Апрель 22nd 2010 —
Генрих Семирадский. Христос и самарянка. 1890.
Холст, масло. 101×183 см Холст, масло. 101×183 см
- Генрих Семирадский. Светочи христианства 1876
- Картина передаёт трагическую историю гонений на последователей новой религии при римском императоре Нероне.
Огромная монументальная композиция «Светочи христианства» (1876) должна была стать завершением пенсионерства в Риме. В своей картине живописец умело подчеркнул красоту окружающего мира и духовное уродство людей, этот мир населяющих.
Семирадского всегда восхищала материальная красота мира; работая же с таким сложным драматическим сюжетом, художник чересчур увлекся созерцанием прекрасного и отчасти упустил духовную драму христианских мучеников. Это многие коллеги ставили Семирадскому в вину.
Но колоссальная работа, красота живописи, богатство колорита заслужили высокую оценку.
«Видал картину Семирадского «Христианские светочи», о которой судить не умею, а если бы и взялся, то, вероятно, был бы пристрастным и несправедливым, скажу только, что картина эта представляет наибольшую сумму его достоинств и наименьшую недостатков, а стало быть, картина должна быть хорошая», — признавал один из главных оппозиционеров Семирадского, Иван Крамской.
Сначала «Светочи…» были выставлены в Академии Святого Луки в Риме, а 13 марта 1877 года Семирадский представил свою новую картину в Петербурге. Газета «Голос» назвала «Светочей…» «главной приманкой» для публики и сообщала, что автор ее вполне заслужил «лавровые венки, поднесенные в Риме и Питере» (учениками Академии Семирадскому был торжественно поднесен венок). «Да, такие картины не пишутся подряд всяким и каждый год. Честь ему и слава», — восклицал Фёдор Бронников.
Весной 1877 года Совет петербургской Академии художеств удостоил живописца звания профессора, выразив мнение, что «вся его деятельность приносит честь Академии и русскому искусству».
Картина экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где художник получил Большую золотую медаль и орден Почетного легиона от французского правительства. Академии изящных искусств Парижа, Берлина, Стокгольма и Рима избрали Семирадского своим членом, а флорентийская галерея Уффици предложила художнику написать свой автопортрет «для последующего размещения в галерее именитейших художиков». Семирадский становился знаменитостью мирового масштаба.
А в России поднялась новая волна уничижительной критики творчества Семирадсткого, и в первую очередь со стороны передвижников и демократически настроенной творческой интеллигенции. Так, Павел Чистяков, сообщая Третьякову римские художественные новости, писал: «Картина г. Семирадского «Светочи христианства» не продана.
Дорого просит — 40 000 р. За то, что человек ловок, 40 000 нельзя платить. Нужно ценить честность в деле, умение и выдержку, а талант Бог дает! Ведь после смелости и ловкости в живописи идет бессовестность и способность репку срывать…
А какой он полячишко, так и говорить не стоит, многоуважаемый Павел Михайлович! Цена-то ему, как человеку, грош…»
Генрих Семирадский. Христос у Марфы и Марии. 1886.
В 1886 году на академической выставке в Берлине художник выставил свою новую работу на «Христос в доме Марии и Марфы», позже показанную на Академической выставке 1887 года в Петербурге.
Генрих Семирадский. Христианская Дирцея в цирке Нерона. 1898.
Сюжетом картины послужил эпизод из времен гонений на христиан при Нероне, описанный Светонием. Известный своими кровожадными причудами, император Нерон устраивал чудовищные театрализованные оргии. Один из таких жутких спектаклей предстает перед зрителем на картине Семирадского.
Грешница. 1873. Генрих Семирадский
В Риме Семирадский создал свою первую известную картину «Грешница» (1873). Она была написана по заказу великого князя Владимира Александровича, на сюжет поэмы А.К.Толстого «Грешница».
Эта поэма пользовалась огромной популярностью, входила в постоянный репертуар домашних и публичных литературных вечеров. Сюжет ее был апокрифичен, ибо не привязывался к какому-либо конкретному месту из Евангелия. Толстой ярко и мастерски представил историю внезапного духовного перерождения прекрасной куртизанки, потрясенной силой и нравственной чистотой личности Христа.
Творческие круги с интересом обсуждали работу пенсионера. Живописец Александр Риццони в письме Павлу Михайловичу Третьякову сообщал: «Здесь Семирадский, который пишет картину библейского содержания по заказу Владимира Александровича.
Картина величиной метра в 3, обещает быть вещью вкусной». Задумав ее вначале в небольших размерах, Семирадский затем изменил решение и написал огромное полотно (3,5×5,5 м). В этом произведении впервые во всем блеске раскрылся его талант.
Воссоздавая события Евангелия, в своей картине Семирадский большое внимание уделил передаче стихии палящего солнечного дня. Мастерски написан южный пейзаж с игрой света и тени, рефлексами неба и зелени на мраморе домов и земле.
Прекрасный рисунок, эффектный колорит, четкая композиция производили сильное впечатление на зрителя, заслоняя недостаточно глубокий подход художника к типажу и раскрытию психологии, отмеченный критикой, как за границей, так и в России. Успех не заставил себя ждать.
Даже знаменитый художественный критик Владимир Стасов, критиковавший Семирадского как представителя враждебного ему академического направления, считал эту картину сильной в живописном отношении. В статье «Двадцать пять лет русского искусства» он писал: «Картину Семирадского «Христос и грешница» никак нельзя примкнуть к картинам Ге и Крамского.
Она так поверхностна по содержанию, грешница в ней такая современная парижская кокотка Оффенбаха, Христос и апостолы до того состоят из одного костюма, что вовсе не след говорить о ней как о серьезном историческом создании. Она произвела на нашу публику очень большое впечатление своим блестящим колоритом, франтовскими своими красочными пятнами».
«Картина Семирадского очень блестящая картина, эффектно и красиво исполненная, но легковесная, альбомная вещь, хотя громадная по размеру (аршин 9 и 5). Шарлатан в рисунке, шарлатан в колерах он, однако же с таким уменьем воспользовался светотенью и блеском общего, что на первый раз поразил», — писал Репин. По определению прессы, картина «произвела такой фурор, какого у нас и не запомнят».
Художник был удостоен звания академика, публика ждала новых работ Семирадского. Среди страстных его поклонников оказалась царствующая фамилия: картину «Грешница» приобрел наследник-цесаревич за рекордную по тем временам сумму 10 000 рублей. Все это, безусловно, помогло молодому пенсионеру Академии встать на ноги, обрести житейскую самостоятельность.
Генрих Семирадский. Александр Невский принимает папских легатов
художник при поддержке Святейшего Синода получил заказ на росписи хоров придела северного крыла храма на сюжеты из жития Святого Александра Невского. Эти монументальные работы — одни из немногих, созданных художником в России.
Семирадский давно ждал работы такого масштаба.
Он трудился над эскизами, подготавливая их в кратчайшие сроки, желая скорее начать росписи. Эскизы необходимо было отсылать на утверждение в Москву. В то время художник работал еще и над завершением «Светочей…» и находился в состоянии крайнего перенапряжения и нервного истощения. Впервые он почувствовал, что не поспевает к сроку.
В какой-то момент художник даже пожелал отказаться от росписей. Но в Академии ему пошли на уступки и продлили срок исполнения эскизов. В феврале 1977 года Семирадский уже просил архитектора Александра Резанова, следившего за всеми работами в храме, подготовить все необходимое для начала росписей стен храма.
В это же время в Москву были привезены картоны с росписями и уже утвержденные эскизы. По ним Семирадский в течение всего лета делал свои росписи.
Судьбе было угодно, чтобы его творения в храме не сохранились. Храм был взорван в 1931 году. Однако по оставшимся эскизам все же можно судить о его росписях.
Четыре композиции — «Александр Невский в орде», «Александр Невский принимает папских легатов», «Кончина Александра Невского» и «Погребение Александра Невского» были своего рода исторической реконструкцией жизни, быта знаменитого защитника Руси.
Красочные сцены материального мира, ярко выраженные признаки станковой картины сыграли с росписями злую шутку: излишняя проработка деталей и увлечение частностями привели к дробности форм.
Росписи требовали внимательного разглядывания, что нарушало их монументальную целостность. Виртуозность воспроизведения исторического события, словно происходящего на глазах зрителей, лишала приходящих в храм ощущения чудесного, божественного действа.
Однако эти тонкости не мешали духовенству и публике восхищаться проделанной работой — блестящей и величественной.
В храме Христа Спасителя Семирадскому принадлежали еще три композиции — запрестольный образ «Тайная вечеря», а также «Крещение Господне» и «Въезд Иисуса Христа в Иерусалим» над окнами хоров храма. В этих двух работах Семирадский более убедителен.
Более сдержанные композиции лишены конкретности цикла об Александре Невском. Так, в «Крещении» художник создал эмоциональное состояние «божественного нисхождения». Сгущающиеся темные краски зла и божественные светлые тона вступают в вечную битву.
Последние росписи явились продолжением колористических поисков художника, начатых еще в «Грешнице». Сочетание и контраст света и тьмы, яркая, сочная палитра, как и в «Светочах», придавали прелесть и магию полотнам Семирадского.
«Когда мы работали в Москве в храме Христа Спасителя, — писал Вениг, — Семирадскому надо было написать громадное полотно «Тайную вечерю». Он написал его прямо по эскизу ровно в 15 дней и получил за него 16 тысяч рублей».
К сожалению, еще при жизни Семирадского «Тайная вечеря», исполненная маслом по штукатурке, начала разрушаться. Художник сам осмотрел роспись в 1901 году и предложил переписать ее собственноручно не на стене, а на металлической поверхности. Но не успел.
Работа, захватившая художника целиком, завершилась летом 1879 года. В специальном отзыве экспертов было записано: «Картины «Вечери Тайные», «Вход в Иерусалим» и «Крещение Господне» отличаются хорошим сочинением, широким приемом и блестящим колоритом и освещением».
Генрих Семирадский. Тайная вечеря. 1876
Семирадский Генрих Ипполитович. Гибель Содома. Конец 1860-х
- Семирадский Генрих Ипполитович. Крещение Господне
Семирадский Генрих Ипполитович. Кончина Александра Невского. 1876.
- Семирадский Генрих Ипполитович. Блудный сын
Семирадский Генрих Ипполитович. Въезд Иисуса Христа в Иерусалим. 1876
- Семирадский Генрих Ипполитович. Святое семейство
- Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу” (1870 год)
Генрих Семирадский изобразил на своем полотне одну из самых известных баек античности о доверии к друзьям и верным слугам. Замечу, что подобная история любима рассказчиками и переиначивается по-разному к разным известным личностям. Однако, возвращаясь к Александру Македонскому, вот как описывает ситуацию Плутарх:
«Узнав о длительном пребывании Александра в Киликии, Дарий счел это признаком трусости, что еще больше ободрило его. В действительности же причиной задержки была болезнь царя, вызванная по мнению одних переутомлением, а по мнению других — простудою после купанья в ледяной воде реки Кидна.
