Владимир Дергачевhttps://www.cruisegid.ru/assets/gallery/1420/15948.jpg
Круизный терминал Гавра. В 2016 году порт посетили 118 лайнеров и 333 тыс. пассажиров. Круизный терминал расположен в 2,5 км от центра города и железнодорожного вокзала, откуда, если позволяет время стоянки лайнера, самостоятельная поездка на скоростном поезде в Париж обойдется от 30€, если заказать билеты заранее. До Парижа 200 км, время в пути 2 часа. Поезда идут с интервалом в два часа.
Франция, несмотря на теракты, в 2016 году сохранила звание самого популярного у зарубежных туристов государства (82,6 млн. туристов в 2016 году).
Гавр (190 тыс. жителей) расположен во французском регионе Верхняя Нормандия на правом берегу устья Сены. Это атлантические ворота Франции, второй по грузообороту морской порт после Марселя. Гаврский торговый и нефтяной порт (грузооборот свыше 50 млн. тонн, главным образом нефть), включает аванпорт, шлюзованные приливные бассейны и бассейны с постоянным уровнем.
Восточная часть порта соединяется каналом с нижним течением реки Сена. Характерной особенностью порта является короткий 3-часовой период стояния уровня полной воды. Поэтому наиболее благоприятным временем для входа в порт судов водоизмещением более 100 тыс. тонн является час, предшествующий моменту местной полной воды.
В порту систематически производятся дноуглубительные работы.
Климат Гавра умеренный морской. Особенно на местную изменчивую погоду влияет пролив Ла-Манш, рекордная скорость морского ветра иногда достигает 180 км/час.
![]() |
Подробно: Солнечная Бразилия. Антарктическая ФранцияМолодой город оказался в эпицентре религиозный войн, яблоком раздора с Англией. Крепость Гавра была усилена при губернаторе кардинале Ришелье.В 17 – 18 века Гавр процветал благодаря торговле с американскими колониями и работорговли.Когда с работорговлей была покончено местные буржуа стали привлекать для работы на своих фабриках эмигрантов из Италии, Польши и Северной Африки. Наступил золотой век Гавра (1850 – 1914). Торговля процветала, строятся здания мэрии, суда, новой фондовой биржи, прокалываются красивые бульвары. Гавр приобретает популярность у парижан как морской курорт с казино.Во время Первой мировой войны в Гавр бежало правительство Бельгии.Морской порт Гавра вошел в историю трансатлантической линией Гавр – Нью-Йорк, или точнее с учетом трансфера Париж – Нью-Йорк. Здесь нельзя не вспомнить знаменитый французский океанский лайнер «Иль де Франс», обсуживающий эту линию после Первой мировой войны в течение нескольких десятилетий. Он не соперничал в скорости и размерах с другими лайнерами, но его каюты и другие помещения были так изящно отделаны в стиле французского модерна, что стали образцом подражания для многих судоходных компаний.Во время Второй мировой войны Гавр с весны 1940 года был оккупирован немецкими войсками и рассматривался как база для подготовки вторжения в Англию. При отступлении в 1944 году немцы взорвали порт, а во время бомбардировок британской авиацией был уничтожен центр города. Город после Второй мировой войны был практически отстроен заново по проекту французского архитектора Огюста Перре. ЮНЕСКО в 2005 году внесла центр города Гавр в список Всемирного наследия, как исключительный пример архитектуры и градостроительства послевоенного периода».
Когда в начале 90-х годов в Гавре я впервые вступил на французскую землю с борта океанского лайнера «Тарас Шевченко», меня поразила городская архитектура, напоминающая родные «хрущёвки». Только много лет спустя я узнал, что жилые дома французского архитектора вдохновили авторов хрущёвок. Правда, первоначально проект жилого дома массовой застройки начался реализоваться при Сталине, но при Хрущеве в связи с борьбой с архитектурными излишествами проект был доведён до абсурда. «Хрущёвки» сыграли большую роль в решении жилищной проблемы в эпоху коммунальных квартир. Но со временем советские граждане начали называть их «хрущёбами» или «трущёбами». От французского проекта даже духа не осталось. Во времена Брежнева то же самое повторилось с чешским проектом 9-этажного жилого дома, который в советской интерпретации то же был доведен до «отсутствия излишеств». В чем я убедился, когда побывал в доме, построенными чехами в военном городке ракетного полигона «Ашулук» в Астраханской области.
В центре снимка кафедральный собор Гавра, напоминающий небоскреб.
Фотография из Интернета Церковь Сен-Жозеф, возведенная к 1958 году, больше похожа на огромный маяк или небоскреб (высота более ста метров). Знаменитый архитектор Огюст Перре посвятил ее жертвам Второй мировой войны.
Оцифрованная фотография 1992 года Одна из лучших фотографий собора в Интернете.
http://travelfreak.ru/2012/01/29/le-havre-france/Внутри храм так же поражает размерами.
https://travel.rambler.ru/media/original_images/516f24d3e2b7a.jpg***С Гавром связано событие, давшее миру название знаменитой французской школы живописи. В 1872 году художник Клод Моне из окна своей квартиры пишет городской пейзаж. Когда готовилось издание каталога для выставки в Париже (1874) потребовалось дать название картины. Издатель каталога посчитал, что надпись под пейзажем «Вид Гавра» будет вызывающей для публики. И тогда Клод Моне предложил обозначить свое произведение «Впечатление. Восход солнца». Так с легкой руки художника новое течение французской живописи получило название импрессионизм (от фр., впечатление).
Клод Моне Впечатление. Восходящее солнце (1872).
***Во время прогулки по городу впечатление произвели французы, выгуливающие в местном парке своих собак и убирающих совком продукты их жизнедеятельности. В принципе это норма для многих европейских городов. В Буэнос-Айрес я наблюдал еще более продвинутый ритуал. Домашних питомцев, пока хозяева на работе, выгуливает собачий «нянь». Как правило, так подрабатывают студенты, выводящие на прогулку сразу несколько псов разных хозяев. Они ведут их на специальные собачьи площадки в парках, где животные разными способами общаются между собой. Я наблюдал картинку, когда «нянь», уставший после студенческой вечеринки, привязал домашних питомцев к скамейке в парке, на которой улегся спать.В Гавре развито судостроение, нефтеперерабатывающая, химическая, цементная, хлопчатобумажная промышленность. Через порт проходит большая часть внешнеторгового оборота Франции со странами Америки и Западной Африки. Молодой Гаврский университет открыт в 1986 году*** По дороге на экскурсию в Париж любовались окрестным пейзажем долины Сены. Местные фермы с некоторым налетом не ухоженности напоминали российскую провинцию. Впереди нас ждал Париж и … вареная курица.Париж относится к городам, образ которого формируется задолго до его первого посещения. В результате завышенные ожидания не всегда совпадают с реальной действительности. Бросается в глаза огромное количество лиц не европейских национальностей — арабов и негров. Редко встречаются красивые француженки, возможно, они лето проводят на Средиземноморской Ривьере.Наша поездка была организована дирекцией круиза и включала ознакомительную экскурсию по французской столице. По завершению экскурсии мы успешно проехали мимо ресторана «Каспийская икра» у церкви Мадлен и остановились в сомнительном заведении на обед, который больше всего и запомнился через четверть века. Туристам подали вареную курицу и вино в литровых бутылках многоразового пользования на четверых.Французы по менталитету близки к русским. Выпив по рюмочке – две, они часами могут философствовать о чем-то далеком и возвышенном. Русские — о том, что за далеким горизонтом — о мировой политике и космосе, французы — преимущественно о женщинах. И те и другие мало обращают на неустроенность быта вокруг себя.
Информация из опыта многочисленных зарубежных поездок. Лучше всего организуют экскурсии, включающие обед и легкий шопинг, турки, в Израиле даже при посещении святых мест в Иерусалиме гиды делают акцент на коммерческой составляющей.
***Из старых фотографий 1992 года сохранилось всего две.
Возвышающаяся над Монмартром базилика Сакре-Кёр (сердце Христово) возведена в память о жертвах франко-прусской войны 1870 года.
Автор перед входом в Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари)
Можно совершить более обстоятельное виртуальное путешествие по Парижу и Франции на основе любительских фотосессий последующих поездок:
***Из Гавра «Тарас Шевченко» взял курс на Лиссабон. Продолжил работу бизнес-семинар. Когда лайнер шёл по неспокойному Бискайскому заливу, произошел бунт «семинаристов» с Кавказа. Они обнаружили, что за 2 тысячи американских долларов они ютятся почти в трюме в каюте на четыре человека, а руководитель бизнес-школы с женой и родственниками — в люксах и других приличных номерах. Они потребовали освободить для них одну из кают высокой категории. В случае отказа грозились выбросить за борт. Директор колледжа деловой администрации побежал жаловаться одесскому полковнику-милиционеру, который в круизе отвечал за безопасность. Полковник в майке и шортах играл с коллегами в преферанс, но выслушал жалобу и недовольно изрек: «Вы жалуетесь раньше срока. Когда выбросят за борт, тогда и примем меры».
Неповторимый 1992 год. Чрезмерное торжество капитализмаПутешествие вокруг Европы под флагом исчезнувшего государстваСанкт-Петербург. Город трех революций и буревестников российской демократииКопенгаген. Город, где богатых мучает совесть Гамбург. Достойный наследник ганзейской сверхдержавы вольных городовНидерланды.
Воспоминания о золотом веке приключений и работорговли Амстердам. Космополитичная столица безмерной демократии Французский Гавр. Родина «хрущевок». Вареная парижская курицаЛиссабон. Великий час ПортугалииБарселона. Туристическая столица СредиземноморьяНеаполь. Мастер-класс на Американском рынкеСтамбул.
«Челноки» штурмуют знаменитый рынок
Источник: https://dergachev-va.livejournal.com/193629.html
Судьба корабля «Marienburg» («Абхазия») компании «Seedienst Ostpreussen»
После признания поражения в первой мировой войне в 1920 году был подписан Версальский договор, по которому Германия была вынуждена передать Польше часть своей территории с выходом к Балтийскому морю. В результате Восточная Пруссия оказалась отделена от остальных германских земель. Сообщение могла осуществляться по железной дороге в закрытых вагонах или морским путем. Для организации морского сообщения с Восточной Пруссией пароходное общество в городе Stettin и пароходная компания «Hamburg-U.S.A. Line» учредили компанию под названием «Seedienst Ostpreussen» для обслуживания пассажирской морской линии, которая свяжет Польшу с ее восточным анклавом — Восточной Пруссией.
30 января 1920 года на маршрут Свинемюнде-Уоппот-Пиллау-Мемель вышел первый пароход. К 1925 году пассажиропоток на этой линии значительно вырос. Однако пароходные компании-учредители не спешили с финансированием увеличения пассажирских перевозок.
Сложившейся ситуацией воспользовалось военное руководство Германии. Заручившись поддержкой правительства, оно заказало специально для «Seedienst Ostpreussen» два однотипных современных быстроходных пассажирских судна. В 1926 году теплоходы «Hansestadt», «Danzig» и «Preussen» вступили в строй и начали осуществлять перевозку пассажиров на линии Штеттин-Пиллау-Кенигсберг. Позже, в 1933 году на этой же линии появилось третье судно — турбоход «Tannenberg».
Все пассажирскиесуда были спроектированы с учетом их двойного предназначения. На случай войны они вооружались и использовались в качестве минных заградителей. Уже во время строительства у лайнера «Tannenberg» были подготовлены места для монтажа трех 150 мм орудий, четырех 37 мм и шести 20 мм зенитных установок, а также помещения для боезапаса и хранилища для 460 мин заграждения.
14 октября 1939 года по заказу военного ведомства на верфи «Stettiner Oderwerke AG» («Grabow») было спущено на воду четвертое судно этого же проекта.
Это был турбоэлектроход «Marienburg» получивший некоторую техническую модернизацию в отличие от своих предшественников.
Новое судно имело специальный усиленный набор корпуса и другие элементы, которые позволяли турбоэлектроходу преодолевать «ледовые широты».
Турбоход «Marienburd» мог принять в двухместные каюты 132 пассажира и большое количество туристов на раскладных койках. Судно располагало большим рестораном на 170 посадочных мест, салоном для курящих, а также барами и кафе.
Для провоза легковых автомобилей и велосипедов в носовой части судна был оборудован специальный грузовой трюм.
На верхней палубе были оборудованы места для установки в военное время четырех 150 мм артиллерийских орудий, а также шести 37 мм и восьми 20 мм зенитных установок.
После войны достройка судна на плаву в гавани завода прекратилась, так как на верфи начали выполнять срочные заказы по ремонту и восстановлению боевых кораблей и транспортов ВМФ СССР.
После захвата советскими войсками города Штеттин недостроенный лайнер «Marienburg» стал военным трофеем. После исследования судна было принято решение о достройке лайнера на верфи «VEB Mathias-Thesen-Werft» в городе Wismar.
Отбуксированный в новое место турбоэлектроход в октябре 1950 года получил название «Ленсовет».
30 декабря 1955 года, достроенный с учетом последних достижений науки и техники в области пассажирского судостроения, двухпалубный лайнер был передан заказчику «Stettiner Oderwerke». Судно уже могло принять на борт 548 пассажиров, которые распределялись в каютах класса «люкс» 24 человека, в каютах первого класса 44 человека, в каютах второго класса 192 человека и в каютах третьего — 288 человек. Обслуживающий персонал составлял 48 человек. Энергетическая установка судна состояла из трех водотрубных котлов системы «Wagner» и двух паровых активно-реактивных турбин «TSK-3,2 HP II» мощностью 9600 л.с., а также два гребных электродвигателя мощностью 3250 л.с., которые обеспечивали лайнеру скорость хода в 18 узлов.
Для дополнительной установки радионавигационного оборудования судно было отправлено в порт Рига. После окончательных монтажных работ лайнер был передан Черноморскому морскому пароходству и был доставлен в порт приписки — Одесса.
На Черном море пассажирское судно успешно выполняло рейсы на линии Одесса-Батуми, совершая также разовые круизные рейсы. В 1962 году по просьбе руководства Абхазской АССР судно было переименовано в честь героического теплохода, который был затоплен во время второй мировой войны, и получил название «Абхазия». Добросовестно прослужив около 40 лет лайнер «Абхазия» был выведен из эксплуатации и продан на слом в 1981 году в один из портов Испании, Барселона.
Совершенно иная судьба сложилась у других однотипных судов компании «Stettiner Oderwerke AG». С началом второй мировой войны пассажирские суда «Hansestadt», «Danzig», «Preussen» и «Tannenberg» были переоборудованы в минные заградители.
8 июля 1941 года после успешной постановки минных заграждений в Финском заливе военные суда вышли из шхер Або и взяли курс на Германию.
По недоразумению командир соединения не был предупрежден главным командованием ВМС Германии о минных полях, поставленных шведскими ВМС по просьбе немцев в шведских территориальных водах, а потому не обратил внимания на предупредительные сигналы сторожевых кораблей ВМС Швеции.
Все три военных судна, идущие в строю уступа 9 июля около 19:00 подорвались на шведских минах и быстро ушли под воду с большим количеством людей. Так трагически завершилась деятельность компании «Seedienst Ostpreussen», а Германия лишилась части своей территории и прекрасных пассажирских лайнеров.
Технические данные лайнера «Абхазия»:
Длина — 131,6 м;
Ширина — 18,2 м;
Осадка — 5,4 м;
Водоизмещение — 6860 тонн;
Экипаж — 170 человек;
Источник: http://korabley.net/news/sudba_korablja_marienburg_abkhazija_kompanii_seedienst_ostpreussen/2009-12-30-455
Гавр — город-порт во Франции
Гавр уютно расположился на правом берегу Сены, на северо-западе Франции в регионе Верхняя Нормандия. На месте рыбачьего поселка в 1517 г. адмиралом Гуфье был основан город и назван в честь короля Франциска I очень благозвучно – Franciscopolis. Позднее он был переименован в Гавр-де-Грас – «Благодатная гавань».
Гавр — город-порт
К концу XVI века Гавр становится процветающим городом, а порт – вторым по масштабу во Франции.
Импрессионизм и Гавр. На первый взгляд понятия несовместимые. Но связь все-таки есть. Направление импрессионизма в живописи предопределяет отображение реального мира в его изменчивости и подвижности, путем своих мимолетных впечатлений.
Клод Моне — реалистичная картина «Впечатление. Восходящее солнце»
В 1872 г. Клодом Моне в Гаврском старом аванпорте с натуры была написана реалистичная картина «Впечатление. Восходящее солнце». Будучи представленной на выставке, с легкой руки Луи Леруа, написавшего фельетон о Салоне Отверженных «Выставке импрессионистов» и взявшего за основу название картины, возник термин «импрессионизм» и дальнейшее движение художественного направления импрессионистов.
Картина Клода Моне запечатлела момент перехода из ночи в день, удивительный восход солнца, утреннюю свежесть. Несколькими ярко-оранжевыми мазками художник сумел передать дрожащий на воде свет. Критики посчитали работу незаконченной. «Впечатление. Восходящее солнце» выставлена в парижском музее Мармоттан.
Война — тяжелое время для города
Время Второй мировой войны, принесшее множественные разрушения, было очень тяжелым для французского Гавра. Но благодаря новаторским архитектурным проектам Огюста Перре послевоенное возрождение города в стиле модерн было скорым и результативным.
[box] Проект реконструкции предусматривал восстановление 133 га центральной части города, строительство новой 17-этажной ратуши и церкви Сан-Жозеф с использованием современных и диковинных в то время железобетонных конструкций.[/box]
Уж, действительно, яркий пример послевоенной урбанизации с сохранением концепции старой схемы города и возможностей бетона. Лаконичность линий и форм, суровая помпезность и масштабность.
В 1949 г. Гавр был удостоен Ордена Почетного легиона. А продуманность и своеобразное эстетическое достоинство градостроительного решения Огюста Перре позволили ЮНЕСКО в 2005 году включить городской центр Гавра в список Всемирного наследия.
Достопримечательности Гавра
Кафедральный собор Нотр-Дам
Несмотря на громадные военные разрушения, все же сохранились некоторые памятники архитектуры XVI—XVIII вв. среди которых церковь Нотр-Дам; часовня XV в. Сен-Мишель.
Скальный массив разделяет Гавр на 2 части. Нижний город – порт, центр и периферия. Верхний город – фешенебельный район для состоятельных людей. Соединяются эти две части дорожным тоннелем и фуникулером.
