В Кяхтинском районе находится большое количество памятников природы. Здесь можно встретить памятники, уникальные водные объекты, геологические памятники природы и др. Наиболее интересные из них: горы Большой и Малый Кумын, Усть-Кяхтинская пещера, пещера Баян-Дэлгэр. В местности Киран на правобережье р.Киран находится гряда песчаных барханов высотой до 7 м.
Пещера Городовой Утес. Пещера находится в долине реки Чикой, в ее правобережной части у села Алтай. В ней сохранилось много наскальных рисунков, выполненных красной охрой. Особенно впечатляют рисунки огромных орлов на потолке с размахом крыльев величиной до 1 метра. Городовой Утес — сакральное место, здесь сооружено несколько «обо».
Курорт Киран. Находится в 300 км от г. Улан-Удэ и 30 км восточнее города Кяхта на берегу озера Киран. Озеро неглубокое, бессточное с теплой водой и обильной водной растительностью. Весной и осенью оно является местом отдыха перелетных птиц. Рапа озера давно известна своими уникальными лечебными свойствами
.В 1825 году здесь была построена первая грязелечебница, здесь можно принять ванны и лечебную грязь, для гостей на берегу реки Чикой открыт гостевой домик «Бережок» где можно хорошо отдохнуть, прогуляться по сосновому лесу, порыбачить, поиграть в разные спортивные игры и многое др.
Культурные исторические памятники
Кяхтинский район известен памятниками истории, культуры и археологии, которые представляют интерес не только для специалистов. Среди них одним их наиболее впечатляющих объектов, связанных с эпохой первого в Центрального Азии государства Хунну, является группа могильников в Ильмовой пади. Она находится в 23 км от Кяхты по автодороге Кяхта—Улан-Удэ. При археологических раскопках захоронений — их около 320, принадлежащих разным слоям хуннского общества — получены предметы быта, оружие, элементы конской упряжи; подлинные произведения искусства ажурные пряжки и пластины из поясных наборов. Разнообразные керамические сосуды хунну восхищают совершенством формы и пропорций.
Храм Воскресенья и Храм Свято-Успенской церкви
Музеи
Кяхта — это один из малых городов России, сохранивших своеобразный облик старинного купеческого города. Постепенно он становится одним из центров культурного туризма в Кяхтинском районе Республики Бурятия.
Кяхтинский краеведческий музей имени академика В. А. Обручева
Музей основан 1 января 1890 года. Инициатором создания музея был П. С. Михно, местные купцы и интеллигенция. Активно содействовали его созданию известные ученые- путешественники супруги Потанины.
Основу музейных коллекций составили материалы экспедиций по археологии, палеонтологии, антропологии, энтомологии, ботанике, орнитологии, ихтиологии, геологии, нумизматике.
В 1890 году, после посещения Кяхты семьёй Потаниных, был избран временный комитет, занявшийся поиском средств на содержание музея. Первым хранителем музея стал П. С. Михно.
С музеем тесно связаны имена известных ученых и исследователей Центральной Азии: Н.М.Пржевальского, Д.А.Клеменца, супругов Потаниных, Г.Е.Грумм-Гржимайло, П.П.Семенова- Тянь- Шанского, В.А.Обручева и других
Мемориальный Дом-музей «Конспиративная квартира «Сухэ-Батора»
Пограничный город Кяхта сыграл особую роль в истории Монголии, именно в Кяхте были заложены основы суверенности современного Монгольского государства, ставшего для нашей страны другом и союзником на долгие годы.
Ярким свидетельством дружбы и сотрудничества стран является открытие в 1971 г. в городе Кяхта Мемориального Дома — музея 1-го съезда Монгольской народно-революционной партии.
Музей Российско-Монгольской дружбы
В настоящее время музей Российско-Монгольской дружбы, сохранив Мемориальный комплекс, дополнен разделом «Российско-Монгольские отношения на современном этапе». В выставочных залах музея созданы экспозиции, в основе которых лежат слова исследователя Центральной Азии Д.А.
Клеменца: «Оказав громадную услугу русской торговле в прошлом, Кяхта, основав музей, окажет ее и далекому будущему. По музею, как по живой книге, будут знакомиться с Китаем и Монголией русские люди и в потомстве будет обеспечена благодарная память основателям».
В залах музея размещены экспонаты уникальных коллекций, собранные членами Троицкосавско-Кяхтинского отделения Русского Географического общества.
На выставке «Монголия — страна «Великой степи» музейные предметы позволяют представить с разных сторон традиционную культуру, типы хозяйства, мировоззрение народов Монголии.
Особое место в экспозиции музея отводится выставке «Философия буддизма». Экспонаты рассказывают об истории буддизма, особенностях и символах индо-тибетской философии, искусства.
Экспозиция — со своей атмосферой, непривычным внутренним ритмом и настроением. Один из разделов посвящен XII Пандито Хамбо Ламе Даши Доржи Итигэлову.
По традициям буддизма предметы несут в себе, светлую связь с XII-м Хамбо Ламой.
Экскурсия в музеи
Святые места
В двух километрах западнее от дацана («Балдан Брейбун») находится уникальное место паломничества, которое притягивает буддистов со всего Забайкалья, России и даже мира. Здесь проявляется божество Авалокитешвара и его мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ
Дацан “БАЛДЫН-БРЭЙБУН является первым по времени строительства буддийским храмом в Забайкалье.
Предыдущая страница Следующая страница
Географическое положение Кяхтинского района
Кяхтинский район находится на юге Бурятии. Он соседствует с Джидинским, Бичурским и Селенгинским районами республики. С восточной стороны располагается Забайкальский край. С южной стороны граничит с Монголией.
По территории района протекают такие крупные реки, как Селенга и ее приток Чикой. Они удобны для плавания небольших судов катамаранов, байдарок и других. В месте слияния образуют широкую стрелку.
В районе размещаются невысокие Малхайский, Бургутуйский, Калиновый и Базальтовый хребты. Ландшафт, в основном, степной и лесостепной.
В районе, в основном, сосновые леса. Они произрастают на склонах сопок и в долинах рек. Остальную территорию составляют степи с множеством душистых трав.
Климат района характеризуется периодичной засушливостью, резкой континентальностью.
Лето в первой половине умеренно теплое, сухое, среднесуточная температура воздуха в июле достигает +18 °С. Вторая половина лета отличается частыми дождями.
Зима холодная, много солнечных дней, малоснежная. Температура воздуха в январе в среднем — 21°С.
История Кяхтинского района
- В 1872 году был образован Кяхтинский район, тогда он назывался Троицкосавский уезд и входил в Забайкальскую область.
- Когда в 1923 году была создана Бурят-Монгольская Республика, данный уезд вошел в ее состав.
- Через одиннадцать лет город Троицкосавск объединяется со слободой Кяхтой в город Кяхту, и район получает название — Кяхтинский.
Население района насчитывает больше 41 тысячи человек. Плотность населения в районе на квадратный метр составляет около 9 человек.
Большую часть населения составляют русские — около 30 тысяч человек, буряты — около 10 тысяч. Остальное население — украинцы, татары, эвенки, сойоты и другие народности.
