Адриан ван Утрехт — фламандский художник эпохи барокко. Его привлекало написание дворов с домашними птицами, рыбных рынков. В натюрмортах с фруктами и овощами заметно влияние Снейдерса.
«Натюрморт с виноградом» представляет квинтэссенцию «фруктовых натюрмортов». Сочные и спелые фрукты, только что вымытые и аккуратно разложенные на столе, выписаны мастером так живо и натуралистично, что возникает желание протянуть руку и отломить веточку зеленого винограда, съесть мягкий персик.
Утрехт прославляет природу и ее плоды, он восхищается роскошью и изяществом натуральных форм. Все в картине говорит об изобилии и достатке. Темно-зеленая бархатная ткань подчеркивает яркую красочность осеннего натюрморта. Интересная особенность — фрукты уложены на столе параллельно картинной плоскости.
Полотно, вероятно, было заказано зажиточным бюргером для украшения интерьера своего дома.
Виллем Калф (1619–1693) Десерт 1653–1654. Холст, масло. 105×87,5
«Десерт» голландского художника Виллема Калфа — прекрасный пример богатого, нарядного и красочного натюрморта, в котором отобразилось стремление разбогатевшего бюргерского класса к роскоши и помпезности. В картине чувствуется незримое присутствие человека — хозяина изображенных вещей.
Композиция «Десерта» достаточно традиционна: на столе стоят два бокала, небольшой кувшин и фаянсовая тарелка со свежими фруктами. Стол застелен дорогим бархатным ковром, золоченый кубок на нем — тонко проработанное произведение ювелирного искусства. Калф мастерски передает тонкость стекла бокала и блики на серебряной тарелке.
С любовью написаны фрукты, выделена фактура глянцевой неровной корочки разрезанного лимона, его сочная мякоть. Яркие цвета и оттенки фруктов придают полотну красочное звучание, обособляя его среди других произведений.
Калф благодаря своим уникальным изобразительным способностям значительно расширил иллюзионные возможности натюрмортной живописи и отобразил вкусы аристократии второй половины XVII века.
Виллем Класс Хеда (Около 1594-около 1682) Завтрак с крабом 1648. Холст, масло. 118×118
Виллем Хеда — один из первых мастеров голландского натюрморта XVII века, чьи работы весьма ценились современниками. Особой популярностью в Голландии пользовался такой вид полотен, как «завтрак». Они создавались на любой вкус: от богатых до более скромных.
Картину «Завтрак с крабом» выделяет нехарактерный для голландского натюрморта большой размер. Общая гамма произведения холодная, серебристо-серая с немногочисленными розоватыми и коричневыми пятнами.
Хеда изысканно изобразил сервированный стол, на котором в тщательно продуманном беспорядке расположены предметы, составляющие завтрак. На блюде лежит краб, выписанный со всеми особенностями, рядом желтеет лимон, изящно срезанная корка которого, закручиваясь, свисает вниз.
Справа лежат зеленые оливки и аппетитная булочка с золотистой корочкой. Стеклянные и металлические сосуды добавляют натюрморту основательности, их цвет почти сливается с общей гаммой.
Фердинанд Бол (1616–1680) Портрет ученого Около 1650. Холст, масло. 122×98
Фердинанд Бол — голландский художник и график, ученик Рембрандта, прекрасно усвоивший приемы его живописной манеры, в результате чего многие работы Бола ошибочно приписывались мастеру. Об обстоятельствах жизни Боля почти ничего не известно. Он прославился благодаря портретному жанру и по праву занимает одно из первых мест в ряду выдающихся портретистов голландской школы.
«Портрет ученого» выделяется уютной теплой коричневой гаммой, напоминающей камни янтаря. Пожилой мужчина с бородой в задумчивости подпирает голову рукой. Позади него на столе располагаются атрибуты исследователя — глобус и книги в толстых переплетах. Ученый, облик которого напоминает русского боярина, погружен в свои мысли, обдумывает будущие открытия.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669) Портрет старика в красном 1654. Холст, масло. 108×86
В искусстве знаменитого голландского живописца Рембрандта в 1650-е центральное место занимал новый, ранее неизвестный в европейской живописи тип портрета-биографии. Моделями художника часто служили пожилые люди, воплощавшие жизненную мудрость, на чью долю выпали горестные испытания.
Это десятилетие стало вершиной мастерства Рембрандта как портретиста. Через величавое спокойствие художник передает психологическое состояние пожилого человека, его переживания и раздумья.
Особый живописный рембрандтовский свет и мягкий полумрак позволяют ощутить его развивающимся во временном потоке, который связывает прошлое, настоящее и будущее.
Лицо и руки старика, форму которым художник придавал не только кистью, но и своими пальцами, кажутся озаренными неким духовным внутренним светом. Образ, созданный мастером, стал олицетворением стойкости и принятия своей участи.
Франс Халс (Между 1581 и 1585–1666) Мужской портрет. До 1660. Холст, масло. 84,5×67
Франс Халс являлся одним из самых известных живописцев голландского золотого века. Мастер портретного жанра создал более 900 работ, в которых представил детей, бедняков и аристократов, гвардейцев и собутыльников из различных кабачков.
«Мужской портрет» относится к серии портретов, схожих по постановке модели: она представлена вполоборота на темном фоне, из которого яркими контрастными пятнами выступают лицо и элементы гардероба — перчатки, белый воротник.
Возможно, изображенный на портрете мужчина — офицер, на это намекает его правая рука, лежащая на том месте, где обычно находится рукоять шпаги. Халс работает в новой свободной манере с широким осязаемым мазком, хорошо моделирующим форму.
Спустя два столетия новаторская живописная манера Халса вдохновит целое объединение художников-импрессионистов.
Герард Терборх (1617–1681) Бокал лимонада 1660-е. Холст, масло. 67×54
Вероятно, «Бокал лимонада» — это самая знаменитая картина крупнейшего мастера голландской жанровой живописи Герарда Терборха. Произведения художников были небольшого размера и предназначались для украшения квартир обеспеченных горожан.
Бытовой сюжет полотна, которое можно назвать «сценой у сводни», имеет прямое отношение к действительности, но разыгран весьма деликатно и тонко, без акцента на интимной теме.
Нарядная девушка и молодой человек занимаются приготовлением лимонада; девушка держит в руке бокал, в то время как юноша, придерживая его одной рукой, размешивает содержимое другой. Однако приготовление напитка — лишь повод для их близости, что подтверждается красноречивым взглядом юноши и легким смущением молодой особы.
Третье лицо — старуха, склонившаяся над героиней, — как бы молчаливо советует ей решиться на что-то определенное. Терборху удавалось мастерски выписывать переливы шелка и атласа, золотое шитье в отделке платьев, что способствовало его популярности у зажиточных бюргеров.
Рембрандт Харменс ван Рейн 1606–1669 Возвращение блудного сына. Около 1668. Холст, масло. 262×205
Одной из вершин творчества великого нидерландского художника считается картина «Возвращение блудного сына». Она была написана в последнее десятилетие жизни мастера, когда он был уже немощным, старым и нищенствовал, ведя полуголодное существование.
До этого Рембрандт неоднократно обращался к сюжету «блудного сына» в своих графических работах. Темой для написания картины послужила известная евангельская притча, рассказывающая, как после долгих скитаний блудный сын вернулся с несбывшимися надеждами к покинутому им когда-то отцу.
Живописная поверхность полотна буквально излучает тепло рембрандтовской палитры, мерцающая светотень подчеркивает фигуры главных героев. В образах склонившегося старика и его коленопреклоненного сына живописец выражает сложнейшую гамму чувств: раскаяние и милосердие, безграничную любовь к своему ребенку и горечь позднего прозрения.
В картине «Возвращение блудного сына» психологический талант Рембрандта раскрылся в полной мере, ведь в нее он вложил весь свой творческий опыт.
Ян Стен (Около 1626–1679) Гуляки Около 1660. Дерево, масло. 39×30
Ян Стен — один из ярких мастеров голландской бытовой живописи XVII века. Тема веселья, развлечений и веселых пирушек Стену, владельцу кабачка, была знакома, как никому другому. Художник в своих картинах не стремится к психологическому анализу героев.
Он изображает только то, что может увидеть любой зашедший в трактир, где была веселая пирушка. В образе улыбчивого добродушного гуляки Стен изобразил себя.
Он как бы приглашает зрителя снисходительно посмеяться над ним и его женой Маргарет, которая сладко спит, не имея сил переменить неудобное положение.
Повсюду господствует беспорядок, придающий дополнительный комизм ситуации: на полу валяются черепки разбитой трубки, на переднем плане — большая туфля, слетевшая с ноги хозяйки. Вся сцена до мельчайших деталей показана с большой теплотой и юмором.
Источник: https://nemaloknig.com/read-315879/?page=9
Хозяйка и служанка. Около 1660 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
БЫТОВОЙ ЖАНР
С начала XVII столетия в голландской живописи развивалось новое направление — бытовой жанр. Любимой темой художников стали сиены из жизни «весёлого общества».
Праздничный быт щеголеватых кавалеров и дам на этих полотнах полон иносказательных деталей — дань старонидерландской традиции. Чаще всего здесь скрываются прописные истины бюргерской морали.
Так, ваза со льдом, в которой охлаждают вино, символизирует умеренность; обезьянка — дьявола, подстерегающего беззаботных гуляк.
Географическая карта на стене придаёт домашней сценке «всемирный» масштаб.
В 40—60-х гг., в пору расцвета творчества Рембрандта, самым знаменитым живописцем в Голландии был его ученик Герард Доу (1613—1675) из Лейдена. В отличие от своего учителя он умел и любил нравиться публике. Всё его наследие состоит из однотипных, безукоризненно написанных сценок, обычно открывающихся зрителю в проёме большого окна.
Земляком Рембрандта был и Ян Стен (около 1626— 1679), помимо занятий живописью содержавший трактир. Большинство его полотен беспорядочно заполнено множеством предметов, как будто художник боится пустоты.
Весьма популярный художник Адриан ван Остаде (1610—1685) из Харлема, ученик Франса Халса, разрабатывал «крестьянский жанр». Он изображал мир деревни с благодушной чувствительностью заезжего горожанина.
Этому настроению соответствует и колорит его картин: пёстрые, мягкие краски словно прогреты приветливым майским солнцем. Характерная для этого живописца работа — «Скрипач возле крестьянского дома» (1673 г.).
Если в начале XVII в. бытовые картины традиционно были многофигурными, пронизанными действием, то со временем художников стали привлекать более скромные сюжеты. Они старались прочувствовать поэзию повседневности в любом неброском эпизоде. Таковы произведения Габриеля Метсю (1629—1667).
Творчество Герарда Терборха (1617—1681) отличается особой изысканностью. Его мир — аристократические салоны с занавешенными окнами, а герои — бледные, церемонные кавалеры и нежные дамы в атласных нарядах, как в картине «Бокал лимонада» (около 1664 г.). Они пишут и читают письма, музицируют, мужчины учтиво ухаживают за дамами.
Герард Доу. Автопортрет. Фрагмент. 1635—1640 гг.
Риксмузей, Амстердам.
Ян Стен. Гуляки. Около 1660 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Ян Стен. Игра в трик-трак. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Адриан ван Остаде. Крестьянское общество. 1671 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Адриан ван Остаде. Скрипач возле крестьянского дома. 1673 г. Музей Маурицхейс, Гаага.
Источник: https://megaobuchalka.ru/9/1079.html
Символы в картинах "Малых голландцев"
Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Символы в картинах «Малых голландцев»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Символы в творчестве «Малых голландцев» Выполнил: Кабина Лариса Анатольевна МБУДО ХШ№1
2 слайд Описание слайда:
Основное понятие Малые голландцы («голландский стиль», «голландское барокко») — художественная школа голландской живописи XVII в.
, в которую условно объединяются мастера пейзажной, портретной и бытовой жанровой картины, а также натюрмортов.
Интерес художников к «малым» (низким) темам из повседневной жизни в противоположность искусству «большого» стиля на «высокие» исторические и мифологические сюжеты. Небольшой, «кабинетный» формат картин.
3 слайд
4 слайд Описание слайда:
Гуляки (около 1660 г) Символы: Догоревшая почти до конца свеча – совместная жизнь, подошедшая к концу, потом пути супругов разойдутся.
Фонарь – буйство, невежество, нерадение, кончина Гвоздь – нужда, необходимость; курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений «Гуляки» Стена – типичная для художника жанровая картина, где он пишет Маргариту ван Гойен в образе охмелевшей женщины, а себя в любимой роли саркастического комментатора, на этот раз – собственной жизни.
Эпатаж, вызов общепринятому пониманию священного института брака и дома воплощены в этом полотне, имеющем несомненные ассоциации с нелёгкой и не слишком обеспеченной в действительности семейной жизнью Стена.
На холсте художник держит в одной руке бокал с вином, в другой трубку, иронично предлагая зрителю взглянуть на сцену своей жизни: неказистое простое жилье, где в углу за небольшим четырехугольным столом с флягой вина задержались они с женой. Супруга сползает с добротного и красивого стула (своей украшенной головками львов спинкой он напоминает трон – приличествующее хозяйке дома почетное место), она уронила голову на локоть руки и сладко спит, прислонясь к плечу супруга.
5 слайд Описание слайда:
Бутылка — символ греха пьянства.
гвоздь (в 17 веке) – знак нужды, необходимости; вбитый гвоздь – распятие Христа; вино/виноград – символ крови Христовой; курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений; Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов; музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств; попугай – человек (из-за умения подражать человеческому голосу); собака – верность; на надгробии – верность, побеждающая смерть
6 слайд
Источник: https://infourok.ru/simvoli-v-kartinah-malih-gollandcev-1471300.html
Стен Ян(Steen Jan) | Студия И
Ян Хавикзоон Стен(1626–1679)-голландский живописец, непревзойденный мастер бытового жанра.Ян Стен — самый весёлый голландский художник. Его темы — жанровая живопись. У него нет парадных сцен, его герои — живые люди с их достоинствами и недостатками.
Сам остроумный и весёлый человек, он показывает жизнь и быт голландских бюргеров (средний слой городского населения, состоявший главным образом из самостоятельных мастеров — ремесленников,обычно объединявшихся в цехи, и средних и мелких торговцев) с преувеличенным юмором: врач и больная девушка, учитель и ученики, дети, отдых простых людей в играх, на праздниках и пирушках.
Немного известно об обучении художника; однако, согласно его первому биографу, Стен учился у Утрехтского живописца Николауса Кюпфера(Nikolaus Knupfer) и позже у Андриана ван Остаде (Adriaen van Ostade) в Харлеме.
Стен, закончил Латинскую школу и в 1646г, в возрасте 20 лет, поступил в Лейденский университет, но 1648 он вступил в Лейденское общество художников, в гильдию Святого Луки.
Позже он работал в Гааге в мастерской художника-пейзажиста Ян ван Гоена(Jan van Goyen), на дочери которого он женился.
В 1654г Стен переезжает в Делфт, где отец, желая помочь сыну, арендовал для него пивоваренный завод. Это отвлекало Стена от работы художника и известно немного картин этих лет.
С 1657 Стен живёт в маленькой деревне Вармонд, недалеко от от Лейдена. С 1660 — в небольшом городке Харлеме, где уже ничто не мешает полностью отдаться живописи.
Через год после смерти жены, умер отец, и в 1670г Стен поселился в одном из домов семейства в Лейдене, где он работал до смерти (в 1679).
Через 2 года, он получил лицензию на открытие таверны в своём большом доме. Это давало дополнитльный доход, чтобы содержать большую семью.
В его картинах нет парадных сцен, нет драматизма.
Его герои — живые люди с их достоинстами и недостатками. Стен-юморист — изобразил множество лиц , характеров и поз.
Когда смотришь картины Стена, кажется, что смотришь добрый, с весёлым юмором, несколько приукрашенный, фильм о жизни простых голландцев того времни, сцены из повседневной жизни, в которых действие происходит в комнатах, на кухне или в таверне.
В работе с цветом Стен демонстрировал не всегда ровные результаты. Однако своими лучшими и тщательно выписанными работами он превосходит своих современников-коллег изящным сочетанием цветовой палитры и мастерским владением игрой теней.
