Искушение св. антония, давид тенирс младший

Главная ~ Картины великих ходожников XV — XX века ~ Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) ~ Тенирс, Давид Младший — Искушение св. Антония
Искушение св. Антония, Давид Тенирс МладшийПолный размер: 1476 х 1089 px. Открыть оригинал  |  Скачать на диск  

Другие картины «Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург)»:

Искушение св. Антония, Давид Тенирс Младший

Тенирс, Давид Младший — Флейтист

Искушение св. Антония, Давид Тенирс Младший

Тенирс, Давид Младший — Караульня

Искушение св. Антония, Давид Тенирс Младший

Тенирс, Давид Младший — Крестьяне, играющие в кости

Искушение св. Антония, Давид Тенирс Младший

Тенирс, Давид Младший — Крестьяне, играющие в шары

Искушение св. Антония, Давид Тенирс Младший

Тенирс, Давид Младший — Крестьянская свадьба

Искушение св. Антония, Давид Тенирс Младший

Тенирс, Давид Младший — Курильщик (2)

Искушение св. Антония, Давид Тенирс Младший

Тенирс, Давид Младший — Курильщик

Искушение св. Антония, Давид Тенирс Младший

Тенирс, Давид Младший — Кухня

Искушение св. Антония, Давид Тенирс Младший

Тенирс, Давид Младший — Обезьяны в кухне

Тенирс, Давид Младший — Сцена в кабачке

Тенирс, Давид Младший — Сцена в кабачке

Тенирс, Давид Младший — Пастушка

Количество просмотров: 57 Количество комментариев: 0

© Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Источник: https://www.beesona.ru/museums/hermitage/16844/

Искушение святого Антония

Искушение св. Антония, Давид Тенирс Младший

Никому не предлагай того, никого не учи тому, что прежде сам не исполнил на деле. Святой Антоний.

Святой Антоний — один из самых известных христианских аскетов и подвижников. Его жизнь для многих была примером великой святости и праведности, которая словно столб света пронизывала светлый образ святого.

За великие духовные подвиги, стойкость и постоянное пребывание в молитве, Бог даровал святому Антонию глубокую мудрость, власть над бесами, прозорливость, и еще много разных даров, благодаря которым Антоний прославился и навсегда вписал свое имя в историю.

Образ святого Антония популярен не только в религии, а и в искусстве: немало знаменитых художников изображали его на своих картинах.

Причем изображали в кульминационный момент жизни – во время тяжелой и героической внутренней борьбы с многочисленными бесами и чертиками (которые, между прочим, в каждом из нас живут, на шее сидят и ногами мотают), картины же назывались: «Искушение святого Антония».

Родился Антоний примерно 250 году в Египте в богатой семье, и когда парню исполнилось 20 лет, умерли оба его родителя, так что он был вынужден взять на себя управление поместьем и уходом за младшей сестрой.

Однако душа его неуклонно стремилась вверх, поэтому Антоний продает свое поместье, раздает деньги бедным, сестру отправляет в монастырь.

(История умалчивает о дальнейшей судьбе сестры) Сам идет в пустыню, где уединяется в пещере, проводя все время за раздумьями о Боге, молитвою и рукоделием (которым зарабатывает себе на жизнь, а заодно и борется с «чертиком скуки»). Местный крестьянин раз в неделю приносит ему еду, в обмен на рукоделие.

Искушение св. Антония, Давид Тенирс Младший

Святой Антоний на картине испанского художника Сурбарана.

Так просто и незамысловато живет Антоний в своей пещере, но чертики не спят, а так и хотят сбить подвижника с его пути к праведности. Тогда начинается великая невидимая брань, где линия фронта с окопами, траншеями и артиллерией проходит внутри нас.

Соблазняли святого Антония сильно и долго, сначала активно досаждал «чертик сожаления», который то и дело напоминал ему про покинутое поместье, тщетно розданные деньги, кучу земных удовольствий, от которых он добровольно отказался, про сестру, брошенную на произвол судьбы и так далее в том же роде. Антоний стоял твердо и непоколебимо в своем намерении духовного совершенствования, злые жалостливые мысли (помыслы) отгонял размышлениями о том, что все покинутое и все нынешние терпения — ничто по сравнению с бесконечными благами, которые уготовал Бог для тех, кто будет служить Ему.

Искушение св. Антония, Давид Тенирс Младший

Так интересно «Искушение святого Антония» изобразил малоизвестный голландский художник Joos van Craesbeeck (Жус Ван Краесбек) На картине в большой голове святого продолжает копошится вся разнообразная суета нашего мира, хотя он и покинул ее (суету) уединившись в пустыне, но она никуда не исчезла из головы, которую мы хотим или нет, а всегда должны носить с собой. И даже в уединении продолжает жить тяга по той мирской суете и всяческими приземленными удовольствиями и развлечениями, к которым мы привыкли в жизни.

В конце «чертик сожаления» таки отступил, а на смену ему пришел другой куда более мощный «чертик сексуальной похоти» или блуда. Численные сексуальные мысли и фантазии с необычайной силой начинают смущать святого и днем и ночью.

Антоний побеждает их постом, молитвой, тяжелым физическим трудом (когда о сексе уже думать совсем сил нет).

По легенде, дьявол неоднократно превращался в красивую сексуальную женщину и являлся к святому Антонию, но тот всегда гнал его (точнее ее) прочь.

Искушение св. Антония, Давид Тенирс Младший

Так «Искушение святого Антония» сексуальными желаниями изобразил бельгийский художник Ропс Фелисьен.

Искушение св. Антония, Давид Тенирс Младший

Или еще такая картина английского художника Джона Чарльза Долмана. (В живописи этот художник прославился иллюстрациями к книге Киплинга «Маугли»).

В конце концов, дьявол, терпя не удачу и с этой стороны, решил пойти на хитрость (а это он прекрасно умеет делать).

Блудные помыслы отступили от святого, дьявол же превратился в чернокожего подростка и явился к Антонию со словами: «Ты победил меня великий святой и подвижник, я — дух блуда и разврата, многих аскетов и подвижников я свел на их пути, но только ты смог поломать мое оружие, и вот я повержен тобою «. Хитрость была в том, что дьявол пытался вызвать у святого гордость (типа вот какой я крутой праведник, победивший даже самого духа блуда). Но Антоний не поддался на провокацию товарища сатаны и ответил темнокожему парню: «Не я тебя победил, а Бог и только Его в этом заслуга. Черным допустил тебя мой Бог появиться ко мне в доказательство черноты злых замыслов твоих и подростком на разоблачения твоего бессилия. Поэтому и достоин ты всякого презрения «.

Дьявол убежал от этих слов словно ошпаренный кипятком. (Кстати, в эту ловушку гордыни попадает немало духовных подвижников, аскетов, всевозможных гуру, которые действительно начинают считать себя великими духовными гуру и сразу – бульк.)

После того как у чертиков не получается соблазнить святого через мысли и помыслы они начинают появляться ему явно в виде страшных уродливых существ, пытаясь посеять страх, и вообще свести Антония с ума. Благодать Божия допускает это для прогресса подвижника, открывая ему тем выход на высшую ступень и одновременно наделяя особой властью над самими духами-искусителями.

Последняя битва святого Антония с темными силами стала источником вдохновения для многих талантливых художников:

Искушение св. Антония, Давид Тенирс Младший

Картина «Искушение святого Антония» немецкого художника Матиаса Грюневальда. В иступленной злости бесы избивают святого, но еще чуть-чуть и святой им покажет, где раки зимуют.

Искушение св. Антония, Давид Тенирс Младший

А эта картина на тему «Искушение святого Антония» вышла из под кисточки гениального художника эпохи ренессанса — Микеланджело Буонарроти. За преданием, однажды, когда святой Антоний вышел из церкви на него налетели многочисленные бесы и подняли его высоко в небо, а потом оттуда бросили вниз.

Искушение св. Антония, Давид Тенирс Младший

А эту очень известную картину нарисовал голландский художник Иероним Босх. (Про него была одна из первых статей на этом сайте) Святой Антоний стоит в центре картины, а многочисленные бесы в виде страшных причудливых существ вертятся вокруг.

Искушение св. Антония, Давид Тенирс Младший

А это уже картина «Искушение святого Антония» более современного последователя Босха — Сальвадора Дали.

После того как святой Антоний победил все дьявольские искушения и ловушки он наконец получил великую духовную власть, мудрость, спокойствие и заслуженно стал одним из крупнейших христианских святых.

P. S. Духи вещают: Долгое время Святой Антоний жил в пустыне в простой пещере. Жить в пещере конечно хорошо и полезно для тех, кто хочет повторить подвиги Антония, а для тех, кто не хочет, можно порекомендовать хорошие статьи о недвижимости, которые помогут найти хорошее жилье по кошельку и комфорту.

Источник: http://waking-up.org/iskusstvo/yskushenye-svyatoho-antonyya/

Читать онлайн Национальный музей западного искусства Токио страница 6. Большая и бесплатная библиотека

Гверчино (Джованни Франческо Барбьери) (1591–1666) Давид с головой Голиафа. Около 1650. Холст, масло. 120,5×102

Джованни Франческо Барбьери по прозвищу Гверчино — один из ярких представителей итальянского академизма, глава болонской Академии (после 1642). Талант мастера формировался под воздействием североитальянских художественных традиций и влиянием Г. Рени. Для работ творца характерны напряженный светотеневой контраст и порывистые, экспрессивные движения.

Полотно «Давид с головой Голиафа» является лучшим образцом болонской школы живописи в коллекции музея. Гверчино изобразил юного Давида в момент, когда он благодарит Бога за помощь в победе над Голиафом. Колорит картины довольно темный, это придает ей некоторую таинственность. Работа пользовалась успехом у современников. Известно, что ученики мастера выполняли с нее копии.

