- Ян ван Гойен ( 1596-1656)-голландский худож-
- ник рисовальщик и офортист родился в Лейдене.
- Учился он у Эсайаса ван дер Вельде в Харлеме,
- работал в Лейдене и в Гааге. В своих картинах
- Ян ван Гойен изображал пейзажи, окутанные
- влажным воздухом с медленно текущими реками
- и каналами, с городскими и сельскими селениями
- на низких берегах под бескрайнем небом, исполь-
- зуя коричневато — серые тона с одинокими
- фигурами лодочников и рыбаков.
-
Речной пейзаж. 1625г.
Зима. 1625г.
Лето. 1625г.
Зима на реке. 1627г.
Пейзаж с дюной. 1628г.
Дюны. 1629г.
Сенокос. 1630г.
Дюнный пейзаж. 1631г.
Фермерский дом со стогом сена. 1632г.
Крестьянские избы. 1633г.
Речной пейзаж с руинами. 1634г.
Сельские дома и крестьяне. 1636г.
Деревья у реки. 1636г.
- Паромная переправа на реке Ваал в Неймегене.
- 1641г.
Гроза. 1641г.
Ветряная мельница у реки. 1642г.
Лето на реке. 1643г.
Речной пейзаж с ветряной мельницей и разру-
шенным замком. 1644г.
Побережье у Схевеннинга. 1645г.
Вид на Емерих. 1645г.
Продолжение просмотра
Источник: https://mholland.ucoz.ru/index/jan_van_gojen/0-8
Искусство. Национальные школы живописи. — ян ван гойен
- искусство голландии
- голландский пейзаж
Зимний пейзаж около Дордрехта. 1644 г.
- Дерево, масло.
- Размеры:39-60,8 см.
- В коллекциях с 1929 г.
- Инв.№1245 (ОК)
Зима.1622 г.
Дерево, масло.
Размеры:21 см.Диаметр.
- В коллекциях музея с 1921 г.
- Инв.№1246 (ОК)
Пейзаж с фермой.1642 г.
- Холст, масло.
- Размеры:131-171 см.
- В коллекциях музея с 1847 г.
- Инв.№1247 (ОК)
Сцена с рыбаками на реке.1643 г.
- Дерево, масло.
- Размеры:34,3-44,2 см.
- В коллекциях музея с 1847 г.
- Инв.№1248 (ОК)
Шторм.1651 г.
- Дерево, масло.
- Размеры:36,5-33,5 см.
- В коллекциях музея с 1902 г.
- Инв.№1249 (ОК)
Берег реки. 1631 г.
- Дерево, масло.
- Размеры:40-50,5 см.
- Приобретена в 1925 г.
- Инв.№1252 (OK)
Вид на равнину.1642 г.
- Дерево, масло.
- Размеры:58-78,4 см.
- В коллекциях с 1958 г.
- Инв.№2496 (ОК)
Сцена на реке.1643? г.
- Дерево, масло.
- Размеры:31,5-46,5 см.
- В коллекциях с 1958 г.
- Инв.№2497 (ОК)
Пейзаж с берегом реки.1635-1640 гг.
- Дерево, масло.
- Размеры:36,3-23 см.
- Приобретена в 1990 г.
- Инв.№3198 (OK)
Сцена на льду.1627 г.
- Дерево, масло.
- Размеры:29,5-57 см.
- В коллекциях музея с 1972 г.
- Инв.№VdV 31
Парусные лодки на озере.1639 г.
- Дерево, масло.
- Размеры:47-70 см.
- В коллекциях с 1972 г.
- Инв.№VdV 32
Речной берег с мельницей и руинами замка.1644 г.
- Дерево, масло.
- Размеры:50-59 см.
- В коллекциях музея с 1961 г.
- Инв.№1250 (ОК)
Источник: http://eguarwr.ru/index/museum_boijmans_van_beuningen_jan_van_goyen/0-10799
Ян ван гойен
Ян ван Гойен по праву считается главой школы реалистического пейзажа в Голландии первой половины XVII века. Художник любил писать морские пейзажи и берега рек. Помещая линию горизонта очень низко, он придавал огромное значение небу и освещению. Несмотря на то что при жизни ван Гойена ценили мало, со времен импрессионизма он считается одним из крупнейших голландских пейзажистов.
Основные сведения о жизни ван Гойена можно почерпнуть из исторической хроники города Лейдена, составленной Яном Орлерсом, и книги Арнольда Хаубракена: «Ян ван Гойен родился в Лейдене в 1596 году. Его отец любил искусство и, заметив талант сына, отдал его в обучение первоначальным основам искусства… Потом отец послал его учиться живописи по стеклу.
Но Ян ван Гойен объявил, что только занятия масляной живописью доставляют ему удовлетворение, поэтому, чтобы не препятствовать его стремлениям, отец послал его в Горн… к Виллему Герретцену, у которого тот около двух лет работал с усердием и прилежанием. После этого он снова приехал в Лейден и работал самостоятельно.
Когда ему было около 19 лет и у него появилось желание странствовать, он поехал во Францию, но после того как посетил важнейшие города, вернулся назад.
Тут его отец, чтобы сын имел теперь достаточный успех и чтобы подготовить из него большого мастера, поехал с ним в Харлем и привел его к известнейшему пейзажисту Эсайасу ван де Велде, у которого тот оставался год и сделал такие успехи, что каждый поражался. Потом он женился и работал с 1631 года в Лейдене.
Затем выехал по какой то причине в Гаагу, где и умер в конце апреля 1656 года. Он писал большей частью спокойные водные пейзажи с милыми его сердцу торговыми и рыболовецкими судами, церковью или какой либо деревней на заднем плане, которые он большей частью зарисовывал на природе. Эти заштрихованные черным мелком листы продавались, и их очень высоко ценили любители».
Живя с 1631 года и до самой смерти (27 апреля 1656 года) в Гааге, Ван Гойен много путешествовал по родной стране, делая зарисовки в альбомах. До нас дошли четыре альбома и сотни разрозненных листов. В своих ранних работах Ван Гойен еще очень близок к учителю, Э. ван де Велде. Он пишет и жанровые сцены и пейзажи. Характерным примером подобных работ является «Паром» (1625). Произведения тридцатых–сороковых годов позволяют уже говорить о сложившемся пейзажисте, имеющем свое творческое лицо, свои темы и почерк. В «Пейзаже с крестьянской хижиной» (1634) можно найти все характерные приемы этого периода: диагональная композиция, чередование полос света и тени, тональное решение цветовой гаммы. Незатейлива композиция и «Пейзажа с дубом», где изображены кряжистое дерево возле хижин и путники на дороге. «Эти картины Гойена, несмотря на обыденность мотива, а верно именно благодаря ему, открывают новый этап в пейзажной живописи, – пишет Ю.А. Кузнецов. – Конкретность сюжета усилена в них подчеркнутой вещественностью и осязаемостью в трактовке предметного мира, приемы тонального колорита создают ощущение единой световоздушной среды. Даже ошибки в этих произведениях показательны. Мы видим, что художник ставит перед собой новую важную задачу: изображение солнечного света. На картине есть все: и контраст освещенных и затемненных участков, и падающие тени – нет только солнечного света. Да в рамках тональной живописи передать его было и невозможно, так как и тени и света писались при этом в одинаково холодных тонах, а основной закон эффекта солнечного освещения состоит в контрасте теплых светов и холодных теней». После переезда в Гаагу художник стал создавать марины («Спокойная вода», «Парусная лодка») и «открытые» речные пейзажи («Вид на Дордрехт из Папендрехта» (1633), «Вид на Оверсхи» (1635)). Ему нравится писать устье реки с виднеющейся вдали гаванью: «Вид на Веере в ветреную погоду» (1639), «Вид на Зюдерзе у Муйдерберга» (1640). Создает Ваг Гойен и картины береговой панорамы: «Вид вдаль» (1641), «Дали» (1641).
Ян ван Гойен создал виды многих городов Голландии, особенно часто он писал Нейменген и Дордрехт: «Вид на Дордрехт из Папендрехта» (1633), «Вид Мерведе у Дордрехта», «Вид Неймегена» (1643), «Вид Неймегена с Фалкенхофом» (1648), «Вид реки Ваал близ Неймегена» (1649).
Как пример можно привести картину «Вид реки Ваал близ Неймегена». Художник пишет пейзаж, словно бы увиденный глазами путника, пешехода. Перед ним расстилается широкая голландская равнина, медлительно течет река, неторопливо возятся люди около лодок, стоят коровы на песчаной отмели, между постройками старинной крепости то там, то здесь зеленеют деревья, и надо всем встает высокое облачное небо. Горизонт опущен очень низко, и у зрителя создается впечатление полной естественности изображенного. Картина кажется написанной одной двумя красками; и без того приглушенные тона, которые Гойен мог наблюдать в натуре, в картине еще более неопределенны, как и очертания и фактура предметов, но в пределах ограниченной красочной гаммы развивается все богатство оттенков, переходов цвета. Гойен прекрасно рассчитывает линейную, цветовую, воздушную перспективу, создавая иллюзию глубины пространства. Глядя на картину, почти физически ощущаешь плотность насыщенной влагой атмосферы. Арнольд Хаубракен пишет о методе работы художника: «После того как он записал весь холст более или менее многокрасочно, он начал ставить на заднем плане кляксы краски, из которых обозначились крестьянские дома… Короче говоря, его опытный глаз в хаосе нераспутанных еще красок выискивал лежащие там образы… и картина была закончена совершенно прежде, чем можно было сообразить, что он собственно намеревается сделать».
Ван Гойен большой мастер зимнего пейзажа. В сороковые годы подобные картины создаются в виде панорамы одного из голландских городов, где на переднем плане замерзшая река: «Зимний вид в окрестностях Гааги» (1645) и «Зимний пейзаж», «На льду вблизи Дордрехта» (1644), «Катание на коньках и санях». Одна из самых известных «зимних» картин художника «Конькобежцы» (1641).
Небольшая по размеру картина исполнена в тончайших нюансах серебристо серых тонов. Е.Ю. Фехнер пишет: «В атмосфере холодного зимнего дня фигуры конькобежцев постепенно превращаются в чуть заметные силуэты. Лишь одно цветовое пятно ориентирует глаз – это красный цвет плаща человека на переднем плане. Высокое облачное небо сливается на горизонте с гладью замерзшей реки. Простирающаяся во все стороны ледяная поверхность способствует впечатлению безграничного пространства. Если «Конькобежцы» Гойена – наглядный образец тональной живописи с мягким, без плановых делений разворачиванием пространства в глубину, то в картине «Зимний вид в окрестностях Гааги», написанной четыре года спустя, выступает новый важный фактор его искусства – противопоставление светлых и темных планов. Сохраняя тональное единство и подчеркнутость горизонтальной протяженности, художник теперь строит картину на контрасте между первым темным планом и светлеющей далью». В позднем этапе творчества художника палитра становится более светлой и разнообразной. Таковы «Вид на реке Маас» (1645), «Лодки в тихом море» (1646) и «Голландский пейзаж». Здесь художник демонстрирует свои лучшие качества – исключительный дар колориста и блестящее владение воздушной перспективой. Последние работы художника достойны его таланта: «Речной пейзаж с рыбачьими лодками» (1653), «Харлемское море» (1656), «Река с лодками», «Устье реки с выходящими судами» (1655).
Как всегда уголок голландской природы, изображенный художником с непритязательной простотой, воспринимается как частица большого мира, созданного как бы из единого вещества, проникнутого непрестанным движением.
Источник: http://megaznanie.ru/index.php/encyclopedia/art/1132-2010-07-09-09-10-32.html
Читать
Галина Витальевна Дятлева
Мастера пейзажа
История пейзажного жанра
В переводе с французского слово «пейзаж» (paysage) означает «природа». Именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого — воспроизведение естественной или измененной человеком природы.
Кроме того, пейзаж — это конкретное художественное произведение в живописи или графике, показывающее зрителю природу. «Героем» такого произведения является естественный или выдуманный автором природный мотив.
Элементы пейзажа можно обнаружить уже в наскальной живописи. В эпоху неолита первобытные мастера схематично изображали на стенах пещер реки или озера, деревья и каменные глыбы. На плато Тассилин-Аджер в Сахаре были обнаружены рисунки со сценами охоты и перегона стад.
Рядом с фигурками животных и человека древний художник схематично нарисовал простенький пейзаж, не дающий возможности конкретизировать место действия. В искусстве Древнего Востока и Крита пейзажный мотив — довольно часто встречающаяся деталь настенных росписей.
Так, недалеко от селения Бени-Хасан в Среднем Египте были найдены скальные гробницы древнеегипетских правителей, живших в XXI–XX веках до н. э. Одна из многочисленных фресок, покрывавших стены погребальных камер, изображает дикую кошку, охотящуюся в густых зарослях.
Среди росписей залов знаменитого Кносского дворца на острове Крит обнаружена роспись, названная исследователями «Куропатки в скалах».
«Морской порт», I в., роспись из Стабий
В древнеримском городе Стабии, разрушенном, как и Помпеи, во время извержения Везувия, среди других росписей, найденных в одном из патрицианских домов, выделяется фреска «Морской порт», представляющая собой настоящий морской пейзаж.
В качестве самостоятельного жанра пейзаж появился уже в VI веке в китайском искусстве. Картины средневекового Китая очень поэтично передают окружающий мир.
Одухотворенная и величественная природа в этих работах, выполненных в основном тушью на шелке, предстает как огромная вселенная, не имеющая границ. Традиции китайской пейзажной живописи оказали большое влияние и на японское искусство.
К сожалению, рамки нашего издания не позволяют рассказать подробно о пейзажистах Китая и Японии — это тема для отдельной книги.
В Европе пейзаж как отдельный жанр появился намного позже, чем в Китае и Японии. В период Средневековья, когда право на существование имели лишь религиозные композиции, пейзаж трактовался живописцами как изображение среды обитания персонажей.
Большую роль в формировании пейзажной живописи сыграли европейские миниатюристы.
В средневековой Франции при дворах герцогов Бургундских и Беррийских в 1410-х годах работали талантливые иллюстраторы братья Лимбург — создатели очаровательных миниатюр к часослову герцога Беррийского.
Эти изящные и красочные рисунки, рассказывающие о временах года и соответствующих им полевых работах и развлечениях, показывают зрителю природные ландшафты, выполненные с мастерской для того времени передачей перспективы.
П. де Лимбург. «Месяц март», XV в., из «Роскошного часослова герцога Беррийского»
Ярко выраженный интерес к пейзажу заметен в живописи Раннего Возрождения.
И хотя художники еще очень неумело передают пространство, загромождая его ландшафтными элементами, не сочетающимися друг с другом по масштабу, многие картины свидетельствуют о стремлении живописцев добиться гармоничного и целостного изображения природы и человека. Таково полотно «Шествие волхвов» (первая половина XV века, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) итальянского мастера Стефано ди Джованни по прозвищу Сасетта.
Стефано ди Джованни. «Шествие волхвов», первая половина XV века, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Значительный шаг вперед по пути развития пейзажной живописи сделал швейцарский художник XV века Конрад Виц, показавший в своей композиции на религиозный сюжет конкретную местность — берег Женевского озера.
Более важную роль пейзажные мотивы начали играть в эпоху Высокого Возрождения. Многие художники стали внимательно изучать натуру.
Отказавшись от привычного построения пространственных планов в виде кулис, нагромождения деталей, несогласованных в масштабе, они обратились к научным разработкам в области линейной перспективы.
Теперь пейзаж, представленный как цельная картина, становится важнейшим элементом художественных сюжетов. Так, в алтарных композициях, к которым чаще всего обращались живописцы, ландшафт имеет вид сцены с человеческими фигурами на первом плане.
Несмотря на столь явный прогресс, вплоть до XVI столетия художники включали в свои произведения пейзажные детали лишь в качестве фона для религиозной сцены, жанровой композиции или портрета. Ярчайшим примером тому является знаменитый портрет Моны Лизы (ок. 1503, Лувр, Париж), написанный Леонардо да Винчи.
Леонардо да Винчи. «Джоконда», ок. 1503, Лувр, Париж
Великий живописец с замечательным мастерством передал на своем полотне неразрывную связь человека и природы, показал гармонию и красоту, которые на протяжении вот уже многих столетий заставляют зрителя в восхищении замирать перед «Джокондой».
За спиной молодой женщины открываются безграничные просторы вселенной: горные вершины, леса, реки и моря. Этот величественный ландшафт подтверждает мысль о том, что человеческая личность так же многогранна и сложна, как мир природы. Но постичь многочисленные тайны окружающего мира люди не в силах, и это словно подтверждает загадочная улыбка на устах Джоконды.
Постепенно пейзаж вышел за рамки других художественных жанров. Этому способствовало развитие станковой живописи. В небольших по своим размерам картинах нидерландского мастера И. Патинера и немецкого художника А. Альтдорфера пейзаж начинает господствовать над сценами, показанными на переднем плане.
А. Альтдорфер. «Дунайский пейзаж», ок. 1520–1525, Старая пинакотека, Мюнхен
Многие исследователи именно Альбрехта Альтдорфера считают родоначальником немецкой пейзажной живописи. Маленькие человеческие фигурки на его полотне «Лесной пейзаж с битвой св. Георгия» (1510, Старая пинакотека, Мюнхен) теряются среди могучих стволов деревьев, мощные кроны которых заслоняют землю от солнечного света.
Написанные позднее «Дунайский пейзаж» (ок. 1520–1525, Старая пинакотека, Мюнхен) и «Пейзаж с замком Верт» (ок. 1522–1530, Старая пинакотека, Мюнхен) свидетельствуют о том, что теперь изображение природы — главная и, наверно, единственная задача художника.
В создании пейзажного жанра большую роль сыграли мастера венецианской школы. Первым художником, придававшем пейзажу огромное значение, стал Джорджоне, работавший в начале XVI столетия. Природа является главным персонажем его картины «Гроза» (ок.
1506–1507, Галерея Академии, Венеция). Пейзаж на этом полотне — уже не столько среда, в которой живет человек, сколько носитель чувств и настроений. «Гроза» предлагает зрителю погрузиться в мир природы, внимательно прислушаться к его голосам.
На первый план в картине выходит эмоциональное начало, призывающее к созерцанию, проникновению в поэтический мир, созданный мастером.
Огромное впечатление производит колорит картины: глубокие, приглушенные краски зелени и земли, свинцово-синие оттенки неба и воды и золотисто-розовые тона городских сооружений.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=178480&p=7
100 великих художников
Ян ван Гойен по праву считается главой школы реалистического пейзажа в Голландии первой половины XVII века. Художник любил писать морские пейзажи и берега рек. Помещая линию горизонта очень низко, он придавал огромное значение небу и освещению. Несмотря на то что при жизни ван Гойена ценили мало, со времен импрессионизма он считается одним из крупнейших голландских пейзажистов.
Основные сведения о жизни ван Гойена можно почерпнуть из исторической хроники города Лейдена, составленной Яном Орлерсом, и книги Арнольда Хаубракена: «Ян ван Гойен родился в Лейдене в 1596 году. Его отец любил искусство и, заметив талант сына, отдал его в обучение первоначальным основам искусства… Потом отец послал его учиться живописи по стеклу.
Но Ян ван Гойен объявил, что только занятия масляной живописью доставляют ему удовлетворение, поэтому, чтобы не препятствовать его стремлениям, отец послал его в Горн… к Виллему Герретцену, у которого тот около двух лет работал с усердием и прилежанием. После этого он снова приехал в Лейден и работал самостоятельно.
Когда ему было около 19 лет и у него появилось желание странствовать, он поехал во Францию, но после того как посетил важнейшие города, вернулся назад.
Тут его отец, чтобы сын имел теперь достаточный успех и чтобы подготовить из него большого мастера, поехал с ним в Харлем и привел его к известнейшему пейзажисту Эсайасу ван де Велде, у которого тот оставался год и сделал такие успехи, что каждый поражался. Потом он женился и работал с 1631 года в Лейдене.
Затем выехал по какой-то причине в Гаагу, где и умер в конце апреля 1656 года. Он писал большей частью спокойные водные пейзажи с милыми его сердцу торговыми и рыболовецкими судами, церковью или какой-либо деревней на заднем плане, которые он большей частью зарисовывал на природе. Эти заштрихованные черным мелком листы продавались, и их очень высоко ценили любители».
А вот что рассказывает Ю.А. Тарасов: «Обилие и дешевизна картин в буржуазной Голландии, где они зачастую рассматривались как товар, а также зависимость художников от стихии рынка заставляли их зарабатывать себе на жизнь побочными от живописи средствами.
Так, Гойен, чрезвычайно активный по своему характеру, перепродавал и сдавал внаем дома, устраивал аукционы картин, торговал луковицами тюльпанов, за которые сам платил по 60 гульденов за штуку, что в десять раз превышало ту сумму, которую он мог получить за один свой пейзаж.
Среди сохранившихся эскизов Яна ван Гойена есть целый ряд архитектурных набросков, портала дома, интерьера комнаты, украшения напольных часов – то есть его творческая натура проявлялась и в сугубо прозаической деятельности коммерсанта. Несмотря на занятия коммерцией, Гойен так и не разбогател, и после его смерти кредиторам нелегко было собрать его долги.
Все имущество художника распродали с аукциона, при этом три его картины оценили всего лишь в 40 гульденов. Такова была судьба многих художников-пейзажистов национального направления».
Живя с 1631 года и до самой смерти (27 апреля 1656 года) в Гааге, Ван Гойен много путешествовал по родной стране, делая зарисовки в альбомах. До нас дошли четыре альбома и сотни разрозненных листов.
В своих ранних работах Ван Гойен еще очень близок к учителю, Э. ван де Велде. Он пишет и жанровые сцены и пейзажи. Характерным примером подобных работ является «Паром» (1625). Произведения тридцатых–сороковых годов позволяют уже говорить о сложившемся пейзажисте, имеющем свое творческое лицо, свои темы и почерк.
В «Пейзаже с крестьянской хижиной» (1634) можно найти все характерные приемы этого периода: диагональная композиция, чередование полос света и тени, тональное решение цветовой гаммы. Незатейлива композиция и «Пейзажа с дубом», где изображены кряжистое дерево возле хижин и путники на дороге.
«Эти картины Гойена, несмотря на обыденность мотива, а верно именно благодаря ему, открывают новый этап в пейзажной живописи, – пишет Ю.А. Кузнецов.
– Конкретность сюжета усилена в них подчеркнутой вещественностью и осязаемостью в трактовке предметного мира, приемы тонального колорита создают ощущение единой световоздушной среды. Даже ошибки в этих произведениях показательны.
Мы видим, что художник ставит перед собой новую важную задачу: изображение солнечного света. На картине есть все: и контраст освещенных и затемненных участков, и падающие тени – нет только солнечного света.
Да в рамках тональной живописи передать его было и невозможно, так как и тени и света писались при этом в одинаково холодных тонах, а основной закон эффекта солнечного освещения состоит в контрасте теплых светов и холодных теней».
После переезда в Гаагу художник стал создавать марины («Спокойная вода», «Парусная лодка») и «открытые» речные пейзажи («Вид на Дордрехт из Папендрехта» (1633), «Вид на Оверсхи» (1635)).
Ему нравится писать устье реки с виднеющейся вдали гаванью: «Вид на Веере в ветреную погоду» (1639), «Вид на Зюдерзе у Муйдерберга» (1640).
Создает Ваг Гойен и картины береговой панорамы: «Вид вдаль» (1641), «Дали» (1641).
Ян ван Гойен создал виды многих городов Голландии, особенно часто он писал Нейменген и Дордрехт: «Вид на Дордрехт из Папендрехта» (1633), «Вид Мерведе у Дордрехта», «Вид Неймегена» (1643), «Вид Неймегена с Фалкенхофом» (1648), «Вид реки Ваал близ Неймегена» (1649).
Как пример можно привести картину «Вид реки Ваал близ Неймегена». Художник пишет пейзаж, словно бы увиденный глазами путника, пешехода.
Перед ним расстилается широкая голландская равнина, медлительно течет река, неторопливо возятся люди около лодок, стоят коровы на песчаной отмели, между постройками старинной крепости то там, то здесь зеленеют деревья, и надо всем встает высокое облачное небо.
Горизонт опущен очень низко, и у зрителя создается впечатление полной естественности изображенного.
Картина кажется написанной одной-двумя красками; и без того приглушенные тона, которые Гойен мог наблюдать в натуре, в картине еще более неопределенны, как и очертания и фактура предметов, но в пределах ограниченной красочной гаммы развивается все богатство оттенков, переходов цвета. Гойен прекрасно рассчитывает линейную, цветовую, воздушную перспективу, создавая иллюзию глубины пространства. Глядя на картину, почти физически ощущаешь плотность насыщенной влагой атмосферы.
Арнольд Хаубракен пишет о методе работы художника: «После того как он записал весь холст более или менее многокрасочно, он начал ставить на заднем плане кляксы краски, из которых обозначились крестьянские дома… Короче говоря, его опытный глаз в хаосе нераспутанных еще красок выискивал лежащие там образы… и картина была закончена совершенно прежде, чем можно было сообразить, что он собственно намеревается сделать».
Ван Гойен большой мастер зимнего пейзажа. В сороковые годы подобные картины создаются в виде панорамы одного из голландских городов, где на переднем плане замерзшая река: «Зимний вид в окрестностях Гааги» (1645) и «Зимний пейзаж», «На льду вблизи Дордрехта» (1644), «Катание на коньках и санях». Одна из самых известных «зимних» картин художника «Конькобежцы» (1641).
Небольшая по размеру картина исполнена в тончайших нюансах серебристо-серых тонов. Е.Ю. Фехнер пишет: «В атмосфере холодного зимнего дня фигуры конькобежцев постепенно превращаются в чуть заметные силуэты.
Лишь одно цветовое пятно ориентирует глаз – это красный цвет плаща человека на переднем плане. Высокое облачное небо сливается на горизонте с гладью замерзшей реки.
Простирающаяся во все стороны ледяная поверхность способствует впечатлению безграничного пространства.
Если «Конькобежцы» Гойена – наглядный образец тональной живописи с мягким, без плановых делений разворачиванием пространства в глубину, то в картине «Зимний вид в окрестностях Гааги», написанной четыре года спустя, выступает новый важный фактор его искусства – противопоставление светлых и темных планов. Сохраняя тональное единство и подчеркнутость горизонтальной протяженности, художник теперь строит картину на контрасте между первым темным планом и светлеющей далью».
В позднем этапе творчества художника палитра становится более светлой и разнообразной. Таковы «Вид на реке Маас» (1645), «Лодки в тихом море» (1646) и «Голландский пейзаж». Здесь художник демонстрирует свои лучшие качества – исключительный дар колориста и блестящее владение воздушной перспективой.
Последние работы художника достойны его таланта: «Речной пейзаж с рыбачьими лодками» (1653), «Харлемское море» (1656), «Река с лодками», «Устье реки с выходящими судами» (1655).
Как всегда уголок голландской природы, изображенный художником с непритязательной простотой, воспринимается как частица большого мира, созданного как бы из единого вещества, проникнутого непрестанным движением.
Источник: https://litra.info/book/100-velikikh-khudozhnikov/page-28.html
Ян ванн Гойен, «Вид реки Вааль у Неймегена»
В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве хранится небольшая картина голландского художника.
На ней изображен средневековый город под низким и хмурым небом, расположенный на берегу реки. Это всего лишь пейзаж, но почему-то при виде полотна возникает ощущение, будто знаешь о Голландии практически все.
Это всего лишь вид уголка чужой земли, но откуда рождается чувство любви к нему?
Имя автора картины – Ян ван Гойен, творчество которого сыграло большую роль в развитии голландской живописи XVII в.
Ван Гойен считается основоположником голландского реалистического пейзажа, и именно в его картинах закладываются те традиции жанра, которые будут определять дальнейшую эволюцию этого вида изобразительного искусства.
Поэтому с полным правом можно утверждать, что в работах ван Гойена пейзаж окончательно оформился как самостоятельный жанр.
Интерес ван Гойена к отражению на полотне особенностей родной природы проснулся рано. Еще будучи учеником Э.
ван де Велде, под чьим влиянием, собственно, и сложилась его творческая манера, ван Гойен начинает работать с возможностями этого жанра.
В то время он делает пока лишь легкие наброски и зарисовки, варьирует темы, но в кисти художника уже чувствуется нечто от будущего мастера пейзажей. Такова была школа ван Гойена-художника.
В ранних работах ван Гойена привлекает какой-нибудь крупный, значительный предмет, который размещается художником на переднем плане. Он позволяет задержать внимание зрителя, однако цветового единства еще нет. Над живописцем довлеют рамки предшествующих опытов, но он уже на пути к освобождению от них.
Примером может послужить картина «Сенокос», написанная в 1630 г. Дальнейшая эволюция ван Гойена ознаменована отказом от этих опорных пунктов и переключением внимания на передачу атмосферы, градации освещения, использование цветовой созвучности.
Классического видения принципов голландского пейзажа ван Гойен добился в работе над «Видом реки Вааль у Неймегена», созданной девятнадцать лет спустя после «Сенокоса».
Голландский пейзаж – это не стремление запечатлеть космически целостную картину природы. Это пейзаж глубоко национальный, с видами конкретной местности.
Ясный день или пасмурное небо, мельница на берегу реки или крепостная стена – все становилось для художников источником вдохновения, передаваемого с глубоким чувством любви и искренней привязанности.
Внутреннее отношение к объекту сказывалось настолько сильно при работе, что отражение его на полотне заметно даже неопытному глазу. Не лишены этого и произведения ван Гойена, отчего и рождается то необъяснимо теплое чувство при взгляде на «Вид реки Вааль у Неймегена».
Возможно, в «Виде реки Вааль» мастер впервые отступает от традиционного метода построения пространства. До ван Гойена иллюзию глубины принято было создавать посредством кулисного расположения объектов с отступающими планами.
Композиционный центр в таком случае необходимо располагать строго в середине. Ван Гойен находит другой прием.
Он строит перспективу с помощью диагональной композиции, расположив наиболее мелкие детали на левом заднем плане, а самый значительный объект – на правом переднем, на котором и находится «точка отсчета»—место, откуда и происходит все движение на полотне.
Созданию визуального эффекта глубины служит и постепенное убывание четкости изображения объектов, благодаря чему на дальнем фоне явственно возникает воздушная дымка. Ощущение воздуха – одно из важных достижений ван Гойена.
Тонко используя градацию цветов, художник, удаляясь вглубь, уменьшает отчетливость и звучность тонов, наполняя пейзаж воздушной свободой, которая удивительным образом воссоздает влажность речных испарений, легкость расплывшегося тумана, обволакивающего собой предметы.
Для передачи равнинного характера местности ван Гойен использует низкий горизонт, оставив практически все место на полотне хмурому небу с тяжелыми облаками. Небо играет здесь едва ли не ведущую роль. Само подобное видение небесного элемента является открытием голландской живописи, и ван Гойен гениально применяет известный опыт для воздействия на зрителя.
Затянутое облаками, оно изменяется, и это движение можно явственно воспринимать, а низкий горизонт способствует созданию ощущения необычайной высоты. Используя серовато-серебристые тона, ван Гойен помещает все предметы в единую световоздушную среду, где сближенные и рассеянные друг в друге части рождают неповторимую целостность.
Источник: http://jivopis.org/gojen-yan-vann—vid-reki-vaal-u-nejmegena/