«дон кихот», оноре домье — описание картины

Оноре Викторен Домье — великий французский художник. Известен, как живописец, график, карикатурист и скульптор. Особенно прославился своей живописью, а также политическими карикатурами. Считается одним из самых известных карикатуристов XIX века.

Оноре Домье родился 26 февраля 1808 года в Марселе. Изобразительным искусством стал увлекаться с раннего детства. После того, как освоил мастерство литографа, стал зарабатывать первые деньги на жизнь, создавая иллюстрации для различных изданий. Создал порядка 4000 литографий и ещё порядка 900 иллюстраций карандашом.

Оноре Домье был очень продуктивен в своей работе и оставил для потомков целый пласт своего замечательного творчества. Стоит отметить, что карикатуры тогда, как впрочем и сегодня, многими оцениваются очень болезненно. Не каждый понимает замысел художника, который пытается выразить какие-либо черты человека в иронической форме.

По этой причине в 1832 году за карикатуру на короля «Гаргантюа» Домье был арестован и полгода просидел в тюрьме.

Многие полагают, что Домье был первым импрессионистом. Его техника графики и живописи были не совсем характерны для его времени. Рисунок Домье довольно грубоват, сух, герои нарочито гротескны и нарочито утрированы, однако это нисколько не мешает, а даже помогает созданию особой атмосферы, которая показывает характер и настроение изображаемой сцены.

Помимо рисунков и карикатур, Оноре Домье стал известен и как живописец. Наиболее знаменитыми картинами Домье стали: «Восстание», «Мельник, его сын и осел», «Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу», «Прачка».

Великий живописец, художник-новатор и прославленный карикатурист Оноре Домье умер в городе Вальмондуа 10 февраля 1879 года. Наследие, доставшееся нам от Домье — это около 4000 литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, более 700 картин и акварелей, а также более 60 скульптур.

Художник Оноре Домье картины и карикатуры

«Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины

Оноре Домье

«Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины

Восстание

«Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины

Гид коллекционеров

«Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины

Дон Кихот

«Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины

Игроки в шахматы

«Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины

Любитель эстампов

«Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины

Виктор Гюго

«Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины

Мельник, его сын и осел

«Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины

Менелай-победитель

«Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины

Прачка с набережной Анжу

Прекрасный Нарцисс

Салон 1857 года

Совет молодому художнику

Тяжелая ноша

Улица Транснонен

Хотим Варавву!

Экипаж третьего класса

Давно мечтаете научиться рисовать и стать настоящим художником? В этом вам поможет Проект Люди Искусства (Art People Project) — школа живописи для детей и взрослых. Уроки, мастер-классы, курсы и лекции от профессиональных преподавателей.

???? Блинцов | 2015-11-12, 16:06 | ???? 1 206

Источник: https://art-assorty.ru/9794-onore-dome-kartiny.html

«Дон Кихот» с лучшими картинами и иллюстрациями, от Доре и Дали до Серова и Зверева

Путешествуем вместе с героями романа и самыми известными и интересными художниками, от Домье и Доре до Бенуа и Пикассо.

«Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины

В Испании в 2015 году отметили 400-летие издания романа Мигеля Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Формальный повод праздновать был таков: «Вторая часть хитроумного кабальеро Дон Кихота Ламанчского» издана в 1615 г. в Мадриде в той же типографии, что и первая часть, «Дон Кихот» издания 1605 г.

Старый солдат знает слова любви!

Начинаем путешествие с неожиданного художественного прочтения: гламур и рыцарство, видали? В эпоху рококо французский живописец и декоратор Шарль-Антуан Куапель создал куртуазный цикл на эту тему.

«Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины
«Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины

Шарль-Антуан Куапель был первым живописцем герцога Орлеанского, получал заказы от фаворитки Людовика XV — мадам Помпадур, — на дизайн и украшение Версальского дворца, был директором Королевской Академии и даже имел личные апартаменты в Лувре.

«Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины

Куапель создал 28 картонов-сцен с Дон-Кихотом для дивных «ковров» мануфактуры «Гобелен». Они пользовались большим успехом, так что их непрерывно ткали с 1714 по 1794 годы.

Полное «донкихотство» Гюстава Доре

Самым добросовестным «рассказчиком» романа Сервантеса стал Гюстав Доре — великий иллюстратор мировой классики, который за свою жизнь создал 80 000 рисунков — цифра неимоверная! Когда Доре задумал иллюстрировать «Дон Кихота», Луи Виардо как раз закончил новый перевод романа, который стал классическим в французской литературе (фамилия Виардо больше на слуху из-за романа его жены с И. Тургеневым — между тем, Луи был известным писателем, искусствоведом, переводчиком и критиком).

«Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины
«Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины
«Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины
«Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины

В 1855 году Доре отправился в Испанию, «на родину этого славного рыцаря, чтобы передать местный колорит и увидеть места, которые он прославил своими подвигами». К роману Доре нарисовал 370 иллюстраций, по которым можно проследить путь благородного идальго со всеми его перипетиями.

«Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины
«Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины

Жестокий мир и трагедия непризнанного «оригинала»

Старший современник Доре — Оноре Домье, — с 1850-х годов также обращается к образу Дон-Кихота, но его не интересуют походы и приключения доблестного рыцаря. Художник исследует его внутренний мир со всеми сомнениями, терзаниями и разочарованиями.

  • Серов делает ставку… на коня

Дон Кихот долго выбирал имя своей лошади и по его замыслу, оно должно было указывать на ее прошлое и настоящее, и соответствовать новому статусу хозяина.

Он остановился на имени Росинант («росин» — кляча, «анте» — прежде) «имени, по его мнению, благородном и звучном, поясняющем, что прежде конь этот был обыкновенной клячей, ныне же, опередив всех остальных, стал первой клячей в мире». Но разве на работе Серова — кляча?

Дон Кихот, Шаляпин и Бенуа.

Дон Кихот стал близким образом эксцентричному и невероятно талантливому Федору Шаляпину. В 1909 году импресарио королевского театра-казино в Монако Рауль Гюнсбург предложил Шаляпину сыграть Дон Кихота в его постановке.

Во время «Русских Сезонов» 1909 года в Париже певец прослушал оперу и написал Горькому: «На двух вечерах мне читали музыку и либретто оперы, и оба раза я плакал, как корова. Это был Дон-Кихот, рыцарь печального образа.

Да, именно печального образа и такой честный, такой святой, что был даже смешным и потешным для всей этой сволочи, этой ржавчины, недостойной быть даже на его латах… О, Дон-Кихот Ламанчский, как он мил и дорог моему сердцу, как я его люблю».

Очень долго Шаляпин готовился к опере: он несколько раз перечитал роман, пересмотрел множество иллюстраций в поисках нужного образа, актер даже взялся за карандаш и собственноручно запечатлел своего трогательного героя. Он обращался за советом ко всем знакомым и собирал впечатления. К Александру Бенуа, как знатоку эпохи, он обратился с просьбой нарисовать его костюм и внешность.

  1. Федор Шаляпин в роли Дон-Кихота в одноименной опере Жюля Массне
  2. Александр Евгеньевич Яковлев 1916

Источник: http://dosoaftor.ru/2017/11/13/don-kihot-s-luchshimi-kartinami-i-illyustratsiyami-ot-dore-i-dali-do-serova-i-zvereva/

Презентация по литературе на тему "Образы Дон Кихота и Санчо Панса в изобразительном искусстве"

Инфоурок › Литература ›Презентации›Презентация по литературе на тему «Образы Дон Кихота и Санчо Панса в изобразительном искусстве»

«Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд «Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины Описание слайда:

Образы Дон Кихота и Санчо Панса в изобразительном искусстве

2 слайд «Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины Описание слайда:

Начинаем путешествие с того, что в эпоху рококо французский живописец и декоратор Шарль-Антуан Куапель написал серию картин о Дон Кихоте .

3 слайд «Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины Описание слайда:

Шарль-Антуан Куапель был первым живописцем герцога Орлеанского, получал заказы от фаворитки Людовика XV — мадам Помпадур, — на дизайн и украшение Версальского дворца, был директором Королевской Академии и даже имел личные апартаменты в Лувре. Куапель создал 28 картонов-сцен с Дон-Кихотом для дивных «ковров» мануфактуры «Гобелен». Они пользовались большим успехом, так что их непрерывно ткали с 1714 по 1794 годы.

4 слайд «Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины Описание слайда:

Расстроенная графиня Трифальди появлением бороды просит Дон Кихота отомстить за нее

5 слайд «Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины Описание слайда:

Самым добросовестным «рассказчиком» романа Сервантеса стал Гюстав Доре — великий иллюстратор мировой классики, который за свою жизнь создал 80 000 рисунков — цифра неимоверная! Когда Доре задумал иллюстрировать «Дон Кихота», Луи Виардо как раз закончил новый перевод романа, который стал классическим в французской литературе.

6 слайд «Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины Описание слайда:

В 1855 году Доре отправился в Испанию, «на родину этого славного рыцаря, чтобы передать местный колорит и увидеть места, которые он прославил своими подвигами». К роману Доре нарисовал 370 иллюстраций, по которым можно проследить путь благородного идальго со всеми его перипетиями.

7 слайд «Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины Описание слайда:

Первый рисунок, фронтиспис, изображает безумного Дон-Кихота среди видений и представляет сложнейшую композицию: сражения, любовные приключения, вызовы на поединок, фантастические выдумки и нелепости…

8 слайд «Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины Описание слайда:

Доре не только высмеивает рыцарство, рисуя тип идеалиста, оторванного от действительности: его рисунки остроумные и изобретательные, как и герой романа! Дон Кихот после сражения с котом Дон Кихот и Санчо Пансе с пастухами

9 слайд «Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины Описание слайда:

Старший современник Доре — Оноре Домье, — с 1850-х годов также обращается к образу Дон-Кихота, но его не интересуют походы и приключения доблестного рыцаря. Художник исследует его внутренний мир со всеми сомнениями, терзаниями и разочарованиями.

10 слайд Описание слайда:

Художник выбирает своего героя — Дон-Кихота, — как символ одинокого идеалиста, стойкого борца с Непобедимым. В последней работе из серии Дон Кихот остался один, даже без своего верного спутника Санчо Панса. Однако копье его — на высоте, и рыцарь продолжает путь.

11 слайд Описание слайда:

Серов делает ставку… на коня В рисунке Валентина Серова герои Сервантеса получились какие-то маловыразительные и безликие, а вот лошадь Дон Кихота — Росинант, приковывает взгляд. Причем Серов отходит от истинного описания внешнего вида боевого друга.

12 слайд Описание слайда:

Дон Кихот и Санчо Панса: рисунок Пикассо А самая интересная история о появлении самого известного изображения главных героев романа! 10 августа 1955 года к Пабло Пикассо на его виллу в Каннах пришел его друг и биограф Пьер Дэкс с деловым предложением.

Журнал «Французские письма» хотел бы разместить рисунок Пикассо в выпуске, посвященном 350-летию издания романа «Дон Кихот». …Пока друзья разговаривали, Пикассо сделал свой знаменитый рисунок Дон-Кихота и Санчо Пансы.

Через неделю он был опубликован в праздничном номере издания, а позже Пикассо пожелал отпечатать тираж своего Дон Кихота и до 1961 года его рисунки разного формата успешно продавались.

Читайте также:  Пабло пикассо: картины и биография

Пикассо со школьных лет любил Сервантеса, он с особенным удовольствием рисовал все, что было связано с испанской традицией и напоминало о родине.

13 слайд Описание слайда:

Дали, отважный рыцарь! Иллюстрация к роману «Дон Кихот» Сальвадор Дали 1946

14 слайд Описание слайда:

Далее с иллюстрированием романа Сервантеса происходят невероятные метаморфозы, ведь за дело берется еще один испанский неугомонный гений — Сальвадор Дали! Идею иллюстрировать книгу о Дон Кихоте художнику подал в 1945 году его отец, написавший, что это «достойная его таланта задача». В 1945—1946 гг. Дали живет в Америке и работает над иллюстрациями, он создал 38 рисунков и 5 эскизов. Планировалось выпустить новое издание романа карманного формата с рисунками Дали, но издательство разорилось и книга не вышла.

15 слайд Описание слайда:

Второй раз Дали обратился к Дон Кихоту в 1956 году, когда парижский издатель Жозеф Форе задумал иллюстрировать роман Сервантеса и единственным художником для своего необыкновенное издание видел только Дали. Форе принес тому литографские камни и убедил художника принять его предложение. Дали со всей своей фантазией подошел к новому заданию и… изобрел новый метод литографии — булетизм!

16 слайд Описание слайда:

Анатолий Зверев и его Дон Кихот Дон Кихот русского художника Анатолия Зверева не менее оригинален. Этого мастера называют легендой второго русского авангарда, а сам Пикассо считал его лучшим рисовальщиком в Советском Союзе.

17 слайд Описание слайда:

Наваждения Марселя Пажо: бедный рыцарь и женщина в красном Эту рыжеволосую девушку мы видим почти на всех его картинах, она станет его музой, его Дульсинеей. Пажо рисует либо Дон Кихота, либо сцены карнавала.

18 слайд Описание слайда:

Иллюзии Октавио Окампо: голова кругом! Современный мексиканский художник и декоратор Октавио Окампо смог проиллюстрировать весь роман Сервантеса всего одной картиной, потому что он не просто художник — он мастер метаморфоз. В его портрете Дон Кихота зашифрованы события двухтомного романа: здесь прячется Санчо Панса, Дульсинея, проступают «видения» героя, а также мельницы и чудовища, с которыми сражался храбрый рыцарь.

19 слайд Описание слайда:

Дон-Кихот, созданный разными художниками, вызывает жалость, удивление, смех или улыбку. Но главное — то, что этот безрассудный и благородный идальго, искренний и изящный, готовый бороться за справедливость и истину, заслужил всеобщее глубокое уважение и искреннюю симпатию.

Краткое описание документа:

Общая информация

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите: — Удостоверение о повышении квалификации; — Подробный план уроков (150 стр.); — Задачник для обучающихся (83 стр.

); — Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»; — БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий; — Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

  • Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!
  • Подать заявку

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-na-temu-obrazi-don-kihota-i-sancho-pansa-v-izobrazitelnom-iskusstve-3130834.html

Оноре Домье (1808 — 1879)

24.08.2008

Публикации

Жизнь Домье пришлась на одну из самых бурных страниц истории Франции: в трех революциях — 1830, 1848 и 1870 года — нация отстаивала свое право на Свободу, Равенство и Братство.

В остроумных карикатурах Домье бесстрашно обнажал подлость, продажность, алчность людей, правящих страной и обирающих свой народ. Эти литографии, тысячами расходившиеся по Франции прославили имя художника при жизни.

Но была другая область творчества, которой мастер посвящал свободное время — живопись. Однако лишь после посмертных выставок Домье был признан выдающимся живописцем.

Обращение к живописи не случайно — даже в графике оттенки темного и светлого создавали у Домье ощущение цвета. «Его рисунок по самой природе красочен. Его литографии и гравюры на дереве вызывают представление о цвете» (Бодлер).

Если в карикатурах художник обличал зло — короли, министры, главные прокуроры представали в образе отвратительных монстров, предателей, убийц, то в живописи раскрывалась иная сторона личности мастера — человечность, дар любви и сострадания. Искусство Домье возвышалось до отражения морального облика нации в его многогранности.

«Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины

На берегу. Ок. 1847

В картинах он изображал свой любимый Париж, его скромных обитателей, которые ходят по улицам пешком, а не ездят в каретах, в театре теснятся на галерке, в поездах заполняют вагоны третьего класса.

Они купаются в Сене прямо с набережных и тут же полощут белье, толпятся у витрин или сбегаются поглазеть на бродячих комедиантов.

Но, если их заденут за живое, если власти слишком нагло начинают давить на их права, они, не задумываясь, начинают строить баррикады.

«Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины

Республика. 1848

Яркий луч света освещает толпу людей, ринувшихся вслед за вожаком; композиция подобна стреле, пронзающей мрак («Восстание», ок. 1848, Прага, Национальная галерея). По цвету это одна из самых ярких картин Домье, построенная на сочетании звучных пятен красного, желтого, черного.

Художник не уточняет время и место действия — лица, костюмы обобщены, ему важно передать дух, восстания, его стремительность, несокрушимость. Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок.

1860-х, Прага, Национальная галерея); убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему «Республика», которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ).

«Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины

У продавца эстампов. Ок. 1862

Сильная сторона таланта Домье — умение видеть и наблюдать. «У него чудесная, просто божественная память; она служит ему моделью» (Бодлер). Известно, что Домье действительно не работал с натуры, запоминая все, что его интересовало.

Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение. Тема картины «У продавца эстампов» (ок. 1862, Чикаго, частное собрание) — любопытство; переданы все его степени: от всепоглощающего, жадного, до простой заинтересованности.

Мастер в совершенстве владеет жестом, позой, увиденными в жизни, и с их помощью передает характер персонажа, различные оттенки чувств.

В «Бесплатном спектакле» (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания.

«Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины

Вагон 3-го класса. 1863—1865

Особенность живописи Домье в ее эмоциональности. Он тонкий и проницательный наблюдатель, его картины насыщены чувством — в этом он близок романтизму. Но в то же время он один из мастеров реалистической школы середины XIX века.

В «Вагоне 3-го класса» (1863—1865, Нью-Йорк, Музей Метрополитен) Домье предстает как бы одним из пассажиров. Он всматривается в лица, воспринимая бытие каждого человека как особый мир, и пытается понять его. Поэтому так выразительно лицо старой женщины на переднем плане, ушедшей в воспоминания; задумчиво смотрит молодая мать на спящее у нее на руках дитя и т. д.

«Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины

Криспен и Скапен. Ок. 1858—1860

Ряд картин посвящен бродячим комедиантам (1860-е); в них запечатлена усталость, покорность судьбе людей, жизнь которых зависит от того, соберется ли народ на представление, хватит ли собранных денег на еду и кров. И так день за днем. Персонажи народного театра предстают в полотне «Криспен и Скапен» (ок. 1858—1860, Париж, Музей Орсэ), одном из самых совершенных по живописи творений мастера.

«Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины

Прачка. Ок. 1869

Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе. В людях, тяжелым трудом зарабатывающих свой хлеб, Домье подчеркивает чувство спокойного достоинства. Таков цикл «Прачки» (1850—1860). Домье жил на набережной острова Сен-Луи и каждый день мог наблюдать женщин с тяжелыми узлами мокрого белья, поднимающихся на набережную.

Одна из них, крепкая, сильная, терпеливо и заботливо помогает малышу преодолевать крутые ступени лестницы (ок. 1863, Париж, Музей Орсэ). Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело». При кажущейся простоте композиция строго продумана.

Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое. Лица почти не видны, но художнику удается в склоненной голове, в каждом жесте матери передать чувства любви и нежности, связывающие большого и маленького человека. Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана.

Силуэту женской фигуры вторят очертания зданий, придавая картине цельность, классическую ясность и согласованность ритмов.

«Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины

Два врача и смерть

Начиная с 1870-х годов Домье начинает слепнуть, заказов становится меньше, материальное положение ухудшается, и «тачку толкать все тяжелее» признается художник. А тут еще хозяин домика, который он арендует в Вальмондуа, грозит выселить его за неуплату.

Неожиданно Домье узнает, что он является владельцем собственного дома. Это Коро, его друг, приобрел для него жилище: «Мне так надоел твой хозяин, что я решил избавить тебя от него».

— «Ты единственный, — ответил Домье, — от кого я могу принять это, не чувствуя унижения».

Дон Кихот. 1868—1870

Последние годы жизни мастера отданы в основном, живописи, которая приобретает более глубокий философский смысл. В течение многих лет художника влечет тема «Рыцаря печального образа». Целая серия картин посвящена Дон Кихоту и Санчо Пансе.

Картины исполнены в очень экспрессивной манере, стремительные мазки и линии образуют странные, нервные по ритму арабески, усиливая чувства одиночества, тревоги, очевидно, одолевавшие самого старого мастера.

Особенно трагична одна из последних композиций, изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека).

Рыцарь печального образа по-прежнему крепко держит в руках свое боевое копье, но верный Росинант уже превратился почти в скелет, вызывая в воображении образ смерти.

Цикл, посвященный героям романа Сервантеса, — это не иллюстрация общеизвестных сюжетов, а философские раздумья о жизни, о роли художника. Возможно, Домье не раз приходила в голову мысль: надо быть Дон Кихотом, чтобы верить в то, что средствами искусства можно победить силы зла, а ведь именно этим занимался он всю жизнь.

Читайте также:  Автопортрет - эгон шиле, 1914

«Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины

Собиратели гравюр. Ок. 1878

Вероника Стародубова

Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=628

Домье Оноре ВикторьенКартины и биография

Домье Оноре Викторьен (Daumier Honore) (1808–1879), французский график, живописец и скульптор. Родился 26 февраля 1808 года в Марселе. С 1814 жил в Париже, с 1820–х годов брал уроки живописи и рисунка.

овладевал искусством литографии.

После Революции 1830 года Домье стал виднейшим политическим карикатуристом Франции и завоевал общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на короля Луи Филиппа и правящую верхушку общества.

«Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины Якобы инвалид, 1857

Эрмитаж, Санкт-петербург

«Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины Собиратели гравюр, 1859

Лувр, Париж

Карикатуры Домье распространялись в виде отдельных листов или публиковались в популярных иллюстрированных изданиях (журналы “Карикатюр”, 1830–1835; “Силуэт”, 1830–1831; “Шаривари”, 1833–1860 и 1863–1872).

Основой для серии литографических портретов-шаржей “Знаменитости золотой середины” (1832–1833) послужили вылепленные Домье острохарактерные портретные бюсты политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830–1832, сохранилось 36 скульптур).

В 1832 за карикатуру на короля (“Гаргантюа”, 1831) художник был на полгода заключен в тюрьму.

«Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины

В литографиях 1834 года Домье обличал бездарность, своекорыстие и лицемерие властей (“Законодательное чрево”, “Все мы честные люди, обнимемся”), создал героические образы рабочих (“Галилей современности”), проникнутое глубоким трагизмом изображение расправы с ними (“Улица Транснонен 15 апреля 1834”).

«Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины Бремя, 1850-1853

Эрмитаж, Санкт-петербург

«Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины Певцы, 1860

Рейксмузеум, Амстердам

После запрещения в 1835 политической карикатуры Домье обратился к бытовой сатире, осмеивал духовное убожество парижских обывателей (“Лучшие в жизни”, 1843–1846; “Добрые буржуа”, 1846–1849; серия “Карикатюрана” с собирательным образом авантюриста Робера Макера, 1836–1838).

В период нового подъема французской политической карикатуры, связанного с Революцией 1848–1849, создал (сначала в гротескной бронзовой статуэтке, 1850, Лувр, Париж, а затем в ряде литографий) обобщенный образ политического проходимца Ратапуаля.

Виртуозно и темпераментно сочетая богатейшую, язвительную фантазию и точность наблюдения, Домье придавал публицистическую остроту самому языку графики: жалящая выразительность линии как бы сама по себе обнажала бездушие и пошлое самодовольство объектов его сатиры.

«Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины

Зрелым литографиям Домье присущи бархатистость штриха , свобода в передаче психологических оттенков , движения, светотеневых градаций.

В живописи Домье, новаторски переосмысляющей традиции романтизма , героическое величие переплетается с гротеском, драма с сатирой, острая характерность образов сочетается со свободой письма, смелой обобщенностью форм, мощной выразительностью пластики и световых контрастов.

В 1850–60–е годы все напряженнее и стремительнее становится динамичная композиция, объем лаконично лепится цветовым пятном и энергичным сочным мазком.

Наряду с темами, увлекавшими его и в графике (пафос революционной борьбы в “Восстании”, 1848; воплощение внутренней значительности и духовной красоты простого человека в “Прачке”, около 1859–1860, Лувр, Париж), излюбленными мотивами живописи Домье становятся театр, цирк, бродячие комедианты (“Мелодрама”, около 1856–1860, Новая пинакотека, Мюнхен; “Криспен и Скапен”, около 1860, Лувр, Париж). Серия картин Домье посвящена Дон Кихоту, комическая внешность которого лишь подчеркивает духовную исключительность и трагичность судьбы великого искателя правды (“Дон Кихот”, около 1868. Новая пинакотека. Мюнхен).

Картина Оноре Домье “Собиратели гравюр”. Два пожилых господина просматривают папку с гравюрами в галерее торговца предметами искусства. Очевидно, что оба лишь претендуют на то, чтобы слыть знатоками.

Картина могла бы служить горьким комментарием к судьбе самого художника, которому не удавалось найти покупателей для своих работ среди разбогатевших представителей среднего класса. Домье был превосходным сатириком, способным передать характер человека одним росчерком пера.

Были хорошо известны и воспринимались с опаской его портреты ведущих политических деятелей, полные язвительного сарказма, а также комментарии к актуальным событиям дня. Домье обладал редким даром лаконично передать в картине то, что потребовало бы многословного описания. Он был также превосходным живописцем и скульптором.

Его карикатуры в технике литографии, общее число которых насчитывает около четырех тысяч, собирали известные художники, такие как Эдгар Дега; они поражают изумительной свободой исполнения, сравнимой лишь с японской каллиграфией.

  • Скончался Домье 11 февраля 1879 года в Вальмондуа, близ Парижа.
  • Творчество Оноре Домье ►

Источник: http://smallbay.ru/artfrance/daumier_honore.html

Художник Оноре Домье: графика, карикатуры, биография

«Дон Кихот», Оноре Домье — описание картины

Оноре Домье (Daumier) (1808 — 1879), — французский график, живописец и скульптор. Мастер сатирического рисунка и литографии.

Для творчества Оноре Домье характерны острогротескные карикатуры на правящую верхушку и мещанство (например, литография — «Законодательное чрево», 1834, серия «Добрые буржуа», 1846 — 49). В живописи и скульптуре Оноре Домье сочетал драматизм и сатиру, героику и гротеск («Дон Кихот», около 1868).

 

 Биография Оноре Домье

 30-е годы XIX века во Франции — это годы июльской монархии, время торжества пришедшей к власти буржуазии, «царство денежных мешков».

Время это было трудным и сложным: накал революции 1830 года еще не остыл, реакционная политика короля Луи-Филиппа вызывала возмущение обманутого народа, борьба за республику одушевляла демократически настроенные слои населения.

Вспышки народных волнений следовали одна за другой — восстание лионских ткачей, баррикады на улицах Парижа в 1832 году, заговор 1835 года, восстание 1834 года. «Революцию сразу не оборвать,— писал Виктор Гюго,— она всегда неизбежно вздымается несколько раз, прежде чем ей прийти к состоянию спокойствия».

В эту кризисную эпоху, в эпоху мятежей развилось творчество крупнейшего сатирика XIX века Домье. Оно неразрывно связано с социальной борьбой того времени. Оноре-Викторьен Домье родился в Марселе в семье рабочего, которая вскоре перебралась в Париж.

Ему пришлось рано начать зарабатывать на жизнь: он был рассыльным в суде, продавцом в книжном магазине. Одновременно он начинает учиться живописи, берет уроки, много рисует в Лувре и просто на улице. Париж был его настоящей школой — кипучая жизнь города, любопытные типы стали материалом первых литографий Оноре Домье.

Талант молодого рисовальщика привлек внимание Филипона — издателя журнала «Карикатюр», и вскоре Домье становится одним из ведущих художников этого оппозиционного журнала, посвященного исключительно политической карикатуре. Литографии Оноре Домье (а в то время все газетные рисунки печатались в этой технике) пользовались большим успехом.

Они были острыми и язвительными, более того — убийственными. Яростно, с темпераментом Микеланджело (с которым очень метко сравнил художника Бальзак), Домье беспощадно обнажает самую суть июльской монархии — жестокость и лицемерие ее политики, коррупцию власть имущих, последовательное удушение демократии.

Луи-Филипп — главный объект его сатиры — предстает то в виде «скромного» буржуа с зонтиком под мышкой, то в виде палача, то в виде тюремного врача, с нетерпением ожидающего смерти узника — участника баррикадных боев. Лучшие литографии Домье выпускались в виде отдельных листов — большого формата, на плотной бумаге — и выставлялись в витринах как своего рода политические плакаты. Они обладали огромной взрывной силой, их боялись — недаром за одну из первых своих карикатур Оноре Домье был посажен на полгода в тюрьму.

Наиболее прославлены три больших листа 30-х годов — «Законодательное чрево», «Улица Транснонен» и «Свобода печати».

«Законодательное чрево» — это сатирическое изображение министерских скамей французского парламента.

Домье нашел своеобразный способ работы над образами: каждый персонаж был сначала выполнен в скульптуре, затем в отдельных литографиях-портретах — и только потом все найденные «герои» были объединены в общую композицию.

Художник удивительно точно передал характерные портретные черты их облика и в то же время сумел подчеркнуть тупость, животную жадность, хитрость. Собрание физических и нравственных уродов — таков буржуазный парламент в изображении Домье. Столь сложный, многоступенчатый метод работы вообще-то не был характерным для творчества художника. Как правило, он работал быстро, сразу рисуя прямо на камне и опираясь на свою поразительную наблюдательность и зрительную память. Так, знаменитая литография «Улица Транснонен 15 апреля 1834 г.» появилась непосредственно после трагического эпизода подавления народного восстания. Отряд правительственных войск ворвался в жилище рабочего и истребил всю семью, не щадя ни детей, ни стариков. Домье нарисовал то, что видел, и его литография не имеет себе равных по силе выражения, драматизму и страстности протеста. «Обагренная кровью страница современной истории, написанная могучей рукой и продиктованная благородным негодованием» — так назвал ее Филипон. Диапазон политической графики Домье 30-х годов очень широк — от сатиры до трагедии и взволнованного революционного пафоса. Героическая фигура рабочего-печатника в литографии «Свобода печати» воспринимается как символ восставшего народа, поднявшегося на защиту своих прав. Журнал «Карикатюр» просуществовал недолго: сентябрьские законы 1834 года запретили вообще всякую политическую сатиру. Домье пришлось перейти к «сатире нравов» — бытовой карикатуре. Его литографии в газете «Шаривари» главным образом посвящены буржуа. С необыкновенным богатством фантазии, наблюдательностью, юмором — то добродушным («В ложе»), то язвительным — создает, художник бесконечную галерею образов лавочников, рантье, судейских чиновников. Домье исследует психологию буржуа, его привычки, раскрывает его самодовольство и ограниченность. Домье создал более трех тысяч литографий, множество ксилографии (в основном книжных иллюстраций) — и по праву считается одним из крупнейших мастеров мировой графики. Его живопись менее известна, хотя в живописи он не менее велик, чем в графике. Домье занимался живописью для себя, мало кому показывал свои картины и не особенно рассчитывал на признание современников. Он далеко опередил свое время, и при жизни его живописное творчество ценили лишь немногие друзья — в том числе Коро. Единственная выставка картин Оноре Домье, устроенная стараниями друзей, состоялась тогда, когда больной, полуослепший художник уже не мог на ней присутствовать. Живопись Домье поразительна по тонкости и свободе исполнения. Она глубока без подчеркнутой многозначительности и философична без рассудочности. Домье не занимали сложные сюжеты, его композиции просты и лаконичны — одна-две фигуры, головы крупным планом, силуэт на фоне темнеющего неба. Но эти головы — «Семья на баррикадах», силуэт — дрезденская «Прачка», фигуры — «Дон Кихот и Санчо Панса» — признанные шедевры мировой живописи. Кажется, что между живописью Домье и его графикой нет ничего общего. Домье-график — это борец, трибун, язвительный сатирик. Домье-живописец — мудрец и созерцатель, немного грустный и полный суровой доброты. Должно быть, Домье чувствовал себя немного Дон Кихотом — недаром он с такой нежностью писал Рыцаря Печального образа.

Читайте также:  Картина вакх, микеланджело караваджо

Во всяком случае, он продолжал бороться, даже когда знал, что борьба безнадежна. Его последние литографии «Осада Парижа» — трагическое свидетельство этой безнадежной борьбы.

Статья  из книги «Сто памятных дат. Художественный календарь 1983»

Картины Оноре Домье

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/813-daumier.html

Читать

Всеобщая история искусств том пятый

Искусство 19 века

От редакционной коллегии

Пятый том «Всеобщей истории искусств» посвящен искусству 19 века.

Авторами глав пятого тома являются:

Введение — Ю. Д. Колпинский.

Искусство Франции от Великой французской буржуазной революции до Парижской коммуны (1789—1871) — Н. В. Яворская.

Искусство Франции от Парижской коммуны до 1890-х годов — Ю. Д. Колпинский.

Искусство Испании — Т. П. Каптерева.

Искусство Англии — М. А. Орлова.

Искусство России с конца 18 века до 60-х годов 19 века. Архитектура и скульптура— И. М. Шмидт; живопись — М. М. Ракова.

Искусство России с 60-х до 90-х годов 19 века. Живопись — Т. Н. Горина; скульптура и архитектура — И. М. Шмидт.

Искусство Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии, Армении и Азербайджана — Е. М. Костина.

Искусство Германии — Т. М. Кузьмина (первая половина 19 века) и А. Н. Тихомиров (введение и вторая половина 19 века).

Искусство Бельгии — Л. С. Алешина.

Искусство Голландии — В. А. Сидорова.

Искусство Скандинавских стран — А. Н. Тихомиров.

Искусство Италии — А. Н. Тихомиров.

Искусство Австрии — А. Н. Тихомиров.

Искусство Венгрии — Л. С. Алешина.

Искусство Чехословакии — Ю. Д. Колпинский.

Искусство Полыни — Л. И. Тананаева.

Искусство Югославии — М. Т. Кузьмина.

Искусство Румынии—М. Т. Кузьмина.

Искусство Болгарии — М. Цоичева.

Искусство Соединенных Штатов Америки — А. Д. Чегодаев.

Искусство Японии — В. Е. Бродский.

В главе «Искусство Чехословакии» использованы авторские материалы М. Вароша по словацкому искусству. В редактировании глав и подготовке текста тома к печати принимала участие Л. С. Алешина. Глава «Искусство Соединенных Штагов Америки» отредактирована М. Т. Кузьминой. В подготовке и редактировании главы «Искусство Болгарии» принимали участие М. Т. Кузьмина и Е. П. Львова.

Подбор иллюстративного материала осуществлен Л. С. Алешиной при участии Ю. Д. Колпинского, О. С. Прокофьева и П. В. Яворской. Макет альбома иллюстраций выполнен Р. Б. Климовым при участии редакторов тома и консультации

A. Д. Чегодаева, список иллюстраций подготовлен Л. С. Алешиной. Указатель составлен Т. П. Капгеревой. Библиография подготовлена по материалам, представленным авторами соответствующих глав.

Рисунки в тексте выполнены художником В. А. Лапиным; подготовка иллюстративного материала для репродуцирования осуществлена фотографами Е. А. Никитиным и Н. А. Крацкиным. Помимо этого использованы фотоматериалы А. А. Александрова, II. А. Беляева, С. Г. Белякова, М. А. Величко, С. Г. Гасилова, С. Г. Щиманского.

За помощь в работе при подготовке настоящей книги — консультации, рецензии, предоставление иллюстративного материала — авторский коллектив приносит благодарность Государственному Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галлерее, Государственному Русскому музею, Государственной библиотеке им. В. И.

Ленина, Государственной библиотеке иностранной литературы, Научно-исследовательскому музею архитектуры им. А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально — Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г.

Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской.

Введение

Ю. Колпинский

Искусство эпохи капитализма есть искусство последнего, завершающего Этапа истории классового эксплуататорского общества. Капиталистический способ производства утвердился в Европе после промышленного переворота в Англии и французской буржуазной революции 1789 г. В течение 19 в.

капитализм стал господствующей силой не только в Европе, но и на всем земном шаре.

Одни страны, как, например, Япония, сами становились на путь капиталистического развития, другие, отстававшие в экономическом развитии, вовлекались в орбиту капиталистического хозяйства путем колонизации и беспощадной эксплуатации.

Прогрессивная художественная культура 19 в. явилась новой всемирно-исторической ступенью в развитии реализма в широком смысле этого слова.

При Этом следует различать понятие реализма нового времени как определенную, программно утверждаемую художественную систему, как эстетически осознанный метод от стихийного проявления той реалистической основы или той жизненной правдивости, которые присущи самой природе искусства как особой форме общественного сознания.

Реализм в искусстве 19 в. представляет собой качественно новую ступень в истории развития реалистического метода.

И хотя он обладает своими специфическими художественно-идейными границами и исторически обусловленной эстетической ограниченностью, он являет более развитую и более программно-последовательную фазу утверждения этого метода. Именно для 19 в.

характерно утверждение реалистического искусства, непосредственно отображающего основные социальные противоречия эпохи, обращающегося к изображению конкретных проявлений этих противоречий.

При этом сам уклад социального быта, социальные условия жизни народа служат тем непосредственным жизненным материалом, на котором и создаются типические обобщенные образы. Чтобы уяснить себе своеобразие тех противоречий, которые свойственны развитию искусства в эту Эпоху, необходимо остановиться на некоторых чертах, присущих капиталистическому обществу и его культуре.

В целом капитализм с его промышленной технической революцией и огромным подъемом экономики, науки представлял собой новую, более высокую, чем феодализм, ступень развития общества, его производительных сил, его материальной и духовной культуры.

Вместе с тем капиталистический способ производства вызвал к жизни неразрешимые в его рамках противоречия между общественным характером массового индустриального производства и частной формой присвоения его плодов, обнажил до предела все пороки и уродства, присущие Этой стадии общественного развития человечества. Он породил эксплуатируемый класс нового типа, формально «свободный», а на деле — полностью «освобожденный» от какой-либо собственности на орудия труда — пролетариат. Впервые возник класс, который по своему положению в обществе был заинтересован в ликвидации любой формы частной собственности на средства труда.

Характер новых условий жизни, обострение борьбы экономических интересов и социальных противоречий, сознательное участие масс в общественной политической борьбе и обусловливают то, что отображение конкретных социальных условий жизни, общественная оценка, «приговор» отображаемым событиям становятся одной из основных задач передового реалистического искусства эпохи капитализма.

В это же время происходит особенно резкое размежевание в каждой нации двух культур: культуры демократической и культуры реакционной, эксплуататорской.

Реакционная, враждебная реализму линия в искусстве до победы буржуазной революции была связана с идеологией старого, феодально-крепостнического строя.

После победы капитализма главной социальной силой, заинтересованной в ограничении, а затем и в подавлении реалистических и последовательно демократических тенденций искусства, становится достигшая господства крупная буржуазия.

Демократическая линия в искусстве, стремящаяся раскрыть роль народа как движущей силы истории и утвердить этические и эстетические ценности народно-демократической культуры своей нации, проходит через два этапа своего развития.

В первый период она формировалась в борьбе с пережитками дворянской крепостнической идеологии, по мере же развития капитализма — во все большей степени в борьбе с лицемерно-ханжеской культурой, насаждаемой господствующими классами капиталистического общества.

Во второй период характерной чертой прогрессивной художественной культуры становится решительная эстетическая и социальная критика уродливости, лицемерности и социальной несправедливости, свойственных буржуазно-капиталистическому обществу в целом. Постепенно к концу 19 — началу 20 в.

критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=204605&p=23

Описание картины Густава Доре «Дон Кихот»

Описание картины Густава Доре «Дон Кихот»

Известный французский гравер и иллюстратор Гюстава Доре написал немало иллюстраций к известному литературному произведению Сервантеса «Дон Кихот». Но данная работа наиболее известна.

На иллюстрациях Доре художественный персонаж открывается созерцателю благородным, добрым. Главная цель его жизни – истребление зла. Дон Кихот на его иллюстрациях оказывается в некоем фантастическом мире, действие происходит в дневное время суток.

Стоит отметить, как интересно художник применяет эффекты освещения на своей гравюре. Он будто рисует темными рваными пятнами, которые и создают контрастную группу. Несмотря на это четко просматривается линия, контуры силуэтов. Сюжет насыщен большим количеством реалий, имеющий испанский колорит. Несмотря на то, что работа не выполнена в цвете, она кажется очень яркой и насыщенной.

На иллюстрации чувствуется динамичность каждого движения, что достигается за счет особой техники гравюры – небольшие точные штрихи, сочетающиеся с длинными уверенными линиями.

Складывается впечатление, что каждый образ на картине художник рисовал с натуры. Иначе не объяснить, как он смог добиться такой динамики в одной композиции.

Помимо главных героев на полотне можно видеть и любопытных наблюдателей всех событий, которые столпились вокруг.

Многие иллюстраторы брались за художественное сопровождение этого произведения, но лишь немногим удалось так точно передать все образы, прочувствовать каждого персонажа и органично нарисовать сюжет. Одним из таких мастеров стал Гюстава Доре.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-gustava-dore-don-kixot/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector