Крамской Иван Николаевич (1837-1887), русский живописец, рисовальщик и художественный критик. Идейный вождь демократического движения в русском искусстве 1860-80-х гг. Учился в петербургской АХ (1857-63). Преподавал в Рисовальной школе ОПХ (1863-68).
Инициатор «бунта четырнадцати», который завершился выходом из АХ её выпускников, организовавших Артель художников. Один из создателей и идеологов ТПХВ (смотри Передвижники).
Портреты Крамского, составившие галерею образов крупнейших деятелей русской культуры, воплощают возвышенные морально-этические и эстетические идеалы художника, его представления о человеке-гражданине («Л. Н. Толстой», 1873, «И. И. Шишкин», 1873, «П. М. Третьяков», 1876, «М. Е. Салтыков-Щедрин», 1879, — все в ГТГ).
Демократические взгляды Крамского нашли яркое выражение в портретах крестьян, отразивших душевное богатство и внутренне достоинство человека из народа, а порой и зреющий в нём социальный протест («Полесовщик», 1874, ГТГ; «Мина Моисеев», 1882, ГРМ).
В картине «Христос в пустыне» (1872, ГТГ) Крамской, продолжая гуманистическую традицию А. А. Иванова, трактовал религиозный сюжет в морально- философском плане, воплотил сложные раздумья современников над судьбами мира, идею героического самопожертвования.
Крамской создал также ряд картин, стоящих на грани портрета и тематической картины, в которых раскрывал сложные душевные движения, характеры и судьбы («Некрасов в период 'Последних песен'», 1877-78, «Неизвестная»,И. Н. Крамской: Неизвестная — 1883 75,5 x 99 см Холст, масло Реализм Россия Москва. Государственная Третьяковская галерея
И. Н. Крамской «Неизвестная» 1883
1883, «Неутешное горе», 1884, — все в ГТГ). Демократическая направленность творчества Крамского, его взгляды на искусство, представления о высоком общественном долге художника оказали существенное влияние на художественную жизнь России последней трети XIX в.
Девушка с кошкой 1882
Девушка с распущенной косой 1873
Женский портрет
Женский портрет 2
Женский портрет 3
Женский портрет 4
Женский портрет 1867
Женский портрет 1884
За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника 1866-1869
- Неизвестная 1883
- Неутешное горе 1884
- Портрет Варвары Кирилловны Лемох в детстве 1882
- Портрет Веры Николаевны Третьяковой
- Портрет императрицы Марии Фёдоровны
- Портрет Ольги Афанасьевны Рафтуполо 1867
Портрет С. И. Крамской
Портрет С. И. Крамской
Портрет Софьи Николаевны Крамской 1879
Источник: https://maxpark.com/community/5507/content/2127470
Иван Николаевич Крамской 27 мая 1837 г 24
«Голова крестьянина» 1874 Холст, масло Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого
«Девочка в глубой шали»
«Девочка в кресле с книгой»
«Девочка книгой» 1870
«Девушка с распущенной косой» 1873 Холст, масло 57, 2 x 48, 9 Государственная Третьяковская галерея Москва
«Женский портрет» 1867 Холст, масло Государственный музей искусств им. А. Кастеева Республики Казахстан
«Женский портрет» 1880 -е Бумага, акварель, белила 19, 2 x 15, 8 Научно-исследовательский институт Российской Академии художеств Санкт-Петербург
«Женский портрет» 1881 Холст, масло 107, 5 x 63 Областная картинная галерея им. А. А. Дейнеки Курск
«Женский портрет» 1885 Холст, масло 80, 4 х 53, 5 Государственная Третьяковская галерея Москва
«Женский портрет» Холст, масло 58, 5 x 48, 3 Костромской государственный объединенный художественный музей Кострома
«За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской» 1863 г Холст, масло 64, 5 x 56 Государственная Третьяковская галерея Москва
«И. Крамской пишущий портрет своей дочери» 1884 г. Картон, масло 16, 5 x 24. Государственная Третьяковская галерея. Москва
«Императрица Мария Федоровна, супруга императора Александра III» «Портрет императрицы Марии Федоровны» 1882 г. Холст, масло 90 х 72. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
«Иродиада» 1884
«Крестьянин Игратий Пирогов, натурщик Академии художеств» 1874 г.
«Крестьянин с уздечкой. Мина Моисеев» 1883 Холст, масло Киевский государственный музей русского искусства
«Лесная тропинка» Начало 1870 -х Холст, масло. 46 x 67 см Государственная Третьяковская галерея
«Лунная ночь» 1880 г Холст, масло 178, 8 x 135, 2 Государственная Третьяковская галерея Москва
«Майская ночь» 1871 Холст, масло 88 x 132. Государственная Третьяковская галерея. Москва
«Мельник» 1873 Холст, масло 73, 5 x 58 Государственный Русский музей Санкт-Петербург
«Мина Моисеев» Этюд для катрины «Крестьянин с уздечкой» . 1882 г. Холст, масло 56, 5 x 45 Государственный Русский музей Санкт-Петербург
«Молитва Моисея после перехода израильтян через Черное море» 1861 Холст, масло. 142 x 105 см Национальный художественный музей Республики Беларусь
«Н. А. Некрасов в период «Последних песен» » 1877 -78 г Холст, масло 105 x 89 Государственная Третьяковская галерея Москва
«Н. А. Кошелев. Урок музыки» 1865 г.
«Неизвестная» 1883 г. Холст, масло 75, 5 x 99 Государственная Третьяковская галерея Москва Фрагмент
«Неутешное горе» 1884. Холст, масло. 228 х 141 Государственная Третьяковская галерея Москва
«Неутешное горе» Начало 1880 -х гг.
«Оскорбленный еврейский мальчик» 1874 г. Холст, масло 56, 1 x 44, 2 Государственный Русский музей Санкт-Петербург
«Осмотр старого дома» 1874 Холст, масло Государственная Третьяковская галерея
«Пасечник» 1872 г Холст, масло. 63 x 49 см Государственная Третьяковская галерея
«Полесовщик» 1874 г Холст, масло 84 x 62 Государственная Третьяковская галерея Москва
«Портрет Александра III» 1886 Холст, масло 129 x 91, 5 Государственный Русский музей Санкт-Петербург
«Портрет Алексея Сергеевича Суворина» 1881 г. Холст, масло 138, 5 x 88 Государственный Русский музей Санкт-Петербург
«Портрет Анатолия Ивановича Крамского» 1882 Холст, масло 73, 5 x 61, 5 Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского Воронеж
«Портрет Веры Николаевны Третьяковой» 1876 г. Холст, масло 226 x 148 Государственная Третьяковская галерея. Москва «Портрет Веры Николаевны Третьяковой» 1876 г Холст, масло 92 x 70 Государственная Третьяковская галерея Москва
«Портрет Е. Н. Корниловой» 1880 г.
«Портрет Николая Крамского, сына художника» 1882 г Холст, масло Государственная Третьяковская галерея
«Портрет П. А. Брюллова» 1879 г.
«Портрет П. А. Валуева» Начало 1880 -х г.
«Портрет П. И. Мельникова» 1876 Холст, масло 88 х 73 Государственная Третьяковская галерея Москва
«Портрет Павла Михайловича Третьякова» 1876 г Холст, масло 59 x 49 Государственная Третьяковская галерея Москва
«Портрет С. Крамской, жены художника» 1879 г
«Портрет С. Н. Крамской в шляпе» 1863 г. Государственный Русский музей
«Портрет С. С. Боткиной» 1879 Холст, масло 93 х 71 Государственная Третьяковская галерея Москва
«Портрет Сони Крамской, дочери художника» 1870 г.
«Портрет Софьи Ивановны Крамской» 1880 -е Бумага, акварель 15, 7 x 10, 5 Государственная Третьяковская галерея Москва
«Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника» 1882 г. Холст, масло 118 x 70, 1 Государственный Русский музей Санкт-Петербург
Крамской И. Н. Портрет Софьи Николаевны и Софьи Ивановны Крамских, жены и дочери художника 1875 (Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского)
«Портрет Ф. Р. Салтыковой, матери жены художника» 1875 г.
«Портрет Ф. Ф. Петрушевского» 1882 г.
«Портрет Ю. Ф. Самарина» 1878 г Холст, масло 87 х 69
«Портрет адмирала Л. Л. Хайдена»
«Портрет актера Василия Васильевича Самойлова» 1881 Холст, масло 98 x 77 Государственная Третьяковская галерея Москва
«Портрет артиста Александра Павловича Ленского в роли Петруччио» 1883 г Холст, масло 62 x 53, 5 Государственная Третьяковская галерея Москва
«Портрет астронома О. В. Струве, директора Пулковской обсерватории» 1886 г. Холст, масло 135, 5 x 102 Государственный Русский музей Санкт-Петербург
«Портрет вице-директора департамента разных податей и сборов Я. И. Голубева» 1884 г. Холст, масло 132 x 102, 8 Государственный Русский музей Санкт-Петербург
«Портрет дамы» (предположительно Полины Виардо) Государственная Третьяковская галерея
«Портрет доктора К. А. Раухфуса» 1887 г. Холст, масло Государственный Русский музей
«Портрет доктора Сергея Сергеевича Боткина» 1882 г Холст, масло 70, 7 x 57, 5 Государственная Третьяковская галерея Москва
«Портрет историка Андриана Викторовича Прахова» 1879 г Холст, масло 88, 5 x 69 Государственная Третьяковская галерея Москва
«Портрет княгини Екатерины Алексеевны Васильчиковой» 1867 Холст, масло Пермская государственная художественная галерея
«Портрет князя П. И. Ливена» 1879 Холст, масло 104 х 70, 5 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань
«Портрет неизвестного» 1875 г.
«Портрет певицы Елизаветы Андреевны Лавровской, на эстраде в Дворянском собрании» 1879 Холст, масло. 166 x 121 см Государственный Русский музей
Портрет Александра Сергеевича Грибоедова 1875
«Портрет писателя Дмитрия Васильевича Григоровича» 1875 г Холст, масло 86 x 68 Государственная Третьяковская галерея Москва
«Портрет писателя Ивана Александровича Гончарова» 1874 Холст, масло 114 x 94 Государственная Третьяковская галерея Москва
«Портрет писателя Льва Николаевича Толстого» 1873 Холст, масло 98 x 79, 5 Государственная Третьяковская галерея Москва
«Портрет писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина (18261889)» 1879 г Холст, масло 88 х 68 Государственная Третьяковская галерея Москва
«Портрет поэта Я. П. Полонского» 1875 г Холст, масло 73, 8 х 59, 2 Государственная Третьяковская галерея Москва
«Портрет скульптора М. М. Антокольского» 1876 г. Холст, масло 75 x 63, 5 Государственный Русский музей Санкт-Петербург
«Портрет старого крестьянина»
«Портрет украинского писателя и художника Тараса Григорьевича Шевченко» 1871 Холст, масло 84 x 65 Государственная Третьяковская галерея Москва
«Портрет философа и поэта Владимира Сергеевича Соловьева» 1885 г. Холст, масло 113 x 94 Государственный Русский музей Санкт-Петербург
«Портрет фотографа А. И. Деньера» 1883 г.
«Портрет химика Дмитрия Ивановича Менделеева» 1878 Холст, масло 90 x 72 Петербургский университет Санкт-Петербург
«Портрет художественного критика П. М. Ковалевского» 1886 г.
«Портрет художника А. И. Куинджи» 1877 г
«Портрет художника А. П. Соколова» 1883 г.
«Портрет художника Александра Дмитриевича Литовченко» 1878 Холст, масло 96 x 69 Государственная Третьяковская галерея Москва
«Портрет художника Архипа Ивановича Куинджи» Конец 1870 -х Холст, масло 118 x 84 Научно-исследовательский институт Российской Академии художеств Санкт-Петербург
«Портрет художника Б. Б. Венига» 1861 г.
«Портрет художника В. Г. Перова» 1881 г.
«Портрет художника Василия Максимовича Максимова» 1878 г. Коричневая бумага, акварель, белила 29, 4 x 22 Государственный Русский музей Санкт-Петербург
«Портрет художника Григория Григорьевича Мясоедова» 1872 Холст, масло 39, 4 x 24, 8 Государственная Третьяковская галерея Москва
«Портрет художника Шишкина» 1873 Холст, масло 110, 5 x 78 Государственная Третьяковская галерея Москва
«Портрет художника И. И. Шишкина» 1880 г. Холст, масло 116 x 84 Государственный Русский музей Санкт-Петербург
«Портрет художника И. П. Раулова» 1864 г.
«Портрет художника Ильи Ефимовича Репина» 1876 Холст, масло 102 x 70 Государственная Третьяковская галерея Москва
«Портрет художника К. А. Савицкого» 1871 Холст на картоне, масло 42 x 33 Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского Воронеж
«Портрет художника М. В. Дьяконова» 1875 г.
«Портрет художника Михаила Константиновича Клодта» 1871 Холст, масло, монохромная живопись 89 x 69 Государственная Третьяковская галерея Москва
«Портрет художника Н. А. Кошелева» 1866 г.
«Портрет художника П. П. Чистякова» 1861 г.
«Портрет художника Федора Александровича Васильева» 1871 Холст, масло, монохромная живопись 88, 3 x 68, 3 Государственная Третьяковская галерея Москва
«Портрет художника и фотографа Михаила Борисовича Тулинова» 1868 Холст, масло 116 x 81 Государственная Третьяковская галерея Москва
«Русский монах в созерцании»
«С утра до позднего вечера бродит по темным дубравам» Иллюстрация к повести Н. В. Гоголя
«Святочное гадание» 1870 Бумага, итальянский карандаш, сепия; растушевка 25, 8 х 34, 5 Государственная Третьяковская галерея. Москва
«Семья художника» 1866 Бумага коричневая, наклеенная на бумагу, сепия, белила 30, 6 x 31 Государственная Третьяковская галерея Москва
«Созерцатель» 1876 Холст, масло Киевский государственный музей русского искусства
«Сомнамбула» 1871 Холст, масло Государственная Третьяковская галерея
«Хохот. «Радуйся, царю иудейский» » 1877 г. Холст, масло. 373 x 501 см Государственный Русский музей
«Христос в пустыне» 1872 г. Холст, масло 180 х 210 Государственная Третьяковская галерея Москва
Источник: https://present5.com/ivan-nikolaevich-kramskoj-27-maya-1837-g-24/
История в художественных образах (Софья Крамская)
Жены художников — большая и интересная тема в истории искусства. Часто эти женщины были не только хозяйками домашнего очага, но и музами живописцев. О многих из них мы знаем только по портретам и то, если об этом особо сообщается в названии картины. Имена же других упоминаются лишь вскользь в специальной литературе.
Но не будь этих женщин может быть и не было бы многого из того, что подарили миру известные художники. У каждой из них была своя судьба: у кого-то счастливая, у кого-то трагическая. Попробуем же хотя бы чуть-чуть отдать дань уважения этим спутницам великих талантов.
В этот раз речь пойдет от жене художника Ивана Николаевича Крамского, Софье Николаевне Крамской.
Ты зачиталась… Ты уже не здесь —
и позову, так не дождусь ответа!..
- Я поняла, что мир жестокий весь
- Остался за стенами книги этой.
- Вновь я тобой любуюсь, затаясь —
Ну вот, слезинка… а за ней — вторая…
О, тонкая, таинственная связь —
Где? На пороге ада?.. Или — рая..?
Но — резкий звук! И сказочный мираж
Метнулся прочь, поспешно убегая.
Вернулась?… Здравствуй, милая!
Я — Страж!
И, как могу, тебя оберегаю!..
Марианна Видяева
Крамской И.Н. За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника 1867–1869
(Государственная Третьяковская галерея)
Знаменитый портрет жены художника «За чтением» знакомит нас с молодой и довольно красивой женщиной. Написан он был уже спустя 5-7 лет с того момента, как И.Н.
Крамской стал официальным мужем Софьи Николаевны и произошло это в 1862 году, за несколько месяцев до окончания Академии Художеств.
Хотелось бы здесь написать яркую и романтичную историю знакомства и начала любви двух людей, но суровая жизнь редко предлагает большинству из нас что-то подобное. Так было и в жизни этой пары…
Крамской И.Н. Портрет Софьи Николаевны Крамской 1863
А начиналось все довольно неприглядно, учитывая условности и правила поведения того времени, Софья Николаевна Прохорова вполне могла бы претендовать на то, чтобы ее называли «женщиной легкого поведения».
Ее гражданский брак с женатым на другой женщине господиным Поповым (тоже художником) закончился катастрофой: возлюбленный бежал за границу, оставив молодую женщину одну без средств к существованию и с подмоченной репутацией.
Как и где Крамской с ней познакомился источники умалчивают, но презрев все светские условности он принял живейшее участие в судьбе Софьи Николаевны и спустя некоторое время она стала его женой уже официально.
Художник Крамской Иван Николаевич с женой Софьей Николаевной Крамской 1864
На плечи Софьи Николаевны легко ведение хозяйства в созданной после «бунта четырнадцати» Санкт-Петербургской Артели Художников., а чуть позже и участие в судьбе Товарищества передвижных художественных выставок, организатором и руководителем которого стал Иван Николаевич Крамской. В 1869 году семья И.Н.
Крамского сняла одну из квартир в районе Васильевского Острова на третьем этаже елисеевского доходного дома. Об этом есть упоминание в письме к основателю знаменитой московской галереи П. М. Третьякову: «Если до моего отъезда Вы почтите меня ответом, то сообщаю к сведению мой адрес: В. О.
, Биржевой переулок, дом братьев Елисеевых (бывший Меняева), кварт. № 58«. Членами семьи художника на тот момент были: дети, теща Феодора Романовна Салтыкова, жена Софья Николаевна и прислуга.
За время брака Софья Николаевна родила мужу шестерых детей, вела хозяйство в доме, организовывала вечера-собрания художников и прочих людей искусства, а кроме того была еще и вдохновительницей его творчества.
Крамской И.Н. Крамская Софья Николаевна с ребенком и Салтыкова Феодора Романовна мать жены художника (семья художника, 1866)
Вот как вспоминает свою первую встречу с Софьей Николаевной Крамской худодник Михаил Васильевич нестеров: «В начале 80-х годов, переехав из Москвы в Петербург, я поступил в Академию художеств. Занятия мои в ней пошли плохо, и я вскоре охладел к ней — стал ежедневно посещать Эрмитаж, стал копировать «Неверие Фомы» Вандика…
По понедельникам в определенный час приезжал туда Крамской давать уроки вел. кн. Екатерине Михайловне и до начала урока, а иногда после него он проходил анфиладой зал к дочери американского посла, копировавшей что-то, и делал ей свои замечания…
И, помню, как-то в один из понедельников, когда копия была почти закончена, вдали показалась фигура Крамского, раздались его какие-то особенные шаги, шаги «значительного человека», и совершенно неожиданно он, поравнявшись со мной, повернул, подошел ко мне вплотную; окинув копию внимательно, спросил, как моя фамилия, где учусь, давно ли в Петербурге.
Я ответил, что зовут меня так-то, учусь в Академии, из Москвы, ученик Перова, что с Академией не в ладах. Говоря о Перове, видимо, чем-либо выдал свои неравнодушные чувства к нему, что понравилось Крамскому. Кончилось дело совсем неожиданно: Крамской пригласил меня бывать у него, просил не откладывать свой приход и дал адрес.
Через несколько дней, принарядившись изрядно, — однако, полагаю, имея вид порядочного «бурсака», — я пустился на Малую Невку, где тогда, в доме Елисеева, жили Крамской, Куинджи, Литовченко, Клодт, Волков и еще кто-то из передвижников.
Поднявшись на третий этаж, с замиранием сердца я позвонил; прошла минута, дверь отворилась, и передо мной стояла дама, красивая, средних лет, в каком-то необычном костюме, не то в греческой, не то в римской тунике. Я спросил Ивана Николаевича, назвал свое имя, меня пригласили войти.
Вид мой едва ли был боевой; все меня поражало своим великолепием, я мысленно говорил: «Так вот как живут настоящие художники». Красивая дама была жена Крамского. Она скоро увидала, что со мной каши не сваришь, позвала лакея и приказала провести меня к Ивану Николаевичу в мастерскую, которая была в верхнем этаже по той же лестнице«.
Крамской И.Н. В парке. Портрет Софьи Николаевны и Софьи Ивановны Крамских, жены и дочери художника 1875
(Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского)
Крамской безумно любил свою семью, и как сообщают его письма к друзьям, именно благодаря ей появились на свет многие его живописные работы. Портретов Софьи Николаевны не так много, но каждый из них рассказывает нам историю ее жизни. Картина «В парке. Портрет жены и дочери» (1875) — одна из таких работ.
Крамской не раз делился с Третьяковым своими мыслями о семье и в частности о жене: «Не знаю также, отчего я угадал человека, но я угадал его, потому что во всех критических случаях жизни (когда именно человек и сказывается) этим человеком все приносилось в жертву, если по моему мнению мое искусство этого требовало«.
И в другой раз: «Если она говорит мне что-нибудь относительно моих работ, я беспрекословно подчиняюсь. Одиннадцатилетний опыт сделал меня таким«.
Крамской И.Н. Неутешное горе 1884
Как и в любой семье, в семье Крамского случались и несчастья. В 1876 году он потерял сына Марка, а в 1879 году умер и второй сын, Иван. Это было одно из причин резкого ухудшения здоровья художника. Вместе с ним страдала и жена.
И если женское сердце все привыкло носить в себе, то страдания Крамского-отца выплеснулись на холст, что стало причиной появления картины «Неутешное горе».
«Совершенно справедливо, что картина моя «Неутешное горе» покупателя не встретит, это я знаю также хорошо, даже, может быть, лучше, но ведь русский художник, пока остается еще на пути к цели, пока он считает, что служение искусству есть его задача, пока он не овладел всем, он еще не испорчен и потому способен еще написать вещь, не рассчитывая на сбыт. Прав я или ошибаюсь, но я в данном случае хотел только служить искусству.Если картина никому не будет нужна теперь, она не лишняя в школе русской живописи вообще. Это не самообольщение, потому что я искренне сочувствовал материнскому горю, я искал долго чистой формы и остановился, наконец, на этой форме потому, что больше 2-х лет это форма не возбуждала во мне критики…» — так писал И.Н.Крамской П.М.Третьякову. Чтобы помочь другу , Третьяков выкупил эту картину для своей частной коллекции и таким образом нам осталовь на память живое свидетельство горя, постигшего семью художника.
Иван Николаевич Крамской
Неизвестная [1883]
Холст, масло. Третьяковская галерея
В 1883 году И.Н.Крамской выставил на Передвижной выставке свою знаменитую картину-загадку «Неизвестная». Так до сих и не ясно, что же за дама изображена на ней.
Искусствоведы и историки до сих пор спорят, называют имена, но тайна так и остается тайной. По одной из версий, прототипом для написания картины послужила жена художника Софья Николаевна Крамская.
Вполне так может и быть, если вспомнить историю ее жизни…
Это, пожалуй, самое известное произведение Крамского, самое интригующее, остающееся по сей день непонятым и неразгаданным. Назвав свою картину «Неизвестная», умный Крамской закрепил навеки за ней ореол таинственности. Современники буквально терялись в догадках.
Ее образ вызывал беспокойство и тревогу, смутное предчувствие удручающего и сомнительного нового — появление типа женщины, не вписывавшейся в прежнюю систему ценностей. «Неизвестно: кто эта дама, порядочная или продажная, но в ней сидит целая эпоха», — констатировали некоторые. Стасов громогласно назвал героиню Крамского «кокоткой в коляске».
Третьяков также признался Стасову, что «прежние работы» Крамского ему нравятся больше последних. Были критики, которые соединяли этот образ с Анной Карениной Льва Толстого, сошедшей с высоты своего социального положения, с Настасьей Филипповной Федора Достоевского, поднявшейся над положением падшей женщины, также назывались имена дам света и полусвета.
К началу XX века скандальность образа постепенно перекрылась романтически-загадочной аурой блоковской «Незнакомки». В наше время “Неизвестная” Крамского стала воплощением аристократизма и светской утонченности. Словно царица она возвышается над туманным белым холодным городом, проезжая в открытом экипаже по Аничкову мосту.
Ее наряд — шляпа “Франциск”, отделанная изящными легкими перьями, “шведские” перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто “Скобелев”, украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет — все это модные детали женского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую элегантность.
Однако это не означало принадлежности к высшему свету, скорее наоборот — кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах русского общества.В советское время «Неизвестная» Крамского стала воплощением аристократизма и светской утонченности, почти что русской Сикстинской мадонной — идеалом неземной красоты и духовности.
К сожалению, сведения о Софье Николаевне довольно скупые: ни точных годов жизни, ни места ее последнего упокоения пока узнать не удалось. Но такова судьба многих муз, ведь они пребывают лишь в тени великого таланта и история редко воздает им должное…
Источник
Источник: http://houseofmylove.blogspot.com/2011/01/blog-post_7833.html