Дом, радуга, мельница, джон констебл

Джон Констебл (John Constable, 11 июня 1776 года, Восточный Бергхольт, Саффолк, Англия – 31 марта 1837 года, Лондон) – крупный британский пейзажист эпохи романтизма.

Знаменит изображениями английской глубинки, особенно – родной долины реки Стаур.

Дом, радуга, мельница, Джон Констебл

  • Ричард Ремси Рейнагл -«Джон Констебл-«1799  
  • Особенности творчества Джона Констебла.
  • В тот период, когда ландшафт был доминирующим жанром в британском искусстве, Джон Констебл занимал уникальное место в плеяде пейзажистов.
  • Обычно он выбирал не те места, которые были популярны у широкой публики или других художников, а изображал виды, с которыми чувствовал личную связь.
  • Кроме того, он – единственный среди коллег, кто широко практиковал этюды маслом на пленэре.  
  • В своих пейзажах, особенно позднего периода, Констебл на удивление точно передавал природные явления, например, мимолётные и яркие эффекты бурного неба.
  • Его картины – это глубокая и длительная медитация на тему сельской жизни Британии в эпоху стремительных социально-экономических преобразований.
  • Известные картины Джона Констебла.

Дом, радуга, мельница, Джон Констебл

Джон Констембл   «Вид на собор Солсбери с луга», 1831, 153.7×192 см • Масло, Холст

Дом, радуга, мельница, Джон Констебл

Джон Констебл «Телега для сена» 1821, 130.2×185.4 см • Масло, Холст

Дом, радуга, мельница, Джон Констебл

Джон Констембл  «Уивенхо-Парк, графство Эссекс» масло. холст

Дом, радуга, мельница, Джон Констебл

 Джон Констебл  «Вид на Хайгет с Хэмпстедских холмов», 1834, 29×30.5 см • Масло, Холст

Дом, радуга, мельница, Джон Констебл

Джон Констебл  «Белая лошадь у пруда»  1819, 131.4×188.3 см • Масло, Холст

  1. Мельник из провинции
  2. «Я ассоциирую своё беззаботное детство со всем, что лежит на берегах Стаура; эти сцены сделали меня живописцем», – признался Джон Констебл в письме Джону Фишеру, епископу Солсберийскому.
  3. Будущий художник вырос на ферме своего отца, мельника и торговца кукурузой, и с детства делал любительские зарисовки сельских видов в родном графстве Саффолк.
  4. «Журчание воды под мельничным колесом, ивы, старые сгнившие доски, покрытые слизью сваи, кирпичная кладка – как я люблю все это», – писал он.

Дом, радуга, мельница, Джон Констебл

Джон Констебл-Хэмпстед-Хит -Проясняющееся небо 1830

  Впрочем, юноше изначально было уготовано заниматься не живописью, а мельничным делом. Хотя он и был вторым сыном у своих родителей, его старший брат оказался умственно неполноценным.

А потому после короткого обучения в пансионе и окончания дневной школы молодой Джон был приставлен к семейному предприятию. Этим и объясняется его медленное творческое развитие: в Королевскую академию художеств самоучка из провинции поступил с неохотного одобрения отца уже в солидном возрасте – в 23 года.

  • А управление отцовскими мельницами взял на себя его младший брат Аврам.
  • Дом, радуга, мельница, Джон Констебл
  • Миниатюра: портрет Авраама Констебла,брата художника  Начало XIX века, 7×5.1 см • Масло, Картон
  • В то время наиболее подходящим предметом для студентов Академии считалась историческая живопись.
  • Но Констебл с самого начала проявил особый интерес к ландшафту, а в период учёбы больше всего вдохновлялся работами Томаса Гейнсборо, Клода Лоррена, Питера Пауля Рубенса, Аннибале Карраччи и Якоба ван Рёйсдала.
  • Немодная повседневность

В 1802 году Джон Констебл отказался от должности преподавателя рисования в только что образованном военном колледже. Его наставник Бенджамин Уэст посчитал, это концом карьеры художника.   Но тот объяснил свою решимость стать профессиональным пейзажистом: «В течение последних двух лет я искал правду из вторых рук.

  1. Я не старался представить природу с тем полётом мысли, с которым намеревался, но, скорее, попытался сделать своё исполнение похожим на других…
  2. Величайшим пороком современности является бравура, стремление создать нечто далёкое от истины».
  3. В том же году молодой мастер впервые показал своё произведение в Королевской академии.
  4. В первой половине десятилетия Констебл отдавал предпочтение акварели и графике, выполнив прекрасные работы в этих техниках

Дом, радуга, мельница, Джон Констебл

Джон Констебл»Темза, Итон-колледж и часовня»1802, 23.9×53.1 см • Акварель, Карандаш, Бумага

Дом, радуга, мельница, Джон Констебл

  • Джон Констебл»Мельница,Колчестер»   1812, 14×19.7 см • Акварель, Тушь, Карандаш, Бумага
  • Джон Констебл «Пейзаж долины реки Стаур с видом на церковь Святой Марии»1800, 34.2×52 см • Акварель, Карандаш, Бумага
  • Но его обычные сюжеты – сцены повседневной жизни – были немодными в эпоху, которая романтизировала первозданную природу и живописные руины.
  • А потому виды портов на юго-восточном побережье и Озёрного края (1, 2) остались без внимания публики на выставках в 1807-м и 1808 годах.

Джон Констебл «Западное побережье ,Брайтон»1810-е , 11.4×18.1 см • Акварель, Карандаш, Бумага

Сам же Констебл признался своему другу и биографу Чарльзу Лесли, что величие и отстранённость гор угнетают его дух.

Тот позже написал: «Его натура была особенно социальной и не могла удовлетвориться пейзажем, каким бы грандиозным он ни был в человеческом представлении. Ему были необходимы деревни, церкви, фермерские дома и коттеджи».

  1. Чтобы свести концы с концами, Констебл взялся за портретную живопись, но нашёл её скучной, несмотря на то, что создавал прекрасные образы

Джон Констебл «Капитан Ричард Габбинс»1805, 76.2×63.8 см • Масло, Холст

  •  Джон Констебл «Дамы семьи Уильяма Мейсона из Колчестера»1806, 61×50.8 см • Масло, Холст
  • От случая к случаю он писал картины и на религиозную тематику но, как выразился один арт-критик, «его состоятельность как религиозного художника не стоит переоценивать».
  • Джон Констебл «Вознесение» 1822, 160×127 см • Масло, Холст

Джон Констебл «Ангел вещающий» Начало XIX века, 43.1×23.4 см • Масло, Дерево

Всепобеждающая любовь

Во время очередного приезда в родной Восточный Бергхольт в 1809 году живописец влюбился в юную Марию Бикнелл, с которой познакомился девятью годами ранее. Однако дед девушки, местный пастор Дюран Радд, посчитал Констебла неподходящей партией для внучки.

Читайте также:  Портрет марии тюдор, антонис мор (моро) ван дасхорст, 1554

И даже пригрозил лишить её наследства, если она выйдет замуж за человека, стоящего ниже по социальной лестнице. Мария вынуждена была признать, что брак без гроша в кармане похоронит надежды Джона на художественную карьеру. Влюблённые продолжали встречаться практически тайком следующие семь лет, пока сердце деда не смягчилось.

Впрочем, он дал согласие на брак в основном потому, что Джон после смерти своих родителей унаследовал пятую часть их состояния. Медовый месяц 40-летний Констебл и его 29-летняя жена провели на южном побережье. Там художник начал писать яркими цветами и смелыми мазками; тогда же в его творчестве начался заметный эмоциональный подъём.

Французский триумф

В 1817 году, с рождением первого из своих семи детей, чета Констеблов поселилась в Лондоне. Для поддержки семьи художнику было необходимо профессиональное признание. И оно пришло двумя годами позже, когда он выставил в Королевской академии свой первый крупный холст – «Белую лошадь».

  1. С него началась серия масштабных картин – «шестифутовых», как называл их сам живописец (ширина каждой составляет 6 футов или более 1,8 метра).
  2. В 1821 году Констебл продемонстрировал свою «Телегу для сена» – ныне культовую для британцев.
  3. Однако тогда она была воспринята без энтузиазма: энергичные мазки художника критики посчитали небрежными.
  4. А вот француз Теодор Жерико, который в то время находился в Лондоне, по возвращении на родину расхвалил английского коллегу перед торговцем антиквариатом Джоном Арроусмитом.
  5. Тот купил сразу четыре картины Констебла, включая «Телегу», и не прогадал: на выставке в парижском Салоне 1824 года полотно завоевало золотую медаль.
  6. Мало того, Эжен Делакруа под впечатлением от «небрежного» мазка британца переписал фон своей «Резни на Хиосе».
  7. При жизни Констебл продал всего 20 картин в Англии, а вот во Франции – свыше двадцати всего за несколько лет.

Несмотря на это, он отказался от заграничного тура для продвижения своих работ. «Я лучше буду бедным человеком [в Англии], чем богатым – за границей», – пояснил он.

  • Ушедший Ангел
  • В январе 1828 года – вскоре после рождения седьмого ребёнка – в возрасте 41-го года умерла Мария Констебл, уже долгое время страдавшая чахоткой. Безутешный художник писал: «Ежечасно ощущаю потерю своего ушедшего Ангела – Бог знает, как будут расти мои дети…

Для меня лицо Мира полностью изменилось». С тех пор, по свидетельству биографа Чарльза Лесли, он одевался только в чёрное и стал «жертвой меланхолии и тревожных мыслей». О детях же Констебл заботился до конца своих дней.

  1. Ещё во время болезни Марии семья переехала в Хэмпстед – пригород Лондона.
  2. Там Констебл начал писать этюды неба, тщательно документируя хорошо узнаваемые метеорологические явления .

Джон Констебл «Вид на Хэмпстед-Хит,раннее утро»  1821, 24.1×34.9 см • Масло

Джон Констебл «Хэмпстед-Хит с радугой» 1836, 50.8×76.2 см • Масло, Холст

Джон Констебл «Вид на Хэмпстед-Хит  в штормовую погоду» 1830, 15.6×19.4 см • Масло, Дерево, Бумага

Джон Констебл «Рукав прудаХилл,Хэмпстед» 1828, 60.6×78.1 см • Масло, Холст

Эти наброски затем становились частью композиции полномасштабных холстов.

К 1824 году в его живописной манере появилась изобразительная фрагментация, с помощью которой художник стремился передать оптические эффекты. Наряду с использованием живых и ярких цветов это заставило многих ошибочно называть его предшественником импрессионизма.

  • Отчуждение и депрессия
  • В поздний период Констебл перестал писать определённые места – частично из-за того, что делал этюды в разных регионах: в Солсбери или на фешенебельном приморском курорте Брайтон, где Мария пыталась поправить здоровье.
  • Но такое абстрагирование и отказ от изображения фермерского труда можно трактовать иначе.
  • Экономическая депрессия после Наполеоновских войн привела сельское хозяйство в упадок.
  • Вопреки этому консервативный Констебл решил воспевать отвлечённую «старую добрую Англию», не затронутую индустриальными и социальными изменениями.

Членом Королевской академии художеств живописец стал поздно – в 1829 году в возрасте 52-х лет – во многом из-за своего тяжёлого характера. Его письма 1830-х годов полны отчуждения и депрессии.

  1. Такие настроения, без сомнения, подпитывались критическими нападками, которые сыпались на него и Уильяма Тёрнера с середины 1820-х годов.
  2. Хотя эти мастера никогда не были близки и по-разному подходили к пейзажной живописи, оба выросли в традициях сэра Джошуа Рейнольдса.
  3. А это заслуживало пренебрежения в глазах нового поколения художников и критиков, которые формировали собственные ценности в быстро развивающемся промышленном обществе.
  4. Тем не менее, Констебл продолжал работать.
  5. После смерти Марии осталось 20 тысяч фунтов, и он решил издать серию гравюр (меццо-тинто) на основе своих картин.

