19 мая 1593 — 18 октября 1678
Якоб Йорданс (нидерландское имя — Jacob Jordaens) фламандский художник, один из выдающихся представителей фламандского барокко.
Якоб Йорданс родился в Антверпене, первым из одиннадцати детей в семье богатого торговца тканями Якоба Йорданса старшего и его жены Барбары. С 1607 г. учился у Адама ван Ноорта, как и Рубенс, с которым он сотрудничал.
В 1616 вступил в Гильдию Святого Луки и в том же году женился на дочери учителя Анне Катарине ван Ноорт.
В 1618 году купил дом в районе Антверпена, где прошло его детство. В этом доме, расширенном в 1639, он устроил мастерскую и провёл практически всю жизнь. На его творчество большое влияние оказал Рубенс, который привлекал Йорданса к своим работам, а также такие художники как Стен и Снейдерс.
«В искусстве Йорданса с большой силой выявлены народные основы и реалистические устремления фламандской школы, такие её черты, как ярко чувственное восприятие жизни, мощная лепка форм кистью, неиссякаемый оптимизм.
Вместе с тем в творчестве Йорданса значительную роль играли связи со старой нидерландской традицией и с наследием Караваджо.»
Помимо картин Йорданс писал картоны для гобеленов. Также сохранилось несколько сотен его рисунков.
«В ранних произведениях Йорданса («Семейный портрет», около 1615, Эрмитаж; «Поклонение пастухов», 1618, Национальный музей, Стокгольм) родственны караваджизму плебейская характерность фигур, тесно сгруппированных на переднем плане, подчёркнутая материальность предметов, контрастная светотень.
В лучших картинах Йорданса, выполненных в 1620—1630-х гг.
(«Воспитание Юпитера», 1620, Картинная галерея, Кассель; «Семейный портрет», около 1622—1624, Прадо, Мадрид; «Аллегория плодородия», около 1625—1628, Музей старинного искусства, Брюссель; «Бобовый король», 1638, Эрмитаж), определились особенности его реализма — пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким тяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем, энергичная и сильная плотная живопись с преобладанием звучных тёплых тонов.»
После смерти Рубенса в 1640 году Йорданс стал самым популярным художником Антверпена. Даже после его обращения в 1645 г. к протестантизму католическая церковь продолжала заказывать ему работы.
«С 1640-х гг.
Йорданс пишет парадные, перегруженные фигурами композиции, в которых иногда чувствуются напыщенность и ложный пафос (панно «Триумф принца Фридриха Генриха Оранского», 1652, дворец Хёйс тен Бос, Гаага).»
В 1650-х годах на смену ярким краскам в творчестве Йорданса приходит серо-голубая палитра, временами переходящая к коричневым тонам. У Йорданса было много учеников.
С 1621 по 1667 годы в Гильдии святого Луки официально было зарегистрировано 15 учеников.
Скончался в Антверпене 18 октября 1678 года и был похоронен как протестант в небольшом голландском городке Пута, на границе с Фландрией.
Deborah Kip, Wife of Sir Balthasar Gerbier, and Her Children 1629/1630, reworked probably mid 1640s. Oil on canvas. 165,8 x 177,8 cm.
National Gallery of Art, Washington.
The Painter's Family 1621-1622. Oil on canvas. 181 x 187 cm.
Museo Nacional del Prado, Madrid.
The Feast of the Bean King c. 1640/1645. Oil on canvas. 242 x 300 cm.
- Kunsthistorisches Museum Wien, Gemäldegalerie, Vienna.
Cupido and Psique c. 1630. Oil on canvas. 131 x 127 cm.
- Museo Nacional del Prado, Madrid.
Cleopatra's Feast 1653. Oil on canvas. 156,4 x 149,3 cm.
- The State Hermitage Museum, Saint Petersburg.
- ]
The Flight of Lot and His Family from Sodom (after Rubens) c. 1618-1620. Oil on canvas. 169,5 x 198,5 cm.
- The National Museum of Western Art, Tokyo
- Йорданс, Якоб (Антверпен 1593-1678) Бобовый король пьет
- Лувр
The Holy Family with Various Persons and Animals in a Boat 1652. Oil on canvas. 25,4 x 22 cm.
- Skokloster Castle, Skokloster.
Nymphs Cutting Off Pan's Beard c. 1640. Oil on canvas. 77,2 x 120,6 cm.
- Mauritshuis Royal Picture Gallery, The Hague
- Jacob Jordaens
The Miracle of the Stater in the Mouth of the Fish 1630-1645. Oil on canvas. 119 x 197,5 cm.
- Rijksmuseum, Amsterdam.
Satyr and Peasant 17th century. Oil on canvas. 188,5 x 168 cm. Musées royaux des Beaux-Arts de Belgique, Brussels.
Источник: http://maxpark.com/community/5487/content/3473822
Якоб Йорданс (1593 — 1678)
16.07.2008
Публикации
Третий после Рубенса и Ван Дейка крупнейший живописец Фландрии XVII века Якоб Йорданс, сын зажиточного антверпенского купца, почти безвыездно провел жизнь в родном городе.
Он создал множество крупномасштабных картин и монументальных росписей, обращался к религиозным, мифологическим, жанровым сценам, портрету, прославился превосходными акварелями.