Разносторонне образованный, любознательный и весёлый человек, Стен писал семейные портреты и сцены на постоялых дворах.
Его творческое наследие составляют почти 400 картин, среди которых много написано на библейские сюжеты. Очень много работ Стен хранится в Рейксмузее в Амстердаме.
Похороны Яна Стена проходили в Лейдене 3 февраля 1679 году.
Источник: https://www.stydiai.ru/gallery/steen-jan/
Художник из Голландии. Ян Стен
Жители ДелфтаКартина голландского художника, мастера бытового жанра Яна Стена «Жители Делфта». Размер картины 82,5 х 68,5 см, холст, масло. В 1648 году Ян Стен и Габриэль Метсю были приняты в гильдию живописцев святого Луки в Лейдене. Вскоре после этого, Стен был выбран помощником известному пейзажному живописцу Яну ван Гойену и стал проживать в его доме в Биеркаде в Гааге. 3 октября 1649 Стен женился на дочери ван Гойена Маргрит, которая впоследствии родила ему восемь детей. Стен работал со своим тестем до 1654 года, затем он переехал в Делфт, где по настоянию родственников стал управлять пивоваренным заводом Де Роскам, впрочем без большого успеха. После взрыва в Делфте порохового завода в 1654 году и тяжких последствий для города, у бюргеров Делфта был несколько снижен художественный спрос на картины, но именно тогда Стен написал свое первое известное полотно «Бургомистр Делфта и его дочь», также называемое на аукционах как «Жители Делфта». Уже в этой работе Яна Стена нет полной ясности, к какому жанру следует отнести живопись художника — к портрету или бытовому жанру.Пекарь Аствард и его жена КатаринаПосле Делфта Стен жил с 1656 по 1660 в Вармонде, к северу от Лейдена, и в Харлеме с 1660 по 1670 годы. В эти оба периода своей жизни Стен был особенно плодовит в творческой деятельности. После смерти жены Маргрит в 1669 и кончины отца в 1670, Стен вернулся в Лейден, где и он прожил остальную часть своей жизни. Когда художественный рынок в Голландии обрушился в 1672 году, названным в художественных кругах живописцами «годом бедствия», Стен открыл таверну с гостиничными номерами. В апреле 1673 года Стен женился на Марии ван Эгмонт, которая родила художнику еще одного ребенка.Девушка с устрицамиЭта работа «Девушка с устрицами», пожалуй, является самой известной картиной живописца. В 1674 году Стен стал президентом гильдии святого Луки в Лейдене. Повседневная жизнь горожан была главной темой творчества Яна Стена. Многие из его жанровых сцен, которые художник изображал как, например, в картине «День святого Николаса», балансируют на грани домашнего беспорядка и полного кавардака, в обиходе в Голландии тогда даже появилось выражение «домашнее хозяйство Яна Стена», что означает грязную сцену, и впоследствии даже стало голландской пословицей (een huishouden Jan van Steen). Собственно, такие тонкие намеки в картинах Стена говорят о том, что художник лишь хотел предупредить зрителя, а вовсе не собирался приглашать его следовать поведению своих персонажей. Многие из картин Стена написаны по мотивам старинных голландских пословиц и фламандских поговорок, а также литературных текстов.ГулякиПолотно Яна Стена также известно под названиями «Выпивохи» или «Пьяницы», которые были даны картине при её продаже на художественных аукционах в Голландии в 17 и 18 столетиях. В этой ироничной картине «Гуляки» Ян Стен изобразил самого себя и свою жену тридцатидвухлетнюю Маргрит. Картина проникнута благодушным настроением и тонкой беззлобной иронией, свойственным многим работам художника. Мастер бытового жанра Ян Стен дает точные характеристики обоим персонажам картины — заснувшей (вероятно, после не одного бокала вина) на краю стола молодой женщине и довольно улыбающемуся подвыпившему мужчине. Достоверно написанные предметы обстановки помещения служат важными штрихами более тонкой обрисовки характеров персонажей.
