Главная => Художники Ренессанса
Автопортрет, 1542 г.
Ганс Гольбейн (Ханс Хольбейн) (Holbein) — Ханс Младший (1497 или 1498-1543), немецкий живописец и график. Представитель Возрождения. Точным, четким по характеристике портретам (живопись и рисунки), картинам на религиозные темы, гравюрам свойственны реализм, ясность и величие искусства Ренессанса, монуметнальная цельность композиции («Мертвый Христос», 1521; «Моретт», ок. 1534-35).
Биография
Ханс Хольбейн (Гольбейн) Младший родился в 1497 или 1498 г. в богатом швабском городе Аугсбурге в семье знаменитого художника Ханса Хольбейна Старшего, мастера алтарной живописи. Вместе со старшим братом Амброзиусом Ханс учился живописи в мастерской своего отца. В 1515 г. юные Хольбейны переезжают в швейцарский город Базель и два года работают в мастерской Х. Хербстера.
Свою самостоятельную творческую деятельность Хольбейн начинает с ксилографии — иллюстрирует книги у известного издателя И. Фробера. В период с 1519 по 1526 гг. им было исполнено более 1200 печатных досок. В 1515 году Ханс создает иллюстрации к «Похвале глупости» Эразма Роттердамского и становится его другом.
В историю мировой живописи Хольбейн вошел, прежде всего, как выдающийся портретист. Блестящим дебютом молодого художника стали портреты базельского бургомистра «Якоба Мейера» и его супруги «Доротеи Канненгиссер».
Незаурядные способности Хольбейна приносят ему раннюю славу. В 21 год Ханс стал признанным мастером. Он вступил в базельскую гильдию художников и унаследовал мастерскую брата, после его преждевременной кончины.
В это же время художник женится на Элизабет Шмидт.
В первый базельский период (до 1526 г.) Хольбейн создает религиозные композиции («Мертвый Христос»), исполняет живописно-декоративные произведения (фрески «Дома танца» в Базеле, не сохранились), пишет многочисленные портреты бюргеров и гуманистов («Эразм Роттердамский»). Главное произведение этого периода — «Мадонна бургомистра Мейера», исполненная для алтаря капеллы замка Мейера.
В 1524—26 гг. Хольбейн исполняет серию рисунков «Образы смерти» (известных под названием «Пляска смерти»), представляющих собой аллегорический комментарий к немецкой действительности эпохи Великой крестьянской войны. (Изданы в гравюрах на дереве в 1538 г.)
Начавшаяся Реформация вынуждает Хольбейна покинуть страну. В 1526 г. он едет в Лондон. Благодаря рекомендательным письмам Э.
Роттердамского художник был любезно принят в доме Томаса Мора, канцлера и советника короля Генриха VIII.
В короткий срок Хольбейн приобретает широкую известность среди друзей Мора как великолепный портретист («Астроном Николас Кратцер»). Он создает как живописные, так и графические портреты («Портрет Т. Мора»).
По возвращении в Базель в 1528 г. Хольбейн пишет почти исключительно портреты и занимается украшением фасадов. В 1530—32 гг. исполняет серию рисунков на библейские темы (изданы в гравюрах на дереве в 1538 г.).
В 1532 г. Хольбейн уезжает в Лондон навсегда. К этому времени Мор оказался в опале, и Хольбейну пришлось искать покровительства у немецких купцов — членов Ганзейского союза. Он украшает росписями их резиденцию «Стальной двор» (не сохранились) и пишет многочисленные портреты («Портрет Г. Гисце»). Слава Хольбейна как великолепного портретиста быстро растет. Начиная с 1533 г.
он получает многочисленные заказы на портреты лондонской знати и высокопоставленных особ, а в 1536 г. становится придворным живописцем короля. В этот период Хольбейном были созданы шедевры портретной живописи («Портрет Т. Кромвеля», «Посланники», «Портрет Ш. Моретта», «Портрет Р. Чесмена», «Портрет Р.
Саутвелла», «Портрет Джейн Сеймур», «Портрет Кристины Датской», «Портрет Анны Клевской», «Портрет Генриха VIII»).
В Англии Хольбейна ценили также как мастера миниатюры, создававшего рисунки для предметов роскоши и прикладного искусства. Последней работой художника стал эскиз для настенных часов, предназначенных Генриху VIII.
Осенью 1543 г. Хольбейн умер от чумы.
Картины художника Ханса Холбейна
Портрет дамы с белкой
Портрет жены и детей
Портрет Анны Клевской
Портрет Доротеи Канненгиссер
Портрет Джейн Сеймур
Лаис Коринфская
Эразм Роттердамский
Портрет Бонифациуса Амербаха
Портрет Эразма Роттердамского
- Портрет Томаса Кромвеля
- Портрет Роберта Чесмена
- Портрет Р. Саутвела
- Сэр Томас Мор
- Портрет мужчины из семейства Ведиг
- Портрет Якоба Мейера
- Астроном Николас Кратцер
- Портрет Г. Гисце
- Портрет неизвестного с нотной тетрадью
- Портрет мужчины
- Портрет Шарля де Солье
- Портрет Генриха VIII
- Портрет Томаса Годселва с сыном
- Тайная вечеря
- Мадонна бургомистра Мейера
- Послы
- Портрет Кристины Датской
- Христос. Свет Истины
В центре изображен проповедующий у зажженного светильника Христос. Зажженный светильник (свеча) здесь символизирует истиннность христианского вероучения. А справа изображены повернувшиеся ко Христу спиной Платон (в правом нижнем углу) и Аристотель. Они уходят прочь, увлекая своих учеников (схоластов) в пропасть.
Очевидно, гравюра иллюститует известные слова Спасителя: « Оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15,14). А также предупреждения апостола Павла: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2: 8).
Мертвый Христос в гробу
Эта картина известна тем, что на ней Христос изображён настолько реалистично, насколько до этого его не изображал никто. История написания картины неизвестна.
Согласно подписи Гольбейна на картине дата создания — 1521 год (MDXXI), однако исследование рентгеновскими лучами выявило ещё одну букву «I» в дате, что уже обозначает 1522 год.
Учёные предполагали, что картина была частью алтаря, однако поиски остальных частей этого алтаря ни к чему не привели. Гольбейн писал Иисуса с утопленника, выловленного из Рейна. Первое упоминание картины было в описи 1586 года.
«Мёртвый Христос в гробу» — самое страшное и дерзкое произведение Гольбейна.
Обычно мёртвый Христос всегда изображался величественным и спокойным, нетронутым тлением, а у Гольбейна Христос изображён как обычный труп: кровоподтёки, раны, следы от побоев, полуоткрытые остекленелые глаза и судорожно застывшие губы.
На трупе Христа видны признаки разложения. В этой картине нет ничего божественного, перед зрителями лежит труп, одинокий в своей смерти (рядом нет никого из близких Христа).
Картина в какой-то мере свидетельствует о безбожности Гольбейна. Однако, существует версия о том, что Гольбейн так жёстко изобразил смерть, чтобы ещё эффективней сделать Воскресение.
Источник: https://renesans.ru/renaissance/artist_08.shtml
Графика Ганса Гольбейна Младшего
Ганс Гольбейн (1497–1543 гг.) родился в городе Аугсбурге в семье живописца. Брат Ганса – Амброзиус пошел по стопам отца, дед был золотых дел мастером. Несмотря на то что аристократический Аугсбург давал широкие возможности творческого роста, Ганс Гольбейн Младший переезжает в Базель – свободный город на Рейне, прославленный своими гуманистами и теологами.
Ганс Гольбейн. «Астролог и теолог». Иллюстрации к «Похвале глупости» Эразма Роттердамского. 1515-1516 гг.
«Есть из них и такие, которые предсказывают будущее по течению звезд, возвещают чудеса … и на счастье свое находят людей, которые всему этому верят» (Эразм Роттердамский).
Одной из первых работ Гольбейна в области книжной иллюстрации являются его рисунки на полях издания «Похвала глупости» Эразма Роттердамского.
Книга нидерландского мыслителя первый раз была издана в 1511 году и выдержала около 40 изданий. Экземпляр 1515 г., находившийся у базельского гуманиста и учителя Гольбейна, был украшен рисунками нескольких художников.
Всего книга содержала 82 рисунка, 27 из которых выполнил Ганс Гольбейн, а 23 – его родной брат Амброзиус.
Стилистика графики молодого Гольбейна связана с традициями гравюры: короткий штрих, четкость контура.
Изображения при всей своей композиционной стройности и живости не образуют с текстом продуманного ансамбля: рисунки иногда перекрывают текст, не вписываясь в узкие рамки полей.
Однако эта особенность не является художественным недостатком, так как легкие рисунки, не перегружающие рукопись активными тоновыми пятнами, прекрасно сочетаются с рукописными замечаниями базельского учителя Гольбейна.
Этот комментарий вместе с повторяющимися витиеватыми росчерками пера усложняет содержательную структуру страницы, на которой помещен основной текст и печатный комментарий на полях, принадлежащий Эразму Роттердамскому.
Следующий «слой» текста представлен тонкими строчками скорописи базельского владельца книги, и, наконец, изящные фигурки Гольбейна, чередующиеся с рукописным шрифтом, дополняют общее «каллиграфическое» впечатление от издания.
В своих композициях молодой художник часто использует профильные изображения из-за их характерности и тяготению к плоскости, силуэтности. Благодаря этому приему, миниатюры хорошо «садятся» на страницу, не нарушая эстетики двухмерного пространства.
Шутливый язык нидерландского гуманиста и обилие риторических красот в его произведении находят в лице молодого художника талантливого интерпретатора.
Ганс Гольбейн довольно тонко чувствует литературную специфику оригинала, однако, в его иллюстрациях присутствует больше мягкости, чем в саркастических рассуждениях Эразма Роттердамского, подвергающего насмешкам все явления жизни и не предлагающего ничего, кроме тотального отрицания существующего миропорядка.
В 1520-е годы Гольбейн работает для печатни Иоганна Фробена. В эти годы он находит талантливого исполнителя своих произведений в технике ксилографии – резчика Ганса Лютцельбурга. К этому времени относятся не только характерные титульные листы, отличающиеся сложным и изысканным композиционным решением, но и книжные иллюстрации.
Гравюры Гольбейна отличаются агрегатным принципом композиции, то есть нарочито плотным заполнением пространства, характерным для искусства готики и барокко. Интересно отметить, что в творчестве некоторых немецких художников принципы готической изобразительности, минуя ренессансный этап, постепенно приобретают барочные черты.
Своеобразный синтез готики и маньеризма (или зарождающегося барокко) присутствует и в гравюрах Гольбейна. Выразительные фигуры в обрамлении из акантов и рогов изобилия производят впечатление изображения-эмблемы.
Тоновая однородность ксилографий сообщает им сходство со страницей текста, что дает возможность гармоничного взаимодействия печатного слова и изображения.
Алфавиты Ганса Гольбейна.
В числе элементов книжного дизайна, над которыми работает художник, нужно назвать такую интересную сферу его творчества как фигурный инициал. Он создает много произведений в этой области, изобретая целые тематические алфавиты, число которых достигает пятидесяти.
Традиции украшения книги как единого художественного ансамбля в Германии тесно связаны с венецианской книгоиздательской традицией. Она включала титул с историческим или аллегорическим сюжетом в архитектурном обрамлении, орнаментальную рамку для первой страницы текста, заставки, инициалы, издательский знак.
Первыми опытами художника в этой сфере являются орнаментальные алфавиты, связанные с венецианской традицией. Гольбейн дополняет идею растительного орнамента изображением зверей. Впоследствии он, в основном, разрабатывает фигурные инициалы с разнообразными сюжетами и персонажами.
В 1522–24 гг. художник создает Большой и Малый Детские алфавиты с изображением играющих путти. Эта тема приходит в европейское искусство из античных декоративных композиций, которые стали известны, благодаря сохранившимся раннехристианским памятникам.
«Игры амуров» – сюжет, встречающийся как в живописи Возрождения, так и в искусстве последующих эпох. Он по-разному интерпретировался в эпоху рококо и классицизма и показал большую долгожизненность. Персонажи Гольбейна играют, занимаются ремеслами, моются в бане, соревнуются друг с другом. Изобретательность мастера в данном случае не знает предела.
Цикл «Плясок смерти» Ганса Гольбейна.
Тема «Плясок смерти» в творчестве Гольбейна обязана своим происхождением средневековым литературным традициям.
Многие рядовые произведения средневековой книжности касаются этой темы, которая превратилась в своеобразный канон рассуждения о бренности земного бытия.
Этот канон включает следующие положения: смерть посекает молодых и старых, от нее не спасется даже монарх, с ней невозможно воевать, от нее нельзя откупиться.
По этой схеме обычно строится почти любой текст на данную тему, предполагая большую или меньшую степень развернутости. Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется.
Расширение данной риторической формулы происходит за счет нанизывания новых, иногда однотипных, мотивов. Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV веке.
Данная книга, являясь настоящей энциклопедией ходовых средневековых сюжетов, включает, конечно, и традиционное размышление о смерти.
«О смерть! Всех сметает с земли твоя длань бедоносная! …
- Сметешь и меня: всем живым ты противница злостная; …
- О смерть! Пред тобою сильнейший ничтожен и слаб,
- Никто из твоих беспощадных не вырвется лап,
- Равны пред тобой злой и праведный, рыцарь и раб,
- Ты в жалкую персть обращаешь монархов и пап …
- Нельзя от тебя убежать, невозможно укрыться,
- Нельзя с тобой спорить, нельзя от тебя откупиться,
- Кто знает, когда к его полю пожалует жница?»
(Хуан Руис. «Книга благой любви». XIV в.).
- В художественной культуре данная тема также имела достаточный резонанс, являясь поводом создания монументальных церковных росписей.
- Чаще всего данный сюжет изображался в виде хоровода, в котором чередуются образы представителей разных сословий и возрастов с человеческими остовами, символизирующими смерть.
- Ганс Гольбейн, видимо, первый раз обращается к данной теме в эскизе ножен кинжала, который был создан около 1523 г.
Композиция ножен представляет хоровод жертв смерти. Особенностью этой композиции является отсутствие повторов. Обращает на себя внимание разнообразие линейного, пластического и пространственного ритма.
Хотя изображение очень невелико по размеру, художник удивительным образом добивается эффекта плановости, помещая живых и инфернальных участников хоровода то на первом, то на втором плане.
Вторично к данной теме мастер обращается в жанре фигурного инициала. Алфавит «Пляски смерти» был издан в печатне Бебеля и Кратандера в 1524 г. В этой графической работе мастер разбивает традиционный хоровод на пары, нарушая старую традицию и сообщая своим персонажам острые психологические характеристики, которые передаются лишь динамикой движения.
Третий раз художник интерпретирует тему «Плясок смерти» в жанре небольших ксилографий, которые образуют цикл из 58 гравюр под названием «Imagines moris» («Образы смерти»), 1523–1524 гг.
Источник: http://dosoaftor.ru/2016/07/15/grafika-gansa-golbeyna-mladshego/
Гольбейн, Ганс Младший — это… Что такое Гольбейн, Ганс Младший?
Ганс Гольбейн Младший (нем. Hans Holbein der Jüngere, 1497, Аугсбург — 1543, Лондон) — живописец и рисовальщик, один из величайших немецких художников. Самый знаменитый представитель этой фамилии.
Портрет Эразма Роттердамского
Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна Старшего. Испытал влияние Ганса Буркмайра.
1-й базельский период (1515—1525)
Позже с братом Амброзиусом Гольбейном переселился в Базель (Швейцария), где братья два года работали в мастерской Х. Хербстера. В городе Гольбейн познакомился со многими гуманистами и учёными этого периода, в том числе с Эразмом Роттердамским.
По просьбе последнего иллюстрировал его работу — «Похвала глупости» издания 1514 г. 82-мя рисунками. Гольбейн иллюстрировал и другие книги, участвовал в создании немецкого перевода Библии Мартина Лютера. Как и его отец, создавал витражи и писал портреты.
В это время материальное положение Гольбейна было, по-видимому, плохим: написанная им вывеска школьного учителя в Базеле доказывает, что он не отказывался и от ремесленных работ.
В том же 1516 году он написал портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году — фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне. По возвращении своем осенью 1519 г.
в Базель, много работал над декорированием внешних фасадов, превращая таким образом скромные частные дома в великолепные дворцы, украшенные колоннами и фигурами.
Важнейшие произведения базельского периода Гольбейна: портрет юриста Бонифация Амербаха; 10 картин страстей Господних; фрески в новой ратуше, органные дверцы в местном соборе, створки алтарного складня для фрейбургского собора, изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов; Мадонна со святыми для г. Золотурна; наконец, знаменитая Мадонна семейства Мейер.
К этому же времени относятся портреты Эразма Роттердамского, Доротеи Оффенбург в виде Лаисы Коринфской и Венеры (1526), а также рисунки к Ветхому Завету (91 л.) и «Пляска Смерти» (58 л.), гравированные на дереве Лютцельбургером.
1-й английский период (1526-28)
Портрет Джейн Сеймур, 1536, Музей истории искусств, Вена
В 1526 г. Гольбейн оставил Базель, так как из-за Реформации ему стало трудно находить заработок. В Англии он нашёл радушный прием со стороны Томаса Мора, которому Эразм написал рекомендательное письмо. Подчиняясь господствовавшему в Англии вкусу, он за все время своего пребывания там писал исключительно портреты; таковы портреты Мора и его семейства, архиеп. Кентерберийского[1], астронома Кратцера, Годсельва и др.
2-й базельский период (1529-31)
По возвращении в Базель в 1528 г. Гольбейн окончил фрески в зале ратуши (1530, сцены из Ветхого Завета) и написал несколько портретов.
2-й английский период (1532—1543)
В 1532 г. религиозные смуты и победа в Швейцарии иконоборческой партии заставили Гольбейна снова покинуть Базель и отправиться в Англию, где были исполнены им в эту пору многие портреты, в том числе находящиеся ныне в Берлине, Виндзоре, Гаге, Брауншвейге и Вене. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533 г.
в Лондон он устроил по поручению ганзейских купцов уличную декорацию, изображавшую Парнас, а в их цеховом зале написал апофеозы богатства и бедности. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. Уффици во Флоренции), Том. Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны».
Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII.
Работа для Тюдоровского двора
Портрет Генриха VIII
Помимо работы портретистом, Гольбейн создавал эскизы придворных облачений монарха.
До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка и т. д. По поручению короля Гольбейн два раза ездил на континент, дабы писать портреты принцесс, которыми Генриха VIII интересовался с матримониальной целью.
Знаменитая история произошла с портретом Анны Клевской, написанным художником не с натуры, а с работы другого, более слабого мастера: королю изображение девушки приглянулось, и брачный договор был заключен. Когда же невеста, оказавшаяся дебелой немкой, сошла с корабля, король пришёл в ужас и, не притронувшись к жене ни разу, подал на развод.
Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама.
Последний период своей жизни художник проводил между Базелем и Лондоном. В 1543 г., между 7 октября и 29 ноября, он умер от чумы, свирепствовавшей в Лондоне.
Стиль
Живописные произведения Гольбейна отличаются тонкой выработкой рисунка, пластичной моделировкой, прозрачностью светотени, сочностью и шириной кисти.
Его рисунки полны едкого сарказма, тонкой наблюдательности и, несмотря на свою жизненную правду и индивидуальность, поражают красотой формы и отделки.
Значение Гольбейна в немецком искусстве увеличивается ещё тем, что он перенес в Германию расцвет итальянского возрождения, не утратив при этом своего национального характера — в его работах ощутимы пути, намеченные в портретах Дюрера.
Техника
Для своих портретов художник предварительно выполнял очень тщательные карандашные наброски, некоторые из которых сохранились. Тени и свет наводились углем, мелом и сангиной. В эскизах Гольбейн обращал, преимущественно, внимание на лицо, не набрасывая руки.
В 1524–26 гг. Гольбейн исполняет серию рисунков «Образы смерти» (известных под названием «Пляска смерти»), представляющих собой аллегорический комментарий к немецкой действительности эпохи Великой крестьянской войны. (Изданы в гравюрах на дереве в 1538 г.) |
Интересные факты
- В честь художника свое имя получили стиль вышивки и тип восточных ковров, так как Гольбейн часто изображал их на своих портретах (см. гольбейн).
- В честь Гольбейна назван кратер на Меркурии.
Ссылки
Библиография
- Бенсьюзан С.Л. Гольбейн / С. Бенсюзан ; пер. Е. Боратынской. – М. : Ю.И. Лепковский, 1910. – 79 с.: ил. – (Художественная библиотека).
- Гольбейн Г. мл. Пляска смерти / вступ. ст. А. Могилевского. – М. : Ритм, 1923. – 89 с. : ил.
- Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. Живопись и графика Германии XV и первой половины XVI века / М.Я. Либман. – М. : Искусство, 1972. – 240 с.: ил.
- Пахомова В.А. Графика Ганса Гольбейна Младшего / В.А. Пахомова. – Л. : Искусство, 1989. – 228 с. : ил. – Библиогр.: с. 126-133.
- Batschmann O. Hans Holbein : Sein Leben u Werk / Oskar Batschmann u. Pascal Griener. – Koln : DuMont, 1997. – 256 c.
- Foister S. Holbein and England / S. Foister. – New Haven ; London : Yale univ. press for the Paul Mellon centre for studies in British art, 2004. – 308 p. : ill.
- Pettegree A. Holbein: Court painter of the Reformation // History today. – 1998. – Vol. 48. – P. 22-28.
Галерея
-
Венера и Купидон. 1516-1526. Художественный музей, Базель
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/100976
Оружие на картинах Ганса Гольбейна
mary_eglantine
Ганс Гольбейн младший, автопортрет(1542, Галерея Уффици, Флоренция)
Он родился в Аугсбурге (Германия) в 1497 или, по другим данным, в 1498 году, в семье, богатой художниками: рисовал его дядя, брат и отец, Ганс Гольбейн Старший, прославившийся картинами на религиозные сюжеты, который и стал его первым учителем.
Пройдя обучение в мастерской отца, семнадцатилетний Гольбейн отправляется в швейцарский город Базель, один из крупнейших центров науки и искусства того времени.
Работает там некоторое время, а затем отправляется в Италию, чтобы познакомиться с работами мастеров Высокого возрождения, в первую очередь — Леонардо и Рафаэля, отдельные приемы он использует в своих ранних женских портретах — «Лаис Коринфской» (1526) и «Венере с Амуром» (1524-25).
По возвращении в Базель в 1519 году Ханс — признанный мастер, он вступил в базельскую гильдию художников и, после преждевременной кончины брата унаследовал его мастерскую. В отличие от отца, мастером религиозных сюжетов Гольбейн не стал.
Сложно сказать, что сыграло большую роль: его личные склонности или Реформация, прокатившаяся по всему Северу Европы и сильно повлиявшая на отношение к искусству и на количество заказов. Некому было заказать роспись потолка капеллы или изображение Богоматери с младенцем, поэтому художникам приходилось ориентироваться на потребности других заказчиков.
Других заказчиков интересовало главным образом украшение домов, создание красивых вывесок, витражей и увековечивание собственного облика. Именно этим и приходилось заниматься Гольбейну в первую очередь. Однако он создает и работы другого рода: в 1524-26 году он создает цикл гравюр «Пляска смерти» (изданы они были позже, в 1538 г.), а в 1521 году — картину «Мертвый Христос» (Базель, Публичное художественное собрание), ту самую, которая спустя годы так сильно смущала Ф. М. Достоевского.
Эскиз знака кузнечной мастерской(1520, Музей искусств, Базель)
Во время своей работы в Базеле Гольбейн тесно общается с известным философом и ученым Эразмом Роттердамским, иллюстрирует его книгу «Похвала глупости», пишет несколько портретов своего покровителя. Тем не менее, Базель ему пришлось покинуть: заказчиков не хватало и он решил попытать счастья в другой стране.
По рекомендации Эразма осенью 1526 года Гольбейн отправляется в Англию к Томасу Мору.
У него он проводит чуть больше года и за это время успевает написать портреты самого Томаса Мора (1527, Коллекция Фрика, Нью-Йорк), его семьи (1526-27, Коллекция Королевы, Виндзор) и его окружения — архиепископа Кентерберийского Уильяма Уорхэма (1527, Лувр), астронома Никласа Кратцера (1528, Лувр), Джона и Томаса Годсэлви (1528, Картинная галерея, Дрезден).
По возвращении в Базель он заканчивает некоторые начатые раньше работы, выполняет несколько новых заказов, но дела по-прежнему идут не очень хорошо, поэтому вскоре он опять уезжает в Лондон, на этот раз насовсем. К этому времени его прежний покровитель — Томас Мор — оказывается в опале и Гольбейну приходится искать покровительства у немецких купцов — членов Ганзейского союза.
Он украшает росписями их резиденцию «Стальной двор» (не сохранились) и пишет многочисленные портреты («Портрет Г. Гисце»).
Слава Гольбейна как великолепного портретиста быстро растет, и вскоре появляются заказы от высокопоставленных особ и даже придворных: он пишет портреты французских послов при английском дворе: Жана Дитевилля, Жоржа де Сельве (их парный портрет написан в 1533, Национальная галерея, Лондон) и Шарля де Солье, герцога Моретт (1534-35). Слева: Шарль де Солье, герцог Моретт (1534-35, Дрезденская картинная галерея)Справа: Жан Дитевилль (фрагмент картины «Посланники», 1533, Национальная галерея, Лондон)Скорее всего, именно эти работы обратили на себя внимание Генриха VIII, и с 1536 года Ганс Гольбейн Младший становится придворным художником. Ничего удивительного в таком успехе: для парадных портретов художник, обладающий такой виртуозной техникой, был просто незаменим. Внимательно и точно он воспроизводил не только черты лица своих моделей, среди которых был сам король, его тогдашняя супруга (?) Джейн Сеймур, многочисленные придворные, но и то, без чего официальный портрет невозможен: знаки высокого статуса: богатые одежды, украшения и, конечно же, оружие.
Сэр Николас Кэрью, главный конюший Генриха VIII(1532-33, замок Драмланриг, Торнхилл, Шотландия)
Небольшой, но всегда богато украшенный кортик — необходимая деталь костюма и короля и других высокопоставленных чиновников и придворных.
Эта изящная вещь — очень дальняя родственница того меча, которым при посвящении препоясывали рыцаря или числе прочих регалий вручали новому монарху во время церемонии коронации, меча, являвшегося символом публичной власти, особого права применять оружие, а в более широком смысле — знаком особого статуса человека, который его носит.
Henry VIII and the Barber Surgeonsc. 1543 Royal College of Surgeons of England, London
Новая эпоха, но в большей степени новая обстановка диктуют свои условия: с полноценным мечом короля можно увидеть разве что во время особо торжественных церемоний, когда он сидит на троне в полном облачении.
В остальное же время длинное оружие заменяется своей уменьшенной копией, украшенной золотом, литьем, чеканкой, драгоценными камнями. Обилие украшений было таким, что, в конечном счете, такой кинжал превращался в большей степени в произведение ювелирного искусства, а не оружейного.
Достаточно представить, как могли выглядеть воплощенными в действительности эскизы Гольбейна, выполненные с даже не ренессансной, а барочной изощренностью, наверняка это отголоски итальянских впечатлений.
Эскиз оформления церемониального кортика(1534-38, Британский музей, Лондон)
Дизайн эфеса кортика(1534-38, Музей искусств, Базель)
Эскиз оформления кортика(1534-38, Музей искусств, Базель)
Как мы видим, в основном кортики на эскизах имеют более-менее традиционную форму, напоминающую миниатюрный меч с прямой или изогнутой (симметрично или S-образно) крестовиной. Но есть среди них экземпляры, имеющие менее привычный внешний вид.
В немецкоговорящих странах они называются нирендольх, то есть «кинжал с почками», а в англоговорящих — «ballock-dagger» (иногда попадается вариант «bollock-dagger»), в дословном переводе — «кинжал с яйцами» или «кинжал с мошонкой».
Если посмотреть на ранние кинжалы такого типа (в Европе они существовали с 13 по 18 век, а вообще как вид — намного, намного дольше), то причина возникновения такого термина становится вполне очевидной.
В более позднюю эпоху характерные шаровидные выступы у основания клинка уменьшались до «приличных» размеров и значительно замаскировывались богатым оформлением.
Ballock-dagger.Scotland, 15th century.
Эскиз оформления гарды для “ballock-dagger” и верхней части ножен(1536-38, Британский музей, Лондон)
Эскиз оформления кортиков и кинжалов(1532-43, Британский музей, Лондон)
Генрих VIIIПосле 1537 года, галерея искусств Уокера, ЛиверпульЕщё один вид оружия, фигурирующий в работах Гольбейна — это кинжал, который часто называют по фамилии живописца, несмотря на то что он всего лишь придумал вариант оформления ножен для него. Также он фигурирует под названиями «баселард» (Baselard, «базельский») Форма этого кинжала считается характерной для Швейцарии (где художник жил и работал долгое время): ромбовидного сечения клинок, деревянная или костяная рукоять также ромбовидного сечения, с расширенной центральной частью и, самое главное: полукруглое навершие и крестовина, обращенные вогнутыми сторонами друг к другу. Такие кинжалы назывались «hauswehre», «домашние, для дома» и могли быть самой разной длины и применялись не только для решения боевых задач, но и для хозяйственных нужд. Ножны для них могли изготавливаться различным способом, но Гольбейн, по всей видимости, рисовал эскиз прорезного металлического корпуса, внутри которого располагались собственно ножны — деревянные, возможно обтянутые кожей или тканью. Сюжет для оформления — отголосок давней работы, «Пляски смерти».Сферический баселард в вакууме
- Эскиз ножен швейцарского кинжала(1540, Государственный музей в Берлине, кабинет гравюр)
Плодотворное сотрудничество Гольбейна с королевским двором закончилось из-за случайности. Ему было поручено написать портрет Анны Клевской, которая должна была стать очередной супругой Генриха VIII. Гольбейн отправляется к ней на родину и возвращается оттуда с портретом: точеные черты лица, красивые глаза — просто куколка. Король, естественно, сразу же одобрил невесту, заключил брачный договор и стал дожидаться. Когда невеста прибыла, короля постигло жестокое разочарование. Он сразу же подал на развод. Этот эпизод ощутимо ударил по престижу Гольбейна и больше важных заказов ему не поручали.В 1543 г., между 7 октября и 29 ноября, Гольбейн умер от чумы, свирепствовавшей в Лондоне.
Частичную подборка работ Гольбейна можно посмотреть здесь.
Источник: https://mary-eglantine.livejournal.com/158275.html
Ганс Гольбейн Младший
…Итак, приходится делать теперь нечто похожее на то, что делал Гольбейн. Это был человек колоссального ума, и, вероятно, огромного таланта. Он спускался со своим анализом почти в самую глубину человеческого лица, и его произведения в искусстве – как великие открытия науки. Нигде нерв не дрогнул.
Он как будто пожертвовал сердцем, и только в одном портрете дрогнуло что-то – в портрете Колонна, в галерее Колонна в Риме. Только глядя на это, можно догадываться, что было у человека в сердце; право, по-моему, так.
И. Н. Крамской.
Из письма В. В. Стасову.
Автопортрет
О жизни Ганса Гольбейна известно немного. Приблизительная дата рождения – конец 1497 или начало 1498 года, приблизительная дата смерти, приходящаяся на осень 1543 года, скупой ряд немногословных фактов доносят до нас лишь общие очертания его судьбы. В ней много белых пятен, много неясностей, которые не помогают прояснить ни дневники, ни письма, ни память современников.
Внешний облик Гольбейна сохранили два портрета. На первом отец нарисовал его в 1511 году рядом со старшим братом Амброзиусом.
Гансу здесь всего четырнадцать лет, но в детских, еще незавершенных чертах его лица проступает настолько отчетливый характер, что мальчик кажется чуть ли не старше своего мечтательного семнадцатилетнего брата.
Волевая сосредоточенность, независимость, решимость, удивительная определенность выражения, словно этот подросток уже твердо знает, чего хочет, и ясно видит свою цель, — все это как бы предугадывает сквозную идею личности Гольбейна.
Ганс Гольбейн Старший. Портрет сыновей Амброзиуса и Ганса
По сути, таким же предстает он и во втором рисунке — своем единственном достоверном автопортрете, который был сделан незадолго до смерти в возрасте сорока пяти лет. Здесь та же сила воли и непреклонность, тот же твердый взгляд умных глаз и опыт прожитых лет, наложивших на лицо печать горечи и скепсиса, угрюмой суровости и замкнутости одиночества.
Азы художественной грамоты он проходит в родном Аугсбурге в доме отца, Ганса Гольбейна Старшего, самого значительного живописца своего поколения в Швабии. Затем отправляется в обязательные для подмастерья странствия, работает в Базеле и Люцерне, путешествует по Италии, а позже, уже зрелым художником, по Франции, Нидерландам и Англии.
Окончательно осев в Базеле, вступает в городской цех живописцев, обзаводится семьей и собственной мастерской.
Разделяя еще достаточно бесправное социальное положение своих собратьев по ремеслу, вынужден искать покровителей, которых находит сначала в кругу базельских гуманистов и в лице бургомистра города Якоба Майера, затем в доме знаменитого английского гуманиста Томаса Мора, а под конец жизни – при дворе короля Англии Генриха VIII.
Гольбейн был человеком иного темперамента, чем большинство его предшественников. По своему жизнеощущению он ближе скептику Монтеню, чем восторженно-мятежному Дюреру.
Если формально Гольбейн еще стоял одной ногой в эпохе Дюрера – целых тринадцать лет их творчество питала, по сути, одна и та же действительность, — то по историческим часам он принадлежал уже другому времени и с прозорливостью великого художника интуитивно высказывал в своем искусстве предчувствие перемен задолго до того, как они стали очевидны всем и обрели конкретную форму в трагических итогах Крестьянской войны, расколе реформаторского движения, протестантском иконоборчестве.
Умный, пронзительно ясный гольбейновский взгляд умел не только наблюдать, но и видеть. Художнику был внятен голос времени, в котором он жил и над которым, надо думать, много размышлял. И это время – сложное состояние духовной культуры Германии на исходе эпохи Ренессанса – по-своему и не менее выразительно, чем дюреровское, преломило его сосредоточенное и гордое искусства.
В. А. Пахомова. Графика Ганса Гольбейна Младшего.
- Торговец Georg Gisze
- Портрет Эразма Роттердамского
- Портрет пишущего Эразма Роттердамского
- Портрет Генриха VIII
- Портрет молодого человека
- Портрет Томаса Кромвеля
- Портрет сэра Томаса Мора
- Бенендикт фон Хертенштейн
- Дерих Борн
- Портрет женщины из южной Германии
- Портрет Бонифация Амербаха
- Сэр Томас Уайет младший
- Портрет Уильяма Уэрхама, архиепископа Кентерберийского
- Портрет Шарля де Солье, сира де Моретта, французского посла в Лондоне
- Адам и Ева
- Мертвый Христос в гробу
- Мертвый Христос в гробу. Фрагмент
Портретные рисунки – лучшее из созданного Гольбейном в графике и, может быть, самое самобытное из созданного им вообще.
Если во всем остальном он был так или иначе родствен тому, что делалось рядом с ним, то в карандашном портрете он единственный в своем роде.
Здесь вылился весь Гольбейн, тот удивительный Гольбейн, перед которым мы преклоняемся как перед одним из величайших рисовальщиков всех времен. Мастером он был во всем, к чему бы ни прикасалась его рука. В портретах он был гениален.
- Портрет Якоба Мейера, мэра города Базель
- Голова женщины
- Джорж Невилл
- Леди Элиот
- Жанна де Булонь, герцогиня Берри
- Сэр Томас Мор
- Анна Болейн
- Портрет епископа Джона Фишера
- ПортретЯкоба Мейера
- Анна Мейер
- Портрет леди Мэри Гилфорд
- Сэр Томас Элиот
- Мадонна с младенцем между колоннами
- Мадонна с младенцем на скамье
- Христос, отдыхающий на кресте
- Несение креста
- Христос на кресте
Дизайн витража. Дикий человек.
- Дизайн витража. Швейцарские наемники
- Бичевание Христа. Дизайн витража
- Мадонна с младенцем.
- Св. Екатерина Александрийская
Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43424372189/next