При огромном объеме работ творчество Йорданса целостно и на протяжении долгих лет отмечено присущими только ему особенностями. Йорданса часто называют самым «фламандским» художником.
Йорданс неизменно стремился к реальному и конкретному, его передача сюжетов достоверна и обстоятельна, крепкие, простодушные персонажи, как правило, написаны с натуры и часто изображены в бытовом окружении. Вместе с тем его картины лишены будничного прозаизма, они праздничны, зрелищны и декоративны.
Йорданс учился у Адама ван Норта (в прошлом учителя Рубенса) и женился на его дочери. Признание скоро пришло к молодому художнику. В 1615 году он стал членом гильдии антверпенских живописцев, а в 1621 году был избран ее деканом. Йорданс не работал в мастерской Рубенса и стал его помощником значительно позже.
Тем не менее он сразу же был вовлечен в орбиту влияния великого мастера. Йорданса с Рубенсом сближало оптимистическое чувственное мироощущение, но в отличие от последнего Йорданс не обладал такой силой художественного обобщения, таким героизмом образов и столь неисчерпаемой фантазией.
Его искусство в значительной мере однопланово.
Четыре евангелиста. 1617—1618
Йорданс теснее других был связан с миром национальной культуры. Из современных итальянских мастеров он более всего ценил Караваджо, с искусством которого познакомился через вторые руки фламандских караваджистов. Влияние караваджизма сказалось в его ранних работах, в которых преобладают ночные сцены, простонародные типы, плотная манера живописи.
Йордансом был создан особый тип композиции, где представленные в натуральную величину фигуры выдвинуты на передний план и занимают всю поверхность картины, лишенной пространственной глубины; низкий горизонт усиливает впечатление грузности тел и предметов.
Эти приемы, возможно, были связаны с работой мастера над картонами для шпалер с их особенностями построения композиции и пространства.
Самые известные, оригинальные и яркие произведения Йорданса связаны с жанровыми темами. Он хорошо знал народные пословицы, поговорки, старые басни, черпал из них сюжеты, неоднократно обращался к любимым образам.
Сатир в гостях у крестьянина. Ок. 1622
Картина «Сатир в гостях у крестьянина» (ок. 1622, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) написана на сюжет басни Эзопа. Козлоногий сатир, присутствуя на трапезе крестьян, удивлен непоследовательностью людей: крестьянин дует на кашу, чтобы ее остудить, в то время как раньше он дул на руки, чтобы их согреть.
У Йорданса сатир и крестьяне — дети единой природы, полные грубоватой жизненной силы. Они тесно сгрудились вокруг стола, их тяжелые тела, краснощекие лица, босые пятки ног, глиняный кувшин на переднем плане переданы с пластической осязательностью.
Широкий плотный мазок, крупные пятна звучных красок отличают московскую картину, одну из лучших среди других вариантов.
Бобовый король. Празднование дня трех волхвов
В изображении бюргерских семей, пирующих за столом, царит жизнерадостный дух традиционных народных празднеств. В день поклонения волхвов младенцу Христу, шестого января отмечался праздник «бобового короля».
Тот из присутствующих, у кого оказывался кусок пирога с запеченным в него бобом, становился королем праздника.
Он выбирал себе «королеву», штат «придворных», и по заведенному ритуалу все шумно приветствовали его криками: «Король пьет!»
Во времена Йорданса прежде активная, а ныне замиравшая общественная жизнь фламандского города находила своего рода выход в бесчисленных праздниках и пиршествах по всякому поводу. Разгульные пиры вызывали резкое раздражение у испанской власти, которая безуспешно пыталась с ними бороться.
В донесении испанского наместника королю Филиппу IV сообщалось: «…все начали пить и есть так усердно, что под конец все были пьяны, ибо без этого не обходится тут ни один праздник…» Испанцев возмущало расточительство их фламандских подданных, да и название «пьяница» в Испании XVII века было равносильно грубому оскорблению.
Но, вероятно, больше всего они боялись стихийной силы народных празднеств.
Бобовый король. 1638
Стихия царит в картине Йорданса «Бобовый король» (1638, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж; существует еще несколько вариантов) с их разнузданным весельем и грубоватым юмором. Пространство заполнено грузными фигурами, ярок и красноречив каждый персонаж.
Беспокойную группу, окружающую еще крепкого старца-короля в бумажной короне, пронизывает сильное движение. Живописная манера достигает особой широты, мягкая и горячая цветовая гамма богата множеством золотисто-розовых и золотисто-коричневых оттенков.
Бытовая сцена создает впечатление монументальной значительности.
Семейный портрет. Ок. 1621–1622
Среди немногочисленных портретов Йорданса, в которых мастер не стремится достичь глубокого психологизма образов, уверенным и спокойным мастерством отличается «Семейный портрет» (ок. 1621—1622, Мадрид, Прадо), в котором на фоне ухоженного сада художник изобразил себя, свою дородную супругу и в центре молодую служанку с корзиной фруктов.
После смерти Рубенса Йорданс приобрел славу первого живописца Фландрии.
Однако грандиозный объем работ, включавший декоративно-аллегорические циклы и росписи, в том числе заказы, исходившие от дворов Европы, большие серии картонов для шпалер, осуществленные при активном участии мастерской, способствовали тому, что художник постепенно утратил творческую самобытность, увлекся чисто внешними декоративными задачами.
Татьяна Каптерева
Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=555
Якоб Йорданс
Cр. Библия в живописи.
Rooses, Max. Jacob Jordaens. His Life and Work. London: J.M.Dent; New York: E.P.Dutton, 1908. 420 pgs.
Йорданс прожил небогатую событиями, спокойную жизнь бюргера и неутомимого труженика. Рубенс пригласил его исполнить ряд декоративных работ, в том числе – украсить несколько триумфальных арок (1635) и написать картины для замка Ла Торре де ла Парада близ Мадрида (1637).
Йорданс был хорошим декоратором. Он создавал эскизы шпалер; четыре исполненных им картона принадлежат коллекции Лувра.
Йорданс написал огромные декоративные полотна для дворца Хейс-тен-босх в Гааге (1651 и 1652), а также три больших композиции для амстердамской ратуши (1661). На протяжении всей своей долгой жизни он не прекращал работать для церквей и по частным заказам.
Знаменитый холст Иисус среди книжников (1663, Майнц, Картинная галерея) свидетельствует о большой внутренней силе его живописи. Умер Йорданс 18 октября 1678.
Истинным последователем и главой фламандской школы после смерти Рубенса был Якоб Йорданс (1593—1678), крупнейший художник Фландрии XVII в. Якоб Йорданс делит с Антонисом ван Дейком славу наследника Питера Пауэла Рубенса. И ван Дейк, и Йорданс испытали влияние его многогранного творчества. Однако и утонченному ван Дейку, и простодушному, грубоватому Йордансу одинаково не хватало здоровой умеренности Рубенса. В творчестве Йорданса почвенное начало фламандского искусства выражено с подкупающей, подчас грубоватой, чувственной силой. Даже религиозные и мифологические сюжеты трактуются им в жанровом плане, его персонажи, наделенные физическим и нравственным здоровьем, как правило, написаны с натуры. В искусстве Йорданса праздничная зрелищность сочетается с оттенком прозаической обстоятельности.
Якоб Йорданс, сын торговца холстом из Анверпена, в 1607 г. поступил в ученики к местному художнику. В 1615 г. он был аттестован гильдией Святого Луки как художник-декоратор, но в дальнейшем посвятил себя живописи.
Йорданс не пожелал закончить своё образование в Италии. Будучи протестантом, он каждое воскресенье ходил слушать проповеди в ближайший голландский форт. Художник познакомился с северо-нидерландской жанровой живописью и проникся обаянием её стиля.
В картинах Йорданса интерес к повседневности неотделим от наивной веры в чудеса. В крестьянской хижине на скромной трапезе присутствует козлоногий сатир («Сатир в гостях у крестьянина», около 1620 г.).
Почтенный бюргер, отец семейства может стать королем на время праздника, если найдет в своем куске пирога запеченный боб. Йорданс написал ряд картин на тему этого нидерланского обычая: «Бобовый король» (около 1638 г.
), «Король пьет» (около 1656 г.) и др.
Любопытная сторона творчества Йорданса – его портреты. Обычно он писал семейные пары. На холсте, запечатлевшем чету Сурпелен (конец 20-ч гг. XVII в.), величественная осанка мужчины не может ввести в заблуждение зрителей.
Глава этого семейства, конечно, дородная матрона, покойно, но не особенно изысканно расположившаяся в кресле. Рядом устроился на жердочке попугай – неизменный в подобных портретах персонаж, символизирующей бюргерское тщеславие.
Но есть у Йорданса и более одухотворённые образы. Около 1643 г. художник написал поразительную картину «Диоген». Большое полотно изображает торжище (рынок). На первом плане громоздятся овощи, живность.
Между горами снеди – почти неотличимые от товара лоснящиеся лица торговцев. И среди этого изобилия – сутулая, изможденная фигура старика. От движется прямо на зрителя из глубины картины, разрезая композицию надвое, как корабль, рассекающий волны.
Безумный мудрец ищет того, кто достоин имени Человека.
Выполняя в 1630-х гг. в Антверпене вместе с Рубенсом декоративные работы, а затем после смерти Рубенса приобретя славу первого живописца Фландрии, Йорданс переживает творческий перелом.
Грандиозный объем работ, включавший декоративно-аллегорические циклы и росписи, в том числе заказы, исходившие от королевских дворов Европы (Голландии, Англии, Швеции), большие, исполненные между 1635-45 серии картонов для шпалер, посвященные Одиссею, Александру Македонскому, Карлу Великому и осуществленные при активном участии мастерской, все это постепенно привело к утрате Йордансом творческой самобытности, следованию чисто внешним декоративным задачам. Одна из самых помпезных работ такого рода цикл декоративно-аллегорических композиций 1648-53 по заказу голландского штатгальтера для его летней резиденции Хейс-Тен-Боск («Домик в лесу») исполнен Йорданс совместно с Г. ван Тульденом.
Источник: http://yakov.works/spravki/1_history_bio/17_bio/1678jordans.html
Бобовый король
Бобовый король. По старой нидерландской традиции 6 января — день празднования национального праздника «трех волхвов» или «трех королей»
Период с 25 декабря по 5 января известен как 12 дней Рождества. Последняя, Двенадцатая ночь приходилась на ночь 6 января.Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество (по иудейскому вероучению рождение человека — «начало скорбей и болей», хотя, например, иудейский царь Ирод отмечал день своего рождения).
Однако постепенно празднование Рождества стало популярным в народе и, можно предположить, что обряды его празднования, и даже сами даты были скопированы с римских Сатурналий.Сатурналии, римский языческий праздник зимнего солнцестояния.
Поэт I века нашей эры Гай Валерий Катулл описывал Сатурналии как «лучшее время»: правила внешнего вида (dress code) были смягчены, обменивались маленькими подарками, такими как куклы, свечи и птицы в клетках.В Сатурналиях видели перестановку социальных ролей.
Богатые, как ожидалось, должны были заплатить месячную арендную плату за тех, кто не может себе этого позволить, господа и рабы поменяться одеждой. Домочадцы бросали кости, чтобы определить, кто станет временным царем Сатурналий (он же Повелитель Беспорядка, или Бобовый Король), который правил в период с 25 декабря до 6 января.
Рождество впоследствии стали праздновать в тот же временной период.Застолье с Бобовым королем – это общепринятый обычай во Фландрии 17 века, светский способ отпраздновать католическое Богоявление. Стол накрывался 6 января, вечером, когда все религиозные ритуалы уже соблюдены, и народ вернулся из церкви.
Но боб, естественно, замешивался в тесто ещё накануне. Боб символизировал путеводную звезду, которая привела волхвов в Вифлеем, чтобы поклониться младенцу Христу. Тот, кому доставался боб, провозглашался «бобовым королем».
На него надевалась бутафорская корона и он выбирал себе «королеву» и назначал «штат придворных» — от министра до шута. Участники застолья обязаны были беспрекословно подчиняться «королю» и «королеве», а когда «король» поднимал очередной бокал вина — хором восклицать: «Король пьет!». В XVII веке подобные пиры затягивались за полночь.
Большим успехом пользовались произведения со сценами этих застолий Якоба Йорданса.
Йорданс Якоб (1593-1678). Бобовый король (Ок. 1638 г., Эрмитаж, С.-Петербург)Соотечественниnки Иорданса пировали по всякому поводу: по церковным праздникам и при вступлении мастера в цех, по случаю выбора в городской магистрат или выдвижения декана гильдии, не говоря уже о свадьбах, крестинах и похоронах. Ежегодный банкет гильдии св. Луки, объединявшей живописцев, обходился в 1300 флоринов, в то время как весь доход составлял 1800-2000 флоринов. Испанским наместникам во Фландрии был непонятен этот веселый разгул и это расточительство. В начале века правители Альберт и Изабелла пытались бороться с излишествами фламандских горожан. Их постановление запрещало приглашать в гости больше 32 пар и пировать больше двух дней, так как «собрания в 500 и 600 человек по поводу свадьбы, кроме того, что приводят к обеднению и разорению, неизбежно ведут к ссорам и дракам». На фоне этой обстановки становится понятным, почему шумные «пирушки» Иорданса имели такой успех. В них с наибольшей полнотой отразился характер фламандского народа — прямой и простой, иногда грубоватый, но всегда жизнерадостный, полный неиссякаемой энергии.
Йорданс Якоб (1593—1678). Бобовый король. (Около 1655, Музей истории искусств, Вена)Застолье с Бобовым королем устраивалось повсеместно, оно был чрезвычайно популярно как среди простого народа, так и у знатных бюргеров.
Всенародная игра в короля и его свиту была, по мнению историков, неплохим предохранительным клапаном для выхода недовольства существующим порядком вещей.
В силу этого, впервые отразив любимый народом сюжет в середине 30-х годов, Йорданс регулярно стал получать заказы на воспроизведение его ещё и ещё раз.
Он написал около десяти Бобовых королей – огромные полотна, каждое порядка 2-4 (!) метров по длинной стороне, сложные по цвету и свету, с живыми многофигурными композициями.
Йорданс Якоб (1593—1678). Король пьет (Музей старинного искусства, Брюссель)Интересно, что на всех своих застольных картинах в качестве центральных персонажей Йорданс изображает своих близких.
Художник был учеником и впоследствии зятем антверпенского учителя живописи Адама ван Ноорта – и тот, как правило, и запечатлен в центральной фигуре Бобового короля. Женщина с ребенком сбоку – обычно его дочь, жена Йорданса Элизабет, а самый активный мужчина, визави Бобового Короля на переднем плане – сам художник.
Йорданс Якоб (1593-1678). Бобовый король (1635-55, Staatliche Museen, Kassel)При одном и том же сюжете Йорданс никогда не повторяется в композиции и всегда вводит различные фигуры окружения. Интересно рассматривать, как он перемещает своего Бобового короля – король в центре, король справа, король слева. И не всегда король даже и главная фигура. Вот, например, картина 1640 года, еще один заход Йорданса на тему, на этот раз ледиз фёст. В центре, в кругу света – дамы, Бобовый король – слева, в тени:
Йорданс Якоб (1593-1678). Король пьет. Celebration of the Feast of the Epiphany (1638-40, Лувр, Париж)И, как всегда, дети и домашние животные принимают активное участие в весельи взрослых.
Очевидно, воспитательный момент фламандцев 17 века волновал не особенно, их веселая попойка – эквивалент сегодняшнего просмотра семейного кино. Однако это не сугубо йордансовское, дети – участники пиров взрослых – вполне в традициях европейской живописи. Все картины вакханалий всегда переполнены детьми и ангелочками.
Йорданс Якоб (1593-1678). The King Drinks (1638, Musйes Royaux des Beaux-Arts, Brussels)Интересно, что художник, продемонстрироваший в своих «Бобовых королях» такое жизнелюбие-с-перехлестом, в зрелом возрасте перешел в кальвинизм, наиболее радикальное и строгое в смысле телесных удовольствий и развлечений крыло протестантизма.
И картины его молодости, на которых он с домочадцами так зажигает, тоже нельзя рассматривать как прямой слепок с реального образа жизни семьи художника. Однако искусство – это ещё одна территория игры и свободы, где даже самый строгий в жизни автор может позволить себе вообразить всё, что угодно.
http://blogovine.ru/bobovyj-korol-i…yakoba-jordansa
Йорданс Якоб (1593-1678). Эти сцены застолий с Бобовым королем запечетлены и на полотнах многих других голландских и фламандских художников.
Стен Ян (ок.1626-1679). Двенадцатая ночь
В некоторых местах, по древнему обычаю, на полу комнаты устраивали частокол из высоких свечей, через который прыгали дети.
Стен Ян (ок.1626-1679) Двенадцатая ночь (1662, Museum of Fine Arts, United States)
Стен Ян (ок.1626-1679).
Двенадцатая ночь (1668, Staatliche Museen, Germany)Выбранные Бобовые короли с прикрепленными бумажными звездами и высокими свечками в руках, шествовали в сопровождении кортежа детей, увенчанных корзинами, дурацкими колпаками и разряженных в невообразимые шутовские наряды. Процессия распевала старые песни, рассказывавшие об Ироде и волхвах, и направлялась в кабак, где по такому случаю угощали пирогами на растительном масле.
Из книги Поля Зюмтора «Повседневная жизнь Голландии во времена Рембрандта»
Тенирс Давид Младший (1610-1690) Крестьяне, празднующие двенадцатую ночь (1635, National Gallery of Art, Washington)Тенирс Давид Младший (1610-1690) The Twelfth-night (The King Drinks) (1634-40, Museo del Prado, Madrid)Молинер Ян Мейнс (1610-1668) Король пьет (1636-37, Liechtenstein Museum, Vienna)Молинер Ян Мейнс (1610-1668) Двенадцатая ночьМетсю Габриель (1629-ок.1668). The Feast of the Bean King (Alte Pinakothek, Munich)Рейкард Давид Младший (1612-1661) Schmausende Gesellschaft. Anlass scheint das Bohnenfest am Tag der Heiligen Drei Könige zu sein. (Бобовый король) (1650, Saxony State Museum)Рейкард Давид Младший (1612-1661) Das Bohnenfest. (The bean feast.) (гравюра с картины 1837-1842) Marten Van Cleve. The King Drinks
Ссылки:
http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?…9f-b39f136b4b13http://www.wga.hu/frames-e.html?/ht…ns/1/index.htmlhttp://www.allposters.com/-sp/The-K…inks%26type%3D2http://www.poezia.ru/article.php?sid=62423http://thiswas.ru/drevnij-mir/razve…rozhdestvo.html http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post199441408/
Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43504617816/prev
Описание картины Якоба Йорданса «Бобовый король»
Описание картины Якоба Йорданса «Бобовый король»
Художник эпохи барокко Якоб Йорданс еще при жизни стал весьма востребованным художественным мастером. Он отличался удивительной творческой работоспособностью – более 700 полотен остались в наследии мировой культуры. Жизнь во Фламандии пользовалась неизменным интересом живописца, особенно моменты празднований у простого народа.
«Бобовый король» 1638 г. – картина с удивительной предысторией. У местного населения зародилась традиция – отмечать религиозный праздник особым способом. Накануне 6 января здесь собирались пышные застолья, на которых путем лотереи разыгрывалось почетное место короля. Король мог выбрать среди присутствующих королеву и назначить остальную свиту: различных министров и шута.
Избирался главный на вечеринке с помощью боба, который перед ужином клали в тесто – и кому попадется пирог с заветным зерном, тот и выиграл. Боб был выбран неспроста: он символизировал путеводную звезду Вифлеема, приведшую волхвов ко Христу. Подобная традиция веселила и забавляла простой люд, а заодно избавляла от напряженности в отношении к представителям власти.
Йорданс пишет момент, когда гости уже захмелели и в ритме единого настроения предаются самозабвенному веселью. В центре композиции – избранный бобовый король. Его окружают верные «подданные»: женщины и мужчины разных возрастов. Особенность таких картин – постоянное присутствие в поле зрения детей и животных.
Здесь единство и общность народа: совсем пожилая дама на заднем плане сдержанно одобрительно улыбается; музыкант подле нее забылся в хмельном полусне; сидящая мать с младенцем совсем позабыла о разомлевшем ребенке у нее на коленках; слева женщина средних лет, будто не замечая, дает вино маленькой дочке. Орудия трапезы и поднятые бокалы завершают атмосферу картины.
В свободной манере живописец показал теплую и жизнерадостную сцену жизни соотечественников.
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-yakoba-jordansa-bobovyj-korol/
Бобовый король
current_issuesbolivar_s
Бобовый король.Муромлена все записи автора По старой нидерландской традиции 6 января — день празднования национального праздника «трех волхвов» или «трех королей»Период с 25 декабря по 5 января известен как 12 дней Рождества. Последняя, Двенадцатая ночь приходилась на ночь 6 января.Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество (по иудейскому вероучению рождение человека — «начало скорбей и болей», хотя, например, иудейский царь Ирод отмечал день своего рождения). Однако постепенно празднование Рождества стало популярным в народе и, можно предположить, что обряды его празднования, и даже сами даты были скопированы с римских Сатурналий.Сатурналии, римский языческий праздник зимнего солнцестояния. Поэт I века нашей эры Гай Валерий Катулл описывал Сатурналии как «лучшее время»: правила внешнего вида (dress code) были смягчены, обменивались маленькими подарками, такими как куклы, свечи и птицы в клетках.В Сатурналиях видели перестановку социальных ролей. Богатые, как ожидалось, должны были заплатить месячную арендную плату за тех, кто не может себе этого позволить, господа и рабы поменяться одеждой. Домочадцы бросали кости, чтобы определить, кто станет временным царем Сатурналий (он же Повелитель Беспорядка, или Бобовый Король), который правил в период с 25 декабря до 6 января. Рождество впоследствии стали праздновать в тот же временной период.Застолье с Бобовым королем – это общепринятый обычай во Фландрии 17 века, светский способ отпраздновать католическое Богоявление. Стол накрывался 6 января, вечером, когда все религиозные ритуалы уже соблюдены, и народ вернулся из церкви. Но боб, естественно, замешивался в тесто ещё накануне. Боб символизировал путеводную звезду, которая привела волхвов в Вифлеем, чтобы поклониться младенцу Христу. Тот, кому доставался боб, провозглашался «бобовым королем». На него надевалась бутафорская корона и он выбирал себе «королеву» и назначал «штат придворных» — от министра до шута. Участники застолья обязаны были беспрекословно подчиняться «королю» и «королеве», а когда «король» поднимал очередной бокал вина — хором восклицать: «Король пьет!». В XVII веке подобные пиры затягивались за полночь.
Большим успехом пользовались произведения со сценами этих застолий Якоба Йорданса.
Йорданс Якоб (1593-1678). Бобовый король (Ок. 1638 г., Эрмитаж, С.-Петербург).Соотечественниnки Иорданса пировали по всякому поводу: по церковным праздникам и при вступлении мастера в цех, по случаю выбора в городской магистрат или выдвижения декана гильдии, не говоря уже о свадьбах, крестинах и похоронах. Ежегодный банкет гильдии св. Луки, объединявшей живописцев, обходился в 1300 флоринов, в то время как весь доход составлял 1800-2000 флоринов. Испанским наместникам во Фландрии был непонятен этот веселый разгул и это расточительство. В начале века правители Альберт и Изабелла пытались бороться с излишествами фламандских горожан. Их постановление запрещало приглашать в гости больше 32 пар и пировать больше двух дней, так как «собрания в 500 и 600 человек по поводу свадьбы, кроме того, что приводят к обеднению и разорению, неизбежно ведут к ссорам и дракам». На фоне этой обстановки становится понятным, почему шумные «пирушки» Иорданса имели такой успех. В них с наибольшей полнотой отразился характер фламандского народа — прямой и простой, иногда грубоватый, но всегда жизнерадостный, полный неиссякаемой энергии.Йорданс Якоб (1593—1678). Бобовый король. (Около 1655, Музей истории искусств, Вена)Застолье с Бобовым королем устраивалось повсеместно, оно был чрезвычайно популярно как среди простого народа, так и у знатных бюргеров. Всенародная игра в короля и его свиту была, по мнению историков, неплохим предохранительным клапаном для выхода недовольства существующим порядком вещей.В силу этого, впервые отразив любимый народом сюжет в середине 30-х годов, Йорданс регулярно стал получать заказы на воспроизведение его ещё и ещё раз. Он написал около десяти Бобовых королей – огромные полотна, каждое порядка 2-4 (!) метров по длинной стороне, сложные по цвету и свету, с живыми многофигурными композициями.
Йорданс Якоб (1593—1678). Король пьет (Музей старинного искусства, Брюссель)Интересно, что на всех своих застольных картинах в качестве центральных персонажей Йорданс изображает своих близких. Художник был учеником и впоследствии зятем антверпенского учителя живописи Адама ван Ноорта – и тот, как правило, и запечатлен в центральной фигуре Бобового короля. Женщина с ребенком сбоку – обычно его дочь, жена Йорданса Элизабет, а самый активный мужчина, визави Бобового Короля на переднем плане – сам художник.Йорданс Якоб (1593-1678). Бобовый король (1635-55, Staatliche Museen, Kassel)При одном и том же сюжете Йорданс никогда не повторяется в композиции и всегда вводит различные фигуры окружения. Интересно рассматривать, как он перемещает своего Бобового короля – король в центре, король справа, король слева. И не всегда король даже и главная фигура. Вот, например, картина 1640 года, еще один заход Йорданса на тему, на этот раз ледиз фёст. В центре, в кругу света – дамы, Бобовый король – слева, в тени:
Йорданс Якоб (1593-1678). Король пьет. Celebration of the Feast of the Epiphany (1638-40, Лувр, Париж)И, как всегда, дети и домашние животные принимают активное участие в весельи взрослых. Очевидно, воспитательный момент фламандцев 17 века волновал не особенно, их веселая попойка – эквивалент сегодняшнего просмотра семейного кино. Однако это не сугубо йордансовское, дети – участники пиров взрослых – вполне в традициях европейской живописи. Все картины вакханалий всегда переполнены детьми и ангелочками.
Йорданс Якоб (1593-1678). The King Drinks (1638, Musйes Royaux des Beaux-Arts, Brussels)Интересно, что художник, продемонстрироваший в своих «Бобовых королях» такое жизнелюбие-с-перехлестом, в зрелом возрасте перешел в кальвинизм, наиболее радикальное и строгое в смысле телесных удовольствий и развлечений крыло протестантизма. И картины его молодости, на которых он с домочадцами так зажигает, тоже нельзя рассматривать как прямой слепок с реального образа жизни семьи художника. Однако искусство – это ещё одна территория игры и свободы, где даже самый строгий в жизни автор может позволить себе вообразить всё, что угодно.
http://blogovine.ru/bobovyj-korol-i…yakoba-jordansa
Йорданс Якоб (1593-1678). Эти сцены застолий с Бобовым королем запечетлены и на полотнах многих других голландских и фламандских художников.
Стен Ян (ок.1626-1679). Двенадцатая ночь
В некоторых местах, по древнему обычаю, на полу комнаты устраивали частокол из высоких свечей, через который прыгали дети.
Стен Ян (ок.1626-1679) Двенадцатая ночь (1662, Museum of Fine Arts, United States)
Стен Ян (ок.1626-1679). Двенадцатая ночь (1668, Staatliche Museen, Germany)Выбранные Бобовые короли с прикрепленными бумажными звездами и высокими свечками в руках, шествовали в сопровождении кортежа детей, увенчанных корзинами, дурацкими колпаками и разряженных в невообразимые шутовские наряды. Процессия распевала старые песни, рассказывавшие об Ироде и волхвах, и направлялась в кабак, где по такому случаю угощали пирогами на растительном масле.
Из книги Поля Зюмтора «Повседневная жизнь Голландии во времена Рембрандта»
Тенирс Давид Младший (1610-1690) Крестьяне, празднующие двенадцатую ночь (1635, National Gallery of Art, Washington)Тенирс Давид Младший (1610-1690) The Twelfth-night (The King Drinks) (1634-40, Museo del Prado, Madrid)Молинер Ян Мейнс (1610-1668) Король пьет (1636-37, Liechtenstein Museum, Vienna)Молинер Ян Мейнс (1610-1668) Двенадцатая ночьМетсю Габриель (1629-ок.1668). The Feast of the Bean King (Alte Pinakothek, Munich)Рейкард Давид Младший (1612-1661) Schmausende Gesellschaft. Anlass scheint das Bohnenfest am Tag der Heiligen Drei Könige zu sein. (Бобовый король) (1650, Saxony State Museum)Рейкард Давид Младший (1612-1661) Das Bohnenfest. (The bean feast.) (гравюра с картины 1837-1842)
Marten Van Cleve. The King Drinks
Ссылки:
Источник: https://current-issues.livejournal.com/277175.html
Описание картины Бобовый король – Якоб Йорданс
По народному нидерландскому обычаю, 6 января, в день “трех королей”, в праздничный пирог запекался боб. Тот, кому доставался кусок пирога с ним, становился “королем” праздника. На него надевалась бутафорская корона и он выбирал себе “королеву” и назначал “штат придворных” – от министра до шута.
Все повиновались “королю” и пили по его приказу. В XVII веке, во времена Иорданса, подобные пиры начинались пополудни и затягивались за полночь.
Тема, дающая возможность показать сильных и здоровых людей, веселящихся в непринужденной обстановке, неоднократно привлекала внимание Иорданса. Известно около десятка его картин и рисунков на этот сюжет. Эрмитажный экземпляр, относящийся ко времени расцвета творчества художника, является одним из лучших.
Картина Иорданса преисполнена радости земного бытия и избытка жизненных сил. Пир в разгаре. По возгласу: “Король пьет!” все осушают бокалы.
Пьют старики и малыши, забыты условности и приличия, царит буйное веселье. Художник передает эту грубоватую сцену, ничего не приукрашивая и не смягчая, чувствуется, что он откровенно любуется ею.
Крупные, почти в натуральную величину, фигуры людей придвинуты к переднему краю картины, взгляды и жесты некоторых персонажей обращены к зрителю, как бы привлекая его к участию в происходящем.
Кажется, мы слышим громкое пение и смех и как будто ощущаем близость этих грузных, мощных тел.
Взаимоперекрещивающиеся, сталкивающиеся движения фигур, так же, как светотеневые контрасты, повышают впечатление динамики.
Вся группа озарена золотистым вечерним светом, в его лучах с особенной силой вспыхивают яркие коричневые, красные, розовые тона одежд, волос и лиц, создающих звучную симфонию красок. Сцена обычной пирушки воспринимается зрителем как утверждение художником-реалистом красоты и значимости земного бытия.
Картина “Бобовый король” поступила в Эрмитаж из собрания Академии художеств СССР в 1922 году.
(No Ratings Yet) Loading…
Еще картины:
- Король пьет – Якоб Йорданс Творчество Якоба Йорданса, крупнейшего художника Фландрии XVII в., продолжает традиции фламандской школы Рубенса. После смерти Рубенса Йорданс становится главой этого……
- Искушение Адама и Евы – Якоб Йорданс Картина фламандского живописца Якоба Йорданса “Искушение Адама и Евы”. Размер картины 185 x 221 см, холст, масло. Это полотно голландского……
- Отдых Дианы – Якоб Йорданс Картина художника Якоба Йорданса “Отдых Дианы”. Размер картины 203 x 264 см, холст, масло. Индивидуальность фламандского живописца Йорданса проявилась в……
- Святое семейство – Якоб Йорданс Картина фламандского живописца Якоба Йорданса “Святое семейство”. Размер картины 110 x 81 см, холст, масло. Одна из самых ранних картин……
- Аллегория Плодородия – Якоб Йорданс Картина фламандского художника Якоба Йорданса “Аллегория Плодородия”. Размер картины 180 x 241 см, холст, масло. В 1620-х и 1640-х годах……
- Молодой сатир – Якоб Йорданс Картина живописца Якоба Йорданса “Молодой сатир”. Размер картины 135 х 176 см, холст, масло. Полное название картины фламандского художника “Молодой……
- Портрет Рутгера Ле Уитера – Якоб Йорданс Картина фламандского художника Якоба Йорданса “Портрет Рутгера Ле Уитера”. Размер портрета 152 х 118,5 см, холст, масло. Этот портрет выборного……
- Мелеагр и Аталанта – Якоб Йорданс Картина фламандского художника Якоба Йорданса “Мелеагр и Аталанта”. Размер картины 152 x 120 см, холст, масло. Это произведение относится к……
- Пир Клеопатры – Якоб Йорданс Сюжет картины заимствован из “Естественной истории” Плиния Старшего. Царица Египта Клеопатра славилась не только умом и красотой, но и экстравагантностью……
- Диоген, ищущий Человека – Якоб Йорданс Картина художника Якоба Йорданса “Диоген, ищущий Человека”. Размер картины 120 x 174 см, холст, масло. Помимо парадных портретов антверпенских бюргеров……
- Возвращение из Египта – Якоб Йорданс Картина фламандского художника Якоба Йорданса “Возвращение из Египта”. Размер картины 63 x 50 см, холст, масло. Наряду с картиной “Святое……
- Нимфы у источника любви – Якоб Йорданс Картина фламандского живописца Якоба Йорданса “Нимфы у источника любви”. Размер картины 131 x127 см, холст, масло. Как олицетворения прелести природы,……
- Король Фердинанд IV с семьей – Ангелика Кауфман Картина швейцарской художницы Ангелики Кауфман “Король Фердинанд IV с семьей”. Размер картины 72 x 99 см, холст, масло. Полное название……
- Портрет молодых супругов – Якоб Йорданс Картина фламандского художника Якоба Йорданса “Портрет молодых супругов”. Размер картины 125 x 93 см, холст, масло. Этот двойной портрет живописца……
- Семья Йорданса в саду – Якоб Йорданс Иорданс крайне редко писал портреты, как таковые, хотя и был великолепным мастером в этом деле. Вот и эта картина не……
- Триумф принца Фридриха Генриха Оранского – Якоб Йорданс Картина живописца Якоба Йорданса “Триумф принца Фридриха Генриха Оранского”. Размер панно составляет более 10 квадратных метров. На рубеже 50-х годов……
- Карл I, король Англии, на охоте – Энтони Ван Дейк Замечательный фламандский живописец, рисовальщик и гравер Антонис Ван Дейк стал одним из создателей жанра парадного портрета XVII в. Влияние его……
- Сатир в гостях у крестьянина – Якоб Иорданс Якоб Иордане принадлежит к числу замечательных мастеров фламандской школы со свойственным ее художникам чувственным восприятием жизни и оптимизмом. Иордане родился……
- Хлебное поле – Якоб ван Рейсдал Якоб ван Рейсдал, выдающийся голландский мастер пейзажного жанра, запечатлел на полотне удивительный образ родной земли. Равнинные просторы, отображенные как живое……
- Молитва – Павел Рыженко Старец, изображенный на полотне, не пытается примириться со своей совестью. Жизнь прожита, и все пути пройдены. Мысленно и в молитвах……
Описание картины Бобовый король – Якоб Йорданс.
Источник: https://art.goldsoch.info/bobovyj-korol-yakob-jordans/