произнести решающий аргумент в споре, сенатор Дельвиг. Вопросительным взглядом, вздернув бровь и желчно сомкнув губы, смотрит Алексей Писемский.
Актриса Пелагея Антиповна Стрепетова Этюд. 1882
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Репинское «непостоянство» оборачивается поразительным богатством и разнообразием. В каждом конкретном случае Репин демонстрирует способность к модификации живописной манеры, изменению композиционных, колористических, световых эффектов, эмоционального строя портретов.
Портрет Николая Ге выполнен в сумрачных «рембрандтовских» тонах, мелкими, рельефными мазками. Близкий по времени портрет Пелагеи Стрепетовой — размашисто, этюдно. Эта «горячая» эскизная живопись прекрасно соответствует сильному, порывистому, даже экзальтированному характеру знаменитой актрисы.
Репин всякий раз словно заражается личностью портретируемого, подчиняя свою живописную манеру свойствам характера и стилю поведения модели.
Портрет Елизаветы Григорьевны Мамонтовой. 1879
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет художника Рафаила Сергеевича Левицкого. 1878
Музей Атенеум, Хельсинки
Портрет Елизаветы Николаевны Званцевой. 1889
Музей Атенеум, Хельсинки
Портрет военного инженера Андрея Ивановича Дельвига. 1882
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Ощущение условности портретной ситуации, ситуации позирования, «игры на публику», необходимость представить человека не только таким, каков он есть, но и таким, каким он желал бы казаться, — это ощущение оберегает Репина от прямолинейного «физиологизма», к которому он был иногда склонен, в чем и сам признавался: «Мой главный принцип в живописи: материя как таковая. Мне нет дела до красок, мазков и виртуозности кисти, я всегда преследовал суть: тело так тело».
Этот «материализм», однако, часто не позволял художнику добиться того, что великолепно получалось, например, у его ученика Валентина Серова, — легкости изящества, грации. В репинском лексиконе эти категории отсутствуют.
Осенний букет. Портрет Веры Ильиничны Репиной, дочери художника. 1892
Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Стрекоза». Портрет Веры Репиной, дочери художника. 1884
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет писателя Алексея Феофилактовича Писемского. 1880
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Мы уже упоминали, что Репин не пожелал написать для Третьякова красивую девушку. И во время путешествия по Испании Стасов часто напоминал Репину, что здесь-то он должен обязательно написать красавицу. Наконец нашлась дама, показавшаяся им «чуть не идеалом красоты», и Стасов устроил портретные сеансы.
И тут — «куда, куда девалась ее красота?! Это была самая простая, самая обыкновенная и очень молчаливая дама… Этюд вышел очень заурядный, неинтересный», — вспоминал Репин. Чем же объясняет художник свою неудачу? Просто-напросто тем, что дама позировала очень старательно и добросовестно, и ему от этого стало скучно. «…
Часто, то есть почти всегда, когда позируют очень безукоризненно, терпеливо, портрет выходит скучный, безжизненный, и, наоборот, при нетерпеливом сидении получаются удачные сюрпризы. Так, например, у меня с П.М.
Третьякова, который сидел с необычайным старанием, портрет вышел плохой, а Писемский, вскакивавший каждые пять минут для отдыха, помог мне. Его портрет имел большой успех».
О своей картине Осенний букет — портрете дочери Веры — Репин, излагая его живописную программу, писал Татьяне Львовне Толстой: «Теперь начал писать с Веры; посреди сада, с большим букетом грубых осенних цветов, с бутоньеркой тонких изящных; в берете, с выражением чувства жизни, юности и неги». По живописи, по красоте и благородству колорита — это одна из самых удачных репинских работ.
Девочка Ада. 1882
Государственная Третьяковская галерея, Москва
- Портрет Александра Владимировича Жиркевича. 1891
- Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
- Портрет художника Николая Владимировича Ремизова (Реми). 1917
Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург
- Автопортрет. 1887
- Государственная Третьяковская галерея, Москва
- Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1883
- Государственная Третьяковская галерея, Москва
- Портрет Софьи Михайловны Драгомировой. 1889
- Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
- Портрет баронессы Варвары Ивановны Икскуль фон Гильденбандт. 1889
- Государственная Третьяковская галерея, Москва
- Портрет художника Василия Дмитриевича Поленова. 1877
- Государственная Третьяковская галерея, Москва
Но «выражение чувства жизни, юности и неги» совершенно не удалось Репину — правильнее было бы сказать, что лицо модели вообще лишено всякого выражения.
Следует заметить, что аналогичная художественная программа была в полной мере осуществлена несколькими годами раньше в знаменитой Девочке с персиками Серова, где не только модель, но и сама живопись картины наполнена ощущением свежести, юной радости и полноты жизни.
История и современность
В 1881 году Репин писал Стасову: «… брошу я все эти исторические воскресения мертвых, все эти сцены народно-этнографические… и начну давно задуманные мною картины из самой животрепещущей действительности,
Источник: https://litvek.com/br/373635?p=5
Читать онлайн Илья Репин страница 4. Большая и бесплатная библиотека
Портретист
В воспоминаниях Далекое близкое, в главе о Владимире Соловьеве Репин рассказывает, как неприятно поразил его визгливый, «детский» смех Соловьева — «будто дурачок какой хохочет». Этот смех до странности не соответствовал возвышенному облику знаменитого философа, с «глазами, как у Христа» и «впечатляющей фигурой».
В манерах и поведении каждого человека можно найти подобные черты, нарушающие общее представление о личности. Однако эти же черты и составляют неповторимость, особость любой индивидуальности. Найти момент равновесия между случайным, сиюминутным, и характерным, типическим — одна из главных задач портретиста.
Репин прекрасно осознавал тот факт, что, становясь перед лицом художника в качестве модели, человек неосознанно начинает «представлять себя» — позируя, он играет определенную роль. Это ролевое поведение раздваивает образ и облик человека между тем, что он есть и чем он хочет казаться, между лицом и личиной, маской.
В том, как человек теряет и находит себя среди взятых им или навязанных ему социальных, профессиональных и иных масок, — актуальная, общеинтересная проблема на все времена.
А поскольку живопись имеет дело только с образами видимости, то пути и способы, которыми существенное, внутреннее проявляется, просвечивает, проскальзывает во внешнем, — эти пути составляют собственную специальную проблему искусства живописи.
Портрет Дмитрия Ивановича Менделеева в мантии профессора Эдинбургского университета. 1885
Государственная Третьяковская галерея, Москва
В творчестве Репина эта проблема решена с большим мастерством. Модели художника всегда представлены в конкретной, легко прочитываемой жизненной ситуации: как правило, это ситуация «диалога» — со зрителем или с невидимым собеседником.
Глубоко задумался среди шедевров своей галереи Третьяков, скрестив руки на груди, — в полной достоинства позе, однако в движении пальцев его руки присутствует какая- то нервная трепетность, нарушающая общее спокойствие.
Откинулся в кресле, в то же время слегка приподнявшись, прищурясь, точно приготовившись произнести решающий аргумент в споре, сенатор Дельвиг.
Вопросительным взглядом, вздернув бровь и желчно сомкнув губы, смотрит Алексей Писемский.
Актриса Пелагея Антиповна Стрепетова Этюд. 1882
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Репинское «непостоянство» оборачивается поразительным богатством и разнообразием. В каждом конкретном случае Репин демонстрирует способность к модификации живописной манеры, изменению композиционных, колористических, световых эффектов, эмоционального строя портретов.
Портрет Николая Ге выполнен в сумрачных «рембрандтовских» тонах, мелкими, рельефными мазками. Близкий по времени портрет Пелагеи Стрепетовой — размашисто, этюдно. Эта «горячая» эскизная живопись прекрасно соответствует сильному, порывистому, даже экзальтированному характеру знаменитой актрисы.
Репин всякий раз словно заражается личностью портретируемого, подчиняя свою живописную манеру свойствам характера и стилю поведения модели.
Портрет Елизаветы Григорьевны Мамонтовой. 1879
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет художника Рафаила Сергеевича Левицкого. 1878
Музей Атенеум, Хельсинки
Портрет Елизаветы Николаевны Званцевой. 1889
Музей Атенеум, Хельсинки
Портрет военного инженера Андрея Ивановича Дельвига. 1882
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Ощущение условности портретной ситуации, ситуации позирования, «игры на публику», необходимость представить человека не только таким, каков он есть, но и таким, каким он желал бы казаться, — это ощущение оберегает Репина от прямолинейного «физиологизма», к которому он был иногда склонен, в чем и сам признавался: «Мой главный принцип в живописи: материя как таковая. Мне нет дела до красок, мазков и виртуозности кисти, я всегда преследовал суть: тело так тело».
Этот «материализм», однако, часто не позволял художнику добиться того, что великолепно получалось, например, у его ученика Валентина Серова, — легкости изящества, грации. В репинском лексиконе эти категории отсутствуют.
Осенний букет. Портрет Веры Ильиничны Репиной, дочери художника. 1892
Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Стрекоза». Портрет Веры Репиной, дочери художника. 1884
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет писателя Алексея Феофилактовича Писемского. 1880
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Мы уже упоминали, что Репин не пожелал написать для Третьякова красивую девушку. И во время путешествия по Испании Стасов часто напоминал Репину, что здесь-то он должен обязательно написать красавицу. Наконец нашлась дама, показавшаяся им «чуть не идеалом красоты», и Стасов устроил портретные сеансы.
И тут — «куда, куда девалась ее красота?! Это была самая простая, самая обыкновенная и очень молчаливая дама… Этюд вышел очень заурядный, неинтересный», — вспоминал Репин. Чем же объясняет художник свою неудачу? Просто-напросто тем, что дама позировала очень старательно и добросовестно, и ему от этого стало скучно. «…
Часто, то есть почти всегда, когда позируют очень безукоризненно, терпеливо, портрет выходит скучный, безжизненный, и, наоборот, при нетерпеливом сидении получаются удачные сюрпризы. Так, например, у меня с П.М.
Третьякова, который сидел с необычайным старанием, портрет вышел плохой, а Писемский, вскакивавший каждые пять минут для отдыха, помог мне. Его портрет имел большой успех».
О своей картине Осенний букет — портрете дочери Веры — Репин, излагая его живописную программу, писал Татьяне Львовне Толстой: «Теперь начал писать с Веры; посреди сада, с большим букетом грубых осенних цветов, с бутоньеркой тонких изящных; в берете, с выражением чувства жизни, юности и неги». По живописи, по красоте и благородству колорита — это одна из самых удачных репинских работ.
- Девочка Ада. 1882
- Государственная Третьяковская галерея, Москва
- Портрет Александра Владимировича Жиркевича. 1891
- Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
- Портрет художника Николая Владимировича Ремизова (Реми). 1917
Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург
- Автопортрет. 1887
- Государственная Третьяковская галерея, Москва
- Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1883
- Государственная Третьяковская галерея, Москва
- Портрет Софьи Михайловны Драгомировой. 1889
- Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
- Портрет баронессы Варвары Ивановны Икскуль фон Гильденбандт. 1889
- Государственная Третьяковская галерея, Москва
- Портрет художника Василия Дмитриевича Поленова. 1877
- Государственная Третьяковская галерея, Москва
Но «выражение чувства жизни, юности и неги» совершенно не удалось Репину — правильнее было бы сказать, что лицо модели вообще лишено всякого выражения.
Следует заметить, что аналогичная художественная программа была в полной мере осуществлена несколькими годами раньше в знаменитой Девочке с персиками Серова, где не только модель, но и сама живопись картины наполнена ощущением свежести, юной радости и полноты жизни.
Источник: https://dom-knig.com/read_184140-4
Как Полина Стрепетова приобрела славу Первой провинциальной актрисы в России?
Слухи о рождении «подкидыша» ходили в Нижнем Новгороде самые разные. Одни говорили, что его оставила игравшая один сезон в местном театре, актриса Глазунова, сбежав из города с юным офицером. Другие твердили, что ребенка привезла из Самары одна семейная пара, которой не на что было жить…
Однако очень скоро в доме Стрепетовых девочка приобрела не только заботливых родителей, но и официальное имя — Пелагея Антипьевна Стрепетова, а попросту стала для всех Поленькой. С первых лет своей жизни девочка знала, что живет с неродными родителями. И хотя в этой едва сводившей концы с концами семье ее никто ни в чем не упрекал, Полина росла замкнуто и отчужденно.
Она жила единственной мечтой — выйти на сцену.
Елизавета Ивановна только качала головой, узнав о решении приемной дочери идти в «артистки», иногда произнося: «А о своей внешности ты подумала…» Полина прятала глаза, втягивала в плечи голову.
Внешностью она, действительно, похвастаться не могла. Неказистая фигура, неправильные черты лица. Но желание девушки было столь велико, что, казалось, остановить ее никто и ничто не сможет.
Ее могучий талант привлекал многих постановщиков. Душевный голос актрисы, выразительный взгляд завораживали публику. Современники актрисы писали о заметных ее ролях в пьесах А.
Островского «Гроза» (Катерина), «Бедная невеста» (Мария Андреевна), «Без вины виноватые» (Кручинина) и А. Писемского «Горькая судьбина» (Лизавета).
Едва Стрепетовой исполнилось 19 лет, как ей предложили место в самарском театре.
Оставшись с дочкой на руках, Стрепетова пытается наладить собственную жизнь. Кто-то из актрис сообщил ей, что в нее тайно влюблен актер Модест Писарев. Образованный, интеллигентный, он сделал Стрепетовой предложение. И она, не раздумывая, согласилась. Полине хочется верить, что Модест ее не обманет.
Стрепетова, как и прежде, много работает, без устали репетируя роль за ролью. Известность о ней докатилась до Москвы и Петербурга. Ей предлагают гастроли в Москве.
Вот что по этому поводу писал брату композитор П. И. Чайковский: «Видел Стрепетову. Громадина ее таланта меня подавила». Все только и говорили в это время о ней.
Ее игра всех поразила, «она лишена позы, все по-бабьи, правдиво и жестко».
В одном из писем Модест писал жене: «Ты для меня все… И женщина, и актриса, и человек. И Бог!» Она ценила Писарева, но, когда узнала о его новом увлечении молодой актрисой, решила уйти от него. В 31 год она решается с двумя детьми, дочерью Машей от Стрельского и сыном Виссарионом от Писарева, перебраться в Петербург.
Актриса играет уже известные ей роли: Катерину в «Грозе», Лизавету в «Горькой судьбине». Иногда ее занимают в пьесах «Без вины виноватые» или в «Иванове».
Спектакль за спектаклем выпадает из ее репертуара, но Стрепетова понимает, что идти за помощью ей не к кому. А.
Островский, который знал о положении в театре, с возмущением говорил знакомым о том, как относятся к актрисе Стрепетовой, которую называл «великой». Но даже он не мог ее защитить.
10 лет работы в театре показались ей бесконечно долгими. Травля, развязанная Савиной против «провинциалки», привела актрису к частым болезням. Но ей не разрешают ехать на лечение.
Полина Антипьевна составляет письмо на имя директора императорских театров г-на Всеволжского, где просит его вникнуть в проблемы «Александринки».
Но тот, даже не пытаясь разобраться в сути вопроса, издает приказ об увольнении актрисы.
Стрепетова нравственно измучена, но желание играть на сцене у нее осталось. Покинув столь нелюбимый ею казенный театр, она вновь устремляется в провинцию: 9 лет она выступает в разных городах, едет, куда позовут, играет, в чем предлагают.
Когда ее вновь приглашают в Александринский театр, Стрепетова возвращается, надеясь, что ее взрослым детям там будет лучше. Ее дочь Маша, с которой у Стрепетовой были всегда натянутые отношения, мечтала о карьере актрисы.
Но Полина запретила ей даже об этом думать, боясь, что она повторит ее судьбу.
Все жизнь Полина Стрепетова жила очень скромно, откладывая деньги на учебу детей. Маша по ее просьбе избрала профессию учительницы. А любимый сын Виссарион выучился на дипломата, хотел жениться, но Стрепетова не одобрила его выбор. И сын, разорвав отношения с девушкой, выехал на службу в Турцию.
Казалось, что худшего в ее жизни уже не будет. Но в эти годы в Стрепетову страстно влюбился 28-летний студент Александр Погодин. Он собрался жениться на актрисе.
Она знает, что его родственники против этого союза, просит Александра ничего не менять в их отношениях, но он неумолим. И Стрепетова соглашается. Их союз был недолгим.
Когда его направляют на службу в Москву, Стрепетова отказывается ехать с ним, ссылаясь на нездоровье… Могла ли она тогда предположить? Не могла, не знала… Не выдержав расставания с любимой женщиной, Погодин застрелился.
Спустя годы Стрепетова напишет: «Я ведь, наверное, могла его спасти, но не поверила в его любовь». Родственники Погодина видели в ней виновницу случившегося. Кто знает, что чувствовала в этот момент Полина, которая столько раз обманывалась в своей любви.
Из театра ее вновь увольняют, Стрепетова понимает, что она подходит к своему роковому концу. Чтобы за что-то зацепиться в жизни, актриса, вспомнив о давнем приглашении сына погостить у него, распродает вещи, мебель, готовится к отъезду.
Она, будто предчувствуя свой уход, едет проститься с Модестом Писаревым, дочерью…
Сына Виссариона Стрепетова так больше и не увидела. Полина Антипьевна умерла в больнице 4 октября 1903 года в возрасте 53 лет, в день, который всегда считала днем своего рождения.
Следом за матерью ушел из жизни и ее сын. По собственной воле.
«Великую» Стрепетову похоронили в Санкт-Петербурге на Никольском кладбище. Через 30 лет ее прах перенесли в Некрополь мастеров искусств.
В Москве в Третьяковской галерее есть ее портрет. На нем изображена женщина с полными грусти глазами. Под ним надпись: И. Репин «Портрет трагической актрисы Стрепетовой». В этих словах глубокий смысл художника. Стрепетова на сцене играла драматические роли, и сама ее жизнь стала трагедией…
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/biographies/articles/19056/
Два портрета актрисы Стрепетовой
Бывают судьбы, поражающие воображение необычностью и внутренней завершенностью, – такова жизнь Пелагеи Антипьевны Стрепетовой (1850–1903), трудная и яркая, полная драматических поворотов. В семь лет она впервые вышла на сцену. Ей не было еще и пятнадцати, когда она стала профессиональной артисткой.
А спустя некоторое время слухи о ее блистательной игре стали распространяться по всей России. Первые же выступления провинциальной актрисы на сценах Москвы и Петербурга буквально ошеломили театральную публику, породили искреннее преклонение одних и столь же искреннюю неприязнь других.
И это не случайно: Стрепетова была не просто талантливой артисткой – она обновила самые принципы театральной игры. Будучи решительным противником рутины, актриса создавала сценические образы, насыщенные живым чувством, исполненные жизненной правды. По словам писателя А.
Плещеева, Стрепетова «играла, как Толстой говорит, как Репин пишет».
Но восторги поклонников и широкая известность все же не принесли Стрепетовой личного счастья.
Сравнительно легко проследить очередность событий, составляющих человеческую судьбу. Но возникает вопрос: а какова была внутренняя жизнь этой замечательной женщины? Каков был ее характер? О чем она думала, чем жила? Отзывы современников о Стрепетовой противоречивы, часто поверхностны.
Интересные воспоминания о Стрепетовой оставил М. В. Нестеров: «Стрепетова, как и великий Мочалов, как и ряд выдающихся русских актеров, основывавших свою игру на непосредственном „чувстве“, была неровна в игре.
Сегодня потрясала она зрителей глубокими, незабываемыми переживаниями мятущейся женской души – ее тяжкой доли, а завтра в той же роли была заурядна, бесцветна.
И так всю жизнь, на сцене и в жизни, чередовались у нее успехи с неудачами, с отчаянием.
В репертуаре ее было несколько ролей, в которых она не имела себе соперниц. В „Грозе“ она была поразительной Катериной.
Немало и других ролей с ярко выраженным трагическим характером и преимущественно из народной русской жизни Стрепетова играла как истинно великая артистка… Звук ее голоса, простота, естественность – тот великий реализм, что бывает так редко, и даже у великих художников знали мы не так часто – вот этот реализм был у Стрепетовой в минуты ее высочайшего вдохновения».
В Москве, в Третьяковской галерее, находятся два портрета актрисы, которые можно рассматривать как художественные «документы», чья правдивость совершенно бесспорна. А бесспорна потому, что созданы портреты людьми высочайшей честности и большого ума, прославленными мастерами русского реалистического искусства второй половины XIX века – И. Репиным и Н. Ярошенко.
И. Репин. «Портрет актрисы П. Стрепетовой». Масло. 1881.
Репин всегда был в курсе последних театральных новостей, высоко ценил талант Стрепетовой, ее манеру игры. «Ермолова и Ильинская, – писал он В.
Стасову, называя популярные в те годы артистические имена, – действительно прекрасные актрисы, но до Стрепетовой им далеко». Уже в 1878 году художник делает несколько карандашных набросков, изображающих актрису.
Проходит еще три года, и Репин создает живописный портрет Стрепетовой, в котором она представлена в роли Лизаветы из пьесы А. Ф. Писемского «Горькая судьбина».
В 1882 году мастер пишет еще один портрет Стрепетовой. Пишет как подготовительный этюд к картине «Одиночное заключение» («Тоска»), что находится ныне в пражской Национальной галерее. Результат был довольно неожиданным: картина явно не удалась, зато этюд к ней стал одним из шедевров русской живописи.
Смело и уверенно изобразил художник выразительное лицо молодой женщины, длинными нечастыми мазками наметил волосы.
Глаза несколько затемнил, отчего взгляд становится глубоким, исходящим словно бы из самой души человеческой. Очевидно, что перед нами человек, находящийся в особом психологическом состоянии.
Выбран момент высокого душевного подъема: творческое горение оборачивается страданием – не за себя, за других.
И главным носителем внутренней драмы становится живописное построение портрета. Красочный слой составляет здесь нечто движущееся, волнующееся, полное жизни. Колорит выдержан в общей теплой, даже «горячей» цветовой гамме. Мазки кладутся на холст решительно, с кажущейся небрежностью, но всегда точно.
Ощущается тот стремительный ритм, в котором двигалась кисть художника: широко и размашисто прописан фон, нервными белильными мазочками вылеплен воротник. Старший друг Репина, художник И.
Крамской, так описывал ход его работы над картинами: «Он точно вдруг осердится, распалится всей душой, схватит палитру и кисти и почнет писать по холсту словно в ярости какой-то».
Поскольку следы творческих усилий художника никак не скрыты, в картине словно сосуществуют . два образа: Стрепетовой и самого Репина.
И все же это никак не нарушает художественного единства портрета: ведь все черты характера автора, отразившиеся здесь – темпераментность, восторженность, – проявились лишь в отношении к модели.
Художник не пожелал быть сторонним наблюдателем, он открыто выразил восторг силой духа Стрепетовой, ее талантливостью, красотой помыслов.
Н. Ярошенко. «Портрет актрисы П. Стрепетовой». Масло. 1884.
Портрет кисти Ярошенко создавался почти одновременно с репинским: впервые зрители увидели эту работу на XII Передвижной художественной выставке в 1884 году. Отклики на него были весьма разноречивыми. Восторженно отзывался о портрете Крамской. В то же время анонимный рецензент «Санкт-Петербургских ведомостей» назвал эту работу «довольно неудачной».
Вряд ли кто-нибудь согласится ныне с такой оценкой одной из лучших работ Ярошенко. Но интересно, что в пылу полемики безвестный петербургский журналист указал на важную особенность полотна: художник написал здесь не Стрепетову-актрису, а скорее Стрепетову-личность.
Он вовсе не стремился продемонстрировать артистизм натуры, яркую талантливость Стрепетовой. Перед нами женщина с бледным и несколько суровым лицом в строгом черном платье. Ее взгляд не встречается со взглядом зрителя: она явно погружена в свои мысли, переживания.
Стрепетова представлена здесь как человек демократического круга, прогрессивных убеждений. Одному из исследователей творчества Ярошенко золотые браслеты на ее руках напомнили кандалы.
И удивительное дело: как ни скромен внешний облик изображенной художником женщины, при первом же взгляде на холст ощущаешь всю нравственную значительность личности Стрепетовой.
Большой мастер психологического анализа, Ярошенко использует минимум художественных средств, чтобы выявить и показать зрителю ее прекрасные человеческие качества: серьезность отношения к жизни, интеллигентность, душевную энергию…
Конечно же, манера письма Ярошенко отличалась от репинской. Портрет написан суховато, он почти монохромен – преобладают серые и черные тона. Но зато мастер необычайно точно нашел характерные для актрисы позу и жест рук, передал многосложное выражение ее лица. Сама строгость живописи соответствует всей неброскости портретного образа.
Художник ведет рассказ о Стрепетовой обстоятельно, уважительно и тактично. Несколько проигрывая, может быть, в эмоциональной «заразительности», столь свойственной созданию Репина, образ обретает черты духовной сосредоточенности и предельной достоверности.
Авторская оценка личности знаменитой актрисы здесь тщательно продумана и взвешена. Потому произведение и нуждается в долгом и внимательном разглядывании, в умном и доброжелательном зрителе.
Мимо этого скромного полотна легко пройти, но все же любому зрителю навсегда запомнятся строгое одухотворенное лицо Стрепетовой, ее напряженный мучительный взгляд, ее нервно сцепленные пальцы…
Часто возникает вопрос: а какой же все-таки портрет лучше – тот, что написал Ярошенко, или репинский? Однозначного ответа тут быть не может. Каждое из полотен хорошо по-своему, они словно дополняют друг друга, внося все новые и новые штрихи в наше представление о характере Стрепетовой.
Различными оказываются даже сами способы воздействия картины. Репин обращается к чувствам зрителя, он стремится «заразить» его своим сочувствием и симпатией к прекрасному человеку, к великой артистке. Ярошенко же прежде всего обращается к разуму публики. По мнению Крамского, холст, созданный Ярошенко, это не столько портрет, сколько «мысль художника, написанная по поводу Стрепетовой».
Впрочем, вряд ли правильно противопоставлять два произведения, созданных почти одновременно художниками-единомышленниками, ведущими мастерами Товарищества передвижных выставок. Как бы ни были портреты отличны друг от друга, в них много общего.
Репина и Ярошенко роднит понимание портрета как жанра, раскрывающего внутреннее состояние человека, его роль в жизни общества. В обоих случаях изображается душевная драма женщины. В самом ее характере выделяются те черты, которые свойственны были большинству передовых женщин той эпохи.
Поэтому оба образа воспринимаются как собирательные.
На единые реалистические принципы опираются мастера и в своих художественных поисках, внешне столь несходных.
И для Репина, и для Ярошенко превыше всего – правда натуры, она вовсе не понимается как унылое и холодное правдоподобие. Явно симпатизируя Стрепетовой, художники-реалисты ничуть не идеализируют ее внешность.
Нет ничего надуманно-красивого и в колорите работ, даже живопись Репина – широкая, виртуозная — очень правдива.
Русский реализм основывался не только на честном отношении к натуре, но и прежде всего на честном отношении к жизни. «Поэтом можешь ты не быть, – писал Н. А. Некрасов, – но гражданином быть обязан». Репин и Ярошенко были в своем творчестве поэтами и гражданами. Они не мирились с окружающим их злом, свято веруя – свидетельство тому портреты Стрепетовой – в красоту человеческого духа.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.chernorukov.ru
Дата добавления: 29.04.2013
Источник: https://www.km.ru/referats/333480-dva-portreta-aktrisy-strepetovoi
Актриса: Стрепетова, Полина Антипьевна | Натуральная красота
Поли́на (Пелаге́я) Анти́пьевна Стре́петова — известная российская театральная актриса.
Мемориальная доска на доме 10 по ул. Пушкинской в Санкт-Петербурге.
Биография
Родители Стрепетовой и точная дата рождения Полины неизвестны, её ребёнком подкинули на крыльцо дома нижегородского театрального парикмахера Антипа Стрепетова. В его семье она и была воспитана. Детство провела в Нижнем Новгороде.
С приёмными родителями девочке определённо повезло. Антип Григорьевич Стрепетов был человеком, что называется, редкой души, разве что увлекался водкой, которая в конце концов и свела его в могилу.
Приёмная мать Елизавета Ивановна слыла даровитой актрисой, обладательницей неплохого сопрано, и одновременно дамой высоких моральных качеств. Вместе со своими сёстрами и братьями служила в крепостном театре Д. Д. Шепелева (её отец, Иван Кочетов, был управляющим его выксунского имения). Пела в опере.
Так что в семье культивировали любовь к сцене, но бдительно ограждали детей от закулисной грязи. Но Полина уже в детстве решила, что станет актрисой.
Впечатление на эмоциональную девочку произвело выступление гастролирующей в Н. Новгороде московской знаменитости Л. П. Никулиной-Косицкой. Она стала своего рода эталоном для юной Стрепетовой, которая повзрослев, стала продолжательницей, созданной Никулиной традиции сочувственного, поэтичного изображения русской женщины, мечтающей и любящей, страдающей, а также отстаивающей свою любовь.[1]
Стрепетова впервые вышла на театральную сцену в 1865 году в Рыбинске. Она не получила театрального образования, но многое восприняла от товарищей по сцене: ученицы М. С. Щепкина — А. И. Шуберт, своего мужа — видного актёра М. И. Писарева и других.
Среди ранних ролей Полины Стрепетовой: Верочка («Ребёнок» Боборыкина), Софья («Перемелется — мука будет» Самарина, 1866). В первые годы пребывания на сцене Стрепетовой приходилось играть в драме, комедии, водевиле, оперетте («Фауст наизнанку», «Фру-Фру», «Прекрасная Елена» и др.).
Горячая любовь к народу, дух активного протеста против угнетения делали искусство Стрепетовой близким устремлениям революционно-демократической интеллигенции. Стрепетова первая в русском театре раскрыла духовную силу русской женщины.[источник не указан 1125 дней]
В Саратовском театре она встретилась с будущим мужем — актёром Михаилом Стрельским, и эта встреча стала роковым поворотом судьбы. Избалованный красавец не ограничивал себя в любовных связях и кроме того имел законную супругу, проживавшую за границей.
Терпеть и молчать Стрепетова не умела, а потому нервные срывы и бурные ссоры становились всеобщим достоянием.
Но Полина вынуждена была переезжать из города в город в качестве незаконной жены Стрельского, поскольку уже ждала ребёнка и на собственный ангажемент рассчитывать не могла.
Талант Стрепетовой как трагедийной актрисы проявился в период работы её в Казани (1871). Здесь она с огромным успехом играла свои лучшие роли — Лизавета («Горькая судьбина» Писемского), Катерина («Гроза» Островского), Марья Андреевна («Бедная невеста» Островского), Аннета («Семейные расчёты» Куликова).
В 1876 году Полина Стрепетова впервые выступила на сцене Александринского театра. С 1881 по 1890 в Александринском театре Полина сыграла свыше 30 ролей. Её талант ценили И. С. Тургенев, В. И. Немирович-Данченко, П. И. Чайковский. Портреты Стрепетовой писали И. Е. Репин, В. М. Васнецов, Н. А. Ярошенко.
П. А. Стрепетова в роли Лизаветы (Горькая судьбина). Картина работы И. Репина (1881)
Последние годы жизни Стрепетова провела в Санкт-Петербурге. В 1895—1896 играла в Малом (Суворинском) театре и писала воспоминания, правда закончить их не успела.
Полина Стрепетова была похоронена на Никольском кладбище Санкт-Петербурга. В 1936 году прах перенесён в Некрополь мастеров искусств.[1]
Адреса в Санкт-Петербурге
1881—1882 — набережная реки Фонтанки, 19.
1882—1884 — Лиговский проспет, 67.
1884—1893 — Пушкинская улица, 10, кв. 15 (мемориальная доска).
1893—1903 — Клинский проспект, 27[2].
Роли в театре
- 1889 — «Иванов» А. П. Чехова (Александринский театр) — Анна Петровна
- «Ребёнок» Боборыкина — Верочка
- «Перемелется — мука будет» Самарина — Софья
- «Горькая судьбина» Писемского — Лизавета
- «Гроза» Островского — Катерина
- «Бедная невеста» Островского — Марья Андреевна
- «Семейные расчёты» Куликова — Аннета
Литература
- П. А. Стрепетова. Жизнь и творчество трагической актрисы. Л. — М., 1959
- Гаевская М. Ю. Пелагея Стрепетова. Роковой талант. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. — 320 с. — 5 000 экз. — ISBN 5-462-00313-7
Примечания
- ↑ Стрепетова
- ↑ Энциклопедия «Санкт-Петербург» — М.:РАСПЭ, 2004, стр.843
Источник: http://naturalclub.ru/act/index.php?id=773
СТРЕПЕТОВА, ПЕЛАГЕЯ АНТИПЬЕВНА
статьи
СТРЕПЕТОВА, ПЕЛАГЕЯ АНТИПЬЕВНА (1850–1903), трагическая актриса второй половины 19 в., создавшая образ простой, страдающей и протестующей женщины России.
Выбранный путь
Родилась 4 (?) октября 1850 в Нижнем Новгороде в семье театрального парикмахера, удочерившей «подкидыша» и давшей ей свою фамилию. Своим днем рождения считала день, когда ее нашли приемные родители. Образования не получила. С 7 лет выходила на сцену нижегородского театра в детских ролях.
Впечатление на эмоциональную девочку произвело выступление гастролирующей в Н.Новгороде московской знаменитости Л.П.Никулиной-Косицкой.
Она стала своего рода эталоном для юной Стрепетовой, которая повзрослев, стала продолжательницей, созданной Никулиной традиции сочувственного, поэтичного изображения русской женщины, мечтающей и любящей, страдающей, а также отстаивающей свою любовь. Ее взросление происходило на самых различных провинциальных подмостках России.
Играть приходилось все, в основном, оперетки и водевили. Если другие начинающие артисты оттачивали на них свое мастерство, Стрепетовой этот жанр не давался, а свой репертуар она обнаружила не сразу. Переломным стал для нее год, когда удалось поступить на самарскую сцену.
Именно в Самаре Стрепетова выступила в ролях, где проявилась ее индивидуальность: Верочка (Ребенок П.Д.Боборыкина), Лиза (Горе от ума А.С.Грибоедова), Дуня (Не в свои сани не садись А.Н.Островского) и, наконец, Лизаветта (Горькая судьбина А.Ф.Писемского).
Рождение темы
С самого начала Стрепетова заявила о себе как актриса одной большой темы. В этом была ее несомненная сила, в этом крылась и слабость ее, как художника. Ее трагические героини жили отчаянием сопротивления, отстаивая свою любовь до конца. Они защищали свое право на большое чувство. Чувство пробуждало их души от спячки, пробуждало их незаурядные силы, преодолевало униженность.
Лучшие роли актрисы
Этапной стала роль Аннеты из Семейных расчетов (Н.И. и Н.Н.Куликовы), также сопровождавшая актрису на протяжении всей творческой жизни. Образ Аннеты давался Стрепетовой в развитии – от жизнерадостного доверчивого полуребенка до сломленной взрослыми расчетами девушки, лишенной детства и дома и обманом выданной замуж.
1871 – год признания таланта Стрепетовой и ее трагического искусства совпал с большими общественными событиями. С этого времени ее роли пронизывает обличительный пафос, что притягивает к ее творчеству интеллигенцию и студенчество.
Всю жизнь Стрепетову преследовал репертуарный голод, связанный с особенностью ее дарования. Отсутствие школы и навыков сценического мастерства заменялись интуитивными прозрениями и находками.
Точно обозначил ее границы Островский, знаток законов сцены: «Как природный талант это явление редкое, феноменальное, но сфера, в которой ее талант может проявляться с особенным блеском, чрезвычайно узка… Болезненная, бедная физическими силами, неправильно сложенная, она из сценических средств имеет только гибкий, послушный голос и дивной выразительности глаза. Она не имела школы, не видала образцов и молодость свою провела в провинции; при ее средствах ей доступны только те роли драматического репертуара, где не требуется ни красоты, ни грации, ни изящных манер, ни величавой представительности. Ее среда – женщины низшего и среднего классов общества; ее пафос – простые сильные страсти; ее торжество – проявление в женщине природных инстинктов – стихийных сил».
Роль Катерины в творчестве Стрепетовой
Одна из самых любимых и важных для нее ролей – Катерина из Грозы Островского. Актриса подчеркивала колоссальный внутренний конфликт Катерины, борьбы в ее душе двух начал: стихийно проснувшейся страсти и догматов поведения.
На протяжении ряда лет роль Катерины в ее исполнении менялась, эволюционировала, в зависимости от общественных настроений и ее состояния. Пора расцвета искусства Стрепетовой пришлась на рубеж 1870–1880-х годов на волне общественного подъема, совпавшего с художественной зрелостью актрисы.
В эти годы роль Катерины в ее исполнении наполнялась особым смыслом. Она бросала открытый вызов силам, погубившим Катерину.
Но уже в 1880-х произошел общественный спад, интерес к революционному народничеству исчерпал себя, и, потерявшая свою почву Стрепетова, все больше акцентировала внимание на болезненной экзальтации героини. На закате ее творчества произошел непоправимый надлом.
«Высшая правда жизни»
В годы расцвета своего творчества с небывалым успехом выступала в Москве, сначала в Общедоступном театре Ф.М.Урусова и С.В.Танеева, затем в Артистическом кружке. Но камерность сцены Артистического кружка сужает возможности актрисы, и она нашла для себя новую сцену – Пушкинский театр А.А.Бренко, где собрались лучшие силы провинции.
Она была по-настоящему народной актрисой. Известный критик А.Кугель, не увлекающийся ее талантом, тем не менее писал: «Никто не был народнее ее. Она вышла из народа и всем своим творчеством в народ стремилась.
И казалось, в ее Катерине или Лизавете открывалась вся высшая правда жизни, то, ради чего стоит жить и выше чего нет и не может быть для русской души…». Поэтому ее сценические творения оказывали мощнейшее воздействие на публику.
Рациональное объяснение искусства актрисы находили только в сравнительных аналогиях. Как сказал писатель А.Плещеев: «играла, как Толстой говорит, как Репин пишет…».
На сцене александринского театра
В 1876 с большим успехом сыграла Лизавету на сцене петербургского Александринского театра в бенефисе актрисы Е.Левкеевой. Но на казенную сцену приглашена была лишь через пять лет.
Она надеялась в стенах императорского театра обрести благоприятные условия для творчества, но она не влилась органично в ансамбль театра.
После 9 лет службы Стрепетовой на сцене Александринского театра, контракт с ней на будущие годы не был продлен.
Из 22 новых ролей, сыгранных ею за тот период, только три соответствовали масштабу ее таланта: Кручинина (Без вины виноватые А.Н.Островского), Степанида (Около денег В.А.Крылова)и Сарра (Иванов А.П.Чехова).
Каждая из этих героинь переживает свою трагедию, крушение любви и надежд. После смерти Островского (1886), защищавшего ее талант, создававшего специально для Стрепетовой роли, творчество актрисы полностью зашло в тупик.
В нем все отчетливее появляются ноты болезненной экзальтации.
Последним большим достижением Стрепетовой стала, уже после ее ухода с казенной сцены, роль Матрены из Власти тьмы Л.Н.Толстого на сцене Театра Литературно-художественного кружка в 1895.
- После страшных жизненных потрясений, прежде всего, самоубийства второго мужа, Стрепетова после тяжелой болезни умерла в день, который всегда считала днем своего рождения – 4 октября 1903.
- Написала мемуары Минувшие дни, в которых дана подробная картина жизни провинциальных артистов.
- Екатерина Юдина
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/STREPETOVA_PELAGEYA_ANTIPEVNA.html
Читать
Екатерина Алленова
Илья Репин
- БЕЛЫЙ ГОРОД
- Москва, 2000
- Автор текста Екатерина Алленова
Руководители проекта: А. Астахов, К. Чеченев
- Ответственный редактор: Н. Надольская
- Редактор: Н. Борисовская
- ISBN 5-7793-0220-0
- Отпечатано в Италии
- © Белый город, 2000
Репутация
Репутация Репина как художника, соединившего в своем творчестве лучшие черты русского реализма, — эта репутация сложилась еще при его жизни. «Кто из нас не помнит, как в дни нашей юности мы преклонялись перед именем Репина? Мы нетерпеливо ждали его новых произведений…
Изучали каждый мазок на его картине, самый холст, называвшийся репинским, и казалось, что иначе, сильнее, чем Репин, нельзя и трактовать натуру, не говоря уже об образах в его картинах. Они казались жизненнее самой жизни, столько в них было правды и силы», — писал Яков Минченков в знаменитых Воспоминаниях о передвижниках.
«На Передвижных выставках мы учились жизни, и на этих уроках самым драгоценным, самым желанным и светлым словом нам всегда представлялось последнее создание Репина», — вторит Минченкову Александр Бенуа.
Оба мемуариста — представители поколения молодых современников Репина, поколения, для которого Репин, задолго до конца своего жизненного пути, стал «живым классиком», олицетворением русского реализма в целом.
Действительно, искусство Репина являет собой квинтэссенцию тех тенденций и приемов воздействия на зрителя, которые были выработаны в контексте реализма второй половины XIX века — это в известной мере собирательный образ русского искусства того времени, включая жанровый репертуар, художественные средства, соотношение между жанрами.
Автопортрет. 1878
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет Веры Алексеевны Шевцовой, впоследствии жены художника. 1869
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Вид на школу военных топографов в Чугуеве. Между 1854-1857
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет Василия Ефимовича Репина, брата художника. 1867
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Репин был портретистом, мастером бытовой картины, историческим живописцем.
Иерархия жанров в передвижнической среде могла поспорить с академической: большинство художников «второго эшелона» прочно занимали завоеванное ими место, постоянно разрабатывая одну и ту же тему и, как правило, оставаясь в рамках одной разновидности какого-либо жанра. Репин «умел все».
Жанры в его творчестве активно взаимодействуют. В исторической и жанровой живописи художник показывает себя очень значительным портретистом — мера индивидуализации каждого персонажа, доведенная часто до качества портретное™, в его картинах значительно выше, чем у любого из современных ему мастеров.
В произведениях «народнической серии» бытовой жанр у Репина смыкается с историческим.
Репин, правда, не занимался специально пейзажем, но то, что было выработано во второй половине века в области пейзажа, тяготеющего к импрессионизму, — передача быстроты и изменчивости жизненных впечатлений, открытый стремительный мазок, богатство фактуры — все это присутствует в репинских работах. С равным мастерством Репин пишет интерьерные сцены и сцены на открытом воздухе, а в немногих произведениях, где самостоятельной живописной темой становится природа, художник не уступает лучшим достижениям не только русской, но и европейской пейзажной школы.
Бурлаки, идущие вброд. 1872
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Воскрешение дочери Иаира. Эскиз. 1871
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Иов и его друзья. 1869
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Картина Бурлаки на Волге, с которой Репин дебютировал перед широкой публикой, сразу сделала его лидером среди русских художников.
«Четыре года тому назад Перов был впереди всех, — писал Иван Крамской, — еще только четыре года, а после Репина бурлаков он невозможен».
Репин стал первым русским художником, воплотившим не раз высказанную Владимиром Стасовым идею «хоровой картины». Своими Бурлаками Репин, в сущности, положил начало одной из магистральных тем русского искусства.
Казалось бы, одной этой картиной роль и место Репина в русской живописи в качестве «эпического поэта русского народа» и выразителя народных дум, устремлений и характеров были уже определены. Но ближайшие работы Репина оказались «изменой» этому привлекательному демократическому идеалу.
Воскрешение дочери Иаира. 1871
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В Париже
В мае 1873 года художник отправился в Европу в качестве пенсионера Академии художеств.
Он посетил Всемирную выставку в Вене, где экспонировались его Бурлаки, путешествовал по Италии и наконец обосновался в Париже, на Монмартре, где начал работу над картинами Садко и Парижское кафе.
Сюжеты этих произведений — фантастическая сказка и жанровая сцена «во французском вкусе» — кажутся совершенно «не репинскими».
Репин писал Стасову, что он «ужасно заинтересован Парижем, его вкусом, грацией, легкостью, быстротой и этим глубоким изяществом в простоте».
Крамской, «душа передвижничества», был всем этим поражен и озадачен. «Я одного не понимаю, как могло случиться, что Вы это писали? …
Я думал, что у вас сидит совершенно окрепшее убеждение относительно главных положений искусства, его средств и специальная народная струна. …Человек, у которого течет в жилах хохлацкая кровь, наиболее способен…
изображать тяжелый, крепкий и почти дикий организм, а уж никак не кокоток».
«Никогда, сколько мне помнится, я не давал клятву писать только дикие организмы, — отвечал Репин, — нет, я хочу писать всех, которые произведут на меня впечатление» — и такой ответ есть не что иное, как утверждение права творческой свободы.
Дама, играющая зонтиком. 1874 Эскиз для картины Парижское кафе
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Дорога на Монмартр в Париже. 1875
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Дама, опирающаяся на стул. 1875 Эскиз для картины Парижское кафе
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Эта широта интересов, отзывчивость таланта — основные свойства творческой натуры Репина. Если попытаться определить «суммарный вектор» репинского искусства, путь, по которому шло его развитие, то окажется, что сделать это довольно трудно. В одно и то же время Репин способен был работать над совершенно различными вещами и в различной манере.
Бурлаки, Садко и Парижское кафе словно задуманы тремя разными художниками.
Репина упрекали в художественной неразборчивости: «Сегодня он пишет из Евангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическую картину из былин, жанр иностранной жизни, этнографическую картину, наконец, тенденциозную газетную корреспонденцию, потом психологический этюд, потом мелодраму либеральную, вдруг из русской истории кровавую сцену и т. д.
Никакой последовательности, никакой определенной цели деятельности; все случайно и, конечно, поверхностно…» — так сам Репин пересказывал суть этих претензий, нередких в отношении его искусства, и с великолепным равнодушием отвечал: «Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь. Я люблю разнообразие».
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=571305&p=4
Актриса Стрепетова предсказала собственную смерть
Культура » Театр
История русского театра знает немало самородков актерского мастерства, одним из которых была, без сомнения, Пелагея Стрепетова.
Она родилась 160 лет назад, в октябре 1850 года, и за свою короткую жизнь сумела пробиться из нижегородской глубинки к ярким столичным театрам, покорить Москву и Петербург, обрести короткое счастье и познать горечь утрат.
Своих настоящих родителей, как и точную дату рождения, Стрепетова не знала — девочка была подкидышем по имени Полина. Пелагеей она станет потом — когда сама выйдет на сцену.
Сверток с ребенком на ступеньках своего дома обнаружили Антип Григорьевич и Елизавета Ивановна Стрепетовы.
Он был парикмахером, а она — актрисой нижегородского театра, так что путь на сцену был практически предначертан Полине самой судьбой.
Как часто бывает в провинции, по городу поползли слухи об истинном происхождении ребенка.
Поговаривали, что девочка в семье Стрепетовых на самом деле — плод запретной любви актрисы Глазуновой, служившей в тот сезон в нижегородском театре, и гвардейского офицера Балакирева.
Несмотря на то, что приемные родители были добры и внимательны, ощущение некоторой неполноценности из-за своего происхождения сопровождало Полину всю жизнь.
Стрепетовы искренне обожали девочку: мать была дамой высоких моральных качеств, а отец — человеком редкой души, однако, с большой тяге к выпивке. Оба они трудились в театре и с младых лет прививали дочери любовь к сцене, при этом бдительно ограждая ее от закулисных интриг. С семи лет девочка начала и сама появляться в спектаклях, исполняя детские роли.
Образования молодая актриса толком не получила. Какое-то время пожилой сосед обучал ее грамоте, а девичьим воспитанием ведала няня, бывшая крепостная. С юных лет Полина мечтала вырваться из окружавшей ее серой обыденности, нищеты и постоянной борьбы за место под солнцем. Но с внешностью, которой обладала девушка, сделать это оказалось непросто.
Неказистая фигура, неправильные черты лица — примерно так характеризовали Стрепетову современники, а сегодня мы можем увидеть подтверждение их слов на портретах актрисы. Однако желание девушки было столь велико, что, казалось, остановить ее ничто и никто не сможет.
Полина по много часов занималась танцами и драматическим искусством, готовила себе костюмы, посещала спектакли и впитывала впечатления от игры знаменитых гастролеров, вроде московской звезды Любови Косицкой-Никулиной.
И вскоре настойчивость и воля Полины Стрепетовой победили.
Источник: https://www.pravda.ru/culture/1053641-aktrisa/
Н.Ярошенко. Портрет Стрепетовой
?
likbez_a_m
August 30 2018, 08:38
Category: Николай Александрович Ярошенко
Портрет актрисы П. А. Стрепетовой, 1884
Холст, масло. 120х78
Третьяковская галерея
Портрет П. Стрепетовой Н. Ярошенко (1882, Третьяковская галерея) должен быть признан одним из самых замечательных женских портретов в живописи передвижников. Это осознавал уже И. Крамской.
Любимые роли этой трагической актрисы были роли русских женщин, задавленных домостроевским укладом. Ее голос звучал с подмостков театра призывом к освобождению. В портрете Н. Ярошенко нет решительно ничего театрального, зрелищного, никакой патетики.
Опыт художника в бытовой живописи научил его находить значительное и во внешне невзрачном.
Худенькая, бледная, некрасивая, даже не миловидная девушка в черном платье с белым воротником и белыми манжетами стоит прямо перед нами, крепко сжав свои худые руки. Точно обвиняемая дает на суде показания, уверенно отстаивая правое дело.
Собранность духовных сил человека, его готовность принять удары судьбы и вместе с тем решимость защищаться — такова основная тема этого портрета. Лицо ее озарено скорбью широко раскрытых глаз, в сжатых руках — непоколебимая твердость. Вся фигура в черном платье четко вырисовывается на буром фоне.
Светлое лицо над белым кружевным воротником соответствует бледным рукам, обрамленным манжетами. Простота композиции, почти математическая симметрия пятен повышают силу воздействия портрета.
Перед портретом П. Стрепетовой И. Крамской вспоминал Ф. Достоевского, его женские образы, их гордую душевную красоту, побеждающую следы унижения (В. Стасов, Собрание сочинений, т. III, стр.
14 (по поводу „Стрепетовой» Ярошенко — „ее нервная натура, все, что в ней есть измученного, трагического, страстного»).). Репин также писал Стрепетову (1882).
У него в лице актрисы с ее полураскрытыми устами больше темперамента, больше характера, но нет такой собранности и внутренней напряженности.
Илья Ефимович Репин (1844-1930) Актриса Пелагея Стрепетова — 1882 год. Холст, масло. 59 х 48 см
Третьяковская галерея
Илья Ефимович Репин (1844-1930) Актриса Пелагея Стрепетова — 1882 год. Холст, масло. 59 х 48 см Третьяковская галерея
Алпатов М.В. ЭТЮДЫ ПО ИСТОРИИ РУССКОГО ИСКУССТВА. ТОМ 2. 1967
Еще по теме «Русский портрет»
ПередвижникиРусский портретпортретрусская живопись
Источник: https://likbez-a-m.livejournal.com/45179.html