Арлезианка. портрет мадам жину, ван гог

Адольф Вильям Бугро. «Мадам Олри Рёдерер». 1900. Частная коллекция.

Арлезианка. Портрет мадам Жину, Ван Гог

Винсент Ван Гог. «Арлезианка (Мадам Жину с перчатками и зонтом)». 1888. Музей Орсе, Париж.

Арлезианка. Портрет мадам Жину, Ван Гог

Винсент ван Гог. «Мадам Гаше у пианино». 1890.

Арлезианка. Портрет мадам Жину, Ван Гог

Жак Луи Давид. «Портрет мадам Ж. А. Рекамье». 1800. Лувр, Париж.

Арлезианка. Портрет мадам Жину, Ван Гог

Жан Эдуард Вюйар.  «Мадам Вюйар в гостиной». Около 1893. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Арлезианка. Портрет мадам Жину, Ван Гог

Жан Эдуард Вюйар. «Мадам Вюйар у камина». Около 1895. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Арлезианка. Портрет мадам Жину, Ван Гог

Жан-Батист Грёз. «Молодая женщина в кресле (портрет мадам Грёз?)». Около 1765. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Арлезианка. Портрет мадам Жину, Ван Гог

Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен. «Портрет мадам Дюббари». 1781.

Арлезианка. Портрет мадам Жину, Ван Гог

Франсуа Буше. «Мадам Буше». 1743.

Арлезианка. Портрет мадам Жину, Ван Гог

Эдуард Мане. «Мадам Огюст Мане». 1865.

Арлезианка. Портрет мадам Жину, Ван Гог

Эдуард Мане. «Портрет мадам Брюне». 1860-1867. Частная коллекция.

Эдуард Мане. «Мадам Мане на голубой софе». Около 1874. Музей д'Орсе, Париж.

Эдуард Мане. «Портрет мадам Золя». 1879.

Эдуард Мане. «Портрет мадам Гийеме». 1880.

Эдуард Мане. «Мадам Жанна Мартин в капоре». 1881. Частная коллекция.

Эдуард Мане. «Портрет мадам Мишель-Леви». 1882.

Эдуард Мане. «Женщина с кошкой. Портрет мадам Мане». 1882-1883.

Эдуард Мане. «Мадам Мане за фортепьяно».

Эжен Буден. «Мадам S с детьми в своём саду в Трувиле».

Источник: http://aria-art.ru/0/M/Madam/1.html

Читать онлайн Музей д Орсе Париж страница 8. Большая и бесплатная библиотека

Винсент Ван Гог (1853–1890) Арлезианка (Портрет мадам Жину) 1888. Холст, масло. 92,3×73,5

Судьба Винсента Ван Гога, несомненно, одна из самых трагичных в мире искусства. Гениальный художник-самоучка, упорным трудом добившийся становления своего стиля, но так и не увидевший признания, глубоко страдавший сам и чрезвычайно чуткий к чужой боли, пораженный душевным недугом, покончил с собой в возрасте 37 лет, не захотев продолжать бесконечную борьбу с жизнью.

Мадам Жину была хозяйкой кафе в Арле, где Ван Гог поселился в поисках ярких красок юга Франции и мечтах об организации художественной мастерской, в которой могли бы творить исповедовавшие схожие взгляды живописцы.

Портрет много значил для Ван Гога, поскольку в нем удалось запечатлеть нравившийся ему типаж арлезианской женщины. Работа была выполнена всего за час, художник не старался скрасить недостатки внешности своей модели, даже намеренно подчеркнул их, чтобы явственнее проступила ее душевная красота.

Мадам Жину всегда была добра к восторженному и экзальтированному живописцу.

Арлезианка. Портрет мадам Жину, Ван Гог

Винсент Ван Гог (1853–1890) Танцевальный зал в Арле 1888. Холст, масло. 65×85,5

В Арле, куда по приглашению Ван Гога приехал для совместного творчества Гоген, художники, несмотря на скудность финансовых средств, посещали увеселительные заведения, которые давали им не только эмоциональную разрядку, но и богатый материал для живописи.

Тематика полотна «Танцевальный зал в Арле» схожа с многочисленными интерьерами парижских кабаре Тулуз-Лотрека, а манера письма напоминает клуазонизм Гогена, характеризующийся работой цветовыми пятнами внутри четкого контурного рисунка, наподобие витражного искусства.

Однако в отличие от Тулуз-Лотрека, который писал подмеченные сценки из жизни завсегдатаев кабаре или выступления артисток, Ван Гога интересовало психологическое состояние человека, оказавшегося в безликой толпе танцующих людей.

При яркости и праздничности полотна в нем звучат тревожные нотки одиночества в запруженном народом пространстве.

Арлезианка. Портрет мадам Жину, Ван Гог

Винсент Ван Гог (1853–1890) Звездная ночь 1888. Холст, масло. 72,5×92

По прибытии в Арль, природа которого очаровала художника, им овладела идея написания картины, отражающей все великолепие южной ночи. Мастеру часто казалось, что это время суток расцвечено более яркими красками, чем день.

Завораживающее полотно «Звездная ночь» стало воплощением этой идеи (одним из нескольких вариантов). Мистическая картина синих неба и воды, мерцающего сияния звезд и длинных световых дорожек от фонарей на водной глади — это ночь, дарящая людям покой и любовь. Она манит зрителя, раскрывая ему свои объятия, дышит тайной и каждому сулит надежду.