Экономика и промышленность района
Сельское хозяйство — основа экономики района. Больше развито животноводство, а именно молочно-мясное направление и переработка шерсти овец.
На земельных площадях района сеют зерновые культуры — пшеницу, овес, гречиху, рожь, ячмень, сажают разные овощи.
В районе работает завод по производству масла, хлебопекарни, цехи по переработке мяса и изготовлению полуфабрикатов, деревообрабатывающие предприятия и другие промышленные предприятия.
Достопримечательности Кяхтинского района
Исторический город Кяхта
- Кяхта — главный центр российско-китайской торговли на востоке страны уже на протяжении 200 лет.
- На сегодняшний день в городе располагается более 30 памятников архитектуры, истории и градостроительства местного и федерального значения.
- В городе расположены жилые дома XІX века, в которых гармонично сочетаются различные стили архитектуры и богатая народная фантазия.
Археологические памятники района
Представлены курганными могильниками гуннов, памятниками мезолита и палеолита, древними поселениями и писаницами — наскальными рисунками, широко известные в Западном Забайкалье. Также на территории расположены плиточные могилы — херексуры.
Поселения и грунтовые могильники в Бурятии совершенно идентичны тем, которые найдены в Монголии. На стоянках были найдены разные предметы труда: наконечники копий, нуклеусы-скребла и другие.
Ильмовая падь
На территории пади расположено множество древних кладбищ, обнаружено более 300 мест погребений древнего народа — гуннов, как рядовых представителей, так и аристократии.
Пещера Городовой утес
Пещера располагается на правом берегу Чикоя, на равнине. Ценность пещеры в ее наскальных древних рисунках, которые выполнены красной охрой.
Троицкий собор
Построен в центре Троицкосавска.
Впервые собор был выполнен из дерева, а в начале XІX века на предоставленные кяхтинскими купцами средства воздвигли каменный собор.
Мурочинский дацан
Это один из первых буддийских храмов в Забайкальском крае.
Курорт Киран
Курорт известен местным жителям уже давно и славится своими лечебными уникальными грязями. Среди европейцев стал известным в конце XVІІІ века.
Видео о Кяхтинском районе
Источник: http://cityattr.ru/rossiya/dostoprimechatelnosti-goroda-kyaxta-buryatiya.html
Кяхта
Кяхта — один из пяти исторических городов Бурятии, расположенный на самой границе с Монголией. Определение «один из пяти» в свете кяхтинской истории звучит излишне скромно: два с половиной века Кяхта оставалась богатейшим торговым узлом Российской империи и важным культурным центром на востоке России. Основным источником богатства города была торговля с Китаем, главный товар — чай.
Бурятия. Кяхта. Антон Агарков / Strana.ru
Бурятия. Кяхта. Антон Агарков / Strana.ru
Точнее сказать, город назывался Троицкосавском, а Кяхтой — торговая слобода при нем. Кяхтой называется и речка, которая здесь течет, а само слово происходит от бурятского именования растения пырей: то есть это место, заросшее пыреем.
В «пырейном месте» на реке Кяхте в 1727 году хорватский негоциант Савва Рагузинский-Владиславич, состоявший на русской дипломатической службе, подписал с китайцами Кяхтинский договор о разграничении торговли и установлении границы между Россией и Китаем. Он же заложил здесь пограничный острог с Троицкой церковью.
Один из приделов церкви посвящался Савве Сербскому, святому покровителю Рагузинского, так что выросший вокруг острога город получил имя Троицкосавск. Так Кяхта официально называлась до 1934 года.
Бурятия. Кяхта. Краеведческий музей. Антон Агарков / Strana.ru
Бурятия. Кяхта. Троицкий собор. Антон Агарков / Strana.ru
Через Троицкосавск и Кяхту проходил Великий чайный путь, по которому караваны верблюдов везли чай из Китая — через Монголию в Россию и дальше в Европу. Национальным русским напитком стал именно китайский чай из Кяхты. «Кяхтинский чай да муромский калач — полдничает богач» — выразительная пословица из словаря Даля.
Стоит отметить, что «кяхтинский» — это не сорт, так называли все высококачественные китайские сорта, черные и зеленые, ввозившиеся этим путем. А чай, который попадал в Россию из Европы, называли «кантонским».
Его доставляли морем из китайского порта Кантон (Гуанчжоу), он был дешевле и хуже качеством: долгое время ошибочно считалось, что такой способ транспортировки портит чай, поэтому его специально обрабатывали. В Европе кяхтинский чай называли «русским».
Бурятия. Кяхта. Краеведческий музей. Антон Агарков / Strana.ru
Бурятия. Кяхта. Краеведческий музей. Антон Агарков / Strana.ru
Через Кяхту проходила большая часть всего торгового оборота между Россией и Азией. Город богател, его называли «Москвой на Востоке». Специально для нужд торговли в 1830-х в Кяхте открылось училище китайского языка.
Несколько лет в нем преподавал отец Иакинф Бичурин — первый русский китаист, написавший для своих кяхтинских учеников опять же первый русский учебник китайской грамматики. Училище ежегодно выпускало переводчиков, и его активно поддерживали местные купцы.
Взаимодействие с Китаем было настолько обыденным, что в Кяхте сложился особый «кяхтинский» язык — своеобразная смесь русского и китайского, что-то вроде русского языка «без склонений и спряжений, с постановкою гласной буквы между каждыми двумя согласными», как написано в словаре Даля. Говорят, что известная фраза «твоя моя не понимай» пошла именно отсюда.
Бурятия. Кяхта. Краеведческий музей. Фигуры китайских купцов. Антон Агарков / Strana.ru
Кяхта процветала вплоть до середины XIX века, когда большие партии чая начали без страха перевозить по морю, и чайная контрабанда сильно вредила традиционной торговле. Потом постройка Транссиба создала новый, более дешевый «чайный путь» по железной дороге, не через Монголию, а через Владивосток, и Кяхта начала приходить в упадок.
Бурятия. Кяхта. Ленин и Воскресенская церковь. Антон Агарков / Strana.ru
Бурятия. Кяхта. Антон Агарков / Strana.ru
Сегодня от былого процветания остались только исторические памятники, довольно многочисленные, но нуждающиеся в реставрации. Кяхта выглядит как обычный провинциальный городок в окружении сопок. Следы былой роскоши — старинная застройка разной степени сохранности. Комплекс Гостиного двора, куда прибывали чайные караваны, с советских времен украшает памятник Ленину.
Великолепная Воскресенская церковь отреставрирована и уже стала визуальным символом города. Троицкий собор, выстроенный в начале XIX века на месте старейшей Троицкой церкви, лишь осенью 2018 года дождался начала реставрации. Ждет возрождения и дом купца Лушникова, одного из кяхтинских миллионеров-меценатов.
Он имеет охранный статус архитектурного памятника, но все еще похож на руины.
Бурятия. Кяхта. Дом купца Лушникова. Антон Агарков / Strana.ruБурятия. Кяхта. Дом купца Лушникова. Антон Агарков / Strana.ru
Особо мрачный исторический квартал — Красные казармы. В этих кирпичных зданиях дореволюционной постройки стояли войска Колчака и части барона Унгерна, в подвалах томились военнопленные Первой мировой и красноармейцы, нашедшие здесь свою смерть. Потом казармы стали советским военным городком, и его жители рассказывали жуткие вещи: будто бы в этом месте обитают призраки казненных пленников.
Бурятия. Кяхта. Красные казармы. Антон Агарков / Strana.ru
О том же периоде кяхтинской истории напоминает мемориальный знак Дамдину Сухэ-Батору, музей «Конспиративная квартира Сухэ-Батора» и улица его имени.
В 1920 году вождь монгольской революции скрывался в Кяхте в подполье, а потом наградил город высшим орденом Монгольской республики — орденом опять же Сухэ-Батора.
Этот орден Кяхта исторически заслужила: монголов здесь всегда было еще больше, чем китайцев, и учредительный съезд Монгольской Народной партии тоже прошел в Кяхте.
Бурятия. Кяхта. Памятный знак о присвоении городу ордена Сухэ-Батора. Антон Агарков / Strana.ruБурятия. Кяхта. Воскресенская церковь. Антон Агарков / Strana.ru
Все яркие грани кяхтинской истории наглядно представляет городской краеведческий музей — очень достойный, старейший в Бурятии. Четырнадцать музейных залов представляют и Кяхту буддийскую, и Кяхту православную, и китайских торговцев (манекены, выполненные в точном соответствии с реальностью, — одни из первых экспонатов музея), и русских купцов, и гуннов, и монголов, и все диковины района.
Бурятия. Кяхта. Краеведческий музей. Антон Агарков / Strana.ru
Музей носит имя академика Владимира Обручева — когда-то Кяхта была форпостом для таких, как он, путешественников и исследователей Азии. Среди них была и первая женщина, принятая в Русское географическое общество — Александра Потанина.
Вместе с мужем она занималась исследованиями Монголии и Центральной Азии и умерла от внезапной болезни в экспедиции по дороге в Шанхай в 1893 году. Ее похоронили на Успенском кладбище Троицкосавска.
В 1950-х на могиле Потаниной поставили памятник, который можно увидеть и сегодня.
Бурятия. Кяхта. Памятник на могиле А.В. Потаниной. Антон Агарков / Strana.ruБурятия. Кяхта. Пограничная вышка. Антон Агарков / Strana.ru
Кяхта по-прежнему остается важным пунктом для путешественников. Деловые люди и просто туристы едут если не прямо в город, то через него: в 2011 году в Кяхте открыли многосторонний автомобильный пропускной пункт (МАПП) с таможней, самый современный и удобный на монгольской границе. Монгольские степи видны в Кяхте буквально из окон, а пересечь границу можно без визы.
Бурятия. Кяхта. Улица Ленина. Антон Агарков / Strana.ruБурятия. Кяхта. Антон Агарков / Strana.ru
По эту сторону границы с Кяхтой связаны еще два популярных туристических направления: курорт Киран на озере с тем же названием — в 30 километрах от города и Мурочинский дацан в селе Мурочи — в 40 километрах. Что касается самой Кяхты, то создание туристической инфраструктуры пока лишь в процессе.
Бурятия. Кяхтинский район. Мурочинский дацан. Антон Агарков / Strana.ru
В Кяхте нет железнодорожного вокзала, так что добираться до города нужно автомобильным транспортом. Ближайшая ж/д станция — Наушки. В Наушки ходят поезда из Иркутска и Улан-Удэ, также там останавливаются международные поезда, следующие из Москвы в Пекин и Улан-Батор. До Кяхты из Наушек можно доехать на маршрутке или рейсовом автобусе. Расстояние — 30 километров.
Ближайший аэропорт находится в Улан-Удэ, удаленном от Кяхты на 230 километров (по трассам). Из Улан-Удэ до Кяхты тоже ходят маршрутки, которые отправляются от Южного автовокзала «Селенга» каждый час. Дорога займет 3-4 часа.
Источник: http://strana.ru/places/70814/info
История музея — Кяхтинский краеведческий музей ГАУК РБ "Кяхтинский краеведческий музей"
Дом, в котором размещался музей до 1894г.
Городское училище. г.Троицкославск (Кяхта)
Музей в наши дни
Владимир Афанасьевич Обручев
Один из старейших музеев Сибири и Дальнего Востока, основан в 1890 году, является одним из самых крупных музеев России, также его называют «Сибирским Эрмитажем». Является крупнейшим хранилищем истории Юго-Западного Забайкалья и Кяхты. До 20-х годов XX в. – единственное научно-исследовательское учреждение на территории современной Бурятии. Фонды музея насчитывают более 120000 единиц хранения. Это уникальные археологические коллекции, эталонные образцы флоры и фауны, предметы российско-китайской торговли XVIII – XIX вв И одними из интереснейших коллекций музея, отражающих историю города, края, страны, несомненно, можно считать фонд «Документы и фотодокументы» состоящий из около 5000 документов и фотографий и Редкий книжный фонд (РКФ) – гордость музея, книжное собрание, включающее более 30 тысяч книг и карт.
Редкий книжный фонд Кяхтинского краеведческого музея является самым крупным хранилищем книг ХYIII – ХХ веков в крае. Книги Кяхтинского музея могут служить источниками по различным научным направлениям, отражают историю книжного дела в России.
Музейная коллекция «Документы и фотодокументы» содержит значительные материалы по истории краеведения, развитии науки, газетного и издательского дела в дореволюционной Бурятии. Фотографии Н.А. Чарушина представляет собой собрание фотографий с видами Монголии и типов её населения конца Х1Х века.
Фотографии старой Кяхты ярко иллюстрируют купечество, торговлю второй половины Х1Х начала ХХ в.в. Документы Н.В. Богашева содержит самую разнообразную информацию о крае досоветского периода. В коллекции имеются личные фонды краеведов П.С. Михно, С.А. Успенского, Р.Ф. Тугутова, А.Н. Орловой и др.
Все материалы музея могут быть использованы в качестве источников по различным научным отраслям.
Природоведческие коллекции включают в себя собрания по геологии, палеонтологии, ботанике, орнитологии, коллекции млекопитающих, рыб, моллюсков, обменного фонда с зарубежными научными учреждениями, животных с патологическими отклонениями от нормального развития.
В них содержится несколько десятков тысяч единиц хранения, что обеспечивает формирование достаточного полного и богатого представления об особенностях древней и современной природы юга Бурятии и сопредельных территорий России и Монголии.
Археологическое собрание музея отражает все периоды древней истории региона, показывает изменения в материальной и духовной культуре древнего населения северной части Центральной Азии. Коллекция включает материалы из древних могильников, поселений, подъемный материал по эпохе камня, бронзовому, раннему железному векам, сюннускому времени и средневековью. Этнографические коллекции включают предметы материальной и духовной культуры народов Забайкалья и Монголии: бурят, монголов, эвенков, забайкальских старообрядцев – семейских Они включают предметы быта и религии населения Бурятии. Восхищение вызывает коллекция предметов декоративно-прикладного искусства России, Монголии, Китая, Японии.
В коллекции огнестрельного оружия собраны более 70 образцов: пистолет кавказский, кремневые пистолеты, ружья, револьверы, пушка, ядра, снаряды, пулемет «Максим». Самой ранней датировкой огнестрельного оружия в коллекции музея отмечена пушка, на которой выкованы цифры: «1745 год».
По данным отчета Троицкосавско-Кяхтинского отделения РГО за 1901 год, пушка была перенесена в музей из штаб-лекарской заимки от разрушенного памятника, поставленного жителями города в сер. XIX в. в память проезда графа Н.Н. Муравьева-Амурского.
В коллекции огнестрельного оружия преобладает ручное оружие, одними из наиболее ранних являются ударно-кремневые пистолеты Сестрорецкого и Тульского оружейных заводов. Пистолет кремневый офицерский Тульского оружейного завода, 1825 года выпуска с вензелем императора Александра I «А-I», принадлежал братьям Бестужевым Н.А.
и М.А. Цевье, ложа, рукоять деревянные укреплены бронзовыми накладками. Пистолеты для дуэлей, как правило, изготовляли парами и помещали в специальные ящички, в которых также находились различные принадлежности. В коллекции музея представлен французский дуэльный пистолет, поступивший в 1975 году.
Рукоять и цевье украшены орнаментированными бронзовыми навершиями. Стальной спусковой механизм также декорирован растительным орнаментом.
В фондах музея имеются материалы, характеризующие особенности исторического процесса в разные исторические периоды. Через Кяхту пролегали маршруты многих русских и советских путешественников — исследователей Центральной Азии. Музей целенаправленно вел комплектование материалов в этом направлении.
В фондах музея хранятся уникальные и интереснейшие материалы по теме «История географических открытий Центральной Азии»: личные вещи, экспедиционное снаряжение, документы, фотографии, мебель знаменитых путешественников – Н.М. Пржевальского, В.А. Обручева, Г.Е. Грумм-Гржимайло, П.К. Козлова, Г.Ц. Цыбикова, И.А. Ефремова, Э.М.
Мурзаева, А.Г. Банникова и др.
Материалы фондов отображают историю Бурятии и России ХIХ-ХХ веков: развитие культуры и образования; чайную торговлю России с Китаем, историю чая; историю купечества; включают личные вещи и акварели декабристов – братьев Н.А. и М.А.
Бестужевых; материалы, характеризующие революционное движение конца ХIХ – начала ХХ веков, русско-японскую войну 1905 – 1907 годов, I и II мировые войны (1914 – 1918, 1939 – 1945 годов), гражданскую войну 1918 – 1922 годов.
Одна из увлекательных интерактивных программ музея является чайная церемония – дегустацию чая, заваренного по старинным рецептам (включает до 8 видов чаев).
Кяхтинский краеведческий музей имени академика В.А.
Обручева предлагает следующие экскурсии: • Обзорная экскурсия по Кяхтинскому краеведческому музею — предлагается посетить 14 залов с постоянно действующими выставками, которые расскажут об истории основания города, о легендарном прошлом торговой Слободы, познакомят с богатейшей коллекцией гуннского времени и многое другое.
• Обзорная экскурсия по городу – «Кяхта историческая» (посещение Гостиных рядов, Гостиного двора, купеческих домов и др.). • Экскурсия – «Кяхта православная» — посещение православных храмов и церквей (Церковь Успения Божьей Матери, Троицкий собор, собор Воскресения христова).
• «Наследие гуннов» — посещение гуннских захоронений – могильника «Ильмовая падь» и «Царам». • Также действует «Выездной тур», который включает путевую экскурсию с Улан-Удэ до Кяхты. • Предлагает экскурсионную программу «Цветной калейдоскоп старообрядцев».
• Программа «Улан-Удэ — глазами школьника» познакомит с историей города и культуры Улан-Удэ.
• Историко-религиозную экскурсионную программу «Бурятия – священный край » с посещением святых мест, дацанов и церквей позволит воочию увидеть древние экспонаты, православные и буддийские святыни, узнать интересные факты из прошлого, а также увидеть памятники, посвященные великим событиям, происходившим в г. Кяхта и Бурятии. • Экскурсионная программа «Знакомство с культурой народов Бурятии» узнать интересные факты из прошлого, ощутить атмосферу старинных городов, увидеть древние экспонаты, православные и буддийские святыни; ознакомятся с историями основания городов, архитектурой, старыми названиями улиц, с расположением современных зданий.
Музей Российско-Монгольской дружбы (музей 1-го съезда монгольской народной партии) Россия и Монголия являются ближайшими соседями, этот объективный фактор, способствовал развитию политических, военных, торгово-экономических, культурных двусторонних связей.
Кяхта, основанная на границе России и Монголии, сыграла особую роль в формировании политической карты Евразии.
В Кяхте 25 мая 1915 г было подписано трехстороннее соглашение России, Китая и Монголии об автономии Внешней Монголии трёхстороннее компромиссное соглашение, по которому Монголия признавалась автономией при сюзеренитете Китая.
В 1921 году, опираясь на большую помощь Советской России, Монголия добились независимости, создав свое собственное монгольское государство. 1-3 марта 1921 г. в г. Кяхта прошло совещание командиров монгольских партизанских отрядов и революционных групп — I Учредительный съезд Монгольской Народной партии (МНП).
На съезде были утверждены программные цели МНП, состоящие из 10 пунктов. В них излагались задачи освобождения страны от китайских воинских частей и войск белогвардейского барона Унгерна, идея провозглашения монгольского государства. Было утверждено создание армии во главе с Д. Сухэ-Батором. Избран ЦК МНП во главе с С.
Данзаном и принят манифест партии. 13 марта 1921 г. было образовано Народное временное правительство в составе семи человек, которое вскоре возглавил Д. Бодоо. Особое внимание в своих решениях съезд уделял укреплению дружбы с Россией. Договор об установлении дружественных отношений между Россией и Монголией был подписан 5 ноября 1921 года в Москве. Дружба народов Монголии и России испытана временем и имеет богатую традицию.
Ярким свидетельством дружбы и сотрудничества стран является открытие в г. Кяхта Дома – музея «Конспиративная квартира Д. Сухэ – Батора» в 1958 г. и в 1971 г. Мемориального Дома – музея 1-й съезда МНП (ныне музей Российско-Монгольской дружбы). Музеи основаны по инициативе директора Кяхтинского краеведческого музея Р. Ф. Тугутова.
Сегодня в выставочных залах музея работают постоянная экспозиция «Мемориальная комната», выставки «Боевое братство», «Философия буддизма», «Этнография монголов». В настоящее время музей сохранив мемориальный комплекс, посвященный 1 съезду МНП, дополнил его разделом о современных Российско-Монгольских отношениях.
В экспозиции музея центральное место занимает орден Сухэ-Батора. В 1973 г. Кяхта указом Президиума Великого Народного Хурала МНР за вклад в развитие дружбы и сотрудничества была награждена высшей наградой народной Монголии – Орденом Сухэ-Батора. В ознаменование этого события на площади Советов была установлена стела с барельефным изображением ордена.
Братская дружба советского и монгольского народов, зародившаяся еще в период гражданской войны и скрепленная совместно пролитой кровью в боях на Халхин-Голе, еще более окрепла в суровые дни Великой Отечественной войны.
На выставке «Боевое братство» представлены письменные и фото документы, боевые реликвии, связанные с героическими сражениями на Халхин-Голе и в Великой Отечественной войне.
Материалы выставки рассказывают о том, что в тяжелые годы войны советские люди всегда ощущали не только моральную, но и значительную материальную поддержку братского монгольского народа. За свои героические подвиги многие из боевых сражений были награждены высокими советскими и монгольскими орденами и медалями.
Боевое братство наших Вооруженных Сил, рожденное и скрепленное кровью в сражениях с общим врагом, находит свое продолжение и развитие в ежегодных совместных учениях «Селенга». В музее в 2012 году была подготовлена выставка, рассказывающая о совместных учениях, которую посетили военнослужащие России и Монголии. Сегодня музей Российско-Монгольской дружбы известен за пределами Республики Бурятия.
Музей активно развивает туристическое направление в своей деятельности, организовывая экскурсионные туры на сакральное место Аранжан Кяхтинского района, где чудесном образом возникла мантра Ом Мани Падме Хунг, в духовную столицу Буддийской традиционной Сангхи России – Иволгинский дацан, в Улан-Удэ, на Байкал. Дом- музей «Конспиративная квартира Д.
Сухэ-Батора». Под влиянием Октябрьской социалистической революции 1917 года наиболее прогрессивно мыслящие представители Монголии, поверившие в идею свободы, братсва, равенства развернули подготовку национально-освободительного движения монгольского народа. В 1920 году под руководством Д.
Сухэ-Батора была послана делегация монгольских революционеров в Советскую Россию с просьбой о помощи. 22 ноября 1920 года Д.Сухэ-Батор прибыл в Кяхту. Здесь он жил нелегально в доме рабочего Лубсана Цыренова. Л. Цыренов познакомился с Д.Сухэ-Батором в 1913 году, когда работал в Монголии, на Иройских золотых приисках.
Музей основан в 1958 году по инициативе директора Кяхтинского краеведческого музея Р.Ф.Тугутова и расположен в скромном деревянном доме. Экспозиция развернута в зале, площадью 16 кв.м.
В музее воссоздана подлинная обстановка того времени, характерная для бурятских семей, проживающих в русском городе: божница с буддийскими атрибутами и мебель, изготовленная русскими сибиряками. Здание является памятником истории местного значения. Музей расположен по адресу: г.Кяхта, ул. Горно-Зерентуйская, 2.
Филиал Кяхтинского музея в городе Улан-Удэ. В 1989 году в г. Улан-Удэ открыт Литературный музей им.Х.Намсараева, позже переименованный в Музей истории культуры и искусства Бурятии. С 1 января 2010 года передан в качестве филиала Кяхтинскому краеведческому музею им.акад.В.А.Обручева.
Музей располагается в 2-хэтажном деревянном здании, являющимся памятником архитектуры начала ХХ века. Дом с мезонином принадлежал зажиточному горожанину. Экспозиционная площадь составляет 66 кв.м.
В филиале устраиваются временные тематические выставки, посвященные значимым датам и событиям из предметов богатейшей коллекции Кяхтинского музея, проводятся интерактивные мероприятия по истории Кяхты, Чайного Пути и т.д.
Музей активно развивает туристическое направление в своей деятельности, организовывая экскурсионные туры не только в г.Кяхта, Кяхтинский район, но и в другие интересные, исторические места Бурятии.
2015 год в городе Кяхта был объявлен годом Кяхтинского краеведческого музея. В течении всего 2015 года Кяхтинский краеведческий музей имени академика В.А. Обручева проводил цикл мероприятий, посвященных празднованию 125-летнего юбилея.
Двери одного из старейших музеев Сибири и Дальнего Востока всегда открыты для Вас!
Ждем Вас, дорогие наши посетители!
Источник: http://xn--80ajfjfi0cdw3h.xn--p1ai/istoriya-osnovaniya-i-deyatelnost-muzeya-na-sovremennom-etape/
Кяхтинский район — Краеведческий портал Бурятии и Улан-Удэ. Информационный портал Родное село
Был образован 12 декабря 1923 года. Территория района – 4684 тыс. кв. км. Население более 40 тыс. человек. В основном это русские и буряты, а также «карымы» – потомки от смешанных русско-бурятских браков.
Часть поселков, расположенных вдоль российско-монгольской границы, является местом проживания казаков. Район находится на юге Бурятии на возвышенности, пересеченной цепью горных хребтов, и граничит с Монголией. Хребты пересекают глубокие долины рек Селенги и Чикоя с притоками.
Расстояние от Улан-Удэ до города Кяхты – 235 км.
Кяхтинский район широко известен своими памятниками истории, культуры и археологии, которые представляют интерес не только для специалистов. Среди них, одним их наиболее впечатляющих объектов, связанных с эпохой первого в Центрального Азии государства Хунну, является группа могильников в Ильмовой пади.
Она находится на расстоянии 23 км от г. Кяхты по автодороге Кяхта – Улан-Удэ. Здесь расположено около 320 захоронений, принадлежащих представителям разных слоев хуннского общества. Среди них могилы знати, отличающиеся особым богатством.
В них найдены уникальные предметы быта и искусства, которые хранятся в коллекциях и выставлены экспозициях Кяхтинского краеведческого музея.
На территории района, недалеко от села Мурочи, на правобережье реки Чикой, был построен первый в Забайкалье буддийский храм – Мурочинский дацан (см. «Дацаны»).
Конечно же, наибольший интерес для туристов представляет сам город Кяхта – административный центр района. Свое название город получил от бурятского слова «хяг», что в переводе на русский язык означает «пырей».
Основан же был Кяхтинский форпост в 1728 году русским послом Саввой Лукичем Владиславич-Рагузинским, который прибыл в эти края для заключения договора с Китаем о государственной границе. Вначале казаками была заложена Троицкая крепость, выросшая со временем в город Троицкосавск.
А через год, после подписания российско-китайского трактата о границе и торговых отношениях, в четырех верстах от крепости была основана торговая слобода Кяхта. Напротив нее, на китайской стороне, возникла китайская торговая слобода Маймачен, ныне город Алтан-Булак.
Кяхта стала известна миру как золотые ворота России, через которые проходил «Великий чайный путь».
Благодаря развитию торговли, приведшей к возникновению богатого сословия кяхтинских купцов, в городе было построено большинство каменных зданий, а также здания церквей, архитектура и убранство которых отличались монументальностью и богатством.
Так, на средства кяхтинского купечества в 1812-1817 годах был возведен в стиле русского классицизма каменный Троицкий собор во имя Живоначальной Троицы с приделами во имя Рождества Богородицы и апостолов Петра и Павла. Долгое время он оставался самым крупным церковным зданием Забайкалья. Общая высота храма (до верхушки креста) составляла 30 м.
Монументальная ярусная колокольня высотой 37,7 м насчитывала восемь колоколов, общий вес которых достигал 509 пудов. На колокольне были установлены башенные часы с циферблатами «на две стороны, на восток и запад, с боем в 45 пудов колокол». Храм и колокольню венчали позолоченные кресты с цепями и коронами.
