Едет как-то Андре Бретон по Парижу на автобусе, думает, как всегда про сюрреализм. Вдруг видит – в витрине офигенная картина выставлена. Он прямо на ходу из автобуса – прыг! И к витрине. А там что-то вроде этого выставлено:
Загадка оракула
Бретон – туда-сюда, что такое, кто автор? Джорджо де Кирико (итал. Giorgio de Chirico, 10 июля 1888, Волос, Греция — 20 ноября 1978, Рим) — итальянский художник, близкий к сюрреализму (Википедия), ему говорят. Бретон прямо обалдел. А через некоторое время Ив Танги тоже на ходу из-за картинки Кирико выпрыгнул. Только, вроде, из трамвая.
А я вот всегда к Кирико спокойно относился, взвешенно. Я дадаизм люблю, поп-арт и концептуализм. А Кирико-то – метафизик, чем, собственно, и прославился.
Путь Кирико в метафизику был прямой, как стрела. Детство, отрочество и юность он провел в Греции – там его папа, железнодорожный инженер-аристократ, строил колею из пункта α в пункт β. Дитя-отрок-юноша Кирико всем организмом активно впитывал древнегреческое культурное наследие. Ну, там, поквоцанный временем храм Посейдона в Пестуме (Южная Италия, V век до н.э.
), Ника безголовая или, скажем, древнегреческие амфоры, которых в Греции даже больше, чем в Новороссийской бухте. А, согласитесь, древнегреческая развалина в форме классической руины – метафизична. Есть в ней какая-то умонепостигаемость и прочая неинтеллигибельность, но, при всем том, своим наличием эта развалина на что-то намекает. На какой-то сверхчувственный смысл.
На закате, особенно.
Когда Кирико повзрослел, его семья – без папы, папа умер – вернулась на родину в Италию. А там тоже кругом классические развалины, и тоже намекают на что-то.
А потом семья переехала в Германию, где Кирико в 1906 поступил в мюнхенскую Академию изобразительных искусств, а Германия, как известно – страна совершенно метафизическая.
Там в то время уже довольно прочно устаканился экспрессионизм, но Кирико не обратил на него внимания – его привлек более ранний символизм, в основном, в варианте прославленного нашими классиками Арнольда Бёклина*.
Арнольд Бёклин. Остров мертвых (1886 г., третий вариант)
Эта фигура в саване, данная со спины, потом будет постоянно появляться у Кирико – очень уж она таинственна.
В 1911 году Кирико приезжает в Париж, где в то время положено было жить всякому художнику, взыскующему новых истин. Но, опять же, на кубизм – самое сильное тогда во Франции течение – он тоже внимания не обратил. Хотя подружился и с Пикассо, и с Дереном, и с их певцом Аполлинером.
Кирико упорно писал пейзажи, напоминавшие оперные декорации, где, среди хорошо ему знакомой классической архитектуры, ничего не происходило, а все пребывало в какой-то вязкой и остраненной нереальности, похожей, при всем при том, на реальность. Короче, пейзажи эти напоминали сон.
Тайна и меланхолия улицы
Аполлинер назвал такое искусство метафизическим, имея в виду, что оно описывает нечто, лежащее за пределами обыденного. В случае с самим Аполлинером это искусство оказалось еще и пророческим. В 1914 году Кирико написал его портрет:
Портрет Гийома Аполлинера
Аполлинер тут – не каменный дядька в пенсне, а силуэт на заднем плане. Видите, там в районе виска есть окружность, которую можно трактовать как мишень.
Так вот, когда Аполлинер во время Первой мировой войны добился права воевать в составе французской армии – а он этого, как иностранец, добивался долго – и попал на передовую, то был ранен осколком снаряда именно в это место.
Так что, когда говорят, что Кирико – визионер, то это верно, по крайней мере, в одном случае.
Кирико и сам попал на войну, но здоровьем оказался слаб и службу проходил в тылу, в Ферраре. Там он встретил одного из главных итальянских футуристов – Карло Карра, поговорил с ним, и сделался Карра тоже метафизиком.
Карло Карра. Зачарованная комната. Метафизическая муза
- Несколько позже к ним присоединились Джорджо Моранди:
Джорджо Моранди. Натюрморт с манекеном
- и Филиппо де Пизис.
Филиппо де Пизис. Археология
- Так сложилось то, что стало называться метафизической школой.
Конечно, метафизика вовсю продолжает символизм. Представление о видимой реальности как о чем-то внешнем, поверхностном, за которым скрыты истинные смыслы бытия – из него.
Представление о том, что мир – это тайна, и что повсюду в нем находятся ключи к разгадке этой тайны – тоже оттуда. И что разгаданная тайна все равно окажется тайной, и этот ряд бесконечен – оттуда же.
И что в мире нет ничего, что бы чего-нибудь да не значило, что все в нем происходит не просто так, а есть указание на скрытые, умонепостигаемые смыслы – тоже из символизма.
Но Кирико был все-таки не поздним эпигоном символизма, а вполне нормальным авангардистом. Поэтому мир у него, в соответствии с одним из сильных авангардистских трендов, совершенно антигуманистичен, в чем можно усмотреть отдаленное влияние экспрессионизма, хотя Кирико его и не заметил.