Никто из врачей не решался лечить Александра, считая, что опасность слишком велика и что ее нельзя одолеть никаким лекарством; в случае неудачи врачи боялись навлечь на себя обвинения и гнев македонян.
Один только Филипп, акарнанец, видя тяжелое состояние больного, поставил дружбу превыше всего и счел преступным не разделить опасность с Александром и не исчерпать — пусть даже с риском для себя — все средства. Он приготовил лекарство и убедил царя оставить все сомнения и выпить его, если он желает восстановить свои силы для продолжения войны.
В это самое время находившийся в лагере македонян Парменион послал царю письмо, советуя ему остерегаться Филиппа, так как Дарий будто бы посулил врачу большие подарки и руку своей дочери и тем склонил его к убийству Александра. Царь прочитал письмо и, не показав его никому из друзей положил себе под подушку.
В установленный час Филипп в сопровождении друзей царя вошел к нему, неся чашу с лекарством. Александр передал ему письмо, а сам без колебаний, доверчиво взял у него из рук лекарство. Это было удивительное, достойное созерцания зрелище.
В то время как Филипп читал письмо, Александр пил лекарство, затем оба одновременно взглянули друг на друга, но несходно было их поведение: на ясном, открытом лице Александра отражалось благоволение и доверие к Филиппу, между тем как врач, возмущенный клеветой, то воздымал руки к небу и призывал богов в свидетели, то, бросаясь к ложу царя, умолял его мужаться и доверять ему. Лекарство сначала очень сильно подействовало на Александра и как бы загнало вглубь его телесные силы: утратив дар речи, больной впал в беспамятство и едва подавал признаки жизни. Вскоре, однако, Александр был приведен Филиппом в чувство, быстро окреп и, наконец, появился перед македонянами, уныние которых не прекращалось, пока они не увидели царя.»
Вообще, широко распространен абсолютно зеркальный анекдот с Цезарем в главной роли, провозглашающим «лучше я погибну, чем усомнюсь в верности друга», однако источник этой басни мне пока неясен, у античных авторов я подобного не встречала и начинаю подозревать, что это адаптированная для более позднего времени всё та же история из биографии Македонского (впрочем, может, и в его биографию это перекочевало из жизнеописания еще более древнего героя). Пока это остается для меня загадкой и пунктиком для изысканий. Может, кто-то знающий прояснит момент?
Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/kartiny/genrix-semiradskij-1843-1902.html
Дневник aura16
.Во второй половине XIX века картины исторического живописца Генриха Семирадского пользовались исключительной популярностью у современников. Появление его полотен на выставках в Санкт-Петербурге и Москве, Риме и Париже, Варшаве и Кракове, Вене и Праге, Филадельфии и Мельбурне вызывало бурный общественный интерес, превращалось в событие, яркое явление культурной жизни.
Семирадский как личность и художник явил миру редкий для своего времени, но совершенно обычный для конца XX столетия социальный феномен — он вобрал в себя духовную культуру нескольких народов, внес своим творчеством заметный вклад в общеевропейскую и мировую цивилизации.
Семирадский родился 24 октября 1843 года в небольшом украинском городе Новобелгороде (ныне — Печенеги) в семье Ипполита Семирадского, выходца из Королевства Польского, и Михалины, урожденной Прушиньской. Ипполит Семирадский, офицер драгунского полка царской армии, служил в Харьковской губернии, где и прошли детские годы Генриха Гектора.
Родительский дом был неким культурным центром вдали от Польши, где говорили о польской литературе и искусстве, заботились о сохранении национальных обычаев, религиозных традиций и передавали их детям.
Генрих с детства ощущал себя принадлежащим к польской нации, вместе с тем становление его творческой личности проходило в атмосфере художественной культуры России, с которой он был связан духовными узами и все последующие годы. В харьковской гимназии уроки рисования вел украинский живописец Д. И. Безперчий, воспитанник К. П. Брюллова.
После окончания гимназии, уступая настойчивым просьбам отца, Генрих поступил в Харьковский университет на физико-математический факультет по разряду естественных наук, который окончил в 1864 году, не прерывая занятий у своего школьного преподавателя.
Дальнейший жизненный путь молодого кандидата физико-математических наук уже никем не подвергался сомнению — он пролегал в Петербургскую Академию художеств. Поступив сначала вольноприходящим учеником, Семирадский вскоре благодаря таланту, настойчивости и трудолюбию был зачислен академистом. Завоевав в 1870 году Большую золотую медаль за конкурсную картину «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу» (Минск, Государственный художественный музей Беларуси), он получил право на шестилетнюю пенсионерскую поездку за границу.
Молодой выпускник Академии поначалу отправляется в Мюнхен, один из крупнейших центров европейской художественной культуры XIX века. Он намеревался провести там несколько месяцев перед поездкой в Италию, работая над исторической композицией «Римская оргия блестящих времен цезаризма» (1872, Государственный Русский музей).
До недавнего времени было принято считать, что в Мюнхене Семирадский посещал ателье знаменитого исторического живописца Карла Пилоти и именно ему обязан многими особенностями своего искусства. Семирадский, конечно, посещал студии известных мюнхенских знаменитостей, в том числе и польских живописцев, которые жили здесь многочисленной колонией. Но период ученичества он считал для себя завершенным. Предстояла напряженная работа над «Римской оргией», замысел которой возник еще в Петербурге, и уже были готовы к ней рисунки и картон. Успех «Римской оргии» в Мюнхене, а затем в Петербурге на академической выставке, и покупка картины для Академии решили финансовые затруднения художника и позволили ему отправиться в благословенную Италию. Конечным пунктом своего путешествия Семирадский планировал Флоренцию. Но после поездки по южной Италии он посетил Рим и обрел в нем пристанище своей души, еще не ведая, что останется там навсегда. Удалось снять неплохую мастерскую, хотя и дорогую, но зато расположенную на той самой виа Маргутта, где чаще всего селились люди творческих профессий, вблизи знаменитой Испанской лестницы — места своеобразного постоя натурщиц и натурщиков. В Вечном городе Семирадский встретил множество знакомых по Академии и обрел новых друзей среди польских художников.
Фантастические красоты пригородов Рима, горы вдали, древние руины, воздух, напоенный запахом свежескошенных трав, приводили Семирадского в восторг, заставляли работать фантазию, которая преображала все вокруг в живые картины древнего мира, воссоздавала облик людей, когда-то живших среди этих полей, лесов, гор и моря.
Новые ощущения, яркие впечатления, полученные художником в Италии, наполнили его чувством обретенного богатства, стали мощным творческим импульсом в работе над картиной «Грешница» (1873, Государственный Русский музей), которая произвела ошеломляющее впечатление не столько своим художественно-образным решением, сколько пластической разработкой.
По сравнению с условным сценическим миром «Римской оргии» новая картина Семирадского знаменовала важный шаг в развитии его стилистики, новой образности. Подобных картин, написанных на открытом воздухе — пленэре, петербургская публика не видела прежде. Художник был удостоен звания академика, и все стали ждать от него новых откровений. 1873 год стал для Семирадского важной вехой не только в творческой, но и личной жизни. Он обвенчался со своей кузиной Марией Прушиньской, жившей до их встречи в провинциальном захолустье тогдашней Минской губернии. Жена Семирадского подарила ему троих сыновей (один умер в годовалом возрасте) и дочь.
Монументальная историческая композиция «Светочи христианства» (1876, Краков, Национальный музей), сюжет которой был почерпнут из истории гонения христиан при римском императоре Нероне, должна была завершить пенсионерство Семирадского в Риме.
Огромный размер холста (3,85 х 7,04 м) был выбран молодым живописцем не случайно — сказалась тяга художника к монументальным формам пластического решения, приближающимся к стенописи. Используя опыт старых итальянских монументалистов, Семирадский хотел передать атмосферу жизни Рима времен империи. И ему удалось ощутить дух трагической эпохи, уловить голоса времени, терпкий аромат и горький вкус подлинной жизни. За эту картину Семирадский был удостоен звания профессора. Едва окончив картину, Семирадский принялся за эскизы для храма Христа Спасителя в Москве, заказанные ему в начале 1876 года. Сперва художнику было поручено написать четыре росписи из жизни св. Александра Невского на хорах в приделе северного крыла храма. Сами росписи не сохранились, поскольку не сохранился храм, взорванный в 1931 году. Но все четыре эскиза находятся в Государственном Русском музее: «Александр Невский в орде», «Александр Невский принимает папских легатов», «Кончина Александра Невского» и «Погребение Александра Невского». Эскизы даны в жанровой трактовке, где подчеркнуты бытовые ситуации, конкретные реалии обстановки и взаимоотношения персонажей. Хотя художник, создавая эскизы, разумеется, думал об их переводе на стену, все же он подчеркнул черты станковизма: некоторую дробность форм, выписанность деталей,- требующие восприятия изображенного с близкого расстояния. Исполнением четырех композиций работа в храме Христа Спасителя для Семирадского не завершилась. Им были дополнительно написаны запрестольный образ «Тайная вечеря», а также «Крещение Господне» и «Въезд Иисуса Христа в Иерусалим» над окнами хоров храма.
К библейским мотивам Семирадский будет возвращаться и в последующие годы. В 1886 году он напишет одно из лучших произведений — «Христос в доме Марии и Марфы» (Государственный Русский музей).
Художник выбрал для картины поэтическую историю из Нового завета. Христос сидит на каменной скамье тенистой веранды, у его ног разместилась юная Мария, которая слушает и вбирает в себя мудрость Учителя.
Если сравнить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» с «Грешницей», то очевидным станет стремление автора в более поздние годы смягчить поучительные, наставительные интонации в решении библейского сюжета.
Эти черты с еще большей отчетливостью прослеживаются в великолепном полотне «Христос и самаритянка» (1890, Львовская государственная картинная галерея), в которой уже нет почти ничего от евангельской мифологии.
Картину «Христос в доме Марии и Марфы» Семирадский писал в мастерской собственного дома, в который он переехал в апреле 1883 года. Еще в начале 1880-х годов художник осознал, что никогда не покинет Италию, и решил серьезно заняться строительством дома и мастерской. Побывавшие в просторном доме на виа Гаэта отмечали благородные пропорции и красоту этого строения, затейливого и оригинального вкуса. Годами работая над историческими композициями, требовавшими глубокой литературной проработки, многочисленных композиционных прикидок и несметного количества натурных этюдов и зарисовок, Семирадский для «отдыха» писал жанровые картины, преимущественно малофигурные и небольших размеров, отмеченные блеском его таланта и составившие едва ли не самый ценный раздел в его художественном наследии.
Поначалу жанровые полотна он компоновал преимущественно в закрытом помещении, уделяя внимание подробному описанию интерьера, предметам, его наполняющим, исторически-достоверным костюмам, облачающим его героев, и прочим аксессуарам.
