Если вы когда-либо ошибочно принимали работы Эгона Шиле за творения Густава Климта, это вполне простительно. Австрийский модернист был путеводной звездой для Шиле, его наставником и покровителем в начале карьеры.
Но вскоре молодой художник начал работать самостоятельно, развив гротескный, но в то же время элегантный и чувственный стиль, который потряс его современников и превратил Шиле в ведущую фигуру австрийского экспрессионизма.
Эгон Шиле умер в 1918 году в возрасте 28 лет. На выставках, которые проходят спустя столетие после его смерти, на передний план выходит сложность краткой карьеры художника. Как пишет обозреватель Widewalls Елена Мартиника, он успел «выдать громадную производительность, превратившую его в настоящего кумира для новых поколений».
Шиле наиболее известен эротическими, растянутыми портретами и автопортретами, «жгучими исследованиями психики своих натурщиков». Как описывает работы художника The Art Story, его изображения человеческих форм считаются одними из «самых замечательных за весь 20-ый век».
Подробности в биографии Шиле рисуют портрет модернистской рок-звезды. Своими работами он прославился в той же степени, что и «распутным образом жизни и скандалами».
Трагическая смерть настигла художника вскоре после достижения им коммерческого успеха.
За свою короткую жизнь, отмечает Мартиника, Шиле оставил наследие, включающее более 400 картин, около 3000 акварелей и рисунков, 21 альбом-этюдник, 17 графических работ и 4 скульптуры.
Этот невероятный объём трудов будет полностью доступен в интернете в рамках проекта, возглавляемого Джейн Каллир, содиректором нью-йоркской галереи Сент-Этьен, где прошла первая американская персональная выставка Шиле в 1941 году.
Недавно она провела «всесторонний обзор художественного становления художника». Каллир – автор последнего каталога работ Шиле.
Вместо того чтобы публиковать очередное печатное издание, она решила поместить полный каталог в Сети под эгидой своего исследовательского института.
Одновременно с ростом интереса к творчеству Шиле возросло и количество подделок, оборачивающихся на арт-рынке.
«Очень важно иметь надёжные и легкодоступные средства идентификации подлинных произведений искусства», – пишет Каллир в своём обращении. А никто лучше неё не справится с этой задачей.
Поскольку Джейн Каллир продолжает труд своего деда, Отто Каллира, написавшего первый полный каталог работ художника в 1930 году.
Онлайн-каталог Эгона Шиле – публичный ресурс, содержащий в настоящее время 419 работ. Остальные рисунки и картины Шиле добавят в 2019 году. В нём также выложена нужная информация для кураторов, арт-дилеров и исследователей творчества художника.
Проект будет интересен и для ценителей искусства, незнакомых с работами Шиле. Можно начать с краткой биографии на сайте, затем перейти к просмотру работ.
Последние произведения Шиле демонстрируют радикальные перемены в его творчестве: от консервативного и традиционного стиля, характерного для ранних картин, созданных под влиянием Климта, до открытия и совершенствования собственного необычайного видения, начиная с 1910 года.
«Объятие», 1917.
New York Times пишет: «У венского экспрессиониста Эгона Шиле было два насущных интереса: он сам и его сексуальные фантазии. Из такого круга озабоченности и сверхъестественного таланта к рисованию и графическому дизайну он создал произведения, которые до сих пор светятся самовлюбленной тоской, эротическим вожделением, богемным инакомыслием и экзистенциальной тревогой».
«Женщина с гомункулусом», 1910.
«Автопортрет с физалисом», 1912.
«Кардинал и монашка (ласки)», 1912.
«Валли в красной блузке с поднятыми коленями», 1913
«Дома с пёстрым бельем», 1914.
«Дерево поздней осенью», 1911.
«Крумау», 1914.
«Любовники», 1914.
«Лежащая женщина», 1917.
- «Портрет Эдит Шиле (жены художника) в полосатом платье», 1915.
- «Окна», 1914.
- «Портрет Валли Нойциль», 1912.
Источник: https://cameralabs.org/12423-egon-shile-onlajn-vsjo-nasledie-khudozhnika-publikuyut-v-seti
Эгон Шиле
В детстве Эгон Шиле много рисовал: поезда, рельсы и семафоры, потому что это единственные достопримечательности небольшого австрийского города Тульн-ан-дер-Донау, где он родился и рос. Наброски с течением времени перевоплотились в картины, и в 28 лет Шиле ушел из жизни ярчайшим представителем австрийской живописи наравне с Густавом Климтом.
Детство и юность
Родился Эгон Шиле 12 июня 1890 года в семье Марии и Адольфа, мать по национальности чешка, отец — австриец. Глава семейства работал на железной дороге, и оттуда мальчик черпал вдохновение для первых эскизов. К нему будущий художник был привязан.
Эгон Шиле в детстве
Адольфа мучили приступы шизофрении. В 1905 году семья вынужденно переехала в Вену, потому что его состояние здоровья ухудшилось. Спустя некоторое время отец умер, что стало сильным ударом для мальчика.
Отношения с матерью у Эгона складывались нелегко, и после смерти супруга Мария без зазрения совести оставила мальчика и его младшую сестру Гертруду на воспитание брату Леопольду Чихачеку. Эгон презирал мать за слабость и винил в смерти отца. Будучи уже популярным, он облачил свои эмоции в портрете «Умирающая мать», хотя Мария была в добром здравии.
Эгон Шиле в молодости
Сестра была на четыре года младше Эгона. Есть предположения, что с ней мальчик познавал таинства обнаженного тела. Когда Герте исполнилось 12, они уехали на поезде в итальянский город Триест, где провели несколько ночей в номере отеля. Еще пару раз Леопольду приходилось выбивать дверь комнаты, чтобы узнать, чем заняты дети.
Нельзя сказать наверняка, передалась ли австрийскому художнику болезнь отца, но отдельные симптомы проявились в характере и поведении Эгона еще в юности. Он страдал манией величия и преследования, иногда — галлюцинациями, часто находился в состоянии возбуждения. Впрочем, легкое сумасшествие прослеживается и в произведениях Шиле.
Живопись
Восхождение австрийца к Олимпу живописи началось в 1906 году с поступления в Венскую школу искусств и ремесел, затем — в Академию изобразительного искусства. Спустя год он познакомился с Густавом Климтом — прославленным австрийским модернистом. На тот момент художник был в творческом расцвете и как раз писал известнейшую картину «Поцелуй».
Эгон Шиле и Густав Климт
Климт рассмотрел в Шиле тягу к творчеству, первое время покупал картины юного дарования и показывал коллегам по ремеслу. Такая реклама помогла Эгону в 1908 году дебютировать на выставке. В залах Художественной галереи Вены, в окружении работ Климта, Ван Гога и Эдварда Мунка, висели его не по годам взрослые, осознанные и мрачные картины.
Эгон Шиле и Валли Нойциль
Нескольких недель выставки хватило, чтобы имя Эгона Шиле узнали в Австрии. Скоро ему начали заказывать портреты, но художник привык творить свободно, рисовал лишь тех, кто был ему симпатичен, чаще — любовниц.
Например, некоторое время у Шиле был роман с 17-летней Валли Нойциль. «Портрет Валли», написанный в 1912 году, стал шедевром среди множества работ Эгона, потому что он пропитан любовью художника и страстью модели.
Картина Эгона Шиле «Портрет Валли»
Биография Шиле оказалась коротка, но за годы занятий живописью он успел создать немало шедевров, которые по сей день украшают мировые музеи. Наброски знаменитых картин хранятся в галерее Альбертина в Вене.
Преобладающие темы в творчестве Эгона — смерть и зарождающаяся жизнь. 1910 год автор провел в гинекологической клинике: рисовал беременных женщин, сочетающих в себе оба этих понятия. Ведь во время родов женщина может умереть, оставив вместо себя на свете существо, у которого впереди вечность. Так появилась картина «Беременная женщина и смерть».
Картина Эгона Шиле «Беременная женщина и смерть»
Женщина — частый «гость» в картинах Эгона. Как Климт, он тяготел к обнаженной натуре. Так, на полотне «Two Friends» (в переводе «Два друга») изображены фигуры. Слово «друг» не намекает на принадлежность людей к какому-либо полу, однако по очертаниям понятно, что на картине две женщины.
Картина Эгона Шиле «Two Friends» («Два друга»)
«Женщина в черных чулках», «Женщина в зеленых чулках», «Дерущиеся обнаженные женщины», «Обнаженное женское тело» — эти картины Шиле рисовал с бедных девушек, которые приходили в мастерскую, чтобы подзаработать. Не менее четверти из 250 созданных им картин отдавали дань эротизму. Характерно, что Эгон не пытался показать людей красивыми, совершенными — фигуры узловатые, вытянутые и малопривлекательные.
Картина Эгона Шиле «Женщина в зеленых чулках»
В раннем периоде жизни австрийский художник рисовал пейзажи. Так, первая картина, которую он показал Климту, — «Гавань в Триесте». Она не имеет ничего общего с тем, что Шиле будет наносить на холст позднее: яркие цвета, близость к реализму. При взгляде на нее словно слышишь шум прибоя.
Отдельную часть наследия Эгона составляют автопортреты и самый известный из них — «Автопортрет с физалисом».
Картина Эгона Шиле «Автопортрет с физалисом»
Последняя картина, которую Шиле успел написать до кончины, — «Семья». На ней изображен он сам, супруга Эдит Хармс и их нерожденный ребенок. Силуэты сглажены, а лица людей — спокойны, несмотря на наступающую смерть. Спустя несколько недель после того, как произведение было завершено, автор умер.
Личная жизнь
В личной жизни художника было много любовниц, в том числе Валли Нойциль и, по данным некоторых исследователей, младшая сестра Гертруда. Однако законом он успел связать себя с одной женщиной.
Эгон Шиле и его жена Эдит Хармс
В 1915 году, после бурного романа с Валли Нойциль, Шиле взял в жены состоятельную Эдит Хармс. Она жила по соседству с мастерской. Накануне вспышки испанки в 1918 году Эдит узнала, что беременна, но так и не успела родить — умерла на шестом месяце беременности.
Смерть
В 1918 году испанский грипп добрался до Австрии. Сначала болезнь подхватила Эдит Хармс.
Эгон Шиле на смертном одре
Шиле как мог облегчал ее участь, но так и не смог помочь — супруга скончалась 28 октября. Спустя три дня, 31 октября, на 29-м году жизни от испанки умер сам художник.
Произведения
- 1907 — «Дома под склоном горы».
- 1908 — «Стилизованные цветы на декоративном фоне»
- 1909 — «Портрет Гертруды Шиле»
- 1910 — «Автопортрет с гримасой»
- 1910 — «Умирающая мать»
- 1911 — «Автопортрет с черным керамическим сосудом»
- 1911 — «Видящий собственного духа, или Смерть и мужчина»
- 1912 — «Портрет Валли»
- 1914 — «Слепая мать, или Мать»
- 1914 — «Обнаженный мужчина в красном полотенце»
- 1918 — «Семья»
Интересные факты
Отношения Шиле с Валли Нойциль стали поводом для общественного осуждения. Во время их романа Эгону было 22 года, а девушке — 17, она не достигла совершеннолетия.
Художнику предъявили обвинения в растлении малолетних, и хотя этого приговора удалось избежать, во время обысков у него нашли несколько десятков порнографических набросков.
Это стало поводом для 23-дневного ареста за распространение порнографии.
Картина Эгона Шиле «Смерть и девушка»
После того, как Шиле связал себя узами брака с Эдит Хармс, он предложил Валли роль любовницы и поездки раз в год в отпуск. Она отказалась.
После расставания с Эгоном девушка закончила курсы медсестер и работала в военном госпитале. В 1917 году она скончалась от скарлатины.
Когда Шиле узнал о смерти бывшей возлюбленной, то переименовал портрет 1915 года «Мужчина и девушка» в «Смерть и девушка» («Смерть и дева»).
Картина Эгона Шиле «Семья»
Изначально на картине «Семья» между ног женщины был изображен букет цветов, но Шиле заменил его на ребенка. Кстати, для создания образа женщины позировала не Эдит Хармс (хотя она была еще жива), а профессиональная натурщица.
Творчество Эгона Шиле популяризировалось и после его смерти. О короткой жизни художника было снято немало фильмов, самые известные из них – «Эгон Шиле — Скандал» об аресте за распространение порнографии и «Эгон Шиле: Смерть и дева». Образ художника появляется в фильме «Климт». 2006 года.
