Серов В. Император Петр II с цесаревной Елизаветой Петровной выезжают верхом из с. Измайлова осенью на псовою охоту. 1900 г.
В 1720-х гг. протекавшую через Зверинец речку Кузьминку (р. Киока) перегородили мельничной плотиной, при которой устроили мельничный и житный амбары. В результате этих работ образовался Звериночный пруд с причудливой береговой линией.
В 1728 г. резиденция, перешедшая во владение к Елизавете Петровне, представляла собой настолько глухое место, что цесаревна сочла необходимым купить ружья для прислуги, поскольку вокруг бродило непуганое зверье.
Поскольку Елизавете Петровне в царствование Анны Иоанновны денег катастрофически не хватало, ее Царскосельские угодья постепенно приходили в упадок. Но в 1739 г.
цесаревна изыскала средства, и 8 июля последовало распоряжение, чтобы «наряд для лесной и плотницкой работы в Село Царское крестьян из ближайших, кроме окрестностей Царскосельских, дворцовых Ея высочества волостей для нового обгорожения зверинца и сада; поскольку прежняя горотьба вся оказалась ветха и гнила».
Когда в 1741 г. цесаревна превратилась в императрицу Елизавету Петровну, она начала постепенно обустраивать свое Царское Село. В числе прочего во второй половине 1740-х гг. было запланировано устройство регулярного сада, носившего вплоть до конца XVIII в. именование «Верхний сад».
Поскольку планируемый Верхний сад вплотную примыкал к Зверинцу, то их изначально следует рассматривать в неразрывной связи, учитывая, что уже при Екатерине II Зверинец стал постепенно преображаться в пейзажный парк, а регулярная основа Верхнего сада сохраняется по настоящее время. Собственно Верхний сад, названный так в противовес Нижнему саду у нынешнего Екатерининского дворца, начали обустраивать во второй половине 1740-х гг.
Лансере Е. Е. Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе. 1905 г.
Во-первых, привели в порядок сам Зверинец, который являлся привычной площадкой досуга придворных. В 1749 г. в центре Зверинца началось строительство роскошно декорированного павильона Монбижу (от фр. mon bijou – моя драгоценность; арх. С. И. Чевакинский и Ф.-Б. Растрелли), блестящего образчика елизаветинского барокко, который на многие годы стал композиционным центром этой части парка.
В 1752–1756 гг., по проекту арх. Ф.-Б. Растрелли, Зверинец обнесли кирпичной стеной высотой в 4,5 аршина (чуть больше 3 м). Посредине трех стен, как и ранее, устроили ворота. По четырем углам Зверинца возвели бастионы (инж. П. Островский), на которых соорудили беседки-люстгаузы. От дворца, который для Елизаветы Петровны начал строить Ф.
-Б. Растрелли, до Монбижу проложили широкую липовую аллею, которая проходила через Верхний сад. После завершения строительства «яхт-камеру» Монбижу (т. е. центральный охотничий зал) украсили картинами, написанными немецким художником Иоганном Фридрихом Гроотом (всего 43 картины). В 1755 г. в юго-западном углу зверинца построили церковь.
План Царского Села. Фрагмент с регулярным Верхним садом и Зверинцем. Арх. Ф.-Б. Растрелли. 1750-е гг.
Во-вторых, в конце 1740-х гг. решили крайне острую проблему водоснабжения резиденции. Для этого прорыли Виттоловский канал (в 1748–1749 гг.), начинавшийся от ключей близ деревни Большое Виттолово.
Из Виттоловского канала, частью которого была р. Кузьминка, вода стала поступать и в каналы будущего Александровского парка. В январе 1750 г.
через Кузьминский ручей «на дороге в Пулковскую мызу подле Зверинца» был построен «безопасный деревянный мост».
Проект яхт-гауза Монбеж. Арх. Ф.-Б. Растрелли
Бенуа А., Лансере Е. Приезд Императрицы Елисаветы Петровны рано утром с тетеревиных токов в «Монбеж»
Одна из картин И.-Ф. Гроота, написанная для Монбижу
Махаев М. Охотничий павильон в Царском Селе. 1754–1755 гг.
Источник: https://dom-knig.com/read_189974-2
Вигилиус Эриксен. Портрет Елизаветы Петровны
- Великая Петрова дщерь Щедроты отчи превышает, Довольство муз усугубляет И к счастью отверзает дверь.
- Михаил Ломоносов
Портрет императрицы Елизаветы Петровны Вигилиус Эриксен 1757 год Холст, масло
- ГМЗ Царское Село
- Вигилиус Эриксен (1722—1782) – датчанин на службе русского двора
Художник Вигилиус Эриксен родился в Дании, учился живописи в Копенгагене, в начале и конце творческого пути жил на родине, но свои лучшие произведения ему было суждено написать в России. С 1766 года при Екатерине Великой Эриксен занимал должность придворного живописца, создавая искусные портреты, как самой императрицы, так и представителей русской знати. И хотя картины этого мастера стоили очень дорого, да и сам он был в большом почете при дворе, но жить в России вечно, по всей видимости, не собирался, и поэтому в 1772 году отчалил на родину. А приехал Вигилиус Эриксен в Петербург за пятнадцать лет до того, еще в бытность Елизаветы Петровны, в 1757 году, и в тот же год написал портрет прекраснейшей из всех императриц.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Эскиз Вигилиус Эриксен около 1758 года Холст, масло
- Государственный Эрмитаж
- Портрет Елизаветы Петровны (1757) в собрании ГМЗ «Царское Село»
Один из современников по имени Якоб Штелин рассказывает любопытную историю создания этого портрета, согласно которой Эриксен в 1757 году присутствовал на публичном обеде в честь кавалеров ордена Андрея Первозванного, где и увидел императрицу.
Далее «он встал напротив, долго смотрел на ее величество, и дома тотчас набросал портрет, который имел большое сходство». Очевидец также сообщает, что «позднее портрет забрали ко двору и вернули обратно со словами, что ее величество однажды хотела бы видеть художника для завершения последнего».
Таким образом, получается, что Эриксен набросал всего лишь эскиз, который чрезвычайно понравился императрице, и она дала художнику позднее несколько сеансов.
Получившийся в итоге портрет находится сегодня в собрании Государственного Музея-Заповедника «Царское Село» и является единственным прижизненным изображением Елизаветы в коллекции музея.
Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе Е. Е. Лансере 1905 год Бумага на картоне, гуашь
- Государственная Третьяковская Галерея
- Елизавета I (1709—1761) – «Великая Петрова дщерь»
Елизавета родилась в год Полтавской победы – 1709, и была она дочерью Петра Великого и Марты Скавронской (впоследствии императрицы Екатерины I).
Уже с детства она отличалась особенной красотой, и ей прочили замужество за французским королем Людовиком XV, однако тот факт, что цесаревна родилась до официального брака родителей, очень сильно смущал династию Бурбонов, да и не знали они тогда, что судьба уготовила Елизавете гораздо лучшую долю – самодержицы всероссийской. После смерти Петра Великого и чехарды довольно слабых и непопулярных правителей, восшествие ее на престол в 1741 году было связано с определенными надеждами на продолжение политики ее прославленного родителя, и надо сказать, что надежды эти Елизавета не обманула. Ей было 32 года, когда она оказалась у власти, и ее женская привлекательность, грациозность и жизнерадостность по-прежнему оставались при ней.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Эскиз Вигилиус Эриксен около 1758 года Холст, масло
- Государственный Эрмитаж
- «Своенравная русская барыня…, не спускавшая глаз с самой себя»
Так иронично и метко характеризует личность Елизаветы историк Ключевский, хотя в его остроумных оценках есть некоторая доля предвзятости.
Да, «прекрасная Елисавет» слыла прожигательницей жизни, любительницей нарядов, искусницей в танцах, но она была далеко не глупа, имела проницательный ум, и все решения, касающиеся интересов государства, принимала чрезвычайно осторожно. Елизавета была вовсе не так проста и легкомысленна, какой хотела иногда казаться.
Но рассуждать обо всем этом, находясь у портрета Эриксена, нам не приходится, поскольку художник создает не столько изображение правительницы огромной империи, сколько образ красивой и утонченной женщины.
Портрет полупарадный, и здесь нет того огромного набора регалий, который присущ парадным изображениям, но зато отсутствие лишнего официоза сообщает ему некоторую теплоту и задушевность. Императрица усыпана бриллиантами, но меру в них она знает – чувство стиля и элегантности всегда при ней.
Малая корона на голове, серьги, звезда и знак ордена Андрея Первозванного – все это создает драгоценную огранку ее красоте.
Декольте императрицы украшает так называемый пластрон – ювелирное изделие тончайшей работы модного в то время мастера Иеремии Позье. Роскошь и богатство тканей можно оценить, глядя на одно из платьев Елизаветы, коих было у нее превеликое множество.
В руках она изящно держит веер, разворот фигуры грациозен, кожа бела, на щеках легкий румянец, лента в волосах подобрана к цвету глаз – иными словами, все в этом портрете говорит о той изысканности и утонченности, которую так часто подчеркивают в Елизавете ее современники.
Эриксен, безусловно, не психолог, но он наблюдателен, и он воспевает все то лучшее, что есть в его модели. Конечно, такой портрет не мог не понравиться 47-летней моднице-императрице.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны (фрагмент) Вигилиус Эриксен 1757 год Холст, масло
- ГМЗ Царское Село
- Секреты волшебной кисти
Оценив особенности внешнего облика Елизаветы Петровны, стоит теперь обратить внимание, какими же средствами художник создает этот образ, тем более что с живописной точки зрения портрет выполнен на самом высоком профессиональном уровне.
Весь этот блеск драгоценных камней, фактура роскошных тканей, тончайшие переливы муаровой ленты написаны очень легко, виртуозно и, главное, эмоционально. Складки платья Эриксен дает сочными широкими мазками, в то время как тончайшее кружево кажется полупрозрачным благодаря легким и едва заметным прикосновениям кисти.
Считается, что именно манера Эриксена и его высокая живописная техника повлияли на становление такого значительного русского портретиста XVIII века как Федор Рокотов.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны (фрагмент) Вигилиус Эриксен 1757 год Холст, масло
- ГМЗ Царское Село
- © проект SpbStarosti
Источник: https://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/kultura-iskusstvo-i-obshestvo-v-carskom-sele/vigilius-yeriksen-portret-elizavety-petrovny.html
Евгений Евгеньевич Лансере (1875–1946)
Евгений Евгеньевич Лансере
(1875–1946)
Лансере, как и его современники А. Бенуа и В. Серов, создал в своем творчестве совершенно новый тип исторической картины. Его небольшие по размерам полотна с неглубоким пространством, правдиво передающие дух определенной эпохи, вызывали в воображении зрителя множество исторических и литературных ассоциаций.
Русский художник и живописец Евгений Евгеньевич Лансере родился в городе Павловске под Петербургом. Мальчик рос в художественной среде (его отец, Е. А. Лансере, был скульптором, дядя, А. Н. Бенуа, живописцем).
Художественное образование Лансере получил в Рисовальной школе Общества поощрения художников у Я. Ф. Ционглинского и Э. К. Липгардта, позднее, в 1895–1897 годах, учился в академии Коларосси и студии Жюлиана в Париже.
Начало творческой деятельности мастера связано прежде всего с графикой. Лансере входил в число главных оформителей журнала «Мир искусства», занимался также другими изданиями, созданными объединением «Мир искусства».
Графику Лансере начала 1900-х годов можно разделить на два направления: декоративные орнаменты с использованием растительных мотивов и исторические композиции.
Е. Е. Лансере. «Ботик Петра I», 1903, Третьяковская галерея, Москва
Как М. Добужинского и А. Бенуа, Лансере интересовал старинный Петербург, его архитектурные памятники, которым он посвятил множество своих рисунков, акварелей, литографий («Никольский рынок. Петербург», 1901, Третьяковская галерея, Москва; «Казанский собор», «Калинкин мост» — обе в 1902).
Большое влияние на формирование Лансере как художника оказали произведения с исторической тематикой В. Серова, с которым молодой мастер работал над изданием «Истории великокняжеской, царской и императорской охоты на Руси». Для этого издания Серов выполнил композиции «Петр I на псовой охоте» и «Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту».
Одной из самых интересных работ Лансере с историческим сюжетом стала картина «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе» (1905, Третьяковская галерея, Москва; вариант — в Художественном музее, Н. Новгород). Мастер выбрал лишенный сложной фабулы сюжет, что свойственно творчеству большинства мирискусников.
В то же время Лансере не только передает общий дух дворцовой церемонии выхода царицы, но и обращает внимание на героев сцены: величественную, тучную императрицу, вельмож и придворных дам с надменными лицами.
В человеческих фигурах нет и намека на гротеск, это не марионетки и не бесплотные сомовские дамы и кавалеры, а живые люди, свободно и естественно расположившиеся в процессии.
Они гармонично вписываются в архитектурный пейзаж и как бы составляют единое целое с ансамблем царскосельского дворца с его беломраморными колоннами, статуями, лепными украшениями и декоративными балкончиками.
Картина очень тонко передает атмосферу северного города; фигуры людей и здания залиты холодным светом петербургского дня.
Подобно многим художникам «Мира искусства», Лансере интересовался эпохой Петра I. Его работы, посвященные этому времени, отмечены романтическим чувством, в них мало бытовых деталей и элементов жанровости, что характерно для картины «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе».
Высокая пафосность характеризует композиции «Ботик Петра I» (1903, Третьяковская галерея, Москва), «Петербург начала XVIII века» (1906, Русский музей, Санкт-Петербург). Главное для художника — передать облик города начала XVIII столетия, запечатлеть дух времени.
Этому служат не только архитектурные постройки, но и люди, чью деятельность автор запечатлел на своем полотне.
Таково и полотно «Корабли времен Петра I» (1909, Русский музей, Санкт-Петербург; вариант — 1911, Третьяковская галерея, Москва).
Лансере стремился запечатлеть мощь и силу русского флота. Все детали картины подчинены этой цели. Клубящиеся темные тучи на небе, бурные волны, надутые паруса, трепещущие от ветра флаги создают впечатление движения, энергии.
В 1900–1910-х годах Лансере принял активное участие в художественном предприятии «Современное искусство», основанном И. Э. Грабарем. «Современное искусство» представляло собой своеобразную выставку, на которой демонстрировались картины, произведения прикладного искусства, художественно оформленные интерьеры.
Е. Е. Лансере. «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе», 1905, Третьяковская галерея, Москва
Большое место в творческом наследии мастера занимает монументально-декоративная живопись.
В 1910–1912 годах Лансере создал плафон и фриз для московского особняка Тарасова. Спустя несколько лет вместе с А. Бенуа художник занимался эскизами росписей «Народы России», предназначенных для оформления Казанского вокзала и Правления Казанской железной дороги.
К этому времени относится театрально-оформительская деятельность Лансере, работавшего в Старинном театре.
Е. Е. Лансере. «Петербург начала XVIII века», 1906, Русский музей, Санкт-Петербург
Значительный интерес представляют графические работы художника для журналов и книг. С помощью Лансере были оформлены журналы «Мир искусства», «Художественные сокровища России», книга А. Н. Бенуа «Русская школа живописи», издание «История великокняжеской, царской и императорской охоты на Руси».
В стиле средневековой готики, барокко времен Петра Великого, русского классицизма выполнены изящные виньетки, концовки, заставки Лансере для журналов и книг. Интерес к русской истории и жизни народа отразился в реалистичных и правдивых рисунках и акварелях мастера к повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» (1912–1915), по праву принадлежащих к лучшим книжным иллюстрациям начала XX столетия.
- Перед началом работы над повестью Лансере побывал в Дагестане и Чечне, где сделал множество зарисовок человеческих типов, пейзажей, архитектурных памятников, предметов быта, оружия.
- В период Первой мировой войны Лансере отправился на Турецко-Кавказский фронт, где сделал большое количество зарисовок.
Е. Е. Лансере. «Корабли времен Петра I», 1911, Третьяковская галерея, Москва
К теме Кавказа художник вновь обратился, работая над иллюстрациями к «Казакам» Л. Н. Толстого.
К этому времени он был хорошо знаком с жизнью кавказских народов: три года, с 1917 по 1920, художник провел в Дагестане, затем жил в Тбилиси, где работал рисовальщиком в Музее этнографии и много времени проводил в этнографических экспедициях вместе с сотрудниками Кавказского археологического института.
С 1933 года Лансере жил в Москве. Он занимался монументальной живописью (плафоны ресторана Казанского вокзала, гостиницы «Москва», зала Большого театра). Лучшей работой последнего периода жизни мастера стала серия «Трофеи русского оружия» (1942), показавшая неразрывную связь истории с современностью.
Следующая глава
Источник: https://design.wikireading.ru/13786
Описание картины Евгения Лансере «Императрица Елизавета Петровна в Царском селе»
Описание картины Евгения Лансере «Императрица Елизавета Петровна в Царском селе»
Автор монументальных росписей Евгений Лансере с юных лет посещал Царскосельский парк, рассматривая архитектуру Екатерининского дворца изучал ее. В своей картине «Императрица Елизавета Петровна в Царском селе» ему удалось передать эпоху Елизаветы Петровны. Размер полотна (бумага на картоне) 43,5х62 см.
В картине передана атмосфера того, насколько торжественно выходит двор и свита Елизаветы Петровны в загородной резиденции. Мы словно видим некое театральное представление перед зрителями.
Тучная императрица Елизавета Петровна величественно и царственно проплывает мимо зрителей. Длинный шлейф императрицы старается торжественно нести арапчонок, который затерялся среди роскошно одетых придворных.
За ней следует ее свита – дамы и кавалеры, которые также разодеты в пышные наряды, на них надеты напудренные парики.
Глядя на картину мы можем попытаться раскрыть все характеры и типы изображенных на ней людей, читая их позы, жесты и лица. Лансере изобразил не только надменные лица чопорных придворных, мы замечаем еще и приниженные, робкие взгляды.
Автор пытался показать некоторый гротеск, а также свою иронию к происходящему.
Лансере пытается противопоставить людей, которых он изображает на картине и архитектуру – благородность строгости беломраморных статуй их подлинное величие, которое удалось воплотить в замечательной архитектуре дворца Растрелли. Художнику хорошо удалось передать красоту парка Царского села.
В картине отсутствует иллюзорность пространства. Полотно написано гуашью, но есть несколько перовых одноцветных акварельных заставок.
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-evgeniya-lansere-imperatrica-elizaveta-petrovna-v-carskom-sele/
Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник
Ирина Казанцева ***:
Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник. Народный художник РСФСР (1945). Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1933).
Лауреат Сталинской премии второй степени (1943).Сын известного скульптора Е. А. Лансере, брат художницы З. Е. Серебряковой и архитектора Н. Е.
Лансере, племянник основателя и идеолога объединения «Мир Искусства» А. Н. Бенуа.
.Евгений Евгеньевич Лансере родился (23 августа) 4 сентября 1875 года под Петербургом, в Павловске. Его отец был талантливым скульптором, дед – талантливый архитектор, а прадед по материнской линии – строитель Большого театра в Москве и Мариинского в Петербурге. Искусство было профессией для нескольких поколений этой семьи, архитектура и живопись – «фамильным делом». Поэтому художественные способности у Лансере проявились рано, и в выборе профессии сомнений не было. В 1892 году, оставив гимназию, семнадцатилетний Евгений поступает в школу «Общества поощрения художеств», где провел четыре года. Учась в школе, Лансере стал участником маленького домашнего «кружка самообразования» на квартире А. Бенуа, где собирались его друзья по частной гимназии К. Мая: Д. Философов, В. Нувель, а затем Л. Бакст, С. Дягилев, А. Нурок, К. Сомов. Из этого кружка впоследствии возник «Мир искусства». После окончания школы Лансер ев 1895 году уезжает в Париж, занимается у Р. Жюлиана и Ф. Коларосси.В 1898 г. возвращается в Санкт-Петербург. Участвует в оформлении журнала «Мир искусства».
Проспект объявления о подписке на журнал «Мир искусства» на 1901 год
Санкт-Петербург. Обложка к изданию, посвященному 200-летию города 1903 г. бум., тушь 30,5х23,2
Рекламный плакат газеты «Утро России» 1900 г.
Отменный вкус подогретый талантом читается во всех творениях Лансере – и в стилевых находках в духе «Мира искусства» , в декоративном оформлении книги (для художника такое определение работы иллюстратора было предпочтительней) и в театральных проектах и, конечно, в произведениях станковых. Центральной темой стала история, которую можно сузить до точки на карте и конкретных дат – 18 век, Санкт-Петербург.
«Петербург начала XVIII века. Здание Двенадцати коллегий» 1903 г. бум., темп. 59х111,5
«Петербург. Старый Никольский рынок» (Баржи) 1901 г. бум. на картоне, гуашь, уголь, карандаш 44×59
Это юный город-стройка, по главной реке которого гордо плывут, расправив тугие паруса, корабли Петра Первого.
«Корабли времен Петра I» 1909 г.
Ботик Петра I
В «Зрителе», «Жупеле», а также «Адской почте» появляются сатирические рисунки художника
Тризна. 1905 г. Рисунок помещён в журнале «Жупел» №2, 1905 г. и в журнале «Адская почта №2, 1906 г.
Создает произведения, посвященные истории Петербурга.
«Дорога в Царское Село во времена Анны Иоанновны»Заставка к книге Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны». 1904 Карандаш, акварель, гуашь, тушь, бумага 18,1 х 30,5 ГТГ «Императрица Елизавета Петровна в Царском селе» 1904 г. (эскиз)«Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе» 1905 г. бум., на картоне, гуашь 43,5х62 «Прогулка на молу» 1908 Картон, темпера. 64 x 89 см. «Взятие шведского укрепления»Заставка к книге Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны».1904-1912Карандаш, акварель 23,2 х 25ГТГПетр Первый на охоте. Акварель, гуашь. 1907 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Иллюстрирует «Хаджи Мурата» Л. Толстого.
Хаджи- Мурат«Хаджи-Мурат с мюридами спускается с гор»Шамиль с наибами. Суд Шамиля над сыном Хаджи Мурата
.
«Хаджи-Мурат над убитым мюридом»Погоня. Иллюстрация к повести «Хаджи Мурат» Л.Н.Толстого. Рисунок пером. 1931 г. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.«У Александровской колонны» (левая часть разворота). Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат». Акварель. 1912—15.
Иллюстрации к «Казакам» Л.Н.Толстого
Казаки преследуют абреков. Оленин едет на Кавказ. Марьяна. Оленин в лесу. Ерошка.
С 1917 по 1933 год Е. Лансере живет в Дагестане, затем в Тбилиси, где работает художником в этнографическом музее, позже — в археологическом институте, принимает участие в этнографических экспедициях.
«Кавказский натюрморт»1918Холст, масло. 65 x 86 смГосударственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан«Натюрморт с полотенцем Хаджи-Мурата»1920-еХолст, маслоДагестанский музей изобразительных искусств имени П.С. ГамзатовойСванетия. Вид на селение Чажаш«Хаджи-Мурат» 1924 Бумага, гуашь 33 х 25Частное собраниеАул Тилиб в Дагестане. 1926 г. Государственная Третьяковская галереяТбилиси. Мост. 1928 г.Абастуман. Зикарский перевал от Аразиндо. 1931 г. Государственная Третьяковская галереяСиракузы. Берег. 1907 г. Государственная Третьяковская галереяАшик и всадник. Иллюстрация к сказке М.Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»
С 1934 года жизнь и творчество Е.Е. Лансере связано с Москвой. Работы этих лет: оформление спектаклей и монументальная живопись (роспись плафонов гостиницы «Москва», зала Большого театра и др.).
Лансере много работал в области монументальной (мозаичное панно для станции метро «Комсомольская») Проходка шахты метро.1935Эскиз панно для станции «Комсомольская» Московский метрополитен имени В.И. Ленина. Государственная Третьяковская галерея
- По воспоминаниям современников, специально для этой работы в мастерскую Лансере привезли спецодежду метростроевцев, брезентовые робы, — его восхитила монументальность и пластичность складок ткани.
- В годы Отечественной войны художник создал серию произведений «Трофеи русского оружия», прославляющую подвиг русского народа, его величие и стойкость.
Бойцы у трофейных орудий. 1942. ГТГИз серии картин «Трофеи русского оружия» 1942 г. Государственная Третьяковская галерея
Участвуя в Бородинском сражении 26 августа 1812 г. (7 сентября н.с.) казаки под командованием Ф.П. Уварова и М.И. Платова захватили у врага боевые трофеи.
Картина Лансере изображает момент, когда в торжественной обстановке эти трофеи (французское боевое знамя, офицерская каска) демонстрируются перед уставшими за день упорной и кровопролитной битвы русскими воинами.
Вид боевых трофеев будит воспоминание о героизме павших и оставшихся в живых, зовёт на новые подвиги. Торжественны и суровы лица воинов.
«Полтавская победа». Лист из серии «Трофеи русского оружия». Гуашь. 1942
Другие произведения Лансере Е.Е.
Автопортрет 1942«Заморская торговля»Панно для столовой дома Рославлевых в имении Усть-Крестище1917Холст, масло. 200 x 386 см ГТГ«Калинкин мост» 1902 г.Средневековый город 1907 Ломоносов в Германии. Ученый диспут»Рубеж 1900-1910-хХолст, масло. 50,5×62 «Портрет иеромонаха Макария Египетского»1915 г.Бумага, графитный карандаш, пастель, акварель 19,7 х 13,4 см.Государственный Русский музей
Умер Лансере в Москве 13 сентября 1946.
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Источник: https://vladimir71.mirtesen.ru/blog/43529561491