[box type=»info»] В Гавре в 1961 г. был открыт музей изобразительных искусств имени Андре Мальро, известный своей коллекцией импрессионистских картин, второй по объему во Франции после парижского музея Орсе.[/box]
Здесь представлены работы Клода Моне, нормандских художников Эдгара Дега, Эдуарда Мане, Делакруа и Альфреда Сислея, Пьера-Аугюста Ренуара. Пейзажные виды гавани Эжена Будена и нормандские коровы Рауля Дюфи. В коллекции старейших картин музея – знаменитая «Волна» Гюстава Курбе.
Здесь можно побродить по «песчаному берегу», насладиться «морским бризом», увидеть восход солнца и закат дня в одном зале, прикоснуться к величественной красоте моря, созерцая удивительную тишину Гаврской гавани. Окунуться в реалистично-художественный мир импрессионистов-маринистов.
Гавр является, пожалуй, самым «морским» городом Нормандии. Море здесь диктует свои условия и не оставляет пространства для пасторальности. В 2004 году в музей была передана коллекция картин Оливера Сена, содержащая более 200 работ художника.
Башня церкви Сен-Жозеф, высота которой составляет более ста метров, видна даже из самых отдаленных уголков Гавра.
Одной из достопримечательностей Гавра, его визитной карточкой является церковь Сен-Жозеф, со 106-метровым шпилем, построенная Перре в середине 50-х годов ХХ века, одна из высочайших во Франции. «Небоскребная» церковь вносит определенную «изюминку» в городское «однообразие» и хорошо видна с моря.
В окрестностях Гавра интересен музей средневековой скульптуры и археологии. Есть Институт океанографии, крупные судоверфи.
Центральная площадь Гавра со скверами и фонтанами, со зданием Ратуши является одной из самых крупных в Европе. От площади к морю ведет однообразно застроенная, широкая Авеню Фош.
Современный культурный центр «Вулкан» — творение архитектора Оскара Ниймера
Поблизости есть еще одна достопримечательность современный культурный центр «Вулкан» — творение архитектора Оскара Ниймера, построенный в 1982 г. Бетонные белые стены, конусовидно-кривые и свободные формы – центр городской культурной жизни. Местные жители называют его «коробкой из-под йогурта».
Ранее бытовало мнение о мрачности и серости Гавра. Сейчас – это современный город, который иногда называют «французской Бразилией».
Порт Гавр — это морские ворота Парижа
Облик города Гавр создавался в конце 40-х годов ХХ века французским архитектором Огюстом Перре и представляет собой сочетание неоклассических форм и функционализма.
Нам будет приятно, если поделитесь с друзьями:
Источник: http://pro-france.com/goroda-frantsii/gavr/gavr-gorod-port-vo-frantsii.html
Первые экспедиции Писарро в Перу — Русская историческая библиотека
Одним из сподвижников Охеды и Бальбоа был Франсиско Писарро, уроженец города Трухильо, побочный сын знатного человека, занимавшего важное место в армии знаменитого полководца Гонсальво Кордовского. Матерью Писарро была простолюдинка. Отец не заботился о побочном сыне, и говорят, что в первой молодости Франсиско пас свиней.
Он не получил никакого воспитания и до конца жизни не умел писать и читать. Он был отважен и еще в юности отправился искать счастья в Новый Свет. В экспедициях Охеды и Бальбоа он привык выносить всякие лишения, и никогда не знал страха. Человек умный и бестрепетный, он приобрел себе в этих экспедициях большую славу,но не приобрел богатства.
Когда ему было 50 лет, он имел только небольшое поместье в нездоровой местности близ города Панамы.
Один из князьков восточного берега панамского перешейка говорил Бальбоа о стране, в которой люди едят с золотых блюд и где золото ценится не дороже того, чем в Испании железо. Писарро слышал этот рассказ и постоянно думал об экспедиции в землю, о которой говорил князек.
Но, человек небогатый, он не имел средств снарядить корабли, набрать солдат. Завоевание Мексики Кортесом усилило в нем желание покорить землю еще более богатую золотом. Около этого времени он познакомился с Диего Альмагро, суровым, вспыльчивым, но прямодушным человеком, опытным воином.
Подобно самому Писарро, Альмагро был побочный сын, покинутый родителями, оставшийся без всякого воспитания; но он имел больше удачи в приобретении богатства. Писарро нашел еще товарища, согласившегося помогать снаряжению экспедиции.
Это был Эрнан Луке, священник и школьный учитель в городе Панаме, человек умный и образованный. На общие средства они снарядили два корабля и наняли больше 100 матросов и солдат.
Франсиско Писарро
Автор изображения — José Fuertes
Первая экспедиция Писарро и Альмагро
Получив разрешение Педрариаса, бывшего тогда правителем Дарьенской области, Писарро и Альмагро отплыли на юг в ноябре 1524. Это была пора осенних дождей экспедиция подверглась таким бедствиям, каких не испытывали даже спутники Охеды и Бальбоа. Ужасная буря принесла корабли к необитаемому берегу, покрытому лесом, почти непроходимым.
Писарро и его товарищам угрожала голодная смерть. На одном из кораблей был послан капитан Монтенегро за продовольствием; он долго не возвращался. Шесть недель Писарро и его спутники мучились голодом. Наконец он при одном из походов по лесу нашел селение, в котором взял немного маиса и какао.
Он услышал также, что за горами находится большое царство.
Вскоре после того возвратился Монтенегро с запасом пищи. Экспедиция поплыла из «Гавани голода», Puerto de la Hambra, как назвал Писарро место своих страданий, вдоль берега на юг. Когда испанцы выходили на землю, туземцы убегали в лес. В покинутых жилищах испанцы находили золотые уборы; это ободряло их.
Корабль Писарро попортился; он остановился для починки у мыса, который назвал Кемадским. Вышедши на землю, испанцы ходили по окрестностям и увидели на холме укрепленное поселение. Жители его, нагие и раскрашенные, стали стрелять в испанцев. Писарро получил семь ран; шесть его товарищей были убиты.
Альмагро, вскоре приплывший к Писарро, тоже пошел на это селение и был ранен в голову.
Империя инков в Перу
Панамский договор 1526 года
Сама по себе экспедиция была неудачна, но увеличила надежду на будущие успехи. Альмагро доходил до роскошной долины реки Сан-Хуана.
Он и Писарро решили возвратиться в Панаму и просить поддержки у правителя области или приискать себе товарищей, имеющих деньги; они рассчитывали, что найдут много спутников между отважными и алчными людьми, бродившими тогда по Центральной Америке.
Трудно было добиться поддержки Педрариаса, человека мелочного, завистливого, недоверчивого; но Луке убедил его заключить договор, по которому он за 1.000 золотых монет предоставил Писарро и Альмагро право покорить Перу. Они были назначены начальниками экспедиции на равных правах.
Луке, доставший у алькальда Эспиносы 20.000 пиастров на снаряжение экспедиции, получил право на третью часть всей добычи и всех земель, какие будут покорены. Этот договор был заключен 10 марта 1526 года.
Вторая экспедиция, 1526-1527
Писарро и Альмагро приобрели два больших корабля, запаслись оружием и провиантом, набрали около 160 матросов и солдат и снова поплыли на юг (1526). Главным кормчим был опытный моряк Бартоломео Руис. Эскадра доплыла до бухты, получившей имя залива св. Матфея.
Прибрежные жители были удивлены появлением иноземцев, но не проявили никакой враждебности к ним. Альмагро с золотыми уборами, взятыми в селениях по реке Сан-Хуану, поплыл обратно в Панаму набрать новых солдат, Руис поплыл дальше на юг, а Писарро пошел вглубь страны.
Руис увидел большую лодку, сделанную искуснее, чем те, какие прежде видывал он у туземцев; она имела большой парус из хлопчатобумажной ткани, имела палубу, на которой были построены домики, крытые соломой.
На лодке находились мужчины и женщины, одежда которых была сделана из хороших тонких тканей; у них были изящные золотые и серебряные изделия, которые они везли для продажи туземцам.
Рассказы этих людей возбудили в Руисе и его спутниках очень большие надежды.
Он проплыл на юг за экватор до мыса Пасадо и возвратился в бухту св. Матфея, взять на свой корабль Писарро, который между тем сделал поход до высоких гор по стране, имевшей роскошную растительность.
Поход был очень тяжел, на Писарро и его спутников нападали туземцы, переправы через реки были опасны, потому что там было много кайманов и громадных змей; часто приходилось страдать от голода.
Спутники Писарро были изнурены, желали возвратиться в Панаму; но ободрились, когда приплыл Руис и рассказал о своих открытиях.
Вскоре после того возвратился из Панамы Альмагро с провиантом и новыми солдатами. Педрариас вскоре после отплытия Писарро умер; новый правитель Дарьенской области Педро Риас усердно помогал Альмагро и обещал вперед оказывать всякое содействие экспедиции.
Эскадра поплыла дальше на юг, подвергалась бурям.
Испанцы видели по берегу селения, показывавшие, что тут живут цивилизованные люди; увидели наконец большой город, очень обрадовались, но на берег пришли тысячи вооруженных людей, чтобы не допустить иноземцев в свою землю; спутники Писарро и Альмагро испугались.
Они совершенно упали духом, узнав, что Альмагро опять отправится в Панаму набрать новых солдат, запастись провиантом и оружием, а Писарро останется ожидать его на острове Галло.
Один из участников экспедиции успел послать на корабле Альмагро спрятанное в тюке хлопка письмо, рассказывавшее о бедственном положении экспедиции.
Письмо дошло до правителя колонии и убедило его, что экспедиция не может иметь успеха, что все участники её погибнут, если он не принудит её начальников возвратиться.
Он послал Тафура с двумя кораблями заставить Писарро плыть обратно. Тафур нашел спутников Писарро изнуренными от голода; почти все они с восторгом приняли его приглашение возвратиться в Панаму. Писарро провел шпагой черту на песке и сказал, чтобы желающие оставаться с ним, перешли на его сторону черты.
К нему перешли только 11 человек, одним из которых был кормчий Руис. Все остальные отплыли в Панаму. Писарро и его товарищи нашли невозможным оставаться на острове Галло, сделали плот, переплыли на маленький остров Горгону, построили там шалаши для приюта на дождливое время года и ждали возвращения Альмагро.
Высадка у Тумбеса
Через семь месяцев Альмагро возвратился с известием, что правитель Дарьенской области будет помогать экспедиции; но предварительно хочет переговорить с Писарро.
Перед отъездом в Панаму Писарро и его спутники предприняли плавание по соседнему берегу материка, чтобы собрать сведения о стране. Через 20 дней они приплыли в Гуаякильскую бухту; по берегам её стояли селения и города. Испанцы высадились на сушу у Тумбеса.
Туземцы ушли с берега; но с испанцами находилось несколько уроженцев той местности; они объяснили своим соплеменникам, что белые люди имеют миролюбивые намерения; туземцы стали обращаться с испанцами доверчиво, принесли им много маиса, какао, бананов, других произведений своей плодородной долины, привели несколько лам. Испанцы, ходившие, по поручению Писарро, в город, возвратились с рассказами о великолепии города, о множестве золота в его храмах.
Испанцы поплыли дальше на юг; туземцы принимали их доверчиво. Владетельница одной из тех местностей, где выходили они на берег, устроила праздник с играми в честь гостей, Писарро доплыл до 9 градуса южной широты и возвратился в Панаму хлопотать о снаряжении новой более сильной экспедиции.
Алонсо Молина, ходивший в Тумбес, очаровал жительниц города своей мужественной красотой. Он попросил у Писарро позволение остаться в Тумбесе; нашлось еще несколько человек, пожелавших остаться там. Писарро согласился на их просьбу и взял с собой несколько туземцев, вызвавшихся плыть с белыми в Панаму. Научившись кастильскому языку, эти туземцы при следующей экспедиции были переводчиками.
Поездка Писарро в Испанию, 1528
Через полтора года после отплытия из Панамы Писарро возвратился туда. Педро Риас не увлекся его рассказами, смотрел на него и Альмагро, как на безрассудных авантюристов. Писарро и его товарищи решили, что он поедет в Испанию просить помощи короля. Он перешел перешеек и поплыл в Испанию с верным другом Педро Кандией.
Испанский король Карл V, находившийся тогда в Толедо, дал аудиенцию Писарро. Мужественная осанка и врожденное красноречие его произвели выгодное впечатление на короля. Карл собирался тогда ехать в Италию. Уезжая, он поручил своей супруге и Совету индийских дел заключить договор с Писарро.
Он был подписан 26 июня 1529; по этому договору, Писарро был назначен правителем Перу; ему были даны очень широкие полномочия. Альмагро, Руис, Луке получили второстепенные должности; все участники прежней экспедиции, оставшиеся верными Писарро, были возведены в звание идальго и кавальеро.
Но материальной помощи от правительства Писарро не получил никакой, оно приняло под свое покровительство предпринимаемое им дело, дозволило ему набрать 250 солдат; и тем ограничило свое содействие ему. Он с трудом собрал в своем родном городе Трухильо и в Севилье средства на снаряжение трех небольших кораблей.
Одним из людей, помогавших ему, был Кортес, находившийся тогда в Испании. С Писарро отправились четыре брата; трое из них, подобно ему, были побочные сыновья, лишь один Эрнан Писарро был рожден в законном браке.
Двое из побочных сыновей старика Писарро имели, подобно Франсиско, отцовскую фамилию; одного звали Гонсало, другого Хуан; третий побочный сын старика имел имя Франсиско Алькантара.
Писарро и его спутники приплыли в Дарьенский залив, Писарро продал корабли, на которых приплыл, и, перешедши перешеек, снарядил в Панаме три корабля. Число воинов, набранных им, было несколько меньше 200 человек. Он купил 27 лошадей. Экспедиция отплыла из Панамы 28 января 1531.
Альмагро сердился на то, что был назначен лишь помощником Писарро, а не получил равные с ним права; но Писарро смягчил его досаду любезностями и обещаниями; он остался в Панаме снарядить новые корабли и собрать еще отряд воинов.
Высадка на остров Пуну
В гавани св. Матфея Писарро высадился на сушу и пошел берегом на юг. Когда испанцы подошли к городу Коаке, жители бежали в леса; испанцы нашли в их домах много золота, серебра, изумрудов. Отделив пятую часть для правительства, другую часть они послали в Панаму для привлечения товарищей к себе, остальное разделили между собой. Из Панамы скоро приплыли к ним новые авантюристы.
Грабеж Коаке запугал все прибрежное население; оно ушло в дальние местности, взяв с собой все имущество; испанцы скоро стали терпеть голод. Но когда они дошли до Гуаякильского залива, жители соседнего острова Пуны приплыли к ним на лодках, пригласили их к себе.
Испанцы пробыли некоторое время на этом острове, но скоро поссорились с туземцами. Писарро казнил нескольких старшин по справедливому или ложному обвинению в заговоре; жители напали на испанцев, но были без труда побеждены. К испанцам приплыли два корабля под начальством Эрнана Сото; на них был отряд конницы.
Писарро переправился на материк и выбрал опорным пунктом для похода в глубину страны город Тумбес.
Читайте далее статью: Завоевание Перу испанцами Писарро.
Источник: http://rushist.com/index.php/west/3696-pervye-ekspeditsii-pisarro-v-peru
Гавр, Аванпорт столицы Франции
БЛАГОДАТНАЯ ГАВАНЬ
Таков, пожалуй, самый точный и образный перевод первого названия Гавра — Гавр де Грае, по часовне Нотр-Дам де Грае в рыбацком поселке, на месте которого возник город.
Зто произошло в 1517 г. Адмирал Гуфье назвал новый город Францискополь — в честь короля Франциска I, который и дал ему поручение построить его, но сначала — порт. Уже через год здесь пришвартовался первый военный корабль, а в 1520 г.
король предоставил городу имени себя «вечные» привилегии и подарил свой герб и шпагу с серебряной саламандрой. В 1793 г. в честь одного из вождей Великой французской революции Жан-Поля Марата он был переименован в Гавр-де-Марат, затем в Гавр-Марат. В 1795 г.
это название сократилось до просто Гавр, то есть Гавань.
Археологические раскопки в районе Нижнего города и леса Монге-он обнаружили следы неолитической культуры. В находящемся в 6 км от Гавра городке Арфлёр раскопки велись в XIX в. и было установлено, что люди появились здесь в железном веке (в начале I тысячелетия до н. э.).
А непрерывно жили начиная с I в., это было галльское племя калетов. Во времена, когда нынешняя Нормандия входила в римскую провинцию Лугдунская Галлия (27 г. до н. э. — V в.), Арфлёр был известен как порт Каракотинум.
«Лебединый путь» — так поэтично именовали Сену викинги (норманны, т. е. «северные люди», как называли их галлы). В устье Сены они появились примерно в начале IX в., строили тут небольшие поселения. В июне 847 г. вождь викингов Рагнар Лудборг вошел в устье Сены уже во главе целой флотилии.
Гавр расположен на северном, правом берегу Сены при ее впадении в Атлантический океан, а фактически на берегах ее лиманов (неглубоких заливов, образующихся в таких случаях в устье равнинной реки). Через Гавр проходит граница между Верхней и Нижней Нормандией. К северу от города находится побережье пролива Па-де-Кале, к югу — устье Сены.
Почти напротив Гавра, на южном берегу реки, уже в Нижней Нормандии, — Онфлёр, старинный город-порт, сохранивший свою средневековую застройку. Первое письменное упоминание об Онфлёре относится к 1027 г.
Гавр и Онфлёр связывает сегодня Байтовый мост «Нормандия», по которому из одного города в другой можно попасть за 15 минут.
Но не только мост: собственно, и строительство Гаврской гавани было вызвано тем, что рейды Онфлёра и Арфлёра к началу XVI в. стало все больше заносить песком.
8 мая 1562 г. гугеноты разграбили католические церкви и изгнали из Гавра католиков. Опасаясь мести французского короля, они обратились к королю английскому, и вскоре Гавр был оккупирован англичанами, 29 июля 1563 г. французы с боем заставили их вернуться через Ла-Манш туда, откуда они пришли. С 1572 г.
Гавр был известен уже как крупный торговый порт, тогда второй после Нанта. В 1581 г. началось строительство канала в районе Гавра — между Арф-лёром и устьем Сены. Первый мощный подъем экономики Гавра пришелся на XVIII в., когда началась торговля с Вест-Индией.
Суда доставляют сюда кофе, хлопок, сахар-сырец, табак, кожу и другие, как выражались в то время, колониальные товары, а также «живой товар» — рабов из Африки. Одна за другой вырастают мануфактуры, фабрики, расцветают торговые компании. В XIX в.
все шло тем же чередом и Гавр становится поистине пролетарским городом, население его непрерывно растет. К началу XX в. компании, связанные с его портом, стали почти монополистами по части доставки кофе в Европу.
В городе, само собой, были и красивые общественные здания, и особняки, но дома для рабочих преобладали. В это время Гавр приобретает досадную для него славу города мрачного и мало благоустроенного. Полностью от этого ярлыка ему не удалось избавиться до сих пор.
Гавр разделен скалой на две части. Нижний город, где расположены порт, центр и спальные районы, стоит на месте болот и илистых отмелей, осушенных еще в XVI в., и искусственно созданных в XIX-XX вв.
территориях (уплощенный щебень) высотой примерно 1 м. Верхний город — это северо-западная часть Гавра, на высоте от 90 до 105 м над уровнем моря. Здесь значительно более комфортные условия для жизни, чем внизу.
Нижний и Верхний город соединяют дорожный туннель и фуникулер.
«МОРСКИЕ ВОРОТА ПАРИЖА»
Так издавна называли Гавр, аванпорт Парижа, находящегося в 200 км от него. Эту свою репутацию город старается поддерживать и укреплять.
В период Второй мировой войны Гавр, в 1940 г., был оккупирован немцами, в 1944 г., в рамках операции «Оверлорд» по высадке войск союзников в Нормандии, пережил 132 бомбардировки. Уцелело лишь приблизительно 10% зданий, но и те имели частичные разрушения.
Остальное довершили пожары, и тушить их было нечем: не работал водопровод. Портовые доки тоже были разрушены. Уже в 1945 г. в Гавре началось новое строительство с одновременной реконструкцией исчезнувших исторических зданий, но все их восстановить не удалось.
В 2005 г. центр Гавра был внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО как выдающийся пример решения градостроительных проблем в послевоенной Европе. Архитектор и инженер-строитель Огюст Перре (1874-1954 гг.
) взялся за осуществление этой задачи, когда ему был 71 год, но предложил дерзкий для того времени модернистский проект, поддержанный 60 молодыми сотрудниками его архитектурного бюро: основной строительный материал — железобетон, общественные и жилые здания — в едином ми-нималистическом функциональном стиле, улицы — прямые, широкие, полные света, их перемежают парки. Линейный силуэт Гавра со стороны моря с его высокими вертикалями должен был, по этому плану, воплотить образ «морских ворот». При строительстве Перре распорядился использовать фрагменты разрушенных во время Второй мировой войны зданий, это имело больше символическое, чем архитектурное значение, но было необычайно важно для жителей Гавра. В бетон добавлялась крошка из цветного стекла. 6500 небольших цветных окон имеет 106-метровый собор-башня Св. Иосифа; эти окна символизируют души погибших во время войны.
В 1970-е город переживает промышленный бум благодаря нефтехимическим и химическим предприятиям. В 1976 г. для гигантских танкеров был открыт новый порт Гавр-Антифер. Десятилетие 1990-2000 гг. стало для Гавра временем экономического спада, выросла безработица, люди стали покидать город.
Постепенно экономика Гавра была переориентирована на новые направления в промышленности, связанные, например, с аэрокосмической отраслью, в частности с выпуском электроники для нее. А главная ставка была сделана, конечно, на порт.
85% процентов внешней торговли Франции приходится на морские перевозки, и Гавр в этом контексте нацелился занять передовое место. Сегодня порт Гавра считается вторым во Франции (после Марселя) и первым по контейнерным перевозкам, а в Европе занимает пятое место по грузообороту.
В порту к началу 2000-х было построено 200 контейнерных терминалов, создан большой логистический центр, а в прилегающих к нему кварталах — сеть оптовых и розничных торговых центров. Вся работа Гаврского порта основана на принципах кооперации и иных видов сотрудничества с другими портами мира.
У Гавра пять основных партнеров, с которыми установлены прочные двусторонние связи: Далянь (Китай), Пуэнт-Нуар (Республика Конго), Магдебург (Германия), Гданьск (Польша), Нитера (Бразилия).
Ежедневно на работу в Гавр приезжают жители соседних городов и городков: Онфлёр, Сент-Адрес, Октевиль-сюр-Мер, Фонтэн-ла-Маллет, Монви-льер и других. С 2001 г. все они входят в Большой Гавр, агломерацию, в которой сегодня проживает почти 300 000 человек. Развитие транспортной системы для Гавра — одна из самых актуальных проблем. До 12 декабря 2012 г.
основным видом общественного транспорта в городе был автобус, но экономическая целесообразность заставила городские власти вернуть на улицы трамвай, рельсы которого были разобраны в 1957 г. Конечно, это уже не тот трамвай, а современный: скоростной, комфортабельный, нешумный.
Открытие новой старой трамвайной линии длиной 13 км прошло под лазерное шоу и фейерверки.
ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ
■ Есть архитектурная легенда (наша, не французская), что советские хрущевки были скопированы с домов для рабочих в Гавре. Построенные после войны по генеральному плану восстановления города, эти дома должны были быть дешевы в строительстве, обладать минимальными удобствами, а возводить их нужно было сразу кварталами. Что и было сделано.
■ До 1986 г., когда был открыт Гаврский университет, население Гавра оставалось в основном рабочим, и даже в 2009 г. доля жителей Гавра с высшим образованием составляла 18,9%, в то время как в целом по Франции — 24,5%, но надо заметить, что начиная с 1999 г. этот показатель в городе неуклонно растет.
■ Фильм финского кинорежиссера Аки Каурисмяки «Гавр», получивший в 2011 г. премию кинокритиков (ФИПРЕССИ) на Каннском кинофестивале, был снят в тех кварталах Гавра, которые отражали мнение о нем как о городе сером, унылом, депрессивном.
Главный герой фильма — бывший писатель, ставший чистильщиком обуви, но не утративший способности помогать тем, кто попал в еще более тяжелую жизненную ситуацию. Сам режиссер говорил о фильме, что хотел, «чтобы у зрителей не осталось поводов для пессимизма», и лучшей натуры для выражения этой мысли, чем Гавр, он в Европе не нашел.
Через полгода после съемок здания, запечатленные в этом фильме, были снесены. Гавр стремительно избавляется от своей «пессимистичной» среды.
■ На каждого жителя Гавра приходится более 41 м2 зеленых насаждений.
■ Клод Моне, выросший в Гавре, в 1874 г. в мастерской Нодара выставил полотно «Впечатление. Восход солнца», по-французски — «Impression, soleil levant». Это был вид Гаврского порта, написанный на пленэре, в совершенно новой для того времени живописной манере. Критик Л.
Леруа, не принявший ее, высокомерно назвал манеру Моне в связи с этой картиной «импрессионизмом», съязвив: «Обои, и те смотрелись бы более законченно, чем это «Впечатление».
Кто такой Леруа, все давным-давно забыли, а термин, созданный им, как известно, живет, и только в положительном смысле.
■ Футбольный клуб «Гавр» — старейший во Франции. Он был создан в 1872 г. Правда, его основателями были не французы, а докеры из Англии, собиравшиеся в обеденный перерыв, чтобы погонять мяч.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
■ Культовые сооружения: Кафедральный собор Нотр-Дам де Гавр (заложен в 1536 г., фасад— XVII в.), аббатство Гравиль-Сент-Онорин (XVI-XVIII вв. с церковью XI—XIV вв.), церкви Сен-Винсен, Сен-Франсуа, Сент-Анн и Сен-Мари (все — XVI-XIX вв.), Пресвитерианская церковь (1857 г., восстановлена в 1953 г.), церковь Св. Иосифа (1956 г.).
■ Здания и сооружения: Дом судовладельца (XVIII в.), Ратуша — Отель де Виль (XX в.), культурный центр «Вулкан» (1978 г. арх. — О. Нимейер), мост «Нормандия» (1995г.).■ Музеи: естественной истории, Старого Гавра, изящных искусств им. А. Мальро (полотна г. Курбе, Э. Делакруа, К. Моне, Э. Дега, Э. Дега, О. Ренуара, Ж. Сера, Р. Дюфи, А. Сислея, Э.
Бодена и других художников, живших и работавших в Нормандии).■ Японский сад.■ Поблизости: Арфлёр — средневековая городская архитектура, церковь Св. Мартина (XV в.), Ратуша (XVII в.), музей Дю-Приере; Монвильер — аббатство Сен-Совер (XI в.), Музей средневековой скульптуры и археологии в церкви XI—XIV вв.
, Онфлёр — средневековая городская архитектура, Старая гавань, Музей нормандской культуры и этнографии (в здании XVI в.), Морской музей (в церкви XIV в.).
- ■ Меловые скалы у деревни Этрета и сама деревня, в которой жили и творили многие художники импрессионисты и постимпрессионисты.
- Атлас. Целый мир в твоих руках № 164
Источник: http://asonov.com/goroda-i-strany/gavr-avanport-stolitsy-frantsii.html
Гавр (Париж)
Гавр считается почему-то морскими воротами в Париж, хотя до того Парижу чуть ли не три часа езды. На сам город вечных огней и света остается не более 4-5 часов, что, сами понимаете, явно несерьезно для Парижа.
Можно ещё по предложению мудрых пароходных учредителей сгонять и посмотреть Версаль за каких-то 159 евро с носа. Кто не знает, путь из Гавра до Версаля не намного короче, чем до Парижа, минут на 20.
Причал в Гавре далеко от выхода из порта и запрещено ходить по его территории. Выбраться можно либо на такси, либо на автобусе-шаттле, за деньги разумеется.
Объявленная стоянка в 10 часов растянулась на все 12 из-за «туристов-парижан», которые разумеется не уложились в отведенные им 9 часов. Я был дважды с круизами в Гавре и оба раза история повторялась.
В Гавре существуют и другие и не менее заманчивые экскурсионные возможности. И о них по порядку.
Вокруг много маленьких романтично-живописных уголков, облюбованных не только туристским братством, но и более искушенным людом, например, всеми почитаемыми импрессионистами (Моне с его кувшинками, скалами в Этрета и т.
д.) — Honfleur- 20 км + рядом Villerville, Pont-Audemer, Руан (помните картины Моне) — 97 км, Живерни (все тот же Моне) недалеко от Руана, Аббатство Сан-Мишель (далеко и надо хорошо прикинуть, а стоит ли туда ехать).
По пути в Руан несколько заманчивых, тёплых сердцу и глазу местечек. Словом, выкиньте из головы Париж, берите на прокат машину, пару друзей и вперед за импрессионизмом! К завтраку на траве, а то и к обеду в старой таверне со свежими устрицами под местное красное или белое вино в Онфлере или на берегу океана в деревеньке Villerville.
Коротко о всех городках вокруг Гавра и по пути на Руан можно прочитать здесь. В мою задачу не входит расписывать прелести тамошних достопримечательностей, а нацелить путешествующих в круизе.
Rent-a-Car (два офиса) в Гавре расположены прямо на набережной напротив порта в 5 мин езды на такси. На обратном пути служащая агентства с радостью подбросила нас к кораблю. Конечно, машину стоит заказать заранее, а не надеяться на удачу. Стоимость от 40 до 70 евро плюс бензин.
На сей раз мы решили поехать в Руан, построив маршрут с посещением Онфлера. Кстати, по дороге из Гавра на Онфлер вы поедете по замечательному мосту Нормандия, чуду современных инженерной мысли и дизайна. Не жалко было отдать и 5,7 евро на платный проезд.
Побывав в Онфлере мы настолько им впечатлились, что с середины пути на Руан вернулись в него и провели пару — тройку оставшихся часов на берегу его маленькой гавани в центре, вкушая дары моря и наслаждаясь романтической атмосферой городка под звуки шарманки, крики чаек и скрип лодочных уключин.
Стоянка машин в Онфлере есть за один квартал на подъезде к гавани La Claire. Не страшно, если пропустите ее. Узрев гавань, развернитесь (не заезжайте дальше в город — там пробки на узких улочках) и езжайте до круга, по нему налево и по указателям на паркинг. Ещё один ориентир — туристический офис Онфлера, на противоп. стороне от паркинга.
Весь Онфлёр красив, но наиболее привлекательна гавань La Claire. В утренние часы было пасмурно, но лёгкий туман лишь добавил романтическое очарование, а потом, через несколько часов, было много света и солнца, много радости и яркоцветной игры бликов.
Вообщем, до Руана мы не добрались. По пути заглянули в Pont-Audemer — Венецию Нормандии. Очень старый город — каналы, река, плотина, узкие улочки, и снова вода в них, очень старая церковь.
Красиво, но время, время.. По пути обратно заскочили в известную курортную деревню Villerville. А затем снова Онфлер…..Жаль, что творчески составленная программа осталась не выполненная. Не страшно, в следующий раз поедем прямо в Руан, а потом уже в другие городки, если останется время.
Источник: https://www.cruisegid.ru/cruise-ports/le-havre.html