Источник: https://24smi.org/celebrity/65076-egon-shile.html
Эгон Шиле в рубашке и без — OpenSpace.ru
© Эгон Шиле, «Обнаженная с длинными волосами, наклонившаяся вперед. Вид сзади», 1918, бумага, уголь, 29 x 45.8 см
Перейти в фотогалерею материала › Всего фото: 11
© Эгон Шиле, «Обнаженная с длинными волосами, наклонившаяся вперед. Вид сзади», 1918, бумага, уголь, 29 x 45.8 см
Как правило, графика прячется в тени живописных полотен, служит
подготовкой к дальнейшей большой работе и в целом считается менее
дорогим сегментом художественного рынка. Но случай Эгона Шиле
совершенно иной. Этот мастер, проживший очень короткую жизнь (он умер в
28 лет от инфлюэнцы вслед за беременной женой), в графических листах
реализовал себя точнее и глубже, чем в живописи. Поэтому и соотношение
его аукционных рекордов нестандартное: самая дорогая живописная работа
Шиле – большое (109 × 139 см) двустороннее полотно «Одинокий дом», Einzelne Hаuser/Monk I, – была продана в 2006 году на Christie’s за $22,4 млн, а акварельный «Автопортрет в клетчатой рубашке» (45 × 30 см) в конце прошлого года достиг на Sotheby's $11,4 млн, в два раза превысив эстимейт.
© Эгон Шиле, «Эрик Ледерер», 1917, бумага, гуашь, акварель, карандаш, 46 x 29.4 см
Дитя
своего времени – это банальное словосочетание тем не менее точно
характеризует человеческую и творческую индивидуальность Шиле.
Современник Фрейда, почитатель, а позже и младший друг Климта, участник
венского Сецессиона, адепт самых новых идей. По общему признанию,
творчество Шиле – мост от австрийского модерна к экспрессионизму.
Обстоятельства его жизни вполне соответствуют скандальному ореолу, до
сих пор окружающему его работы. Отец – сифилитик, сошедший с ума,
слишком близкое общение с младшей сестрой – первой из череды юных
обнаженных натурщиц, изображаемых с предельной откровенностью, и даже
обвинение (правда, недоказанное) в растлении малолетних. Задолго до
возникновения фашистского определения «дегенеративного искусства» и
«очистительных» костров Шиле удостоился уничтожения своей работы –
судья, не удовлетворенный исходом разбирательства, прилюдно разорвал
его рисунок.
© Эгон Шиле, «Автопортрет», 1914, бумага, акварель, карандаш; «Лежащая девушка» (на обороте), 1914, бумага, карандаш; 46.7 x 30.1 см
Сегодня, конечно, так обращаться с работами Шиле никто не рискнет – слишком уж большие деньги платят за них на аукционах. Неудивительно поэтому, что его графика появляется на вечерних, самых солидных торгах (вспомним, как совсем недавно мы радовались первому вечернему русскому аукциону Sotheby's). На первых в этом году торгах импрессионизма и модернизма дом Christie’s представит чрезвычайно интересную подборку его работ – случай на рынке редкий.
В отдельный блок выделены восемь листов из нью-йоркской Die Neue Galerie, частного музея австрийского и немецкого искусства начала ХХ века.
Много разговоров вокруг этого собрания возникло в 2006 году, когда его основатель, косметический магнат Рональд Лаудер, купил за $135 млн «Золотую Адель» – портрет Адели Блох-Бауэр кисти Густава Климта.
Это была самая высокая на тот момент цена на произведение живописи (несколько позже рекорд – $140 млн, перешел к полотну Джексона Поллока).
© Эгон Шиле, «Сидящая беременная», 1910, бумага, акварель, уголь, 45.1 x 31.1 см
Возможно, именно это приобретение и стало одной из причин появления графики Эгона Шиле из коллекции галереи на аукционе – нужно же каким-то образом компенсировать расходы. Во всяком случае, глава отделения искусства импрессионизма и модернизма Christie’s Оливье Сати отмечает, что работы такого уровня – большая удача для торгов, а заместитель директора Die Neue Galerie Скотт Гуттерман вынужден объяснять, что их собрание не пострадает, так как в нем еще осталось более 140 графических листов художника. Заметим, что в ноябре 2006 года Лаудер уже продавал на Christie’s работы Шиле, в том числе и вышеупомянутый «Одинокий дом». Так что любителям этого мастера имеет смысл воспользоваться ситуацией, тем более что среди представленных на аукцион листов есть вещи очень высокого качества. Ну и, конечно, их провенанс и выставочная история достойны произведений из музейного собрания.
© Эгон Шиле, «Мать и дитя», 1910, бумага, гуашь, акварель, карандаш, 55.4 x 36.5 см
Самая ранняя в этом блоке – гуашь «Мать и дитя», по заверениям исследователей, – знаковая для развития художника работа (1910, эстимейт £1–1,5 млн; $1,9–2,8 млн). Впервые обращается к этой «вечной» теме, Шиле, конечно, помнит о монументальной картине Климта «Возраст женщины» и сознательно стремится сделать все иначе – энергичнее, резче, не утопая в декоративной орнаментальности, так свойственной его учителю. Эту композицию считают началом экспрессионистского периода в творчестве художника.
© Эгон Шиле, «Лежащая в красном и стоящая обнаженная»,1912, бумага, гуашь, акварель, карандаш, 45.2 x 31.6 cм
Самый дорогой лот и, безусловно, самое яркое произведение этой маленькой коллекции – «Лежащая в красном и стоящая обнаженная» (1912, £ 2–3 млн; $3,7–5,6 млн). Здесь художник демонстрирует свои лучшие качества – напряженную композицию, сложные ракурсы и фирменную точную и нервную линию. Чувственность, сексуальность – главное содержание этой сцены, хотя слишком откровенные подробности, особенно возбуждающие интерес зрителя, отсутствуют.
