенные в Вифлееме младенцы сроднижертвам «черной смерти».Что касается типологических аспектов избиениямладенцев, то они ярче всего раскрылись в «Библии бедных». Иродотсутствует, что, вообще говоря, вытекает из евангельского рассказа: Ирод отдалприказ в Иерусалиме, а избиение младенцев произошло в Вифлееме. Два воина вкольчугах мечами закалывают двух детей, справа изображены две их ма-гери,которые безучастно взирают на происходящее. Притом, что главная сцена по своейэкспрессии довольно слаба, параллели с Ветхим заветом, установленные здесь,интересны, а некоторые даже уникальны. Здесь изображены пророки и царь Соломонс корреспондирующими данному событию текстами. Осия: «Поставляли царейсами, без Меня»; Иеремия: «Голос слышен в Раме, вопль и горькоерыдание»; Давид: «Отмщение за пролитую кровь рабов Твоих»;Соломон: «Как рыкающий лев и голодный медведь, так нечестивый властелиннад бедным народом». На правой стороне Гофолия, мать Охозии, стоит вцарской короне и отдает приказание избить всех сыновей царя; палач исполняетприказание; тут же сестра Охозии с малолетним Иоасом на руках, единственнымспасшимся потомком Давида. Подразумеваемые персонификации таковы: Гофолияолицетворяет Ирода, Иоас — Иисуса Христа. На левой стороне — Саул, в царскомвенце, сидит на троне со скипетром в руке; перед ним Доик убивает священников,давших Давиду священного хлеба. Символика, очевидно, такова: Саул есть Ирод,Давид — Христос, священники — дети, умерщвленные Иродом. Нигде в другихкартинах западных художников эта аналогия не проводится.Возвращение из ЕгиптаПо смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во снеявляется Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и идив землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца иМатерь Его и пришел в землю Израилеву.(Мф. 2:19-21)Хотя этот сюжет редко встречается в западноевропейскойживописи, о нем тем не менее необходимо сказать для полноты характеристики всейтемы.Третье явление ангела Иосифу во сне (третий сонИосифа), когда Святое семейство пребывало в Египте, в живописи можно отличитьот подобного явления в Вифлееме (второй сон Иосифа) по уточняющим надписям,вводимым художниками (порой приводится соответствующая цитата из Евангелия).Еще ряд деталей позволяет легко отличить «возвращение из Египта» от»бегства в Египет». Так, Мария на картинах с этим сюжетом идетпешком, а не едет на осле. Далее, значение имеет возраст Иисуса. «Золотаялегенда», из которой многие художники черпали литературную программу,сообщает, что Святое семейство пробыло в Египте семь лет, и теперь Иисус уже немладенец, а отрок — он идет самостоятельно, а не находится на руках у Марии.Возвращение из Египта завершает цикл сюжетов,повествующих о младенчестве Христа. В них Христос предстает еще бессловесным илишь исполняющим волю своих земных родителей. Чудеса, сотворившиеся при этом,были следствием его воплощения. Мы же по прошествии двух тысячелетий можемпричислить к ним и тот огромный урожай, который собрало мировое изобразительноеискусство, запечатлевшее эти сюжеты.А. Макапар.Для подготовки данной работы были использованы материалы

Читайте также:  Воздвижение креста, питер пауль рубенс - описание картины

с сайта http://www.maykapar.ru/

Источник: https://art-shmart.livejournal.com/9865.html

Описание картины Питера Брейгеля «Избиение младенцев»

Описание картины Питера Брейгеля «Избиение младенцев»

Живописец Брейгель является последним в нидерландской эпохе Возрождения. В своих произведениях по позднесредневековому типу мышления, он демонстрировал глупость и слабость человека.

Питер Брейгель в 1566 году создал следующие произведения: «Проповедь Иоанна Крестителя», «Перепись населения», «Избиение младенцев». В этих произведениях впервые затронулась тема жизни простого народа в общечеловеческом социальном плане.

Картины завораживают осознанием достоверности происходящих событий, а сюжет из Евангелие, служит всего лишь прикрытием.

В произведении «Избиение младенцев» описывается фрагмент исторически значимого события из Нового Завета – вифлеемовский сюжет, связанный с рождением Иисуса. Это событие проявление кровавого деспотизма царя Великого Ирода, занимающего царственный трон незаконно.

На художественном произведении «Избиение младенцев» показана атака испанских солдат на нидерландское поселение. Вломившиеся в здания солдаты отнимают детей от матерей.

Автор произведения, скорее всего, был свидетелем бесчинств войск в якобы еретических поселениях. Именно поэтому солдаты царя Ирода в испанской военной форме, а Вифлеем представлен фламандской деревней. В первейших упоминаниях картину так и называют «Нападение на деревню».

На картине изображено как простонародная деревенская семья умоляет не убивать их ребенка, как мать от беспомощности теряет сознание, и много других животрепещущих моментов. Это произведение Брейгеля является первым, в котором затронута историческая социально-моральная тема одновременно. Это связано с происходящими в Нидерландах в то время событий.

Момент создания произведения совпадает с началом революционной борьбы местных жителей с испанским католицизмом и феодализмом.

С начала революции во всех творческих работах Брейгеля начинают угадываться события того периода времени.

(3 votes, average: 5.00

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-pitera-brejgelya-izbienie-mladencev/

Избиение младенцев

Православная икона «Избиение младенцев»

В число рождественских событий, сопровождающих появление на свет Богочеловека, неизменно входит сцена «Избиение младенцев», поражающая жестокостью и драматизмом, безжалостностью и трагизмом. Согласно православному преданию в кровавой бойне было убито 14 тысяч младенцев, в других конфессиях это число достигает сорока шести тысяч.

В том, и другом случае числа невероятно большие и, конечно, не соответствуют действительности. Они — символ жестокости и расправы с ничем не повинными людьми. Поэтому за выражением «Избиение младенцев» прочно закрепился переносный смысл: убийство невинных.

История избиения младенцев настолько трогательна, что ей посвящено множество картин, потрясающая и трагическая колыбельная неизвестного автора начала XIV века Coventry Carol, которую Вифлеемская мать поёт своему ребенку, зная о его гибели.

Дуччо. Избиение младенцев

Колыбельная считается Рождественским гимном и английской  Рождественской колядкой, исполняемой всегда а-капелла. На нее существует несколько театрализаций. Этой колыбельной заканчивалась передача Би-Би-Си после бомбежки Ковентри в 1940 году, оставившей руины собора.

Люлли, lullay, ты крошечный ребенок,
Пока до свидания, Люлли, lullay.
Люлли, lullay, ты крошечный ребенок,
Пока до свидания, Люлли, lullay.

(Отрывок колыбельной)

Так с самого рождения Иисуса Христа его история сопровождается многочисленными мученическими смертями и жертвами, в числе которых первыми стали Вифлеемские младенцы. Их почитание  началось с первых веков христианства.

Джотто. Избиение младенцев.

Событие избиения младенцев, о котором в Евангелии от Матфея сказано очень скупо всего три стиха в несколько слов, обросло множеством деталей, дополнений и легенд, особенно заметных, если смотреть  библейские иллюстрации, фрески, книжные миниатюры, картины и скульптурные горельефы последовательно — с первых веков до последнего времени.

Существует давно отмеченная тенденция: чем к более раннему периоду относится  композиция или икона, тем меньше в ней деталей и фигур, тем она более лаконична в выборе главных действующих лиц и тем более прозрачен смысл запечатленного события.

Все второстепенные детали, о которых желает поведать иконописец, выносятся в клейма, обрамляющие главное событие или святого. Такова православная традиция. Католическая традиция иконописи пошла другим путем — включения в икону как можно большего числа деталей, которые должны поведать неграмотному человеку все о событии.

Мозаика Санта-Мария Маджоре Рим 432-440. Избиение младенцев. Самое раннее изображение.

Первые изображения Избиения младенцев принадлежат Византийскому периоду христианства и поражают спокойствием, лаконичностью, отсутствием множества фигур и эмоций. В ней только царь Ирод (в нимбе!), отдающий приказ,  воины, готовые его выполнить  и женщины, ожидающие участи своих детей. Это начало трагедии, где еще нет кровавых сцен.

С момента, когда появились апокрифические сказания о Детстве Иисуса, Избиение младенцев превращается в широкую трагическую панораму с множеством жестоких подробностей и сцен.

Это уже не только Ирод,  воины и убитые горем женщины, но и убегающая в горы Елисавета, прячущая свое дитя —  Иоанна Крестителя – от преследователей, а также ее муж, отец Иоанна, Захария, которого убивают за отказ выдать жену и сына в руки палачей.

Икона «Избиение младенцев». Слева — царь Ирод, справа Елисавета с младенцем Иоанном Крестителем, со свитком — пророк Иеремия

Об этом рассказывает Псевдо-Матфей и православное сказание об Избиении младенцев, акцентирующее  внимание на зверствах воинов-палачей, плаче матерей о своих детях:

«Побивались младенцы различно: одних убивали мечем, других разбивали о камни и стены, иных бросали оземь и попирали ногами, душили руками, разрывали и раздирали на части, пронзали, разрубали пополам.

Горько рыдали матери: великий вопль их доходил до небес; они рвали на себе волосы и одежду и терзали себя, так что исполнились слова пророка Иеремии: “Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет” (Иер.31:15; Мф. 2:18).

Концовка текста очень характерна для Евангелия от Матфея, приводящего множество цитат из Ветхого Завета. Параллелей и прообразов новозаветного  Избиения младенцев в Ветхом Завете действительно много.

Это и Авимелех, убивший всех своих братьев и ставший судьей над иудеями, это и Гофолия, прототип Ирода, отдавшая приказ избить всех сыновей царя, от чего спасается единственный потомок царя Давида Иоас, прообраз Иисуса Христа.

Избиение младенцев. Плач Рахили. Роспись ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря, Македония. Ок. 1376 г

Это и история с царем Саулом, приказавшим убить всех священников, давших хлеб с престола царю Давиду во время его бегства от Саула. Саул – прообраз Ирода, Давид – Иисуса Христа, священники – Вифлеемских младенцев.

Ветхий Завет полон такими кровавыми бойнями. Ужас и горе, которые слышны в плаче матерей, трагедия воинов, избивающих своих единоверцев, страх Ирода за свое царское кресло – все это имеет параллели и в наши дни. И далеко за примерами ходить не надо: они рядом.

  • Связь евангельских событий с современностью и политическими реалиями использовал один из лучших художников всех времен и народов — Питер Брейгель Старший.
  • Ему принадлежит целая серия рождественских картин: «Перепись в Вифлееме», «Бегство в Египет», «Поклонение волхвов», «Избиение младенцев».
  • Последняя картина — одна из самых поразительных, в которой под видом евангельской истории Питер Брейгель рассказывает о произволе тогдашних испанских властей, разорявших и убивавших совершенно невинных нидерландцев.

Как всегда у Брейгеля, картина дает широкую панораму крестьянской  жизни фламандской деревни того времени с мельчайшими ее деталями, правдивостью и сдержанностью, глубиной и отстраненностью.  В ней нет  открытых страстей и эмоций, как в картинах «Избиение младенцев» Рафаэля, Пуссена, Матео ди Джованни, Корнелиса ван Хаарлема, Тинторетто или Рубенса.

Читайте также:  Музей кошек в амстердаме

Питер Брейгель Старший. Избиение младенцев. 1565-1566

Здесь все очень сдержанно, спокойно, но драма евангельских младенцев  становится трагедией простых людей. Вот солдатня входит в маленькую деревушку. Олицетворением зла является Черный человек, сидящий на коне впереди всадников с пиками и холодно наблюдающий за сценой избиения.

Этот человек очень похож на Альбу, короля Филиппа II, которого Брейгель  сравнивает с Иродом. Все сцены насилия показаны просто и даже буднично.

Питер Брейгель. Избиение младенцев. Фрагмент с Черным Человеком

Вот один из воинов несет ребенка как мешок зерна, родители уговаривают его оставить младенца, а второй малыш тянет папу назад в дом. На другом конце картины идет штурм дома, в котором хозяева стараются спасти своих детей.

Вот убегающая женщина, прижавшая к себе ребенка, напрасно пытающаяся его спасти. Вот женщина, обезумевшая от горя с убитым младенцем на коленях, спокойно поправляет свои серьги.

А рядом женщина уговаривает солдата не забирать невинного младенца на смерть. Вдалеке среди этой бойни солдат спокойно мочится у стены, не обращая внимания на происходящее вокруг. Боль художника за жителей родной земли чувствуется во всем.

Питер Брейгель. Избиение младенцев. Фрагмент картины

У Брейгеля есть два варианта картины: один – со страшными сценами убийства младенцев испанцами, вторая – с грабежом в деревни, где младенцы заменены на домашних птиц. Но как ни старался художник замаскировать, в угоду заказчику, кровавые сцены убийств,  из-под домашних птиц видны ручки убитых.

Православные иконы со сценами избиения младенцев появились достаточно поздно: в начале XVI века. Они пишутся  в соответствии с определенном каноном, прописывающим, что и как должно быть изображено.

«Святых мученик иже Христа ради избиенных от Ирода в Вифлееме 14 тысящ. Ирод царь седит на престоле, за ним мучители младенцов биют и секут мечи и на копиях подымают пред царем, а жены из загорья видет плачут, простовласы, а за царем град стоит и башни, а у воинов под ногама много младенцов побитых лежат, мертвы в крови»

Православная икона «Избиение младенцев»

В современных вариантах Вифлеемские младенцы-мученики стоят в белых одеждах на кроваво-красном фоне мучеников с золотыми нимбами. Невинные дети причислены к лику святых.

День памяти младенцев в православии совершается одиннадцатого  января двадцать девятого декабря по с.с.), в католичестве — 28 декабря. По старым обычаям этот день считается самым трагическим в церковном календаре. В этот день ничего важного не предпринималось, новых одежд не надевалось, хозяйки не стирали, не стригли ногти и волосы, не убирались и не скреблись.

В Великобритании, например, в этот день нельзя ничего  делать, поскольку он считается «гнусным днём», как для рождений, так  и для свадеб. Считался плохим и день недели, на который выпадал день избиения младенцев.

Маттео ди Джованни. «Избиение младенцев», 1488 год

По этой причине король Англии Эдуарда IV отложил свою коронация, назначенную на  день Избиения младенцев. Король Франции Людовик XI тоже в этот день никакими делами не занимался, ни политическими, ни иными другими. Он очень сердился, если кто-то из окружающих обращался к нему с каким-либо делом.

Этим днем заканчивались празднования, начатые в день святого Николая, приносившего подарки детям. День Избиения младенцев тоже детский день, но  только со знаком минус. Но утренники в этот день все-таки проходили. Это в католичестве. В православной традиции о дне Избиения младенцев мало кто вспоминает, и утренников, конечно, не проводят.

Тина Гай

coded by nessus

Источник: http://sotvori-sebia-sam.ru/izbienie-mladencev/

Описание картины Избиение младенцев в Вифлееме – Питер Брейгель

На картине “Избиение младенцев” ничто не напоминает о евангельской истории. Действие происходит в хорошо знакомой Брейгелю фламандской деревне, на которую напали солдаты герцога Альбы. Народ на полотне представлен беззащитной, безликой массой, не способной оказать сопротивление вооруженным пиками чужеземным солдатам.

Повсеместно на всех планах мы видим самое страшное, что может случиться – вооруженные люди вламываются в дома жителей и отбирают младенцев. Кто-то совещается, кто-то подглядывает в дверную щель. У кого-то воин уже забрал дитя.

А вот рыцарь стоит и спокойно мочится на стену дома – для него убийство невинных детей не представляет собой ничего особенного, ежедневная рутина. Горе в глазах родителей, но никто не вмешивается. Мать пытается убежать, но за ней уже мчится всадник с собакой и воин с мечом А вот женщина горюет над убитым ребенком.

Вот сцена очень спорная, но мне почему-то кажется, что по позе более взрослого ребенка, умоляющему взгляду отца и его указательному жесту, он предлагает обменять младенца-мальчика на нее, но воин не поддается уговорам – им ведь нужны только мальчики, а мать не понимает, почему? Друзья удерживают отца, убитого горем, от схватки с воином.

Селянин просит всадника вернувшегося с охоты, заступиться за простолюдинов, но он ничего не предпринимает. Возле дома мужчина подсказывает женщине с младенцем, что именно сейчас можно бежать, так как воина на улице нет – он как раз только что вошел в дом. В центре мы видим место. куда приносят детей и где рыцари копьями их закалывают.

За всем за этим наблюдает мужчина с длинной бородой, облаченный в полностью черные одежды – Ирод. Он окружен рыцарями-копьеносцами. Тут тоже важна одна особенность – обратите внимание на флаг.

Это герб крестоносцев, крест ордена Гроба Господня..Этот человек очень похож на Альбу, короля Филиппа II, которого Брейгель сравнивает с Иродом.

У Брейгеля есть два варианта картины: один – со страшными сценами убийства младенцев испанцами, вторая – с грабежом в деревни, где младенцы заменены на домашних птиц. Но как ни старался художник замаскировать, в угоду заказчику, кровавые сцены убийств, из-под домашних птиц видны ручки убитых.

(No Ratings Yet) Loading…

Еще картины:

  1. Перепись в Вифлееме – Питер Брейгель Созданная следом за “Временами года”, в 1566 году, картина “Перепись в Вифлееме” на известный библейский сюжет, означала рождение искусства, главной……
  2. Избиение младенцев – Макс Эрнст Коллаж стал самым значительным вкладом Эрнста в формирование эстетики дадаизма. В своих коллажах Эрнст манипулировал узнаваемыми образами, трансформируя их в……
  3. Избиение младенцев – Джотто Одним из главных завоеваний джоттовского искусства можно считать интенсивное развитие в нем качеств максимальной наглядности, позволяющих добиваться исчерпывающей ясности смысла……
  4. Игры детей – Питер Брейгель Картина написана Брейгелем в 1560 году. Сюжетно и композиционно она близка таким произведениям Брейгеля, как “Пословицы” и “Битва Масленицы и……
  5. Детские игры – Питер Брейгель В этой картине действие также происходит в городе. Перед нами городские дома и уходящая вдаль длинная прямая улица. Но город……
  6. Битва Масленицы и Поста – Питер Брейгель Тема картины называется “Перевернутый мир”. Перед нами – площадь средневекового города с церковью, трактиром, домами с островерхими крышами. На первом……
  7. Жатва Лето – Питер Брейгель Известно пять картин Брейгеля, посвященных временам года, и одна из них – находящаяся в музее Метрополитен “Жатва”. Она, как и……
  8. Пасмурный день – Питер Брейгель Живописцам до Брейгеля природа представлялась вечно длящимся летом. Брейгель первым научился передавать смену времен года и связанные с ней перемены……
  9. Аллегория вкуса – Питер Брейгель “Аллегория вкуса” – это роскошное пиршество для глаз. Все, о чем только можно помыслить из области гастрономии: любые напитки и……
  10. Возвращение стада – Питер Брейгель В этой картине художник показал переходный период от осени к зиме. Летом стадо паслось на холмах, и теперь группа людей……
  11. Нидерландские пословицы – Питер Брейгель Обращаясь к национальной традиции, к фольклору и народным пословицам, Брейгель философски переосмысляет их и – подобно Эразму Роттердамскому – создает……
  12. Портрет Деборы Кип c детьми – Питер Рубенс В 1629г. Рубенс, выполняя дипломатическое поручение, провел несколько месяцев в Лондоне. Он, как гость, жил в доме Балтазара Жербье, художника……
  13. Сенокос – Питер Брейгель Картина “Сенокос” из серии пейзажей “Времена года” художника Питера Брейгеля посвящена летним месяцам июню и июлю. Сохраняя всеобъемлющий характер своих……
  14. Слепые – Питер Брейгель Картину “Слепые” Брейгель написал незадолго до смерти. Слепые идут за слепым поводырем; страшны их пустые глазницы на бледных запрокинутых лицах,……
  15. Благоразумие – Питер Брейгель Текст на латинском языке под гравюрой “Благоразумие” гласит: “Если хочешь быть благоразумным, будь предусмотрительным на будущее, продумай в душе, что……
  16. Калеки – Питер Брейгель Самым крупным нидерландским мастером середины XVI века считается Питер Брейгель Старший, прозванный “мужицким”. Происходил он из крестьянской семьи, а о……
  17. Живописец и Покупатель – Питер Брейгель В этом забавном эскизе Брейгель прокомментировал отношения между художником и покупателем. Живописец с кистью в руке пристально смотрит на картину……
  18. Свадебный танец – Питер Брейгель На картине “Свадебный танец” показано веселье, царящее на многолюдной крестьянской свадьбе. Всего на картине можно насчитать 125 человек. Картина написана……
  19. Падение Икара – Питер Брейгель “Падение Икара” – одна из самых известных картин нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего. Это единственная картина, написанная Брейгелем на мифологический……
  20. Шествие на Голгофу – Питер Брейгель У картин Брейгеля есть одна примета, роднящая их с иконами: совмещение временных и пространственных пластов. В работах, подобных представленной, библейские……

Описание картины Избиение младенцев в Вифлееме – Питер Брейгель.

Источник: https://art.goldsoch.info/izbienie-mladencev-v-vifleeme-piter-brejgel/

Ссылка на основную публикацию