Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура XX века Опубликовано 24.11.2017 11:05 Просмотров: 1113
«В своём искусстве я попытался объяснить себе жизнь и её смысл. Я также попытался помочь другим разъяснить свою жизнь» (Эдвард Мунк).
Эдвард Мунк был одним из первых представителей экспрессионизма. Его творчество оказало значительное влияние на современное искусство. Главные мотивы его произведений – смерть, одиночество, но при этом и жажда жизни.
Объяснение этих противоречий мы находим в словах самого художника: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулёзу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия…
С момента моего рождения ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом… Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я?»
Из биографии художника Э. Мунка (1863-1944)
Эдвард Мунк в своей студииНорвежский художник Эдвард Мунк родился в 1863 г. Его отец был военным врачом. Семья, в которой было пятеро детей (Эдвард был вторым ребёнком), часто переезжала, но бо́льшую часть детских лет Эдвард провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).В возрасте 5 лет потерял мать, а через 10 лет и старшую сестру.
Талант к рисованию обнаружился у него в раннем возрасте. Но он поступил в технический колледж, где проявил способности к физике, химии и математике. Через год оставил колледж и решил стать художником – к неудовольствию отца.
Творчество
Картины Мунка постепенно стали выставлять. Но не все они принимались художественным сообществом. Например, картина «Больная девочка», на которой он изобразил свою умирающую сестру Софи Мунк, была раскритикована за незавершённость, небрежность и плохую технику.
Эдвард Мунк «Больная девочка» (1886). Холст, масло. 119,5 × 118,5 см. Национальная галерея (Осло, Норвегия)На картине изображена 15-летняя рыжеволосая девушка с изможденным от болезни лицом.
Она полулежит, откинувшись на поднятую подушку; рядом с ней, опустив в отчаянии голову и сжав руки, сидит немолодая женщина в тёмном платье – это тётка Софи и Эдварда, которая взяла на себя заботы по ведению хозяйства в доме Мунков после смерти матери детей – Лауры.
В комнате полумрак, но лицо девушки ярко освещено или само излучает свет.
- Мунк продолжал совершенствовать своё мастерство, бывал в Париже, посещал выставки и музеи, экспериментировал с различными стилями, многие картины этого периода отмечены влиянием импрессионизма и пуантилизма.
В декабре 1889 г. умер после инсульта его отец. Но письмо с этим известием пришло слишком поздно, и Эдвард не успел даже на похороны. Он впал в депрессию, замкнулся в себе, перестал посещать уроки живописи, порвал связи с друзьями и заново переосмысли свою жизнь. В дневнике он написал: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают…». В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода – «Ночь в Сен-Клу».
Эдвард Мунк «Ночь в Сен-Клу» (1890). Холст, масло. 64,5 × 54 см. Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна (Осло, Норвегия)В главном герое картины, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, можно видеть и самого Эдварда, и его недавно умершего отца, и его друга, датского поэта Эмануэля Гольдштейна. В Сен-Клу художник снимал этаж над кафе с видом на Сену.
Постепенно Мунк приходит к своему фирменному «экспрессионистскому» стилю: выразительность линий, упрощённость форм, символизм сюжетов. Особенно это чувствуется в картине «Меланхолия».
Эдвард Мунк «Меланхолия» (1892). Холст, масло. 64 × 96 см. Национальная галерея (Осло, Норвегия)Молодой человек, полный печали, сидит на побережье, подперев голову рукой. Влияние импрессионизма, так ощутимое в картине «Ночь в Сен-Клу», уже отсутствует.
Вдали, на мостках, виднеется фигура девушки в белом платье. Возможно, это и есть источник меланхолического состояния юноши. Герой картины – близкий друг Мунка Яппе Нильсен.Вернувшись в Норвегию после недолгого пребывания во Франции, он начинает работу над циклом картин «Фриз жизни».
«Фриз жизни»
«Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти» – цикл работ Эдварда Мунка, задуманный им с целью отобразить все основные аспекты человеческого бытия. Цикл состоял из 4 разделов:
«Рождение любви»
• «Голос» (1893)• «Красное и белое» (1894)• «Глаза в глаза» (или «Влечение», ок. 1895)• «Танец на берегу» (ок. 1900)• «Поцелуй» (ок. 1892)
- • «Мадонна» (1894)
- «Расцвет и закат любви»
- • «Пепел» (1894)• «Вампир» (1893)• «Танец жизни» (1899-1900)• «Ревность» (1895)• «Сфинкс (Три возраста женщины)» (1893-1895)
- • «Меланхолия» (1894-1895)
- «Страх жизни»
- • «Тревога» (1894)• «Вечер на улице Карла Юхана» (1894)• «Красный плющ» (1898-1900)• «Голгофа» (ок. 1900)
- • «Крик» (1893)
- «Смерть»
- • «У смертного ложа» (Агония) (1895)• «Смерть в комнате больного» (1893)• «Катафалк на Потсдамской площади» (1902)• «Обмен веществ» (1898)
- • «Девочка у постели умершей матери» (1893-1899)
- Рассмотрим некоторые картины из разных разделов цикла.