© Эгон Шиле, «Обнаженный, стоящий спиной»,1913, бумага, гуашь, акварель, карандаш, 48.1 x 31.8 см
Еще один первоклассный образец графики Шиле – «Обнаженный, стоящий спиной» (1913, £1,5–2 млн; $2,8–3,7 млн), дополнен приятной для собирателей деталью – наброском любовной пары на оборотной стороне. Два автопортрета художника из собрания Die Neue Galerie также двусторонние. На протяжении всей жизни самой любимой моделью Шиле был он сам. Он пристально, со страстью анатома и психоаналитика, исследовал себя, не смущаясь никакими подробностями. До сих пор многие его автопортреты производят шокирующее впечатление даже на продвинутую современную публику. Листы, выставленные сейчас на торги, не столь откровенны. Но внимания вполне достойны и маленькая «демоническая» голова в характерном белом ореоле (1910, £700 тыс.–1 млн; $1,3–1,9 млн; портрет Ханса Массманна на обороте), и трехчетвертной автопортрет 1914 года, заставляющий вспомнить, что Шиле прошел хорошую академическую школу (£800 тыс.–1,2 млн; $1,5–2,2 млн; набросок лежащей женщины с другой стороны).
© Эгон Шиле, «Автопортрет, голова», 1910, бумага, гуашь, акварель, уголь, «Ханс Массманн» (на обороте), 1909; бумага, карандаш, 42.6 x 29.6 cм
Самый поздний лот из коллекции Die Neue Galerie – «Обнаженная в пальто с меховой опушкой» (1917, GBP 300–400 тыс., $560–740 тыс.) – мастерский, но довольно традиционный для Шиле рисунок, оживленный лишь точностью изображения женской анатомии.
Подобными эротическими картинками художник некогда с успехом снабжал венских торговцев порнографией, спасаясь от безденежья.
Будем надеяться, что продажа этой интересной мини-коллекции тоже будет весьма удачной и позволит миллиардеру Лаудеру и его галерее свести концы с концами.
© Эгон Шиле, «Девушка в чулках и нижнем белье» (Валери Нойзель), 1913, бумага, акварель, тушь, карандаш, 47.9 x 30.8 см
Преданные поклонники должны обратить внимание еще на четыре рисунка Шиле, представленные на тех же вечерних торгах, но происходящих уже из других частных собраний. Они хорошо дополняют подборку Die Neue Galerie, и среди них есть безусловный хит – «Девушка в чулках и нижнем белье» (1913, £800 тыс.–1,2 млн, $1,5-2,2 млн). Это портрет Валери Нойзель, Уолли, многолетней подруги художника, бывшей модели Климта, с которой Шиле и познакомился в студии учителя. Остальные листы, возможно, не так эффектны (что отражается и в эстимейтах), но не стоит забывать, что речь идет о признанном мастере и одном из самых дорогих сегодня художников, так что тот или иной интерес можно найти практически в каждом лоте. Вот, например, самая ранняя из выставленных на торги работ – «Лежащая девушка» (1908, £150–200 тыс., $280–370 тыс.). Этот небольшой рисунок – свидетельство родства автора с декоративной традицией венского модерна и его внимания к различным графическим техникам: здесь использованы и акварель, и гуашь, и пастель, и черный карандаш.
© Эгон Шиле, «Лежащая девушка», 1908, бумага, гуашь, акварель, пастель, карандаш, 22.9 x 32 см
Такие же «негромкие» произведения Шиле появятся на Christie’s и утром 5 февраля на аукционе «Работы импрессионистов и модернистов на бумаге».
Среди трех станковых листов привлекает внимание «Стоящая девочка в прозрачном платье» (1910, £150–200 тыс. $280–370 тыс.).
Сквозь платьице так страшно просвечивает крепко нарисованный скелет, что хочется назвать эту небольшую акварель не иначе как Memento mori.
© Эгон Шиле, «Сидящая обнаженная», 1910, японская бумага, акварель, уголь, черный карандаш, 44.6 x 31.3 см
Если задержаться в Лондоне еще на день, можно дополнить впечатления о графике Эгона Шиле, отправившись на торги Sotheby's. Аукционный дом показывает всего пять графических листов художника, и только один эксперты сочли достойным вечерних торгов 5 февраля. Там выставят «Сидящую полуобнаженную» (1911, £650–850 тыс., $1,2–1,6 млн), не уступающую по качеству лотам из коллекции Die Neue Galerie. И, наконец, на утреннем, «графическом» аукционе Sotheby's 6 февраля появятся еще четыре листа Шиле. Самый значительный – «Стоящий спиной обнаженный» (1910, £200–300 тыс., $370–560 тыс.). Он относится к тому же важному переходному периоду в творчестве художника, что и гуашь «Мать и дитя», с которой мы начали разговор о предложенных к продаже работах.
На рынке пока еще достаточно много графики Шиле, но цены растут очень активно (+ 152% между 1997 и 2006 годами по версии Artpriсe, и здесь еще не учтены рекордные продажи 2007 года).
И вообще с рыночными показателями у этого художника все в порядке.
Наверное, правы были профессора Венской академии художеств, когда предпочли принять на курс его, а не другого соискателя – Адольфа Гитлера.
Источник: http://os.colta.ru/art_times/auctions/details/1626/
Эгон Шиле — это… Что такое Эгон Шиле?
Эгон Шиле, 1914
Автопортрет. 1912. Музей Леопольда
Эгон Шиле (нем. Egon Schiele, 12 июня 1890, Тульн-на-Дунае — 31 октября 1918, Вена) — австрийский живописец и график, один из ярчайших представителей австрийского экспрессионизма.
Биография и творчество
Мать — чешка родом из южной Богемии, г. Чешский Крумлов. Отец — ве́нец, служащий на железной дороге, умер от сифилиса в 1905, юноша воспитывался в семье дяди, Леопольда Чихачека. В 1906 он поступил в Венскую школу искусств и ремесел, затем перешел в Академию изобразительного искусства. С 1907 нашел наставника и покровителя в лице Густава Климта.
В 1908 состоялась первая выставка его работ в городке Клостернойбург под Веной, где Шиле раньше учился в школе. В 1909 Климт пригласил Шиле участвовать в выставке в Художественной галерее Вены, где рядом с ним, кроме работ самого Климта, висели полотна Ван Гога, Эдварда Мунка и др.
В 1911 подругой и моделью Шиле стала одна из моделей и возлюбленных Климта, Валери Нойзель. Пара сбежала от венской богемной жизни в Чешский Крумлов, затем в городок Нойленгбах, где в 1912 Шиле был арестован по обвинению в соблазнении несовершеннолетней.
При обыске полиция обнаружила у него несколько десятков откровенных рисунков, которые были объявлены порнографическими. Художника приговорили к кратковременному тюремному заключению.
Эгон Шиле Молодая мать
В 1912—1916 Шиле широко и успешно выставляется — его работы экспонированы в Вене, Будапеште, Мюнхене, Праге, Гамбурге, Штуттгарте, Цюрихе, Хагене, Дрездене, Берлине, Риме, Кёльне, Брюсселе, Париже.
В 1917 он вернулся в Вену. После смерти Климта весной 1918 Шиле выдвинулся на роль крупнейшего художника Австрии.
Через три дня после смерти беременной жены Эдит, он умер от эпидемии испанки, унесшей десятки миллионов людей в Европе.
На картине «Семья» умирающий художник Эгон Шиле изобразил трёх жертв испанки — себя, свою беременную жену и её нерождённого ребёнка
Наследие и признание
Эгон Шиле Осеннее солнце и деревья
В наследие художника входят около 300 картин и несколько тысяч рисунков. После смерти Шиле его экспозиции проходили и продолжают проходить в крупнейших музеях мира.
О жизни Шиле написаны романы «Высокомерие» Джоаны Скотт (1990) и «Порнограф из Вены» Люиса Крофтса (2007), о нем снят игровой фильм «Эгон Шиле — Жизнь как эксцесс» (1981), в главных ролях Матьё Карьер и Джейн Биркин.
Милен Фармер в одной из самых своих известных песен «Je te rends ton amour» (1999) упоминает имя художника: «Et je reprends mon amour, Redeviens le contour, De mon seul maitre : Egon Shiele» (И я беру обратно мою любовь, Снова становлюсь наброском моего единственного учителя Эгона Шиле).
Литература о художнике
- Comini A. Egon Schiele’s portraits. Berkeley: University of California Press, 1974.
- Sabarsky S. Egon Schiele. New York: Rizzoli, 1985
- Nebehay C.M. Egon Schiele sketchbooks. New York: Rizzoli, 1989
- Kallir J. Egon Schiele, the complete works. New York: H.N. Abrams, 1990
- Werkner P. Egon Schiele: art, sexuality, and Viennese modernism. Palo Alto: Society for the Promotion of Science and Scholarship, 1994.
- Leopold R. Egon Schiele: landscapes. Munich; New York: Prestel, 2004
- Kuhl I. Egon Schiele. München: Prestel, 2006
- Die Tafelrunde: Egon Schiele und sein Kreis/ Tobias G. Natter, Thomas Trummer (Hrsg). Köln: DuMont, 2006
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1206645
Эгон Шиле: Мой путь пролегает над бездной. 18+
?
Валентина (uchitelj) wrote, 2017-10-07 22:52:00 Валентина uchitelj 2017-10-07 22:52:00 Category: Оригинал взят у gorbutovich в Эгон Шиле: Мой путь пролегает над бездной. 18+Выставка в Альбертине. Скоро в Москве. Часть 2
Часть 1: Шиле, Вена, истеричность, психоанализ. 18+
Эгон Шиле. Автопортрет с павлиньим жилетом. 1911. Фрагмент. Гуашь, акварель и карандаш. 51,5 х 34,5 см. Частная коллекция / Egon Schiele. Selbstporträt mit Pfauenweste / Self-Portrait with Peacock Waistcoat. 1911 © Sammlung Ernst Ploil
«В основном я сейчас наблюдаю за физическим движением воды, цветов, деревьев, гор. Глядя на них, я отмечаю их сходство с человеческим телом, подверженным тем же порывам удовольствия и тем же страданиям». [Эгон Шиле, 25 августа 1913 г., письмо]
Эта идея просматривается во многих его портретах и автопортретах, на которых человеческое тело выглядит похожим на растение — только изображенное не элегантными синусоидами в духе ар нуво, а нервными, дрожащими линиями, зигзагообразными контурами.
Как правило, в работах Шиле не было фона – он сосредотачивался исключительно на линиях человеческого тела. Истощенные тела персонажей в произведениях Эгона Шиле демонстрируют радикальную эстетику безобразного, сохраняющую актуальность по сей день.
Она противоречит идеалу красоты, принятому Сецессионом в окружении Густава Климта. Юный Шиле снимает противоположность между красотой и безобразием, между нормой и патологией.
«В отличие от прочих экспрессионистов, [Шиле] не ограничивался только лицами своих моделей.
Как и у Кокошки, на его портретах руки часто говорят о психологическом состоянии героя больше, чем лицо. Все тело, все члены Шиле превращал в выразительные средства». [Искусствовед Дитмар Элгер]
Все иллюстрации
Источник: https://uchitelj.livejournal.com/1063026.html
Шиле
Эгон Шиле: грязный порнограф или чистый идеалист
Имя Эгона Шиле – одного из выдающихся художников ХХ века, к сожалению, плохо известно у нас. Австрийское искусств вообще долгое время оставалось для россиян в тени. Их взгляды были обращены к Парижу, а что происходило в Берлине, Копенгагене или Вене мало кого интересовало.
Первым из великих австрийцев, россияне открыли Климта. Это стало возможным, во первых, благодаря частым поездкам наших соотечественников в Вену, а , во вторых, просто благодаря мировой моде на Климта.
Очень часто так бывает, что художник долгое время пребывает в забвении, и вдруг его имя извлекают на свет и начинают его усердно эксплуатировать.
Современники считали Эгона Шиле преемником Климта, но ранняя смерть помешала настолько развиться его таланту. И все же он оставил ярчайший след в искусстве XX века.
Говорят, у него был экстравагантный и тяжелый характер, который сформировался благодаря не совсем обычной атмосфере в семье.
Эгон родился в Нижней Австрии, в небольшом городке Туллн в 1890 году. Его отец, Адольф Шиле, был начальником местной железнодорожной станции.
В городке не оказалось школы, подходящей для сына довольно важного по тем временам чиновника, и Эгона в 1901 году отправили учиться, сначала в Кремс, а потом в Клостернойбург, который был, по сути, северным предместьем Вены.
За ним последовало и все семейство, здоровье отца все время ухудшалось, и он нуждался в хороших врачах. Но перемена места жительства не помогла, отцу стало хуже, он потерял рассудок и умер все в том же 1904 году, когда ему было 54 года.
Эгон чувствовал особую связь с отцом. В 1913 году он писал шурину: « Я не знаю, есть ли кто еще на свете, кто вспоминает моего бедного отца с такой печалью, как я.
Способен ли кто-нибудь понять, почему я посещаю те места, где он бывал, и какую боль я чувствую при этом. Я верю в бессмертие всех существ.
Почему я рисую могилы и тому подобные вещи? Потому что умершие продолжают жить во мне».
Эгон осуждал мать за то, что слишком быстро, по его мнению, сняла траур, и мало внимания уделяла детям, и, прежде всего, ему.
«Моя мать – очень странная женщина… Она не понимает меня хоть сколько-нибудь и совершенно не любит. Если бы у нее была любовь, или, хотя бы, понимание, она способна была бы на жертвы».
В годы поздней юности он особенно сблизился со своей младшей сестрой Гертрудой (Герти). Когда ему было шестнадцать, а ей – двенадцать, они сели на поезд и уехали в Триест, где провели ночь в одном гостиничном номере. Они вообще любили уединяться, так что однажды отцу даже пришлось сломать дверь детской, чтобы увидеть, чем занимаются его дети наедине.
В 1906 году Шиле несмотря на возражения опекуна, брата его матери, поступил в Школу прикладного искусства в Вене, где в то время учился и Климт.
Трудно сказать, почему он не стал учиться в Школе, и поступил в более традиционную Академию искусств, может быть, причиной тому был его тяжелый характер, который не понравился кому-то из преподавателей.
Так или иначе, но он оказался в Академии, причем блестяще сдал вступительный экзамен в возрасте шестнадцати лет.
В Вене он нашел своего кумира — Климта, чтобы показать ему свои рисунки. Будущий мэтр одобрил творчество начинающего: «Да, — сказал он, — это действительно талантливо, даже очень».
Климт любил поощрять младших собратьев по искусству. Он и в дальнейшем проявлял участие в талантливом юноше, находил для него модели, представлял его потенциальным меценатам, сам покупал его рисунки.
Климт рекомендовал Шиле в объединение прикладного искусства «Винер Веркштютте», которое было связано с движением «Secession» («Уход»), куда входил сам Климт. В 1908 году Шиле сделал для объединения несколько случайных работ – открыток, эскизов мужских костюмов, женских туфель.
В этом же году состоялась его первая персональная выставка в Клостернойберге.
В 1909 году он ушел из Академии с третьего курса, нашел квартиру и студию и стал заниматься самостоятельно. В это время у него обострился интерес к совсем юным девушкам, которые часто становились его моделями.
Парис фон Гутерслох, молодой художник, который был современником Шиле, вспоминал что его студия, была наводнена такими девицами: «Они там отсыпались после родительских побоев, лениво слонялись по комнатам, что им не разрешалось делать дома, расчесывали волосы, одергивали платья… Они вели себя подобно животным в клетке, которая их вполне устраивает».
Шиле, ставший уже превосходным рисовальщиком, сделал много рисунков этих девиц, из которых многие были чрезвычайно эротичны.
Говорят, он поставлял свои рисунки коллекционерам порнографии, которых в то время в Вене было множество, и это составляло значительную часть его доходов. Шиле был очарован не только сексуальными подростками, но и собой. Он любил рисовать автопортреты и вкладывал в них весь свой талант и душу. Что и говорить.
Он умел произвести впечатление. Артур Рёсслер, один из его самых верных защитников и покровителей, описывал его так: «Даже в присутствии импозантных мужчин, Шиле производил яркое впечатление. Он был высок, строен и гибок, у него были узкие плечи и длинные угловатые руки и пальцы.
У него было загорелое безбородое лицо, обрамленное длинными темными непослушными волосами. Его широкий лоб рассекали глубокие горизонтальные морщины, что придавало его лицу трагическое выражение, казалось его все время грызет изнутри неизбывная тоска.
Говорил он лаконично, и часто использовал афоризмы, что придавало его речи особую значимость, но значимость эта была не напускной, а естественной».
В это время Шиле любил производить впечатление, что живет в крайней бедности. Ходил он в лохмотьях, что никак не вяжется с воспоминаниями современников и некоторыми его фотографиями того времени.
Его письма явственно свидетельствуют о том, что он страдал манией преследования. Вот, что он писал в 1910 году: «Здесь отвратительная обстановка. Все завидуют мне и сговариваются против меня.
Коллеги глядят на меня со злорадством».
В 1911 году Шиле встретил шестнадцатилетнюю Валли Нойциль, которая некоторое время с ним прожила и стала моделью его лучших картин, но перед этим она позировала Климту, и, возможно, была его любовницей.
Эгон и Уолли хотели вырваться из тесной Вены, и переехали в маленький городок Крумау, но неприязнь со стороны местных жителей заставила их покинуть его, и поселиться в столь же маленьком Нойеленгбахе, что в полутора часах езды поездом от Вены.
Здесь, как и в Вене, в студии Шиле стали находить себе приют многочисленные подростки, провинившиеся дома. Это не могло понравиться местным жителям, и они пожаловались на него в полицию. В апреле 1912 года Шиле был арестован. Полиция изъяла более ста его рисунков, которые посчитала порнографическими.
Шиле был заключен в тюрьму по подозрению в совращении несовершеннолетней девушки. Следствие это не доказало, но художник был признан виновным в демонстрации порнографического рисунка в месте доступном для детей. Он был приговорен к 21 дню тюрьмы, но к тому времени он уже отсидел большую часть этого срока, поэтому камере он оставался после суда только три дня.
В заключение он сделал несколько автопортретов, сопровождаемых подписями полными жалости к себе: «Я не чувствую себя наказанным, скорее очищенным», «Ограничить художника – это преступление. Это убивает подрастающую жизнь».
Инцидент в Нойеленгбахе не имел последствий для его дальнейшей карьеры. В 1912 году он был приглашен принять участие в выставке в Кельне и стал работать на крупного мюнхенского дилера Ханса Голтза. Их отношения были постоянной борьбой за деньги. Шиле всегда хотел много за свои работы, а дилер все время старался умерить аппетиты художника.
В это время Эгон самодовольно писал своей матери: « Все прекрасные и благородные качества были объединены во мне… Я буду плодом, который сохранит жизнь даже после распада. Вы должны очень радоваться, что родили меня…»
Самовлюбленность Шиле, эксгибиционизм и мания преследования наши отражение в эмблеме его персональной выставки, которая проходила в венской галерее «Арно». Шиле изобразил на ней себя в образе святого Себастьяна.
1915 год стал поворотным в жизни художника. Год назад он встретил двух школьниц Эдит и Адель. Они были дочерьми слесаря, который жил напротив. Шиле привлекли сразу обе, но в конце концов он предпочел Эдит, и в 1915 году увлекся ею. Валли получила отставку.
Они попрощались в Café Eichberger, где он играл в бильярд почти каждый день. Он вручил ей письмо, в котором предложил ей, несмотря на разрыв проводить вместе (без Эдит) каждое лето. Валли ответила отказом.
Она вступила в Красный крест в качестве медсестры и умерла от скарлатины в военной больнице в Далмации перед Рождеством 1917 года.
Шиле и Эдит поженились, несмотря на возражения ее семейства, в июне 1915 года. Мать Эгона на свадьбу не приехала.
Спустя четыре дня после свадьбы Шиле призвали в армию. По сравнению с большинством его современников, война была для него легким приключением.
Он служил сначала в части, которая занималась транспортировкой русских военнопленных, а затем писарем в лагере для военнопленных русских офицеров в Нижней Австрии.
Наконец в 1917 году он был откомандирован в Вену для службы на складе, который снабжал продовольствием армию. В стране, где продовольствия катастрофически не хватало, это место считалось золотой жилой.
Служба в армии не слишком мешала его художественному росту. В это время он участвует в. нескольких крупных выставках. Для одной из них он рисует плакат на котором изображает себя в образе Христа на Тайной Вечере. Выставка стала настоящим триумфом, цены рисунков выросли втрое.
Эгон и Эдит задумали купить большой дом с большой студией, но их мечтам не суждено было сбыться. 19 октября 1918 года Эдит, которая была беременна, заболела инфлюэнцей, бушевавшей в то время в Европе, и 28 октября умерла.
Перед этим Шиле написал ее матери очень прохладное письмо, в котором сообщил, что ее дочь скорей всего умрет. Но Эгон не намного пережил жену. Сразу после ее смерти он заразился инфлюэнцей и умер 31 октября, спустя три дня после смерти Эдит.
Эдвард Льюси-Смит
Источник: http://www.rockkent.narod.ru/Schiele/Schiele.htm
Эгон Шиле, Изображений: 250
Веривший в бессмертие душ, но боявшийся смерти, Эгон Шиле прожил жизнь короткую, но яркую и эмоциональную. Каждый год его существования можно было сравнить с надорванными струнами, создававшими в своем надрыве уникальную музыку.
Их оказалось всего 28, но даже этого хватило для создания шедевров художественного искусства – неоднозначных, нервных, глубоких. Шиле оставил после себя тысячи рисунков и 300 картин, экспонируемых сегодня в самых известных музеях мира.
Детство
Будущий живописец родился 12 июня 1890 года в маленьком австрийском городке Тульн в семье железнодорожного служащего и домохозяйки. Отец Эгона занимал пост начальника крупной станции, днями пропадая на работе.
Первыми рисунками мальчика стали совсем не романтичные полотна железной дороги, строгие семафоры, серый дым паровозов.
Место, в котором Эгон Шиле родился и провёл первые годы жизни, был настолько мал, что в нём невозможно было получить образование – отсутствовала даже школа.
В связи с этим, в 1901 году будущий экспрессионист был отослан в город Кремс для школьного обучения, а позже уже вся семья Шиле перебралась в Клостернойберг.
Переезд был связан не только с необходимостью обучать детей (у Эгона было две родных сестры), но и с резким ухудшением здоровья главы семейства. В 1905 году после мучений от сифилиса и развившегося на его фоне тяжёлого психического недуга Адольф Шиле скончался.
Для 15-летнего мальчишки это оказалось настоящей трагедией, рвавшей душу художника всю оставшуюся жизнь.
Семейные привязанности Эгона Шиле были такими же болезненными, как и мироощущение. Юноша боготворил отца даже в период его сумасшествия, был в особых чувственных отношениях с младшей сестрой и ненавидел мать.
После кончины Адольфа Эгон довёл собственные обиды на мать до предела, обвиняя её в отсутствии любви к нему и недостаточной скорби по ушедшему мужу.
Память об отце Эгон пронёс через всю жизнь, часто посещая дорогие ему места, каждый раз мысленно возвращаясь в моменты недолгого счастья.
Обучение и начало творчества
Страсть к рисованию проявилась у Эгона Шиле в дошкольном возрасте. Когда же пришло время вливаться в коллектив и заниматься учёбой, оказалось что будущему гению все это неинтересно.
Уроки парень считал пустой тратой драгоценного времени, а общение с одноклассниками – скукой. Он заваливал экзамены и считался «неучем» с плохим поведением.
Всё, что необходимо было Шиле, касалось лишь рисования.
В 1906 году юноша наперекор совету родного дяди (брата матери) освоить другую профессию поступает в Венскую школу ремесел и искусств.
Неуживчивость и нонконформизм Эгона преподавателям совершенно не приходятся по нраву и через некоторое время молодой Шиле меняет Школу на Академию изящных искусств, где становится самым юным и неординарным студентом.
В это время случается важное для молодого художника знакомство с живописцем Густавом Климтом, ставшим для Эгона покровителем и другом.
С третьего курса Шиле уходит в свободное плавание, уговорив одного из преподавателей Академии подписать его диплом. Найдя подходящую квартиру в Вене (не без участия Климта), скандальный художник делает из неё студию. Там Шиле окунается в настоящее творчество и богемную жизнь.
Экспрессионизм, любовь, смерть
Во время обучения в венской Академии изящных искусств Эгон Шиле познакомился и сблизился с Густавом Климтом. Под его протекцией и влиянием художник окунулся в тему эротики.
Графика и живопись Шиле пронизаны нервом и особым эротизмом – драматичным, изощренным. Кроме Климта на его творчество очень повлияли работы Зигмунда Фрейда.
Из-под пера субтильного мужчины-мальчика появлялись картины, на которых молодой Эгон изображал собственные сомнения, комплексы и подавленные желания.
Обнажённое тело Шиле подавал нарочито сексуальным и фривольным, но не без изъяна. Его картины поражали откровенностью, насилием и фрустрацией, выплёскивавшейся через край. В студии художника кипела богемно-развратная жизнь.
При свете дня и глубокой ночью его творческое убежище не покидали юные модели. Одни были совсем ещё девочками, другие – опытными проститутками. Здесь же Шиле встретил её – свою любовь длиной в 4 бурных года.
Валери Нойзель становится музой Эгона и частью самого сложного периода его жизни. Пара переезжает из города в город, проходя через осуждение, изгнание, обвинение в растлении и судебные разбирательства.
Разрыв отношений произошёл так же нервно и драматично: художник сделал предложение другой, а Валери нашла спасение от душевных мук в Красном кресте. Там же, работая медицинской сестрой, она умерла.
Эгон Шиле любил рисовать не только женские тела. Он оставил немало автопортретов, пытаясь разобраться в себе самом. Обвинения критиков в эксгибиционизме и нарциссизме разбиваются на осколки невероятных сложностей, заметных в каждой линии и каждом изгибе.
Да, он был очарован и где-то даже восхищался собственным телом. Но в своих автопортретах Шиле выступал скорее мучеником и шутом, нежели богом красоты. Он постигал себя так же безжалостно, как изучал других.
“Меня осуждают лишь за то, что я пытаюсь понять себя”, – в таком тоне Шиле подписывал автопортреты.
Недолгая творческая жизнь художника была скандальной, надрывной, наполненной яркими в своём драматизме событиями. Экспрессионизм и модерн именно Эгон Шиле смог совместить так, что об этом будут говорить, кричать и спорить.
Его рисунки пугали гибкостью и изощрённостью, а цвета удивляли нервными контрастами. За пять лет до своего ухода художник знакомится и анализирует работы Ван Гога.
И вновь идёт процесс впитывания чужого творчества, в результате чего у Шиле выходит серия ярких и завораживающих пейзажей.
В 1918 году страшная эпидемия испанки, косившая жизни миллионов европейцев, добралась и до Шиле. Жизнь самого глубокого и уникального художника завершилась в 28 лет, но история его творчества продолжается и сейчас.
Виктория Бондарчук
Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1940999563/
Автопортрет в творчестве Эгона Шиле – ARTandYou.ru
Подобно тому, как существуют различные слова или понятия (например, или ), кажется, выражающие самую суть целой эпохи, общества, его желаний и требований, его целей и занятий, руководящих принципов, так же и в работах каждого художника есть ключевые образы, наиболее ясно отражающие характер и источники его творческих импульсов.
У Эгона Шиле таким настойчиво выступающим на первый план мотивом является автопортрет.
Огромное число – около сотни – автопортретов демонстрирует не только то, что Шиле с особым вниманием наблюдает за собой, но также предполагает в художнике черту, которую можно считать нарциссизмом.
Действительно, Шиле несомненно изучал самого себя с маниакальной настойчивостью. Ему нравилось фиксировать свой облик и позы.
Шиле, с точки зрения изобразительных возможностей автопортрета, достигает конечной точки в процессе его развития, той точки, с которой «я» уже не ощущается неделимым, но становится как бы дуальным.
За исключением ранних работ, датированных 1905-1907 годами, автопортреты Шиле не укладываются ни в категорию автобиографического репортажа, ни в категорию самогероизации и поклонения. Позы необычны, жесты притворны. Он старается разрушить принцип единичности собственного «я».
Между его индивидуальностью и изображением на холсте возникает напряженное отчуждение, и это свидетельствует не только об уверенности в неповторимости и значимости собственной личности, сколько о разрушении последней.
«Я думаю, что художнику не нужно ни видеть, ни знать свою модель. Портрет не должен выражать ее душу, сущность или характер. И художник не должен показывать в нем какое-то свое восприятие модели…» — Герхард Рихтер. Читать далее
Для Шиле нагота является наиболее радикальной формой самовыражения, не потому, что тело выставлено напоказ, а потому что «я» выявлено полностью. Эта, с одной стороны, демонстрация, а с другой — изоляция своего собственного телесного «я» сопровождает отказом от обозначения в пространства в автопортрете. Фон нейтрален.
Шиле, обращаясь к монохромности и одномерности, лишает свое тело уверенности и придает его движениям спазматический, нервозный характер. Неправильные, угловатые очертания фигуры резко контрастируют с нейтральным фоном, что способствует возникновению чувства отчужденности естественного зеркального отражения и усиливает экспрессию.
Особенно в тех случаях, когда Шиле как бы увечит свое тело, изображая только торс, руки без кистей, ноги без ступней, видно насколько мало его как портретиста занимает внешняя физическая форма.
Глядя на некоторые автопортреты Шиле, сделанные после 1910 года, становится ясно, что художник рассматривал их как конкретную художественную реализацию духовной субстанции. Хотя, конечно, было бы неправильно, рассматривая обнаженные автопортреты, не отметить момента самолюбования и эксгибиционизма.
Обнаженный художник, в конце концов, выставляет себя на обозрение как сексуальное существо. Однако, это объяснение не кажется полностью исчерпывающим в отношении его обнаженных автопортретов.
Друзья Шиле вовсе не описывают его как разнузданного эротомана; и в его частой неприглядной, вымученной наготе чрезмерное выделение эротического начала было бы ошибкой. Что кажется более важным (и что находит подтверждение в его письмах и стихах) – это тот факт, что Шиле придавал большое значение пониманию и изучению своего «я».
Исследовать свое «я» всегда означает представить себя как двойственность, так как субъект, производящий исследование, одновременно является и объектом. Шиле старался противодействовать чувственной фрагментации собственного «я», передавая его множественность. Таким образом, это постепенно сформировалось в визуальную концепцию, которая помогла ему восстановить единство с миром.
Первоисточник: Райнхард Штайнер
Источник: http://artandyou.ru/category/history/post/avtoportret_v_tvorchestve_Egona_Schiele