Франческо гварди, биография и картины

(Francesco Guardi)( 5 октября 1712, Венеция — 1 января 1793, там же) — итальянский художник, видный представитель венецианской школы ведутистов. Вместе с братом считается одним из последних представителей классической венецианской школы.
Его отец Доменико (1678 – 1716) и братья Никколо (1715-86) и Джан Антонио (1699 – 1760)также были художниками.

Его сестра Мария Сесилия была замужем за знаменитым художником Джованни Баттисто Тьеполо.
В 1735-43 годах был учеником и подмастерьем у Микеле Мариески.
Первая подписанная работа — Saint Adoring the Eucarist (1739).
В его ранних ведутах чувствуется влияние Каналетто и Луки Карлевариса.

В феврале 1757 года он женился на Марие Матее Пагани, дочери художника Маттео Пагани. Вскоре родился сын Джакомо. Второй сын, Винченцо, родившийся в 1764, также стал известным художником.
В 1763 принимал участие в росписи церкви San Pietro Martire в Мурано.

  Написал «Чудо доминиканского святого», созданного в квази-экспрессионистком стиле под влиянием Алессандро Маньяско.
Среди наиболее важных работ позднего периода – серия из 12 картин «Пиры дожа».

Оценённый по достоинству лишь в эпоху импрессионизма, Гварди долго находился в тени знаменитых мастеров венецианской ведуты Антонио Каналя, прозванного Каналетто, и его племянника Бернардо Беллотто, также носившего это прозвище. Однако Гварди был художником, писавшим не только городские виды, но и фигурные станковые картины, где им было сделано немало ценного.

1.  Айман, 1969. Серия «Живопись». На марке номиналом 10 дирхемов картина Франческо Гварди.

Франческо Гварди, биография и картины2. Антигуа и Барбуда, 2 декабря 1997. Серия «Живопись», посвященная Рождеству.  На блоке номиналом 6 долларов картина Франческо и Джанантонио Гуарди «Благовещение». Скотт 2118 (А345)

Франческо Гварди, биография и картины3.  Куба, 18 января 1977. Серия «Живопись Национального музея». На марке номиналом 5 сентаво картина Франческо Гуарди «Венецианский пейзаж». Скотт  2115 (А566)

Франческо Гварди, биография и картины4. Италия, 26 марта 1993. Марка, посвященная 200-летию со дня смерти художника. На марке номиналом 3200 лир картина Франческо Гварди «Городская сценка». Скотт 1929 (А928)

5. Кот д Ивуар, 2013. Блок из серии «Мастера Западного искусства – Рококо и классицизм», посвященный творчеству художника.

Франческо Гварди, биография и картины6. Монако, 27 апреля 1972. Серия марок, посвященных кампании ЮНЕСКО по спасению Венеции. На марке номиналом 0,60 франка картина Франческо Гварди. Скотт 834 (А227)

Франческо Гварди, биография и картины7. Нигер, 7 февраля 1972. Серия из 4 марок, посвященных кампании ЮНЕСКО по спасению Венеции. На всех марках фрагменты картины Франческо Гварди The Masked Ball. Скотт  С176-9 (АР78)

Франческо Гварди, биография и картины8. Сент-Винсент и Гренадины, 2 января 2001. Серия «Рождество». На марке номиналом 10 центов картина Франческо Гварди «Мадонна с младенцем». Скотт 3003 (А503)

Источник: https://alexstamps.wordpress.com/2013/11/04/francesco-guardi/

Юбилей Франческо Гварди, биография художника

Франческо Гварди, биография и картиныПортрет Франческо Гварди работы Пьетро Лонги

5 октября 2012 года будет праздноваться 200-летие со дня рождения итальянского живописца Франческо Гварди, великолепного пейзажиста, представителя венецианской школы.

Биография Франческо Гварди

Венеция середины и второй половины XVIII века жила празд­ничной, нарядной и лихорадочной жизнью. Балы, концерты, карнавалы, зрелища, азартные игры, торжественные церемо­нии чередовались, как в калейдоскопе. Комедии масок Гоцци и драматические пьесы Гольдони имели широкий успех у пуб­лики. Театральные элементы перешли.в повседневность.

Ста­ло обычным и даже порой необходимым ношение маски и маскарадного костюма, что привносило долю демократизма в обычаи венецианского общества. Искусства праздновали свой триумф.

Венецианские художники играли важную роль в жизни города, но участь их была нелегкой — иногда, чтобы продать свои картины, им приходилось выставлять их на продажу на улицах.

Обычно работа велась мастерскими, в которых помимо уче­ников часто трудились представители одной семьи. Этот патриархальный пережиток способствовал передаче художе­ственных традиций, профессиональных секретов из поколения в поколение. Может быть, именно поэтому столь высок был уровень венецианской художественной культуры.