Художника также заботила сюжетная завязка изображенной сцены, ее драматургический ход. Таковы картины «Продавец амулетов» (1875, Нижегородский государственный художественный музей), «Женщину или вазу?» (1878, местонахождение неизвестно).
Затем художник отказывается и от назидательности сюжета, и от интерьерных изображений.
Так, в картине «По примеру богов» (1879, Львовская государственная картинная галерея) нет ни подробной фабулы, ни обильного предметного мира, зато в ней впервые зазвучали со всей определенностью лирические струны таланта художника.
«Танец среди мечей» (1881, Государственная Третьяковская галерея) — бесспорный шедевр античного жанра Семирадского, всей своей сутью опровергающий нелепые обвинения, адресуемые подчас художнику, в холодном академизме, в поверхностном и отвлеченном умозрительном подходе к изображению действительности.
Напоенная светом и воздухом, картина и через сто с лишним лет после ее создания доносит до зрителя почти физически ощутимые нежные звуки флейты, мелодичные переливы кифары и глухие удары барабана, аромат цветущих кустарников и шум морского прибоя.
На протяжении 1880-1890-х годов Семирадский создал множество жанровых композиций, в которых сюжетность почти полностью исчезает, в них ничего не происходит и лишь ощущается само течение жизни — движения фигур как бы замедляются, а их расстановка становится более живой и естественной. Таковы картины «Талисман» (Нижегородский художественный музей)
«У храма (Идиллия)» (1881, Киев, Музей русского искусства)
«Песня рабыни» (1884, Серпуховский историко-художественный музей)
, «Римская идиллия» (1885, Варшава, Национальный музей) и другие.
В этих произведениях все более концентрируется поэтическое, интимно-лирическое восприятие мира, не лишенное при этом некоторой идилличности.
В этом ряду особое, как бы промежуточное место между жанром и исторической живописью занимает картина «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине» (1889, Государственный Русский музей).
«Фрина» была показана на Академической выставке в Петербурге в 1889 году вместе с другими новыми работами мастера: «По примеру богов» (вариант), «Перед купанием», «У фонтана», «Искушение св. Иеронима». Выставка имела огромный успех, привлекла внимание тысяч зрителей. «Правительственный вестник», посвятивший Семирадскому специальный выпуск, отметил, что появление «Фрины» составило «целое событие в художественном мире» и очень тенденциозно посчитал картину «новым блестящим доказательством, что ложно реальное направление в искусстве, одно время нашедшее себе отклик в нашем обществе, не долго устояло в борьбе с провозвестниками вечных начал изящного и вскоре, вероятно, сделается достоянием истории, как одна из особенностей современной культуры». Жанровые картины Семирадского конца 1890-х годов по-прежнему лишены бытовизма, наполнены тишиной и негой укромных уголков природы, гармонической слитностью человека с природой и очищены от какой бы то ни было привнесенной идеи («Идиллия», «Уговоры», обе — Львовская государственная картинная галерея). Пейзаж, и прежде игравший важную роль в жанровых композициях, теперь становится доминирующим.
Золотистая тональность, мягкость светотеневых переходов в основном сохранятся в группе картин, которые задумывались Семирадским как декоративно-монументальные композиции, прямо или косвенно относящиеся к театру. Такова динамичная, полная шумного веселья картина «Праздник Вакха» (1890, Серпуховский историко-художественный музей), отмеченная чертами театральной зрелищности.
- Он был похоронен рядом с могилами родителей на варшавском кладбище Повонзки, но годом позже его останки были перевезены в краковский костел «На Скалке» и упокоились в подземелье среди гробов знаменитых поляков.
- Источник(с)NADYNROM
Близка к ней картина «Суд Париса» (1892, Варшава, Национальный музей), которая вполне могла бы стать театральным занавесом. Этот вид декоративного искусства все более увлекал художника в поздние годы. Усиление монументально-декоративных тенденций в искусстве Семирадского можно объяснить в определенной степени общими процессами европейского искусства рубежа веков, поисками новой образности. К несчастью, жизнь художника клонилась к закату — сначала небольшие перерывы в работе из-за недомогания, потом на виа Гаэта наступили черные дни — врачи определили рак языка. Смерть наступила через несколько месяцев в 1902 году.
Источник: http://aura16.diary.ru/p42643626.htm?oam
Веласкес картины. Великий испанский художник
Диего Веласкес (Diego Velasquez) — великий испанский художник 17 века. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. Веласкес настолько преуспел в живописи, искусстве рисования, что с 1623 года, когда ему было всего 24, уже стал придворным живописцем короля Филиппа IV.
Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. Портреты, жанровая живопись, исторические темы, религиозные картины, мифологические, во всём этом великому художнику нет равных.
Несмотря на то, что на его самосознание и творчество очень повлияла школа Караваджо у Веласкеса был свой собственный почерк, своё понимание мира, которым восхищаются и по сей момент.
В творчестве великого испанского художника Веласкеса существую несколько периодов. Самый ранний период – Севильский – название от места проживания.
В этот период вошли такие работы, как “Старая кухарка”, “Водонос” и другие. Следует за ним Мадридский период.
В этот период Веласкес переехал жить в Мадрид и там увлёкся новым творчеством, которое творили художники Тициан и Рубенс. Картины того периода: “Вакх“, “Кузница Вулкана“…
С 1630 года Веласкес занимался практически исключительно портретами, изображая на своих полотнах различных вельмож, представителей царственной крови и их слуг. Умер Диего Веласкес 6 августа 1660 года в Мадриде.
Картины Диего Веласкеса
Арахна
Балтазар Карлос с карликом
Бог войны Марс
Донья Инпеньяретта с сыном
Евангелист Иоанн на Патмосе
Эзоп
Филипп IV в доспехах. Король Испании
Филипп Проспер
Христофор Колумб представляет новый свет
Христос в Эммаусе
Христос в доме Марии и Марфы
Хуан Мартинес Монтьаньес
Королева Мария-Анна
Коронование Марии
Крестьянский завтрак
Кузница Вулкана
Луис де Гондор-и-Аргот
Мария-Анна — королева Венгерская
Менины
Менипп
Мужской портрет
Окровавленный плащ Иосифа
Поклонение волхвов
Портрет инфанта дона Карлоса
Портрет инфанты Маргариты в восьмилетнем возрасте
Портрет королевы Изабеллы Бурбонской
Портрет папы Иннокентия
Портрет придворного карлика Франсиско Леска
Портрет придворного шута
Портрет дворянина
Портрет графа-герцога Оливареса
Портрет дамы с веером
Портрет короля Филиппа III
Портрет молодого испанца
Придворный карлик с собакой
Придворный шут Хуан Австрийский
Придворный шут Хуан де Калабасас
Принц Балтазар Карлос
Прядильщицы
Распятие
Сдача Бреды
Сивилла
Старая кухарка
Трактирщик
Триумф Вакха
Трое за столом
Венера с зеркалом
Вышивальщица
Водонос
Если вы любите хорошие сорта настоящего китайского чая, но не знаете где купить чай пуэр, то сайт tealee — Чай от дядюшки Ли поможет вам. Чай прессованный, рассыпной, зелёный, лечебный на ваш вкус. Сильный вкус и долгое послевкусие.
???? Блинцов | 2011-04-25, 14:47 | ???? 1 364
Источник: https://art-assorty.ru/88-velaskes.html
Господь Иисус Христос в доме Марфы и Марии (Луки 10:38-42)
Четвероевангелие(Таушев) Аверкий
Господь Иисус Христос в доме Марфы и Марии
(Луки 10:38-42).
«Одно селение», в которое вошел Иисус, по-видимому, Вифания — селение расположенное на одном из склонов горы Елеонской, вблизи Иерусалима. В Марфе и Марии, которые приняли Господа, легко узнать сестер любимого Господом Лазаря, о воскрешении коего повествует св. Еванг. Иоан в 11 гл.
Обе они являются здесь с теми же качествами, какие описаны у св. Иоанна: Марфа отличалась живым и подвижным характером, Мария — тихой и глубокой чувствительностью. Приняв Господа, Марфа начала суетиться с приготовлением угощения; Мария же села у ног Иисуса, слушая Его.
Видя, что ей трудно справиться одной, Марфа обратилась к Господу как будто с упреком, из которого ясно видны дружеские отношения Господа к ее семье: «Господи, или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне».
Оправдывая Марию, Господь ответил Марфе с таким же дружеским упреком: «Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом; а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимается у нее».
Смысл этого упрека тот, что усердие Марфы направлено на скоропреходящую суету, без которой можно обойтись, а Мария избрала то, что единственно нужно для человека — внимание Божественному учению Христову и последование ему. То, что Мария приобретает, слушая Господа, никогда не отымется от нее.
Этот евангельский отрывок всегда читается на Литургии почти во все дни Богородичных праздников, так как образ этой Марии является как бы символом Пресвятой Девы Марии, также избравшей «благую часть».
К этому отрывку присоединяются еще стихи 11:27-28, где прямо прославляется Матерь Божия и вновь ублажаются «слышащие слово Божие и хранящие его.»
Следующая глава
ИИСУС У МАРФЫ И МАРИИ
(Лк. X, 38-42; Лк. IХ, 23-26)Случилось, что шел раз Иисус с учениками и зашел в одну деревню. Женщина одна, Марфа, зазвала его в свой дом.И была у нее сестра Мария. Мария села в ногах Иисуса и слушала учение его.А Марфа хлопотала о большом угощении и подошла к
Господь Иисус Христос в доме Марфы и Марии (Луки 10:38-42).
«Одно селение», в которое вошел Иисус, по-видимому, Вифания — селение расположенное на одном из склонов горы Елеонской, вблизи Иерусалима. В Марфе и Марии, которые приняли Господа, легко узнать сестер любимого
Иисус Христос в доме Марфы. Евангелие от Луки 10:38-42 В продолжение пути их пришёл Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и,
Господь Иисус в доме Лазаря
За шесть дней до праздника Пасхи Господь Иисус пришел опять в селение Вифанию, где Он воскресил умершего Лазаря. В доме Лазаря приготовили Ему вечерю, или ужин, и Мария, одна из сестер Лазаря, взяв благовонного дорогого масла, помазала им ноги
Иисус Христос у Марфы и Марии
Поучая народ, Иисус Христос пришел в Вифанию. Это селение расположено недалеко от Иерусалима за Елеонскою горою. Здесь приняла Его в свой дом одна женщина, именем Марфа, у которой был брат Лазарь и сестра Мария. ВифанияВ доме Лазаря Иисус
ИИСУС У МАРФЫ И МАРИИ Лк. ?, 38. В продолжение пути их пришел он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла его в дом свой.Случилось, что шел раз Иисус с учениками и зашел в одну деревню. Женщина одна, Марфа, зазвала его в свой дом.39. У ней была сестра, именем Мария,
Иисус Христос в доме Марфы. Евангелие от Луки 10:38-42 В продолжение пути их пришёл Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и,
Господь Иисус Христос
Итак, три темы тесно переплетаются в письме к филиппийцам. Но ни одна из них, ни даже все они вместе, ни настоящая ситуация, ни грядущее событие не становятся объединяющим фактором — им является Личность нашего Господа Иисуса Христа.Он совершенный
2. Господь Иисус Христос
Предположим, что у нас от всего Писания осталось только Послание к Филиппийцам. Как бы мы тогда поняли стих 23? Кто тот Иисус, о Котором он говорит? В чем состоит благодать, о которой он
Исцеление десяти прокажённых. Закхей. Иисус Христос в доме Марии и Марфы
В селении близ Иерусалима Иисус Христос встретил десять мужчин, больных проказой. Они не осмелились подойти к Нему и, став на колени, издали молились Ему и просили:— Иисусе, Наставниче, помилуй нас —
Иисус Христос в доме Марфы и Марии
(Лук. 10, 38)Марфа и Мария, сёстры Лазаря, жили со своим братом в Вифании, селении, находившемся близ Иерусалима.Божественный Спаситель неоднократно удостаивал Своего присутствия это семейство добродетельное и очень почтенное в той
Господь Иисус Христос
В чем заключается божественная и истинная слава? Только в бесчестии пред людьми ради Бога. И в чем, братия мои, честь и добрая слава монаха, как не в том, чтобы бесчестить себя ради Бога и являться в числе презренных, ибо Спаситель мой и Бог избрал
ГЛАВА 26. Иисус в доме Марфы. Возвращение семидесяти учеников. Притча о ближнем. Учение о неотступности в молитве
Объявив Себя всенародно Сыном Божиим, прежде Авраама бывшим, Иисус окончательно восстановил против Себя руководителей еврейского народа. Руководители эти не
ИСЦЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИ ПРОКАЖЁННЫХ. ЗАКХЕЙ. ИИСУС ХРИСТОС В ДОМЕ МАРФЫ И МАРИИ
В селении близ Иерусалима Иисус Христос встретил десять мужчин, больных проказой. Они не осмелились подойти к Нему и, став на колени, издали молились и просили:– Иисусе, Наставниче, помилуй нас –
ИСЦЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИ ПРОКАЖЕННЫХ. ЗАКХЕЙ. ИИСУС ХРИСТОС В ДОМЕ МАРИИ И МАРФЫ
В селении близ Иерусалима Иисус Христос втретил десять мужчин, больных проказой. Они не осмелились подойти к Нему и, став на колени, издали молились Ему и просили:– Иисусе, Наставниче, помилуй нас –
ИСЦЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИ ПРОКАЖЕННЫХ. ЗАКХЕЙ. ИИСУС ХРИСТОС В ДОМЕ МАРИИ И МАРФЫ
В селении близ Иерусалима Иисус Христос втретил десять мужчин, больных проказой. Они не осмелились подойти к Нему и, став на колени, издали молились Ему и просили:– Иисусе, Наставниче, помилуй нас –
Источник: https://religion.wikireading.ru/161132
Читать
П. Воздвиженский
Моя первая Священная История
Предисловие
«Священное Писание, — сказал святой Иоанн Златоуст, — это духовная пища, которая украшает им и делает душу сильною, твёрдою, мудрою».
Такою пищею Священное Писание является и для взрослых, и для детей.
Душа детская легко увлекается хорошими примерами; детское сердце чутко к великим подвигам. А где же найдётся больше таких примеров, где встретится больше таких подвигов, как не в Священной Истории? Поэтому первыми рассказами для детей, начинающих понимать, должны быть рассказы из Священного Писания, первою книгою в руках научившегося читать ребёнка должна быть Священная История.
Но, давая в руки ребёнка подобную книгу, необходимо заботиться, чтобы он мог её понять всю, чтобы он в ней не встречал ничего непонятного, — словом, необходимо, чтобы она была приспособлена к его пониманию, к его возрасту.
Такую именно книгу хотим мы дать в руки русским детям.
В ней живо и наглядно, но в то же время совершенно просто, изложены все важнейшие события Ветхого и Нового Заветов, так, чтобы дети, начиная с самых маленьких, своим чистым, безгрешным сердцем могли сами уразуметь всё рассказываемое, не нуждаясь в объяснениях и разъяснениях, будут ли они читать эту книгу сами, или им будет читать её мать, старшая сестра или грамотная няня. Наглядности в изложении отвечает и наглядность нарочно подобранных рисунков: дополняя рассказ и изображая описываемые события, эти рисунки ещё больше уяснят и укрепят в детской душе всё то, что будет ими прочитано.
Рассказанное детям просто, ясно и наглядно.
В раннюю пору их жизни, когда каждое впечатление так глубоко и сильно внедряется в детское сердце и ум, события из Священного Писания оставят неизгладимый след в юных сердцах, и возбуждённое ими в детской душе чистое чувство не останется бесплодным и в позднейшие годы — в годы сомнений, более глубоких размышлений или легкомыслия и заблуждений.
Ветхий завет
Сотворение мира
Над нами без границ раскинулось синее небо. На нём, как огненный шар, сияет солнце и даёт нам тепло и свет.
Ночью на смену солнышку выплывает луна, а вокруг, как детки около мамы, много-много звёздочек. Словно ясные глазки, мигают они в высоте и, как золотые фонарики, освещают небесный купол. На земле растут леса и сады, травка и красивые цветочки. Всюду по земле живут звери и животные: и лошадки и овечки, и волки и зайчики, и много других. В воздухе порхают птички и насекомые.
Взгляните теперь на реки и моря. Какая масса воды! И вся-то она полна рыбками — от самых маленьких до чудовищ огромного размера… Откуда же всё это явилось. Было время, когда ничего этого не было.
Не было ни дней, ни ночей, ни солнца, ни земли, ни всего, что есть на них.
Жил тогда Один Господь Бог, потому что Он вечен, то есть не имеет ни начала, ни конца своего бытия, но всегда был, есть и будет.
Бог сотворил солнце и землю.
И вот Он-то, по своей доброте, в шесть дней из ничего сотворил всё, чем мы любуемся. По одному Его слову явились земля, и солнце, и всё-всё в мире. Всё сотворил добрый и любящий Господь, и обо всём Он непрестанно заботится, как любящий Отец: всем даёт пищу, здоровье и счастье.
Сотворив мир, Господь устроил на земле прекрасный сад и назвал его раем. Там росли тенистые деревья с вкусными плодами, пели красивые птички, звенели ручейки, и весь рай благоухал цветами, более душистыми, чем розы.
Когда Господь устроил всё это — Он увидел, что некому любоваться и наслаждаться красотою земли и рая. Тогда Он взял кусок земли и велел ему превратиться в человека. Так явился на свет первый мужчина. Он был очень красив, но он не мог ни ходить, ни думать, ни говорить, был как безжизненная статуя. Господь оживил его, дал ему ум и доброе сердце.
Потом, чтобы у первого человека был друг, Господь сотворил первую женщину и назвал их Адам и Ева. У первых людей не было ни папы, ни мамы. Господь сотворил их взрослыми и Сам заменил им родителей. Он Сам ввёл их в рай и сказал:
— Дети мои, дарю вам этот сад, живите в нём и наслаждайтесь; кушайте плоды со всех деревьев и только с одного деревца не троньте плодов и не ешьте, а если не послушаетесь, то лишитесь рая и умрёте.
Адам и Ева поселились в раю. Они не знали там ни холода, ни голода, ни горя. Вокруг них между зверями и животными царили мир и согласие, и они не обижали друг друга. Хищный волк пасся рядом с овечкой, и кровожадный тигр отдыхал по соседству с коровушкой. Все они ласкались к Адаму и Еве и повиновались им, а птички садились к ним на плечи и распевали песенки.
Всем живым существам Адам дал тогда особые названия. Так жили первые люди в раю. Жили они и радовались и благодарили своего доброго Создателя Бога.
Изгнание из рая
Всё, что мы видим, называется мир видимый. Но есть и другой мир, которого мы не можем видеть, то есть мир невидимый. В нём живут Божьи ангелы.
Кто же это ангелы?
Это такие живые существа, как и люди, только невидимые и очень добрые и умные. Всех ангелов Господь сотворил добрыми и послушными. Но один из них сделался гордым, перестал слушаться Бога и других ангелов научил тому же. За это Господь изгнал их от Себя из рая, и они стали называться злыми ангелами, или дьяволами.
С тех пор добрые ангелы отделились от злых. Злые ангелы везде сеют зло; они ссорят людей, заводят вражду и войну, стараются, чтобы люди жили между собою, как враги, и чтобы Господь перестал любить их. Добрые ангелы, напротив, учат нас всему доброму и хорошему.
У каждого есть свой добрый ангел-хранитель. Такие ангелы оберегают деток от всякой беды и, в случае опасности, закрывают их своими крыльями. Они помнят, как Господь удалил с неба дерзких и непослушных ангелов, а потому, если дети не слушают папу и маму, — добрые ангелы грустят и плачут, так как дерзких и злых детей Господь не может взять на небо.
- Когда Адам и Ева жили в раю, злые ангелы завидовали их счастью и захотели лишить их райской жизни. Для этого один дьявол превратился в змея, взобрался на дерево и сказал Еве:
- — Правда ли, что Бог запретил вам кушать плоды со всех деревьев?
- — Нет, — отвечала Ева, — Господь запретил нам кушать плоды только с одного этого деревца и сказал, что если мы съедим, то умрём.
- Тогда хитрый змей сказал:
- — Не верьте Богу, вы не умрёте, а, напротив, если скушаете этих плодов, то сами сделаетесь как Бог и будете всё знать.
Тут змей сорвал красивое золотистое яблочко с запрещённого дерева и подал Еве. Она покушала и передала Адаму. И вдруг после этого им стало ужасно стыдно, как и всем, кто дурно поступает.
Прежде, когда Господь приходил в рай, Адам и Ева бежали к Нему навстречу и беседовали с Ним, как дети с родителями. Но теперь, когда Господь позвал их, им стыдно было показаться к Нему, и они спрятались в кусты. И сказал им Господь:
— Итак, вы не послушались Меня, съели запрещённый плод, идите же прочь из рая, трудитесь и в поте лица добывайте пропитание. До сих пор вы не знали ни болезней, ни смерти, теперь же вы будете болеть и, наконец, умрёте.
Ангел изгоняет Адама и Еву из рая.
Тут явился ангел с огненным мечом и изгнал Адама и Еву из рая. Вот до чего доводит непослушание. Однако, наказав людей, Господь, по своему милосердию, обещал прислать на землю Своего Сына Иисуса Христа, который примет на себя заслуженное людьми наказание, пострадает за людей и опять сделает их достойными жить в раю с Богом после смерти.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=193431&p=9