композиции. Все изображенные предметы выступают не только спутниками, но и безмолвными свидетелями жизни человека.
Живопись Испании
Эль Греко. Дворянин с рукой на груди. Около 1580
Хуан де Фландес (около 1460–1519) Портрет девушки Около 1496–1505. Дерево, масло. 32×22
Хуан де Фландес — испанский живописец, один из крупнейших представителей Возрождения, был родом из Нидерландов. Его прозвище указывает на происхождение, а настоящее имя осталось неизвестным. Фландес был художником при дворе королевы Изабеллы.
Его творчество можно отнести к так называемой испано-фламандской школе живописи Кастилии, страны, в которой в тот момент в художественном отношении преобладало нидерландское влияние.
Работам Фландеса присущи черты, характерные для Северного Возрождения, в частности, ощущается влияние Яна ван Эйка, Гуго ван дер Гуса и Михеля Зиттова.
В произведениях отразились типичные черты нидерландской портретной живописи XV века: внимание к человеческой личности, ее духовной и психологической глубине, передаваемой с неповторимой пластичностью и выразительностью. Считается, что Фландес написал несколько портретов представителей правящей испанской династии.
Кисти мастера принадлежит и этот прелестный погрудный портрет юной испанской принцессы, возможно, Каталины Арагонской. Нераскрывшийся бутон розы в руке девушки — эмблема Тюдоров — символизирует ее чистоту. По всей вероятности, портрет написан в преддверии ее помолвки с Артуром, принцем Уэльским.
Алонсо Санчес Коэльо (около 1531–1588) Портрет инфанта Карлоса 1555–1559. Холст, масло. 109×95
Санчес Коэльо — испанский живописец, португалец по происхождению, основатель национальной испанской школы портрета, испытывавший влияние маньеризма. С 1557 Коэльо являлся придворным художником Филиппа II.
Испанские исследователи называют Коэльо «мастером серого цвета» — он превосходно передавал цветовые градации, отлично владел гаммой серых и серебристых тонов.
Одна из величайших находок в испанской живописи — это выработанный им прием использования нейтрального серого фона вместо пейзажа и интерьера, принятых в итальянских ренессансных портретах.
На нейтральном фоне полотна изображен принц Карлос, наследник испанского трона, сын Филиппа II и его первой жены Мануэлы Португальской. Коэльо сильно идеализирует облик принца, который родился с серьезными физическими уродствами. Наброшенный поверх камзола плащ, отороченный мехом рыси, и фронтальная поза позволили художнику замаскировать телесные недостатки модели.
Хуан де Фландес (около 1460–1519) Воскрешение Лазаря 1514–1519. Дерево, масло. 110×84
Доска является частью алтаря церкви Св. Лазаря в Паленси и представляет одно из чудесных деяний Христа — воскрешение из мертвых. Этот евангельский эпизод содержится в текстах Иоанна Богослова.
На глазах у зрителей Христос сотворил величайшее чудо, доказав свою двойственную природу как Сына Божьего и Сына Человеческого и утвердив свою власть над смертью. Действие разворачивается на фоне ветхой стены с арочным проемом, за ней виден храм.
Фландес активно включает в художественный контекст принятые в искусстве Северного Возрождения иносказания. Свидетели чуда теснятся под полуразрушенной аркой, что указывает на Ветхий Завет. Но чудо свершилось, и, как повествует Иоанн Богослов, многие видевшие это уверовали в Иисуса.
Тем самым, по слову Иисуса, был возведен храм новой веры, который уже виден и скоро полностью предстанет перед людьми, как только рухнет стена Ветхого Завета, и над миром воссияет Новый Завет.
Колорит всей композиции обладает особой цветовой пластичностью, художник мастерски передает пейзаж, детали событий, душевное состояние персонажей — от сомнений до полного уверения. Слитность красочного слоя в полной мере соответствует тому духовному единению людей, которое проповедует новое учение Христа.
Эль Греко (1541–1614) Троица 1577–1579. Холст, масло. 300х179
Художник представил Троицу в композиции «Оплакивания Христа»: в окружении ангелов Бог Отец принимает тело Своего Сына, а вверху парит голубь — символ Святого Духа. Здесь мы видим характерное для дальнейшего творчества живописца влияние маньеризма: резкое удлинение пропорций и ракурсный излом человеческой фигуры.
Большое внимание уделено колориту. Эль Греко взял из венецианской цветовой системы ее византийскую основу, он добивался невероятной светозарности красок: сопоставляя ярко-желтые и холодные синие, изумрудно-зеленые и огненно-красные тона.
Использование белил, цветовые рефлексы желтого на темных поверхностях придают гамме чрезвычайную эмоциональную напряженность.
В основе композиции лежит известная гравюра Альбрехта Дюрера. На цвет и рисунок данной работы оказали влияние римские и венецианские мастера, в частности, яркая живописная палитра связана с творчеством Тинторетто, а сложные изменения ракурсов фигуры Христа свидетельствуют о пристальном внимании к произведениям Микеланджело.
Это раннее алтарное изображение было выполнено для аттика главного запрестольного образа в церкви Санто-Доминго эль Антигуо в Толедо.
Хуан де Хуанес (около 1528–1579) Тайная вечеря. Около 1562. Дерево, масло. 116х191
Настоящее имя известного испанского художника Хуана де Хуанеса — Висенте Хуан Масип. Художественное образование он получил в Италии, где познакомился с работами мастеров Возрождения.
Изучив творчество Рафаэля, Хуанес вернулся в Испанию и в своих полотнах стремился подражать стилю великого мастера. За пределами Испании произведения живописца представляют большую редкость.
В музее Прадо хранятся замечательные картины Хуанеса: пять полотен с эпизодами из жития святого Стефана, «Снятие с креста» и «Тайная Вечеря».
Тайная Вечеря — евангельский сюжет, представленный во многих иконах и картинах. Так называют последнюю тайную в связи с гонением христианства трапезу Иисуса с учениками.
Живописцы обычно изображали один из двух драматических моментов вечери: либо утверждение Христом таинства причастия, либо Его пророчество о предстоящем предательстве одного из учеников.
Хуанес наделяет каждого из апостолов яркой
Источник: https://litvek.com/br/345968?p=4
Живописцы конца XVII в
К художникам, завершившим период расцвета испанской живописи, принято относиться с еще меньшей симпатией, нежели к Мурильо, однако когда видишь лучшие произведения Кареньо, обоих Антолинесов, Коэльо, Серезо, Эспинаса, Ириарта, Менендеса, обоих де Торресов, Тобара, Вальдеса Леала и др. в испанских музеях и церквах, исполняешься к их несколько мертвенному искусству большим уважением. Все это громадные виртуозы и первоклассные техники. Впрочем, из них Коэльо и Кареньо достигают и большой силы впечатления в тех случаях, когда они лучше вспоминают национальные заветы своей школы: строгость и искренность. Эрмитаж дает лишь слабое понятие о некоторых из них, другим приписаны плохие картины, едва ли исполненные даже учениками и помощниками мастеров.
Серрезо, Матео. Торрес,матиас де. Ириарте, Игнасио Де. Эспиноса, Хуан де
Лучше всего посчастливилось у нас Серезо (1635 — 1675), представленному картиной “Св. Мария Египетская” (“Мария Египетская в пустыне”. В наст. время автором считается Хосе Клаудио Антолинес.
), напоминающей лучших Фети, и Матиасу де Торресу (1631 — 1711) с его эффектной в красках картиной 1697 года “Представление в храме”.
Произведений последнего великого художника Испании, открывающего эру истории “новой живописи”, — Гойи (1742 — 1829) Эрмитаж вовсе не содержит. [56]
Игнасио де Ириарте. Переправа вброд. Холст, масло. 62,5х83,5. Инв. 310. Из собр. Кузвельта, Амстердам, 1814
Хуан де Эспиноса (В наст. время автором считается Бартоломе Кардучо). Бегство в Египет. Холст, масло. 126,5х105,3. Инв. 376. Из собр. Кузвельта, Амстердам, 1814
Атрибуция же “Сельский праздник” (В наст время автором считается Корнелис де Валь (1592 — 1667), Фламандская школа), “Христос вседержитель”, “Мадонна”, “Рождество христово”, “Крещение Христа” (В наст время автором считается Хосе Клаудио Антолинес), “Снятие с креста”, “Голова молодой девушки” — X.