Портрет Бернардины Маргарет ван Рейсфелт
Портрет Бернардины Маргарет ван Рейсфелт, выполненный голландским художником Яном Стеном, также известен, как картина под названием «Птичий двор». Размер картины 107 x 81 см, дерево, масло. Художник в своих картинах часто использовал членов своей семьи в качестве моделей. Помимо жанровых сцен, Ян Стен написал также довольно много автопортретов, в которых он отнюдь не выказал тенденции к тщеславию. Ян Стен не чурался и других тем и жанров живописи: художник писал исторические, мифологические и религиозные сцены, портреты, натюрморты и пейзажи. Портреты детей, созданные художником Яном Стеном, просто превосходны.
Туалет женщиныВ этой привлекательной беззаботной женщине узнается жена Яна Стена Маргрит, дочь гаагского художника-пейзажиста Яна ван Гойена. Маргрит безвременно умерла в 1669 году в возрасте сорока лет. Живописец Ян Стен был отмечен похвалой критиков за мастерство светотени (в том числе и в картине «Туалет женщины») и внимание к деталям в своих картинах, что наиболее особенно заметно в изображении персидских ковриков в работах художника. Ян Стен был плодовитым художником, создав приблизительно 800 картин, из которых примерно 350 дошли до наших дней. Ян Стен умер в Лейдене в 1679 году и был предан земле в семейной могиле на окраине Лейдена.
Семейный праздникСтен писал портреты, пейзажи, ветхозаветные композиции, но главным предпочтением художника был бытовой жанр. Картины голландского живописца Яна Стена проникнуты грубоватым народным юмором. В жанровых сценах художника острая ироническая, а зачастую и едкая сатирическая характеристика персонажей и живая занимательность художественного рассказа сочетаются с тонким живописным мастерством, проявляющимся в тщательном исполнении мимики лиц героев, характерных жестов фигур, деталей обстановки помещений, ковров, одежды и т.д.
Больная и врачЭта работа художника приобретена императорским музеем по распоряжению Екатерины II из парижского собрания барона Л.А Кроза де Тьера в 1772 году. В Голландии Ян Стен по значимости и популярности занимает место рядом с Рембрандом, Вермеером и Халсом. Недаром выражение «домашнее хозяйство Яна Стена» стало всенародным эпитетом для характеристики неопрятного, грязного и беспутного дома. Но у католика Стена, одного из самых плодовитых и разносторонних голландских художников, есть и множество других положительных качеств. Помимо картин бытового жанра, он писал портреты, исторические, мифологические и библейские картины, работал в анималистическом жанре, очень натуралистично изображая животных и птиц, а натюрморты в его картинах конкурируют с любыми работами подобного жанра его современников, мастеров натюрморта. Также Ян Стен по праву считается непревзойденным живописцем детей и детских лиц.
Беспутный домСтен работал в различных городах — Лейдене, Гааге, Делфте, Вармонде и Харлеме. В 1672 году в связи с кризисом художественного рынка в Голландии он открыл таверну гостиничного типа в Лейдене и довольно успешно управлял ею. Его отец и дед были пивоварами и в обывательском воображении Стен был пьяницей, расточителем и мотом, но нет никаких известных и достоверных фактов в городских архивах, чтобы подтвердить такую репутацию. На многих из его картин представлены сцены в тавернах и праздничные застолья, но они часто лишь изображают морализирующие намеки и тонкую иронию художника.
Риторики в окнеКроме картин бытового жанра, «низкого» по мнению некоторых современников художника (в том числе и голладских живописцев), Стен также писал картины классической тематики и сцены безупречной благородности. Помимо своей разносторонности, богатства характеристик персонажей и изобретательности в составе композиции, Стен замечателен также как великолепный колорист. Его плавная обработка красного, словно мясо лосося, цвета по постепенному переходу к переливчатому бледно-желтому и сине-зеленому цветам в пределах одного пространства холста является одним из очень ярких и отличительных признаков картин художника.
Веселье в семье художникаЭту картину иногда именуют как «Семейство художника в веселом обществе», что собственно, большой роли и значения не играет. Обобществленная тематика этой жанровой картины в обоих названиях отражается верно.
На картине изображены сам Стен, жена художника Маргрит, его отец с матерью и дети, причем далеко не все, как известно, от брака с Маргрит у Стена было восемь детей.
От второго брака (после безвременной кончины Маргрит в 1669 году) с Марией ван Эгмонт родился еще один ребенок.
Аргумент в карточной игреВ свои картины Ян Стен старался всегда привнести полускрытые морализаторские намеки и едва уловимую иронию для достижения назидательно-нравственной цели.
Одним из таких произведений является картина «Аргумент в карточной игре», которая имела в свое время (при презентации к продаже на художественных аукционах) различные названия «Ссора карточных игроков», «Спор за карточным столом» и т.п. В этой картине традиционный для голландского бытового жанра сюжет раскрыт художником достаточно оригинально, своеобразными эмоциональными средствами.
По сути , Ян Стен создал занимательное захватывающее произведение, заинтересовывающее зрителя, позволяющее ему стать непосредственным участником разыгрывающейся драматической сцены из повседневной жизни.
Школьный учительЯн Стен всегда превосходно писал детей в своих картинах. Не является исключением и это полотно из ирландской национальной галереи, в котором художнику удалось запечатлеть очень характерные выражения детских лиц. Здесь и боль, и отчаяние, и потаённая подленькая детская радость, и озабоченность, и равнодушие.
Празднование крестинГордый отец держит на руках своего новорожденного ребенка, а друзья и родные собрались вокруг, чтобы посудачить, полюбоваться младенцем и принять участие в праздничном угощении по случаю крестин, которое готовят три женщины справа у очага.
Эта полная радостной суеты картина точно воспроизводит типичную сцену из домашней жизни голландцев зажиточного среднего класса 17 столетия. На первом плане, однако, художник изобразил скорлупу от разбитых яиц — общеизвестный символ бренности.
Это сделано, чтобы напомнить, что смерть ожидает каждого, даже в праздник рождения.
Мнимая больная девушкаЭта картина также известна под названием «Притворно больная молодая женщина». Раз художник так назвал свою картину, значит, у него были свои причины сделать это. Вполне вероятно, что Стен изобразил достоверный случай, историю о мнимой больной из жизни гаагских бюргеров (в этом городе в то время жил и работал художник).
Течение жизниЭта картина живописца также известна под названием «Жизнь человеческая». Несмотря на свой панорамный вид, эта работа художника совсем не очень крупных размеров.
Но удивляет, как тщательно прописаны Яном Стеном мельчайшие детали повседневного бюргерского бытия, начиная от приготовления устриц молоденькой служанкой и игры маленького мальчика с кошкой до выпивох в дальнем углу зала и рисунка персидского ковра.
Весёлая компанияЯн Стен привносил в изображение библейских сцен («Амнон и Фамарь», Кёльн, Музей Вальрафа-Рихартца; «Эсфирь пред Артаксерксом», Санкт-Петербург, Эрмитаж) достаточную долю добродушного юмора. Собственно, помимо картин мифологической и библейской тематики, большую часть творчества художника занимают жанровые картины, изображающие представителей зажиточного среднего класса, а также нижних слоёв бюргерства, в которых изящество колорита и разнообразие композиционного стиля живописца удачно сочетаются с грубоватым народным юмором и фривольными элементами гротеска.Кошкины танцы 1679В1660-1670-х годах художник Ян Стен был самым популярным из всехголландских жанристов. Произведения Яна Стена в высшей степениоригинальны, проникнуты глубокой правдивостью, искренностью и юмором.Рисунок в картинах художника иногда не отличается безусловнойправильностью, но весьма выразителен и уверен; колорит — теплый игармоничный; письмо — широкое, а иногда, особенно в изображении одежд ичеловеческого тела, тонкое и деликатное. Исчисленные достоинстваприсущи, однако, не всем работам Стена; некоторые из них — небрежны порисунку и суховаты по письму. Ян Стен черпал сюжеты для своихкартин из быта всех слоев современного ему голландского общества иизображал в своих произведениях крестьянские пирушки, сцены в шинках и
тавернах, модниц зажиточного класса, знатных голландских бюргеров.
- В таверне
Картины Стена на библейские темы имеют также жанровый характер, не чуждый юмораЯнСтен является, пожалуй, самым жизнерадостным и остроумным живописцемГолландии 17 столетия и самым известным художником-жанристом, благодаряюмористическим бытовым сценам в своих картинах, наполненных теплойсердечностью, добродушием и беззлобной иронией, в которых художникрассматривает жизнь как обширную комедию нравов. У Яна Стена не былоникаких зарегистрированных учеников (за исключением РихардаБрэкенберга), но работам художника широко подражали многие голландскиеживописцы еще при жизни мастера. Точная дата кончины Яна Стена (как ипричина смерти) не установлена, но известно, что художник был похоронен 3
февраля 1679 года в семейной могиле в Питерскерке на окраине Лейдена.
Встреча с гуляками 1679Игроки в трик-трак 1667Гулянка в день рождения принца Вильгельма IIIДень святого Николаса, 1668
Источник: https://alindomik.livejournal.com/5037835.html
Сочинение по картине Яна Стена «Гуляки»
Яна Стена считают одним из самых уникальных художников-голландцев, умевших остро и смело передать иронию и сатиру в полотне. Выходец из народа, будучи сыном пивовара, он рано нашел свое призвание и самостоятельно пробивал свой путь к признанию в живописи. Его учителями принято считать Дирка Халса и Адриана ванн Остаде.
Кстати, именно к манере последнего больше всего и тяготел живописец. Большой труженик, он еще в молодости был принят в лейденскую гильдию, где его признали художником. Юмор Яна Стена нашел свое отображение во многих произведениях, за свою жизнь им написано более 400 картин.
Причем, тематика у полотен весьма поражает – от полотен на библейские и религиозные темы до придворных портретов, бытового жанра и жизни обывателей.
У Стена, как ни у кого другого, в архиве скопилось немало полотен, отражающих темы пьянства – «Пьяницы», «Пьяница», «Семейство гуляк», «Кавардак».
К последним и относится картина «Гуляки», точную дату написания, к сожалению, не узнали до настоящего времени, но ориентировочно называют 60-е годы – годы творческого расцвета и настоящей художественной зрелости.
Ян Стен — Гуляки
Многие специалисты смело утверждают, что в «Гуляках» мастер изобразил сам себя и свою молодую супругу Маргарет. Дескать, вот какой мы ведем разгульный образ жизни – молодая женщина крепко спит после хмельного застолья прямо за столом, склонившись на свою руку.
Она настолько пьяна, что не смогла найти в себе силы подняться и выйти из-за стола, одна нога ее опирается на деревянный короб, вторую ногу не видно, но башмак слетел. Сам же Ян иронично улыбается. В одной руке мужчина держит трубку, в другой у него стакан, наполненный вином.
Картина как никакая другая отражает всю полноту беззаботности и простодушия обывателей.
Однако, Стену всегда был присущ моральный аспект, скрывающийся за характерностью картины. Известно, что Стену не хватало средств, получаемых от написания полотен, для содержания семьи, и он был вынужден держать трактир. Похоже, что на полотне он изобразил именно то место, где и работал.
Очень выгодно отличает эту картину некое изящество в световой игре и расставлении теневых акцентов – в светлых полутонах каменного пола и стен бросается в глаза ярко-алый головной убор гуляки – он придает кокетливость и игривость мужчине.
Среди темно-зеленого сукна на столе и приглушенных бронзовых тонов посуды отчетливо видим выражение лица спящей женщины.
Оно как бы говорит, что устало от разгульной жизни, ей хочется выспаться, и молодая женщина с удовольствием сладко почивает на столе.
Ян Стен — Гуляки (фрагмент)
Полотно раскрывает тайный смысл, вложенный художником – он не всегда был гулякой, и его жена – не запойная пьяница. Просто они очень устали, им захотелось отойти от трудовых дел и расслабиться, но все станет на круги свои.
Они проснутся и снова будут работать в трактире. Стен всегда отличался хорошим юмором в свой адрес и любил тонко подшутить над самим собой. В этой картине «Гуляки» ему удалось это более всего.
Картина экспонируется в Эрмитаже, в зале голландской живописи.
Автор сочинения: Волкова Элла
Источник: http://design-kmv.ru/opisanie-kartin/sochinenie-po-kartine-yana-stena-gulyaki.html