Эдвард Мунк «Мадонна» (1894). Холст, масло. Музей Мунка (Осло, Норвегия)Всего Мунк создал пять вариантов картины.
Мадонна изображена молодой обнажённой женщиной с полузакрытыми глазами и распущенными чёрными волосами. Нимб вокруг головы подчёркивает, что это Мадонна. Натурщицей для одной из версий картины была Дагни Юль, жена писателя Станислава Пшибышевского и близкая подруга Мунка.
Эдвард Мунк «Пепел» (1894). Холст, масло. 120,5 × 141 см. Национальная галерея (Осло, Норвегия)Сумрачный лесной пейзаж. На его фоне изображены мужчина и женщина. Почти в самом центре картины женщина с распущенными волосами в полурасстёгнутом платье стоит, схватившись за голову.
Фигура мужчины – в самом углу картины. Он сидит ссутулившись, подперев голову рукой и отвернув лицо. Его поза выражает подавленность или отчаяние.
В низу полотна тёмная полоса, похожая на поваленное бревно; но в нижнем левом углу эта полоса переходит в более светлую вертикальную полосу, похожую на столб дыма.Картина наполнена мрачным настроением. Скорее всего, пепел – это сгоревшее чувство. Н. И.
Крымова описывает героиню картины так: «В отчаянии вцепилась она руками в свои распущенные волосы… Её широко открытые глаза пусты – это конец любви, конец всему».
Наконец, самая известная картина Мунка – «Крик». Она входит в раздел «Страх жизни».
Эдвард Мунк «Крик» (1893). Картон, масло, темпера, пастель. 91 × 73,5 см. Национальная галерея (Осло, Норвегия)Человеческая фигура (мужчина? женщина?) кричит в отчаянии на фоне кроваво-красного неба.
Эта картина является эмблемой экспрессионизма. Она как будто предвещает основные темы XX в. (модернизма): одиночество, отчаяние, отчуждение, смерть. Художник этой картиной не даёт никакой надежды на изменение к лучшему.
По поводу источника идеи этой картины сам Мунк в своём дневнике писал так: «Я шёл по дороге с двумя приятелями, вдруг солнце зашло и все небо стало кровавым, при этом я как будто почувствовал дыхание тоски. Я задержался, опёрся на балюстраду моста смертельно усталый. Над чёрно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара.
Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу».
Относительно же обстоятельств создания «Крика» существует несколько версий: близ Экеберга располагалась крупнейшая скотобойня Осло, а недалеко от неё находилась психиатрическая клиника, в которой лечилась младшая сестра Мунка Лаура. Крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы.
Предполагается также, что ярко-алый цвет неба был вызван извержением вулкана Кракатау в 1883 г.
Мощный взрыв (его сила многократно превышала силу атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму) привёл к выбросу в атмосферу огромного количества вулканического пепла, из-за которого в течение последующих нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты.
Искусствовед Роберт Розенблюм предположил, что странное бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 г.
- Мунк создал 4 версии «Крика», используя различные техники, в том числе маслом.
Эдвард Мунк «Смерть в комнате больного» (1893). Холст, масло. 134,5 x 160 см. Музей Мунка (Осло, Норвегия)Смерть наполнила комнату своим присутствием, хотя зрительно она не изображена. Смерть – в скорбящих людях, в сгорбленных от горя фигурах, во всех деталях интерьера, в тревожных оттенках красного и трауре тёмно-синего…
Стиль этой картины близок к символизму. Как и в этой вот картине, совершенно не требующей никаких пояснений, т.к. смысл её заложен в самом названии.
Эдвард Мунк «Четыре возраста в жизни» (1902). Холст, масло. 130,4×110,4 см
Позднее творчество
«Мунк не бежит от жизни, он обретает внутреннее освобождение, изображая свое собственное заточение, свой ад, которого он не покидает» (Энциклопедия символизма).В 1908 г. Мунк с душевным расстройством попадает в психиатрическую клинику в Копенгагене.
Его стиль постепенно изменяется в сторону более резкой и грубой манеры. Поздние картины написаны широкими мазками и изобилуют яркими контрастными цветами.
Эдвард Мунк «Одинокие» (1935). Холст, масло. 100×130 смСюжеты становятся более мирными и обыденными, новые картины изображают рабочих, крестьян, жизнь на природе.
Эдвард Мунк «Жёлтое бревно» (1912). Холст, масло. 29 x 160,5 см. Музей Мунка (Осло, Норвегия)
Одной из самых крупных работ этого периода становится цикл монументальных полотен, украшающих концертный зал Университета Осло.
Картины Мунка в концертном зале Университета ОслоВ 1916 г. художник приобрёл виллу Экелю недалеко от Осло, где прожил всю оставшуюся жизнь. Здесь он занимался сельским хозяйством.В 1940 г.
Норвегия была оккупирована нацистской Германией. Сначала нацисты объявили Мунка «истинно нордическим» художником, но поздне́е назвали представителем «дегенеративного искусства».Эдвард Мунк умер в 1944 г.
в возрасте 80 лет.
Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу. Коллекция, включавшая в себя несколько тысяч живописных полотен, рисунков, гравюр и рукописей, составила основу для собрания Музея Мунка, открывшегося в 1963 г.
- В Музее Мунка
Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-xx-veka/754-kartiny-edvarda-munka
Эдвард Мунк. Часть вторая. Живопись. Картинки с выставки
pro100_mica
В 1889 году 26-летний норвежский художник Эдвард Мунк записал в своём дневнике фразу, которая вошла в историю, как Манифест Сен-Клу: Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают…, открыв истинный замысел всего своего творчества – создания искусства, затрагивающего такие глубинные чувства, как одиночество, потаённые тревоги, страхи человека.
Встречает нас в зале живописи Мунка пианистка, писательница, переводчица, возлюбленная и модель для многих работ художника,
на тот момент жена Станислава Пшибышевского Дагни Юль-Пшибышевская, 1893 год. Музей Мунка, Осло
Мужчина и женщина на берегу моря, 1907 год. Музей Мунка, Осло
Поцелуй, 1897 год. Музей Мунка, Осло
Амур и Психея, 1907 год. Музей Мунка, Осло Эта оригинальная работа (фото и иллюстрации не передают этого) посвящена несчастной любви Эдварда Мунка и Туллы Ларсен, их противостоянию и отчаянной тоске друг по другу.
Убийца, 1910 год. Музей Мунка, ОслоОт этого палача тоже трудно оторвать взгляд…
Ревность, 1913–1915 годы. Музей Мунка, Осло
Смерть Марата, 1907 год. Музей Мунка, Осло
В молодости Эдвард Мунк часто проводил время в обществе участников кружка Богема Кристиании, славившегося своей эпатажностью, свободной любовью, борьбой с мещанством. Члены Богемии отвергали христианские заповеди и даже придумали десять своих, первая из которых гласила: Не почитай отца и мать свою, а десятая – Покончи с собой… Здесь же Мунк познакомился с дочерью богатого норвежского коммерсанта рыжеволосой красавицей Туллой Ларсен и на несколько лет погрузился в бурный и тягостный роман: любовники то мучительно рвали отношения, то снова стремительно бросались в объятья друг друга, пока однажды Тулла, имитируя самоубийство, не прострелила Мунку указательный палец на левой руке… Свои переживания от произошедшего художник выразил в сцене убийства якобинца Марата на картине Смерть Марата. Тулла Ларсен предстала на ней в образе террористки-аристократки Шарлотты Корде, а себя художник изобразил мертвым Маратом. Тулла Ларсен оставила в судьбе и творчестве Мунка глубокий и болезненный след, и все последующие годы художник говорил о ней не иначе, как та женщина.
- Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище
За рулеткой в Монте-Карло, 1892 год. Музей Мунка, ОслоУдивление, 1907 год. Музей Мунка, ОслоПоцелуй у окна, 1891 год. Музей Мунка, Осло Глаза в глаза, 1899–1900 годы. Музей Мунка, ОслоВампир, 1895 год. Музей Мунка, ОслоПепел, 1925 год. Музей Мунка, Осло.Эдвард МункРевность, 1907 год. Музей Мунка, Осло.Меланхолия, 1891–1892 год. Музей Мунка, Осло
Эта картина – одна из тех, что была написана в конце парижского периода Эдварда Мунка. Пребывание в тогдашней столице художественного мира не прошло для художника даром. Именно тогда он записал в дневнике: Камера не может соревноваться с кистью и полотном, покуда их можно использовать на небесах и в аду.
Меланхолия представлена в образе погруженного в печальные думы тоскующего мужчины на фоне морского пейзажа. Извивы береговой линии символизировали для художника линии судьбы человека, его жизни и смерти. Меланхолия в ряду других работ была показана на скандальной берлинской выставке 1892 года, волевым актом закрытой германским кайзером Лео фон Каприви.
Но нет худа без добра, так как это добавило Мунку популярности.
Метаболизм. Жизнь и смерть, 1898–1899 годы. Музей Мунка, Осло
Основой сюжета является изображение Адама и Евы в саду Эдема. Прообразом женского персонажа считается Тулла Ларсен. Резная рама продолжает тему картины. Корни древа жизни уходят в землю, в которой лежат человеческий и звериный черепа, а на верхней части рамы виднеется силуэт города. Мунк символически обощает круговорот жизни – любовь, зарождение новой жизни, смерть.
- Крик, 1893 год. Музей Мунка, Осло Крик к нам приехал пастельный и совсем не страшный)
Танец жизни. 1925 год. Холст, масло. Музей Мунка, Осло
Это одна из самых больших по размеру картин Мунка. Она входит в его Фриз Жизни – серию полотен, объединенных общей темой Поэма о жизни, любви и смерти. Эту картину искусствоведы интерпретируют по-разному.
По одной из версий танцующие персонажи символизируют эволюцию женщины и разные стадии физического наслаждения. Центральные фигуры, словно застыли в напряженной позе, с выпрямленными спинами, в то время как пара на заднем плане, изогнувшись в объятии, сгорает от желания. По бокам картины размещены одинокие женские фигуры.
