Анри Матисс (1869 – 1954 г.) Французский художник, лидер фовизма.
Творчество Анри Матисса представило совершенно новую неожиданную трактовку цвета – немыслимые сочетания оттенков и колеров, абсолютно чуждое, будто случайное их соединение на холсте, грубые крупные мазки…и, несмотря на всё это «безобразие» (с точки зрения художественной эстетики прошлых эпох) невероятная гармония законченного полотна с ярко выраженной тональностью, экспрессией и динамизмом. Если бы Матисса не было, его определенно стоило придумать.
Самый «дикий» среди фовистов, смелый, и, пожалуй, самый одарённый, начинал свой творческий путь с совсем другими кумирами, и это были импрессионисты. Поэтому неудивительно, что первые его работы относят к импрессионизму и постимпрессионизму.
Этому молодому адвокату было предначертано прожить совсем другую жизнь, подчинённую серьёзной профессии юриста. Между тем Матиссу было суждено перевернуть историю искусства, став олицетворением фовизма, в самом лучшем понимании этого течения.
Начав свой творческий путь с уроков рисунка, Матисс решительно отверг стезю, насаждаемую его родителями, чтобы придаться не столь обеспеченному, но такому любимому делу – живописи. Затем последовало обучение у разных мастеров, поступление в парижскую Академию художеств, посещение Школы изящных искусств и непрестанный поиск самого себя и своего места на небосклоне изобразительного искусства.
«Импрессионизм – газета души»
Это высказывание принадлежит Матиссу, для которого импрессионизм стал отправной точкой, стартом на пути формирования авторского стиля.
Да и как было не увлечься Моне, Мане, Ренуаром и прочей «впечатлительной» братией, которые перевернули с ног на голову все устои живописи, вдохнув в полотна новую жизнь, движение и световоздушную прозрачность.
Гонимые, осмеянные, они писали такими красками, какими хотели, и так как хотели, и, в конце концов, стали победителями, создав новое искусство!
Кумирами для Матисса были Ван Гог и особенно Поль Гоген, и действительно, как и в его ранних, так и в зрелых работах, представленных уже на выставке фовистов, ясно читается влияние знаменитого «гаитянина». Однако есть у Матисса и картины, напоминающие нам письмо Ренуара и Мане, такие как «Фрукты и кофейник» (1898) или же «Бель-Иль» (1896).
Не чужд был Матиссу и Сезанн с его характерной драпировкой и грубоватой трактовкой элементов, достаточно взглянуть на «Голубой горшок и лимон» (1899).
Начало 1900-х было ознаменовано для живописца большими переменами – круг его общения постепенно становится всё шире, а сам Матисс с головой погружается в искусство, знакомясь с новыми мастерами, в том числе и весьма одиозными. Таким для него явился Поль Гоген.
Этот европеец, привыкший к комфорту и благам, вдруг, увлёкшись примитивным искусством, отправляется во французские колонии на острова, бросив жену и детей, чтобы обогатить своё письмо соответствующими сюжетами.
Нестеснённый ничем, далёкий от предрассудков, и свободный от какой бы то ни было критики, Гоген ежемесячно отправляет морем свои работы, которые шокируют публику дикими цветовыми решениями и откровенными экспозициями.
Матисс с восхищением принимает искусство Гогена и перенимает у него и выразительность резких контрастов, и отказ от полутонов, и использование чётких контуров, и упрощение форм. Примерами таких работ могут служить «Натурщик» (1900), «Ваза с фруктами» (1901), «Блюда и фрукты» (1906).
В 1904 году известный меценат и коллекционер Амбруаз Воллар, открывший миру глаза на многих даровитых художников (в том числе и Пикассо), подготовил персональную выставку Анри Матисса, которая имела грандиозный успех.
Эта выставка очень вдохновила Матисса – он обрёл крылья, смелость и теперь с упоением предавался экспериментам с дивизионизмом, пуантилизмом, кубизмом, рисованием цветовыми пятнами, не обращая внимания на негодование публики.
Матисс уверенно шёл к своему стилю, к своей манере, чтобы навсегда вписать своё имя в историю мировой живописи, подарив миру такие шедевры, как «Мадам Матисс», «Музыка», серию «Книга джаза», «Танец», «Поднятое колено», «Сон», «Розовая обнажённая» и т.д.
А импрессионизм останется в его творческой библиографии как вдохновенный мостик, переправа, приведшая талантливого художника в большое искусство.
Экспрессионизм Матисса на сайте expressionists.ru. Описание картины Анри Матисса «Танец»
Источник: http://www.hudojnik-impressionist.ru/anri-matisse-biografiya-i-kartiny.htm
Матисс Анри. Биография, названия, описание картин
Анри Матисс (31.12.1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция — 3.11.1954, Ницца, Франция) — известный французский художник и скульптор. Получил известность своими попытками передать эмоции через форму и цвет.
Биография Анри Матисса.
Анри Эмиль Бенуа Матисс появился на свет 31 декабря 1869 года в городе Ле-Като. Получал знания во многих заведениях – сначала обучался в Париже с 1891 года в академии Жюлиана, потом в 1893 году в Школе декоративных искусств и, наконец, в Школе изящных искусств в период 1895— 1899 годов.
Сначала он, как многие ученики живописца того периода, занимался копированием произведений старых голландских и французских мастеров. В своем творчестве он испытал огромное влияние неоимпрессионизма (вдохновившись работами Синьяка), искусства Арабского Востока, Гогена и древнерусской иконописи.
В период с 1905 – 1907 годов Анри возглавляет новое художественное направление – фовизм. В начале ХХ века в работах художника прослеживается воздействие кубизма, а вот с 1920-х годов они отличаются колористическим многообразием, непосредственностью и мягкостью письма.
Начиная с 1930-тых годов, Матисс сочетает декоративность фовизма с четким аналитическим построением композиции и тонко цветовым нюансированным строем.
Во второй половине ХХ столетия Матисс нашел свой стиль в художественном искусстве — лаконичный рисунок, контрастное сочетание цветовых зон или преимущество на полотне оттенков основного одного тона, а также тона, которые не скрывают фактуру холста. Он четко прослеживается в его панно «Музыка», «Мастерская художника» и «Танец».
В его творчестве преобладают следующие мотивы — идиллические сцены, танец, узоры тканей и ковров, статуэтки, вазы и плоды («Красные рыбы» и «Натюрморт с раковиной»). Отличительная черта Матисса – оперирование линией. Он делает это достаточно тонко, прерывисто, иногда линия долгая, круглящиеся, прорезывающая черный или белый фон («Темы и вариации», «Стихи», «Пасифае», «Стихи о любви»).
Его последней работой было оформление витражей доминиканской капеллы Четок около Ниццы в 1953 году. Умер художник 3 ноября 1954 года.
Описание картин Анри Матисса:
Источник: https://opisanie-kartin.ru/category/matiss-anri/
Матисс АнриКартины и биография
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Анри Матисс (Henri Matisse) (1869–1954), выдающийся французский художник. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года. В Салоне он выставляет ряд работ, и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
Площадь в Сен-Тропе, 1904, Музей искусств, Копенгаген
Красные рыбки, 1911, ГМИИ, Москва
Окно, 1916, Институт искусства, Детройт
В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать, интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством.
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика.
В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
Сидящая женщина, 1903
Портрет жены художника, 1905
Разговор, 1909
В 1907 году Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. В 1908 году С.И.
Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи.
В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Третье панно – «Купание или медитация» – осталось лишь в набросках.
Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов.
В связи с установкой панно Матисс посетил Москву, дал несколько интервью для газет и высказал восхищение древнерусской живописью.
В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва), используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.
В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И.А. Морозовым. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.
Радость жизни, 1905-1906
Женщина в шляпе, 1905
Голубая обнаженная, 1907
Танец, 1909
Уголок мастерской, 1911
Красная комната, 1912
После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок»); интересуется мастерами рококо.
В 1930 году едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Тема панно – танец. Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона.
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
Одалиски, 1928
Ивонна Ландсберг, 1916
Обнаженная спина, 1918
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-1947, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя.
Стиль его живописи заметно упрощается; рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства имени Жоржа Помпиду).
Мастерская художника, 1911
Семейный портрет, 1914
Итальянка, 1916
В 1948-1953 годах по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Над керамической крышей, изображающей небо с облаками, парит ажурный крест; над входом в капеллу – керамическое панно с изображением святого Доминика и Девы Марии.
Другие панно, исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере; художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы); рядом с алтарем изображение самого Доминика.
Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, – синтез многих предшествующих его исканий. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники.
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-1940, Центр современного искусства имени Жоржа Помпиду, Париж).
Портрет Лидии Делекторской, 1934
Одалиска в красных шароварах
Очертания Нотр-Дам ночью, 1902
Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника – передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм.
Сидящий Риффиан, 1913
Поднятое колено, 1922
Урок музыки, 1917
Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи.
Его полотна, изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения.
Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы.
Картины Анри Матисса Часть 2 ►
Источник: http://smallbay.ru/matisse.html
Матисс Анри
Другие известные художники
«Нужно уметь находить радость во всем в небе, в деревьях, в цветах. Цветы цветут всюду для всех, кто только хочет их видеть». «Краски в картине должны будоражить чувства до самых глубин», — писал французский художник Анри Матисс.
Анри Эмиль Бенуа Матисс родился 31 декабря 1869 года в Ле-Като, в Пикардии, на севере Франции, в семье Эмиля Матисса и Анны Жерар. Детские годы будущего художника прошли в Боэн-ан-Вермандуа, где его отец, торговец зерном, имел лавку. Его мать увлекалась росписью керамики.
В 1882-1887 годах Анри учился в лицее, а после изучал юриспруденцию в Париже в Школе юридических наук и в августе 1888 года получил право работать.
Матисс возвращается в небольшой городок Сен-Кантен и поступает работать клерком у присяжного поверенного. Одновременно он в свободное время посещает курсы рисунка. Матисс впервые пробует свои силы в живописи, копируя цветные открытки во время двухмесячного пребывания в больнице.
В 1891 году, преодолев сопротивление отца, Матисс оставляет юриспруденцию, переезжает в Париж и поступает в Академию Жюлиана. С 1892 года Анри учится в Париже в Академии Жюлиана у А.В. Бугро — метра салонного искусства. В 1893-1898 годах он работает в мастерской Г.
Моро в Школе изящных искусств. Мистик и символист Моро предрекал начинающему художнику большую будущность, особенно высоко оценивая его новаторские приемы в сочетаниях разных цветов.
Матисс копирует в Лувре произведения Шардена, де Хема, Пуссена, интересуется творчеством Гойи, Делакруа, Энгра, Коро и Домье.
В 1896 году Матисс выставляет четыре картины в Салоне Национального общества изящных искусств и вскоре избирается членом-корреспондентом этого общества. Картина Матисса «Читающая» приобретается государством для резиденции президента Франции в Рамбуйе.
Испанка с бубном
По совету К. Писсарро Анри едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями Тёрнера. Художник в эти годы много разъезжает много времени проводит на Корсике, в Тулузе и Генуе.
Наряду с работой над картинами Матисс посещает вечерние курсы, где занимается скульптурой. Это все требует времени и денег. К тому же разрастается семья на рубеже двух веков у художника рождаются два сына — Жан и Пьер.
В 1901 году Матисс едет на отдых и лечение после бронхита в Швейцарию, где продолжает много работать. Испытывая денежные затруднения, он некоторое время проводит вместе с семьей у родителей в провинции.
1901-1904 годы — период интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898 году.
«Представление о наиболее ранних пейзажах Матисса дают картины «Булонский лес» и «Люксембургский сад», датируемые, очевидно, 1902 годом, — пишет Н.Н. Калитина.
— В обоих пейзажах Матисс еще не до конца освобождается от влияний.
В «Люксембургском саду», например, в передаче эффекта солнечного луча в глубине есть что-то импрессионистическое. А зеленые, красные, сине-фиолетовые деревья, написанные крупными мазками, вызывают ассоциации с Гогеном.
Не читая подписи под картиной, трудно предположить, что это Париж — настолько здесь звучны краски и щедра растительность. Элемент претворения увиденного налицо, но это еще не тот Матисс, который знаком нам по картинам зрелой поры».
Фрукты и бронза
В июне 1904 года состоялась первая персональная выставка художника у А. Воллара. Летом того же года вместе с художниками-неоимпрессионистами — П. Синьяком и Э. Кроссом — Матисс едет на юг Франции, в Сен-Тропез. Он начинает работать в технике дивизионизма, используя раздельные точечные мазки.
На выставке 1905 года в «Осеннем салоне» Матисс выставляет ряд работ, и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Эти произведения и картины его друзей произвели фурор. Так появилось новое направление в авангардном искусстве, получившее название фовизм (от французского «дикий»).
В 1907 году Матисс отправляется в путешествие по Италии — посещает Венецию, Падую, Флоренцию, Сиену. В следующем году в «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств».
Тогда же художник едет в Алжир и знакомится с искусством Востока, что оказалось очень важным для его творчества. Восточное искусство оказало большое влияние на художника. Отсюда преобладание цвета над формой, пестрота и узорчатость, стилизация предметов в его работах. Матисс открывает в Париже собственную художественную школу и начинает преподавать в ней.
Правда, через некоторое время он отходит от педагогической деятельности, чтобы целиком посвятить себя творчеству.
Настурции. Панно Танец
Одним из первых распознал и оценил Матисса русский коллекционер С.И. Щукин. В 1908 году он заказывает художнику три декоративных панно для своего дома в Москве. Третье панно — «Купание, или Медитация» — осталось лишь в набросках, а два других — «Танец» и «Музыка» — вскоре приобрели мировую известность.
В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии — огонь, землю, воздух.
Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов. В связи с установкой панно Матисс посетил Москву.
Отвечая на вопросы о своем впечатлении от всего увиденного в России, он говорил «Я видел вчера коллекцию старых икон. Вот большое искусство. Я влюблен в их трогательную простоту, которая для меня ближе и дороже картин Фра Анджелико. Я счастлив, что наконец попал в Россию.
Я жду многое от русского искусства, потому что чувствую в душе русского народа хранятся несметные богатства; русский народ еще молод. Он не успел еще растратить жара своей души». На деньги, заработанные от продажи своих полотен русским коллекционерам Щукину и И.А.
Морозову, Матисс приобрел дом с садом в парижском пригороде Исси-ле-Мулино.
История жизни Анри Матисса
В зимние месяцы с 1911 по 1913 год художник посещает Танжер (Марокко). Под впечатлением поездки Матисс создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912), приобретенный И.А. Морозовым.
Впоследствии, подводя итог своему марокканскому путешествию, Матисс сказал «Путешествия в Марокко помогли мне осуществить необходимый переход и позволили вновь обрести более тесную связь с природой, чего нельзя было бы достигнуть с помощью живой, но все же несколько ограниченной теории, какой стал фовизм».
«Переход был необходим, потому что Матисс почувствовал разрыв между естественным видением предмета и его анализом на холсте с помощью приемов фовизма, — отмечает М. Бессонова. — Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения.
Такой объединяющей субстанцией стал свет, увиденный Матиссом в Марокко и пронизывающий краски его танжерских полотен. Свет господствует в замечательном холсте «Открытое окно с видом на бухту в Танжере».
Кажется, что слепящее марокканское солнце, которое Матисс застал, приехав в Танжер во второй раз, в конце октября 1912 года, «съело» все очертания предметов, выжгло яркие краски прежних Матиссовых живописных панно.
Нижняя часть полотна местами оставлена художником незакрашенной, так что виден оставленный, нанесенный художником масляной эмульсией рисунок. Краски сильно разбавлены, и пейзаж с видом на бухту на горизонте кажется чуть тронутым нежной акварелью.
Масляные краски нанесены тонкими прозрачными слоями, сквозь которые просвечивает белизна холста, что в целом создает ощущение живого присутствия голубизны неба, синевы моря, свежести зелени и букетов фиолетовых и красных цветов, стоящих на подоконнике…
»
После 1914 года Матисс продолжал иногда писать пейзажи, но отметить в них можно, пожалуй, лишь сдержанность колорита «Дорога в Кламаре» (1916-1917), «Монтальбан» (1918).
После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В творчестве художника происходит новый поворот. Он все больше отдает предпочтение рисунку. Произведения этого периода отмечаются приглушенностью тонов, мягкостью письма.
Под влиянием живописи О. Ренуара он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях, и появляется цикл «Одалиски». В 1920 году Матисс работает над эскизами декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей».
Имя Матисса становится всемирно известным. Его выставки проходят в Москве, Нью-Йорке, Париже, Кельне, Лондоне, Берлине, Копенгагене и других городах. В июле 1925 года А.
Матисс получает звание кавалера ордена Почетного легиона. В 1927 году он получает американскую премию Института Карнеги в Питтсбурге за картину «Компотница и цветы».
В 1930 году Матисс едет на Таити, где работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса.
Уголок мастерской
В 30-40 годы происходит новый подъем, возвращение к фовистам и их поискам. Матисс пытается подвести итог своим открытиям, сочетая декоративность, красочность с точным рисунком (панно «Танец», 1932). Он переносит в монументальную живопись приемы графики.
Это позволяет усилить впечатление движения. Он порывает с налетом светскости, изнеженности, создавая монументальные полотна «Розовая обнаженная женщина», «Сон», «Натюрморт с раковиной» (1940), «Натюрморт с устрицами» — одно из самых совершенных его созданий.
В картинах все больше появляется асимметрии. Матисс отказывается от экзотики Востока. Преобладают женские фигуры в праздничных платьях, которые позируют художнику в креслах, на фоне ковров, рядом с цветами в вазах и пальмами («Желтое платье и шотландка», «Королевский табак», «Отдых танцовщицы»).
Художник продолжает настойчиво работать и в самое трудное для него время. С 1941 года он тяжело болен, его жену и дочь арестовало гестапо за участие в движении Сопротивления, и Матисс долгое время ничего не знает об их участи. Он тревожится и за сына Жана, помогавшего борцам Сопротивления. Работа — самое главное в жизни мастера, мысли о ней не покидают его.
В письме к известному писателю Л. Арагону от 1 сентября 1942 года художник пишет «Я думаю только о работе…» 22 августа 1943 года он снова пишет тому же адресату «В моем возрасте никогда не знаешь, не будет ли работа, которую делаешь, последней в жизни — и надо было сделать ее как можно лучше; уже нельзя отложить осуществление своей мысли на следующий раз…
»
Натюрморт. Раковина на черном мраморе
В сороковые годы художник много трудился над портретами, которые всегда считал своим призванием. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), в которой исполнена серия «Джаз» (1944-1947).
В 1947 году художник удостаивается высшей степени ордена Почетного легиона. В 1950 году он снова получает премию по живописи на ХХУ Венецианском бьеннале. В 1952 году на родине художника открывается Музей Матисса.
В 1948-1953 годах по заказу доминиканского ордена он работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, своеобразный синтез многих предшествующих его исканий.
Несмотря на тяжелую болезнь, почти все его произведения последних лет светлы, оптимистичны и жизнерадостны по настроению. По свидетельству его секретаря, Матисс иногда рисовал даже ночью, в минуты тяжелой бессонницы, чтобы отвлечься. Даже после инфаркта, за день до смерти, Матисс попросил карандаш и сделал три портретных наброска.
Умер Анри Матисс 3 ноября 1954 года в Ницце и похоронен там же.
Источник: https://tunnel.ru/post-matiss-anri
Анри Матисс
- 1869 – 1954 г. Величайший французский художник, график, скульптор
С раннего детства судьба благоволила к будущему живописцу Анри Эмилю Бенуа Матиссу, сначала подарив ему беззаботное детство, а затем «передав» матерью коробку простых красок, в одночасье превративших помощника адвоката – по должности, в известного художника – по призванию.
- Городок Ле Като-Камбрези, расположенный на северо-востоке Франции – малая родина Анри Матисса; здесь, в семье преуспевающего коммерсанта, он появился на свет 31 декабря 1869.
Окончив в родном городе среднюю школу, а в соседнем Сен-Кантене – классическую гимназию, юноша отправился в Париж, где в 1887 начал изучать юриспруденцию в Юридическом лицее. В 1888 Матисс получил диплом юриста, позволивший ему занять место помощника адвоката в Сен-Кантене.
Монотонный режим работы в адвокатской конторе, и деятельный, беспокойный характер молодого человека, не могли гармонично сосуществовать, но проблема разрешилась сама собой: во время пребывания Матисса в больнице, мать подарила сыну краски, и оказалось, что ради занятий живописью, Анри готов променять сытую стабильную жизнь, на свободный, но непредсказуемый мир искусства.
В Академию Жюлиана начинающий художник поступил в 1891, с трудом уговорив отца, противящегося безумной, с его точки зрения затее, предполагавшей столь крутое изменение в жизни.
Одним из убедительных факторов, повлиявших на смягчение отцовской воли, послужили успехи сына на курсах рисования в частной школе Кантена де Латура, помноженные на убеждения учителей, что у Анри есть художественный дар.
- Учеба в Академии продолжалась недолго, и вскоре начинающий живописец получил очередной «подарок судьбы» в лице Гюстава Моро, преподавателя Школы изящных искусств, куда Матисс перешел из академии, преодолев некоторые трудности.
В 1894 у Матисса родилась дочь Маргарита, матерью которой была модель Камилла Жобло, хотя официальный брак не регистрировался.
- В Школе, Матисс прилежно изучал работы старых мастеров, для чего регулярно посещал Лувр, манера живописи этого периода больше соответствовала жанру импрессионизма, но приглушенный цвет, превалирующий в его ранних работах, постепенно начинал обретать силу, становясь величиной самостоятельной.
В 1898 любвеобильный Матисс связывает себя узами официального брака с Амели Перейр.
Медовый месяц, проведенный в Лондоне, принес не только любовные переживания, но и позволил художнику открыть искусство мастера цвета Тёрнера.
После Лондона, чета Матиссов посетила Корсику, что отразилось на творчестве художника: краски Средиземноморья на его полотнах зазвучали свежими и удивительными мотивами.
Следующим шагом в освоении новых территорий живописи стало увлечение Матисса дивизионизмом, длившееся до 1905-го, когда художник обосновался на юге Франции. Пришло время творческих экспериментов, проявившихся в создании в картинах цветовых контрастов, на тот период просто немыслимых.
Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена; сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими», и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи.
Молодые революционеры от живописи с воодушевлением приняли такой ярлык, принесший им популярность, а картины Матисса «Женщина в шляпе» и «Роскошь, покой, наслаждение», вскоре нашли обладателей среди известных людей (Гертруда Стайн, Поль Синьяк). Заметно поправившееся материальное положение художника позволило ему посетить Северную Африку и ряд европейских стран, в том числе Россию.
В 1909 Матисс приступил к работе над двумя панно – «Танец» и «Музыка» (по заказу С. Щукина). Произведения примечательны тем, что автор сумел мастерски гармонизировать форму и цвет, при этом стараясь упростить, с его слов, идеи и мысли, а «Танец» был написан им с использованием всего трех красок.
В 1917 Матисс перебирается на юг Франции, где целенаправленно работает над поиском новых форм живописи, упорно занимаясь внутренним развитием, а также предприняв заметный шаг в сторону кубизма.
В 1921 художник окончательно решает обосноваться в Ницце, где сама природа этого райского уголка подсказывает беспроигрышные сюжеты. Чувственным настроением пронизана серия «Одалиски»; в ряде других работ Матисс синтезирует природные и орнаментальные узоры и краски.
Мастер не потерял бодрость духа и спокойствие даже в грозные военные годы, и эти чувства, а вместе с ними любовь к жизни и красоте, воплощаются в прекрасные картины («Женщина с распущенными волосами»).
Не желая расставаться с творчеством, Матисс, которому с годами становилось все труднее писать маслом, перешел к «декупажу», – термин, употребляемый им для обозначения способа создания картин с помощью вырезки из цветной бумаги. Вырезая требуемые фигуры, мастер пришпиливал их к холсту, и опытным путем подбирал их оптимальное расположение, добиваясь максимальной выразительности, и динамичности композиции.
Больной художник, воодушевленный этой просьбой, получив благословение доминиканского священника и, может быть, чувствуя, что пришел час отдать долги за посылаемые ему ранее благословения свыше, самозабвенно приступил к работе, ставшей смыслом всей его жизни. Перечень профессий, в которых Матиссу пришлось проявить свой талант, довольно внушительный, но главное, – его заветная мечта о синтезе искусств, наконец, осуществилась. Летом 1951 храмовое сооружение было освящено, правда, без участия больного художника.
3 ноября 1954 в Симиезе под Ниццей у Матисса случился сердечный приступ; услышав, что доктора совещаются по поводу его состояния, художник, в присущей ему манере, попросил через дочь Маргариту передать лекарям, что он не болен, а уже умер. Ровно через час, 84-летний мастер покинул этот мир.
Смотреть картины Анри Матисса в стиле экспрессионизм.
Источник: http://expressionists.ru/anri-matiss/
Анри Матисс, Изображений: 495
Франция подарила миру огромную плеяду выдающихся художников, одним из которых является крупнейший и самый яркий представитель художественного течения фовизм, Анри Матисс. Его карьера началась в 1892 году, когда будущий художник успешно сдал экзамены в Парижскую Академию Жюлиана. Там он привлёк внимание Гюстава Моро, предсказавшего Матиссу яркую карьеру на художественном поприще.
С начала 20 века Матисс начинает поиск себя. Он проходит через напряжённые годы копирования и заимствования, пишет множество копий известных картин из Лувра, пытаясь отыскать свой собственный стиль. Господствовавшее тогда увлечение импрессионизмом подарило Матиссу возможность отработать манеру передачи формы и цветовую палитру.
Художественные критики тех лет отмечали, что Матисс обладает своеобразной подачей цвета в своих полотнах, выполненных в импрессионистическом стиле. Художнику было свойственно использование ярких, сильных, немного дугообразных мазков при преобладании исключительно яркого, насыщенного цвета.
Подобно знаменитому мастеру импрессионизма Полю Синьяку, Матисс увлекается пуантилизмом – видом импрессионизма, использующем для передачи изображения многочисленные распадающиеся точки. Именно этот стиль помог художнику окончательно остановить свой выбор на фовизме как на самом подходящем для него способе отразить окружающую действительность.
По сути, Матисс и явился фактическим основоположником фовизма. Французский перевод этого термина – «дикий». Это слово соотносится с понятием – «свободный», то есть, не подчиняющийся общепринятым правилам.
Началом триумфа Матисса можно считать его картину «Женщина в зелёной шляпе», выставленную художником в 1904 году. На полотне зритель увидел практически плоское изображение женщины с лицом, разделённым зелёной полосой. Таким образом Матисс максимально упростил изображение, позволив доминировать одному лишь цвету.
Именно превалирование цвета над формой и содержанием стало основным принципом фовизма. На суть этого стиля сильно повлияло увлечение Матисса экзотическими видами искусства. Художник много путешествовал, в том числе и на Африканский континент. Примитивное, но своеобразное искусство племён впечатлило его и дало толчок к дальнейшему упрощению изображения на картинах.
Сочность цветов на полотнах Матисса были позаимствованы из ярких восточных арабесок. Оттуда же потянулось увлечение художниками одалисками – арабскими наложницами-танцовщицами, образы которых он отображал на своих картинах до последних лет жизни. Также известно, что после знакомства с российским меценатом Сергеем Щукиным Матисс увлёкся древнерусской иконописью.
По приглашению Щукина Матисс приезжает в Россию, а после пишет по его заказу самое знаменитое своё полотно – «Танец». Своеобразным «близнецом» этой картины выступает «Музыка».
Оба полотна отражают суть фовизма – естественность человеческих чувств, чистота передачи эмоций, искренность персонажей, яркость цвета.
Художник практически не использует перспективу, отдавая предпочтение ярким красным и оранжевым оттенкам.
Матисс пережил две мировых войны, но несмотря на испытанные им невзгоды не потерял искренности, которую он стремился воплотить в своих картинах. Именно за детскую непосредственность, откровенность и восторженную яркость его полотен художник до сих пор любим ценителями живописи.
Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1258822127/
Анри Матисс: 7 фактов биографии художника
Анри Матисса считают одним из величайших художников мира всех времен. Его работы хранятся лучших музеев планеты. Матисс родился 31 декабря 1869 года и умер 3 ноября 1954 года. Его полное имя — Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр.
Henri Émile Benoît Matisse). В основном он известен как художник, хотя он также был скульптором, делал гравюры и литографии. Матисс внёс свой вклад развитие новой скульптуры и живописи вместе с Пабло Пикассо.
Вот некоторые интересные факты о биографии Анри Матисса.
1. Матисс собирался стать адвокатом
Многие великие художников знали о своем даре и пристрастии к искусству с молодых лет. У Матисса был совсем другой опыт. Он хотел работать в сфере юриспруденции. Он окончил юридическую школу в Париже и в 1889 году, когда ему был 21 год, начал работать юристом в адвокатской конторе.
«Читающая женщина» (1894)
2. Тягу к изобразительному искусству в Матиссе открыла болезнь
В 1889 году в возрасте 21 года Матисс страдал от острого аппендицита. Врачи смогли сделать ему операцию и снять воспаление, но восстановление продолжалось длительное время. Для борьбы со скукой, мать подарила Анри коробку с красками и предложила попробовать рисовать. Матисс обнаружил, что ему это нравится.
После того, как выздоровел, он вернулся на работу в адвокатское бюро, но уже не мог отказаться от рисования. Каждое утро перед работой он учился рисованию и постоянно практиковался во время обеденных перерывов и по ночам. Его поглотило искусство. Преодолев возражения отца, который видел его успешным адвокатом, он стал художником.
«Ваза с подсолнухами» (1899)
3. Художник как губка впитывал разные стили
Многие художники склонны придерживаться любимого стиля на протяжении всей своей жизни, но не Матисс. Он жаждал знаний и позволял величайшим художникам мира влиять на его стиль. Вначале Анри в основном рисовал пейзажи и натюрморты в более традиционном стиле. Позднее Матисс создавал крупномасштабные бумажные коллажи.
После знакомства с будущим другом австралийским художником Джоном Питером Расселом, который даже подарил Матиссу два рисунка Винсента Ван Гога, он начал создавать работы, которые показали влияние импрессионистического движения. Анри приобретал понравившиеся ему работы художников-импрессионистов, чтобы изучить структуру живописи и работу с цветом.
Считается, что особенное влияние на его творчество оказал французский художник Поль Сезанн.
«Роскошь, спокойствие и удовольствие» (1905)
В итоге он стал лидером движения фовистов, чьи работы превозносили живописные качества и сильный цвет над реалистическими ценностями, сохраненными импрессионизмом. Матисс выставлял свои картины на Осенних салонах в Париже вместе с такими художниками, как Жорж Брак, Рауль Дюфи и Густав Моро, их яркие, броские краски поразили зрителей и вызвали негодование у критиков.
«Женщина в шляпе» (1905)
4. Соперничество Пикассо и Матисса
Матисс был «заклятым врагом» Пабло Пикассо. У них много картин, имеющих похожие названия и выполненные в одном стиле. Некоторые из этих произведений даже были вместе показаны на одной из выставок в Тейт Модерн в Лондоне.
Они не любили картины друг друга; однако они оба, казалось, чувствовали силу другого, которая бросала вызов и стимулировала развитие творчества. На протяжении всей своей жизни каждый из них внимательно следил за работой другого.
Их отношения можно охарактеризовать как соревнование или тщательно спланированную шахматную партию. Матисс однажды описал их отношения как боксерский поединок.
«Молодой моряк» (1906)
Пикассо и Матисс никогда не встречались лицом к лицу до 1906 года. Встречу организовала известный американский коллекционер и писатель-авангардист Гертруда Штайн, которая была коллекционером работ обоих художников. Не смотря на конкуренцию, оба художника выразили уважение как к личности, так и к творчеству друг к друга.
«Танец II» (1910)«Урок музыки (Портрет семьи)» (1917)«Автопортрет» (1918)
5. Упрощение стиля в конце жизни
В 72 года Матисс перенёс хирургическую операцию на кишечнике из-за рака. После этого его здоровье стало сильно ухудшаться и он все меньше двигался. Матисс использовал инвалидную коляску, это вынудило его изменить стиль рисования.
Иногда он просто рисовал карандашом или углем, прикрепленным к длинному шесту. Он не просто рисовал по вдохновению, но также выполнял заказы, рисовал иллюстрации для книг и эскизные проекты, чтобы принести в дом дополнительные деньги.
«Девушки на жёлто-красном фоне» (1942)
После того, как он уже не мог стоять в течение продолжительного времени, Матисс начал создавать работы, применяя ножницы и бумагу. Анри использовал длинную палку, чтобы собирать коллажи на своих стенах. Он назвал эту технику «живопись ножницами».
Художник разрезал листы бумаги, предварительно расписанные гуашью помощниками, на фигуры разных цветов и размеров и расставлял их так, чтобы получились живые композиции.
Изначально эти произведения были скромных размеров, но со временем трансформировались во фрески.
Коллаж «Печали короля» (1952) создан из раскрашенной гуашью бумаги
6. Дети Матисса
В 1894 году модель художника Каролина Жобло родила от него дочь Маргариту.В 1898 году Анри Матисс женился на Амели Парейр, которая впоследствии родила ему двух сыновей: Жана-Жерара и Пьера. Его незаконнорождённая дочь также была взята в семью. Жена и дочь были любимыми моделями художника.
Дочь Анри, Маргарита, была членом французского Сопротивления во время Второй мировой войны . Её схватили, подвергли пыткам и отправили в концентрационный лагерь Равенсбрюк. К счастью, ей удалось сбежать из поезда. Если смотреть на работы Матисса, собранные в хронологическом порядке, в этот период времени появляется определенная злость и печаль.
«Маргарита» (1906)
Пьер Матисс, открыл галерею в Нью-Йорке в 1931 году. Пьер был очень близок с отцом, жил в окружении художников, среди искусства и хотел связать с ним жизнь, но понимал, что ему не стать великим живописцем.
В галерее Пьера многие люди впервые видели картины художников, ставших классиками.
Он показал работы многих великих современных мастеров (в дополнение к работам своего отца), таких как: Джоан Миро, Альберто Джакометти, Марк Шагал и др.
«Спящая обнаженная на красном фоне» (1917)
7. Всегда простая форма
Матисс никогда не беспокоился о реальных деталях картин, которые он создавал. Важно лишь, что простые формы были правильными. Именно из-за стилизации его работы относят к фовизму.
«Голубое окно» (1913)
За более чем 60 лет творчества Матисс работал над скульптурой, гравюрами и другими формами искусства. Его работы отличают яркие цвета и преувеличенные формы. Они так выражают эмоции, как немногие художники когда-либо были в состоянии передать. Именно поэтому его часто считают одним из самых выдающихся художников двадцатого века.
Матисс умер от сердечного приступа в возрасте восьмидесяти четырех лет 3 ноября 1954 года в Ницце.
Подборка интересных книг про Матисса:➜ «Анри Матисс» Тумакова И., Филиппова М.➜ «Анри Матисс» Эссерс В.➜ «Matisse» Radulescu N.➜ «Анри Матисс», роман о художнике (2 книги)
Смотрите также на канале «Истории художников»:➜ «Анре Матисс: 11 избранных работ»➜ «7 удивительных мифов и фактов о Ван Гоге»➜ «Первый русский импрессионист»➜ «Экспрессионизм, который стоит увидеть: Франц Марк»
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5aa95e2779885e988bf9bc91/5b5309f39b38ef00a9d99dad