Собор известен тем, что здесь с 1854 года содержалась копия чудотворной иконы Божией Матери Сподручницы (поручительницы) грешных, которая мироточила и обладала исцеляющей силой. К ней приходили за исцелением многие больные люди. В 1997 году здание собора передано Русской Православной Церкви.
В Кяхтинской купеческой слободе в 1830 году был заложен каменный храм во имя Воскресения Христова с двумя теплыми приделами во имя Казанской Божией Матери, Святителя и Чудотворца Николая.
Ее проект принадлежал московскому архитектору Григорию Герасимову, а к ее строительству были привлечены итальянские мастера. Церковь строилась на средства от «аксиденции», а также за счет богатых пожертвований.
По отзывам современников, «по внутреннему благолепию и богатству храм этот едва ли найдет себе равных во всей Сибири». Его называли «Застывшей музыкой в камне».
Рядом с городским кладбищем (ныне не существует) города в 1727 году была построена деревянная Успенская церковь. А в 1884 году рядом с деревянной церковью была возведена Успенская каменная церковь.
Каменная Успенская церковь – памятник русской культовой архитектуры второй половины XIX века, в котором сочетаются элементы русско-византийского стиля и русского классицизма. Церковь одноглавая, крестообразная в плане.
Основными архитектурными элементами ее фасадов являются массивные пилястры тосканского ордера и четкие горизонтали антаблемента, охватывающего здание по всему периметру.
Высота церкви от пола до начала барабана составляет 10,24 м, внутренний диаметр барабана равен 8,30 м, площадь пола церкви – 336 м. В настоящее время церковь является единственной действующей в городе церковью.
В период наивысшего расцвета русско-китайской торговли было возведено каменное двухэтажное здание Гостиных рядов (1847-1853 гг.).
Оно представляет собой прямоугольный с галереями вдоль продольных сторон корпус, который состоит из одиннадцати почти одинаковых секций. Средней секции первоначально отводилась роль сквозного проезда.
Каждая секция имела два выхода на галереи, свет на них поступал через застекленные двери с тяжелыми двухстворчатыми ставнями.
Одним из ярких свидетельств расцвета кяхтинской торговли являются монументальные здания Гостиного двора, строительство которого было начато в 1835-м и закончено в 1842 году.
В 1865 году казна передала Гостиный двор в ведение кяхтинского купечества, за счет которого должны были производиться содержание и ремонт здания.
Для этих целей купцы Кяхты ежегодно выделяли 8-10 тысяч рублей из особого сбора – «аксиденции», который выплачивался при вывозе чая из Кяхты.
Возведенный в середине XIX века один из первых каменных одноэтажных домов с мезонином – дом купца А.М. Лушникова – принимал в своих стенах декабристов: Н.А. и М.А. Бестужевых, К.П. Торсон, И.И. Горбачевского, И.И. Пущина, С.П. Трубецкого и С.Г. Волконский с семьями, М.К. Юшневскую.
В 70-90-х годах прошлого столетия гостями Лушникова были известные путешественники и исследователи Центральной Азии: Н. М. Пржевальский, Г. Н. и А.В. Потанины, Д.А. Клеменц, П.К. Козлов, В.А. Обручев, американский путешественник Дж. Кеннан и многие другие.
Дом предполагается подвергнуть реставрации, после чего в его комнатах будет размещен Музей замечательных людей Кяхты.
Среди немногих купеческих домов, сохранившихся до нашего времени, известен и дом купца А. Д. Старцева.
В 1894 году Старцев пожертвовал свой двухэтажный каменный дом для размещения в нем коллекций музея, существовавшего при Троицкосавско-Кяхтинском отделении Русского Географического Общества.
Одним из более известных в настоящее время объектов является здание Кяхтинского краеведческого музея, старейшего музея Бурятии, в котором собраны интереснейшие, в том числе уникальные материалы, а его экспозиция неизменно вызывает повышенный интерес у посетителей.
В настоящее время Кяхта становится одним из центров культурного туризма республики, в городе развивается сфера обслуживания, досуга и развлечений. Туристов принимают четрые небольшие гостиницы.
На российско-монгольской границе действует международный автомобильный переход, через который туристы, путешествующие на автомобилях, могут проехать на территорию России и выехать из нее. Они могут это сделать также, путешествуя поездом.
Все пограничные формальности в таком случае оформляются на станции Наушки, которая находится в 29 км от города Кяхта.
Источник: http://www.minpriroda-rb.ru
Источник: http://selorodnoe.com/master/show/id3655116/
Кяхтинский краеведческий музей — это… Что такое Кяхтинский краеведческий музей?
Кяхтинский краеведческий музей им. академика В. А. Обручева — краеведческий музей, расположенный в городе Кяхта.
Касса, находится слева от здания музея
Монгольский раздел музея
Предметы быта монголов
Маски мистерии Цам
Сотрудники Кяхтинского краеведческого музея и Государственного Эрмитажа на раскопках в Оргойтоне
Музей основан 1 января 1890 года. Инициатором создания музея был П. С. Михно, местные купцы и интеллигенция. В 1890 году, после посещения Кяхты семьёй Потаниных, был избран временный комитет, занявшийся поиском средств на содержание музея. Тогда же стали появляться первые экспонаты. Первым хранителем музея стал П. С. Михно.
В 1892 году на средства кяхтинского купца И. Д. Синицына была снята квартира площадью 40 м² и закуплено музейное оборудование. К 1893 году фонды музея превысили 2 тысячи экспонатов. Купец А. Д. Старцев пожертвовал музею каменный дом. Ныне музей располагается в бывшем здании городского училища.
В создании музея принимали участие политические ссыльные. Из-за сопротивления местных властей музей не имел утверждённого устава и не считался официальным учреждением. Д. А. Клеменц в 1893 году прочёл в Кяхте лекцию «О задачах местных музеев» и предложил открыть в Кяхте отделение Императорского Русского Географического Общества.
13 июля 1894 года в Кяхте было открыто отделение РГО и музей, как подразделение РГО. Возглавлял Троицкосавско-Кяхтинское отделение РГО врач Ю. Д. Талько-Грынцевич (в будущем член-корреспондент Краковской Академии Наук и Чешско-Славянского научного общества). 1 января 1895 года музей был открыт для посещения публики по воскресным дням.
С 1894 года по 1897 год отделение и музей проводили экспедиции по изучению Юго-Западного Забайкалья. Музей ставил спектакли и концерты, проводил лекции. В формировании коллекции музея принимали участие В. А. Обручев, Д. А.
Клеменц, П. К. Козлов. Были составлены коллекции по энтомологии, орнитологии, герпетологии, ихтиологии, геологии, археологии, палеонтологии и ботанике.
В Монголии были закуплены предметы буддийского культа и предметы быта монголов.
XX век
Фонды музея к 1904 году выросли до 14 тысяч единиц хранения. К 1911 году сотрудниками музея было опубликовано 185 научных работ.
Во время Первой мировой войны научная деятельность музея была практически свёрнута. Во время гражданской войны музей почти прекратил свое существование.
31 января 1922 года Правительство Дальневосточной Республики (ДВР) приняло постановление о передаче музея в введение Министерства народного просвещения. Музей получил денежное содержание, штат работников и 2-х этажное здание бывшего 4-х классного городского училища. В апреле 1922 года хранителем музея вновь становится П. С. Михно.
Летом 1921 года П. С. Михно возобновил научные экспедиции. После образования Бурят-Монгольской АССР, с 1 октября 1923 года музей был передан в ведение Бурнаркомпроса. На 1 января 1924 года в коллекции музея находилось 19989 экспонатов.
В 1923 году музей посетило 4190 человек, состоялось 27 школьных экскурсий[1]. Коллектив музея состоял из 5 человек, поэтому в ноябре 1924 года при музее был создан ученический краеведческий кружок для старшеклассников.
С 1927 года кружок выпускал рукописный журнал «Следопыт», который позднее стал называться «Кяхтинский краевед».
Летом 1930 года музей провёл исследования Боргойской степи. Было собрано 350 видов растений, 32 образца почв, 200 образцов горных пород, около 1000 насекомых, 20 змей, мхи и лишайники. В километрах на восток от Боргойского сомона был найден оленный камень[2].
К 1931 году коллекции музея выросли до 50 тысяч единиц хранения.
В 1940 году в честь 50-летия музея ему было присвоен статус республиканского музея и имя академика В. А. Обручева.
- После Великой отечественной войны музей организовал 10 краеведческих кружков, выпускал газету «За советскую науку».
- В 1964 году сотрудники музея участвовали в создании краеведческого музея в городе Сухэ-Батор, Монголия, в 1970-е — в создании музея Монгольской Народной революции в городе Алтан-Булак.
- В 1975 году в Новоселенгинске был открыт филиал Кяхтинского музея — «Музей декабристов».
В 1982 году при участии сотрудников музея был создан Музей народного творчества народов Забайкалья, в 1984 году — народный музей в селе Шарагол. В 1981 году из научной библиотеки музея был выделен фонд редких книг.
В 1980-е — 1990-е годы музей принимал участие в археологических исследованиях. В 1996 году на базе Кяхтинского краеведческого музея был проведен Международный конгресс ученых археологов.
XXI век
В 2004 году сотрудники музея работали над созданием нового музея — «Музея Российско-Монгольской дружбы».
В августе 2009 года сотрудники музея совместно с археологами Государственного Эрмитажа и Института истории материальной культуры РАН начали раскопки княжеского хуннского могильника Оргойтон близ села Зарубино Джидинского района.
Филиалы
- Мемориальный Дом-музей I съезда Монгольской народно-революционной партии
- Мемориальный Дом-музей «Конспиративная квартира» Сухэ-Батора
Площади музея
Площади музея:
- экспозиционно-выставочная 1200 м²;
- временных выставок 50 м²;
- фондохранилищ 360 м²;
- парковая 8 га.
Коллекции музея
Фонды музея состоят из 100 тысяч единиц хранения.
- Коллекция археологии хунну.
- Орнитологическая коллекция.
- Энтомологическая коллекция.
- Ботаническая коллекция.
- Книжный фонд. Свыше 30 тысяч единиц хранения
- Коллекция по буддизму — бронзовая скульптура, утварь.
- Нумизматическая коллекция.
- Декоративо-прикладное искусство.
Двуколка «Бестужевка», созданная руками декабриста М. А. Бестужева.
Отдельные экспонаты
- Рукописные карты частей Китая на китайском языке, Забайкальской области, Байкала, карта-чертеж Иркутской области, план «Верхнеудинского уезда Ботойскому сенокосному лугу», карта Цецен-Хановского аймака МНР на монгольском языке и другие.
- Рукопись участника первой советской экспедиции в Монголию С. А. Кондратьева «Гавамонгольская легенда» (1935 год).
- «Китайская грамматика, сочиненная монахом Иакинфом» и «История первых четырех ханов из дома Чингисова»[3].
Издания музея
Японский воин.
Музей издавал книги:
- Труды Троицкосавско-Кяхтинского отделения Приамурского отдела Императорского Русского географического общества. 18 томов
- Протоколы собраний Троицкосавско-Кяхтинского отделения Приамурского отдела Императорского Русского географического общества
- Флора Забайкалья. Совместно с Всесоюзным ботаническим обществом. 8 выпусков
- Кяхта. Путеводитель — М., 1990
Примечания
- Кузнецова В. Н. П. С. Михно и Кяхтинский музей // Программа и тезисы научно-практической конференции, посвященной 100-летию Кяхтинского краеведческого музея им. акад. В.А. Обручева. – Кяхта; Улан-Удэ, 1990.
- Туристский путеводитель «Байкал». — М.: издательство VIZA, 2009, стр. 111.
- Кяхта. Памятники истории и культуры (путеводитель). — М., 1990
- Путеводитель путешественника «Туризм и отдых в Бурятии». — Иркутск: издательство «Время странствий, 2011. стр. 60-62.
- Страница музея на сайте Министерства культуры Бурятии
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/651649
Музей и религия: вариант забайкальский
В преддверии торжества Забайкальский краеведческий музей имени А.К. Кузнецова подготовил и открыл тематическую выставку «Буддийские образы Белого месяца». Здесь можно увидеть редкие, весьма ценные и объективно великолепные экспонаты, попытаться понять внутренний мир готовящегося к новому ежегодному циклу верующего, ощутить тонкую грань реальности с чем-то иным, взглянуть в глаза величественных божеств и внутрь самого себя. О важнейшем музейном событии февраля рассказывает автор выставки, заместитель директора музея Эдуард Шелофаст.
Эдуард Шелофаст Роман Шадрин
— Как давно в Забайкалье пришёл праздник, известный нам как Сагаалган?
— Традиции празднования Сагаалгана в Забайкалье, восходят ко времени, когда в среду монгольских народов начал проникать буддизм. В XIII веке буддийские традиции только появлялись и осторожно приходили в традиционные монгольские верования. Превалировать они начнут в XVII-XVIII веках.
Поэтому Сагаалган, как один из немногих истинно забайкальских народных праздников, имеет глубокие исторические корни, проникающие во все аспекты культуры и хозяйственного уклада коренного населения.
Я рад представившейся возможности поздравить земляков с этим удивительным и значимым праздником.
— Но таким, каким мы его знаем сейчас, праздник был не всегда?
— Разумеется. Первоначально это был праздник белой пищи и отмечался он отнюдь не зимой. Это был календарный праздник осеннего периода, совпадавший со временем забоя скота.
Теперь же принято связывать понятие Белого месяца с зимой и снегом. Но белая пища остаётся одним из главных символов праздника до сих пор.
Кроме того, важную религиозную составляющую в празднование Нового года внёс своими реформами Дже Цзонхава.
— Почему выставка называется именно так?
— Все праздник знают, отмечают, а контекст его чуть менее известен… в упрощенном понимании — это новолуние и Новый год, в более сложном – это почитание образов божеств, вписанных в пантеон крупнейшей и древнейшей мировой религии.
Этот праздник и эти образы территориально и духовно гораздо ближе к забайкальцам, чем, к примеру, Хеллоуин, восходящий корнями к древним кельтам, или День святого Валентина, слабо привязанный на сегодняшний день к какой-либо из религий.
— Выставка открылась 17 февраля, раньше наступления Белого месяца. Почему?
— Дата открытия была выбрана неслучайно. Именно сейчас у буддистов начинается большая подготовка к Сагаалгану. Работать выставка будет в течение двух месяцев. Это обусловлено и правилами экспонирования музейных предметов и временными рамками самого праздника.
— В основной экспозиции музея уже есть блок, посвящённый буддизму в Забайкалье. Почему возникла идея расширить его до такой специализированной выставки?
— Исторически и традиционно Забайкалье – это буддийский регион, коих в России единицы. И краеведческий музей, как публичная институция, должен эту особенность в своей работе учитывать. А поскольку мы храним коллекции, связанные с буддийской культурой и искусством, музей стремится их продемонстрировать в один из главных для верующих праздников.
Именно наш регион был той точкой на карте России, где буддизм закрепился и откуда он начал распространяться дальше, в том числе и за пределы Российской Империи. Этому способствовали наши выдающиеся земляки.
Так, Агван Доржиев имел не только высшую учёную степень доктора буддийской философии и являлся учителем по искусству диспута Его Святейшества Далай-ламы XIII, но и играл важную посредническую роль во взаимоотношениях тибетского и российского правительств.
Как известно, по его инициативе в Санкт-Петербурге был построен первый в Европе буддийский храм, посвящённый Калачакре. Он же провёл первое богослужение и публичную лекцию в Париже. Широко известен своей деятельностью и выдающейся художник Осор Будаев и многие другие.
В Забайкалье и сегодня проживает очень много буддистов. И на это нельзя не обращать внимания. А главное, буддийская тематика столь обширна и многопланова, что раскрыть её посредством только одной постоянно действующей экспозиции крайне сложно.
Речь в данном случае может идти об отдельных направлениях и школах, об особенностях присущих им учений, например, Ваджраяна-Мантраяна, в более упрощённой трактовке известная как тантризм, с её мистицизмом и закрытостью.
Имена практикующих йогинов-тантриков были известны далеко за пределами этнической Бурятии. Это и отдельные стороны жизнедеятельности дацанов-монастырей Забайкалья, скажем, медицина и лекарская практика эмчи-лам, с многовековой тибетской традицией.
Особые истории связаны с книгопечатанием, получившем значительное развитие в Агинском дацане на рубеже XIX-XX веков, с полисемантизмом мистерий Цам и так далее.
Нужно понимать, что проект нынешнего года, ни в коем случае не стремится выразить всё великолепие и многообразие буддийской Дхармы, да это и невозможно, он ставит своей целью визуально отразить, в том числе, и с использованием практики музейного дела, сложный символизм Белого месяца через иллюстрацию традиционных для него хуралов и порядком чтения молитв в честь отдельных божеств буддийского пантеона. Отсюда и название выставки «Буддийские образы…» А хронология Белого месяца с религиозной точки зрения — это и есть концептуальная основа нашей выставки.
— В прошлом году в это же время уже проводилась выставка на буддийскую тематику. Чем от неё отличается нынешняя?
— В этой выставке значительно расширен круг образов, отражённых в скульптуре и других произведениях искусства. Добавлены изображения защитников веры, образуя тем самым полный ряд божеств-охранителей, традиционных для северной части буддийской ойкумены.
Выставка прошлого года во многом опиралась на консервативный музейный подход к экспонированию.
В этот раз мы решили отойти от классического показа предметов и артефактов и наполнить пространство выставочного зала элементами архитектуры, декора и интерьера буддийского храма – дацана, поскольку это ещё одна из интереснейших сторон буддийской традиции Забайкалья.
Наверняка, все мы видели, как хотя бы внешне устроен дацан, его архитектурный облик, роспись, цветовое звучание. Отсюда и наше стремление показать музейные экспонаты в их подлинной среде существования.
Но вместе с тем, воспроизведённые архитектурные и декоративные элементы, попытка воссоздания сложнейшей системы традиционного устройства центрального алтаря соборного храма Цокчен-дугана – с главным объектом почитания Буддой Шакьямуни – это всего лишь реплики, но весьма важные в музейном показе, с точки зрения целостной картины восприятия посетителем музея подлинных экспонатов.
— Для буддистов представленные здесь предметы имеют большое сакральное значение. Как относятся сами буддисты к таким выставкам?
— Своим присутствием открытие выставки почтили представители Буддийской традиционной Сангхи России, в том числе шэрээтэ Агинского дацана «Дэчен Лхундублинг» Бадма-лама, настоятель, одного из крупнейших и старейших буддийских храмов России, а также глава представительства Агинского дацана в Чите Амгалан-лама, Очир-лама из Алханайского дугана.
И этому факту мы, работники музея, чрезвычайно рады. Готовя такие проекты, мы опираемся и на опыт других российских музеев.
Так, в соседней республике Бурятия Национальный музей (Национальный музей республики Бурятия, располагающий богатейшей коллекцией буддийских экспонатов) имеет длительную историю взаимоотношений с Буддийской Сангхой, часть коллекции этого музея реставрировалось мастерами Иволгинского дацана.
Наш край – точно такой же буддийский регион, с такой же колоссальной религиозной историей, с сохранившимися в лихолетье советского времени Цугольским и Агинским дацанами, а главное, с непрерываемой и продолжающейся сегодня духовной традицией. Музеи могут мирно сосуществовать с религиозными институтами, и мы выражаем надежду, что такие наши инициативы будут восприняты позитивно верующими буддистами.
Роман Шадрин
— Но, тем не менее, мы видим, что часть посетителей относится к таким экспонатам с религиозным трепетом. Взять те же монетки, которые постоянно кладут к витринам с буддийскими реликвиями.
— Музей осознанно идёт на демонстрацию сакральных предметов, потому что в данном способе показа мы видим путь к большему взаимопониманию в социуме.
За всю современную историю существования музейного учреждения после реставрации исторического здания, а это уже почти 17 лет, мы ни разу не встречали негативного отношения и неодобрительных откликов со стороны верующих.
Подношения же к религиозным реликвиям – это норма, довольно часто встречающаяся в других музеях.
— Планируете ли вы продолжить такое музейное исследование Сагаалгана? Станет ли выставка ежегодной? Будет ли меняться её тематика?
— Уже сейчас происходит большая работа по дальнейшей публикации предметов буддийской коллекции музея. И это не только их прямая демонстрация непосредственно в стенах, на площадке учреждения. Главным образом, речь идёт о крупном каталожном издании.
В следующем же году, возможен вариант выставки, рассматривающей не религиозный, а народный, бытовой аспект празднования Белого месяца. В нашем коллекционном собрании есть и традиционные костюмы, и коллекция серебряных украшений, утвари, повседневных бытовых предметов, довольно обширная фотографическая коллекция.
Каждый из названных разделов, безусловно, достоин особой выставки, и более того, базирующиеся на данных группах экспонатов выставочные проекты, наверняка, будут интересны нашему посетителю, поскольку это подлинные, аутентичные вещи, имеющие довольно длительную историю бытования в этнической среде.
А мы в свою очередь готовы их представить забайкальцам в следующем году.
Источник: https://www.chita.ru/articles/98249/