«золотая адель» или «портрет адели блох-бауэр», густава климта, 1907

  •    Это история,   в  которой участвуют гений Густав Климт, роковая женщина Адель Блох-Бауэр, картина стоимостью 135 миллионов долларов, Адольф Гитлер, племянница Мария Альтман, правительство США и народ Австрии.
  • О МОДЕЛИ И ХУДОЖНИКЕ  
  •  Познакомимся ближе с Аделью Блох-Бауэр.
  •                        Отец Адели, Мориц Бауэр, крупный банкир, Председатель Ассоциации Австрийских Банкиров, долго искал достойных женихов для своих дочерей, и выбрал братьев Фердинанда и Густава Блох, занимавшихся сахарным производством и имевшим несколько предприятий, акции которых непрерывно росли. 
  • Фердинанд Блох.

                     Адель Бауэр в 1899 году будучи 18 лет от роду вышла замуж за значительно более старшего по возрасту Фердинанда Блоха. До этого ее сестра Мария вышла замуж за брата Фердинанда Блоха — Густава. Обе семьи взяли фамилию Блох-Бауэр.

                      Мария Альтман, племянница и наследница Адели Блох-Бауэр, описывала свою тетку так: «Постоянно страдающая головной болью, курящая, как паровоз, ужасно нежная и томная. Одухотворенное лицо, самодовольная и элегантная».

  1.               Семья Фердинанда и Адели принадлежала к избранному слою крупной еврейской буржуазии того периода.
  2.              В их салоне собирались живописцы, писатели и такие известные социал-демократы, как Карл Реннер и Юлиус Тандлер.
  3.              В число художников, которых поддерживала семья Блох-Бауэр, входил и Густав Климт.

                 Их дружба началась в 1899 году. Адель Блох-Бауэр четыре раза становилась моделью для картин Густава Климта и не подозревала, что помимо всемирной славы ее имя будет замешано и в скандале.

  •                                              Юдифь I, 1901,
  •                     Уже в 1901 году Климт написал «Юдифь I», для которой послужила моделью сама Адель Блох-Бауэр, хотя этот факт нигде не афишировался.
  •                                                            
  •                                                      Юдифь II, 1909                                 

      Через восемь лет Климт написал «Юдифь II» являются воплощениями  роковой женщины Климта. Его Юдифь – не библейская героиня, а скорее, жительница Вены, его современница, о чем свидетельствует ее модное, возможно, дорогое шейное украшение.                                                

                       Картину «Юдифь II» часто в каталогах и журналах называют «Саломеей». Искусствоведы были уверены, что Климт имел в виду именно Саломею, типичную роковую женщину, о которой в конце века вышли книги и полотна Гюстава Моро, Оскара Уайльда, Обри Бердслея, Франца фон Штука и Макса­ Клингера.

                                              

                        Друг Климта Альфред Басс записал в своем дневнике: «Когда я увидел «Саломею» Густава – я понял, что все женщины, которых я знал до сих пор, были ненастоящими. Когда я увидел его «Поцелуй» – понял, что не любил никогда по-настоящему. Когда я увидел эскиз к «Юдифи» – осознал самое страшное, что и не жил я вовсе, а если и жил, то ненастоящей жизнью»

                           Интересная версия.

            Говорят,что муж знал о связи своей жены Адели с Густавом Климтом и при подписаниии контракта на новою картину поставил несколько условий,в том числе ,

чтобы художник нарисовал 100 эскизов.Фердинанд надеялся,что Адель при таком долгом позировании надоест Климту. Так это было или нет,но он оказался прав.

 

                   В 1903 году Климт получил от Фердинанда Блоха заказ на официальный портрет жены. В следующие четыре года художник создал более 100 набросков для картины, прежде чем в 1907 году смог представить на всеобщее обозрение свою «Золотую Адель», на которой модели было 26 лет.

Портрет Адели Блох-Бауэр 1907г или ЗОЛОТАЯ АДЕЛЬ

              Идею картины художник придумал сразу, а сто набросков понадобилось, чтобы точно определить положение рук и головы. Этот портрет, часто называемый «Австрийской Моной Лизой», считается одним из самых значительных полотен Климта и австрийского «югендстиля» в целом.

                 Изящная женская фигурка сидит в кресле. Свободного пространства над и под ней нет, она занимает всю вертикаль картины. Изображение головы кажется обрезанным вверху. Чёрные, убранные наверх волосы и непропорционально большой красный рот контрастируют с чрезвычайно бледной, почти бело-голубой карнацией.

               Женщина держит сцепленные в динамическом изгибе руки перед грудью и смотрит прямо на зрителя, чем достигается усиление визуального воздействия.

                      Поверх обтягивающего фигуру платья наброшена шаль. Она струится, расширяясь от рук к нижнему краю картины. Здесь также преобладают золотые тона. Декольте платья украшает тонкая кайма из прямоугольников и широкая полоса с двойным рядом треугольников.

                     Затем использован узор из беспорядочно расположенных стилизованных глазков, вписанных в треугольники. Накидка с орнаментом из спиралей, фигур-листьев и едва обозначенных складок кажется чуть светлее платья.

                 Говорят, что свои портреты Климт писал с обнаженных моделей, а уже потом закрывал тела плоскими орнаментальными одеждами. Возможно, и так, но то, что пуританская публика называла «испорченностью», буквально сочится с этого полотна.

                     Но при этом художник точно изобразил молодую женщину, уставшую от собственной респектабельности, от богатой жизни, превратившейся в золотую клетку, и желающую вырваться на свободу.  

                               Натуралистично были изображены только лицо, плечи и руки. Интерьер вместе с развевающимся платьем и мебель лишь обозначены и, переходя в орнамент, становятся абстрактными, что отвечало колористической гамме и формам, которые использовал Климт на рубеже веков.

                Кресло, также золотое, выделяется на общем фоне только благодаря рисунку из спиралей — на нём полностью отсутствуют какие-либо тени, полутона или контуры. Небольшой салатово-зелёный фрагмент пола вносит цветовой акцент в общую гамму и помогает придать фигуре устойчивость.

В 1912 году художник пишет ещё один портрет Адели Блох-Бауэр.

  1.  Портрет Адели Блох-Бауэр II, 1912
  2.                       Фердинанд Блох-Бауэр приобрёл помимо первого «Портрета Адели Блох-Бауэр I» и второй — «Портрет Адели Блох-Бауэр II», а также ещё четыре пейзажа: «Березовая роща», «Замок Каммер на озере Аттерзее III» «Яблоня I», «Дома в Унтерахе-ам-Аттерзее».
  3.                 Готовый «Портрет Адели Блох-Бауэр I» в 1907 году был сразу выставлен в ателье художника в Вене и в этом же году появился в журнале «Немецкое искусство и декорация», а потом и на международной художественной выставке в Манхайме.

                    В 1910 г. портрет находился в зале Климта в рамках IX международной экспозиции вВенеции. До 1918 г. портрет не выставлялся и находился в распоряжении Фердинанда и Адели Блох-Бауэр. С1918 по 1921 гг. — в австрийской государственной галерее.

                         Адель Блох-Бауэр умерла 24 января 1925 г., оставив завещание, в котором просила своего мужа после его смерти передать два её портрета и четыре пейзажа кисти Густава Климта австрийской государственной галерее.Но он этого не сделал,передав австрийской галерее,только один пейзаж.

              Во время войны Фердинанд Блох-Бауэр бежал сначала в Чехословакию, а потом в Швейцарию. Картины вместе с большей частью его состояния остались в Австрии.Его состояние и собрание живописи было экспроприировано нацистами. В 1941 г. австрийская галерея выкупила полотна Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр I» и «Яблоня I»

              Адольф Гитлер положительно относился к творчеству Густава Климта. Они встречались с Климтом, когда Гитлер пытался поступить в Академию Живописи в Вене. Тогда Климт уже был почетным профессором этой академии. В то время Гитлер зарабатывал себе на жизнь тем, что рисовал небольшие картинки с видами Вены и продавал их туристам в ресторанах и трактирах. 

                       Фердинанд Блох-Бауэр умер 13 ноября 1945 г. в Цюрихе. Перед смертью он отменил в своём завещании дарение картин австрийским музеям.

                                          Поскольку у Фердинанда и Адели детей не было, наследниками Фердинанд назначил детей своего брата – Марию Альтман, Луизу Гутманн и Роберта Бентли. Незадолго до своей смерти он нанял венского адвоката Ринеша для защиты интересов наследников.

                                   В 1946 году Австрия объявила все правовые акты, созданные нацистами, недействительными. Однако при возвращении хозяевам конфискованных нацистами художественных ценностей Австрия применяла к собственникам тактику добровольно-принудительной передачи ими музеям художественных шедевров в обмен на разрешение вывезти из страны основную часть их собраний.

                        Так же произошло и с пятью картинами Климта: они остались в Австрийской галерее – в обмен на то, что наследники Блох-Бауэров получили возможность вывезти основную часть коллекции.

                              Казалось бы, в истории можно было поставить точку, но в 1998 году Австрия приняла Закон о реституции предметов искусства, который обязывал вернуть произведения искусства, разграбленные нацистами, и позволял любому гражданину запросить в музеях информацию о том, каким путем произведения искусства попали в их фонды.

Читайте также:  Подмосковный бородинский музей-заповедник наконец-то обрел границы » музеи мира и картины известных художников

                       В этом же году австрийский журналист, работая в архивах, обнаружил документы, в которых была сфальсифицирована передача картин Климта в Австрийскую галерею Бельведер. Если помните, Фердинанд Блох-Бауэр в 1936 году подарил галерее только один пейзаж.

                                         Последовала серия статей на эту тему, и единственная из живых наследников Блох-Бауэров, гражданка США Мария Альтман, узнав об этом, обратилась в суд.

В феврале 2006 года знаменитая «Золотая Адель» и еще четыре картины Климта после судебного процесса «Мария Альтман против Австрийской республики» по решению международного суда стали личной собственностью 79-летней Марии Альтман, жившей с 1942 года в Лос-Анджелесе.

                        При этом правительство Австрии заявляло о своем желании сохранить в стране работы Климта. Австрия предприняла беспрецедентные в истории государства меры по спасению национального достояния: велись переговоры с банками о займе на покупку картин, правительство страны обратилось к населению с просьбой о помощи, намереваясь выпустить «облигации Климта».

            Общественность объявила подписку по сбору средств, и пожертвования стали поступать не только от австрийцев. Однако цена в 150 млн.

долларов, запрошенная Марией Альтман, в течение месяца взлетела до 245, а затем и до 300 млн.

После такого «алчного поведения» наследницы Австрия отказалась от права преимущественной покупки картин, и пять картин Климта были перевезены в Лос-Анджелес.

                        У Марии Альтман был редкий шанс войти в историю Австрии, проявив благородство и оставив полотна Климта на его родине. Конечно, не безвозмездно, ведь первоначальная оценка в 150 млн.

долларов рассматривалась в Австрии как справедливая компенсация. Однако последующий взлет цены в два раза и неуступчивость Альтман, конечно, не прибавили симпатии к этой пожилой женщине на родине художника.

                                 Кроме того, фактически было нарушено завещание самой Адели Блох-Бауэр, которая пожелала передать картины Австрийской галерее. Парадоксально, но волю Адели как бы выполнил нацистский режим, передав галерее картины Климта. Надо отметить, что портреты Адели, несмотря на разгул антисемитизма в Австрии того времени, выставлялись в музее и во времена нацизма.

                             В начале февраля 2006 года более четырех тысяч австрийцев и гостей Вены пришли в галерею Бельведер, чтобы последний раз увидеть пять картин Климта, которые перешли в частные руки. «Золотая Адель» была визитной карточкой венской галереи Бельведер, она долгие годы была помещена на обложки каталогов и альбомов о музее.

                              14 февраля 2006 года картины улетели за океан, а уже 19 июня в газетах появилось сообщение о том, что «Портрет Адели Блох-Бауэр I» приобрел за 135 млн.

долларов Рональд Лаудер и поместил его в своей Новой галерее в Нью-Йорке.

Теперь «Золотой Аделью» могут любоваться жители и гости Нью-Йорка, а всем прочим остается видеть знаменитую картину Климта на сувенирной продукции.

  • Кроме двух портретов Адели было переданы и три пейзажа.
  •  Берёзовая роща.
  •   Яблоня.
  • Дома в Унтерахе близ Аттерзее, 1916                   
  •                  7 февраля 2011 года Марии Альтман не стало, но ее наследники, даже при их большом желании, не смогли бы подарить картины Климта австрийской галерее Бельведер, поскольку все они уже были  распроданы частным лицам.
  •  Источники.

http://www.migdal.org.ua/times/112/21896/?&print=1

http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/4758937/

http://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/neobyknovennaya-istoriya-odnoj-iz-samyh-dorogih-kartin-​mira-720060/

http://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/10-tajn-znamenityh-kartin-704910/

https://ru.wikipedia.org/wiki/                  

Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/3200699

«Золотая Адель» картина Густава Климта и ее удивительная история

Хочу рассказать Вам красивую историю, в которой есть и любовь и измена, боль и радость, погоня за богатством и жертвенность. Удивительная история любви Адели Блох-Бауэр и Густава Климта, увековеченная в картине «Золотая Адель», которая стала наказанием для влюбленных

Кто ты «Золотая Адель» и в чем твоя тайна?

« Адель Блох-Бауэр» или «Золотая Адель» — картина, известная всем и тиражируемая сейчас в разных вариациях на сувенирной продукции.
Эта картина вошедшая в историю на века -именно так  и хотел ее заказчик.

Эта красивая дама, изображенная на картине Гюстова Климта -дочь крупного банкира из Вены, еврейского происхождения, который, к тому же, являлся Председателем Ассоциации австрийских банкиров -Морица Бауэр.

У Морица  было две дочери, обе — прекрасно образованные , начитанные девушки, владеющие несколькими языками, с изящными манерами.

Конечно же, отец был озабочен подбором достойных кандидатов на роль мужей для своих девочек.

Фотография Адель Блох-Бауэр

Его выбор остановился на братьях Фердинанде и Густаве Блох.
Братья были успешными предпринимателями в области сахарного производства. Они имели несколько предприятий и акции их компании  поднимались в цене.
В 1899 году состоялась свадьба-пышное пиршество на всю Вену.

Адель на тот момент было всего 18 лет и ее мужем стал старший брат, Фердинанд Блох, который был значительно старше ее. А сестра Мария вышла замуж на Густава -младшего брата.

  • Обе семьи принадлежали к избранному слою еврейской буржуазии и объединив свои капиталы, взяли фамилию Блох-Бауэр.

Фотография Фердинанда Блох-Бауэр.

Семья Блох- Бауэр оказывала поддержку некоторым социал-демократам, писателям и художники. Одним из них был Густав Климт.
Адель Блох-Бауэр неоднократно позировала Густаву для его картин и совсем не думала, что  ее имя будет  не только прославлено в веках, но и будет замешено в скандальной истории.

Поговаривали, что Адель и Густава  связывала не только дружба. Их романтические отношения обсуждали все.

И Фердинанд чувствовал, как с каждым днем, все больше и больше, под его роскошным цилиндром на голове пробиваются рога.
Он был взбешен и обдумывал план мести.

Сначала ему хотелось убить Адель,  потом он хотел просто развестись… Однаков семьях принадлежащих к элитным родам, где брачные союзы обговаривались родственниками и  заключались на века, было не принято разводиться из-за измены супругов.

Ведь капиталы таких союзов должны сливаться и приумножаться.
Но Фердинанд мечтал отомстить и решил сделать следующее…

Он слышал, что индейцы, для того чтобы убить чувства влюбленной пары, приковывали их цепями друг к другу и держали вместе так долго, пока  те не начинали испытывать отвращение друг к другу. Вот такая пытка постоянной близостью.

Коварная месть близостью, пришла Фердинанду во сне. Снилось, что он разорен, все имущество растащили мелкие людишки, а из многочисленного богатства, что у него остался только портрет жены Адель.

И Фердинанд решает заказать у Густава Климта такой портрет жены, который действительно, мог бы увековечить род Блох-Бауэров.

А  Климту он решил поставить условие — пусть сделает 100 эскизов Адели, пусть он рисует до тех пор, пока его не будет тошнить от ее постоянного присутствия.

Фердинанд, зная любвеобильность Климта, был уверен, что тот не выдержит долгое  присутствие одной и той же   модели — ему постоянно  нужна смена натурщиц, иначе, он начинал «задыхаться».
Вот и решил, Фердинанд: «Пусть пишет этот портрет годами. Пусть Аделька видит, как его чувства угасают!». Тогда уж она, наверняка поймет свою ошибку.

А чтобы влюбленная парочка не смогла отказаться, он  подготовил контракт, тщательно продуманный лучшими юристами.  Ведь он понимал, что художник, на тот момент, был  очень модным и востребованным.

Климт , на тот момент занимался  оформлением  различных объектов по всей стране, среди которых  павильон минеральных вод в Карлбаде, имение императрицы Сисси, столичный театр.  Поэтому контракт должен был максимально заинтересовать художника в плане гонорара.

Однако, за неисполнение условий контракта предусматривался такой штраф, который мог бы с легкостью и разорить самого художника-любовника.

Картины Густава Климта, которые по завещанию перешли Маоии Альтман

Фердинанд приглашает Густава Климта на обед. Адель всеми силами старалась не показать охватившего ее смятения, но  легкий румянец, появившейся на ее щеках не остался не замеченным мужем. Сам Фердинанд при этом был весел и много шутил.
Художник прибыл вовремя, обед прошел спокойно, правда влюбленные голубки старались не смотреть друг на друга, чтобы не выдать своих чувств.

После обеда Фердинанд  и  Климт приступили к  обсуждению контракта. Договорились достаточно быстро. Увидев сумму контракта Густав согласился не раздумывая. Он понимал, что  за его картины платят хорошо, но эта цифра его просто ошеломила.

Климт работал над этой картиной почти четыре года и сделал примерно сто эскизов, как и  договаривались. Картина получилась великолепной и заняла почетное место в доме Блох -Бауэров . Фердинанд остался доволен работой.
А вот отношения Адели и  Густава постепенно угасали, как и предполагал Фердинанд.

Адель часто болела и много курила. Несколько попыток родить ребенка заканчивались  их смертью. Свои не растраченные чувства она переносила на детей сестры. Особенно близка ей была племянница  Мари. С ней они много болтали, обсуждали последние новости, модные фасоны платьев и, конечно же, картины Климта.

Жизнь Густава Климта закончилась в 1918 году, когда ему было 52 года.  Наступление Первой Мировой войны отразилось на его творчестве негативно.

Золотые краски картин сменились мрачными, да и сюжеты были связаны со смертью. Он умер в присутствии своей любовницы Эмилии Флеге от удара.

Адель скончалась от менингита спустя  семь лет после его смерти. Свои картины она завещала венскому музею Бельведер.

Читайте также:  Национальный музей американских индейцев в нью-йорке

«Портрет Адели Блох-Бауэр» и Густав Климт

Судбьа  Фердинанда сложилась тоже не просто.  Спасаясь от преследования евреев  , он вынужден был бежать в Швейцарию, оставив все имущество семье брата на попечение и картину «Золотая Адель» в том числе.

Дальше стоит рассказать о племяннице Адель Блох- Бауэр -Марии , которой после замужества носила фамилию Альтман. Именно она стала продолжателем истории с этой картиной.

Мария была последним  ребенком семье Густава — брата Фердинанда. Несмотря на свою известность, семья Густава вели достаточно скромный образ жизни и не баловали с своих детей излишествами.

Отец Марии,  помимо сахарного бизнеса увлекался музыкой и был неплохим музыкантом .

В их семье часто собирались ценители искусства и слушали звучание виолончели Страдивари, которую привозил в их дом Ротшильд –оин с Густавом были друзьями.

Фотографи Марии Альтман -племянница Адель Блох-Бауэр

В подростковом возрасте Мария была увлечена  Алоисом Кунстом, мальчиком  из соседней гимназии. Алоиса считали достойным мальчиком  и хорошо принимали в семье Марии. Алоис был приглашен на первый бал Марии, которые до сих пор популярны в Вене. Поэтому случаю,  тетя Адель позволила ей надеть на этот праздник знаменитое колье, в котором она позировала Густаву Климту.

Это было не забываемо для девушки.  Марии и Алоису нравилась картина тетушки Адели и они считали, что у картины есть своя загадка. Молодые люди загадывали желание и внимательно влядывались в картину под определенным углом и если им казалось, что уголки губ Адель приподнимаются в улыбке, то желание обязательно сбудется, а если Адель хмурится -то удача не на их стороне.

Алоис Кунст и юная Мари на фоне знаменитого портрета тети Адель

Но Марии и Алоису не стали мужем и женой. Мария стала женой Федерика Альтмана, сына крупного промышленника. Сам же Федерик был оперным певцом. Этот союз тоже был устроен родителями, но молодые люди смогли полюбить друг друга и прожили вместе всю жизнь. А бриллиантовое колье любимой тети Адели было подарено Марии на свадьбу.

Во время охоты на евреев, дядя Фердинанд бежал в Швейцарию, а мужа Марии Федерика нацисты отправили в гестапо. У евреев отбирали все имущество и отправляли в гестапо. Так и Федерико отправили в концлагерь Дохао.

Мария с легкостью расставалась с имуществом семьи, подписывая все бумаги – так она пыталась спасти мужаю Гестаповцы разграбили весь дом. Забрали и колье тети Адели.

Говорят, что это колье потом видели несколько раз на жене Генриха Гимлера.

Картину «Адель Блох-Бауэр» тоже забрали. И пришел забирать ее тот самый Алоис Кунст, который дружил с Марией в юности. Алоис перешел на сторону фашистов, став предателем.

 Ему казалось, что в сотрудничестве с фашистами он принесет большую пользу Австрии.

Но как бы там ни был, именно Алоис Кунст  бережно хранил долгие годы  «Золотую Адель» и после войны эта картина заняла свое место в музее Бельведер, как и хотела умирающая Адель. А Алоис Кунст возглавил этот музей, став его директором.

Музей Бельведер в Вене

Что же стало с Марией и ее мужем? Марии все же удалось спасти Фердинанда из гестапо и супруги переехали сначала в Англию, а потом -в США, где и получили гражданство.

Дядя Фердинанд умер в Швейцарии, вдали от родственников. Но перед смертью оставил завещание, согласно которого все свое имущество   завещалось детям брата Густава Блох-Бауэра -ведь капитал должно работать  для семьи.

Об этом завещании долгое время ничего не было известно, пока любопытный  журналист Хубертус Чернин не откопал его.

Хубертус понимал, что если он поможет Марии ( а она единственная, кто осталс в живых из семьи на тот период) получить эти картины, то счастливая миллионерша  не поскупится на кругленькую сумму. Так все и произошло.

Долгие семь лет Австрия пыталась удержать картины у себя, но в результате долгих судебных разбирательств, Австрия должна была вернуть несколько картин Марии Альтман и «Золотая Адель» тоже.

Мария Альтман вернула картину «Золотая Адель»

Мария  вначале хотела оставить картину на территории Австрии, получив за нее вознаграждение в 155 млн. долларов. Эта сумма была слишком большой, но Министерство Культуры всеми силами старалась сохранить картину.

С банками велись переговоры о займе, населении Австрии тоже стремилось оказать помощь  в сохранении национального достояния.  И когда практически вся сумма была собрана, Мария повысила цену в два раза.

Это был конец!

Жители Вены провожали картину, которая долгие годы была визитной карточкой города с большим сожалением.

Спустя некоторое время Мария Альтман продала «Портрет Адель Блох-Бауэр» Рональду Лаудэру, владельцу парфюмерного концерна «Эсти Лаудэр». Теперь картина находится в «Музее австрийского и немецкого искусства», владельцем которого  стал Рональд Лаудэр И теперь картина находится там в полной безопасности.

Мария Альтман умерла в 2011 году в возрасте 94 года.

Многочисленная сувенирная продукция с изображением Адели Блох-Бауэр

Вот такая интересная история о ЛЮБВИ!

Если эта заметка о непростых взаимоотношениях  увековеченных в картине Вам понравилась -поделитесь ей со своими друзьями! Я буду вам очень признательна!

Tweet

Пожалуйста, не забудьте нажать на кнопочки социальных сетей — поделитесь с друзьями! Тем самым вы окажете мне огромную помощь в развитии блога

Источник: http://priyatelnitsa.ru/yarkaia-lichnost/udivitelnaya-istoriya-kartiny-g-klimta-zolotaya-adel.html

Женщины Густава Климта

На фоне популярности фильма «Женщина в золотом» режиссера Саймона Кертиса мы сделали подборку из 11 самых известных женских портретов первого австрийского художника-модерниста

В 2015 году состоялась премьера фильма «Женщина в золотом» режиссера Саймона Кертиса с Хелен Миррен и Райаном Рейнольдсом в главной роли, рассказывающего историю Марии Альтманн, которая пытается вернуть в семью портрет Адели Блох-Бауэр — один из шедевров, написанных Густавом Климтом.

«365»изучил картины австрийского мастера с целью разгадать, кто же эти женщины, которых загадочно смотрят на нас с его полотен.

Густав Климт

Густав Климт родился 14 июля 1862 года в австро-венгерском городе Баумгартен в семье художника-гравера и ювелира Эрнеста Климта. В семье было семь детей: три мальчика и четыре девочки. Кстати, все трое сыновей Эрнеста стали художниками.

Сначала Густав учится рисовать у своего отца, но затем поступает в венское художественно-ремесленное училище при Австрийском музее искусства, где специализируется на архитектурной живописи.

Тогда образцом для Густава был художник Ганс Макарт, представитель академизма.

И, кстати, в отличие от большинства юных художников того времени, Климт соглашается с канонами академической живописи и не выступает против принципов консервативного академического рисунка.

Ганс Макарт. Женский портрет

Густав, его брат Эрнст и их друг Франц Матч с 1880 года работали вместе – они украшали фресками театры, музеи. В 1888 году Густав Климт удостаивается награды «Золотой крест» — ее ему вручает император Франц Иосиф за заслуги в искусстве. Но через некоторое время в жизни Климта наступает переломный момент: его отец и брат умирают, и вся ответственность за семью ложится на Густава.

Эти события не могли пройти бесследно – художественный взгляд Климта меняется, начинает развиваться его собственный стиль.

В 1897 году Климт возглавляет Сецессион – художественное объединение новаторов, созданное в противовес консервативным представителям искусства. Густав Климт – основоположник модерна в австрийской живописи.

В его работах чаще всего можно встретить четкий силуэт и орнаментализм. Вообще, главный предмет его работ – женское тело. Большинство его картин пронизаны эротизмом.

Портрет Адели Блох-Бауэр I (1907)

Золотая Адель

Картина известна также как “Золотая Адель” или “Австрийская Мона Лиза”.

Адель – дочь генерального директора венского банковского союза. В 1903 году Густав Климт получил заказ на портрет Адели от ее мужа, Фердинанда Блох-Бауэра, но картина “Золотая Адель” увидела свет только в 1907 году – за четыре года Климт сделал более ста набросков для нее. Эта картина считается одной из самых значительных работ художника.

Портрет Адели Блох-Бауэр II (1912)

Адель Блох-Бауэр II

Этот портрет, среди других работ Климта, висел в доме Адель до ареста ее семьи нацистами во время Второй мировой войны. Австрийский музей, в котором картина оказалась после войны, отказался возвращать ее владельцам. Но после судебного разбирательства эта и ещё несколько картин художника были возвращены Марии Альтманн, племяннице Фердинанда Блох-Бауэра, в 2006 году.

Юдифь с головой Олоферна (1901)

Юдифь с головой Олоферна

Юдифь – героической образ молодой женщины, спасшей свой еврейский народ от ассирийского пленения, отрубив голову вражескому полководцу Олоферну.

История Юдифи вдохновляла многих художников в истории мирового искусства. Климт же представил Юдифь в образе соблазнительницы, смелой и отчаянной. Здесь она – роковая победительница. Девушка выходит из шатра Олоферна, еще полуобнаженная, в руках несет голову врага. Несмотря на ее надменный взгляд, героиня у Климта остаётся хрупкой и женственной.

Портрет создан в 1901 году. Моделью послужила его излюбленная Адель Блох-Бауэр, дочь генерального директора венского банковского союза. Хотя факт ее позирования Климт не афишировал.

Работа вызвала противоречивые толки. Юдифь не была счастлива в браке, и победа над Олоферном стала своего рода вызовом всему мужскому обществу. Не зря Климт изобразил ее нарочито чувственной, в золотых тонах, что означают символ торжества.

              Три возраста женщины (1905)

Три возраста женщины

На картине Климт изобразил круговорот жизни: с одной стороны — умиротворенная молодая женщина с ребенком на руках, с другой – старая, подавленная женщина. Они контрастируют даже красками, которая задают настроение: молодость изображается светлой, лучезарной, в то время как старость тут серая, обреченная. Искусствоведы называют круговорот жизни — одним из центральных мотивов работ художника.

Даная (1907-1908)

Даная

Картина «Даная» — иллюстрация мифа о Зевсе. Согласно этому мифу он влюбился в девушку Данаю и, чтобы овладеть ею, пролился золотым дождем, после чего Даная родила Персея. Климт отбрасывает все детали и запечатлевает именно момент любви Зевса и Данаи. Несмотря на то, что для многих картин художника характерен мотив эротизма, «Даная» — самая откровенная из его работ.

Дама с веером (1917-1918)

Дама с веером

Создавая образ восточной женщины на этой картине, Густав Климт не изображал какую-то конкретную женщину, здесь образ – собирательный. Моделями для картины послужили грация и изящество.

Читайте также:  Художник эдвард мунк: биография и ряд известных картин

Дама в шляпе и боа (1909)

Дама в шляпе и боа

Несмотря на то, что мы видим только часть лица дамы, практически один только взгляд, художник смог передать в нем всю силу ее характера. Несмотря на то, что ее тело полностью закрыто, картина не лишена эротизма: его, опять же, передает этот полный уверенности и загадки взгляд.

Портрет Фрицы Ридлер (1906)

Портрет Фрицы Ридлер

На первый взгляд кажется, что этот портрет жены государственного чиновника донельзя скромен. Но это только на первый взгляд: повнимательнее посмотрев на ее лицо, мы видим сдержанную чувственность: полуоткрытый рот, румянец. Да и кресло, на котором она сидит, украшено «павлиньими глазами» — символикой с сексуальным подтекстом.

Надежда I (1903)

Надежда I

Герма работала моделью, чтобы прокормить семью. После того, как Герма забеременела, работу она хотела оставить, но Климт не мог допустить ухода одной из любимых моделей. Получился очень трогательный портрет: несмотря на глубокий взгляд будущей матери, выражающий спокойствие, на фоне мы можем разглядеть пугающие гримасы, которые можно расшифровать как угрозы и страхи за ребенка.

Дева (1913)

Дева

«Дева» Климта – история превращения девушки в женщину. Главная героиня картины спокойно спит, выражение ее лица также безмятежно, непорочно, можно разглядеть ночную рубашку. А в это время в ее сон проникают более искушенные и чувственные женщины, какой героине только еще предстоит стать. Но этот мир уже очень близко подобрался к девушке, окутал ее.

Девушка с голубой вуалью (1903)

Девушка с голубой вуалью

В этой работе очень много внимания художник уделил волосам модели: он тщательно проработал их, а цвет фона и вуали прекрасно контрастирует с цветом волос. Они – главное украшение девушки. Несмотря на открытое тело, картина получилась в меру выдержанной, не откровенно эротичной. Есть предположение, что натурщицей выступила модель Герма, знакомая нам по картине «Надежда I».

Анна Симонаева, Софья Зубарева

Источник: https://365mag.ru/culture/zhenshhiny-gustava-klimta

Прощай, «Золотая Адель»!

Недавно Австрия попрощалась со своим национальным достоянием — юридическая справедливость восторжествовала, и теперь «Золотую Адель» Густава Климта нельзя будет увидеть ни в одном из музеев мира

Светлана Нарожная

Для Австрии художник Густав Климт (1862 — 1918) — все равно что Пикассо для Испании или Ван Гог для Нидерландов.  Самой известной его работой считается  «Портрет Адели Блох-Бауэр I» (его еще называют «Золотая Адель» или «Австрийская Мона Лиза») — вершина «золотого периода» Климта, визитка Австрии… В феврале 2006 года знаменитая «Золотая Адель» и еще четыре картины Климта по решению международного суда стали личной собственностью гражданки США Марии Альтман, единственной наследницы австрийского фабриканта Блох-Бауэра.

ИСКУССТВО ЗАВЕЩАТЬ

Адель, жена сахарного фабриканта Фердинанда Блох-Бауэра и знаменитая модель Климта, умерла в 1925 году: в завещании она просила мужа, чтобы после его смерти ее знаменитые портреты были переданы в Австрийскую галерею. Фердинанд полностью волю жены не выполнил, он передал галерее лишь один пейзаж Климта.

В 1938 году, после оккупации Австрии Германией, еврей Блох-Бауэр был вынужден бежать в Цюрих. Он  умер в 1945-м, оставив завещание в пользу племянницы и двух племянников (своих и жены).

Большая коллекция предметов искусства Блох-Бауэров, включая пять картин Климта (и «Золотая Адель» в их числе), была конфискована фашистской Германией и передана Австрийской галерее.

В 1946 году Австрия объявила все правовые акты, мотивированные нацистской идеологией, недействительными.

Однако при возвращении хозяевам конфискованных нацистами художественных ценностей Австрия применяла к собственникам тактику добровольно-принудительной передачи ими музеям художественных шедевров в обмен на разрешение вывоза из страны основной части их собраний.

Так же произошло и с пятью картинами Климта: они остались в Австрийской галерее — за то, что наследники Блох-Бауэров получили возможность вывезти основную часть коллекции.

Эта практика Австрийской Республики долгое время вызывала нарекания.

Наконец, в ответ на обвинения в нарушении международного права в 1998 году в Австрии был принят новый закон о реституции, согласно которому жертвы войны могли претендовать на возвращение ЛЮБОЙ собственности, находящейся ныне в музеях и галереях (к 2006 году бывшим владельцам и их наследникам уже было возвращено более 5 тысяч предметов искусства, включая 15 работ Климта). Парадоксальная ситуация привела к тому, что, восстанавливая юридическую справедливость, Австрия начала на глазах терять свои шедевры — такие, без которых меняется культурный вес страны. Кульминацией стало «дело Альтман» — дело о пяти знаменитых полотнах Климта. 

СТРАСТИ ПО КЛИМТУ

Единственная из живых наследников Блох-Бауэров, Мария Альтман, гражданка США, узнав об этой правовой коллизии, обратилась к австрийскому правительству, ответа не последовало. Тогда Альтман вначале обратилась в австрийский суд, а затем, будучи гражданкой США, в американский.

Возможность рассмотрения дела в американском суде была совсем не очевидна. Действительно, все события относились к пред- и послевоенному периоду, происходили в другом государстве, а оспариваемые картины никогда не находились на территории США.

Но в 2003 году американский окружной суд все-таки принял к рассмотрению иск Марии Альтман против Австрийской Республики и вынес вердикт в пользу наследницы. В 2005 году уже в Верховном суде США слушался вопрос о возможности рассмотрения иска Альтман против суверенного государства.

На основании акта об ограничении суверенитета в особых случаях, принятого в США 1976 году, Верховный суд постановил, что для государственной неприкосновенности существуют «ретроактивные исключения, в тех случаях, когда речь идет о собственности, захваченной в нарушение международного права», и это дело может рассматриваться в американском суде (Фердинанд Блох-Бауэр не являлся австрийским подданным, и конфискацию его имущества сочли нарушением международного права). О том, насколько этот вопрос сложен и неоднозначен, свидетельствует хотя бы то, что вердикт был принят шестью голосами судей Верховного суда «за» при трех «против».

Альтман понимала, что исполнения решения американского суда суверенной Австрией она, в силу весьма преклонного возраста, может и не дождаться. Австрии же было важно перенести решение вопроса под свою юрисдикцию.

Это позволило бы государству в какой-то мере сохранить лицо, да и судебные издержки в Верховном суде США уже стоили Австрии 3,5 млн евро. Обе стороны пришли к соглашению о перенесении рассмотрения дела о наследстве в арбитражный суд на территории Австрии.

Как отмечалось в решении арбитражного суда, полной ясности в том, кто же из супругов Блох-Бауэров (Адель или Фердинанд) являлся собственником картин, нет до сих пор.

Однако по законодательству Австрии, существовавшему на момент смерти Адели в 1925 году, сомнения в семейных имущественных спорах трактовались в пользу мужа (сейчас это, конечно, уже не так).

В частности, и на этом основании 16 января 2006 года арбитражный суд подтвердил право собственности на пять картин Климта из Австрийской галереи за 79-летней Марией Альтман. Этот прецедент будут изучать на факультетах права многих университетов: в нем ставились под сомнения многие, казавшиеся незыблемыми, принципы юриспруденции. Неясным остается и ответ на проклятый вопрос о том, где же проходит временная граница по делам о реституции.

С ВЕЩАМИ НА ВЫВОЗ

После суда Альтман заявила журналистам, что не настаивает на вывозе картин из Австрии, ее вполне удовлетворит получение стоимости полотен по «справедливой цене». Австрия предприняла беспрецедентные в истории государства меры по спасению национального достояния. Велись переговоры с банками о займе на покупку картин.

Кроме того, правительство страны обратилось к населению с просьбой о помощи, намереваясь выпустить «облигации Климта». Общественность объявила подписку по сбору средств. Пожертвования стали поступать, и не только от австрийцев.

Однако «справедливая цена» в течение месяца взлетела со 150 млн долларов до 245, а затем и до 300! Это огромные деньги для Австрии (даже первоначальная сумма в 150 млн долларов вдвое превышает годовой бюджет всех австрийских музеев).

Договориться с представителями Альтман австрийским властям не удалось, и 2 февраля федеральный канцлер Шуссель объявил о прекращении переговоров.

Стране не под силу так быстро собрать требуемую сумму, и где уверенность, что за это время цена не возрастет еще больше…

Адвокат Марии Альтман Рэндольф Шёнберг сообщил, что уже получил несколько предложений (в том числе и из Австрии) о покупке картин частными лицами.

Самим фактом продажи полотен  будет нарушено завещание Адели Блох-Бауэр, которая пожелала передать картины Австрийской галерее (а ведь Мария Альтман является наследницей и по ее линии).

Парадоксально, но волю Адели в какой-то мере исполнил нацистский режим, передав галерее картины Климта. Портреты Адели, несмотря на разгул антисемитизма в Австрии того времени, выставлялись в музее и во времена нацизма.

Демократическое же судопроизводство привело в конечном счете к нарушению желания Адели, не говоря уже о миллионах австрийцев, которых лишили их национальной иконы.

У Марии Альтман был редкий шанс войти в историю Австрии, проявив благородство и оставив полотна Климта на его родине.

Конечно, не безвозмездно, и первоначальная оценка в 150 млн долларов рассматривалась в Австрии как справедливая компенсация.

Однако последующий взлет цены в два раза и неуступчивость Альтман и ее представителей, конечно, не прибавили симпатии к этой пожилой женщине на родине художника. (К слову, семья Альтман всегда была весьма состоятельной.)

Австрия же пережила шок.

Невозможно представить Бельведер без австрийской «Моны Лизы»: достаточно сказать, что именно репродукция «Золотой Адели» украшает обложку современного путеводителя по Бельведеру… Во время работы арбитражного суда музей получил анонимное послание с угрозой уничтожить полотна Климта в случае решения об их передаче Альтман. Картины от греха подальше убрали в запасники. Угрожавшего разыскала полиция, он отпираться не стал, заявив,  правда, что угрозу исполнять не собирался…

В феврале 2006 года более четырех тысяч австрийцев и гостей Вены пришли в Бельведер, чтобы последний раз увидеть пять картин Климта, которые переходят в частные руки. Вскоре полотна были вновь изъяты из экспозиции, и после экспертизы будут переданы наследнице Блох-Бауэров.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/2296750

Описание картины Густава Климта «Портрет Адели Блох Бауэр I» (Золотая Адель)

Описание картины Густава Климта «Портрет Адели Блох Бауэр I» (Золотая Адель)

«Золотая Адель» – это наиболее значимое полотно Густава. Портрет Австрийской Моны Лизы заслужил скандальную славу. В 2006 г. его продали за огромную сумму – больше ста миллионов долл. США. В 2015 г. про это полотно была снята кинолента «Женщина в золотом».

Картина с изображением Адели Блох-Бауэр создавалась под влиянием искусства Византии. Художник вдохновился византийским искусством после визита в Венецию и Равенну. После посещения церквей, он перенес стиль и манеру украшения золотом церковных мозаик, на свои полотна.

Адель художник изобразил с использованием преимущественно холодных тонов. Лицо, руки эффектно выделяются среди других эпизодов картины. Портрет можно разделить на две части (вертикально): с правой стороны находится Адель, слева полотно пустое, только слабый намек на домашнюю обстановку. В нижней части полотна художник расположил подол платья Адель.

Климт не боялся проводить эксперименты с разнообразными техниками, которые использовались в живописи. Он искал новые облики для своих работ.

В 1907 году портрет «Золотой Адели» выставили в мастерской живописца в Австрии. В 1910 году его выставляли в Италии. Позднее, семья Блох-Бауэр не выставляла полотно до 1918 года. Во время военных действий в Европе, Гитлер не забрал картину в свою коллекцию – Адель родилась еврейкой. Поэтому такое полотно не могло находиться ни в Рейхстаге, ни вообще в нацисткой Германии.

Адель Блох-Бауэр завещала после своей смерти все картины Австрийской галерее. К сожалению, сегодня уже не удастся выполнить завещание женщины в золотом – все полотна была распроданы в частные коллекции.

(2 votes, average: 5.00

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-gustava-klimta-portret-adeli-blox-bauer-i-zolotaya-adel/

Ссылка на основную публикацию