Автопортреты Менгса
Менгс Антон Рафаэль (Anton Raphael Mengs) (1728-1779), самый крупный немецкий живописец эпохи классицизма, любимый живописец короля Карла III и его сына Карлоса IV.
Сын дрезденского придворного художника �смаэля Менгса (1688-1764), Антон с раннего детства учился у отца, который намеревался сделать сына великим художником.
Вместе со всей семьей Антон в 1741 году отправился в Рим, где работал под родительским руководством и усердно изучал произведения Микеланджело, Корреджо и Рафаэля . . .
Кстати, в честь последнего он и получил свое второе имя. В Риме Менгс быстро себя зарекомендовал, как юный вундеркинд.
По возвращении в Дрезден Менгс получает от короля Августа Ш звание придворного живописца, но вскоре опять уезжает в Рим, где остается до 1749 года.
Работая над образом мадонны, Антон влюбился в свою натурщицу из Академии, простую итальянскую девушку, и 6 июля 1749 года женился на ней, приняв католичество.
Молодая римлянка Маргарита Гуацци, стала моделью для многих его картин и матерью его семерых детей.
Опять вернувшись в Дрезден с женой, он получает уже звание первого королевского живописца и заказ на выполнение главного алтаря в придворной церкви.
Под предлогом лучшего исполнения заказа Менгс в третий раз отправляется в Рим. В течение третьего «римского» периода Менгс пишет портреты, конкурируя с Помпео Батони, ведущим портретистом эпохи рококо.
Вскоре Менгса приглашают преподавать в Академию Святого Луки. Среди учеников Менгса как в Риме, так и позже в Мадриде, называют Франсиско Гойю, �оганна Тишбейна, Ричарда Бромптона и Джакомо Кваренги.
В Риме Менгс познакомился с швейцарской художницей Анжеликой Кауфман, которая была на 15 лет моложе, чем его сестра Тереза.
Кауфман представила Менгса своему другу, немецкому археологу и историку искусства, �оганну Винкельману, который стал самым близким другом Менгса и оказал большое влияние на формирование взглядов художника.
В 1761 году для кардинала Альбани, покровителя Винкельмана, Менгс пишет свою самую известную работу, роспись потолка, фреску «Парнас», вдохновленную вновь открытой при археологических раскопках живописью и скульптурой Геркуланума (древнеримского города на берегу Неаполитанского залива).
В том же 1761 году Менгс сопровождает неаполитанского короля Карла III Бурбона в �спанию и на протяжении десяти лет живет в Мадриде, где создает фрески для Королевского дворца и пишет портреты самого Карла III, а также Карла IV, Фердинанда Бурбона и Марии-Луизы Пармской.
Следующую пару десятилетий художник работал то в Мадриде, то в Риме, в котором и умер в возрасте 51 года.
Его работы соединяют РІ себе элементы техники Рафаэля, Корреджо Рё Тициана СЃРѕ стремлением Рє более четкому соблюдению правил композиции Рё красотой форм. РџСЂРё Р¶РёР·РЅРё Менгс пользовался славой, современники видели РІ нём РЅРѕРІРѕРіРѕ Рафаэля, РѕРЅ был членом художественных академий Болоньи, Р РёРјР°, Флоренции, Генуи, Венеции, РђСѓРіСЃР±СѓСЂРіР° Рё Мадрида, придворным С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєРѕРј короля Саксонии Рё Польши Рё короля Карла IV Неаполитанского…
Российская императрица была покорена работами Менгса Рё РЅРµ жалела денег РЅР° приобретение его полотен. Картина Антона Менгса «Благовещенье» является настоящей жемчужиной Ррмитажа.
Прекрасный знаток античного и современного искусства проповедовал отказ от излишеств стиля рококо и возврат к классическим нормам.
Он разработал строгие правила выбора моделей и сюжетов для художественного произведения.
РћРЅ призывал соединить античную красоту СЃ лучшими чертами творчества Рафаэля, Тициана, Корреджо…
Картины Менгсa:
Парнас
Суд ПарисаДанаяГанимед Персей и Андромеда Юпитер и Ганимед Диана, как персонификация ночи Аполлон, как персонификация полдня Амур, как персонификация вечера Амур со стрелой Купидон Август и Клеопатра Октавиан и Клеопатра Триумф истории Аллегорический портрет Колфилда
Менгс выразил в картине «Триумф истории» просветительские идеалы века, прославил открытие музея Пио-Клементино в Риме, созданного усилиями двух Пап — Климента XIV и Пия VI. Фигуры Славы, �стории, Времени и олицетворяющего прошлое и будущее двуликого Януса, указывающего на открытую дверь музея, где виднеется шедевр экспозиции — скульптура «Спящая Ариадна», характеризуют новую, светскую по духу аллегорию века Просвещения.
Милосердие и сила Сцена с Дидоной и �рис
- Картины Терезы Конкордии Менгс-Марон,старшей сестры художника:
Семирамида получет известие Рѕ вавилонском восстанииАпофеоз Траяна Наслаждение Невинность Аллегория правды Аллегория рисования Cкорбящая матерь (Mater Dolorosa) Непорочное зачатие Непорочное зачатиеБлаговещенье РЎРѕРЅ святого Р�осифа Мадонна СЃ младенцем Рё ангелами Поклонение пастухов Рождение Христа Святое семейство СЃ Р�оанном Крестителем Святое семействоОтдых РЅР° пути РІ ЕгипетСвятой Р�оанн Креститель Р�оанн Креститель РІ пустыне Святой Себастьян Бичевания Христа Христос РІ Гефсиманском саду Христос СЃ тростником (вместо скипетра РІ насмешку) Распятие Оплакивание Христа Путь РЅР° Голгофу Апостол Петр Святой ПетрНе прикасайся РєРѕ РјРЅРµ (Noli me tangere) — явление Христа Марии МагдалинеКающаяся МагдалинаКающаяся Магдалина Святая Цецилия Сивилла Сошествие святого Духа Вознесение Марии Вознесение Христа Слава святого Евсевия Слава святого Евсевия Вознесение Христа Воскресение СЃ Магдалиной, царем Явление младенца Христа Давидом, святыми Петром Рё Р�аковом святому Антонию Падуанскому Девушка РІ голубом платье СЃ вуалью Девочка СЃ голубем Джулия Карлотта Менгс, сестра С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєР° Доротея София Тиле Певица Катерина Регина Певец Доменико Аннибальди Гравер Бартолоцци Голова девушки РїРѕ имени Тондера Мария Жозефа Австрийская, умерла РІ 16 лет Парено Р�забель РђСЂСЃРµ, маркиза РґРµ Льяно Леди Винсент Сток Р”'Абернон Мария Луиза Пармская Мария Каролина Австрийская, королева НеаполяМария Луиза РґРµ Бурбон, великая герцогиня Тосканы Мария Антония Баварская Мария Амалия Саксонская Вильям Бартон Конингем Джакомо Казанова Джузеппе Франки c бюстом Гомера Р�оганн Винкельман Карл III, король Р�спанииКарл РґРµ Бурбон, РїСЂРёРЅС† Астурийский Фердинанд IV, король Неаполя Дон Луис, инфант Р�спании Р�нфант Антонио РґРµ Бурбон Р�нфант Габриэль РґРµ Бурбон Король Польши РђРІРіСѓСЃС‚ III Р�нфант Франсиско Хавьер РґРµ Бурбон Фридрих РђРІРіСѓСЃС‚ II Саксонский Карл III, король Р�спании РџСЂРёРЅС† Рдвард Фрэнсис Джеймс Стюарт Джон Стюарт, 7-Р№ граф Галлоуэй Роберт Стюарт, 1-Р№ маркиз Лондондерри Леопольд, великий герцог Тосканы Мария Антония, королева Сардинии Папa Климент XIII Реццонико Ррцгерцог Франц Австрийский (2 РіРѕРґР°) Герцогиня Мария Тереза Австрийская (5 лет) Дети императрицы Марии Терезии Герцог Фердинанд Рё герцогиня Мари фон Габсбург
Тереза Конкордия Менгс-Марон, Юлиана Шарлотта Менгс, старшая сестра художника младшая сестра художника
Источник: http://sschool8.narod.ru/Masters/A_Mengs.htm
Графы в живописи
Франкарт. «Портрет графа И. А. Остермана». 1738.
«Портрет графа А.И. Остермана в орденских одеждах».
М. Ф. Воинов. «Портрет графа А. И. Остермана». 1813.
Илья Ефимович Репин. «Портрет графа К. Н. Палена». 1903.
Григорий Сердюков. «Портрет графа П. И. Панина». Не позднее 1767.
Карл Павлович Брюллов. «Портрет графа Алексея Алексеевича Перовского (писателя Антона Погорельского)». 1836.
Карл Павлович Брюллов. «Портрет генерал-адъютанта графа Василия Алексеевича Перовского». 1837.
Карл Павлович Брюллов. «Портрет графа К. А. Поццо ди Борго». 1833-1835.
Тюлев. «Граф А. Г. Разумовский».
Неизвестный художник. «Граф Алексей Григорьевич Разумовский». Ранее 1906. Репродукция из книги «Русские портреты XVIII и XIX веков. Издание Великого князя Николая Михайловича Романова».
Жан Балтазар де ла Траверс. «Подмосковная усадьба графа Разумовского». 1780-е.
Джордж Доу. «Портрет графа Н. П. Румянцева». 1828.
- «Герман Мориц граф Саксонский».
И. Г. Шмидт. «Портрет графа Н. И. Салтыкова». 1780-е.
Илья Ефимович Репин. «Портрет графа Д. М. Сольского». 1903.
Андрей Никифорович Воронихин. «Картинная галерея графа А.С. Строганова». 1794.
Жан-Батист Грёз. «Портрет графа Павла Строганова ребёнком».
Константин Маковский. «Портрет графа Сергея Георгиевича Строганова». 1882.
Иоганн Готфрид Таннауэр. «Портрет графа Петра Алексеевича Толстого». 1710-е.
Карл Павлович Брюллов. «Портрет поэта и драматурга графа Алексея Константиновича Толстого в юности». 1836.
Анри де Тулуз-Лотрек. «Граф Альфонс де Тулуз-Лотрек на соколиной охоте». 1879.
Анри де Тулуз-Лотрек. «Буланый сеттер графа Альфонса де Тулуз-Лотрека». 1881.
Фердинанд фон Райски. «Граф Хаболд фон Айнзидел».
Иван Петрович Аргунов. «Портрет графа Петра Борисовича Шереметева». 1760.
Иван Петрович Аргунов. «Портрет фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева». 1768.
Антон Павлович Лосенко. «Портрет президента Академии художеств графа И. И. Шувалова». 1760.
Г. А. Афанасьев. «Граф Павел Иванович Ягужинский». Начало XIX века.
Источник: http://aria-art.ru/0/G/Graf/2.html
Франц Антон Маульберч (1724 — 1796)
24.07.2008
Публикации
Один из самых ярких мастеров австрийского барокко XVIII столетия, автор большого количества монументальных росписей, алтарных образов, станковых картин аллегорического, мифологического и светского содержания, Маульберч работал в Вене, Дрездене, Инсбруке, на территории Чехии, Словакии, Венгрии.
Еще при жизни он снискал большую известность, являясь профессором венской и берлинской Академий художеств, а авторский знак художника (изображение ветвей тутового дерева) был хорошо знаком европейским коллекционерам, охотно приобретавшим его произведения.
Однако отсутствие обычной подписи на них и сама своеобразная живописная манера Маульберча побуждали к наживе на подделках его работ.
Воздвижение Святого Креста. 1757
Маульберч начал свою деятельность в Лангенаргене, где в середине 1740-х годов исполнял алтарные образы для церквей. В 1750-е годы его имя стало известным после росписей церкви Святого Михаила в Вене (1748—1749).
Фреска плафона «Воздвижение Святого Креста» отвечала духу европейской монументальной живописи позднего барокко: своим светлым радостным колоритом, отсутствием религиозной дидактики она рождала ощущение светской культуры XVIII столетия.
Ранние алтарные образы, напротив, более драматичны по избираемым сюжетам и их трактовке.
В картине «Обручение Святого Норберта» (1760) для монастыря премострантов в Вене Маульберч использует приемы, усиливающие впечатление наряженной динамики сцены: диагональное расположение фигур в вертикально удлиненном поле холста, темный фон, на котором ярким светом выделены главные персонажи, эскизный, но сильный, предельно экспрессивный мазок.
Еще более высокий пафос, религиозная назидательность, барочная аффектация в передаче драматизма происходящего события присущи картине «Казнь апостола Андрея» (1760, Вена, Музей барокко) для церкви Святого Андрея в Комарно (Чехия).
Глядя на нее, трудно себе представить, что она была написана в эпоху позднего европейского барокко, сосуществовавшего уже с рококо и неоклассицизмом, то есть фактически уже не являвшегося лидирующим стилем. Свободный, бравурный мазок художника передает эффектное сочетание двух цветов — коричневого и белого, который моделирует фигуры и воспроизводит эффекты освещения.
Это необычное цветовое сочетание, на котором строится колористическая гамма полотна, придает сцене таинственность и повышенный драматизм.
Одним из шедевров европейской монументальной живописи барокко явились росписи Маульберча в Епископском замке в Кромержиже (1759) на сюжет из истории чешского епископата.
В полотне «Похищение» (Брно, Национальная галерея) с изображением всадника, похищающего женщину, как и во всем фресковом цикле, проявился великолепный дар Маульберча-декоратора, его усвоение приемов мастеров венецианской живописи, так называемых виртуозов, работавших во многих европейских странах, в том числе и в Австрии.
С присущей кисти мастера барокко чувственной силой и живописным мастерством написаны фигуры светловолосой пленницы и белого коня, выделяющиеся на темном фоне.
Святая родня. 1752—1753
Более строги по композиции полотна «Святая родня» (1752—1753, Вена, Австрийская галерея) и «Обручение Марии» (1755, Вена, частное собрание).
Желание вместить в изображаемую сцену как можно больше персонажей и связанных между собой событий превращает маленькую картину со сценой обручения евангельских героев в подлинное «житие Марии». Над фигурами Девы Марии и старца Иосифа помещены еще аллегория непорочного зачатия и рождения младенца Христа.
Вертикально удлиненные фигуры главных действующих лиц кажутся зыбкими и ирреальными среди конкретно переданного окружения. Сцена обручения выглядит волшебной сказкой на фоне воспроизведенных элементов реальности.
Тайная вечеря. 1773
Мир реальный и фантастический невольно сосуществовали в произведениях многих мастеров XVIII столетия. В творчестве Маульберча это всегда находит самобытную и повышенно эмоциональную интерпретацию.
Во фреске «Тайная вечеря» (1773, Корнебург, церковь августинцев) фигуры некоторых апостолов и сцена их встречи, изображенная на фоне величественной архитектурной арки, трактованы в острохарактерной манере; парящие над ними фигуры путти с кокетливой рокайльной грацией подчеркивают жанровую трактовку возвышенного сюжета, свободное отступление от его классической интерпретации.
Святой Николай Барийский, покровитель кровельщиков. Ок. 1778
В сцене явления Святого Николая в алтарном образе «Святой Николай Барийский, покровитель кровельщиков» (Зальцбург, Музей барокко) наблюдающие за сценой зрители выражают свое удивление и смятение. Изображение чудесного явления представлено тоже в виде жанризованной сцены. И не случайно поэтому художник разделяет мир реальный и сфантазированный линией большой античной арки.
Подобно святому Николаю изображен в окружении сонма юных ангелов и святой архиепископ Патрициус в алтарном образе из венской церкви Санта Мария ди Лорето (1779). Изящно восседая на облаке, он на минуту прервал свои писания. Это фантастическое видение почитаемого на юге Германии святого тоже выглядит переданным очень конкретно.
Христианский сюжет трактуется Маульберчем с большим декоративным мастерством.
Святой архиепископ Патрициус. 1779
Аллегория промышленности Тироля. 1775—1776
В поздних фресковых росписях художника более четкое, лишенное барочной зыбкости композиционное построение, обилие персонажей аллегорического и исторического содержания, частое использование техники гризайли свидетельствуют о влиянии принципов неоклассицизма.
Росписи библиотеки монастыря премострантов в Страгове в Праге (1794) прославляют науку и искусство, несущие обществу прогресс, знание, просвещение.
Образ сидящего в бочке античного философа Диогена на фоне фантастической древней архитектуры и в окружении двух аллегорических фигур (одна из них — с песочными часами — возможно, Время) несет в себе дух новой светской по характеру аллегории века просветительской мысли.
История, миф и реальность слиты воедино в росписи плафона собора в Дьёре, где изображена сцена прославления Святого Стефана — первого короля Венгрии (1772). Художник проявляет большое декоративное мастерство в трактовке композиции росписи и костюмов персонажей, привносит в действие богатую фантазию.
Аллегория конкурса в Академии художеств Вены при князе Каунице. 1792
Полотно «Аллегория конкурса в Академии художеств Вены при князе Каунице» (1792, Вена, Австрийская галерея) — яркий пример новой аллегории, проникнутой духом гуманистической культуры XVIII столетия. Сцена изображена на фоне античных построек, подчеркивающих вкусы времени, его особый пиетет к античному наследию.
Фигуры художников в едином порыве устремлены к Фортуне (или Справедливости). Вершительница их судеб, она повергает фигуру Несправедливости. Тонко и разнообразно разработаны художником градации цветов в этом полотне.
Фигуры утратили удлиненные пропорции и прежнюю зыбкость и обрели более земной, жизненный облик, многие наделены острой характерностью.
Закономерным явлением в творчестве Маульберча было написание в 1780-е годы двух жанровых полотен: «Кукольник» (1785, Нюрнберг, Германский национальный музей) и «Солдатская сцена» (1785—1786, Вена, Австрийская галерея), хотя они остались стоящими особняком в его искусстве, как бы случайным эпизодом.
Автопортрет. Ок. 1767
К лучшим портретным образам европейской живописи XVIII столетия относится «Автопортрет» Маульберча (ок. 1767, Вена, Австрийская галерея). Он написал себя с папкой рисунков, кистью указывающим на лист со своим автопортретом в молодости.
Пейзаж с возникающими на темном фоне очертаниями скал и стволом дерева в духе живописи предромантизма придает взволнованный настрой образу. В автопортрете Маульберча выражен огромный духовный потенциал художника XVIII столетия.
В нем вдохновенно рассказано о его судьбе, творчестве, которое отразило значительные изменения, происходившие в современном ему искусстве.
Елена Федотова
Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=595
Главный портретист немецких поэтов
18 ноября 1736 года родился немецкий художник швейцарского происхождения Антон Граф. Талантливый портретист своего времени запечатлел на полотнах выдающихся людей эпохи, среди которых известные каждому образованному человеку имена: Лессинг, Мендельсон, Шиллер, Гердер, Клейст, Глюк и др.
Антон Граф. Автопортрет. 1765 год. Возможно, эта картина была отправлена Кристиану Людвигу фон Хагедорну в Дрезденскую академию изобразительных искусств. Так это или нет, мы не знаем, но доподлинно известно, что в 1766 году она выставлялась в Дрезденской академии изобразительных искусств.
Антон Граф родился в семье ремесленника из Винтертура. В 1753 году он начал изучать живопись в родном городе в художественной школе Иоганна Ульриха Шелленберга. После трех лет обучения, он оставляет школу и учится в Аугсбурге.
Там он работает с мастером по гравюрам Иоганном Якобом Хайдом. Увы, через год он покидает город, по причине того, что оказался слишком успешным и местная гильдия художников опасалась конкуренции.
Антон Граф уехал с рекомендательным письмом от именитого гравера в Ансбах, где придворный художник Леонард Шнайдер предложил ему работу.
Антон Граф часто ездил в Мюнхен с целью изучения картин из разных коллекций. В 1759 году он возвращается в Аугсбург, а позже переезжает в Регенсбург. В 1765 году он возвращается в Винтертур и Цюрих.
Именно там он получил приглашение от Кристиана Людвига фон Хагедорна, который был назначен директором недавно созданной Дрезденской академии изобразительных искусств.
Сейчас нам это кажется странным, но Граф сомневался в своих художественных способностях, он колебался с ответом Хагедорну, решив сначала отправить ему на оценку автопортрет, который прибыл в Дрезден 16 января 1766 года. Одного дня хватило Хагедорну, чтобы составить контракт с талантливым живописцем. Уже 7 апреля 1766 года Антон Граф прибыл в Дрезден.
Интересно, что за годы работы в Дрездене, Антона Графа пытались переманить несколько раз. Например, в 1788 году к портретисту поступило заманчивое предложении от Берлинской академии искусств.
7 мая 1789 году Граф проинформировал об этом Камилло Марколини, генерального директора, который моментально среагировал на это сообщение, назначив Графа профессором портретной живописи в Дрезденской академии изобразительных искусств.
Антон Граф создал около 2000 портретов его современников. Он был ведущим немецким портретистом в конце XVIII – начале XIX веков. Но он также был и главным портретистом немецких поэтов эпохи Просвещения и раннего романтизма. Со многими он дружил.
Например, с Иоганном Вольфгангом фон Гете художник познакомился в 1768 году. Граф был любимым портретистом немецкого, русского, польского и балтийского дворянства. Одни из самых важных заказчиков его полотен были Екатерина II и Фридрих Великий.
Причем король Пруссии никогда не позировал Графу.
Тем не менее, в 1781 году Граф получил разрешение наблюдать парад войск, что послужило ему прекрасной возможностью, внимательно изучить физиогномику короля, а позже создать самый известный портрет Фридриха Великого, который не без основания считается шедевров.
Для Екатерины II художник выполнил несколько копий полотен, хранившихся тогда в Дрезденской галерее, они предназначались для только что созданного Эрмитажа.
Антон Граф. Портрет Фридриха Великого, короля Пруссии. 1781 год.
Антон Граф изображал помещиков, дипломатов, ученых, музыкантов. Когда художник работал над портретами, он всегда сосредотачивался на свете на лицах, поэтому они столь привлекательны для зрителей. Когда же он рисовал женские портреты, он также уделял пристальное внимание зоне декольте. Безусловно, он был мастером света и тени.
Он также прекрасно изображал драпировки из различных материалов и цветов. Примером ему в этом служили работы французского живописца Гиацинта Риго. Кстати, о придворном художнике Риго можно прочитать здесь
Интересно, что в ранних своих работах Граф никогда не детализировал фон на картинах. В основном фон был – монохромным. Но уже в поздний период – мастер уделяет ему внимание.
Отражал он в картинах и моду того времени. Цена его картин зависела от размеров и деталей одежды. Иногда он делал ремарки в адрес своих «моделей». Про Шиллера он сказал: «Он не может усидеть на месте!» Граф был общительным человеком, он хорошо зарабатывал своими портретами и мог жить вполне комфортно.
Антон Граф. Портрет Фридриха Шиллера. Работа над портретом началась в 1786 году, но была закончена лишь в 1791 году. Причиной столь долгого создания полотна послужила «неусидчивость» поэта и философа. Этот портрет часто копируют. Оригинал хранится в Дрездене в доме семьи художника Кюгельгена
В сентябре 1771 года Граф едет в Берлин, чтобы написать портрет Лессинга. Поэт, когда увидел свой портрет, воскликнул: «Неужели я такой ужасно приятный?»
Антон Граф. Портрет Готхольда Эфраима Лессинга. 1771 год.
В последние годы Антон Граф обратился к пейзажу. Своей манерой письма он предвосхитил появление импрессионизма. Творчество Антона Графа оказало влияние на немецких художников-романтиков Филиппа Отто Рунге и Гаспара Давида Фридриха.
Что касается семейной жизни художника, то женился Граф в 16 октября 1771 года на Елизавете Софии Августе Шульц, которую называли «Guste». У пары родились пятеро детей. Но судьба не всех сложилась благополучно. Первая дочь, Иоанна Катарина Генриетта, скончалась в том же году, когда родилась.
Еще одна дочь родилась в 1779 году и умерла несколько месяцев спустя. Второй сын, Георг, умер в 1801 году. В 1812 году скончалась жена художника. Сам же Антон Граф прожил 76 лет.
Его сын Карл Антон стал пейзажистом, а дочь, Каролина Сюзанна вышла замуж за художника Карла Людвика Каца.
Антон Граф.Антон Граф и его семья. 1785 год. Музей Оскара Рейнхарта. Винтертур. Швейцария.
Сейчас многие картины, в особенности столь желанные каждому музею и коллекционеру портреты, хранятся в музеях и частных коллекциях Швейцарии, Германии (музей Оскара Рейнхарта), Германии (Государственные художественные собрания Дрездена), России (Эрмитаж), Эстонии (дворец Кадриорг, Таллинн) и Польше (Национальный музей, Варшава).
Антон Граф, круг. Семейный портрет. Германия, XVIII век. Холст, масло, 52 × 59. БСИИ ASG, инв. № 04 — 1766
В Большом собрании изящных искусств ASG хранится «Семейный портрет» работы круга Антона Графа. В центре – мать семейства, задумчивый взгляд которой устремлен на зрителя, левой рукой она обнимает за плечи сына, который с внимательной нежностью смотрит на отца, облаченного в позолоченную кирасу и красный плащ. На голове мужчины напудренный парик с двумя буклями.
В этой работе передана суть творчества Графа: глаза – зеркало души. Взгляды героев наполнены жизнью, также передана манера художника изображать свет и тени. Задний фон полотна соответствует раннему Графу – фон полностью отсутствует, а вот детали одежды тщательно выписаны.
В целом картина создает благоприятное впечатление, дарит умиротворение и даже оставляет какое-то светлое «послевкусие»: приятная добропорядочная семья, теплые тона, много света.
Алина ЕРШОВА
Источник: en.wikipedia.org
Источник: http://int-ant.ru/news/art_k/the-main-portrait-painter-of-german-poets/
Жан-Лоран Монье (1743—1808) — французский портретист
?
kolybanov (kolybanov) wrote, 2017-04-30 17:28:00 kolybanov kolybanov 2017-04-30 17:28:00 Category: Автор — truskovalent. Это цитата этого сообщенияЖан-Лоран Монье (1743—1808) — французский портретист.
Жан-Лоран Монье(1743—1808) — французский портретист.
Жан-Лоран Монье (1743—1808) — французский портретист в 1776 году был назначен придворным художником; выполнил ряд портретов королевы Марии-Антуанетты. В 1786 году сопричислен к французской академии художеств. В 1788 году за портреты скульптора Бридана и живописца Лагрене Старшего (последний находится в Парижском училище изящных искусств) избран в её действительные члены.
Эмигрировал в эпоху Великой французской революции: сначала, в 1790 году — в Лондон, в 1796 году — в Германию, через четыре года — в Россию. Писал портреты лиц петербургского высшего общества: императрицы Елизаветы, членов семьи Строгановых. С 1802 года состоял академиком Императорской академии художеств и преподавал портретную живопись в её классах.
«Портрет призидента Академии художеств графа Алксандра Сергеевича Строганова»
В 1806 году удостоен звания профессора. В 1806-1808 годах преподавал в Академии художеств, руководил портретным классом.
Автор портретов короля Людовика XVI, императрицы Елизаветы Алексеевны, принца Людвига Прусского, графа Павла Александровича Строганова, княгини Елизаветы Борисовны Шаховской, графини Софьи Владимировны Строгановой, романиста Августа Генриха Лафонтена, астронома и политического деятеля Жана-Сильвена Байи, князя Александра Львовича Нарышкина, адмирала барона Джорджа Родни и других влиятельных лиц. Портреты Жан-Лорана Монье можно встретить в музеях и частных собраниях Франции, Великобритании, России, Германии, Испании, США и других стран. Умер живописец Монье в Санкт-Петербурге в 1808 году.
Портрет императора Александра I
Александр I
Русская императрица Елизавета Алексеевна — супруга Александра I
«Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны», 1802 Государственная Третьяковская галерея, Москва
- «Императрица Елизавета Алексеевна», 1806 Государственный Эрмитаж, С-Перербург.
«Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны»
1807 Холст, масло 104,5 x 84 Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
- Автопортрет художникас женой и своячницей
«Портрет графа Павла Александровича Строганова» .1808
- «Портрет графа Александра Строганова» (1794-1814) 1805 Холст, масло 54*45 Государственный Русский музей Санкт-Петербург
- «Портрет графини Софьи Строгановой» 1808 Холст, масло 69*56 Государственный Русский музей Санкт-Петербург
- «Портрет графини Елизабеты Шаховской» Государственный Русский музей Санкт-Петербург
- «Portrait of a Young Boy wearing a black Hat and red Coat», 1789 Галерея Wanecq ,Париж.
- «Портрет леди», 1791 Частное собрание
- «Portrait of Frau Senator Elisabeth Hudtwalcker, nee Moller», 1798 Частное собрание
- «The young mother», 1780 Художественная галерея Рассел-Коутс, Бурнмут,
Портрет Е.Ф. Муравьевой с сыном Никитой. 1802
- Портрет Анны Муравьёвой-Апостол (1770-1810) с сыном Мэтью и дочерью Екатериной (1794-1849)
- Портрет адмирала лорда Джорджа Родни
- Портрет Марии Антуанеты
- Портрет молодой девушки
- Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Источник: https://kolybanov.livejournal.com/16949713.html
Антон Рафаэль Менгс, биография и картины
Жизнь Менгса, хотя он и прожил всего 51 год, можно назвать сложившейся, удачливой, очень подвижной, проходящей в поездках по странам, обласканной испанскими и немецкими королями, королевами и кардиналами. Да и родился он в семье художника, саксонского придворного живописца Измаила Менгса.
Будущее мальчика уже было предопределено – он, конечно же, станет художником.
Появился на свет Антон Рафаэль в Богемии. Его отец — первый учитель, давший ему основы живописи. В 13 лет они уезжают с отцом в Рим и три года работают, изучают классику эпохи Возрождения и античное искусство.
Великие шедевры Рафаэля оказали на юношу огромное влияние, что впоследствии скажется на творчестве Менгса.
Его карьера просто стремительна. 1745 год, всего в 17 лет, он получает должность кабинетного художника в Дрездене при курфюрсте саксонском Августе III.
Менгс часто выезжает в Италию, где знакомится с римской красавицей-моделью Маргеритой Гуацци и в 1748 году женится на ней. Кстати, брак оказался очень удачным и плодовитым, у Антона и Маргериты будет семеро детей. Через год, по возвращении в Дрезден, 21-летний живописец назначается придворным художником, а с 1751 года — главным живописцем при дворе.
Он больше тяготеет к религиозной живописи и в основном его работы фресковые, для алтарных композиций. Известны его «Вознесение», сделанное для дрезденской придворной церкви, «Триумф Святого Эусебио» для римской церкви, роспись плафонов на вилле кардинала Алессандро Альбани. Его стиль — классика, неоклассицизм, отказ от излишней пышности рококо. В своих работах художник предпочитает не световые эффекты и пафос, а простоту, мораль и просвещение. Такие взгляды художника формируются под влиянием немецкого искусствоведа Иоганна Винкельмана, который становится и другом Менгса на долгие годы. Живописец пользуется покровительством испанского мецената Хосе де Азара, получает папский рыцарский орден Золотой шпоры от папы Климента XIII. Выполняя заказы, Менгс много ездит по городам Неаполь, Казерта, Болонья, Рим, Дрезден. Помимо работ над фресками и картинами на религиозные сюжеты, Менгс становится известным и как портретист. Ему позируют известные и влиятельные люди того времени — король Пруссии Фридрих Великий и король Испании Карл III, певец Доменик Аннибалли и многие другие.
В 1761 году, по приглашению испанского двора, Менгс направляется в Мадрид вместе с талантливым итальянским художником Джованни Баттисто Тьепполо, для оформления Восточного дворца — официальной резиденции испанских королей. Но по-прежнему продолжает ездить в Италию рисовать портреты королевских особ и картины. В Риме в 1774 году он становится президентом Академии Святого Луки.
В испанский период известны такие работы как «Христос в Гефсиманском саду», «Апофеоз Геркулеса», «Аврора», «Парнас», портреты Карлоса IV, Мариии Амалии Саксонской, автопортреты, эскизы. Его картины эстетически прекрасны, автор гармонично сочетает классику построения композиций и красоту силуэтов. Фигуры, особенно в религиозных сюжетах, благородны, возвышенны и гуманны, как и у Рафаэля, которого Менгс почитал всю свою жизнь. Портреты у живописца очень реалистичны и индивидуальны.
В 1777 году он уезжает из Мадрида и оседает в Риме. В 1779 году талантливый художник умер. Работы Антона Рафаэля Менгса нравились русской императрице Екатерине II и она с удовольствием их покупала. Благодаря этому, мы любуемся сейчас картинами великолепного живописца в Эрмитаже.
Картины Антона Рафаэля Менгса
Источник: https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/2786-anton-rafajel-mengs-biografija-i-kartiny.html
Франц Ксавье Винтерхальтер, часть 1
Франц Ксавье Винтерхальтер, часть 1
Про Винтерхальтера я читала в других дневниках, вот тут например http://www.liveinternet.ru/users/leonsija/post66930483/, но хотелось бы представить больше его работ.
Франц Ксавье Винтерхальтер родился 20 апреля 1805 года в маленькой деревне Менценшванда (ныне часть г. Санкт-Блазина) в Шварцвальде, Баден. Он был шестым по счёту ребёнком в семье Фиделя Винтерхальтера, фермера и производителя смолы, и его жены Евы Мейер, происходившей из старинного рода Менценшванд.
Автопортрет с братом Германом, 1840
Портрет матери, фрау Евы Винтерхальтер, 1823 г
Автопортрет в возрасте 17 лет, 1822-23 гг
После посещения школы при бенедиктинском монастыре в Блазине в 1818 году тринадцатилетний Винтерхальтер покидает Менценшванд, чтобы изучать рисование и гравировку. Литографии и рисованию он обучался во Фрайбурге на студии Карла Людвига Шулера (1785—1852).
В 1823 году, когда ему было восемнадцать, при содействии промышленника барона von Eichtal он уезжает в Мюнхен.
В 1825 году удостаивается стипендии от великого герцога Баденского и начинает курс обучения в Мюнхенской академии художеств под руководством Петера Корнелиуса, чьи методы преподавания, однако, оказываются для молодого художника неудобными, и Винтерхальтеру удётся найти другого более подходящего руководителя в светской портретной живописи — Йозефа Штилера. В это же время Винтерхальтер зарабатывает на жизнь трудом литографа.
Автопортрет в возрасте 25 лет, 1830-31 гг
Вступление Винтрехальтера в придворные круги состоялось в 1828 году, когда он становится учителем рисования графини Баденской Софии в Карлсруэ.
София Шведская, маркграфиня Баденская 1830
София Шведская, маркграфиня Баденская, 1832
Леопольд, Великий герцог Баденский
В 1832 году у него при поддержке великого герцога Баденского появилась возможность путешествия в Италию (1833—1834). В Риме он пишет картины романтического жанра в стиле и сближается с директором Французской академии Орасом Верне. По возвращении в Карлсруэ Винтерхальтер утверждается придворным герцогским художником.
Однако он покинул Баден и переместился во Францию, где на выставке 1836 года привлекла внимание его жанровая картина Il dolce Farniente, а годом позднее похвалы была удостоена и Il Decameron. Обе работы представляют собой академические живописные произведения.
Il dolce far niente
Декамерон
На Салоне 1838 года им был представлен портрет принца Ваграмского с юной дочерью. Карьера художника-портретиста была вскоре обеспечена.
- Александр Луи Жозеф Бертье принц де Ваграм с дочерью Малси Луизой Каролиной Фредерикой, 1837
- А это, кстати, девочка с предыдущего портрета 17 лет спустя
- Малси Луиза Каролина Фредерика Бертье де Ваграм принцесса Мюрат, 1854
В Париже Винтерхальтер быстро сделался модным. Он был назначен придворным художником Луи-Филиппа, короля Франции, который заказал ему создание индивидуальных портретов своей многочисленной семьи.
Винтерхальтеру предстояло выполнить для него более тридцати заказов.
Этот успех принёс художнику репутацию знатока династической и аристократической портретной живописи, способного мастерски сочетать точность портретного сходства с едва уловимой льстивостью.
Однако в художественных кругах репутация Винтерхальтера страдала. Критики, восхвалявшие его дебют на выставке в Салоне 1936 года, отвернулись от него как от художника, которого нельзя воспринимать серьезно. Это отношение сохранялось на всём протяжении карьеры Винтерхальтера.
Сам Винтерхальтер рассматривал свои первые государственные заказы как временный этап перед возвращением к предметной живописи и восстановлением академического авторитета; он он оказался жертвой собственного успеха, и для своего же спокойствия ему приходилось работать почти исключительно в портретном жанре.
Это была область, в которой он не только был очень успешен, но также и сумел разбогатеть. Винтерхальтер получил международную славу и покровительство царственных особ.
- Ниже представим портреты членов Орлеанского дома.
- Луи Филипп Орлеанский, герцог Шартрский, будущий король Франции
- Луи Филипп, король Франции
- Луи Филипп, король Франции, 1839
- Луи Филипп, король Франции
- Мария Амалия Бурбон-Сицилийская, королева Франции, жена Луи Филиппа, 1842
- Аделаида Луиза Мария Орлеанская, сестра Луи-Филиппа I
У короля Луи-Филиппа I и его жены Марии-Амалии Бурбон-Сицилийской было 10 детей. Двое из них умерли в детстве. Остальных, с их мужьями, женами и детьми портретировал Винтерхальтер.
Первый сын, наследник, Фердинанд Филипп (1810—1842), герцог Орлеанский. Женат на Елене Мекленбург-Шверинской.
- Фердинанд Филипп герцог Орлеанский, первый сын короля
- Елена Луиза Елизавета Мекленбург-Шверинг, герцогиня Орлеанская, жена старшего сына короля Луи-Филиппа, с сыном Луи-Филиппом, графом Парижским, 1839
- Это их старший сын, Луи-Филипп, граф Парижский, 1842
- Роберт, герцог Шартрский, 1843 (второй сын наследника, Фердинанда-Филиппа и его жены Елены Мекленбург-Шверинской)
Второй ребенок — дочь Луиза-Мария (1812—1850), замужем за королем Бельгии Леопольдом I. Ее портрет представлен ниже, в бельгийских портретах, как и положено королеве Бельгии, рядом с мужем-королем.
Третий ребенок короля — Мария-Кристина-Каролина (1813—1839), замужем за Александром, герцогом Вюртембергским.
- Мария-Кристина Вюртембергская
- Мария-Кристина Вюртембергская с сыном
- Её сын, Филипп-Александр Вюртембергский и её муж, герцог Александр Вюртембергский, 1845
- Четвертый ребенок короля — сын, Луи Шарль Филипп (1814—1896), герцог де Немур, женат на Виктории Саксен-Кобург-Гота-Кохари.
- Луи Шарль Филипп герцог де Немур
- Луи Шарль Филипп герцог де Немур, 1839
- Виктория Августа Антуанетта Саксен-Кобург-Гота-Кохари, герцогиня де Немур
- Виктория Августа Антуанетта Саксен-Кобург-Гота-Кохари, герцогиня де Немур
- Виктория Августа Антуанетта Саксен-Кобург-Гота-Кохари, герцогиня де Немур, 1842
- Виктория Августа герцогиня де Немур с королевой Викторией, которой она приходилась родственницей по материнской линии
- Очаровательный малыш Луи Филипп Фердинанд Гастон Орлеанский, граф д'Эё. Сын герцога де Немура
Пятый ребенок — Франческа (1816—1818), умерла в детстве. Потрета нет.
- Шестой ребенок — Клементина (1817—1907), замужем за Августом Саксен-Кобургским, мать царя Болгарии Фердинанда I.
- Клементина Орлеанская, герцогиня Саксен-Кобургская
- Клементина Орлеанская с сыновьями Филиппом и Августом
Седьмой ребенок — Франсуа (1818—1900), принц де Жуанвиль. Женат на Франческе Браганза, принцессе Бразильской, дочери императора Педру II.
- Франсуа Фердинанд принц де Жуанвиль, 1843
- Франсуа Фердинанд принц де Жуанвиль, 1840
- Франсуа Фердинанд принц де Жуанвиль, 1843
- Франческа Каролина Браганза принцесса Бразильская, принцесса де Жуанвиль, 1844
- Франческа Браганза, принцесса де Жуанвилль
- Франческа Браганза, принцесса де Жуанвилль
Восьмой ребенок — Шарль (1820—1828), умер в детстве. Портрета нет.
Девятый ребенок — Анри Эжен Филипп (1822–1897), герцог Омальский. Женат на Марии Каролине Бурбон-Сицилийской.
- Анри Эжен герцог Омальский
- Анри Эжен герцог Омальский
- Мария Каролина Бурбон-Сицилийская, герцогиня Омальская 1846 г
- Самый младший — Антуан (1824–1890) герцог де Монпансье. Женат на Марии Луизе Фернанде, инфанте Испанской (1832-1897)
- Антуан герцог Монпансье
- Мария Фернанда Бурбон-Испанская, герцогиня де Монпансье
- Мария Фернанда Бурбон-Испанская, герцогиня де Монпансье
- А это портреты представителей Бельгийского царствующего дома
- Леопольд I, первый король Бельгии, между прочим генерал русской армии, воевал против Наполеона под нашими знаменами
- Леопольд I
- Леопольд I король Бельгии 1840
- Луиза Мария Орлеанская королева Бельгии, вторая жена Леопольда I, дочь французского короля Луи-Филиппа, 1841
- Луиза Мария Орлеанская, 1841
- Луиза Мария Орлеанская королева Бельгии с сыном Леопольдом
- Леопольд, герцог Брабантский, будущий король Леопольд II
- Мария-Генриeтта Австрийская королева Бельгии, невестка Леопольда I, жена его сына Леопольда II
- Это очаровательное создание — дочь Леопольда I принцесса Шарлотта в возрасте 2-х лет, 1842
- Это принцесса Шарлотта уже постарше, в 10 лет
- Принцесса Шарлотта императрица Мексики 1864
Биография художника взята отсюда http://ru.wikipedia.org/
Львиная доля портретов отсюда http://www.artrenewal.org/asp/database/art.asp?aid=680
Продолжение следует……
Источник: https://grace-grimaldi.livejournal.com/46170.html