Антолинесу, Барросо, Кастильо, Maco, Мойе, Наваррете, Вальдесу Леалю, а также прелестной болонской картинки “Сон Магдалины” (“Мария Магдалина”) — Менендесу (В наст. время автором считается Бенедетто Лути, Флорентийская школа.), лишены всякого основания. Любопытны в документальном отношении подписные картины Ф.
Камильо “Вознесение Богоматери”, Кардуччо, о которой мы говорили выше (помеченная 1631 г.), и Пантохи делла Крус “Портрет дона Диего де Вальмайор”, 1605 года.
Если бы отличать художников различных национальностей по одним внешним признакам, то было бы затруднительно указать, в чем именно различие между испанцами и итальянцами.
Не только близость племенных элементов и тождество религии, но и постоянное общение между двумя странами, тяготение Испании к более зрелой итальянской культуре произвели то, что все фазисы итальянской живописи с середины XVI века отразились и на испанской.
[46] Однако в истории искусства еще большую роль, нежели признаки внешние, играют признаки внутренние, лишь с трудом и неполно выразимые словами.
Испанская “почва”, национальный характер наложили свой отпечаток на всю духовную жизнь страны, и этот отпечаток так сильно обозначился в искусстве, что трудно смешать произведения итальянских и испанских художников, даже одного направления и тождественных исканий.
Испания, запоздав в своем развитии, была несравненно здоровее и проще Италии. Если ею и управляли грозные инквизиции и упадочные Габсбурги, то сам народ во всех своих слоях, и даже в высших, был еще в XVII веке свеж и наивен, как в средние века.
Ничего подобного той сверхобразованности, той переутонченности, которую мы находим в итальянской культуре уже с конца XV века, здесь не обнаруживается. Самые передовые испанские художники конца XVI и начала XVIII века полны детской веры. Идеалы их просты, и добиваются они выражения их с совершенной искренностью.
Замечательно уже единообразие как художественных исканий, так и просто сюжетов. Испанцы пишут или портреты, — потворствуя заложенным в расе горделивым аристократическим стремлениям, или же религиозные картины.
Противоязыческого иконоборства вроде того, которое испытала Флоренция в дни Савонаролы, Испания не могла бы испытать просто потому, что сами местные художники были чужды всякого язычества. Да и инквизиция потому и пустила глубокие корни в стране, что здесь этот институт был в значительной степени популярным и казавшимся необходимым даже для просвещенных умов.
Особенному характеру всей испанской духовной культуры в испанских живописцев, но и их исполнение. В Италии со второй трети XVI века идет почти сплошное преследование чисто формальных задач. О “содержании” почти забывают.
Но те же формальные задачи, проникая (с известным запозданием) в Испанию, снова облачаются содержанием, и в соответствии с этим самые формы получают большую силу и внушительность.
“Пустого религиозного искусства” вроде того, которое началось с Сарто и Корреджо и против которого оказались бессильными бороться болонские академики, в Испании в период расцвета ее культуры не было, и “прекрасные, но пустые слова” могли появиться здесь лишь к самому концу XVII века под влиянием заезжих мастеров.
Но не только религиозной живописи, не только портретам, даже изображениям мертвой натуры испанские мастера умели придавать характер значительности и строгости. Самый подход к делу был иной, нежели в Италии.
Там все время шло искание виртуозности, усвоение технических трудностей ввиду сообщения живописи характера наибольшей легкости. Испанцы, напротив того, любили солидную строгую манеру, и даже два самых элегантных и легких живописца, бывших в Испании, Мурильо и Клаудио Коэльо, сравнительно со своими итальянскими параллелями (например, Фети и Лукой Джордано), покажутся сдержанными, спокойными и вдумчивыми.
Замечательно, с каким определенным уклоном в сторону именно строгости и убедительности испанские художники выбирали себе образчики в Италии. В сущности, большинство итальянских влияний на Испанию можно свести к “северным”, к венецианским и к ломбардским влияниям.
