История России знавала тяжелые времена, но Смутное время (1598–1613 гг.) ознаменовалось и стихийными бедствиями, и иностранной интервенцией, и государственными нестроениями.
Русское государство превратилось в ничто, почти перестало существовать. Но захватчики были изгнаны, престол заняла новая династия, страна начала возрождаться.
Как видели русские художники те события? В праздник, приуроченный к изгнанию захватчиков из Кремля – пятнадцать картин о Смутном времени.
Хоть многие историки с этим и не согласятся, благодаря Александру Сергеевичу Пушкину все мы со школьных лет уверены, что Лжедмитрий – это именно Гришка Отрепьев, беглый монах из Чудова монастыря. На картине как раз сцена из «Бориса Годунова», в которой Отрепьева пытаются арестовать.
«Чудова монастыря недостойный чернец Григорий, из роду Отрепьевых, впал в ересь и дерзнул, наученный диаволом, возмущать святую братию всякими соблазнами и беззакониями. А по справкам оказалось, отбежал, окаянный Гришка, к границе Литовской…»
Критик Владимир Стасов назвал эту картину одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин. До того исторические события чаще изображали в романтическом ключе.
2. Николай Неврев. Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма. 1874
В почтительном поклоне согнулся нунций Клаудио Рангони, представитель Папы Римского, над головой поднял шляпу король польский и великий князь литовский Сигизмунд III. А перед ним стоит, приложив руку к груди, Лжедмитрий I. Самозванца объявляют законным претендентом на русский престол.
Наигранность и неестественность происходящего – не только дань нередкой для исторической живописи театральности. Художник подчеркивает, насколько все участники происходящего понимают, что выполняют правила определенной игры.
Интересно, что в кабинете, где происходит действие, можно увидеть фигурки египетских сфинксов. В Европе они стали популярны спустя двести лет после Смутного времени, в XIX веке, после походов Наполеона в Египет.
3. Константин Маковский. Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862
Династия Годуновых не сложилась – сын Бориса Годунова Федор правил всего лишь с апреля по июнь 1605 года, его даже не успели короновать. Источники говорят о нем как о добром и умном человеке. Его современник, князь Иван Катырев-Ростовский, пишет о Федоре так: «Пустотное и гнилое слово никогда из его уст не исхождало; о вере же и поучении книжном со усердием прилежаше».
Федора готовили к тому, чтобы он стал просвещенным государем, но долго править ему было не суждено. По приказу Лжедмитрия I Федора сначала арестовали, а потом задушили вместе с его матерью Марией.
Молодой царь отчаянно сопротивлялся, поэтому потом, когда тела были выставлены на широкое обозрение, никого не обмануло официальное объявление о том, что Годуновы-де «сами отравились».
Москвичи отчетливо видели следы от веревки, которой были задушены Федор и его мать.
4. Сергей Иванов. В Смутное время. 1908
Второе название картины – «Лагерь самозванца». Здесь художник написал лагерь уже Лжедмитрия II, которого история запомнила под кличкой «Тушинский вор». Это был уже «самозванец в квадрате» – он выдавал себя не только за сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, но и за якобы спасшегося царя Лжедмитрия I.
Новый самозванец в Стародубе начал формировать настоящую повстанческую армию. В нее собирались самые разные люди: казаки, татары, остатки такой же повстанческой армии Болотникова, польские мятежники. Окончательной резиденцией самозванца стало Тушино.
В нем заседала своя Боярская Дума, был патриарх, чеканилась собственная монета.
5. Павел Рыженко. Смутное время. 2003
Павел Рыженко говорит о полотне «Смутное время» так:
«В самом названии картины я заложил ответ. «Кругом трусость, измена и обман», – так сказал о своем времени святой Николай II. То же мы можем сказать и о своем времени, и еще многое добавить к словам императора-страстотерпца. Есть от чего прийти в уныние.
Думается, что те же мысли посещали русских людей и во времена польского нашествия. Рыдали дети-сироты, грех и его следствие – мор, голод и войны – обескровили тогда Родину. Но русские люди нашли выход – обратились к покаянию.
И как ребенка прижал Господь к своей груди русский народ. Простил, утешил, вновь поставил на окрепшие ноги. Вспоминая то смутное время, обратимся к теперешнему, но не в унынии, а в деятельном исправлении каждого своей жизни».
6. Аполлинарий Васнецов. Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. 1913
Боярские хоромы, дома служилых, церкви стоят вдоль мостовой, по которой мчатся два всадника: монах и воин. Кажется, что слышишь гулкий топот копыт в предутренней тишине, в воздух взметнулась стая птиц. Мастер точно передает тревожную обстановку начала смутного XVII века.
7. Сергей Милорадович. Оборона Троице-Сергиевой лавры. 1894
Шестнадцать месяцев, с 1608 по 1610 год русский гарнизон, монахи, жители обороняли Троице-Сергиев монастырь от войск Лжедмитрия II. Огромное польско-литовское войско гетмана Яна Сапеги и тушинских бунтовщиков совершенно не ожидало такого яростного сопротивления. Осажденные терпели лишения, началась цинга – но они раз за разом отбивали штурмующих.
Гарнизон монастыря придерживался тактики активной обороны. Не только сопротивлялись наступающим ордам – но и дерзкими вылазками отбивали у осаждавших скот и съестные припасы, громили укрепления. Многочисленная русская артиллерия нанесла значительный урон нападающим.
На картине – совместная оборона монастыря, монахи вместе с воинами дают отпор штурмующим.
8. Осада Троицкого монастыря. Явление преподобного Сергия и Никона врагам. Литография. XIX век
Сказание об осаде монастыря повествует о многократных явлениях преподобного Сергия. Он являлся не только защитникам Лавры. По преданию, в одну из ночей он пришел во сне ко многим осаждающим и предрек им гибель. Некоторые из них, устрашенные этим явлением, оставили лагерь и ушли домой.
9. Василий Демидов. Предсмертный подвиг Михаила Константиновича Волконского. 1841
Воевода из рода Волконских Михаил Константинович, прозванный Хромым, в конце XVI века служил в Сибири, был тобольским воеводой, основал город Березов. При Василии Шуйском он стал воеводой Боровска. Когда Лжедмитрий II направил войска на Москву, польские отряды под предводительством Яна Сапеги осадили Боровск, расположенный на пути к столице.
По преданию, после того как поляки взяли город, воевода заперся в церкви Свято-Пафнутьева монастыря. Когда враги ворвались и в церковь, он храбро отбивался и погиб со словами «Умру у гроба Пафнутия Чудотворца».
Художник написал картину в духе классицизма, потому герои картины одеты не так, как одевались люди, жившие в XVII веке.
10. Константин Маковский. Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1896
Картина огромная – 698 на 594 сантиметра. О ней писал Максим Горький:
«Первое впечатление не в пользу картины.
Она кажется тусклой, в ней мало солнца, и кучи ярких одежд, набросанные на земле, кубки, стопы, братины – всё это недостаточно ярко, недостаточно вырисовывается, как-то очень массивно.
И толпа тоже кажется массивной, неживой, без движения. Но стоит посмотреть минут десять, и картина оживает, и вы видите действительную, возбужденную, полную страшной силы толпу, собравшуюся «делать историю».
Фигура Минина, стоящего на бочке, – очень хороша; понятно, почему всё вокруг него так кипит: это его огонь зажег толпу.
Всё более и ярче вырисовываются в ней отдельные фигуры – убогие, калеки, снимающие с себя крест, красавица боярыня, вынимающая из ушей серьги, кожемяка, сующий свою кису возбужденному Козьме, стрелец, свирепо взмахнувший над головой своей секирой.
Очень оживляют толпу личики детей, выписанные кистью художника, должно быть, очень любящего их. Особенно хороша заспанная девчурка, в одной рубашонке, стоящая почти на первом плане об руку со своей сестрой; старуха, сидящая на земле, около кучи всякого скарба и открывающая бурак, не обращая ни на что внимания, тоже очень типична.
Вдали сквозь толпу пробивается вершник, толпа течет из ворот кремля такой густой волной, над ней туча пыли, и выше всего старик кремль. Его серые хмурые стены очень хороши на фоне неба в легких, белых облаках. Левый угол картины открывает зеленый кусок Заволжья с церковью, утонувшей в купе деревьев.
Можно повторить, что в картине мало воздуха и солнца, но едва ли можно отрицать ее историческую и художественную правду. Толпа Маковского глубоко народна, – это именно весь нижегородский люд старого времени собрался отстаивать Москву и бескорыстно, горячо срывает с себя рубаху в жажде положить кости за родную землю».
11. Василий Савинский. Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского. 1882
Нижний Новгород стал центром сопротивления интервентам. В 1611 году почти ежедневно на площадях и улицах собираются люди, обсуждают, как собрать войско и где взять на это деньги. На картине – переломный момент.
Посольство из духовенства, бояр и простого люда под предводительством Козьмы Минина явилось в нижегородское имение князя Дмитрия Пожарского с просьбой возглавить Второе народное ополчение.
Именно это ополчение в ноябре 1612 года изгонит поляков из Кремля.
12. Вячеслав Моргун. Поляки ведут святого Гермогена в темницу. 2008
Священномученик, второй Патриарх Московский и всея Руси Гермоген прославился многими своими делами. Известны его воззвания к русскому народу с призывами к борьбе против интервентов.
Патриарх Гермоген благословил оба ополчения на освобождение Москвы от поляков. Когда в 1611 году ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, поляки бросили Патриарха в заточение.
Тюремщики требовали, чтобы он призвал ополченцев отойти от города.
Ответ Патриарха был твердым: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру».
17 февраля 1612 года, не дождавшись освобождения Москвы, он умер от голода.
13. Эрнст Лисснер. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля. 1908
Второе ополчение полностью окружило польские силы в центре Москвы. 1 ноября 1612 года (по новому стилю) Второе ополчение под командованием Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского успешно штурмовало Китай-город. Дмитрий Пожарский вошел в него с Казанской иконой Божьей Матери. Через два дня польский гарнизон капитулировал, а 4 ноября – сдался.
14. Адриан Волков. Смерть Ивана Сусанина. 1855
Подвиг Ивана Сусанина главным образом известен нам из устных народных сказаний, но есть и исторический источник – царская грамота от 30 ноября 1619 года.
Иван Сусанин был крестьянином и вотчинным старостой села Деревеньки, расположенного близ села Домнина Костромского уезда.
Поздней зимой 1613 года польско-литовский отряд взял Сусанина проводником до вотчины Романовых, где жил только что избранный на престол Михаил Федорович. Поляки хотели убить молодого царя.
Сусанин намеренно завел отряд в непроходимый лес. По преданию, за отказ указать верный путь его подвергли пыткам, а затем «изрубили в мелкие куски».
Позже подвиг Сусанина был отражен во многих литературных произведениях и в одной из самых известных русских опер – «Жизнь за Царя» авторства Михаила Глинки.
15. Алексей Кившенко. Михаил Федорович. Депутация от Земского собора. 1880
За годы Смуты русская земля устала от безвластия. Но выбор нового царя был непростым делом – должно было сложиться слишком много условий и обстоятельств. В начале 1613 года в Москву стали съезжаться выборные «всей земли», из разных городов и земель.
21 февраля 1613 года Земский Собор избрал на царство Михаила Романова, представителя рода, наименее запятнавшего себя сотрудничеством с интервентами. Кроме того, молодой царь состоял в родстве с первой женой царя Иоанна Грозного, Анастасией Захарьиной-Юрьевой, что обеспечивало преемственность власти.
Источник: https://www.pravmir.ru/smutnoe-vremya-v-15-kartinah-russkih-hudozhnikov/
Картины Григория Мясоедова (Myasoedov)
Исторические полотна Мясоедова и жанровые сцены
Пристань в Ялте
Сожжение протопопа Аввакума
Григорий Григорьевич Мясоедов (1834-1911) — выдающийся русский живописец.
Григорий Григорьевич Мясоедов вошел в историю русского искусства прежде всего как активный деятель передвижничества, бессменный — в течение почти сорока лет — член правления Товарищества передвижных художественных выставок и человек, которому ТПХВ по существу обязано самим фактом своего возникновения и существования.
Мясоедов окончил Академию художеств в 1862 году, за год до знаменитого «бунта 14-ти», то есть принадлежал к тому же поколению художников, озабоченных поисками новых связей искусства с жизнью.
Во время приездов в Россию (до 1869 года Мясоедов жил в Италии) он бывал на «четвергах» в артели Крамского и, таким образом, хотя и фрагментарно, но наблюдал деятельность первого «вольного» объединения художников.
Роль этого не зависимого от Академии предприятия осознавалась прогрессивно настроенными современниками, но с течением зремени делалось ясным я то, насколько узость организации сдерживает ее возможности и сколь в целом уязвима подобная попытка обретения самостоятельной творческой платформы. Требовалось перейти к более широким организационным формам, и именно этот шаг пришлось осуществить Мясоедову.
В Италии, в беседах с Н. Ге складывается у Мясоедова практический замысел будущей организации, разрабатывается проект У стаза «Товарищества подвижных выставок» т(ак они называлась первоначально) .
В нем сформулированы просветительские дели объединения, поддерживающего программу эстетического «хождения в народ». Проект, рассмотренный и подписанный совместной группой московских и петербургских художников (В. Г. Перов, И. Н. Крамской. Н. Н. Ге, И. И. Шишкин, А. К. Саврасов. И.
М. Прянишников), был утвержден Министерством внутренних дел 2 ноября 1870 года.
Родился в селе Паньково Новосильского уезда в небогатой дворянской семье. Отец поощрял его рано проявившийся интерес к художеству. После обучения в гимназии в Орле, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков, юноша отправился в Петербург и в 1853 г. Григорий Мясоедов поступил в Академию Художеств. В Академии Художеств учился у А. Г. Маркова и Т. А. Нефа.
Еще в годы обучения Григорий Мясоедов написал жанровую картину «Поздравление молодых в доме помещика» (1861) и полотно на историческую тему «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» (1862), которое В. В. Стасов назвал одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин.
В дальнейшем историческая тематика будет разрабатываться в живописи Мясоедова постоянно, параллельно с картинами бытового жанра. Эти две линии творчества художника очень тесно сближались, порой переходя друг в друга.
Жанровые картины Мясоедова правдиво передают нищету и бесправие крестьянства («Земство обедает», 1872, Третьяковская галерея), величие и поэзию крестьянского труда («Косцы», 1887, Русский музей, Ленинград).
Григорий Мясоедов — один из организаторов и активных деятелей Товарищества передвижных художественных выставок.
На заметку: В интернет-магазине «Светильники» (сайт: www.svetilniki.com.ua) представлен широкий ассортимент устройств для освещения интерьера. Можно купить светильники, люстры, торшеры, бра от самых известных производителей в Европе.
Автопортрет
Сожжение протопопа Аввакума
Лесной ручей
Осеннее утро. 1893
Молебен на пашне о даровании дождя
Крым. Осенний вид
Страдная пора
Дедушка русского флота (Франц Тимерман объясняет юному Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово. Май 1688г)
- Страдная пора
- Самосожигатели
- Земство обедает
- Поздравление молодых в доме помещика
Портрет скрипача В.Г.Вальтера. 1902
- Портрет Шишкина
Портрет шахматиста А.Д. Петрова
Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/229-myasoedov.html
Григорий мясоедов (19.04.1834-1911) — штрихи к портрету
cocktail
at
четверг, 19 апреля 2012 г.
Сын мелкого помещика и чиновника, проявив способности к живописи, он стал учеником профессоров Нефа и Маркова в Академии художеств в Петербурге.
В 1861 году за картину “Поздравление молодых” удостоился малой золотой медали, а уже в следующем году и большой медали за картину “Бегство Григория Отрепьева из корчмы”.
В 1870 году за написание полотна “Заклинания” получил звание академика.
Мясоедов был главным инициатором создания Товарищества передвижников.
Поздравление молодых в доме помещика
***
Мясоедов был очень прямодушным человеком. Однажды он пришел к своему другу после комиссии в Академии, которая рассматривала его картины. Мясоедов выглядел крайне удивленным.- Скажи ты мне, отчего этот хрыч Боткин такой грубиян? С вами, говорит, можно беседовать, только имея хорошую плеть в руках. (Боткин был милый старичок-художник, который никому особого вреда не причинял.)Друг Мясоедова заинтересовался:- А что ты ему такого сказал?- Да ничего особенного, все, как обычно. Сказал, что вся комиссия состоит из царских лакеев и лизоблюдов, которые исполняют прихоти двора.
Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе
***
Когда Мясоедов рассорился с передвижниками, он уехал к себе в Полтаву. Но вскоре его догнала очередная передвижная выставка. Секретарь выставки заехал к художнику и попросил по старой дружбе помочь найти помещение. Мясоедов, до того сильно скучавший в своем имении, воспрял духом и отправился к председателю земского собрания.- К вам едут великие художники! — говорил Мясоедов. — Понимаете?Председатель оставался холоден и помещения не давал.- Ну что за время! — рассердился художник. — Раньше здесь сидели культурные люди. Порядочные. А теперь — вы.
Земство обедает
***
После постановки “Дяди Вани” Чехова Мясоедов острил:- Ну и что! Сидит эдакий Ваня и до изнеможения бренчит на гитаре — кого хочешь в тоску загонит. Это и называется — чеховское настроение!
Дедушка русского флота (Франц Тимерман объясняет юному Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово. Май 1688 г.)
***
Один художественный критик, близкий друг Мясоедова, позволил себе напечатать пару малоприятных замечаний о творчестве художника. После этого, опасаясь разлада, он любезно написал Мясоедову: “Дорогой Григорий Григорьевич! Вероятно, вы уже прочитали мой последний опус. Надеюсь, мой критический отзыв о вашей последней картине не станет причиной нашей ссоры?”Мясоедов ответил: “Любезный друг, конечно же, нет. Правда, первое, что я сделаю при встрече, это расквашу вам нос. Надеюсь, это не послужит причиной нашей ссоры?”
Лесной ручей
***
Уже глубокими стариками Мясоедов, Владимир Маковский, младший Брюллов и еще один художник составили музыкальный квартет. Брюллов играл на виолончели, Маковский — на скрипке, а Мясоедов — на альте. Он все время фальшивил и препирался с товарищами.- Вы берете чистое “си”, когда в нотах — “си-бемоль”! — злился Маковский.- Вот еще! — буркал Мясоедов. Маковский садился к роялю и играл сначала так, как исполнил Мясоедов, а потом — все как надо.- Врете вы все! — свирепел почтенный художник. — И рояль ваш врет!К музыкантам иногда заходил композитор Танеев. Слушал с улыбкой и говорил:- Молодцы, ребята!А членам квартета всем вместе было за 300 лет. Иногда, впрочем, композитор болезненно жмурился.- Вот тут, — говорил он жалостливо, — вы что-то не того.
Дорога во ржи
Источник: https://cocteil.blogspot.com/2012/04/19041834-1911.html
Мясоедов Г.Г
Для увеличения — нажмите на изображение
Автопортрет. 1878
Григорий Григорьевич Мясоедов родился в селе Паньково Тульской губернии в 1834 году. Принадлежит к древнему дворянскому роду Мясоедовых. Учился в Орловской гимназии, но бросил ее, серьезно увлекшись рисованием. Отец всячески поощрял его интерес к искусству.
В 1853 году Григорий поступил в Академию Художеств в Петербурге. В этот период у художника возникает конфликт с отцом, который полностью лишил сына материальной помощи, и лишь написанный с натуры портрет отца помирил их.
В годы обучения в Академии художник сильно нуждается, часто, по его свидетельству, он вынужден был «разрисовывать пряники и золотить рога гипсовым баранам», чтобы заработать на жизнь.
Художник берет бытовой жанр как основное направление своего творчества. Ранние картины Мясоедова посвящены деревне: «Урок пряжи» (1859), «Деревенский знахарь» (1860) и «Поздравление молодых в доме помещика» (1861), за которую живописец получил малую золотую медаль.
В 1862 году Мясоедов окончил Академию Художеств по классу исторической живописи, написав на заданную тему композицию «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе», за которую получил большую золотую медаль и был удостоен шестилетней командировки за границу.
В 1863 году он ездил по городам Европы, в Риме занимался в частной Академии. В 1867 году живет во Флоренции, где сближается с семьей опального А.И. Герцена, и с семьей художника Николая Ге.
Тогда же он пишет картину на сюжет «Божественной комедии» «Франческа да Римини и Паоло да Паоленто». В это же время Мясоедов изучает русские народные обычаи и легенды. Картина «Опахивание» (1867) посвящена древнему языческому обряду, защищающему скот от болезни.
В 1869 году Мясоедов вернулся в Россию. В Москве создает картину «Заклинание», за которую удостаивается звания академика.
Еще за границей ему пришла идея организовать Товарищество художников. «Мы считаем совершенно необходимой полную независимость Товарищества от других поощряющих организаций», – писал он своему товарищу К. Лемоху.
В 1863 году, когда Мясоедов находился за границей, в Академии произошел знаменитый «бунт четырнадцати».
Группа соискателей на большую золотую медаль потребовала, чтобы Совет предоставил им возможность самим выбирать тему для работы, и когда Совет не удовлетворил их требование, демонстративно вышла из состава Академии, отказавшись таким образом от денежной премии и пенсионной поездки за границу. Во главе «бунтарей» стоял Крамской, возглавивший «Первую художественную артель».
В 1869 году Мясоедов предложил создать Товарищество. Предложение Мясоедова предполагало наладить широкий показ живописи. В ту эпоху картины мало выставлялись, их видели в основном только в узком академическом кругу.
Поэтому придуманные членами Товарищества передвижные выставки имели большое социальное и культурное значение.
Мясоедов деятельно участвовал во всех выставках товарищества и постоянно заботился о его материальной независимости.
В конце 1880-х Мясоедов переселяется в свою усадьбу Павленки под Полтавой (ныне в черте города, на ул. Мясоедова). Усадьба была обширной: с садом, парком и прудом. С осени художник уезжал в Крым. В этот период он создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве. Организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству, которым давно увлекался.
В 1890-е годы художник переживал кризис. Он одинок, с семьей по каким-то причинам он давно разошелся и едва поддерживает отношения со своим сыном Иваном, интереснейшим художником с многосложной судьбой послереволюционного времени.
Товарищество, дело его жизни, пришло к упадку, художник осознает, что его время безвозвратно ушло.
Полностью отказавшись от «критического направления», столь принципиального для передвижничества, художник отказался тем самым от основ художественной системы 1870-1880-х гг.
Неподготовленый к восприятию новых художественных идей, Мясоедов оказался в числе тех членов ТПХВ, которые на рубеже 1880-х и 1890-х гг. не пожелали допустить в свои ряды молодых художников.
Мясоедов также писал религиозные картины для храма Спаса на Сенной в Санкт-Петербурге. Незадолго до смерти он собирался исполнить три больших картины под единым названием «Святая Русь».
- В 1911 году Григорий Григорьевич Мясоедов умер в своем имении Павленки.
- * * *
- Галерея (33 изображения)
* * *
Источник: http://gorenka.org/index.php/myasoedov-g-g
О чем говорили отец варлаам с гришкой-самозванцем на литовской границе?
Благодаря фильму Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», фраза «…. и поведает тебе, о чем говорили отец Варлаам с Гришкой-самозванцем» на литовской границе стала крылатой.
В устах героя Владимира Высоцкого, Глеба Жеглова эти слова выглядят как аллегория с небылицей, вымыслом. Как о чем-то придуманном. Так был ли этот разговор на самом деле и о чем в нем шла речь. Современное поколение не читавшее Пушкина даже не догадывается, что эта сцена описана Александром Сергеевичем в его трагедии «Борис Годунов»:
Григорий: — Пока не буду в Литве, до тех пор не буду спокоен. Варлаам: — Что тебе Литва так слюбилась? Вот мы, отец Мисаил, да я грешный, как утекли из монастыря, так ни о чем уж и не думаем. Литва ли, Русь ли, что гудок, что гусли;
всё нам равно, было бы вино…. да вот и оно!..
И Григорий Отрепьев и отец Варлаам вполне реальные исторические персонажи. Гришка Отрепьев был одним из девяти (девяти, Карл!!!) называвшихся царевичем Дмитрием. В 1602 году он бежал в Литву, а в 1604 перешел русскую границу и начал войну против Бориса Годунова. Отец Варлаам тоже был реальной личностью, беглым раскольником преследовавшийся официальной церковью.
Картина Г. Г. Мясоедова: «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе».
вот как у Пушкина, в его произведении заканчивается этот разговор:
ПриставКто здесь грамотный?Григорий (выступает вперед)Я грамотный.ПриставВот на! А у кого же ты научился?ГригорийУ нашего пономаря.Пристав (дает ему указ)Читай же вслух.Григорий (читает)»Чудова монастыря недостойный чернец Григорий, из роду Отрепьевых, впал вересь и дерзнул, наученный диаволом, возмущать святую братию всякимисоблазнами и беззакониями. А по справкам оказалось, отбежал он, окаянныйГришка, к границе литовской…» Пристав (Мисаилу)Как же не ты?Григорий»И царь повелел изловить его…»ПриставИ повесить.ГригорийТут не сказано повесить.ПриставВрешь: не всяко слово в строку пишется. Читай: изловить и повесить.Григорий«И повесить. А лет ему вору Гришке от роду… (смотря на Варлаама) за 50. Аросту он среднего, лоб имеет плешивый, бороду седую, брюхо толстое…»Все глядят на Варлаама.Первый приставРебята! здесь Гришка! держите, вяжите его! Вот уж не думал, не гадал.Варлаам(вырывая бумагу)Отстаньте, сукины дети! что я за Гришка? — как! 50 лет, борода седая, брюхотолстое! нет, брат! молод еще надо мною шутки шутить. Я давно не читывал ихудо разбираю, а тут уж разберу, как дело до петли доходит. (Читает по
складам.) «А лет е-му от-ро-ду… 20». — Что, брат? где тут 50? видишь? 20.
Второй приставДа, помнится, двадцать. Так и нам было сказано.Первый пристав (Григорию)Да ты, брат, видно, забавник.Во время чтения Григорий стоит потупя голову, с рукою за пазухой.Варлаам (продолжает)»А ростом он мал, грудь широкая, одна рука короче другой, глаза голубые,волоса рыжие, на щеке бородавка, на лбу другая». Да это, друг, уж не ты ли?Григорий вдруг вынимает кинжал; все перед ним расступаются, он бросается вокно.ПриставыДержи! держи!Все бегут в беспорядке
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bcc0d82f8ef3800ab0f6169/5bd2a219fc8dfa00afd43b20
Художник Григорий Григорьевич Мясоедов
Три сестры в парке
Искусствоведы утверждают, что Григорий Мясоедов вошел в историю живописи вообще и русской живописи в частности, как один из отцов-основателей и активных деятелей передвижничества. Я с этим утверждение не согласен.
Он прежде всего художник и не просто художник, а действительно великий художник. А уже потом, если угодно, общественный деятель в области живописи. Пройдет ещё 100 лет и про передвижников будут знать, и помнить, только глубокие и узкие специалисты. А картины художника Григория Мясоедова будут изумлять своей глубиной и радовать красотой любителей живописи.
Биография Григория Мясоедова
Григорий Григорьевич родился в апреле 1834 году в селе Паньково Тульской губернии, в семье дворян. Некоторое время учился в Орловской гимназии, а потом оставил гимназию и поступил в Академию художеств, в классы профессоров Т.А. Неффа и А.Т. Маркова.
В 1861 году Мясоедов получил малую золотую медаль за картину «Поздравление молодых», а в 1862 году (в год выпуска из академии) – большую золотую медаль за картину «Бегство Григория Отрепьева из корчмы». Кроме золотой медали Григорий Мясоедов был награжден правом на зарубежный пенсион в Европу за государственный счет.
Несколько лет (до 1869 года) художник жил и работал в Европе, однако часто приезжал в Россию и посещал «вечера» Крамского. Именно там Григорий Григорьевич заболел идеей создания сообщества прогрессивных художников, которые бы работали независимо от академии художеств и формировали собственное иное мировоззрение живописца.
В 1870 году Мясоедову было присвоено звание академика. И в том же году в Министерство внутренних дел (2 ноября 1870 года) был подан проект «Товарищества передвижных выставок).
Я не буду перечислять самые знаменитые картины художника – я эти картины вам покажу. Но, только действительно знаменитые, поскольку Григорий Григорьевич работал много и продуктивно, и каждая его картина – это события. Не все, в своё время, были приняты публикой и не все попали в созданный критиками раздел «великих произведений».
Умер Г.Г. Мясоедов 18 декабря 1911 года под Полтавой, в своём имении Павленки, и был похоронен в саду усадьбы.
Картины художника Григория Мясоедова
Страдная пора
Дорога во ржи
Молебен на пашне о даровании дождя
Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе
Поздравление молодых в доме помещика
Чтение Положения 19 февраля 1861 года
Земство обедает
Пристань в Ялте
- Дедушка русского флота (Франц Тимерман объясняет юному Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово)
- Монахи. Не туда заехали
- Смотрины невесты
- У чужого счастья
- О Живописи и Творчестве
Источник: https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/12944410/