Мастерская Гварди состояла из трех братьев, старший из которых Джанантонио, после ранней смерти отца, тоже ху­дожника, встал во главе ее. До 1760 года, то есть времени, когда со смертью старшего брата мастерская перешла к Фран­ческо, братья Гварди выполняли многочисленные заказы для церквей и отдельных заказчиков.

Кроме традиционных ал­тарных композиций, картин на мифологические и бытовые темы поступали заказы от коллекционеров на копирование произведений великих мастеров прошлого, таких как Тициан, Веронезе, Тинторетто. Тут мы сталкиваемся с одним любопыт­ным обстоятельством. Копирование чужих работ не считалось чем-то зазорным.

Это делалось и, как указывалось выше, с репродукционной целью. Но часто одна и та же показав­шаяся удачной композиция свободно использовалась несколь­кими художниками. Каждый при этом мог ввести в нее или, наоборот, убрать те или иные детали, по-иному решить про­странство, колорит. Делал это и Франческо Гварди.

К числу такого рода репродукций относится картина «Александр Македонский перед телом царя Дария», выполненная Фран­ческо Гварди по одноименной картине генуэзского художника XVII века Ланджетти.

В этой так называемой копии нет и следа того отрицательного оттенка, что мы привыкли вклады­вать в смысл этого слова, — рабского следования за чужой мыслью и рукой.

Порывистое движение фигур, устремившихся к телу убитого царя, свет, выхватывающий из мрака лица, яркий цвет пла­ща, пробегающий по гладкой поверхности лат, наконец, по­движность самого живописного мазка, усиливающего игру света на холсте, — все придает динамическое напряжение композиции. Художник поместил персонажей так, что зри­тель видит их немного снизу и фоном для них служит грозо­вое небо, уходящее в беспредельность. Это еще больше усили­вает романтический пафос картины.

В цикле из нескольких панно для парапета органа венециан­ской церкви архангела Рафаила на сюжет из истории Товия библейская легенда предстает в трактовке художника поэти­ческой сказкой. Этому соответствует и манера исполнения — эскизная, легкая. Светлые, радостные тона мерцают сквозь золотистую дымку.

К числу любимых у венецианцев бытовых тем относились сцены в Ридотто — игорном доме, служившем одновремен­но местом заключения сделок и всякого рода встреч. Посе­щать его можно было только в маске. Действие картины Гварди «Ридотто» происходит в хорошо известном современ-икам интерьере.

Дамы в нарядных шелковых платьях и ка­валеры в черных иищи беседуют или заняты игрой. Но Гвар­ди — пейзажист по природе своего дарованна: он располагает фигуры таким образом и дает их а таком мас­штабе. что они играют как бы подчиненную интерьеру роль, теряются в его просторе.

То же можно сказать и о других многофигурных композициях, например о «Приеме дожем послов в зале коллегий во дворце дожей».

Рассмотренные произведения, как и многие другие, не имеют ни точных дат, ни подписи Франческо Гварди. Дело в том, что картины эти вышли из мастерской и в создании их, возможно, принимал участие не один Франческо.

Оформление же заказов производилось главой мастерской, Джанантонио, на свое имя, из чего, однако, не следует, что ему всегда при надлежала ведущая роль в выполнении. Поэтому авторство ранних произведений Франческо Гварди приходится устанав­ливать стилистически, основываясь на достоверных произ­ведениях художника.

Этот метод вполне оправдывает себя в силу яркой индивидуальности этого мастера и высокого уровня исполнения.

После 1760 года, когда мастерская переходит в руки Фран­ческо Гварди, тематика ее живописной продукции меняет­ся — начинает преобладать пейзаж. Это было обусловлено как объективными причинами — отъездом или смертью тех художников, которые ранее работали в этом жанре, так и лич­ной склонностью Гварди.

Пейзаж-ведута — городской пейзаж, писавшийся с большой точностью с помощью специального оптического приспособ­ления камеры-обскуры, — был весьма популярен благодаря творчеству Каналетто. В отличие от него, в пейзажах Гварди меньше видимой документальности, что выглядело недостат­ком в глазах современников. Недаром Гварди только в 1784 г. был избран членом Венецианской Академии.

Пейзажное наследие Гварди распадается на несколько типо­логических вариантов. Многолюдные торжественные цере­монии. пышные одеяния патрициев, празднично украшенные гондолы составляют сюжеты таких полотен, как «Благосло­вение папой Пием VI венецианцев» и «Возвращение Бученторо с острова Лидо».

По существу, это те же многофигурные ком­позиции, только вынесенные из интерьеров дворцов на пло­щади и каналы Венеции. Сюда же примыкают панорамные ведуты: «Таможня*, «Вид Венеции. Палаццо дожей» и другие. Кажется, что художника, изображавшего все приметы со­временности. все больше занимало и нечто иное, чем про­стая фиксация увиденного.

Это нечто можно было бы охарак­теризовать как попытку создания образа с помощью передачи освещения и влажной зенехиансяой атмосферы.

Именно эта атмосферная среда, заключавшая в себе эмо­циональный заряд, являлась как бы музыкальным ключом произведения, становилась постепенно «главный героем» пейзажей Гварди.

Читайте также:  Русская скульптура 19 века

Косвенным подтверждением этого может служить и то, что художник часто обращался как в живописи, так и в графике к популярному жанру пейзажа — каприччо, то есть пейзажу, сочиненному (как правило, с архитектурными мотивами), являвшемуся лишь поводом для воплощения того или иного настроения.

Интересно, что и формат холстов Гвар­ди становится все меньше, приобретая камерные размеры, и на них все больше места занимает небо или вода и все меньшую роль играют костюмированные персонажи.

В этом смысле показателен один из последних пейзажей, драматический «По­жар складов масла у церкви Сан Маркуола», где гигантские беспорядочные языки пламени лижут подножия домов, мрачное небо в клубах черного дыма, гонимого ветром, и кро­шечные фигурки людей, скованные страхом и любопытством.

Относящаяся к тому же периоду «Лагуна» — поистине воплощение одиночества и молчания среди безмятежной зе­леноватой глади воды, кажущейся безбрежной, в которой отражаются столь же спокойные, голубовато-серые небеса.

Шумная и праздничная Венеция превратилась в узкую ленту на горизонте с кое-где виднеющимися светлыми вертикалями колоколен.

Красный пояс гондольера в скользящей вдоль нижнего края картины гондоле — единственное яркое пят­нышко всей композиции.

Обе картины, несмотря на конкретность изображенного со­бытия в первой, своего рода поэмы о стихиях огня и воды. Но ведь именно увлечение стихийным началом, лиризм и субъективизация изображаемого будут свойственны худож- никам-романтикам начала XIX века, и Гварди в чем-то пред­восхитил их искания. То же относится и к постепенному «утоньшению» живописного слоя, акварельносги письма.

Показательно, что фигура Гварди вызывала интерес у ху­дожников-импрессионистов, что, в частности, способствовало изучению его творчества в этот период.

На основе статьи из книги «Художественный календарь 100 памятных дат», М., 1987 г.

Галерея картин Франческо Гварди

Источник: http://www.artcontext.info/2010-11-30-12-08-18/50-2010-11-28-06-56-14/665-gvardi.html

Искусство. Национальные школы живописи. — гварди, франческо

ФРАНЧЕСКО ГВАРДИ (1712-1793) FRANCESCO GUARDI

Франческо Гварди, биография и картины

  • искусство италии
  • венецианская школа

Франческо Гварди — Francesco Guardi. Родился в 1712г. в Венеции, ум. в 1793г. там же. Венецианская школа. Учился у своего брата — Дж.А.Гварди. Испытал влияние А.Канале, М.Риччи, А.Маньяско и Дж.-Б. Тьеполо. Работал в Венеции и в Мастеллина около Триента в 1782-1783гг. С 1784г. — член Венецианской Академии.

Писал виды Венеции, а также сцены городских празднеств и интерьеры зданий; в ранние годы писал картины на религ. и мифологич. сюжеты. Его раннее творчество неотделимо от деятельности его брата, Джанантонио, который был намного старше Франческо и руководил известной в Венеции мастерской.

Первоначально Франческо работал вместе с ним, потом все больше обособлялся, а когда Джанантонио умер, то, в свою очередь, возглавил фамильную мастерскую. Как и его брат, Франческо начинал с картин, изображавших человеческие фигуры или истории, но вскоре обнаружил тонкое чувство атмосферы, связывающей персонажей и окружающий пейзаж.

Эти черты характерны уже для ранних произведений, таких, как ,,Вера» и ,,Надежда» (1747, Сарасота, музей Ринглинг), в которых фигуры словно трепещут перед необъятным и ярко освещенным пейзажем, а также для более позднего ,,Чуда св. доминиканца» (ок.

1763, Вена, Музей истории искусств), где пространство как бы вибрирует, а небольшие фигуры включаются в взволнованную атмосферу. Здесь возникает проблема, которая породила множество споров: кому из двух братьев Гварди следует приписать авторство ,,Исцеления Товита» в ц.

Анджело Раффаэле в Венеции? Свободная фактура, вибрирующая атмосфера, объединяющая фигуры с пейзажем, яркие вспышки красных красок — все это бесспорно напоминает знаменитые ведуты Франческо. Не только в Венеции, но и по всей Европе Гварди прославился именно как ведутист. В ранних работах он испытывает влияние Марко Риччи ( ,,Пейзаж фантазия», до 1750. Санкт-Петербург, Гос.

Эрмитаж), а позже — Каналетто. Однако, хотя и используя схемы Каналетто, он придает своим венецианским видам совершенно иное настроение (,,Пьяцца СанМарко», Лондон, Нац. гал.) — ,, …цвет здесь играет уже новую роль, смягчая освещение» (Паллуккини). Серия , сюжет которых заимствован из эстампов Брюстолона (1766), датируется около 1770 (Париж, Лувр, Брюссель, Кор.

музей изящных искусств, Гренобль, Музей изящных искусств). Эти картины представляют собой , в которых точно отражены реальные исторические события (праздники в честь дожа девиза IV Мочениго в 1763).

Однако сам сюжет является лишь предлогом к чарующему и необычному описанию Венеции, переданных с широким чувством пространства и золотистым освещением; динамичные образы теряют свою архитектоническую монументальность и преобразуются, вызывая в памяти фантастичные и мимолетные видения.

Эти официальные чередуются в творчестве Гварди со знаменитыми , которые своим освещением и непринужденностью сильно отличаются от манеры Риччи. В ,,Каприччо на лагуне» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), широко развернутом под дождливым небом, кисть художника как бы задерживается на заплатанных парусах и потрескавшихся стенах, соединяя реальность и фантазию.

В 1782 в двух сериях работ Гварди вновь проявил себя как официальный художник. Первая, исполненная по случаю пребывания в Венеции великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны, выдержана в гамме зеленых и каштановых тонов, оживленных рассеянным светом и вибрирующими (формами (,,Гала-концерт»,Мюнхен, Старая пинакотека).

Во второй серии, написанной в честь папы Пия VI, фантастическая перспектива интерьеров создает впечатление захватывающей пустоты, а силуэты фигур окрашиваются в сумеречные тона ,,Месса в ц. Сан-Джованни э Паоло» (Кливленд, музей). Для позднего стиля Гварди характерно одиночество и меланхолия, что выразилось и в его угасшей палитре. В ,,Каприччи» (Флоренция. Уффици) материя словно разлагается от пронзительной и поэтической ностальгии. Творчество Гварди огромно (более тысячи картин). В крупных европейских и американских музеях находятся его виды Венеции и ,,Каприччи» (Милан, музей Польди-Пеццоли, Лиссабон, фонд Гульбенкяна; Лондон, Нац.гал.; Нью-Йорк, музей Метрополитен; Вена, Академия; Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса; Бергамо, Академия Каррара).

  • эрмитаж санкт петербург
  • франческо гварди
  • рязанский государственный областной художественный музей
  • франческо гварди
  • музей тиссена-борнемисы
  • франческо гварди
  • музей польди-пеццоли
  • франческо гварди
  • старая пинакотека мюнхен
  • франческо гварди
  • берлинская картинная галерея
  • франческо гварди
  • академия каррары бергамо
  • франческо гварди
  • музей истории искусства вена
  • франческо гварди
  • национальная галерея.лондон
  • франческо гварди
  • национальная галерея шотландии
  • франческо гварди
  • метрополитен-музей
  • франческо гварди
  • нац. галерея вашингтон
  • франческо гварди
  • музей гетти лос-анджелес
  • франческо гварди

II(103)

Источник: http://eguarwr.ru/index/francesco_guardi/0-1211

Francesco Guardi

Francesco GuardiFrancesco Guardi portrayed by Pietro Longhi (1764)Born(1712-10-05)5 October 1712Venice, Republic of VeniceDied1 January 1793(1793-01-01) (aged 80)Venice, Republic of Venice (now Italy)NationalityVenetianKnown forPaintingMovementVenetian School

Francesco Lazzaro Guardi (Italian pronunciation: [franˈtʃesko ˈgwardi]; 5 October 1712 – 1 January 1793) was an Italian painter of veduta, nobleman, and a member of the Venetian School. He is considered to be among the last practitioners, along with his brothers, of the classic Venetian school of painting.

In the early part of his career he collaborated with his older brother Gian Antonio in the production of religious paintings. After Gian Antonio's death in 1760, Francesco concentrated on veduta. The earliest of these show the influence of Canaletto, but he gradually adopted a looser style characterized by spirited brush-strokes and freely imagined architecture.

Biography

Francesco Guardi was born in Venice into a family of nobility from Trentino.

His father Domenico (born in 1678) and his brothers Niccolò and Gian Antonio were also painters, later inheriting the family workshop after the father's death in 1716.

They probably all contributed as a team to some of the larger commissions later attributed to Francesco. His sister Maria Cecilia married the pre-eminent Veneto-European painter of his epoch, Giovanni Battista Tiepolo.