Левая (в белом платье), очевидно, является знаком непорочности. Кажется, будто эта девушка вот-вот сделает шаг вперед, чтобы присоединиться к Танцу жизни. Женщина справа (в тёмном) – воплощенная печаль; для нее Танец жизни уже стал безвозвратным прошлым.
Таким образом, если смотреть слева направо, картина описывает три возраста женщины – невинную, полную надежд юность; отмеченную страстным желанием зрелость; исполненную тоски и рухнувших надежд увядание. Второй вариант более конкретен: картина Мунка изображает сразу двух возлюбленных художника.
В центре сам Эдвард танцует со своей первой возлюбленной Милли Таулов. Женщина в белом слева – молодая Тулла Ларсен, которая ещё надеется на взаимную любовь. Женщина в чёрном справа – тоже Тулла, но уже утратившая веру в то, что может стать женой художника.
Милли Таулов на момент их знакомства была замужем и относилась к молодому художнику легкомысленно, имела и другого любовника. Этот роман нанес Мунку психологическую травму, в результате которой он страстно боялся быть отвергнутым или обманутым, поэтому предпочитал бить первым.
- Красный плющ, 1899–1900 годы. Музей Мунка, Осло
- Купающиеся мальчики, 1897–1898 годы. Музей Мунка, Осло
Голгофа, 1900 год. Музей Мунка, Осло Агония, 1915 год. Музей Мунка, ОслоЗапах смерти, 1895 год. Музей Мунка, Осло Смерть в комнате больного, 1893 год. Музей Мунка, ОслоНаследственность, 1897–1899 годы. Музей Мунка, Осло Девушки на мосту, 1901 год. ГМИИ им. ПушкинаВечернее настроение, 1927 год. Музей Мунка, ОслоМеланхолия, 1900–1991 год. Музей Мунка, ОслоПредположительно изображена сестра художника Лаура, страдавшая нервным расстройством. В 1902 году лечилась в госпитале КристианииПервый снег на аллее или Снег в переулке, 1906 год. Музей Мунка, ОслоКупающиеся девочки, 1897–1899 годы. Музей Мунка, ОслоСозревание (переходный возраст), 1894 год. Музей Мунка, Осло
Эта картина откровенно передает пробуждающееся сексуальное чувство, которое Мунк считал одним из самых глубоких и опасных переживаний, выпадающих на долю человека. Создана картина в Берлине. Один из друзей художника, Адольф Поль, так описывал свои впечатления от этой работы: На краю кровати сидит обнаженная девочка.
Она не кажется воплощением невинной святости, хотя еще остается застенчивой и не совсем понимающей, что с ней происходит. Фигура героини освещена ярким весенним солнцем, заставляя ее тело отбрасывать резкую тень. Девочка сидит в излюбленной Мунком фронтальной позе, тесно сведя колени и сложив руки на них.
Выглядит она очень хрупкой, ранимой, беззащитной и немного испуганной.
Наконец, последний зал выставки, в котором лично меня ждало несколько сюрпризов и ярких впечатлений.
Куда-то исчез тот мрачный, вечно рефлексирующий трагический Мунк, измученный своими тоской, любовными разочарованиями, ревностью, фобиями, издающий безысходный Крик отчаяния, и появился пусть поначалу робкий и, кажущийся даже несколько искусственным, оптимист, восхищённый величием, красотой, мощью, энергией окружающей природы, пытающийся по-новому смотреть на жизнь и человека в ней.
Берег моря. 1904 год. Холст, масло. Музей Мунка, Осло
- Природа – это не только то, что видно глазу – это и внутренние образы души – образы на внутренней стороне глаза
(Эдвард Мунк)Солнце, 1912 год. Музей Мунка, ОслоЭта работа в прямом смысле слова освещает весь зал, кажется, что лучи солнца выходят за пределы рамы и распространяются на все выставочное пространство.
Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Кристиании), обозначили перелом в мироощущении художника.
До этого Мунку никогда не доводилось работать с такими масштабными картинами, но он прекрасно справился со стоявшей перед ним задачей, несмотря на то, что ему пришлось изрядно потрудиться: Я уже упоминал, что для создания моих картин потребна искра – некое внутреннее переживание, поэтому вначале мне не удавалось полностью погрузиться в выполнение заказа – работы, с которой у меня не было связано никакого внутреннего переживания. Но мало-помалу, пока я жил в Крагерё и путешествовал вдоль берега и по горам, первое искреннее впечатление от норвежской природы и ощущения, связанные с возвращением домой после стольких лет, проведённых за границей, слились… в переживание, которое и дало необходимую искру для создания университетских картин Искра нашлась…Сама картина со смещённым от центра солнцем выполнена в круговой технике, даже трава и камни подстраиваются в ритм светила. Солнце отражается в воде одного из фьордов южного побережья Норвегии, но написано при этом столь смело и стилизованно, что невольно отсылает к абстрактной живописи. Работая с этим заказом, Мунк писал маслом на холсте, что позволило ему достичь удивительных эффектов цвета и фактуры, не характерных для настенной росписи.
- Вязовый лес весной, 1923–1925 годы. Музей Мунка, Осло
Вязовый лес весной, 1923–1925 годы. Музей Мунка, ОслоЦветущие фруктовые деревья на ветру. 1917–1918 годы. Музей Мунка, Осло.
Возвратившись в Норвегию в 1909 году после лечения, Мунк некоторое время снимал дом Крагерё, на южном побережье. Позже он жил в других тихих уголках родной страны, наслаждаясь покоем и уединением.
Вдохновленный окружающей природой, он начал писать пейзажи, к которым до этого не проявлял особого интереса.
Пейзажи Мунка, пытающегося по-новому смотреть на жизнь, своеобразны и необычны, несмотря на то, что он пишет довольно банальные вещи: цветение садов, краски весеннего леса, величие зимней природы…
- Яблоня, 1921 год. Музей Мунка, Осло
Яблоня в саду, 1932–1942 годы. Музей Мунка, Осло
Дом Мунка в Экелю окружал большой яблоневый сад из 400 деревьев, которые он любил писать. Осенью 1918 года художник задумал цикл Жизнь под сенью деревьев, сюжетно перекликающегося с Фризом жизни. Дополняя и развивая тему тесной связи человека с природой, Мунк пишет несколько вариантов картины Под яблоней, аллегорически воплотивших образы Адама и Евы в райском саду
- Под яблоней, 1927–1930 годы. Музей Мунка, Осло
- Пейзаж с деревьями и лодками, 1905–1906 годы. Музей Мунка, Осло
Волна, 1931 год. Музей Мунка, ОслоАвторское повторение картины Волна 1919 года, созданной в прибрежном посёлке Витстен на берегу Кристиания-фьорда Звёздная ночь, 1923–1924 годы. Музей Мунка, ОслоДым поезда, 1900 год. Музей Мунка, ОслоЗима в Крагерё, 1912 год. Музей Мунка, Осло Зима Эльгерсбург, 1906 год. Музей Мунка, Осло
В этом зале представлено также несколько портретов, написанных Мунком в достаточно реалистической манере. При этом он считал, что Похож портрет или не похож – вопрос второстепенный. Первостепенный вопрос – чтобы он стал произведением искусства. Ну так и радуйтесь, что из вас сделали произведение искусства. Кому не нравится – пусть идут к фотографу.
- Консул Кристен Сандберг, 1901 год. Музей Мунка, ОслоНорвежский морской офицер, бизнесмен, вице-консул Норвегии в Германии
- Друг Мунка, писатель и художественный критик, член объединения Богема Кристиании
Даниэль Якобсон, 1908–1909 годы. Музей Мунка, Осло датский врач, невропатолог, профессор, автор мемуаров. В его частной клинике в Копенгагене Мунк лечился в 1908–1909 годахЖенщина в сером, 1924–1925 годы. Музей Мунка, Осло Изображена Биргит Престё, натурщица Мунка с 1924 по 1931 годыЯппе Нильсен, 1909 год. Музей Мунка, ОслоТурвальд Станг, 1909 год. Музей Мунка, ОслоАдвокат, друг юности МункаПлачущая женщина, 1907 год. Музей Мунка, ОслоСтоящая обнажённая, 1922–1923 годы. Музей Мунка, ОслоНатурщица у плетенного кресла, 1919–1921 годы. Музей Мунка, ОслоНа ступенях веранды, 1922–1924 годы. Музей Мунка, ОслоНатурщица, сидящая на диване, 1925–1926 годы. Музей Мунка, ОслоПолуночник, 1923–1924 годы. Музей Мунка, Осло Начала я первый пост с автопортретов Мунка, завершу ими и второйХудожник и его модель, 1919–1921 годы. Музей Мунка, ОслоБесcонная ночь. Автопортрет в состоянии смятения, 1920 год. Музей Мунка, Осло Автопортрет у стены дома, около 1926 года. Музей Мунка, ОслоАвтопортрет с бутылками, 1938 год. Музей Мунка, ОслоАвтопортрет у окна, около 1940 года. Музей Мунка, ОслоАвтопортрет между часами и кроватью, 1940–1943 годы. Музей Мунка, Осло
Один из последних автопортретов Мунка, написан в поместье Экелю, где он жил с 1916 года. Изображение обнажённой справа – картина Кроткая 1927–1929 годов по мотивам одноименной повести Фёдора Достоевского, переведённой на норвежский язык и изданной в 1926 году. Наряду с Хенриком Ибсеном Фёдор Михайлович был любимым писателем Эдварда Мунка
Все работы с выставки Мунка в Третьяковке я вам показала, надеюсь они вас не оставили равнодушными)Понравились или нет это уже дело другое…
Источник: https://pro100-mica.livejournal.com/371151.html
Самые известные картины Эдварда Мунка: описание и фото
Норвежец Эдвард Мунк — самый удивительный и таинственный художник конца 19, начала XX столетия. Его жизнь была сложной, спорной, порой даже трагической.
В начале своей творческой карьеры он был многим не по нраву, в 40-годах, когда к власти пришли фашисты, а Мунк был уже глубоким стариком, его картинам было устроено настоящее гонение. Но, в наши дни его творчество определённо имеет огромное значение для всего мира.
Таинственные картины Мунка — настоящие шедевры экспрессионизма, образцы гениального мастерства тонкого и мудрого художника.
Самые знаменитые картины Эдварда Мунка:
1
Больная девочка (1886)
Мунк считал эту картину знаковой и главной в своём творчестве. Она стала началом поиска новых средств выражения чувств и терзаний художника. Критики встретили эту картину непониманием и отрицанием. В штыки было воспринято буквально всё: колорит, композиция, средства изображения.
И только в середине XX века Мунк был признан величайшим мастером экспрессионизма, а это полотно — мировым шедевром.
Сюжет полотна взят из детства художника. Болезнь, а потом и смерть сестры наложила на маленького мальчика неизгладимое впечатление, граничащее с душевным расстройством.
На картине изображена больная девочка. Лежащая в постели, а над ней склонилась бабушка или няня. Девочка очень бледная, её волосы разметались по подушке. Хрупкое тело покидают силы. Тёмные тона и чёрный цвет подчёркивают неизбежность смертельного исхода больной.
2
Вечер на улице Карла Юхана (1892)
Картина входит в группу работ под названием «Фриз жизни» и в группу «Страх жизни». Это философское послание художника своим современникам.
Толпа, идущая навстречу зрителю, которым является и сам художник, безликая, безразличная и гнетущая. Одиночество сквозит по улицам города, несмотря на то, что вокруг полно людей.
Но, все они бредут сами по себе, натянув безликую маску абсолютного равнодушия.
Эта картина кричит об одиночестве художника, его не восприятии окружающего мира. Некая аутичность Мунка всегда была его пыткой и вечной душевной болью.
3
Крик (1893)
Картина «Крик» — самый знаменитый шедевр норвежского художника экспрессиониста Эдварда Мунка. Многие современники художника полагали, что работа была написана в состоянии его душевного потрясения.
Каждый видит в ней своё значение. Некоторые видят предсказание экологической катастрофы или безумной войны. Некоторые — психической болезни автора.
Но редакция most-beauty считает, что главное — это впечатление, которое производит картина на зрителя.
На фоне пылающего неба, которое опустилось на дрожащие воды пролива, изображён мост. Мост разделяет картину на две части по диагонали.
На переднем плане — нереальная фигура кричащего человека, лицо которого слилось в зеленовато-жёлтую маску ужаса. Изображение безумного кричащего существа, пересекаясь с цветом, формой мазков, передаёт зрителю мощнейшие эмоции.
Сочетание двух цветов синего и красного создаёт основу картины, техника написания включает в себя как масло, так и темперу.
Картину несколько раз похищали, но причиной похищения были не огромные деньги, которые она стоит, а её воздействие на человека. Эта картина — предчувствие катастрофы XX века.
Самые знаменитые картины Эдгара Дега.
4
Звёздная ночь (1893)
Этот ночной пейзаж представляет береговую линию в Осгордстранде, небольшом пляжном курорте к югу от Осло в Норвегии, где Эдвард Мунк проводил лето начиная с 1880-х годов.
Здесь Мунк пытался уловить эмоции, вызванные ночью, а не записывать его живописные качества. Синий цвет передаёт мистику и тоску пейзажа, который кажется полным предчувствий.
Абстрактная насыпь справа представляет собой скопление деревьев.
5
Смерть в больничной палате (1893)
Смерть в больничной палате 1893 года восходит к памяти о смерти сестры Софи. Она умерла от туберкулёза в 1877 году. Этот мотив — одно из многих проявлений болезни, смерти и печали в семье Мунка.
В скудно обставленной комнате художник нарисовал себя вместе со своей ближайшей семьёй — братом, сёстрами, отцом и тётей. Его 15-летняя сестра сидит в кресле, спинкой стула смотрит на нас.
Мунк: Её последней просьбой было встать с кровати и сесть на стул. «Я очень хочу жить,» — сказала она. Но в этом кресле Софи умерла …
6
Вампир (1893)
Картина «Вампир» является отождествлением ужаса и страха перед женщиной. Её образ, хищный и ужасный, накрывает свою жертву. Но первое впечатление от картины быстро развеивается. Перед зрителем возникает пара, страстная, предающаяся объятиям. И угнетающая окраска картины изменяет своё первоначальное значение.
Борьба мужского и женского начала всегда привлекало художника. Страхи и тайные комплексы выплёскивались на полотно, обретая нереальные, кошмарные черты, как в страшном сне.
7
Тревога (1894)
Тревожные картины Мунка — его визитная карточка. Темы смерти, тревоги, ужаса, беспокойства всегда присутствовали в его работах.
В судьбе художника было немало моментов, которые повлияли и на его характер, и на здоровье, и на мировоззрение, и на восприятие окружающего мира.
В раннем детстве (в 5 лет) он лишился матери, через год умерла его сестра. Эти события повлияли на ребёнка так сильно, что целый год он молчал.
Картина «Тревога» создана после знаменитой картины «Крик». И если «Крик» — это сплошной ужас и отчаяние, то «Тревога» — душевное беспокойство, когда человек не находит места от предчувствий чего-то плохого.
Композиция картины повторяет композицию «Крика». Тот же мост, тот же огненно-синий пейзаж. Но в этом случае, группа людей в чёрных одеяниях всем своим видом источают тревогу.
Их лица неестественны, размыты, лишь только глаза отражают внутреннее состояние людей.
Основа «Тревоги» — это потрясающий цвет. Можно ли цветом передавать душевное состояние? Мунк это доказал. Огненное пылающее небо и вибрирующее тёмное пространство за мостом создают неповторимое впечатление.
8
Расставание (1896)
Личная жизнь Эдварда Мунка была суматошной, мучительной, сопряжённой с душевными травмами, ссорами, и даже попыткой самоубийства любимой женщины. Все эти события тесно переплелись с творчеством художника и отразились в его работах. Картина «Расставание» является отпечатком пережитого разрыва самим Мунком.
Мужчина на картине страдает физически, его боль сосредоточена в области сердца. Кровавое пятно у его ног — символ боли и эмоциональной опустошённости.
Женщина, напротив, целеустремлённа и решительна. Она лишена индивидуальности, так как является общим образом всех женщин.
Мунк считал, что мужчина сильнее переживает разрыв, а женщина более жизнестойка.
Не пропустите, на нашем сайте most-beauty.ru вы можете также полюбоваться самыми известными картинами Шагала.
9
Танец жизни (1899)
Обычный танец влюблённой пары — это ли не жизнь? Слева юность, в образе милой девушки в белом, справа старость, в виде пожилой дамы в тёмном платье, а в центре танцует зрелая пара.
Юность с надеждой смотрит в будущее, а старость — с грустью вспоминает прошлое. Пара в центре медленно танцует и всецело поглощена собой. Она — самое яркое пятно на картине.
Красное платье дамы — явный символ жизни, страсти и любви, без которых жизнь не имеет смысла.
10
Ребёнок и смерть (1898)
В старости художник писал о травмирующих годах своего детства: «Мой дом был домом болезней и смерти». Картина «Ребёнок и смерть» — одно из самых ярких свидетельств Мунка о тематическом комплексе смерти, смерти и горя.
На нём изображена маленькая девочка, которая смотрит из картинки и держит уши закрытыми. На заднем плане мы видим её покойную маму. Для Мунка характерно то, что он имеет дело не с человеком, который умирает, а с психологическим состоянием тех, кто остаётся. Основная тема этой картины — боль девушки.
Но вместо того, чтобы выражать это в слезах, ребёнок кажется испуганным.
11
Брошь. Ева Мудоччи (1903)
После 1902 года литографии Мунка были в основном нарисованы на бумаге.
Были, однако, некоторые исключения, такие как этот портрет Евы Мудоччи 1903 года, выполненный на камне с использованием различных литографических техник.
Ева Мудоччи была известной британской скрипачкой, которая вместе с пианисткой Беллой Эдвардс гастролировала по всей Европе, включая Норвегию.
Эдвард Мунк встретил её в Париже в 1903 году. Они стали близкими друзьями. Первоначально отношения носили любовный характер, но со временем они стали больше похожи на отношения между братом и сестрой. С 1902 по 1908 год она была одним из ближайших доверенных лиц Мунка.
12
Звёздная ночь (1922)
Мунк обожал наблюдать за таинственным звёздным небом, и посвятил этому великолепному зрелищу несколько работ. Картина «Звёздная ночь» передаёт красоту зимнего звёздного неба, которое художник наблюдал со своего крыльца.
Окружающий пейзаж не интересует художника, он поглощён красотой сияющих звёзд, на фоне которых Луна смотрится бледным пятном. Оттенки голубого и глубокого синего подчёркивают холод зимней ночи. Город ещё не спит.
Он светится огнями окон, которые подчёркивают зелёные отблески звёздного неба.
Послесловие
Эдвард Мунк завещал свои полотна родному Осло, и после смерти художника, Нидерланды стали обладателем огромной коллекции его потрясающих работ. На основе более 1 тыс. картин был создан музей, который сейчас пользуется мировой известностью.
К сожалению, формат сайта most-beauty.ru не предполагает очень длинных текстов. А у нас есть большое ощущение того, что многие работы знаменитого художника мы ещё не показали. Поэтому мы решили восполнить этот пробел и в самом конце статьи опубликовать ещё несколько знаменитых картин Эдварда Мунка:
Сестра Ингер (1884)
Летняя ночь (Ингер на берегу)(1889)
Ночь в Сен-Клу (1890)
Глаза в глаза (1894)
Ревность (1895)
Девушка и три мужские головы (1898)
Четыре женщины на мосту (1901)
Четыре женщины на мосту (1901)
Автопортрет. Между часами и кроватью (1943)
На этом пока всё. Напишите в х какие картины Эдварда Мунка вам наиболее симпатичны?
Источник: https://most-beauty.ru/drugoe/kartiny-edvarda-munka.html
Гость из Скандинавии в стенах Третьяковки — ЮНПРЕСС
Администратор Юнпресс | 17 апреля 2019
17 апреля в Инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась выставка работ норвежского художника Эдварда Мунка. О том, почему это событие можно назвать главным культурным мероприятием года, как администрация Третьяковки усилила меры безопасности и при чем тут селфи Мунка и романы Достоевского, читайте в репортаже.
Российскому зрителю Эдвард Мунк знаком как художник одной картины. К сожалению, из-за популяризации «Крика» в современной поп-культуре отношение к работам норвежского живописца стало весьма тривиальным. А ведь творчество Мунка значительно шире «Крика».
За 81 год жизни им было создано 40 000 работ, 20 000 в настоящее время находятся в собрании музея художника в Осло. Сюда входят живописные работы, графика, рисунки, эскизы, фотографии, документальный материал и даже скульптура. Ретроспектива «Эдвард Мунк.
Танец жизни» предлагает посетителю познакомиться с различными аспектами творческой деятельности художника, увидеть за «Криком» другие не менее сильные и глубокие произведения.
Свыше 120 экспонатов из музея Мунка в Осло, ГМИИ им. А. С. Пушкина и Государственной Третьяковской галереи помогают проследить развитие тем, жанров и видов творчества Мунка.
Центром экспозиции является цикл картин «Фриз жизни», который по словам самого художника задуман как «серия декоративных работ, которые вместе должны создавать картину жизни».
В представленных произведениях можно найти как отражение фактов трагической биографии художника («Танец жизни», «Вампир», «Пепел»), так и отсылки к мировому культурному и историческому наследию («Голгофа», «Глаза в глаза»). Также в этом отделе экспозиции выставлена самая ранняя графическая версия знаменитого «Крика».
В отделах «Художник и модель», «Портрет», «Автопортрет», «Графика» и «Пейзаж» посетители музея могут проследить, как на творчестве художника отразились болезненные воспоминания его детства и юношества («Больной ребенок I»).
Представленные работы будут интересны также тем, что один и тот же сюжет может быть исполнен Мунком с использованием различных техник и цветов (такие работы нумеруются римскими цифрами). Понять причину подобного курьеза помогают представленные на стенах зала цитаты из дневников художника.
Вот что написано на одной из них: «Дело в том, что в разные моменты человек видит по-разному. Он видит иначе утром, чем вечером. То, как человек видит, зависит и от его состояния духа. Вот почему один и тот же мотив можно увидеть по-разному, это и придает искусству интерес». И конечно, нельзя не упомянуть о влиянии Достоевского на Мунка.
Всем известно, что, лежа на смертном одре, норвежский живописец читал «Бесов» Федора Михайловича. Однако влияние русского классика значительно глубже, идеями его романов пронизаны многие работы Мунка, начиная от «Кроткой» и заканчивая «Криком», которого считают иллюстрацией к «Преступлению и наказанию». Наконец, последний отдел «Фотография» может служить наглядным подтверждением того, что Мунк опередил свое время не только в художественной сфере, но даже в самых повседневных вещах. Селфи художника являются ярким тому примером!
Не стоит забывать о том, что за любой экспонируемой работой стоят долгие переговоры об обеспечении безопасности. В свете событий, произошедших недавно в Третьяковской галереи, а также «популярностью» Мунка среди грабителей вопрос об охране творчества живописца является ключевым.
Директор Третьяковки, Зельфира Трегулова, так прокомментировала вопрос о предпринятых галереей мерах безопасности: «Могу сказать, что в связи с выставкой Мунка мы выполнили все те требования, которые были поставлены перед нами и музеем Мунка, и представителями государственной власти королевства Норвегия».
Выставка Эдварда Мунка была подготовлена в рамках культурного сотрудничества России и Норвегии, где сейчас проходит выставка русского искусства 1880-1910 гг. Значительную роль в проведении выставочного проекта в Третьяковской галерее принадлежит Посольству Королевства Норвегия в Москве.
Смело можно утверждать, что это мероприятие является началом тесного культурного взаимодействия между двумя странами. Вот что говорит по этому поводу директор музея Мунка в Осло Стейн Улав Хенриксен: «Мы очень рады и очень горды этой возможностью сотрудничать с таким высокопрофессиональным музеем как Третьяковская галерея.
Но наше сотрудничество шире, чем эта выставка. Мы уже проводили одну выставку русского искусства и представим еще две».
Выставка продлится до 14 июля 2019 г. Также под патронатом Посольства Королевства Норвегия специально к выставке подготовлена международная образовательная программа, которая поможет глубже понять внутренний мир художника и его ближайшее окружение.
В программе – лекции о жизни и творчестве Эдварда Мунка, о влиянии литературы и философии на его искусство, презентации книг и кинопоказы. Участники – искусствоведы, писатели, издатели, переводчики и артисты из России, Норвегии и Грузии.
Все желающие посетить ретроспективу могут купить билеты заранее на официальном сайте Третьяковской галереи: https://www.tretyakovgallery.ru
Подготовила Мария Покровская
Источник: http://ynpress.com/munk/