 Джон Констебл «Морское побережье» 1830, 14.3×22.1 см • Меццо-тинто, Бумага  

Джон Констебл «Мельница у Колчестера» Середина XIX века, 13.5×18.7 см • Меццо-тинто, Бумага

Джон Констебл «Вид н собор Солсбери» Середина XIX века, 15.9×23.4 см • Меццо-тинто, Бумага

Джон Констебл «Стоунхендж» Середина XIX века, 13.2×19.8 см • Меццо-тинто, Бумага

Джон Констебл  «Мельница Гилленхем.Дорсет»Середина XIX века, 18.6×15.4 см • Меццо-тинто, Бумага

Читайте также:  Собирательницы колосьев, жан-франсуа милле, 1857

Однако нерешительность и постоянные сомнения сослужили ему плохую службу. Работа над четырьмя десятками отпечатков затягивалась, один из них художник корректировал 13 раз.

  • В результате, когда сборник под названием «Английский пейзаж» вышел в свет, он не заинтересовал необходимое количество подписчиков.
  • Предприятие потерпело финансовый крах.
  • Ода прошлому

В 1836 году Джон Констебл представил в Королевской академии свою последнюю картину – «Кенотаф в память о сэре Джошуа Рейнольдсе на территории Колеортон-холла, Лестершир» (кенотаф – символическая могила, не содержащая останков). Работа была посвящена «отцу британского искусства», которого почитал живописец.

  1. «Кенотаф в память о сэре Джошуа Рейнольдсе на территории Колеортон-холла, Лестершир» 1836, 132×108.5 см • Масло, Холст

Это полотно стало одой уходящему традиционному миру, в котором сформировались личностные и художественные ценности Констебла.Сам он скончался в ночь на 31 марта 1837 года, видимо, от несварения желудка, и был похоронен рядом с Марией на кладбище Святого Иоанна-на-Хэмпстеде.

В том же семейном склепе позже упокоились и два их сына – Джон Чарльз и Чарльз Голдинг Констеблы. В 1888 году дочь живописца Изабель подарила работы отца британской нации. Некоторые из ныне живущих потомков Джона Констебла продолжают дело своего знаменитого прародителя. Так, 47-летняя художница и скульптор Саша Констебл живёт и работает в Камбодже.

В 2003 году она выставила свои работы вместе с картинами отца – Ричарда Голдинга Констебла.

  • Наследие
  • Влад Маслов
  • источник

Джон Констебл ещё при жизни завоевал репутацию уважаемого и значительного пейзажиста. Но в биографии, которую шесть лет спустя его смерти опубликовал Чарльз Лесли, он предстаёт ещё и как искренний и преданный делу художник, боровшийся с беззаконием и непониманием. На самом деле автор отредактировал его переписку, скрыв наименее привлекательные черты характера своего друга.К началу XX века творчество Констебла было переоценено. В попытке найти британских предшественников импрессионизма, искусствоведы предали чрезмерное значение его эскизами маслом. В конце прошлого столетия эта область исследований была признана спорной на основании исторических фактов. Также отдельные учёные пытаются трактовать пейзажи художника в контексте его эпохи и видят в них сложные произведения искусства, зачастую имеющие глубокий политический подтекст. Другие же предпочитают рассматривать их как квинтэссенцию подлинного английского стиля и образа жизни. Тот факт, что споры продолжаются, подтверждает жизнеспособность ландшафтов Джона Констебла.

Источник: https://subscribe.ru/group/eruditsiya-i-tvorchestvo/14581570/

Джон Констебл: картины, биография

Дом, радуга, мельница, Джон Констебл

Автопортрет Джона Констебла

Констебл принадлежит к тем великим реформаторам живописи, чье творчество во всем его громадном значении было оценено гораздо позднее.

Он не пользовался признанием современников, его искусство формировалось медленно и трудно, но когда оно созрело, его влияние изменило все направление западноевропейской живописи XIX века.

Констебл открыл для живописи новую область — природу, данную во всей непосредственности живого восприятия.

Он первый стал писать пейзажи на открытом воздухе, передавая динамику природы, ее вечное движение, изменчивость. На своих этюдах он всегда указывал время — «бурный день, девять часов утра», «24 декабря, после полудня, между половиной второго и четырьмя» и т. д. Эффектам солнечного освещения он предпочитал скромный свет облачного дня.

По выражению известного историка искусства Б. Р. Виппера, «начиная с Констебла из европейского пейзажа на долгие годы исчезает «хорошая погода». Одной из особенностей . искусства Констебла было то, что он писал эскизы в размер картины, а затем повторял их для выставок в более гладкой манере как уступку вкусам публики.

Именно эти «эскизы» и составляют основное художественное наследие Констебла, предвосхищая достижения Коро и импрессионистов. Однако и законченные картины были столь необычны, что будучи выставлены в Париже произвели настоящий переворот в умах французских художников.

Известно, что Делакруа, увидев пейзажи Констебла, переписал заново весь фон «Хиосской резни» за 14 дней до открытия выставки. Констебл родился в деревне в самом сердце Англии, и с английской деревней он связан, «как улитка со своей раковиной» (Л. Вентури).

Его отец был богатым мельником, и изображение мельницы было первым опытом юного Констебла в живописи. От подобных тем он не отходил всю свою жизнь. Его пейзажи — это виды немногочисленных мест, хорошо ему знакомых: Дедем в Суффольке, Хемпстед близ Лондона долина реки Стур.

Констебла интересует не разнообразие композиционных мотивов, а оттенки освещения и изменения воздушной среды, живость игры рефлексов, непрерывное взаимодействие элементов природы, вплоть до дуновения ветра и блеска росы на траве.

Каждая картина Констебла — это чудо искусства. Не только свежий, чистый колорит (Констебл первый изгнал из живописи коричневато-золотистый «музейный» тон), но и самая манера наложения краски, сама фактура живописи создают ощущение необычайной естественности открывающегося нашим глазам пейзажа.

Динамичный, подвижный мазок Констебла как бы соответствует движению взгляда художника — его направлению, скорости. У Констебла нет ровно закрашенных плоскостей, и небо и земля состоят из тысячи оттенков — фиолетовых, желтых, серо-голубых, из контрастов плотных, темноватых тонов с сияющими и лучезарными.

Читайте также:  Музей современного искусства, италия, риволи

Он не боится вводить черный тон, чтобы подчеркнуть серебристое сияние воздушной колокольни готического собора «Собор в Солсбери», 1823), применяет яркое пятно чистой желтой краски для изображения цветущего луга («Повозка с сеном», 1821), воссоздает мерцание серого света пасмурного дня не только цветом, но и фактурой — естественное освещение скользит по неровностям полотна, создавая дополни­тельный эффект («Шлюз в Дедеме», «Прыжок лошади», 1825) Ощущение драматизма, тревожный трепет приближающейся бури, всю богатую внутреннюю жизнь природы художник передает чисто живописными средствами.

При всем этом в пейзажах Констебла нет субъективности видения: его пейзажи объективны в лучшем смысле этого слова.

Художник не делает пейзаж носителем своего настроения — он открывает реально существующие внутренние богатства самой природы, В своих теоретических вы­сказываниях Констебл с недоверием относится к воображению, к изучению произведений великих художников и призывает к «чистому восприятию природы».

Он писал: «То, что я пытаюсь передать в своих картинах — это свет, роса, легкий ветерок, цветение, свежесть; ничто из этого до сих пор не было передано на полотне ни одним живописцем». Жизнь Констебла небогата внешними событиями. Он никогда не знал нужды, но никогда не знал и особенного богатства.

Стремление учиться живописи, правда, вызывало некоторые возражения его отца, но только потому, что первоначальные успехи молодого художника не были блестящими. Полюбив девушку более высокого социального положения, Констебл все же после многолетних волнений и страданий женился на ней и был счастлив в семейной жизни. В 1829 году он стал действи­тельным членом Академии худо­жеств. Картины его появлялись на выставках и некоторые даже продавались.

И тем не менее эта внешне благополучная жизнь была полна и глубоких душевных страданий и мелких уколов самолюбия.

Крити­ка издевалась над его картинами, столь непохожими на то, что обычно выставлялось в салонах (один «остроумец» воскликнул перед картиной Констебла — «Где мои пальто и зонтик?!»), а при избрании в Академию ему дали понять, что это большая милость Единственным его успехом была выставка в парижском Салоне 1824 года. Во Франции сразу поняли величие и оригинальность этого необыкновенного художника.

До конца жизни Джон Констебл оставался непризнанным и про­должал мужественно идти трудным путем одиночки-первооткры­вателя.

«Мое скромное искусство можно обнаружить в любой тропинке… Думайте об этом, что хотите, но, во всяком случае, оно мое», — писал он.

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/2802-constable.html

Джон Констебл — английский живописец

Под влиянием пейзажей художников того времени Рейсдала, Клода Лоррена, Констебл духовно приблизился к природе. Непосредственное наблюдение природы, свободное использование художником цветов были исключительными в его дни.

В 1802 году он впервые выставился на выставке в Лондонской академии. В 1805 году он представил «Пейзаж при лунном свете», а в 1806 году рисунок «Виктория» — корабль его величества в битве при Трафальгаре с двумя французскими линейными кораблями».

Этот сюжет был навеян рассказом одного из земляков Констебля, служившего на корабле адмирала Нельсона. В том же году Констебль совершил двухмесячную поездку по живописным местам Уэстморлэнда и Камберлэнда.

В 1807 году он выставил несколько работ, навеянных этим путешествием, — «Вид в Уэстморлэнде», «Озеро Кесвик» и «БоуФелл, Камберлэнд».

Свои пейзажи Констебл создавал на основе огромного количества пленэрных этюдов, а некоторые картины, впервые в истории пейзажа, писал целиком с натуры.

Естественность композиции, чистота и свежесть цвета в произведениях Джона Констебла сочетаются с богатством оттенков, подвижностью дробных мазков.

Констебл часто изображал один и тот же мотив при разных метеорологических условиях, тонко передавая их своеобразие; с особой любовью он писал многочисленные этюды облаков. Искусство Джона Констебла способствовало становлению реалистической тенденций в живописи 19 в.

Умер Джон Констебль в Лондоне 31 марта 1837 года.

В США картины художника представлены в музее «Метрополитен», а также музее «Коллекция Фрика» (Нью-Йорк), в центре Меллона британского искусства (Нью-Хейвен, Коннектикут), а также галереях Филадельфии, Толедо, Чикаго. Великолепные примеры работ Констебла находятся в национальной галерее Лондона, музее Виктории и Альберта.

Пейзаж пашни в графстве Саффолк

Перистые облака

Пляж и подвесной мост в Брайтоне

Портрет Марии Бикнелл

Праздник в честь победы при Ватерлоо

Проселочная дорога

Скачущая лощадь

Строительство лодки во Флэтворде

Ферма в долине

Цветы в стеклянной вазе — Этюд

Шлюз и мельница в Дедхеме

Замок Хадлейт Этюд

Пашня

Парк Уайвенхо

Облака Этюд

Мэлверн Холл

Морской вид с грозовыми тучами

Морское побережье с парусниками в Брайтоне

Мельница во Флэтфорде

Лодки на реке Стоур

Вид на мост Ватерлоо со ступеней Уайтхолла, 18 июня 1817

Вид на собор в Солсбери из епископского сада

Вид на Хайгет

Вид на Эпсом

Вид с реки на собор в Солсбери.

Залив в Веймуте

Долина в Дедхеме

Долина Стоур с церковью в Дедхеме

Воз сена

Воз сена Этюд

Источник: http://design-kmv.ru/zhivopis-2/zarubezhnaya-zhivopis/dzhon-konstebl-anglijskij-zhivopisec.html

Ссылка на основную публикацию