Искушение св. Антония, Давид Тенирс Младший

Якоб ван Рейсдал (около 1628/1629-1682) Пейзаж с дюнами и маленьким водопадом. Без даты. Дерево, масло. 27,5×35,8

Выдающийся мастер голландского пейзажа Якоб ван Рейсдал родился в Харлеме. Он происходил из семьи художника Исаака ван Рейсдала, возможно, под его руководством получил первые уроки живописи, а в дальнейшем, предположительно, учился у своего дяди Саломона ван Рейсдала.

Читайте также:  Скульптура рококо: фото, описание

В начале 1650-х молодой человек вместе с Николосом Питерсом Берхемом совершил путешествие по Рейну и Западной Германии. В 1656, уже после того как его приняли в гильдию Святого Луки в Харлеме (1648), мастер переселился в Амстердам.

Имея художественное образование, Рейсдал также окончил университет, а в 1676 получил степень доктора медицины и стал практикующим хирургом.

«Пейзаж с дюнами и маленьким водопадом» не датирован, но, вероятно, выполнен до переезда живописца в столицу. Именно в ранний период своего творчества он запечатлевал скромные уголки провинциальной природы, скрупулезно прорабатывая каждую деталь.

С большим интересом творец изображал песчаные дюны в окрестностях родного Харлема. Центральную часть картины занимает поросшая травой и деревьями дюна, огибаемая неширокой рекой, образующей на первом плане маленький водопад.

На пологих берегах расположилось небольшое стадо овец, созданное художником обобщенными мазками, которые только намечают животных, не приковывая к ним внимания зрителя.

Наиболее тщательно Рейсдал выписал растительность на первом плане, это придает пейзажу подчеркнутую реалистичностью, притом что дальний план обобщен и тает в легкой дымке. Колорит произведения решен в зеленоголубых тонах, что значительно отличает его от монохромных голландских пейзажей XVII века.

Искушение св. Антония, Давид Тенирс Младший

Давид Тенирс Младший (1610–1690) Искушение святого Антония. Без даты. Холст, масло. 80×110

Художественное образование фламандец Давид Тенирс Младший получил в мастерской своего отца, живописца и торговца картинами Давида Тенирса Старшего.

В 1632 он был принят в антверпенскую гильдию Святого Луки, через пять лет женился на дочери известного творца Яна Брейгеля Старшего Анне (к тому моменту ее отец умер и опекуном девушки выступал Питер Пауль Рубенс).

В 1651 Тенирс стал придворным живописцем и хранителем коллекции картин Леопольда Вильгельма и переехал в Брюссель, где прожил до конца своих дней.

Диапазон тем, в которых он работал, поражает. Художник писал жанровые сцены: деревенские праздники, ярмарки, постоялые дворы; натюрморты, пейзажи, аллегорические, мифологические и религиозные сюжеты, портреты. Такое многообразие можно объяснить стремлением привлечь внимание заказчиков.

На полотне «Искушение святого Антония», созданном, вероятнее всего, в поздний период творчества Тенирса, изображен популярный у мастеров Средневековья и Северного Возрождения сюжет.

История, повествующая о времени, проведенном Антонием в египетской пустыне, изложена в «Золотой легенде», а также в XVI веке была рассказана монахом Э. Фалько. После смерти близких, раздав все имущество бедным, святой удалился в пустыню, где подвергался искушениям дьявола.

Лукавый, испытывая веру отшельника, подсылал ему уродливых приспешников, однако Антоний стоически выдержал нападки бесов, отгоняя их молитвой и крестом.

Художник изобразил святого на фоне античных руин, поросших травой и кустами. Он молится, стоя на коленях перед камнем, на котором размещены распятие, Святое Писание, череп и песочные часы (последние — символ быстротечности бытия).

За спиной седовласого старца находятся уродец, когтистыми руками приобнимающий его, рогатая старуха, указывающая на красивую девушку с птичьими ногами, преподносящую бокал вина. Все это происходит под чудовищную какофонию звуков, производимую бесовским сборищем.

Чудищ мастер представил на фоне прекрасного, безмятежного пейзажа. Полотно лишено монументальности и изобилует множеством деталей.

Искушение св. Антония, Давид Тенирс МладшийИскушение св. Антония, Давид Тенирс Младший

Ян Бот (около 161 8-1652), Корнелис ван Пуленбург (около 1595–1667) Пейзаж с нимфами. Без даты. Холст, масло. 49×60

Один из создателей итальянизирующего направления в голландском пейзаже, Ян Бот занимался не только живописью, но и графикой: рисунком и офортом.

После обучения у своего отца Дирка Бота и в мастерской Абрахама Корнелиса Блумарта он отправился в Италию, где провел около шести лет. Здесь художник работал вместе с братом Андресом, также живописцем.

После его смерти в 1641 Бот вернулся в Утрехт, где и прожил до конца своих дней.

Он был настолько поражен красотой итальянских ландшафтов, что на протяжении всей жизни они оставались главной темой его творчества. Заслуга мастера — привнесение в пейзажную живопись Голландии нюансов освещения, свойственных тому или иному времени суток.

На его полотнах, как правило, изображены античные руины в свете заходящего солнца, а на их фоне — отдыхающие путешественники, пастухи или занимающиеся своими делами крестьяне. В некоторых картинах творца пейзажи населены мифологическими персонажами. Стоит отметить, что работы Бота были очень популярны в Голландии.

Небольшое произведение живописца, хранящееся в коллекции музея, не датировано, но, вероятнее всего, относится к раннему периоду его творчества. Это видно по тщательной прописанности деревьев и растений.

Особую лирическую атмосферу полотну придает яркое голубое небо, эта интонация усиливается обнаженными фигурами на первом плане.

Такой пейзаж, пронизанный солнечным светом, соединенный с мифологическим сюжетом, разительно отличается от традиционно голландских.

Искушение св. Антония, Давид Тенирс Младший

Барталомео Эстебан Мурильо (1617–1682) Святые Хуста и Руфина. Около 1665–1666. Холст, масло. 32×24

Выдающийся испанский живописец золотого века Барталомео Эстебан Мурильо был главой севильской школы.

Он получил образование у Хуана де Кастильо, а затем перебрался в Мадрид, где приобрел поддержку своего земляка, придворного художника Диего Веласкеса.

Однако вскоре мастер вернулся в родную Севилью, там почти безвыездно проработал до конца своих дней. Еще при жизни он получил широкую известность и признание современников.

Большинство полотен Мурильо посвящены религиозным сюжетам, а также жанровым сценам, изображающим нищих детей. В 1665–1666 он много трудился над украшением церквей своего города. Для одной из них художник и создал полотно «Святые Хуста и Руфина», в собрании токийского музея западного искусства находится эскиз для него.

Сестры Хуста и Руфина, жившие в Севилье в конце III века, происходили из знатной семьи. Они рано осиротели и, чтобы честно зарабатывать себе на хлеб, открыли гончарную мастерскую. Когда девушки отказались поклоняться языческим богам, их схватили и подвергли страшным пыткам.

Мастер изобразил сестер стоящими на фоне голубого неба, около их ног намечены глиняные горшки. Фигуры занимают практически все пространство холста. В руках они держат пальмовые ветви и символ города — башню Хиральда, построенную в конце XII столетия.

По одной из легенд, в 1504 Хуста и Руфина спустились с небес, чтобы спасти эту постройку от страшного землетрясения.

Живопись XVIII века

Искушение св. Антония, Давид Тенирс Младший

Робер Гюбер. Воображаемый вид Рима с церковью. 1786

Искушение св. Антония, Давид Тенирс Младший

Источник: https://dom-knig.com/read_188560-6

Читать онлайн "Национальный музей западного искусства Токио" автора Гордеева М. — RuLit — Страница 10

Гверчино (Джованни Франческо Барбьери) (1591–1666) Давид с головой Голиафа. Около 1650. Холст, масло. 120,5×102

Джованни Франческо Барбьери по прозвищу Гверчино — один из ярких представителей итальянского академизма, глава болонской Академии (после 1642). Талант мастера формировался под воздействием североитальянских художественных традиций и влиянием Г. Рени. Для работ творца характерны напряженный светотеневой контраст и порывистые, экспрессивные движения.

Полотно «Давид с головой Голиафа» является лучшим образцом болонской школы живописи в коллекции музея. Гверчино изобразил юного Давида в момент, когда он благодарит Бога за помощь в победе над Голиафом. Колорит картины довольно темный, это придает ей некоторую таинственность. Работа пользовалась успехом у современников. Известно, что ученики мастера выполняли с нее копии.

Якоб ван Рейсдал (около 1628/1629-1682) Пейзаж с дюнами и маленьким водопадом. Без даты. Дерево, масло. 27,5×35,8

Выдающийся мастер голландского пейзажа Якоб ван Рейсдал родился в Харлеме. Он происходил из семьи художника Исаака ван Рейсдала, возможно, под его руководством получил первые уроки живописи, а в дальнейшем, предположительно, учился у своего дяди Саломона ван Рейсдала.

В начале 1650-х молодой человек вместе с Николосом Питерсом Берхемом совершил путешествие по Рейну и Западной Германии. В 1656, уже после того как его приняли в гильдию Святого Луки в Харлеме (1648), мастер переселился в Амстердам.

Имея художественное образование, Рейсдал также окончил университет, а в 1676 получил степень доктора медицины и стал практикующим хирургом.

«Пейзаж с дюнами и маленьким водопадом» не датирован, но, вероятно, выполнен до переезда живописца в столицу. Именно в ранний период своего творчества он запечатлевал скромные уголки провинциальной природы, скрупулезно прорабатывая каждую деталь.

С большим интересом творец изображал песчаные дюны в окрестностях родного Харлема. Центральную часть картины занимает поросшая травой и деревьями дюна, огибаемая неширокой рекой, образующей на первом плане маленький водопад.

На пологих берегах расположилось небольшое стадо овец, созданное художником обобщенными мазками, которые только намечают животных, не приковывая к ним внимания зрителя.

Наиболее тщательно Рейсдал выписал растительность на первом плане, это придает пейзажу подчеркнутую реалистичностью, притом что дальний план обобщен и тает в легкой дымке. Колорит произведения решен в зеленоголубых тонах, что значительно отличает его от монохромных голландских пейзажей XVII века.

Давид Тенирс Младший (1610–1690) Искушение святого Антония. Без даты. Холст, масло. 80×110

Читайте также:  Музей венецианского стекла

Художественное образование фламандец Давид Тенирс Младший получил в мастерской своего отца, живописца и торговца картинами Давида Тенирса Старшего.

В 1632 он был принят в антверпенскую гильдию Святого Луки, через пять лет женился на дочери известного творца Яна Брейгеля Старшего Анне (к тому моменту ее отец умер и опекуном девушки выступал Питер Пауль Рубенс).

В 1651 Тенирс стал придворным живописцем и хранителем коллекции картин Леопольда Вильгельма и переехал в Брюссель, где прожил до конца своих дней.

Диапазон тем, в которых он работал, поражает. Художник писал жанровые сцены: деревенские праздники, ярмарки, постоялые дворы; натюрморты, пейзажи, аллегорические, мифологические и религиозные сюжеты, портреты. Такое многообразие можно объяснить стремлением привлечь внимание заказчиков.

На полотне «Искушение святого Антония», созданном, вероятнее всего, в поздний период творчества Тенирса, изображен популярный у мастеров Средневековья и Северного Возрождения сюжет.

История, повествующая о времени, проведенном Антонием в египетской пустыне, изложена в «Золотой легенде», а также в XVI веке была рассказана монахом Э. Фалько. После смерти близких, раздав все имущество бедным, святой удалился в пустыню, где подвергался искушениям дьявола.

Лукавый, испытывая веру отшельника, подсылал ему уродливых приспешников, однако Антоний стоически выдержал нападки бесов, отгоняя их молитвой и крестом.

Художник изобразил святого на фоне античных руин, поросших травой и кустами. Он молится, стоя на коленях перед камнем, на котором размещены распятие, Святое Писание, череп и песочные часы (последние — символ быстротечности бытия).

За спиной седовласого старца находятся уродец, когтистыми руками приобнимающий его, рогатая старуха, указывающая на красивую девушку с птичьими ногами, преподносящую бокал вина. Все это происходит под чудовищную какофонию звуков, производимую бесовским сборищем.

Чудищ мастер представил на фоне прекрасного, безмятежного пейзажа. Полотно лишено монументальности и изобилует множеством деталей.

Источник: https://www.rulit.me/books/nacionalnyj-muzej-zapadnogo-iskusstva-tokio-read-439030-10.html

"ИСКУШЕНИЕ СВЯТОГО АНТОНИЯ" В КАРТИНАХ ХУДОЖНИКОВ РАЗНЫХ ВЕКОВ

lera_komor

В последнее время необъяснимо усилилась тяга к средневековой живописи и популярным художественным образам, которые визуализируют известные мифические сюжеты. Они привлекали и продолжают привлекать художников до сих пор. В данном контексты мы недавно писали про Вавилонскую башню, например. А сегодня хотелось бы вновь обратиться к сюжету «Искушение святого Антония»

Жак Калло, 1635

Преподобный Антоний Великий — реальный исторический персонаж, живший в эпоху становления христианства в Египте, в III-IV веках от Рождества Христова. Он является раннехристианским монахом-отшельником, постигавшим божественное путем самоотречения и сознательного уединения. Уединялся Антоний в развалинах древнего воинского форпоста в Писпире на берегу Нила.

Он лишь изредка прерывал свой пост для помощи мирянам и поддержки христиан, которые в то время подвергались гонениям, а также оказания посильной помощи в формировании христианства, как религиозной институции.

Известен случай, что, будучи уже в преклонном возрасте, Антоний посещал Александрию где принимал участие в дискуссии с арианами, представителями еретического ответвления христианства. Кроме того, он стал одним из отцов монашеского движения, воплотив образ «идеального отшельника».

Стоит заметить, что скромный образ жизни не повлиял на физическое здоровье Антония, напротив — он обладал отменным здоровьем, что подробно описывает один из отцов Церкви, святитель Афанасий Александрийский в своем агиографическом труде «Жизнь Антония».  

Почил с миром Антоний в возрасте 105 лет. Его гробница была обнаружена стараниями византийского императора Юстиниана, который организовал перезахоронение останков преподобного сперва в Александрии, примерно в 529-м году.

В районе 623-го года его мощи перезахоронили в Константинополе, в 980-м — в альпийском Мот-Сен-Дидье, ныне известном как французская коммуна Сент-Антуан-л'Аббеи. Именно там они и покоятся в 114-килограммовом ковчеге.

При этом, череп святого Антония с 1491-го года хранится в другом месте, в церкви св. Иулиана города Арль.

Питер Брейгель Cтарший, XVI век

Популярность жития преподобного Антония и показательность его деяний способствовали тому, что «Искушение святого Антония» были воплощены на холстах. Многократно.

Авторы изображали историю по-своему, оставаясь в рамках общей идеи, так что их стараниями множество Антониев оказались всячески одолеваемы легионами всевозможных злых духов, олицетворяющих собою соблазны материального мира.

Разумеется, каждый художник стремился воплотить в краске краеугольный камень данного сюжета — стоическую самоотверженность преподобного Антония на пути веры. Многочисленные результаты их трудов, и то не все, представленны ниже.

Стефано ди Джованни Сассетта, 1430-1432

Микеланджело Буонарроти, 1487-1488

Бернардино Паренцано, 1494

Иероним Босх, 1497

Иероним Босх, 1505-1506

Иоахим Патинирб, ок. 1515

Питер Хьюс, 1547

 

Джованни Джироламо Савольдо, 1524

  Паоло Веронезе, 1553 Давид Тенирс Младший, середина XVII века  

Анри Фантен-Латур, вторая половина XIX века

Поль Сезанн, 1867-1869

Доменико Морелли, 1878  

Макс Эрнст, 1945

Сальвадор Дали, 1946

Сергей Шаров, 1969

link

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://lera-komor.livejournal.com/1409380.html

Искушение Святого Антония

Художник Иероним БосхАнтоний Великий — святой отшельник IV века, ставший символическим образом борьбы с искушениями. Отец монашества: первая исторически достоверная личность в истории монашества в египетской пустыне. Его жизнеописание полно рассказов о чудесных извлечениях и изгнаниях бесов, совершенных святым, но вместе с тем в нем приводятся многие разумные изречения практического благочестия. Родился около 251 в Коме близ Ираклеи (Верхний Египет). Умер в возрасте 106 лет, около 356 года. Происходил из благородной и богатой семьи христиан. После смерти родителей в 270 году, когда Антонию было восемнадцать лет, он внезапно пробудился духом, раздал все свое имущество бедным и удалился в египетскую пустыню ради благочестивого жития в молитвах и размышлениях. Вся его последующая жизнь была посвящена самоотречению и духовному подвижничеству: долгие годы он пребывал в полнейшем уединении, сначала в одной из пещерных гробниц, а затем около двадцати лет — в развалинах близ Нила. Здесь он вел жестокую борьбу против собственной плоти и плотских желаний, терзаемый видениями: сначала имевших облик прекрасной женщины, а затем — демонических мучителей.

Обычно Антония изображают бородатым старцем. Как отца монашества (аббат монашеского ордена) он обычно бывает в монашеских клобуке, плаще и рясе. На его одеянии на левом плече нашита синяя (белая) буква Т либо греческая буква «тета». Опирается на костыль (жезл) с Т-образной ручкой — указание на его преклонный возраст. Костыль — традиционная эмблема средневекового монаха, долгом которого было помогать увечным и беспомощным. Колокол (колокольчик) в его руке, либо прикрепленый к костылю. Обычно использовался для изгнания злых духов и считается указанием на искушение Св. Антония и его способность изгонять демонов. Рядом часто изображена свинья — символическое обозначение демона чувственности и ненасытности, указывающее на победу святого над грехом. Кроме того, этих животных в средневековье откармливали монахи-антонианцы ради сала, которое использовалось как средство против антонова огня. Иногда у нее на шее висит колокольчик (В XVII веке свиньям, принадлежавшим приходам братьев Св. Антония, предоставлялось право выпаса на особых угодьях, и колокольчик отличал этих свиней от всех других ). Под ногами может быть пламя — напоминание о его видении пламени ада, убившем все плотские желания.

Микеланджело Буанаротти

Согласно последним исследованиям, эта работа — «Мученичество святого Антония» — была написана в 1487-1488 годах. И если Микеланджело действительно является автором этого шедевра, то он написал его в возрасте 12-13 лет. В исторических источниках упоминается о том, что Микеланджело написал картину с изображением святого Антония. Однако действительно ли это та самая работа с точностью сказать невозможно. Искусствоведы давно знают о том, что Микеланджело действительно написал копию с гравюры с изображением святого Антония работы немецкого художника XV века Мартина Шонгауэра (Martin Schongauer). Один из биографов Микеланджело, Асканио Кондиви (Ascanio Condivi), написал, что молодой художник говорил ему о том, что, работая над картиной, он отправился на местный рынок, чтобы посмотреть, как писать рыбью чешую. Если сравнить работы Микеланджело и Шонгауэра, становится ясно, что Микеланджело не делал точную копию: помимо того что он добавил одному из демонов рыбью чешую, он слегка приподнял голову святого Антония и придал ему более отрешенное выражение лица.

Иероним Босх

Триптих «Искушение святого Антония» — одна из лучших работ зрелого Босха. Еще никогда до Босха во всей европейской живописи не встречалось столь смелой и реалистически точной передачи эффектов освещения.

На заднем плане алтаря пламя пожара выхватывает из мрака опушку леса, красными и желтыми бликами отражается на поверхности реки, отбрасывает багровые отсветы на плотную стену леса.

Читайте также:  Шар улетел, сергей алексеевич лучишкин, 1926

Босх не только мастерски передает эффекты воздушной перспективы, но и создает ощущение воздуха, окрашенного светом. На всех трех створках раскрытого алтаря мы видим демонов, выпущенных на волю.

Здесь уже нет традиционного разделения створок на «Рай» и «Ад», композиция читается целиком, весь мир кишит бесами. Ученые по-разному объясняют значение обличий изображенных монстров, они допускают разные толкования, но их природа Зла несомненна.

Художник достаточно подробно и близко к жизнеописанию рассказывает обо всех мучения Антония.

В левой части триптиха демоны носят старца по воздуху, в правой пытаются отвлечь от медитации картиной непристойной трапезы, в центральной нарядная дама, на бесовскую природу которой намекает длинный шлейф, возможно прикрывающий хвост, проносит рядом с ним чашу с вином. Однако в подавляющем большинстве демоны просто заняты своим делом, — сотворением Зла в этом мире, который весь — искушение.

На левой створке триптиха Св. Антония мы видим просто легион демонов. Их разнообразие и формальная изощренность изображения необычны даже для него. Среди них есть красная рыба на металлических колесах с готической башней на спине, из пасти которой вылезает другая рыба, из которой, в свою очередь, торчит хвост третьей.

Наружность монстров вступает в противоречие со средой их обитания, так, по небу Антония несут демоны в обличье рыб и грызунов. Два монаха и человек, в облике которого некоторые исследователи видят автопортрет Босха, помогают Св. Антонию дойти до кельи после изнурительной битвы с дьяволом, поднявшим его в воздух, — данная сцена изображена выше, на фоне неба.

Антоний и его спутники совершают переход по дощатому мосту (переход, лишенный смысла, как пишут некоторые ученые). Но этот переход — главное, о чем Босх хочет здесь сказать.

Преодолев мост, под которым группа дьяволов, вмерзшая в застывшую реку, читает ложные «псалмы», Антонию и его спутникам предстоит вступить на узкую тропу — возможно, это та самая тропа, пройти которой дано лишь немногим избранным.

На правой створке святой окружен персонификациями разнообразных искушений.

На переднем плане сидящий на земле живот человека, пронзенный непомерно большим кинжалом, а также таинственное действо вокруг стола рядом с ним символизируют грех чревоугодия и, если брать еще шире — сладострастия.

Сатана в образе обнаженной женщины — царицы бесов — под «шатром Венеры» — персонифицирует грех вожделения и прелюбодеяния, а также иллюстрирует сцену искушения из жизнеописания Антония.

Безобразная птица, вцепившись лапами в яйцо, из которого проклюнулись птенцы, сама заглатывает лягушку, вместо того чтобы покормить собственных детей; устрашающего вида птица, обутая в коньки (на бумаге в ее клюве написано — «лень», имеется в виду неусердие в молитвах Богу), — все это по замыслу художника должно иллюстрировать человеческие грехи и искушения, которым подвергается Св. Антоний.

Центральная часть триптиха посвящена победе Св.

Антония, еще окруженного тем не менее всевозможными искушениями: юные красавицы обещают ему радости земной любви, накрытый стол манит своим изобилием… Основной разгул сил преисподней изображен в геометрическом центре створки, где святой, окруженный нечистой силой, оборачивается к зрителю.

Дьявольские козни бессильны заставить Антония отречься от веры, но не оттого, что они слишком слабы: количество демонов убеждает в обратном. Сатане необходимо добровольное согласие, он не только запугивает — он соблазняет, он ищет адские ростки в душе грешника.

Святого Антония окружает группа фантастических персонажей, старающихся вывести его из молитвенного состояния. Особенно выразительна церемония так называемой «черной мессы», разыгрываемая вокруг святого.

Ее участники наделены признаками, обозначающими магию, ересь, алхимию, и кажется, что все они движутся по мановению волшебной палочки человека в цилиндре.

Игроки мечут кости, роскошно одетая дама разыгрывает обряд причащения с сидящей напротив нее «монахиней».

Справа — большой глиняный кувшин с ногами, заменяющий заднюю половину мула, над несуществующей передней половиной которого парит верхом бестелесный крылатый воин с семенем чертополоха вместо головы (чертополох — символ первородного греха).

Слева — рыцарь, с черепом лошади вместо шлема, играющий на лютне. На переднем плане — адская флотилия: рыба-лодка, подобная той, что изображена на левой створке, лодка — безголовая утка и лодочка-скорлупка.

Погребенный внутри утки-гондолы кричащий человек в очках, распятый на парусе остов ската, тоже как будто издающий крик — дырой между сухих плавников…

Триптих Иеронима Босха наглядно раскрывает тему присутствия дьявола в этом мире, демонстрирует исключительную силу и изобретательность его воинства. Св. Антонию удается противостоять воинству Сатаны, через размышления и молитвы старец преодолевает все искушения и приходит к вечному спасению. (автор Доната Баттилотти)

  • Лукас ван Лейден
  • Паоло Веронезе

Пластически ясная проработка фигур в «Искушении святого Антония» Паоло Веронезе сближает эту картину, как и все ранние работы Веронезе, с искусством Высокого Возрождения. Однако внешняя театральность движений персонажей в значительной мере лишает их той внутренней силы, того подлинного величия, которые отличают героев монументальных композиций раннего и Высокого Возрождения от Мазаччо и Кастаньо до «Афинской школы» Рафаэля и потолка Сикстинской капеллы Микеланджело.

В этой композиции, вывезенной французами в Париж в 1797 году во время наполеоновских походов в Италию и с 1803 года экспонируемой в Музее изящных искусств Кана, заметно воздействие произведений Джулио Романо и Микеланджело.

Сопоставим, например, живописную трактовку мускулистого тела демона или мощной фигуры самого святого Антония с так называемым Белъведерским торсом, знаменитой греческой скульптурой, ставшей прообразом многих пластических мотивов Микеланджело.

Однако изящный образ женщины-искусительницы, изображенной в картине у левого края, все еще полон воспоминаний о маньеристическом искусстве Эмилии. (ссылка)

Святой Антоний изображен простертым на земле. Правая рука его судорожно сжимает книгу. Левой он пытается защититься от демона, но Порок в женском обличье своими когтистыми пальцами удерживает руку святого. Рельефная мускулатура демона изображена в типично маньеристской манере.

  1. Питер Хьюс
  2. Фелисьен Ропс
  3. Питер Брейгель старший
  4. Абрахам Блутелинг
  5. Поль Деларош

Сюжет искушения Св. Антония строится вокруг борьбы святого с соблазнами, которые он называл «демонами». Эта тема нашла отражение во многих произведениях искусства и получила две формы: 1) Демоны (часто в облике диких зверей и монстров, терзающих его плоть) одолевают Антония его в келье, поднимают ввысь, но исчезают, как только Бог является ему в ярком свете. 2) Женщины (блудницы) изображаются благодаря присутствию в нем эротических видений и темы распутства, разжигавших фантазию художников. В ранней ренессансной живописи женщины обычно одеты и могут иметь рога как напоминание об их сатанинском происхождении. Начиная с XVI в. они изображаются как правило обнаженными. Антоний прогоняет их крестным знамением или молитвой.

  • Ловис Коринт
  • Дек 03 2013

Сальвадор Дали

Эта картина родилась благодаря Альберту Левину, продюсеру киноленты «Милый друг». Для фильма требовался образ святого, который постоянно подвергался различным искушениям.

Участие в конкурсе принял многие художники и живописцы того времени, а членами жюри являлись выдающиеся деятели искусства и творческая элита. Победу в конкурсе одержал не Сальвадор Дали, а эмигрант из Европы.

Святой Антоний – это отшельник, живший в IV веке. Как известно, его довольно часто мучали кошмарные видения, которые приходили к нему по ночам. Как правило, аскета подвергали мучениям или искушениям грозные демоны или соблазнительные женщины.

Данный сюжет был достаточно популярен в эпоху Средневековья и Ренессанса, затем про образ Святого Антония чуть позабыли и вспомнили снова в середине XX века. Однако Сальвадор Дали представил классический библейский сюжет в своем неповторимом стиле и образе, которым он и отличается от других великих художников.

В этой картине легко прослеживается некое среднее измерение между небом и землей, которое четко проявляется в длинных и тонких ногах слонов. Фигура главного персонажа, Святого Антония, находится в левом углу, а центральное место полотна занимают те самые искушения, которым подвергается отшельник.

Первым в этой веренице является вздыбленный конь, символизирующий чувственное наслаждение и непревзойденную мощь. Далее следуют слоны на тонких и длинных ногах: у первого на спине чаша Желания с обнаженной фигурой женщины, у второго – обелиск, а у последних на спинах находится архитектурная композиция в стиле Палладио.

На заднем плане картины «Искушение Святого Антония» виднеется Эскориал, который является символом гармоничного сочетания духовного и мирского порядка.

Именно с этой картины, по мнению многих исследователей и экспертов, берет начало новая ветвь творчества великого художника, Сальвадора Дали. Это направление является синтезом трех элементов: спиритуализма, классической живописи и атомной эры.

Источник: https://alindomik.livejournal.com/4804463.html

Ссылка на основную публикацию