Только экспрессионизм по поводу этого антигуманизма сильно переживает, а Кирико его бесстрастно констатирует. С экспрессионизмом Кирико роднит, кстати, и то, что первый тоже замешан на символизме. По-авангардистски Кирико работает с красками – они у него яркие и локальные, что можно считать влиянием фовизма.
У него можно даже найти следы синтетического кубизма, когда тело персонажа составляется из геометрических фигур.
Гектор и Андромаха
Самая же главная новация Кирико – это то, что мир абсурден, алогичен и, похоже, бессмыслен. Т.е.
если в символизме мы даже в самых замороченных его произведениях могли хотя бы в общих чертах представить себе, на какие такие загадки и тайны он нам намекает, или хотя бы поверить в то, что эти тайны есть, то здесь главной тайной является наличие тайны.
Вся атмосфера картинок Кирико вроде бы честно, по-символистски, свидетельствует о том, что она — тайна — существует. Но взгляд вслед за линиями перспективы упирается в раскрашенное, как на фотографическом заднике небо, за которым ничего нет.
Пьяцца д'Италия
- Абсурдное сочетание несочетаемых предметов неестественной величины, помещенных в неестественное для них место, сильно намекает на какой-то важный скрытый смысл, но все трактовки оказываются несостоятельными в силу произвольности и многочисленности, а Кирико не дает нам никаких подсказок.
Песнь любви
Одним словом, разум бродит по негостеприимному пространству, залитому резким светом, спотыкается об угольные тени и выхода оттуда не видит: небо – задник, архитектура по краям – декорация, в которую невозможно войти, статуи никакой информации не несут, люди – немые замкнутые фигуры, похожие на статуи, нигде ничего не движется, кругом намеки, но непонятно, на что – полная, короче, безнадега. Чтоб окончательно добить зрителя, Кирико первым стал изображать манекены вместо людей – вроде что-то антропоморфное, но мертвое. Любил он работать на этой границе – живое/мертвое, человеческое/нечеловеческое.
Предсказатель
И, что характерно – изображено все это довольно достоверно.
Конечно, когда всю эту красоту увидели сюрреалисты в начале 20-х гг., они обалдели. Это как раз тогда они из общественного транспорта выскакивали. Но, при всей любви сюрреалистов к Кирико – а он много с ними выставлялся, они покупали его работы и папа Бретон принял его в цех – и при всем его влиянии на них есть между Кирико и сюрреализмом принципиальные различия.
Уже говорилось, что реальность, с которой имеет дело Кирико – это реальность сновидений. Для Кирико сон – это отражение внешнего мира или же указание на него. Для сюрреализма сон – это свидетельство о процессах человеческого бессознательного и проявление самой настоящей, окончательной свободы.
Грубо говоря, разница в подходах та же, что у психоаналитика и гадалки, хотя оба – толкователи снов. Психоаналитик получает из сна информацию о желаниях, фрустрациях, неврозах и т.д. – т.е. о бурной жизни бессознательного пациента. Гадалка находит в сне предсказания о судьбе клиента – т.е.
о человеке в мире. Психоаналитик ищет в снах направления психических потоков, визуализированных в образы т.н. дневных остатков, гадалка занимается чисто литературными сопряжениями – если во сне таракан величиной с корову спел рэп, значит, надо ждать в гости дядю Володю с семьей из Пензы.
Хотя и потоки, и дядя Володя – страшно.
Кроме того, в отличие от бессознательных творческих практик сюрреалистов Кирико сочинял свои картинки совершенно рационально.
Но сюрреалистов привлекла в Кирико достоверность, с которой он эти сны изображал. И сочетание несочетаемого, тоже очень достоверное.
Написав свои знаменитые метафизические картинки, Кирико к концу 1910-х гг. бросил это дело и перешел к неоклассике. За такую измену идеалам Бретон исключил Кирико из сюрреалистов.
Диана, спящая в лесу
Хотя периодически метафизика у него выскакивать продолжала. Фашизм Кирико пережил безболезненно. С одной стороны, работать ему не мешали, с другой – с режимом он не дружил, хотя официальные заказы иногда выполнял. Ничего равного тому, что он сделал за десятилетие между 1910 и 1920 гг.
, он уже не совершил. Он окончательно рассорился с сюрреалистами, которые все, как он считал, вышли из него, а стали гораздо более знамениты. Особенно Дали. Кирико стали забывать.
Он со злостью и завистью писал: «Если бы я умер в 31 год, как Сёра, или в 39, как Аполлинер, меня бы сегодня считали одним из главных живописцев века. Знаете, что говорили бы эти глупые критики?! Что самый великий художник-сюрреалист — это не Дали, не Магритт, не Дельво, а я, Кирико!».
Часто копировал свои знаменитые картинки и продавал как оригиналы. Делал по мотивам тех же метафизических работ скульптуры.
Гектор и Андромаха
В середине 60-х гг. Кирико вдруг вернулся к метафизике. Причем, у него появилась странная абсурдистская ирония.
Возвращение Улисса
Но для того времени это был уже музей.
* «Над пианино висела репродукция с картины Бёклина «Остров мертвых» в раме фантази темно-зеленого полированного дуба, под стеклом. Один угол стекла давно вылетел, и обнаженная часть картины была так отделана мухами, что совершенно сливалась с рамой. Что творилось в этой части острова мертвых — узнать было уже невозможно». И. Ильф, Е. Петров. «Двенадцать стульев». М., 1990, стр. 60.
Вадим Кругликов
Источник: https://adindex.ru/publication/gallery/2012/05/23/90085.phtml
Как разгадать загадки "первого сюрреалиста" | Дарья Турчук
С апреля в Третьяковской галерее проходит первая масштабная выставка итальянского художника Джорджо де Кирико. Если вы собирались на нее пойти, то без предварительной подготовки, скорее всего, вы ничего не поймете!
Связано это с тем, что творчество Кирико очень неординарно и самобытно, он использует в своей живописи много символов, геометрических фигур, образов, и совмещает их, таким образом, каким они не могут быть соединены в повседневной жизни. Кроме того, на выставке представлено мало пояснений к картинам и нет аудиогида.
Прочитав этот пост, вы лучше поймете творчество этого загадочного художника – блеснете знаниями его метафизической живописи.
Джорджо де Кирико в своей студии
Мало кто знает, что Джорджо де Кирико был предвестником сюрреализма. Его метафизическая живопись стала основой для творчества художников-сюрреалистов.
Многие его идеи были позаимствованы такими известными художниками, как Сальвадор Дали, Рене Магритт, Пабло Пикассо и Марк Шагал.
Кирико создал свой выдуманный мир и метафизический язык, с помощью которого он общается со зрителями.
Все творчество де Кирико циклично, в нем много повторяющиеся образов, символов, сюжетов, которые постоянно переплетаются между собой в разных комбинациях. Художник много копировал и переписывал свои работы, используя одни и те же сюжеты.
Произведение искусства должно избегать всех человеческих пределов: логика и здравый смысл будут только мешать
Джорджо де Кирико
Одной из отличительных черт живописи де Кирико – на картинах почти нет живых людей. Манекены и марионетки – это самые узнаваемые персонажи его творчества.
В отличие от сюрреалистов, которые использовали портновские или витринные манекены, де Кирико пишет манекенов для рисования, которые были обязательным атрибутом любой художественной мастерской.
Из-за любви к кукольному театру персонажами полотен часто выступают и марионетки, особую симпатию к которым испытывал художник.
Атмосфера театра всегда завораживала Кирико. На картине «Встревоженные музы» манекены изображены на театральном помосте, а актерами выступают безглавые манекены. Обратите внимание, на изображенные декорации на картине «Дом в доме».
Стоит сказать, что это влечение художника выразилось не только в его живописи, но и на сцене театра. В 30-х годах Кирико работал над созданием декораций и костюмов для «Русских балетов» Сергея Дягилева, которые также вы сможете увидеть на выставке в Третьяковке.
Кстати, благодаря этому увлечению де Кирико знакомится со своей первой женой, русской балериной. Ее увлечение археологией также нашло отражение в творчестве художника.
Де Кирико всегда вдохновляли древние руины, которые он изображал в виде «археологов» – людей-статуй и людей-домов.
Помимо таинственных манекенов и археологов, особое внимание де Кирико уделяет автопортретам. «Я сам самая лучшая модель», – писал он о своих работах. Де Кирико пишет много задумчивых статичных автопортретов, за все свое творчество их насчитывается около двадцати.
Он пишет себя за работой – «Автопортрет в студии», в театральных костюмах эпохи барокко – «Автопортрет в парке». Помимо автопортретов, любимой моделью для де Кирико стала его вторая жена – Изи Паксзвер (кстати говоря, тоже с русскими корнями).
Он писал и в образе античной богини «Диана спит в лесу» и в классической манере «Портрет Изы в черном платье».
Еще одним элементом в искусстве де Кирико были итальянские статуи. Они часто заменяют живых людей. Так, статуя Ариадны в картинах де Кирико – символ грусти и меланхолии. На картине «Вознаграждение предсказателя» статуя спящей Ариадны напоминает надгробие, что навевает мысли о притаившейся радом смерти, что усиливает у зрителя ощущение пустоты и отчаяния.
Как уже упоминалось ранее, де Кирико вдохновлялся не только античной скульптурой, но древнегреческой архитектурой.
Художник родился в греческом Волосе, он с детства впитывал эталонную культуру древних греков и римлян, поэтому в его творчестве много тяжеловесных башен, многоярусных аркад и колонн.
Действия на картинах де Кирико происходят на пустых, будто вымерших площадях.
Площади и фасады церквей на картинах это реальные города: греческий – Волос, итальянские – Турин и Феррара. Заметьте, что на картинах совсем нет движения и жизни. Время остановилось, персонажи картин – как будто застывшие фигуры.Этим художник хочет погрузить зрителя в свою реальность, которая веет одиночеством, меланхолией и тревогой.
Картины де Кирико как будто погружают зрителя в сон. Огромные безлюдные пространства, тени – мотивы таинственных ночных кошмаров. На многих картинах изображено зеленое небо, это дополнительно придает атмосфере драматичности. Эту атмосферу будут копировать позднее и Сальвадор Дали и Рене Магритт.
