Атомная леда, дали, 1949

Картина «Атомная Леда» была начата в 1945 году вскоре после бомбежки Хиросимы, известно, что Сальвадор Дали был потрясен фактом сходства своего недуга боязнью прикосновений и строением атома, в котором частицы, ограниченные одной структурой, не соприкасаются друг с другом. Найдя такую параллель, он создал работу на мифологический сюжет обольщения Зевсом легендарной правительницы Спарты, к которому обращались и Микеланджело и да Винчи, работу которую он называет «Атомная Леда», а нужно было бы назвать «Альтернативный Космос», в ней как и в космосе атома все частицы одного целого находятся в статической (в данный момент времени) свободе — не соприкасаясь друг с другом.

Атомная Леда, Дали, 1949

  • Сама работа, по мнению искусствоведов, содержит 9 (я бы сказал 12) символов, которые лучше раскрывают замысел художника (очередность символов привожу из источника)
  • 1) Голова Леды, в образе Галы-Елены, с одной стороны по Фрейду как персонификация ушедшей, горячо любимой матери, с другой — параллель с Еленой дочерью Зевса от этого союза.
  • 2) Зевс в образе птицы, где женщина не касается птицы и наоборот, по словам Дали,

Атомная Леда, Дали, 1949

  1. Так же Лебедь на картине не отбрасывает тени, что указывает на его божественную природу.
  2. 3) Яйцо как символ начала жизни в глобальном смысле, а также отсылка к мифу — дети Леды появились на свет из яиц, а также параллель со старшим братом, реинкарнационным близнецом.
  3. 4) Постамент: по источнику

Атомная Леда, Дали, 1949

Мне ближе толкование символа на постаменте- символ бесконечности в случае войны будет памятником жизни.

5) Угольник как рабочий инструмент плотника и ученого,

Атомная Леда, Дали, 1949

на эскизах видно, что

Атомная Леда, Дали, 1949

6) Книга по источнику это Библия

Атомная Леда, Дали, 1949

я считаю это книга сокрытого, книга тайных знаний.

7) Море по Дали

Атомная Леда, Дали, 1949

8) Скалы. Родина автора мыс Норфеу между Росесом и Кадакесом, географическая отсылка к месту.

9) Обручальное кольцо как символ брака по любви, заключаемого на небесах.

Атомная Леда, Дали, 1949

  • 10) Капли воды как передающая информацию субстанция — перво-вода — колыбель жизни;
  • 11) Поза Леды как поза пряхи (Праматери), сплетающей судьбы или нить жизни;
  • 12) Тень от угольника в форме буквы «А» (Альфа).

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2036104-salvador-dali-atomnaja-leda-nazovite-9-simvolov-zashifrovannyh-v-kartine.html

Картины Сальвадора Дали

  • mp-3 плейер
  • (музыкальное сопровождение)
  • Озеро в Вилабертране (1920)
  •  

 

  1. Скалы на побережье Льянэ (1926)
  2. Атомная Леда, Дали, 1949 
  3. Мрачная игра (1929)
  4. Атомная Леда, Дали, 1949 
  5. Сюрреалистическая композиция (1928)
  6. Атомная Леда, Дали, 1949 
  7. Незримые лев, конь и спящая женщина (1930)
  8. Атомная Леда, Дали, 1949
  • Рука (1930)
  • Атомная Леда, Дали, 1949 
  • Постоянство памяти (1931)
  • Атомная Леда, Дали, 1949
  1. Головокружение (1931)
  2. Атомная Леда, Дали, 1949 
  3. Тревожный знак (1934)

Явление моей кузины Каролинеты на побережье в Росасе (Плавно надвигающееся предчувствие) (1933)

Атомная Леда, Дали, 1949

  • Астральный параноический образ (1934)
  • Женщина с головой из роз (1935)
  • Явление города Делфта (1935-1936)
  • Белое безмолвие (1936)

Геологическое правосудие (1936)

  1. Медиумически-параноический мотив (1935)
  2. Леди Луис Маунтбеттен (1940)
  3. Археологический отголосок Анжелюса Милле (1935)
  4. Сон (1937)
  5. Лебеди, отражённые в слонах (1937)

Явление лица и вазы с Фруктами на берегу моря (1938)

Беконечная загадка (1938)

Исчезающие образы (1938)

Африканские впечатления (1938)

  • Телефон на тарелке с тремя жареными сардинами в конце сентября (1939)
  • Овцы (1942)
  • Тристан и Изольда (1944)

Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения (1943)

Галарина (1944-1945)

Искушение святого Антония (1946)

Атомная Леда (Leda Atomica) (1949)

Христос святого Хуана де ля Крус (1951)

Assumpta corpuscularia lapislazzulina (1952)

  1. Вид Порт-Льигата с Ангелом-хранителем и рыбаками (1950)
  2. Я в возрасте шести лет, когда я верю, что стал девочкой, а пока с большой осторожностью приподнимаю кожу моря, чтобы рассмотреть собаку, которая спит под сенью воды (1950)
  3. Колосс Родосский (1954)
  4. Тайная вечеря (1955)

Живой натюрморт (1956)

Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба (1958-1959)

Рука Дали похищает золотое руно, имеющее форму облака, чтобы показать Гала-зарю, совершенно обнаженную, — там, далеко, очень далеко, по ту сторону солнца (1977)

Дали, повернувшись спиною, пишет портрет Гала, повернувшейся спиною и увековеченной шестью виртуальными роговицами, временно отраженными в шести зеркалах (1977)

В поисках четвертого измерения (Fourth-dimension) 1979 г.

  • Явление лица Афродиты Книдской на фоне пейзажа (1981)
  • Жемчужина  (Рearl) 1981 г.
  • Три знаменитые загадки Гала  (ЕnigmaGala)  (1982)
  1. Воин (Warrior) (1982)
  2. Ласточкин хвост  (Swallow) (1983 г.)

    Дали Сальвадор,(полное имя Сальвадор Фелипе Хасинто Дали-и-Доменеч, Dali y Domenech),(11 мая 1904, Фигуэрас, Каталония — 23 января 1989, там же),испанский живописец, виднейший представитель сюрреализма.

Рисовать стал с юности. В 1924-1926 учится в Мадридской академии Сан-Фернандо, увлекается идеями анархизма, интересуется современными французскими мастерами, прежде всего символистами, а затем фовистами, кубистам и футуристами.

Читайте также:  Видео экскурсия по музею изобразительных искусств имени а.с. пушкина » музеи мира и картины известных художников

В 1928 переезжает в Париж, в 1929 встречает свою будущую жену — Гала (Елена Дьяконова), ставшую постоянной моделью его картин.

Как некие кадры несостоявшегося фильма, запечатлевающие мир снов и галлюцинаций, воспринимаются такие произведения Дали, как «Великий мастурбатор», «Раскрашенные удовольствия».

Обращаясь к сфере подсознательного, интересуясь эротикой, неосуществленными желаниями, игрой воображения, Дали стремится объективировать видения , дать описание безумия.

В навязчиво иллюзионистической манере, призванной убедить зрителя в реальности бредового мира, Дали с необыкновенно изощренной фантазией совмещает объекты совершенно разнородные, сталкивает их друг с другом в противоестественных ситуациях.

Знамениты образы Дали:  расплавившиеся часы, телефон-аппарат с трубкой в виде лангуста, диван-губы, рояль, свисающий словно драпировка, и другие. Использует он и прием «исчезающих образов», которые как бы растворяются в окружающем пространстве. Популярность художника растет, выставки устраиваются одна за другой.

Вскоре Дали порывает с парижской группировкой сюрреалистов, объявив себя единственным истинным представителем этого движения  и  в 1940 уезжает в США.

Среди известных картин этого времени — «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» — своеобразная иллюстрация к фрейдизму.

Дань атомной «моде» отдана в таких композициях, как «Атомная Леда» и в попытке создать Институт по изучению атомной бомбы в отношении искусства.

В 1948 возвращается в родной Фигуэрас, хотя временами наезжает в США.

После возвращения домой Дали все более проникается идеями католицизма. Религиозные мотивы, классицистическая композиция, подражание технике старых мастеров характерны для таких его картин 1950-х гг., как «Мадонна порта Льигат», «Христос св. Ионна на кресте»,   «Тайная вечеря»,  «Открытие Америки, или Мечта Христофора Колумба».

В последние годы Дали часто обращается к фотографии. Он читает лекции, выпускает книги, посвященные себе и своему искусству, в которых безудержно восхваляет свой талант  («Дневник одного гения», «Дали по Дали», «Золотая книга Дали», «Секретная жизнь Сальвадора Дали»).

Он всегда отличался причудливой манерой поведения, постоянно меняя экстравагантные костюмы и фасон усов. В 1974, вложив все свои средства, Дали строит Театр-музей Дали в Фигуэрасе — здание фантастической архитектуры, наполненное картинами и объектами художника.

Здесь он и погиб во время пожара, пребывая в полном одиночестве и не желая покинуть дом…

Высказывания Дали:

Дуракам угодно, чтобы я следовал тем советам, которые я даю другим. Но это невозможно, ведь я же совсем другой.

  • ***
  • Новую религию можно создать только с благословения банкиров.
  • ***
  • Врагов я забрасываю цветами — в гробу.
  • ***
  • Художник думает рисунком.
  • ***
  • Совершенно очевидно одно — то, что я ненавижу простоту во всех ее формах.
  • ***

Когда я пишу картины, я чувствую себя сумасшедшим. Единственное различие между мною и сумасшедшим в том, что я не сумасшедший.

  1. ***
  2. Разница между сюрреалистами и мной заключается в том, что сюрреалист — это я.
  3. ***
  4. Не бойся совершенства, тебе его не достичь никогда.
  5. ***

Люблю трансатлантические суда. Это роскошные больницы для здоровых людей.

  • ***
  • В шесть лет я хотел быть Колумбом, в семь — Наполеоном, а потом мои притязания постоянно росли.
  • ***
  • Я люблю Gala больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег.

Источник: https://artgalereya.mirtesen.ru/blog/43255456850/next

Дали и атом: на грани науки и религии

После Второй мировой войны человечество перешло в новую фазу существования. Одним из наиболее разрушительных и в тоже время стимулирующих факторов стало использование США ядерной бомбы, когда 6 и 9 августа 1945 года были уничтожены японские города Хиросима и Нагасаки.

Конечно, с морально-этической точки зрения это событие стало позором для цивилизованного мира, но была и другая сторона – переход к принципиально новому уровню научно-технической мысли.

В то же время, более ярко проявились и религиозные мотивы в западноевропейской и американской жизни.

Особенно глубоко новые тенденции проникли в среду творческой элиты и интеллигенции. Одним из наиболее чутких к трагическим событиями творцов оказался Сальвадор Дали.

В силу своих психо-эмоциональных особенностей он довольно остро воспринял эту общечеловескую катастрофу и на фоне специфики своего искусства разработал свой художественный манифест.

Это и ознаменовало новый период в его жизни и творчестве, который длился с 1949 по 1966 годы, под названием «ядерный мистицизм».

Атомная Леда, Дали, 1949

«Атомная Леда»

Первые признаки «ядерного мистицизма» появились в работе «Атомная Леда», где он выступил в синтезе с античной мифологией. Так, после приезда из Америки для Дали основной стала тема христианства. Наверное, первой в цикле работ можно считать написанную в 1949 году «Мадонну Порт-Льигата».

Читайте также:  Боровиковский владимир лукич, биография и картины

В ней он попытался приблизиться к эстетическим критериям Ренессанса. В ноябре этого же года он совершил визит в Рим, где на аудиенции у Папы Римского Пия XII презентовал понтифику своё полотно.

По словам очевидцев Папа был не слишком впечатлён сходством Богоматери с Галой, ведь церковь на тот момент взяла курс на обновление.

Атомная Леда, Дали, 1949

«Христос Сан хуана де ла Крус»

После этого знаменательного события у Дали родилась идея новой картины – «Христос Сан Хуана де ла Крус», для создания которой он взял за основу рисунок Распятия, создание которого приписывалось самому святому. На огромной картине был изображён Иисус над бухтой Порт-Льигата, вид на которую открывался с терассы дома художника. Позже этот пейзаж неоднократно повторялся на картинах Дали в 50-х гг.

Атомная Леда, Дали, 1949

«Дезинтеграция постоянства памяти»

А уже в апреле 1951 года Дали опубликовал «Мистический манифест», в котором провозгласил принцип параноидально-критического мистицизма.

Сальвадор был абсолютно уверен в упадке современного искусства, который, по его мнению, был связан со скептицизмом и недостатком веры.

Сам параноидально-критический мистицизм, по утверждению мастера, был основан на поразительных успехах современной науки и «метафизической духовности» квантовой механики.

Атомная Леда, Дали, 1949

«Мадонна Порт-Льигата»

Дали говорил, что взрыв атомной бомбы в августе 1945 года отозвался глубоким потрясением в его сознании. И с этого момента атом занял центральное место в мыслях художника.

Многие из картин, написанных в тот период, передавали заметное ощущение ужаса, которое охватило художника после известия о взрывах.

В этой ситуации увлечение мистицизмом помогло художнику создать новую форму для своих художественных концепций.

Атомная Леда, Дали, 1949

«Атомный крест»

Не смотря на острую критику и отрицательные отзывы, Дали всё же создал несколько настоящих шедевров. Работы каталонца оживляли образы Мадонны, Христа, местных рыбаков их Порт-Льигата и сонмы ангелов. Один из них в образе Галы появился на картине «Ангел из Порт-Льигата»(1956).

Галу он изобразил также и на полотне «Святая Елена Порт-Льигата» (1956).

В картинах мистико-ядерного цикла было несколько работ, в которых безраздельно главенствовал атом: «Дезинтеграция постоянства памяти» (1952-1954), «Ультрамариново-корпускулярное Вознесение» (1952-1953), «Ядерный крест» (1952).

Атомная Леда, Дали, 1949

«Святая-Елена-Порт-Льигата»

С помощью своих полотен Дали пытался показать наличие в атоме христианского и мистического начала. Он считал мир физики более трансцендентным, чем психологию, а квантовую физику – величайшим открытием ХХ века. В целом же, период 50-х годов стал для художника периодом интеллектуального и духовного поиска, который дал ему возможность совместить два противоположных начала – науку и религию.

Автор статьи: Нонна Довбыш

Источник: https://styleinsider.com.ua/2016/09/dali-i-atom-na-grani-nauki-i-religii/

С. Дали "Атомная Леда" 1949 by vikatida

Add text, web link, video & audio hotspots on top of your image and 360 content.

Атомная Леда, Дали, 1949 On thinglink.com, edit images, videos and 360 photos in one place. Explore content created by others. Атомная Леда, Дали, 1949 ???frontpage.edu.thirdscreen.apps.second??? Атомная Леда, Дали, 1949 Use the ThingLink mobile app to tag images on smartphones and tablets.

В роли мифологической спартанской царицы, которую обольстил бог Зевс, явившись к ней в обличье лебедя, — Гала. Леда родила от Зевса Елену и Полидевка, а от смертного мужа Тиндарея — Клитемнестру и Кастора.

Дали ассоциировал себя с Полидевком, а Галу, чье настоящее имя было Елена, — с мифологической тезкой, из-за которой началась Троянская война. Таким образом, Гала одновременно выступает в роли и сестры художника, и родительницы.

По мнению кандидата искусствоведения Нины Геташвили, супруга, бывшая на десять лет старше мужа, казалась Дали воплощением его умершей матери, которую художник очень любил. Детей у пары не было.

Зевс в образе птицы, как полагал французский арт-критик Жан-Луи Ферье, еще одна ипостась Дали. То, что на картине лебедь не соприкасается с Ледой-Галой, означает, по словам Дали, «возвышенное переживание либидо». На картине лебедь — единственный, кто не отбрасывает тени: это знак его внеземной, божественной природы.

Яйцо — древний символ жизни. Согласно мифу, дети Леды появились на свет из яиц. Со смертным близнецом Кастором Дали отождествлял старшего брата, тоже Сальвадора, который не дожил до рождения будущего художника.

Дали называл Галу «богиней моей метафизики» и изобразил ее как объект поклонения: парящей над пьедесталом, достойным статуи античного божества.

Угольник и линейка указывают на математический расчет в основе композиции картины. На эскизах к «Атомной Леде» видно, что женщина и лебедь вписаны в пентаграмму, соотношение линий которой соответствует пропорциям золотого сечения.

Читайте также:  «портрет инфанты каталины микаэлы австрийской», коэльо — описание

Эти пропорции, когда меньшая часть отрезка относится к большей так же, как большая ко всему отрезку, были известны еще древним грекам, а художники и ученые эпохи Ренессанса считали их идеально гармоничными.

В расчетах Дали помогал знакомый математик, румынский князь Матила Гика.

Скорее всего, это Библия, намек на божественную природу происходящего. В конце 1940-х годов, параллельно с увлечением физикой и математикой, бывший воинствующий атеист Дали вернулся в лоно католической церкви и вскоре провозгласил себя «ядерным мистиком».

Союз с Галой художник считал величайшей удачей своей жизни и главным источником вдохновения. Дали даже подписывал картины ее именем вместе со своим.

Источник: http://www.thinglink.com/scene/848080114758451201

"Атомная Леда" Дали в Севилье

Атомная Леда, Дали, 1949

До начала февраля будущего года «Атомная Леда» — одна из жемчужин коллекции Театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе — будет радовать жителей Севильи, благодаря экспозиции, организованной фондами CaixaForum и Gala-Salvador Dali. 

Выставка, помимо самого полотна, содержит большое количество материалов, позволяющих заглянуть на «творческую кухню» художника и оценить по достоинству огромную, проделанную им на протяжении нескольких лет работу по созданию своего «первого настоящего шедевра».

Бомбы, сброшенные над Хиросимой и Нагасаки в августе 1945 положили конец Второй Мировой Войне и потрясли все человечество. Стало понятно, что мир уже никогда не будет прежним. Для Дали эти страшные события на юге Японии означали конец сюрреалистического периода в его творчестве и начало нового этапа, который сам Дали называл «атомарным», или «ядерно-мистическим».

По сути, работы Сальвадора Дали «атомарного» периода — эта удивительная попытка объединить в живописи новейшие знания науки (прежде всего, ядерной физики) и испанский религиозный мистицизм.

В 1973 Дали писал: «Эти взрывы потрясли меня на самых глубин моего естества. Отныне любимой моей темой сделался атом.

Многие из пейзажей, написанных мной в тот период, отчетливо выражают глубочайшее чувства страха, который я  испытал, узнав о взрывах.»

«Атомная Леда», написанная в 1947-49 г.г. — одна из самых ярких работ этого периода.

Возвращаясь к хорошо проработанному в искусстве (и одному из своих любимых) греческому мифу о Леде и лебеде, Дали интерпретирует его с позиций своего «ядерно-мистического» метода — именно поэтому ни один из элементов полотна не соприкасается с другим — все объекты парят, будто подвешенные в воздухе или находясь в состоянии невесомости.

Дали, подобно Леонардо, возращался к этой работе на протяжении нескольких лет.

Работа над «Атомной Ледой» началась в бытность Дали в США, неподалеку от Монтеррея (Калифорния), в прибрежном поселке, который и пейзажами, и светом, очень напоминал Дали обожаемые им и воспетые многократно в его полотнах Кадакес и мыс Креус.

Да, в Америке, давшей ему деньги и славу, Дали, как ни странно, занимался поисками Родины — и, как мы знаем, все-таки вернулся впоследствии к своим корням.

Еще будучи неоконченным, полотно с 25 ноября 1947 по 3 января 1948 выставлялось в галерее Бину в Нью-Йорке. В предисловии к каталогу выставки Дали писал, что ему исполнилось 44 года и он, наконец, решил создать свой первый шедевр, добавляя, что показывает картину в неоконченном виде, позволяя всем, кому интересна его техника, наблюдать ход работы над полотном.

Интересно, что тогда же готовилась к выходу в свет книга Дали «50 секретов волшебного ремесла», которая, по сути, является справочником, пособием и руководством для всякого живописца, стремящегося к вершинам мастерства.

Экспозиция выставки в Севилье включает более 40 объектов, которые показывают, что Дали, при написании «Атомной Леды» не жалел ни времени, ни сил, пытаясь достичь поставленной цели. Рисунки, наброски, фотографии, чертежи, расчеты — все это помогает представить творческий процесс пошагово и в деталях.

Картина написана в соответствии с «божественной пропорцией» Луки Паччоли, однако, как известно, некоторые расчеты для полотна выполнил известный румынский математик Матила Гика, знакомством с которым Дали гордился. Все ключевые элементы полотна вписаны в пентакль, центром которого выступает пупок супруги художника.

С 1974 «Атомная Леда» занимает почетное место в «Зале Сокровищ» Театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе — периодически, впрочем, выбираясь в путешествия. До 3 февраля полотно будет находится в Севилье, после чего отправится на выставку в Сарагосу.

Наши контакты: E-mail: zakharovsergei@mail.ru

Тел, WhatsApp, Viber  +34 630917047

Источник: https://www.barcelona-excurs.org/leda-atomica-salvador-dali-en-sevilla/

Ссылка на основную публикацию