In 1735, Guardi moved to the workshop of Michele Marieschi, where he remained until 1743. His first certain works are from 1738, for a parish at Vigo d'Anuania, in Trentino. In this period he worked alongside his older brother, Gian Antonio. The first work signed by Francesco is a Saint Adoring the Eucharist (circa 1739).

House of Guardi in Cannaregio

His works in this period included both landscapes and figure compositions. His early vedutas show influence both from Canaletto and Luca Carlevarijs. On 15 February 1757, he married Maria Mattea Pagani, the daughter of painter Matteo Pagani. In 1760 his brother Gian Antonio died and his first son, Vincenzo, was born. His second son, Giacomo, was born in 1764.

In 1763 he worked in Murano, in the church of San Pietro Martire, finishing a Miracle of a Dominican Saint clearly influenced by Alessandro Magnasco in its quasi-expressionistic style.

Читайте также:  Портрет екатерины ii (1763 год), фёдор степанович рокотов

Francesco Guardi's most important later works include the Doge's Feasts, a series of twelve canvases celebrating the ceremonies held in 1763 for the election of Doge Alvise IV Mocenigo.

In his later years, Canaletto's influence on his art diminished, as shown by the Piazzetta in the Ca' d'Oro of Venice. In circa 1778, he painted the severe Holy Trinity Appearing to Sts.

Peter and Paul in the parish church of Roncegno.

In 1782 Guardi was commissioned by the Venetian government six canvases to celebrate the visit of the Russian Archdukes in the city, of which only two remain, and two others for that of Pope Pius VI. On September 12 of that year he was admitted to the Fine Art Academy of Venice.

A stronger attention to colours is present in late works such as the Concerto of 80 Orphans of 1782, now in Munich, in the Façade of Palace with Staircase in the Accademia Carrara of Bergamo.

Guardi died at Campiello de la Madona in Cannaregio (Venice) in 1793.

Mature style

View on the Cannaregio Canal, Venice, c. 1775-1780, National Gallery of Art

Among all the paintings attributed to either Francesco and his brother Gian Antonio Guardi, the most praised work is not a landscape, but instead the airy sfumato Story of Tobit painted for the organ loft in the small Chiesa dell'Angelo San Raffaele. To quote from the Web Gallery of Art:

Perspective, organized aerial space, the Palladian solidity of Tiepolo… are exchanged for a personal style of coloured handwriting – now brilliantly calligraphic, and now brilliantly cloudy.[1]

Guardi's painterly style is known as pittura di tocco (of touch) for its small dotting and spirited brush-strokes.

This looser style of painting had been used by Giovanni Piazzetta and Sebastiano Ricci, and recalls, in some religious themes, the sweetened sfumato of Barocci's Bolognese style.

In this he differs from the more linear and architecturally accurate style of Canaletto's painting. This style, a century later, would make Guardi's works highly prized by the French Impressionists.

Canaletto, as a vedutista, concentrated on glamorous urban architecture erected by the serene republic; on the other hand, in Guardi, the buildings often appear to be melting and sinking into a murky lagoon.[2][3] Canaletto's canvases often have intricate linear and brilliant details, and depict Venice in sunny daylight.

Guardi paints clouded skies above a city at dusk. These contrasts, however, simplify the facts, since Canaletto often painted the drab communal life and neighborhoods (creating in them some epic artistic qualities), while Guardi did not avoid sometimes painting the ceremonies of Ducal Venice.

[4] Ultimately, Guardi's paintings evoke the onset of the dissipation. The citizenry has shrunken to an impotent lilliputian crowd of «rubber-neckers», unable to rescue the crumbling Republic, as for example in the Fire in the Oil Depot in San Marcuola.

[5] It was fitting depiction of the rapidly declining empire, which had declined, in Napoleon's assessment, into a «drawing room of Europe» peopled with casinos, carnivals, and courtesans for hire.

Gallery

  • Departure of Tobias and Angel, Chiesa dell'Angelo San Raffaele (Venice)

  • View on the Grand Canal at San Geremia, Venice (1760-65)

Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Francesco_Guardi

Франческо Гварди — итальянский художник

Франческо Гварди — итальянский художник, видный представитель венецианской школы ведутистов. Родился в в 1712 г. в Венеции. Первые уроки живописи он получил у своего брата, талантливого художника Джованни Антонио Гварди, автора алтарных композиций «Мадонна с младенцем и святыми», «Смерть св. Иосифа» и др.

Художниками были его братья,его сестра Франческо Гварди, Мария Чечилия, была замужем за Джованни Баттиста Тьеполо. Франческо работал в мастерской старшего брата. . В начале творческого пути Франческо Гварди обращался главным образом к религиозной тематике. Он выполнил несколько алтарных композиций в традициях итальянской барочной живописи.

Среди них — «Святой в экстазе», «Оплакивание» и «Распятие».

Творчество Франческо Гварди – это романтически печальные образы Венеции.  Город под его кистью — пропитанное волнением и мудростью веков удивительное сооружение, обладающее притягательной силой древности. Изображая маленькие дворики, узкие улочки и площади города, Гварди придает реалистичным видам города лирическую интонацию, превращая ведуту в очаровательный поэтический пейзаж.

Работая над видами соборов или тихих двориков, над изображениями каналов или площадей, Гварди позволял себе что-то домыслить, что-то опустить, что-то изменить на холсте. И нельзя сказать, что от этого картины становились хуже. Наоборот, они приобретали еще большую привлекательность и, как никакие другие произведения, воссоздавали особенную атмосферу Венеции.

Франческо Гварди  применял технику рисунка пером, иногда окрашивая свои работы акварелью. Множество его рисунков выполнены с натуры, художник стремится к передаче мгновенности впечатления и движения, улавливая ритм бегущих по небу облаков, шелест волн, скольжение гондол и их зыбкое отражение в зеркальной глади каналов и лагун.

Умер Франческо Гварди в 1793 г. Его живопись, лишенная внешнего эффекта, не была по достоинству оценена современниками. И только в XIX в. его имя заняло соответствующее место в ряду великих художников. Глубоко лиричные пейзажи Гварди предвосхитили появление т. н. пейзажа настроения в искусстве Западной Европы 19 столетия.

Франческо Гварди — итальянский художник

Франческо Гварди — итальянский художник

Франческо Гварди — итальянский художник

Франческо Гварди — итальянский художник

Франческо Гварди — итальянский художник

Франческо Гварди — итальянский художник

Франческо Гварди — итальянский художник

Франческо Гварди — итальянский художник

Франческо Гварди — итальянский художник

Франческо Гварди — итальянский художник

Франческо Гварди — итальянский художник

Франческо Гварди — итальянский художник

Франческо Гварди — итальянский художник

Франческо Гварди — итальянский художник

Франческо Гварди — итальянский художник

Франческо Гварди — итальянский художник

Франческо Гварди — итальянский художник

Франческо Гварди — итальянский художник

Франческо Гварди — итальянский художник

Франческо Гварди — итальянский художник

Франческо Гварди — итальянский художник

Франческо Гварди — итальянский художник

Франческо Гварди — итальянский художник

Франческо Гварди — итальянский художник

Источник: http://design-kmv.ru/zhivopis-2/zarubezhnaya-zhivopis/franchesko-gvardi-italyanskij-xudozhnik.html

Какова биография Франческо Гварди?

Франческо Гварди (5 октября 1712, Венеция — 1 января 1793, там же) — итальянский живописец, представитель венецианской школы ведутистов.

Отпрыск живописца Доменико Гварди и младший брат известного художника Джованни Антонио Гварди (1699-1760), управляющего мастерской отца, Франческо всю жизнь провел в Венеции. Тут сначала 18 в. основалась родня Гварди и родились его сестра Мария Цецилия, вышедшая замуж в 1719 за Дж. Б.

Тьеполо, и его младший брат Никколо (1715-86), тоже сотрудничавший с братьями в мастерской. Отец Гварди был родом из селения Мастеллина в Валь ди Соле в области Трентино. С 1690 родня переехала в Вену, где поначалу он обучался в личной школе художника П. Штруделя.

Джованни Антонио управлял до 1760 большой мастерской и воспользовался авторитетом в художественных кругах, став в 1756 членом Академии.

Его мастерская делала огромные заказы — алтарные образы для церквей, полотна на исторические и мифологические сюжеты, портреты для личных заказчиков, картины с изображением цветов в манере венских живописцев. Понятно, что в мастерской Дж. А. Гварди производились копии с полотен Паоло Веронезе, Тициана, Тинторетто, А. Бассано, С.

Риччи, Д. Фетти, Ш. Маффеи, портретов современных французских живописцев. В 1730-45 гг. мастерская имела заказы от фельдмаршала Венецианской республики, управляющего ее фортификационными постройками, М. фон Шулентурга, участника войны с турками. Дж. А.

Гварди писал парадные портреты фельдмаршала, любителя венецианской живописи 16-17 веков.

Может быть, Франческо помогал старшему брату в выполнении пейзажа в картине «Семь скорбей Богоматери, четыре евангелистов» (Дрезден, Картинная Галерея); в 1740-1750-е гг.

— в написании сцен на сюжеты из древней истории, хранящихся в Осло, на вилле Богштадт («Муций Сцевало», «Триумф Аврелия», «Великодушие Сципиона», «Смерть Софонисты»), выражавших пользующиеся популярностью посреди столетия эталоны служения долгу и чести.

Большая часть итальянских исследователей считают работой обоих братьев — панно и две боковые створки для древесного парапета органа в венецианской церкви Св. Архангела Рафаила. На панно изображена сцена из неканонической «Книги Товита».

Читайте также:  Вид большого канала в венеции - у. тёрнер, 1835

При виде этих работ вспоминаются произведения Д. Фетти, С. Риччи, Дж. Б. Пьяцетты, Дж. Б. Тьеполо, наследников традиции венецианской живописи Возрождения, в русле которой развивалось и творчество обоих Гварди. Живопись створок органа как будто вторит его расчудесной музыке, и обе они звучат, как последние уходящие нотки неповторимого мира грез рококо.

1-ая самостоятельная подписная работа Франческо «Святой в экстазе» (Тренто, Городской музей) датируется 1739 г. Она считается свободной копией полотна Пьяцетты. Диагональную композицию последнего живописец повторяет, как будто в зеркальном изображении, передавая движение 2-ух больших фигур слева вправо в сжатом пространстве.

Другие, тоже подписные произведения Франческо — два вертикального формата панно с изображением аллегоричных фигур — Веры и Надежды (1747, Сарасота, Музей Ринглинг) существенно отличаются от предшествующей работы.

Аллегории написаны с большой конкретностью в традиции позднебарочной живописи и изображены на фоне правдиво переданного морского пейзажа с дюнами, лодкой, чинящими сети около нее вдалеке у моря рыбаками.

Вопрос о том, когда и почему Франческо Гварди, начинавший как мастер исторических композиций (figurista), однако, может быть, писавший пейзажи в заказах мастерской брата, вдруг обратился только к ведуте и каприччо, остается загадкой в творчестве братьев. Некие исследователи склонны считать, что это вышло еще в 1730-е гг., другими словами во время работы в мастерской Дж. А. Может быть, это вышло под воздействием прославленного соотечественника — Каналетто.

Энтузиазм к ведуте появился у Франческо в атмосфере Венеции, где высоко ценился этот вид живописи. Как профессиональный живописец он ощутил возможность быть более независящим в выборе тем (посреди 1750-х гг. — не было уже в живых М. Риччи, Л. Карлевариса, М. Мариески в Венеции, Г.

Ван Виттеля — в Риме; Баллотто пребывал с 1747 за границей, а Каналетто не достаточно работал, возвратившись из Великобритании в 1756). Для Франческо в пейзаже раскрывался путь свободной деятельности, в то время как в исторической живописи работали бессчетные последователи Дж. Б. Пьяцетты и Дж.

Б. Тьеполо.

1-ые пейзажные композиции были навеяны полотнами М. Риччи и М. Мариески.

Преждевременное полотно «Каприччо» (Веллингтон, Государственная Галерея) со скомпонованным воображением художника видом на перспективу залива с руинами древнего храма и средневекового замка вдалеке на берегу справа, фигурами рыбаков на первом плане — не уступает наилучшим каприччо Парко Риччи в узкой передаче настроения и декоративном мастерстве. Подобно Риччи, Гварди писал и сцены бурь на море («Буря», Милан, Кастелло Сфорцеско). Передача световоздушной атмосферы, как в наилучших работах Риччи, кажется приближенной к наблюдению природного состояния природы.

В ранешних ведутах Франческо обращается к изображению ансамблей пьяцца Сан Марко и Пьяцетты, которые обожал писать и Каналетто («Пьяцца Сан Марко», Лондон, Нац. Галерея; «Ведута Пьяцетты», Венеция, Ка д’Оро). Место в их довольно точно делится на светлую и черную зоны, фигуры людей написаны колоритными громкими красками, морской пейзаж вдалеке приносит больше естественности и свежести.

Оба эти пейзажа предшествовали серии из 12 полотен Ф. Гварди с изображением празднеств в честь избрания дожем в 1763 Альвизе IV Мочениго (большая часть из их хранится в Лувре).

Хотя полотна серии были сделаны по работам Каналетто, Гварди привнес в их много фантазии, абсолютно другими средствами передал связь фигур и места.

Полотна не просто документально передают отрадную атмосферу городских праздничков (в дни приема дожем послов в Зале коллегий Замка дожей, отплытия и возвращения дожа на «Буцентавре» из церкви Сан Николо на полуострове Лидо, процессии «andate» на пьяцца Сан Марко, коронации дожа на лестнице Гигантов, пребывания дожа в церквях Санта Мария делла Салюте и Санто Дзаккария), сцены получают определенную чувственную трактовку, благодаря умению Гварди более гибкими колористическими средствами передать не только лишь их театральную мажорную красочность, а личный временной ритм.

Серия пейзажей, исполненных по гравюрам Брустолона, датируется точно, что не относится к следующим работам художника — его ведутам и каприччи зрелого периода. Талант Ф. Гварди в большей степени открылся в произведениях 1770-90-х гг.

Он писал в эти два десятилетия ведуты парадного, документального нрава и поболее камерные виды, каприччи. Любимым сюжетом его ведут становится изображение, как у Каналетто, церкви Санта Мария Салюте и острова Сан Джорджо Маджоре, который он тоже писал от Пьяцетты.

Чуток модифицированная точка зрения и передача новых аспектов освещения превращала эти полотна в некоторую музыкальную тему с вариантами.

Место в пейзажах раскрыто в глубину, прозрачный гладкий широкий мазок присваивает мягкость тональным градациям, чутко изменяющимся в согласовании с нравом освещения.

Образ Венеции запечатлен и в рисунках Гварди. Исполненные в смешанной технике пера и кисти тушью, бистром либо карими чернилами, картинки Гварди передают тончайшие аспекты изменчивой световоздушной среды Лагуны. Они высоко ценились собирателями еще при жизни художника.

Поэтичны и поздние каприччи Гварди 1770-80-х («Каприччо с Пульчинеллами», Бергамо, Каррарская Академия; «Вид в Венеции», Москва, ГМИИ им. А. С.

Пушкина), Кажется, что в их запечатлены известные и тогда же являющиеся плодом фантазии художника уголки Венеции — мелкие площади с церквами либо с умопомрачительными постройками, дворики, узенькие улочки, вид на которые раскрывается через старенькые арки.

Посреди зданий изображены не только лишь фигуры городских жителей, да и пульчинелл, участвующих во всем происходящем на улицах. Персонажи-маски соседствуют со всем происходящим на улицах города. Эти поэтичные «скерци ди фантазия» являются законченными произведениями, однако невольно вызывают сопоставление с этюдом по артистизму и легкой красочной грации выполнения.

В 1780-е гг. Гварди работал с отпрыском Доменико над украшением венецианского театра Манин, нареченного в честь последнего дожа Республики Св. Марка. В 1784 живописец стал членом Академии, удостоившись этого звания только в 72 года. В 1782 П.

Эдвардсом, английским представителем в Венеции, ему была заказана серия картин, посвященных праздничным событиям в жизни Венеции — приезду в 1782 наследника российского престола цесаревича Павла с женой под именованием графов Северных («Концерт», Мюнхен, Древняя Пинакотека; «Вечер в театре Сан Бенедетто», Париж, частн. собр.

) и посещению Венеции Отцом Пием VI («Благословление Пием венецианцев», «Понтифик в церкви Санти Джованни Паоло», обе — Лондон, Эптон-Хаус).

Особенное место в творчестве Ф.

Гварди занимают поздние работы — «Серая Лагуна» (Милан, Галерея Польди-Пеццоли), «Пейзаж с воздушным шаром» (1784, Берлин, Государственная Галерея), «Рио деи Мендиканти» (Бергамо, Каррарская Академия), «Дворик виллы» (там же), «Пожар в квартале Сан Маркуола» (Венеция, Галереи Академии; реплика — Музей Коррер). Они стали высшими достижениями не только лишь в творчестве самого художника, да и всей европейской пейзажной живописи 18 столетия.

Полотно «Серая Лагуна» завершало эту серию поздних работ. Серебристо-серое прозрачное аква зеркало Лагуны оживлено только розовеющими в лучах солнца у самого горизонта еле виднеющимися постройками города. Большущее место воды и светлого неба пробуждает чувство необыкновенного простора. Дальнее и близкое передано с умопомрачительной красочной свободой средствами тонального колорита.

Это полотно, как и «Рио деи Мендиканти», как «Пейзаж с воздушным шаром» рождает элегическое настроение, ассоциирующееся уже в восприятии 19 столетия с ностальгией по последним годам уходящего века и виду Венеции, все более превращающейся в мечту, несбыточную грезу.

В поздних пейзажах Гварди воплотился синтез правды (vero) и естественности чувства (naturalezza di senso), о которых писали его современники, искавшие эти свойства и в современном им искусстве.

К схожей передаче натуры будут стремиться и пленэристы 19 столетия, для которых искусство венецианского художника станет одним из высших образцов пейзажной живописи Венеции.

Значение

Оценённый по достоинству только в эру импрессионизма, Гварди длительно находился в тени именитых мастеров венецианской ведуты Антонио Каналя, прозванного Каналетто, и его племянника Бернардо Беллотто, также носившего это прозвище. Но Гварди был художником, писавшим не только лишь городские виды, да и фигурные станковые картины, где им было изготовлено много ценного. Считается одним из последних представителей традиционной венецианской школы живописи.

Первоисточники:

  • piplz.ru — биография Франческо Гварди;
  • ru.wikipedia.org — Франческо Гварди, биография, галерея;
  • krugosvet.ru — о Франческо Гварди.
  • Источник: https://kakskolko.ru/kakova-biografiya-franchesko-gvardi/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector