Поль Гоген: биография и творчество
Знаменитый французский художник Поль Гоген (полное имя Эжен Анри Поль Гоген) родился седьмого июня в 1848 году.
Отец будущего «мастера кисти» был журналистом и в результате революционных действий он собрал семью и вместе с ней на корабле отправился в Перу. В дороге у него случился сердечный приступ, который стал причиной скоропостижной смерти.
После Перу семья Гогена переехала в Орлеан, но там молодому таланту было скучно, и при первой возможности он покинул отчий дом. Во время своего путешествия Поль стал отменным моряком, так как несколько лет проработал на судне, побывал во многих морских передрягах и увидел жизнь во всех ее проявлениях.
Также Поль поступил на службу в морской флот и продолжал покорять морские просторы. После того как умерла мать молодой талант вынужден был устроиться на работу и покинуть море.
После женитьбы материальное и социальное положение Поля стало лучше и за десять лет брака у него появилось пять детей.
В свободное время талант занялся рисованием и заметил, что его работы – это не просто наброски рисунков, а настоящее произведение искусства.
Со временем рисование стало любимым занятием Гогена, которое и принесло ему славу, но не деньги, так как художник умер на Маркизовых островах в 1903 году в полной нужде и бедственном положении. Причина смерти – сердечный приступ, как и у отца.
В самом начале художественной деятельности Поль сомневался в себе и даже тогда, когда одна из его картин оказалась на выставке, он никому ничего не сказал.
После кризиса в стране работа Поля стала приносить все меньше доходов, в результате чего внимание художника было переключено на написание непревзойденных полотен. Из-за разногласий и проблем с деньгами Поль развелся со своей женой.
Это произошло в 1885 году. В Париж Поль забрал только сына по имени Кловис.
Жить во французской столице стало тяжело, и Гоген отправился в Бретань. Во время поездки в Панаму, куда Гоген отправился вместе с другим художником по имени Шарль Лаваль, ему далось нарисовать много удачных картин.
Это был самый плодотворный период в творческой деятельности «мастера кисти». За свою жизнь Гоген был знаком с Ван Гогом и даже одно время дружил с ним, но дружба прекратилась, как только взгляды талантов разошлись.
Кроме всего прочего, Гоген пытался руководить Ван Гогом, которому это не понравилось и он даже кинулся на него с ножом, но отрезал себе ухо и уехал в Париж. После распродажи своих картин у Поля появились деньги, и он отправился на Таити. Второй женой художника стала тринадцатилетняя Техура, которая изображена на многих картинах. Талант страдал от сифилиса и жил в нужде до самой смерти.
Автопортрет-гротеск, 1889:
Видение после проповеди (Борьба Иакова с ангелом), 1888:
Сбор плодов, 1899:
Женщина, держащая плод, 1893:
la orana Maria (Аве Мария), 1891:
Дух мёртвых не дремлет, 1892:
Автопортрет, 1893:
Жёлтый Христос, 1889:
Таитянки, 1891:
Подсолнухи, 1901:
- Цветы и кошки, 1899:
- А ты ревнуешь, 1892:
- Автопортрет с желтым Христом, 1890:
- Пейзаж с павлинами, 1892:
- Больше никогда, 1897:
- Когда же замуж, 1892:
Обновлено 07.01.2016 07:10
Источник: http://rus-artist.ru/franczuzskie-xudozhniki/141-pol-gogen-biografiya-i-tvorchestvo.html
Поль гоген 1848 -1903 обнаженная 1880 г
Над пропастью 1888 г.
Отверженные. Автопортрет с профилем Бернара 1888 г.
Портрет Ван Гога 1888 г.
Мадам Жину 1888 г.
Желтый Христос 1889
Автопортрет Гогена на фоне его картины -Желтый Христос 1889 -1890 гг.
Натюрморт с профилем Шарля Лаваля 1886 г.
Сад в снегу 1879 г
Большое дерево 1892
Под пандовыми деревьями 1891 г.
Пейзаж с павлинами 1892 г.
Горы на Таити 1893 г.
Куда ты идёшь? 1893 г.
А ты ревнуешь? 1892 г.
Предки Техуры 1893 г.
Её зовут Вайраумати 1892 г.
Дух мёртвых бодрствует 1892 г.
Nafea Faaipolpo? (Когда выйдешь замуж? ) 1892 г.
Откуда мы? Кто мы? Куда мы идём? 1897 г.
Озорная шутка 1891 г.
Разговор 1897 г.
Девушки с цветами манго 1899 г.
Аннах с острова Ява 1893 г.
Меланхолия. Женщина в красном 1891 г.
Жена короля 1896 г.
Золото их тел 1901 г.
Натюрморт с попугаями 1902 г.
Женщины на берегу моря 1902 г.
Женщина с цветком 1891 г.
Юная девушка с веером 1902 г.
Источник: https://present5.com/pol-gogen-1848-1903-obnazhennaya-1880-g/
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Жюль Лор. Алина Гоген, мать художника.
Мари Гоген, старшая сестра художника.
Гоген.1973 г.
Гоген (рис. Писсарро) и Писсарро (рис. Гогена). Около 1879–1883 гг.
Эмиль и Алина с отцом.
Метте и Поль Гоген. Копенгаген, 1885 г.
Рисунок с автопортрета. 1888 г.
Ваза в форме человеческой головы. Автопортрет. Профиль.
Анфас.
Любите и будьте счастливы. 1889 г.
Гоген. Париж. Зима 1891 г.
Гоген в своей мастерской. 1893–1894 гг.
Скульптура «Сказочник». Около 1893 г.
Гоген в своей мастерской на улице Верцингеторига. Слева стоят В. Молар и Аннах. Начало 1894 г.
Письмо к Монфреду. Февраль 1898 г.
Сладостная земля. 1898 г.
Когда Гоген вернулся на Таити, Аннах осталась работать моделью в Париже. В частности, она позировала для Альфонса Мухи, который сделал этот снимок в 1898 г.
Модель.
Девушка с веером. 1902 г.
Епископ Жозеф Мартен, самый могущественный человек в Атуоне.
Отец-распутник. Скульптурное изображение епископа Мартена.
Сад под снегом. 1879 г.
Бретонский пейзаж. 1888 г.
Мадлен Бернар.1888 г.
Ван Гог, пишущий подсолнухи. 1888 г.
Желтый Христос. 1889 г.
Зеленый Христос, или Бретонская Голгофа. 1889 г.
«Здравствуйте, господин Гоген!» 1889 г.
Нирвана. Портрет Мейера де Хаана. 1889 г.
Натюрморт с японским эстампом. 1889 г.
Семья Шуффенекер. 1889 г.
Ферма в Бретани.1889 г.
Стога, или Картофельное поле.1890 г.
Караибская женщина. 1889 г.
Автопортрет с «Желтым Христом». 1890 г.
Экзотическая Ева. 1890 г.
Мечтания, или Женщина в красном платье. 1891 г.
Ее зовут Вайраумати. 1892 г.
«Почему ты ревнуешь?» 1892 г.
Таитянские горы. 1893 г.
Одна. 1893 г.
«Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» Фрагмент. 1897 г.
«Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» Фрагмент.
Nevermore. 1897 г.
Груди с красными цветами. 1899 г.
Подсолнечники на кресле. 1901 г.
Натюрморт с яблоками и цветами. 1902 г.
Автопортрет в очках.1903 г.
Следующая глава >
Источник: https://design.wikireading.ru/10744
Поль Гоген
Главная страница- — -постимпрессионизм- — —Поль Гоген. Живопись. Портреты
Духовная обнаженность Ван Гога не свойственна Гогену. Он все время позирует перед самим собой как перед другим художником, ищет литературные ассоциации, символы, нередко подчеркивает в себе не то, что есть, а то, что ему хотелось бы видеть.
Обратимся к группе автопортретов, создававшихся в то же время, что и автопортреты Ван Гога: «Отверженный» (1888, Амстердам, музей Ван Гога), «Автопортрет» (1888, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С.
Пушкина), «Автопортрет с желтым Христом»(1890, Париж, частное собрание), «Автопортрет» (1889, Вашингтон, Национальная галерея), «Автопортрет с палитрой» (1891, Нью-Йорк, частное собрание). На всех этих портретах Гоген выглядит человеком самоуверенным, чувствуется, что он не отступит от принятого решения, не согнется от неудач.
При этом, однако, в облике художника все время присутствует нечто тяжелое, мучительное, безрадостное.
Можно не знать, что Гоген метался в эти годы между Парижем и Бретанью, путешествовал в Панаму и на Мартинику, бывал в Арле, где пробовал работать с Ван Гогом, и, наконец, в апреле 1891 года уехал на Таити; можно не знать всех перипетий биографии Гогена, но автопортреты красноречиво говорят о том, что художник неспокоен, что уверенность дается ему большим напряжением сил.
Об автопортрете, подаренном Ван Гогу («Отверженный»), Гоген писал: «На первый взгляд голова бандита, этакий Жан Вальжан (из «Отверженных»), воплощающий образ художника-импрессиониста, презираемого и постоянно влачащего цепь перед лицом света» . Фигура художника вплотную придвинута к зрителю и смещена влево.
Коротко остриженные волосы, настороженный, скошенный в сторону взгляд больших глаз, крупный нос с горбинкой, усы, выступающая вперед нижняя губа, тяжелый подбородок, удлиненный небольшой бородкой. . . Таков Гоген. Общее выражение настороженного прислушивания. Голова и плечи крепкие, крупные.
Фигура же срезана краем холста и «загнана» в угол, в чем нельзя не увидеть продолжения композиционных исканий Дега. Центр полотна заполнен розовыми на желтом фоне безмятежными узорами. Справа в картину «вторгается» еще одно изображение — портрет художника Бернара, приколотый к обоям.
Между двумя портретами возникает перекличка: массивная, крупная голова Гогена теснит легко намеченный зеленоватой краской профиль Бернара. Еще более показателен «Автопортрет с желтым Христом». Гоген несколько смягчил в нем выражение лица, а отросшие волосы придали очертаниям головы большую плавность. Слева помещено распятие.
Оно заставляет зрителя сопоставлять два образа, невольно рождая новую параллель: художник-импрессионист, каким считает себя Гоген, — это мученик и страдалец. Что касается манеры Гогена, то она претерпела существенные изменения по сравнению с первым импрессионистическим автопортретом, созданным в первой половине 1880-х годов (Берн, частное собрание).
И в «Отверженном», и в «Автопортрете с желтым Христом» фигура не вырастает из фона, а противопоставлена ему в цвете и отделена от него четким контуром. Светотень еще моделирует форму лица, однако элементы фона переданы в этих работах почти плоскими, одноцветными пятнами.
Автопортрет 1891 года можно причислить к самым глубоким, хотя в основе его, как убедительно показали исследователи, лежит фотография . Гоген точно повторяет жест правой руки, сжимающей кисть, в правом нижнем углу так же находится палитра.
Барашковая шапка и наброшенное на плечи пальто, в которых Гоген представлен на фотографии, сменились на картине клобуком и каким-то тяжелым одеянием вроде монашеской рясы. Фон нейтральный; ничто не отвлекает от образа человека. Гоген суров, сосредоточен. Портрет написан в тот период, когда художник принял решение покинуть цивилизованную Европу. Наступает 1896 год.
После более чем трехлетнего перерыва Гоген вновь обращается к автопортрету. Снова, как раньше, звучит тема жертвенности. В белой рубахе, с открытой шеей художник стоит перед зрителем, готовый все принять, через все пройти. С трудом угадываются смутные смуглые профили за его спиной, слева чуть заметно очертание деревянной балки на светлом фоне — части креста.
Картина называется «Автопортрет у Голгофы» (Сан-Паулу, Художественный музей). Несмотря па смутные аллегории, в автопортрете нет мистицизма, проявлявшегося в некоторых картинах, созданных во второй половине 1890-х годов. Здоровая первозданность берет верх над религиозной символикой. Гоген на портрете усталый, постаревший, но удивительно значительный и попрежнему несломленный.
В автопортретах Гоген-художник побеждал Гогена-человека, почти обессилевшего, все чаще обращавшегося к мысли о смерти. В творчестве Гогена проблема автопортрета выходит за рамки собственно портретного жанра. Как некогда Курбе, художник вводит свой автопортрет в картину, делает самого себя её центральным персонажем.
Явно вспоминая Курбе, Гоген пишет в 1889 году полотно «Здравствуйте, господин Гоген!» (Прага, Национальная галерея). Но как изменилось за эти годы представление живописца о самом себе, о месте художника в жизни! Ссутулившийся, закутанный в широкое пальто, с засунутыми в карманы руками, в надвинутом низко на лоб берете, Гоген одиноко бредет среди тревожного пейзажа.
Он словно бы и не слышит приветствия повстречавшейся крестьянки. Пространственно художник отделен от нее изгородью, преграждающей ему путь. Образы крестьян, в творчестве Гогена были связаны прежде всего с его пребыванием в Бретани. «Портрет старика с тростью» (1889, Париж, Пти-пале) достойно входит в галерею крестьянских образов, созданную постимпрессионистами.
Перед зрителем старик с усталым и скорбным обветренным лицом и натруженными руками, опирающимися на трость. Его облик значителен, на нем отпечаток тяжело прожитой жизни. Гоген просто пишет то, что видит, без каких-либо ассоциаций, без скрытого смысла. Но гораздо типичнее для Гогена иной подход к образу.
В том же году, что и «Портрет старика с тростью», была написана «Прекрасная Анжель» (1889, Париж, Лувр). История создания портрета рассказана Ш. Шассе со слов самой изображенной. «Я был, пожалуй, единственным,- вспоминает Шассе,- кто расспрашивал мадам Сартр, модель «Прекрасной Анжели» и супругу метра Понт-Авена, об ее портрете 1889 года. Гоген был очень добр и очень несчастен, сказала она мне.
Но живопись его в то время немного пугала. . . Пока он работал, он не разрешал мне смотреть на полотно, так как считал, что ничего нельзя себе представить, пока вещь не закончена. После каждого сеанса он его закрывал. Когда oн завершил портрет, он вначале показал его другим художникам, и те смеялись, о чем я знала…
Сам же Гоген был очень доволен и ходил по дому, ища место, где можно будет его повесить. Когда он мне показал вещь, я ему сказала: «Какой ужас! Можете его забрать с собой, я не хочу ничего подобного в своем доме. . .». Гоген очень опечалился, он повторял, что еще никогда не писал столь удачного портрета». И добрая провинциалка с сожалением вспоминала, по какой цене портрет затем продавался.
Портрет ставит перед исследователями творчества Гогена загадки.
Почему Гоген, писавший, судя по отзывам его собратьев по искусству, одну из привлекательных жительниц городка, подчеркнул в ее облике нечто отупляюще-примитивное? И зачем он заключил фигуру бретонки в национальном костюме в круг, поместив слева от него статуэтку древнего идола? Художник явно ищет неожиданные аналогии, уходит от ясного, однозначного решения.
Вряд ли он хотел посмеяться над женщиной, и вряд ли она вообще интересовала его как яркая индивидуальность. Скорее всего он увидел в ней черты, позволявшие создать образ — символ дикой, неразгаданной Бретани. Причем у Гогена символика иного плана, нежели у Ван Гога,- она повествовательна, литературна.
Переводя взгляд с фигуры Анжели на статуэтку и обратно, зритель все время сопоставляет их, он ищет и находит аналогии (поза, форма головного убора, неподвижность, даже элементы внешнего сходства) и отличия (мягкая золотистость статуэтки и тщательная передача многокрасочного национального костюма портретируемой, легкость и тяжеловесность, что-то неуловимо ускользающее в фигурке восточного идола и тупость румяного лица с маленькими сонными глазками). Неожиданно в этом портрете звучит и идиллический задний план — ветки цветущих плодовых деревьев на голубом. Не является ли этот фон символом Бретани? После отъезда из Европы в творчестве Гогена появляются портреты таитян. Мы позволим себе сказать о них несколько слов здесь же, хотя характер созданных художником образов специфичен. Но ведь таитяне и таитянки, которых портретировал Гоген, были, в сущности, теми же простыми, нецивилизованными людьми, что и изображенные им бретонские крестьяне, только живущими на Другом континенте и по другим законам. Да и метод портретирования, принятый Гогеном, оставался в общих чертах неизменным. В отличие от Ван Гога, Гогена мало интересовало индивидуально-неповторимое в человеке. В его произведениях не ощущается столь важного для Ван Гога момента непосредственного общения с натурой. И в Бретани, и на Таити Гоген ищет национально-характерный, символический образ, В книге «Поа-Ноа» художник рассказал историю создания портрета «Таитянка» (1891, Копенгаген, Глиптотека): «С точки зрения требований европейской эстетики, она была не очень привлекательна. И тем не менее прекрасна. Все черты ее являли некую рафаэлевскую гармонию в сочетании кривых линий, а рот был вылеплен скульптором, которому известно, как мыслят и целуют, радуются и страдают на всех языках мира. . . Я работал. . . торопливо и страстно. Я вложил в портрет все, что сердце мое позволило глазам увидеть, и в особенности, быть может, то, чего одни глаза не увидели бы,- немеркнущее пламя некой сдержанной силы. .. Своими устремленными вверх линиями ее благородный лоб напомнил мне одну фразу Эдгара По: «Нет совершенной красоты без некоторой необычности пропорций». И цветок у нее за ухом словно прислушивался к ее запаху». Перед зрителем возникает образ прекрасной таитянки, варьирующий постоянно встречающийся в картинах художника тип молодой женщины-полинезийки. Неожиданно на первый взгляд, но внутренне весьма органично этот образ, как и многие другие, оказывается связанным с образами, созданными художниками итальянского Возрождения. Тяготение к ренессансной классике отмечается многими исследователями. Да и сам Гоген оставил свидетельства своего увлечения — если не искусством Ренессанса в целом, то по крайней мере Рафаэлем. Таитянские портреты Гогена продолжают определенную традицию, существовавшую в европейской живописи на протяжении всего XIX столетия. В них получил наиболее полное отражение интерес художника к неевропейцам (негры у Жироде и Жерико, марокканцы и алжирцы у Делакруа). Продолжая искания романтиков, Гоген приходит к настоящей апологии нравственной и физической красоты, здоровья и гармонии в образах полинезийцев.
Главная страница- — -постимпрессионизм- — —Поль Гоген. Живопись. Портреты
©старатель, 2003. All rights reserved. E-mail: starat@rambler.ru
Источник: http://starat.narod.ru/pictures/gogen/biog1.htm
Описание картины Автопортрет с нимбом (Автопортрет-гротеск) – Поль Гоген
“Символический автопортрет с нимбом” или “Автопортрет-гротеск” был создан художником в 1889 году и относится к Бретонскому периоду творчества живописца.
Примечательна история создания работы. Однажды заурядная небольшая гостиница в Ле Пудальдю принимала Гогена с его друзьями. Хозяин гостиницы, узнав, что среди его гостей есть художники, попросил украсить их стены и мебель росписью.
- Гоген выбрал для себя дубовый шкаф, и именно на его двери создал необычный портрет, изобилующий сложными символами.
- Свое лицо с губами сложенными в чуть заметной ухмылке и лукавым взглядом, устремленным куда-то в сторону, Гоген изобразил на ярком фоне из двух цветовых зон – красной и желто-оранжевой.
- Сегодня творчество и художественное наследие французского живописца тщательно изучено и исследовано, и многим работам были даны любопытные трактовки, хотя и неизвестно действительно ли автор вкладывал в них подобный символизм, или же это были аллегории иного толка.
Так или иначе, принято считать, что две цветовые полосы – это два полярных антагонистических мира: красная – реальная жизнь, земная; желтая же – сияние божественной печати. Между ними расположился Гоген. Змея и яблоки – библейский символ искушения, а нимб над головой художника, несомненно, свидетельствует о высоком предназначении.
Автор как будто с самим собой философствует о противоречиях, с которыми сталкивается человек, находясь на перепутье белого и черного, небесного и земного.
Вся картина лишена глубинности, мы видим плоскостное изображение. Яркие краски свидетельствуют о тяготении к декоративности, которая найдет выход в его таитянских картинах.
(No Ratings Yet) Loading…
Еще картины:
- Автопортрет с желтым Христом – Поль Гоген Уже менее чем через год после создания своего знаменитого “Желтого Христа”, Поль Гоген снова обращается к этой теме, написав автопортрет……
- Автопортрет в Шляпе – Поль Гоген За свой творческий путь Гоген создал не один автопортрет, при этом каждая из его работ данного жанра носила свою толику……
- Загадочная вода (Таинственный источник) – Поль Гоген Таитянское название полотна звучит как “Папе моэ”. И это классический случай для всего творчества Гогена – даже самую обыденную ситуацию……
- Метте Гоген в вечернем платье – Поль Гоген Потрет жены Метте-Софи Гоген, в девичестве Гад относится к раннему периоду творчества художника. С молодой датчанкой Метте живописец знакомится в……
- Сиеста – Поль Гоген Полотно “Сиеста” было написано в 1894 году, однако, по каким-то обстоятельствам Гоген не упомянул его в своем “Таитянском дневнике”. Картина……
- Гравюры – Поль Гоген Первое обращение к гравюре было связано с желанием Гогена заработать на публикации своих работ. Вместе с Эмилем Бернаром он создал……
- Ее зовут Ваирумати – Поль Гоген Оказавшись на Таити, Гоген стремиться отразить в своих работах не только красоту и диковинность окружающего мира, но и особенности мировоззрения……
- Натюрморт с Попугаями – Поль Гоген Попугай… Птица, словно созданная для того, чтобы радовать взор, чтобы потешать и развлекать зевак подражанием человеческой речи, заморское чудо. И……
- Ранний вечер – Поль Гоген Картина “Ранний вечер” написана Гогеном в период переезда художника на острова Океании. Она, как многие полотна того периода, отражает бытовой……
- Почему ты злишься? – Поль Гоген Полотно “Почему ты злишься?” было написано Полем Гогеном в 1896 году, в тот самый период, когда он переехал окончательно на……
- Когда ты выйдешь замуж – Поль Гоген “Когда свадьба?” холст, масло. Картина написана французским художником постимпрессионистом Полем Гогеном в 1892 году. В течение последних 50 лет полотно……
- Две таитянки – Поль Гоген Поль Гоген решился перебраться на Таити не сразу. Путь туда пролегал через французскую провинцию Бретань, которая находилась на отдалении от……
- Забава злого духа – Поль Гоген Оригинальное название картины “Arearea no varua ino” можно приблизительно перевести как “Забава злого духа”. Arearea означает забава, озорная шутка, развлечение,……
- День без богов (День божества – Махана но натуа) – Поль Гоген Полотно “День Божества” написано Гогеном в промежутке между двумя периодами творчества, которые искусствоведы именуют таитянскими. Даже находясь во Франции, живописца……
- Золото их тел – Поль Гоген В 1901 году Поль Гоген поселяется на острове Доминика, строит себе дом на сваях и в этом же году, пишет……
- Пейзаж – Поль Гоген Словно фруктовая тарелка, полотно Поля Гогена предстало перед зрителем. Окрестности Арля – маленького городка в Провансе, – навсегда застыли ярким……
- Мараэ – Поль Гоген Представленное полотно “Мараэ” принадлежит одному из величайших импрессионистов своей эпохи Полю Гогену. Местечко Мараэ, которому посвящена картина, в дословном переводе……
- Женщина, держащая плод – Поль Гоген Одна из самых узнаваемых картин Поля Гогена – “Женщина, держащая плод”, известна также под своим маорийским названием “Куда ты идешь?”…….
- Молодая женщина, лежащая на траве – Поль Гоген Проведя много лет на Таити, среди туземцев и даже питая сердечную привязанность к представительницам слабого пола, французский художник Поль Гоген,……
- Сцены таитянской жизни – Поль Гоген Второй таитянский период Гогена стал очень плодотворным. В коллекции автора появилось много жарких, насыщенных жизнью и позитивом произведений – таитянских……
Описание картины Автопортрет с нимбом (Автопортрет-гротеск) – Поль Гоген.
Источник: https://art.goldsoch.info/avtoportret-s-nimbom-avtoportret-grotesk-pol-gogen/
Писал с себя: 8 автопортретов Поля Гогена
ВЕЛИКИЙ ФРАНЦУЗСКИЙ ХУДОЖНИК САМ ЗАПЕЧАТЛЕЛ ВСЮ СВОЮ РАЗНООБРАЗНУЮ ЖИЗНЬ В СЕРИИ СОБСТВЕННЫХ КАРТИН
Творчество Поля Гогена было революционным для своего времени. Впервые вместо античного идеала европейской публике были представлены образы «варварские». Культура нецивилизованных народов, считавшаяся долгое время дикой и примитивной, вдруг стала интересна широкой аудитории.
Вслед за Гогеном художники стали примерять на себя этот экзотичный стиль, который в дальнейшем перерос в отдельное направление в искусстве — неопримитивизм.
Правда, не только новый сюжет и его непривычное воплощение привлекали современников, но и сам путь художника, отказавшегося от благ цивилизации, чтобы прочувствовать на себе первобытную жизнь во всей ее простоте.
И пожалуй, самым интересным документом о его биографии являются автопортреты, которые художник оставил в большом количестве.
Это один из самых ранних «Автопортретов» Гогена. Он написан в 1885 году, когда художнику было 37 лет. К этому времени он уже имел десятилетний опыт живописца, поэтому назвать эту работу ученической никак нельзя.
Она создана в тот переломный момент жизни, когда художник решил навсегда оставить свою семью, супругу и четверых детей (пятого из них, сына шести лет, он ненадолго берет с собой в Париж), чтобы целиком посвятить себя творчеству.
Художник пишет себя в очень тесном интерьере, который больше напоминает чердак, чем жилую комнату. В это время Гоген не мог продать ни одну из своих картин и жил тем, что расклеивал афиши за жалкие пять сантимов в день.
Уход в богемную жизнь самопровозглашенных художников обходился ему слишком дорого. Еще совсем недавно успешный буржуа был не готов к такому нищенскому существованию.
И на этом автопортрете художник изобразил себя изрядно уставшим, его взгляд, полный сомнений и, возможно, нелегких дум, обращен за пространство холста.
Это будет несвойственно всем последующим автопортретам художника, где он пытливо смотрит на зрителя.
Когда прыжок в омут парижской богемы обернулся неудачей, Гоген стал подумывать, не удалиться ли ему в провинцию. К этому времени сына Кловиса он отослал обратно к матери в Данию, а сам решил отправиться в Бретань (Понт-Авен и Ле Пульдю).
К нему приезжали молодые художники-единомышленники, которых привлекали здешняя красота и недорогая жизнь. В Бретани искусство Гогена впервые получило признание. «Мне здесь хорошо и успешно работается.
Меня здесь уважают как лучшего живописца в Понт-Авене», — сообщает он в письме своей жене.
Идиллический бретонский период был прерван двухмесячной поездкой в Арль, куда его пригласил Винсент Ван Гог.
Последний замыслил основать своеобразную «Мастерскую юга» по образцу средневековых мастерских, где художники могли бы работать вместе. И первое предложение о сотрудничестве он отправил Гогену.
Между художниками завязалась оживленная переписка, в ходе которой Гоген отправил Ван Гогу свой автопортрет.
Он изобразил себя на фоне портрета художника Эмиля Бернара, вместе с которым они жили в Понт-Авене. Гоген сопроводил этот автопортрет «объяснительной запиской».
Свое письмо он начал с толкования подписи «Отверженные», сделанной им на портрете: «Я посылаю тебе не только свой портрет, но и портрет всех нас, несчастных жертв общества, которые за зло платят добром». Один из любимых приемов Гогена — показать себя непризнанным гением.
Дело в том, что популярность художника в провинции не сопровождалась его экономическим подъемом: «Что правда, то правда: это уважение не стяжало мне ни сантима».
Впоследствии и Ван Гог прислал ему свой автопортрет. Для Гогена Ван Гог выбрал автопортрет, который только что закончил и который, по его словам, был почти «бесцветен: пепельно-серые тона на светло-зеленом фоне». Своему брату Винсент писал: «Портрет, который я посылаю Гогену, может потягаться с его портретом.
Я написал Гогену в ответ на его письмо, что если и мне позволено возвеличить свою личность, то я это сделал, стараясь изобразить в портрете не только себя, но вообще импрессиониста. Я представил себя на нем бонзой, бесхитростным почитателем вечного Будды.
И когда я сравниваю свою концепцию с концепцией Гогена, то вижу, что она у меня так же серьезна, но менее безнадежна».
История этих двух портретов предвосхищает историю развития взаимоотношений двух живописцев. Работая бок о бок, они бесконечно спорили и постоянно вступали в новые живописные соревнования, создавая разные вариации одного и того же сюжета. И как известно, одному из них этот творческий поединок стоил мочки уха.
После размолвки с Ван Гогом Гоген вновь оказывается в Бретани. Возвратившись в свою провинцию, он уже стал совсем иначе видеть привычные пейзажи. Отныне в его палитре доминирует желтая краска — в этом можно усмотреть влияние Ван Гога с его излюбленной темой желтых подсолнухов.
В «Автопортрете с желтым Христом» 1889 года Гоген изобразил крест, который он видел в церкви деревни Тремало близ Понт-Авена. Этот крест, как образ истинной веры, представлен в качестве предмета народного творчества. Так возникает ассоциация между художественным творчеством и божественным творением.
Здесь есть еще одна параллель — это автопортрет Гогена и образ распятого Христа. Художник вновь говорит о себе как о страдальце. Впрочем, выражение лица Гогена на картине исполнено острой сосредоточенности на самом себе, которое вовсе не сочетается с мыслью о страдании или набожности. Но для Гогена роль художника всегда будет именно ролью.
И более всего он любит надевать маску одиноко страдающего пророка, чьи творческие силы презрительно игнорируются.
Похожим настроением проникнут «Автопортрет с нимбом» 1889 года. Только вместо былого надменного вида — уныние и подавленность. Художник предстает перед зрителем исполненным меланхолии. Еще со времен Ренессанса меланхолия считалась отличительным признаком творческих людей.
В этой работе усилено декоративное начало, ведь ее изначально создавали в качестве декора на дереве. Владелец гостиницы, в которой Гоген решил остановиться со своими друзьями, предложил художнику оформить стены и мебель.
Гоген выбрал для себя дубовый шкаф и на его двери создал этот портрет, исполненный сложной символикой. Картина состоит из двух цветовых плоскостей желтого и красного цветов, где центральное место занимает волнообразный орнамент.
Лицо Гогена находится между двумя христианскими символами искушения — яблока и змеи, а над головой он изобразил нимб, что говорит о той высокой роли, которой наделяет себя художник.
В дальнейшем такая орнаментальная стилизация особенно ярко проявится в полинезийском периоде художника.
Гоген очень любил изображать себя на фоне собственных произведений. В этой работе видны детали написанного годом ранее полотна «В волнах (Ундина)» 1889 года.
Женская фигура с огненно-рыжими волосами просматривается в верхнем правом углу картины.
Картина «Ундина» была создана как один из манифестов символистов и представляет собой метафору современной женщины, покинувшей цивилизацию для воссоединения с природной стихией.
В это время Гоген активно общался с парижскими поэтами-символистами, превозносившими идею ухода от реального мира.
Вместе они любили фланировать по улицам Парижа в эксцентричных нарядах, упиваясь чувством, что не принадлежат уютному буржуазному мирку. Душой и сердцем этого кружка были поэты Стефан Малларме и Поль Верлен.
Каждый вечер вторника они собирались у Малларме на обсуждения, как же поразить воображение публики новой выходкой. Итогом таких дискуссий стал отъезд Гогена в тропики.
Этот портрет относится уже к таитянскому периоду. Гогена пленила своеобразная красота острова в Тихом океане, тишина ночей и ленивая грация туземцев. Однако он не желал слиться с природой, а скорее дистанционно ее изучал. В этом автопортрете художник изображает себя типичным европейцем, о чем говорит его вполне традиционный наряд.
Своему лицу автор придает пытливое выражение: его вопрошающий взгляд обращен к зрителю. Что спрашивает художник? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть вторую часть холста, где Гоген изобразил более раннюю работу «Дух мертвых не дремлет».
Художник написал эту картину после того, как однажды вернулся поздно домой и, открыв дверь хижины, зажег спичку. Он увидел, как его возлюбленная, таитянка Техура, лежала ничком на кровати голая, дрожа от страха.
Оказалось, что она восприняла пламя спички как явление духа мертвых, и ее охватил смертельный страх, хотя для европейца спичка была предметом повседневного быта. Впервые Гоген столкнулся с той пропастью, которая разделяла две культуры.
При этом изображение Техуры вполне традиционно. Это типичный европейский образ Венеры или Олимпии. Только вместо белой Венеры появляется черная полинезийка.
Автопортрет 1896 года, пожалуй, самый мрачный из портретов Гогена. За три года, что прошли с момента написания предыдущего, художник успел вернуться во Францию, получить наследство от дядюшки, тут же его потратить, сломать лодыжку, заболеть сифилисом и вновь отправиться на Таити.
Второе путешествие было уже не таким безоблачным, как первое. Гоген страдает от многочисленных болезней и депрессий. Его возлюбленная Техура покинула его и вышла замуж за другого. Поэтому вполне закономерно, что художник снова показывает себя страдальцем.
Он представлен перед зрителем в крестьянской рубахе, выступая в этот раз в роли отшельника. Только теперь еще взгляд художника полон недвусмысленного обвинения.
«Это ужасное общество, которое мы принуждены терпеть, общество, где ничтожные людишки торжествуют в ущерб великим, суть наша Голгофа», — писал Гоген. Портрет написан на темном фоне, где на просвет можно увидеть две смутные фигуры.
Они словно выходцы из царства теней, которые сопровождают в последний путь художника.
Эту картину Гоген создал шесть лет спустя. Здесь художник ведет откровенный рассказ, никого не обвиняя и не играя какой-либо роли. Себя он изображает в больничном халате, уставшим, но не сломленным. Последние месяцы он активно выступал за права туземцев, сражаясь в суде с колониальной администрацией.
Все то время, что он находился на острове, он продолжал работать, создавая картины, которые переправлял для продажи к себе на родину. Постепенно имя Гогена стало узнаваемым, и если раньше его работы воспринимали как чудаческие, то теперь его искусство наконец получило признание.
«В настоящее время на вас смотрят как на удивительного, легендарного художника, который из далекой Океании посылает странные, неподражаемые произведения — итоговые произведения великого человека, так сказать, исчезнувшего из мира… Вы не должны возвращаться. Вы пользуетесь иммунитетом великих мертвых.
Вы вошли в историю искусства!» Однако Гоген так и не ощутил эту славу. Он умер в возрасте 54 лет у себя дома в Атуане, страдая от невозможности уехать к себе на родину.
Но красивая история о том, как художник переправился через океан в поисках земного рая, вдохновляла не одно поколение живописцев, жаждущих обрести свое место в истории искусства.
Источник: https://tass.ru/spec/gauguin_170
Читать
П. Декс
Поль Гоген
ОТ ИМПРЕССИОНИЗМА К ИСКУССТВУ XX ВЕКА
Вступительная статья
Герой этой книги, Поль Гоген (1848–1903), обычно причисляется к группе художников последней четверти XIX века, известных под именем постимпрессионистов. В литературе нет устоявшихся взглядов на персональный состав этой группы.
Так, если автор фундаментального труда о постимпрессионистах Джон Ревалд относит сюда всех художников Франции конца XIX века, следующих за импрессионистами[1], то другие авторы ограничиваются Сезанном, Ван Гогом, Гогеном, Тулуз-Лотреком, Бернаром и Вюйаром[2], большинство же включает в эту группу лишь трех первых из упомянутых мастеров[3]. Подобный разброд не случаен, если учесть, что термин «постимпрессионизм» не выражает какого-то определенного направления в искусстве, а лишь констатирует временную последовательность («после импрессионизма»). Тем не менее в творчестве трех главных представителей этого направления, весьма различных по своим программам и художественным приемам, искусствоведы улавливают нечто общее и помимо объединяющего их временного фактора. Этим общим, по-видимому, была «…стадиальная общность — заключительная стадия реализма нового времени на переходе к новейшему[4]». Действительно, при всех своих «новациях» Сезанн, Ван Гог и Гоген, как и их предшественники-импрессионисты, не отрывались полностью от реалистического искусства. XIX века, представленного Делакруа и Энгром, барбизонцами и Коро, Курбе и Домье; в отличие от авангардистов начала XX века — кубистов, футуристов, абстракционистов, они не искажали действительности, не деформировали виденного до неузнаваемости, а сохраняли в основе «портретность» изображаемого, хотя и акцентируя, каждый на свой манер, то, что считали для себя главным.
Среди ведущих мастеров постимпрессионизма Гоген занимает особое место как в личностном аспекте, так и благодаря ярко выраженной необычности своего творчества, трудно поддающегося определению и получающего до сих пор самые противоречивые оценки. Быть может, отчасти именно поэтому литература о Гогене в нашей стране крайне бедна[5], и в этой связи нельзя не приветствовать появления в серии ЖЗЛ предлагаемой ныне книги.
Ее автор, Пьер Декс, — писатель широкого профиля. Начав печататься с 1950 года, он ко времени выхода в свет книги «Поль Гоген» (1989) успел опубликовать 11 романов, более 20 эссе на разные темы и полтора десятка исследований в области искусства, в том числе работы о Делакруа, Мане, Пикассо.
Книга о Гогене впечатляет прежде всего своей фундированностью, превосходным знанием предмета и посвященной ему новейшей литературы. Это, кстати говоря, позволяет Дексу исправить ряд ошибочных положений своих предшественников.
Так, в «гогениане» прочно утвердилась легенда о том, будто Гоген, преуспевающий делец, ведший жизнь респектабельного буржуа, вдруг в тридцатилетием возрасте бросил биржевую карьеру и «сладкую жизнь», чтобы посвятить себя исключительно живописи.
Эта легенда, вполне отвечающая авторитарному характеру Гогена, казалась правдоподобной, и в нее поверил даже Перрюшо, ближайший предшественник Декса. Однако действительность оказалась банальнее.
Основываясь на новых документальных источниках, Декс показывает, что, во-первых, в дни своего благополучия Гоген не был богачом и, во-вторых, утратил выгодную должность не по своему желанию, а был уволен вследствие кризиса, начавшегося в то время во Франции, причем еще долгое время пытался «зацепиться» за какую-нибудь работу. И к живописи он обратился не «вдруг», а подходил к ней медленно и с оглядкой, пока окончательно не уверовал в себя. Кроме того, Декс исправляет ряд уже принятых искусствоведами датировок (в частности, время встречи Гогена с Писсарро).
Вообще биография Гогена в книге изложена очень подробно с широчайшим использованием его литературного и эпистолярного наследия, и, что особенно впечатляет, автор не пытается сгладить острые углы и показывает сложную личность художника во всем многообразии его неповторимого менталитета.
Как бы в качестве резюме Декс приводит слова Виктора Сегалена, на первый взгляд кажущиеся кощунственными: «Гоген был чудовищем. Иными словами, его нельзя было отнести ни к одной моральной, интеллектуальной или социальной категории, принадлежности к которой вполне достаточно для определения большинства индивидуумов».
И материал книги доказывает, что это утверждение отнюдь не было парадоксом. Сам называвший себя «дикарем», Гоген как личность, действительно, не вписывался ни в какие рамки и не подчинялся никаким правилам.
Анархист по натуре, унаследовавший мятежную душу своей бабки Флоры Тристан, он афишировал неприятие действительности и умудрялся враждовать со всеми властями, порой доводя дело до судебного разбирательства, что, кстати, явилось одной из причин его преждевременной смерти.
Обладавший повышенным сексуальным аппетитом и, по некоторым намекам, не чуждый гомосексуализму, он предпочитал девочек 13–14 лет, которыми, судя по его словам, пользовался в своих таитянских убежищах.
Связываясь со случайными женщинами (результатом чего был сифилис, последствия которого мучили художника до конца дней), он плодил внебрачных детей, чьи судьбы его не интересовали. Немногим больше занимали его и пятеро «законных» детей, равно как и их мать, на которой когда-то он женился по любви и которую затем бросил, не оставив средств к существованию[6].
Впрочем, и сам Гоген вечно сидел без денег, а когда получал их (например, в качестве наследства), то тратил, не думая о будущем. Эгоцентризм его был беспределен: он мыслил себя только лидером («мэтром») и относился с пренебрежением к собратьям по профессии. Он третировал самого преданного ему человека, художника Шуффенекера, и бросил в беде симпатизировавшего ему Ван Гога, в качестве оправдания сочинив позднее сказку, будто тот пытался его убить. И вообще Гоген был падок на преувеличения — Декс приводит десятки примеров несоответствия действительности тех или иных его письменных утверждений.
Однако обнаружив все эти (и многие другие) малоприятные свойства своего героя как человека, автор отнюдь не смакует их и скорее относится к ним снисходительно, ставя выше всего неординарность таланта художника, его поразительную увлеченность, а также его способность в любых условиях, преодолевая болезни и другие жизненные трудности, отдавать все силы любимому делу.
Творчество Гогена, его содержание, динамика и судьба, естественно, занимают большую часть книги Декса.
Бережно относясь к каждому рисунку, каждой картине и скульптуре художника, автор описывает его произведения настолько подробно, что читатель словно видит их, не обращаясь к альбому[7].
И шаг за шагом, от сюжета к сюжету и от объекта к объекту внимательно прослеживает творческий путь Гогена от импрессионизма к искусству XX века.
Декс убедительно показал, что все ранние произведения Гогена несут на себе печать влияния его первого (и единственного) учителя — Писсарро, благодаря которому он даже участвовал в выставках импрессионистов (с четвертой по восьмую).
Но уже в середине 1880-х годов Гоген начал отходить от этого направления.
Позднее он напишет об импрессионистах: «Они искали вокруг, опираясь на то, что видят глаза, а не в таинственном центре, находящемся в мозгу, и поэтому стали жертвами научности[8]».
Отсутствие денег, невозможность сводить концы с концами в Париже заставили художника уехать в Бретань. Здесь, в местечке Понт-Авен, у него появляются ученики и последователи, здесь он окончательно отрекается от импрессионизма и переходит к «клуазонизму» — живописи большими пятнами чистого цвета, ограниченными четким контуром.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=171337&p=98