Масип отражает приемы Бельтраффио и Гауденцио Феррари; Моралес — Себастиано дель Пиомбо; Санчес Коэльо — Софонисбы Ангвишолы (или же нидерландцев Моро и Геере); Майно, Рибейра и Сурбаран — Караваджо; Веласкес — Тициана; Орренте — Бассано; Мурильо — Фети, не говоря уже о греке Теотокопули, поселившемся в Толедо, который был учеником Тициана и во всем своем творчестве явился какой-то испанской парафразой позднего венецианского чинквеченто. Кроме итальянских веяний в Испанию продолжают проникать и нидерландские веяния благодаря политической зависимости Южных Нидерландов от Испании. Но и там косвенно продолжала влиять Венеция, в особенности Тициан, без которого едва ли достигли всего великолепия оба вождя фламандской живописи Рубенс и ван Дейк. Напротив того, Флоренция и Рим остались для Испании (для лучших ее художников) чуждыми и непонятными, несмотря на покровительство, оказываемое двором флорентийским и римским мастерам.
Ранний XVI век в Испании представлен в Эрмитаже одной XVI в. картиной “Благовещение”, носящей атрибуцию толедского художника Хуана де Вильольдо († после 1551) (В наст. время автором считается — Педро Нуньес дель Валье.
) Следовало бы, ввиду большой ценности этого редкого произведения, повесить его на более почетное и видное место.
Расцвет Ренессанса обнаруживается в Испании в творчестве Масипа (Хуана Хуанеса), считающегося подражателем Рафаэля, но отразившего в своих строгих закругленных композициях скорее ломбардские формулы. Ему без особого основания приписывают две иконы: “Св. Анна” (“Благовестие св.
Анне”) (В наст. время автором считается Хуан Масип). и Св. Доминик (“Св. Висенте Феррер”) (В наст. время автором считается Хуан Масип.
) Лучшего испанского мастера XVI века Луиса де Варгаса совсем нет в Эрмитаже; другой же великий художник, работавший в Испании, грек Теотокопули (1548 — 1625), ученик Тициана, представлен посредственным портретом поэта Алонсо Эрсилья-и-Сунига, и отдаленно не намекающим на страстность, на изумительный зеленый колорит этого дикого фантаста.
К художникам, завершившим период расцвета испанской живописи, принято относиться с еще меньшей симпатией, нежели к Мурильо, однако когда видишь лучшие произведения Кареньо, обоих Антолинесов, Коэльо, Серезо, Эспинаса, Ириарта, Менендеса, обоих де Торресов, Тобара, Вальдеса Леала и др. в испанских музеях и церквах, исполняешься к их несколько мертвенному искусству большим уважением. Все это громадные виртуозы и первоклассные техники. Впрочем, из них Коэльо и Кареньо достигают и большой силы впечатления в тех случаях, когда они лучше вспоминают национальные заветы своей школы: строгость и искренность. Эрмитаж дает лишь слабое понятие о некоторых из них, другим приписаны плохие картины, едва ли исполненные даже учениками и помощниками мастеров.
[56]Можно еще отметить красивый пейзаж, приписываемый Ириарте “Переправа вброд” (1620 — 1685), картину, приписываемую младшему Геррере (В наст. время — авторство приписывается Мастерской Кано.) “Явление Мадонны со св. Марией Магдалиной и св.
Екатериной доминиканскому монаху в Сориано”, далее: “Бегство в Египет” (В наст. время автором считается Бартоломе Кардучо), считающееся за произведение Эспиносы (1600 — 1680), изящную картину в характере Мурильо — Эскаланте (1630 — 1670) “Св.
Иосиф с младенцем Христом” и портрет (будто бы автопортрет) К. Коэльо.
[46]В XV и в первой половине XVI в. итальянские влияния в Испании были далеко не повсеместны. Преимуществом тогда пользовалось, благодаря торговым и дипломатическим сношениям, нидерландское искусство, которому старались подражать и местные художники.
Источник: http://indbooks.in/mirror6.ru/?p=129072
Испанская живопись с XVI по XVII векII — Испанский Ренессанс
Том 4История живописи
Партнёрские ссылки:
Некоторые черты Ианьеса унаследовал его ученик Висенте Хуан Масип, не нашедший, однако, в себе сил идти вполне самостоятельным путем и постоянно приобретать новые знания на изучении натуры, а предпочитавший более легкий способ — пользование «прописями». Тем же пользованием готовыми фор-мулами отличался и сын Ма-сипа — Хуан Хуанес, получивший за эту черту прозвище «испанского Рафаэля», дававшееся, с большим или меньшим основанием, всем образцовым схоластам и рабским подражателям14.
Вообще же после блестящего выступления обоих Ферран-до в испанской живописи замечается затянувшийся на десятки лет период какого-то застоя. Но этот перерыв оказался скорее в пользу всей школы в целом: за эти годы и произошло методическое усвоение новых форм целым поколением.
Хуан де Вальдес Леаль. Явление Богородицы
Уже замечательны «школьные» достоинства Хуана Хуанеса, но еще замечательнее мастерское владение формами итальянского Ренессанса в некогда прославленных работах севильца Луиса де Варгаса, бывшего на двадцать лет старше Хуана и имевшего возможность изучить живопись в Риме под руководством Перино дель Ваги15.
Правда, в Италии Варгас прошел бы незамеченным в тени мастеров второго разряда: Россо, Сальвиати, Дочено, Вазари16, Кампи и т. п.
Но для Испании он означает громадный шаг вперед, и, глядя на его картины, становится непонятным, почему не к нему обратились Карл V и Филипп II, с большим трудом выписывавшие для росписи своих дворцов таких же (и далее менее искусных) «академиков» из Италии.
В то же время присутствие такого мастера в Испании наводит на мысль, что селившиеся здесь нидерландцы могли получать и в Испании то художественно-гуманистское образование, за которым большинство их соотечественников ездили в Италию. Варгас — эклектик, связавший воедино все, что он высмотрел у римлян, флорентийцев и венецианцев, но уже то замечательно, что этот выбор и это слияние выбранного сделано им с большим толком и со свободой.
Примечания
14 Старший Macip — Vicente Juan, ученик Ианьеса — родился около 1490 г., умер до 1550 г. Главнейшим произведением мастера является (ныне разрозненный) ре-габль в соборе Сегорба. Мастеру приписывают в Эрмитаже два довольно ординарных церковных образа.
Считается, что сын Висенте, Juan de Juanes Macip, побывал в Италии и даже был учеником Рафаэля (на самом деле, в год смерти последнего Хуану было не больше тринадцати лет, а с теми элементами итальянского Возрождения, которые мы у него находим, он мог познакомиться посредством гравюр, а также из произведений обоих Феррандо); умер Хуан де Хуанес 21 декабря 1579 г. в окрестностях Бокаиренте. Многочисленные произведения мастера украшают музей Валенсии и мадридский Прадо. Портреты Хуана превосходного достоинства и напоминают Бронзино. Мастеру приписывается прекрасный «Христос Вседержитель», перешедший из собрания герцога Е. М. Лихтенбергского к кн. Кочубею. Сын Хуана де Хуанеса, Juan Vicente, был тоже живописцем; он еще работал в 1606 г.
15 Luis de Vargas, сын живописца, родился, согласно Пачеко, в 1502 г.
; ученик некоего Барреры; позже — в Италии, где он пробыл в два приема тридцать лет, — Перино дель Ваги; надо, впрочем, заметить, что все эти сведения, сообщаемые старыми историками, нуждаются в документальном подтверждении, тем более что пребывание мастера в Севилье установлено лишь с 1550 г.
, а первое его достоверное произведение — «Рождество Христово» (в Севильском соборе) — относится к 1555 г.; того же года были погибшие впоследствии и известные нам по похвалам Пачеко фрески в монастыре S. Pablo; к 1561 г.
относится наиболее популярная из картин мастера — «Явление Богородицы праотцам» (в соборе); в 1563 г. он исполнил фреску на фасаде Sagrario собора; к 1564 г. относится «Pieta» в S. Maria la Blanca; еще один из шедевров Варгаса — фреска «Страшный суд» в «Misericordia» — до нас не дошел. Умер мастер в 1568 г.
Варгас отличался крайней набожностью и был виртуозом на лютне; поэт Лопес Малавер называет Варгаса в одном из своих сонетов «Monarca universal de la Pintura». См. Tubino «El juizio final de Luis Vargas» в «Museo Espanol de antigiiedades»; A. L. Mayer «De Sevillaner Malerschule», стр. 71, и его же статью в «Monatshefte f. Kstwsft.», 1910, III, 12.