Беспокойные мазки Ван Гога, придающие неизъяснимую трепетность живописной поверхности его холстов, в этом произведении подчинены спокойному ритму, рождающему ощущение мерного плеска воды и дрожащих огней.

Арлезианка. Портрет мадам Жину, Ван Гог

Винсент Ван Гог (1853–1890) Церковь в Овере 1890. Холст, масло. 94×74

Ван Гог поселился в Овере (Овер-сюр-Уаз) после прохождения лечения в психиатрической клинике. Данное полотно создано за месяц до трагической смерти художника.

Он изобразил восточный фасад церкви Богоматери в Овере с готической апсидой XII века и возвышающейся над ней колокольней.

Верно передав на холсте соотношение основных объемов здания, художник все же подчинил его архитектуру своему видению: не стремясь к фотографически точному воспроизведению, мастер показал скорее ее личное восприятие.

В работе очевидно не только любование старинной постройкой, но и размышление о церкви как доме Божьем, символе спасения человека в вере. В начале жизненного пути Ван Гог был проповедником, неся в бельгийском шахтерском городке Слово Божье в страстном желании служить людям… Вероятно, обращение художника к образу церкви в конце жизни не случайно.

Символизм

Арлезианка. Портрет мадам Жину, Ван Гог

Пьер Боннар. Белый кот. 1894

Арлезианка. Портрет мадам Жину, Ван Гог

Эмиль Бернар (1868–1941) Мадлен в Лесу Любви 1888. Холст, масло. 138,5×86

Романтическое название данного полотна имеет вполне объяснимое толкование. Лес Любви — это не миф и не сказка, а реальный, расположенный вблизи города Понт-Авенлес, в котором часто работали художники. Нарисованная Бернаром девушка — его младшая сестра Мадлен, находившаяся в ту пору в нежном семнадцатилетнем возрасте, нравившаяся многим живописцам, в том числе Гогену.

Героиня показана лежащей на зеленом холме, пологий склон которого мягко спускается к реке Авен. Ее серое платье перекликается с цветом речной воды, уравновешивая композицию. Мадлен, изображенная в рост и занимающая почти всю ширину холста, словно приглашает зрителя разделить мечтательное созерцание природы и погадать о том, какие мысли ей навевает столь романтическое окружение.

Молодому художнику — Бернар написал представленную картину в двадцать лет — важно было не столько передать портретное сходство, сколько рассказать зрителю о душевном мире сестры, грезах и мечтах, которыми живет юная Мадлен, соответствии ее физической прелести духовной красоте.

Арлезианка. Портрет мадам Жину, Ван Гог

Эмиль Бернар (1868–1941) Бретонки с зонтиками 1892. Холст, масло. 81,3×100,3

В конце 1880-х Эмиль Бернар входил в понт-авенскую школу, возглавляемую Полем Гогеном. Чуть позже, в начале 1890-х, живописец склонился к символизму.

Французская Бретань привлекала художников тем, что тогда до нее еще не успела дойти индустриализация, и в их глазах провинция являлась сохранившимся кусочком настоящей Франции, живущей традиционным укладом.

Полотно, жанр которого следовало бы определить как бытовой, утрачивает свою специфику и обретает декоративность.

Здесь фактически отсутствует сюжет, изображенные женщины, погруженные в свои размышления, молча смотрят друг на друга, их фигуры кажутся загадочным намеком живописца на некое знание, открытое им и скрытое от зрителя.

Эффектные черно-белые традиционные костюмы бретонок яркими пятнами выделяются на фоне окружающего весьма условного пейзажа. Здесь художник использует технику клуазонизма, работая широкими областями цвета внутри контуров. Она является «изобретением» мастеров упомянутой школы.

Арлезианка. Портрет мадам Жину, Ван Гог

Поль Серюзье (1864–1927) Талисман 1888. Дерево, масло. 27×21

Молодой Поль Серюзье, ученик Академии Жюлиана в Париже, преклонялся перед искусством Поля Гогена. В 1888 с помощью друга Эмиля Бернара он познакомился со своим кумиром в Понт-Авене.

Это произошло в последний день пребывания Серюзье в городе, и Гоген, не тратя времени даром, повел его на этюд в Лес Любви, где преподал урок живописи.

Результатом встречи и стал этюд «Талисман», который имел необычайный успех среди нескольких учеников Академии, увидевших в нем заповедь нового искусства и образовавших группу «Наби» (в переводе с древнееврейского — «пророк»).

«Талисман» отвергает подражательную концепцию живописи, когда художник создает изображение предмета в соответствии с тем, каким он его видит. Работа учит обобщенному восприятию формы и цвета, что ведет к абстракции. Это — практически схема, на которой показано взаимоотношение цветовых пятен и основных объемов, квинтэссенция пейзажа, раскрывающая его суть без отвлечения на детали.

Арлезианка. Портрет мадам Жину, Ван Гог

Поль Серюзье (1864–1927) Ливень 1893. Холст, масло. 73,5×60

Живопись Поля Серюзье впитала не только уроки Гогена, но и некоторые особенности восточного искусства, бывшего популярным в художественной Европе.

Иное понимание пространства и объема, законы построения композиции привлекали европейских художников, отвергавших рутинную академическую живопись и искавших новые способы самовыражения. Серюзье увлекался японской гравюрой, в полотне «Ливень» очевидно ее влияние.

Предметы — дома и человеческие фигуры — лишены объема и существуют в двумерном мире, работа подчеркнуто декоративна. Не ставя перед собой задачу объективной передачи реальности, художник упрощает формы и усиливает роль линии.

Для достижения максимальной цельности восприятия картины Серюзье ограничивает цветовую палитру, тщательно подбирая несколько оттенков и отказываясь от многоцветности, которая уводила бы внимание зрителя от основной идеи полотна.

Арлезианка. Портрет мадам Жину, Ван Гог

Источник: https://dom-knig.com/read_188625-8

Любовная история Ван Гога и Японии

  • Кино, 
  • Музыка, 
  • Книги, 
  • Искусство, 
  • Психология, 
  • Философия, 
  • Общество, 
  • Поэзия, 
  • Проза, 
  • Театр, 
  • Архитектура, 
  • Технологии, 
  • Впечатления, 
  • Труд, 
  • Ф-письмо, 
  • Самоорганизация

Vahe Abovyan00:26, 22 апреля 20181000Добавить в закладкиДобавить в коллекцию

Перевод статьи о выставке, посвященной «японскому периоду» в творчестве Винсента Ван Гога.

Арлезианка. Портрет мадам Жину, Ван Гог

«Цветущие ветки миндаля». (1890). Музей Ван Гога, Амстердам.

В 1854 году Америка вынудила Японию, которая двумя веками ранее сама себя запечатала от Запада, открыть границы для торговли. В течение последующих нескольких десятилетий, японское искусство заполонило европейские рынки. Впервые западная аудитория познакомилась с Укиё-э или «картиной изменчивого мира«.

Читайте также:  Искушение св. антония, давид тенирс младший

Это направление изобразительного искусства, где на разноцветных кусках дерева изображались пейзажи, уличные сцены, сказочные сюжеты и разные природные явления. Парижские импрессионисты были в восторге. Эдуард Мане, Клод Моне и Эдгар Дега, все они изучали Укиё-э, но никто из них не оказался так поглощен эстетикой Укиё-э, как Винсент Ван Гог.

«Все мои работы», пишет он своему брату Тео, «основаны в какой-то степени на японском искусстве».

«Ван Гог и Япония» в Музее Ван Гога в Амстердаме, как не удивительно, первая большая выставка, посвященная этим отношениям. На ней выставлено более 60 картин и рисунков Ван Гога, которые представлены в сочетании с десятками изысканных примеров Укиё-э.

Многие из них принадлежали Ван Гогу, его коллекция составляла 660 экземпляров, многие из которых он повесил на стены своей студии.

Зная очень мало о Японии, кроме того, что было изображено на картинах, он представлял себе Японию, как безмятежное место, далекое от страданий и расстройств его собственной жизни.

Когда в феврале 1888 года он переехал в Арль, на юге Франции, он представил это путешествие как поиски своей собственной художественной Японии. «Что является эквивалентом Японии?», спрашивает он Тео, «юг? Я верю в то, что будущее нового искусства лежит на юге».

В центре внимания выставки — очень продуктивный период его творческой карьеры, который начинался с переезда в Париж в 1886 году, последующий переезд в Арль, и заканчивая его смертью двумя годами спустя. Его увлечение Японией началось в Париже.

Он привез туда с собой свою коллекцию распечаток и начал делать копии отдельных частей. Постепенно он начал включать в свой стиль особенности Укиё-э — жирные линии и поля цветов, усеченные перспективы и образы без теней.

По происшествии трех месяцев в Арле, он пишет Тео, что «начал видеть более японским глазом».

Хотя резкие мазки и бурные цвета на его картинах этого периода могут показаться совсем далекими от изысканного и утонченного мира Укиё-э, его «японский глаз» можно проследить на множестве его картина, начиная с упрощенного фона «Подсолнухов» (1888) и до диагональной перспективы «Ночного кафе» (1888).

Арлезианка. Портрет мадам Жину, Ван Гог

«Куртизанка» (по Эйсену). (1887). Музей Винсента Ван Гога, Амстердам

«Куртизанка» (По эйсену) (1887)

В Париже он сделал три копии печатей. Эту он сделал путем трассирования обложки журнала Paris Illustré. Обложка эта — репродукция гравюры Кейсая Эйсена, японского художника, прославившегося своими картинами типа «бибзинга«, портретами красивых женщин, от простых дам до богинь.

Однако, в данном случае, его субъект менее изысканный; японский зритель заметил бы прическу и пояс, который носили куртизанки. Линии пруда с лилиями Ван Гога сочетаются с этими ассоциациями.

Среди флоры и фауны, скопированной из других гравюр Укиё-э, лягушки и журавли, французские названиями которых называли проституток.

Сама женщина, которую Ван Гог выделил яркими красками и более широкими штрихами, чем было сделано в оригинале, — стоит напротив простого цвета поля — обычного тропа в портретной живописи Укиё-э, но очень далекого от западной портретной живописи времени Ван Гога, который способствует более четкому ощущению места.

Арлезианка. Портрет мадам Жину, Ван Гог

Мост в дождь (по Хиросиге) (1887). Музей Винсента Ван Гога, Амстердам

«Мост под дождем» (по Хиросиге) (1887)

Эта картина основана на картине «Ливень у моста Охаси» (1857) мастера Укиё-э Андо Хиросиге. Но это далеко не простая копия.

Как и Хиросиге, Ван Гог изображает дождь в виде вертикальных линий, но он превращает плоское, задумчивое небо в облачную массу мазков, меняет молочный цвет воды на насыщенный зеленый, а незаметную границу на более широкую, более яркую, украшенную иероглифами Кандзи.

Арлезианка. Портрет мадам Жину, Ван Гог

«Арлезианка. Портрет мадам Жину» (1888). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

«Арлезианка Мадам Жину с книгами» (1888)

«Арлезианка Мадам Жину с книгами» или «девушка из Арля», изображает Мари Жину, жену хозяина местного кафе. Четкие контуры фигуры, а также ее усеченный торс, напоминает Окуби-э или «большеголовые картины» Эйсена, в то время как тонкие, коричневые границы, напоминают те, которые изображены на пейзажах Хиросиге.

Арлезианка. Портрет мадам Жину, Ван Гог

«Автопортрет, посвященный Полю Гогену» (1888). Музей искусства Фогга, Гарвардский университет.

«Автопортрет, посвященный Полю Гогену» (1888)

Одной из целей Ван Гога при переезде на юг было создание поселения художников. В продвижение этой идеи он попросил коллег-художников Поля Гогена и Эмиля Бернарда нарисовать свои собственные автопортреты, в обмен на один из своих.

Как и «Арлезианка», эта картина, посвященный «моему другу Полю Гогену», имеет простой фон, ярко выраженные контуры и композицию, которая увеличивается в плечах и голове. В письме к Тео в октябре, он описывает это как «все пепельно-серое против бледности Веронезе [зеленый]».

Изображая себя с обрезанной прической и глазами » в японской манере», Ван Гог показывает себя в роли буддистского монаха, смиренно ждущего своих друзей, пока те выполняют свою часть сделки.

Арлезианка. Портрет мадам Жину, Ван Гог

«Автопортрет с перевязанным ухом». (1889). Галерея Кортальдского Института, Лондон.

«Автопортрет с перевязанным ухом» (1889)

В конце 1888 года, после ссоры с Гогеном, ван Гог, вероятно в результате эмоционального расстройства, отрезал часть своего уха. Он провел следующий год, или около того, в психиатрических клиниках в Арле и Сент-Реми. Это знаменитый автопортрет был нарисован им после того, как он вернулся в свою студию в Арле.

Удивительные вертикальные толстые мазки очень далеки от тонкости и плавности Укиё-э. И все же, на стене за ним, Ван Гог нарисовал великолепно детализированную «Гейши на природе», гравюра в стиле Укиё-э, сделанная Сато Торакийо в 70-ых года 19 века.

Наличие этой детали показывает, что он продолжал мечтать о Японии, даже когда у него появились проблемы со здоровьем.

Арлезианка. Портрет мадам Жину, Ван Гог

«Цветущие ветки миндаля». (1890). Музей Ван Гога, Амстердам.

«Цветущие ветки миндаля» (1890)

В Японии 19 века цветки сакуры были прекрасными символами кратковечности, они изображаются на многих Укиё-э гравюрах, иногда на фоне, иногда в качестве главного объекта.

«Цветущие витки миндаля» были нарисованы, пока Ван Гог был в психиатрической лечебнице Сент-Реми, желая запечатлеть память о рождении племянника, изобразив цветки с необычной нежностью.

Синий фон картины, который может быть как небом, так и чем-то более неопределенным, похож на такой же на гравюре «Сакура и снегирь» (1834) Хокусая, которая была слишком дорогой для Ван Гога, но которую он мог видеть в парижских дилерских агентствах.

Не имеющая тени, с густым узором, эта картина была бесконечно раз воспроизведена на обоях, обивке, подушках и сумочках. Несмотря на чрезмерную экспозицию, ее мощь не меркнет.

Оригинал: Джо Ллойд

Перевод: Vahe Abovyan

Поделиться   

Поделиться   

  • Кино, 
  • Музыка, 
  • Книги, 
  • Искусство, 
  • Психология, 
  • Философия, 
  • Общество, 
  • Поэзия, 
  • Проза, 
  • Театр, 
  • Архитектура, 
  • Технологии, 
  • Впечатления, 
  • Труд, 
  • Ф-письмо, 
  • Самоорганизация

Источник: https://syg.ma/@vahe-abovyan/liubov-van-gogha-i-iaponii

Винсент Ван Гог,Арлезианка Мадам Жину с книгами

Арлезианка. Портрет мадам Жину, Ван Гог

Арлезианка Мадам Жину с книгами

Ноябрь 1888 год . Холст, масло.Нью-Йорк, Метрополитен-Музей . .

В Арле, Ван Гог написал два очень похожих портрета Мари Жино, хозяйки Кафе де ля Гар, которая носила национальную одежду и была известной темноволосой красавицей Арля. Первая версия, которую Винсент Ван Гог описал в письме от ноября 1888 г , находится в музее Орсэ, в Париже. На ней зонтик и перчатки лежат на столе вместо книг.

«Г-н Гаше в безумном восторге от этого портрета и требует, чтобы я, если можно, написал для него точно такой же, что мне и самому хочется сделать. Теперь он оценил, наконец, и последний портрет «Арлезианки» — у тебя есть розовый вариант этой картины. Всякий раз, когда Гаше смотрит мои этюды, он возвращается к этим двум портретам и безудержно восхищается ими.»

„Я искренне старался уважительно отнестись к твоему рисунку, — впоследствии объяснял другу Винсент, — и все же разрешил себе вольно интерпретировать цвет в соответствии со строгим характером и стилем оригинала. Это можно назвать синтезом арлезианки; так как синтезы арлезианок встречаются редко, считай его твоим и моим произведением, итогом долгих месяцев нашей совместной работы» Ван Гог действительно написал несколько картин маслом по рисунку Гогена. Вполне возможно, «что этюд Гогена помог Винсенту делать портреты: Винсент всегда сожалел, что не может найти в Сен-Реми модели для портретов. Во всяком случае, с наступлением зимнего сезона количество его пейзажей уменьшилось. Арлезианка. Портрет мадам Жину, Ван ГогПоль Гоген Арлезианка 1888г Арлезианка. Портрет мадам Жину, Ван ГогПоль Гоген Кафе в Арле 1888г

Источник: http://xn—-7sbfga1dj.xn--p1ai/arles28.html

Мадам Жину, абсент и проститутки: разбираем картины Ван Гога и Гогена

Вскоре после того, как Ван Гог отрезал себе мочку уха, а Гоген спешно покинул Арль, решив, что на такое он не подписывался, а точнее вскоре после того, как Ван Гог пережил первый кризис и на время вернулся в относительно стабильное состояние, он написал Гогену письмо.

» Бесконечно рад, что Вам нравится портрет арлезианки, сделанный точно по Вашему рисунку. Прошу Вас рассматривать мою картину как нашу совместную работу и плод нашего многомесячного сотрудничества в Арле. Мне эта картина стоила ещё одного месяца болезни…»

Слева: Ван Гог, «Портрет мадам Жину». Справа: Гоген, «Арлезианка». Обе 1888.

Портрет мадам Жину — реверанс в адрес «дорогого мэтра» (так Ван Гог назвал Гогена в одном из писем) как минимум по четырём причинам. Во-первых, цвет.

Не свойственный Ван Гогу локальный цвет, без вибрирующего мазка, с заливкой большой плоскости одним тоном. Во-вторых, статичность.

Ван Гог динамичен, у него всюду жизнь, хоть в пейзаже, хоть в натюрморте, в то время как Гоген и из людей делает своего рода натюрморты, а точнее — монументальные и вечные скалы и первобытных идолов, он везде ищет внутренний покой и обездвиженность.

В-третьих, книги. Гогена называют литературным художником, и, когда Ван Гог писал стул Гогена, он тоже положил на него книги. Ну, а в-четвёртых, собственно, сама мадам Жину, которая переехала в картину Ван Гога с рисунка Гогена.

1888, Ван Гог, «Ночное кафе в Арле»

Мадам Жину — хозяйка кафе в Арле. В этом кафе часто заседал Ван Гог, так что оно, конечно, дало материал для пары его картин.

Читайте также:  Порыв ветра, 1873-1876, уинслоу хомер

Про одну из них он писал: «Я пытался показать, что кафе — это место, где можно погибнуть, сойти с ума или совершить преступление, воспроизвести атмосферу пекла, кабака-западни».

Не думаю, что мадам Жину порадовала бы такая трактовка: вязкий и тревожный свет, бильярдный стол похож на гроб посреди комнаты, за столиками дремлют пьяные завсегдатаи.

1888, Гоген, «Кафе в Арле»

Гоген, в отличие от Ван Гога, предпочитал писать по памяти и наброскам, а не с натуры, так что, когда он взялся за то же самое кафе, он подошёл к вопросу совсем иначе. С натуры был сделан только рисунок, который вы видели выше: два художника еле уговорили мадам Жину присесть за их столик.

Позировать она не хотела, и Гоген приговаривал: «Мадам Жину, мадам Жину, ваш портрет поместят в Лувре, в Париже». Гоген немного промахнулся: рисунок нынче обитает в Музее де Янга, Сан-Франциско, что тоже неплохо. Хорошо, что мадам Жину не увидела картину, которую Гоген написал, опираясь на тот рисунок углем.

Ей бы это вряд ли понравилось! В сочинённой сцене нет вангоговского драматизма, зато есть гогеновский юмор. Не знаю, что лучше.

1888, Ван Гог, «Стул Гогена», как и было сказано, с книгами

Дело в том, что наши герои часто хаживали в «один дом, где за неимением землячки можно найти знакомую». Так поэтично Гоген называл бордель. А Ван Гог писал: «Я видел здесь публичный дом: ни дать ни взять сельская школа».

Ходили они в эту «сельскую школу», разумеется, за моделями и сюжетами для картин, а вы о чём подумали? Так что немудрено, что в кафе Гогена за спиной мадам Жину сидят три проститутки в обществе клиента.

И кто же так хорошо устроился?

Слева: 1889, Ван Гог, «Жозеф-Этьен Рулен». Справа: фото Рулена

Это же местный почтальон Рулен! Отец многодетного семейства, хороший человек, друг и герой картин Ван Гога мог оказаться в такой пикантной ситуации разве что на картине Гогена. Да и мадам Жину, покрывшуюся лёгким румянцем от воспоминаний о бурной молодости и абсента, тоже можно увидеть только в кафе Гогена.

Мадам Жину на фото и на картине Гогена (фото более позднее)

Эта работа положила начало серии картин разных художников, посвящённых зелёному змию, — от Дега до Пикассо. Недаром в центре композиции сифон, высокий бокал и блюдечко с сахаром.

Так что неудивительно, что в 1929 году картина приняла участие в Антиалкогольной выставке в Третьяковской галерее.

Это был один из агитационно-пропагандистских проектов эпохи Первой пятилетки, и картины из щукинской и морозовской коллекций тогда ещё не были наглухо спрятаны в запасниках ГМИИ и Эрмитажа.

1901, Пикассо, «Любительница абсента»

По соседству с мадам Жину на антиалкогольной выставке красовалась её наследница — «Любительница абсента» Пикассо, в то время известная под менее поэтичным именем «Пьяница».

Её в Москву привёз Сергей Иванович Щукин (в советские годы она перебралась в Петербург, в Эрмитаж). А «Кафе в Арле» Гогена в 1908 году купил в галерее Воллара Иван Абрамович Морозов за 8 000 фр.

«Кафе» Ван Гога тоже купил Иван Абрамович, но нынче картина живёт за океаном. Как так вышло, я рассказывала в этом нарративе.

1907, Морис Дени, «Вакх и Ариадна», коллекция Ивана Морозова

Когда к Ивану Абрамовичу в гости прибыл его любимый художник Морис Дени, он особенно отметил два арлезианских кафе: «одно Гогена, с арлезианкой, бутылкой, дымом», другое — Ван Гога, «ослепительное и всё неправильное, но такое пережитое, такое прочувствованное, что «Кафе» Гогена кажется академическим». Гоген, наверное, кинул бы в него этой самой бутылкой, если бы узнал, что его назвали академическим. Хотя он и сам считал картину слишком благопристойной: «Я написал также ночное кафе, которое страшно нравится Винсенту, но мне — нет… В верхней части — красные обои; три проститутки: у одной голова в папильотках, другая — со спины, в зеленой шали, третья в ярко-красной шали; слева — уснувший Бишар. Мраморный столик. Всю картину пересекает полоса голубого поперечного дыма, но фигура на переднем плане слишком благопристойна».

1888. Слева вверху: Гоген, «Ван Гог пишет подсолнухи». Остальное — подсолнухи Ван Гога

Что ж. Пожалуй, если сравнить картину Гогена с реальностью, она и вправду слишком благопристойна. Я, конечно, не о мадам Жину, а о самом Гогене. Когда я вижу абсент в его «Кафе», я вспоминаю историю, которую Гоген рассказывает в своей книге «Прежде и потом»: он написал портрет Ван Гога, который работает над очередными «Подсолнухами», и показал картину ему.

Ван Гог сказал: «Да, это я, я, но я — сошедший с ума». В тот же вечер они пошли в то самое кафе, и Винсент заказал абсент. «Внезапно он швырнул мне в лицо стакан, выплеснув всё содержимое». На следующий день Ван Гог отрезал себе мочку уха. Гоген сообщил о случившемся Теодору Ван Гогу, младшему брату и лучшему другу художника, и отбыл из Арля.

Вот мы с вами и вернулись к тому, с чего начали…

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bd8149f13f8c633fb02b622/5c726ed7c873bc00afc50dff

Козырная мадам

$180 млн за один вечер — таковы результаты прошедшего в Нью-Йорке аукциона импрессионистов и модернистов Christie`s. $40 млн за «Портрет мадам Жину» Ван Гога и $35 млн за «Отдых» Пикассо стали главными составляющими этой внушительной суммы. С подробностями — ТАТЬЯНА Ъ-МАРКИНА.

«Арлезианка. Мадам Жину» была главным, давно предвкушаемым полотном нью-йоркских торгов. Хотя для того, чтобы стать настоящей звездой, ей немного не хватало надрыва и трагизма.

Ведь по картине, изображающей задумчивую женщину над книжками (один из томиков — «Рождественские повести» Диккенса, другой — «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу), совсем не видно, что ее автор, знаменитый Винсент Ван Гог, к моменту создания полотна уже смертельно рассорился со своим другом Гогеном, отрезал себе ухо и послал его в конвертике одной арльской проститутке.

Портрет написан в последний год жизни художника, в лечебнице для душевнобольных, и является чем-то вроде извинения перед Гогеном: в дни совместной жизни и работы на юге Франции, в Арле, Ван Гог и Гоген не раз работали над одним и тем же сюжетом. Так, и мадам Жину, владелицу кафе в Арле, писали и тот и другой.

Всего Ван Гог написал пять портретов мадам Жину, один был уничтожен, три других находятся в музеях. Эта «Мадам Жину» Ван Гога вышла умиротворенной, в несвойственной темпераментному художнику бледной и нежной гамме, фирменное буйство мазков различимо только на белой блузе и зеленой скатерти.

Картина собрала чуть меньше, чем рассчитывали организаторы,— при предварительной оценке в $40-50 млн она приобретена за $40,336 млн,— встав на четвертое место в списке самых дорогих произведений Ван Гога (первое держит «Портрет доктора Гаше», проданный за $82,5 млн 15 лет назад японскому коллекционеру и, по слухам, погребенный вместе с ним).

По неофициальным данным американского источника, «Мадам» купила нью-йоркская галерея Nahmad.

Эта галерея, по тем же данным, скупила чуть ли не десятую часть всех работ импрессионистов и мастеров ХХ века, выставленных Christie`s на торги,— «Двух женщин в саду Кань» ($1,3 млн) и «Прачек» ($1,4 млн) Ренуара, полотна Тулуз-Лотрека, Пикассо (не самую дорогую на торгах «Голову женщины (Дора Маар)», $5,6 млн), две картины Жоржа Брака. Что и говорить, это одна из главных антикварных галерей мира; приятно, что в сентябре 2005 года она почтила своим визитом Москву — именно эта галерея продавала (правда, тщетно) самые дорогие картины на осеннем Международном салоне изящных искусств в Манеже. Она купила и полотно Василия Кандинского «Стрелки» ($3,8 млн), но мы его увидим нескоро: участвовать в майском Салоне Nahmad Gallery не будет.

Нью-йоркская галерея Larry Gagosian, специализирующаяся по ХХ веку, даже не стала скрываться за привычным словом anonymous в списке топ-лотов аукциона.

Именно ее владелец заплатил вторую впечатляющую сумму вечера — $34,7 млн, вдвое против предполагаемой, за яркую картину Пабло Пикассо «Отдых» 1932 года, которая изображает возлюбленную художника русскую балерину Ольгу Хохлову в виде конструкции из кружков, дуг и овалов.

Совсем другой Пикассо, ранний, самого первого «голубого» периода, достался также весьма известной галерее Acquavella за $18,6 млн — это «Портрет Жермены» 1902 года.

Общий итог аукциона, включавшего в себя 51 лот, составил $180,2 млн. И это только начало — за неделю со 2 по 10 мая Christie`s планирует провести целую серию аукционов, на которых будет представлено все искусство ХХ века вплоть до самых современных мастеров и течений.

Всего за неделю аукционный дом собирается продать около тысячи произведений искусства и выручить около $300 млн. В спину Christie`s дышит конкурент — Sotheby`s, который на день позже проводит свой аукцион импрессионистов и модернистов с теми же громкими именами.

О его итогах читайте в завтрашнем номере.

Читайте также:  «вечер после дождя», левитан — описание картины

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/671136

Описание картины Винсента Ван Гога «Арлезианка»

Описание картины Винсента Ван Гога «Арлезианка»

Винсент Ван Гог – автор множества шедевров, которых признали гениальными только после его смерти. Этот художник – явление, раскрывшее и разбавившее собой стиль постимпрессионизм. Его стремление к ярким краскам, необычным образам и предрасположенность к чувственным сердечным порывам сделали картины самыми известными и узнаваемыми по всему миру.

“Арлезианка” менее популярное произведение, но тоже стоящее внимания. Хотя бы потому, что имеет звание одного из самых колоритных полотен знаменитого художника.

Мадам Жину дала согласие на то, чтобы позировать Ван Гогу для портрета. А ее позе, задумчивости, отрешенном выражении лица, потерянном взгляде есть что-то цепляющее, заставляющее сопереживать героине. Весь образ женщина будто бы пропитан грустью и тоской. Отмечалось, что мадам Жину действительно страдала от некоторых периодов меланхолии.

Вызывающе яркий желтый фон как бы символизирует о том, как полон и прекрасен мир вокруг, а лицо дамы кажется более потемневшим, серым, тусклым, в свою очередь указывая на внутреннее состояние человека. Тут Ван Гог очень умело составил психологический фон, отображая это на портрете. Он сумел увидеть мадам Жину благородной, спокойной и, возможно, немного отрешенной.

Невозможно не обратить внимание на то, как сильно усилены контуры предметов – это еще одна особенность произведения. Эта деталь еще более структурирует и подчеркивает образ арлезианки.

А каком-то роде, автор и сам передает свой внутренний мир через портрет человека, которого пишет. Он усиливает характер и настроения портрета своим взглядом на вещи: где-то преувеличивая, а где-то преуменьшая эмоции.

Говоря о чувственной и ранимой натуре Винсента Ван Гога можно, скорее, склоняться к первому варианту.

(No Ratings Yet) ← Описание картины Кузьмы Петрова-Водкина «Фантазия»Описание картины Алексея Венецианова «Сенокос» → Густав Климт Юдифь

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-vinsenta-van-goga-arlezianka/

Читать

Д. Перова, Н. Гомберг

Музей д'Орсе Париж

Официальный сайт музея: www.musee-orsay.fr

Адрес музея: Париж, ул. Рю де Лилль, 62.

  • Проезд: на метро — до станции Solferino (линия 12), на скоростном поезде RER — до станции Musee d'Orsay (линия С), на автобусе — линии 24, 63, 68, 69, 73, 83, 84, 94.
  • Телефон: +33 (0) 1 40 49 48 14.
  • Часы работы: вторник — среда, пятница — воскресенье: 9:30–18:00, четверг: 9:30–21:45, посещение групп: вторник — суббота: 9:30–16:00 (четверг до 20:00).
  • Кассы прекращают работу в 17:00, по четвергам — в 21:00.
  • Посетители должны покинуть музей за 30 минут до закрытия.
  • Музей закрыт по понедельникам, 1 января, 1 мая и 25 декабря.
  • Цены на билеты: Полный — 8 €, льготный (для лиц 18–25 лет, для всех посетителей с 18:00 по четвергам, с 16:30 по остальным дням) — 5,50 €.
  • Вход бесплатный для детей до 18 лет, посетителей с ограниченными возможностями с одним сопровождающим, для всех в первое воскресенье месяца.
  • Фото- и видеосъемка запрещены.

Групповое обслуживание: Для групп обязателен предварительный заказ. Кроме входных билетов должны быть оплачены регистрация группы и экскурсия. Плата за регистрацию — 40 €.

Плата за экскурсию для группы численностью от 5 до 25 человек (продолжительность посещения 1 час/90 минут): полная стоимость 75 €/120 €, льготная стоимость 45 €/75 €.

Информация для посетителей: Пальто, большие зонты, рюкзаки и сумки необходимо сдать в раздевалку. Крупногабаритные вещи (более чем 40x60x60), ценности, аппаратура и документы на хранение не принимаются.

Музей д'Орсе предлагает аудиогиды на русском языке, цена — 5 €.

На входе в музей расположены книжный магазин, магазин подарков.

Великолепный ресторан на первом этаже музея является историческим памятником, он открылся еще в 1900. Уютное «Кафе дю Лион» предлагает широкий выбор блюд и систему самообслуживания, а демократичный «Бутик дю Парви» — напитки и закуски.

Вид на музей д'Орсе

Впечатляет, конечно, когда крупные музеи размещаются в бывших императорских дворцах — как, например, Прадо или Эрмитаж, здания и интерьеры которых являются произведениями искусства.

С другой стороны, вряд ли кого смущает тот факт, что Дрезденская галерея или Национальная галерея в Лондоне располагаются на месте бывших конюшен, а флорентийская Галерея Уффици — в здании, первоначально предназначенном для размещения учреждений городской администрации.

Интерьер музея

А во Франции есть музей, который возник прямо на вокзале. Впрочем, и здесь без коронованных особ не обошлось. В самом центре Парижа, на левом берегу Сены, произрастал сад королевы Маргариты де Валуа, супруги Генриха IV.

В первом десятилетии XVIII века здесь началось строительство набережной д'Орсе, а в первой трети XIX столетия на ней появилось здание Дворца д'Орсе, которому не суждено было долго простоять.

На протяжении полувека в нем размещались Министерство иностранных дел, Счетная палата и Государственный совет, а в 1871 во время Парижской коммуны дворец был сожжен.

Экспонат музея

Мысль о строительстве на этом месте музея возникала еще в XIX столетии. В начале 1890-х знаменитый скульптор Огюст Роден выполнил по заказу государства проект портала предполагаемого храма искусств, изображающего Врата Ада из «Божественной комедии» Данте. Однако строительство так и не было начато (гипсовая модель барельефа «Врата Ада» сейчас находится в экспозиции д'Орсе).

Почти через тридцать лет после устроенного коммунарами пожара на этом месте началось строительство вокзала для железной дороги, связывавшей Париж и Орлеан.

В объявленном конкурсе архитектурных проектов победила работа Виктора Лалу, органично вписавшая новое здание в исторический облик города: оно гармонично сочетается и с Дворцом ордена Почетного легиона, расположенным по соседству на Рю де Лилль, и с находящимися на противоположном берегу Сены Лувром, и с садом Тюильри. Металлические конструкции — последнее слово в тогдашнем строительстве — были искусно скрыты за великолепными каменными фасадами.

«Вокзал прекрасен и напоминает дворец искусств», — писал в 1900 художник Эдуар Детай. Тогда эта мысль казалась слишком экстравагантной. Вокзал д'Орсе построили быстро, за два года (нужно было успеть к открытию Всемирной выставки в 1900), он прекрасно справлялся со своими обязанностями.

Но к началу 1940-х уже изрядно устарел, перестал использоваться по назначению и постепенно пришел в негодность, а занимавшие здание различные конторы не поддерживали его в должном состоянии.

Однако оно уже тогда стало служить искусству, используясь в качестве декорации для киносъемок (Орсон Уэллс снимал там свой знаменитый «Процесс» по роману Франца Кафки) и став пристанищем для Театральной компании Жана-Луи Барро и Мадлен Рено.

В зале музея

Здание ветшало, в начале 1970-х его даже решили снести. Но в октябре 1977 было принято официальное решение о создании на месте бывшего вокзала музея д'Орсе, посвященного искусству второй половины XIX — начала XX века (а в следующем году творение Виктора Лалу было признано памятником архитектуры).

В конце 1970-х Парижу действительно нужен был еще один музей. И вот почему.

В Лувре, открывшемся в революционном Париже в 1793, хранились бесценные произведения прошедших веков из коллекций французских монархов. Для работ современных мастеров существовал Музей Люксембургского дворца. В его собрании были работы Энгра, Делакруа и Давида.

Кстати, Людовик XVIII определил следующую схему проверки художественного творения временем: если в течение десяти лет после смерти художника или скульптора его работы в Музее Люксембургского дворца признавались неоспоримыми шедеврами, то их необходимо было перенести в Лувр.

Так решался вопрос комплектации этих двух музеев.

В 1929 коллекция импрессионистов Музея Люксембургского дворца была целиком передана Лувру. В 1937 остальные произведения живописи и скульптуры попали в новый Музей современного искусства, частично разошедшись оттуда по разным собраниям.

В 1947 работы импрессионистов из Лувра перенесены в галерею Жё-де-Пом, которая оказалась слишком мала для их экспонирования. Решением этой проблемы и стало превращение заброшенного здания вокзала д'Орсе в музей искусства второй половины XIX — начала XX века.

Художественные произведения, кочевавшие из собрания в собрание, обрели свой дом.

В превращении вокзала в художественный музей были учтены архитектурные особенности творения Виктора Лалу. Оформление интерьеров велось под руководством Гае Ауленти.

Музей торжественно открыл президент Франсуа Миттеран 1 декабря 1986. Перед зрителями были представлены не только произведения живописи, графики, скульптуры и декоративного искусства, но и фотографии, до этого времени не выставлявшиеся ни в одном французском музее, а также архитектурные проекты, отразившие развитие парижской архитектуры второй половины XIX столетия.

Осенью 2011 музей д'Орсе вновь открылся после очередной реконструкции. Она обошлась в сумму более 20 миллионов евро, причем государство выделило лишь треть. Собственно, с самого начала было ясно, что денег явно недостаточно.

И тогда директор музея Ги Кожеваль предложил остроумную идею: пусть деньги для д'Орсе заработают те, кто в нем выставляется.

Из 200 шедевров были сформированы две передвижные выставки, посвященные импрессионизму и постимпрессионизму, которые отправились в путешествие по странам и континентам и собрали почти 13 миллионов евро, после чего благополучно вернулись в свои родные стены — обновленное здание бывшего вокзала д'Орсе.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=547102&p=8

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector