Знакомство с творчеством Ре́мбрандта Ха́рменса ван Рейна голландского художника, рисовальщика и гравёра, великого мастера светотени, крупнейшего представителя золотого века голландской живописи,мне хотелось бы начать с его автопортретов.
В наследии рисунков и живописных работ Рембрандта по меньшей мере семьдесят пять автопортретов (возможно около 100)- своеобразный «визуальный дневник». Однако потребность в отображении собственной жизни и в постоянном физиономическом анализе не является лишь признаком автобиографического интереса или уверенности в своей уникальности.
Автопортреты представляют возможность исследовать отражение различных эмоций в чертах лица или позволяют экспериментировать с нюансами позы, манер и условных жестов. Некоторые из автопортретов были заказными, другие же написаны для семьи, но нельзя исключить, что их немалое количество, особенно поздние работы, представляют собой некое подобие визуальной автобиографии.
Рассмотрим один из ранних его автопортретов.
Рембрандт Харменс ван Рейн.Автопортрет в 23 года.1629.
Облик юного Рембрандта дается без особых прикрас: шапка непослушных светло-рыжих волос опускается на низкий лоб, широкий нос чуть раздвоен на конце, нижняя часть лица сильно развита.
Маленькие, глубоко посаженные глаза смотрят на нас вдумчиво и печально.
Лицо, ярко освещенное падающим слева светом, выступает на нейтральном, то есть одноцветном и равноосвещенном фоне, где отсутствуют изображения каких-либо предметов.
Темно-серая, почти черная одежда с белым отворотом немного смятого воротника, выпущенного на блестящую стальную ленту, облегающую плечи, удачно аккомпанирует лицу.
Средняя горизонталь картины, то есть воображаемая линия, делящая картину пополам, проходит не на уровне глаз, но под гордо замкнутым ртом, и потому голова кажется приподнятой, а взгляд — направленным немного сверху вниз.
Сын мельника, избравший малодоходную профессию живописца, судит о себе самом чрезвычайно высоко — перед нами отважный юный рыцарь. За его внешней сдержанностью кроется редкая сила воли и ума, целеустремленность и сосредоточенность. Лицо юного Рембрандта с поэтической прядью на лбу полно движения и жизни и дышит волей и разумом.
Рембрандт. Автопортрет в вельветовом берете.1634г.Берлин
Автопортрет,1640
Автопортрет написан Рембрандтом в 1640 году. Художнику 34года.Это было время, когда прижизненная слава художника достигает зенита.
В 1639 году Рембрандт с Саскией переехали в купленный за 13000 гульденов новый дом на Йоденбреестраат, в престижном районе Амстердама, где жили, в основном, богатые купцы.
Он получает заказы на картины от самых влиятельных и богатых голландцев.
Среди десятков автопортретов, написанных Рембрандтом, данный выделяется своей монументальностью. Рембрандт на нём демонстрирует свое социальное положение. Он облачён в богатую одежду с мехами, массивной цепью, драгоценностями. Взгляд меланхоличный, с осознанием своего достоинства. Фон нейтральный, всё внимание зрителя сосредотачивается на фигуре художника.
- В правом нижнем углу на парапете хорошо видна подпись Rembrandt f.
- Офорт Рембрандта с автопортретом (1639)
Автопортрет для Рембрандта – это выражения себя и своего внутреннего мира. Малейшее изменение в собственной душе он выражал в автопортрете.
Все богатство человеческих эмоций и выражений, позы тела и положения рук Рембрандт хотел выразить красками, изображая портрет.
В работе он прорабатывал каждую деталь, старался отобразить нюансы человеческого лица, изобразить на холсте внутренний мир каждого человека, в том числе и себя.
Блудный сын в таверне. Рембрандт.1635г
На картине запечатлены радость жизни, ликование от обладания любимой — составляющие эмоционального состояния живописца этого периода. Открытый взгляд персонажей, устремленный на зрителя (кажется, что они приглашают разделить их радость бытия), сияющее лицо Рембрандта, будто достигшего всех жизненных благ, — вот настроение этого полотна.
Однако в портрете также заключена определенная, ясная зрителям того времени провокация: художник изображает себя в образе … блудного сына, пирующего с куртизанкой. Примечательно, что в Евангелии Лука ясно говорит:« … расточил имение свое, живя распутно». Рембрандт же, женившись по любви, наоборот, преувеличил состояние супруги и обрел более высокий социальный статус.
Несмотря на веселье, изображенное на картине, Рембрандт всё же одной деталью напомнил, какое продолжение имеет библейская история. На стене видна грифельная доска — символ того, что рано или поздно за всё придётся платить.
- 1656г
Автопортрет. 1658. Холст, масло, 134х104.Коллекция Фрик, Нью-Йорк
Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру не надолго. В 1642 г. Саския скончалась; от девятилетнего брака у нее было четверо детей, из которых только один сын, Титус, пережил свою мать.
С этой поры обстоятельства Рембрандта изменяются к худшему; хотя он и нашел себе подругу жизни в лице своей служанки Гендрикие Ягерс, по прозвищу Стоффельс, от которой родилась у него дочь, но материальное благосостояние его пошатнулось вследствие овладевшей им страсти к коллекционерству художественных предметов и редкостей.
Он тратил на них массу денег до такой степени, что в 1656 г. был объявлен несостоятельным должником, а в 1658 г. должен был оставить свой дом и переселиться в гостиницу.
Автопортрет Рембрандта, 1659. Холст, масло, 85х66.Национальная Галерея Искусств, Вашингтон, США
Автопортрет художника у мольберта, 1660.Холст, масло, 111х90. Лувр, Париж, Франция
Автопортрет Рембрандта, 1661. Холст, масло, 114х91.Кенвуд Хаус, Лондон, Английское наследие
Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. По существу, это второй из серии автопортретов, на которых он предстает с мольбертом, кистями и муштабелем, употребляемым живописцами в качестве опоры для руки.
Свет на заднем плане — необычный прием, необходимый для того, чтобы зритель увидел кривые линии на стене за спиной портретируемого.
Много объяснений предложено на сей счет; в наши дни популярна версия: эти линии — связь с творчеством таких легендарных художников, как Апеллес и Джотто, которые демонстрировали свое мастерство, рисуя одну безукоризненно правильную линию или круг.
Если это объяснение верно, автопортрет утверждает право художника считаться подлинным мастером своего времени.
Автопортрет в образе Зевксиса, 1665. Холст, масло, 83х65.Вальфраф Ричхартц Музей, Кельн, Германия
Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Иногда он оценивал себя трезвым взглядом, подмечая приметы старости на посиневшем, дряблом лице, но часто любил представать в различных образах: наряжался то воином в латах, то импозантным царем, то апостолом Павлом. Здесь видны особенности обоих стилей.
Изображен немощный старик, время обезобразило его лицо почти неузнаваемо, гораздо больше, чем на автопортрете того же года. По-видимому, он стоит на пороге смерти. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника.
Тот, как известно, написал старуху с морщинистым лицом, и ее образ так развеселил его, что он смеялся не переставая, пока не умер. Связующим элементом тут, конечно, является смерть, и если этот автопортрет — шутка, то она исполнена черного юмора.
1669,Национальная Лондонская Галерея, Великобритания
Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. Правда, на сей раз черного юмора нет и в помине, нет и открытых намеков на приближение смерти. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе.
Пожилой, одетый в простое платье художник, сжав руки, смотрит на нас, не прося ни о чем, не сетуя ни на что. По-видимому, уже не суждено узнать, ускорила ли его конец смерть Титуса в сентябре 1668 года.
Во всяком случае, спустя тринадцать месяцев, 4 октября 1669 он умер в своем доме в Розенграхте, а было ему всего 63 года. Через четыре дня его похоронили в Вестеркерке. Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках.
Вестеркерк (Западная церковь) — кальвинистская церковь в Амстердаме, построенная в 1620—1631 годах
Точное место его захоронения Рембрандта неизвестно, однако предположительно оно находится у северной стены церкви. В церкви похоронены такжеХендрикье Стоффелс, Агнета де Графф ван Полсбрук, картограф Ян Блау, художник Николас Питерс Берхем и, возможно, сын Рембрандта Титус ван Рейн. 10 марта 1966 года в церкви венчались принцесса Беатрикс и Клаус фон Амсберг.
Источники.
http://rembr.ru/rembrandt-self-portraits.php
http://muzei-mira.com/kartini_gollandia/985-avtoportret-v-vozraste-54-let-rembrandt.html
http://muzei-mira.com/kartini_gollandia/168-avtoportret-hudozhnika-s-zhenoy-saskiey-rembrandt.html
http://rembr.ru/rembrandt-biography.php
http://aria-art.ru/0/V/Verzhbickij%20Anatolij.%20Tvorchestvo%20Rembrandta/2.html
Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/3458946
Художник Рембрандт, автопортреты: описание, история и интересные факты :
Рембрандт Харменс Ван Рейн, автопортрет которого вы не раз увидите в статье, признан одним из величайших художников всех времен и народов. Его заслуженно называют мастером «золотого века» и светотени.
Гений голландского художника уникален, ярок и неповторим.
На своих полотнах он с великим мастерством передал полный спектр человеческих эмоций и переживаний с такой степенью насыщенности, которой до него не знало изобразительное искусство.
Основу творчества Рембрандта составляют картины религиозной тематики и портреты, присутствуют и иные жанры: исторический, жанровые сцены, натюрморты и пейзажи. Он был отличным рисовальщиком и гравером.
Его наследие представлено более чем 400 картинами, свыше тысячи рисунков и почти тремя сотнями гравюр. Однако особое место с точки зрения искусства занимают автопортреты художника.
История их создания подвергается сомнению, историки опарывают их подлинность, а рядовые любители искусства продолжают ими восхищаться, как несколько сотен лет назад. Автопортреты Рембрандта — история жизни художника на холсте.
Вот он еще совсем юный, с бурей эмоций на лице, на следующем полотне – состоятельный и знаменитый, на другом – уставший, с грустью в глазах и на лице от пережитых потерь и утрат. Он изображал себя без тщеславия, искренне и реалистично.
1620-е годы
В 1623 году Рембрандт проходит обучение у знаменитого голландского живописца Питера Ластмана, стажировавшегося в Италии. Учитель специализируется на мифологических, исторических и библейских сюжетах, для его работ характерно пристрастие к деталям, яркости.
Все это не могло не отразиться на творчестве юного художника. Подобная тема явно проявляется в его первых, сохранившихся до наших дней, работах («Крещение евнуха», «Аллегория музыки», «Сцена из древней истории» и др.).
С наибольшей степенью выразительности передать эмоции, переживаемые персонажами – вот, что хочет Рембрандт. Картины (автопортрет, «Симеон и Анна в Храме», «Христос в Эммаусе» и т. д.
) создаются под влиянием признанных мастеров барокко, художник постигает значение резко выраженной светотени и ее роли для передачи эмоций. Отчетливо прослеживается влияние караваджистов. В это же десятилетие появляется целая серия автопортретов.
«Художник в мастерской»
Приблизительная дата написания картины – 1628 год, ныне она хранится в Бостонском музее изящных искусств. На полотне зритель видит мастерскую художника, изображение которой, возможно, соответствует той, в которой работал сам Рембрандт. Автопортрет это или нет, историки достоверно сказать не могут. Фигура художника располагается в глубине комнаты, и черты довольно сложно различить. Возможно, это сам мастер, а может, его ученик Геррит Доу.
Автопортреты 1629 г
Рембрандту всего 23 года, и он полон энергии, жажды знаний и творчества. Он изображает свой облик без прикрас. Взгляните на портрет выше, и вы увидите юношу с копной рыжих волос, непослушной прядью, поэтически спадающей на низкий лоб, и вдумчивыми, но печальными глазами. За счет того, что средняя горизонталь, т.е. воображаемая линия, делящая картину пополам, проходит не на уровне глаз, голова кажется слегка приподнятой, а взгляд направлен немного сверху.
На этой картине тоже изображен Рембрандт Ван Рейн. Автопортрет схож с предыдущим, но в то же время отличается своей атмосферой. Здесь мы видим художника в более строгой позе. Сын мельника, избравший для себя нелегкий путь живописца, судит о себе довольно высоко, перед зрителем предстает настоящий рыцарь. Внешняя сдержанность скрывает силу воли и ум, сосредоточенность и целеустремлённость.
1630-е годы
В следующее десятилетие Рембрандт создает как минимум пятнадцать полотен с самим собой. Это период его восхождения. Перебравшись в Амстердам в 1631 г., он становится популярен, картины с характерной динамикой и патетикой сыскали большое количество почитателей таланта.
В это время он создает большое количество этюдов с выразительной мимикой и эмоциями, а также автопортреты, изображая себя в замысловатых позах и роскошных одеяниях. Слава о талантливом мастере быстро разошлась по Амстердаму. В 1634 г. он женится на дочери состоятельного бургомистра Саские ван Эйленбюрх.
Брак открывает ему двери в самые зажиточные и богатые особняки бюргеров. Оба события нашли отражение в автопортретах.
Рембрандт: автопортрет с Саскией на коленях
Юная жена стала для художника источником вдохновения и появляется на многих его полотнах. В их числе автопортрет с Саскией, сидящей на коленях, который имеет более известное название — «Блудный сын в таверне». Картина запечатлела тот момент жизни, когда ее создателя охватывало чувство радости жизни, любви. Открытый взгляд персонажей, приглашающий разделить веселье с ними, обращен к зрителям. В то же время автопортрет является отчасти провокационным, ведь художник с женой предстают в образе персонажей библейской притчи о блудном сыне. На стене висит грифельная доска, намекающая на то, что за все рано или поздно придется платить. К этой теме Рембрандт вернется спустя чуть более 30 лет, в картине «Возвращение блудного сына».
Невозможно рассказать обо всех полотнах, которые написал за свою жизнь Рембрандт. «Автопортрет с Саскией» (офорт), который вы видите на картинке выше, — одна из примечательных его работ.
Он выполнен в простой технике, но при этом крайне интересен. Лицо художника и его жены отличаются от тех, что на предыдущей картине, хотя с момента ее создания прошел всего год.
Они кажутся взрослее, задумчивее и серьезнее.
1640-е годы
Начало 40-х годов 16 века – это период, когда слава художника достигла своего пика. Он успешен, востребован и популярен. Его благосостояние растет (не без помощи вложений жены). В это же время на свет появляется сын Титус.
Здоровый малыш приносит много счастья семейной паре, которая уже потеряла троих детей в младенчестве. Рембрандт создает жемчужины своей коллекции живописи: «Даная», «Похищение Европы», «Пир Валтасара», «Ночной дозор» и т. д.
В 1642 молодая Саския умирает (предположительно от туберкулеза), и это становится началом череды потерь в жизни художника.
Рембрандт: автопортрет 1640 г
Картина (на первом фото) написана в тот период, когда слава художника достигла своего зенита. За год до этого он вместе с женой переехал в роскошный дом в престижном районе Амстердама.
Его клиенты – влиятельные и богатые голландцы, коллекционеры и члены королевской семьи всей Европы, в том числе и король Англии Карл I. Среди десятков автопортретов данный отличается своей величественностью, монументальностью.
Художник открыто демонстрирует на полотне свое социальное положение через богатую одежду, обшитую мехом, драгоценности и массивную цепь. Фон нейтрален, и все внимание устремлено на фигуру Рембрандта с меланхоличным взглядом, полным достоинства.
Своим автопортретом он словно бросает вызов Тициану и Дюреру, творчество которого высоко ценил. Он копирует позу персонажей их картин – фигура опирается правой рукой на парапет.
1650-1660-е годы
К началу 50-х годов 16 века Рембрандт (автопортрет по тексту) теряет многих заказчиков и учеников. Объяснением тому служит поворот моды в мире живописи в сторону детализации изображений, к которой сам художник был склонен в свои ранние годы творчества. Со временем он отдал предпочтение смелым мазкам кисти, резкому контрасту тени и света, которые скрывают практически полностью фоновые детали. Финансовое положение ухудшалось, но он продолжал жить на широкую ногу. В 1656 г. он заявил о своем банкротстве. Единственным близким человеком для него остается сын Титус, изображения которого наиболее многочисленны. Его смерть в 1668 г. стала настоящим ударом судьбы, спустя год художник умер.
Два последних десятилетия стали для Рембрандта вершиной его таланта и мастерства в качестве портретиста. Он возвращается к созданию многофигурных композиций, хотя до этого периода количество персонажей на полотнах не превышало трех человек.
Происходящие изменения и мир личностных переживаний передает череда собственных изображений, которые написал в этот период Рембрандт.
Автопортрет становится глубоко личностным, а композиция — герметичной и строгой в построении, цветовая гамма – это широкий спектр оттенков нескольких (трех или четырех) цветов.
На фото выше – автопортрет 1656-1658 гг., хранящейся ныне в Музее искусств г. Вены (Австрия).
Заключительные работы художника поражают зрителя отточенностью высокого мастерства. На его полотнах последних лет мы видим человека, который стойко переносит горечь потерь и жизненные испытания.
На фото — автопортрет Рембрандта, описание которого можно выразить в трех словах: безропотный и покорный судьбе. Этот автопортрет написан в последний год жизни (1669 г.).
Пожилой художник одет в простое платье, руки сжаты, взгляд спокоен и печален.
Портретная галерея Рембрандта не имеет аналогов в мире живописи, она уникальна.
Словно кадры средневековой хроники предстают перед зрителем или жизненный путь человека, нашедший отражение в картинах, от беззаботной и яркой юности до старости.
Тот факт, что авторство некоторых из портретов в настоящий момент ставится историками под сомнение, не отменяет гениальности мастера, увековечившего память о себе на века.
Источник: https://www.syl.ru/article/294025/hudojnik-rembrandt-avtoportretyi-opisanie-istoriya-i-interesnyie-faktyi
Рембрандт
Рембрандт Харменс ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене, одном из крупнейших голландских городов. Его отец, Хармен, был зажиточным мельником. Фамилия художника «ван Рейн» означает «с Рейна», то есть с реки, на которой стояли семейные мельницы. Мать Рембрандта, Корнелия, была дочерью пекаря. С Харменом они поженились в 1589 году, когда им обоим исполнилось по 21 году. В семье родились десять детей, предпоследний из них — Рембрандт. Родители художника прожили тихую жизнь, исполненную трудов, — отец умер в 1630 году, а мать —в 1640-м.
Из выживших братьев Рембрандта трое продолжили семейную традицию, став мельниками и пекарями. Будущий художник оказался единственным в семье ребенком, получившим образование в Латинской школе в Лейдене.
В мае 1620 года, в возрасте 13 лет, он поступил в одно из старейших учебных заведений Европы — Лейденский университет. Столь юные студенты тогда никого не удивляли.
Впрочем, по поводу учебы Рембрандта в университете мнения исследователей расходятся. Возможно, он даже не приступал к ней, а звание студента потребовалось ему только для того, чтобы получить отсрочку от военной службы.
Приблизительно в то же время Рембрандт начал осваивать ремесло художника.
Основным источником информации о ранних годах его жизни служат книги Иоханнеса Орлерса, бывшего в то время мэром Лейдена. Во втором издании своей своеобразной книги-справочника, вышедшей в 1641 году, Ор-лерс поместил короткую биографическую справку о Рембрандте.
Из этой справки можно узнать, что первоначально Рембрандт обучался у местного живописца Якоба ван Сваненбюрха. Он провел в его мастерской три года, а затем, в 1624 году, на полгода перебрался в Амстердам — к известному мастеру исторической живописи Питеру Ластману.
В 1625 или 1626 году Рембрандт возвратился в Лейден. Здесь он подружился с другим подающим надежды живописцем (тоже учеником Ластмана), Яном Ливенсом, — на протяжении нескольких лет они часто писали вместе, и временами их работы настолько походили друг на друга, что установить авторство одного из художников представлялось делом почти безнадежным.
Позже, в конце 1631 или в начале 1632 года, Рембрандт переехал из Лейдена в Амстердам (тогдашнюю столицу Нидерландов). Амстердам в это время на глазах превращался в один из крупнейших центров мировой торговли.
За тридцать лет (с 1610 по 1640 годы) численность его населения возросла втрое — с 50 000 до 150 000 жителей. Рембрандт решил, что сделать настоящую художническую карьеру в таком городе будет гораздо легче.
Портрет Саскии в образе Флоры
В Лейдене Рембрандт чаще всего писал небольшие по размеру сюжетные картины (это были трактовки религиозных сюжетов, портреты и автопортреты, характерные сценки). Теперь он стал работать на заказ, что позволило ему быстро добиться успеха. Почти два года художник прожил в доме Хендрика ван Эйленбюрха, крупного торговца живописью, с которым подружился вскоре после переезда в столицу.
В июне 1633 года Рембрандт обручился с двоюродной сестрой Эйленбюрха, Саскией, а спустя год женился на ней. Родители Саскии умерли, когда она была ребенком, и оставили дочери солидное наследство.
Не был бедным человеком и Рембрандт, уже успевший утвердиться среди ведущих голландских художников своего времени. Но это не был брак по расчету. Рембрандт и Саския страстно любили друг друга.
Первое время молодые жили в доме Хендрика ван Эйленбюрха, а чуть позже купили собственный дом.
Автопортрет с Саскией
Между 1635 и 1640 годами Саския родила троих детей, но все они умирали, прожив на свете лишь несколько недель. В 1641 году она родила четвертого (и последнего) своего ребенка. Родители назвали сына Титус. Титус выжил, но вскоре умерла сама Саския. Ей было 29 лет.
В год смерти Саскии художник закончил «Ночной дозор», свою самую большую и самую знаменитую картину. Но жизнь Рембрандта уже дала трещину. Безмерно опечаленный смертью любимой жены, художник не мог заставить себя сконцентрироваться на привычной работе — заказных портретах — и быстро растерял богатых заказчиков.
Он увлеченно писал другие полотна — их темой стала библейская история. В трудные периоды своей жизни Рембрандт всегда находил утешение в религии, но теперь ему нужно было думать еще и о крошечном сыне.
Художник нанял для него няню, вдову Гертье Диркс, которая стала любовницей Рембрандта. Спустя несколько лет ее сменила другая молодая женщина, Хендрикье Стоффельс. Она тоже была поначалу няней Титуса.
Гертье подала на Рембрандта в суд, обвинив его в нарушении брачного сговора. Последовало несколько склочных судебных разбирательств, в результате чего Гертье признали неправой и поместили на пять лет в исправительный дом.
Освободилась она в 1655 году, а на следующий год умерла. Тем временем Хендрикье родила Рембрандту сына (он умер в младенчестве) и дочь Корнелию. Корнелия — единственная из всех детей Рембрандта — пережила своего отца.
Даная
Между тем финансовое положение Рембрандта стремительно ухудшалось. Но несмотря на отсутствие выгодных заказов на портреты, Рембрандт продолжал тратить большие деньги на свою коллекцию. Коллекция была очень любопытной. В ней можно было найти полотна итальянских мастеров эпохи Ренессанса, оружие, бюсты римских императоров, старые костюмы, восточные диковины, сотни рисунков и гравюр.
Портрет Хендрикье Стоффельс
В 1652—54 годах Голландия вела войну с Британией, опустошившую государственную казну. Коммерческие обороты упали, что отразилось и на ценах на художественную продукцию. Дела пошли настолько плохо, что Рембрандт продал часть своей любовно собранной коллекции. Но и это не помогло, он с трудом сводил концы с концами.
Возвращение блудного сына
В 1656 году художник оказался не в состоянии платить своим кредиторам и едва не угодил в долговую тюрьму. Ему удалось избежать самого худшего с помощью законной операции, называвшейся «cessio bonorum» (что значит «передача долга»).
В соответствии с ней, должник не препровождался в тюрьму, если ему удавалось доказать в суде, что его тяжелое положение вызвано объективными причинами. Распродав все свое имущество, Рембрандт даже получил разрешение остаться в принадлежавшем ему до этого доме.
Он прожил здесь до 1660 года, когда новый владелец дома аннулировал это разрешение.
Автопортрет в возрасте 63 лет
С тех пор Рембрандт жил на скромных квартирах в бедных кварталах города. К этому времени Титус вырос. В 1660 году Титус и Хендрикье, дабы по возможности оградить Рембрандта от материальных забот, основали фирму по торговле произведениями искусства. Впрочем, художник до конца своей жизни так и не расплатился с некоторыми из своих кредиторов.
Это не помешало ему оставаться в глазах сограждан достойным человеком и уважаемым мастером. В 1661—62 годах он получил два своих самых крупных и престижных заказа: картину «Заговор Юлия Цивилиса» для новой амстердамской ратуши и групповой портрет «Синдики» для здания гильдии суконщиков.
Синдики
Закат художника, несмотря на необычайный творческий подъем, был печален. В 1663 году умерла его верная спутница Хендрикье. Позже Рембрандт похоронил сына, следом — невестку. Осенью 1669 года настал и его черед — 4 октября тихо и незаметно покинул этот свет величайший мастер голландской живописи.
http://www.rembrandts.ru/content/view/674/104/
Источник: https://dayofru.com/article/5b4b13f3d153f7d7564e3cbb/
Рембрандт Харменс ван Рейн. "Автопортрет". 1660
Естественно, что такое представление о самом себе как человеке должно было привести Рембрандта к новому пониманию и своей роли художника. Это мы и находим в поясном луврском автопортрете 1660-го года (высота сто одиннадцать, ширина восемьдесят пять сантиметров).
На нем Рембрандт изобразил себя в момент раздумья, прервавшего его работу над холстом, укрепленном на поставленном к нам боком мольберте у правого края картины. Падающий слева и сверху свет выделяет белую головную повязку и скользит по старческому лицу.
Черты его полны спокойной, мягкой печали, но борьба света и тени придает им выражение тревожной и несколько неуверенной работы мысли.
Изображение трагической духовной жизни человека с величайшим пониманием и состраданием — так мыслится цель искусства художника с жизненным путем, душевным складом и миропониманием, которые составляют этот портретный образ.
Две особенности луврского автопортрета сразу же бросаются в глаза. Прежде всего, Рембрандт впервые со всей откровенностью и полнотой изобразил себя как живописца, во всеоружии своего ремесла — не только повязавшим голову светлой повязкой и накинувшим коричневый рабочий халат, но и перед начатой картиной.
Взяв в левую руку несколько торчащих кверху коротких кистей и палитру, а в правую длинный муштабель, Рембрандт остановился слева перед неоконченной картиной, и повернул к нам свое старое, некрасивое, замученное, но мудрое лицо.
Зритель невольно встречается с взглядом умных и в то же время насмешливых глаз и его неудержимо тянет снова заглянуть Рембрандту в лицо. При этом он словно слышит горькие слова: «Вы пытались меня уничтожить, унизить как художника, но я был и остаюсь художником, и я горжусь своим ремеслом живописца».
При этом Рембрандт показывает не парадную сторону своей профессии, но воссоздает атмосферу повседневного труда.
На этом эмоциональном фоне с беспощадной выразительностью выступает облик художника, каков он есть на самом деле — облик глубокого старика, несмотря на то, что ему всего пятьдесят четыре года, со следами горьких раздумий после перенесенных ударов.
Его бывшее когда-то таким свежим и юным лицо стало старчески одутловатым и сморщилось. Пышная шевелюра, равно как и закрученные усики и острая бородка исчезли, уступив место плохо выбритым щекам и двойному подбородку. Тело болезненно располнело, но осанка осталась такой же гордой, а глаза под нахмуренными бровями светятся полной и какой-то новой жизнью. И это — вторая особенность луврского автопортрета.
Трудно представить себе более разительный контраст в самоистолковании, который демонстрируют автопортреты Рембрандта.
Многозначительность и загадочность намеренно вкладываются художником во многие из последних автопортретов.
В старости он — мудрый волшебник, Фауст: он знает то, что неведомо другим, ему подвластна магия светотени и красок, его проницательный взор умеет вскрывать сокровенные тайники человеческой души.
Анатолий Вержбицкий. Творчество Рембрандта.
РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН (1606-1669)
Источник: http://aria-art.ru/0/R/Rembrandt%20van%20Rejn.%20Avtoportret.%201660/1.html
Мучительная любовь к себе и берегам
30.09.1999
Рембрандт Харвенс ван Рейн. Автопортрет. Ок. 1628. Собрание Рейксмузеума, Амстердам. |
КОРОЛЕВА Нидерландов Беатрикс открыла выставку Рембрандта в Гааге. Выставка переехала в музей «Маурицхейс» из Лондона, где она уже стала основным событием ушедшего лета в выставочной жизни английской столицы. Экспозиция Рембрандта в Национальной галерее проходила до 5 сентября.
Нужно было отстоять очередь, чтобы попасть в залы, но англичане и даже вечно спешащие туристы шли на эту жертву, чтобы впервые увидеть более 80 процентов всех ныне известных автопортретов художника.
По национальному английскому телевидению транслировали видеоролик, приглашающий посетить выставку: на экране автопортреты Рембрандта быстро сменяли друг друга.
Получался интересный эффект — экран делал произведения, разные по формату, одинаковыми: создавалось впечатление, что меняется все, кроме глаз — глаза на экране на протяжении всего видеоряда как будто не менялись.
Рембрандт был одним из немногих мастеров, оставивших после себя такое количество автопортретов. Мы можем проследить, как год от года менялось лицо художника.
Известно около семидесяти изображений Рембрандтом самого себя — от «лица в толпе» в изображении библейских сцен и на исторических полотнах («Избиение камнями Св.
Стефана», 1625), через блестящий «Автопортрет в возрасте 34 лет», до одного из последних образов — «Автопортрета в возрасте 63 лет» — ужасающего по своей трагичности и открытости. В экспозиции представлено более 60 автопортретов художника, работ маслом, набросков, гравюр.
Многие из них были сделаны как штудии — для проработки эффектов света, подбора соответствующего выражения лица, постановки позы. Среди них — поразительные и неожиданные миниатюрные гравюры с отработкой мимики.
Глядя в зеркало, художник изображал себя обуянного страхом, или хитро смеющимся, или страдающим — с приоткрытым ртом и искаженным лицом. Потом мы встретим это выражение, так тщательно проработанное художником на примере своего собственного лица у мучимого на кресте Иисуса («Автопортрет с открытым ртом», 1630 год, и «Христос на кресте», 1631 год), или какой-нибудь нищий из толпы вдруг оскалит зубы в уже знакомой хитрой усмешке.
Рембрандт придавал своим автопортретам вид традиционных в XVII веке портретов-образов: солдата, господина в восточных одеждах, вельможи. Эта бесконечная игра переодеваний и изменений похожа на самолюбование.
Рембрандт одевал себя в бархат и парчу, надевал на шею золотые цепи или обматывал ее богато расшитым шелковым шарфом.
Он бесконечно экспериментировал, по нескольку раз изменяя позу на уже готовом полотне, а если попытка не удавалась, просто закрывал неудавшуюся часть, например, как на «Автопортрете в восточных одеждах» 1631 года он закрыл ноги стоящей в полный рост фигуры пуделем, после неудавшегося изменения положения ног. Перед нами кружащийся в вихре славы, богатства и известности молодой талантливый художник в самом расцвете своих творческих сил. Именно такое впечатление дают его автопортреты с 1625-го по 1642 год.
В 1642 году умерла Саския, любимая жена Рембрандта. Десять лет, с 1642 года до середины 50-х годов XVII века, Рембрандт не изображал себя (по крайней мере историкам искусства такие работы не известны).
С середины пятидесятых годов XVII века нас встречает то же лицо, но неотвратимо постаревшее, та же фигура, потерявшая весь блеск и гордую осанку. За эти десять лет художник прошел через банкротство, судебный процесс, потерял дом, мастерскую и право распоряжаться собственными произведениями.
Его автопортреты теперь показывают его в мастерской, за работой, с кистями и палитрой в руках, старом рабочем тюрбане на голове, видавшем виды халате. Его взгляд, как бы брошенный на собственное отражение в зеркале, когда-то был гордым и уверенным, теперь это более походит на самоистязание.
Рембрандт правдив и сам с собой до безжалостности, он и не думает скрывать того, что с ним сделали горе и старость. Но чего мы не увидим в глазах художника, вглядываясь в его автопортреты, так это отчаяния.
Он продолжает игру в переодевание, как и раньше, придавая себе вид то апостола Павла (и это его первое изображение в виде конкретного исторического лица), то легендарного античного художника Зевксия, умершего за работой от смеха над внешностью изображаемой им женщины («Автопортрет в виде Зевксия», 1662 год).
Меняется и живописная манера Рембрандта: от сглаженной техники раннего периода он переходит к более свободной, почти «импрессионистической» живописи, используя саму краску для лепки неровностей на лице и руках. Какой смелостью нужно обладать, чтобы изобразить самого себя старым, с оплывшим пунцовым лицом и шеей, обнищавшим и одиноким, как это сделал мастер в своих поздних автопортретах!
Личность самого известного из «больших» голландских художников привлекает к себе внимание на протяжении вот уже четырехсот лет. Он имел громкую известность у современников — не только как самый талантливый живописец, но и как человек весьма эксцентричного поведения.
Именно он внес в клишированный образ художника такой элемент облачения, почти атрибут, как берет. На автопортретах он почти всегда изображен в берете, несмотря на то что уже в 50-е годы XVII века этот головной убор считался старомодным, Рембрандт продолжал «держать марку».
Именно он, подражая старым мастерам, стал подписывать свои произведения одним именем — Рембрандт, как Леонардо и Тициан делали когда-то.
Ральф Стидман на страницах английской газеты «Guardian» упомянул о том, что автопортретные офорты Рембрандта можно считать первым примером «самораскрутки».
Громкая слава не оставила художника и после его смерти. Работы Рембрандта были частью многих известнейших коллекций, в том числе и особ королевской крови. В эпоху, когда над искусством старых мастеров нависла угрожающая тень экспертизы, работы Рембрандта опять оказались в центре внимания. Количество произведений, приписывавшихся кисти «самого» Рембрандта, значительно уменьшилось.
Многих счастливых обладателей шедевров постигло небывалое разочарование. Начались повторные исследования и следующие за ними разоблачения. Эксперты трудятся над проблемой подлинности полотен мастера до сих пор, и на самой выставке представлены несколько работ, которым вернули титул подлинности (например, «Автопортрет в берете» 1659 года впервые выставлен как несомненный подлинник).
Целый раздел выставки посвящен блистательному «Автопортрету в возрасте 34 лет», истории его создания и традиции, в которой портрет создавался.
Что переживал художник, создавая свой собственный образ, перенося отражение лица, видимого им в зеркале на холст, придумывая эффектные позы, облачая себя в пышные одежды? Когда это происходит в современном искусстве, мы говорим о том, что художник в эпоху скорости и бесконечных пространств кричит о себе, стараясь не затеряться среди 5 миллиардов таких же, как он. Мы говорим, что мучительное переживание собственного «я» характерно именно для нашего времени, но что же могло заставить художника всматриваться в себя на протяжении всей жизни, проводить наедине с собой столько времени и все время к себе возвращаться, как не это самое глубокое самопереживание? Рембрандт сделал то же, что и Пикассо и Поллак, — без помощи камер и фотообъективов он сделал свой облик и свою жизнь частью созданных им произведений. Но он сделал это на три века раньше.
Лондон
Источник: http://www.ng.ru/culture/1999-09-30/rembrandt.html
Рембрандт — гений или обманщик? Новая гипотеза: художник создавал автопортреты при помощи зеркал — Meduza
В британском журнале Journal of Optics 13 июля 2016 года вышла статья под названием «Автопортреты Рембрандта». Авторы, оксфордский художник Френсис ОʼНил и исследовательница София Палаццо Корнер, выдвинули гипотезу, что мастер, создавая свои картины, в особенности автопортреты, пользовался системой плоских и вогнутых зеркал. По просьбе «Медузы» журналистка Юлия Штутина подробнее рассказывает о гипотезе, которая не подтверждается никакими документальными свидетельствами.
В статье «Автопортреты Рембрандта» Френсис ОʼНил и София Палаццо Корнер предполагают, что Рембрандт, работая над автопортретами, прибегал к помощи самых разных оптических устройств.
Авторы не пытаются умалить заслуги художника, напротив, они подчеркивают, что в XVII веке в Европе вообще и в Голландии в частности живопись и наука шли рука об руку, и великие мастера не чурались новшеств.
Однако вскоре ведущая британская газета The Times опубликовала отклик на статью с характерным заголовком: «Автопортреты Рембрандта выдают в нем технически подкованного обманщика».
Разумеется, заметка в The Times написана с иронией по отношению к тем, кто считает, что гения определяет сумма технологий, но градус полемического задора от этого никуда не делся. О чем же, собственно, говорят Френсис ОʼНил и София Палаццо Корнер в своем исследовании, вызвавшем споры?
Во-первых, авторы освещают историю вопроса, а именно наличие и использование художниками XVI и XVII веков оптических устройств, в том числе линз, вогнутых зеркал и камеры-обскуры. Во-вторых, они демонстрируют, как именно нужно расставлять зеркала, чтобы художнику было удобно рисовать или писать самого себя (см. рис.
3 в статье). В-третьих, они обращают внимание на некоторые особенности автопортретов Рембрандта: например, на тщательно проработанные детали по центру и расфокусированные и затемненные края (эффект виньетирования), что может свидетельствовать об использовании зеркал.
В качестве примера они приводят ранний автопортрет, известный как «Смеющийся Рембрандт», из собрания музея Гетти.
В-четвертых, ОʼНил и Корнер указывают на чрезвычайно трудные для автопортрета мимолетные гримасы (например, маленькая гравюра «Автопортрет с широко открытыми глазами» 1630 года из собрания Рейксмюсеума), запечатлеть которые проще с использованием системы зеркал, нежели без нее.
ОʼНил полагает, что довольно стабильная высота лица на автопортретах (расстояние от брови до подбородка колеблется в диапазоне от 14,5 до 18,6 см на протяжении 17 лет, табл. 1 в статье) тоже говорит об использовании оптики, точнее, вогнутого зеркала одного размера.
В заключении статьи авторы отмечают, что, во-первых, оптические устройства — линзы большого диаметра, камеры-обскуры и вогнутые зеркала — были распространены и доступны в середине XVII века, а во-вторых, у Рембрандта было достаточно средств и связей, чтобы знать об оптических приспособлениях и покупать их. Резюме ОʼНила и Корнер звучит так: «Верить в то, что Рембрандт писал автопортреты, не используя оптики, означает верить в то, что ведущий профессионал не пользовался технологическими достижениями своей отрасли, но при этом создавал работы, в которых эти достижения наглядно задействованы».
В статье ОʼНил и Корнер используют как свои практические наработки — эксперименты с зеркалами, так и гипотезы своих предшественников.
Это опубликованные в 2001 году книги Филипа Стедмана «Vermeerʼs Camera: Uncovering the Truth Behind the Masterpieces» («Камера Вермеера: что скрывают шедевры») и Дэвида Хокни «Secret Knowledge: Rediscovering the Lost Techniques of the Old Masters» («Тайное знание: в поисках утраченных секретов старых мастеров»).
Стедман доказывал, что Ян Вермеер, еще один великий художник середины XVII века, пользовался камерой-обскурой при создании по меньшей мере десяти картин. При помощи остроумных вычислений, опирающихся на размер напольной плитки, встречающейся на холстах голландских художников, исследователь даже вычислил размер комнаты, служившей Вермееру камерой-обскурой.
Однако критики Стедмана указывают на то, что мастерская художника находилась на чердаке дома его тещи, где дорогого мраморного пола быть, конечно, не могло.
Стедман, по мнению скептиков, проигнорировал и общеизвестный факт, что голландские художники вовсе не стремились к фотореалистичному воспроизведению действительности: напротив, они охотно экспериментировали с воображаемыми ландшафтами и интерьерами. Подробнее о критике гипотезы Стедмана можно прочесть в книге Лоры Снайдер (Laura J.
Snyder) под названием «Eye of the Beholder» («Глаз смотрящего»; Norton: NY, 2015). Работа целиком посвящена Вермееру и его ближайшему соседу и душеприказчику, натуралисту, основоположнику научной микроскопии Антони ван Левенгуку.
Дэвид Хокни, титулованный и влиятельный современный английский художник, написал свою книгу при поддержке Чарльза Фалько, физика-оптика из университета Аризоны.
Хокни и Фалько выдвинули гипотезу, что уже в XV веке живописцы тайно использовали зеркала и линзы для создания гиперреалистичных картин.
В частности, авторы подробно проанализировали знаменитый «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка и пришли к выводу, что ван Эйк писал это полотно при помощи вогнутого зеркала.
Книга вызвала бурную полемику, и самым яростным критиком гипотезы Хокни-Фалько оказался еще один американский физик Дэвид Сторк (с его аргументами можно ознакомиться здесь). Сторк доказывал, что в 1434 году, которым датирован портрет, зеркала, необходимые для такой работы, не могли существовать из-за технических трудностей. Впоследствии Фалько обвинил Сторка в подтасовке данных, и спор сошел на нет.
Таким образом, работа ОʼНила и Корнер об автопортретах Рембрандта опирается на две яркие, но спорные книги. Исследователи стремятся объяснить некоторые особенности стиля Рембрандта и подобрать к ним технические приспособления — но никаких документальных свидетельств при этом у них нет.
Современники Рембрандта оставили немало сообщений о визитах к художнику в мастерскую. В числе друзей мастера был, к примеру, Константин Гюйгенс, отец выдающегося астронома и математика Христиана Гюйгенса.
Гюйгенс-старший был большим энтузиастом камеры-обскуры, вероятно, даже познакомил с ней Вермеера, но он нигде не упоминает, что такое устройство или помещение было у Рембрандта.
Ученик Рембрандта Самюэль ван Хогстратен написал важный трактат об искусстве живописи, в котором много говорил о своем учителе, об особенностях его манеры, но тоже ни словом не обмолвился о линзах или зеркалах. Сам ван Хогстратен при том был признанным мастером иллюзий и создателем чудесных «перспективных коробочек».
В интервью газете The New York Times Френсис ОʼНил убежденно говорит, что отсутствие документальных сведений о линзах и зеркалах может свидетельствовать о том, что они были настолько распространены, что о них не стоило и говорить (этот подход напоминает анекдот об изобретении беспроволочного телеграфа в древнем Египте). На вопрос о том, удалось ли самому ОʼНилу нарисовать убедительный автопортрет, художник ответил уклончиво, что такой день еще не настал, но настанет.
Наверняка спор о технике Рембрандта наберет обороты и снова стихнет, а поразительный и несравненный гений художника останется. Спасибо современным технологиям: на «Ночной дозор» можно любоваться, не выходя из дома.
Наведите мышку на золотое шитье камзола, выкрутите увеличение до максимума и посмотрите на хаотические выпуклые мазки, а теперь уменьшайте масштаб, пока вновь не увидите узор.
Зеркало и камера-обскура не объясняют это чудо.
Марсель Пруст, один из самых проницательных почитателей живописи, писал о Рембрандте так: «этот золотистый свет, в котором для него было важно, и, как следствие этого, так плодотворно, и, как знак этого, так трогательно видеть окружающее, стал для него самой реальностью, и что он стремится лишь к одному — целиком и полностью передавать эту реальность, не заботясь более о гладкости мазка, не помышляя о красоте, ни о какой-либо иной, внешней схожести, подчиняя этому все, прерывая работу, вновь принимаясь за нее, чтобы ничего не упустить, ощущая, что только это и значит что-то для него» (цитата по: Пруст, М. Против Сент-Бева. Статьи и эссе. Пер. с фр. Т.В.Чугуновой. М.: ЧеРо 1999).
Источник: https://meduza.io/feature/2016/07/15/rembrandt-geniy-ili-obmanschik
Автопортрет в раннем возрасте
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Рембрандта. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Рембрандта на натуральном холсте.
Рембрандт ван Рейн родился в семье мельника. Он был четвертым сыном. Отцу благодаря процветанию его дела на момент рождения Рембрандта удалось дать ему лучшее образование, чем старшим сыновьям, которые стали ремесленниками.
Рембрандта определили в латинскую школу, планируя дальнейшее образование в лейденском университете. Но Рембрандт учился плохо, но зато хорошо рисовал и мечтал стать художником.
Отец уступил желанию сына и отдал его учиться Якобу ван Сваненбюрху, живописцу посредственному, но человеку уважаемому.
После трех лет обучения в мастерской этого художника, Рембрандт переехал в Амстердам и поступил там в ученики к Питеру Ластману. Помимо уроков живописи Рембрандт получил навыки гравировального искусства.
В 1623 году вернулся в родной город Лейден.Первые известные картины Рембрандта относятся к 1627 году.
В 1631 г. Рембрандт переселился в Амстердам, получал очень много заказов на портреты и быстро стал известным.
В 1634 г. Рембрандт женился на Саскии ван Юленборх, дочери ученого юриста. С женитьбой началась самая счастливая пора его жизни: он материально обеспечен, востребован как художник и любим молодой супругой.
Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру только на 7 лет.
В 1642 г. Саския скончалась. С этой поры обстоятельства Рембрандта изменяются к худшему, хотя он и нашел себе подругу жизни в лице своей служанки Гендрикие Ягерс, по прозвищу Стоффельс.
Его материальное положение сильно пострадало от возникшего увлечения коллекционировать художественные предметы и редкости. Он тратил столько, что в 1656 году был объявлен несостоятельным должником, а в 1658 г.
должен был оставить свой дом и переселиться в гостиницу.
Сожительница Рембрандта Гендрикие вместе с его сыном, желая помочь, основала компанию по продаже картин, гравюр на дереве и всевозможных редкостей, но в 1661 году Гендрикие умерла, через семь лет умер и сын художника.
Рембрандт много работал, но вкусы публики со временем изменились, его картины перестали нравиться любителям искусства, последние годы художник жил в крайней бедности. Умер в 1669 году.
Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. Внимание Рембрандта обращено главным образом на передачу игры света и тени, и в этой области гениальный мастер стоит на недосягаемой высоте.
В некоторых картинах, написанных им вскоре после его банкротства, прежние прозрачные и теплые тона сменяются более тусклыми.
Однако, такой упадок был только временный, и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину; так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста».
Многочисленные гравюры Рембрандта отмечены теми же достоинствами, как и его картины.
Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Рембрандта не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.
Источник: https://bigartshop.ru/painters/rembrandt/avtoportret-v-rannem-vozraste