16 Композиция популярной картины Варгаса «Явление Богородицы праотцам» заимствована с картины Вазари, известной по гравюре Томассена; характерно для чисто формальных исканий того времени, что картина эта прославилась, главным образом, благодаря действительно образцово исполненной ноге Адама и отсюда получила свое прозвище «La Gamba».
Источник: http://www.benua-history.ru/530-Masip-Huanes.html
Хуан де Хуанес (Масип) — биография, картины
Испанский художник эпохи Возрождения по прозвищу Хуан де Хуанес родился в 1500 году (или в 1510 году по версии атрибутики Эрмитажа). Скорей всего, его день рождения приходится на промежуток между этими двумя датами, по некоторым данным на 1507 год.
Настоящее имя мастера – Висенте Хуан Масип.
Так как его отец тоже был художником и носил имя Висенте Масип, а затем у него родился сын, тоже художник, названный тем же именем (Висенте Масип Кост, или Висенте де Хуанес). Хуан де Хуанес испытал сильное влияние своего отца, а также повлиял на живопись сына, что привело к серьезной путанице в атрибутике полотен разных художников.
Хуан де Хуанес родился в Ла Фонт де ля Фигуэра, на его живопись повлиял творческий стиль Себастьяно дель Пьомбо, но сам мастер предположительно никогда не бывал в Италии. Все его творчество было сосредоточено в Валенсии.
В город прибывало значительное количество художников из разных стран, в том числе и из Италии, бывшей тогда центром всех искусств и источником вдохновения для множества живописцев.
Основное количество работ де Хуанеса сохранились в Валенсии. Они относятся к религиозной живописи, славятся прекрасными композиционными решениями, точным изображением персонажей, превосходной колористикой и тщательной проработкой даже самых мелких деталей. Он писал и портреты, но большая часть его творчества была посвящена религиозному искусству.
Художник подходил к процессу создания полотна не как ремесленник, а как высокодуховный и глубоко верующий человек. Перед работой он поступал точно так же, как действовали русские иконописцы: проводил время в молитве, постился, а до начала картины принимал святое причастие. Эта деятельность для художника была сродни служению богу.
Архиепископ Валенсии, Томас Вильянова, заказал художнику серию картонов из жизни Божьей Матери для создания модных тогда гобеленов. Де Хуанес много работал для церквей различных католических орденов – иезуитов, францисканцев, доминиканцев, августинцев и минимов.
Среди лучших работ мастера – «Непорочное зачатие», созданное для иезуитов под влиянием духовника художника, отца Мартина Альберто, а также «Тайная вечеря» (или «Последняя вечеря»), созданная в 1562 году.
Последняя картина по композиции и динамике сильно напоминает фреску Леонардо да Винчи, но отличается обилием декора и архитектурных деталей, а также насыщенными, сочными красками. Возможно, де Хуанес все-таки побывал в Италии, где мог видеть знаменитую фреску либо списки с нее, сделанные другими живописцами.
Внешнее сходство с расхождениями в деталях не может служить доказательством ни его пребывания в другой стране, ни знакомства с работами Леонардо.
В числе знаменитых работ художника – портрет святого Висенте (Викентия) Феррера с девизом инквизиции. Это полотно находится в Эрмитаже. Святой был небесным покровителем Валенсии и всего валенсийского региона, а для художника это место имело огромное значение.
Произведения мастера – это уникальные по стилю и качеству типично ренессансные полотна. Благодаря своему мастерству художник получил прозвище «испанского Рафаэля». Его живопись считается лучшим образцом искусства XVI века, а сам мастер признан лучшим художником валенсийской живописной школы того периода.
Скончался де Хуанес в 1579 году в Бокайренте во время создания церковного алтаря. Его стилю и типу живописи подражал сын, что привело к сложностям идентификации полотен и церковных картин. Если учесть, что изначально Хуан де Хуанес работал с отцом, то разделить их работы до 1550 года (даты смерти отца художника, Висенте Масипа) оказывается чрезвычайно сложным занятием.
Источник: https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/2604-huan-de-huanes-masip-biografiya-kartiny.html