Часто в сочетании с итальянской скульптурой де Кирико изображает фрукты и овощи, которые связаны в натюрморте с темой бренности. Также, скорее всего, это воспоминания художника о прогулках в Париже.
На парижских улочках того времени часто можно было встретить лотки продавцов с экзотическими фруктами. На картинах «Полуденная меланхолия» и «Время» изображены артишоки – эти овощи были особенно распространены во Франции и Италии.
Особое место в творчестве художника занимает тема путешествий, поездов и вокзалов. Пабло Пикассо восхищенный творчеством Кирико окрестил его “певцом вокзалов”.
Стоит сказать, что эта тема была особенно больной для художника, так как была связана с его отцом. Отец работал инженером на железнодорожной станции, и именно он настоял на том, чтобы де Кирико занимался рисованием.
Его отец из-за болезни рано скончался, что повергло де Кирико в депрессию и отразилось в его искусстве.
Близким к теме путешествий был мотив встреч и прощаний, поэтому де Кирико часто изображал сюжет из древнегреческой мифологии – прощание Гектора с Андромахой перед сражением за Трою.
Трагический момент прощания Гектора с семьей, который уходит на смерть и больше не вернется. Персонажи «Гектор и Андромаха» (1912г.) изображены в виде манекенов без рук и лиц.
В них нет необходимости, настроение и трагедия сюжета ощущается и без этого.
Также распространенный библейский сюжет в творчестве де Кирико – возвращение блудного сына. Этот сюжет часто повторялся у таких именитых мастеров, как Иероним Босх, Альбрехт Дюрер и Рембрандт. Возможно этот сюжет отозвался в душе де Кирико из-за болезненных воспоминаниях об отце.
Де Кирико, как художник, существовал вне исторического и вне временного контекста. Он считал важной связь со старыми мастерами, для него прошлое и настоящее было нераздельно друг от друга. Поэтому он сочетал в своих работах древнюю итальянскую архитектуру и высотные здания своего времени, манекены с механическими деталями были совмещены с античными статуями. Именно поэтому в один из периодов своего творчества он занимался копированием работ Рафаэля, Рембрандта, Энгра, Курбе и других. Рафаэль. Беременная. 1506г. Де Кирико. Беременная. 1920г. Это основные грани творчества де Кирико. Если вы хотите глубже погрузиться в его метафизическое искусство, начните с чтения немецкой философии Ницше, Шопенгауэра и изучения античной культуры. Как писал сам Кирико — «Искусство – это роковой сачок, захватывающий на лету те странные явления, которые вырываются, подобно большим таинственным бабочкам, из повседневной жизни».
Ловите таинственных бабочек и оставляйте комментарии!
Источник: https://dariaturchuk.com/chirico/
Что нужно знать о Джорджо де Кирико перед походом в Третьяковку
На Крымском Валу открылась ретроспектива итальянского художника-метафизика Джорджо де Кирико, и «Афиша Daily» публикует отрывок изданной фондом V-A-C книги итальянского же арт-критика Франческо Бонами «Я тоже так могу», где последний объясняет, почему современное искусство — все-таки искусство
«Орфей — уставший трубадур»
© Джорджо де Кирико
Вряд ли кто-то, глядя на автопортрет Джорджо де Кирико 1945 года, где он изобразил себя обнаженным, скажет: «Какая превосходная физическая форма!» Скорее: «Какая метафизическая форма!» Де Кирико всегда был стариком или преждевременно состарившимся ребенком — и оставался им всю жизнь. И как раз поэтому своим искусством он во многом обогнал время.
Например, изобрел в 1909 году в Милане метафизическую живопись вместе с братом Андреа, взявшим впоследствии псевдоним Альберто Савинио.
Свои картины он называет «загадками» — и действительно пустынные площади, свет заходящего солнца, длинные тени напоминают таинственную, замершую атмосферу середины августа в римском районе Эур.
Архитектура на картинах де Кирико предвещает архитектуру периода фашизма: рациональную, выхолощенную, холодную, словно рассчитанную на безлюдность или на то, чтобы перекочевать в столь же метафизические и таинственные фильмы Микеланджело Антониони.
Однако в отличие от лент последнего, где время пусть очень медленно, но течет, в картинах де Кирико оно словно застыло. Перед ними невозможно заснуть, более того, от их холодной атмосферы у зрителя возникает странное чувство тревоги.
«Послеполуденная меланхолия»
© Джорджо де Кирико
На самом деле метафизика имеет мало общего с живописью. Ее придумал философ Аристотель, чтобы попытаться растолковать нам мир идей, а не историю искусства.
Де Кирико воспользовался этим понятием лишь для того, чтобы решить, может ли картина рассказать о чем-то, что нельзя увидеть, — то есть об идее, которая существует лишь в нашей голове.
«Загадка осеннего дня» (1909), изображающая Флоренцию похожей на Чернобыль через год после аварии, — на самом деле нечто большее, чем просто картина, это скорее состояние души, воспоминание, переживание, меланхолия или что-то, напоминающее титульный лист поэтического сборника Леопарди.
Де Кирико предпочитал изображению реального мира выдуманный. Ровно то же самое он делал в своей жизни: когда ему в ней что-то не нравилось, он просто делал вид, что этого не существует, или придумывал что-то получше.
Например, метафизическую живопись он предпочел датировать 1910 годом, а местом ее рождения обозначил не Милан, а Флоренцию. Де Кирико не любил Милан, который напоминал ему развязную девчонку. Зато обожал Флоренцию и Турин — двух полнеющих синьор среднего возраста.
Позже он найдет воплощение любимых Флоренции и Турина сначала в русской балерине Раисе Гуревич, на которой женится в 1924 году, а затем в Изабелле, Изе, еще одной русской эмигрантке, с которой он познакомился в 1932 году и уже не расставался до конца своей жизни.
Иза была ему не только женой, но и менеджером и матерью, от которой художник зависел, как маленький ребенок. С ней он переехал в Рим, в квартиру на площади Испании, где прожил до самой смерти.
«Послеполуденная меланхолия»
© Джорджо де Кирико
Но перед этим де Кирико, как любой уважающий себя художник начала ХХ века, поехал в Париж, чтобы познакомиться с Пикассо и получить его одобрение, войти в окружение Аполлинера и сюрреалистов, поэтов и художников.
В Париже его работы стали культовыми настолько, что им начали подражать даже такие художники, как Сальвадор Дали. Но когда он решил поменять стиль, то сразу же был изгнан за измену делу сюрреализма главой движения — поэтом Андре Бретоном.
Который, по всей видимости, был к тому же весьма недоволен повышенным интересом парижских интеллектуалов к какому-то итальянцу.
«Внутренняя метафизика с головой Меркурия»
© Джорджо де Кирико
Лучшие работы де Кирико созданы им за десять лет, с 1909 по 1919 год. Потом он действительно начинает стареть, объявив себя антимодернистом, тем самым помимо воли оказавшись предвестником постмодернизма.
Смысл этого непонятного термина, ставшего очень модным в середине 70-х годов, так никто и не смог толком объяснить — кроме того что он дает возможность смешивать понемногу разные стили, создавая произведения не очень хорошего вкуса, китч.
Как и большинство художников, де Кирико был понят с опозданием: его первая выставка открылась в Риме в галерее Bragaglia только в 1919 году.
Но и на ней оказалась продана единственная картина, а Роберто Лонги, одно слово которого в те времена решало судьбу художника, обрушился на него с критикой. На самом деле Лонги не совсем ошибался.
Картины де Кирико начали со временем терять ауру таинственности и слишком смахивать на иллюстрации к «Илиаде», порой напоминая сложные нагромождения.
«Археологи»
© Джорджо де Кирико
В 1935 году он уезжает в Нью-Йорк, где к нему приходит огромный успех и сотрудничество с Vogue и Harperʼs Bazaar. С началом Второй мировой войны возвращается в Европу и принимается писать автопортреты в костюме кавалера XVII века, таким образом вступив в свой «барочный» период и тем самым продемонстрировав то ли незаурядное чувство юмора, то ли ранние признаки слабоумия.
Затем по подсказке супруги художник заводит скверную привычку ставить на картинах фальшивые даты, запутав под конец всех, включая самого себя, и перестав отличать фальшивки от подлинников.
Стал ли он маразматиком или жуликом — мы никогда не узнаем, но когда ему попадалась собственная картина, уже переставшая нравиться, он писал на ней «Подделка» — во избежание недоразумений и тем самымсерьезно подрывая рынок.
Но время все же великодушно, и в 60–70-х годах, несмотря на обращение на рынке большого количества подделок с его подписью, наш великий художник начинает получать знаки внимания, почести, признание.
Его выставляют в престижных музеях. Он опять принимается писать во вновь вошедшем в моду стиле метафизики и создавать ужасные скульптуры из бронзы — обязательный этап для всех известных художников его поколения.
Потеряв глубину, свойственную тайне, и мятежный дух молодости, де Кирико открывает для себя безмятежность старости и незамысловатую радость составления ребусов и шарад. Поэтому живопись последних лет скорее ребус, чем загадка. Его произведениями вдохновятся многие художники последующих поколений, в числе которых трансавангардист Сандро Киа.
И даже Фумито Уэда, создатель PlayStation 2, воздаст должное де Кирико своими играми-бестселлерами Ico и Shadow of Colossus.
Уйдя в затворничество, играя себя самого, единственного персонажа из истории искусства, Джорджо де Кирико умер 20 ноября 1978 года в возрасте девяноста лет.
Его метафизические площади к этому времени уже не будут пустынными: они заполнятся студентами и мобильной полицией. Вместо легкого западного ветерка сгустилась свинцовая тяжесть.
Во времена революционного подъема никому более не нужны ни вневременная задумчивость архитектуры Джорджо де Кирико, ни его манекены.
Источник: https://daily.afisha.ru/brain/5351-chto-nuzhno-znat-o-dzhordzho-de-kiriko-pered-pohodom-v-tretyakovku/
Джорджо де Кирико (10 июля 1888 — 20 ноября 1978) , итальянский художник
Адрес страницы: https://www.calend.ru/persons/662/
Главная страница / Персоны / Джорджо де Кирико
Джорджо де Кирико
Джорджо де Кирико (итал. Giorgio de Chirico) родился 10 июля 1888 года в греческом городе Волос. Его отец был инженером, строившим в Фессалии железную дорогу. Мальчик часто наблюдал процесс строительства, что наложило определённый отпечаток на его живопись: в его картинах часто можно было увидеть пустынные городские площади и железнодорожный состав над которым струится дым.
После смерти отца Джорджо де Кирико переехал в Мюнхен. Там он посещает академию художеств и увлекается символизмом Арнольда Бёклина.
«Ностальгия по бесконечности» (1911)
Картины молодого художника изображают собой ирреальную смесь реальных и воображаемых вещей и пейзажей. Де Кирико увлекается толкованием загадочных символов, снов и галлюцинаций, а также философией Ницше. В 1911 году художник посетил Париж, где познакомился со многими прогрессивными людьми своего времени. Во время Первой мировой войны он возвращается в Италию, где и живёт до конца жизни.
«Пьяцца Италия»
Свои самые значительные произведения, такие как «Ностальгия по бесконечности» (1911), «Красная башня»(1913), «Тайна и меланхолия улиц» (1914) и другие де Кирико создаёт в 1911-1917 годах. В 1915–1919 годах Джорджо де Кирико и Карло Карра выдвинули теоретическое обоснование своего искусства. Отсюда взяло своё начало течение метафизической живописи в итальянском искусстве.
«Тайна и меланхолия улиц» (1914)
Работы прогрессивного художника оказали существенное влияние на формирование сюрреализма. Его влияние заметно в творчестве Макса Эрнста, Ив Танги, Сальвадора Дали.
В 1925 году художник выпустил сюрреалистический роман «Гебдомерос». Впоследствии в его творчестве становится заметно влияние академизма. В 1945 году вдохновитель сюрреализма опубликовал автобиографию «Воспоминания о моей жизни».
Джорджо де Кирико скончался в Риме 20 ноября 1978 года.
Источник: https://www.calend.ru/persons/662/
Арт-уикенд: «вечное возвращение» Джорджо де Кирико. Первая ретроспектива в России / Posta-Magazine — интернет журнал о качестве жизни
Совместный проект XVII Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» и Третьяковской галереи, выставка де Кирико стала первой в России ретроспективой одного из ключевых художников в искусстве XX века.
В 1910 году, созерцая скульптуру Данте на флорентийской площади Санта-Кроче, 22-летний де Кирико, как он вспоминал позднее, испытал странное чувство: «Мне вдруг показалось, будто все окружающее я вижу впервые». Это и было то самое «метафизическое прозрение», определившее вектор всего его творчества.
Джорджо де Кирико. Автопортрет в черном свитере. 1957
Поклонник философских идей Фридриха Ницше, Артура Шопенгауэра и Отто Вейнингера, художник был убежден, что глубинные основы жизни непостигаемы с помощью эмпирического опыта и принадлежат сфере сверхчувственного — параллельному, мистическому миру, который «дано увидеть лишь редким людям в минуты прозрения и метафизической абстракции». Отсюда — загадочность и меланхоличность его картин, наполненных невидимой глазу, гораздо более глубокой жизнью.
Джорджо де Кирико. Послеполуденная меланхолия. 1913
Пустынные площади, одинокие статуи, лишенные лиц манекены, разрезающие пространство тени — образы изобретенной молодым Джорджо де Кирико метафизической живописи не подлежат трактовке и логическому объяснению, их можно только ощутить, потому что они существуют «по ту сторону» вещей.
«Какой смысл в гигантских артишоках посреди безлюдного города?», «Какой смысл в человеческой жизни?» — эти вопросы оказываются равновеликими при взгляде на его полотна. Скептик ответит: да никакого. Но ему как-то не веришь.
А веришь де Кирико, который, вводя в состояние измененного сознания, дает возможность к этому смыслу прикоснуться. Метафизически.
Джорджо де Кирико. Внутренняя метафизика с головой Меркурия. 1969
Хотя в 1920–1930-е годы художник обращается к классической традиции, но появляющиеся в его искусстве образы античности, по сути, также являются проводниками в параллельное измерение, где время развивается нелинейно, в котором герои — гладиаторы, боги греко-римского пантеона и античные философы — не рождаются и не умирают, а лишь немного меняют очертания. Де Кирико писал: «Такая эпоха европейской истории, как наша, несущая в себе громадный вес множества цивилизаций, зрелость множества этапов духовной истории, неизбежно рождает искусство, которое в известном смысле похоже на проникнутое тревогой искусство эпохи мифов». И действительно: если сюрреалисты, предтечей которых считают художника, визуализировали образы индивидуального подсознательного, то его картины — это пространство мифа, объективированный дух европейской истории.
А в этой истории нет прошлого и будущего — точнее, они подобны песочным часам, которые переворачиваются бесчисленное количество раз.
Сформулированная Ницше концепция «вечного возвращения» постоянным мотивом проходит через жизнь и искусство де Кирико, воплощаясь как в художественном диалоге со старыми мастерами от Тициана до Курбе, так и в его интерпретациях античных и библейских сюжетов — возвращения Улисса и возвращения блудного сына.
Джорджо де Кирико. Площадь Италии. 1969
Цикличность присуща и художественным поискам самого де Кирико, который в 1960–1970-х годах вновь обращается к открытиям и «прозрениям» юности, переосмысляя и дополняя новыми деталями излюбленные темы.
В последний период творчества, который принято называть неометафизическим, де Кирико создает версии ранних картин, которые отличает иная композиция, колорит и пластические решения («Итальянские площади», «Метафизические интерьеры», «Трубадуры»).
А это уже чистый постмодернизм, который витает в воздухе и постепенно обретает теоретическое обоснование
в трудах Лиотара и Дерриды.
Однако, вглядываясь в работы Джорджо де Кирико, порой стоит отвлечься от теоретизирования и ненадолго забыть об их философской подоплеке, чтобы в стройной геометрии пространства почувствовать ту самую метафизику вещей и явлений, которую философы облекают в тысячи слов, а художник — не изображает, нет — просто видит.
Источник: http://posta-magazine.ru/culture/giorgio-de-chirico-paintings
Выставка: Джорджо де Кирико
Назвав свое направление творчества метафизической живописью, Кирико отвесил поклон своему немецкому кумиру. Что же это за неведома зверушка – метафизика? «Погружение в некий параллельный магический мир, наполненный событиями, понимание которых неподвластно логике и здравому смыслу. Она предполагает исследование мистических явлений, скрытых за внешним спокойствием и обыденностью», – так на этот вопрос отвечает буклет выставки.
На мой взгляд, грань между сюрреализмом и метафизикой довольно призрачная.
Недаром Кирико был близок кругу сюрреалистов, из которого был со свистом и улюлюканьем изгнан за слишком активный интерес к мастерам прошлого: Рембрандту, Веласкесу, Ватто, Фрагонару, Энгру.
Автопортреты в различных стилистиках демонстрируют это наиболее отчетливо, но художник обращается к былым эпохам и в вольных копиях, и в «вариациях на тему».
Смысл таких живописных цитат в том, что всё циклично, всё повторяется – с одной стороны корни этой идеи уходят в толщу ницшианского трактата «Так говорил Заратустра» («Вечно вращается колесо бытия»).
А с другой стороны, уже набухают почки постмодернизма с его идеей о том, что все мысли уже передуманы, а все чувства перечувствованы («Всё сказано – сколько ни ври»).
Может быть, именно поэтому автор обращается к самым разным стилистикам, приближаясь то к академизму, то к кубизму в духе Пикассо («Метафизический интерьер с головой философа»), то даже чуть ли не к поп-арту («Римлянки»). Человек на картинах Кирико – «конструктор» из разных эпох как, например, на картине «Археологи».
Метафизический интерьер с головой философа
Практически все картины прошиты лейтмотивом античности. Еще бы: художник родился в Греции в итальянской семье, поэтому гипсовая пыль античных скульптур и гекзаметры Гомера буквально витали в воздухе. К слову о Гомере – к нему Кирико тоже обращается не раз. Например, в картине «Возвращение Улисса» Одиссей рассекает веслами океан, который по совместительству является… ковром на полу комнаты.
Возвращение Улисса
Но чаще действие происходит на итальянской площади с удлиненными, как у Дали, тенями скульптур и людей и бесконечными аркадами (все та же тема повторяемости – чувствуете?). Кстати, респект дизайнерам выставки, которые повторили узнаваемую аркаду Кирико в оформлении одной из стен.
Площадь Италии с красной башней
Помимо живописи на выставке представлена скульптура Кирико, театральные костюмы по его эскизам и графика, в том числе иллюстрации к собственному роману «Гебдомерос». Увидеть около сотни работы одного интереснейших художников XX века можно до конца июля, пока они не вернулись в европейские собрания!
Место: Третьяковская галерея. Крымский вал, 10
Даты проведения: 20 апреля — 23 июля
Сайт: https://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/exhibitions/exhibitions7454
Источник: https://paintingrussia.wordpress.com/2017/05/30/vistavka_kiriko/comment-page-1/
Описание картины Итальянские площади на картинах – Джорджо де Кирико
В 1912-1913 годах де Кирико создает несколько полотен, на которых изображены типично итальянские городские площади. В этот период де Кирико пытается философски осмыслить окружающую действительность, его занимают загадки, тайны, мистика.
Живописец обращается к теме античности, для иллюстрации положений ницшеанской философии. На пустынных площадях мастер часто изображает статую Ариадны – символ грусти и меланхолии.
Строго следуя европейской живописной традиции, де Кирико в то же время привносит в свои полотна новые, личные элементы, а также только ему присущие формальные решения. На полотнах статую Ариадны окружают безлюдные галереи. Мотив арки, многократно повторяющийся и переходящий из картины в картину, столь же неотъемлем от системы символов де Кирико, как и образ башни.
Железнодорожный состав с маленьким паровозиком, над которым струится дым, намекает на сюжетную коллизию мифа об Ариадне.
Place d’Italie: Melancholia – Джорджо де кирико В картине “Place d’Italie: Melancholia” композиция выстраивается с помощью теней от архитектурных элементов статуи Ариадны. А насыщенный по тону задний план вновь подчеркнут присутствием поезда.
Этот образ символизирует Тезея, которому влюбленная Ариадна помогла выбраться из Лабиринта с помощью волшебного клубка…
Ариадна безутешна в своей тоске по безвозвратно покинувшему ее возлюбленному.
Горизонтальная полоса уходящего дневного света усугубляет печальный настрой композиции. Place d’Italia – Джорджо де Кирико “Place d’Italia”, созданная годом позже и хранящаяся в Галерее искусств Торонто, отличается от предыдущей работы жизнерадостным, светлым колоритом.
Молчаливая статуя Ариадны – де Кирико В относящейся к этому же периоду картине “Молчаливая статуя Ариадны” активно используется игра света и тени… Художник обращается к новым живописным методам.
Заостренные углы, некоторая схематичность статуи позволяют предположить влияние Пикассо.
Сама композиция тоже нова и необычна – первый план затемнен, как бы нарочито, искусственным образом наложен на фон. Взгляд притягивает эта тень, а потом он как бы проскальзывает в глубину картины к яркому свету.
(No Ratings Yet) Loading…
Еще картины:
- Классические фигуры в комнате – Джорджо де Кирико Интерес, испытываемой де Кирико как к культуре Италии, так и к культуре Греции, определялся самим фактом его рождения. Приметами античного……
- Блудный Сын – Джорджо де Кирико Особенная реальность, складывающаяся из предметов различных очертаний и фактур, производящих впечатления сумбура на фоне пустынных пейзажей, создающих новый метафизический мир,……
- Возвращение Улисса – Джорджо де Кирико То, что сюрреалисты объявили де Кирико своим предтечей, вполне логично. Его “сновидческие” полотна очень близки к сюрреализму. При этом работы……
- Философ и поэт – Джорджо де Кирико Подобные произведения совершенно не поддаются точной интерпретации, хотя рука де Кирико здесь узнается без труда; об его авторстве свидетельствуют несомненные……
- Башня – Джорджо де Кирико Башня, наряду с арками и колоннами, – излюбленный мотив творчества де Кирико, навеянный пристрастиями к античному искусству и архитектуре. Сказалось……
- Наслаждение поэзии – Джорджо де Кирико Это типичнейшая “метафизическая” работа де Кирико, являющая попытку через набор реальных изображений раскрыть “магический” смысл бытия. Городской пейзаж здесь словно……
- Прогулка философа – Джорджо де Кирико “Прогулка философа” – произведение новаторское и неожиданное. Де Кирико изображает в перспективе постамент, на котором расположены гипсовый слепок головы Зевса……
- Восходящее солнце – Джорджо де Кирико Джорджо де Кирико, итальянский художник и теоретик искусства, по праву считающийся одним из предвестников сюрреализма в современной живописи, во второй……
- Автопортрет – Джорджо де Кирико Де Кирико написал несколько портретов своей второй жены, Изабеллы, но, по большому счету, этот жанр его никогда особенно не привлекал…….
- Неопределенность поэта – Джорджо де Кирико В работах периода начала 19 века у де Кирико довольно часто встречаются изображения бананов. Выбор этих образов имеет сексуальную подоплеку,……
- Фрукты в пейзаж – Джорджо де Кирико Картины де Кирико приводят в замешательство даже современного зрителя, искушенного в художественных новациях. Они удивляют не только загадочностью положений, но……
- Археологи – Джорджо де Кирико Мир де Кирико неподвижен, насыщен пустотами и безликими фигурами. Это мир сновидений. Людей заменяют здесь неясные, расплывчатые силуэты. Более того,……
- Жертвоприношение Солнцу – Джорджо де Кирико В последние годы своей жизни де Кирико не уставал экспериментировать в стилистике. В частности, ряду его поздних картин свойственен определенный……
- Детский разум – Джорджо де Кирико Эта необычная картина де Кирико перекликается с другими его “метафизическими” полотнами. У ее персонажа практически отсутствуют брови, заставляя вспомнить о……
- Вокзал Монпарнас – Джорджо де Кирико Эта работа возникла во время первого пребывания де Кирико в Париже летом 1911 года, когда, представив свои работы на Осеннем……
- Метафизический интерьер – Джорджо де Кирико Во время первой мировой войны, в 1917 году, де Кирико служит в госпитале в Вилла дель Семинарио недалеко от Феррары…….
- Гладиаторы – Джорджо де Кирико Со временем гладиаторский цикл претерпевает некую эволюцию. Происходит переход художника к реалистической манере, присущей классической живописи. “Гладиаторы”, созданные в 1936……
- Вид на остров Сан-Джорджо и Джудекку – Франческо Гварди Франческо Гварди возглавил семейную художественную мастерскую после смерти брата. Он начал свой творческий путь с портретов, писал религиозные композиции и……
- Триумф Вакха и Ариадны – Аннибале Карраччи “Триумф Вакха и Ариадны” – центральная потолочная панель знаменитой галереи Фарнезе. Здесь изображена триумфальная свадебная процессия Вакха и Ариадны. Как……
- Натюрморт – Джорджо Моранди Итальянский абстракционист Джорджо Моранди родился, жил и умер в Болонье. В Болонской академии он учился, а затем преподавал. Моранди почти……
Описание картины Итальянские площади на картинах – Джорджо де Кирико.
Источник: https://art.goldsoch.info/italyanskie-ploshhadi-na-kartinax-dzhordzho-de-kiriko/