Франсуа Буше
Francois Boucher
Один из ярчайших представителей жанра рококо, великий французский живописец, декоратор, гравёр.
Дата и место рождения – 29 сентября 1703 г., Париж, Франция.
Дата и место смерти – 30 мая 1770 г. (66 лет), Париж.
Франсуа Буше родился в Париже 29 сентября 1703 года. Его отец, Николя Буше, был художником. Он зарабатывал на жизнь рисованием гравюр и узоров для вышивки. С ранних лет Франсуа помогал отцу в мастерской.
Отец, обнаружив у своего сына талант, определил его в ученики к Франсуа Лемуану. У Лемуана Буше провёл несколько месяцев и вспоминал о нём впоследствии без большой благодарности.
В семнадцать лет Буше поступил в мастерскую гравёра Жана-Франсуа Карса, что позволило ему самостоятельно зарабатывать на жизнь, а также завести полезные знакомства — с высокопоставленными клиентами своего наставника.
В 1722 году Франсуа Буше было поручено иллюстрировать новое издание “Французской истории” Оноре Габриэля Даниеля, а в 1723 году живописец получил академическую премию за картину “Евил-меродах, сын и наследник Навуходоносора, освобождающий из оков царя Иоахима”. В 1725 Буше представил несколько картин на выставку молодых авторов и был приглашен де Жюльенном сотрудничать в издании произведений Антуана Ватто.
В 1727 он отправился на свой счет в Рим, где усерднее всего изучал Альбано и Пьетро да Кортоне, с которым нередко его впоследствии сравнивали, и срисовал целое собрание голов с Траяновой колонны (изданное Гютеном).
Современные критики находили, что картины, написанные Буше, по возвращении из Италии, отличались красотой и мужественной силой; это относится может быть к картинам, которые дошли до нас лишь в гравюрах, изданных Лаврентием Карсом, так как оригиналы их исчезли.
24 ноября 1731 года Б. был принят в академию, а в 1732 написал “Венеру, заказывающую Вулкану вооружение для Энея”.
Настоящее признание пришло к Буше в 1737 году, когда его картины впервые появились в Салоне. В том же году он начал работать для парижского театра «Опера», создавая декорации и разрабатывая костюмы для балетов, опер и драматических спектаклей.
Несколько раньше, в 1734 году, началось его сотрудничество с Королевской мануфактурой гобеленов.
К концу десятилетия положение мастера настолько упрочилось, что он мог теперь не беспокоиться о своем будущем и будущем своих детей (их у Буше было трое — две дочери, вышедшие впоследствии замуж за учеников своего отца, и сын, ставший, как и отец, художником).
Более того — он стал позволять себе относиться к заказам весьма избирательно. Примечательна, к примеру, история его взаимоотношений с графом Карлом Густавом Тессином, шведским посланником в Париже. Их заочное знакомство состоялось приблизительно в 1737 году, когда граф, находившийся в то время еще в Швеции, попытался заказать художнику картину через своего парижского агента.
Агент не замедлил с ответом: «Я виделся с мсье Буше… Но когда объявил ему о предлагаемой цене, он даже не захотел со мной разговаривать. В настоящее время он получает не менее 300 ливров за каждую свою картину. Это очень занятой молодой человек, он работает при дворе короля и считает себя одним из самых знаменитых живописцев современности.
Сказать по правде, в Париже его действительно полагают одним из лучших».
В конце 1740-х годов покровительницей Буше стала мадам Помпадур, любовница короля Людовика XV. Она брала у художника уроки рисования — по крайней мере, такова была официальная версия. И платила за эти уроки немалые деньги.
В салонах же говорили, что между мадам Помпадур и живописцем существуют отнюдь не только дружеские отношения.
Благодаря связям любовницы короля, Буше смог получить очень выгодные заказы от главного управляющего королевскими имениями — в том числе, на декоративные росписи в Версале.
Будучи страстной поклонницей театра, мадам Помпадур приказала построить для себя в Версале небольшой театр. Для него Буше (к тому времени — уже опытный театральный художник) создавал декорации и костюмы.
А вскоре всемогущая мадам нашла для него новую работу — делать эскизы для сервизов и фарфоровых фигурок, производившихся на фабрике в Севре. Именно во второй половине XVIII века этот маленький городок неподалеку от Парижа стал знаменит своим фарфором.
Надо думать, труды Буше сыграли здесь немалую роль.
После революции 1789 года творчество художника, «запачкавшего» себя близостью к королевскому двору, было предано забвению.
Вплоть до середины XIX столетия о Франсуа Буше не вспоминали иначе как с презрительной усмешкой.
Но с появлением многотомного труда братьев Гонкур «Искусство XVIII века» отношение к «первому придворному живописцу» переменилось, и он вновь занял подобающее ему место среди мастеров живописи XVIII столетия.
Буше и рококо
Рококо
Rocaille
Cтиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко.
Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту.
Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.
Франсуа Буше был типичным представителем легкого, праздничного, повышенно декоративного искусства рококо.
На его живопись оказало влияние творчество Антуана Ватто, но легкая грусть, сквозящая в его картинах, Буше была чужда. Можно сказать, что Ватто дал рококо дух, а Буше – плоть.
Полотна мастера – сплошная чувственность, но на французский манер: когда любовь способна принять форму красивой игры.
В богатом живописном наследии Франсуа Буше, работавшего в чувственном и рафинированном стиле рококо, одной из самых популярных картин является «Купание Дианы». Красивейшая олимпийская богиня Диана предстала на полотне французского художника прелестнейшей чаровницей, отдыхающей после своих охотничьих забав на берегу ручья.
Буше не стремился в написании ее образа точно следовать греческим мифам о богине. Его не интересует мифология как таковая, он лишь пользуется ею как удобным предлогом для изображения обнаженного женского тела, юного и прекрасного.
Его Диана – нежное создание, привыкшее к неге и заботе, она живет лишь для того, чтобы дарить усладу жадным взглядам.
Картины Франсуа Буше (произведения)
Отдыхающая девушка
1752
Картина принадлежит к числу известнейших картин в собрании «Старой пинакотеки». Это одна из лучших работ Франсуа Буше, который, будучи придворным живописцем Людовика XV, изобразил богатую сладостями и утехами жизнь той эпохи.
Фигура юной девушки изображена в очень необычной и сложной позе. Спинка софы неудобно высока для такого положения тела и ноги, так вожделенно утопающие в подушках, не в состоянии служить опорой изогнутому телу. Буше мастерски решил эту проблему и очень занимательно представил движение и немногочисленные предметы на картине.
Софа, занавесь и стена — нежно оливкового цвета и различаются только материалом; дорогое тёмно-розовое шёлковое покрывало, придающее глубину картине; светло-голубая шёлковая лента, вплетённая в волосы девушки и вьющаяся у неё в руках. Светло-голубой и розовый являются основными цветами рококо.
ТУАЛЕТ
1742 год, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид
Диана после купания
(1742 Париж, Лувр)
Туалет Венеры
1751
«Туалет Венеры» был заказан художнику его покровительницей — фавориткой Луи XV мадам Помпадур для ее Шато Бельвю близ Парижа. Сама мадам Помпадур играла главную роль в одноименном спектакле в театре Версаля.
На полотне Венера похожа на придворную даму XVIII века: у нее «фарфоровое» личико с томно-игривым выражением, жесты прелестной жеманницы, характерная прическа с естественно лежащими локонами, и вся она, несмотря на пышность форм, похожа на куколку.
Амуры не столько наряжают эту очаровательную кокетку, сколько играют с ее волосами и украшениями. Возле Венеры вьются голуби, священные птицы, один из них прижимается к груди богини. Тело красавицы написано в редких и изысканных, но несколько неестественных тонах.
Буше сделал это сознательно: он не стремился подражать природе, объясняя это тем, что и природа несовершенна.
Одалиска
1745. Музей Лувр, Париж.
Этот портрет полуобнаженной молодой женщины также известен под названием «Темноволосая одалиска». Обнаженная молодая женщина лежит на кровати в обрамлении роскошных драпировок. Открыто бросая вызов, она флиртует со зрителем, выглядывая из своего будуара.
Картина Буше – своего рода квинтэссенция фривольных излишеств середины XVIII века, а сам он – один из наиболее последовательных представителей стиля рококо.
В юности Буше испытал сильное влияние творчества Антуана Ватто, многие картины которого гравировал, а в 1740-е годы добился покровительства мадам де Помпадур.
Благодаря ее влиянию Буше становится первым живописцем Людовика XV.
Буше был одним из самых модных художников-декораторов в Париже, а его очаровательно кокетливые картины на мифологоческие сюжеты, изображавшие нимф и богинь, должны были угождать вкусам тех представителей высшего парижского общества, чьи элегантные особняки он украшал. Идеально воплощая условность приемов живописи века рококо, Буше будто бы хотел сказать в своих картинах, что природа представляется «чрезмерно зеленой и плохо освещенной».
Прекрасная кухарка
1735 Париж, Музей Коньяк-Же
Модистка
Пан и Сиринга
Сиринга (Сиринкс), в греческой мифологии наяда, почитавшая Артемиду и потому строго хранившая свою девственность. Пан, охваченный любовной страстью, преследовал нимфу Сирингу.
Сиринга бежала от преследовавшего ее Пана до реки Ладон, где она попросила помощи у своих сестер-нимф и у речного божества. Поэтому и была превращена божеством реки Ладон в тростник при прикосновении к Сиринге бога полей и пастбищ Пана.
Пан вырезал из тростника пастушескую свирель-сирингу.
Сиринга — у древних греков музыкальный инструмент (свирель), считавшийся принадлежностью аркадского бога Пана и вместе с тем греческих пастухов. Сиринга делалась следующим образом.
Брали 7 (иногда 8 и 9) полых стеблей тростника и прикрепляли их одну к другой с помощью воска, причем длина каждой трубки делалась различной с тем расчетом, чтобы можно было иметь полную гамму.
Существовала свирель Сиринга и из одного стебля: в таком случае на ней играли так же, как играют на современных флейтах, а именно через боковые отверстия. Сиринга была родоначальницей современного органа.
Мадам де Помпадур
(1756. Старая Пинакотека, Мюнхен)
Франсуа Буше никогда не был мастером портретной живописи. Из почти тысячи написанных им картин портретов наберётся едва ли полтора десятка.
«Портрет мадам де Помпадур» из мюнхенской Старой Пинакотеки – один из самых известных.
С книгой в руках она полулежит на кушетке в своем будуаре, и можно не сомневаться, что и подробности её туалета, от сорта кружев до жемчугов на запястье, и детали интерьера – это самое изысканное и самое модное, что только могло существовать в тот исторический момент.
А такие туфельки на каблуке без задника, как на картине, ввела в моду именно госпожа де Помпадур. Кстати, она же, столкнувшись в Версале с удушающей ароматической композицией из пота, мочи и пыли, ввела в обычай часто мыться – до этого дамы предпочитали заглушать запах тела пронзительным ароматом духов.
И Буше хорошо удаётся передать исходящее от маркизы ощущение свежести и чистоты (в буквальном, а не переносном смысле). О мадам говорили, что «она благоухает розами». Не в состоянии передать благоухание, Буше украсил розами её платье и бросил пару роз на паркет у ног Помпадур.
Буше никак не назовешь глубоким психологом: его портреты не несут никаких особых прозрений, не демонстрируют следов напряжённой внутренней жизни. Он не склонен разоблачать своих персонажей, но, к счастью, и не особо им льстит.
А если и льстит, то не грубо: госпожу де Помпадур Буше изображает уверенной и спокойной, без тени дешевого заигрывания со зрителем.
Книга в её руке (странички явно потрепаны от внимательного чтения) и книжный шкаф за спиной лишь констатируют её блестящую образованность, которую не стали бы отрицать даже её недоброжелатели.
Фонтан любви
1748-й, год написания «Фонтана любви», – это как раз тот год, когда Буше начал работать для мадам де Помпадур.
Основными сюжетами живописи становятся пасторали, fetes galantes (так называемые «галантные празднества»), лёгкие и изысканные любовные сценки. Еще недавно ваши предки украшали сцены парадными портретами и торжественными полотнами с героями античности.
Но вы, современница маркизы де Помпадур, конечно, подобной оплошности не допустите. Вы ведь в курсе, что нынче в моде? То, что раньше считалось низким и недостойным. Пастухи и пастушки! К тому же кому теперь интересны парадные залы? Все важные вопросы решают в альковах, камерных салонах, уютных будуарах.
Вот насколько всё переменилось! Недаром говорят, что мода – дама ветреная и непредсказуемая.
Источник – интернет.
Франсуа Буше – великий живописец и декоратор – биография и картины обновлено: Ноябрь 28, 2017 автором: interesno-vse.ru
Источник: https://interesno-vse.ru/?p=20618
Фривольные картины Франсуа Буше, любимого художника Людовика XV
Картины Франсуа Буше современники называли зеркалом, отражающим французскую придворную жизнь. Он был любимым художником Людовика XV и его фаворитки маркизы де Помпадур, но позже его критиковали за «легкомысленность и фривольность».
2. Франсуа Буше. Автопортрет
3. Франсуа Буше. Портрет Мари-Жанне Бюзо, жены художника
4. Франсуа Буше. Мельница в Шератоне
5. Франсуа Буше. Аполлон предстает перед пастушкой в облике бога
6. Франсуа Буше. Маркиза де Помпадур
7. Франсуа-Юбер Друэ. Маркиза де Помпадур
8. Франсуа Буше. Дама за туалетом
9. Франсуа Буше. Леда и лебедь
10. Франсуа Буше. Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто
11. Франсуа Буше. Светловолосая одалиска
Дидро был в чем-то прав: нравы при дворе не отличались особенной строгостью. Для картины «Светловолосая одалиска» Буше позировала любовница Людовика XV, которой было лет пятнадцать. Существует легенда, что Буше в качестве натурщиц приглашал маркиз и графинь, которые находили особое удовольствие в позировании обнаженными.
12. Густав Лундберг. Портрет Франсуа Буше
Сегодня искусствоведы оценивают картины Франсуа Буше не очень высоко: признавая мастерство, многие французские знатоки считают, что художественным вкусом часть картин не отличается.
Источник: bigpicture.
Источник: https://cameralabs.org/9567-frivolnye-kartiny-fransua-bushe-lyubimogo-khudozhnika-lyudovika-xv
Сокровища смоленских музеев
Франсуа Буше? «Сельская жизнь»
02 сентября 2013г.
XVIII век во Франции связывается в нашем представлении со стилем рококо, для которого характерны фривольная интимность сюжетов, хрупкое изящество форм и светлые легкие краски. В области декоративной живописи успешно работал Франсуа Буше (1703-1770) — мастер изящной станковой картины. В его работах сформировался основной принцип стиля рококо — изящный декоративизм, подчиняющий себе и тему картины, и ее композиционное построение. Это один из самых блестящих художников середины XVIII века, любимец знатоков и коллекционеров, первый живописец короля и глава французской школы того времени. Его картины воспевали мифы о нежно-томной любви. Буше был знаком с Антуаном Ватто — мастером галантного жанра. Галантная легкость, мягкая итальянская традиция и голландское влияние в духе А. Блумарта органично сплелись в «Сельской жизни», одном из ранних произведений мастера, созданной около 1730 года. Не исключено, что смоленская работа является авторской копией. Оригинал находится в Лондоне, в частной коллекции (Francois Boucher. Metropolitan Museum of Art, New York, 1986, p. 110). Картина долгое время считалась работой другого модного французского живописца того же времени Луи Мишеля Ванлоо и носила название «Пастораль». В переводе с латинского «pastoralis» значит пастушеский. Пастораль или идиллия как литературная форма сложилась в поздней античности и дожила до XVIII века, претерпев при этом ряд изменений. Однако она всегда предполагает изображение жизни простосердечных, искренних детей природы, наивных и нежных пастухов. Смоленская картина лишена сильных страстей и желаний. Главная ее тема — поэзия мирной сельской жизни. Фигуры пастухов и пастушек сохраняют природную естественную прелесть. В отличие от «галантных» пейзан Ватто одеты они очень просто, подобно безмятежно спящему молодому пастуху на переднем плане. Возле него непременный пасторальный атрибут- гитара. Трогательность и непосредственность композиционного замысла завершает лежащая неподалеку корова. Картина воспевает деревенскую жизнь, но не носит эротического и сентиментального оттенка более поздних работ Буше. При отсутствии тонких духовных связей доминирует декоративное начало: цветовые пятна, ритм движений. Богатый, нежный, высветленный колорит удачно сочетается со сложной композицией произведения.
Критик Дени Дидро всегда считал, что в Буше потерян самый многообещающий талант его времени. Но, несмотря на всю его одаренность, Дидро вскоре разочаровался в нем, усмотрев в его творчестве чрезмерную самоудовлетворенность и успокоенность, нежелание добиваться чего-то более серьезного, чем изображение нимф и пастухов.
В 1765 г, когда Буше был объявлен первым живописцем короля, Дидро не преминул высказаться, назвав главным недостатком художника его нравственную испорченность.
Сегодня мы склонны к большей терпимости в отношении к этому мастеру, понимая, что художники обычно доверяют только себе, руководствуясь собственными моральными нормами и потребностями.
Лидия Мельникова «Пчела», 1, 2007 г.
Источник: https://kultura.admin-smolensk.ru/476/museums/raritet/news_2823.html
Франсуа Буше: картины, репродукции, творчество и биография художника
Франсуа Буше (фр. François Boucher; 29 сентября 1703, Париж — 30 мая 1770, Париж) — французский художник эпохи рококо.
Особенности творчества художника Франсуа Буше: многранность — писал аллегории, мифологические и жанровые сцены, знаменит своими пасторальными пейзажами и портретами мадам де Помпадур.
Он работал в декоративно-прикладном жанре: разрабатывал декорации для спектаклей, эскизы для шпалер, расписывал фарфор.
Чувственность, жизнерадостность, легкость и даже легкомысленность, изящный колорит (в основе которого — светлые оттенки розового и синего), округлость и асимметричность линий, смелые композиционные решения и динамичный мазок наполняют движением даже самые спокойные, безмятежные картины Франсуа Буше.
Самые известные картины в творчестве Франсуа Буше: «Купание Дианы», «Портрет мадам де Помпадур», «Геркулес и Омфала».
«И снова мсье Буше всех надул! Он взял древние мифы только для того, чтобы в который раз просто раздеть их героинь!..» Под конец жизни Франсуа Буше критика стала к нему особенно безжалостна. Не прощалось ничего. То, что много лет считалось прелестным, объявлялось отвратительно-жеманным. Очаровательное — манерным.
Пикантное — грязно-распутным. Его творчество уличали в развращённости. Обвиняли в отсутствии больших идей и минимального вкуса.
К тому же знаменитый колорит, его так называемая «жемчужная гармония», стал примитивнее и грубее, поскольку живописец постепенно терял зрение, и Дени Дидро злословил: этак наш Буше докатится до раскрасок!
Буше был гораздо более значительным и талантливым мастером, чем его считали горластые критики эпохи Просвещения, бывшие одновременно и идеологами буржуазной революции. Но здесь нужно смотреть шире.
Клеймя конкретного Буше, они обличали весь предыдущий французский «паразитический» общественный уклад, певцом которого он слыл.
И не вина художника (кстати, большого труженика, оставившего около тысячи картин и десяти тысяч рисунков), что «отречёмся от старого мира» в какой-то момент приняло форму «отречёмся от творчества Буше».
Он был выходцем из совсем не знатной семьи, хотя впоследствии ему придётся работать для короля Людовика XV и еще полудюжины европейских монархов. Никола Буше, его отец, зарабатывал на жизнь, как сказали бы теперь, промышленным дизайном.
Пошивочные цеха и ткацкие мануфактуры заказывали ему сочинять узоры для кружев или орнаменты для тканей, но значительных доходов это не приносило. Тогда глава семейства решил начать торговать предметами искусства. Это тоже не сделало его богатым, зато он приобрёл кое-какие связи в художественной среде.
Например, хорошо рисующего сына Франсуа «по знакомству» устроил к одному из лучших и опытнейших преподавателей — художнику Франсуа Лемуану.
В 20 лет Буше получил главный приз Королевской академии живописи и скульптуры за не сохранившуюся картину с названием «Освобождение Иокама, пленника Навухудоносора». Гран-при означало, что теперь он становится пенсионером Академии, т. е.
сможет за государственный счёт поехать совершенствовать образование в Рим. Но приз он получил в 1723, а увидеть Рим смог лишь в 1728-м. Биографы не знают, по каким причинам Буше отказали в стипендии.
Известно только, что средства на поездку в «вечный город» он зарабатывал напряжённым трудом художника-иллюстратора целых пять лет.
В эти годы Буше в совершенстве освоил технику гравюры. Гравировать ему приходилось пейзажи основоположника стиля рококо Антуана Ватто. Тот был на поколение старше, и его влияние на становление манеры Буше оказалось решающим.
К моменту поездки в Рим, куда он отправился в компании Карла Ван Лоо и его племянников Мишеля и Франсуа, Буше был уже сложившимся художником. Сам президент Академии художеств наслышан о нём и обещает Буше и обширную образовательную программу, и собственно заказы. Но планы расстраиваются: как назло, Буше заболевает лихорадкой и вынужден возвратиться из Рима в Париж.
В 1734-м он выставляет в Академии полотно под названием «Ринальдо и Армида», которое ждал грандиозный успех. За него Буше получает официальный титул «живописец исторических сцен». Это означало вхождение в клуб художественной элиты: историческая (мифологическая) живопись всё еще считается высшим родом искусства.
Уже в следующем году последовали первые заказы от королевского двора. Буше удостоен чести оформлять покои Людовика XV в Версале («Охота на тигра», «Охота на крокодила«). А придворные дамы буквально «разрывают Буше на части»: все хотят модный интерьер в стиле рококо!
1748-м годом датируется начало его сотрудничества с легендарной мадам де Помпадур — с нею в дальнейшем неизбежно будут ассоциировать имя Буше.
Могущественная и своенравная фаворитка Людовика XV добилась для художника позволения жить в Лувре: он должен декорировать столовую в Фонтенбло и кабинет Совета. Отчасти наследуя отцовское ремесло, Буше создает рисунки для шпалер.
А Помпадур добивается, чтобы его назначили директором Королевской мануфактуры гобеленов.
Сюжеты основных картин в творчестве Франсуа Буше, гобеленов и шпалер — в основном пасторальные и галантные сценки. И, разумеется, Буше постоянно окружён натурщицами из числа танцовщих, актрис и дам полусвета. Помпадур тоже с удовольствием ему позирует. Портреты получаются меланхолические и слишком уж целомудренные — и для Буше, и для одиозной фаворитки.
Молва приписывала художнику любвеобильность и разнообразные формы утончённого разврата, а Дидро негодовал: неужто он может создать что-то по-настоящему изящное, этот Буше, проводящий дни в «обществе женщин самого низкого пошиба»?! Но в реальности мы очень немного знаем о личной жизни Буше, а слухи не находят документальных подтверждений.
Впрочем, и опровержений тоже.
Художник счастливо женился, когда его карьера только начинала набирать обороты. Его супругой стала Мари-Жанна Бюзо, хорошенькая дочка известного в Париже судьи.
Тесть выражал недовольство «низким» происхождением зятя, но мирился с ним, поскольку имя последнего уже было на слуху у парижской публики. Мари-Жанна была на полтора десятка лет моложе мужа.
Её полудетское, кукольное личико Франсуа Буше будет дарить героиням своих картин — принцессе Армиде («Ринальдо и Армида») и разнообразным Венерам (1, 2, 3).
Детей в семье Франсуа Буше родилось трое. Что интересно, все они, так или иначе, продолжили художественную династию. Старшая дочка выйдет замуж за ученика Буше, художника Жана Батиста Дезе, младшая — за другого его ученика, Пьера Антуана Бодуэна. Сын Буше Жюст Натан станет архитектором.
Репутация Буше как автора эротического изрядно преувеличена. Он и вправду мастерски писал обнажённую женскую натуру. Пожалуй, более откровенно, чем другие французские художники до него. Таковы, например, портреты одалисок — светлой и тёмной — выполненные не без влияния Рубенса.
Картина Франсуа Буше под названием «Венера просит Вулкана выковать оружие для Энея» и вправду не столько мифологическая, сколько эротическая. А «Геракл и Омфала», действительно, до сих пор прошибает током животной чувственности.
Но на этом эротический репертуар Буше практически исчерпывается.
А ведь был еще Буше-иллюстратор и издатель (особо знамениты иллюстрации к Мольеру, рисунки к «Метаморфозам» Овидия и составленный им каталог рокайльных орнаментов).
Был он и одарённым декоратором, оформлявшим лучшие образцы зодчества эпохи рококо (отель Субиз и др.). Также Буше был пейзажистом и сценографом лучших спектаклей королевского театра.
Его творчество было всегда было неразрывно связано со множеством граней культурной жизни Франции.
Дидро бранился, что в пейзажах Буше нет ни капли правды и ни одной реально существующей травинки. Но тут Буше оказывался заложником освоенной в Риме классической традиции.
Его пейзаж и правда имеет мало общего с Францией. Это скорее классический «итальянский пейзаж» с живописными развалинами замка на горизонте и острыми горизонталями пиний.
Но важно то, что на известном автопортрете сам себя Буше изобразил именно пейзажистом.
Гораздо интереснее Буше как жанровый художник. Но здесь дело ограничивается всего несколькими картинами — правда, высокой пробы. Шведская королева Ловиса Ульрика заказала Буше серию «4 части дня модницы», но Буше успел написать только «Утро» («Дама, надевающая подвязку»).
Хороша также жанровая сценка с названием «Завтрак» (многие видят в персонажах членов семьи Буше). Возникает вопрос, отчего Буше не развивал своё дарование именно в этом направлении.
Существует мнение, что, будучи человеком честным и глубоко порядочным, Буше просто не захотел составлять конкуренцию «звезде» жанровой живописи того времени, Жану Батисту Шардену.
Примерно с 1757-го слава художника меркнет. Критики изничтожают его, а публика начинает понимать, что творчество Франсуа Буше окончательно морально устарело.
В 1760-х угнетенный Буше даже подумывает поехать преподавать в Россию, где императрица Екатерина привечает французских мастеров.
В 1769-м он подготовил эскиз декоративного панно с названием «Пигмалион и Галатея», которое скульптор Этьен Фальконе по просьбе Буше везёт в Санкт-Петербург. Увы, поездке самого Буше не суждено было состояться: художник скончался в своих луврских апартаментах 30 мая 1770 года.
Анна Вчерашняя
Источник: https://artchive.ru/francoisboucher
Великий мастер в стиле рококо Франсуа Буше
Почему не великий художник, а именно мастер? Живописец, декоратор, иллюстратор, гравер, дизайнер гобеленов и фарфора… Безусловно, художник, но, всё-таки, больше чем просто мастер изобразительного искусства. Художник с большой буквы – мастер в стиле рококо.
Пейзаж с голубятней
Из под его кисти вышло большое количество ярких и интересных полотен. С одной стороны картины с аллегорическими и мифическими сюжетами, портреты фавориток и знатных дам, сцены из жизни королей и аристократов, а с другой стороны деревенские ярмарки и сельская жизнь.
Сюжеты для королевских шпалерных мануфактур, роспись уникального севрского фарфора, дизайн королевских дворцов и дворцов всемогущей маркизы де Помпадур, которая была его поклонницей.
Придворный лизоблюд, который творил по воле сильных мира сего?
Вакх и Эригона
Обнаженная на софе
Обнаруженная купальщица
Одалиска
А иллюстрации к творениям Мольера, Боккаччо, Овидия? Злоязычный Дидро ужасно критиковал творения Франсуа Буше и… был его поклонником.
Пастушья идиллия
Пейзаж с водяной мельницей
Пейзаж с мостом
Прелести сельской жизни
Как случилось, что сын самого обыкновенного художника, который зарабатывал себе на хлеб насущный тем, что разрабатывал орнаменты и узоры для вышивки, стал всемирно известным художником? Можете обвинить меня в излишней патетике, но я думаю, что талант достоин восхваления, а талант, который смог пробиться и проявиться с самого социального дна общества – это больше, чем просто талант.
Рыбачки
Аполлон и пастушка из Иссы
Вакханка играющая на свирели
Венера и пугги
Гадалка
Он талантлив, но беден. В 1723 году (в возрасте 20 лет) Буше становится победителем конкурса на Римскую премию Королевской академии живописи и ваяния. Эта победа дает ему право на обучение в Риме… Однако, для талантливого, но бедного победителя нет места в итальянском филиале академии. Нет денег – нет места.
Именно от бедности такая многогранность: декоратор, гравер, иллюстратор… В возрасте 30 лет он женится на 17 летней красавице Мари-Жанне Бюзо. Она становится его музой, но она не только муза – она ещё и жена, а значит художнику нужны деньги.
Он много работает, начинает преподавать в Академии художеств и вскоре становится профессором.
Возвращение с рынка
Гнездо
Деревенский мостик
Диана после купания
Именно в этот период он получает большой заказ на роспись версальских апартаментов, апартаментов дофина и т.д.
Купидон поражающий стрелой Психею
И вот уже долгожданная слава, которая оказывается быстротечной. Уже с 1760 года его начинают критиковать, обвиняют в мещанстве, угодничестве.
Лесной пейзаж с солдатами
Художник остро переживает критику, старается разнообразить свои творения, но… Начинается эпоха деградации аристократии и заканчивается эпоха стиля рококо. Общество требует другого искусства и других художников.
Аврора и Кефал
Анжелика и Медор
Башмаки
Вакханки
Венера и Вулкан
Венера и купидон
Влюбленные в парке
Геркулес и Омфала
Голова девушки
Диана с нимфой после охоты
Женщина за туалетом
Задранная юбка
Три желания
Избалованный ребенок
Летняя пастораль
Мадам де Помпадур
Модистка
Но великий Франсуа Буше этого уже не увидел. Он умер 30 мая 1770 года.
Автопортрет
Современные критики, и особенно во Франции (на его Родине), относятся к художнику более чем прохладно – помпезный, напыщенный, оторванный от реальности и т.п. Ему даже приписывают русскую лубочность.
Но каждый художник живет в своё время и соответственно времени чувствует, видит, переживает и творит. А оценку творчества, по большому счету, давать не критикам, а нам – простым зрителям.
Если нам нравится – значит, он все-таки мастер и совершенно не важно, что говорят и думают критики.
Источник — http://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/velikij-master-v-stile-rokoko-fransua-bushe.html
Источник: https://karhu53.livejournal.com/25471988.html
Великий мастер в стиле рококо Франсуа Буше
Почему не великий художник, а именно мастер? Живописец, декоратор, иллюстратор, гравер, дизайнер гобеленов и фарфора… Безусловно, художник, но, всё-таки, больше чем просто мастер изобразительного искусства. Художник с большой буквы – мастер в стиле рококо.
Пейзаж с голубятней
Из под его кисти вышло большое количество ярких и интересных полотен. С одной стороны картины с аллегорическими и мифическими сюжетами, портреты фавориток и знатных дам, сцены из жизни королей и аристократов, а с другой стороны деревенские ярмарки и сельская жизнь.
Вакх и Эригона
Обнаруженная купальщица
Пейзаж с водяной мельницей
Пейзаж с мостом
Рыбачки
Венера и пугги
Диана после купания
Башмаки
- Влюбленные в парке
- Геркулес и Омфала
- Мадам де Помпадур
Современные критики, и особенно во Франции (на его Родине), относятся к художнику более чем прохладно – помпезный, напыщенный, оторванный от реальности и т.п. Ему даже приписывают русскую лубочность.
Но каждый художник живет в своё время и соответственно времени чувствует, видит, переживает и творит. А оценку творчества, по большому счету, давать не критикам, а нам – простым зрителям.
Если нам нравится – значит, он все-таки мастер и совершенно не важно, что говорят и думают критики.
Источник: сайт Творчество и Вдохновение
Источник: https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/7289008/
Франсуа Буше, Изображений: 306
Франсуа Буше является ярким представителем эпохи рококо и мастером художественных искусств во французской живописи начала 18 столетия.
Творчество Буше крайне тяжело охарактеризовать только в одних оттенках и ракурсах, так как его изобразительная деятельность распространяется не только на картины, а ещё и на гравюру и декорирование.
Будучи придворным художником короля, Франсуа, неоднократно поручали наиболее ответственную работу в сфере творческой занятости такую как: декорирование книг, создание неповторимых костюмов и образов для Парижской оперы, участие в исполнении уникальных интерьеров.
Франсуа Буше предстает перед нами неким экстремалом своего времени, ибо вкус его неповторимого искусства основан исключительно на импровизации, нежели на приобретенном опыте. И все эти черты находят своё отражение, как в его картинах, так и в прочих художественных работах.
В своих художественных композициях Буше неоднократно затрагивает мифологию наряду с пасторалями и аллегориями. Благодаря столь неординарному смешению появляются образы, насквозь пронизанные сентиментальностью, чувственностью и даже некой неестественной слащавостью.
На своих полотнах Франсуа Буше предпочитал изображать персонажей, которые поддаются любовным утехам, или же изображены при занятии своими повседневными делами. Герои картин наполнены голубыми и нежно-розовыми тонами красок. Плавные переходы теней и контрастов дополняют композиции картин в их и так сложном сочетании изгибов, линий и объемов фигур.
Буше гениально владел приемами драпировки, подачи света ракурсами, располагая своих персонажей таких образом, что рядом с ними мог располагаться ещё целый ряд предметов и декораций. Работы Франсуа Буше поражают своей раскованностью и чувственностью.
Особое предпочтение и внимание Буше уделил богине Венере, а также будничной парижской повседневности и совсем простым зарисовкам из деревенской жизни.
Отличительной особенностью картин Франсуа Буше являются светлые и жемчужные тона, в которых выполнены все картины художника.
Окутывая весь сюжет картины некой дымкой, художник придает им ещё больше таинственности и прозрачности, которую он всегда и стремился изобразить на своих картинах. Буше – любитель мифологической тематики.
В его картинах не присутствует правдивость и реалистичность. Вся композиция картин проникнута однообразием, но она крайне тонко детализирована и идеальна в каждом штрихе.
Немного вникнув в конкретные факты из жизни художника, стоит упомянуть его поездку в Рим. Данное событие имеет особый характер, ведь оно косвенно повлияло на всё творчество Франсуа Буше.
Автор известнейших картин, посетил Италию для глубоко изучения творчества и жизненного пути найизвестнейших художников, таких как Альбано, а также Пьетро да Кортоне. Кортоне стал основополагающим элементом последующего творчества Буше.
Картины автора стали напоминать полотна которые вышли из под кисти уважаемого и наследуемого им Пьетро.
Но несмотря на ярое увлечение и почитание Кортоне, Франсуа не растерял своей самобытности, а лишь подчеркнул отдельные детали своих полотен, которые по мнению критиков и современников автора стали более чётко выверенными, приобрели недостающий сильный стержень и мужество, смешанное с лёгким, характерным для автора в будущем, холодком.
Тонкая душевная организация первого художника короля, чётко прослеживается в каждой из его легендарных работ. Образцом колоритности и просвещённости в глубинах самых разномастных сфер Буше, можно назвать работу «Геркулес и Омфала».
Знатоки изобразительного искусства, неоднократно указывали на яркий отблеск фламандских мотивов в этом произведении, а соответственно и в глубоком восприятии мира художником. Выразительные черты и мимолётные, иногда незаметные для обычного наблюдателя выразительных образов, детали, говорят о недюжей наблюдательности Франсуа.
Только проникнутый сутью вещей и их самыми малейшими особенностями творец полотен, способен добиться и создать неповторимые и наполненные характерами образы существ, героев Эллиады, а также знатных персон мифологии и этноса.
Франсуа Буше пережил и острый кризис своего творчества. Ближе к концу восемнадцатого столетия, автор глубоко прочувствовал и перенёс на себе деградацию аристократии. Аристократическое общество того времени напоминало Франсуа жалкую пародию, насмешку над былым строем.
Писатель попал во времена пережитков и это разительно изменило его почерк. Картины автора стали жёсткими, не свойственно ему холодными и по мнению некоторых ценителей «неживыми». Как и в пережитках аристократии, на полотнах появился напускной пафос, жёсткие элементы насмешек и превосходства, высокомерие.
Изящество, хрупкость образов и их характеров – полюбившиеся почитателями автора элементы, ушли в небытие, скрылись под пылью переживаний и смутной скорби автора о былых временах и устоях культурной жизни общества. Рококо, присущий Буше, исказился до неузнаваемости и безобразности.
Тем самым, в который раз картины автора отразили его внутреннюю душевную боль, переживания и тонкость творческой натуры.
Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1056799967/
Буше Франсуа (1703 — 1770)
Подлинный представитель французского рококо. Буше официально именовался «Первым художником короля», был директором Академии, обладал почетным правом занимать квартиру в Лувре. И пожалуй всей Франции было известно о благоволении к нему всесильной фаворитки короля Жанны-Антуанетты Пуассон, маркизы де Помпадур.
И он был истинным сыном своего века, все умевшим делать сам: панно для отелей, картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, карет, эскизы костюмов и т.д. Станковые картины у него похожи на панно, панно могут смотреться и как самостоятельные произведения. Однако наибольшей известностью пользуются его картины. Увлекшись в юности масляной живописью, художник уже никогда не изменял этой технике.
И все это — галантные празднества, пастушеские идиллии, мифологические, жанровые, религиозные темы, пейзаж — все разыграно, как современная ему пастораль, все выражает откровенно-чувственное наслаждение жизнью, во всем царствует бело-розовая героиня — богиня Флора, а по сути обряженная в пастушеский наряд аристократка, везде похожая на себя парижанка, и неважно, Венера она или пастушка. Везде художник изображал юную модель с лучистыми глазами, с как бы случайной, но обольстительной небрежностью закутанные в нежные ткани, окруженные цветами, порхающими эротами. Типичные сюжеты — «Триумф Венеры» или «Туалет Венеры», «Венера с Амуром» (с Вулканом, с Марсом), «Купанье Дианы» и т.п.
Уже будучи знаменитым художником, Буше становится объектом жесточайших нападок теоретика эстетических идей Просвещения Дидро, который видел в художнике порождение всего, с чем боролись просветители. Однако он не отказывал ему в профессионализме. И несмотря на эту критику произведения Буше пользовались огромной популярностью. Их покупали короли и императоры, герцоги и графы, богатые буржуа.
Буше был выходцем из небогатой семьи, успеха он достиг единственно своим трудом. Первоначальное обучение он получил в мастерской Франсуа Лемуана. Здесь развилось умение «мыслить красками», видеть замысел в больших цветовых отношениях.
Позднее он обучался технике рисунка и технике офорта в мастерской Жана Франсуа Кара-отца. Благодаря ему Буше познакомился с творчеством Ватто, которого Кара-отец очень почитал; и сам Буше писал всегда в стиле рококо, как и Ватто.
Всю жизнь он писал «взахлеб», оставил невероятно большое количество картин, гобеленов, рисунков, гравюр и других работ. И даже будучи уже процветающим, обласканным властью художником, он много и плодотворно работал.
Увлекаясь творчеством старых мастеров, Буше много сил отдал коллекционированию. С особым увлечением к концу жизни он собирал рисунки и гравюры Рембрандта.
Буше пользовался большой популярностью в России. Его даже пригласили на место профессора русской Академии художеств в Санкт-Петербурге, и Буше принял приглашение, однако смерть художника не позволила осуществиться этим планам.
Чем больше всматриваешься сегодня в полотна Буше, в эту сияющую светом, трепещущую нежными цветовыми оттенками радостную живопись, осознаешь его поразительную даровитость, тем большн чувствуешь подлинно цельное, эстетически полнокровное искусство.
Сегодня картины Буше украшают залы виднейших музеев мира. Эти работы несут ощущение полноты жизни, чаруют радостным даром цветовой гармонии, свободным и ликующе-светлым мастерством. Недаром критиковавший его Дени Дидро, отдавая должное его таланту, не мог не сказать:»В нем столько воображения, эффекта, волшебства и легкости!».
Источник: http://cvetamira.ru/bushe-fransua-1703-1770