Биография, творчество и картины андреа мантенья » музеи мира и картины известных художников

Андреа Мантенья — великий итальянский художник XV-XVI вв. Родился в 1431 году в Изола-ди-Картуро недалеко от Венеции.

Его отцом был дровосек, однако позже — в 1441 году его усыновил Франческо Скварчоне (1397-1468), который являлся известным итальянским художником и коллекционером произведений искусства. Именно Скварчоне и стал первым учителем живописи для Андреа Мантеньи.

Неожиданно у молодого человека, который в будущем станет величайшим живописцем, пробудился небывалый интерес к изобразительным искусствам. Помимо уроков Франческо Скварчоне, в 1445 году он записался в цех живописцев Падуи.

Чтобы работать самостоятельно и стать независимым от Скварчоне, молодому художнику в возрасте 17 лет пришлось обращаться в суд. Известно, что Франческо владел мастерской и умело пользовался своим положением.

Усыновление детей и их последующее ученичество было для него обычной практикой. Есть сведения, что у него было 137 учеников, которые буквально работали на него, создавая картины на продажу.

После того, как Андреа смог добиться независимости по решению суда, он стал работать как свободный художник и добился больших успехов.

В 1453 году Андреа Мантенья женился на дочери итальянского художника Якопо Беллини (1400-1470). В 1460 году стал придворным художником герцогов Гонзага — род наследных правителей Мантуи.

Мантенья увлекался живописью Донателло (1386-1466) и Мазаччо (1401-1428), однако стал настоящим новатором живописи, используя свои разработки и воплощая самые смелые идеи. Умер 13 сентября 1506 года в Мантуе.

Был похоронен в базилике Сант-Андреа.

Биография, творчество и картины Андреа Мантенья » Музеи мира и картины известных художников

Богоматерь с младенцем

Биография, творчество и картины Андреа Мантенья » Музеи мира и картины известных художников

Воскрешение

Биография, творчество и картины Андреа Мантенья » Музеи мира и картины известных художников

Кардинал Лудовико Тревисан

Биография, творчество и картины Андреа Мантенья » Музеи мира и картины известных художников

Кубок-мироносец

Биография, творчество и картины Андреа Мантенья » Музеи мира и картины известных художников

Мадонна победы

Биография, творчество и картины Андреа Мантенья » Музеи мира и картины известных художников

Мария со спящим Иисусом

Биография, творчество и картины Андреа Мантенья » Музеи мира и картины известных художников

Оплакивание мертвого Христа

Биография, творчество и картины Андреа Мантенья » Музеи мира и картины известных художников

Паллас изганяет пороки из Сада добродетели

Биография, творчество и картины Андреа Мантенья » Музеи мира и картины известных художников

Парнас

Биография, творчество и картины Андреа Мантенья » Музеи мира и картины известных художников

Поклонение волхвов

Поклонение волхвов

Представление в храме

Распятие

Санкт Джером в пустыне

Св. Себастьян

Святое семейство со св. Елизаветой и младенцем Иоанном

Се человек!

Скорбящий мужчина с Серафимом и Херувимом

Сошествие Христа во ад

Хотите украсить свой дом красивой картиной? Отличным выбором для этого станут модульные картины. Диптихи, триптихи, политриптихи для дома, офиса или другого помещения на «Home Comfort».

???? Блинцов | 2015-10-13, 12:28 | ???? 602

Источник: https://art-assorty.ru/9416-andrea-mantenya-kartiny.html

Андреа Мантенья

tanjand October 3rd, 2014

Биография, творчество и картины Андреа Мантенья » Музеи мира и картины известных художников

Примерно в 1431 году на свет родился Мантенья. Ему было около 10 ти лет, когда он попал в  цех живописцев (Падуе) как приемный сын Франческо Скварчоне, местного художника и антиквара. В его мастерской он проработал до 1448 года. И уже в 1449 году началось для Мантенья Создание фресковой декорации церкви Эремитани в Падуе.

  • Биография, творчество и картины Андреа Мантенья » Музеи мира и картины известных художников
  • В 1454 году Мантенья женится на девушке из одареннейшей семьи, она была дочерью живописца Якопо Беллини,  сестрой двух великих виртуозов 15 века; и стала женой талантливого художника.
  • Биография, творчество и картины Андреа Мантенья » Музеи мира и картины известных художников

Между 1456 и 1459 годами мастер создаёт алтарный образ для церкви Сан Дзено (Верона). А в 1460 году Мантенья обосновывается при дворе маркиза Мантуи Лодовико Гонзага. Он был возведён в рыцарское достоинство и при дворе имел большой вес. Семейству Гонзага мастер прослужил до конца жизни (до 13 сентября 1506 года).

Биография, творчество и картины Андреа Мантенья » Музеи мира и картины известных художников

Почти до самого конца долгой жизни Андреа Мантенья подписывался на своих работах “падуанцем”.

Он не был родом из Падуи, но здесь, в Падуе, провел он молодость, здесь получил художественное воспитание и здесь написал свои первые произведения.

До своей смерти 13 сентября 1506 года мастер писал гениальные произведения, а его Се человек, который исполнено глубокого трагизма. Мантенья был похоронен с почетом в храме Сант Андреа.

  1. Биография, творчество и картины Андреа Мантенья » Музеи мира и картины известных художников
  2. Биография, творчество и картины Андреа Мантенья » Музеи мира и картины известных художников
  3. Биография, творчество и картины Андреа Мантенья » Музеи мира и картины известных художников
  4. Биография, творчество и картины Андреа Мантенья » Музеи мира и картины известных художников
  5. Биография, творчество и картины Андреа Мантенья » Музеи мира и картины известных художников

Источник: https://tanjand.livejournal.com/1118952.html

Художник недели: Андреа Мантенья

В Оружейной палате Московского Кремля до 18 июля можно увидеть картину «Святой Георгий» — один из самых известных шедевров выдающегося мастера итальянского ренессанса Андреа Мантеньи

В Оружейной палате Московского Кремля до 18 июля можно увидеть картину «Святой Георгий» — один из самых известных шедевров выдающегося мастера итальянского ренессанса Андреа Мантеньи.

Имя и творчество Мантеньи не так известны русскому зрителю, как, например, Сандро Боттичелли или Леонардо да Винчи, однако современные историки искусства называют его одним из «гениев, свершивших внезапный и радикальный переворот» в европейском искусстве (Дж.

Арган), а Вазари еще в XVI веке писал, что «не всегда находится человек, который сумел бы распознать, оценить и вознаградить чей-либо талант так, как признан был талант Андреа Мантеньи» (доподлинно неизвестно, кого именно имел в виду биограф, но, как мы увидим ниже, такой человек был не один).

Андреа Мантенья (Andrea Mantegna) родился в 1431 году в семье плотника Бьяджо, в местечке Изола-ди-Картура, между Падуей и Виченцией. В 1441 году десятилетний Андреа был отдан в подмастерья падуанскому художнику Франческо Скварчоне. Сменивший в тридцатилетнем (т. е.

весьма зрелом по тем временам) возрасте ремесло портного и вышивальщика на профессию живописца, Скварчоне стал знаменитым педагогом, основал Академию художеств Падуи и музей при ней.

Известный собиратель древностей, из путешествий по Италии и Греции он привозил слепки античных скульптур, и они, по-видимому, служили также и пособиями для учеников, которых у Скварчоне было более ста человек.

В период обучения Мантенья без труда превосходил остальных учеников Скварчоне и сблизился со своим учителем настолько, что был усыновлен им в тринадцатилетнем возрасте. Как сообщает Вазари, в 14 лет Мантенья уже был записан в братство живописцев.

Практический подход Скварчоне к приемам обучения художническому ремеслу, а также его любовь к греческой античности (представленной в его время исключительно рельефами и скульптурой) во многом определили взгляд молодого Мантеньи на искусство и творчество в целом.

«Андреа всегда придерживался мнения, что хорошие античные статуи более совершенны и обладают более прекрасными формами, чем мы это видим в природе…

Помимо всего этого, статуи казались ему более законченными и более точными в передаче мускулов, вен, жил и других деталей, которые природа не так ясно обнаруживает» (Вазари); вместе с тем в раннем творчестве Мантенья ориентировался, помимо античной скульптуры, на фрески Андеа дель Кастаньо в Венеции, росписи Паоло Учелло и Филиппо Липпи и алтарь Донателло в Падуе. С Филиппо Липпи и Донателло он даже был знаком и не раз встречался с ними в Падуе.

В 1448 году 17-летний Мантенья ушел из мастерской Скварчоне и, уже как самостоятельный мастер, приступил к росписям капеллы Оветари в Падуе (сильно пострадала в период Второй мировой войны).

Фрески капеллы Оветари на протяжении почти шести веков считаются одной из лучших и крупнейших работ Мантеньи, в которой прослеживается его рост как художника: от сцены к сцене все более заметно мастерство в построении пространства и перспективного сокращения фигур и объемов в нем.

Взаимодействие формы и пространства, объема, в него помещенного, изображения (построения) их на плоскости — холста, доски или стены — занимают Мантенью на протяжении всей жизни.

Возможно, этот интерес и привел его к тому, что мы сегодня назвали бы графикой, но что в XV веке своего названия еще не имело, но определялось, скорее всего, как тоновой рисунок: он увлекался не совсем типичной для итальянского мастера Возрождения техникой гравюры, работал гризайлью, делал много набросков карандашом.

Цвет и оттенки интересовали его куда меньше, чем линии и тональные переходы чистого цвета. Он слыл мастером рисунка и перспективы: известно, что А. Дюрер, отправляясь в 1506 году в Италию, ставил своей целью познакомиться с ним.

Известность юного художника вышла за границы Падуи настолько, что в 1449 году, 18 лет от роду, по настоянию герцогов д’Эсте он ненадолго переехал в Феррару, где как раз в это время братья Леонелло, Борсо и Эрколе д’Эсте создавали из своей столицы крупнейший центр культурного движения, собирая вокруг себя целый мир ученых, писателей и артистов.

Признание, известность, внимание со стороны богатых покровителей искусства ввели Мантенью в круг самых известных художников своего времени.

Он познакомился, например, с семейством Беллини — одной из крупнейших художественных династий Венеции и Италии, давшей миру таких художников, как Якопо Беллини (1400–1470), расписавшего множество венецианских церквей, его сын Джентиле (1429–1507), чрезвычайно почитаемый при жизни художник, автор многочисленных портретов дожей и прочей венецианской знати, и конечно, самый известный представитель фамилии — Джованни (1430–1516), младший брат Джентиле, оставивший после себя более 200 произведений живописи и рисунка. В 1453 году Андреа Мантенья вошел в эту семью, женившись на дочери Якопо Николозии Беллини.

В исследовательской литературе много говорится о влиянии творчества венецианцев Беллини на манеру Мантеньи, однако влияние это было взаимным. Беллини (особенно Джованни) усвоили более сложные многоплановые и сложноракурсные композиционные схемы, а работы Мантеньи приобрели многоцветность, присущую венецианской живописи.

И пусть с течением времени, особенно к концу 1490-х — началу 1500-х, Мантенья все больше увлечется игрой красок и все больше внимания будет уделять мелким и декоративным деталям, неизменным останется главное: его преклонение перед античным искусством, возникшее, по видимости, в мастерской Скварчоне, по-прежнему будет видно и в постановке фигур, и в резкой пластике форм, и в стремлении, особенно в ранний период, к созданию иллюзии объема до такой степени, что его образы кажутся объемными, выступающими за пределы плоскости холста, и в мягких, свободных ниспадающих складках костюмов персонажей, одетых всегда на античный манер (большинство его коллег по цеху изображали одежды в готической манере).

В 1459 году Мантенья переезжает из Падуи ко двору герцога Гонзаго в Мантуе, становится его придворным живописцем и получает высокую плату за свой труд. Кроме того, мантуанский герцог был известным любителем античности и поручил художнику заботу о своих коллекциях, что позволило Мантенье более полно погрузиться в любимую им культуру античной Греции и Рима.

Одной из самых крупных работ, выполненных Мантеньей для Гонзаго, стали фрески Камеры дельи Спози, которые он закончил к 1474 году.

Камера дельи Спози — небольшая квадратная комната с двумя маленькими окнами, бывшая изначально спальней Лодовико Гонзаго, а позже служившая для приема почетных гостей, — подобно парадным спальням многих крупных европейских дворцов, была покрыта фресками полностью: потолок украшала роспись, имитирующая воздушный колодец и небо, стены были расписаны сценами из истории династии Гонзаго.

Читайте также:  «площадь сан марко», франческо гварди — описание картины

1488–1490 годы Мантенья провел в Риме, работая над заказом папы Иннокентия VII — росписями бельведерской капеллы (не сохранились), однако, помимо папских фресок, в этот период он пишет большое количество станковых работ, многие из которых сегодня можно увидеть в крупнейших музеях Европы.

Вместе с тем Мантенья благодаря своей известности и заказам получает все больше возможностей продолжать изучать античную культуру и искусство.

К 1492 году относят очень интересную серию из 9 полотен под общим названием «Триумф Цезаря», в которой автор обращается к историческому жанру и последовательно изображает все, что знает об античном мире, — от военных орудий и архитектуры до монет, медалей, процессий танцоров и музыкантов. К концу 1490-х он начинает писать и на мифологические темы.

Самой же известной, но вместе с тем самой необычной и загадочной его картиной по праву считается работа «Мертвый Христос».

Долгое время она датировалась 1500 годом, однако сегодня ученые, исходя из манеры написания мягких складок ткани, большой работы с перспективой и техники мазка, склоняются к более ранней датировке — 1457 году.

В литературе можно также встретить датировку ок. 1480 года — как среднюю дату между двумя этими предположениями.

Изображенная в сложном ракурсе фигура поражает и даже вводит в недоумение как своим композиционным построением, так и иконографией.

После того как удастся оторвать взгляд от изображенной в сложнейшем ракурсе с точнейшими перспективными сокращениями центральной фигуры Христа, невольно задаешься вопросом о практически монохромной поверхности картины, о том, что Христос изображен не с большей тщательностью, чем кровать, на которой он лежит, и низведен тем самым до уровня предмета, что фигуры Богоматери и Иоанна в своей плоскостности и упрощенности почти неотделимы от фона. Однако есть в этой картине некоторая завораживающая бестелесность (возможно, играет свою роль несовпадение размеров кровати и тела на ней), заставляющая вглядываться в нее снова и снова и ощущать себя свидетелем и участником библейских событий.

Завораживает и притягивает она и сегодня. Яркий пример — использование композиции этой картины в фильме Андрея Звягинцева «Возвращение».

  • Биография, творчество и картины Андреа Мантенья » Музеи мира и картины известных художниковКадр из фильма «Возвращение». Реж. А. Звягинцев2003Источник: filmz.ru

Работы Мантеньи считают большой честью и удачей иметь в своих коллекциях галерея Уффици и другие музеи Италии, парижский Лувр, Национальная лондонская галерея, нью-йоркский Метрополитен музей и т. д. К сожалению, в России его работ нет, но время от времени их можно увидеть на выставках.

На арт-рынке каждое появление работ Мантеньи (как и вообще мастеров его уровня) — настоящая сенсация и событие мирового значения.

С 1991 по 2013 год в аукционных каталогах они появлялись всего 43 раза, и почти всегда в разделах графики.

Живопись же его редка на рынке невероятно: за последние 20 лет станковые работы (доска, темпера) продавались только 2 раза, причем каждый раз с рекордными результатами.

40 раз продавалась графика (тиражная и оригинальная), а в апреле этого года на одном из немецких аукционов была предпринята попытка продать несколько листов с гризайлью (масло и темпера на бумаге). Учитывая такую редкость появления на рынке, ничего удивительного нет в том, что процент проданных работ стремится к 90.

Рекордная сумма за работу Мантеньи была зафиксирована 23 января 2003 года в ходе торгов аукционного дома Sotheby’s в Нью-Йорке.

Более 25,5 миллиона долларов заплатил неизвестный покупатель за небольшую (39 × 42) недатированную темперу «Сошествие во ад».

По оценкам artprice на 2011 год, этот результат занимает 9-е место в десятке самых дорогих на открытом рынке работ старых мастеров, обгоняя даже живопись Рембранта.

В 2007 году (то есть незадолго до кризиса) на том же Sotheby’s, но в Лондоне, холст «Мадонна с младенцем» был продан за 240 500 фунтов стерлингов (почти полмиллиона долларов).

Справедливости ради стоит отметить, что, судя по всему, эта недатированная работа (холст, темпера.

47,6 × 36,8) относится к более раннему периоду творчества художника и, возможно, не представляет такой художественной ценности, как «Сошествие во ад».

Рекордная цена в 60 000 евро за графику (тиражную) была установлена в далеком 2002 году во Франции. Именно эту сумму отдали за лист «Мадонна с младенцем», превысив тем самым эстимейт более чем в три раза.

Продаются работы Мантеньи и сегодня. Конечно, это тиражная графика, но зато в среднем и нижнем ценовых сегментах.

Три листа из не самой редкой его серии «Вакханалия с бочкой вина» (1490) были проданы 5 июня 2013 года в ходе торгов аукционного дома Bonhams за 2 125 фунтов (при эстимейте 600–800 фунтов).

Так что у любителей старых итальянских мастеров есть возможность пополнить коллекции работами великого Андреа Мантеньи.

Мария Кузнецова, AI

Источники:

  1. Дж. К. Арган. История итальянского искусства. М.: Радуга, 2000.
  2. Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев. М.: Азбука-классика, 2004.
  3. Искусство итальянского Ренессанса. Под ред. Рольфа Томана. Konemann, 2001.
  4. artprice.com
  5. artinvestment.ru

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
Биография, творчество и картины Андреа Мантенья » Музеи мира и картины известных художников Биография, творчество и картины Андреа Мантенья » Музеи мира и картины известных художников Биография, творчество и картины Андреа Мантенья » Музеи мира и картины известных художников Биография, творчество и картины Андреа Мантенья » Музеи мира и картины известных художников Биография, творчество и картины Андреа Мантенья » Музеи мира и картины известных художников Биография, творчество и картины Андреа Мантенья » Музеи мира и картины известных художников

Источник: https://artinvestment.ru/invest/painters/20130716_mantegna.html

Мантенья, Андреа (1431 — 1506). Картины художников

Биография, творчество и картины Андреа Мантенья » Музеи мира и картины известных художников

Мадонна с Иоанном, Елизаветой и Иосифом. А. Мантенья Масло. Около 1498—1499 гг.

Тем, кто неравнодушен к искусству раннего Возрождения следует посетить места, связанные с творчеством художника А.Мантенья. Картины художника привлекают к себе внимание зна­чительностью и внутренней силой созданных образов.

Талант мастера был признан и широко известен еще в пору его ученичества. Мир идей и образов определился уже в первый, падуанский, период его творчества.

Культур­ная и художественная жизнь Северной Италии в первой половине XV века отличалась разнообрази­ем.

Творчество Мантеньи вобрало в себя:

  • традиции народ­ного искусства;
  • одухотворенность образов готики;
  • достижения нового ис­кусства Нидерландов;
  • гуманизм ренессансного искусства Тосканы, в центре внимания которого стояла по-новому осмысленная лич­ность человека.

Все это обогатило образный строй картин художника.

Биография, творчество и картины Андреа Мантенья » Музеи мира и картины известных художников

Поклонение волхвов. А. Мантенья. 1462 г.

Пейзажи Мантеньи вызывают ощущение бескрайней протяженности пространства

Она выражается то – струящимися лентами рек и дорог, как в «Поклоне­нии волхвов» из нью-йоркского музея Метрополи­тен, то – серебристой гаммой простирающейся водной глади в как в «Успении Марии». Чуть «жестковатый» на­турализм образов волхвов в первой картине, вероятно, связан с влиянием живописной традиции Нидерландов.

В «Успе­нии Марии» изображение апостолов напоминают образы ренессансной деревянной скульптуры. В «Святом Себастьяне», найденном в мастерской Мантеньи уже по­сле его кончины, средства выражения продиктованы готической традицией: смятенность и ломкость форм ощущается в заостренных складках развевающейся дра­пировки.

Но, несмотря на это, картина представляет образ ренессансного чело­века. Сила его духа превозмогает физические страда­ния.

В «Поклонении волхвов» ос­новной тон задает образ мадонны, фигура которой является центром композиции. Даже пейзаж Мантеньи проникнут характерным для ренессанса, духом величия.

Биография, творчество и картины Андреа Мантенья » Музеи мира и картины известных художников

Св. Себастьян. А.Мантенья. 1480 г.

В Падуе прошли годы ученичества и начальный период творчества Мантеньи

Это был один из центров развития гуманизма — распространившегося в Италии XV века мировоз­зрения, рассматривавшего человека как совершеннейшее из творений. Способствовал тому и Падуанский университет, один из старейших в Италии. Любители древностей соби­рался в доме жившего в Падуе флорентийца Палла Строцци.

Дружеские отношения связывали Мантенью с Джованни Маркановой и Феличе Феличиано. Марканова изучал и копировал древние надписи, делал зарисовки с античной архитектуры, с римского ору­жия и доспехов. Феличиано был антикваром, поэтом, алхимиком. Он посвятил Мантеньи, сборник скопированных им антич­ных надписей.

А в 1464 году они совершили поездку по озеру Гарда для изучения и зарисо­вок памятников античной архитектуры.

Мантенья был тонким знатоком антич­ности. Широта его познаний видна уже в самом раннем из дошедших до нашего времени произведений – фресках капеллы Оветари падуанской церкви Эремитани. Изображенное на них пространство организовано колоннада­ми, триумфальными арками и руинами древних зда­ний.

Архитектура украшена медальонами с портре­тами римских императоров и сценами из античной жизни, круглой скульптурой. В этих композициях Мантеньи стремился создать образы императорского Рима, изобразив сцены из жизни и гибель мучеников раннего христианства — Св.Иакова и Св.Христо­фора.

 Достоверность изображаемой истории была одной из важных составляющих гуманистической теории искус­ства, основоположником которой был Леон Батиста Альберти, выдающийся архитектор и мыслитель Раннего Возрож­дения. В трактате «О живописи» он писал: «История будет волновать душу лишь тогда, когда изображенные в ней люди будут всячески проявлять движения собственной души».

Мантенья наглядно проиллюстрировал этот принцип в композиции «Св.Иаков изгоняет демонов», построенной на контрасте спокойной фигуры святого с подчеркнуто экспрессивной жестикуляцией и мимикой остальных персонажей.

Эмоциональную атмосферу Мантенья создавал не только посредством действий и эмоций персона­жей, но и с помощью перспективного построения композиции

Так, в «Шествии Св.Иакова на казнь» художник использовал перспективную систему с нескольки­ми точками схода. Благодаря этому, пространство начало тяготеть к центру, где происходит главное действие, еще более усиливая ощущение напряженности.

Мантенья часто изображал человеческие фигуры в разных ракурсах, предварительно выпол­няя целые циклы зарисовок натуры с верхней и ниж­ней точек зрения.

В результате, на фресках возникало безупречно правильное изображение фигур в разно­образных положениях.

Биография, творчество и картины Андреа Мантенья » Музеи мира и картины известных художников

Успение Марии. А. Мантенья. Масло. 1459—1464 гг.

Рисунков художника сохранилось немного.Как пра­вило, они выполнены пером на тонированной бумаге. Шедевром графического искусства считается знаме­нитая «Юдифь». Мантенья был не только прекрасным рисовальщиком, но и одним из крупнейших граверов Возрождения.

С его именем связаны произ­ведения такого вида графики, как гравюра на меди, которая также способствовала распространению его известности. Мантенья работал и как скульптор. Пластика фи­гур в его композициях свидетельствует о незауряд­ном даровании ваятеля.

Его развитию способство­вало то, что в 1443—1448 годах в Падуе работал Дона­тело, один из крупнейших скульпторов Раннего Возрождения. Его учеником был знакомый Мантеньи — Никколо Пиццоло, работавший вместе с ним в капелле Овётари.

Читайте также:  Почему музей называется музеем?

Влияние Донателло обнаруживается у Мантеньи в особенностях перспективных построений, сход­ных с теми, что Донателло использовал в релье­фах алтаря для главного собора в Падуе. Главное, что внес флорентийский мастер в раз­витие ренессансного искусства, был синтез скульптуры и архитектуры.

В готическом искусстве скульптура и живопись име­ли подчиненное значе­ние по отношению к архитектуре. В кафедрах для певчих, созданных Донателло для флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре и собора в Прато, архитектура подчеркивает ценность произведения самого по себе. Изящные ко­лоннады органично включаются в общую пластическую ком­позицию. Принцип равной значимости скульптуры и архитектуры наиболее полно воплощен Дона­телло в большом алтаре для Санто.

В росписи капеллы Оветари Мантенья и Пиццоло продолжили начинание Донателло

Биография, творчество и картины Андреа Мантенья » Музеи мира и картины известных художников

Мадонна со святыми и сцены из жизни Христа. А. Мантенья. Алтарный образ в церкви Сан Дзено, Верона. Масло. 1456—1459 гг.

Имитируя с помощью живописи архитектурные и скульптурные элементы, они преобразили готическую по конструкции капеллу в ренессансный интерьер. Арки готического свода были украшены росписью, изо­бражающей лепной рельеф.

Композиции на стенах – заключены в рельефные обрамления, имитирован­ные живописью. Реальное и изображенное во фре­сках пространство как бы переходит в капелле одно в другое.

Весь ансамбль оказался органично сформирован архитектурными элементами, рисованной скульптурой и живописью.

В алтаре для церкви св. Зиновия в Вероне Манте­нья использовал конструктивное реше­ние алтаря Донателло. Он создал античный портик, задуманный как синтез рисованных архитектурных элементов с обрамлением алтаря. Благодаря этому, пространство алтарных композиций начало восприниматься как продолжение интерьера.

Биография, творчество и картины Андреа Мантенья » Музеи мира и картины известных художников

Росписи Камеры дельи Спози. «Окулус» плафона. Мантенья А. 1465—1474 гг.

Самостоятельное решение задачи син­теза искусств Мантенья представил в  росписи Камеры дельи Спози

Фрески одного из залов дворца мантуанского герцога стали одной из самых значительных работ Мантеньи. Замкнутый и плохо освещенный интерьер художник представил в виде открывающегося в пей­зажное пространство павильона. В центре плафона было изображено круглое окно (люнет), которое словно открывалось в небо.

В сложной для построения пер­спективе, художник изобразил изящную ограду, которой окно обнесено снаружи, и загля­дывающих через него вниз амуров и членов герцог­ского дома. Поверхность каждой стены была раз­делена на три части. Свод, зрительно облегченный окном, воспринимался так, словно его поддержи­вают лишь эти опоры.

Пространство между столба­ми на двух стенах закрыли искусно напи­санные портьеры. С двух других сторон, завесы изображены откинутыми. С запада в их просветы от­крывается пейзаж с фигурами, а с северной сторо­ны — лоджия, где собиралось семейство герцога Гонзага.

 Живопись Камеры дельи Спози была выполнена художником между 1471 и 1474 годами.

Идея росписи (прославление семьи Гонзага) прослеживается во всех фресках где последо­вательно раскрываются многочисленные добродетели герцога. «История» на северной стене представляет, как Лодовико получает письмо с сообщением о при­бытии сына. Послание вручается в присутствии чле­нов семьи и придворных.

Эта композиция стала од­ним из первых групповых портретов в итальянской ренессансной живопи­си. Торжественность атмосферы выражена нарядным цвето­вым строем работы с преобладанием синей краски и золота, величественностью изображенных образов, и соответствующей им композицией, в которой движения персонажей из глубины завер­шается на переднем плане.

Лодовико показан просвещенным государем, покровительствующим развитию наук и искусств, в окружении состоящих при его дворе гуманистов.

Биография, творчество и картины Андреа Мантенья » Музеи мира и картины известных художников

Встреча герцога Л. Гонзага с сыном. Фреска. А. Мантенья. Замок Сан-Джорджо, Мантуя. 1471 —1474 гг.

Композиция на западной стене, представляющая встречу Лодовико с сыном, является монументаль­ным групповым портретом. Кроме самого Лодовико и Франческо, здесь представлены реальные персона­жи, в частности, Мантенья изобразил здесь себя со своим сыном. Композиция в центре свода посвящена супруге маркиза – Барбаре Бранденбургской.

В Камере дельи Спози Мантенья  создал «па­вильон славы» Гонзага

Его идеальное простран­ство способствует изме­нению восприятия реальной конструкции интерьера. Для этого, Мантенья также использовал возможности архитек­туры, скульптуры и живописи. Зритель, стоящий под «окном в небо», находится как бы в идеальной, ак­тивно воздействующей на него среде.

Иллюзорное пространство фресок визуально «врастает» во внут­реннее пространство Камеры. Идея художника состояла во введении зрителя в художественный мир создаваемого пространства и активизации его духовных сил, с целью приближения их к идеалу,  соответствующему гуманистической ренессансной традиции.

Принципы декора Камеры дель Спози Мантенья использовал и в росписи капеллы в Ватикане, к сожа­лению, не дошедшей до нашего времени. Судить о ней можно лишь по сохранившимся описаниям XVIII века.

Но важно то, что следующее поколение мастеров Высокого Возрож­дения, среди которых были Микеланджело и Рафаэль, по всей вероятности, были знакомы с достижениями Мантеньи в области синтеза искусств и могли использовать их в своем творчестве.

Мантенья был одним из наиболее сложных и разно­сторонних художников Раннего Возрождения. Его живописные и графические произведения совершенны по исполнению и им сопутствуют высокие нравственные идеи. Он работал как скульптор и архитектор, построивший и свой дом по собственному проекту.

На службе у мантуанского герцога ему приходилось оформлять праздники и спектакли, рисовать эскизы костюмов, ковров, ювелирных изделий. Однако, главным в его творчестве стало развитие идеи синтеза искусств, сформулированной Донателло.

Именно оно стало связующим звеном между искусством Раннего и Высокого Возрождения.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи
«Андреа Мантенья» Н. Николаевой, М.1981 г.

Источник: https://www.5arts.info/andrea-mantegna_1431-1506/

Мантенья АндреаКартины и биография

Мантенья Андреа (Mantegna Andrea) (1431–1506) Итальянский живописец и гравер эпохи Раннего Возрождения.

Учился в Падуе у своего приемного отца, живописца и антиквара Франческо Скварчоне (около 1441–1448), изучал древнеримские скульптуру и архитектурный декор, увлекался археологией и эпиграфикой, испытал воздействие творчества Донателло, Андреа дель Кастаньо и живописи венецианской школы.

Искусству Мантенья, ведущего мастера падуанской школы, присущи героическое, проникнутое пафосом утверждения достоинства человеческой личности мироощущение, приверженность к четкой архитектонической композиции.

Живописная манера художника Андреа Мантенья отличается чеканностью форм и рисунка, эмалевым блеском красок (росписи капеллы Оветари в церкви Эремитани в Падуе, 1449–1455, почти полностью погибли в 1944; алтарь церкви Сан-Дзено Маджоре в Вероне, 1457–1459, хранится там же, отдельные части – в Лувре, Париж, и Музее изящных искусств, Тур).

Биография, творчество и картины Андреа Мантенья » Музеи мира и картины известных художников Святой Георгий, 1460

Галерея Академии, Венеция

Биография, творчество и картины Андреа Мантенья » Музеи мира и картины известных художников Парнас, 1497

Музей Лувр, Париж

Биография, творчество и картины Андреа Мантенья » Музеи мира и картины известных художников Моление о чаше, 1455

Национальная галерея, Лондон

Картина Андреа Мантенья “Моление о чаше” имеет и другое название “Иисус Христос в Гефсиманском саду”.

Пять ангелов являются молящемуся Христу, в то время как трое апостолов спят на переднем плане, не ведая, что Иуда и толпа солдат идут с намерением взять Христа под стражу.

В этой сцене все – фантастические причудливые скалы, воображаемый город, жесткие складки материи – написано в детальной, твердой и точной манере, присущей живописцу и граверу Андреа Мантенья.

Биография, творчество и картины Андреа Мантенья » Музеи мира и картины известных художников

Андреа Мантенья был незнатного происхождения, но усыновленный и обученный простым малоизвестным живописцем, он стал одним из самых значительных художников своего времени.

Стиль Андреа Мантенья, как и стиль других ренессансных мастеров, сформировался под воздействием древнегреческой и древнеримской скульптуры.

Многие из его произведений действительно исполнены как гризайль – живописная имитация мраморного или бронзового рельефа.

Большую часть жизни Мантенья состоял придворным художником герцога Мантуанского, для которого собрал крупную коллекцию предметов классического искусства.

С 1460 Андреа Мантенья жил в Мантуе при дворе Лодовико Гонзага (в 1466–1467 посетил Флоренцию и Пизу, в 1488–1490 – Рим).

В росписях “Камеры дельи Спози” в замке Сан-Джорджо (1474) художник, добиваясь визуально-пространственного единства интерьера, осуществил идею синтеза реальной и “нарисованной” архитектуры.

Иллюзионистические эффекты этих росписей, в частности, имитация круглого окна в потолке, предвосхищают аналогичные поиски Корреджо. Суровым духом римской античности проникнута серия монохромных картонов Андреа Мантенья с “Триумфом Цезаря” (1485–1488, 1490–1492, Хэмптон-корт, Лондон).

Среди поздних произведений Мантеньи – аллегорико-мифологические композиции для кабинета Изабеллы д'Эсте (“Парнас” или “Царство Венеры”, 1497, Лувр, Париж), цикл монохромных картин, в том числе “Самсон и Далила” (1500–е годы, Национальная галерея, Лондон), исполненное драматизма и композиционной остроты полотно “Мертвый Христос” (около 1500, Галерея Брера, Милан).

Биография, творчество и картины Андреа Мантенья » Музеи мира и картины известных художников

Живописец Андреа Мантенья был также новатором в области гравюры, и его эстампы на античные темы позднее оказали влияние, в частности, на Дюрера. Графические работы Мантеньи (цикл гравюр на меди “Битва морских божеств”, около 1470), почти не уступающие его живописи по чеканной монументальности образов, сочетают скульптурную пластичность с нежностью штриховой моделировки.

Андреа Мантенья сочетал в себе главные художественные устремления ренессансных мастеров 15 столетия: увлечение античностью, интерес к точной и тщательной, вплоть до мельчайших деталей, передаче природных явлений и беззаветную веру в линейную перспективу как средство создания на плоскости иллюзии пространства. Его творчество стало главным связующим звеном между ранним Возрождением во Флоренции и более поздним расцветом искусства в Северной Италии.

Источник: http://smallbay.ru/artitaly/mantegna.html

Известные работы Андреа Мантенья

Знаковые работы и история жизни Андреа Мантенья.

Андреа Мантенья

Андреа Мантенья — один из выдающихся художников раннего Ренессанса. В 1441 отправляется в Падую, где обучается у Франческо Скварчоне, который знакомит его с античным искусством. На его творчество в значительной мере повлияли скульптуры Донателло (1386–1466), Андреа дель Кастаньи и Якопо Беллини. С 1448 Мантенья работает самостоятельно и скоро становится признанным мастером.

В 1460 является придворным живописцем династии Гонзага в Мантуе. Для произведений Мантеньи характерны анатомически точное изображение человеческого тела, тщательное воспроизведение деталей, так же как и умелая передача перспективы. Эти нововведения оказали сильное влияние на его шуринов — Джентиле и Джованни Беллини. Его гравюры по меди также обрели широкую известность севернее Альп.

Юдифь

Мантенья одним из первых в эпоху Возрождения изобразил Юдифь. Его Юдифь малоэмоциональна, её взгляд обращен в вечность, это изображение близко к изображениям святых.

Мантенья первым перешел от христианских к античным темам и первым изучил анатомию обнаженного тела. Он первым принялся за исследование характера движения, механизма сокращения мускулов. Он обогатил новыми законами и композицию картин.

Никогда не встречаются у него лица, выведенные только как портреты, число которых можно было бы произвольно увеличить. Все фигуры участвуют в действии, все подчинены твердо сплоченному целому.

Читайте также:  Вид в окрестностях ораниенбаума, саврасов, 1854

Обнаружилась новая красота композиции, не терпящая прежнего, столь излюбленного небрежного нанизывания подробностей.

Мантенья и живопись

Мантенья считается основоположником техники живописи на холсте. Самый ранний живописный холст в Италии — это картина Мантеньи «Святая Евфимйя», созданная в 1454 году. Вазари писал, что, в период написания цикла картин «Триумф Цезаря» для дворцового театра в Мантуе в 1482–1492 годах, Андреа Мантенья уже имел большой опыт работы на холсте.

Художник, избежавший какой бы то ни было классификации, стоящий вне школ и направлений, Мантенья оказал неоспоримое воздействие на живопись Италии — от Падуи до Венеции. Благодаря широкому распространению гравюр Мантеньи, итальянское Возрождение проникло в Германию.

Распятие (около 1458)

Дерево, темпера, 61*93 см. Лувр, Париж.

Первоначально это произведение представляло центральную картину пределлы Алтаря Сан Дзено, справа и слева от которой изображены сюжеты Моления о чаше и Воскресения. Сегодня эти картины находятся в Музее изящных искусств в Туре.

Картина пронизана острым трагическим чувством. С необыкновенной силой переданы глубокие драматические переживания женщин, оплакивающих Христа.

В этом произведении художественный стиль Мантеньи проявился в строгой и пластической монументальности образов.

Мужской портрет (1459–1466)

Дерево, темпера, 41,3*29,5 см. Уффици, Флоренция.

Данный портрет является одним из лучших произведений Мантеньи. Стройная композиция помогает запечатлеть строгий облик персонажа. Мантенья применяет метод поворота модели в три четверти, заимствованный у мастеров северноевропейской живописи. В целом портрет является идентичным изображением Карло Медичи.

Мадонна делла Виттория (1496)

Холст, темпера, 280*165 см. Лувр, Париж.

Это произведение Мантенья пишет по заказу маркграфа Франческо II Гонзага (1466–1519) — он изображен слева на переднем плане — в память о битве под Форново ди Таро в 1495. Знаменитой алтарной картине присущи использование оптической иллюзии, эффекта перголы, героический стиль изображения персонажей, теплый колорит.

Купольная фреска Камеры дельи Спози (1465–1475)

Фрагмент росписи. Фреска, диаметр: 270 см. Кастелло Сан Джорджо, Паллаццо Дукале, Мантуя.

На фреске, расположенной на своде маленькой квадратной комнаты, Мантенья впервые в западноевропейском искусстве создал иллюзию пространства, уходящего в небо.

Отверстие окружено парапетом, вокруг которого изображены ангелы, смотрящие вниз, люди и животные. Это смелая композиция, где фигуры изображены в необычной перспективе.

Фреска была образцом для последующих поколений художников, особенно стиля барокко.

Людовико Гонзага, его семья и двор (1474)

Фрагмент росписи. Фреска, 600*807 см. Кастелло Сан Джорджо, Паллаццо Дукале, Мантуя.

Фрески из Камеры дельи Спози, спальни Людовико III Гонзага (1414–1478), являются знаменитым образцом мировой живописи итальянского Ренессанса. В выразительных сценах с ярко выраженной перспективой и отображением природных мотивов Мантенья представляет большое, полное великолепия окружение маркграфа — семью и ближайших подданных.

Парнас (1497)

Холст, темпера, 60*192 см. Лувр, Париж.

Изображение горы Муз является первой картиной из цикла, написанного по заказу мантуанской графини Изабеллы д’Эсте (1474–1539) для ее рабочего кабинета. В центре картины представлены девять богинь искусств, танцующих под музыку Аполлона, над ним — смеющийся над Амуром Вулкан.

Справа рядом друг с другом — Меркурий и Пегас. Нетрадиционным для подобных произведений выглядит изображение Марса и Венеры. Холм, на котором они стоят, — сквозной и открывает вид вдаль. Справа возвышается сооружение, похожее на крепость. Пейзаж изображен тщательно и с фантазией.

Торжество добродетели над пороком (1502)

Холст, темпера, 160*192 см. Лувр, Париж.

Картина, отражающая сюжет морально-поучительной аллегории, также относится к декорации рабочего кабинета Изабеллы д’Эсте. Она изображает сцену, на которой Минерва — богиня войны и благоразумия, вооруженная щитом, копьем и шлемом, изгоняет порок из сада добродетели.

Наряду с Парнасом эта картина оказала огромное влияние на развитие светской живописи XVI в. Сад окружен арочной каменной изгородью, украшенной цветами. Через нее просматривается окружающий пейзаж.

Другие божества наблюдают с облака за драматическим действием в саду добродетели.

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/izvestnye-raboty-andrea-mantenya.html

Андреа Мантенья: жизнь и творчество художника

Андреа Мантенья (ок. 1431, Изола-ди-Картуро, Венето — 13 сентября 1506, Мантуя) — итальянский художник, представитель падуанской школы живописи.

Содержание

  • Биография Андреа Мантенья
  • Творчество Мантенья
  • Работы художника
  • Картины Андреа Мантенья
  • Библиография

Мантенья родился около 1431 года в итальянском местечке Изола-ди-Картура близ Венеции в семье дровосека. В 1441 году был усыновлен знатоком древностей и художником Франческо Скварчоне. Учился изобразительному искусству, а также латыни у Скварчоне, который пробудил в нём интерес к Античности. В 1445 году был записан в цех живописцев Падуи.

В 1453 году Мантенья женился на дочери Джакопо Беллини Николосии (Николозе).

Мантенья скончался 13 сентября 1506 года в Мантуе. Его прах покоится в базилике Сант-Андреа.

Творчество Мантенья

Один из лучших художников Италии XV столетия, Андреа Мантенья обладал глубокими познаниями о древнеримской цивилизации, однако посвятил жизнь преимущественно христианской живописи.

В возрасте 17 лет Мантенья в суде добился независимости от Скварчоне и с тех пор работал как самостоятельный художник. В молодости испытал влияние флорентийской школы, в частности Донателло.

Главным произведением падуанского периода жизни Андреа Мантеньи стали росписи капеллы Св. Христофора в церкви Эремитани. Эта капелла принадлежала семье Оветари.

В 1460 году он становится придворным художником у герцогов Гонзага и остаётся в этой должности до своей смерти.

В своей живописи он следовал традиции флорентинца Мазаччо, но отдавал предпочтение более стойкой темпере, как это было принято у мастеров Венеции.

Один из крупнейших гуманистов Италии, Мантенья был знатоком и собирателем произведений античной культуры. Благодаря в том числе и глубокому пониманию античности, Мантенья стал радикальным новатором живописи.

Работы художника

  • «Битва морских божеств». Ок. 1470. Резцовая гравюра на меди.
  • «Мёртвый Христос». Ок. 1500. Пинакотека Брера, Милан.
  • «Триумф Цезаря». Картон. 1485—1488. Хэмптон-корт, Лондон.
  • «Юдифь». Тушь, перо, кисть.1491. Галерея Уффици, Флоренция.
  • «Шествие святого Иакова на казнь». Фреска в капелле Оветари церкви Эремитани в Падуе. 1449—1455. (Не сохранилась).
  • «Святой Себастьян». 1470
  • «Парнас». 1497. Лувр
  • «Святой Себастьян». 1480—1485
  • Камера дельи Спози замка Сан-Джорджо в Палаццо Дукале (Мантуя). 1474.
  • «Ecce Homo», Музей Жакмар-Андре, Париж
  • «Успение Богородицы». Ок. 1462. Музей Прадо, Мадрид.
  • Алтарь Сан Дзено. 1456—1459. Верона, церковь Сан Дзено.

Библиография

  • 3намеровская Т. П. Андреа Мантенья. — Л., 1961.
  • Лазарев В. Н. Мантенья // Лазарев В. Н. Старые итальянские мастера. — М.: Искусство, 1972. — С. 201—270. — 662 с. — 20 000 экз. (в пер., кор.)
  • Николаева Н. В. Андреа Мантенья. — М.: Искусство, 1980. — 128 с. — 50 000 экз. (обл., суперобл.)

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: rushist.com, ru.

wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Андреа Мантенья: картины художника

Андреа Мантенья — все картины Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Андреа Мантенья: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

Источник: https://allpainters.ru/mantenja-andrea.html

Андреа Мантенья

Андреа Мантенья (ок.1431-1506). Родился в Падуе в семье плотника. Между 1441 и 1445 годами Мантенья был записан в падуанский цех живописцев как приемный сын художника Франческо Скварчоне, в мастерской которого работал до 1448 года.

Мантенья был не единственным приемным сыном Скварчоне, который проводил процедуру усыновления для того, чтобы не платить своим ученикам, используя их труд для получения наживы.

Большой общественный резонанс в Падуе имел судебный иск Мантеньи против своего учителя, в результате которого 17-летний юноша обрел независимость.

Андреа Мантенья рано сформировался как художник. Уже в росписях капеллы Оветари в падуанской церкви Эремитани (1448) заметны высокая техника рисунка, прекрасное чувство перспективы и хорошее знание античного классического искусства.

Художник уделяет большое внимание анатомии фигур, подчеркивая ее складками драпировок, а также архитектурному декору. Возможно, под влиянием Донателло его живопись приобрела черты рельефности, почти скульптурности.

Черты лаконичного, несколько сурового стиля Мантеньи (который с годами претерпел мало изменений) проявились и в его ранних станковых полотнах, таких как «Моление о чаше» (1455), «Распятие» (1457-1459), «Св.Себастьян» (1456-1459) и других.

В 1460 году Мантенья Андреа приехал в Мантую: если не считать двух лет, проведенных в Риме (где по просьбе папы Иннокентия VIII в 1488-1490 годах он украсил фресками его капеллу), вся его дальнейшая жизнь связана с этим городом.

В Мантуе художник был назначен придворным живописцем Людовико Гонзага, для которого создал одно из самых лучших своих произведений — росписи Камеры дельи Спози (Свадебной комнаты) в Палаццо Дукале, которые были завершены в 1474 году.

Исключительно роскошное декоративное убранство помещения, включающее групповые портреты семьи Гонзага, сцены придворной жизни, а также изображения римских цезарей, призваны были прославить один из самых великих правящих домов Италии.

В этих фресках Мантенья активно использовал принципы иллюзионизма, позволившие значительно расширить пространство.

В период с 1480 по 1495 год по заказу дома Гонзаго Мантенья выполнил цикл «Триумф Цезаря», предназначенный для украшения дворцового театра в Мантуе.

Девять больших холстов, изображающих длинную процессию с огромным количеством античных скульптур, доспехов, трофеев, отражают обширные знания Мантеньи в области античного искусства, истории и литературы. Формы в них объемны, жесты убедительны и ясны, пространство трактовано широко и свободно.

В этом цикле живопись Мантеньи достигла наибольшей монументальности. К сожалению, картины плохо сохранились, пострадав не столько от времени, сколько от вмешательства неопытных реставраторов.

Андреа Мантенья также был замечательным гравером, одним из первых использовавшим технику печати для распространения своих произведений. Его влияние на развитие итальянской живописи было огромным.

Среди наиболее известных его почитателей и последователей был венецианский художник Джованни Беллини (приходившийся ему шурином), а также Альбрехт Дюрер.

Мантенья до конца дней занимал высокое положение при мантуанском дворе: за свои художественные заслуги он был возведен в рыцарское достоинство.

Художник умер в Мантуе 13 сентября 1506 года.

Источник: http://vissage.ru/velikie-khudozhniki/andrea-mantenya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector