Галерея картин Теодор Руссо, биография
Теодор Руссо — один из наиболее видных представителей так называемой барбизонской школы во французской живописи. Барбизонцами называли группу художников, преимущественно пейзажистов, работавших в окрестностях деревни Барбизон неподалеку от Парижа.
Скромная деревушка и виды ее окрестностей стали постоянной темой творчества живописцев, стремившихся внести в искусство простые и безыскусные мотивы. Однако география пейзажа барбизонцев не ограничивалась прилегающими холмами и лесами. В частности. Теодор Руссо объехал большую часть Франции, побывал в далеких и диких ее уголках, ставя своей целью создание национального пейзажа.
«Дерево, которое шумит, и вереск, который растет, — писал Руссо, — для меня великая история, которая не меняется; если я буду говорить их языком, я буду говорить на языке всех времен».
В противопоставлении вечной и неизменной жизни природы — меняющейся человеческой истории, в общей консервативной социальной позиции Руссо как художника и как человека нельзя не видеть реакции на бурную политическую жизнь Франции конца XVIII — первой трети XIX века.
Если для одних художников участие в политике, отражение актуальных проблем действительности и социальных контрастов становилось стержнем их деятельности, то для других идеализация сельской жизни и тишины была следствием разочарования в плодах, которые принесли буржуазные революции.
В мечтах Руссо о лучшем будущем сквозят утопизм и негативное отношение к тому, что несет с собой прогресс: «Если бы я был королем, я творил бы жизнь, я внес бы поэзию в жизнь нации, я поднял бы низшие классы, отупевшие и изуродованные нищетой, и, восстановив красоту человека, я вернул бы ему естественное его окружение — пейзаж и небо».
Теодор Руссо — горожанин, уроженец Парижа, его отец был портным. Дикая, естественная природа, которую он впервые увидел в гористой местности Франш-Конте, породила в нем желание стать художником. Впрочем, у него был пример и в семье — среди родных матери были живописцы и скульпторы.
Вернувшись в Париж, Руссо пишет этюды в окрестностях города, копирует Клода Лоррена в Лувре. У него были учителя, но не настолько значительные, чтобы оказать влияние на сложение его творчества. Руссо много путешествует, изучая природу своей страны.
По воспоминаниям друзей, он был неутомимым ходоком, довольствовался самой скудной пищей, проходил в одиночестве многие километры.
Одной из ранних известных работ художника является написанная в начале 1830-х годов небольшая картина, хранящаяся в ленинградском Эрмитаже, — «Рынок в Нормандии».
Здесь изображена улочка небольшого городка, оживленная рыночной торговлей.
Художника интересуют все подробности городской жизни — в распахнутом окне на втором этаже дома он замечает женщину, он вглядывается в темноту в глубине распахнутой двери, в толпу покупателей и торговцев, изображенную на заднем плане.
В дальнейшем Руссо отходит от такого типа «населенного» пейзажа, его привлекают не виды домов и улиц, а только природа, присутствие человека в которой эпизодично и незначительно.
Характерные черты того типа пейзажа, который стал развиваться в творчестве Руссо, представлены в картине «Вид в окрестностях Гранвиля» (1833, Государственный Эрмитаж, Ленинград).
Изображенный здесь ландшафт Нормандии, который художник основательно изучил за время своих поездок по этому краю, не поражает зрителя чем-то необычным. Скорее будничность, непритязательность мотива привлекла в нем художника.
Руссо изображает серый пасмурный день, невзрачные крестьянские постройки, дорожку, идущую вдоль склона холма. Тем не менее именно в этой повседневной жизни природы, растворяющей в себе и следы деятельности человека, Руссо усматривает значительность и величие.
Он не стремится поразить зрителя ярким декоративным эффектом, а постепенно вводит его в картину, заставляя присматриваться к отдельным деталям и постепенно погружаться в неторопливое созерцание представленного вида.
Желание показать мощь и красоту природы побуждает Теодора Руссо искать мотивы, которые сами по себе обладали бы этими качествами. Поэтому он работает в отрогах гор Юры, пишет грозу, сверкание ледников, причудливо изогнутые деревья в горах. Критик Торе говорил, что Руссо «разделяет все страсти природы… трепещет с бурей, сияет вместе с солнцем».
Но особенно Руссо любил писать дубы. Иногда он писал лес, естественные своды аллеи и чащи, но очень часто художник как бы портретировал группы деревьев.
Он тщательно и добросовестно копировал с натуры буквально каждую веточку, каждое пятнышко ковы дерева а вместе с тем создавал эпически цельный образ богатырски мощного дерева.
Люди, животные по контрасту с толстыми стволами а раскидистыми кронами дубов выглядят маленькими, их жизнь непродолжительна по сравнению с веком нестареющих великанов.
Подыскивая подходящая мотив для картины, Руссо часто подолгу бродил по лесу, не делая никаких зарисовок. Найдя подходящий мотив, он делал рисунок с натуры и по нему писал картину.
Художник был очень требователен к себе. Сначала он делал рисунок на холсте углем или бистром (особой жидкой краской, приготовлявшейся из сажи), затем прописывал картину монохромно, уделяя основное внимание распределению света и тени, и затем, наконец, вводил цвет, причем иногда несколько раз менял колорит, работая над одной и той же картиной.
Это обусловило плохую сохранность многих пейзажей Руссо, g которые сильно потемнели от времени.
Художник изображал не только сами деревья, но и атмосферу, которая их окружает, стремясь объединить в своей живописи предмет и пространство.
Огромным завоеванием Руссо является его вклад в развитие реалистического изображения природы.
Стремление его к максимальной правдивости, к служению натуре своим искусством связано с тем, что Руссо видел в природе этическую красоту и утверждал ценность ее изображения для искусства.
Пейзаж Руссо и барбизонцев перекликается с творчеством голландских художников XVII века; любимым художником Руссо был Ян ван Гойен. Интересно и то, что Руссо был одним из первых во Франции поклонников японского искусства. Искусство Руссо, казалось бы, ограниченное узким кругом пейзажных мотивов, многими нитями связано со всей художественной культурой его времени.
Руссо и барбизонцы окончательно освободили пейзажное видение от прежних условностей. Природа у них — среда обитания человека: крестьянина, пахаря, пастуха.
Они не стремятся облагородить ее, вводя какие-либо мифологические мотивы. Они видят прекрасное в природе как таковой. В живописи барбизонской школы присутствовал и познавательный элемент.
Барбизонцы аналитически изучали раскрывающийся перед ними пейзаж, прокладывая дорогу импрессионистам.
Само по себе их восприятие природы, сугубо индивидуальное, предполагающее пребывание с ней с глазу на глаз, показывает определенный этап роста личностного сознания в искусстве.
Пейзаж Пуссена или Лоррена апеллировал ко многим сразу, как трагедия апеллирует к зрительному залу. Пейзажи Руссо или других барбизонцев требуют камерного сопереживания зрителя. Пейзаж, обычно небольшой по размерам.
как бы приглашает зрителя к мысленному путешествию по картине: войти под сень этих дубов, побродить между стволов, посмотреться в зеркало пруда.
Барбизонский пейзаж создавался в тот период, когда литература з романе уже давала проникновенное описание переживаний героев. Раскрытое внутреннего мира во внешний происходило именно благодаря пейзажу, в природе находили аналоги движениям человеческой душа. Поэтому благородство и величие.
суровая сдержанность и незыблемое спокойствие прекрасных дубов в картинах Руссо могут восприниматься и как духовное самовыражение художника.
Личность растет в познании окружающего мира, в умении передать в искусстве его полноту и совершенство — в этом убеждает история французского пейзажа XIX века, яркой страницей которой было творчество Теодора Руссо.
Статья К. БОГЕМСКОй в Художественном календаре 1987 года.
На заметку: Если вы потеряли документы о среднем образовании, то быстрым выходом из создавшегося положения будет купить диплом о среднем образовании.
Картины Руссо
Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/533-russo-barbizon.html
Лес Фонтенбло — Путеводитель по Парижу
Лес Фонтенбло (Forêt de Fontainebleau) – известная всему миру природная сказка Франции, окутанная таинственными легендами и королевским флером.
Невиданное сочетание деревьев чащи и ее ароматы, скалы и гроты, причудливые валуны и массивные блоки чистейшего песчаника издавна пленяли сердца монархов, вдохновляли выдающихся писателей и представителей различных школ живописи – классиков, реалистов, импрессионистов. Находится чудесный массив Фонтенбло […]
Лес Фонтенбло (Forêt de Fontainebleau) – известная всему миру природная сказка Франции, окутанная таинственными легендами и королевским флером.
Невиданное сочетание деревьев чащи и ее ароматы, скалы и гроты, причудливые валуны и массивные блоки чистейшего песчаника издавна пленяли сердца монархов, вдохновляли выдающихся писателей и представителей различных школ живописи – классиков, реалистов, импрессионистов.
Находится чудесный массив Фонтенбло в регионе Иль-де-Франс (Île-de-France) на удалении 50 км к югу от Парижа, рядом с одноименными городком и королевским замком. В лесу расположена деревня Барбизон, благодаря которой он получил свое неофициальное название – Барбизонский.
Зеленая зона занимает площадь 250 км2 и представляет собой территорию с уникальным рельефом, покрытую густыми зарослями деревьев. В Фонтенбло господствуют дубы, европейские буки и сосны, но встречаются также каштаны, робинии, березы, ели, кедры. Всего Барбизонский лес насчитывает 5,6 тыс. видов растений, из которых 1,3 тыс.
видов составляют цветы, и 3 тыс. видов грибов. В природной французской сказке живет около 6,5 тыс. видов животных, включая 260 видов птиц и 57 видов млекопитающих.
Здесь отлично себя чувствуют олени, кабаны, зайцы, волки, белки, кролики, барсуки, козы, лоси… Некоторые представители флоры и насекомые, характерные для Барбизонского леса, в других регионах Западной Европы не встречаются.
Уникальность ландшафта Фонтенбло связана с тем, что много миллионов лет назад территория леса была затоплена морем. Когда вода отступила, остался слой морских отложений, преимущественно кристальной чистоты песка, используемого впоследствии венецианскими стеклодувами.
Со временем из наносов образовались скальные формы, которые под воздействием дождя и ветра принимали замысловатые очертания. Вычурные песчаные глыбы и валуны, перемещенные в чащу ледниками, придают лесу экзотическое очарование, делают его неповторимым и сказочным.
Открыл и оценил сказку король Филипп I в 1067 г. Он приобрел герцогство Гатине, что позволило владеть лесом. С тех пор массив Фонтенбло стал постоянным местом королевской охоты. Вначале на территории угодий был построен небольшой особняк, который в 1137 г. Людовик VII объявил своей загородной резиденцией.
В XVI веке Франциск I, отличавшийся фанатичным пристрастием к охоте, велел снести дом и возвести на его месте дворец.
Благодаря архитектору Жилю ле Бретону, а также специально приглашенным из Италии мастерам Бенвенуто Челлини и Франческо Приматиччо французская корона получила великолепные палаты, выполненные в стиле ренессанс.
Все жившие во дворце Фонтенбло монархи непрестанно заботились о лесе. Существующая до сих пор круговая дорога была проложена по приказу Генриха IV, Людовик XIV провел перепись всех зеленых насаждений и увеличил число кустарников, в XVIII веке высаживались целые плантации дубов, а при Наполеоне появились ряды стройных корабельных сосен.
Внимание к зеленому чуду Франции проявляли и представители богемы, вдохновляемые красотой природы. Деревня Барбизон с 1825 г. и на протяжении пятидесяти лет была центром нового направления живописи, основанного Теодором Руссо и Жаном Милле.
Главной задачей своего творчества художники барбизонской школы считали создание реалистического пейзажа. В 1863 г. они добились учреждения первого в мире художественного заповедника, охватывающего 15 км2 Фонтенбло. Писатель Виктор Гюго был членом образованного в 1872 г.
Художественного комитета по защите Барбизонского леса.
В XX столетии заботу о зеленой сокровищнице Фонтенбло взяло на себя государство, и биологические заповедники пришли на смену художественным вариантам. Сегодня природная сказка Франции находится в ведении Национального департамента лесов.
Лес Фонтенбло (Forêt de Fontainebleau)
Forêt Domaniale de Fontainebleau France
Как я экономлю на отелях?
Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.
Отели со скидкой здесь
Источник: https://parisgid.ru/foret-de-fontainebleau/
Барбизонская школа
Барбизон, маленькая деревушка на окраине Фонтенбло, загородной королевской резиденции близ Парижа, ничем особенным не примечателен. Вряд ли кому-нибудь из французских художников XVII или XVIII столетия пришло бы в голову писать незамысловатые пейзажи этих мест. Однако именно в Барбизоне в 30—60-х гг. XIX в.
предпочитала работать группа живописцев, получившая название барбизонской школы. Изображение обыкновенной природы, лишённой драматических эффектов, стало своеобразным манифестом этих художников, для которых жёсткие, консервативные и далёкие от жизни требования академии были неприемлемы и мешали творческому развитию.
Пьер Руссо. Вид в окрестностях Гранвиля. 1833 (Государственный Эрмитаж, СПб.)
В Салоне 1833 г. «Вид в окрестностях Гранвиля», написанный в том же году Пьером Этьеном Теодором Руссо (1812—1867), выглядел словно окно в живую природу. (С годами картина сильно потемнела, поэтому сейчас трудно представить её первоначальный колорит.
) Через два года Руссо пытался показать в Салоне пейзаж, созданный в Юрских горах Швейцарии. Вместо величественных горных вершин он изобразил стадо коров, медленно бредущее между осенними деревьями («Спуск коров с высокогорных пастбищ Юры», 1835 г.).
Жюри Салона посчитало себя оскорблённым столь простым сюжетом, и картина была отвергнута. Однако мнение Салона оспаривали некоторые критики и художники, а один из них, живописец Ари Шеффер (1795—1858), купил пейзаж и выставил его в своей мастерской.
Салон счёл поведение Руссо вызывающим и в течение тринадцати лет не принимал его работ.
Нарсис де ла Пенья. Приближение грозы. 1871 (Государственный музей изобразительных искусств, Москва)
После провала в Салоне Руссо приобрёл немало друзей, среди которых были художники-пейзажисты Жюль Дюпре (1811 — 1889) и Нарсис Виржиль Диаз де ла Пенья (1808— 1876). Это знакомство положило начало барбизонской школе.
Февральская революция 1848 г., свергшая монархию и установившая республиканский строй, всколыхнула всю страну и изменила художественную жизнь Парижа. Жюри Салона было упразднено, и его двери открылись для всех желающих.
В 1849 г. Руссо выставил в Салоне картину «Аллея в лесу Л'Иль-Адам» (1846—1849 гг.), изображающую весенний лес. Художник как будто увлекает зрителя в чащу передний план затемнён, второй залит солнцем и манит взгляд. Поверхность картины покрыта мелкими мазками красок разнообразных оттенков, которые словно лепят стволы и листву деревьев, зелень травы.
Пьер Руссо. Выход из леса Фонтенбло со стороны Броль. Заходящее солнце (1848—1850 гг.)
В 1848 г. Руссо поселился в Барбизоне, где создал немало пейзажей. На картине «Выход из леса Фонтенбло со стороны Броль. Заходящее солнце» (1848—1850 гг.
) огромные деревья образуют тёмное овальное обрамление, сквозь которое виден светлый второй план — в водах болота отражается растительность и бродят коровы. По мнению художника, здесь ему удалось передать ощущение, что деревья погружены в тихую беседу.
На Всемирной выставке 1855 г. Руссо за эту картину получил золотую медаль, что означало признание и творческую победу.
В последние годы жизни художник занялся поиском простых сюжетов и нового стиля, более понятного зрителю, но его живопись стала слишком натуралистичной и скучной. Тем не менее Руссо был первым среди современников, кто перестал радовать академическим правилам и развивал реалистическое направление в пейзаже.
Жюль Дюпре, как и Руссо, начал выставлять работы в 30-х гг. В то время художник посетил Англию и познакомился с творчеством Джона Констебла. Впечатления от его живописи он пронёс через всю жизнь.
Пейзажи Дюпре заметили в одном из парижских художественных журналов и часто печатали с них гравюры. Это позволило мастеру постоянно показывать свои картины публике. В 40-х гг.
Дюпре находился в центре художественной жизни Парижа, в его доме собирались отвергнутые Салоном мастера.
Жюль Дюпре. Большой дуб (1844—1855 гг.)
Почти одиннадцать лет проработал мастер над полотном «Большой дуб» (1844—1855 гг.).
На этой картине, отразившей своеобразную творческую программу художника, показан простой сельский вид с пастухом и коровами, идущими на водопой. Над ними возвышается громада старого дуба.
Всё в мире связано -люди, животные, растения, вода и небо. Более того, природа, по мнению Дюпре, важнее и значительнее человека.
В Салоне 1852 г. Дюпре представил «Пейзаж с коровами» (1850 г.) — простой по композиции и эмоциональный по настроению. В дальнейшем художник перестал выставляться, но навсегда сохранил верность реалистическому пейзажу. В последние годы жизни он писал только этюды с натуры.
В 50-х гг. Барбизон стал местом постоянной работы французских художников-пейзажистов. Реалистический пейзаж приобрёл в то время новых поклонников и мастеров.
Шарль Добиньи. Запруда в долине Оптево. 1859 г. Лувр, Париж.
С барбизонцами тесно связан Шарль Франсуа Добиньи (1817—1878), изображавший простую, незатейливую природу и крестьян. Пейзаж «Запруда в долине Оптево» (1855 г.) был показан на Всемирной выставке в Париже, и его высоко оценила критика.
Мастер увлекался видами рек и озёр; путешествуя по реке Уазе, он писал пейзажи прямо в лодке. Тонкие цветовые переходы в воде и небе, отражения деревьев и облаков, влажность воздуха Добиньи отразил в «Берегах реки Уазы» (в 50-х гг.
он написал несколько вариантов этой картины).
Шарль Добиньи. Берега реки Уазы. Конец 50-х гг. XIX в. (Государственный Эрмитаж, СПб.)
Живописцы барбизонской школы оказали заметное влияние на развитие реалистического искусства во Франции. Их пейзажи научили публику воспринимать живые впечатления от природы. Отныне к пейзажу перестали относиться как к второстепенному и незначительному жанру.
Источник: http://lavochek.net/paints.php/barbizonskaya-shkola
Теодор Руссо (1812 — 1867)
24.08.2008
Публикации
Искусство Франции XIX века поражает расцветом пейзажа. Многие наиболее одаренные мастера были пейзажистами. Невольно возникает вопрос — почему изображение природы заняло в эту эпоху такое важное место в художественной жизни Франции? Думается, что на него нет исчерпывающего ответа.
Можно предположить, что, разуверившись в социальных иллюзиях и теориях, потрясенный жестокостью гражданских войн и революций, которые так и не смогли научить человеческое общество жить по законам добра и справедливости, человек обратился к природе как к воплощению некой высшей истины, источнику вечных нравственных ценностей.
Теодор Руссо полагал, что «искусство придет из маленького, неизвестного уголка, где человек проникает в тайны природы и благотворные уроки, извлекаемые им оттуда, будут столь же благотворны и для всего человечества».
Художник некоторое время учился в Школе изящных искусств у Ремона, но, не удовлетворенный этими уроками, много времени проводил в Лувре, копируя Лоррена и пейзажистов Голландии, из современников внимательно присматривается к достижениям англичан — Констебла, Тёрнера.
Руссо не влекут красоты дальних земель, он хочет стать художником своей страны, с восемнадцати лет он странствует по Франции, забираясь порой в самые отдаленные, глухие уголки. В 1830 году он — в Оверни, природа которой вдохновила художника на ряд пейзажей в духе романтизма. В Салоне 1831 года состоялся его дебют — у него приняли «Пейзаж Оверни» (Роттердам, Фонд Виллема ван де Ворма).
Рынок в Нормандии. Ок. 1832
Затем следуют поездки в Нормандию (1831, 1832). Молодой живописец открывает светоносность неба, простирающегося над морем, поэзию провинциальных городков, своеобразие уклада жизни, особенности местной архитектуры («Вид в окрестностях Гранвиля», 1833; «Рынок в Нормандии», ок.
1832, обе — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). С любовным вниманием Руссо пишет массивные старые дома, которые патина времени окрасила в благородные оттенки серо-голубого, розоватого, серебристо-коричневого тонов.
Перед нами предстает образ старой Франции, с подлинным вдохновением воссозданный мастером.
Горные склоны Юры поразили художника своей мощной, первозданной красотой. Став свидетелем бури в горах, Руссо воскликнул: «Да здравствует Бог, да здравствует великий художник!» («Гроза над Мон-Бианом», 1834, Копенгаген, Королевский музей искусств).
Там же написан «Спуск стада с пастбищ Юры» (ок. 1835, Гаага, Музей Месдаг). Картина была отвергнута жюри Салона, которое сочло ее колорит слишком резким, а композицию — неудачной. Это решение вызвало всеобщее возмущение, и художник А. Шеффер устроил общественный просмотр полотна в своей мастерской.
Непритязательность и простота изображаемых художником пейзажей, их искренность и реализм привели к тому, что с 1835 года работы Руссо в течение тринадцати лет не принимались в Салон.
Вид в окрестностях Гранвиля. 1833
Руссо придавал большое значение композиции в создании образа природы: «…композиция существует с момента, когда предметы начинают изображаться не только ради них самих, но для того, чтобы их облик передал отзвуки того волнения, которое они вызвали в нашей душе».
Пейзажи мастера становятся все значительнее и глубже, его цель — не просто передать отдельный уголок природы, а дать почувствовать в нем ощущение «всеобъемлющей жизни» (Руссо).
В Вандее (1837) Руссо увлеченно пишет скалистые утесы, шумные реки, старинные парки («Аллея каштанов», 1837, Париж, Музей Орсэ). 1848 год был переломным в жизни художника. После пережитой душевной драмы он покидает Париж и поселяется в деревне Барбизон, близ Фонтенбло.
Вид в Барбизоне. Конец 1840-х
Природа, участливая дружба художника Милле помогли Руссо с новыми силами взяться за работу. В Барбизоне были созданы многие шедевры мастера. Он пишет бескрайние равнины, озера, в водах которых отражается высокое светлое небо («Весна», ок. 1850, Париж, Музей Орсэ).
Особенностью Руссо было чувство ритма, пронизывающее его композиции и придающее им особую музыкальную ясность.
Это ритмы самой природы, уловленные им в движении облаков, угаданные в порывах ветра, в силуэтах огромных прекрасных деревьев.
Это придавало изображению обычной местности ощущение эпичности, призывая зрителя почувствовать в пейзаже лесной чащи, светлого озера, могучего дуба отблеск величия мироздания («Дубы», 1852, Париж, Музей Орсэ).
В лесу Фонтенбло
Руссо с родственным вниманием относится ко всему живому, особенно к деревьям. Для него это прекрасные, благородные живые существа: «Если еще можно оспаривать, что деревья думают, то уж во всяком случае они заставляют думать нас..
, они возвышают наши мысли… Мы обязаны платить им… не холодным стилем, но благородным и бережным воспроизведением их существа… Сделаем так, чтобы в наших произведениях первой нашей мыслью было ощущение жизни.., чтобы дерево росло».
В пейзажах Руссо появляется все больше света, «ибо свет, претворенный в произведении искусства, — это всеобъемлющая жизнь, это весь мир… Без света нет и творения, все — хаос, мертво, однообразно», — говорил мастер.
Особенно его волнуют вечера с их печалью уходящего дня, закаты, преображающие облик мира своим необыкновенным освещением, то багряным, то золотисто-розовым, каждый раз неповторимым («Опушка леса в Фонтенбло со стороны Броль.
Заходящее солнце», 1848—1850, Париж, Музей Орсэ; «Вечер. Кюре», 1850—1855, Толедо, США, Музей искусств).
Вскоре в Барбизоне вокруг Руссо поселяется несколько талантливых художников-пейзажистов — Дюпре, Диас де ла Пенья, Добиньи, которых стали называть мастерами барбизонской школы.
Вместе с Руссо они открыли миру пейзаж сельской Франции, величие ее спокойных рек, мягкое сияние небес, красоту простой, обжитой человеком и благожелательной к нему природы.
Успех и признание пришли к Руссо после Всемирной выставки 1855 года, его творчество получило мировую известность.
Пейзаж с пахарем
В работах Руссо явственно проявляется мощная духовная сила художника, его нравственная высота. Для него было важно не просто написать привлекший его внимание пейзаж, а вложить в свое произведение высокие мысли, которые бы тронули душу человека.
«Если бы я был королем… я бы внес поэзию в жизнь нации, я поднял бы обездоленные классы, отупевшие, изуродованные нищетой, и, восстановив красоту человека, я вернул бы ему естественное окружение — пейзаж и небо», — мечтал Руссо.
Вероника Стародубова
Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=630
Руссо ТеодорКартины и биография
Руссо Теодор (Rousseau Theodore) (1812–1867), французский живописец и график, ведущий мастер барбизонской школы. Теодор Руссо родился 15 апреля 1812 года в Париже. Как художник формировался в основном самостоятельно. Испытал влияние Якоба ван Рейсдала, Джона Констебла, Жана Мишеля.
Рынок в Нормандии, 1830–е
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Утро в лесу Фонтенбло, 1850–е
Музей Лувр, Париж
Уже в ранних картинах («Вид в окрестностях Гранвиля» 1833 год, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и особенно в произведениях зрелой поры, исполненных художником в Барбизоне (где жил с конца 1830–х годов) и во время частых поездок по Франции, Теодор Руссо стремился стать, по его собственным словам, «художником своей страны». Художник раскрывал в глубоко демократических образах особенности национальных ландшафтов (преимущественно сельских и диких). Произведения Теодора Руссо обычно отмечены гармонической уравновешенностью композиционных решений (что связано с манерой мастера замыкать средний план, акцентируя центр композиции).
Используя сдержанную тональную гамму и стремясь к убедительному воплощению материальности предметов, Руссо тонко передавал различные состояния природы, световоздушной среды и во многом способствовал развитию принципов живописи пленэра («Рынок в Нормандии», около 1832, Эрмитаж; «Аллея каштанов», 1837, «Болото в Ландах», 1852, «Дубы», 1852, все – в Лувре, Париж; «Вид в Барбизоне», Музей изобразительных искусств, Москва). Известен также как рисовальщик и офортист. Придавая композиции уравновешенность и монументальность, Руссо тонко воплощал материальность предметного и природного мира.
Сто лет назад спокойные, в тяжелых рамах, полотна с изображением могучих дубов вокруг деревни Барбизон в лесу Фонтенбло были для большинства людей в Америке и Англии картинами новыми и воистину престижными для их владельцев с точки зрения вложения капитала. Наши прапрадеды не ошибались.
Эти достойные и великолепные полотна, написанные в середине XIX столетия, давали уверенность, поднимали настроение.
В 1860–е годы они были благожелательно встречены публикой, и это убедило работавших в окрестностях Парижа молодых художников в том, что пристально наблюдаемый, натуралистический пейзаж, восходящий к таким авторитетам двухсотлетней давности, как Рейсдал и Хоббема, остается жизнеспособной формой в искусстве их собственного времени.
Картина Теодора Руссо «Утро в лесу Фонтенбло». Неприхотливый лесной вид написан мерцающими жемчужными красками. Вписанный в арку из деревьев, охватывающую пространство картины, пейзаж поражает свежестью и интимностью образа. Фигуры коров в дымке утреннего тумана отбрасывают смутные отражения на серебристую поверхность лужицы, из которой пьют воду.
Руссо с большой тонкостью изображает пропитанный сыростью лес и бледный изменчивый свет зари. Вдохновляясь работами Якоба ван Рейсдаля и других голландских пейзажистов XVII века, а также англичанина Джона Констебла, Руссо стремился создать во Франции более свободный, неакадемический стиль пейзажной живописи.
В 1830–е голы Руссо поселился в деревне Барбизон в лесу Фонтенбло и начал писать виды окрестностей с большим реализмом и непредвзятостью, Руссо явился одним из основателей Барбизонской школы, которая ставила своей целью изображение сельских пейзажей и жизни крестьян в окрестностях Барбизона в неприкрашенной, правдивой манере.
Умер Теодор Руссо 22 декабря 1867 года в Барбизоне, департамент Сена и Марна.
Источник: http://smallbay.ru/artfrance/rousseau_theodore.html
Теодор Руссо Дубы
Пейзаж получился очень красочным и эмоциональным. Затем следуют поездки в Нормандию (1831, 1832).
Заход солнца» — одна из самых эмоциональных и живых работ зрелого художника. 1848 год был переломным в жизни художника.
Художник пытался передать освещение разного времени суток и разных погодных условий. Буржуазно-демократическая революция 1848 года серьезно изменила культурную жизнь страны. Величественное зрелище предстает на картине «Спуск коров с высокогорных пастбищ Юры» (Музей Месдаг, Гаага): большое стадо коров спускается в долину, удаляясь от идущего со стороны ледников холодного дыхания осени.
- Дубы в лесу Фонтенбло, Теодор Руссо, 1855
- Описание картины «Дубы в Апремоне»
- Галина Дятлева – Мастера пейзажа
- Теодор Руссо «Дубы в лесу Фонтенбло» (1855)
Используя сдержанную тональную гамму и стремясь к убедительному воплощению материальности предметов, Руссо тонко передавал различные состояния природы, световоздушной среды и во многом способствовал развитию принципов живописи пленэра («Рынок в Нормандии», около 1832, Эрмитаж «Аллея каштанов», 1837, «Болото в Ландах», 1852, «Дубы», 1852, все – в Лувре, Париж «Вид в Барбизоне», Музей изобразительных искусств, Москва). Природа Барбизона произвела на него такое большое впечатление, что Руссо стал приезжать туда каждый год, а с 1848 г. окончательно переселился туда со своей женой.
Многие наиболее одаренные мастера были пейзажистами.
Вот таким образом благородство и величие, суровая сдержанность и незыблемое спокойствие прекрасных дубов в картинах Руссо могут восприниматься и как духовное самовыражение художника. Руссо много путешествует изучая природу своей страны. Картина Теодора Руссо Утро в лесу Фонтенбло.
Можно предположить, что, разуверившись в социальных иллюзиях и теориях, потрясенный жестокостью гражданских войн и революций, которые так и не смогли научить человеческое общество жить по законам добра и справедливости, человек обратился к природе как к воплощению некой высшей истины источнику вечных нравственных ценностей. Теодор Руссо полагал, что «искусство придет из маленького, неизвестного уголка, где человек проникает в тайны природы и благотворные уроки извлекаемые им оттуда, будут столь же благотворны и для всего человечества». Художник некоторое время учился в Школе изящных искусств у Ремона, но, не удовлетворенный этими уроками, много времени проводил в Лувре, копируя Лоррена и пейзажистов Голландии из современников внимательно присматривается к достижениям англичан – Констебла, Тёрнера. Руссо не влекут красоты дальних земель, он хочет стать художником своей страны, с восемнадцати лет он странствует по Франции, забираясь порой в самые отдаленные, глухие уголки.
- Руссо ТеодорКартины и биография
- Жизнь и творчество Теодора Руссо
- Теодор Руссо — основатель Барбизонской школы
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Напишите отзыв о статье Руссо, Теодор
- Отрывок, характеризующий Руссо, Теодор
Наши прапрадеды не ошибались. Искусство Франции XIX века поражает расцветом пейзажа. окончательно переселился туда со своей женой.
Пейзажи Руссо или других барбизонцев требуют камерного сопереживания зрителя. Теодор много путешествовал, привозя из поездок множество этюдов.
В 1834 году Теодор Руссо посещает Швейцарию. Он поселился на берегу Женевского озера. В 1832-33 гг. Искусство Франции XIX века поражает расцветом пейзажа. Зиму 1836—1837годов Руссо провёл вместе с художниками Нарциссом Виржилем Диасом де ла Пенья и Алиньи (фр. ) в Барбизоне.
- Словари и энциклопедии на Академике
- Значение слова Руссо Теодор в Большой Советской Энциклопедии
- Патриарх Кирилл призвал решать проблему непонимания церковнославянского языка без литургической реформы
он впервые вышел на пленэр. Он жил на берегу Женевского озера.
Это придавало изображению обычной местности ощущение эпичности, призывая зрителя почувствовать в пейзаже лесной чащи, светлого озера, могучего дуба отблеск величия мироздания («Дубы», 1852, Париж, Музей Орсэ).
Неприхотливый лесной вид написан мерцающими жемчужными красками. в Барбизоне. Перед нами предстает образ старой Франции, с подлинным вдохновением воссозданный мастером.
Став свидетелем бури в горах, Руссо воскликнул: «Да здравствует Бог, да здравствует великий художник. » («Гроза над Мон-Бианом», 1834, Копенгаген, Королевский музей искусств). Там же написан «Спуск стада с пастбищ Юры» (ок. Величественная красота альпийской природы поразила художника. Прелесть неброских уголков природы подчеркивает светлая гамма большинства пейзажей. В 1832-33 гг.
Зиму 1836—1837 гг. В Барбизоне были созданы многие шедевры мастера. Именно эта любовь и заставила его создавать реалистические пейзажи. он впервые вышел на пленэр.
Единственным, во что верил мастер, была гармония, которая могла, по его мнению, существовать только в природе. С 1836 работал чаще всего в деревне Барбизон, окончательно переселившись туда в 1847. Зиму 1836-1837 гг.
Руссо ввёл понятие «», мотивы для которого предоставлял в основном лес Фонтенбло. «Закат в Оверни» относится к ранним работам художника, еще до барбизонского периода. На этом полотне Руссо изображает лес так, что зритель чувствует себя внутри пространства.
Одной из ранних известных работ Теодора Руссо является картина под названием «Рынок в Нормандии». Придавая композиции уравновешенность и монументальность, Руссо тонко воплощал материальность предметного и природного мира.
Руссо ввёл понятие «интимного пейзажа», мотивы для которого предоставлял в основном лес Фонтенбло.
Наши прапрадеды не ошибались. Природа Барбизона произвела на него такое большое впечатление, что Руссо стал приезжать туда каждый год, а с 1848 г. окончательно переселился туда со своей женой.
На 13 лет Салон закрыл свои залы для художника.
Уже в ранних картинах («Вид в окрестностях Гранвиля» 1833 год, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и особенно в произведениях зрелой поры исполненных художником в Барбизоне (где жил с конца 1830-х годов) и во время частых поездок по Франции, Теодор Руссо стремился стать, по его собственным словам, «художником своей страны», раскрывая в глубоко демократических образах особенности национальных ландшафтов (преимущественно сельских и диких).
Зиму 1836—1837годов Руссо провёл вместе с художниками Нарциссом Виржилем Диасом де ла Пенья и Алиньи (фр. )русск. В Салоне 1831 года состоялся его дебют – у него приняли «Пейзаж Оверни» (Роттердам, Фонд Виллема ван де Ворма). Затем следуют поездки в Нормандию (1831, 1832). Известен также как рисовальщик и офортист. Известен также как рисовальщик и офортист.
1832, обе – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). В Барбизоне были созданы многие шедевры мастера. В 1852 году художник удостоился ордена Почетного Легиона. Руссо ввёл понятие «интимного пейзажа», мотивы для которого предоставлял в основном лес Фонтенбло. Эти пейзажи, лишенные романтической окраски, передают красоту обыденного мира. Констебла, Ж. Мишеля.
1832, обе — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). в Барбизоне. 1835, Гаага, Музей Месдаг). Зиму 1836—1837годов Руссо провёл вместе с художниками Нарциссом Виржилем Диасом де ла Пенья и Алиньи (фр. )русск. После окончания обучения юноша устроился секретарем к владельцу лесопилки в Безансоне.
Среди лучших работ Руссо – пейзажи «Рынок в Нормандии» (1832) и «Вид в окрестностях Гранвиля» (1833). Вскоре Теодор поступил в мастерскую Жозефа Ремона. он впервые вышел на пленэр. За Руссо попытались вступиться прогрессивные критики, но это лишь подлило масла в огонь.
Так постепенно возникла барбизонская школа. В пятнадцать лет его взял в обучение на два года художник-пейзажист Жан Шарль Ремон.
Законченные картины, конечно, хороши, о них можно говорить, что они «восхитительны», «достойны уважения», но этюды более непосредственны, в них есть грубая мощь и свобода, которые пропадают при последующей доводке полотен в студии при искусственном свете. Его не волновала политика.
Предметный мир обретает свою философию: каждая вещь создана умелыми руками, будь это свежевыпеченный хлеб или бокал тончайшего стекла изготовленный искусным мастером.
В результате художники объединились в группу, получившую название Барбизонской школы. Руссо Теодор (Rousseau), французский художник и график. Именно в этом году Руссо впервые принял участие в Осеннем Салоне.
Пейзаж «Опушка леса в Фонтенбло. Подобный прием открытого переднего плана характерен для многих работ Руссо. 1848 год был переломным в жизни художника. 22 декабря этого же года художник скончался в Барбизоне.
Пейзаж, обычно небольшой по размерам, как бы приглашает зрителя к мысленному путешествию по картине: войти под сень этих дубов, побродить между стволов, посмотреться в зеркало пруда. В 1832-33 гг. Здесь он закончил несколько пейзажей с видами Монблана. Умер Теодор Руссо 22 декабря 1867 года в Барбизоне, департамент Сена и Марна.
Свою работу художник попытался выставить в Салоне 1836 и 1837 годов, но оба раза жюри отвергло полотно.
он впервые вышел на пленэр. Брат менее известного художика Филиппа Руссо. 1835, Гаага, Музей Месдаг). Заходящее солнце», 1848-1850, Париж, Музей Орсэ «Вечер. Мы обязаны платить им.
Без света нет и творения, все – хаос, мертво, однообразно», – говорил мастер. Думается, что на него нет исчерпывающего ответа. Зиму 1836 – 1837 годов Руссо провёл вместе с художниками Нарциссом Виржилем Диасом де ла Пенья и Алиньи (фр. )русск.
Можно предположить, что, разуверившись в социальных иллюзиях и теориях, потрясенный жестокостью гражданских войн и революций, которые так и не смогли научить человеческое общество жить по законам добра и справедливости, человек обратился к природе как к воплощению некой высшей истины источнику вечных нравственных ценностей. Теодор Руссо полагал, что «искусство придет из маленького, неизвестного уголка, где человек проникает в тайны природы и благотворные уроки извлекаемые им оттуда, будут столь же благотворны и для всего человечества». Художник некоторое время учился в Школе изящных искусств у Ремона, но, не удовлетворенный этими уроками, много времени проводил в Лувре, копируя Лоррена и пейзажистов Голландии из современников внимательно присматривается к достижениям англичан – Констебла, Тёрнера. Руссо не влекут красоты дальних земель, он хочет стать художником своей страны, с восемнадцати лет он странствует по Франции, забираясь порой в самые отдаленные, глухие уголки. К этому моменту он понял, что хочет быть художником.
Теодор, восхищавшийся художниками романтического направления (в частности, Э. Делакруа), тем не менее равнодушно относился к спорам романтиков и академистов.
Здесь в Руссо «просыпается» естествоиспытатель – например, по картине «Дубы» (1852) можно изучать строение деревьев. Эту картину Руссо попытался дважды выставить в Салоне, но оба раза получил отказ.
Теодор Руссо — горожанин, уроженец Парижа, его отец был портным. не холодным стилем, но благородным и бережным воспроизведением их существа.
Природа Барбизона произвела на него такое большое впечатление, что Руссо стал приезжать туда каждый год, а с 1848 г. окончательно переселился туда со своей женой.
Следующие четыре Парижских салона были для Теодора Руссо неудачными и он не участвовал в публичных выставках вплоть до 1849 г. Руссо ввёл понятие «интимного пейзажа», мотивы для которого предоставлял в основном лес Фонтенбло.
Здесь он стал рисовать только то, что видел, не приукрашивая и не изменяя натуру. Заход солнца» (1848 – 1850), который стал одной из самых значимых работ художника.
Характерные черты того типа пейзажа, который стал развиваться в творчестве Руссо, представлены в картине Вид в окрестностях Гранвиля (1833, Государственный Эрмитаж, Ленинград). Представитель барбизонской школы. В 1834 году Руссо посетил Швейцарию. Как художник сложился самостоятельно.
В работах зрелой поры исполненных в Барбизоне (где Руссо жил с середины 1830-х гг. ) и во время поездок по Франции, раскрывал в глубоко демократических образах особенности национального ландшафта. В 1832-33 гг. «Закат в Оверни» с маленькой одинокой фигурой в целом прекрасен.
В Салоне 1831 года состоялся его дебют – у него приняли «Пейзаж Оверни» (Роттердам, Фонд Виллема ван де Ворма). Затем следуют поездки в Нормандию (1831, 1832). Например, величественный и эмоциональный пейзаж «Спуск коров с высокогорных пастбищ Юры».
В картинах мастера все имеет значение, ничего нет случайного или второстепенного. Вещи служат человеку, создают необходимые тепло и уют, украшая его жизнь. Став свидетелем бури в горах, Руссо воскликнул: «Да здравствует Бог, да здравствует великий художник.
» («Гроза над Мон-Бианом», 1834, Копенгаген, Королевский музей искусств). Там же написан «Спуск стада с пастбищ Юры» (ок.
Придавая компо- зиции уравновешенность и монументальность используя сдержанную тональную гамму и стремясь к воплощению материальности предметов, Руссо тонко запечатлевал различные состояния природы и световоздушной среды, способствовал развитию принципов пленэра (Рынок в Нормандии, около 1832, ГЭ Болото в Ландах, Дубы – оба 1852, Лувр). Со временем негативное отношение к Теодору Руссо со стороны официального искусства исчезло, а его живопись перестала быть неожиданной и непонятной. Впрочем, у него был пример и в семье — среди родных матери были художники и скульпторы. Он часто бродил по окрестностям Парижа, делая зарисовки.
Творчество Теодора Руссо относят к реализму. Теодор Руссо родился 15 апреля 1812 года в Париже. Среди лучших пейзажей Руссо — картины «Рынок в Нормандии» (1832, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и «Вид в окрестностях Гранвиля» (1833, Эрмитаж, Санкт-Петербург). он впервые вышел на пленэр. в Барбизоне.
Произведения Теодора Руссо обычно отмечены гармонической уравновешенностью композиционных решений (что граничит с манерой мастера замыкать средний план, акцентируя центр композиции).
окончательно переселился туда со своей женой.
Совершил ряд поездок по Франции иногда вместе с другими пейзажистами, с которыми его связывали дружеские отношения (в 1831 в Нормандию — с Полем Юэ, в 1844 в Ланды — с Жюлем Дюпре, в 1861 во Франш-Конте — с Франсуа Милле).
Его пейзаж дикой природы Оверни получил признание благодаря живой технике письма. В 1832-33 гг. Когда-то отвергнутые публикой, его картины вызывали восхищение зрителей. Руссо ввёл понятие «интимного пейзажа», мотивы для которого предоставлял в основном лес Фонтенбло. Руссо ввёл понятие «интимного пейзажа», мотивы для которого предоставлял в основном лес Фонтенбло.
В его работах чувствуется любовь к вещам, окружающим человека в повседневной жизни. Впервые в небольшую деревушку Барбизон художник посетил в 1847 году.
Живописная местность восхитили Теодора и через год Руссо написал свой первый пейзаж. Он наслаждался девственной красотой этой области Франции, хотя слово «наслаждаться» не совсем подходит к Руссо, отличавшемуся меланхолическим темпераментом и предпочитавшему вечер утру.
Испорченные холсты доставались Руссо и он их копировал. В 1832-33 гг.
При простоте и натуральности изображённого главную роль в нём призван играть общий колорит картины, сильно и поэтично передающий настроение, создаваемое в душе художника природой в тот или другой момент времени.
Испытал влияние Якоба ван Рейсдала, Джона Констебла, Жана Мишеля. Кюре», 1850-1855, Толедо, США, Музей искусств)., чтобы дерево росло».
Почти на тринадцать лет доступ в Салон для художника был закрыт. Учился в Школе изящных искусству Ремона (1827-1828) и у Летьера (1828-1829). Испытал влияние Я. ван Рёйсдала, Дж. Руссо с родственным вниманием относится ко всему живому, особенно к деревьям.
Художник сознательно выбирает будничные, непритязательные картинки. Добился истинного признания на Всемирной выставке 1855.
Теодор Руссо (Thodore Rousseau) (15 апреля 1812, Париж – 22 декабря 1867, Барбизон) – французский художник-пейзажист, основатель барбизонской школы, объединившей первых художников использовавших в творчестве пленэр. Она находится в собрании Эрмитажа.
он впервые вышел на пленэр. окончательно переселился туда со своей женой.
Здесь изображена улочка небольшого городка, оживленная рыночной торговлей.
1832, обе – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Выставлялся в Салоне с 1831 года, но с 1835 по 1848 жюри отвергало его картины. Руссо очень любил окружающий мир, боясь причинить вред даже насекомым. Думается, что на него нет исчерпывающего ответа.
Успех и признание пришли к Руссо после Всемирной выставки 1855 года, его творчество получило мировую известность. Это придавало изображению обычной местности ощущение эпичности, призывая зрителя почувствовать в пейзаже лесной чащи, светлого озера, могучего дуба отблеск величия мироздания («Дубы», 1852, Париж, Музей Орсэ).
Он родился в Париже в семье обычного портного. Тем более его дядя, Сен-Мартен, уже не раз убедился в таланте племянника.
он впервые вышел на пленэр. Скорее будничность, непритязательность мотива привлекла в нем художника. Многие наиболее одаренные мастера были пейзажистами.
Источник: http://aquareller.com/wdr/201806/teodor-russo-duby/